Работа по биологии – Творческая работа учащихся по биологии (9 класс) по теме: Исследовательская работа по биологии | скачать бесплатно

Содержание

Темы исследовательских работ по биологии

Внимание! Мы также предлагаем на этом сайте бесплатно скачать для школьников наши тесты в картинках Угадай детеныша животного и Угадай цветочек по картинке.

Вниманию представлены темы исследовательских работ по биологии, которые будут полезны при проведении самостоятельного исследования в области зоологии, ботаники и экологии.

Данные темы проектов по биологии рекомендуются учащимся 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классов, как для проведения самостоятельной внеклассной исследовательской работы, так и для закрепления изученного на уроках материала.

Предложенные темы исследовательских работ по биологии можно использовать для исследования учащимся 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классов в целом, дополнять, расширять и изменять по своему усмотрению, в зависимости от интересов и уровня подготовки школьников.

Если вас интересуют темы исследовательских работ и проектов по анатомии, микробиологии и генетике, перейдите по ссылкам ниже.

В представленном списке тем исследовательских проектов по биологии собраны наиболее интересные темы более общего назначения, предназначенные для проведения теоретических и практических исследований в любых классах общеобразовательной школы.

В приведенном ниже списке можно выбрать интересную тему для индивидуального проекта по биологии для любого класса общеобразовательной школы, гимназии или лицея.

Темы проектов по Биологии

Темы исследовательских работ по биологии для учащихся школы:


Аромат здоровья
Ароматерапия в жизни младших школьников.
Ароматерапия на дому
Архитекторы фауны
Бактерицидное действие фитонцидов.
Биологически активные вещества. Витамины.
Биологически активные добавки.
Биологические методы борьбы с вредителями комнатных растений.
Биологическое значение жирорастворимых витаминов.
Биологическое оружие и биотерроризм.
Биология в жизни каждого
Биология в профессиях
Биология развития как функция времени.
Биология. Размножение.
Биолюминесценция
Биометрические особенности папиллярного узора.
Биометрическое исследование влияния дерматоглифических особенностей человека на его характер, способности, поведение.
Бионика. Технический взгляд на живую природу.
Биоритмы вокруг нас
Биоритмы жизни
Биоритмы — внутренние часы человека
Биороль витаминов
Биофизика человека
Биохимическая диагностика процесса утомления.
Близнецы — чудо жизни
Близнецы. Похожи или нет?
Болезни хлеба
Бумага и её свойства.
Вегетарианство: «за» и «против».
Влияние живой и мертвой воды на живые организмы.
Влияние насекомых-вредителей на зеленые насаждения моего города.
Влияние солей тяжелых металлов на плазмолиз протопласта растительной клетки.
Влияние фитонцидных растений на живые организмы.
Влияние фитонцидов на сохранность продуктов.
Влияние хлорки на белки
Влияние различных условий на рост и размножение дрожжей.
Вода – самое удивительное вещество на Земле.
Вода — источник жизни
Вода — основа жизни на Земле.
Вода, дарующая жизнь
Воздействие электрического тока на растительные клетки.
Возникновение жизни на Земле
Возникновение и развитие условных рефлексов.
Выращивание методом «влажных камер».
Выявление наиболее благоприятных факторов для сохранения свежести молока.
Выявление тягучей (картофельной) болезни хлеба и способы её предотвращения.
Дары растительного мира и красота
Дачный участок как экосистема.
Естественно-научное обоснование некоторых народных примет.
Живая и мёртвая вода – миф или реальность.
Живые «чудовища» — многообразие глубоководных живых организмов.
Зависимость интенсивности фотосинтеза от внешних условий.
Выберите тему исследовательской работы по биологии.
Зависимость фотопериодических реакций от воздействия света на организм растений.
Значение близкородственного скрещивания.
Зеленое покрывало Земли
Изучение влияния музыкальных звуков на человека и животных.
Изучение закономерностей временной и географической изменчивости сроков сезонного развития природы.
Изучение наследования признаков леворукости в семье.
Изучение наследования признаков по родословной.

Изучение особенностей возникновения и проявления страхов у обучающихся 7-х классов школы.
Изучение проблемы страха школьников перед публичными выступлениями.
Изучение работы дрожжей в тесте
Испытание аппетитом
Исследование индивидуальных биоритмов.
Исследование взаимосвязи между образом жизни школьника и плотностью его тела.
Исследование влияния отдельных факторов на ход технологического процесса приготовления дрожжевого теста и на качество изделий из него.
Исследование влияния шума и музыки на память и внимание человека.
Исследование жесткости воды различных природных источников района.
Красная книга — сигнал тревоги.
Лесной календарь
О некоторых способах выжить в природе.
Они рядом с нами — редкие и исчезающие животные (растения).
Определение качества воды методом биотестирования.
Почва — кладовая земли
Природные катастрофы.
Природные синоптики.
Природные часы
Проблемы выживания в походе.
Прогноз погоды по приметам.
Продолжительность жизни
Продукты пчеловодства в косметологии.
Реактивное движение в живой природе.
Современные методы селекции
Создание пособия по решению генетических задач.
Способы распространения плодов и семян в разных экосистемах.
Транспирация и фотосинтез
Трение в мире растений.
Царство Прокариоты
Ферменты – эликсиры жизни
Ферменты — биологические катализаторы.
Физиогномика
Фитонциды
Фитонциды и их влияние на микроорганизмы.
Фотосинтез
Функции белков
Функции белков в организме.
Хемолюминесценция.
Чудодейственность зоотерапии
Эволюция Земли и естественный отбор.
Эволюция вокруг нас
Электричество в жизни растений.
Перейти к разделам:
Исследовательские работы по биологии
План исследовательского проекта

Если Вы хотите разместить ссылку на страницу Темы исследовательских работ учащихся по биологии, установите у себя на сайте или форуме один из следующих кодов:

Код ссылки на страницу «Темы проектов по биологии«:
<a href=»http://obuchonok.ru/node/444″ target=»_blank»>Темы исследовательских работ по биологии</a>

Код ссылки на форум:
[URL=http://obuchonok.ru/node/444]Темы проектных работ по биологии[/URL]

Если страница Вам понравилась, поделитесь ссылкой с друзьями:

obuchonok.ru

Темы проектов по биологии | Творческие проекты и работы учащихся

В данном разделе сайта мы предлагаем школьникам интересные темы проектов по биологии для проведения исследовательской или проектной работы, как индивидуальной, так и групповой.

Среди предложенных рекомендуем выбрать интересные темы проектов по биологии для 5 класса, 6 класса, 7 класса, 8 класса, 9 класса, 10 класса, 11 класса, а также актуальную тему проекта по биологии с практическим применением.


У нас Вы найдете темы проектов по биологии (ФГОС) на бактерии, растения, грибы, витамины, плоды, вирусы, насекомые, животные и т.д.

Мы подобрали и распределили по алфавиту наиболее познавательные темы проектных работ по биологии для 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 класса на изучение грызунов, цветов, мха, рыб, птиц, иных различных живых организмов, флоры и фауны. Наиболее интересными являются исследования влияния Луны на живые организмы Земли, исследования флоры памятников природы, а также меловых отложений.

Примечательно, что работа над исследовательскими работами по менее интересным для учащихся темам может способствовать проявлению интереса учащегося к ранее не замеченным ими занятиям и открыть новые горизонты для творчества и изучения.

Любую формулировку темы исследовательской работы по биологии рекомендуется ребятам изменять, тем самым упрощая или усложняя задачу и проблему проектной работы. Рекомендуемым является выбор темы творческого проекта по биологии вместе с учителем биологии, при выполнении проекта обязательна консультация и руководство преподавателя.

Правильная формулировка темы помогает в дальнейшем проведении индивидуального исследовательского проекта по биологии, точно выставляя рамки и содержание работы, а также результат, который необходимо достичь по ее окончанию.

Темы проектов по биологии (общие)

Темы исследовательских проектов по биологии для учащихся школы:



Анализ характера питания семьи.
Антибиотики, классификация
Ботанический сад – музей природы.
Бытовая химия в нашем доме и альтернативные способы уборки.
Вирус СПИД и человек — динамика борьбы.
Витамин С в рационе питания коренного и приезжего населения севера.
Влияние проветривания и влажной уборки на состояние микрофлоры воздуха помещения
Влияние сотовой связи на организм человека
Влияние сотовых телефонов на семена и всхожесть растения овёс.
Влияние температурного режима на развитие мальков…
Влияние химических веществ на рост растений
Вредные и полезные мутации
Все ли йогурты полезны?
Выращивание комнатного растения Хлорофитум в различных грунтах
Выявление причин отрицательно влияющих на генотип человека.
Генетические заболевания глаз
Гиподинамия
ГМО: пища будущего или риск для здоровья?
Голосеменные экзоты.
Грызуны как наиболее процветающая группа.
Добавки, красители и консерванты в пищевых продуктах.
Домашняя пыль и ее влияние на организм человека.
Друг или враг
Жемчуг – интерес человека в прошлом и настоящем.
Животные – барометры природы
Жизненные формы растений природных и антропогенных ландшафтов (сравнительная характеристика).
Загадки плаунов.
Здоровье на крыльях пчелы
Золотые зерна.
Измерение содержания углекислого газа в классном помещении и определение оптимальных условий для проветривания.
Изучение влияния школьной мебели на состояние здоровья школьника.
Изучение влияния электрических и магнитных полей на рост и развитие цветковых растений.
Изучение реакции растений на воздействия колокольного звона.
Изучение строения цветка растений разных семейств класса Двудольные.
Изучение строения цветка растений разных семейств класса Однодольные.
Инвентаризация и изучение экологии растений, используемых в озеленении интерьера.
Искусственные органы — проблема и перспективы.
Использование растений-лиан и ампельных растений для озеленения помещений.
Исследование влияния Луны на живые организмы
Исследование водоемов
Исследование флоры памятников природы.
Клонирование животных. Проблемы и перспективы.
Лекарственные растения в окрестностях нашей школы
Меловые отложения
Методы генетических исследований человека.
Мигрирующий геном — что это такое?
Микробы — «друзья» или «враги»?
Микроэлементы — характеристика и биологическая роль.
Мир нанотехнологий — возможности применения в биологии и медицине.
Многообразие папоротников родного края.
Многообразие соцветий растений разных семейств класса Двудольные.
Многообразие соцветий растений разных семейств класса Однодольные.
Мониторинг популяций видов растений Красной книги нашего края.
Мутагены, канцерогены, аллергены, антимутагены.
Мхи наших болот.
Наблюдение за поведением пчел в искусственных условиях.

Нитраты в овощной продукции
Окаменелые сокровища нашего края
Особенности размножения и развития водного ужа.
Пальмовое масло
Пестициды — необходимость или вред?
Подбор ассортимента красиво цветущих деревьев и кустарников для озеленения населённого пункта.
Подбор ассортимента растений для озеленения интерьера в зависимости от их экологических особенностей.
Подбор ассортимента травянистых многолетников для озеленения населённого пункта.
Полезные свойства растений интерьера
Приматы или «высшая знать» животного царства.
Прионы — новые возбудители болезней.
Проблема охраны и умножения рыбных богатств.
Протеомика, геномика, метаболомика — новые направления в биологии.
Птицы – одна из процветающих групп животного мира.
Распространение плодов и семян растений природных, искусственных и сорных фитоценозов.
Растения — санитары воздушной среды
Растения разных жизненных форм в озеленении населённого пункта.
Растения с экстремальным местом обитания в городе (растения руин, «взломщики асфальта», растительность пустырей).
Растения участков вдоль теплотрассы: видовой состав, фенология, особенности экологии.
Растения-галофиты (солонцов и солончаков): видовой состав, характер адаптаций к условиям обитания.
Растения-гидрофиты водоёмов: видовой состав, приспособления растений к условиям обитания.
Растения-суккуленты в условиях интерьера: видовой состав, особенности содержания.
Родник — источник жизни
Розовые спороносные колоски и зеленые «елочки» — что у них общего?
Роль катализа в живых системах.
Рукокрылые нашего района
Сезонные миграции птиц.
Создание экологического паспорта школы
Составление проекта ландшафтного дизайна придомового участка.
Составление проекта ландшафтного дизайна пришкольного участка.
Состояние почвы пришкольного участка
Способы размножения комнатных растений (на конкретных примерах).
Сравнительный анализ флор некоторых водоемов и водотоков нашего района
Суточная активность основных видов рыб озера (реки).
Типы сорной растительности окрестностей населённого пункта и адаптация их к условиям местообитания.
Утилизация отходов – проблема XXI века.
Фауна жесткокрылых
Фауна ручейников
Фенологические наблюдения в искусственных лесопосадках.
Фенологические наблюдения в природных лесах.
Флора и растительность лесополос.
Хвойные или голосеменные? Как правильнее?
Химико-биологический анализ экологического состояния микроучастка школы.
Человек должен стать другом природы.
Что полезнее: фрукты или соки?
Экологическое состояние подземных вод и здоровье населения нашего района.
Рекомендуем перейти к:
Правилам оформления проекта

Если Вы хотите разместить ссылку на эту страницу, установите у себя на сайте, блоге или форуме один из кодов:

Код ссылки на страницу «Темы проектов по биологии«:
<a href=»http://tvorcheskie-proekty.ru/node/505″ target=»_blank»>Темы проектов учащихся по биологии</a>

Код ссылки на форум:
[URL=http://tvorcheskie-proekty.ru/node/505]Темы исследовательских работ по биологии[/URL]

Если страница Вам понравилась, поделитесь ссылкой с друзьями:

tvorcheskie-proekty.ru

Лабораторно-практические работы по биологии



Лабораторная работа № 1

«Описание особей вида по морфологическому критерию».

Цель: обеспечить усвоение учащимися понятия морфологичес­кого критерия вида, закрепить умение составлять описательную характеристику растений.

Оборудование: живые растения или гербарные мате­риалы растений разных видов.

Ход работы

1. Рассмотрите растения двух видов, запишите их названия, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, т. е. опишите особенности их внешнего строения (особенности листьев, стеблей, корней, цветков, плодов).

2. Сравните растения двух видов, выявите черты сходства и раз­личия. Чем объясняются сходства (различия) растений?

Лабораторная работа № 2

«Выявление изменчивости у особей одного вида»

Цель: сформировать понятие изменчивости организмов, продол­жить выработку умений наблюдать натуральные объекты, находить признаки изменчивости.

Оборудование: раздаточный материал, иллюстриру­ющий изменчивость организмов (растения 5—6 видов по 2—3 экзем­пляра каждого вида, наборы семян, плодов, листьев и др.).

Ход работы

1. Сравните 2—3 растения одного вида (или их отдельные орга­ны: листья, семена, плоды и др.), найдите признаки сходства в их строении. Объясните причины сходства особей одного вида.

2. Выявите у исследуемых растений признаки различия. Ответьте на вопрос: какие свойства организмов обусловливают раз­личия между особями одного и того же вида?

3. Раскройте значение этих свойств организмов для эволюции. Какие, на ваш взгляд, различия обусловлены наследственной измен­чивостью, какие — ненаследственной изменчивостью? Объясните, как могли возникнуть различия между особями одного вида.

Лабораторная работа № 3

«Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»

Цель: научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания и устанавливать ее относительный характер.

Оборудование: гербарные образцы растений, комнатные растения, чучела или рисунки животных различных мест обитания.

Ход работы

1. Определите среду обитания растения или животного, предложенного вам для исследования. Выявите черты его приспособленности к среде оби­тания. Выявите относительный характер приспособленности. Полученные данные занесите в таблицу «Приспособленность организмов и её относи­тельность».

Приспособленность организмов и её относительность

Таблица 1 *

вида

Среда обитания

Черты приспособленности к среде обитания

В чём выражается относительность

приспособленности

2. Изучив все предложенные организмы и заполнив таблицу, на осно­вании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникно­вения приспособлений и запишите общий вывод.

Лабораторная работа № 4

«Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательства их родства».

Цель: познакомить с эмбриональными доказательствами эволюции органического мира.

Ход работы.

  1. Прочитать текст «Эмбриология» на стр.258-261, рассмотреть рис. 133 на стр.260.

  2. Выявить черты сходства зародышей человека и других позвоночных.

  3. Ответить на вопрос: о чем свидетельствуют сходства зародышей?

Лабораторная работа № 5

«Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

Цель: знакомство с различными гипотезами происхождения жизни на Земле.

Ход работы.

  1. Прочитать текст «Многообразие теорий возникновения жизни на Земле».

  2. Заполнить таблицу:

«Многообразие теорий возникновения жизни на Земле».

1. Креационизм.

Согласно этой теории жизнь возникла в результате какого-то сверхъестественного события в прошлом. Ее при­держиваются последователи почти всех наиболее распро­страненных религиозных учений.

Традиционное иудейско-христианское представление о сотворении мира, изложенное в Книге Бытия, вызывало и продолжает вызывать споры. Хотя все христиане призна­ют, что Библия — это завет Господа людям, по вопросу о длине «дня», упоминавшегося в Книге Бытия, суще­ствуют разногласия.

Некоторые считают, что мир и все населяющие его организмы были созданы за 6 дней по 24 часа. Другие христиане не относятся к Библии как к научной книге и считают, что в Книге Бытия изложено в понятной для людей форме теологическое откровение о сотворении всех живых существ всемогущим Творцом.

Процесс божественного сотворения мира мыслится как имевший место лишь однажды и потому недоступный для наблюдения. Этого достаточно, чтобы вынести всю концеп­цию божественного сотворения за рамки научного иссле­дования. Наука занимается только теми явлениями, кото­рые поддаются наблюдению, а потому она никогда не будет в состоянии ни доказать, ни опровергнуть эту концепцию.

2. Теория стационарного состояния.

Согласно этой теории, Земля никогда не возникала, а существовала вечно; она всегда способна поддерживать жизнь, а если и изменялась, то очень мало; виды тоже существовали всегда.

Современные методы датирования дают все более вы­сокие оценки возраста Земли, что позволяет сторонни­кам теории стационарного состояния полагать, что Земля и виды существовали всегда. У каждого вида есть две возможности — либо изменение численности, либо вы­мирание.

Сторонники этой теории не признают, что наличие или отсутствие определенных ископаемых остатков может указывать на время появления или вымирания того или иного вида, и приводят в качестве примера представителя кистеперых рыб — латимерию. По палеонтологическим данным, кистеперые вымерли около 70 млн. лет назад. Однако это заключение пришлось пересмотреть, когда в районе Мадагаскара были найдены живые представители кистеперых. Сторонники теории стационарного состояния утверждают, что, только изучая ныне живущие виды и сравнивая их с ископаемыми остатками, можно делать вывод о вымирании, да и то он может оказаться невер­ным. Внезапное появление какого-либо ископаемого вида в определенном пласте объясняется увеличением числен­ности его популяции или перемещением в места, благо­приятные для сохранения остатков.

3. Теория панспермии.

Эта теория не предлагает никакого механизма для объяснения первичного возникновения жизни, а выдвига­ет идею о ее внеземном происхождении. Поэтому ее нельзя считать теорией возникновения жизни как таковой; она просто переносит проблему в какое-то другое место во Вселенной. Гипотеза была выдвинута Ю. Либихом и Г. Рихтером в середине XIX века.

Согласно гипотезе панспермии жизнь существует веч­но и переносится с планеты на планету метеоритами. Простейшие организмы или их споры («семена жизни»), попадая на новую планету и найдя здесь благоприятные условия, размножаются, давая начало эволюции от про­стейших форм к сложным. Возможно, что жизнь на Земле возникла из одной-едидственной колонии микроорганиз­мов, заброшенных из космоса.

Для обоснования этой теории используются многократ­ные появления НЛО, наскальные изображения предме­тов, похожих на ракеты и «космонавтов», а также сооб­щения якобы о встречах с инопланетянами. При изучении материалов метеоритов и комет в них были обнаружены многие «предшественники живого» — такие вещества, как цианогены, синильная кислота и органические соедине­ния, которые, возможно, сыграли роль «семян», падав­ших на голую Землю.

Сторонниками этой гипотезы были лауреаты Нобелев­ской премии Ф. Крик, Л. Оргел. Ф. Крик основывался на двух косвенных доказательствах:

• универсальности генетического кода;

• необходимости для нормального метаболизма всех живых существ молибдена, который встречается сей­час на планете крайне редко.

Но если жизнь возникла не на Земле, то как она воз­никла вне ее?

4. Физические гипотезы.

В основе физических гипотез лежит признание корен­ных отличий живого вещества от неживого. Рассмотрим гипотезу происхождения жизни, выдвинутую в 30-е годы XX века В. И. Вернадским.

Взгляды на сущность жизни привели Вернадского к выводу, что она появилась на Земле в форме биосферы. Коренные, фундаментальные особенности живого веще­ства требуют для его возникновения не химических, а физических процессов. Это должна быть своеобразная катастрофа, потрясение самих основ мироздания.

В соответствии с распространенными в 30-х годах XX века гипотезами образования Луны в результате отрыва от Земли вещества, заполнявшего ранее Тихоокеанскую впадину, Вернадский предположил, что этот процесс мог вызвать то спиральное, вихревое движение земного веще­ства, которое больше не повторилось.

Вернадский происхождение жизни осмысливал в тех же масштабах и интервалах времени, что и возникнове­ние самой Вселенной. При катастрофе условия внезапно меняются, и из протоматерии возникают живая и неживая материя.

5. Химические гипотезы.

Эта группа гипотез основывается на химической спе-дифике жизни и связывает ее происхождение с историей Земли. Рассмотрим некоторые гипотезы этой группы.

• У истоков истории химических гипотез стояли воззре­ния Э. Геккеля. Геккель считал, что сначала под дей­ствием химических и физических причин появились со­единения углерода. Эти вещества представляли собой не растворы, а взвеси маленьких комочков. Первичные комочки были способны к накоплению разных веществ и росту, за которым следовало деление. Затем появи­лась безъядерная клетка — исходная форма для всех живых существ на Земле.

• Определенным этапом в развитии химических гипотез абиогенеза стала концепция А. И. Опарина, выдвинутая им в 1922—1924 гг. XX века. Гипотеза Опарина пред­ставляет собой синтез дарвинизма с биохимией. По Опарину, наследственность стала следствием отбора. В гипотезе Опарина желаемое выдастся за действитель­ное. Сначала нее особенности жизни сводятся к обмену веществ, а затем его моделирование объявляется реше­нном загадки возникновения жизни.

Гипотеза Дж. Берпапа предполагает, что абиогенно воз­никшие небольшие молекулы нуклеиновых кислот из нескольких нуклеотидов могли сразу же соединяться с теми аминокислотами, которые они кодируют. В этой гипотезе первичная живая система видится как биохи­мическая жизнь без организмов, осуществляющая са­мовоспроизведение и обмен веществ. Организмы же, по Дж. Берналу, появляются вторично, в ходе обособ­ления отдельных участков такой биохимической жизни с помощью мембран.

• В качестве последней химической гипотезы возникнове­ния жизни на нашей планете рассмотрим гипотезу Г. В. Войткевича, выдвинутую в 1988 году. Согласно этой гипотезе, возникновение органических веществ пе­реносится в космическое пространство. В специфичес­ких условиях космоса идет синтез органических веществ (многочисленные орпанические вещества найдены в ме­теоритах — углеводы, углеводороды, азотистые осно­вания, аминокислоты, жирные кислоты и др.). Не ис­ключено, что в космических просторах могли образо­ваться нуклеотиды и даже молекулы ДНК. Однако, по мнению Войткевича, химическая эволюция на большин­стве планет Солнечной системы оказалась замороженной и продолжилась лишь на Земле, найдя там подхо­дящие условия. При охлаждении и конденсации газовой туманности на первичной Земле оказался весь набор органических соединений. В этих условиях живое веще­ство появилось и конденсировалось вокруг возникших абиогенно молекул ДНК. Итак, по гипотезе Войткевича первоначально появилась жизнь биохимическая, а в ходе ее эволюции появились отдельные организмы.

Лабораторная работа № 6

«Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»

Цель: познакомить с различными гипотезами происхождения человека.

Ход работы.

1. Прочитать текст «Гипотезы происхождения человека» на стр.282-284.

2.Заполнить таблицу:

Лабораторная работа № 7

«Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»

Цель:

Ход работы.

1.Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте следующих пищевых цепей:

  1. Из предложенного списка живых организмов составить трофическую сеть: трава, ягодный кустарник, муха, синица, лягушка, уж, заяц, волк, бактерии гниения, комар, кузнечик. Укажите количество энергии, которое переходит с одного уровня на другой.

  1. Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около10%), постройте пирамиду биомассы третьей пищевой цепи (задание 1). Биомасса растений составляет 40 тонн.

  2. Вывод: что отражают правила экологических пирамид?

Лабораторная работа № 8

«Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)»

Цель: на примере искусственной экосистемы проследить изменения, происходящие под воздействием условий окружающей среды.

Ход работы.

    1. Какие условия необходимо соблюдать при создании экосистемы аквариума.

    2. Опишите аквариум как экосистему, с указанием абиотических, биотических факторов среды, компонентов экосистемы (продуценты, консументы, редуценты).

    3. Составьте пищевые цепи в аквариуме.

    4. Какие изменения могут произойти в аквариуме, если:

5. Сделайте вывод о последствиях изменений в экосистемах.

Лабораторная работа № 9

«Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности»

Цель: выявит черты сходства и различия естественных и искусственных экосистем.

Ход работы.

1. Прочитать текст «Агроценозы» на стр. 334-335.

2. Заполнить таблицу «Сравнение природных и искусственных экосистем»

Лабораторная работа № 10

«Решение экологических задач»

Цель: создать условия для формирования умений решать простейшие экологические задачи.

Ход работы.

    1. Решение задач.

Задача №1.

Зная правило десяти процентов, рассчитайте, сколько нужно травы, чтобы вырос один орел весом 5 кг (пищевая цепь: трава – заяц – орел). Условно принимайте, что на каждом трофическом уровне всегда поедаются только представители предыдущего уровня.

Задача №2.

На территории площадью 100 км2 ежегодно производили частичную рубку леса. На момент организации на этой территории заповедника было отмечено 50 лосей. Через 5 лет численность лосей увеличилась до 650 голов. Еще через 10 лет количество лосей уменьшилось до 90 голов и стабилизировалось в последующие годы на уровне 80-110 голов.

Определите численность и плотность поголовья лосей:

а) на момент создания заповедника;

б) через 5 лет после создания заповедника;

в) через 15 лет после создания заповедника.

Задача №3

Общее содержание углекислого газа в атмосфере Земли составляет 1100 млрд т. Установлено, что за один год растительность ассимилирует почти 1 млрд т углерода. Примерно столько же его выделяется в атмосферу. Определите, за сколько лет весь углерод атмосферы пройдет через организмы (атомный вес углерода –12, кислорода – 16).

Решение:

Подсчитаем, сколько тонн углерода содержится в атмосфере Земли. Составляем пропорцию: (молярная масса оксида углерода М(СО2) = 12 т + 16*2т = 44 т)

В 44 тоннах углекислого газа содержится 12 тонн углерода

В 1 100 000 000 000 тонн углекислого газа – Х тонн углерода.

44/1 100 000 000 000 = 12/Х;

Х = 1 100 000 000 000*12/44;

Х = 300 000 000 000 тонн

В современной атмосфере Земли находится 300 000 000 000 тонн углерода.

Теперь необходимо выяснить, за какое время количество углерода «пройдет» через живые растения. Для этого необходимо полученный результат разделить на годовое потребление углерода растениями Земли.

Х = 300 000 000 000 т/1 000 000 000т в год

Х = 300 лет.

Таким образом, весь углерод атмосферы за 300 лет будет полностью ассимилирован растениями, побывает их составной частью и вновь попадет в атмосферу Земли.

Лабораторная работа № 11

«Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»

Цель: выявить антропогенные изменения в экосистемах местности и оценить их последствия.

Ход работы.

  1. Рассмотреть карты-схемы территории с.Великомихайловка в разные годы.

  2. Выявить антропогенные изменения в экосистемах местности.

  3. Оценить последствия хозяйственной деятельности человека.

Рис.1 Карта-схема территории рек Плотва и

Холок после 1977 года.

Рис.2 Карта-схема территории рек Плотва и

Холок до 1977 года.

Лабораторная работа № 12

«Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде,

глобальных экологических проблем и путей их решения»

Цель: познакомить учащихся с последствиями хозяйственной деятельности человека в окружающей среде.

Ход работы.

  1. Прочитать текст «Основные экологические проблемы современности» на стр.352-357.

  2. Заполнить таблицу:

infourok.ru

Иследовательская работа по биологии

Инфоурок › Биология › Другие методич. материалы › Иследовательская работа по биологии

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Исследовательская работа по биологии на тему: «Мед». Проектная работа Учащейся 8 «В» класса МБОУ СОШ № 5 Г. Михайловска Жигалко Дианы Руководитель: Клюваева Н.Ю.

2 слайд Описание слайда:

Содержание: 1.Актуальность работы. 2. История вопроса. 3. Основная часть: а) Состав и полезные свойства меда. б) Выбор качественного меда. в) Свойства медового скраба. 4. Анкетирование. 5. Вывод. 6. Заключение. 7. Использованная литература.

3 слайд Описание слайда:

Актуальность работы. В наше время каждая девушка ухаживает за своей кожей лица и тела, но некоторые делают это в салоне. Но мало кто знает, что в салонах применяют народные средства, ведь они дешевле и эффективнее, но салоны выдают эти средства как импортные и завышают на них цены. Чаще всего используют народное средство- мед. Мёд – жидкое золото природы, её бесценный дар. Более подробно, что такое мёд, я решила изучить и рассмотреть в своей работе, посвященной этому удивительному и полезному продукту.

4 слайд Описание слайда:

История вопроса. Одной из первых женщин, которая додумалась использовать мед в косметологии была древнеегипетская царица Клеопатра, славившейся своей красотой и ухоженностью. Она регулярно делала себе маски из меда, причем не только на лицо, но и на все тело. С тех пор прошло уже много веков, но этот ценный природный продукт нисколько не утратил своей актуальности. Напротив, проведя тщательные исследования, ученые открыли множество новых полезных его свойств и возможностей применения.

5 слайд Описание слайда:

Состав и полезные свойства меда. В меде есть: 1.большинство известных витаминов; 2.все жизненно важные микроэлементы; 3.органические кислоты; 4.натуральные ферменты; 5.антиоксиданты; 6.природные антибиотики; 7.простые сахара.

6 слайд Описание слайда:

При регулярном применении меда: 1.стягиваются поры; 2.ускоряется деление клеток; 3.сохраняется влага; 4.исчезают прыщи и угри; 5.активизируется клеточное дыхание. Кожа светлеет, очищается и омолаживается, разглаживаются мелкие морщинки, выравнивается ее тон.

7 слайд Описание слайда:

Выбор качественного меда. При покупке меда, обратить внимание нужно на следующие моменты: 1.натуральный продукт не бывает идеально прозрачным, в нем часто имеются частички пыльцы или кусочки воска; 2.с деревянной палочки он стекает непрерывной струйкой, которая укладывается змеистой ленточкой и некоторое время остается на поверхности; 3.консистенция должна быть однородной, а при наклоне неполной банки на стенках остается толстый слой меда; 4.на верхнем слое нет беловатой пенки, а в банке – пузырьков воздуха; 5.если капнуть немного йода в ложечку с медом, йод не изменит свой цвет.

8 слайд Описание слайда:

Свойства медового скраба. Медовый пилинг: 1.действует противовоспалительно; 2.улучшает кровообращение; 3.укрепляет капилляры; 4.дополнительно питает кожу; 5.разглаживает и тонизирует ее; 6.убирает прыщи и мелкие морщины.

9 слайд Описание слайда:

Скраб для тела из меда помогает избавиться от целлюлита, особенно если применять его после активных физических нагрузок. Максимально эффективным будет медовый пилинг в том случае если он приготовлен из меда хорошего качества.

10 слайд Описание слайда:

Анкетирование.

11 слайд Описание слайда:

Анкетирование.

12 слайд Описание слайда:

Анкетирование.

13 слайд Описание слайда:

Вывод. Взрослые знают больше, чем дети, они много знают о меде, как и где его использовать и как его отличить.

14 слайд Описание слайда:

Заключение. Работая над проектом, я узнала огромное количество полезной информации. В процессе я поняла, что Мед- это уникальный продукт. И он приносит больше пользы, чем вреда. Изучая литературу, я узнавала и открывала для себя много интересных фактов. Мой интерес к этой теме вырос, и в дальнейшем я хочу узнать больше.

15 слайд Описание слайда:

Использованная литература. «Пасека, пчёлы и мёд» М.К. Шевчук. «Пчеловодство» П.П.Максимов М. : Учпедгиз, 1962. «Большая иллюстрированная энциклопедия Кирилла и Мефодия» 2006 г «Что есть что. Школьная энциклопедия.» 1996-2000 «Пчёлы» А так же: http://mirpchel.com/maska-s-medom-dlja-lica-ot-morshhin.html http://mirpchel.com/med-v-kosmetologii.html http://mirpchel.com/med-v-kosmetologii.html

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-436771

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Контрольная работа по биологии

для студентов заочного отделения

факультета фармации и медицинской биологии

(отделение фармация)

Уважаемый студент !

Вам предлагается выполнить контрольную работу, каждый вариант которой содержит 5 заданий, из них – 3 теоретических вопроса из различных разделов программы по биологии и две задачи:

  1. На моделирование потока информации;

  2. На моделирование законов наследования признаков;

Номер Вашего варианта контрольной работы соответствует последней цифре № Вашей зачетной книжки.

№ варианта

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

4 задание

5 задание

1

3

19

36

10

1

2

5

18

28

9

2

3

6

17

32

8

3

4

7

25

38

7

4

5

8

22

29

6

5

6

9

20

30

5

6

7

10

21

31

4

7

8

12

24

37

3

8

9

13

26

33

2

9

10

15

27

34

1

10

Требования к выполнению работы.

  • Работу следует выполнять в школьной тетради объемом 18 листов.

  • В работе обязательно указывать № вопроса и его формулировку, у задачи кратко записывается условие, решение с составлением генетических схем.

  • Ответы на вопросы должны быть четкими, конкретными.

  • Работа оценивается по пятибальной системе.

  • Не зачтенные работы возвращаются автору на доработку в соответствии с замечаниями.

  • По работам, зачтенным условно, проводится собеседование с учетом сделанных замечаний.

  • В конце работы обязательно представить список использованной литературы!!!

Составитель: доцент кафедры медицинской биологии и генетики Сумарокова А.В.

Для выполнения контрольной работы Вам надлежит изучить следующие разделы программы по биологии.

Разд.1. Биология клетки.

  1. Жизнь как особое явление природы. Уровни организации живой материи. Человек в системе природы.

  2. Клетка – элементарная живая система, ее структурная и функциональная организация. Временная организация клетки.

  3. Потоки вещества, энергии и информации в клетке.

  4. Хромосомы – материальные носители генетической информации. Их строение и функции. Кариотип.

Разд.2. Организм как биологическая система. Биологические основы жизнедеятельности человека.

  1. Размножение организмов, его цитологические основы. Биологический аспект репродукции человека.

  2. Наследственность. Ген как функциональная единица наследственности. Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Генотип как система взаимодействующих генов.

  3. Уровни организации и функционирования генетического материала (генный, хромосомный, геномный).

  4. Изменчивость, ее формы, их значение, генетические основы. Классификация и биологическое значение мутаций. Основы наследственной патологии.

  5. Понятие о мутагенных факторах и тератогенах, их классификация. Проблемы защиты генофонда человека. Антимутационные барьеры у эукариот.

  6. Генные мутации и молекулярные болезни. Классификация молекулярных болезней.

  7. Геномные и хромосомные мутации и хромосомные болезни.

  8. МГК и профилактика наследственных болезней человека.

Разд.3. Онтогенетический уровень организации живого.

  1. Онтогенез, закономерности его протекания. Нарушения морфогенеза, понятие о врожденных пороках развития, их классификация по природе причинного фактора.

  2. Определение, периодизация и краткая характеристика этапов постнатального онтогенеза. Взаимодействие социального и биологического в различные периоды постнатального онтогенеза.

Разд.4. Биосфера и основы экологии живых организмов.

  1. Законы биосферы, ноосфера – как новый этап взаимоотношений человека и биосферы. Экологические факторы, их классификация и значение в жизни человека и других организмов.

  2. Экологическая изменчивость и морфофизиологическое разнообразие людей. Понятие об адаптивном экологическом типе.

studfiles.net

Внеклассная работа по биологии | Социальная сеть работников образования

Своя игра «Тропа загадок»

                        (6 класс, познавательная эколого-биологическая игра)

Цель: обобщить, закрепить и углубить  знания учащихся, полученные на уроках кубановедения и в туристическом кружке.

 

Задачи:

образовательные: мотивировать школьников к самообразованию, изучению естественнонаучных дисциплин, способствовать формированию знаний о природе, ее закономерностях;

развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умения решать задачи, рассчитанные на сообразительность;

воспитательные: воспитывать экологическую культуру, чувство патриотизма;

развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников, способствовать сплочению детского коллектива.

Оборудование:

Электронная презентация;

интерактивная доска.

Структура занятия:

 1. Организационный момент (5 минут)

 2. Игра (30 минут)

 3. Подведение итогов, награждение победителей и участников конкурса (5 минут)

     

Ход игры

  В игре-конкурсе принимают участие команды в составе трёх человек из числа учащихся 6 класса.

  Задания для каждого этапа готовятся преподавателем. Ребята заранее знакомятся с правилами участия в игре-конкурсе.

  Перед началом праздника звучат песни о природе, голоса птиц, шум прибоя и т.д.

  Команды занимают в зале места, заранее закрепленные за ними.

  Педагог определяет цель мероприятия, объясняет названия занятия и условия проведения конкурса.  Логическое построение игры базируется на эколого-биологических знаниях, приобретенных на занятиях в школе и в туристическом кружке.

Ход игры

I. Вводная часть.

—  Добрый день, ребята! Сегодня «Своя игра» для тех, кто хочет больше узнать о том, что окружает нас. Ведь удивительное рядом, надо только посмотреть вокруг! Сегодня нас ждёт эколого-биологическое путешествие по Краснодарскому краю».

    Правила игры:

Командам предлагается 3 темы, включающие в себя по 5 вопросов. Вопросы оценены баллами от 10 до 50, в зависимости от сложности. Члены команды выбирают тему, затем вопрос. Вопросы задаются по очереди. На обдумывание ответа отводится не более одной минуты. Если ответ правильный, то команда получает очки соответственно номиналу, если ответ неправильный, то очки вычитаются из суммы, набранной командой.    

В игре вам попадутся «вопросы – сюрпризы»:

«Счастливый случай» — команда получает число баллов, указанных в данном вопросе.

«Несчастный случай» — команда штрафуется на указанное  количество баллов.

«Кот в мешке» — вопрос можно отдать команде – сопернику.

«Вопрос-аукцион» — одна команда может переку- пить у другой вопрос, назначив более высокую цену.

«Своя игра» — команда имеет право уменьшить или увеличить число баллов за вопрос.

«Музыкальная пауза» — вспоминаем песни по указанной теме.

Вы готовы? Удачи Вам!

1 РАУНД.

Сектор Растения вокруг нас.

 

 10 баллов.  Название этого растения очень хорошо известно  с раннего детства из сказки, но мало кто его ел (репа).

 20 баллов.  Плод этого дерева позволил открыть всемирный закон тяготения (яблоня).

 30 баллов.  Какое растение очень любят кошки? (валериана)

 40 баллов.  (Кот в мешке) Какое растение носит название глаза птицы? (вороний глаз)

 50 баллов.  Где мочало берёт своё начало? (в лубе липы)

Сектор Превратите выражение в известную пословицу или поговорку.

10 баллов. Счастливый случай.

20 баллов. Сбился с азимута среди трех голосеменных. (Заблудился в трех соснах).

30 баллов. Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно постоянно смотрит в растительное сообщество. (Сколько волка не корми, он все в лес смотрит)

40 баллов. Если особа женского пола покидает транспортное средство, то движущая сила транспорта испытывает определенные положительные эмоции. (Баба с возу – кобыле легче).

50 баллов. Человек, которому в самом ближайшем будущем грозит прекращение насыщения кислородом его организма, доходит до того, что пытается зажать в руке высохший злачный стебель. ( Утопающий хватается за соломинку ).

Сектор  Лесная тропа

10 баллов. Какое растение служит символом Кубани? /тополь/

20 баллов. Какие ягоды любили наши далекие предки? Их собирали еще в эпоху камен-ного века. /кизил/

30 баллов. Музыкальная пауза. Назовите (в теч. минуты) песни, в которых упоминается название дерева. За каждый правильный ответ 10 баллов.

40 баллов. Древесина какого дерева обладает ценными качествами и используется в столярном, токарном, мебельном производстве?  Из него получают деготь, ацетон и креозот. 

50 баллов Вопрос-аукцион. Какое растение называют «огонь – трава»? /ясенец кавказский/

/

2 РАУНД.

Сектор Самый, самый.

10баллов. У кого уши длиннее хвоста? /заяц/

20баллов. Самое крупное животное в Краснодарском крае? /зубр/

Несчастный случай.

40 баллов. Кто из рептилий пьёт воду всей поверхностью кожи!  /Лягушка/

50баллов. Животное, считавшееся символом плодородия , используемое в кубанском обряде «Мыланка»? /Коза/

Сектор Памятники животным.

10 баллов. Несчастный случай.

20 баллов. В Нью-Йорке поставили памятник другу

                   За то, что сквозь ветер и зимнюю вьюгу,

                   Сквозь холод и лёд, через злые мытарства,

                   Чтоб город спасти, он доставил лекарства!

                                   И люди герою за верность воздали,

                                   А деньги на памятник дети собрали.

                                   Так было, и всё это точно не враки,

                                   В Нью-Йорке есть памятник верной….. (собаке).

30 баллов.  В Лондоне памятник  есть удивительный,

                   Просто не знать  о таком возмутительно!

                   Памятник этот поставлен животному-

                   Самому лучшему в мире охотнику,

                   Самому доброму, самому милому,

                   И грандиозному, ну и красивому.

                   Так за величие и доброту

                   Памятник этот поставлен… (коту).

40 баллов.  В России памятник рекордсменке,

                    Но не актрисе и не спортсменке.

                    В Москве он поставлен.и людям на диво

                    Животное выглядит очень красиво.

                    Спокойно и важно глядит на дорогу,

                    И кажется, облако трогает рогом.

                    Меня вы не поймаете на слове,

                   Ведь памятник этот удойной….. (корове).

50 баллов   Австралия – страна большая,

                    Об этом каждый в мире знает.

                    Там есть животное одно-

                    Доход несёт в страну оно.

                    В ответ не стали австралийцы

                     На памятник ему скупиться.

                     И что добавить мне в конце?

                     Лишь то, что памятник….(овце).

Сектор Переведите термины.

10баллов. На греческий – «учение о жилище». (экология).

+20баллов. Счастливый случай.

30 баллов. На латинский – «восстановление».(регенерация).

40 баллов. На латинский – «народ, население». (популяция).

50 баллов. На латинский – «окраска». (пигмент).

А пока жюри подводит итоги игры, поиграем со зрителями.

За каждый правильный ответ вы получите 1 балл, который можете отдать команде, за которую болели:

1. Если мне на место «а»

Мягкий знак дадите,

Сразу сорную траву

В птицу превратите. (Лебеда — лебедь.)

2. Меня за аромат давно ты ценишь, Всюду я красой своей горда,

Но если «р» на «к» ты переменишь,

То вырастут рога и борода (Роза — коза.)

3. Первое — нота, второе — тоже,

А в целом я на горох похожа. (Фа — соль.)

4. Три простеньких слова –

Нота, круг, союз –

Дают нам вместе овощ,

Приятный всем на вкус. (Ре — диск — а.)

5. Местоимение, предлог,

Меж них — фамилия поэта.

А целое — известный плод,

Что зреет на исходе лета. (Я- блок — о.)

6. На поляне, у реки гордо держат стебельки,

Как фарфоровые чашки, белоснежные… ромашки.

7. Ветка в гроздья разодета, фиолетового цвета.

Это в жаркий летний день расцвела в саду… сирень.

8. Он стоит на ножке длинной, Будто в пачке балерина.

Как букет, цветок один, темно-красный … георгин.

9. Вот шершавый стебелек, в середине уголек,

Лепестки блестят, как лак, распустился красный… мак.

10. Если летом на болоте нежные цветы найдете,

Не теряйте ни минутки, собирайте… незабудки.

11. На кустах в саду растет,

Запах сладкий, словно мед,

Но нередко льются слезы

Тех, кто рвет руками… розы.

12. Летом посреди реки, трепеща, как поплавки,

      По воде плывут пушинки, темно-желтые… кувшинки.

13. Холод. Все сады пусты.

Ну какие тут цветы?

Но у нас, назло морозу, в марте продают… мимозу.

14. Чтоб отгадать — имей терпенье. С «л» — часть лица, а с «б» — растение. (Лоб — боб.)

15. Личное местоимение — первый слог.

Пение лягушки — слог второй.

Все — растение, у которого плод — ягода. (Ты — ква.)

16. Первый слог — орган растения для питания,

Второй — соединительная буква,

Третий — найдешь в танцах,

Целое — явление в жизни растения. (Лист-о-па-д.)

17. Буква шипящая, гласная буква, нота,

Назойливое двухкрылое насекомое,

Все — дерево с белоснежными пахучими цветами

И вяжущими плодами. (Че — ре -муха.)

18. Первый слог — песня весенней капели, Второй — губы.

Все — растение, про которое сложена загадка:

«Был ребенок, не знал пеленок,

Стар стал, пеленаться стал». (Кап -уста.)

19. Река в Италии течет,

За ней две ноты, еще буква,

А в целом — вышел вкусный плод,

Но только не арбуз, не тыква, а …по- ми -до-р.

20. Царь зверей, предлог, междометье

В цветке душистом встретил я.

Найти цветок поторопись

И ароматом насладись. (Лев -к- ой.)

      Сегодня мы не только в очередной раз выявляли лучших знатоков экологии, но и обнаружили, что существуют некоторые проблемы с качеством знаний, над которыми следует ещё поработать. Я надеюсь, что предложенные вам вопросы были интересны и не будут сразу же забыты при выходе из зала. До свидания.

Литература:

Борисов В. И. Занимательное краеведение. Краснодар, 1975.

Даринский А. В. Вопросы туризма в школьном курсе географии. М.: Просвещение, 1979.

Зайцев И., Максимов И. Легенды и были Черноморья. Краснодар, 1975.

Ковешников В. Н. и др. Сборник туристско-краеведческих статей и очерков. 1994.

Краеведение. Пособие для учителя /Под ред. А. В. Даринского. М.: Просвещение, 1987.

Лотышев И. П. География Краснодарского края. Краснодар: Кубанский учебник, 2000.

Родная Кубань. Книга для чтения. Краснодар, 2003.

Физическая география Краснодарского края. Учебное пособие. Под редакцией А. В. Погорелова. Краснодар, 2000.

Экология Кубани. Краснодар, 1995.

Энциклопедия для детей. Т-12. Россия: природа, население, экономика. М.: Аванта-Плюс, 1998.

Были использованы материалы сайтов:

www.admkrai.kuban.ru

www.krasnodar.intergrad.ru

www.blue-marlin.ru

www.oopt.priroda.ru

nsportal.ru

Итоговая контрольная работа по биологии для 5 класса

Documents войти Загрузить ×
  1. Естественные науки
  2. Биология
  3. Ботаника
advertisement advertisement
Related documents
Аналитическая справка Май 2014года.
Анализ результатов краевой диагностической … математике в 6 классах, проведенной 16…
Входная контрольная работа по математике, 3 класс
Справка по комплексной работе в 1 кл.
Анализ выполнения комплексной контрольной работы в 1-х классах
— МОУ СОШ №2 ГП Терек
загрузить
Анализ выполнения входной контрольной работы по
Анализ работы по итогам комплексной работы
Русский язык входная контрольная работа 4 класс
Скачать advertisement StudyDoc © 2018 DMCA / GDPR Пожаловаться

studydoc.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *