Типология обществ – таблица по теме (10 класс)
Типология обществ рассматривается с разных позиций. Научные подходы позволяют выделить основные признаки типов государственного устройства. 10 класс профильного курса обществоведческих дисциплин представляют кратко, но понятно общие характеристики и уровни развития стран.
Развития государств
Общество, по мнению исследователей, проходит 3 ступени (уровня, этапа). Их можно выстроить последовательно следующим образом:
- аграрное, до индустриальное или традиционное;
- индустриальное или капиталистическое;
- постиндустриальное или информационное.
Два первых типа развивались медленно. Их исторический период длился в зависимости от культурных традиций стран. Несмотря на различие и индивидуальные особенности развития стран, во всех государствах данные типы имели схожие характеристики. Ученые не прекратили изучать развитие государств, они выявляют, какие черты следует выводить на уровень обязательных, какие могут присутствовать полностью или частично. Эволюция может продвигаться медленно, задерживая государство на одной ступени развития на многие века. В других условиях все ускоряется. Что имеет значение в
- человек и его отношение к природе, естественным ресурсам планеты;
- межличностные отношения, социальные связи;
- ценности духовной жизни людей (человека и общества).
Тема учебного курса помогает представить, как проходит история планеты, страны, отдельного человека.
Все три типа взаимосвязаны, назвать точную дату перехода из одного состояния в другое невозможно, эволюция проходит по территориям, удаленные области подтягиваются за центром или наоборот.
Таблица «Типология обществ»
Традиционное до индустриальное | Индустриальное общество | Постиндустриальное общество | |
Производственная сфера | Преобладающей производственной сферой является сельскохозяйственный труд, основанный на ручных технологиях. Понятно, что орудия производства есть, но они просты по устройству. | Преобладает промышленная сфера деятельности. Для нее характерно активное использование машин и конвейерных технологий. | Сферой производства являются услуги для населения. Производство отличается развитием компьютерных технологий. Начинается эра роботов. |
Население | Большей частью населения являются сельские жители. Уровень жизни их невысок: дома на дровяном топливе. Человек занят физическим трудом, требующим крепкого здоровья. Живет человек за счет ухода за домашними животными. Основные продукты питания производит самостоятельно. В обществе придерживаются обычаев и традиций, построенных на опыте предков. | Большая часть населения живет в городской местности. Источники энергии – использование природных ресурсов: нефть, уголь или газ. | Население концентрируется вокруг городов. Для добычи энергии выбираются альтернативные источники: опасные, но менее затратные, например, атом. |
Главные ценности | Главной ценностью являются земельные площади. | Главной ценностью является капитал. | Ценностью человека и общества являются знания и своевременность получения информации. |
Политическое устройство | Общество представляет собой по политическому устройству монархию с бесправными жителями. Человеку сложно подняться, перейти из одного сословия в другое. У правителя особое право и неприкосновенный авторитет. | Устройство общества – республика, гарантирующая соблюдение прав любого человека, но права не одинаковые для всех стран, а различные. Общественные законы регулируются правовыми нормативными актами. | По политическому устройству – правовое государство. Общественную жизнь регулируют законы и правовые нормы. |
Традиционное общество встречается и сегодня. Это государства Азии и Африки. Часть признаков цивилизации дошли до стран, но полностью не укоренились в обществе.
Для индустриального типа общества характерны: расцвет крупных городов, концентрация в одних руках финансовых средств и четкое разделение форм собственности.
ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этойПостиндустриальное общество охвачено технической модернизацией во всех сферах жизни человека. Постиндустриальное общество часто называют техногенной цивилизацией.
Что мы узнали?
Таблица «Типология общества» помогает представить, как развиваются разные страны. От чего зависит скорость перехода из одного типа общества в другое, можно ли перескочить на следующую ступень без остановки на предыдущей. В каких ситуациях страна останавливается в развитии.
Тест по теме
Оценка доклада
Средняя оценка: 4.7. Всего получено оценок: 72.
obrazovaka.ru
Развитие общества — Обществознание — 8 класс
Порхая возле окна, мотылёк увидел в комнате свет. — И когда только вы, мотыльки, зарубите себе на носу: пламя жжётся, оно гибельно! — пробурчал паук. — Вас огорчает наличие стекла. Но ведь именно стекло предохраняет вас от гибели! Мотылёк рассмеялся. — Дед, — сказал он, — мы, мотыльки нынешнего поколения, знаем больше, чем ты полагаешь. К счастью, я знаю, что этот восхитительный свет в комнате — холодный. Дело в том, что с твоего времени научное развитие ушло далеко вперёд. — О, я пролезу туда через эту щель и прильну к свету!
C этими словами мотылёк протиснулся в комнату и запорхал вокруг холодного света в быстром танце. Но научный прогресс действительно ушёл далеко вперёд. Лампа была опрыскана жидкостью от насекомых…Какие проблемы поднимаются в данной притче?
Тема: Развитие общества
(§3)
- Обществознание, 8 класс
План
1. Эволюционая и революционая теории развития общества.
2. Закон ускорения истории.
3. Закон развития общества.
4. Социальный прогресс.
5. Формы общественных изменений или социального прогресса.
6. Современное общество.
7. Противоречивые последствия глобализации.
8. Глобальные проблемы.
Вспомните 3 этапа общественного развития
Аграрное общество
Индустриальное общество
Постиндустриальное общество
1. Эволюционая и революционая теории развития общества.
Теории развития общества
Эволюционная
Революционная
Опора на традиции, преемственность
Эволюционный путь развития общества
Постепенность всех изменений
Революционный путь развития общества
Утверждение новых порядков в обществе за счет революций
2. Закон ускорения истории
Каменный Век Железный век
Палеолит Мезолит Неолит
На каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую
Доиндустриальное
Железный век
Закон ускорения истории свидетельствует об уплотнении исторического времени.
В каждую последующую эпоху происходит больше технических изобретений и научных открытий, быстрее усовершенствуются орудия труда и технология
3. Закон развития общества
Народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью.
ускорение
прогресс
регресс
Позитивные перемены
Негативные перемены
4. Социальный прогресс
Социальный прогресс
— глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации.Экономический
Технический
Культурный
прогресс
прогресс
прогресс
По отношению к политике и религии термин «прогресс» неприменим.
5. Формы общественных изменений или социального прогресса
постепенные изменения в обществе, не приводящие к новому социальному строю
Эволюция
коренные, скачкообразные изменения всех или большинства сторон общественной жизни
Революция
Реформа
преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной системы
Прогресс — направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему.
прогресс
революция
реформа
социальные
экономические
кратковременные
долговременные
политические
Реформа
Прогрессивные реформы
Регрессивные реформы
Регресс — процесс, характеризующийся отступлением общества от завоеванных позиций, возвращением к предшествующему уровню.
Революция
Долговременная революция
Кратковременная революция
Неолитическая революция 3000 лет
Французская революция 1789 – 1794гг
6. Современное общество
2
1
Глобализация — это процесс, в ходе которого мир преобразуется в единую глобальную систему.
Высокие темпы, ускорение развития
Черты современного общества
3
4
Глобальные проблемы
Информационная революция
7. Противоречивые последствия глобализации
Рост производства, ускорение технического прогресса
Возрастает разрыв в уровне развития развитых и развивающихся стран
Рост доступа к достижениям культуры, к информации
Распространение низкокачественных произведений
1
1
—
+
2
2
3
3
Навязывание чужих ценностей и образа жизни
Усиление связей между странами и народами
8. Глобальные проблемы
Совокупность проблем, возникших во второй половине 20 века,
от решения которых зависит выживание человечества
«Север-Юг»
Войны и мира
Энергетическая
Экологический
кризис
проблема
Глобальные
проблемы
Проблема
терроризма
Демографическая
(проблема
Народонаселения)
multiurok.ru
Презентация по обществознанию «Развитие общества»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА
2 слайд Описание слайда:План 1) Изменчивость и стабильность. 2) Реформы и реформаторы. 3)Развитие человечества в XXI в. 4) Глобальные проблемы человечества.
3 слайд Описание слайда:Изменчивость и стабильность
4 слайд Описание слайда:Типология общества НАЛИЧИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПРОСТЫЕ СЛОЖНЫЕ
5 слайд Описание слайда:Типология общества НАЛИЧИЕ ПИСЬМЕННОСТИ ДОПИСЬМЕННЫЕ ПИСЬМЕННЫЕ
6 слайд Описание слайда:Типология общества КАРЛ МАРКС СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА МАТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ ПЕРВОБЫТНООБЩИННОЕ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ ФЕОДАЛЬНОЕ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ
7 слайд Описание слайда:Типология общества УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИЙ ТРАДИЦИОННОЕ ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ
8 слайд Описание слайда: 9 слайд Описание слайда: 10 слайд Описание слайда: 11 слайд Описание слайда: 12 слайд Описание слайда: 13 слайд Описание слайда:2) Реформы и реформаторы Заполните таблицу «Реформы и революции» Признаки Реформа Революция Вывод:
14 слайд Описание слайда:Эволюция – постепенные качественные изменения без резких скачков с. 27 -28 Реформа – частичные усовершенствования какой-либо сферы жизни, не затрагивающие основ существующего строя с. 29-30 Революция– радикальное, коренное изменение в развитии общества Прогресс – переход на более высокую стадию развития Регресс– деградация, возвращение назад
15 слайд Описание слайда:Общество постоянно изменяется, развивается. Нет единого мнения по поводу того, какие факторы определяют ход истории. По уровню развития техники и технологий выделяют традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество. Общество может развиваться эволюционно и революционно, прогрессивно и регрессивно.
16 слайд Описание слайда:В.И. ЛЕНИН «Жить в обществе, и быть свободным от общества нельзя».
17 слайд Описание слайда:3)Развитие человечества в XXI в. с. 30-32 4) Глобальные проблемы человечества с. 32-33
18 слайд Описание слайда:Заполните таблицу «Последствия глобализации» Положительные Отрицательные Вывод:
19 слайд Описание слайда:Глобализация – процесс усиления взаимосвязи и взаимозависимости людей, народов, государств. МИР БЕЗ ГРАНИЦ! единое экономическое и информационное пространство взаимопонимание между народами проблема «Севера» и «Юга» массовая миграция угроза для самобытности национальных культур УРОВЕНЬ ПОТРЕБЛЕНИЯ 1970-е – 31 страна 1990-е – 48 стран
20 слайд Описание слайда:КУТЫРЕВ В.А. НЬЮ-ЙОРК СИНГАПУР ДУБАИ МОСКВА
21 слайд Описание слайда:Антиглобализм – движение против негативных последствий глобализма.
22 слайд Описание слайда:Глобальные проблемы – проблемы, общие для всего человечества, которые можно решить совместными усилиями разных стран. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СОЦИАЛЬНЫМИ ГРУППАМИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОЩЕСТВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ЧЕЛОВЕКОМ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ
23 слайд Описание слайда:ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИРОДНЫЕ ФАКТОРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
24 слайд Описание слайда:ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КАТАСТРОФЫ ДРЕВНОСТИ
25 слайд Описание слайда:ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИРОДНЫЕ ФАКТОРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ГЛОБАЛЬНОЕ ПОТЕПЛЕНИЕ КЛИМАТА ИЗМЕНЕНИЕ СОСТАВА АТМОСФЕРЫ СОКРАЩЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
26 слайд Описание слайда:Возможное будущее 2010 – 2020 гг. 2040 – 2050 гг. 2030 – 2040 гг. 2020 – 2030 гг.
Курс профессиональной переподготовки
Учитель истории и обществознания
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДВ-062752
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Развитие общества
04. РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА
· что движет развитием общества?
В окружающем нас мире очень мало неизменных вещей. Изменяется климат, растительный и животный мир. Изменяются очертания материков. Меняются люди и внешне, и внутренне.
Человеческое общество также изменяется со временем, развивается. Движение во времени называют историей. Историей также называют науку, которая исследует это развитие. Одна из основных ее проблем заключается в том, чтобы понять: движется история сама или ее движут люди?
И то, и другое утверждение как будто справедливы.
С одной стороны, человек определяет для себя цели и действует для их достижения. Если бы люди не строили, не торговали, не воевали, не открывали новые земли и законы природы, то все это не произошло бы само по себе.
С другой стороны, один человек и даже организованная группа людей не могут направлять общественные события исключительно по своей воле. Можно начать войну или реформу, но это не значит, что все пойдет так, как задумали инициаторы. Общество идет своим путем, не зависящим от наших желаний.
Так чем же определяется ход событий?
На этот счет учеными выдвинуто немало теорий.
Одни считают, что история общества, как и жизнь каждого отдельного человека, развивается по предначертанному плану (божественному или логическому).
В Книге Судеб ни слова нельзя изменить.
Тех, кто вечно страдает, нельзя извинить,
Можешь пить свою желчь до скончания жизни:
Жизнь нельзя сократить и нельзя удлинить.
Так писал в одном из своих рубаи классик средневековой восточной поэзии Омар Хайям.
Другие ученые думают, что характер общества и его развитие определяется материальными факторами. Например, географическое положение и климат страны подталкивают ее население к той или иной деятельности, определяют особенности социальной организации общества и устройства государства.
Третьи выдвигают идею о том, что закономерности истории – это равнодействующая всех усилий ее участников. Все интересы и стремления как бы «варятся» в одном котле, и в результате получается событие. Кода его предпосылки созрели, всегда найдутся заинтересованные люди и подтолкнут процесс.
В исторических обстоятельствах заложены разные возможности их дальнейшего развития. Выбор предоставлен действующим лицам, без их участия не совершится даже очень вероятное событие.
· типология общества
Итак, общество постоянно развивается, изменяется. Ученые выделяют последовательные ступени его развития или типы общества. Но какой признак общественного развития считать главным, отличающим один тип общества от другого?
Может быть, наличие или отсутствие социальной дифференциации, то есть разделения на неравные по своему положению группы?
Тогда можно выделить общества простые, где нет элиты, бедных и богатых, и сложные, в которых существует материальное неравенство и подчинение одних групп людей другим.
Некоторые исследователи все общества делят на дописьменные и письменные.
Марксисты (последователи Карла Маркса) выделяют такие ступени развития общества как формации: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую. На уроках истории вы, наверняка, встречались с таким подходом.
Большое распространение в современной социологии получило выделение типов общества на основе уровня развития техники и технологий.
Первая ступень – традиционное общество. Основой экономики на этой ступени развития является земледелие и скотоводство, хозяйство имеет преимущественно натуральный характер. Темпы технического прогресса замедленны: орудия труда и способы производства передаются из поколения в поколение. Для традиционных обществ характерно деление людей на замкнутые группы с отличающимися правами и обязанностями – сословия, касты. Принадлежность к этим группам чаще всего определялась фактом рождения, и перейти в другую группу было очень сложно, а иногда и невозможно. Большую роль в духовной жизни такого общества играла религия.
Переход на следующую ступень развития – индустриальное общество – был связан с постепенным превращением промышленности в главную отрасль экономики. Увеличение производства товаров было невозможно без коренных изменений в технике и технологиях. Происходит промышленный переворот, то есть переход от ручного труда к машинному. Технический прогресс меняет роль науки в обществе. Именно она становится ядром культуры, определяет мировоззрение людей. В обществе сохраняется социальное неравенство, но оно все меньше и меньше определяется фактом рождения. Опираясь на свои способности, упорство, трудолюбие, люди могут значительно повысить свой социальный статус. Утверждается принцип формального равенства людей, то есть равенства перед законом.
На третью ступень развития – постиндустриальное (то есть, послеиндустриальное) общество высокоразвитые страны начали переходить во второй половине прошлого века. Резко возросла ценность и роль знания, информации. Новые технологии позволяют значительно сократить потребление сырья и энергия, не снижая уровень производства. Внедрение новейшей техники, автоматизированных систем, роботов приводит к сокращению рабочих мест в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве. Зато значительно увеличивается сфера услуг. В развитых странах в ней занято большинство трудоспособного населения. Новые требования предъявляются к работникам: уровню их образования, квалификации, готовности постоянно учиться и творчески подходить к решению поставленных задач.
Исследователи считают, что современная Россия находится на этапе индустриального общества. Некоторые говорят о переходном обществе, считают, что некоторые признаки следующей (постиндустриальной) ступеньки уже проявились в нашей стране.
· эволюция и революция
Итак, общество постоянно изменяется. На разных этапах человечество развивалось разными темпами. Рассмотрим, например, совершенствование орудий труда, техники.
Каменный век, по мнению археологов, длился более двух с половиной миллионов лет, с тех пор как древнейший человек, живший в Африке, додумался использовать каменные инструменты для решения бытовых задач и до начала использования металлов. Первый из них, медь, люди научились выплавлять в 4 тысячелетии до нашей эры на Ближнем Востоке. Но орудия труда из металла оставались ручными.
Первые машины стали массово применяться в производстве с конца 18 века, и с этого времени техника начала совершенствоваться со все убыстряющейся скоростью. Энергию пара сменила электрическая, люди научились использовать в своих целях атомную энергию. Увеличив скорость своего передвижения по земле и воде, человек нашел способы перемещаться под водой и в воздухе, и даже в космическом пространстве. Конвейеры заменяются автоматизированными системами, которыми управляют компьютерные программы.
С разной скоростью изменения происходят не только в разные исторические эпохи, но и у разных народов. Даже в современных обществах, в том числе и в России, есть районы, где сохраняется традиционный (доиндустриальный) уклад жизни.
Изменения в жизни общества могут происходить не только разными темпами: медленнее или быстрее. Они могут быть постепенными, затрагивающими одну или несколько сфер социальной жизни или коренными, скачкообразными.
В первом случае мы говорим об эволюционном развитии.
Термин эволюция означает процесс развития, состоящий из постепенных качественных изменений, без резких скачков.
Примером сознательного эволюционного преобразования общества являются реформы. Принято считать, что реформы – частичные усовершенствования какой-либо сферы жизни, не затрагивающие основ существующего общественного строя.
Однако истории известны реформы, существенно менявшие устои общества, или, по крайней мере, пытавшие их изменить. Изучая историю Древнего Египта, вы говорили, например, о религиозных реформах Эхнатона. И наверняка знаете, какую роль для развития России сыграли реформы Петра I.
Революция же означает радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, открытый разрыв с предыдущим состоянием.
Революции бывают кратковременными и долговременными. Самая длительная революция в истории человечества – неолитическая (переход от присваивающего хозяйства к производящему, от собирательства к земледелию) – продолжалась около 3 тысяч лет.
Какой способ развития – реформы или революция – предпочтительнее для общества? Реформы, как правило, проходят более спокойно, бескровно, безболезненно для социума. Однако бывает, что неразрешенных проблем накапливается так много, что разрубить этот гордиев узел может только революция.
· прогресс и регресс
И реформы, и революции имеют своей целью совершенствование общественной жизни, переход на более высокую стадию развития. В то случае, если цель достигается, мы говорим о социальном прогрессе.
Но общество может и деградировать, откатиться назад в своем развитии, возвратиться к более примитивным формам своей организации. Тогда мы говорим о регрессе. Например, около 50 тыс. лет тому назад люди добрались до Австралии по морю, но потомки этих древних эмигрантов утратили навыки мореплавания. Откат к более примитивным формам организации хозяйства произошел после завоевания Римской империи варварами.
Но в целом, человечество развивается прогрессивно, хотя его движение вперед может на время и задерживаться.
Подведем итог урока.
Общество постоянно изменяется, развивается.
Нет единого мнения по поводу того, какие факторы определяют ход истории.
Наибольшее распространение среди социологов получило выделение типов общества на основе уровня развития техники и технологий: традиционное, индустриальное и постиндустриальное.
Общество может развиваться эволюционно и революционно, прогрессивно и регрессивно.
Может быть, вам показалось, что сегодняшняя тема далека от ваших насущных проблем, чисто теоретическая?
Но «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя», — писал известный политический деятель России, лидер Октябрьской революции Владимир Ильич Ленин.
Каждая ступень развития общества предлагает свои условия для развития человека, их надо учитывать, определяя цели своей жизни и средства ее достижения, планируя свою профессиональную карьеру.
videouroki.net
8 класс. Обществознание.Развитие общества — Развитие общества
Комментарии преподавателя
Как уже было оговорено в предыдущих уроках, существуют такие этапы развития общества, как аграрное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество. Однако остаётся открытым вопрос о том, как осуществляется переход от одного этапа общества к другому, каким образом усложняются общественные отношения в рамках данных этапов.
Рис. 1. Этапы общественного развития (Источник)
Из курса истории вам известно, что для последнего тысячелетия упрощение общественных отношений характерным не было, так как с течением времени интенсивность связей в обществе лишь увеличивалась. Это свидетельствует о том, что общество находится в постоянном развитии. Однако общественные отношения могут как улучшаться, так и ухудшаться. В связи с этим упоминают такие термины, как «прогресс» и «регресс». Прогресс – направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперёд, к лучшему. Регресс же, в противоположность прогрессу, представляет собой движение от высшего к низшему, деградацию общества.
Внутри общества существуют принципы, которые являются основами общественного саморазвития. На представлениях об этом основаны идеи о двух основных способах развития общественных отношений – теории развития общества. Выделяют две основные теории: эволюционную и революционную.
Если под термином «эволюция» понимают постепенное развитие без ярко выраженных скачков, то революция – это скачок, явление, прямо противоположное эволюции. Таким образом, две теории развития общества, по сути, прямо противоположны друг другу. Такая противоположность взглядов вызвана тем, что, как правило, экстремумы наиболее очевидны для человеческого восприятия, а некие усреднённые понятия и теории гораздо более сложны по своей структуре и менее очевидны. Итак, рассмотрим данные теории.
Эволюционная теория развития утверждает, что общество имеет внутри себя некую заложенную изначально традиционную черту, которая выступает основой для постоянно совершенствующихся общественных отношений. Структура общества при этом меняется последовательно, постепенно. Члены общества цепляются за традиции, социальные нормы, которые выступают в роли ценного регулятора. В теории эволюционного развития подобного рода явления, по сути, являются определяющими. Многие учёные, философы, мыслители рассматривали эволюционную теорию как естественную теорию общественного развития.
Действительно, отрицать постепенный, эволюционный характер многих изменений в обществе не приходится.
Вместе с тем проведение прямых аналогий между обществом и природой не позволяет понять специфику общественных явлений. Так, вряд ли к обществу в полной мере применимо положение о необратимости изменений. Начиная с середины XIX века, немецкая классическая философская школа начала исследование кардинально иного типа мышления в данном вопросе. Огромный вклад в развитие данного направления внёс Карл Маркс.
Рис. 2. Карл Маркс (Источник)
Карл Маркс исследовал особенности развития европейской цивилизации и указал на важнейшие из них. Немецкий учёный считал, что именно революции, то есть скачкообразный переход от одного состояния общества к другому (такие состояния общества он называл общественно-экономическими формациями), делают возможным смену состояний общества, его развития. Именно Карл Маркс считается основоположником революционной теории развития общества.
Рис. 3. Э. Делакруа. Свобода, ведущая народ (Источник)
Революционная теория имеет под собой основания. Если рассмотреть мировую историю, то выяснится, что действительно множество революций изменило общественную жизнь. Очень важным моментом является то, что мы можем задать вопрос: а были ли изменения, вызванные революциями, положительными явлениями? К лучшему ли меняли революции общественную жизнь? Данные вопросы, безусловно, являются дискуссионными, и невозможно дать на них однозначный ответ.
Рис. 4. Спорность последствий революций (Источник)
Общественное развитие имеет определённые темпы, которые определяют то, сколько времени длится тот или иной этап развития общества. Если рассмотреть историю человечества, то выяснится, что аграрный период был довольно долог и длился несколько тысячелетий. Сменивший его индустриальный период начался в Европе в конце 15 века и длится до настоящего времени в некоторых странах, включая Российскую Федерацию. Постиндустриальный период по историческим меркам – миг, он начинается при жизни ныне живущего поколения.
Социологи иллюстрируют тенденцию к ускорению социальных изменений следующими расчётами: если представить себе историю человечества как одни сутки (т. е. 24 ч), то окажется, что земледелие было изобретено в 23 ч 36 мин, цивилизация появилась в 23 ч 57 мин, а современные общества – в 23 ч 59 мин 30 с.
Таким образом, можно сделать вывод, что историческое время обществ постоянно сжимается, а темпы исторического развития стремительно увеличиваются.
Дать ответ на вопрос, почему это происходит, с уверенностью невозможно. На следующем уроке мы обсудим эту тему, а также поговорим о влиянии революций на развитие общества, их цене, выясним, кто такие реформаторы.
источник конспекта — http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/8-klass/1197b9be/razvitie-obschestva?seconds=0&chapter_id=345
источник видео -http://www.youtube.com/watch?v=Gk_XeZ033IA
источник видео — http://www.youtube.com/watch?v=IIZQwoSubuI
источник видео — http://www.youtube.com/watch?v=rYKgPwkba-U
источник презентации — http://900igr.net/zip/obschestvoznanie/Obschestvo-1.html
www.kursoteka.ru
Исторические этапы развития человечества (Таблица)
Справочная таблица содержит основные этапы развития человечества от первобытного общества до новейшей истории, с указанием хронологических рамок, длительности каждого из этапов и краткой характеристики. Данный материал будет полезен школьникам, студентам, при выполнении домашних заданий, экзаменов и ЕГЭ.
Этапы (период) истории | Хронологические рамки | Длительность периода | Краткая характеристика |
Первобытное общество | около 2 млн. лет назад — 4-е тысячелетние до н.э. | около 2 млн. лет (20000 веков) | Становление человека, совершенствование орудий труда, переход к земледелию и скотоводству от охоты и собирательства. |
Древний мир | 4-е тысячелетие до н.э. -середина 1-го тысячелетия н.э. | около 4 тыс. лет (40 веков) | Раскол общества на управляющих и управляемых, распространиение рабства, культурный подъем, падение Римской империи |
Средние века | 476г. — середина 17в. | около 1200 лет (12 веков) | Начало эпохи великих географических открытий. Утверждение сословного строя в Европе, большое значение приобретает религия, урбанизация, становление крупных феодальных государств. |
Новое время | середина 17в. — начало 20в. | около 300 лет (3 века) | Становление промышленной капиталистической цивилизации, появление колониальных империй, буржуазная революция, промышленный переворот, развитие мирового рынка и его падение, кризисы производства, соц. противоречия, передел мира, окончание первой мировой войны. |
Новейшая история | 1918г. — начало 21в. | около 100 лет (менее века) | Державное сопернечиство, Вторая мировая война, изобретение ядерного оружия, распространение компьютеров, изменение характера трудовой деятельности, восстановление целостности мирового рынка, формирование общемировой системы инфокоммуникаций |
infotables.ru
Урок обществознания в 8 классе по теме «Развитие общества»
8 класс обществознание, урок №5
Тема «Развитие общества»
Задачи урока:
Обобщить и систематизировать знания обучающихся о развитии общества и его современном состоянии.
Раскрыть различные взгляды на процесс общественного развития, охарактеризовать формы общественных преобразований, выявить важнейшие процессы развития современного общества, обобщить и расширить имеющуюся у обучающихся информацию о глабальных проблемах современного общества.
Выявлять изменения социальной структуры, связанные с переходом в постиндустриальное общество. Анализировать факты социальной действительности, связанные с изменением структуры общества. Раскрывать смысл понятия «общественный прогресс». Приводить примеры прогрессивных и регрессивных изменений в обществе. Характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни перемены, происходящие в современном обществе (ускорение общественного развития). Использовать элементы причинно- следственного анализа при характеристике глобальных проблем
создать условия для развития УУД: ориентация в социальных ролях и процессах, связанных с функционированием общества; умение находить в различных источниках и применять необходимую информацию для реализации поставленных задач, выполнения своих социальных ролей; умение сотрудничать с различными людьми и социальными группами.
Тип и вид урока: комбинированный
Основное содержание темы. Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Основные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Основные понятия: Общество, развитие
Образовательные ресурсы: 1) Обществознание. 8 класс. под редакцией Л. Н. Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, Н.И. Городецкой, Л. Ф. Иванова и др. М.: Просвещение, 2014 г.
2) Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Л.Н. Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.] ; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение».- М.: Просвещение, 2014 г.
3) О.А.Котова, Т.Е.Лискова. Обществознание. Рабочая тетрадь. 8 класс
4) Презентация «Развитие общества» издательство «Видеоуроки. Net»
План
Орг. момент.
Актуализация знаний обучающихся.
Изучение нового материала
1) Изменчивость и стабильность.
2) Реформы и реформаторы.
3)Развитие человечества в XXI в.
4) Глобальные проблемы человечества.
Закрепление
Д/з , подготовиться к тестированию.
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Актуализация знаний обучающихся.
Работа по вопросам учебника
III. Изучение нового материала.
1) Изменчивость и стабильность.
Типология общества
Итак, общество постоянно развивается, изменяется. Ученые выделяют последовательные ступени его развития или типы общества. Но какой признак общественного развития считать главным, отличающим один тип общества от другого?
Может быть, наличие или отсутствие социальной дифференциации, то есть разделения на неравные по своему положению группы?
Тогда можно выделить общества простые, где нет элиты, бедных и богатых, и сложные, в которых существует материальное неравенство и подчинение одних групп людей другим. Некоторые исследователи все общества делят на дописьменные и письменные.
Марксисты (последователи Карла Маркса) выделяют такие ступени развития общества как формации: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую. На уроках истории вы, наверняка, встречались с таким подходом.
Большое распространение в современной социологии получило выделение типов общества на основе уровня развития техники и технологий.
Первая ступень – традиционное общество. Основой экономики на этой ступени развития является земледелие и скотоводство, хозяйство имеет преимущественно натуральный характер. Темпы технического прогресса замедленны: орудия труда и способы производства передаются из поколения в поколение. Для традиционных обществ характерно деление людей на замкнутые группы с отличающимися правами и обязанностями – сословия, касты. Принадлежность к этим группам чаще всего определялась фактом рождения, и перейти в другую группу было очень сложно, а иногда и невозможно. Большую роль в духовной жизни такого общества играла религия.
Переход на следующую ступень развития – индустриальное общество – был связан с постепенным превращением промышленности в главную отрасль экономики. Увеличение производства товаров было невозможно без коренных изменений в технике и технологиях. Происходит промышленный переворот, то есть переход от ручного труда к машинному. Технический прогресс меняет роль науки в обществе. Именно она становится ядром культуры, определяет мировоззрение людей. В обществе сохраняется социальное неравенство, но оно все меньше и меньше определяется фактом рождения. Опираясь на свои способности, упорство, трудолюбие, люди могут значительно повысить свой социальный статус. Утверждается принцип формального равенства людей, то есть равенства перед законом.
На третью ступень развития – постиндустриальное (то есть, послеиндустриальное) общество высокоразвитые страны начали переходить во второй половине прошлого века. Резко возросла ценность и роль знания, информации. Новые технологии позволяют значительно сократить потребление сырья и энергия, не снижая уровень производства. Внедрение новейшей техники, автоматизированных систем, роботов приводит к сокращению рабочих мест в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве. Зато значительно увеличивается сфера услуг. В развитых странах в ней занято большинство трудоспособного населения. Новые требования предъявляются к работникам: уровню их образования, квалификации, готовности постоянно учиться и творчески подходить к решению поставленных задач.
Исследователи считают, что современная Россия находится на этапе индустриального общества. Некоторые говорят о переходном обществе, считают, что некоторые признаки следующей (постиндустриальной) ступеньки уже проявились в нашей стране.
Эволюция и революция
Итак, общество постоянно изменяется. На разных этапах человечество развивалось разными темпами. Рассмотрим, например, совершенствование орудий труда, техники.
Каменный век, по мнению археологов, длился более двух с половиной миллионов лет, с тех пор как древнейший человек, живший в Африке, додумался использовать каменные инструменты для решения бытовых задач и до начала использования металлов. Первый из них, медь, люди научились выплавлять в 4 тысячелетии до нашей эры на Ближнем Востоке. Но орудия труда из металла оставались ручными.
Первые машины стали массово применяться в производстве с конца 18 века, и с этого времени техника начала совершенствоваться со все убыстряющейся скоростью. Энергию пара сменила электрическая, люди научились использовать в своих целях атомную энергию. Увеличив скорость своего передвижения по земле и воде, человек нашел способы перемещаться под водой и в воздухе, и даже в космическом пространстве. Конвейеры заменяются автоматизированными системами, которыми управляют компьютерные программы.
С разной скоростью изменения происходят не только в разные исторические эпохи, но и у разных народов. Даже в современных обществах, в том числе и в России, есть районы, где сохраняется традиционный (доиндустриальный) уклад жизни.
Изменения в жизни общества могут происходить не только разными темпами: медленнее или быстрее. Они могут быть постепенными, затрагивающими одну или несколько сфер социальной жизни или коренными, скачкообразными.
В первом случае мы говорим об эволюционном развитии.
Термин эволюция означает процесс развития, состоящий из постепенных качественных изменений, без резких скачков.
2) Реформы и реформаторы.
Заполнение таблицы «Реформы и революции»
Реформа
Революция
Вывод:
Примером сознательного эволюционного преобразования общества являются реформы. Принято считать, что реформы – частичные усовершенствования какой-либо сферы жизни, не затрагивающие основ существующего общественного строя.
Однако истории известны реформы, существенно менявшие устои общества, или, по крайней мере, пытавшие их изменить. Изучая историю Древнего Египта, вы говорили, например, о религиозных реформах Эхнатона. И наверняка знаете, какую роль для развития России сыграли реформы Петра I.
Революция же означает радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, открытый разрыв с предыдущим состоянием.
Революции бывают кратковременными и долговременными. Самая длительная революция в истории человечества – неолитическая (переход от присваивающего хозяйства к производящему, от собирательства к земледелию) – продолжалась около 3 тысяч лет.
Какой способ развития – реформы или революция – предпочтительнее для общества? Реформы, как правило, проходят более спокойно, бескровно, безболезненно для социума. Однако бывает, что неразрешенных проблем накапливается так много, что разрубить этот гордиев узел может только революция.
Прогресс и регресс
И реформы, и революции имеют своей целью совершенствование общественной жизни, переход на более высокую стадию развития. В то случае, если цель достигается, мы говорим о социальном прогрессе.
Но общество может и деградировать, откатиться назад в своем развитии, возвратиться к более примитивным формам своей организации. Тогда мы говорим о регрессе. Например, около 50 тыс. лет тому назад люди добрались до Австралии по морю, но потомки этих древних эмигрантов утратили навыки мореплавания. Откат к более примитивным формам организации хозяйства произошел после завоевания Римской империи варварами.
Но в целом, человечество развивается прогрессивно, хотя его движение вперед может на время и задерживаться.
3)Развитие человечества в XXI в.
Глобализация
Ещё одна важнейшая черта современного общества – его глобализация.
Глобализацией называют процесс усиления взаимосвязи и взаимозависимости людей, народов, государств. Глобализация ведет к формированию единого экономического и информационного пространства, открывает возможности беспрепятственного перемещения людей, товаров, капиталов, информации; облегчает взаимопонимание между жителями планеты. «Мир без границ» — об этом можно только мечтать! Но, к сожалению, у каждой медали есть своя оборотная сторона. От глобализации выигрывают экономически развитые страны и международные корпорации. Именно они владеют новейшими производственными и информационными технологиями. Проигрывают менее развитые страны, не готовые к успешному участию в «мировой экономической гонке».
В результате развитые страны Запада с менее чем 15 % населения Земли реально обладают 70 % мировых ресурсов, производства и потребления.
В 1970-е гг. в мире насчитывалась 31 страна, в которых потребление в расчете на душу населения не росло или снижалось, в 1990-е гг. таких стран уже было 48. То есть бедные не догоняют богатых, а еще больше отстают от них. Эту ситуацию принято называть проблемой разрыва в уровне развития «Севера» и «Юга».
Разрыв в условиях жизни населения породил массовую миграцию. Отношения с мигрантами часто складываются напряженно и даже враждебно, что приводит к многочисленным социальным конфликтам.
К негативным (отрицательным) последствиям глобализации можно отнести и угрозу для сохранения самобытности национальных культур. Профессор Нижегородского государственного университета Владимир Александрович Кутырев так писал об этом: «Везде то же самое надевают, едят, пьют, поют, везде Диснейленд и Макдональдс. Своеобразие народов уходит в прошлое, в традицию, становится фольклором … Если бы в городах не было старых кварталов и музеев, то путешествовать было бы совершенно бессмысленно: человек неизбежно попадает в окружение … одинаковых автомобилей, … зданий, его преследуют вездесущие рекламы транснациональных корпораций». Реакцией на противоречивый характер глобализации стало движение антиглобалистов, которые требуют более справедливого распределения доходов между странами и регионами, соблюдения норм международного права и защиты окружающей среды, сокращения внешнего долга развивающихся стран.
4) Глобальные проблемы человечества.
Заполнение таблицы «Последствия глобализации»
+
—
Вывод:
Но единство нашего мира люди начали осознавать задолго до начала процесса глобализации. Тогда, когда обнаружили проблемы, общие для всего человечества, которые можно решить, лишь объединив усилия разных стран. Вы, вероятно, уже знаете, что такие проблемы называют глобальными.
Впервые о глобальных проблемах начали говорить в середине 20 века, когда увеличение запасов ядерного оружия стало угрожать всей цивилизации Земли. Сейчас в науке все глобальные проблемы принято делить на три группы.
К первой относятся проблемы во взаимоотношениях между странами, народами, социальными группами: предотвращение ядерной войны, преодоление отсталости, конфликтов между развитыми и развивающимися странами, а также внутри стран.
Вторая группа – проблемы во взаимоотношениях человека и общества, в развитии культуры: демографическая, информационная, проблема неграмотности и недоступности образования, предотвращение опасных болезней. Сюда же можно отнести расшатывание нравственных ценностей, культурных устоев общества.
И, наконец, третья группа – проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. Истощающиеся запасы сырья, нехватка продовольствия и, как следствие, массовый голод, экологическая проблема.
Экологические угрозы могут возникать в результате двух причин. Во-первых, их могут вызвать природные процессы: ураганы, извержения вулканов, цунами, действие космических законов. В конце концов, наступление ледника и вымирание динозавров произошло задолго до появления человеческого общества. Но расточительная хозяйственная деятельность людей, нерациональное природопользование значительно ухудшают среду обитания. Примеры экологических катастроф, связанных с деятельностью человека, известны с древних времен.
С античных времен до нас дошла поговорка: «Козлы съели Грецию». Козловодство уничтожило древесную растительность, копыта коз вытоптали почву.
На острове Пасха (Рапануи) в Тихом океане загадочно возникла и умерла одна из интереснейших культур древнего мира. Богатый растительным и животным миром остров смог стать домом высокоразвитой культуры. Жители Пасхи умели писать, совершали многодневные плавания. Но в какой-то момент (вероятно около 1000 г.н.э.) на острове началось массовое производство огромных каменных истуканов, возможно олицетворявших племенных вождей. В ходе строительства статуй (весом до 85 тонн) и доставки их на место стоянки леса острова были сведены на нет. Отсутствие древесины препятствовало строительству фигур и производству орудий труда. Резко сократились связи острова Рапануи с другими островами Тихого океана, население обнищало, общество деградировало.
Но древние катастрофы носили, так сказать, локальный характер. Сейчас же речь идет о планетарной угрозе.
Какие же экологические проблемы существуют в настоящее время?
• Глобальное потепление климата, что грозит поднятием уровня Мирового океана и затоплением многих островных государств и большей части таких городов, как Санкт-Петербург, Амстердам, Шанхай, Новый Орлеан и других.
• Изменение состава атмосферы, увеличение доли углекислого, угарного, сернистого газов вызывает кислотные дожди и «парниковый эффект», то есть перегрев нашей планеты из-за повышения температуры в нижних слоях атмосферы.
• Загрязнение воды, почвы, воздуха, вырубка лесов ухудшают условия для всего живого, в том числе и самого человека.
• Сокращается биологическое разнообразие флоры и фауны. В настоящее время под угрозой исчезновения находится до 10% видов растений, около 1000 видов крупных животных и огромное число мелких.
Современный научно-технический прогресс достиг такого уровня, что позволяет найти способы решения многих из существующих проблем. Ученые всерьёз работают даже над проектами предотвращения столкновения Земли с астероидом. Но предотвратить глобальные угрозы можно лишь в том случае, если каждый человек и каждое государство будет готово ограничить свои растущие потребности ради общего будущего.
А каким оно будет?
Недавно был опубликован один из сценариев возможного будущего. Мнения ученых были собраны и обработаны в рамках проекта TechCast.
В 2010 – 2010 гг. будут интенсивно развиваться и удешевляться информационные технологии. В 2020 – 2030 гг. ожидается широкое распространение альтернативной энергетики, биотехнологий, прорыв в фармацевтике. В 2030 – 2040 гг. произойдет колонизация ближайшего космоса. В 2040 – 2050 гг. – политическое объединение государств планеты, создание мирового правительства.
У вас есть все шансы проверить, насколько сбудутся эти прогнозы.
IV. Закрепление
1) Проверка заполнения таблиц.
2)Работа с вопросами в конце параграфа
infourok.ru