Родословная по генетике схема – «Генеалогический метод в генетике человека Генеалогический метод в генетике человека Емельянова К.10 класс Дегтярева О.11 класс Гайтрова Е.11 класс Филиппов.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Содержание

Био: Генетика человека. Генеалогический метод.

Специфика
человека, как генетического объекта, отражается на наборе методов, которые
используют в генетике человека.

На первое место выходит генеалогический
метод
, или метод родословных, который предусматривает прослеживание
болезни или патологического признака в семье или роду с указанием типа
родственных связей между членами родословной. Это один из самых старых и широко
используемых методов. Метод применим, если известны прямые родственники
обладателя изучаемого признака по материнской и отцовской линии в ряду
поколений. Сбор сведений начинается от пробанда,
которым называется лицо, первым попавшее в поле зрения исследователя. Обычно
это больной или носитель какой-либо мутации. Дети одной родительской пары
(братья и сестры) называются сибсами.
Метод применяют при установлении наследственного характера изучаемого признака,
при определении типа наследования, наличия сцепления, при медико-генетическом
консультировании и пр.

 Правила составления родословных

1.     
Родословную изображают так, чтобы каждое поколение
находилось на своей горизонтали или радиусе (для обширных родословных).
Поколения нумеруются римскими цифрами, а члены родословной – арабскими.

2.     
Составление родословной начинают от пробанда.
Расположите символ пробанда (в зависимости от пола  — квадратик или кружок, обозначенный стрелочкой)
так, чтобы от него можно было рисовать родословную как вверх, так и вниз.

3.     
Сначала рядом с пробандом разместите символы его родных
братьев и сестер в порядке рождения (слева направо), соединив их графическим
коромыслом.

4.     
Выше линии пробанда укажите родителей, соединив их друг
с другом линией брака.

5.     
На линии (радиусе) родителей изобразите символы
ближайших родственников и их супругов, соединив соответственно их степени
родства.

6.     
На линии пробанда укажите его двоюродных и т.д. братьев
и сестер, соединив их соответствующим образом с линией родителей.

7.     
Выше линии родителей изобразите линию бабушек и
дедушек.

8.     
Если у пробанда есть дети или племянники, расположите
их на линии ниже пробанда.

9.     
После изображения родословной (или одновременно с ним)
соответствующим образом покажите обладателей или гетерозиготных носителей
признака (чаще всего гетерозиготные носители определяются уже после составления
и анализа родословной).

10.  Укажите,
если это возможно, генотипы всех членов родословной.

11.  Если
в семье несколько наследственных заболеваний, не связанных между собой,
составляйте родословную доля каждой болезни по отдельности.

Анализ родословной

При анализе
родословных следует учитывать ряд особенностей разных типов наследования  признаков. Типы наследования:

ü 
Аутосомно-доминантное
наследование
– наследование доминантных признаков, не сцепленных с полом.
Такие признаки встречаются в родословной часто, практически во всех поколениях,
одинаково часто у представителей обоих полов; если носителем является один из
родителей, то признак проявляется либо у всех потомков, либо у половины. По
этому типу наследуются карликовость, наличие веснушек, шестипалость,
близорукость и т.д.

ü 
Аутосомно-рецессивное
наследование
– наследование, при котором не сцепленные с полом признаки
фенотипически проявляются только у гомозигот по рецессивным аллелям. Признак
встречается редко, не во всех поколениях, одинаково часто у представителей
обоих полов; признак может проявиться у детей, даже если родители не обладают
этим признаком; если один из родителей является носителем признака, то признак
у детей либо не проявится, либо проявится у половины потомства. Так наследуются
сахарный диабет,  некоторые формы
шизофрении, рыжие волосы, отрицательный резус-фактор и др.

 Часто аутосомно-рецессивное наследование признака проявляется в случае кровнородственных браков

ü 
Доминантное
Х-сцепленное наследование
– признак чаще встречается у лиц женского пола,
так как они могут его наследовать с равной вероятностью как от отца, так и от
матери, а мужчины могут наследовать его только от матерей. Если мать больна, а
отец здоров, то признак передается потомству независимо от пола, и может
проявляться как у мальчиков, так и у девочек. Если мать здорова, а отец болен,
то у всех дочерей признак будет проявляться, а у сыновей – нет. Потемнение
эмали зубов и др.

ü 
Рецессивное
Х-сцепленное наследование
– признак чаще встречается у лиц мужского пола,
обычно проявляется через поколение; если оба родителя здоровы, но мать
гетерозиготна, то признак часто проявляется у 50% сыновей; если отец болен, а
мать гетерозиготна, то обладателями признака могут стать и лица женского пола.
Гемофилия, дальтонизм и др.

ü 
Y-сцепленное
наследование
– признак встречается только у лиц мужского пола; если отец
несет признак, то, как правило, этим признаком обладают все его сыновья.
Гипертрихоз и др.

 это наследование генов, локализованных в ДНК митохондрий. Особенности этого типа наследования определяются тем, митохондрии в клетках человека всегда имеют материнское происхождение, поскольку попадают в зиготу только с цитоплазмой яйцеклетки (головка спермиев практически лишена цитоплазмы и цитоплазмтических структур). Митохондриальная ДНК содержит несколько тысяч генов. Мутации этих генов приводят к развитию довольно тяжелых заболеваний нервной, мышечной системы и органов чувств, которые составляют особую группу патологии человека — митохондриальные болезни.
Для митохондриального наследования характерны следующие черты: Болезнь передается только от матери; болеют и мальчики, и девочки; больные отцы не передают болезни ни дочерям, ни сыновьям. 

К митоходриальным болезням относятся: атрофия зрительного нерва Лебера, прогрессирующая офтальмоплегия, синдром Цельвегера, синдром Кернса-Сейра, митохондриальная миопатия и др.

Генеалогический анализ, как метод диагностики наследственных болезней, опирается на генеалогию – учение о родословных. Суть этого метода заключается в составлении родословной и последующем ее анализе. Впервые такой подход был внедрен в медицину в 1865 г. английским врачом Френсисом Гальтоном. В нашей стране наиболее полно и широко генеалогический метод был применен в клинической практике известным клиницистом, генетиком и неврологом С.Н. Давиденковым.

Показаниями для применения генеалогического метода в клинической медицине могут быть: 

— случаи установленных наследственных заболеваний в семье;

— врожденные пороки развития, особенно множественные;

— кровное родство родителей больного ребенка;

— болезни с наследственной предрасположенностью;

— наличие аналогичных заболеваний или симптомов у нескольких членов семьи;

— хронические прогрессирующие заболевания неясного происхождения;

— непереносимость некоторых пищевых продуктов;

— извращенная реакция на действие лекарственных препаратов;

— аллергические заболевания в семье;

— отягощенный акушерский анамнез (бесплодие, невынашивание беременности, мертворождения, ранняя детская смертность, влияние вредных факторов во время беременности, признаки патологии у развивающегося плода).

использована информация с сайта

myblog-bio.blogspot.com

Составление и анализ родословных. Понятие о генеалогическом методе.

Генеалогический метод, или метод анализа родословных, является наиболее фундаментальным и универсальным методом изучения наследственности и изменчивости человека. Он заключается в изучении  какого-либо нормального или чаще патологического признака в поколениях людей, которые находятся друг с другом в родственных отношениях. Генеалогический метод опирается на генеалогию – учение о родословных. Сутью генеалогического метода является составление и анализ родословных. Генеалогический метод соответствует основному методу генетики — гибридологическому методу, который был впервые разработан Г. Менделем. Но в отличие от него исследователи не подбирают родительские пары для целенаправленного скрещивания, а лишь детально анализируют результаты процесса естественной репродукции людей. Анализу по изучаемому признаку подвергается одна или несколько десятков семей с многочисленными родственниками разных поколений. Использование большого количества семей отчасти компенсирует низкую плодовитость человека и увеличивает число изучаемых потомков.

Технически генеалогический метод включает в себя два последовательных этапа:

  1. Легенда (словесное описание родословной). Сбор сведений о членах родословной и составление словесного описания родословной с указанием родства и наличием или отсутствием изучаемого признака.
  1. Графическое изображение родословной. Составление графического изображения родословной, ее анализ и составление прогноза. Составление родословной начинается с пробанда – лица, обратившегося к врачу. Чаще всего пробандом является больной или носитель изучаемого признака. При составлении родословных используются специальные символы.

Графическое изображение родословной представляет собой совокупность символов, обозначающих особей мужского и женского пола, у одних из которых имеется изучаемый признак, а у других этот признак отсутст­вует. На графическом изображении все члены родословной связаны друг с другом горизонтальными или вертикальными линиями, отражающими родственные или брачные отношения (муж — жена, родители — дети). Все индивиды одного поколения располагаются строго в один ряд. Поколения обозначаются римскими цифрами сверху вниз; обычно цифры ставятся слева от родословной. Арабскими цифрами нумеруются все индивиды одного поколения слева направо, последовательно. Братья и сестры располагаются в родословной в порядке рождения.

 Рекомендации по определению типа наследования признака.

Для определения типа наследования признака рекомендуют придерживаться следующей последовательности действий:

  • Определите, доминантным или рецессивным является изучаемый признак.

Если люди с изучаемым признаком встречаются в родословной редко, не в каждом поколении, и если признак встречается у человека, родители которого не имеют изучаемого признака, то можно думать, что изучаемый признак является рецессивным.

 

Если, наоборот, люди с изучаемым признаком встречаются в родословной часто, в каждом поколении, и если дети с таким признаком рождаются в тех семьях, где хотя бы один из родителей имеет данный признак, то можно думать, что изучаемый признак является доминантным.

  • Определите, в аутосоме или в половой хромосоме находится ген, обусловливающий формирование изучаемого признака.

Если особи разного пола, имеющие изучаемый признак, встречаются приблизительно с одинаковой частотой, например, одинаково часто или одинаково редко, то можно думать, что изучаемый признак является аутосомным, то есть обусловливающий его ген расположен в аутосоме.

Если особи разного пола, имеющие изучаемый признак, встречаются с разной частотой вплоть до отсутствия признака у представителей одного пола, то можно думать, что изучаемый признак сцеплен с полом: обусловливающий его ген расположен в половой хромосоме. Анализ  передачи такого гена из поколения в поколение позволяет определить, в какой именно половой хромосоме – Х или Y — расположен этот ген.

  • Если ген находится в половой хромосоме, то определите: в какой именно половой хромосоме – Х или Y – находится ген, обусловливающий формирование изучаемого признака. При этом возможны следующие варианты:

а) Если признак встречается только у особей мужского пола и передается только от отца сыну, то можно думать, что изучаемый ген находится в Y-хромосоме.

б) Если в конкретной родословной рецессивный признак встречается только у особей мужского пола, у отцов которых данный признак отсутствует, но имеется у дедов или прадедов по материнской линии, то можно думать, что рецессивный аллель, обусловливающий развитие изучаемого признака, расположен в Х-хромосоме.

в) Если среди особей с доминантным признаком особи женского пола встречаются приблизительно в два раза чаще, чем особи мужского пола, и у мужчины с доминантным признаком все дочери тоже имеют этот признак, а у всех его сыновей этот признак отсутствует, то можно думать, что доминантный аллель, обусловливающий развитие изучаемого признака, расположен в Х-хромосоме.

  • Установив тип наследования изучаемого признака, проверьте: обладает ли анализируемая родословная теми признаками, которые характерны для выбранного вами типа наследования. Затем убедитесь, что родословная не обладает комплексом признаков, характерных для других типов наследования.

В качестве примера приведем последовательность рассуждений при определении типа ядерного наследования признака в следующей родословной

 

  1. Люди с изучаемым признаком встречаются часто, в каждом поколении; человек, имеющий изучаемый признак, рождается в семье, где обязательно хотя бы один из родителей имеет изучаемый признак. Поэтому можно сделать первый предварительный вывод: изучаемый признак является доминантным.
  2. В родословной 6 женщин и 5 мужчин имеют изучаемый признак. Можно считать, что изучаемый признак с приблизительно равной частотой встречается и среди мужчин, и среди женщин. Это характерно для признаков, гены которых расположены не в половых хромосомах, а в аутосомах. Поэтому можно сделать второй предварительный вывод: изучаемый признак является аутосомным.
  3. Таким образом, по основным особенностям наследование изучаемого признака в этой родословной можно отнести к аутосомно-доминантному типу. Кроме того, эта родословная не обладает набором особенностей, характерных для других типов наследования.

Однако окончательный вывод можно сделать, только определив генотипы всех членов родословной и убедившись в том, что только при аутосомно-доминантном типе наследования возможны такая передача гена, обусловливающего развитие изучаемого признака, и такая закономерность формирования у них изучаемого признака, которые отражаются в анализируемой родословной.

Несмотря на кажущуюся простоту, определение типа наследования в конкретной родословной реального человека всегда является серьезной генетической задачей, которую часто может решить только врач-генетик.

Определив тип наследования изучаемого признака, можно легко выяснить генотип пробанда и сделать прогноз о его вероятном потомстве.

 Определение генотипа пробанда.

При определении генотипа пробанда необходимо знать основные закономерности наследования генов и хромосом и помнить, что ребенок может иметь в своем генотипе только те гены, которые были у его родителей и которые он в ходе оплодотворения получил от них в составе половых клеток.

Определяя генотип пробанда, мы фактически решаем простейшую генетическую задачу на моногибридное скрещивание, где информация о признаках у тех или иных членов семьи представлена не в виде текста, а в виде графического изображения. Например, для фрагмента родословной, изображенного на рис. 4 и содержащего графические изображения членов семьи пробанда, такой текст будет иметь следующий вид: “Для изучаемого признака характерен рецессивный сцепленный с Х-хромосомой тип наследования. Мальчик имеет изучаемый признак, а у его родителей, двух старших сестер и младшего брата изучаемый признак отсутствует. Каков генотип мальчика?” Поэтому при определении генотипа пробанда необходимо придерживаться той последовательности действий, которую рекомендуют при решении типовых генетических задач.

Во избежание ошибки в определении генотипа пробанда мы рекомендуем определять не только генотип пробанда, но и генотипы всех членов родословной.  В этом случае рекомендуется придерживаться следующей последовательности действий.

  1. Рядом с графическим изображением родословной напишите название альтернативных признаков и обусловливающие их аллели, то есть изобразите видоизмененную таблицу “Признак — ген”.

 

  1. Учитывая парность хромосом, парность аллелей изучаемого аутосомного гена и особенности расположения генов в половых хромосомах, запишите будущий генотип, используя точки для обозначения аллелей. Предварительная запись генотипа будет иметь следующий вид:

— для аутосомного наследования: . . ;

— для сцепленного с Х-хромосомой наследования:  Х.Х.  и  Х.Y;

— для сцепленного с Y-хромосомой наследования: Х Х  и  Х Y..

  1. Тем членам родословной, которые имеют изучаемый признак, поставьте вместо точки соответствующее обозначение аллеля гена – строчную или заглавную букву:

— для аутосомного и сцепленного с Х-хромосомой доминантного наследования: один аллель А;

— для аутосомно-рецессивного наследования: два аллеля а;

— для рецессивного сцепленного с Х-хромосомой наследования: ХаХа и ХаY;

— для сцепленного с Y-хромосомой наследования можно использовать любое изображение буквы.

  1. Соответствующее обозначение аллеля гена поставьте вместо точки тем членам родословной, у которых изучаемый признак отсутствует:

— для аутосомно-доминантного наследования: два аллеля а;

— для аутосомного и сцепленного с Х-хромосомой рецессивного наследования: один аллель А;

— для доминантного сцепленного с Х-хромосомой наследования: ХаХа и ХаY;

— для сцепленного с Y-хромосомой наследования следует использовать  изображение буквы, отличное от используемого для обозначения генотипа особи с изучаемым признаком.

  1. Определите аллели в тех генотипах, которые нельзя определить по личному фенотипу особи, но можно определить по генотипу ее родителей или детей. При этом необходимо учитывать, что в генотипе особи могут быть только те аллели, которые были в генотипе его родителей. Например, если при аутосомно-рецессивном типе наследования женщина не имеет изучаемого признака, но этот признак был у ее отца, то генотип этой женщины будет содержать рецессивный аллель а и будет иметь вид Аа. Аллель А мы нашли по фенотипу женщины, а аллель а – по генотипу ее отца. Укажите стрелкой направление передачи найденного аллеля от родителя к ребенку.

В качестве примера рассмотрим последовательность рассуждений при определении генотипа пробанда в родословной, фрагмент которой имеет следующий вид:

Тип наследования признака – рецессивный сцепленный с Х-хромосомой.

 

 

Для обозначения  гена, обусловливающего развитие изучаемого и альтернативного ему признака, возьмем одну букву алфавита, например, букву “А”. Если символ “А” будет обозначать название гена, то символ А будет обозначать доминантный аллель этого гена, а символ а – рецессивный аллель гена “А”. Поскольку по условию задачи изучаемый ген находится в Х-хромосоме, то аллели этого гена необходимо записывать с Х-хромосомой.

Учитывая вышесказанное, рядом с фрагментом родословной напишем названия альтернативных признаков с указанием обусловливающих их аллелей гена “А”.

Рядом с графическим изображением каждого члена родословной напишем его половые хромосомы, учитывая пол человека и ставя точку (.) на том месте, где в последующем будет написано обозначение аллеля гена. После этого фрагмент родословной приобретает следующий вид.

Поместим рецессивный аллель а в обозначение генотипа члена родословной, имеющего изучаемый признак. После этого фрагмент родословной приобретает следующий вид.

 

Мать пробанда имеет в своем генотипе рецессивный аллель а, поскольку только она могла передать пробанду имеющийся в его Х-хромосоме рецессивный аллель а (от отца пробанд получил Y-хромосому). Нарисуем стрелку от генотипа матери пробанда к генотипу пробанда, обозначая таким образом направление передачи рецессивного аллеля а.

 

Сестры пробанда могут иметь генотип ХАХА  или  ХАХа, так как аллель А они получили от отца вместе с его Х-хромосомой, а от матери могут получить или аллель А, или аллель

а с той или иной ее Х-хромосомой. Напишем под генотипами сестер пробанда их возможные генотипы, после чего фрагмент родословной приобретает следующий вид.

Таким образом, мы нашли, что генотип пробанда – ХаY, и убедились, что действительно имеем дело с родословной, для которой характерен рецессивный сцепленный с Х-хромосомой тип наследования признака.

 

 Расчет вероятности рождения у пробанда ребенка с тем или иным альтернативным проявлением признака.

 

Важнейшим этапом генеалогического метода является прогнозирование потомства пробанда. В простейших случаях оно заключается в вычислении вероятности рождения у пробанда ребенка с тем или иным альтернативным проявлением признака.

Вероятность рождения ребенка с тем или иным альтернативным признаком определяется как доля детей с эти признаком среди потомков, имеющих все фенотипы, которые только возможны у детей анализируемой родительской пары. Например, при таком ожидаемом расщеплении (соотношении) потомства по фенотипу, как 3 больные : 1 здоровые, вероятность рождения больного ребенка будет равна ¾, а вероятность рождения здорового ребенка – ¼.

Расчет вероятности рождения ребенка с тем или иным признаком рекомендуется производить в следующей последовательности:

  1. Напишите генотипы родителей.
  2. Напишите типы гамет, которые производят родители.
  3. Напишите расщепление (соотношение) потомков F1 по генотипу и фенотипу.
  4. Рассчитайте вероятность рождения ребенка с интересующим вас фенотипом (признаком).

На следующем примере познакомьтесь с итоговой записью расчета вероятности рождения ребенка у родителей с известными генотипами. 

Пример.

Условие задачи.

Болезнь наследуется по аутосомно-рецессивному типу. Пробанд болен, и его родословная имеет следующий вид:

Жена пробанда здорова и не содержит в своем генотипе патологических аллелей. Чему равна вероятность рождения у пробанда здорового ребенка?

Решение: 

Генная запись скрещивания:

                                 Здоровая                                   Больной

Р                           ♀   АА                   х                  ♂   аа

 

Типы гамет                    А                                                а

 

F1                                                            Аа

                                                           Здоровые

Вероятность рождения здорового ребенка (генотип Аа):

                               Р = 1/1 = 1 (100%)

 

Ответ: Вероятность  рождения у пробанда здорового ребенка равна 1 (100%).

 

alexmed.info

Технология составления генологического древа

Разделы:
Биология


Цель мастер-класса:

  • научить технологии составления генеалогического древа, условным обозначениям;
  • показать последовательность действий, методов и форм педагогической деятельности.

Никто из нас не свалился с луны.
Все мы – ветви и листья огромного
 и переплетённого общечеловеческого дерева.

Учитель. Для начала нужно дать понятие, что такое генеалогия и генеалогическое древо?

Слайд №2 (приложение)

Генеалогия — раздел исторической науки, изучающий происхождение и связи отдельных родов.

Генеалогическое древо – изображение истории рода в виде разветвленного дерева.

Сейчас давайте составим синквейн к данным понятиям и посмотрим, что у нас получится.

Слайд № 3 (приложение) У меня получилось такое пятистишие:

  1. Наука
  2. Изучающая, показывающая;
  3. Изображает, связывает, устанавливает;
  4. Наука, которая изучает и устанавливает родственные связи.
  5. Родственники.

Изучение внешних (фенотипических) признаков не теряет своей актуальности до сих пор. Действительно, ведь, наверное, каждый из людей задавался вопросом, на кого он или она похож или похожа. Или, например, родители новорождённого ребёнка спорят о том, чьи из них фенотипические данные малыш унаследовал. Изучение внешних (фенотипических) признаков играет немаловажную роль и при установлении родства, ведь у кровных родственников хоть в какой-то мере есть схожесть во внешности.

В связи с этим, эти вопросы заинтересовали вас:

  • По линии какого родителя вами унаследованы внешние (фенотипические) признаки?
  • Передадутся ли ваши внешние (фенотипические) признаки вашим потомкам?
  • Какое количество ваших кровных родственников имеют схожие фенотипические признаки?

Именно эти вопросы подтолкнули меня на проведение данного исследования.

Цель исследования для составления генеалогического древа — изучение собственных внешних (фенотипических) признаков с помощью генеалогического метода.

Учитель. Кластер на стадии вызова. С какими понятиями связан термин – генеалогия? Учащиеся предпологают с какими науками связана генетика.

Слайд №4 (приложение)

Для выполнения первой задачи, вы подробно изучаете справочную, научную литературу, благодаря которой ознакомились с различными методами исследовании генетики человека. Конечно, в настоящее время генетика настолько развита, что решение такой проблемы, как изучение признаков, не составляет особого труда для науки. Действительно, ведь в распоряжении учёных большое количество методов работы: клинико-генеалогический, близнецовый, биохимический, популяционный, онтогенетический, цитологический.

К сожалению, людям, не занятым в сфере науки, применить большую часть даже данных методов просто невозможно. При всём желании, у обычного человека зачастую нет возможности приобрести дорогостоящую аппаратуру. Так, например, для использования в работе цитогенетического метода необходимо иметь необходимые специальные реактивы, которые практически невозможно приобрети обычному человеку. Биохимическим методом тоже невозможно воспользоваться, так как он достаточно сложный и дорогостоящий.

Изучив данные методы генетического исследования, я пришла к выводу, что наиболее подходящим в вашем случае является клинико-генеалогический метод. Он действительно удобен, так как для его использования необходимо лишь составить свою родословную, получив информацию о родственниках. Конечно, получение этой информации может и оказаться трудностью, но эту проблему гораздо проще решить с помощью опроса родственников, чем искать аппаратуру для других методов исследования.

Слайд № 5 (приложение)

Генеалогический метод был предложен в конце 19 века Ф.Гальтоном (двоюродный брат Ч.Дарвина по их деду Эразму Дарвину).

Система обозначения родословных была предложена Г.Юстом в 1931г.

Генеалогия как знание родства появилась вместе с человеческим обществом и живёт на всех этапах его развития. В современных зарубежных энциклопедических словарях статья «Генеалогия» начинается с библейского ветхозаветного раздела. Библия рассказывает о происхождении и родстве всех многочисленных народов. Расцвет генеалогии во многих странах Европы совпадает с развитием феодализма. Особое значение знания родословия семьи получило в средние века в связи с установлением и оформлением сословных (особенно дворянских) привилегий. Это вызвало появление особых генеалогических справочников (в форме генеалогического древа или таблиц), в которых указывались все члены основной и боковых ветвей рода, их брачные связи. Особенно много таких справочников появлялось в xvı веке, создавались государственные должности, отвечавшие за правильность составления родословий.

Изучение родословных, то есть характера распределения наследственных признаков в семьях — главный метод генетического исследования. Поскольку в генетике человека в отличие от экспериментальной генетики аналитические скрещивания неприменимы, приходится изучать характер наследования того или иного признака путём сбора посемейных данных. Анализ родословных позволяет проследить менделевское расщепление признаков, получить сведения по аллелизму и сцеплению, изучить монофакториальное наследование. Правда, ряд важных признаков, присущих человеку, такие, например, как уровень интеллекта, определяются многими взаимодействующими генами, каждый из которых оказывает лишь незначительное действие. Но и здесь главным методом их изучения служит анализ внутрисемейного сходства, что по существу является расширенным вариантом метода родословных.

Слайд № 6 (приложение) Родословие бывает восходящее и нисходящее. Определение этих видов было дано Леонидом Михайловичем Савёловым.

При составлении нисходящего родословия начинают с самого отдалённого из известных предков и постепенно переходят к его потомкам. Такое родословие позволяет наглядно представить общую картину жизни и деятельности рода, начиная с более отдалённых времён и постепенно разворачивая до наших дней.

В восходящем родословии объектом исследования является лицо, о предках которого собираются сведения. С него начинают, затем уже идут по восходящим ступеням или коленам, т.е. к отцу, деду, прадеду и т.д. Это вид родословия, когда у исследователя ещё мало сведений, когда он последовательно идёт от известного к неизвестному.

Слайд № 7 (приложение) Основные термины и условные обозначения для генеалогического древа:

  • Педигри – родословная;
  • Пробанд – обладатель наследственного признака;
  • Сибсы – братья и сестры, потомки одних родителей;
  • Инбридинг – близкородственные скрещивания.

Слайд № 8 (приложение) Схема генеалогического древа семьи А.С.Пушкина.

Пример генеалогического древа можно рассмотреть на примере А.С.Пушкина

Как вспоминал А.С.Пушкина его современник М.В. Юзевич, увидевший поэта в 1829г на Кавказе : «..он вовсе не был смугл, ни черноволос….. а был вполне белокож и с вьющимися волосами каштанового цвета».

На генеалогическом древе А..С. Пушкина можно увидеть, чьи внешние черты приобрел поэт.

Известно, что А.С.Пушкин имел голубые глаза, смуглый оттенок кожи, темные волосы. При анализе родословной его семьи, выяснено, что прадед по линии матери, Ибрагим Ганнибал, обладал также смуглой кожей и темными волосами. Эти признаки являются доминантными, поэтому проявились и в фенотипе дедушки Пушкина – Осипа Ганнибала, и в фенотипе матери Александра Сергеевича. Надежда Осиповна, обладала внешностью «прекрасной креолки» — так называли её в обществе. Голубой цвет глаз у Пушкина объясняется тем, что его мать являлась гетерозиготной, а отец гомозиготным по данному признаку.

Изучив биографию А.С.Пушкина можно прийти к следующим выводам:

  • оба родителя Пушкина, кровные родственники, оказались характерологически сходны, с известной долей вероятности склонным к периодическим спадам и подъемам настроения;
  • оба прадеда – сильные личности, страстные, энергичные, конфликтные, сочетали в себе эмоциональную напряженность с продуктивной деятельностью;
  • заочная оценка А.С.Пушкина – психологического здоровья и нездоровья – проблема трудная и окончательно не решаемая,т.к. с 1930г. фактически наложен запрет на изучение биографии Пушкина и стала преобладать установка, что он – идеал гармонии.

Вы сами можете изучить автобиографию А.С.Пушкина и дополнить мои выводы. Анализ фенотипических признаков данной семьи не является моей главной задачей, то я ограничилась изучением фенотипа А.С.Пушкина.

Изучать родословные великих людей, наших соотечественников — занимательно, полезно, патриотично, но не менее увлекательно, интересно и важно заняться изучением составления своей родословной, узнать, веточкой какого древа являешься ты и где твои корни.

Семья, по определению, данному в словаре Ожегова, — это группа живущих вместе родственников. Сколько же их, этих родственников? С помощью опроса членов семьи, можно собрать необходимые данные о родственниках. (приложение №1, памятка по составлению родословной).

Слайд № 9 (приложение)

Один из этапов в сборе родословной – сбор сведений обо всех кровных родственниках по материнской и отцовской линии. Сначала выясняется всё о матери пробанда, её сибсах и их детях. Затем записываются данные о бабке по линии матери, её сибсах. Если возможно, собираются сведения о прабабке и прадеде пробанда. Далее собираются сведения о деде пробанда по линии матери, его сибсах, их детях, внуках. Только после окончательного сбора сведений о родственниках по линии матери, аналогично собираются сведения о родственниках по линии отца. Родственники отца изображаются в левой половине родословной, и следует обратить внимание на правильное обозначение линий пересечения.

Родословие может иметь символический способ оформления (генеалогическое древо), или оформление в виде таблицы. Именно символический способ оформления родословия я и выбрала.

Если родословная очень обширная, то все поколения изображаются не горизонтальными рядами, как в большинстве случаев, а располагаются по окружности.

Если в родословной прослеживаются несколько признаков, то для обозначения каждого из них используются нестандартные символы.

К родословной прилагается пояснительная записка – легенда, включающая список нестандартных обозначений.

Каждое поколение изображается на одной линии и обозначается римскими цифрами сверху вниз. Каждый член поколения, включая супругов, обозначается арабской цифрой (нумерация слева направо для каждого поколения с единицы).

Слайд № 10 (приложение) Вот обратите внимание на еще одну родословную, которую составила моя бывшая ученица Мищенко Кристина, изучающая свои внешние признаки и сравнивая их со своими родственниками. Благодаря составленному родословию, она смогла провести анализ характера наследования данных признаков. Выяснено, что из 50 человек (столько входит в родословие) 25 имеют глаза карего цвета и 25 – голубого, либо серого. Также, согласно проведённым подсчётам, 32 человека имеют светлый оттенок кожи, а 18 – смуглый. 21 человек – обладатели русых волос, 28 – темных, 1- рыжих.

На двух наглядных примерах видно, что составление генеалогического древа очень кропотливая работа, но результат не заставит себя долго ждать.

 Слайд №11 (приложение) Динамическая пауза.

  1. Вы поняли, в чем сущность генеалогического метода? По щелчку на каждом пункте.

    Если
    вы поняли, то хлопнете в ладоши, а если нет, то топнете.
  2. Вам понятно, какие нужно правильно использовать условные обозначения.По щелчку на каждом пункте
    Если вы поняли, то встаньте, а если нет, то под парту залезьте.
  3. Вам нужно взять за основу какие-то внешние признаки. Вы уже определились какие? По щелчку на каждом пункте.
    Если да то улыбнитесь, а если нет, то заплачьте.

Я думаю, что азы составления генеалогического древа вашей семьи я вам дала, а теперь дело за вами.

О своих родственника можно найти на сайтах «Ваша родословная», «Происхождение вашей фамилии», можно делать запросы в архивы, где проживали ваши родственники. И все у вас получится.

Проделав, такую работу, вы узнаете, на кого похожи вы сами и ваши дети. В данной работе может участвовать вся семья ведь их помощь будет вам как никогда кстати.

Слайд 12 (приложение)

Рефлексия. Методика де Греефа.

Нужно нарисовать на доске три одинаковых кружка. Первый кружок обозначает твоего учителя, второй – тебя самого, третий – твоего соседа. От каждого кружка надо опустить вниз линию. От того, кто из вас самый старательный, надо опустить самую длинную линию, от того, кто самый нестарательный, — самую короткую, от того, кто средний, — среднюю. Эта методика используется при определении самооценки у школьников. Учащиеся оценивают вашу работу, свою и своего соседа.

Слайд №13 (приложение)

Я думаю, итогом вашей работы могут стать слова известного английского генетика Курта Штерна, который считал, что все люди на Земле связаны между собой той или иной степенью родства.

Список используемой литературы:

  • Моя родословная. — Ленинградское издательство, 2008г.
  • Основы генетики. Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии. – Москва, 2003 г. Авторы: Е.М.Мастюкова, А.Г.Московкина.
  • Генетика человека – издательство «Мир»; Москва, 1967 г. Автор: В.Маккьюсик.
  • Энциклопедический словарь юного биолога – издательство «Педагогика»; Москва, 1986 г. Составитель: М.Е.Аспиз.
  • Общая биология: 10-11 классы – издательство «Дрофа»; Москва, 2005 г. Авторы: А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник.

Памятка по составлению генеалогического древа

  •  Правило первое: работа над родословной бесконечна, она может продолжаться всю жизнь и потребует тщательных изысканий, поэтому необходимо запастись терпением, старанием и аккуратностью.
  •  Правило второе: ветви (корни) дерева должны быть абсолютно симметричны, а количество ветвей – четным, число предков с каждым восходящим поколением удваивается: 2 родителя, 4 деда, 8 прадедов и т.д.
  •  Правило третье: при заполнении родословной старайтесь, чтобы каждая веточка содержала фамилию, имя, отчество. Вспомните состояние здоровья обозначенных в ней родственников, особенности характера, судьбы каждого. Расспросите об этом всех, кто знал их. Может, кто-то из них был долгожителем, а кто-то умер. Поставьте даты рождения и смерти, и сделайте отметки о перенесенных заболеваниях.
  •  Правило четвертое: при описании вашего рода вы стараетесь узнать как можно больше о тех, кого уже нет в живых, и совершенно забываете о тех, кто рядом, между тем, дедушки, бабушки, мамы и папы могут существенно помочь.
  •  Правило пятое: при сборе информации не надо сразу разделять факты на существенные и кажущиеся тебе не существенными.
  •  Правило шестое: не откладывайте ни на один день задуманного в работе над родословной, особенно если это касается людей старшего возраста.
  •  Правило седьмое: пока ты не можешь определить значимость того или иного документа, материала, собирай все, что касается твоей семьи.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Изучаем родословную и учимся составлять ее

Тема: Изучаем родословную.

Учитель МБОУ СОШ №19 г.Йошкар-Олы Демина И.А., учитель биологии

Цель: изучить родословную

Задачи урока:

1.Углубить и расширить знания учащихся о методах изучения генетики человека

2.Дополнить знания о генеалогическом методе изучения генетики человека

3.Показать возможность использования родословных  для определения характера наследования признака и прогнозирования появления наследственных болезней у человека.

4.Воспитывать интерес к здоровому образу жизни.

Целевая аудитория: 9 класс.

Ход занятия:

Вводное слово учителя.

Родословная – один из методов изучения генетики человека.

Вспомните, какие методы используют для изучения генетики человека? Дайте каждому методу краткую характеристику.

(ответы учащихся):

Близнецовый метод —

Биохимический метод –

  • Обнаружение заболеваний обмена веществ при помощи исследований биологических жидкостей (моча, кровь, амниотическая жидкость)

  • Изучение причин изменения активности определенных ферментов

Цитогенетический метод –

Генеалогический метод –

  • Выяснение родственных связей

  • Прослеживание наследования нормальных или патологических признаков в семье на основе составления родословных)

Генеалогический метод основан на составлении родословной человека и изучении характера наследования признака. Впервые этот метод был предложен Ф. Гальтоном в 1865 г.  Суть его состоит в установлении родословных связей и определении доминантных и рецессивных признаков и характера их наследования. Особенно эффективен этот метод при исследовании генных мутаций.

Генеалогический метод включает в себя два этапа:

  1. Составление родословной и её графическое изображение;

  2. Генетический анализ полученных данных.

Первый этап.

Для того чтобы составить родословную надо собрать данные обо всех родственниках обследуемого.

Затем ее графически изобразить с помощью условных обозначений.

Второй этап.

Проводим анализ полученных данных.

Первая задача при анализе родословной – установление наследственного характера признака (доминантный или рецессивный). Давайте вспомним:

— Какой признак называют доминантный?

— Какой признак называют рецессивный?

Вторая задача – установить тип наследования.

В зависимости от локализации и свойств гена различают следующие типы наследования:

— аутосомно-доминантный;

— аутосомно-рецессивный;

— Х и Y-сцепленное наследование;

Давайте вспомним:

— Что такое аутосомы? (неполовые хромосом, парные хромосомы, одинаковые у мужских и женских организмов.).

— А что значит аутосомно-доминантный и аутосмно-рецессивный тип наследования? (признаки которые находятся в этих хромосомах)

— А что значит Х и У – сцепленное наследование?( Гены, локализованные в половых хромосомах, обозначают как сцепленные с полом)

Рассмотрим признаки некоторых типов наследования.

Аутосомно-доминантный тип наследования

Аутосомно-рецессивный тип наследования

Х-сцепленный рецессивный тип наследования

1)признак проявляется в каждом поколении;

2)признаком обладает ребенок у родителей – обладателей признака;

3)признаком обладают в равной степени мужчины и женщины;

4)вероятность наследования 100 % (если хотя бы один родитель гомозиготен), 75 % (если оба родителя гетерозиготны) и 50 % (если ‘один родитель гетерозиготен).

1)признак проявляется не в каждом поколении;

2)признаком обладает ребенок (гомозигота), рожденный от родителей (гетерозигот), не обладающих данным признаком;

3)признаком обладают в равной степени мужчины и женщины;

4)вероятность наследования 25 % (если оба родителя гетерозиготны), 50 % (если один родитель гетерозиготен, а второй гомозиготен по рецессивному признаку) и 100 % (если оба родителя рецессивные гомозиготы).

1)чаще признак встречается у лиц мужского пола;

2)чаще признак проявляется через поколение;

3)если оба родителя здоровы, но мать гетерозиготна, то признак часто проявляется у 50% сыновей;

4)если отец болен, а мать гетерозиготна, то бладателями признака могут быть и лица женского пола;

Так наследуются у человека гемофилия, дальтонизм, умственная отсталость с ломкой Х-хромосомой, мышечная дистрофия Дюшенна, синдром Леша-Найхана и др.

Обобщение.

— Таким образом сформулируйте что передается из поколения в поколение в родословной? (наследственный признак)

— С какой целью изучают передачу признака из поколения в поколение? (чтобы понять как может сказаться на наследстве тот или иной признак.. В больших городах есть мед.центры куда обращаются молодые семьи, чтобы узнать может ли проявиться мутантный ген в потомстве, если есть какие-либо проевления заболеваний у предков)

Как же создать модель передачи признака из поколения в поколение?)

Решите задачу и составьте родословную семьи по данным задачи, отметив членов семьи, имеющих изучаемый признак.

Решите задачу и составьте родословную семьи по данным задачи, отметив членов семьи, имеющих изучаемый признак.

Решите задачу и составьте родословную семьи по данным задачи, отметив членов семьи, имеющих изучаемый признак.

Решите задачу и составьте родословную семьи по данным задачи, отметив членов семьи, имеющих изучаемый признак.

Решите задачу и составьте родословную семьи по данным задачи, отметив членов семьи, имеющих изучаемый признак.

infourok.ru

Составление родословной | EUROLAB | Генетика

Сбор сведений о семье начинается с консультирующегося или с пробанда. Консультирующимся называется лицо, обратившееся к врачу или первым попавшее в поле зрения исследователя. Пробанд — больной или носитель изучаемого признака. Во многих случаях консультирующийся и пробанд являются одним и тем же лицом. Дети одной родительской пары называются сибсами (братья и сестры). Семьей в узком смысле называют супружескую пару и их детей, но иногда и более широкий круг кровных родственников, хотя в последнем случае лучше использовать термин род.

Обычно родословная собирается по одному или по нескольким признакам. Чисто технически она не может быть составлена по всем известным признаем, да в этом и нет надобности. Врач всегда интересуется каким-то конкретным заболеванием или признаком либо дополнительно несколькими признаками, сопутствующими основному.

В зависимости от цели исследования родословная может быть полной или ограниченной. Желательно, конечно, стремиться к наиболее полному составлению родословных по восходящему, нисходящему и боковым направлениям. Задача эта не такая лёгкая, как может показаться на первый взгляд. Чем больше поколений вовлекается в родословную, тем она обширнее. Это влечёт за собой неточность получаемых сведений и, следовательно, неточность родословной в целом.

Составление родословной сопровождают краткой записью о каждом члене родословной с точной характеристикой его родства по отношению к пробанду (легенда родословной). В дальнейшем для наглядности (или при публикации) родословную изображают графически. Для этого обычно пользуются стандартными символами. Если рассматриваемых признаков в родословной много, то можно прибегать к буквенным или штриховым различиям внутри символов. Изображение родословной обязательно сопровождается описанием обозначений под рисунком.

При применении генеалогического метода в родословной важно отмечать обследованных на наличие признака (это можно приравнять также к получению сведений из объективного источника, например из истории болезни) и необследованных, сведения о которых почерпнуты из ответов пробанда или родственников, а также из анкет. Грубая ошибка — искусственное укорочение звеньев родословной из-за трудностей обследования лиц II и III степени родства, особенно если не указывается, у кого из членов родословной действительно не было родственников, а у кого просто не собраны сведения.

Получение сведений о родственниках — задача непростая. Во-первых, не все пациенты знают о болезнях родственников, во-вторых, нередко они скрывают семейные случаи из-за ложного стыда или, наоборот, «открывают» их у родственников супруга, стараясь «свалить вину» за возникновение болезни у ребёнка на супруга.

Для получения семейных сведений можно применять анкетирование. При правильном перечне вопросов и их доступности для понимания членами семьи, не имеющими медицинского образования, анкетирование даёт хорошую информацию. Очень важно провести личный осмотр и дополнительное обследование родственников больного, где это необходимо. При сборе семейного анамнеза желательно использовать также и другие источники медицинской и генеалогической информации (выписки из истории болезни, домовые книги, церковные записи и т.д.).

Подробное клинико-генеалогическое исследование проводится в тех случаях, когда при первичном клиническом осмотре возникает подозрение на наследственную болезнь. Следует подчеркнуть, что речь идёт о подробном обследовании членов семьи. В отличие от первичных элементов семейного анализа, которые применяются при любом первичном осмотре больного, при подробном клинико-генеалогическом обследовании речь идёт уже о целенаправленном глубоком обследовании членов семьи.

Одна из распространённых ошибок в применении генеалогического метода — ограничение анализа только опросом родственников (или о родственниках). Если даже опрос подробный, его, как правило, недостаточно. Для некоторых членов родословной часто приходится назначать полное клиническое, параклиническое или лабораторно-генетическое обследование (цитогенетическое, биохимическое и т.п.), что требует дополнительных расходов (не только на медицинский персонал, но часто и транспортных). Вот почему план такого обследования необходимо предварительно тщательно продумать с генетической точки зрения, и этот план должен осуществляться по принципу «меньше нельзя, а больше не нужно».

Помощь клинико-генеалогического метода в диагностике наследственной патологии очевидна. Так, если в родословной обнаружена наследственная болезнь и анализ показывает возможность передачи её пробанду, то это позволяет врачу даже при стёртой клинической симптоматике у пробанда (что и явилось причиной подробного генеалогического обследования) поставить диагноз данной наследственной болезни.

В случае тематического целенаправленного применения клинико-генеалогического метода преимущество при сборе сведений и их последующей обработке имеет табличный способ регистрации данных.

Первая задача при анализе родословной — установление наследственного характера признака. Если в родословной встречается один и тот же признак (или болезнь) несколько раз, то можно думать о наследственной природе. Однако надо прежде всего исключить возможность фенокопии. Например, если патогенный фактор действовал на женщину во время всех беременностей, то у такой женщины могут родиться несколько детей с одинаковыми врождёнными пороками. Другой пример: одни и те же профессиональные вредности или внешние факторы могут вызывать сходные заболевания у членов одной семьи. Если исключается действие сходных внешних факторов (а для разных поколений оно исключается с большей вероятностью), то говорят о наследственном характере болезни. С помощью генеалогического метода были открыты многие наследственные болезни.

После того как будет обнаружен наследственный характер признака (болезни), необходимо установить тип наследования. Для этого используются принципы генетического анализа и различные статистические методы обработки данных не из одной, а из многих родословных, что является уже исследовательской задачей.

Нетрудно понять, что в большинстве случаев простые расчёты отношения числа больных детей к числу здоровых дадут неправильное представление о типе наследования, потому что, например, при рецессивном заболевании в поле зрения врача не попадают семьи-носители, в которых родились только здоровые дети. Теоретически можно представить полное выявление супружеских пар, гетерозиготных по патологическому гену, в том числе имеющих здоровых детей. Практически регистрация всегда начинается от больного потомка. В таком случае невыявленные семьи составляют, например, при одном ребёнке и доминантном типе наследования 1/2, а при рецессивном — 3/4. Долю невыявленных гетерозиготных семей можно определить для любого числа детей при различных типах наследования. Следовательно, в расчёты соотношения числа больных и здоровых детей нужно вводить поправки на долю невыявленных семей.

www.eurolab.ua

Урок по биологии Генеалогический метод изучения генетики человека. Практическая работа: составление схем родословных

Генеалогический метод изучения генетики человека. Практическая работа: составление схем родословных (10 класс).
Выполнила учитель биологии МОУ СОШ №8 с. Грушевского Ставропольского края

Горгосова Л.Н.

Цель: дополнить знания о генеалогическом методе изучения генетики человека .

Задачи:

1.Знакомить детей с такими понятиями, как “родословная”, “поколение”, “предки”.

2.Развивать: умение работать с текстом; интерес к истории своей семьи; познавательные способности детей.

3.Учить составлять родословное древо.

4.Развивать: умение работать с текстом; интерес к истории своей семьи; познавательные способности детей.

5.Воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к членам семьи.

1. Организационный момент.

2. Объяснение нового материала .
Изучая в курсе общей биологии генетику, вы узнали, что это наука об изменчивости и наследственности. Особое значение имеет генетика человека. То, что организмы передают признаки и свойства своим потомкам, люди на интуитивном уровне знали давно, но понять закономерности наследования признаков люди долгое время не могли. Первые попытки объяснения того факта, что дети похожи на родителей, предпринимал великий ученый и врач Древней Греции – Гиппократ.

В последние десятилетия интерес к генетике особенно возрос, в связи с ее огромным практическим значением для человечества. В настоящее время изучен характер наследования более чем 2000 признаков, нормальных и патологических. Современная наука при исследовании генетики человека использует генеалогический метод. Он основан на прослеживании какого-либо нормального или патологического признака в ряду поколений, с указанием родственных связей между членами родословной. Генеалогический метод позволяет определить типы наследования признаков, их доминантность или рецессивность, аутосомность или сцепленность наследования с полом, а также моногенность или полигенность наследуемых признаков.

Именно генеалогическим методом доказано наследование сахарного диабета, шизофрении, гемофилии. Этот метод используют и для консультирования молодых семей.

Генеалогический метод был предложен в конце XIX века Ф. Гальтоном. Система обозначения родословных – Г. Уостом в 1931 году. Благодаря составлению родословной удалось определить наследственный характер гемофилии, дальтонизма, короткопалости, выявить последствия родственных браков, в результате которых 20-30% детей умирает или рождается больными. Русский философ П. А. Флоренский считал генеалогию своеобразной педагогикой: «История рода должна давать нравственные уроки и задачи».

Все вы знаете о наследовании гемофилии в самой известной европейской семье, семье Николая II. Мутация, возможно, произошла в генотипе европейской бабушки королевы Виктории. Рецессивный ген, связанный с Х-хромосомой и стал причиной страшной болезни царевича Алексея.

О закономерностях передачи из поколения в поколение рецессивного гена можно проследить по генеалогическому древу. Именно исследование родословной позволяет выявить аутосомно- рецессивный (фенилкетонурия) и аутосомно- доминантный (короткопалость) типы наследования признаков.

б) Что такое родословная?

— У каждого из вас есть своя история. Это время, когда вы родились, сделали первый шаг, пошли в детский сад, школу.

А что предшествовало вашему появлению на свет и отчего ваша жизнь складывается так, а не иначе?

Это всё из истории твоей семьи.

В прошлом вашей семьи можно найти много интересного и полезного.

Семейная история, по-другому, родословная.

Родословная — слово о роде.

Род — все родственники, которые имеют общего предка.

Прабабушки, прапрабабушки и прапрадедушки — это ваши предки, которые жили задолго до вас и ваших родителей.

На протяжении 100 лет живут одновременно три поколения: в начале века начинается жизнь деда, а в конце века живёт внук.

Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название «генеалогическая таблица», или «генеалогическое древо».

Генеалогия — наука о родословной человека.

в) Для чего люди составляют родословные?

— А как вы думаете, для чего люди составляют родословные?

Семейная история (родословная) поможет взглянуть на себя со стороны. А, может быть, вы узнаете что-то такое, что поможет возгордиться вам своей семьёй.(Высказывания детей)

В средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать своё дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное древо.

Знание истории семьи также нужно для определения происхождения вещей из семейной коллекции.

Памятка 1. По составлению родословного древа.

1. Родословная отвечает на вопросы: кто? где? когда? В каких родственных отношениях состоит?

2. Начинаем с себя: полное имя, дата, место рождения, место жительства.

3. Поговорим с родителями и посмотрим, что они хранят (письма, шкатулки, документы).

4. Наткнувшись на незнакомое имя, постарайся узнать, кем этот человек приходился, даты его жизни и смерти. Опроси маму, папу, дедушку с бабушкой.

5. Далее напиши о родителях и прочих предках, добавляя дату и место женитьбы.

6. Для озеленения древа можешь добавить пару семейных легенд, поучительных историй, интересных фактов.

7. Ты украсишь своё семейное древо собою!

При составлении родословной используют определенные символы:

Памятка 2. Правила составления родословных.

  1. Родословную изображают так, чтобы каждое поколение находилось на своей горизонтали. Поколения нумеруются римскими цифрами, а члены родословной – арабскими.

  2. Составление родословной начинают с пробанда. Расположите символ пробанда (в зависимости от пола – квадратик или кружок, обозначенный стрелочкой) так, чтобы от него можно было рисовать родословную как вниз, так и вверх.

  3. Сначала рядом с пробандом разместите символы его родных братьев и сестер в порядке рождения (слева направо), соединив их графическим коромыслом.

  4. Выше линии пробанда укажите родителей, соединив их друг с другом линией брака.

  5. На линии родителей изобразите символы ближайших родственников и их супругов, соединив их степени родства.

  6. На линии пробанда укажите его двоюродных и т. д. братьев и сестер, соединив их соответствующим образом с линией родителей.

  7. Выше линии родителей укажите линию бабушек и дедушек.

  8. Если у пробанда есть дети или племенники, расположите их на линии ниже линии пробанда.

  9. После изображения родословной (или одновременно с ним) соответствующим образом покажите обладателей или гетерозиготных носителей признака (чаще всего гетерозиготные носители признака определяются уже после составления и анализа родословной).

  10. Укажите (если это возможно) генотипы всех членов родословной.

  11. Если в семье несколько наследственных заболеваний, не связанных между собой, составляйте родословную для каждой болезни по отдельности.

4. Выполнение практической работы «Составление схем родословных»

5.Итог урока.

— Что нового вы узнали на уроке?

— Возникло ли у вас желание начать составлять родословную своей семьи?

6. Домашнее задание:

1.Уточнить данные для составления более полной версии своей родословной.

2.Запишите какую-нибудь интересную историю из жизни вашей семьи.

infourok.ru

Генетическая родословная схема | ruslanhasanov.ru

Лекция № 17

Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Датой «рождения» генетики можно считать 1900 год, когда Г. Де Фриз в Голландии, К. Корренс в Германии и Э. Чермак в Австрии независимо друг от друга «переоткрыли» законы наследования признаков, установленные Г.

Менделем еще в 1865 году. Изменчивость — свойство организмов приобретать новые по сравнению с родителями признаки.

Для генетических исследований человек является неудобным объектом, так как у человека: невозможно экспериментальное скрещивание; большое количество хромосом; поздно наступает половая зрелость; малое число потомков в каждой семье; невозможно уравнивание условий жизни для потомства. Использование этого метода возможно в том случае, когда известны прямые родственники — предки обладателя наследственного признака ( пробанда ) по материнской и отцовской линиям в ряду поколений или потомки пробанда также в нескольких поколениях.

Анализ родословных

Не все методы генетики применимы к анализу наследования тех или иных признаков у человека.

Однако по исследованию фенотипов нескольких поколений родственников можно установить характер наследования признака и генотипы отдельных членов семей, определить вероятность проявления и степень риска для потомства по тому или иному заболеванию.

Метод анализа родословных, получивший название генеалогического, занимает ведущее положение в генетических исследованиях человека.

Технологическая карта практического занятия по теме «Составление и анализ родословных схем»

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации.

Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Цели учебного занятия: Образовательная .

закрепить, расширить и углубить знания об основных методах изучения наследственности человека; показать возможность использования родословных схем для определения характера наследования признака и прогнозирования появления наследственных болезней у человека; Развивающая .

Высшая аттестационная комиссия Республики Беларусь

В основу программы-минимум кандидатского экзамена по специальности 06.02.07 — разведение, селекция и генетика сельскохозяйственных животных, положен учебный материал таких дисциплин, как разведение сельскохозяйственных животных, племенное дело в животноводстве, генетика, биометрия и биотехнология. В программе представлен развернутый тематический план разделов указанных дисциплин, выносимых на экзамен, а так же список источников основной и дополнительной литературы, рекомендуемых для подготовки к экзамену.

Медико-генетическая консультация

В 1980 г.

на базе консультативной поликлиники СОКБ им. В.Д.Середавина впервые был создан консультативный кабинет по медицинской генетике. А в настоящее время медико-генетическая консультация является по сути центром медицинской генетики Самарской области и представляет собой специализированное подразделение для оказания лечебно-диагностической помощи населению по широкому кругу проблем, связанных с наследственной патологией.

Тест на происхождение по отцовской линии

Мужчины являются носителями одной X-хромосомы и одной Y-хромосомы (в то время как женщины обладают двумя X-хромосомами). Y-хромосома передается исключительно по мужской линии из поколения в поколение и изучая Y-хромосому, мы изучаем происхождение человека по мужской линии. Y-хромосома определяет вашу генетическую родословную, начиная от самых истоков человечества, миграции ваших предков в течение тысячелетий.

Генетическая родословная схема

ГЕНЕТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, или медико-генетическое консультирование, вид медицинской помощи тем, кто обеспокоен, что заболевание или врожденное уродство явно или предположительно наследственного характера может возникнуть у каких-то членов семьи. Задача генетического консультанта – количественно оценить вероятность такого события, ознакомить с возможными предупредительными мерами лиц, которым оно угрожает, и, не оказывая психологического давления, помочь им принять наилучшее решение.

Моя родословная

Схема генеалогических связей называется Родословным (генеалогическим) древом.

«Листьями» такого древа являются представители рода, а «ветви» символизируют семейные связи. Семейное древо можно строить всей семьей, вместе Вы узнаете больше о своих корнях . Существует два способа составления родословного древа.

В случае, когда дерево начинается с самого древнего известного представителя рода, а его потомки занимают места на расходящихся «ветвях» выше предка, оно называется нисходящим.

ruslanhasanov.ru

Author: alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о