Разряд местоимения наша – какой разряд местоимения наша ?

Содержание

Разряды местоимений по значению (таблица с примерами)

По сво­е­му зна­че­нию и грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам место­име­ния в рус­ском язы­ке делят­ся на несколь­ко раз­ря­дов: лич­ные, воз­врат­ное, при­тя­жа­тель­ные, вопро­си­тель­ные, отно­си­тель­ные, отри­ца­тель­ные, неопре­де­лён­ные, опре­де­ли­тель­ные и ука­за­тель­ные.

Таблица «Разряды местоимений»

Чтобы пра­виль­но опре­де­лить раз­ряд место­име­ний, узна­ем, какие зна­че­ния они име­ют в речи, и выде­лим их основ­ные грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки.

Разряд
ПримерыСинтаксическая функ­ция
Личныея, ты, мы, вы, он, она, оно, ониЯ подо­шла к окну.
У меня зазво­нил теле­фон.
ВозвратноесебяПосмотри на себя в зер­ка­ло.
Кошки спо­соб­ны жить сами по себе.
Притяжательныемой, твой, наш, ваш, свойТвое мне­ние мне извест­но.
Его лицо ста­ло груст­ным.
Вопросительныекто? что? какой? каков?
кото­рый? чей? сколь­ко?
Кто сту­чит­ся в дверь?
У чье­го окна сидят голу­би?
Сколько яблок на сто­ле?
Относительныекто, что, какой, каков, кото­рый, чей, сколь­коНе могу понять, что мог­ло их так задер­жать.
Вот дом, в сте­нах кото­ро­го про­шло мое дет­ство.
Отрицательныеникто, ничто, неко­го,
нече­го, ника­кой,
ничей, нисколь­ко
Никто не отве­тил мне.
Некого теперь спро­сить об этом.
Никакой ошиб­ки тут нет.
Неопределенныенекто, нечто, неко­то­рый,
кто-то, сколько-то,
что-либо, кое-кто,
какой-то, какой-либо,
кое-какой, чей-то, чей-нибудь
Кто-то пел пес­ню.
Чей-то голос послы­шал­ся во дво­ре.
Пометь чем-нибудь саже­нец.
Определительныесам, самый, каж­дый,
любой, вся­кий, целый,
иной, весь, дру­гой
Другой путь пред­сто­ит нам.
Завтра все пока­жет­ся иным.
Указательныеэтот, тот, такой,
таков, тот-то, такой-то,
столь­ко, столько-то
За тем домом кафе.
Столько радо­сти было в ее гла­зах!
Суть вопро­са тако­ва, что луч­ше решить его вме­сте.

В таб­ли­це мы позна­ко­ми­лись с раз­ря­да­ми место­име­ний с при­ме­ра­ми их исполь­зо­ва­ния в рус­ском язы­ке. Ранее мы узна­ли, что такое место­име­ние как часть речи.

Далее более подроб­но рас­смот­рим син­так­си­че­скую роль место­име­ний в пред­ло­же­нии.

Личные местоимения

Личные место­име­ния «я», «мы», «ты», «вы», «он», «она», «оно», «они» ука­зы­ва­ют на лицо или пред­мет.

Местоимения «я», «мы» отно­сят­ся к пер­во­му лицу; «ты», «вы» — ко вто­ро­му; «он», «она», «оно» — к тре­тье­му.

Я влез на высо­кую сос­ну и стал кри­чать (К.Паустовский).

Мы шли по лоси­но­му сле­ду (К. Паустовский).

Ты пом­нишь, Алёша, доро­ги Смоленщины? (К. Симонов)

Видали ли вы, как под хвой­ной кры­шей гуля­ет в сапож­ках сафья­но­вых рыжик..? (А.Коваленко)

У место­име­ний «он», «она», «оно» опре­де­ля­ет­ся муж­ской, жен­ский и сред­ний род.

Он пел, и от каж­до­го зву­ка его голо­са вея­ло чем-то род­ным и необозримо-широким, слов­но зна­ко­мая степь рас­кры­ва­лась перед вами, ухо­дя в бес­ко­неч­ную даль (И.С. Тургенев).

После того как Маша пере­ры­ла сочи­не­ния, она оста­но­ви­лась на рома­нах (А. Пушкин).

Налево с края села начи­на­лось поле; оно было вид­но дале­ко до гори­зон­та, и во всю ширь это­го поля, зали­то­го лун­ным све­том, тоже ни дви­же­ния, ни зву­ка (А. Чехов).

Личные место­име­ния име­ют кате­го­рию един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла.

Сравним:

  • я, ты — мы, вы;
  • он, она, оно — они.

Тем не менее име­ем в виду, что место­име­ния «я» и «мы», «ты» и «вы» не явля­ют­ся фор­ма­ми един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла одно­го и того же сло­ва.  Местоимения «мы« и «вы» не обо­зна­ча­ют «мно­го я» или «мно­го ты». Они ука­зы­ва­ют на гово­ря­ще­го или собе­сед­ни­ка вме­сте с дру­ги­ми лица­ми, участ­ву­ю­щи­ми в раз­го­во­ре или в опре­де­лен­ном дей­ствии.

Все лич­ные место­име­ния изме­ня­ют­ся по паде­жам. При их скло­не­нии в кос­вен­ных паде­жах появ­ля­ют­ся совсем дру­гие сло­ва:

  • я — меня;
  • ты — тебя;
  • она — её;
  • они — их.

Стоит толь­ко мне кос­нуть­ся мате­ма­ти­ки, я опять забу­ду все на све­те (С.Ковалевская).

Так воз­ни­ка­ют суп­пле­тив­ные фор­мы место­име­ний.

Возвратное местоимение

Возвратное место­име­ние «себя» ука­зы­ва­ет на то лицо, о кото­ром гово­рят.

В себя ли загля­нешь? Там про­шло­го нет и сле­да (М. Лермонтов).

Я памят­ник себе воз­двиг неру­ко­твор­ный (А.Пушкин).

У это­го место­име­ния нет фор­мы име­ни­тель­но­го паде­жа, грам­ма­ти­че­ских кате­го­рий лица, рода, чис­ла. Оно изме­ня­ет­ся толь­ко по паде­жам:

  • и.п.  —
  • р.п. себя
  • д.п. себе
  • в.п. себя
  • т.п. собой
  • п.п. о себе

Притяжательные местоимения

Притяжательные место­име­ния «мой», «твой», «свой», «наш», «ваш», «его», «её», «их» ука­зы­ва­ют, како­му лицу при­над­ле­жит пред­мет.

Твой груст­ный шум, твой шум при­зыв­ный услы­шал я в послед­ний раз (А.Пушкин).

Жарко… Ваш кучер рас­ска­зы­ва­ет что-то, часто ука­зы­вая кну­том в сто­ро­ну, что-то длин­ное и ненуж­ное… (А.Чехов).

Вопреки пред­ска­за­нию мое­го спут­ни­ка, пого­да про­яс­ни­лась ( М. Лермонтов).

Несмотря на все наши предо­сто­рож­но­сти, весть о появ­ле­нии Пугачёва раз­нес­лась по кре­по­сти (А. Пушкин).

Притяжательные место­име­ния изме­ня­ют­ся, как при­ла­га­тель­ные, по родам, чис­лам и паде­жам и явля­ют­ся в пред­ло­же­нии согла­со­ван­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми.

Для обо­зна­че­ния при­над­леж­но­сти могут исполь­зо­вать­ся лич­ные место­име­ния 3-его лица в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа: «его», «её», «их».

Зима!..Крестьянин, тор­же­ствуя, на дров­нях обнов­ля­ет путь; его лошад­ка, снег почуя, пле­тёт­ся рысью как-нибудь (А. Пушкин).

Притяжательное место­име­ние «его» ука­зы­ва­ет на при­над­леж­ность лошад­ки кре­стья­ни­ну. В пред­ло­же­нии оно выпол­ня­ет син­так­си­че­скую роль несо­гла­со­ван­но­го опре­де­ле­ния:

лошад­ка (им.п.) (чья?) его (р.п.).

Случилось соло­вью на шум их при­ле­теть (И.А. Крылов).

Шум (чей?) их — несо­гла­со­ван­ное опре­де­ле­ние.

Притяжательные место­име­ния «его», «её», «их» не изме­ня­ют­ся.

Вопросительные местоимения

Слова, на кото­рые отве­ча­ют суще­стви­тель­ные (кто? что?), при­ла­га­тель­ные (какой? чей? каков? кото­рый?) и чис­ли­тель­ные (сколь­ко?) явля­ют­ся вопро­си­тель­ны­ми место­име­ни­я­ми.

Кто там сту­чит­ся у ворот ? (С.Маршак).

Что сде­лаю я для людей? — силь­нее гро­ма крик­нул Данко (М.Горький).

Вдруг он обра­тил­ся к  матушке:»Авдотья Васильевна, а сколь­ко лет Петруше?» (А. Пушкин).

«Ты чего не пони­ма­ешь?» — спра­ши­ва­ет Павел Васильевич у Стёпы (А.Чехов).

Какое изве­стие ты вче­ра полу­чил?

Каков ответ на мой вопрос?

Который по сче­ту будет урок мате­ма­ти­ки?

Относительные местоимения

Те же место­име­ния толь­ко без вопро­са слу­жат для свя­зи про­стых пред­ло­же­ний в соста­ве слож­но­под­чи­нен­но­го и назы­ва­ют­ся отно­си­тель­ны­ми:

Смотри, сколь­ко плос­ко­дон­ных шаланд лежит на моем бере­гу (А.Катаев).

В ста шагах от меня тем­не­ла роща, из кото­рой я толь­ко что вышел (А.Чехов).

Он был совсем не таким, каким вооб­ра­жал его Константин (Л.Толстой).

Уже смер­ка­лось, и Василий не мог понять, кто идёт (К. Паустовский).

Часто я уга­дать хотел, о чем он пишет (А. Пушкин).

Я думал так­же и о том чело­ве­ке, в чьих руках нахо­ди­лась моя судь­ба (А.Пушкин).

Неопределенные местоимения

Неопределенные место­име­ния ука­зы­ва­ют на неиз­вест­ные пред­ме­ты, при­зна­ки и коли­че­ства:

«некто», «нечто», «неко­то­рый», «несколь­ко», «кое-кто», «кое-что», «кто-то», «кто-либо», «кто-нибудь», «кое-какой», «какой-то», «какой-либо», «какой-нибудь», «чей-то», «чей-либо», «чей-нибудь», «сколько-нибудь», «столько-то».

Кто-то играл на скрипке…девушка пела мяг­ким кон­траль­то, слы­шал­ся смех (М.Горький).

Становилось страш­но, как буд­то в этой тишине его мол­ча­ли­во под­сте­ре­га­ла какая-то опас­ность (В.Катаев).

В гости­ной что-то неболь­шое упа­ло со сто­ла и раз­би­лось (А. Чехов).

Ты не спо­со­бен дей­ство­вать из каких-либо побуж­де­ний (К.Федин).

А ведь, пожа­луй, кое в чём он был прав (М.Шолохов).

Отрицательные местоимения

Отрицательные место­име­ния «никто», «ничто», «неко­го», «нече­го», «ника­кой», «ничей», «нисколь­ко» слу­жат для отри­ца­ния нали­чия какого-то пред­ме­та, при­зна­ка или коли­че­ства или для уси­ле­ния отри­ца­тель­но­го смыс­ла все­го пред­ло­же­ния.

Я не хочу печа­лить вас ничем (А.Пушкин).

Толком никто ниче­го не знал (К. Симонов).

Владик сто­ял мол­ча, нико­го не зади­рая и не отве­чая ни на чьи вопро­сы ( А. Гайдар).

Они обра­зо­ва­ны от вопро­си­тель­ных (отно­си­тель­ных) место­име­ний с помо­щью без­удар­ной при­став­ки ни- или удар­ной при­став­ки не-.

Местоимения «неко­го», «нече­го» не име­ют име­ни­тель­но­го паде­жа.

Молчали, пото­му что нече­го было сооб­щить друг дру­гу (И.А. Гончаров).

Не с кого спра­ши­вать, когда сам вино­ват (посло­ви­ца).

Местоимения «никто», «ника­кой», «ничей», «неко­го», «нече­го» могут упо­треб­лять­ся с пред­ло­гом, кото­рый сто­ит после при­став­ки:

не у кого, ни на чём, ни под какой, ни за чьим, не с кого, не из-за чего и т.д.

Ни в чем так сво­бод­но не про­яв­ля­ет­ся народ­ный харак­тер, как в песне и пляс­ке (А. Фадеев).

Не хочу ни о чем думать, ни во что вме­ши­вать­ся (М. Пришвин).

Попытка пере­хва­тить Машу по доро­ге не при­ве­ла ни к чему (А. Фадеев).

Указательные местоимения

Указательные место­име­ния «тот», «этот», «такой», «таков», «столь­ко» слу­жат для выде­ле­ния сре­ди дру­гих какого-то опре­де­лён­но­го пред­ме­та, при­зна­ка, коли­че­ства.

Строжайше запре­тил бы я этим гос­по­дам на выстрел подъ­ез­жать к сто­ли­цам! (А.Грибоедов).

Всё это было бы смеш­но, когда б не было так груст­но (М.Лермонтов).

Сколько голов, столь­ко и умов (посло­ви­ца).

В тем­но­те я залез в такой буре­лом, из кото­ро­го и днём-то не ско­ро выбе­решь­ся. Однако я ухит­рил­ся выбрать­ся из это­го лаби­рин­та (В. Арсеньев).

Определительные местоимения

Определительные место­име­ния«весь», «вся­кий», «сам», «самый», «каж­дый», «любой», «иной», «дру­гой», «целый».

Каждый, кто молод, дай­те нам руки — в наши ряды, дру­зья! (Л.Ошанин).

Всякая рабо­та масте­ра хва­лит (посло­ви­ца).

Учитесь власт­во­вать собою; не вся­кий вас, как я, пой­мет; к беде неопыт­ность ведёт (А.Пушкин).

Направо было вид­но всё село, длин­ная ули­ца тяну­лась дале­ко верст пять (А.Чехов).

Эти место­име­ния изме­ня­ют­ся по родам, чис­лам и паде­жам, как при­ла­га­тель­ные.

Видеоурок по русскому языку для учеников 6 класса «Местоимение. Разряды местоимений»

russkiiyazyk.ru

Разряды местоимений

 

Разряд местоимений

Примеры

1.

Личные

Я, ты, он (она, оно), мы, вы, они

2.

Возвратные

себе, себя, собой, собою, сам, само собой, от себя

3.

Притяжательные

Мой, твой, свой, наш, ваш, его, ее, их

4.

Относительные

Кто, что, какой, каков, который, чей, сколько

5.

Неопределённые

https://bugaga.net.ru/ege/rus/razrmest.htm bugaga.net.ru

Некто, нечто, некий, некоторый, несколько, кто-то, что-то, какой-то, чей-то, сколько-то, кое-кто, кое-что, кое-какой, кто-нибудь, что-нибудь, какой-нибудь, чей-нибудь, сколько-нибудь, кто- либо, что-либо, какой-либо, чей-либо

6.

Отрицательные

Никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего.

7.

Вопросительные

Кто, что, какой, каков, каковой (устар.), который, чей, сколько (с вопросительным знаком «?» на конце)

8.

Указательные

Тот, этот, такой, таков, столько, этакий (устар.), экий (устар.), сей (устар.), оный (устар.)

9.

Определительные

Сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, любой, другой, всяк, всяческий

bugaga.net.ru

Местоимение. Разряды местоимений по значению. Видеоурок. Русский язык 6 Класс

1. Вспомним изученное

Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количество, но не называет их. К местоимениям относятся такие разные слова, как мы, какой-нибудь, кто, твой, несколько, тот и др. В русском языке насчитывается более 50 местоимений.

2. Разряды местоимений

Количество местоимений достаточно велико, при этом многие из них имеют общие черты, например, сходное значение или одинаковый тип склонения. Исходя из этого, можно объединять местоимения в группы по сходству, или, иначе,

разряды. Разбиение большого числа слов на небольшие группы поможет упорядочить знания о местоимениях.

Все местоимения можно разделить на 9 разрядов, объединяющих в себе слова, сходные по значению. На данном уроке каждый из них рассматривается кратко. На следующих уроках каждый из разрядов будет рассмотрен более подробно.

Личные местоимения. К ним относятся слова, которые указывают на участников диалога (я, мы, ты, вы), на лиц, не участвующих в нём, а также те, которые указывают на предметы (он, она, оно, они).

Рассмотрите пример употребления личных местоимений.

Не могла бы ты рассказать мне немного о нём?

Местоимение ты указывает на человека, с которым ведётся диалог,

мне (н. ф. – я) – на самого говорящего,

о нём (н. ф. – он) – либо на человека, не участвующего в разговоре, либо на предмет.

Следующий разряд уникален тем, что включает в свой состав всего одно слово – местоимение себя. Оно, как и сам разряд, называется возвратным. Местоимение себя указывает на того, о ком говорят, а также на то, что действие направлено на лицо, производящее это действие. Рассмотрите примеры его употребления.

Она совсем не жалеет себя!

Возьми себе помощника.

Дети думали только о себе.

Во всех примерах использовано местоимение себя в различных падежах.

Притяжательные местоимения. В этот разряд входят слова, указывающие на принадлежность предмета или предметов определённому лицу или определённым лицам. Притяжательные местоимения отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи?

К ним относятся слова мой, наш, твой, ваш, его, её, их и свой.

Рассмотрите пример.

– Это твой карандаш?

– Нет, не мой. Скорее всего, это её карандаш.

В данном диалоге использованы притяжательные местоимения твой, мой, её. Все они указывают на принадлежность предмета тому или иному лицу – собеседнику, говорящему или человеку, не участвующему в разговоре, и отвечают на вопрос чей?

Вопросительные и относительные местоимения. В их состав входят одни и те же слова, но их функции отличаются, поэтому традиционно их разделяют на две разные группы.

Вопросительные местоимения указывают на предметы, признаки, количество, служат для выражения вопроса и употребляются в вопросительных предложениях. Это слова кто? что? какой? чей? который? каков? сколько? Рассмотрите примеры.

Кто звонил?

Который час?

Сколько человек придёт на праздник?

В этих предложениях использованы вопросительные местоимения кто? который? сколько?

Относительные местоимения так же, как вопросительные, указывают на предметы, признаки, количество, но при этом служат для связи частей сложноподчинённых предложений. В этот разряд входят те же слова, что и в разряд вопросительных местоимений: кто, что, какой, чей, который, каков, сколько. Их также называют союзными словами. Рассмотрите примеры их употребления.

Брат не знает, кто звонил.

Скажи, пожалуйста, который час.

Нужно посчитать, сколько человек придёт на праздник.

В данных предложениях использованы те же местоимения, что и в предыдущих примерах – кто, который, сколько. Однако здесь они служат не для выражения вопросов, а для присоединения придаточных предложений к главным.

Неопределённые местоимения. Это самый многочисленный из всех местоименных разрядов. Общим у данных местоимений является значение неопределённости.

Неопределённые местоимения указывают на неопределённые предметы, признаки или количество. К ним относится достаточно большое количество слов, имеющих специфические морфемы, по которым можно легко узнать неопределённые местоимения: -то, -либо, -нибудь, кое-, а также ударную приставку не-. К разряду неопределённых относятся местоимения кто-то, что-либо, какой-нибудь, кое-что, чей-то, некто, несколько, некоторый и другие.

Кто-то тихо постучал в дверь.

Нам надо обсудить кое-какой вопрос.

На столе лежало несколько яблок.

В данных примерах встречаются неопределённые местоимения кто-то, кое-какой, несколько, которые указывают на неопределённое лицо, неопределённый признак предмета и неопределённое количество.

Отрицательные местоимения. Слова этого разряда объединяет общее значение. Они выражают отсутствие предмета или признака. Существует два типа отрицательных местоимений – с приставкой не- (это слова некого, нечего) и с приставкой ни- (никто, ничто, никакой, ничей).

Обратите внимание: отрицательные местоимения не́кого и не́чего не имеют формы именительного падежа. Слова некто и нечто относятся к разряду неопределённых местоимений.

Приведём примеры употребления отрицательных местоимений.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

У них нет никаких домашних животных.

Здесь мы видим отрицательные местоимения не́чего и никаких.

Указательные местоимения. Как можно догадаться из названия разряда, такие местоимения указывают на что-либо, а именно на предмет, признак или количество. К ним относятся слова:

этот, тот, такой, таков, столько, а также малоупотребительные местоимения сей, оный, таковой, этакий.

Кто не работает, тот не ест.

Эта машина всегда стоит в нашем дворе.

Столько снега мы никогда ещё не видели.

Указательное местоимение тот из первого примера указывает на предмет, эта из второго предложения – на признак предмета, столько из третьего – на количество.

Определительные местоимения. Эти местоимения указывают на обобщённое качество предмета. К ним относятся следующие слова: каждый, всякий, самый, сам, весь, иной, другой, любой, а также устаревшие всяк и всяческий.

Каждый из вас знает, что такое местоимение.

Вся

комната янтарным блеском озарена (А.С. Пушкин).

К этой рубашке подойдут любые брюки.

В этих примерах нам встретились определительные местоимения каждый, вся, любые.

Для обобщения полученных знаний о местоимениях всех разрядов вы можете изучить данную таблицу.

Таблица 1. Разряды местоимений (Источник)

 

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5–9 кл. – М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2010.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Terver.ru (Источник).
  2. Licey.net (Источник).

 

Домашнее задание

Задание №1

Впишите пропущенные местоимения, определите разряды, расставьте недостающие знаки препинания. При затруднении обращайтесь к материалу для справок.

Антипыч как-то особенно поглядел на ………., и собака сразу поняла человека: ………звал ………. по приятельству, по дружбе, ни для ………, а просто так, пошутить, поиграть. Травка замахала хвостом стала снижаться на ногах все ниже и ниже и, когда подползла так к коленям старика, легла на спину и повернула вверх светлый живот. Антипыч только руку протянул было, чтобы погладить ………., ……..как вдруг вскочит и лапами на плечи – и чмок, чмок ………….. : и в нос и в щеки и в ………..губы. 

Слова для справок:чего, её, его, самые, она, неё, он

Задание №2

Вставьте пропущенные буквы, а также подходящие по смыслу местоимения. Подчеркните их, а также слова, вместо которых употреблены эти местоимения, как члены предложения. Обозначьте падеж всех местоимений:

М…ю подругу з…вут Маша. Я дружу с _______________ уже д…вно. Маша оч…нь добр…. На в…сенних к…никулах мы с _____________ ездили отдыхать в лаг…рь.  ____________ было оч…нь вес…ло.

interneturok.ru

Внеклассный урок — Местоимение. Разряд местоимений

Местоимение. Разряд местоимений

 

Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количество, но не называет их. Отвечает на вопросы кто? что? какой? чей? сколько?

 

 

Разряд местоимений по значению

 

 

Личные

 

 

Используются как замена существительных.

Указывают на лица, которые участвуют в речи.

 

я, ты, он, она, оно, мы, вы, они

 

 

Указательные

 

 

Служат для выделения предмета, признака

этот, тот, такой, таков, столько, там, тут, туда, тогда, поэтому, оттуда, так, отсюда, сюда, здесь

 

Притяжательные

 

Обозначают принадлежность определённому лицу

 

мой, свой, твой, его, ее, наш, ваш, их

 

Отрицательные

 

Отрицают предмет, признак, количество и усиливают отрицание или утверждение

 

никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего

 

Неопределенные

 

Указывают на неопределённый предмет, признак, количество

некто, нечто, кое-что, некий, некоторые, несколько, что-то, кто-нибудь, кто-либо

 

Определительные

 

Служат для уточнения предмета

сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой, всюду, везде, всегда

 

Вопросительные

 

Употребляются только в вопросительных предложениях, сопровождаются вопросительной интонацией

кто? что? какой? который? чей? сколько?

 

Относительные

 

Связывают простые предложения в составе сложноподчиненного, где являются союзными словами

кто, что, какой, который, чей, сколько

 

Я знаю, что сказал Дима

 

Возвратное

 

Указывает на того, о ком говорится.

Не имеет именительного падежа

 

 

себя

 

 

 

 

 

 

 

raal100.narod.ru

разряды местоимений и их грамматические свойства

 

Местоимение представляет собой самостоятельную часть речи, которая объединяет слова, состоящие по своей семантике ориентировкой на имена предметов, но не называющих их. Местоимения в предложении могут заменять прилагательное, числительное, имя существительное и наречие.

Однако в отличие от этих частей речи, местоимение не называет предметы, а указывает на них. Например: Саша долго думал, что будет лучше подарить маме на день рождения. После долгих размышлений, он остановился на наиболее удачном варианте подарка.

Мы видим, что местоимение «он» во втором предложении, заменяет имя существительное «Саша», которое является подлежащим в первом. Таким образом, мы знаем о ком ведется речь во втором предложении, избегая при этом повторений имя существительного «Саша».

Разряды местоимений

Все местоимения разделяются по разрядам на такие группы: 

— Личные местоимения: ты, я, он, она, они, оно. Такие местоимения указывают на участников речи или действия, которое велось раньше, происходит сейчас, либо же будет происходить в будущем.

— Возвратные местоимения: себя, тебя, их. Местоимения, которые указывают на адресата, отождествляющегося с действующим лицом.

— Притяжательные местоимения: твой, ее, мой. Указывают на какую-либо принадлежность определенному лицу.

— Указательные местоимения: тот, столько, этот. Идентифицируют лицо, о котором идет (шла, будет идти) речь в предложении.

— Определительные местоимения: самый, весь, всякий, любой. Охватывают лицо, предмет или признак, часто выполняя при этом уточняющую роль.

— Отрицательные местоимения: ничто, никто, некого. Указывают на отрицательные характеристики лица и предмета.

— Неопределенные местоимения: что-нибудь, кое-кто. Указывают на намеренно скрываемые или неопределенные предметы или лица.

Грамматические свойства местоимений

При склонении местоимений применяются нестандартные парадигмы и супплетивные формы. Например: местоимение «нечего» не может иметь форму именительного падежа, в то время как местоимение «некто» существует только в именительном падеже. Местоимения делятся на три грамматических разряда: местоименные существительные, местоименные прилагательные и местоименные числительные.

Местоименные существительные включают в себя такие разряды местоимений как возвратные, личные, отрицательные и вопросительно- относительные. Такие местоимения рассматриваются как подобие существительного, так как имеют идентичную с ними категорию падежа, а также синтаксическую функцию.

Местоименные прилагательные состоят из указательных и определительных местоимений. Такие местоимения имеют формы чисел, падежей и рода, выполняют функцию определения в предложении. 

Местоименные числительные указывают на количественные характеристики предметов в предложении. Зачастую употребляются вместе с существительными, не заменяя их. Например: Сколько пирожных ты купила? 

Нужна помощь в учебе?



Предыдущая тема: Наречие: разряды и образование наречий
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspПредлог: виды предлогов по образованию и по строению

Все неприличные комментарии будут удаляться.

www.nado5.ru

Разряды местоимений в русском языке :: SYL.ru

Местоимения — это слова, которые указывают на некоторые предметы, их количество, признаки, или спрашивают о них, при этом сами признаки и предметы не называются. Например: Этот упрёк я не могу принять. Здесь местоимение этот указывает на признак предмета (портрета), его принадлежность, а местоимение я — на деятеля. Местоимения относятся к самостоятельным частям речи. В зависимости от значения, можно задать к местоимениям следующие вопросы: Кто? Что? Чей? Какой? Сколько? Когда? Где? По значению, а также грамматическим характеристикам все местоимения можно отнести к нескольким разрядам.

Какие разряды местоимений по значению можно выделить?

В русском языке существует следующее разделение:

  1. Личные: первое лицо — я, мы; второе лицо — ты, вы; третье лицо — он, оно, она, они. Пример: Он коснулся полированной поверхности инструмента. (В.Г. Короленко). Этот разряд местоимений можно соотнести с группой мест.-существительных. Личные местоимения, так же как и существительные, могут быть единственного и множественного числа, изменяться по падежам.
  2. Возвратное — себя. Например: Себя любил он больше всех.
  3. Указательные: этот, тот, столько, такой, таков. Пример: Рыжуха была тех же кровей, что и остальные кобылы и мерины. (Ф. А. Абрамов).
  4. Притяжательные: твой, мой, свой, ваш, наш. Пример: А маки твои поднялись, уже бутоны выбросили. (Е.И. Носов).
  5. Определительные: каждый, весь, сам, всякий, другой, иной, любой, везде, всегда и др. Пример: Каждый любит природу по-своему… (К.Г. Паустовский).
  6. Вопросительные: Что? Кто? Откуда? Куда? Какой? Который? Чей? Почему? Сколько? и др. Пример: А где же наша Кусака? (Л. Андреев).
  7. Относительные: что, кто, который, чей, какой и др. Пример: Учитель стал выяснять, кто до конца прочитал роман. Вопросительные и относительные разряды местоимений очень похожи. Только относительные служат не для постановки вопроса, а для того, чтобы связать придаточное предложение с главным.
  8. Неопределённые: нечто, некто, несколько, некоторый, кто-то,чей-то, что-то, кое-какой, кое-что, что-нибудь, кто-либо и др. Пример: Кое-где из-под снега показались первые подснежники.
  9. Отрицательные: ничто, никто, никакой, нечего, некого, никуда и др. Например: Тут у нас уже давно никто не купается.

Группы местоимений по близости к другим частям речи

Помимо рассмотренного деления на разряды местоимений по значению, можно выделить и группы местоимений по смысловой и грамматической близости к другим частями речи:

  1. Мест.-существительные. Они содержат в своей семантике указание на предмет. Например: ты, я, вы, она, они. В общем, личные местоимения.
  2. Мест.- прилагательные используются для указания на признаки определённых предметов: наш, мой, свои, которые, какой и др.
  3. Мест.-числительные. Эта группа включает местоимения, указывающие на количество, порядок при счёте: столько, несколько, сколько.
  4. Мест.-наречия указывают на признаки действий: когда, куда, где.

Для чего нужно знать местоимения и их разряды?

Местоимений в языке не так уж много, но они достаточно часто встречаются в литературе, в речи. Использование их даёт возможность избежать повторов слов, делает речь более насыщенной, разнообразной. С помощью местоимений предложения простые можно объединить в сложные, создать связный текст без ненужных повторов. Необходимо знать разряды местоимений, особенности их употребления для того, чтобы ваша речь, как устная, так и письменная, отличалась грамотностью и умелым использованием языковых средств.

www.syl.ru

Разряды местоимений

По грамматической оформленности и по семантике отличаются друг от друга все местоимения. И их разряды соответственно делятся на две большие группы: грамматические и семантические. В последней различают несколько подгрупп. Семантические разряды местоимений в зависимости от смысловой нагрузки, которую они несут, бывают следующие:

1) Местоимения личные. Еще их называют лично-указательными, так как слова он, она, они и оно указывают на какое-то лицо.

Если местоимение вы употребляется с целью вежливого обращения к кому-то, то с ним используется родовая форма прилагательного.

2) Местоимение себя, возвратное. Оно имеет грамматическую особенность: отсутствие формы Им. падежа. Оно указывает на то, что объект действия и его субъект – одно и то же лицо. Например: Прежде всего надейся на себя.

3) Местоимения притяжательные. К ним относятся: свой, наш, твой, ваш, мой, их, ее, его. Они соединяются в предложении со словами, имеющими конкретное значение и непосредственно называющими предмет, и указывают на то, к какому лицу (первому, второму или третьему) принадлежит этот предмет.

4) Местоимения указательные: этот, этакий, столько, там, оттуда, сюда, тот такой, таковой, здесь, туда, тогда, отсюда. К ним же причисляют устаревшие оный и сей. Они указывают на ориентацию субъекта речи. Например: Каков привет, таков и ответ.

5) Местоимения определительные: сам, всякий, иной, весь, самый, каждый. Они неоднородны по своей семантике. Поэтому А. М. Пешковский предложил разделить их на три подгруппы: выделительные (самый, другой, сам, иной), совокупные (весь) и обобщительные (любой, каждый, всякий).

6) Вопросительные местоимения: что, который, каков, куда, сколько, когда, отчего, кто, чей, где, откуда, почему. Они содержат в себе вопрос о признаке, времени, предмете, причине, месте и количестве, которые неизвестны тому, кто говорит.

7) Разряд местоимений отрицательных. Они образованы путем добавления к вопросительным отрицательных приставок ни- и не-. Эти местоимения указывают на отсутствие какого-то признака, предмета, обстоятельства. Почти все отрицательные предложения строятся с помощью этих слов.

8) Неопределенные местоимения. Говорящий использует эти слова, чтобы обозначить, что обстоятельства, предметы или признаки ему не знакомы или такими представляются. Образуются они путем добавления таких аффиксов, как: -то, -нибудь, кое-, не-, -либо (кто-либо, некто, кое-кто и др).

9) Разряды местоимений относительных. Их состав идентичен с вопросительными. Однако функции этих двух разрядов контрастно отличаются. С помощью относительных местоимений строятся сложные предложения. С одной стороны, они сохраняют свойство этой части речи образовывать анафоричные отношения, а с другой – уже приближаются к союзам.

10) В семантические разряды местоимений входит и фразеологическое словосочетание «друг с другом», так как образовано от местоимения другой путем соединения его кратких форм. Оно имеет значение «взаимно».

Местоимения неоднородны по своей грамматической оформленности. Они могут проявлять признаки и остальных частей речи. На основании этого сходства выделяют следующие разряды местоимений:

1) Местоимения-существительные. Их роль выполняют личные и указательные. В предложении они занимают позиции субстантивные.

2) Местоимения-прилагательные. Это те, которые способны занять позицию согласованного определения.

3) Местоимения-числительные. Это слова «сколько» и «столько», а также все образованные от них. В позиции при существительных они становятся местоимением. В позиции при глаголе выступают наречием и, соответственно, утрачивают категорию падежа.

4) Местоимения-наречия – это все неизменяемые местоимения. Они выполняют в предложении роль обстоятельств. Сюда же относятся те слова, которые образованы от местоимений, но по модели словообразования наречий: по-моему, по-нашему, по-твоему, по-вашему.

fb.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *