Произведения к направлению цели и средства – Какие произведения взять для направления «Цели и средства»?

список произведений для итогового сочинения по литературе



17.09.2017

Список произведений, которые помогут вам в подготовке к итоговому сочинению по направлению «Цели и средства».

  • Жан-Батист Мольер «Тартюф»
  • Джек Лондон «Мартин Иден»
  • Уильям Теккерей «Ярмарка тщеславия»
  • Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
  • Теодор Драйзер «Финансист»
  • М. А.  Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»
  • И. Ильф, Е.  Петров «Двенадцать стульев»
  • В.А. Каверин «Два капитана»
  • Ф. М.  Достоевский «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот»
  • А. Р. Беляев «Голова профессора Доуэля»
  • Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие»
  • Уинстон Грум «Форрест Гамп»
  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Моцарт и Сальери»
  • Дж. Толкиен «Властелин колец»
  • О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
  • И. Гончаров «Обломов»
  • И.С. Тургенев «Отцы и дети»
  • Л.Н Толстой «Война и Мир»
  • М.А. Шолохов «Судьба человека»
  • Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
  • А.П. Чехов  «Человек в футляре»
  • Р. Гальего «Белое на черное»
  • О.де Бальзак «Шагреневая кожа»
  • И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
  • Н.В. Гоголь «Шинель», «Мертвые души»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
  • Е.И. Замятин «Мы»
  • В.П. Астафьев «Царь рыба»
  • Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
  • Е. Шварц «Дракон»
  • А. Азимов «Позитронный человек»
  • А. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Составлено по материалам rustutors.ru


Сохранить ссылку:

Добавить комментарий

Рекламные и несодержательные сообщения удаляются.

www.ctege.info

примерные темы для итогового сочинения 2017/2018 в 11 классе



08.09.2017

Примерные список тем для итогового сочинения в 2017/2018 учебном году по официальному направлению от ФИПИ — Цели и средства.

  • Можно ли утверждать, что на войне все средства хороши?
  • Оправдывает ли цель средства?
  • Как вы понимаете поговорку: «Овчинка выделки не стоит»?
  • Почему важно иметь цель в жизни?
  • Для чего нужна цель?
  • Согласны ли вы с утверждением: «Человек, который непременно хочет чего-нибудь, принуждает судьбу сдаться»?
  • Как вы понимаете высказывание: «Когда цель достигнута о пути забывают»?
  • Достижение какой цели приносит удовлетворение?
  • Подтвердите или опровергните высказывание А. Эйнштейна: «Если вы хотите вести счастливую жизнь, вы должны быть привязаны к цели, а не к людям или к вещам»?
  • Можно ли добиться цели, если преграды кажутся непреодолимыми?
  • Какими качествами должен обладать человек, чтобы достигать великие цели?
  • Справедливо ли высказывания Конфуция: «Когда вам покажется, что цель недостижима, не изменяйте цель — изменяйте свой план действий»?
  • Что значит «великая цель»?
  • Кто или что помогает человеку добиться цели в жизни?
  • Как вы понимаете высказывание О.де Бальзака: «Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти»?
  • Может ли человек жить без цели?
  • Как вы понимаете высказывание Э.А. По «Никакой транспорт не будет попутным, если не знаешь, куда идти»?
  • Можно ли добиться цели, если все против тебя?
  • К чему приводит отсутствие цели в жизни?
  • Какая разница между истинной и ложной целью?
  • Чем мечта отличается от цели?
  • Чем опасно бесцельное существование?
  • Как вы понимаете высказывание М.Ганди: «Найди цель, ресурсы найдутся».
  • Как достигнуть цели?
  • Согласны ли вы с утверждением: «Тот шагает быстрей, кто шагает один»?
  • Можно ли судить о человеке по его цели?
  • Можно ли оправдать великие цели, достигнутые нечестным путем?
  • Как общество влияет на формирование целей?
  • Согласны ли вы с утверждением А. Эйнштейна: «Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства для ее достижения»?
  • Существуют ли недостижимые цели?
  • Как вы понимаете слова Дж. Оруэлла: «Я понимаю как; не понимаю зачем»?
  • Может ли благая цель служить прикрытием низменных планов?
  • Согласны ли вы с утверждением А. Рэнд: «Потерян навсегда лишь тот, в ком угасли стремления»?
  • В каких жизненных ситуациях достижение цели не приносит счастья?
  • На что способен ли человек, потерявший цель в жизни?
  • Всегда ли достижение цели делает человека счастливым?
  • Какова цель существования человека?
  • Нужно ли ставить перед собой «недостижимые» цели?
  • Как вы понимаете словосочетание «идти по головам»?
  • Чем отличается «сиюминутное желание» от «цели»?
  • Как моральные качества человека связаны со средствами, которые он выбирает для достижения своих целей?
  • Как вы понимаете утверждение Л. да Винчи: «Не оборачивается тот, кто устремлён к звёздам»?

Список тем предоставлен проектом rustutors.ru

Дополнительные ссылки:


Сохранить ссылку:

Добавить комментарий

Рекламные и несодержательные сообщения удаляются.

www.ctege.info

«Цели и средства» Итоговое Сочинение (Изложение) ЕГЭ и ОГЭ 2017-2018

Обзор темы итогового сочинения по литературе 2018 года

Комментарий ФИПИ: «Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека. Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали».

Рассмотрим понятия «цель» и «средство» с разных сторон: 

1. Цель как основополагающая часть жизни человека. О роли и важности наличия цели в жизни человека,  о ее отсутствии, о стремлении  человека к вершинам, о достижениях и о цели как двигателе прогресса, о самореализации, великих открытиях, возможных только благодаря цели, о преградах на пути к поставленной цели, о цели как беспрерывном процессе, а также о том, что и кто помогает человеку на пути к его целям.

2. Цели бывают разными (истинные, ложные, великие, низменные, недостижимые, корыстные) Можно порассуждать о различиях цели и мечты, а также о том, как связаны цели человека с его личностью. К чему приводит стремление к тем или иным целям.

3. Цель оправдывает средство? Здесь можно порассуждать о том, можно ли оправдать великие цели, достигнутые нечестным путем, о важности человеческой жизни, о способах достижения цели и об этической оценке методов и средств достижения цели.

Цель — это воображаемая вершина, индивидуальная для каждого человека, к которой он стремится, и пытается выполнить для этого все необходимые, зависящие от него условия, требования, обязанности. С точки зрения философии, целью является необходимое условие жизни как для человека, так и для остальных организмов.

Синонимы «Цель»: намерение, окончание, задание, задача, замысел, план, проект, расчёт, мишень; мета, виды, конец, мечта, идеал, стремление, предмет (сладчайших грез), чтобы; самоцель, умысел, предел мечтаний, высшая цель, ориентир, интенция, телос, смысл, установка, назначение, целеустановка, функция, миссия, швырок, мечта-идея.

Средство — прием, способ действий для достижения чего-н. или то, что служит какой-л. цели, необходимо для достижения, осуществления чего-л.

Синонимы «Средство»: способ, возможность, метод; орудие, приспособление, оружие; панацея, инструмент, система, путь, актив, ресурс, состояние, метода, рецепт, снадобье.

libaid.ru

Направление «Цели и средства» — Подготовка к ЕГЭ — Каталог файлов

Направление «Цели и средства»

1) Люди постоянно ставят перед собой определённые цели, а цель есть не что иное, как мечта, то, что мы хотим получить, чего желаем добиться. Для достижения цели необходимы средства. Но всегда ли цель их оправдывает?

2) Вся наша жизнь — есть движение на пути к выполнению поставленных задач. Их достижение приводит в действие механизм поощрения, состоящий из конечного вознаграждения, реализации достаточного количества ресурсов и качественной цели. Обратим внимание на последний элемент. Достижение какой цели принесет удовлетворение? Такой, которая не просто качественна, достойна и нелегка, а такова, чтобы у человека был стимул двигаться на пути к ней. Важно, чтобы она была разноплановой и в некоторой степени даже ассоциировалась с мечтой жизни, чтобы занять свое

место на пьедестале приоритетности.

3) Цель оправдывает средства — это крылатое выражение, которое часто приписывается Н. Макиавелли. Идею о том, что цель оправдывает средства Макиавелли выразил в своём сочинении «Государь». Так оправдывает ли цель средства? Все ли средства хороши для достижения цели? Можно ли ради достижения своей цели пойти на всё? Ответы на эти вопросы никогда не будут однозначными. Для каждого человека средства достижения его целей будут зависеть от его морально-этических ценностей, психологических особенностей и специфики характера, образования и навыков, в конце концов — от объективных реалий жизни.

4) Цель в жизни – это маяк, без которого легко потеряться на жизненном пути. Поэтому очень важно правильно определить, в каком направлении стоит двигаться. На мой взгляд, целью в жизни может быть то, что ты хочешь, что позволяет тебе развиваться, а также приносит пользу другим людям. Цель обычно означает конечный результат. Например, мы учимся, чтобы получить необходимые знания и аттестат. Однако, в процессе обучения мы проводим множество незабываемых минут и часов, испытываем положительные эмоции, проходим испытания. Сам процесс учебы – важный и интересный, мы развиваем свои способности, учимся общаться. А те, кто просто ходят в школу, только потому что нельзя не ходить, избегают принимать участие в школьной жизни, очень многое теряют. Получается, что путь к цели так же важен, как и сама цель! Еще часто говорят, что цель отличается от мечты тем, что она требует от нас активных действий. Но мне кажется, мечты очень помогают нам в определении того, чего бы мы хотели добиться в жизни.

5) Цели бывают большими и маленькими, благородными и эгоистичными, но они ведут нас по жизни. Говорят, человек останавливается в развитии, когда ему не к чему стремиться. Каждая новая цель – это способ изучить что-то неизвестное, развить свои способности и таланты. Однако, важно, чтоб наши цели не вредили нам – не отнимали всего времени и не портили наши отношения с близкими, а также не причиняли никому вреда.

6) Когда цель поставлена, человек стремясь к ее достижению, начинает совершать определенные поступки. И здесь можно было бы предположить, что благие цели ведут за собой благородные деяния. Однако в истории не сосчитать примеров того, что многие правители, полководцы и политики, действуя в интересах государства, жертвовали тысячами жизней простых людей. Знаменитые исторические личности снискали себе славу победителей, основателей империй, новаторов. Те же, кто пал жертвами на пути достижения этих целей, остались безызвестными. Если благая цель требует пренебречь жизнями людей или нравственностью, то какими бы красивыми словами она ни описывалась, ее уже невозможно будет считать благой. Ничто не может стать оправданием жестокого безразличия к судьбе другого человека.

7) Фраза итальянского мыслителя, философа и политика Никколо Макиавелли «Цель оправдывает средства» очень спорная. На первый взгляд кажется, что это не так, ведь, если цель, которую поставил для себя человек или несколько людей, очень важна для них, и не имеет значения, какими способами она была достигнута, значит можно «идти по головам», врать, подменять факты, совершать убийства и всячески отходить от законов и норм, принятых в обществе. Таким образом можно прийти к цели, но будет ли устраивать человека полученный результат, если человек преследовал идею сделать что-то хорошее, значимое, но при этом ему пришлось отступить от норм морали и человечности, то он вовсе не достиг нужного результата, а наоборот, сделал больше плохого, чтобы достичь изначально поставленной цели.

Аргументы к направлению «Цели и средства»

1) В романе Пушкина «Капитанская дочка» главный герой Пётр Гринёв всегда выбирал правильные пути для достижения целей, впрочем, не менее благородных. Благодаря этому из несмышленого дворянского недоросля Гринев превращается в офицера, искренне готового пожертвовать жизнью во имя долга. Присягнув на верность государыне, он честно несет службу, защищая крепость, и даже смерть от руки разбойников-бунтовщиков не пугает его. Так же честно он добивался благосклонности Маши, и добился. Антипод Петра Гринева в романе – Швабрин – напротив, использует любые средства для достижения цели, выбирая самые подлые из них. Ступив на путь предательства, он преследует личную выгоду, требует взаимности от Маши, не гнушаясь при этом чернить её в глазах Гринёва. В выборе целей и средств Алексей движим душевной трусостью и корыстью, потому как лишён представлений о чести и совести. Мария отвергает его по этой причине, ведь благой цели не добиться обманом.

2) Татьяна Ларина, даже выйдя замуж, не забыла своей любви к Онегину. Но, по ее мнению, достичь личного счастья с помощью измены, предательства, страданий близкого человека нельзя: Я вас люблю (к чему лукавить?), но я другому отдана; я буду век ему верна».

3) В произведении А.С.Пушкина «Дубровский» влюбленная в Дубровского и насильно выданная замуж за другого Маша отказывается от личного счастья, потому что оно возможно только через отказ от своего слова, от клятвы верности: «Поздно — я обвенчана, я жена князя Верейского…» Для героини, искренне и сильно любящей Дубровского, невозможно использование такого средства, как предательство, даже для воссоединения с любимым.

4) Какой должна быть конечная цель, если средствами к её достижению становятся жестокость, обман и человеческие жизни? В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» цели Григория Печорина сиюминутны, заключены в желании секундных побед, для достижения которых он выбирает сложные, а подчас и жестокие средства. В его победах скрыт упорный поиск жизненного смысла, который герой не в силах обрести. В этом поиске он губит не только себя самого, но и всех, кто окружает его, – княжну Мери, Бэлу, Грушницкого. Чтобы оживить собственную душу, он играет чувствами других, невольно становясь причиной их несчастий. Но в игре с собственной жизнью Григорий безнадёжно проигрывает, теряет тех немногих людей, которые были ему дороги.

5) Человек ценен делами своими. Но не всегда дела его, пусть даже подчинённые высокой цели, оказываются добрыми. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников решает для себя важный с точки зрения нравственности вопрос: оправдывает ли цель средства? Вот она великая цель, которая оправдывает любые средства. Разумеется, создавая свою теорию, себя Раскольников причислял заочно к «имеющим право». Но ему нужно проверить это на практике. Тут и появляется старуха-процентщица. И на ней герой хочет проверить свой расчет, свою теорию: «Одна смерть и сто жизней взамен! Да и что значит на общих весах истории жизнь этой глупой и злой старушонки? Итак, не обладая необходимым материальным состоянием, он решает убить ростовщицу и получить таким образом средства для достижения своей цели. И Раскольников вначале (до преступления) искренне верит, что преступление его будет совершено «во имя спасения человечества». Может ли он, согласно своей теории, распоряжаться жизнями людей по своему усмотрению? Ответ кроется в названии романа: душевные муки Раскольникова, после совершённого им злодеяния, доказывают, что его расчёт был неверным, а теория — ошибочной. Цель, в основе которой лежат неправедные и антигуманные средства, обесценивается сама собой, становится преступлением, за которое рано или поздно предстоит понести наказание.

6) Человек не всегда четко осознает свою цель. В Романе Л.Н. Толстого «Война и мир» Андрей Болконский находится в поиске самого себя и своего места в жизни. Его шаткие жизненные ориентиры подвержены влиянию моды, общества, мнению друзей и близких. Он бредит славой и военными подвигами, мечтает сделать карьеру в службе, но не просто дослужиться до высоких чинов, а снискать вечную славу победителя и героя. Он отправляется на войну, жестокости и ужасы которой вмиг показали ему всю нелепость и призрачность его мечтаний. Он не готов, подобно Наполеону, идти к славе по костям солдат. Желание жить и делать прекрасной жизнь других людей поставила перед Болконским новые цели. Встреча с Наташей вселяет в его душу любовь. Однако в миг, требующий от него стойкости и понимания, он сдается под тяжестью обстоятельств и отказывается от своей любви. Его снова терзают сомнения в правильности собственных целей, и только перед смертью Андрей понимает, что лучшие мгновения жизни, её великие дары заключены в любви, прощении и сострадании.

7) Человеку свойственен поиск счастья, как главного смысла жизни, её наивысшей цели. Ради нее он готов применить любые средства, однако не понимает, что это излишне. Главному герою рассказа В.М. Шукшина «Сапожки» — Сергею Духанину — проявления нежных чувств даются отнюдь не просто, ведь он не привык к неоправданной нежности и даже стыдится её. Но желание порадовать родного ему человека, желание счастья, толкает его на большую трату. Средства, потраченные на покупку дорогого подарка, оказываются ненужной жертвой, ведь его супруге нужно было всего лишь внимание. Щедрость и желание дарить тепло и заботу наполняют несколько огрубевшую, но всё ещё чуткую душу героя счастьем, которое, как оказалось, не так сложно обрести.

8) В романе В.А. Каверина «Два капитана» проблема цели и средства раскрывается в противоборстве двух персонажей – Сани и Ромашки. Каждый из них движим собственными целями, каждый решает, что для него действительно важно. В поиске решений их пути расходятся, судьба сталкивает их в поединке, который определяет нравственные ориентиры каждого, доказывает благородную силу одного, и подлую низость другого. Саня движим честными, искренними стремлениями, он готов на сложный, но прямой путь, чтобы узнать правду и доказать её другим. Ромашка же преследует мелкие цели, добиваясь их не менее мелкими способами: ложью, предательством и лицемерием. Каждый из них переживает мучительную проблему выбора, в котором так легко потерять себя и тех, кого ты по-настоящему любишь.

9) В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» общество, в котором вынужден находиться Чацкий, живёт по рыночным законам, где всё покупается и продаётся, а человек ценен не душевными качествами, а размером кошелька и успехами в карьере. Благородство и долг здесь ничто перед важностью чина и звания. Именно поэтому Александр Чацкий оказывается непонятым и непринятым в круг, где господствуют меркантильные цели, оправдывающие любые средства.
Он вступает в борьбу с фамусовским обществом, бросает вызов Молчалину, идущему на обман и лицемерие, чтобы получить высокую должность. Даже в любви Александр оказывается проигравшим, потому что не оскверняет цель подлыми средствами, отказывается втиснуть широту и благородство своего сердца в узкие рамки общепринятых и пошлых понятий, которыми пестрит дом Фамусова.

10) В романе М.А. Шолохова «Тихий дон» судьбы героев сметены революционной стихией. Григорий Мелехов, искренне верящий в счастливое и прекрасное коммунистическое будущее, готов отдать жизнь за благополучие и процветание своего родного края. Но в контексте жизни светлые революционные идеи оказываются не состоятельными, мёртвыми. Григорий понимает, что борьба между белыми и красными, направленная, казалось бы, на «прекрасное завтра», на деле представляет собой насилие и расправу над беспомощными и несогласными. Блестящие лозунги оказываются обманом, и за высокой целью скрывается жестокость и произвол. Благородство души не позволяет ему смириться со злом и несправедливостью, которые он наблюдает вокруг. Мучимый сомнениями и противоречиями, Григорий пытается найти единственно правильный путь, который позволит ему жить честно. Он не в состоянии оправдать многочисленные убийства, совершаемые во имя призрачной идеи, в которую больше не верит.

11) В плену у фашистов Андрей Соколов, герой рассказа Шолохова «Судьба человека», спасает взводного, который ему не знаком. Командира хочет выдать немцам Крыжнев такой же, как сам Соколов, обычный солдат, для которого прежние «товарищи остались за линией фронта, а своя рубашка ближе к телу», и Андрей вынужден задушить предателя, после чего ему «страшно захотелось руки помыть, будто не человека, а какого-то гада ползучего душил… Первый раз в жизни убил, и то своего…». Так убийство одного человека стало средством спасения для другого. Андрей Соколов посчитал, что цель в данном случае оправдывает средства, однако решение это далось ему вовсе не легко.

12) Вторая половина XX вена стала временем, насыщенным переменами в истории страны. А достижения научно-технического прогресса, способствовавшие переходу на более высокую ступень развития, часто приводили и серьезным противоречиям в обществе. Один из таких примеров — строительство мощной электростанции, Братсной ГЭС. Много сёл попало в зону затопления. Казалось бы. какой пустяк: разрушить небольшое село ради того, чтобы принести немалую пользу всей стране. Вот только о судьбе его старых жителей никто не подумал. Об этом с горечью пишет В.Распутин в повести «Прощание с Матерой». Матёра — это и остров, и одноименная деревня. Надумали построить на реке мощную электростанцию — благая цель. Но для достижения этой цели остров надо затопить и всю деревню переселить в новый поселок на берегу Ангары. Вот такое средство. И снова вопрос: «Может ли такая цель (технический прогресс, улучшение жизни людей) оправдать средства (уничтожение острова, деревни, памяти)?» В центре повести — трагические судьбы ее коренных жителей.

13) Какими безобидными не являлись бы побуждения человека, нельзя действовать безнравственно и жестоко. Так, главный герой рассказа А.П.Чехова «Крыжовник» имел совершенно безобидную мечту — купить участок с кустами этих ягод. Но страшно вспомнить, какими способами герой реализовал ее! Главный герой жил скупо, жадничал, одевался, словно нищий, женился на некрасивой, но богатой вдове и уморил ее голодом. В финале Николай Иванович, поедая жесткие и кислые ягоды, чувствует себя абсолютно счастливым. Но так ли это на самом деле? Оправдали ли все его лишения поставленную цель? А.П.Чехов убежден в том, что нельзя идти по головам ради реализации собственной мечты, потому что так невозможно достичь счастья. А значит, цель не оправдывает средства.

14) Средства для достижения цели порой бывают необычными. Рассмотрим, например, повесть Булгакова «Собачье сердце». Известный профессор Преображенский хотел сделать научный эксперимент, суть которого заключалась в пересадке гипофиза человека собаке. Рискуя многим, профессор проводит операцию на псе, которого он приютил у себя дома. На первый взгляд кажется, что всё прошло идеально, однако с каждым днём ситуация усугубляется, ведь гипофиз был взят у убитого вора, трижды судимого, и это не могло не отразиться на поведении Полиграфа Полиграфовича, нового человека — результата необычного эксперимента. Дурные привычки Шарикова заставляют профессора и его помощника сделать обратную операцию, иначе их жизнь стала бы ещё более невыносимой. Преображенский пошёл на огромный риск, но получил не тот результат, который ожидал. Поэтому нельзя сказать, что его эксперимент удался и цель оправдала средства, ведь пострадали от Шарикова многие. Итак, люди порой выбирают не самые лучшие средства для достижения своих целей, не всегда продумывают всё до конца, и очень важно найти самый подходящий путь, по которому дальше идти.

15) В поэме Гоголя «Мёртвые души» мы видим самоотверженного, терпеливого и ограничивающего себя во всех нуждах человека – Павла Ивановича Чичикова. Но с другой стороны, писатель отмечает, с помощью каких средств достиг герой своей цели: он «принялся угождать во всяких незаметных мелочах» своему начальнику, начал ухаживать за его дочерью и даже пообещал на ней жениться. Автор показывает, что для достижения успешной карьеры Чичиков пренебрегает законами морали: он лжив, расчетлив, лицемерен и циничен. Не случайно в финальной части фрагмента Н.В.Гоголь подчеркивает, что нравственный «порог» был самым трудным и после этого герою не составляло большого труда обманывать, угождать и подличать ради достижения своих целей. Так автор предупреждает читателя: свернуть с нравственного пути легко — трудно на него вернуться. Гоголь предлагает задуматься: стоит ли идти против общечеловеческих принципов, становиться негодяем даже ради достижения желанного?

16) Охотясь за богатством графа Безухова, Элен Курагина из романа-эпопеи Л.Толстого «Война и мир» добивается своего: выходит замуж за Пьера, становится одной и самых богатых женщин Петербурга. Но брак не приносит счастья молодым людям: Элен не любит своего мужа, не уважает его, продолжает вести привычный образ жизни. Мы видим, как циничный расчет героини приводит к краху семьи. История Элен и Пьера заставляет задуматься о том, есть ли смысл добиваться желанной цели любыми средствами.

Примерные темы по направлению «Цели и средства»

  • Можно ли утверждать, что на войне все средства хороши?
  • Оправдывает ли цель средства?
  • Почему важно иметь цель в жизни?
  • Достижение какой цели приносит удовлетворение?
  • Можно ли добиться цели, если преграды кажутся непреодолимыми?
  • Какими качествами должен обладать человек, чтобы достигать великие цели?
  • Что значит «великая цель»?
  • Кто или что помогает человеку добиться цели в жизни?
  • Как Вы понимаете высказывание О.де Бальзака: «Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти»?
  • Может ли человек жить без цели?
  • Можно ли добиться цели, если все против тебя?
  • К чему приводит отсутствие цели в жизни?
  • Какая разница между истинной и ложной целью?
  • Чем мечта отличается от цели?
  • Чем опасно бесцельное существование?
  • Можно ли судить о человеке по его цели?
  • Можно ли оправдать великие цели, достигнутые нечестным путем?
  • Существуют ли недостижимые цели?
  • Может ли благая цель служить прикрытием низменных планов?
  • В каких жизненных ситуациях достижение цели не приносит счастья?
  • Всегда ли достижение цели делает человека счастливым?
  • Какова цель существования человека?
  • Нужно ли ставить перед собой «недостижимые» цели?
  • Как Вы понимаете словосочетание «идти по головам»?
  • Чем отличается «сиюминутное желание» от «цели»?

Источники:

http://literaguru.ru/argumenty-iz-literatury-po-napravleniyu-tseli-i-sredstva/

https://www.ctege.info/napravlenie-tseli-i-sredstva/argumentyi-k-temam-tseli-i-sredstva.html

http://rustutors.ru/novosti/147-primernye-temy-itogovogo-sochineniya-2018-celi-i-sredstva.html

http://relasko.ru/forum/66-20962-1

ku4mina.ucoz.ru

Понятия и определения «Цели и средства» итогового сочинения



07.09.2017

Что такое цель

  • Цель – это результат, к которому стремится человек в своей деятельности, ожидаемый итог.
    Это осознанный образ предвосхищаемого результата, возникший в сознании человека, представленный им.
  • Цель в жизни с философской точки зрения — это общие ориентиры, которые человек определяет для себя, включающие в себя смысл жизни, назначение своё в ней. Выражаясь более высоко, это миссия, которую каждый видит в своём рождении на земле. Это ответ на вопрос: зачем я живу?
    Цель с нравственной, моральной точки зрения – это те нравственные принципы, которым пытается следовать человек, это его личная программа обогащения внутреннего, духовного мира, тот образ, к которому стремится  он в своём движении к самосовершенству, ответ на вопрос: каким я хочу быть.
  • Цель с социальной точки зрения – это определение человеком своего места в обществе, его социальной роли, позиции буквально в каждой сфере. Это ответы на вопросы: каково моё место в политической жизни страны, каким я хочу видеть своё материальное положение, какой профессиональной деятельностью буду заниматься, какой я хочу видеть свою семью и др.
    Цели бывают глобальные, определяющие направление всей жизни человека, и конкретные, как результат той или иной деятельности. Такие цели человек может ставить пред собой почти ежедневно, составляя программу действий на какое-то время.
  • Цели определяются уровнем развития, образования, воспитания человека, особенностями его личностных качеств. Поэтому говорят, что цели бывают высокие, нравственные, способствующие дальнейшему формированию лучшего в человеке, направленные на достижение блага близких, народа, страны. Но бывают и низкие, эгоистичные, цели,   в основе которых – стремление  удовлетворить  лишь свои  потребности без учёта того, приносит деятельность пользу окружающим или нет.
  • По целям можно судить о человек, каков он, насколько развит нравственно, сформирован как личность.

Синонимы к слову «цель»

  1. итог
  2. результат
  3. мечта
  4. назначение
  5. замысел
  6. миссия
  7. установка
  8. идеал
  9. ориентир

Что такое средства

  • Средства — это те методы, приёмы, пути, которые использует человек для достижения своих целей.
  • Конкретная цель определяет средства, которые использует человек. Поэтому средствами могут быть действия человека (например, изучение материала, самоподготовка для удачной сдачи экзамена), слова, поддержка кого-то в трудную минуту (например, стремление успокоить человека, переживающего сильное эмоциональное волнение), наконец, средством могут быть предметы , используемые в конкретной деятельности (например, доски в столярной мастерской)
    С точки зрения юридической, средства бывают законные и незаконные. Первые не нарушают порядка жизни общества, не наносят вреда окружающим. Вторые угрожают спокойствию и даже жизни людей, несут опасность.
  • С моральной точки зрения есть средства, не нарушающие законов морали, построенные по принципам добра, справедливости, человечности, а есть безнравственные средства, попирающие честь, достоинство людей, несущие в себе зло, переходящие все границы дозволенного.
    Средства, как и цели, зависят от того, каков человек, насколько он порядочен, сформирован нравственно, социально.
  • Необходимо чётко продумывать средства достижения цели, чтобы не навредить окружающим, не унизить самого себя аморальными поступками.
  • Цель оправдывает средства. Всегда ли верно данное утверждение? Конечно, нет. Любая, на первый взгляд, благородная цель, достигнутая низкими, грязными, беззаконными способами, перестаёт быть таковой, так как достигается болью и страданиями других людей.

Синонимы к слову «средства»

  1. способ
  2. метод
  3. орудие
  4. путь
  5. ресурс
  6. возможность

Мельникова В.А. http://literatura-ege.ru


Сохранить ссылку:
Добавить комментарий

Рекламные и несодержательные сообщения удаляются.

www.ctege.info

Направление «Цели и средства». Подготовка к сочинению ЕГЭ по литературе 2018.

Слайд №1 «Направление «Цели и средства» Подготовка к сочинению ЕГЭ по литературе 2018

учитель МОУ СОШ № 16 Тверь Григорьева Г.М.

Слайд № 2

Предмет исследования:

открытое тематическое направление на 2017/18 «Цели и средства»

Цель:

— развитие речевой культуры обучающихся,

— стимул к педагогике чтения и личностно-ориентированному обучению

Задачи сочинения:

— допуск к ЕГЭ в формате «зачет-незачет»

— форма индивидуальных достижений обучающихся

— ценностное самоопределение личности как проявление гуманитарной и информационной культуры

Педагогика чтения – научная метафора, призванная акцентировать внимание на чтении, как общепедагогической и социокультурной проблеме.

Слайд №3 «5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год»:

«Верность и измена»

«Равнодушие и отзывчивость»

«Цель и средства»

«Смелость и трусость»

«Человек и общество»

Слайд № 4 «Структура сочинения»:

  • Вступление
  • Основная часть: тезис и аргументы
  • II.(одно или более произведений)
  • Заключение

Слайд №5 «Рекомендованная литература к направлению «Цели и средства»»

Рассказы:

Харуки Мураками «Седьмой»

Н.А. Тэффи «Жизнь и воротник»

П. Зюскинд «Сражение»

Б.Л. Васильев «Экспонат №»

Слайд №6 «Харуки Мураками «Седьмой» рассказ 1996 г.»

Жанр: психологический рассказ

Метод: реализм

Время: XX век

Место: Япония

Персонаж: рассказчик «Седьмой»

Единство центра: волна — память

Перевод на русский: А. Замилов

Слайд №7 «Комментарий к направлению «Цели и средства», подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»»

Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься:

— о жизненных устремлениях человека,

— важности осмысленного целеполагания,

— умении правильно соотносить цель и средства ее достижения,

— об этической оценке действий человека.

Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.

Слайд №8 «100 целей жизни человека»

Постановка целей — это не просто написать список. Это отправная точка на пути к проектированию жизни, которой мы живем.

Слайд №9 «Теория «Цели и средства»»

Цель

— осознанный, запланированный результат деятельности,

— то, чего мы стремимся достичь

Виды целей:

— общезначимые и конкретные,

— краткосрочные, долгосрочные, периодические

— материальные и духовные,

— явные и неявные.

Цель всегда должна быть НРАВСТВЕННОЙ

(направленной на общественное благо)

Средства – приёмы, способы, действия для достижения результата.

Средства должны соответствовать цели

Слайд №10 «Сюжетный кластер»

Седьмой и «К»-Цунами и гибель «К»-Страх-Крик –Спасение

Психологическая травма – это травма психики, которую человек перенёс из детства

Через сорок с лишним лет

Кластер — это графическая форма организации информации.

Слайд №11 «Символика рассказа»

Волна – быстротечность жизни

Море – память и забвение

Цунами – неспособность разобраться в своей жизни

Цифра «семь» — неизвестное, невидимое

Монолог от «я» — самопознание

Слайд №12 «Цитатная композиция»

Экспозиция: «Я вырос в приморском городке префектуры N».

Завязка: «…к нам уже подбиралась волна… Та волна — живая!»

Кульминация:

«…Это была особая, невиданная прежде гигантская волна. Она едва не захватила меня, но взамен того поглотила и унесла в иной мир самую важную для меня вещь, на поиск и возврат которой ушло много лет».

Развитие действия – статика: «Работаю как все, живу обычной жизнью. .. Но прошлое не оставляет меня в покое. Оно изредка, как сборщик налогов стучится в дверь, напоминает о себе. И приходит, когда, как кажется, уже начинаешь об этом забывать. Всегда один и тот же кошмар».

Развитие действия – динамика: «Я пошатнулся и упал в набегавшую волну…Я долго лежал ничком в такой позе, не в силах подняться. Но мне не было страшно. Да! Мне нечего уже было бояться. Всё было в прошлом».

Развязка:

«…я рад, что смог, в конце концов, спастись».

Слайд №13 «Неявные цели и средства»

Цель: Забыть произошедшее («подавляющий страх»)

Средства: не возвращаться в родной город, не купаться в море, даже в бассейне, не жениться

Результат: «Ведь я вполне мог кончить жизнь в криках от жуткого страха».

Слайд №14 «Явные средства»

Цель: избавиться от страха («И всё же я не смог избавиться от химеры утопленника», «До мозга костей мною владел страх»)

Средства: приезд на родину (из-за продажи дома и раздела наследства), акварели «К»

Результат: «Самое страшное – повернуться спиной к страху и закрыть глаза. Тогда мы невольно уступаем ЧЕМУ-НИБУДЬ своё самое сокровенное. В случае со мной это была волна».

Слайд №15 «Рефлексия к рассказу Харуки Мураками «Седьмой»

Неявные цели: забвение, бесцельное существование, смерть (крик)

Явные средства: память, опыт: не бояться, обретение смысла жизни (сокровенного)

Слайд №16 «Темы по направлению «Цели и средства»

Оправдывает ли цель средства?

Почему важно иметь цель в жизни? Для чего нужна цель?

Можно ли утверждать, что на войне все средства хороши?

Достижение какой цели приносит удовлетворение?

К чему приводит отсутствие цели в жизни?

Какая разница между истинной и ложной целью?

Можно ли судить о человеке по его цели?

Можно ли оправдать великие цели, достигнутые нечестным путем?

Всегда ли достижение цели делает человека счастливым?

Какова цель существования человека?

Как связаны моральные качества человека со средствами, которые он выбирает для достижения своих целей?

Чем мечта отличается от цели?

Слайд №17 «Сочинение по направлению «Цели и средства»

Цель есть то, чего мы стремимся достичь. Она побуждает к деятельности. Есть цели материальные, есть духовные. К последним относится процесс самопознания – смысла жизни. Об этом пишут многие художники слова.

Так, в рассказе японского писателя Х. Мураками «Седьмой» герой не ставит перед собой общезначимую конкретную цель. Качество и полнота жизни раскрывается ему в позднем возрасте, а мотивом к этому становится случай из детства – психологическая травма, преодолеть которую и познать себя ему предстоит. Цифра семь — интровертное число, символ неизвестного и невидимого. А монолог от первого лица означает самопознание.

В десятилетнем возрасте рассказчик увидел смерть друга – цунами поглотило тело «К». С этого момента герой не мог видеть море, даже купаться в бассейне. Сны о катастрофе преследовали его, а крик возвращал в дни трагического события. Рассказчик лишил себя семьи, общения с родными, считая причиной гибели «К» свое малодушие. Для себя он стал прямым укором, поскольку прошлое, «как сборщик налогов, стучится в дверь, напоминая о себе».

Как же герой вышел из этой травмы, ведь цель нашей нервной системы – восстановить саморегуляцию. Если человеку удается вернуться к начальному уровню и обрести себя заново, то он приобретает бесценный опыт. Немецкий философ Ф. Ницше писал: «Всё, что нас не убивает, делает нас сильнее».

Мне кажется, «седьмой» не отличался храбростью, это обычный человек. Он не ставил конкретных целей избавиться от страха, владевшего им. Скорее, рассказчик отгораживался от внешней жизни и замыкался в себе, чтобы не причинять неудобства другим.

Средство достижения его цели появилось само – умер отец, и брат, продав дом, обнаружил коробку с рисунками «К» о море. Возращение в родные места и стало средством реализации цели – вернуть себе душевный покой. Герой понял, что он, десятилетний, тогда сделал все, что мог, а страх – ненависть друга и желание забрать с собой в пучину – всего лишь фантазии детства. Рассказчик сумел преодолеть реальное событие прошлого, он пришел к главному смыслу бытия – ценности себя. Теперь улыбка «К» казалась ему невинной и мирной, а волна, в которой герой долго лежал, не была пугающей и страшной. Цель достигнута: «Ведь я вполне мог кончить жизнь в криках от жуткого страха». Жизнь продолжается.

В финале рассказа «седьмой» подводит итог: не надо бояться жизни, нужно поворачиваться к трудностям лицом и смело их встречать. А волна – символ напоминания о быстротечности бытия, которое нужно ценить.

Таким образом, Х. Мураками показывает читателю, что самая нравственная цель для человека – он сам. Это самый большой подвиг – преодолеть в себе то, что мешает жить и радоваться жизни.

(390 слов)

Слайд №18 «Н.А. Тэффи «Жизнь и воротник» 1910 г

Жанр: юмористический рассказ

Метод: реализм

Время: XX век

Место: Россия

Персонаж: Олечка Розова — Воротник

Единство центра: человек-вещь-человек

Слайд №19 «Таблица регуляторов мотиваций»

Вещи: воротник, кофточка, юбка, башмаки, шляпа, пояс, перчатки, полосатый диван, старая вороватая кухарка.

Способ приобретения: были деньги, из хозяйственных денег, заложила часы и браслетку, без часов, взяла деньги у бабушки, деньги у знакомых.

Поведение Олечки Розовой: честная, тихая, застенчивая Скромная жизнь. Мучилась. «Не останавливаться же на полпути?» Проплакала всю ночь. Бледная, смущенная, заикаясь врала бабушке. Выклянчивала.

Стала вести странную «воротничковую жизнь»: угождала воротничку. «Существо слабое и бесхарактерное». Обстригла волосы, громко хохотала. Слабела в борьбе. Встречалась со студентом. Заложила руки в карманы, громко свистнула. Деньги «профукала».

Поведение воротничка: «Воротничковая жизнь». Потребовал, заказал. Подлый. «Крахмальная дрянь». Укреплялся и властвовал. Напялился на шею, поехал в гости, вёл себя развязно. Пошло захихикал. Ухарски повернул ее голову и снова хихикнул. Поехал в ресторан, не обращал со студентом внимания на Олю.

Резюме: «Эх, жизнь!» Олечка Розова: Развелась, скромна и краснеет при слове «омнибус». Воротник: потерялся в стирке.

Слайд №20 «Человек только воображает, что беспредельно властвует над вещами». Н.А. Тэффи»

Цель: материальная

Средства:

ложь, обман, паразитизм, предательство, грубость

Итог:

деградация личности и её отчуждение (ирония овеществления :

«Как существо слабое и бесхарактерное, она скоро опустила руки и поплыла по течению, которым ловко управлял подлый воротник»

Антицель

Безнравственные средства

Разрыв внутреннего и внешнего мира (оценка успешности – по вещам, а не по нравственному миру человека)

Слайд №21 «Патрик Зюскинд «Сражение» рассказ («Поединок») 1995 г.»

Жанр: психологический рассказ

Метод: постмодернизм

Время: XX век, август

Место: Париж, Люксембургский сад

Персонажи: деструкция троичности

Единство центра: шахматная партия

Перевод на русский: Э. Венгерова

Слайд №22

Жан 60 лет

Цель: проиграть достойному сопернику

(до этого ни одного поражения!)

Способ: медлить, думать, рассуждать Восхищался незнакомцем

Чёрный

молодой брюнет

Цель: поразить всех своей игрой и взять верх над опытным мастером

Способ: позёрство, презрение, молчание Психологическое воздействие

Компания зрителей

Цель: отомстить матадору (Жану) за свои проигрыши

Способ: поддерживают Чёрного, аплодируют ему и желают разгрома Жану

Маэстро, герой – С Жаном будет покончено

Слайд №23 «Du mußt dein Leben ändern» ??? Rainer Maria Rilke (литературная аллюзия из новеллы П. Зюскинда «Amnesie in litteris»)

Слово «чудо» многозначно:

для зрителей – победа молодости и разгром опыта,

для Чёрного – произвести ложное впечатление (позёрство),

для Жана –ожидание рождения нового мастера

Итог-алогизм (ирония):

«… на самом деле сегодня он потерпел поражение, ужасное и окончательное. Жан принял решение: «…покончить с шахматами раз и навсегда». (мотив отчуждения)

Zusammenfassung/Resümee:

Момент совершенства разрушен неоправданным ожиданием – иллюзией.

Финал: низвергнутость в будни вместо праздника

Слайд №24 «Борис Васильев «Экспонат №…» Рассказ 1986 г.»

Жанр: рассказ-раздумье

Метод: реализм

Время: XX век

Место: Россия

Персонажи: Анна Федотовна-сын-пионеры

Единство центра: тема памяти

Слайд №25

Анна Федотовна: Цель: сохранить память о сыне

Средства: воспоминания, перечитывание писем с фронта

Итог: это стало «привычной печалью, без которой ей было бы невозможно уснуть, а затем — ежевечерним непременнейшим и чрезвычайно важным разговором с сыном. С Игорьком, так и оставшимся мальчишкой навсегда».

Пионеры: Цель: собрать свидетельства с фронта для музея

Средства: кража, грубость, ложь

Итог после отсутствия писем: «…нет более никаких надежд и что последнее, что еще осталось ей, — это память о нем».

Автор: Цель воевавших: счастье будущих поколений

Средства: Люди во всем отказывали себе ради победы (Анна Федотовна была счетоводом, в 41-ом – сцепщиком вагонов).

Резюме-размышление: Почему же мы вырастили такое чёрствое и бездушное поколение?

Слайд №26 «Резюме по направлению «Цели и средства»»

Х. Мураками «Седьмой» цели «явные-неявные»

Н. А. Тэффи «Жизнь и воротник» цели «материальные»

П. Зюскинд «Сражение» алогизм целей

Б.Л. Васильев «Экспонат №» общезначимые и конкретные цели

Общее: мотив отчуждения

Слайд №27 «Используемая литература»

1. Все направления итогового сочинения 2018 года, разбор / Источник: http://rustutors.ru/novosti/138-temy-itogovogo-sochineniya-2018-goda.html

2. Как написать итоговое сочинение? // http://егэша.рф/news/itogovoe/2016-11-16-230

3. Кашкаров Андрей Личностный интерес ребёнка как фактор приобщения к чтению / https://books.google.ru/books

4. Личностно-ориентированное обучение чтению // http://pedsovet.su/metodika/priemy/5673_metod_klaster_na_uroke

5. Пять видов целей человека и вопрос о смысле жизни по Д.И. Курашову / Источник: http://vikent.ru/enc/7020

6. Харуки Мураками Призраки Лексингтона. Авторский сборник. — М.: Эксмо, 2006 г. – 160 с.

infourok.ru

Цели и средства — Ирина Шульгина

Приветствую всех! Предлагаю разобрать одно из направлений тем итогового сочинения 2017—2018 учебного года — «Цели и средства».

 

Для аргументации подойдут следующие литературные произведения:
  1. Мэри Шелли «Франкенштейн»
  2. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»
  3. А. Азимов «Двухсотлетний человек», «Я, робот»
  4. А. Р. Беляев «Голова профессора Доуэля»
  5. И. Гончаров «Обломов»
  6. Уинстон Грум «Форрест Гамп»
  7. Теодор Драйзер «Финансист»
  8. Дж. Толкиен «Властелин колец»
  9. И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев»
  10. Н.В. Гоголь «Шинель», «Мертвые души»
  11. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  12. И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
  13. О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
  14. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот»
  15. И.С. Тургенев «Отцы и дети»
  16. Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» (шестое письмо)
  17. Л.Н Толстой «Война и Мир»
  18. А. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
  19. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  20. М.А. Шолохов «Судьба человека»
  21. Е.И. Замятин «Мы»
  22. В.П. Астафьев «Царь-рыба»

 

Чтобы подготовиться к этому направлению и потренироваться писать сочинения, обратите внимание на следующие цитаты (нужно пояснить смысл цитаты/ согласиться или не согласиться с утверждением известного человека):

  1. «Если вы хотите достичь цели, не старайтесь быть деликатным или умным. Пользуйтесь грубыми приемами. Бейте по цели сразу. Вернитесь и ударьте снова. Затем ударьте еще — сильнейшим ударом сплеча…» (У. Черчилль)
  2. «Всегда есть вершина, которой стремишься достигнуть, а достигнув, устремляешься к следующей. Это и есть «тернистый путь». (М. Шевалье)
  3. «Самый медлительный человек, если он только не теряет из виду цели, идет быстрее, чем тот, кто блуждает бесцельно». (Г. Лессинг)
  4. «В понятии человека заложено, что его последняя цель должна быть недостижимой, а его путь к ней — бесконечным». (И. Фихте)
  5. «Жизнь только для того красна, кто стремится к постоянно достигаемой, но никогда не достижимой цели». (И.П. Павлов)
  6. «Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства для ее достижения». (А. Эйнштейн)
  7. «Ум, не имеющий никакой определенной цели, теряется; быть везде — значит быть нигде». (М. Монтень)
  8. «Человек вырастает по мере того, как растут его цели». (Ф. Шиллер)
  9. «Великие умы ставят перед собой цели; остальные люди следуют своим желаниям». (В. Ирвинг)
  10. «Прямота не обеспечивает кратчайшего пути к цели». (С.Е. Лец)
  11. «Хорошее – враг превосходного». (Дж. Коллинз)
  12. «Если бы люди знали, каких трудов стоило мне мое мастерство, оно совсем не показалось бы им чудом». (Микеланджело)
  13. «Найди цель, ресурсы найдутся». (М. Ганди)
  14. «Если ты направляешься к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камнями во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели». (Ф.М. Достоевский)
  15. «Когда вам покажется, что цель недостижима, не изменяйте цель — изменяйте свой план действий». (Конфуций)

Предлагайте в комментариях любые другие темы, если хотите, чтобы я их разобрала!

9,204 просмотров всего, 3 просмотров сегодня

irishu.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *