Развитие в обществознании это – эволюция это обществознание — Дать определения с точки зрения предмета —ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ—. — 22 ответа

Эволюция в обществознании — это форма развития социума. Факторы, примеры, оценочные критерии

Эволюция в обществознании — это понятие, тесно связанное с процессом становления биологического вида человека в биосоциальный феномен. Есть одно принципиальное отличие человека от животного, что выделяет его среди всего органического мира Земли. Люди живут в социуме, и не просто стаей или прайдом в естественном ареале обитания, а в искусственной среде, которую создают люди, подстраивая под себя и свои биологический нужды любой уголок многообразного мира. Другие виды приспосабливают свой организм и вынуждены проходить естественный отбор в соответствии со средой обитания. Люди меняют биосферу ради своих социальных нужд, в процессе сосуществования друг с другом. Они сами управляют этими целенаправленными изменениями — это важная особенность общественной эволюции.

Биологическую эволюцию человека обществознание связывает с ее становлением в процессе возникновения и развития общественного строя. И дальше на развитие человечества стали оказывать влияние совсем другие, не природные факторы, которые будут описаны ниже.

Что такое эволюция

Определение термина «эволюция» меняется в зависимости от дисциплины. В общем, это синоним слова развитие; без привязки к научной области, означает поэтапное изменение состояния чего-либо или кого-либо. В обществознании эволюция — это одна из форм развития социума. Есть еще две формы — революция и реформа. Опорные слова, характеризующие именно эволюцию в обществознании — это плавное, постепенное изменение общества.

В этом смысле антоним эволюции — революция. Переход из одного состояние общества в другое резкий, скачкообразный. Такой рывок может быть обусловлен не только политическими потрясениями, но и научно-техническим прогрессом, например.

Прогресс и регресс общества

Эти два понятия-антипода сложно описать количественными показателями, но именно их используют для определения, что такое эволюция в обществознании. Наблюдая общественный прогресс (или регресс), рассуждают о таких знаковых моментах:

  1. Благосостояние, качество жизни индивидуумов.

  2. Социальная защищенность граждан.

  3. Нравственность отдельных членов общества и в целом социума, в том числе отсутствие агрессии и противостояния отдельных групп граждан друг другу, например, расизм.

  4. Духовное развитие.

  5. Демократия — она на данный момент считается высшим признаком политического развития общества.

  6. Сопряженная с предыдущим понятием свобода каждого человека на слово, выбор, вероисповедание и прочее независимо от пола, возраста, материального благосостояния, принадлежности общественной организации и других социальных критериев. Все это отражено в Конституции РФ.

Важные факторы

Примеры эволюции в обществознании важно рассматривать в разрезе одного из нескольких оказывающих влияние факторов, которые не надо путать с оценочными показателями эволюции:

  1. Религия.

  2. Культура.

  3. Политическая структура.

  4. Экономическая ситуация.

  5. Институт семьи и брака.

Религия и культура

Религия и культура в обществознании относятся к разным институтам. Синергии этих сил во влиянии на развитие общества в Средние века — интересный пример эволюции общества. Центром развития средневековых наук были именно церковные институты, а самые образованные люди — духовенство. Несмотря на устойчивый стереотип, что церковь во все века преследовала культуру и науку за попытку посягнуть на ее место в общественном строе, среди многих великих ученых немало священников.

Политика и экономика

Пересекаются между собой политика и экономика, влияя на развитие общества в целом. Яркий пример — государственный бюджет, которые тем выше, чем лучше экономическая ситуация в стране. И соответственно, тем больше благосостояние граждан-бюджетников, социально зависимых членов общества, например, безработных или инвалидов, живущих на государственное пособие.

Чем выше уровень национального дохода и меньше инфляция в государстве, тем большее количество граждан принадлежит среднему классу, а уровень бедности в стране не превышает 5 %. Когда экономика терпит кризис, в жизни общества наступает регресс. Все большее число людей попадают из среднего класса в бедный, качество их жизни неуклонно падает — это один из показателей эволюции общества.

В связи с такими факторами, как политика и экономика, будет полезно упомянуть понятие «реформа». Она не является эволюцией в обществознании, это третья форма развития социума. Этот переход одного состояние общества в другой искусственный, чаще всего идущий сверху.

fb.ru

10 класс. Обществознание. Развитие общества. — Развитие общества.

Комментарии преподавателя

Се­год­ня мы по­го­во­рим с вами об об­ще­ствен­ном раз­ви­тии. И в самом деле, к чему дол­жен при­ве­сти ис­то­ри­че­ский про­цесс? Ради чего тво­рит­ся ис­то­рия?

И во­об­ще, есть ли цель у ис­то­ри­че­ско­го про­цес­са или он не имеет смыс­ла? Мно­гие мыс­ли­те­ли XIX века (Кон­дор­се, Ге­гель, Маркс) счи­та­ли, что че­ло­ве­че­ство непре­рыв­но дви­жет­ся впе­ред к неко­то­рой ко­неч­ной цели, к за­вер­шен­но­му со­сто­я­нию, а вся ис­то­рия че­ло­ве­че­ства – толь­ко этапы на пути к этой цели.

В ис­то­рии из­вест­но че­ты­ре кон­цеп­ции об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия (рис. 1):

Рис. 1. Кон­цеп­ции об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия

— для Древ­ней Гре­ции было ха­рак­тер­но пред­став­ле­ние о цик­ли­че­ском ха­рак­те­ре раз­ви­тия об­ще­ства;

— в сред­ние века по­яви­лось пред­став­ле­ние о ли­ней­ном ха­рак­те­ре об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия;

— в наше время мно­гие фи­ло­со­фы счи­та­ют наи­бо­лее под­хо­дя­щей мо­де­лью об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия раз­ви­тие по спи­ра­ли.

Как ви­ди­те, кон­цеп­ция спи­ра­ли со­че­та­ет черты цикла и ли­ней­но­го раз­ви­тия.

При­ня­то вы­де­лять два пути об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия. Это про­гресс и ре­гресс.

Фор­му­ли­ров­ка и обос­но­ва­ние идеи про­грес­са фран­цуз­ским фи­ло­со­фом XVIII века мар­ки­зом Жаном Ан­ту­а­ном Кон­дор­се (1743-1794). После его смер­ти был об­на­ру­жен труд «Опыт ис­то­ри­че­ской кар­ти­ны про­грес­са че­ло­ве­че­ско­го духа», в ко­то­ром Кон­дор­се раз­де­лил ис­то­рию на де­сять эпох, ко­то­рые сме­ня­ют друг друга на ос­но­ве со­вер­шен­ство­ва­ния ра­зу­ма.

Идея про­грес­са в ис­то­ри­че­ском раз­ви­тии.

Таким об­ра­зом, ясно, что в раз­ные эпохи мыс­ли­те­ли пред­ла­га­ли раз­ные кри­те­рии об­ще­ствен­но­го про­грес­са. Рас­смот­рим ос­нов­ные из них.

1. Услож­не­ние форм жизни, при­спо­соб­ля­е­мость и кон­ку­рен­то­спо­соб­ность. Од­на­ко еще Ч. Дар­вин за­ме­тил, что мно­гие со­вре­мен­ные виды при­ми­тив­нее вы­мер­ших, а мно­гие уче­ные счи­та­ют спе­ци­а­ли­за­цию эво­лю­ци­он­ным ту­пи­ком (про­стей­шие мик­ро­ор­га­низ­мы в эво­лю­ци­он­ном плане го­раз­до дол­го­веч­нее).

2. Боль­шее про­ти­во­сто­я­ние смер­ти или эн­тро­пии (эн­тро­пия – на­рас­та­ю­щее ослаб­ле­ние свя­зей между эле­мен­та­ми си­сте­мы, мера ха­о­ти­за­ции). В ходе про­грес­сив­но­го раз­ви­тия ор­га­низ­мов умень­ша­ет­ся ве­ро­ят­ность их ги­бе­ли от непред­ви­ден­ных об­сто­я­тельств.

3. Уве­ли­че­ние сте­пе­ни сво­бо­ды че­ло­ве­ка, обу­слов­лен­ное умень­ше­ни­ем его за­ви­си­мо­сти от окру­жа­ю­щей среды и уров­нем раз­ви­тия науки и тех­ни­ки. Гу­ма­ни­за­ция об­ще­ствен­ной жизни, гар­мо­ни­за­ция вза­и­мо­свя­зей че­ло­ве­ка и об­ще­ства, об­ще­ства и при­ро­ды. Рост про­из­во­ди­тель­но­сти труда, со­вер­шен­ство­ва­ние ра­бо­чей силы, раз­ви­тие про­из­во­ди­тель­ных сил и про­из­вод­ствен­ных от­но­ше­ний.

4. Нрав­ствен­ное, ду­хов­ное са­мо­со­вер­шен­ство­ва­ние че­ло­ве­ка, уве­ли­че­ние его спо­соб­но­сти к твор­че­ству, ин­но­ва­ци­ям, сте­пень ре­а­ли­за­ции сча­стья как ос­нов­но­го смыс­ла че­ло­ве­че­ско­го су­ще­ство­ва­ния.

Имеет ли про­гресс конец или он бес­ко­не­чен? Тео­рии, пред­по­ла­га­ю­щие на­ли­чие неко­е­го ко­неч­но­го со­сто­я­ния, на­зы­ва­ют­ся эс­ха­то­ло­ги­че­ски­ми (от гре­че­ско­го «та эс­ха­та» – «конец»).

Дан­ная про­бле­ма носит на­зва­ние про­бле­мы «конца ис­то­рии». Ее по­ста­вил Ге­гель, ко­то­рый счи­тал, что окон­ча­ни­ем ис­то­рии ста­нет тор­же­ство ра­зу­ма, по­бе­да аб­со­лют­но­го зна­ния. Эс­ха­то­ло­ги­че­ски­ми были ис­то­ри­че­ские кон­цеп­ции, гос­под­ство­вав­шие в СССР (ком­му­низм) и гит­ле­ров­ской Гер­ма­нии. Эс­ха­то­ло­ги­че­ской яв­ля­ет­ся и хри­сти­ан­ская кон­цеп­ция ис­то­рии, в ко­то­рой конец ис­то­рии свя­зан со вто­рым при­ше­стви­ем.

В 1989 году по­яви­лась ста­тья Фр­эн­си­са Фу­ку­я­мы (рис. 2) «Конец ис­то­рии».

Рис. 2. Ф. Фу­ку­я­ма

Мно­гие фи­ло­со­фы тем не менее от­ри­ца­ют на­ли­чие ко­неч­ной ста­дии ис­то­рии. Ведь если это так, то наши жизни яв­ля­ют­ся лишь сред­ства­ми для до­сти­же­ния ко­неч­ной цели.

Ве­ли­кий рус­ский фи­ло­соф Ни­ко­лай Бер­дя­ев писал: «Про­гресс пре­вра­ща­ет каж­дое че­ло­ве­че­ское по­ко­ле­ние, каж­дое лицо че­ло­ве­че­ское, каж­дую эпоху ис­то­рии в сред­ство и ору­дие для окон­ча­тель­ной цели – со­вер­шен­ства, мо­гу­ще­ства и бла­жен­ства гря­ду­ще­го че­ло­ве­че­ства, в ко­то­ром никто из нас не будет иметь удела».

Это имеет смысл еще и по­то­му, что идея про­грес­са в по­след­нее время во­об­ще под­вер­га­ет­ся кри­ти­ке. Во вто­рой по­ло­вине XX века во Фран­ции, где все­гда счи­та­лось, что че­ло­ве­че­ство раз­ви­ва­ет­ся по вос­хо­дя­щей линии, за­го­во­ри­ли о том, что про­гресс умер и его труп отрав­ля­ет ат­мо­сфе­ру. Ля­круа, Се­дийо, Фрид­ман и дру­гие стали утвер­ждать, что че­ло­ве­че­ство на­ча­ло раз­ла­гать­ся. Пост­мо­дер­ни­сты Делез, Сер, Ли­о­тар и дру­гие во всех со­вре­мен­ных бедах об­ви­ни­ли клас­си­че­ский ра­ци­о­на­лизм, Про­све­ще­ние, про­по­ве­до­вав­шее веру в бес­ко­неч­ный со­ци­аль­ный про­гресс.

В 1960-е годы мно­гие фу­ту­ро­ло­ги пред­ска­зы­ва­ли, что в 2000 году ци­ви­ли­за­ция до­стиг­нет пика сво­е­го раз­ви­тия, все будет ро­бо­ти­зи­ро­ва­но и ав­то­ма­ти­зи­ро­ва­но, а че­ло­ве­че­ство по­гру­зит­ся в тоску. «Глав­ной про­бле­мой наших по­том­ков в 2001 году ста­нет выбор, какой из несколь­ких сотен те­ле­ка­на­лов смот­реть», – писал Элвин Тоф­флер в книге «Шок бу­ду­ще­го». По­след­ним адеп­том «тео­рии бла­го­ден­ствия» стал Фр­эн­сис Фу­ку­я­ма, опи­сав­ший на­ступ­ле­ние все­об­ще­го мира и без­де­я­тель­но­сти.

Несмот­ря на это, ре­грес­сист­ские кон­цеп­ции ис­то­ри­че­ско­го про­цес­са до­воль­но редки. Такой была кон­цеп­ция гре­че­ско­го поэта Ге­си­о­да (рис. 3), де­лив­ше­го ис­то­рию че­ло­ве­че­ства на зо­ло­той, се­реб­ря­ный, мед­ный, брон­зо­вый и же­лез­ный век.

Рис. 3. Ге­си­од

В хри­сти­ан­стве также гос­под­ству­ет ре­грес­сив­ный под­ход: самым со­вер­шен­ным был мир до гре­хо­па­де­ния Адама и Евы, а в конце ис­то­рии «вос­ста­нет народ на народ, и цар­ство на цар­ство, и будут глады, моры и зем­ле­тря­се­ния по ме­стам» (Мф. 24:7).

На­ко­нец, уже в XX веке вышла книга немец­ко­го фи­ло­со­фа Осваль­да Шпен­гле­ра (рис. 4) «Закат Ев­ро­пы».

Рис. 4. Освальд Шпен­глер

Сама идея про­грес­са, как это ни стран­но, не ис­клю­ча­ет ре­грес­са. Ино­гда бы­ва­ет, что об­ще­ство, вы­брав­шее непра­виль­ный путь раз­ви­тия, как бы от­хо­дит назад и вы­би­ра­ет дру­гую до­ро­гу.

Вы­де­ля­ют­ся три формы об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия – это эво­лю­ция, ре­во­лю­ция и ре­фор­ма.

Эво­лю­ция (evolutio – раз­вер­ты­ва­ние) – мед­лен­ные по­сту­па­тель­ные из­ме­не­ния, са­мо­со­вер­шен­ство­ва­ние си­сте­мы (пре­иму­ще­ствен­но ко­ли­че­ствен­ны­ми ме­то­да­ми).

Ре­во­лю­ция – быст­рые кар­ди­наль­ные из­ме­не­ния об­ще­ствен­ной си­сте­мы.

Ре­фор­ма – це­ле­на­прав­лен­ные по­сту­па­тель­ные из­ме­не­ния от­дель­ных эле­мен­тов си­сте­мы.

Да­вай­те рас­смот­рим формы об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия гра­фи­че­ски (рис. 5). Если эво­лю­ция – это мед­лен­ное по­сту­па­тель­ное раз­ви­тие, то ре­во­лю­ции про­ис­хо­дят время от вре­ме­ни и быст­ро ме­ня­ют всю си­сте­му.

Рис. 5. Формы об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия

 Ре­фор­му гра­фи­че­ски изоб­ра­зить нель­зя, так как она пред­став­ля­ет собой из­ме­не­ния не всей си­сте­мы, а лишь ее ча­стей. Ре­фор­ма может быть по­ли­ти­че­ской, эко­но­ми­че­ской, со­ци­аль­ной или в об­ла­сти куль­ту­ры.

Об­ра­тим­ся, на­ко­нец, к фак­то­рам об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия. Ра­зу­ме­ет­ся, все фак­то­ры вза­и­мо­дей­ству­ют между собой, и нель­зя го­во­рить о ка­ком-ли­бо из них как о един­ствен­но дей­ству­ю­щем. Од­на­ко есть фи­ло­со­фы, ко­то­рые все же вы­де­ля­ют один фак­тор в ка­че­стве ос­нов­но­го. Такое объ­яс­не­ние про­цес­сов един­ствен­ным фак­то­ром и от­ри­ца­ние роли дру­гих дви­жу­щих сил на­зы­ва­ют де­тер­ми­низ­мом.

Пер­вым фак­то­ром об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия яв­ля­ет­ся при­ро

www.kursoteka.ru

Основные понятия | Договоры, русский язык, история России…

Для удобства поиска, рекомендую сначала воспользоваться общим поиском по сайту, а затем, когда попадёте на нужную станицу, воспользуйтесь сочетанием клавиш — cmd ⌘ + F (если у вас MAC) или ctrl + F (если у вас РС). Удачи.

 

Абсолютная истина — точное и исчерпывающее знание об объекте.

 

Авторитаризм — политическая система, в которой политическая власть сконцентрирована в распоряжении одного человека (группы) или в одном политическом институте.

 

Аддикция пагубная склонность к чему-либо.

 

Антропосоциогенез — происхождение и эволюция человека и общества во взаимной связи.

 

Ассимиляция — слияние какого-то этноса с другим народом путем усвоения его культуры и соответственно утраты своего языка, обычаев, национального самосознания.

 

Банк — финансовое предприятие, которое сосредоточивает временно свободные денежные средства (вклады), предоставляет их во временное пользование в виде кредитов, посредничает во взаимных платежах и расчетах между предприятиями, учреждениями или отдельными лицами.

 

Бедность — экономическое и социально-культурное состояние людей, имеющих минимальное количество материальных ценностей и ограниченный доступ к социальным благам.

 

Безработица — социально-экономическое явление, характеризующееся отсутствием у части населения работы (доходного занятия).

 

Браксовокупность основных жизненных отношений между двумя супругами разного пола, регулируемая официальными нормами.

 

Бюджетно-налоговое регулирование — система мер государства, направленная на изменение государственных доходов и состояния государственного бюджета.

 

Бессознательное — совокупность психических явлений, состояний и процессов, лежащих вне сферы человеческого рассудка, не поддающихся контролю со стороны сознания.

 

Благовещь или явление, которое обеспечивает жизнь и развитие человека.

 

Власть — способность одного субъекта навязывать свою волю другим субъектам.

 

Воспитаниепрофессиональная активность педагогов или воздействие других лиц в общественных интересах.

 

Государство — форма организации политической власти, обладающая суверенитетом и управляющая обществом страны только посредством системы права и правовых институтов.

 

Гражданское общество — совокупность негосударственных частных объединений граждан, преследующих индивидуальные и групповые интересы.

 

Государственный аппаратсистема управленческих, исполнительно-распорядительных и контролирующих органов государства, с помощью которых выполняются его основные функции.

 

Государственный бюджетцентрализованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата и выполнения необходимых социальных и экономических функций.

 

Глобальные проблемы — трудно разрешимые вопросы общественного развития, которые беспокоят все человечество.

 

Девиацияповедение, отклоняющееся от социальных норм.

 

Демократия — политическая  система,  в  которой  политическая  власть  осуществляется свободно выражающим себя большинством граждан.

 

Денежно-кредитное регулирование — система мер государства, направленная на сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса.

 

Деньги — всеобщий эквивалент ценности (стоимости) в обменных операциях, товар особого рода, который можно обменять на любой другой товар.

 

Деятельностьтворческая активность человека, осуществляемая для реализации личной программы действий.

 

Диалектикатеория развития, которая основывается на противоречивом характере отношений всех форм бытия.

 

Духовная жизнь общества — активность людей, связанная с производством и обменом духовными продуктами (идеями, образами, вкусами, образцами поведения, оценками явлений).

 

Духовная культура — идеи, образы, вкусы, образцы поведения, оценки явлений в области политики, науки, искусства, религии, морали, философии, права.

 

Духовный мир человекаиндивидуальная духовность, совокупность идей и образов, ценностей и интересов индивида.

 

Духовная сфера — совокупность отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей.

 

Заблуждение — знание, не соответствующее реальности.

 

Закон — существенная, устойчивая, необходимая связь между объектами.

 

Законность — оформление общественных отношений в стране в виде системы правовых актов и правовых институтов.

 

Занятость — активность людей, направленная на удовлетворение личных потребностей посредством трудового дохода.

 

Знания — результат познавательной деятельности человека.

 

Игра — форма активности, в которой действия человека носят условный характер, лишены конкретной практической необходимости.

 

Избирательная  система — совокупность принципов организации выборов  и способы перевода голосов избирателей в право кандидатов на властные должности.

 

Институт   права   —   совокупность взаимосвязанных правовых норм, регулирующих общественные отношения одного рода.

 

Интуицияпознание сущности объекта без четкого осмысления цепи рассуждений и выводов.

 

Инфляцияобесценение бумажных денег из-за чрезмерного объема их выпуска.

 

Истиназнание, которое точно отображает свойства и связи рассматриваемого объекта.

 

Качество — совокупность основных свойств объекта, благодаря которой он существует как таковой и отличается от других; эта совокупность свойств определяет его состояние совместимости со своим исходным статусом.

 

Коммуникация — вид общения, подразумевает обмен только информацией.

 

Конкуренция — соперничество между участниками рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров.

 

Конфликт — отношение между субъектами в виде столкновения идей и действий.

 

Конформность — осознанное изменение своего поведения под влиянием других лиц, уступчивость человека мнению большинства группы во избежание конфликта с ней.

 

Культура потребленияразвитие диапазона, характера и рациональных норм спроса на материальные и духовные блага.

 

Культура производстваопределенное состояние профессионального мастерства работников, использование соответствующей техники и технологии.

 

Культура  —  система идей, отношений между людьми и результатов их активного взаимодействия с природой, представленных совокупностью достижений человечества в материальной и духовной сферах общественной жизни.

 

Личность   —   человек, обладающий устойчивой системой социально значимых черт, позволяющих ему достигать определенного положения в обществе.

 

Легитимностьдоверие, лояльность к органам власти; признание народом за органом власти права принимать обязательные решения. 

 

Лояльностьуважение к органам власти и верность действующим законам.

 

Люмпенылюди, не имеющие социальных корней, ценностей, нравственных устоев, оказавшиеся на самом «дне» социальной «лестницы», то есть бродяги, нищие и т.п.

 

Массовая культура — упрощенные продукты духовного производства в области искусства, выпускаемые большими тиражами в расчете на широкую аудиторию.

 

Малая группа — социальная общность, в которой индивиды находятся в личном контакте.

 

Макроэкономика — часть экономической науки, которая изучает функционирование экономики страны в целом, и мировой экономики как единой системы.

 

Маргинальностьпромежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами и статусами; нахождение индивида между двумя субкультурами, на грани между двумя слоями общества.

 

Международное разделение труда — устойчивое производство определенных товаров в отдельных странах сверх внутренних потребностей в расчете на международный рынок.

 

Микроэкономика — часть экономической науки, которая изучает отношения между отдельными экономическими субъектами.

 

Монополия — рыночная система, в которой одно предприятие (фирма) сосредоточивает в своих руках основную долю рынка продукции, не имеющей заменителей.

 

Мировоззрениесовокупность взглядов человека на мир, на свое место в нем; совокупность ценностей, норм, убеждений и идеалов.

 

Моральный идеал — эталон, воплощающий в себе высшие ценности.

 

Налоги — обязательные, невозвратные платежи, производимые физическими и юридическими лицами в пользу бюджета центральных или местных органов власти.

 

Народная культура — совокупность единичных произведений анонимных авторов, которые могут не иметь никакого образования.

 

Научная картина мира — целостная система понятий и принципов об общих свойствах и закономерностях действительности.

 

Научное познание — особый вид познавательной активности, отличающийся методичностью, систематичностью, доказательностью и направленный на открытие законов в изучаемой области мира.

 

Научный фактописание реального события на языке какой-либо науки.

 

Ноосфера — новое  состояние биосферы и всей планеты в целом, при котором сознательная активность человека, человеческого Разума становится решающим  фактором эволюции биосферы.

 

Нуклеарная семья — семья, состоящая из родителей (родителя) и детей, либо только из супругов. При этом, на первый план выдвигаются отношения между супругами (представителями одного поколения), а не отношения между представителями разных поколений (родителями и детьми).

 

Обособленность (независимость) — отношение, при котором наличие и изменение одного объекта не влияет (не воздействует) на изменение другого объекта.

 

Общественная собственность — принадлежность благ нескольким субъектам совместно и нераздельно.

 

Общение — форма активности людей, в процессе которой происходит обмен информацией и действиями.

 

Общество — совокупность людей, объединенных определенными связями.

 

Общественные отношения — различные виды совместного существование людей и их бъединений.

 

Общественный прогресс — последовательность изменений социальной системы или ее  отдельной сферы, в ходе которой достигается реализация некоторого значимого для данного общества идеала.

 

Объективные факторы развития общества   —   законы природы и естественные зависимости между социальными субъектами.

 

Ответственность личности — способность разумно обосновать свой выбор.

 

Относительная истина — точное на определенном этапе, но не исчерпывающее знание об объекте.

 

Отношение — вид совместного существования каких-либо форм бытия.

 

Поведениеисполнительская активность, с помощью которой человек реализует чужую программу действий.

 

Познаниепроцесс активного отображения человеком внешнего мира и своей собственной природы. Иначе – это процесс накопления знаний, увеличение объема информации, необходимой человеку для его жизнедеятельности.

 

Политика — осуществление различными субъектами таких отношений, которые за счет объединенных ресурсов сообщества могут обеспечить им безопасность.

 

Политическая активностьформа включения субъекта в политические процессы, совокупность его действий для достижения коллективных целей.

 

Политическая власть — могущество (полномочие навязывать волю), переданное сообществом социальному институту.

 

Политическая деятельность — творческая активность субъектов, целью которых является формулирование и реализация коллективных интересов некоторого сообщества.

 

Политическая идеологиясистема идей какой-либо социальной организации, в которой обосновывается направление развития общества и программа социальных преобразований.

 

Политическая культурасистема устойчивых политических убеждений, образцов коллективной жизни субъектов, в том числе моделей функционирования политических институтов.

 

Политическая система — совокупность политических субъектов и их средств политического влияния для достижения коллективных целей.

 

Политическая социализация — процесс усвоения индивидами или группами идей, норм и образцов политической культуры, присущих конкретному обществу.

 

Политическая сферасовокупность отношений людей, обеспечивающих им совместную безопасность.

 

Политический деятель — личность, представляющая некую политическую силу и проявляющая активность в рамках собственной программы реализации коллективных интересов.

 

Политический режим — совокупность принципов организации и функционирования институтов политической власти.

 

Политическое сознание — идеи субъектов об использовании ресурсов сообщества для его безопасного развития.

 

Политическое участие — активность субъектов в рамках предложенных им программ реализации их коллективных интересов.

 

Потребность — состояние живого существа, которое характеризует его зависимость от определенных благ.

 

Правонарушениевиновное действие или бездействие деликтоспособного индивида или организации, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность и другие меры государственного воздействия.

 

Право — система общеобязательных социальных норм, выражающих волю государства и охраняемых его силой.

 

Правовое государство — форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.

 

Правоотношение — взаимные действия или бездействия физических и юридических лиц, предписываемые властными органами государства и охраняемые их принудительной силой.

 

Правопорядок — определенная упорядоченность общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, воплощенная в жизнь законность.

 

Право человека — узаконенная, обеспечиваемая и охраняемая государством возможность владеть и пользоваться конкретными благами.

 

Практикацеленаправленная предметная активность человека по преобразованию материальных систем.

 

Принципосновополагающая идея, определяющая практическую или духовную активность человека.

 

Природавесь мир, Вселенная.

 

Причинные связиестественные отношения между объектами, при которых свойства одних объектов определяют характер изменения свойств (состояний) других объектов.

 

Проблема — вопрос, для ответа на который знаний не достаточно, или ответ не является однозначным.

 

Прогнозвероятностное суждение о будущих событиях.

 

Порог бедности (прожиточный минимум) — официально установленный доход, благодаря которому индивид или семья в состоянии приобрести продукты питания, одежду и оплатить жилье.

 

Потребность — состояние живого существа, которое характеризует его зависимость от определенных благ.

 

Предложение — готовность продавца произвести сделку по продаже какого-то конкретного товара.

 

Предпринимательство — организаторские и управленческие навыки субъекта производства, новаторство, готовность идти на риск, ответственность в экономическом выборе.

 

Приватизация собственности — процесс превращения государственной собственности в частную собственность физических и юридических лиц.

 

Производствоцелесообразная активность людей по созданию каких-либо благ.

 

Развитиенаправленное и необратимое изменение, приводящее к появлению качественно новых объектов.

 

Разумспособность человека обобщать теоретические знания и практический опыт, проникать в глубинную  сущность изучаемых  объектов, делать не  очевидные выводы, прогнозировать развитие объектов и их отношений.

 

Разгосударствление — сокращение удельного веса государственной собственности в общем ее объеме.

 

Ресурсы — совокупность природных и социальных вещей и явлений, которые могут быть применены в производстве материальных благ.

 

Референтная группа — общность, с которой индивид сознательно себя соотносит, ориентируя на нее свое поведение.

 

Рынок — способ организации общественного производства, основанный на свободе предпринимательства и обмена благ (товаров, ресурсов).

 

Рыночная инфраструктурасовокупность организационно-правовых отношений субъектов рынка, объединяющих их в одно целое.

 

Рассудок   —    способность человека строить логически непротиворечивую систему абстрактных понятий.

 

Религиозная организация — деление верующих на рядовых и их руководителей, т.е. на паству и на пастырей или мирян и клир.

 

Религиозное сознание — взгляды, касающиеся существования сверхъестественной силы, творящей мир и эмоциональные отношения верующих к Богу, его атрибутам, друг к другу, природе.

 

Религиозный культсовокупность предписаний, указывающих, что, как и когда надо делать, чтобы быть угодным Богу.

 

Реформа — преобразование отдельной стороны общественной жизни, отдельных социальных институтов.

 

Самообразование — целенаправленное самостоятельное накопление знаний и навыков.

 

Самопознание (рефлексия) — осмысление человеком состояния и развития собственной духовности и внешней активности.

 

Самореализация — осознание личностью необходимости для общества своих способностей и успешное их осуществление в социальных отношениях посредством волевых усилий.

 

Саморегуляцияосмысленное сочетание поведения и деятельности.

 

Свобода — способность личности реализовывать собственную программу отношений с окружающим миром и обосновывать свой выбор.

 

Свобода  совести — возможность исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, менять свои убеждения в отношении религии и распространять их.

 

Свобода человека — возможность пользования конкретными благами без ограничивающего влияния государства и других социальных субъектов.

 

Связь (зависимость) — отношение, при котором появление и изменение одного объекта влияет (воздействует) на изменение другого объекта.

 

Система — совокупность взаимосвязанных элементов, образующих некоторую целостность.

 

Система права — это совокупность взаимосвязанных юридических норм, институтов и отраслей права.

 

Смысл  жизни  —  совокупность   идей,  обосновывающих  выбор  человеком  целей   его существования и способов их достижения.

 

Смысл истории — идеи о значении тех или иных событий в жизни общества с точки зрения движения к определенной цели, осуществления общественного прогресса.

 

Сознание — свойство головного мозга человека отражать воздействия окружающего мира в форме абстрактного мышления.

 

Семьяобщность, основанная на браке, родстве или усыновлении, люди, живущие совместно и ведущие совместное хозяйство.

 

Собственность — принадлежность определенным субъектам материальных благ или прав субъектов владеть, пользоваться и распоряжаться такими благами.

 

Социализация — усвоение социальных норм и ценностей, приобретение навыков необходимого в обществе поведения.

 

Социальная мобильность — способность индивида или социальной группы к изменению своего социального положения.

 

Социальная норма — образец, стандарт требуемого (должного, желаемого) поведения.

 

Социальная общность — совокупность индивидов, отличающаяся целостностью и самостоятельностью социального действия.

 

Социальная роль — ожидаемое поведение личности, связанное со статусом.

 

Социальная структура — совокупность всех отношений между отдельными элементами социальной системы.

 

Социальная сфера — совокупность отношений, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа.

 

Социальный институт — устойчивая форма организации совместной активности людей, образующая систему их отношений в виде прав и обязанностей.

 

Социальный контроль — процедура определения соответствия поведения людей нормам общества.

 

Социальный статус — определенная позиция, занимаемая индивидом в обществе или социальной группе, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

 

Специализация — приобретение особых знаний и навыков в каком-либо виде активности, сосредоточение человека на отдельной операции, занятии.

 

Спрос — потребность, которая подкреплена готовностью потребителя купить товар в данное время, по определенной цене.

 

Страта — множество людей, которые в данном обществе находятся в одинаковых экономических условиях и ведут схожий образ жизни.

 

Стратификация — разделение общества на слои, находящиеся на разных уровнях социальной структуры.

 

Социальный   субъект   —   личность, общность или организация, способная выступить инициатором социальных изменений.

 

Способностьмера соответствия свойств человека необходимости совершать какие-либо физические или умственные действия.

 

Структура — совокупность связей в системе.

 

Субкультура — культура какой-либо социальной группы.

 

Субъективные факторы развития общества — результаты творчества и волевых усилий людей.

 

Сфера общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.

 

Творчество — способность человека создавать качественно новые объекты.

 

Труд — активность человека, направленная на создание общественно полезного продукта.

 

Тоталитаризм — политическая система, в которой властные органы стремятся к полному контролю над жизнью всего общества в целом и каждой личности в отдельности.

 

Уровень жизни — совокупность доступных благ и условий жизни населения, которые отражают экономическое состояние страны.

 

Факторы производстваэкономические ресурсы, непосредственно задействованные в конкретном производственном процессе.

 

Функциональные связиискусственные отношения между объектами, при которых форма активности одних определяет форму активности других.

 

Ценность — материальное или духовное благо, к которому человек стремится.

 

Цивилизация — ступень общественного развития, следующая за дикостью и варварством, отличающаяся   общественным   разделением   труда,   письменностью,   развитой   системой государственно-правовых   отношений;   тип   общества   с   характерной   только   для   него материальной и духовной культурой.

 

Уровень жизни — совокупность доступных благ и условий жизни населения, которые отражают экономическое состояние страны.

 

Факторы производстваэкономические ресурсы, непосредственно задействованные в конкретном производственном процессе.

 

Эволюция — развитие в природе и обществе в виде непрерывного постепенного изменения объектов.

 

Элитарная культура — совокупность единичных творений, которые создаются известными представителями привилегированной части общества либо по ее заказу профессиональными творцами.

 

Экономическая  сфера — совокупность  отношений людей  при  создании  материальных условий поддержания их жизни.

 

Юридическая ответственность  — обязанность правонарушителя претерпевать особые, заранее установленные государством меры правового принуждения за   совершенное правонарушение.
 
 

sergvelkovelli.com

Эволюция в обществознании — это форма развития социума. Факторы, примеры, оценочные критерии

Эволюция в обществознании — это понятие, тесно связанное с процессом становления биологического вида человека в биосоциальный феномен. Есть одно принципиальное отличие человека от животного, что выделяет его среди всего органического мира Земли. Люди живут в социуме, и не просто стаей или прайдом в естественном ареале обитания, а в искусственной среде, которую создают люди, подстраивая под себя и свои биологический нужды любой уголок многообразного мира. Другие виды приспосабливают свой организм и вынуждены проходить естественный отбор в соответствии со средой обитания. Люди меняют биосферу ради своих социальных нужд, в процессе сосуществования друг с другом. Они сами управляют этими целенаправленными изменениями — это важная особенность общественной эволюции.

Прогресс и регресс общества

Эти два понятия-антипода сложно описать количественными показателями, но именно их используют для определения, что такое эволюция в обществознании. Наблюдая общественный прогресс (или регресс), рассуждают о таких знаковых моментах:

  1. Благосостояние, качество жизни индивидуумов.

  2. Социальная защищенность граждан.

  3. Нравственность отдельных членов общества и в целом социума, в том числе отсутствие агрессии и противостояния отдельных групп граждан друг другу, например, расизм.

  4. Духовное развитие.

  5. Демократия — она на данный момент считается высшим признаком политического развития общества.

  6. Сопряженная с предыдущим понятием свобода каждого человека на слово, выбор, вероисповедание и прочее независимо от пола, возраста, материального благосостояния, принадлежности общественной организации и других социальных критериев. Все это отражено в Конституции РФ.

Важные факторы

Примеры эволюции в обществознании важно рассматривать в разрезе одного из нескольких оказывающих влияние факторов, которые не надо путать с оценочными показателями эволюции:

  1. Религия.

  2. Культура.

  3. Политическая структура.

  4. Экономическая ситуация.

  5. Институт семьи и брака.

Религия и культура

Религия и культура в обществознании относятся к разным институтам. Синергии этих сил во влиянии на развитие общества в Средние века — интересный пример эволюции общества. Центром развития средневековых наук были именно церковные институты, а самые образованные люди — духовенство. Несмотря на устойчивый стереотип, что церковь во все века преследовала культуру и науку за попытку посягнуть на ее место в общественном строе, среди многих великих ученых немало священников.

Политика и экономика

Пересекаются между собой политика и экономика, влияя на развитие общества в целом. Яркий пример — государственный бюджет, которые тем выше, чем лучше экономическая ситуация в стране. И соответственно, тем больше благосостояние граждан-бюджетников, социально зависимых членов общества, например, безработных или инвалидов, живущих на государственное пособие.

Чем выше уровень национального дохода и меньше инфляция в государстве, тем большее количество граждан принадлежит среднему классу, а уровень бедности в стране не превышает 5 %. Когда экономика терпит кризис, в жизни общества наступает регресс. Все большее число людей попадают из среднего класса в бедный, качество их жизни неуклонно падает — это один из показателей эволюции общества.

В связи с такими факторами, как политика и экономика, будет полезно упомянуть понятие «реформа». Она не является эволюцией в обществознании, это третья форма развития социума. Этот переход одного состояние общества в другой искусственный, чаще всего идущий сверху.

autogear.ru

Развитие общества

Что движет развитием общества?

В окружающем нас мире очень мало неизменных вещей. Изменяется климат, растительный и животный мир. Изменяются очертания материков. Меняются люди и внешне, и внутренне.

Человеческое общество также изменяется со временем, развивается.

Скачать видеоурок «Развитие общества» (73,3 Мбайт)

Движение во времени называют историей. Историей также называют науку, которая исследует это развитие. Одна из основных ее проблем заключается в том, чтобы понять: движется история сама или ее движут люди?

И то, и другое утверждение как будто справедливы.

С одной стороны, человек определяет для себя цели и действует для их достижения. Если бы люди не строили, не торговали, не воевали, не открывали новые земли и законы природы, то все это не произошло бы само по себе.

С другой стороны, один человек и даже организованная группа людей не могут направлять общественные события исключительно по своей воле. Можно начать войну или реформу, но это не значит, что все пойдет так, как задумали инициаторы. Общество идет своим путем, не зависящим от наших желаний.

Так чем же определяется ход событий?

На этот счет учеными выдвинуто немало теорий.

Одни считают, что история общества, как и жизнь каждого отдельного человека, развивается по предначертанному плану (божественному или логическому).

В Книге Судеб ни слова нельзя изменить.

Тех, кто вечно страдает, нельзя извинить,

Можешь пить свою желчь до скончания жизни:

Жизнь нельзя сократить и нельзя удлинить.

Так писал в одном из своих рубаи классик средневековой восточной поэзии Омар Хайям.

Другие ученые думают, что характер общества и его развитие определяется материальными факторами. Например, географическое положение и климат страны подталкивают ее население к той или иной деятельности, определяют особенности социальной организации общества и устройства государства.

Третьи выдвигают идею о том, что закономерности истории — это равнодействующая всех усилий ее участников. Все интересы и стремления как бы «варятся» в одном котле, и в результате получается событие. Кода его предпосылки созрели, всегда найдутся заинтересованные люди и подтолкнут процесс.

В исторических обстоятельствах заложены разные возможности их дальнейшего развития. Выбор предоставлен действующим лицам, без их участия не совершится даже очень вероятное событие.

Типология общества

Итак, общество постоянно развивается, изменяется. Ученые выделяют последовательные ступени его развития или типы общества. Но какой признак общественного развития считать главным, отличающим один тип общества от другого?

Может быть, наличие или отсутствие социальной дифференциации, то есть разделения на неравные по своему положению группы?

Тогда можно выделить общества простые, где нет элиты, бедных и богатых, и сложные, в которых существует материальное неравенство и подчинение одних групп людей другим.

Некоторые исследователи все общества делят на дописьменные и письменные.

Марксисты (последователи Карла Маркса) выделяют такие ступени развития общества как формации: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую. На уроках истории вы, наверняка, встречались с таким подходом.

Большое распространение в современной социологии получило выделение типов общества на основе уровня развития техники и технологий.

Первая ступень — традиционное общество. Основой экономики на этой ступени развития является земледелие и скотоводство, хозяйство имеет преимущественно натуральный характер. Темпы технического прогресса замедленны: орудия труда и способы производства передаются из поколения в поколение. Для традиционных обществ характерно деление людей на замкнутые группы с отличающимися правами и обязанностями — сословия, касты. Принадлежность к этим группам чаще всего определялась фактом рождения, и перейти в другую группу было очень сложно, а иногда и невозможно. Большую роль в духовной жизни такого общества играла религия.

Переход на следующую ступень развития — индустриальное общество — был связан с постепенным превращением промышленности в главную отрасль экономики. Увеличение производства товаров было невозможно без коренных изменений в технике и технологиях. Происходит промышленный переворот, то есть переход от ручного труда к машинному. Технический прогресс меняет роль науки в обществе. Именно она становится ядром культуры, определяет мировоззрение людей. В обществе сохраняется социальное неравенство, но оно все меньше и меньше определяется фактом рождения. Опираясь на свои способности, упорство, трудолюбие, люди могут значительно повысить свой социальный статус. Утверждается принцип формального равенства людей, то есть равенства перед законом.

На третью ступень развития — постиндустриальное (то есть, послеиндустриальное) общество высокоразвитые страны начали переходить во второй половине прошлого века. Резко возросла ценность и роль знания, информации. Новые технологии позволяют значительно сократить потребление сырья и энергия, не снижая уровень производства. Внедрение новейшей техники, автоматизированных систем, роботов приводит к сокращению рабочих мест в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве. Зато значительно увеличивается сфера услуг. В развитых странах в ней занято большинство трудоспособного населения. Новые требования предъявляются к работникам: уровню их образования, квалификации, готовности постоянно учиться и творчески подходить к решению поставленных задач.

Исследователи считают, что современная Россия находится на этапе индустриального общества. Некоторые говорят о переходном обществе, считают, что некоторые признаки следующей (постиндустриальной) ступеньки уже проявились в нашей стране.

Эволюция и революция

Итак, общество постоянно изменяется. На разных этапах человечество развивалось разными темпами. Рассмотрим, например, совершенствование орудий труда, техники.

Каменный век, по мнению археологов, длился более двух с половиной миллионов лет, с тех пор как древнейший человек, живший в Африке, додумался использовать каменные инструменты для решения бытовых задач и до начала использования металлов. Первый из них, медь, люди научились выплавлять в 4 тысячелетии до нашей эры на Ближнем Востоке. Но орудия труда из металла оставались ручными.

Первые машины стали массово применяться в производстве с конца 18 века, и с этого времени техника начала совершенствоваться со все убыстряющейся скоростью. Энергию пара сменила электрическая, люди научились использовать в своих целях атомную энергию. Увеличив скорость своего передвижения по земле и воде, человек нашел способы перемещаться под водой и в воздухе, и даже в космическом пространстве. Конвейеры заменяются автоматизированными системами, которыми управляют компьютерные программы.

С разной скоростью изменения происходят не только в разные исторические эпохи, но и у разных народов. Даже в современных обществах, в том числе и в России, есть районы, где сохраняется традиционный (доиндустриальный) уклад жизни.

Изменения в жизни общества могут происходить не только разными темпами: медленнее или быстрее. Они могут быть постепенными, затрагивающими одну или несколько сфер социальной жизни или коренными, скачкообразными.

В первом случае мы говорим об эволюционном развитии.

Термин эволюция означает процесс развития, состоящий из постепенных качественных изменений, без резких скачков.

Примером сознательного эволюционного преобразования общества являются реформы. Принято считать, что реформы — частичные усовершенствования какой-либо сферы жизни, не затрагивающие основ существующего общественного строя.

Однако истории известны реформы, существенно менявшие устои общества, или, по крайней мере, пытавшие их изменить. Изучая историю Древнего Египта, вы говорили, например, о религиозных реформах Эхнатона. И наверняка знаете, какую роль для развития России сыграли реформы Петра I.

Революция же означает радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, открытый разрыв с предыдущим состоянием.

Революции бывают кратковременными и долговременными. Самая длительная революция в истории человечества — неолитическая (переход от присваивающего хозяйства к производящему, от собирательства к земледелию) — продолжалась около 3 тысяч лет.

Какой способ развития — реформы или революция — предпочтительнее для общества? Реформы, как правило, проходят более спокойно, бескровно, безболезненно для социума. Однако бывает, что неразрешенных проблем накапливается так много, что разрубить этот гордиев узел может только революция.

Прогресс и регресс

И реформы, и революции имеют своей целью совершенствование общественной жизни, переход на более высокую стадию развития. В то случае, если цель достигается, мы говорим о социальном прогрессе.

Но общество может и деградировать, откатиться назад в своем развитии, возвратиться к более примитивным формам своей организации. Тогда мы говорим о регрессе. Например, около 50 тыс. лет тому назад люди добрались до Австралии по морю, но потомки этих древних эмигрантов утратили навыки мореплавания. Откат к более примитивным формам организации хозяйства произошел после завоевания Римской империи варварами.

Но в целом, человечество развивается прогрессивно, хотя его движение вперед может на время и задерживаться.

Подведем итог урока.

Общество постоянно изменяется, развивается.

Нет единого мнения по поводу того, какие факторы определяют ход истории.

Наибольшее распространение среди социологов получило выделение типов общества на основе уровня развития техники и технологий: традиционное, индустриальное и постиндустриальное.

Общество может развиваться эволюционно и революционно, прогрессивно и регрессивно.

Может быть, вам показалось, что сегодняшняя тема далека от ваших насущных проблем, чисто теоретическая?

Но «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя», — писал известный политический деятель России, лидер Октябрьской революции Владимир Ильич Ленин.

Каждая ступень развития общества предлагает свои условия для развития человека, их надо учитывать, определяя цели своей жизни и средства ее достижения, планируя свою профессиональную карьеру.

videouroki.net

10 класс. Обществознание. Развитие общества. — Развитие общества.

Комментарии преподавателя

Се­год­ня мы по­го­во­рим с вами об об­ще­ствен­ном раз­ви­тии. И в самом деле, к чему дол­жен при­ве­сти ис­то­ри­че­ский про­цесс? Ради чего тво­рит­ся ис­то­рия?

И во­об­ще, есть ли цель у ис­то­ри­че­ско­го про­цес­са или он не имеет смыс­ла? Мно­гие мыс­ли­те­ли XIX века (Кон­дор­се, Ге­гель, Маркс) счи­та­ли, что че­ло­ве­че­ство непре­рыв­но дви­жет­ся впе­ред к неко­то­рой ко­неч­ной цели, к за­вер­шен­но­му со­сто­я­нию, а вся ис­то­рия че­ло­ве­че­ства – толь­ко этапы на пути к этой цели.

В ис­то­рии из­вест­но че­ты­ре кон­цеп­ции об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия (рис. 1):

Рис. 1. Кон­цеп­ции об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия

— для Древ­ней Гре­ции было ха­рак­тер­но пред­став­ле­ние о цик­ли­че­ском ха­рак­те­ре раз­ви­тия об­ще­ства;

— в сред­ние века по­яви­лось пред­став­ле­ние о ли­ней­ном ха­рак­те­ре об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия;

— в наше время мно­гие фи­ло­со­фы счи­та­ют наи­бо­лее под­хо­дя­щей мо­де­лью об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия раз­ви­тие по спи­ра­ли.

Как ви­ди­те, кон­цеп­ция спи­ра­ли со­че­та­ет черты цикла и ли­ней­но­го раз­ви­тия.

При­ня­то вы­де­лять два пути об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия. Это про­гресс и ре­гресс.

Фор­му­ли­ров­ка и обос­но­ва­ние идеи про­грес­са фран­цуз­ским фи­ло­со­фом XVIII века мар­ки­зом Жаном Ан­ту­а­ном Кон­дор­се (1743-1794). После его смер­ти был об­на­ру­жен труд «Опыт ис­то­ри­че­ской кар­ти­ны про­грес­са че­ло­ве­че­ско­го духа», в ко­то­ром Кон­дор­се раз­де­лил ис­то­рию на де­сять эпох, ко­то­рые сме­ня­ют друг друга на ос­но­ве со­вер­шен­ство­ва­ния ра­зу­ма.

Идея про­грес­са в ис­то­ри­че­ском раз­ви­тии.

Таким об­ра­зом, ясно, что в раз­ные эпохи мыс­ли­те­ли пред­ла­га­ли раз­ные кри­те­рии об­ще­ствен­но­го про­грес­са. Рас­смот­рим ос­нов­ные из них.

1. Услож­не­ние форм жизни, при­спо­соб­ля­е­мость и кон­ку­рен­то­спо­соб­ность. Од­на­ко еще Ч. Дар­вин за­ме­тил, что мно­гие со­вре­мен­ные виды при­ми­тив­нее вы­мер­ших, а мно­гие уче­ные счи­та­ют спе­ци­а­ли­за­цию эво­лю­ци­он­ным ту­пи­ком (про­стей­шие мик­ро­ор­га­низ­мы в эво­лю­ци­он­ном плане го­раз­до дол­го­веч­нее).

2. Боль­шее про­ти­во­сто­я­ние смер­ти или эн­тро­пии (эн­тро­пия – на­рас­та­ю­щее ослаб­ле­ние свя­зей между эле­мен­та­ми си­сте­мы, мера ха­о­ти­за­ции). В ходе про­грес­сив­но­го раз­ви­тия ор­га­низ­мов умень­ша­ет­ся ве­ро­ят­ность их ги­бе­ли от непред­ви­ден­ных об­сто­я­тельств.

3. Уве­ли­че­ние сте­пе­ни сво­бо­ды че­ло­ве­ка, обу­слов­лен­ное умень­ше­ни­ем его за­ви­си­мо­сти от окру­жа­ю­щей среды и уров­нем раз­ви­тия науки и тех­ни­ки. Гу­ма­ни­за­ция об­ще­ствен­ной жизни, гар­мо­ни­за­ция вза­и­мо­свя­зей че­ло­ве­ка и об­ще­ства, об­ще­ства и при­ро­ды. Рост про­из­во­ди­тель­но­сти труда, со­вер­шен­ство­ва­ние ра­бо­чей силы, раз­ви­тие про­из­во­ди­тель­ных сил и про­из­вод­ствен­ных от­но­ше­ний.

4. Нрав­ствен­ное, ду­хов­ное са­мо­со­вер­шен­ство­ва­ние че­ло­ве­ка, уве­ли­че­ние его спо­соб­но­сти к твор­че­ству, ин­но­ва­ци­ям, сте­пень ре­а­ли­за­ции сча­стья как ос­нов­но­го смыс­ла че­ло­ве­че­ско­го су­ще­ство­ва­ния.

Имеет ли про­гресс конец или он бес­ко­не­чен? Тео­рии, пред­по­ла­га­ю­щие на­ли­чие неко­е­го ко­неч­но­го со­сто­я­ния, на­зы­ва­ют­ся эс­ха­то­ло­ги­че­ски­ми (от гре­че­ско­го «та эс­ха­та» – «конец»).

Дан­ная про­бле­ма носит на­зва­ние про­бле­мы «конца ис­то­рии». Ее по­ста­вил Ге­гель, ко­то­рый счи­тал, что окон­ча­ни­ем ис­то­рии ста­нет тор­же­ство ра­зу­ма, по­бе­да аб­со­лют­но­го зна­ния. Эс­ха­то­ло­ги­че­ски­ми были ис­то­ри­че­ские кон­цеп­ции, гос­под­ство­вав­шие в СССР (ком­му­низм) и гит­ле­ров­ской Гер­ма­нии. Эс­ха­то­ло­ги­че­ской яв­ля­ет­ся и хри­сти­ан­ская кон­цеп­ция ис­то­рии, в ко­то­рой конец ис­то­рии свя­зан со вто­рым при­ше­стви­ем.

В 1989 году по­яви­лась ста­тья Фр­эн­си­са Фу­ку­я­мы (рис. 2) «Конец ис­то­рии».

Рис. 2. Ф. Фу­ку­я­ма

Мно­гие фи­ло­со­фы тем не менее от­ри­ца­ют на­ли­чие ко­неч­ной ста­дии ис­то­рии. Ведь если это так, то наши жизни яв­ля­ют­ся лишь сред­ства­ми для до­сти­же­ния ко­неч­ной цели.

Ве­ли­кий рус­ский фи­ло­соф Ни­ко­лай Бер­дя­ев писал: «Про­гресс пре­вра­ща­ет каж­дое че­ло­ве­че­ское по­ко­ле­ние, каж­дое лицо че­ло­ве­че­ское, каж­дую эпоху ис­то­рии в сред­ство и ору­дие для окон­ча­тель­ной цели – со­вер­шен­ства, мо­гу­ще­ства и бла­жен­ства гря­ду­ще­го че­ло­ве­че­ства, в ко­то­ром никто из нас не будет иметь удела».

Это имеет смысл еще и по­то­му, что идея про­грес­са в по­след­нее время во­об­ще под­вер­га­ет­ся кри­ти­ке. Во вто­рой по­ло­вине XX века во Фран­ции, где все­гда счи­та­лось, что че­ло­ве­че­ство раз­ви­ва­ет­ся по вос­хо­дя­щей линии, за­го­во­ри­ли о том, что про­гресс умер и его труп отрав­ля­ет ат­мо­сфе­ру. Ля­круа, Се­дийо, Фрид­ман и дру­гие стали утвер­ждать, что че­ло­ве­че­ство на­ча­ло раз­ла­гать­ся. Пост­мо­дер­ни­сты Делез, Сер, Ли­о­тар и дру­гие во всех со­вре­мен­ных бедах об­ви&sh

www.kursoteka.ru

Общественное развитие. Человек и общество

Приветствую, дорогих читателей сайта сдать-егэ.рф!

Темой сегодняшнего поста будет «Общественное развитие». В прошлом посте мы говорили о концепциях развития общества. Обществознание, как наука, выделяет два направления развития общества — прогресс и регресс. Разберем каждое из этих направлений по отдельности и им дадим краткое определение. Прогресс — движение вперед, от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. А регресс в свою очередь — развитие по нисходящей линии, переход от высшего к низшему. В пример регресса и прогресса давайте рассмотрим развитие науки. Период античности, как Вы знаете из курса «Всеобщей истории», несомненно был временем прогресса — можно сказать, что наука в то время двигалась семимильными шагами, а вот период Средневековья, конечно же в свою очередь был временем научного регресса — наука почти стояла на месте, именно поэтому Средние века называют «темными».

Понятие общественный прогресс довольно сложно применить к обществу, но считается, что это переход к более высокому уровню материального состояния общества и духовному развитию личности. То есть как Вы видите, в это понятие входят, как материальные, так и не материальные, то есть духовные аспекты.

Критерий общественного прогресса множество, но различные ученые-обществоведы по разному к ним подходят, но мы выделим те критерии, которые ни у кого не вызывают сомнения. Итак первый критерий-рост благосостояния и социальной защищенности людей. Чем лучше живут люди, чем комфортнее они себя в нем чувствуют, тем выше данное общество по своему развитию. Ослабление конфронтации между людьми, тоже один из критериев общественного прогресса. В политической сфере критерием общественного прогресса считается утверждение демократии. В духовной сфере — рост нравственности и духовности общества. Также критерием общественного прогресса является совершенствование человеческих отношений. Также важным критерием считается мера свободы, которую общество в состоянии представить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы.

Кроме направлений развития общества, выделяют еще и формы развития общества (социальной динамики) — эволюция, революция и реформа. Давайте разберемся…

Эволюция — постепенные и плавные изменения в общественной жизни, происходящие естественным образом. Вот например эволюция науки и техники проходит чрезвычайно медленно. Представьте, что например древние люди смогли сразу бы изобрести ядерную бомбу — невозможно, нет багажа знаний! Эволюция всегда проходит очень плавно и медленно.

А вот XX век охарактеризовался революцией в науке и технике, тогда произошли быстрые и качественные изменения, коренной переворот в жизни общества.

А реформа — соответственно, комплекс мероприятий, направленный на преобразование, изменение тех или иных сторон общественной жизни. И отличие реформы от эволюции, как правило состоит в том, что реформу почти всегда проводят сверху. С этим вроде разобрались…

С общественным развитием вроде все. Рекомендую Вам как-нибудь законспектировать данный пост, чтобы получше понять его суть. На сегодня все, подпишись на обновления блога. До встречи в следующих постах.

©  Иван Некрасов 2014

xn—-7sbkbh2ej4fm.xn--p1ai

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *