Сеньор феодал – что такое феодал, оброк, барщина, феодальная раздробленность, вассал, гильдия, ересь, натуральное хозяйство, сеньор…

Содержание

это кто? Значение слова «феодал»

Средневековье — особая эпоха, которой присущи исторически уникальные характеристики — еретики и инквизиция, индульгенция и алхимия, крестовые походы и феодализм.

Кто такой феодал? Это определение и понятие феодализма более подробно рассматриваются ниже.

Понятие феодализма

Феодализм — это особая система земельно-правовых отношений, сложившаяся в Западной Европе в период Средневековья.

Основой такой формы отношений был феодал. Это собственник земельного надела (феода). Каждый феодал получал землю вместе с крестьянами от другого, более крупного собственника (сеньора), и считался с тех пор его вассалом. Все вассалы были на военной службе у сеньоров и должны были по первому зову выступать с оружием в руках против его врагов.

Иерархия

Иерархия феодализма была достаточно сложна. Чтобы в ней разобраться, сначала рассмотрим упрощенную модель отношений из 3 звеньев: на низшей ступени стоял крестьянин, простолюдин, который был во власти хозяина — феодала, над которым стоял монарх.

Но феодал — это не просто человек, входящий в определенную прослойку общества, это часть сложной системы. Феодальная лестница состоит из нижестоящих рыцарей — вассалов, которые были на службе у вышестоящих сеньоров. Каждый сеньор, в свою очередь, был также чьим-то вассалом. Главой государства был король.

Схематическая цепь иерархии может быть представлена в таком виде (от низшего к высшему): крестьянин — рыцарь (вассал 1) — сеньор 1 (вассал 2) — сеньор 2 (вассал 3) — сеньор 3 (вассал 4) — … — король.

Основной особенностью иерархии являлся тот факт, что крупный феодал не имел власти над всеми нижестоящими вассалами. Соблюдалось правило «вассал моего вассала — не мой вассал».

Обычаи феодалов

Все землевладельцы, вне зависимости от размеров своих владений, не отличались хозяйственностью. Они не пытались приумножить свои богатства за счет накопления или усовершенствования способов производства. Какие основные источники дохода имел любой феодал? Это поборы с крестьян, захваты, грабежи. Все добытое тратилось на дорогую одежду, роскошную обстановку и пиры.

Среди феодалов существовал кодекс чести рыцаря — смелость, подвиги, защита слабых. Однако исторически зафиксированы другие факты: они повсеместно проявляли грубость, жестокость и своенравность. Считали себя богоизбранными, простой люд презирали.

Отношения между вассалом и сеньором были сложными. Часто новоизбранный вассал нападал на своего сеньора и захватывал его богатства, крестьян и земли.

Отличие феодализма от рабовладельческого строя

Феодал — это не рабовладелец. Рабы принадлежали хозяину, не имели собственной воли и имущества. Крестьяне, принадлежавшие феодалу, владели имуществом, собственным хозяйством, которым распоряжались самостоятельно — могли продать, подарить, обменять. За свой кусок земли они платили хозяину оброк, а он обеспечивал им безопасность.

Феодал мог объявить войну соседу, заключить с ним перемирие, организовывал военные походы с целью захвата пленников, за которых мог получить выкуп, грабил чужих крестьян, других землевладельцев, церкви.

Все это создавало ситуацию «государство в государстве», ослабляло власть монарха и в целом континентальную Европу, большинство жителей которой из-за грабежей со всех сторон пребывали в нищете и голоде.

fb.ru

Феодальная иерархия сеньоров и вассалов

В период сюзерениальной монархии X — XIII веков население делилось, главным образом, на феодалов — землевладельцев и на зависимых от них крестьян — земледельцев. Военное дело превратилось в профессию феодалов. Отношения между феодалами строились по принципу феодальной лестницы, иерáрхии, подчинения сеньоров и вассалов. Она заменяла служебную иерархию государственных чиновников. Каждый крупный феодал считался вассалом короля. Каждый феодал мог иметь своих вассалов путём уступки тому или другому лицу части своей земли с её населением в качестве феода.

На вершине феодальной лестницы находился король, считавшийся верховным сеньором — сюзерéном всех феодалов. Ниже его стояли головные вассалы короля, крупнейшие феодалы, державшие свои земли непосредственно от короля. Это была высшая титулованная знать: герцоги, графы, высшее духовенство — архиепúскопы, епúскопы — это главы церковных округов и аббáты — настоятели крупнейших монастырей. Формально они подчинялись королю, но фактически являлись независимыми правителями. Ступенькой ниже стояли субвассалы: бароны и викóнты (вице-графы), тоже довольно крупные феодалы. Ещё ниже стояли аррьéр-вассалы — рыцари, шевальé, более мелкие феодалы, не имеющие вассалов.

Феодальная лестница строилась на основе вассалитета и сюзеренитета. Сюзеренитéт — это право почётной власти сеньора над вассалом. Вассалитéт — это система отношений личной зависимости по договору одних феодалов — вассалов от других — сеньоров; это зависимость лица, признававшего кого-либо старшим над собой. Вассал — это лицо, обязанное личной верностью и службой сеньору. Он объявлял себя человеком сеньора при условии пожалования феода.

Феодальные отношения сеньора и вассала носили характер обоюдного договора. За обеими сторонами признавались определённые права, и на обе стороны возлагались определённые обязанности. Отношение вассала к его сеньору — сюзерену не являлось отношением подданного к монарху как носителю верховной государственной власти. Оно представляло собой отношение одной договаривающейся стороны к другой, правда, считавшихся одна низшею, а другая высшей, но связанных между собой обоюдными правами и обязанностями.

Установление таких договорных отношений вызывалось потребностью во внешней безопасности — в организации сил обороны и нападения, а также потребностью в устройстве суда для разрешения столкновений между самостоятельными домениальными владельцами. Удовлетворение указанных потребностей достигалось путём подчинения более слабого более сильному и той реальной защиты, которую второй оказывал первому.

Феодальное право закрепляло следующие вассальные обязанности, связанные с обладанием феодом. Вассал обязывался нести военную службу обычно 40 дней в году, помогать сеньору советом, участвовать в суде сеньора (вассалы судились судом равных-вассалов под председательством сеньора), соблюдать личную верность, оказывать денежную помощь как союзник союзнику в некоторых трудных или торжественных случаях жизни сеньора, как-то для выкупа сеньора из плена, при посвящении в рыцари старшего сына сеньора, и когда он выдавал замуж старшую дочь. После смерти вассала феод переходил к его наследнику — сыну. Он обязывался уплатить рельéф, как правило, в размере годового дохода с феода. Сеньор в свою очередь обязывался покровительствовать, защищать вассала в случае нападения, оказывать помощь в случае нужды. Например, выступал опекуном его малолетних детей, защитником его вдовы и дочерей.

Нарушение обязательств одной из сторон освобождало от них и другую сторону феодального договора. Вассал мог правомерно отказать сеньору в повиновении, если он не исполнял обязанности покровительства, и даже решать спор с ним войной. Политическая связь между сеньором и вассалом устанавливалась двумя обрядами:

1. Оммáж (от латинского homo — человек) — принятие на себя вассальной службы, клятва верности вассала сеньору. Вассал ставил себя в подчинённое положение, за что старший обещал со своей стороны покровительство и защиту.

2. Инвеститýра — ввод вассала во владение феодом, который сеньор жаловал вассалу. Это символически выражалось вручением сеньором куска дёрна — глыбы земли, заменявшего всю жалуемую землю.

В вассальной иерархии действовал принцип: «вассал моего вассала не мой вассал». Это означало, что вассал подчинялся своему непосредственному сеньору, но он подчинялся власти короля.

studfiles.net

Феодал — Википедия (с комментариями)

Ты — не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: «Истинное обустройство мира».
http://noslave.org


Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Феодал — землевладелец в эпоху феодализма (владелец феода).

Феодалы в Западной Европе

В Западной Европе в Средние века феодалы были выстроены в феодальную лестницу: нижестоящий (рыцарь) получает за службу земельный надел (лен, феод или фьеф) и крепостных у вышестоящего (барона). Во главе феодальной лестницы стоял король, но его власть обычно была значительно ослаблена по сравнению с полномочиями крупных сеньоров, которые, в свою очередь, не имеют абсолютной власти над всеми землевладельцами, стоящими ниже их в феодальной лестнице (принцип «вассал моего вассала — не мой вассал», действовавший во многих государствах континентальной Европы). Крестьяне трудились на землях, принадлежащих феодалам всех уровней, платя им барщиной или оброком.

Во времена установления феодализма в Западной Европе владение крупного феодала напоминало самостоятельное государство.

Права феодала:

  • сбор налогов с населения его феода;
  • суд над жителями;
  • объявление войны другим феодалам и заключение мира с ними;
  • обеспечение безопасности вверенного феода.

Между сеньором и вассалом заключался устный договор. Вассал обязывался верно служить господину, а сеньор обещал вассалу поддержку и покровительство. Однако договор нередко нарушался. Вассалы нападали друг на друга, на владения своего сеньора. Шли непрерывные междоусобные войны. Их целью был захват:

  • земель, населённых крестьянами;
  • знатного соседа, с которого требовали выкуп за освобождение;
  • добычи (грабёж чужих крестьян, церквей и т. п.).

Феодалы в Древней Руси и Российской империи

В Древней Руси феодальная лестница (система сеньоров и вассалов) отсутствовала. Имелись лишь бояре, владевшие наследственными вотчинами. Позднее появились помещики (дворяне), которым монарх предоставлял поместье в условное держание (при условии военной службы). С XV века возникло крепостное право. С начала XVIII века статус поместья и вотчины был уравнен, а с 1762 г. дворяне были избавлены от обязательной службы (Манифест о вольности дворянства).

Мораль и обычаи феодалов

Феодалы обычно презирали расчётливость и бережливость. Чтобы заслужить уважение других феодалов, феодал должен был проявлять щедрость. Доходы, получаемые от крестьян, и военная добыча чаще всего шли на подарки, пиры, охоту, дорогую одежду, на содержание множества слуг.

Позднее феодалы выработали особые правила рыцарской чести: рыцарь должен искать подвигов, бороться с врагами христианской веры, защищать слабых и обиженных. Правила чести применялись только в отношениях между феодалами. Но и здесь они постоянно нарушались. В повседневной жизни, в семье многие феодалы были грубы, жестоки и заносчивы.

К труженикам крестьянам, ко всем «неблагородным» они относились свысока, называли их «подлым простонародьем». «Лучше всего, когда крестьянин плачет; худо, когда он радуется»,- говорили господа. Даже в песнях феодалы выражали ненависть к людям, которые их кормили и одевали:

Мужики, что злы и грубы,
На дворянство точат зубы,
Только нищими мне любы!
Любо видеть мне народ
Голодающим, раздетым,
Страждущим, необогретым!..
Чтоб крестьяне не жирели,
Чтоб лишения терпели,-
Надобно из года в год
Всех держать их в чёрном теле…
(Бертран де Борн, 1195 год[1], перевод В. А. Дынник[2])

Знаменитая крестьянская война «Жакерия» в средневековой Франции, была вызвана именно тяжкой эксплуатацией крестьянства спесивыми феодалами. Ведь само название война приобрела от презрительного названия французского крестьянина «Жак — простак» (фр.Jacque — bon homme), буквально «Жак — хороший человек».

Напишите отзыв о статье «Феодал»

Примечания

  1. [www.trobar.org/troubadours/bertran_de_born/poem28.php Bertran de Born: Sirventes 47]
  2. [www.athas.ru/%D0%91%D0%B5%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD_%D0%B4%D0%B5_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%BD_%28%D0%9F%D0%BE%D1%8D%D0%B7%D0%B8%D1%8F%29#.D0.A1.D0.B8.D1.80.D0.B2.D0.B5.D0.BD.D1.82.D0.B0 Бертран де Борн (Поэзия) — Мир Ахаса]
К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)

Отрывок, характеризующий Феодал

Ветер стих, черные тучи низко нависли над местом сражения, сливаясь на горизонте с пороховым дымом. Становилось темно, и тем яснее обозначалось в двух местах зарево пожаров. Канонада стала слабее, но трескотня ружей сзади и справа слышалась еще чаще и ближе. Как только Тушин с своими орудиями, объезжая и наезжая на раненых, вышел из под огня и спустился в овраг, его встретило начальство и адъютанты, в числе которых были и штаб офицер и Жерков, два раза посланный и ни разу не доехавший до батареи Тушина. Все они, перебивая один другого, отдавали и передавали приказания, как и куда итти, и делали ему упреки и замечания. Тушин ничем не распоряжался и молча, боясь говорить, потому что при каждом слове он готов был, сам не зная отчего, заплакать, ехал сзади на своей артиллерийской кляче. Хотя раненых велено было бросать, много из них тащилось за войсками и просилось на орудия. Тот самый молодцоватый пехотный офицер, который перед сражением выскочил из шалаша Тушина, был, с пулей в животе, положен на лафет Матвевны. Под горой бледный гусарский юнкер, одною рукой поддерживая другую, подошел к Тушину и попросился сесть.
– Капитан, ради Бога, я контужен в руку, – сказал он робко. – Ради Бога, я не могу итти. Ради Бога!
Видно было, что юнкер этот уже не раз просился где нибудь сесть и везде получал отказы. Он просил нерешительным и жалким голосом.
– Прикажите посадить, ради Бога.
– Посадите, посадите, – сказал Тушин. – Подложи шинель, ты, дядя, – обратился он к своему любимому солдату. – А где офицер раненый?
– Сложили, кончился, – ответил кто то.
– Посадите. Садитесь, милый, садитесь. Подстели шинель, Антонов.
Юнкер был Ростов. Он держал одною рукой другую, был бледен, и нижняя челюсть тряслась от лихорадочной дрожи. Его посадили на Матвевну, на то самое орудие, с которого сложили мертвого офицера. На подложенной шинели была кровь, в которой запачкались рейтузы и руки Ростова.
– Что, вы ранены, голубчик? – сказал Тушин, подходя к орудию, на котором сидел Ростов.
– Нет, контужен.
– Отчего же кровь то на станине? – спросил Тушин.
– Это офицер, ваше благородие, окровянил, – отвечал солдат артиллерист, обтирая кровь рукавом шинели и как будто извиняясь за нечистоту, в которой находилось орудие.
Насилу, с помощью пехоты, вывезли орудия в гору, и достигши деревни Гунтерсдорф, остановились. Стало уже так темно, что в десяти шагах нельзя было различить мундиров солдат, и перестрелка стала стихать. Вдруг близко с правой стороны послышались опять крики и пальба. От выстрелов уже блестело в темноте. Это была последняя атака французов, на которую отвечали солдаты, засевшие в дома деревни. Опять всё бросилось из деревни, но орудия Тушина не могли двинуться, и артиллеристы, Тушин и юнкер, молча переглядывались, ожидая своей участи. Перестрелка стала стихать, и из боковой улицы высыпали оживленные говором солдаты.
– Цел, Петров? – спрашивал один.
– Задали, брат, жару. Теперь не сунутся, – говорил другой.
– Ничего не видать. Как они в своих то зажарили! Не видать; темь, братцы. Нет ли напиться?
Французы последний раз были отбиты. И опять, в совершенном мраке, орудия Тушина, как рамой окруженные гудевшею пехотой, двинулись куда то вперед.
В темноте как будто текла невидимая, мрачная река, всё в одном направлении, гудя шопотом, говором и звуками копыт и колес. В общем гуле из за всех других звуков яснее всех были стоны и голоса раненых во мраке ночи. Их стоны, казалось, наполняли собой весь этот мрак, окружавший войска. Их стоны и мрак этой ночи – это было одно и то же. Через несколько времени в движущейся толпе произошло волнение. Кто то проехал со свитой на белой лошади и что то сказал, проезжая. Что сказал? Куда теперь? Стоять, что ль? Благодарил, что ли? – послышались жадные расспросы со всех сторон, и вся движущаяся масса стала напирать сама на себя (видно, передние остановились), и пронесся слух, что велено остановиться. Все остановились, как шли, на середине грязной дороги.
Засветились огни, и слышнее стал говор. Капитан Тушин, распорядившись по роте, послал одного из солдат отыскивать перевязочный пункт или лекаря для юнкера и сел у огня, разложенного на дороге солдатами. Ростов перетащился тоже к огню. Лихорадочная дрожь от боли, холода и сырости трясла всё его тело. Сон непреодолимо клонил его, но он не мог заснуть от мучительной боли в нывшей и не находившей положения руке. Он то закрывал глаза, то взглядывал на огонь, казавшийся ему горячо красным, то на сутуловатую слабую фигуру Тушина, по турецки сидевшего подле него. Большие добрые и умные глаза Тушина с сочувствием и состраданием устремлялись на него. Он видел, что Тушин всею душой хотел и ничем не мог помочь ему.

wiki-org.ru

Феодал — это… Что такое Феодал?

Феодал — землевладелец в эпоху феодализма (владелец феода).

Феодалы в Западной Европе

В Западной Европе в Средние века феодалы были выстроены в феодальную лестницу: нижестоящий (рыцарь) получает за службу земельный надел (лен, феод или фьеф) и крепостных у вышестоящего (барона). Во главе феодальной лестницы стоял король, но его власть обычно была значительно ослаблена по сравнению с полномочиями крупных сеньоров, которые, в свою очередь, не имеют абсолютной власти над всеми землевладельцами, стоящими ниже их в феодальной лестнице (принцип «вассал моего вассала — не мой вассал», действовавший во многих государствах континентальной Европы). Крестьяне трудились на землях, принадлежащих феодалам всех уровней, платя им барщиной или оброком.

Во времена установления феодализма в Западной Европе владение крупного феодала напоминало самостоятельное государство.

Права феодала:

  • сбор налогов с населения его феода;
  • суд над жителями;
  • объявление войны другим феодалам и заключение мира с ними;
  • обеспечение безопасности вверенного феода.

Между сеньором и вассалом заключался устный договор. Вассал обязывался верно служить господину, а сеньор обещал вассалу поддержку и покровительство. Однако договор нередко нарушался. Вассалы нападали друг на друга, на владения своего сеньора. Шли непрерывные междоусобные войны. Их целью был захват:

  • земель, населённых крестьянами;
  • знатного соседа, с которого требовали выкуп за освобождение;
  • добычи (грабёж чужих крестьян, церквей и т. п.).

Феодалы в Киевской Руси

В Древней Руси феодальная лестница (система сеньоров и вассалов) отсутствовала. Имелись лишь бояре, владевшие наследственными вотчинами. Позднее появились помещики (дворяне), которым монарх предоставлял поместье в условное держание (при условии военной службы). С XV века возникло крепостное право. С начала XVIII века статус поместья и вотчины был уравнен, а с 1762 г. дворяне были избавлены от обязательной службы (Манифест о вольности дворянства).

Мораль и обычаи феодалов

Феодалы обычно презирали расчётливость и бережливость. Чтобы заслужить уважение других феодалов, феодал должен был проявлять щедрость. Доходы, получаемые от крестьян, и военная добыча чаще всего шли на подарки, пиры, охоту, дорогую одежду, на содержание множества слуг.

Позднее феодалы выработали особые правила рыцарской чести: рыцарь должен искать подвигов, бороться с врагами христианской веры, защищать слабых и обиженных. Правила чести применялись только в отношениях между феодалами. Но и здесь они постоянно нарушались. В повседневной жизни, в семье многие феодалы были грубы, жестоки и заносчивы.

К труженикам крестьянам, ко всем «неблагородным» они относились свысока, называли их «подлым простонародьем». «Лучше всего, когда крестьянин плачет; худо, когда он радуется»,- говорили господа. Даже в песнях феодалы выражали ненависть к людям, которые их кормили и одевали:

Мужики, что злы и грубы,
На дворянство точат зубы,
Только нищими мне любы!
Любо видеть мне народ
Голодающим, раздетым,
Страждущим, необогретым!..
Чтоб крестьяне не жирели,
Чтоб лишения терпели,-
Надобно из года в год
Всех держать их в чёрном теле…
(Бертран де Борн, 1195 год)

Знаменитая крестьянская война «Жакерия» в средневековой Франции, была вызвана именно тяжкой эксплуатацией крестьянства спесивыми феодалами. Ведь само название, война приобрела от презрительного названия французского крестьянина «Жак — простак» (фр.Jacque — bon homme), буквально «Жак — хороший человек».

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 15 мая 2011.

dic.academic.ru

Кто такие сеньоры? Кого называли сеньорами в средние века?

Средневековьем историки называют времена с V по XV столетия, то есть период от падения Римской империи до открытия Америки. На протяжении многих лет эти времена считались темными, варварскими, невежественными, жестокими и кровавыми. Однако наряду с этим людям известно о романтичности, рыцарских подвигах, трубадурах, строительстве величественных соборов и замков того периода.

Кто такой сеньор

В Средние века общество разделялось на три сословия, каждое из которых обладало важными обязанностями:

  • молящиеся – это духовенство;
  • воюющие – это сеньоры, охраняющие страну;
  • работающие – это крестьяне.

Принадлежность к определенной группе передавалась по наследству. Детям крестьян подобает быть крестьянами, рыцарем может стать только потомок рыцаря, священником – сын аббата.

Все сословия выполняли свои важные общественные функции. Духовенство заботилось о душах людей, сеньоры охраняли страну, члены крестьянских семей всех кормили. Согласно этой теории, представители каждого из сословий должны неукоснительно выполнять свои обязанности и жить в мире с другими.

Кто такой сеньор? Определение по истории гласит, что это землевладелец, господин, который обладает властью короля на территории собственных земель.

Строение иерархической лестницы феодальных времен

В Средние века большая часть населения была занята сельским хозяйством. В условиях бесконечных войн происходило разделение людей на тех, кто занимался обработкой земли, и тех, у кого лучше получалось владеть оружием. Полные опасностей времена способствовали ускоренному зарождению сословия профессиональных военных, которое постепенно выделилось в отдельный пласт общества.

Известно, что главным богатством человека в Средние века считались земли. Поместьями награждались подданные за верность королям, получали их в собственность за военные подвиги. Земли, дарованные за службу, называлось «феодами». Тот, кто получал такой надел, становился вассалом дарителя, должен был служить своему сеньору и сражаться за него не менее 40 дней в году. При отсутствии военных действий проводились военные тренировки в замке у сеньора.

Договорная система власти

Средневековый строй называют феодальным. Кто такие сеньоры? Этих людей (королей, герцогов, баронов, рыцарей и даже церковных служителей) можно назвать основными владельцами земель. Они справедливы и щедры к своим вассалам, помогают им, защищают их. Между представителями аристократии существовали своеобразные обязательства, на основе которых была построена система власти в феодальном обществе.

Высшую ступеньку лестницы занимал король. Его называли верховным сюзереном или первым сеньором. Непосредственными вассалами короля считались представители знатных и богатых семей:

  • герцоги и графы;
  • архиепископы и епископы;
  • аббаты.

На следующей ступени находились вассалы вышестоящих представителей – бароны, которым, в свой черед, подчинялись рыцари. Вся эта «лесенка» поддерживалась трудом ремесленников и крестьян, обеспечивающих страну продуктами питания и одеждой.

При внимательном рассмотрении этой иерархической конструкции становится ясно, кто такой сеньор в Средние века – это знатный человек, имеющий в собственности поместья и своих вассалов.

Взаимозависимость сословий

Жизнь крестьян, составляющих основную массу населения, очень сильно зависела от сеньоров. В их обязанности входила не только работа для своей семьи, но и труд в хозяйстве графа несколько дней в неделю, а также общественные работы по ремонту заборов, мостов и дорог. Они платили медом, яйцами или зерном, фруктами или мясом птицы за возможность жениться, за использование местной мельницы для помола зерна.

Кто такие сеньоры для средневековых крестьян? Эти более сильные «соплеменники», которые в обмен на продукты питания и труд гарантировали землепашцам возможность получения полей в аренду для проживания, выращивания зерна. Господин служил защитой своим крестьянам от военной повинности, от набегов чужаков в нестабильные времена.

На вопрос «кто такой сеньор», история отвечает, что это своего рода покровитель. Чем больше крестьян и земельных наделов было во владениях сеньора, тем он становился могущественнее, богаче, росла его общественная значимость.

Повинности и права нижнего сословия

Некоторые крестьяне были вынуждены отказаться от собственности на земли и свободы. Они соглашались на зависимую жизнь в обмен на уверенность в защите и безопасности. Феодалам выгоднее было получить от работников как можно больше. Однако от голодных и нищих крестьян, которые также являлись подданными своего покровителя, не было никакой пользы. Поэтому в Средние века подати, оброки и поборы ограничивались некоторыми нормами обычая.

Кто такие сеньоры? Это крупные феодалы, которые всегда охотно брали под свою защиту крестьян, забирая у них в ответ на это свободу и имеющуюся землю. Однако ни продать, ни обменять, ни телесно наказывать, ни казнить этих людей они не имели права.

Даже самого зависимого из крестьян нельзя было выгнать с участка земли при уплате им установленных оброков. Отношения знати и землепашцев регулировались не капризами господина, а устоявшимися в обществе обычаями. В случае нарушений своих прав крестьяне обращались в суд и довольно часто выигрывали.

Прямые и почетные владельцы

Земельная территория с усадьбой, замком и местной церковью называется сеньорией. Принцип такого владения был сердцем средневековой экономики. В большинство поместий входили от одной до нескольких деревень с окрестными землями. Кто такой сеньор? Определение следующее: почетный или прямой владелец всей недвижимости в конкретной сеньории.

На территории обязательно должен находиться замок — значимый символ и центр управления усадьбой. Такое укрепленное строение являлось своеобразной демонстрацией власти над людьми и данной территорией.

Итак, отвечая на вопрос «кто такие сеньоры», можно сказать, что это крупные феодалы, имеющие в подчинении вассалов, обладающие возможностью вершить правосудие и получающие доходы от своих земель.

fb.ru

Феодалы — это… Что такое Феодалы?

Феода́л — владелец феода. Каждый феодал (кроме тех, кто находился на верхней или нижней ступени лестницы) был и вассалом, и сеньором одновременно.

Феодалы в России

В России феодальные владения были представлены вотчинами, поместьями и посессионными крестьянами разных владельцев (вотчинников, помещиков, монастырей и мануфактур). С XV века развивались на основе крепостного права.

Феодалы в Западной Европе

Хотя над феодалом и главенствовал другой, более высокопоставленный господин, он не имел права вмешиваться в его отношения с вассалами. Так, во Франции действовало правило «вассал моего вассала — не мой вассал». Это означало, что даже король был лишён возможности через головы своих вассалов — герцогов и графов— отдавать приказания их вассалам.

В Англии иначе: «Вассал моего вассала — мой вассал».

Во времена установления феодализма в Западной Европе владение крупного феодала напоминало самостоятельное государство.

Права феодала:

  • сбор огромных налогов с населения его страны;
  • суд над обычными жителями;
  • объявление войны другим феодалам и заключение мира с ними;
  • обеспечение безопасности вверенного феода.

Между сеньором и вассалом заключался устный договор. Вассал обязывался верно служить господину, а сеньор обещал вассалу поддержку и покровительство. Однако договор нередко нарушался. Вассалы нападали друг на друга, на владения своего сеньора. Шли непрерывные междоусобные войны. Их целью был захват:

  • земель, населённых крестьянами;
  • знатного соседа, с которого требовали выкуп за освобождение;
  • добычи (грабёж чужих крестьян, церквей и т. п.).

Мораль и обычаи феодалов

Феодалы обычно презирали расчётливость и бережливость. Чтобы заслужить уважение других феодалов, рыцарь должен был проявлять щедрость. Доходы, получаемые от крестьян, и военная добыча чаще всего шли на подарки, пиры, охоту, дорогую одежду, на содержание множества слуг и воинов. Позднее феодалы выработали особые правила рыцарской чести: рыцарь должен искать подвигов, бороться с врагами христианской веры, защищать слабых и обиженных. Правила чести применялись только в отношениях между феодалами. Но и здесь они постоянно нарушались. В повседневной жизни, в семье многие феодалы были грубы, жестоки и заносчивы. К труженикам крестьянам, ко всем «неблагородным» они относились свысока, называли их «подлым простонародьем». «Лучше всего, когда крестьянин плачет; худо, когда он радуется»,- говорили господа. Даже в рыцарских песнях феодалы выражали ненависть к людям, которые их кормили и одевали:

Мужики что злы и грубы,
На дворянство точат зубы,
Только нищими мне любы!
Любо видеть мне народ
Голодающим, раздетым,
Страждущим, необогретым!..
Чтоб крестьяне не жирели,
Чтоб лишения терпели,-
Надобно из года в год
Всех держать их в чёрном теле…
(Бертран де Борн, 1195)

Wikimedia Foundation. 2010.

biograf.academic.ru

Феодалы, вассалы в средневековой Европе

Крестьяне работали на своих хозяев, которыми могли быть светские сеньоры, церковь (отдельные монастыри, приходские церкви, епископы) и сам король. Всех этих крупных земельных собственников, живущих в конечном счете благодаря труду зависимых крестьян, историки объединяют одним понятием — феодалы. Условно говоря, все население средневековой Европы до тех пор, пока не окрепли города, можно разделить на две очень неравные части. Огромное большинство составляли крестьяне, а от 2 до 5% придется на всех феодалов. Нам уже понятно, что феодалы вовсе не были слоем, только высасывающим из крестьян последние соки. И те и другие были необходимы средневековому обществу.

Феодалы занимали в средневековом обществе господствующее положение, поэтому и весь строй жизни той поры нередко называют феодализмом. Соответственно, говорят о феодальных государствах, феодальной культуре, феодальной Европе…

Само слово «феодалы» как бы подсказывает, что помимо церковников его важнейшую часть составляли воины, получавшие за свою службу земельные владения с зависимыми крестьянами, т. е. известные уже нам феоды. Именно об этой главной части господствующего слоя средневековой Европы и пойдет дальнейший рассказ.

Феодальная лестница

Как известно, в церкви существовала строгая иерархия, т.е. как бы пирамида должностей. В самом низу такой пирамиды — десятки и сотни тысяч приходских священников и монахов, а на вершине — римский папа. Похожая иерархия существовала и среди светских феодалов. На самом верху стоял король. Он считался верховным собственником всей земли в государстве. Свою власть король получил от самого Бога через обряд помазания и коронации. Верных своих соратников король мог наградить обширными владениями. Но это не подарок. Получивший от короля феод становился его вассалом. Главная обязанность любого вассала — верой и правдой, делом и советом служить своему сюзерену, или сеньору («старшему»). Получая от сеньора феод, вассал приносил ему клятву верности. В некоторых странах вассал обязан был стать перед сеньором на колени, вложить руки ему в ладони, выразив этим свою преданность, и затем получить от него какой-нибудь предмет, например знамя, жезл или перчатку, в знак приобретения феода.

Каждый из вассалов короля тоже передавал часть владений своим людям рангом пониже. Они становились вассалами по отношению к нему, а он — их сеньором. Ступенью ниже все повторялось снова. Таким образом, получалось подобие лестницы, где почти каждый мог быть и вассалом и сеньором одновременно. Сеньором всех был король, но и он считался вассалом Бога. (Бывало так, что некоторые короли признавали себя вассалами римского папы.) Прямыми вассалами короля чаще всего были герцоги, вассалами герцогов — маркизы, вассалами маркизов — графы. Графы были сеньорами баронов, а у тех в качестве вассалов служили обычные рыцари. Рыцарей чаще всего в походе сопровождали оруженосцы — юноши из семей рыцарей, но сами еще не получившие рыцарского звания.

Картина усложнялась, если какой-нибудь граф получал дополнительный феод прямо от короля или от епископа, или же от соседнего графа. Дело порой так запутывалось, что трудно было понять, кто же чей вассал.

«Вассал моего вассала — мой вассал»?

В некоторых странах, например Германии, считалось, что все, кто стоит на ступенях этой «феодальной лестницы», обязаны повиноваться королю. В других странах, прежде всего во Франции, действовало правило: вассал моего вассала — не мой вассал. Это означало, что какой-нибудь граф не будет выполнять волю своего верховного сеньора — короля, если она противоречит желанию непосредственного сеньора графа — маркиза или же герцога. Так что в этом случае король мог иметь дело напрямую только с герцогами. Но если граф когда-то получил землю и от короля, то ему приходилось выбирать, кого из двух (или нескольких) своих сюзеренов ему поддерживать.

Стоило начаться войне, как вассалы по призыву сеньора начинали собираться под его знамя. Собрав вассалов, сеньор отправлялся уже к своему сеньору, чтобы выполнять его приказы. Таким образом, феодальная армия состояла, как правило, из отдельных отрядов крупных феодалов. Твердого единоначалия не было — в лучшем случае важные решения принимались на военном совете в присутствии короля и всех главных сеньоров. В худшем — каждый отряд действовал на свой страх и риск, слушаясь лишь повелений «своего» графа или герцога.

То же самое и в мирных делах. Некоторые вассалы были побогаче собственных сеньоров, в том числе и короля. К нему они относились с почтением, но не более того. Никакая клятва верности не мешала гордым графам и герцогам даже поднять мятеж против своего короля, если вдруг они чувствовали с его стороны угрозу своим правам. Отнять же у неверного вассала его феод было вовсе не так просто. В конечном счете все решало соотношение сил. Если сеньор был могуч, то вассалы перед ним трепетали. Если же сеньор был слаб, то в его владениях царила смута: вассалы нападали друг на друга, на соседей, на владения своего сеньора, грабили чужих крестьян, случалось, разоряли и церкви. Бесконечные мятежи, междуусобицы были обычным делом во времена феодальной раздробленности. От ссор господ между собой, естественно, больше всех страдали крестьяне. У них не было укрепленных замков, где они могли бы укрыться при нападении…

Божий мир

Ограничить размах междоусобий стремилась церковь. С конца X в. она настойчиво призывала к «Божиему миру» или к «Божиему перемирию» и объявляла тяжким грехом нападение, совершенное, например, в крупные христианские праздники или же накануне их. Временем «Божиего мира» считались порой сочельник и пост. Иногда в течение каждой недели дни с вечера субботы (а подчас с вечера среды) и до утра понедельника провозглашались «мирными». Нарушителям «Божиего мира» грозило церковное наказание. Церковь объявляла греховным и в другие дни нападение на безоружных паломников, священников, крестьян, женщин. Беглеца, укрывшегося от преследователей в храме, нельзя было ни убивать, ни подвергать насилию. Нарушивший это право убежища оскорблял и Бога, и церковь. Путник мог спастись и у ближайшего придорожного креста. Такие кресты до сих пор можно увидеть во многих католических странах.

Впоследствии ограничения военных действий стали вводиться королевскими указами. Да и сами феодалы начали договариваться между собой: как бы ни ссорились, нельзя трогать ни церквей, ни пахаря на поле, ни мельницу во владениях друг друга. Постепенно складывался набор «правил войны», который стал частью своеобразного «кодекса рыцарского поведения».

Из «Песни о Роланде» (XII в) о рыцарском иоединке между Карлом Великим и арабским эмиром

     День миновал, вечерний час подходит,

     Но меч враги не вкладывают в ножны

     Отважны те, кто рати свел для боя

     Их ратный клич звучит, как прежде, грозно

     «Пресьоз!» — кричит эмир арабский гордо.

     Карл «Монжуа!» в ответ бросает громко

     По голосу один узнал другого.

     Сошлись они на середине поля

     Тот и другой пускают в дело копья,

     Врагу удар наносят в щит узорный,

     Его пронзают под навершьем толстым,

     Распарывают на кольчугах полы,

     Но невредимы остаются оба

     Полопались у них подпруги седел.

     С коней бойцы свалились наземь боком,

     Но на ноги вскочили тотчас ловко,

     Свои мечи булатные исторгли,

     Чтоб снова продолжать единоборство.

     Одна лишь смерть конец ему положит.

     Аой!

     Отважен милой Франции властитель,

     Но даже он не устрашит эмира

     Враги мечи стальные обнажили,

     Бьют по щитам друг друга что есть силы.

     Навершья, кожа, обруча двойные —

     Все порвалось, расселось, расскочилось,

     Теперь бойцы одной броней прикрыты.

     Клинки из шлемов высекают искры.

     Не прекратится этот поединок,

     Пока эмир иль Карл не повинится.

     Аой!

     Эмир воскликнул: «Карл, совету внемли:

     В вине покайся и проси прощенья.

     Мой сын тобой убит — то мне известно.

     Ты беззаконно вторгся в эту землю,

     Но коль меня признаешь сюзереном,

     Ее получишь в ленное владенье» (Ленное владение, или лен,— то же, что феод.)—

     «Мне это не пристало, —

     Карл ответил.—

     С неверным я не примирюсь вовеки.

     Но другом буду я тебе до смерти,

     Коль ты согласен воспринять крещенье

     И перейти в святую нашу веру».

     Эмир ответил: «Речь твоя нелепа»,

     И вновь мечи о брони зазвенели.

     Аой!

     Эмир великой силой наделен.

     Бьет Карла он по голове мечом.

     Шлем разрубил на короле клинок,

     Проходит через волосы его.

     Наносит рану шириной в ладонь,

     Срывает кожу, оголяет кость.

     Шатнулся Карл, чуть не свалился с ног,

     Но не дал одолеть его Господь.

     К нему послал он Гавриила вновь,

     И ангел молвил: «Что с тобой, король?»

     Король услышал, что промолвил ангел.

     Забыл о смерти он, забыл о страхе.

     К нему вернулись разом мощь и память.

     Мечом французским он врага ударил,

     Пробил шишак, украшенный богато,

     Лоб раздробил, разбрызгал мозг араба,

     До бороды рассек эмира сталью.

     Упал язычник, и его не стало.

     Клич: «Монжуа!» бросает император.
Из «Песен о Гильоме Оранжеком» (XII в.) о ссоре между вассалом и сеньором

     Отважен граф Гильом, могуч и росл.

     Коня сдержал он лишь перед дворцом,

     Там под оливой спешился густой,

     По лестнице из мрамора идет,

     Ступает так, что поножи долой

     Слетают с добрых кордовских сапог.

     В смятение и страх поверг он двор.

     Король поднялся, указав на трон:

     «Гильом, извольте сесть рядом со мной».

     «Нет, государь,— сказал лихой барон.—

     Мне лишь сказать вам надо кое-что*.

     Король ему в ответ: «Я внять готов».

     «Готов иль нет,— вскричал барон лихой,—

     А выслушаешь, друг Людовик, все.

     Тебе в угоду не был я льстецом,

     Наследства не лишал сирот и вдов,

     Зато не раз служил тебе мечом,

     Верх для тебя взял в битве не одной,

     Сразил немало юных храбрецов,

     И этот грех на мне теперь по гроб:

     Кто б ни были они, их создал Бог.

     С меня он взыщет за своих сынов».

     «Сеньор Гильом,— рек доблестный король,—

     Прошу вас потерпеть чуть-чуть еще.

     Весна пройдет, ударит летний зной,

     А уж тогда один мой пэр ( Пэр («равный») — в Англии и средневековой Франции почетное название представителя высшей знати.) умрет,

     И я вам передам удел его,

     Равно как и вдову, коль вы не прочь».

     С ума Гильома гнев едва не свел.

     Воскликнул граф: «Клянусь Святым Крестом,

     Не в силах рыцарь ждать столь долгий срок,

     Коль он еще не стар, но нищ казной,

     Нуждается в еде мой добрый конь,

     А я не знаю, где добуду корм.

     Нет, слишком круты и подъем и склон

     Пред тем, кто чьей-то смерти втайне ждет

     И на чужое зарится добро»...

     «Король Людовик,— гордо бросил граф,—

     Все пэры подтвердят мои слова.

     В тот год, когда покинул я твой край,

     Письмом Гефье Сполетский обещал,

     Что он полгосударства мне отдаст,

     Коль зятем я ему согласен стать.

     А ведь легко бы, поступи я так,

     Мне двинуть и на Францию войска».

     Такое тут король сказал со зла,

     Чего б Гильому лучше не слыхать.

     Но этим лишь усугубил разлад:

     Пошла у них еще сильнее пря...

     «Клянусь, сеньор Гильом,— король промолвил,—

     Апостолом, блюдущим луг Нерона,( Имеется в виду апостол Петр. Нерон когда-то разбил парк в той части Рима, где позже была папская резиденция.)

     Есть шесть десятков пэров, ваших ровней,

     Которым тоже не дал ничего я».

     Гильом ответил: «Государь, вы лжете,

     Мне ровни нет среди людей крещеных.

     Вы не идете в счет: на вас корона.

     Себя не ставлю я над венценосцем.

     Пусть те, о ком вы речь вели со мною,

     Подъедут ко дворцу поодиночке

     На скакунах лихих, в доспехах добрых,

     И коль их всех я в схватке не прикончу,

     А заодно и вас, коль вам угодно,

     На лен я притязать не стану боле».

     Поник король достойный головою,

     Потом опять глаза на графа поднял.

     «Сеньор Гильом,— воскликнул государь,—

     Я вижу, зло таите вы на нас!»

     «Такой уж я породы, — молвил граф. —

     Кто служит людям злым, с тем вечно так:

     Чем больше сил на них он тратит зря,

     Тем меньше и желает им добра».


biofile.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *