Психолог запорожец – ЗАПОРОЖЕЦ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ это что такое ЗАПОРОЖЕЦ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ: определение — Психология.НЭС

Содержание

Запорожец, Александр Владимирович — Психологос

Александр Владимирович Запорожец (30.8(12.9).1905, Киев, — 7.10.1981, Москва) — психолог, действительный член АПН СССР (1968), д-р пед. наук (1959), проф. (1960).

Биография

Окончил педагогический факультет 2-го МГУ (1925-1930). В 1929-31 гг. сотрудник АКВ им. Н. К. Крупской. В 1920-30е гг. входил в состав пятёрки ближайших московских учеников Выготского (Запорожец, Божович, Морозова, Левина, Славина). С 1931 г. в Харькове в Украинской психоневрологической академии; одновременно с 1933 г. — доцент, с 1938 г. — зав. кафедрой психологии Харьковского педагогического ин-та. В 1941-43 гг. работал в экспериментальном госпитале восстановления движений при Ин-те психологии (Свердловская обл.). В 1943-60 гг. — доцент, проф. кафедры психологии МГУ; в 1944-60 гг. зав. лаб. психологии детей дошкольного возраста НИИ ОПП; организатор, с 1960 г. директор НИИ дошкольного воспитания. В 1965-67 гг. академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии, в 1968—1981 гг. член Президиума АПН СССР.

Научная деятельность

Разрабатывал вопросы общей и детской психологии, психологии сенсорных процессов и движения; внёс вклад в психологическую теорию деятельности. Вместе с учениками создал теорию сенсорного и умственного развития ребёнка, способствующую решению проблем воспитания и обучения дошкольников. Критиковал тенденцию к искусственному «подстёгиванию» умственного развития, преждевременному включению ребенка в сложные формы учебной деятельности. Ввёл в дошкольную педагогику понятие амплификации (обогащения) развития ребёнка за счёт оптимального использования специфически детских видов деятельности. В этой связи переход к школьному обучению детей с 6-летнего возраста воспринял критически, считая, что удлинение детства — величайшее завоевание человеческой цивилизации.

Основные публикации

  1. См. Запорожец А.В. @ ipsy.org.ru
  2. Запорожец, А. В. и Луков, Г. Д. (1941). Развитие рассуждений у ребёнка младшего школьного возраста // Научные записки Харьковского гос. пед. института (Про розвиток мiркування у дитини молодшого вiку // Науковi Записки Харк. Держ. Педаг. Инст.), т. VI, 1941.
  3. Леонтьев А. Н., & Запорожец А.В. (1945). Восстановление движений. Исследование восстановления функций руки после ранения. М., 1945.
  4. Запорожец А.В. (1960). Развитие произвольных движений, М., 1960
  5. Эльконин Д.Б., Запорожец А.В., Гальперин П.Я. (1963). Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Вопр. психол.- 1963. — № 5
  6. Запорожец, А. В. (1986). Избранные психологические труды: В 2-х т М., 1986

www.psychologos.ru

Александр Владимирович Запорожец — биография и интересные факты

Александр Запорожец

Александр Владимирович Запорожец – известный советский психолог, педагог, доктор педагогических наук, ученик Л.С. Выготского.

А.В. Запорожец родился 30 августа 1905 года. В 25 лет закончил педагогический факультет 2-го Московского государственного университета. С 1931 года работал старшим ассистентом, а затем – заведующим лабораторией психологии Психоневрологической академии. Позже перешёл на работу в Харьковский педагогический институт в качестве заведующего кафедрой психологии.

В эти годы А.В. Запорожец занимался исследованием проблемы возникновения психики в филогенезе. В основе познавательного процесса, считал он, находятся практические действия, восприятие и мышление являются системой действий с образованием за счет этого мыслительного образа.

В первые годы Великой Отечественной войны А.В. Запорожец работал в военном госпитале врачом, а в 1943 году перешел в Институт психологии Академии педагогических наук РСФСР заведующим лабораторией психологии детей дошкольного возраста.

В это время А.В. Запорожец начал разработку положения о развитии эмоций как  процесса овладения действиями оценки смысла ситуации. Совместно с психологом А.Н. Леонтьевым создал концепцию возникновения и развития произвольных движений и действий, при этом обобщив свой опыт врача госпиталя по восстановлению движений у раненых.

В 1959 году А.В. Запорожец, защитив докторскую диссертацию по педагогике, стал директором Института дошкольного воспитания, посвятив себя детской психологии – проблемам психических процессов и развития личности ребенка.

Он считал, что психические качества, присущие человеку, такие как воображение, мышление, воля, нравственные и социальные чувства сами по себе не образовываются. Они возникают из социального опыта, воплощенного в материальной и духовной культуре, усваиваемой ребёнком на протяжении детства.

Социальная среда – это необходимое для ребёнка внешнее условие (наряду с пищей, теплом, воздухом), подлинный источник развития, потому, что в этой среде сосредоточена программа возникновения психических способностей у ребёнка как носителя содержания человеческой психики.

При этом деятельность самого ребёнка – основное условие приобщения ребёнка к социальному опыту. Его деятельность должна носить целенаправленный характер, задаваться в процессе общения другими людьми. Общаясь с ребенком, создавая предпосылки для овладения сложной деятельностью, взрослый человек приобщает ребёнка к социальному опыту и открывает возможности усвоения умений и знаний. Безусловно, что в психическом развитии ребёнка ведущую роль в психическом развитии занимают ориентировочные компоненты деятельности; важно не просто формулировать у ребёнка деятельность, а строить её ориентировочную часть. При этом важно знать, что именно и с помощью каких средств ребенок выделяет ориентиры в процессе деятельности, как эта ориентировочная часть деятельности влияет на психику ребёнка.

Мы наблюдаем развивающую силу ориентировочной части деятельности, выполняющую функцию моделирования тех предметов и явлений, с которыми ребёнок действует, отмечал Запорожец. Находясь за пределами этой ориентировки, ребёнок не сможет приобщиться к этим социально значимым явлениям.

Биологические свойства организма ребёнка и их созревание, составляют необходимое условие его нормального развития: не порождая новых психологических образований, эти биологические свойства создают предпосылки для усвоения новых видов деятельности, приобретения нового опыта.

До наступления интенсивного созревания теменно-затылочных и лобных отделов мозга ребёнок физически не в состоянии овладеть абстрактным мышлением и регуляцией поведения. Указанные отделы мозга созревают, как правило, в дошкольном возрасте и ребёнок приобретает эти способности. А усиленное функционирование этих способностей при деятельности и общении, положительно влияет на созревание соответствующих участков мозга.

Вклад А.В. Запорожца в развитие детской психологии неоценим: он разработал важнейшие проблемы и определил такие важные понятия психологии, как аффективные действия ребёнка, внутренняя форма, в содержание которой входит образ ситуации. Он выступал за теорию психологии действия, которая наполняется во внутреннем мире ребёнка, его духовности.

На основании этих принципиальных положений он обосновал специфичные возрастные периоды развития психики ребёнка.

В последние годы жизни он разработал теорию эмоций, как важного звена смысловой регуляции деятельности, и в 1960 году выпустил свой труд «Развитие произвольных движений».

Скончался А.В. Запорожец 7 октября 1981 года, прожив 76 лет. 

Поделитесь с друзьями и оцените публикацию

Не пропустите и других известных личностей:

psihoanalitik.net

Запорожец, Александр Владимирович — это… Что такое Запорожец, Александр Владимирович?

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Запорожец.

Алекса́ндр Влади́мирович Запоро́жец (12 сентября (30 августа) 1905(19050830), Киев, Российская империя — 7 октября 1981, Москва) — психолог, действительный член АПН СССР (1968), д-р пед. наук (1959), проф. (1960).

Биография

Окончил педагогический факультет 2-го МГУ (1925—1930). В 1929—1931 гг. сотрудник Академии коммунистического воспитания. В 1920—1930-е годы входил в состав пятёрки ближайших московских учеников Выготского (Запорожец, Божович, Морозова, Левина, Славина). С 1931 года в Харькове в Украинской психоневрологической академии; одновременно с 1933 года — доцент, с 1938 года — заведующий кафедрой психологии Харьковского педагогического института. В 1941—1943 годах работал в экспериментальном госпитале восстановления движений при Институте психологии (Свердловская область). В 1943—1960 годах — доцент, проф. кафедры психологии МГУ; в 1944—1960 годах — заведующий лаборатории психологии детей дошкольного возраста НИИ ОПП; организатор, с 1960 года — директор НИИ дошкольного воспитания. В 1965—1967 годах — академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии, в 1968—1981 годах — член Президиума АПН СССР.

Научная деятельность

Разрабатывал вопросы общей и детской психологии, психологии сенсорных процессов и движения; внёс вклад в психологическую теорию деятельности. Вместе с учениками создал теорию сенсорного и умственного развития ребёнка, способствующую решению проблем воспитания и обучения дошкольников. Критиковал тенденцию к искусственному «подстёгиванию» умственного развития, преждевременному включению ребёнка в сложные формы учебной деятельности. Ввёл в дошкольную педагогику понятие амплификации (обогащения) развития ребёнка за счёт оптимального использования специфически детских видов деятельности. В этой связи переход к школьному обучению детей с 6-летнего возраста воспринял критически, считая, что удлинение детства — величайшее завоевание человеческой цивилизации.

Библиография (основное)

  • Запорожец, А. В. и Луков, Г. Д. Развитие рассуждений у ребёнка младшего школьного возраста // Научные записки Харьковского гос. пед. института (Про розвиток міркування у дитини молодшого віку // Наукові Записки Харк. Держ. Педаг. Инст.), т. VI, 1941.
  • Леонтьев А. Н., Запорожец А. В. Восстановление движений. Исследование восстановления функций руки после ранения. М., 1945.
  • Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. М., 1960
  • Эльконин Д. Б., Запорожец А. В., Гальперин П. Я. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Вопросы психологии. — 1963. — № 5
  • Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. М., 1986

Литература

  • Венгер Л. А. А. В. Запорожец и его вклад в советскую психологию. Вопросы психологии, 1985. № 4. C. 121—125
  • Дубовис Д. М., Хоменко К. Е. Вопросы художественного восприятия в трудах А. В. Запорожца (К 80-летию со дня рождения) (idem). — Вопросы психологии, 1985. № 5. С. 117—123
  • Арановская-Дубовис, Д. М., Заика, Е. В. Идеи А. В. Запорожца о развитии личности дошкольника. Вопросы психологии, 1995. № 5. С. 87-99
  • Зинченко, В. П. Становление психолога (К 90-летию содня рождения А. В. Запорожца) 1995
  • Титова Н. И. Гуманистические основы воспитания детей в научном наследии А. В. Запорожца 2001
  • Международная конференция «Наука о детстве и современное образование», посвященная 100-летию со дня рождения А. В. Запорожца, 6-8 декабря 2005 г.
  • Кудрявцев, В. Т. А. В. Запорожец: от идеи самоценности детства — к принципам самодетерминации и амплификации детского развития (idem) 2005
  • Зинченко, В. П. Александр Владимирович Запорожец: жизнь и творчество (от сенсорного действия к эмоциональному) // Культурно-историческая психология, 2006(1): doc/zip

dic.academic.ru

Запорожец, Александр Владимирович — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Алекса́ндр Влади́мирович Запоро́жец (12 сентября (30 августа) 1905 (1905-08-30), Киев, Российская империя — 7 октября 1981, Москва) — советский психолог, действительный член АПН СССР (1968), доктор педагогических наук (1959), профессор (1960).

Биография

Окончил педагогический факультет 2-го МГУ (1925—1930).

В 1929—1931 гг. сотрудник Академии коммунистического воспитания.

В 1920—1930-е годы входил в состав мифологической пятёрки московских учеников Выготского (Запорожец, Божович, Морозова, Левина, Славина).

С 1931 года в Харькове в Украинской психоневрологической академии; одновременно с 1933 года — доцент, с 1938 года — заведующий кафедрой психологии Харьковского педагогического института.

В 1941—1943 годах работал в экспериментальном госпитале восстановления движений при Институте психологии (Свердловская область).

В 1943—1960 годах — доцент, профессор кафедры психологии МГУ; в 1944—1960 годах — заведующий лаборатории психологии детей дошкольного возраста НИИ ОПП; организатор, с 1960 года — директор НИИ дошкольного воспитания.

В 1965—1967 годах — академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии, в 1968—1981 годах — член Президиума АПН СССР.

Видео по теме

Научная деятельность

Разрабатывал вопросы общей и детской психологии, психологии сенсорных процессов и движения; внёс вклад в психологическую теорию деятельности. Вместе с учениками создал теорию сенсорного и умственного развития ребёнка, способствующую решению проблем воспитания и обучения дошкольников. Критиковал тенденцию к искусственному «подстёгиванию» умственного развития, преждевременному включению ребёнка в сложные формы учебной деятельности. Ввёл в дошкольную педагогику понятие амплификации (обогащения) развития ребёнка за счёт оптимального использования специфически детских видов деятельности. В этой связи переход к школьному обучению детей с 6-летнего возраста воспринял критически, считая, что удлинение детства — величайшее завоевание человеческой цивилизации.

Библиография (основное)

  • Запорожец, А. В. и Луков, Г. Д. Развитие рассуждений у ребёнка младшего школьного возраста // Научные записки Харьковского гос. пед. института (Про розвиток міркування у дитини молодшого віку // Наукові Записки Харк. Держ. Педаг. Инст.), т. VI, 1941.
  • Леонтьев А. Н., Запорожец А. В. Восстановление движений. Исследование восстановления функций руки после ранения. М., 1945.
  • Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. М., 1960
  • Эльконин Д. Б., Запорожец А. В., Гальперин П. Я. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Вопросы психологии. — 1963. — № 5
  • Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. М., 1986

Примечания

Литература

Ссылки

wikipedia.green

Запорожец Александр Владимирович — это… Что такое Запорожец Александр Владимирович?


Запорожец Александр Владимирович

Алекса́ндр Влади́мирович Запоро́жец (30.8(12.9).1905, Киев, — 7.10.1981, Москва) — психолог, действительный член АПН СССР (1968), д-р пед. наук (1959), проф. (1960).

Биография

Окончил педагогический факультет 2-го МГУ (1925—1930). В 1929-31 гг. сотрудник АКВ им. Н. К. Крупской. В 1920-30е гг. входил в состав пятёрки ближайших московских учеников Выготского (Запорожец, Божович, Морозова, Левина, Славина). С 1931 г. в Харькове в Украинской психоневрологической академии; одновременно с 1933 г. — доцент, с 1938 г. — зав. кафедрой психологии Харьковского педагогического ин-та. В 1941-43 гг. работал в экспериментальном госпитале восстановления движений при Ин-те психологии (Свердловская обл.). В 1943-60 гг. — доцент, проф. кафедры психологии МГУ; в 1944-60 гг. зав. лаб. психологии детей дошкольного возраста НИИ ОПП; организатор, с 1960 г. директор НИИ дошкольного воспитания. В 1965-67 гг. академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии, в 1968—1981 гг. член Президиума АПН СССР.

Научная деятельность

Разрабатывал вопросы общей и детской психологии, психологии сенсорных процессов и движения; внёс вклад в психологическую теорию деятельности. Вместе с учениками создал теорию сенсорного и умственного развития ребёнка, способствующую решению проблем воспитания и обучения дошкольников. Критиковал тенденцию к искусственному «подстёгиванию» умственного развития, преждевременному включению ребенка в сложные формы учебной деятельности. Ввёл в дошкольную педагогику понятие амплификации (обогащения) развития ребёнка за счёт оптимального использования специфически детских видов деятельности. В этой связи переход к школьному обучению детей с 6-летнего возраста воспринял критически, считая, что удлинение детства — величайшее завоевание человеческой цивилизации.

Основные публикации

  • Запорожец, А. В. и Луков, Г. Д. (1941). Развитие рассуждений у ребёнка младшего школьного возраста // Научные записки Харьковского гос. пед. института (Про розвиток міркування у дитини молодшого віку // Наукові Записки Харк. Держ. Педаг. Инст.), т. VI, 1941.
  • Леонтьев А. Н., & Запорожец А. В. (1945). Восстановление движений. Исследование восстановления функций руки после ранения. М., 1945.
  • Запорожец А. В. (1960). Развитие произвольных движений, М., 1960
  • Эльконин Д. Б., Запорожец А. В., Гальперин П. Я. (1963). Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Вопр. психол.- 1963. — № 5
  • Запорожец, А. В. (1986). Избранные психологические труды: В 2-х т М., 1986

Публикации об А. В. Запорожце

  • Венгер Л. А. (1985). А. В. Запорожец и его вклад в советскую психологию. Вопросы психологии, 1985. № 4, с. 121—125
  • Дубовис Д. М., Хоменко К. Е. (1985) Вопросы художественного восприятия в трудах А. В. Запорожца(К 80-летию со дня рождения) (idem).— Вопросы психологии, 1985. № 5, с. 117—123
  • Арановская-Дубовис, Д. М., & Заика, Е. В. (1995). Идеи А. В. Запорожца о развитии личности дошкольника. Вопросы психологии, 1995. № 5. С. 87-99.
  • Зинченко, В. П. (1995).Становление психолога (К 90-летию содня рождения А. В. Запорожца)
  • Титова Н. И. (2001). Гуманистические основы воспитания детей в научном наследии А. В. Запорожца
  • Международная конференция «Наука о детстве и современное образование», посвященная 100-летию со дня рождения А. В. Запорожца, 6-8 декабря 2005 г.
  • Кудрявцев, В. Т. (2005). А. В. Запорожец: от идеи самоценности детства — к принципам самодетерминации и амплификации детского развития (idem)
  • Зинченко, В. П. (2006). Александр Владимирович Запорожец: жизнь и творчество (от сенсорного действия к эмоциональному) // Культурно-историческая психология, 2006(1): скачать doc/zip

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Запоминание
  • Запорожец за Дунаем

Смотреть что такое «Запорожец Александр Владимирович» в других словарях:

  • Запорожец Александр Владимирович — (30.08.1905, Киев 7.10.1981) советский психолог, ученик Л.С.Выготского. Биография. Окончил в 1930 г. педагогический факультет 2 го МГУ. Работал в качестве лаборанта у А.Р.Лурия. С 1931 г. работал сначала старшим ассистентом, затем заведующим… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ЗАПОРОЖЕЦ Александр Владимирович — (1905 81) российский психолог и педагог, действительный член АПН СССР (1968). Труды по психологии, психолого педагогическим проблемам дошкольного воспитания …   Большой Энциклопедический словарь

  • Запорожец Александр Владимирович — (1905 1981) советский психолог, ученик Л.С. Выготского . В 30 е гг. в рамках исследований, проводимых в Харьковской деятельностной психологической шк …   Психологический словарь

  • Запорожец Александр Владимирович — [р. 30.8(12.9).1905, Киев], советский психолог, действительный член АПН СССР (1968). Окончил педагогический факультет 2 го МГУ (1930). С 1960 директор института дошкольного воспитания АПН СССР. Основные исследования по проблемам генезиса… …   Большая советская энциклопедия

  • Запорожец, Александр Владимирович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Запорожец. Запорожец, Александр Владимирович Дата рождения: 12 сентября (30 августа) 1905(1905 08 30) Место рождения: Киев, Российская империя Дата смерти …   Википедия

  • Запорожец Александр Владимирович — (1905 1981), психолог и педагог, действительный член АПН СССР (1968). Труды по психологии, психолого педагогическим проблемам дошкольного воспитания. * * * ЗАПОРОЖЕЦ Александр Владимирович ЗАПОРОЖЕЦ Александр Владимирович (1905 81), российский… …   Энциклопедический словарь

  • ЗАПОРОЖЕЦ Александр Владимирович — [30.8(12.9).1905, Киев, 7.10.1981, Москва], психолог, д. ч. АПН СССР (1968), д р пед. наук (1959), проф. (1960). Окончил пед. ф т 2 го МГУ (1930). В 1929 31 сотрудник АКБ им. Н. К. Крупской. С 1931 в Харькове в Психоневрологич. академии;… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Запорожец, Александр Владимирович — Род. 1905, ум. 1981. Психолог, специалист в области психологии, психолого педагогических проблем дошкольного воспитания. С 1968 г. действительный член АПН СССР …   Большая биографическая энциклопедия

  • Запорожец, Александр Владимирович — (1905 1981)     психолог, действительный член АПН СССР (1968), д р педагогических наук (1959), профессор (1960). С 1931 в Харькове в Психоневрологической академии; в педагогическом институте (с 1938 зав. кафедрой). В 1943 60 в МГУ; в 1944 60 зав …   Педагогический терминологический словарь

  • Запорожец, Александр Владимирович — (1905–1981)    Российский психолог.    Доктор психологических наук (1959), профессор (1960), действительный член АПН СССР (1968), академик секретарь отделения психологии и возрастной физиологии (1965 1967), член президиума АПН, создатель и… …   Кто есть кто в российской психологии

dic.academic.ru

Запорожец Александр Владимирович

Окончил педагогический факультет 2-го МГУ (1925—1930).

В 1929-31 гг. сотрудник АКВ им. Н. К. Крупской. В 1920-30е гг. входил в состав пятёрки ближайших московских учеников Выготского (Запорожец, Божович, Морозова, Левина, Славина). С 1931 г. в Харькове в Украинской психоневрологической академии; одновременно с 1933 г. — доцент, с 1938 г. — зав. кафедрой психологии Харьковского педагогического ин-та.

В 1941-43 гг. работал в экспериментальном госпитале восстановления движений при Ин-те психологии (Свердловская обл.). В 1943-60 гг. — доцент, проф. кафедры психологии МГУ; в 1944-60 гг. зав. лаб. психологии детей дошкольного возраста НИИ ОПП; организатор, с 1960 г. директор НИИ дошкольного воспитания.

В 1965-67 гг. академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии, в 1968—1981 гг. член Президиума АПН СССР.

Награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, медалями.

Разрабатывал вопросы общей и детской психологии, психологии сенсорных процессов и движения; внёс вклад в психологическую теорию деятельности. Вместе с учениками создал теорию сенсорного и умственного развития ребёнка, способствующую решению проблем воспитания и обучения дошкольников. Критиковал тенденцию к искусственному «подстёгиванию» умственного развития, преждевременному включению ребенка в сложные формы учебной деятельности. Ввёл в дошкольную педагогику понятие амплификации (обогащения) развития ребёнка за счёт оптимального использования специфически детских видов деятельности. В этой связи переход к школьному обучению детей с 6-летнего возраста воспринял критически, считая, что удлинение детства — величайшее завоевание человеческой цивилизации.

Тема кандидатской диссертации: «Роль элементов практики и речи в развитии мышления ребенка». Тема докторской диссертации: «Развитие произвольных движений».

Опубликовал около 200 научных работ.

psyjournals.ru

Александр Владимирович Запорожец — биография и семья

Биография

Окончил педагогический факультет 2-го МГУ (1925—1930). В 1929-31 гг. сотрудник АКВ им. Н. К. Крупской. В 1920-30е гг. входил в состав пятёрки ближайших московских учеников Выготского (Запорожец, Божович, Морозова, Левина, Славина). С 1931 г. в Харькове в Украинской психоневрологической академии; одновременно с 1933 г. — доцент, с 1938 г. — зав. кафедрой психологии Харьковского педагогического ин-та. В 1941-43 гг. работал в экспериментальном госпитале восстановления движений при Ин-те психологии (Свердловская обл.). В 1943-60 гг. — доцент, проф. кафедры психологии МГУ; в 1944-60 гг. зав. лаб. психологии детей дошкольного возраста НИИ ОПП; организатор, с 1960 г. директор НИИ дошкольного воспитания. В 1965-67 гг. академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии, в 1968—1981 гг. член Президиума АПН СССР.

Научная деятельность

Разрабатывал вопросы общей и детской психологии, психологии сенсорных процессов и движения; внёс вклад в психологическую теорию деятельности. Вместе с учениками создал теорию сенсорного и умственного развития ребёнка, способствующую решению проблем воспитания и обучения дошкольников. Критиковал тенденцию к искусственному «подстёгиванию» умственного развития, преждевременному включению ребенка в сложные формы учебной деятельности. Ввёл в дошкольную педагогику понятие амплификации (обогащения) развития ребёнка за счёт оптимального использования специфически детских видов деятельности. В этой связи переход к школьному обучению детей с 6-летнего возраста воспринял критически, считая, что удлинение детства — величайшее завоевание человеческой цивилизации.

Основные публикации

  • Запорожец, А. В. и Луков, Г. Д. (1941). Развитие рассуждений у ребёнка младшего школьного возраста // Научные записки Харьковского гос. пед. института (Про розвиток міркування у дитини молодшого віку // Наукові Записки Харк. Держ. Педаг. Инст.), т. VI, 1941.
  • Леонтьев А. Н., & Запорожец А. В. (1945). Восстановление движений. Исследование восстановления функций руки после ранения. М., 1945.
  • Запорожец А. В. (1960). Развитие произвольных движений, М., 1960
  • Эльконин Д. Б., Запорожец А. В., Гальперин П. Я. (1963). Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Вопр. психол.- 1963. — № 5
  • Запорожец, А. В. (1986). Избранные психологические труды: В 2-х т М., 1986

Публикации об А. В. Запорожце

people-archive.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *