Процесс создания полезного продукта – Тема 8 Теория производства — Экономическая теория: конспект лекций. Васильева Е.В., Макеева Т.В. — ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО) — Учебно-методические материалы для студентов всех ВУЗов: — std72.ru

Создание полезного продукта — Энциклопедия по экономике

ТРУД — сознательная, целесообразно направленная деятельность, приложение людьми умственных и физ. усилий для создания полезных продуктов производства вещей, оказания услуг, накопления и передачи информации, идущих на удовлетворение своих материальных и духовных потребностей основная форма жизнедеятельности как отдельного человека, так и общества в целом, исходное условие соц. бытия развития всех сторон общественной жизни. Вместе с тем] Т.— средство самовыражения и самоутверждения личности, реализации ее опыта, интеллектуального и творческого потенциала, нравственного достоинства.  [c.387]
Исходным является непосредственное производство — процесс создания полезного продукта. В это время работники приспосабливают вещество и силы природы к удовлетворению общественных потребностей (скажем, выплавляют из железной руды чугун, изготавливают из древесины мебель и т.д.).  [c.9]

Создание полезного продукта  [c.63]

Исходным является непосредственное производство — процесс создания полезного продукта. В это время работники приспосабливают вещество и силы природы к удовлетворению человеческих потребностей (скажем, выплавляют из железной руды чугун и сталь, строят из кирпича здания и т.д.). Это звено экономики имеет решающее значение. Ведь если блага не созданы, то нечего распределять, обменивать и потреблять.  [c.12]

ПРОИЗВОДСТВО — процесс создания полезного продукта, предназначенного для удовлетворения потребностей человека. Во время этого процесса работники приспосабливают вещество и силы природы к удовлетворению общественных потребностей (например, выплавляют из железной руды чугун, изготавливают из древесины мебель и т.д.). Производство имеет решающее значение для экономики. Если не создан продукт, то тогда нечего распределять, обменивать и потреблять. Так, уровень жизни людей в каждой стране зависит от того, сколько создается богатства в самых разнообразных его видах. Например, в 1992 г. валовой внутренний продукт (сумма стоимости всех товаров и услуг, созданных внутри страны) составил в расчете на душу населения США 23,3 тыс. долл. Если эту величину  [c.251]

Экономика, по существу, представляет собой последовательное и взаимосвязанное движение общественного богатства, совершающего такой круг производство -распределение — обмен — потребление. Исходной фазой этого движения выступает непосредственное производство — процесс создания полезного продукта. Производство имеет решающее значение для экономики если не создан продукт, то тогда нечего распределять, обменивать и потреблять. Распределение выявляет долю каждого человека в созданном богатстве. Обмен -процесс, во время которого полученные при распределении продукты обмениваются на другие нужные вещи. Потребление означает использование людьми материальных благ для удовлетворения своих потребностей.  [c.332]

Средства производства и рабочая сила, рассматриваемые вне их конкретной социальной формы, предстают как средства создания полезного продукта, потребительной стоимости -— естественного результата целесообразной трудовой деятельности человека. Взятые же в их общественной форме, факторы производства образуют социальные средства реализации данного типа собственности, достижения целей исторически определенного способа производства. Если в буржуазном обществе рабочая сила и средства  [c.391]

Так, например. Ю. В. Яковец справедливо замечает, что геологи в такой же мере участвуют в создании стоимости продуктов горнодобывающей промышленности, как строители производственных зданий к сооружений, как горняки, осуществляющие вскрышные работы на карьере. И так же как стоимость зданий, горных выработок и других основных производственных фондов переносится на изготовляемый продукт, так стоимость, созданная трудом геологов, переносится на добытые полезные ископаемые [39].  [c.58]

Понятие производство в микроэкономике представляет собой целенаправленную деятельность, результатом которой является превращение отдельных компонентов в полезный продукт или изменение свойств, формы продукта. Производственная система предприятия состоит из совокупности взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов. Под ними обычно понимают различные ресурсы, необходимые для производства, и результат производства. Продукт как цель создания и действия производственной системы выступает в процессе изготовления в разных видах относительно своего исходного материала и готовности. Производство продукта есть определенная технология, в соответствии с которой завершается трансформация затрат в продукцию.  [c.59]

Продукция текстильной промышленности, нефтехимической, целлюлозно-бумажной, алюминиевой, производство фанеры, авиастроение ориентированы практически полностью на потребности внутреннего рынка. На мировом рынке они неконкурентоспособны из-за высоких издержек производства, в которых преобладающими статьями являются стоимость импортируемого сырья и малоквалифицированной рабочей силы. В этих отраслях низок технологический уровень производства, отсутствует передовая технология и дифференциация продукции крайне затруднена. На мировом рынке японские фирмы обычно используют тактику постепенного терпеливого расширения рыночной доли и создание технологического преимущества, рассчитанного на долгосрочную перспективу. При этом помимо достижения высокой эффективности производства, ориентированного на выпуск продукции высокого качества, японские фирмы строго придерживаются принципа, что характеристики продукта (форма, цвет, материал, надежность в работе) должны строго отражать потребительскую полезность продукта в целом. Огромное значение японские фирмы придают дизайну как средству удовлетворения всесторонних, причем, главным образом, эстетических потребностей покупателя.  [c.426]

Постоянное совершенствование в области техники и технологии достигается за счет изобретений, т. е. нахождения нового, практически выполнимого и полезного технического решения, рецепта создания нового продукта или технологического процесса.  [c.96]

Представляется очевидным, что все три производственных фактора в своем естественном виде непосредственно участвуют в создании натуральных продуктов, в образовании их полезных свойств.  [c.262]

Представляется вполне очевидным, что такой процесс образования продуктов и дохода присущ лишь натуральному производству. В нем для создания полезных вещей используются все факторы производства труд, капитал (средства производства) и земля — в их натуральном, естественном виде. Однако общественные продукты и доход совершенно иначе создаются в товарно-рыночном хозяйстве. Как мы выяснили ранее, вещественные факторы производства не участвуют в создании новой (добавленной) стоимости, которая служит источником доходов всех собственников производственных факторов. Следо-  [c.262]

Но каким же образом можно снизить наклон кривой спроса В модели монополистической конкуренции наиболее важной составляющей является реклама. И в данной области маркетинговая функция направлена на создание имиджа большей полезности продукта, купленного в конкретном магазине, или продукта определенной марки. По большому счету, эта полезность относится скорее к области психологии, однако мы наблюдаем, как успешно работает такой психологический имидж  [c.65]

При изучении интенсивности труда необходимо исходить, во-первых, из того, что речь идет именно об интенсивности труда как общественно полезной деятельности людей, которая получает признание общества и соответствующим образом оценивается с его стороны. Указанная оговорка объясняется тем, что многие экономисты и физиологи склонны подразумевать под этим понятием вообще напряжение психофизиологических функций организма работающего человека и измерять его количеством расходуемой энергии. Однако, как правильно указывает В. Н. Белкин (1980), многочисленными исследованиями физиологов доказано, что работник в рабочее время может затрачивать жизненные силы на а) целесообразную производительную деятельность, т. е. на процесс груда б) сопротивление неблагоприятному воздействию внешней производственной среды в) преодоление собственного негативного отношения к данному виду трудовой деятельности. Во время простоев также может происходить потребление рабочей силы (переживания, поиски неполадок, их устранение и т. д.). Отсюда видно, что в трудовом процессе далеко не все затраты человеческой энергии связаны с воздействием на предмет труда и создание его продукта.  [c.13]

Эффективные оценки потребительной стоимости природных ресурсов, как и соответствующие оценки основных фондов, основываются не на затратах труда но поддержанию и пополнению этих ресурсов, а на полезном эффекте от их применения. Они характеризуют возможный вклад использования того или иного ресурса в создание общественного продукта или в экономию общественного труда. При этом должно учитываться и создание экологических условий благосостояния людей.  [c.395]

Известная обособленность процессов создания и реализации полезности продуктов обуславливает необходимость различать потребительную стоимость и полезность.  [c.206]

Специалист по пропаганде способен отыскать или создать коммерчески полезный материал о самых что ни на есть прозаических товарах. Несколько лет назад Совет по маркетингу картофеля решил финансировать пропагандистскую кампанию, призванную стимулировать потребление картофеля. Проведенное в общенациональном масштабе исследование отношения к этой культуре и характера ее потребления показало, что многие люди воспринимают картофель как продукт, способствующий полноте, не слишком питательный и не слишком богатый витаминами и минеральными веществами. Подобные отношения складывались в результате высказываний различных лидеров мнений, таких, как редакторы отделов пищевых продуктов периодических изданий, сторонники диетического питания, врачи. Фактически же калорийность картофеля гораздо ниже, чем считают многие, и в нем содержится ряд ценных витаминов и минеральных веществ. Совет по маркетингу картофеля решил разработать отдельные пропагандистские программы для потребителей, врачей, диетологов, специалистов по питанию, специалистов по домоводству и редакторов отделов пищевых продуктов периодических изданий. Программа для потребителей предусматривала передачу множества материалов о картофеле организациям сетевого телевидения и женским журналам, создание и распространение Диетического пособия для любителей картошки , а также размещение статей и публикацию рецептов блюд из картофеля в разделах пищевых продуктов периодических изданий. В программу для редакторов отделов пищевых продуктов периодических изданий включили проведение семинаров силами экспертов по проблемам рационального питания.  [c.543]

В биотехнологической компании средства поддержки коллективной работы обеспечивают улучшение информационного обмена между специалистами, занимающимися исследованием ДНК, синтезом ДНК и химическими технологиями. Все вместе они работают над поиском новых генов и веществ, которые бы образовывали полезные лекарственные препараты, реагируя с продуктами генетического кодирования. Обычно выделением новых и идентификацией мутантных генов занимаются одни люди, а определением их функций — другие. Это разные дисциплины, но они обе необходимы для создания лекарственных препаратов, и применение электронного инструментария помогает в работе специалистов обеих этих категорий. Ученые используют их на стадии исследования, а химики — на стадии анализа. Химик может визуально сравнить графические представления структур ожидаемых продуктов синтеза с химическими структурами известных лекарственных препаратов и сделать те или иные предположения о свойствах новых веществ. Например, молекула, сходная по структуре с известным токсином, может быть немедленно исключена из дальнейших исследований.  [c.280]

Французский экономист начала XIX в. Ж.Б. Сэй стремился найти основной закон государственных финансов в теории потребления. Согласно этой теории все налоги рассматриваются как неизбежное зло, как та необходимая трата сил, которая нужна для всякого государства. С этой точки зрения налоги не выполняют созидательной роли, поэтому, чем меньше налог, тем лучше. Ж.Б. Сэй писал, что с того момента, как налог уплачен плательщиком, последний теряет ценность переданной государству суммы. Когда же эта ценность потреблена правительством или его агентами, она потеряна для всех и ни в каком виде не сохраняется для общества . На тех же основаниях, по которым непроизводительное потребление не благоприятствует воспроизводству, взимаемое государством обложение не может быть благоприятно для создания новых ценностей оно отбирает у плательщика ту часть продукта, которую он мог бы или истратить непроизводительно, или использовать для какого-либо полезного производства. В  [c.231]

М. Портер предложил схему, которая полезна при анализе ресурсов в стратегическом плане. Эта схема получила название цепочка создания ценности (рис. 7). Основной идеей Портера является то, что степень оценки продуктов или услуг покупателями (пользователями) определяется тем, как выполняются действия, необходимые для разработки, производства, выведения на рынок, поставки и поддержки данного продукта или услуги. Эта деятельность должна тщательно анализироваться, если ставится задача достичь понимания стратегических возможностей организации. В своей модели  [c.85]

Синтаксический уровень информации связан с внешней формой и структурой информационных сообщений. Это касается формата бланков документов, форматов значений реквизитов, структуры хранения данных на машинном носителе, протоколов обмена данными и т. п. Семантический уровень информации определяет смысловое содержание информации. Этот уровень связан с построением технико-экономических показателей, проектированием реквизитного состава документов, разработкой логической структуры базы данных, созданием системы классификации и кодирования. Прагматический уровень отражает ценность информации для системы управления, ее полезность для выработки управленческих решений. Информация как продукт ИС обладает набором потребительских свойств, которые превращают ее в средство труда и товар.  [c.24]

Определяющей характеристикой инновационного процесса является инновационный цикл, от структуры и эффективности реализации которого зависят конечные результаты функционирования всей системы управления научно-техническим развитием. Следует рассматривать такие стадии инновационного цикла наука — техника — производство — потребление , через которые проходит каждое научно-техническое нововведение. При этом, по нашему мнению, необходимо рассматривать управление этими стадиями не изолированно, а как взаимосвязанным сложным процессом создания и реализации инноваций, т. е. как инновационным циклом. Управление им следует начинать с поисковых исследований и выработки идей нового продукта. Доля не приносящих полезного результата усилий в этой фазе очень высока. Поэтому, чем больше альтернативных идей, тем реальнее успех и больше размах вариаций в постоянно изменяющихся ситуациях. Разработчик должен заботиться о наличии идей во всех структурных единицах НИО, используя все возможные источники идей как внутри, так и вне ее.  [c.13]

Создание и использование СМИ способствует получению полезной информации. Например, о доходности от конкретного продукта, потребителя, канала распределения или даже доходности данного продукта при его продаже конкретному потребителю. Это может быть достигнуто путем создания базы индивидуальных данных о продажах продуктов потребителям. Получению пригодной для последующего принятия решений информации способствует тщательное распределение скидок, конкретных продаж, транспортных расходов и расходов на продвижение товара по конкретным продуктам и покупателям (рис. 5). Все эти данные хранятся в СМИ. Использование мощных компьютеров и пакетов программ для хранения и анализа этих сведений позволяет без особых затруднений непрерывно следить за прибылями, продажами и конкретными затратами.  [c.38]

Имитационные рыночные испытания могут принимать различные формы, их назначение — создание реальной рыночной ситуации, когда некая выборка потребителей покупает товары из ассортимента, который им предоставила компания, проводящая маркетинговые исследования. Например, набирают группу покупателей для приобретения бакалейных товаров в передвижном супермаркете, приезжающем раз в неделю. Покупателей снабжают журналами, в которых может быть помещена и реклама нового товара. Этот метод позволяет измерить ключевые показатели успеха проникновение — долю покупателей, купивших продукт по крайней мере один рад, а также повторную покупку -долю покупателей, совершивших вторую покупку нового продукта. Если проникновение велико, а повторная покупка мала, то у покупателей выясняют, почему они, попробовав продукт, отвергли его. Имитационные рыночные испытания полезны на предварительном этапе, позволяя выявить проблемы, например, упаковки или состава продукта, которые могут быть решены до выведения продукта на рынок на стадии пробного сбыта. Кроме того, такие испытания позволяют исключить продукты, не выдержавшие сопоставления с аналогичной продукцией конкурентов.  [c.135]

Знание стратегических целей конкурентов полезно и для прогнозирования их вероятных маркетинговых действий. Например, стратегия создания продукта часто сопровождается агрессией в ценовой политике и политике его продвижения, стратегия поддержания — стабильностью конкурентной ситуации, а стратегия «сбора урожая» — действиями, ориентированными на издержки производства, а не на маркетинг.  [c.159]

Последователь А. Смита, французский экономист Ж.Б. Сэй, в вопросе о производительном и непроизводительном труде расходится с мнением отца политэкономии . В изложении М.М. Алек-сеенко познакомимся с рассуждениями Ж.Б. Сэя относительно его понимания производительного труда Основное понятие здесь -созданная полезность. Производство можно определить так это деятельность человека, направленная на создание полезностей. Полезность может воплощаться в материальных формах и в нематериальных. Так что услуги государства — это тоже производство полезности. Поэтому все эти продукты и труд, употребленный на их создание, должен быть по справедливости назван производительным. Государство имеет нужды, которые должны быть удовлетворены известными полезностями, которые оплачиваются налогом 1.  [c.83]

Как известно, современное хозяйство каждой страны по степени его обобществления подяется на несколько уровней. Самым низшим из них является микроэкономика. Микроэкономика (греч. mikros — малый) — часть всего народного хозяйства, в которую входят все те, кто обладает преимущественно частной собственностью на факторы производства и в той или иной форме участвует в создании материальных благ и услуг. В этом секторе экономики непосредственно действует подавляющая доля хозяйственных субъектов. Они задействованы в первичных процессах производства, распределения, обмена и потребления полезных продуктов.  [c.200]

Этот же тип справедливости имеет место и в теории благосостояния, разработанной В. Парето, где человек в качестве дохода получает предельный продукт имеющегося в его распоряжении фактора производства и максимизирует свое благосостояние в рамках имеющихся у него средств. Система справедлива на основании теории предельной производительности, в соответствии с которой каждый фактор производства получает вознаграждение, равное предельному продукту данного фактора3 или равное его вкладу в рост созданного общественного продукта, и теории предельной полезности.  [c.99]

Маркетологи должны следить за тем, чтобы карты и панели выбора, созданные на основе изучения когнитивного пространства потребителя и пространства полезности продукта для потребителя, сочетались с новыми концепциями бизнеса, возникшими при анализе пространства ключевых компе-тентностей компании и бизнес-домена. Это стратегическое соответствие является важнейшим при создании верного предложения ценности и для убеждения потребителей приобрести рыночные предложения компании.  [c.92]

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ БИЗНЕС — вид предпринимательства, основу которого составляет производство как материальное, так и духовное, интеллектуальное один из самых сложных видов бизнеса, цель которого — создание вещей, ценностей, благ, любого полезного продукта, необходимого потребителям и способного быть проданным по определенной цене или обмененным на другой товар. Производственный бизнес — это производство товаров, выполнение строительных работ, транспортировка грузов и пассажиров, услуги связи, коммунальные и бытовые услуги, производство информации, обучение, выпуск печатной продукции. Схема производственного предпринимательства следующая предприниматель приобретает либо арендует основные средства — помещения и оборуддвание, закупает оборотные средства — материалы и комплектующие, привлекает рабочую силу, приобретает, получает необходимую информацию, осуществляет производство. Выпущенный в результате производства товар продается  [c.268]

Созданная масса стоимости равномерно распределяется на то количество потребительных стоимостей, в которых она заключена. Каждый отдельный товар в данном случае предстает как средний экземпляр своего рода. Так, если в течение года за 2400 часов (8 часов X 300 рабочих дней) создается 1000 штук изделий данного вида, то стоимость одной штуки будет равна 2,4 часа (2400 1000)» Справедливо и обратное в каждый данный момент в п раз большее количество потребительных стоимостей будет иметь и в п раз большую стоимость. Таким образом, стоимость любой единицы полезного аффекта (потребительной стоимости) при прочих равных в условиях данного рынка одинакова. Л как измеряется сама потребительная стоимость Такие показатели, как штуки, тонны, метры и т. п., применимы лини, в тех случаях, когда качествен ые параметры продуктов данного вида отличаются друг от друга незначительно, а потребности стабильны. По мере же нарастания таких различий эти измерители оказываются непригодными. Одна тонна руды не эквивалентна другой, если удельный вес пустой породы в них существенно различен различаются между собой равные весовые количества цемента разных марок и т. д. В этих и подобных случаях нужна иная мера, выражаю щая главное потребительное свойство данного вида товаров. Причем каче ство продукта не сводится к естественным его характеристикам. Принципиальное значение имеет степень соот ветствия потребител ьной стоимости продукта той потребности, которую он удовлетворяет. То есть важна полезность продукта — его способность  [c.154]

ВШЕР (Wieser) Фридрих (10.7.1851 — 22.7.1926), австрийский экономист, представитель австрийской школы. Проф. Венского ун-та с 1903. Наряду с К. Менгером и Э. Бём-Баверком разрабатывал теорию предельной полезности (см. Предельной полезности теория), пытался опровергнуть марксистскую теорию трудовой стоимости и теорию прибавочной стоимости» По В., ценность средств произ-ва, необходимых для произ-ва данного товара, определяется предельной ценностью последнего. В.—один из авторов теории вменения (см. Нмепення теория), согласно к-рой каждому из трёх факторов нроиз-ва — труду, земле и капиталу — вменяется определ. часть ценности созданного ими продукта. Эту теорию критиковали даже др. представители австр. школы. В. выдвинул также теорию денег, определяющую их ценность соотношением ден. и реальных доходов.  [c.235]

ПРОДУКТ ТРУДА (от лат. produ tus — произведённый, созданный), полезная вещь или полезный эффект живого труда (услуга), результат простого процесса труда, целесообразной производств, деятельности людей, направленной на приспособление предметов и сил природы к потребностям человека. Выступает как созданная человеческим трудом потребительная стоимость — совокупность полезных свойств П. т. К простым моментам процесса труда относятся полезная, целесообразная деятельность, т. е. собственно труд, предметы труда и средства труда. Будучи результатом процесса труда, П. т. является и его условием, обеспечивая воспроиз-во как личного (человека с его способ-  [c.350]

В науч. лит-ре встречаются иногда взгляды, отрицающие действие С. з. при социализме на том основании, что социалистич. общество должно учитывать не столько стоимость (затраты), сколько наибольшую полезность продукта и только в соответствии с этим распределять труд между отраслями. Но такое мнение не соответствует действительности. Товар обладает двумя свойствами потребительной стоимостью, к-рая выражает его полезность, и стоимостью, в к-рой отражаются овеществлённые затраты на его произ-во. Чем ниже затраты на единицу продукта, тем при том же уровне затрат может быть создано больше потребительных стоимостей, тем в большей мере могут быть удовлетворены потребности общества. Создание максимума полезных благ непосредственно и теснейшим образом связано с учётом требований С. з.  [c.66]

Менеджеры могут отличить операции и затраты по ним, как приводящие, так и не приводящие к созданию добавочной цени ист и продукта. Затраты добавляющие ценность продукту f — это затраты, которые при их устранении снизили бы полезность пли ценность продукта (услуги) дли покупателя, Примерами таких затрат могут ел у жить специфические характеристики продукта и функции, пользующееся спросом у покупателей, такие как высокая скорость выполнения операций, достаточная память, четкое изображение н а мониторе, удобная а использовании клавиатура и уровень сервиса гю послепродажному обслуживанию. Затраты, не добавляющие ценности — это затраты, которые, будучи устраненньши, не смогут снизить полезность продукта (услуги) для покупателя. Это затраты, которые по-ч не склонны оплачивать компании. Примерами подобных аатрат могут  [c.511]

В послевоенные годы в СССР резко возросла добыча нефти и природного газа. За 66 лет, прошедших посде свершения Великой Октябрьской социалистической революции, в стране проделана огромная работа по изучению недр и созданию минерально-сырьевого потенциала, равного которому не имела ни одна страна в мире. Среди разведанных в СССР полезных ископаемых особое место занимают нефть и природный горючий газ. Они играют ведущую роль в развитии топливно-энергетической и нефтегазохимической отраслей народного хозяйства. Продукты переработки нефти и природных газов широко используются в различных отраслях промышленности, сельского хозяйства и быту людей.  [c.6]

Продукция отдельных процессов цикла промышленного освоения МР является промежуточной по отношению к конечной продукции МСК. Функции отдельных процессов и их «вклад» в формирование конечной продукции цикла различны. Неодинаково и содержание понятия их продукции. Функция поисковых работ -отыскание залежей (концентраций) полезных ископаемых. Их «продукцией» являются обнаруженные МР, а также накапливаемая побочная информация общекартографического значения. Геологоразведочные работы направлены на последующее уточнение и описание МР, а на этой базе — отбор эффективной части запасов. «Продукцией» этих работ является перевод МР в более высокие классы надежности, разведанности и эффективности, т.е. повышение степени их готовности к дальнейшему промышленному освоению. Этап строительства горного предприятия имеет целью создание производственного мощностного потенциала и инфраструктуры. Продукцией шахтостроителей являются введенные мощности. Функцией построенного, действующего карьера или шахты является извлечение запасов из недр. Соответственно, их продукция характеризуется количеством и качеством добытого сырья. Обогащение и переработка имеют целью повышение качества добытого сырья. Их продукция — полученные продукты переработки.  [c.24]

Отличительное преимущество мржет быть создано путем творческого использования рекламы. Полезно и увеличение затрат на рекламу, если она направлена на создание индивидуализированной марки продукта, отличающейся от конкурентной. Эту же цель преследуют творческие методы стимулирования сбыта или просто повышенные расходы на стимулирование продаж, непосредственно создающие добавленную потребительскую стоимость. Вовлекая дистрибьюторов в совместные действия по стимулированию сбыта, производители сократят свои издержки и будут способствовать развитию доброжелательных отношений с потребителями.  [c.174]

economy-ru.info

Производство – процесс создания полезного продукта.

Лекция 2. Общая характеристика хозяйственной деятельности и базовые экономические понятия

 

1. Основы общественного производства: простые моменты процесса труда, общественный продукт и его движение.

2. Экономические потребности, блага, ресурсы и факторы производства.

3. Проблема экономического выбора и модель «Границы производственных возможностей общества. Закон возрастающих вмененных издержек.

Вопрос 1. Основы общественного производства: простые моменты процесса труда, общественный продукт и его движение.

История происхождения человека теряется в далеком прошлом. Современная антропология не дает окончательного и достоверного представления о времени и причинах появления «человека разумного». Очевидно лишь, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь.

Человек – существо общественное и в этом качестве он оказался, как полагает ряд ученых прошлого и нынешнего века, прежде всего благодаря труду.

Труд:

1. Является условием существования человека (в процессе труда создаются блага, удовлетворяющие потребности человека) и общества (удовлетворение социальных потребностей).

2. Представляет собой источник роста богатства.

3. В процессе труда происходит саморазвитие человека.

4. Является условием возникновения и развития членораздельной речи.

Труд – это целесообразная деятельность человека, благодаря которой он приспосабливает предметы природы для удовлетворения своих потребностей.

 

Таблица 1 — Различия труда человека и деятельности животного

Человеческий труд Деятельность животного
Осмысленная и целесообразная деятельность («…самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде, чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове.»[1]) Инстинктивная
Используются самостоятельно изготовленные орудия труда Используются лишь естественные предметы
Человек приспосабливает природу для удовлетворения потребностей Животные сами приспосабливаются к силам природы и не могут воздействовать на нее

Изучая процесс труда, К. Маркс выделял следующие его моменты:



Предмет труда (ПТ) – это вещество природы, на которое человек воздействует в процессе труда.

«Например, рыба, которую ловят, отделяют от ее жизненной стихии – воды, дерево, которое рубят в девственном лесу, руда, которую извлекают из недр земли».[2] Вне процесса труда вещество природы не является предметом труда. Если к веществу природы был приложен человеческий труд и оно поступает в дальнейшую переработку, то оно называется сырьем (сырым материалом). «… Всякий сырой материал есть предмет труда, но не всякий предмет труда есть сырой материал».[3] Например, пойманная рыба, идущая в потребление; собранный и сожженный хворост, не являются сырым материалом. Или, набранная из источника вода также не является сырьем, поскольку на нее ранее не оказывалось воздействия.

Средство труда (СТ) – это орудия, с помощью которых человек воздействует на предмет труда.

Различают средства труда:

· непосредственно участвующие в производстве благ (механические СТ): инструменты, машины, оборудование и т.д.;

· обслуживающие процесс производства, то есть создающие условия для него: здания, сооружения, коммуникации.

Степень совершенства средств труда указывает на степень (стадию) развития общества.

Труд, как целесообразная деятельность – деятельность, в ходе которой расходуется физическая и умственная энергия человека, отражающая его способности к труду, то есть рабочая сила (РС).

Совокупность предметов и средств труда образует средства производства (СП). В сочетании с рабочей силой они представляют собой производительные силы общества (ПС) – это личные (РС) и вещественные (СП) факторы общественного производства в их взаимодействии.

Производство благ невозможно осуществить в одиночку, поэтому в процессе производства люди неизбежно и независимо от свой воли и сознания вступают в определенные общественные отношения между собой. Эти отношения называются производственными или экономическими отношениями (ПО).

Экономические отношения – это отношения между людьми, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ и услуг.

Структура экономических отношений представлена на рисунке 1.

 
 

 

Результатом хозяйственной деятельности людей является общественный продукт. В своем движении он проходит четыре стадии:

Производство – процесс создания полезного продукта.

Распределение – процесс определения доли каждого человека или фактора в произведенном продукте.

Обмен – это процесс, во время которого одни продукты обмениваются на другие. Распределение и обмен органично связаны с производством, они являются звеньями одной цепи. Распределение и обмен опосредствуют связь между производством и потреблением.

Потребление – использование созданных благ для удовлетворения потребностей человека. Потребление является заключительной фазой использования продукта.

 

 
 

 

Рисунок 2 – Виды потребления

 

Когда продукты потребляют, их «разрушают». Значит, их необходимо вновь и вновь производить, то есть воспроизводить.

Воспроизводство – это повторение процесса производства.

Различают простое и расширенное воспроизводство.

Под простым понимается повторение производства в прежних масштабах. Под расширенным – возобновление во все увеличивающихся размерах.

 

Все четыре стадии движения общественного продукта тесно связаны между собой и образуют общественное производство.

 
 

 

Рисунок 3 – Схема общественного воспроизводства

stydopedia.ru

Лекция 7 производство

7.1. Производство как явление общественной жизни

Производство представляет собойглавный источник полученияблаг, необходимых для жизни человека, для удовлетворения его потребностей.

Производство появилось тогда и там, где люди стали переходить от собирательства природных даров, получения и присвоения жизненных благ в готовом виде к их созданию, изготовлению.

Производство представляет собой процесс создания полезного продукта. В процессе производства работники приспосабливают вещество и силы природы к удовлетворению человеческих потребностей: строят дом, корабль, изготавливают машину, радиоприемник, выращивают овощи, фрукты, хлеб. Производство имеет решающее значение для жизни всего населения. Политика, оборона, культура, здравоохранение, образование, коммерция и другие сферы человеческой деятельности существуют лишь потому, что для людей, занятых в них, произведено достаточное количество продуктов питания, они одеты, обуты, имеют жилье и деньги для приобретения необходимых товаров. Поэтому сфере производства продовольствия и промышленных товаров на протяжении всей истории в любой стране придается первостепенное значение. Так как известно, что если блага не произведены, не созданы, то нечего будет распределять, и обменивать, и потреблять.

В дальнейшем, под производством будем понимать не только изготовление машин, мебели, одежды, выращивание пшеницы, то есть создание не только материальных предметов, но и любую деятельность, которая помогает удовлетворять потребности людей и за которые они готовы платить. Поэтому производство включает, наравне с выпуском товаров и оказанием услуг, и выполнение работ.

Производство – это регулируемый людьми процесс создания продуктов (изделий, энергии, услуг).

Процесс создания продуктов относится к производственному по следующим двум критериям:

  • создание ранее не имевшегося продукта или преобразование материалов, энергии, информации, направленное на создание такого продукта, а также изменение качества имеющегося продукта;

  • приложение трудовых усилий в целях получения необходимого продукта, участие труда людей в его создании.

То есть там, где люди создают продукт, вещество, энергию, информацию или преобразуют их своим трудом, имеет место производство.

К производству не принято относить физиологические или биологические процессы, если они не воздействуют непосредственно на создание продукта. Так что потребление, понимаемое как применение, использование готовых продуктов, вещей, не относится к производству.

В то же время процессы распределения, передачи, обмена товаров и денег также не относятся к производству, хотя отдельные операции в этих процессах могут иметь производственный характер. Домашнее приготовление пищи, уборку жилья, мытье посуды, стирку белья и прочие виды домашнего трудане относят к производству.

Вопрос отнесения ряда процессов целесообразной человеческой деятельности к производству приходится считать открытым. Это весьма деликатная проблема производства и воспитания детей, «производства здоровья» как процесс осуществления физкультуры и здравоохранения, спорно восприятие управления и науки как производственных процессов.

Производство представляет собой в общем виде вечный процесс приспособления, создания или преобразования продуктов природы для удовлетворения потребностей людей.

Производство различают натуральное и товарное.

Натуральное производство – производство продуктов для себя, для производителей и членов их семей.

Товарное производство – производство продуктов для других, для обмена, для продажи. Главным признаком товарного производства является то, что продукты труда принимают экономическую форму товаров.

Необходимым условием возникновениятоварного производства является общественноеразделение труда, которое обусловливает необходимость обмена. Общественное разделение труда представляет собой материальное условие осуществления товарного производства, характеризуемое определенным уровнем развития производительных сил.

В истории общественного разделения труда выделяют три этапа.

На первом скотоводство отделилось от земледелия, что создало условия для регулярного обмена между племенами.

На втором – отделилось ремесло от земледелия, что означало зарождение товарного производства.

На третьем этапе произошло обособление торговли от производства и выделение купечества. В этот период рыночные связи стали регулярными.

Причиной товарного производства служитэкономическая обособленность производителей друг от друга отношениями собственности.

Возникло оно в период разложения первобытной общины, когда стала появляться частная собственность. Обмен между собственниками становится товарным. Развитие товарного производства связано с развитием обмена и рынка.

Производство, как явление общественной жизни страны,имеет определеннуюструктуру. Его разделяют наматериальное – производство материальных благ и услуг (промышленность, сельское, лесное и водное хозяйство, строительство, транспорт, связь, торговля и общественное питание) и нематериальное –социально-культурное (образование, здравоохранение, культура, наука, социальное обеспечение, жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание). Приведенная структура производства представляет собой структуру экономики (народного хозяйства) страны.

Совокупность специфических видов производств (отраслей), обслуживающих процесс производства, составляют производственную инфраструктуру. Это – связь, транспорт, информационное обслуживание, финансово-кредитное, консультационное, юридическое и т.д.

Иногда возникает необходимость разделения производства не только на отрасли, но и на подотрасли. Так, промышленность, будучи суперотраслью, сама делится на ряд отраслей, включая добывающую (угольную, нефтяную, газовую, горнорудную),перерабатывающую (металлургическую, химическую, нефтехимическую, энергетическую, пищевую),машиностроительную, легкую.

Эти отрасли разделяются на меньшие отрасли. Например, и составе машиностроения, где обычно сосредоточено от четверти до трети объема промышленного производства, выделяются станкостроение, автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение, судостроение, авиационная промышленность, электротехническая и радиотехническая промышленность, приборостроение, промышленность средств связи, оборонная промышленность и ряд других отраслей.

Во всех отраслях различают два уровня производства: индивидуальное и общественное.

Индивидуальное производство – это деятельность в масштабах основной производственной единицы (предприятия).

Общественное производство означает всю систему производственных связей между предприятиями, обрастающую дополнительным элементом – так называемой «производственной инфраструктурой», т.е. отраслями и предприятиями, обслуживающими ее технологическое движение.

Производству объективноприсуще и такое свойство,как «разделение труда» совокупность всех существующих в данный момент видов трудовой деятельности.

Обычно выделяют три уровня разделения труда: внутри предприятия («единичный»), между предприятиями («частный»), а также в масштабах общества («общий» – разделение труда на промышленный и сельскохозяйственный, умственный и физический, квалифицированный и неквалифицированный, ручной и машинный).

Разделение труда в производстве разъединяет производителей, сужая сферу их производственной деятельности. Эту «разъединяющую» сторону разделения труда принято обозначать как «специализацию труда».

Однако легко заметить, что разъединяющее производителей разделение труда и объединяет их. Ведь чем глубже специализация труда, тем сильнее взаимозависимость специализированных производителей. Эту «невидимую» сторону разделения труда называют «кооперацией труда».

Таким образом, понятие «разделение труда» следует воспринимать во всей его полноте, – не только как разделение, но и как объединение производителей в процессе производства.

Двойственное содержание разделения труда означает, что производству присущ закон «обобществления труда»: чем глубже специализация труда, тем выше его кооперация. Между этими двумя явлениями существует прямая зависимость.

Обобществление труда – объективный закон производства, ибо вытекает из объективно присущего производствуразделения труда.

Углубление специализации труда не знает пределов. Различают три степени специализации труда: «попредметное», подетальное», и «пооперационное».

Таким образом, производство включает в себя следующие элементы: непосредственное изготовление товаров, специализацию товаропроизводителей, их кооперацию, обмен товарами (куплю-продажу) между товаропроизводителями и конечное потребление.

Результаты производства измеряются с помощьюобъемных (натуральных) истоимостных (денежных) показателей.

Объемные (натуральные) показатели характеризуют, измеряют количество произведенного продукта в штуках, единицах длины, площади, объема, веса.

Стоимостные (денежные) показатели измеряют количество произведенного продукта в гривнах, рублях, долларах. Стоимостные показатели определяются путем умножения физического количества произведенного товара на цену единицы товара.

Стоимостные показатели более универсальны, так как благодаря единому измерителю позволяют сопоставить, сравнить результаты производства самых разнообразных товаров, продуктов материального и духовного производства.

Производство измеряется множеством показателей, характеризующих его прибыльность, производительность, эффективность, использование ресурсов, подъем и спад продаж.

Производство часто оказывает необратимое воздействие на природу. Необычную остроту приобрела сегодня проблема экологических последствий производственной деятельности; человечеству приходится пересматривать традиционные представления о характеристиках производства и потребления.

Одной из проблем развития человеческой цивилизации в настоящее время является чрезвычайно высокий уровень потребления в богатых странах. Четверть населения Земли, проживающая там, потребляет около трех четвертей важнейших природных ресурсов. Долгое время было принято считать, что экономический рост может осуществляться только за счет усиления нагрузки на природные ресурсы. В оценке экономического развития вообще и экономического роста в частности преобладают стоимостные, денежные показатели, тогда как состояние окружающей среды оценивается натуральными или физическими показателями. Вместе с тем экономический рост напрямую связан с увеличением экономических затрат на производство из-за ухудшения состояния окружающей среды. Это означает, что состояние окружающей среды перешло в разряд внутриэкономических характеристик.

Специалисты ориентируют общественное мнение на неизбежность перемен в экономике, замену нынешних источников энергии экологически безвредными: ветровыми, солнечными, приливо-отливными, гидравлическими, геотермальными, биологическими. Уже действуют первые ветровые и солнечные электростанции в Крыму и Очакове; приливо-отливная – в Кислой Губе, вблизи Мурманска; гидравлические – на реках многих стран; геотермальная – на Камчатке. Необходима выработка долгосрочной стратегии в области использования не возобновляемых ресурсов.

Многие природные ресурсы находятся на грани исчерпания, от многих скоро придется отказаться. Так, при нынешнем уровне потребления металлов мировые запасы всех металлов за исключением алюминия, железа и хрома иссякнут через 50 лет. Для сокращения расходов ископаемых ресурсов придется, видимо, отказаться от использования и потребления многих пластиков, растворителей, красок, удобрений, леса.

В области сельскохозяйственных ресурсов и производства продовольствия требуется повсеместное применение современных технологий, жесткая демографическая регламентация рождаемости в ряде стран, разумное ограничение потребления не возобновляемых ресурсов.

Разногласия экономических и экологических интересов многогранны и должны преодолеваться путем совместных усилий предпринимателей, общественности, правительства. Длительное устойчивое развитие реально только при условии, что экономический рост будет базироваться не на эксплуатации все больших объемов природных ресурсов, а на их более эффективном использовании.

studfiles.net

Производство, как процесс создания материальных благ. Факторы производства. — МегаЛекции

Тема: «Экономическая деятельность»

 

Вопросы:

 

1. Экономически рост. Экономический цикл.

2. Производство, как процесс создания материальных благ. Факторы производства.

3. Сущность понятия «Производительность труда».

4. Капитал. Его виды и формы.

 

1. Вопрос.

Экономическая деятельность представляет собой все виды хозяйственной деятельности людей, для удовлетворения их потребностей и обеспечения материальных условий жизни. Следовательно, экономическая деятельность необходима для того, что бы превращать ресурсы в нужных для человека экономические блага, то есть товары и услуги, удовлетворяющие ту или иную потребность человека. И для измерения экономической деятельности используются различные экономические величины и показатели, характеризующие состояние, свойство, качества экономики, ее объекта и экономических процессов. Все экономические величины и показатели для измерения экономической деятельности делятся на две группы:

1.Объемные показатели. То есть показатели, характеризующие количество продукта.

2.Качественные. То есть характеризующие отношение двух величин.

На современном этапе, основной целью государства является обеспечение стабильного функционирования экономики, сопровождающегося экономическим ростом. Следовательно, экономический рост, это постоянное увеличение реального объема производства, на основе совершенствования технологических процессов, управленческих технологий и структурных изменений в экономике. Экономический рост может быть интенсивным и экстенсивным.

Интенсивным является такой экономический рост, при котором ведущую роль играют новых технологии. И интенсивным он называется по тому, что не требует увеличения ресурсов, поскольку они используются более эффективно при сохранении прежних их объемов.

Экстенсивныйэкономический рост предполагает привлечение новых ресурсов.

На темпы экономического роста влияют определенные факторы, которые так же делятся на интенсивные и экстенсивные.



К интенсивным факторам экономического роста относятся:

1. Увеличение профессионального уровня работников.

2. Использование прогрессивных технологий.

3. Реформы законодательства, направленные на создание более благоприятных условий для развития производства.

4. Использование более совершенных методов управления производством.

К экстенсивным факторам экономического роста относятся:

1. Увеличение уровня использования в процессе производства ресурсов капитала и труда.

2. Увеличение занятости населения.

3. Увеличение количества сырья, материала, энергии и других ресурсов.

4. Приток производства инвестиций, при неизменном уровне техники и технологии.

Для определения уровня экономического роста используется ряд экономических показателей, и основным показателем экономического роста является валовой внутренний продукт (ВВП). ВВП это обобщающий экономический показатель внутренней хозяйственной деятельности страны. И он представляет собой выраженную в рыночных ценах стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в течение года внутри страны. И этот показатель применяется в основном для международных сопоставлений результативности национальных экономик. ВВП исчисляется двумя основными способами:

1. По доходам.

2. По расходам.

Состав ВВП по доходам представляет собой суммарный доход всех участников экономической деятельности.

Состав по расходам ВВП включает в себя потребительские расходы, инвестиции, государственные расходы на закупку товаров и услуг и чистый экспорт.

ВВП используется как основной показатель экономического благосостояния общества. Но существует еще такой показатель, как величина населения на душу населения. Этот показатель характеризует усредненные доходы и расходы отдельного жителя страны и служит мерой его благосостояния. Поэтому, при прочих равных условиях, чем больше величина ВВП, тем выше уровень жизни и страна с более высоким ВВП отличается и более высоким уровнем удовлетворения материальных и духовных потребностей, более развитой системой здравоохранения и образования. Однако, ВВП все таки не в полной мере отражает благосостояние общества и каждого отдельного человека, поэтому помимо ВВП для определения экономического роста используется еще один показатель экономического роста ВНП (Валовой Национальный Продукт). И он определяется как совокупная и конечная стоимость всех товаров и услуг, произведенных нацией за год, в сфере материального и не материального производства, включая внутреннюю и внешнюю экономическую деятельность. В отличие от ВВП используется три основных метода расчеты ВНП:

1. По расходам

2. По доходам

3. По производству

По этому ВНП считается основным экономическим показателем, который измеряет экономику в целом, потому что он включается в себя стоимость всех произведенных в течении года товаров и услуг. В то же время и ВВП и ВНП как экономические показатели не охватывают :

1. Работу домохозяек

2. Работу ученых на себя

3. Трансфертные платежи ( выплаты по соц.страхованию, пособия по безработице, стипендии, пенсии, выплаты процентов по государственному долгу, купля-продажа ценных бумаг).

В экономической теории для более точного определения экономического развития используется еще один показатель, это показатель Темпа экономического роста (ТЭР). Этот показатель является относительным показателем изменения объема ВВП и он определяется по следующей формуле:

ТЭР = ВНПтг \ ВНПбг *100%

ВНПтг — Валовый национальный продукт за текущий год

ВНПбг – Валовый национальный продукт за базовый год

В целом же, экономический рост зависит не только от абсолютной величины ВВП, но и от того, на какие цели он направляется.

 

ВНП

Поэтому у общества всегда есть альтернатива: либо больше потреблять и меньше оставлять ресурсов на увеличение производства. Или меньше потреблять и больше оставлять ресурсов для будущего экономического роста. И в этой связи на основе ВНП рассчитывается и такой экономический показатель как национальный доход. Национальный доход-это часть стоимости совокупного общественного продукта содержащего вновь созданного в течение года стоимость ( в денежном выражении) то есть национальный доход – это чистая стоимость конечного продукта. В то же время национальный доход не включает в себя старую стоимость, поэтому национальный доход это чистый заработанный доход общества за какой — либо период. Сам по себе экономический рост не означает, что экономика постоянно движется в сторону подъема. Наоборот, в экономическом развитии любого общества и любого государства всегда наблюдаются то подъемы то спады, следовательно, период, который проходит экономика от подъема, через спад, до очередного подъема называется экономическим циклом.

Экономический цикл, это период между двумя аналогичными состояниями экономической системы. Экономический цикл можно определить как колебания, которые характеризуют постепенный рост ВНП, и это понятие довольно важно в связи с тем, что при рассмотрении экономического роста за длительный период времени, как правило учитываются только показатели базового и текущего годов. И следовательно, экономический рост представляется как некий постепенный необратимый процесс увеличения ВНП на протяжении данного периода. В действительности же рост ВНП претерпевает технические колебания, которые и отражаются понятиями экономического цикла. Экономический цикл состоит из 4 фаз (см. рисунок)

Кризис – это период, когда деловая активность понижается. И этот период характеризуется перепроизводством товаром, то есть когда предложение превышает обеспеченный деньгами спрос. А это приводит к резкому падению цен, поскольку производители стремятся таким образом стимулировать спрос. Вследствие падения цен, снижается уровень производства, и данные процессы в экономике вызывают также снижение уровня занятости. В то же время кризисы выполняют в рыночной экономике две важные функции:

1. Разрушительную

2. Оздоровительную

Разрушительная функция – характеризуется тем, что в экономике разрушается непропорциональное развитие и его последствия.

Оздоровительная функция характеризуется тем, что в результате кризиса в экономике восстанавливается равновесие между производством и потреблением.

 

 

 

 

Кризис депрессия оживление подъем

 

Депрессия — это фаза, в которой деловая активность минимальна. И на этой фазе признаки кризиса выражены не очень ярко и постепенно идут на убыль. И причиной этого является то, что излишки товаров в условиях снижения производства постепенно реализуются. А это в конечном итоге является основной причиной постепенного роста производства, которое уже начинается на следующем этапе.

Оживление — период, когда деловая активность достигает своего прежнего уровня. Кризис и депрессия приводят к тому, что излишки товаров постепенно полностью потребляются, вследствие чего оказывается, что товаров не хватает. Следовательно, начинает вырастать спрос, на те или иные товары и производители стремятся удовлетворить его расширяя объемы производства, а это в свою очередь вызывает постепенный рост производства и следовательно сказывается на занятости населения и росте доходов. Оживление характеризуется так же постепенным ростом цен.

Подъем – это период, когда деловая активность вырастает до такой степени, что все очень хорошо.

В целом же, экономический цикл делится на два вида:

1. Короткий

2. Длинный

Короткий – отражают эпизодически происходящие повышение и понижение производства, цен, заработной платы, дивидендов, процентных ставок и курсов ценных бумаг.

Длинный – длится около 60 лет и состоит из двух частей, каждый из которых длится 30 лет.

Началом каждого повышательного периода является всплеск количества изобретений и постепенное увеличение экономических связей между различными странами. Чтобы не допустить экономических циклов, государство проводит антицикличную политику.

Антицикличная политика – это совокупность мер, применяемых для выхода из кризиса.

1. Государство снижает объемы социальных выплат, благодаря чему снижается уровень социальных выплат.

2. Государство использует сочетание удорожания кредита и социальных льгот. (для избавления от слабых производителей, так как повышение процентной ставки делает выживание предприятия более проблематичным, но перспективные предприятия получают налоговые льготы и кредиты)

3. Государство принимает меры для снижения безработицы.

 

Вопрос: Производство, как процесс создания материальных благ. Факторы производства.

Производство —представляет собой 1-ый этап экономической деятельности так как экономическая активность не возможна без благ, которые распределяются, обмениваются и потребляются.

Производство является материальной основой экономической сферы общества и объектной особенностью общества, а значит:

Производство – процесс создания экономических благ и услуг, направленный на удовлетворение потребностей общества.

Рост потребления заставляет развивать производство, следовательно: основная задача производства сводится к удовлетворению растущих потребностей человека и общества.

В экономике выделяют 2 уровня:

1. Индивидуальный

2. Общественный.

Индивидуальный– это производственная деятельность, в масштабах основной производительной единицы (определенного предприятия, завода).

Общественный –вся система производительных связей между предприятиями.

Производство состоит из 2-х основных взаимообусловленных компонентов:

1. Производительные силы

2. Производственные или экономические отношения

Производительными силами общества называют совокупность всех сил, используемых обществом в процессе производства. Развитию производительных сил присущи две тенденции:

1.Производительные силы становятся все менее материала и трудоемкими.

2. В процессе производства человек вычленяется из самого процесса производства и становится над ним, что проявляется в его планировании и организации.

Производственные отношения – это формы организации производства и распределения продуктов труда. Поэтому производственные отношения включают в себя:

1. Отношения собственности

2. Формы обмена

3. Формы распределения.

Сущность производственных отношений определяется тем, в чьей собственности находится средства производства и какая форма собственности выражает характер. Таким образом, производственные отношения – это совокупность объектов материальных и экономических отношений, складывающихся в процессе общественного производства и движения общественного продукта.

В экономической науке производство рассматривается не только, как экономическая деятельность, но и как процесс. И как процесс производство включает в себя 2-а этапа:

1. Собственно производство

2. Воспроизводство

Собственно производство – процесс создания полезного продукта для удовлетворения потребностей человека.

Воспроизводство– постоянно возобновляемый процесс производства необходимых материальных благ, производительных сил и экономических отношений.

В экономике различают простое и расширенное воспроизводство.

Простое воспроизводство — постоянное, ежегодное возобновление производства в неизменных размерах.

Расширенное воспроизводство – постоянное увеличение объема производительных благ.

Производству как процессу объективно- присуще разделение труда – распределение всех существующих видов трудовой деятельности между субъектами.

Существует 3 уровня разделения труда:

1. Разделение труда внутри предприятия

2. Разделение труда между предприятиями

3. Разделение труда в масштабах всего общества.

В целом же, разделение труда способствует его специализации, а это дает возможность эффективного использования трудовых ресурсов. В то же время разделение труда двойственно по своей природе. С одной стороны – разъединение предприятий. С другой стороны – дает возможность кооперации труда.

И такое двойственное содержание разделения труда означает, что производству присущ закон об обобществлении труда: «Чем глубже специализация труда, тем выше должна быть его кооперация». Следовательно, обобществление труда эффективный закон производства.

Производство товаров и услуг осуществляется с помощью разных ресурсов, которые в своей совокупности состоят из факторов производства:

1. Это ресурсы, участвующие в процессе производства товаров и услуг, к ним относятся:

· труд

· Земля

· Капитал

Под трудом понимается – задействованная в процессе создания материальных и других ценностей рабочая сила. Труд, как фактор производства изменяется 2-я видами:

1. По количеству работников

2. По количеству временим, которое затрачено этими работниками на работу.

Трудовой фактор является ограниченным. Так как количество трудоспособных граждан является ограниченным, и изменить такое положение можно с большими затратами.

Под землей как фактором производства понимаются земли, на которых размещены производственные объекты и любые природные ресурсы ( полезные ископаемые, вода, воздух). А это значит, что «земля» как фактор производства употребляется в экономике в широком смысле, чем в обыденном языке. Но земля как фактор производства имеет ограниченность. Она заключается в следующем:

1.Ни все земли могут использоваться одинаково интенсивно.

2. Использованные земли в с\х целях, а так же в качестве источника природных ископаемых ограничено.

Капитал — как фактор производства. Это средства производства. К нему относятся:

1. Производство инфраструктуры

2. Оборудование

3. Необходимые здания и сооружения.

Иногда выделяют 4-ый фактор производства:

— Предпринимательство ( то есть целенаправленная активность людей), благодаря которой факторы производства приносят прибыль. Но в то же время предпринимательство отличается от труда. Во-первых, предпринимательство является деятельностью, основанной на личной инициативе, в то время как труд – это выполнение определенных операций, для которых инициативность как правило не важна. Во-вторых, предпринимательство связано с высокими рисками, поскольку организуемое производство может и не принести прибыль. В-третьих, предпринимательство предполагает активное участие в жизни рынка и стремление к достижению более высоких экономических результатов, в то время как труд во многом является чисто механической деятельностью.

Вопрос.

Производительность труда это показатель плодотворности целесообразной деятельности работников, которая измеряется количеством работы сделанной в единицу времени. Следовательно, производительность труда характеризует способность работников создавать своим трудом товары и услуги за определенный отрезок времени. Количество же работы, произведенное одним работников называется выработкой. Производительность труда рассчитывается по формуле:

П= О : Ч

Где О — объем работы, Ч-число работников.

В экономической теории применяют три основных метода измерения производительности труда.

1. Стоимостный

2. Натуральный

3. Трудовой

Все эти методы различаются между собой единицами измерения объема работ.

При стоимостном методеизмерения производительности труда, объем работы берется в денежном выражении. Стоимостный метод измерения производительности труда позволяет сравнивать производительность труда работников разных профессий, но этот метод имеет и свой недостаток и это в первую очередь влияние ценового фактора, то есть коньюктуры рынка и инфляции.

Натуральный метод измерения производительности труда применяется в случае производства (выпуска) однородной продукции, и, как правило, объем работы определяется с помощью натуральных измерителей. В то же время, натуральный метод отличается простой и наглядностью расчетов, но использование этого метода ограничено, поскольку им нельзя пользоваться при расчетах производительности труда на тех участках, где производится или выпускается разная продукция. И разновидностью натурального метода является условно натуральный метод, когда объем работы учитывается в условных единицах однородной продукции. Условно натуральный метод довольно удобен для применения, поскольку производство (продажу) многих разнообразных товаров или услуг с помощью переводных коэффициентов можно привести в сопоставимый вид и такой подход приближает условно натуральный метод трудовому методу, в основе которого лежит измерение объемов продукции с помощью условной трудоемкости производства или продажи продукции. Поэтому при измерении производительности труда трудовым методом используют нормативы времени на производство единицы продукции или продажи единицы товара. В данном случает, производительность труда будет рассчитываться по такой формуле:

Пт = О : Ф

Где О- объем продукции, Ф- фактическое время работы.

Преимуществом трудового метода является возможность его применения ко всем видам работ и услуг. Однако, для широкого использования этого метода, необходимы нормативы времени на каждый вид работ, которые не всегда имеются, поэтому этим методом нельзя пользоваться для расчета производительности труда работников, находящихся на повременной оплате труда, потому, что при этом нормы времени не применяются.

На производительность труда оказывает влияние трудоемкость работ. Трудоемкость – это показатель, характеризующий затраты живого труда, выраженные в рабочем времени, на производство продукции или услуг. Трудоемкость как правило измеряется в фактических часах работы, затраченных на производство единицы работы. Поэтому, этот показатель является обратным показателю производительности труда и рассчитывается по следующей формуле:

Т=Рв : Кп

Т-трудоемкость, Рв – рабочее время, Кп – количество произведенной продукции.

Но в то же время, на производстве довольно часто используется показатель условной трудоемкости продукции, при расчете которой применяются переводные коэффициенты. Используя условную трудоемкость продукции можно оценить производительность труда работников, занятых разными видами деятельности. В то же время, применение показателя трудоемкости позволяет выполнять более точные и сопоставимые расчеты производительности труда. Поэтому между показателями производительности труда и трудоемкости существует обратная связь. То есть, чем ниже трудоемкость, тем выше производительность труда и большие объем произведенных работ. В то же время, в любом готовом продукте концентрируется как живой, так и овеществленный труд. Живой труд – это энергозатраты человеческого организма, следовательно, живой труд может быть физическим и умственным. Что касается овеществленного труда, то он характеризует воплощенный в предметах и средствах труда живой труд в прошлом, то есть прошлый труд. В то же время, внедрение в производство новых технологических процессов, материалов и средств автоматизации, приводит к росту механизации труда. В данном случае применяется такой показатель, как уровень механизации труда. Он рассчитывается по следующей формуле:

Ум м : Чо * 100 %

Ум – уровень механизации труда, Чм – численность работников механизированного труда, Чо – общая среднесписочная численность работников.

Важнейшей характеристикой живого труда является его интенсивность.

Интенсивность труда — это степень напряженности живого труда, определяемая затратами физической, умственной и нервной энергии, в единицу времени.

Наиболее обоснованный подход к определению производительности труда достигается при соблюдении следующих основных требований:

1. Учет всех затрат труда на данный вид работы.

2. Устранение искажений, связанных с различиями в трудоемкости.

3. Исключение прошлого труда.

4. Возможности соизмерения темпов изменения производительности труда и средней заработной платы.

На рост производительности труда влияют многие факторы. Факторами роста производительности труда называется совокупность объективных и субъективных причин, обуславливающих изменения уровня производительности труда. В настоящее время факторы роста производительности труда объединяются в три основные группы:


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Тема 8 Теория производства — Экономическая теория: конспект лекций. Васильева Е.В., Макеева Т.В. — ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО) — Учебно-методические материалы для студентов всех ВУЗов: — std72.ru

8.1. Стадии движения общественного продукта

Результатом хозяйственной деятельности людей в течение определенного периода выступает общественный продукт. В своем движении он проходит четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление.

Производство – это процесс создания полезного продукта. Распределение – доля каждого человека в произведенном продукте. Обмен – процесс, во время которого одни продукты обмениваются на другие. Распределение и обмен тесно связаны с производством и служат звеньями одной цепи. Распределение и обмен опосредуют связь между производством и потреблением. Потребление – использование созданных благ для удовлетворения человеческих потребностей.

Потребление может быть производственным и непроизводственным. Производственное потребление означает использование в производственном процессе средств производства и рабочей силы. Непроизводственное потребление делится на личное и общественное. Личное потребление – удовлетворение потребностей людей в пище, одежде, образовании, отдыхе и т. п. Общественное потребление – удовлетворение потребностей общества в науке, образовании, культуре, управлении, обороне и т. п.

Как и любой процесс, производство имеет начало и конец. При потреблении количество продуктов уменьшается, поэтому их необходимо вновь и вновь производить, т. е. воспроизводить. Воспроизводство – это повторение процесса производства. Различают простое и расширенное воспроизводство. Под простым воспроизводством понимается повторение процесса производства в прежних масштабах. Под расширенным воспроизводством – возобновление производства во все увеличивающихся масштабах. Все четыре стадии движения общественного продукта тесно связаны между собой и образуют общественное производство, важнейшим показателем функционирования которого выступает его эффективность, определяющаяся отношением результатов производства к его затратам.

8.2. Факторы производства, их взаимодействие и комбинация

Исходный момент экономической деятельности людей – производство, предполагающее взаимодействие различных факторов. В экономике факторы производства – это все то, что, участвуя в процессе производства, дает товары и услуги.

Труд – совокупность знаний, умений и навыков, физических и интеллектуальных способностей человека, т. е. рабочая сила, которую он использует при производстве продукта.

Капитал, или инвестиционные ресурсы, – это все средства производства (предметы и средства труда), произведенные человеком (реальный капитал), и деньги (денежный капитал).

Природные ресурсы (земля) – это все естественные ресурсы, блага природы: сельскохозяйственные угодья (пашни, луга), леса, вода, воздух, участки под новое строительство, добываемое сырье и т. д. Земля может использоваться в разных целях, однако особую важность она имеет для сельского хозяйства, поскольку выступает как средство и предмет труда одновременно. Свойства земли можно разделить на естественные, т. е. данные изначально, и созданные искусственно благодаря орошению, мелиорации, внесению удобрений и т. п. Это обстоятельство влияет на доход с земли – земельную ренту.

Предпринимательская способность – способность принятия решений и способность рисковать. Это особый фактор производства, соединяющий в процессе производства все остальные факторы в единую систему.

Таким образом, собственник факторов производства от их использования в производственном процессе хочет получать доход. Собственник труда рассчитывает на доход в виде заработной платы, собственник капитала – на доход в виде процента на вложенный капитал, собственник природных ресурсов – на ренту, собственник предпринимательской способности – на прибыль.

Выводы

1. Общественный продукт в своем движении проходит четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление.

2. В процессе производства происходит взаимодействие факторов производств: земли, капитала, труда, предпринимательской способности и научно-технического прогресса.

www.std72.ru

3. ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА: ПРОСТЫЕ МОМЕНТЫ ПРОЦЕССА ТРУДА,

3. ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА: ПРОСТЫЕ МОМЕНТЫ ПРОЦЕССА ТРУДА, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОДУКТ И ЕГО ДВИЖЕНИЕ

В основе жизни человека и общества лежит хозяйственная деятельность, производство.

ПРОИЗВОДСТВО — ЭТО ПРОЦЕСС, В КОТОРОМ ЛЮДИ, ВОЗДЕЙСТВУЯ НА ВЕЩЕСТВО ПРИРОДЫ, ПРОИЗВОДЯТ МАТЕРИАЛЬНЫЕ И ДУХОВНЫЕ БЛАГА

Благами называются средства, с помощью которых удовлетворяются потребности.

Производство осуществляется благодаря взаимодействию трех элементов: труда человека, предмета труда и средств труда. Их принято называть ПРОСТЫМИ МОМЕНТАМИ ПРОЦЕССА ТРУДА.

ТРУД — ЭТО ЦЕЛЕСООБРАЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ ПО СОЗДАНИЮ МАТЕРИАЛЬНЫХ И ДУХОВНЫХ БЛАГ И УСЛУГ.

ПРЕДМЕТ ТРУДА — ЭТО ТО, НА ЧТО ВОЗДЕЙСТВУЕТ ЧЕЛОВЕК СВОИМ ТРУДОМ В ЦЕЛЯХ СОЗДАНИЯ ГОТОВОГО ПРОДУКТА.

СРЕДСТВА ТРУДА- ЭТО ОРУДИЯ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ ЧЕЛОВЕК ВОЗДЕЙСТВУЕТ НА ПРЕДМЕТ ТРУДА-

Предметы и средства труда, необходимые для создания какого-либо товара, образуют СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА.

Производство благ отражает, во-первых, взаимодействие человека и природы; во-вторых, взаимодействие людей между собой в процессе их хозяйственной деятельности. Первый тип взаимосвязи принято называть производительными силами, второй — экономическими отношениями.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ — ЭТО ЛИЧНЫЕ (РАБОЧАЯ СИЛА) И ВЕЩЕСТВЕННЫЕ (СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА) ФАКТОРЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ.

Научно-техническая революция преобразует факторы производства. Так, средства производства обогащаются информатикой, электронно-вычислительной и компьютерной техникой. Происходят качественные изменения и со стороны труда: появляется его научная организация, повышается квалификационный и интеллектуальный уровень работников, увеличиваются роль и значимость предпринимательских способностей человека.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ — ЭТО ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВА, РАСПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБМЕНА И ПОТРЕБЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ И ДУХОВНЫХ БЛАГ И УСЛУГ.

Характер экономических отношений определяется формой собственности на средства производства.

Они включают в себя, во-первых, производственные отношения, т. е. те, которые распространяются только на сферу производства, и, во-вторых, отношения, которые складываются в непроизводственной сфере.

По структуре экономические отношения подразделяются на организационно-экономические и социально-экономические.

Организационно-экономические отношения складываются по поводу того, как организованы производство, распределение и обмен произведенного продукта. Формами организации являются: разделение труда, кооперация труда, концентрация производства (укрупнение фирм), его централизация (объединение многих хозяйственных единиц в единое целое) и др.

В истории становления и развития этих отношений можно выделить три этапа: 1) простую кооперацию труда; 2) мануфактуру; 3) машинное производство.

Кооперация труда соединяла нескольких людей, выполняющих однородную работу под командой одного человека, что позволяло объединить усилия многих для решения непосильной одному человеку задачи и этим обеспечить несомненный экономический эффект.

Мануфактура (лат. manus — рука, facere — делать) — это тоже кооперация труда, но, в отличие от последней, в ней присутствует разделение труда, значительно поднимающее его производительность. Мануфактура основана на ручном труде.

Машинное производство — следующий серьезный шаг на пути роста производительности труда и эффективности производства. Оно кардинально изменило технику и технологию производства, более того, обусловило переход к новому технологическому способу производства.

Социально-экономические отношения складываются между людьми по поводу условий производства, определяемых формами собственности на средства производства. От формы собственности зависит главное: социально-экономическое содержание отношений производства, распределения, обмена и потребления. Развитие этих отношений всегда осуществляется в интересах собственников.

Результатом хозяйственной деятельности людей в течение года является ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОДУКТ. В своем движении он проходит четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление.

Производство есть процесс создания полезного продукта. Это исходная стадия. По поводу его места в движении общественного продукта существуют разные позиции экономистов. Одни считают, что эта стадия имеет решающее значение, ибо если не созданы материальные и духовные блага, то нечего распределять, обменивать и потреблять.

По мнению других, экономика появляется лишь тогда, когда возникает обмен, поэтому именно обмен и распределение выступают решающими сферами. В своих суждениях они ссылаются на западные исследования, которые, как правило, начинаются с обмена и распределения.

С сожалением приходится констатировать, что укореняющаяся в массовом сознании второстепенность производства наносит колоссальный ущерб экономике современной России. На наших глазах с катастрофической скоростью снижаются роль, значение и престижность производительного труда, а значит, и созидательной деятельности общества в целом. Распределение означает определение доли каждого человека в произведенном продукте.

Обмен — это процесс, во время которого одни продукты обмениваются на другие. Распределение и обмен органично связаны с производством, они являются звеньями одной цепи. Распределение и обмен опосредствуют связь между производством и потреблением.

Потребление представляет собой использование созданных благ для удовлетворения человеческих потребностей. Потребление является заключительной фазой использования продукта.

Потребление может быть производственным и непроизводственным. Производственное потребление означает использование в производственном процессе средств производства и рабочей силы.

Непроизводственное потребление выступает как личное и общественное.

Личное потребление — это удовлетворение потребностей людей в пище, одежде, образовании, отдыхе и т. д.

Общественное — удовлетворение потребностей общества в науке, образовании, культуре, управлении, обороне и т. д.

Когда продукты потребляют, их «разрушают». Значит, их необходимо вновь и вновь производить, т. е. воспроизводить.

ВОСПРОИЗВОДСТВО — это повторение процесса производства.

Различают простое и расширенное воспроизводство. Под простым понимается повторение процесса производства в прежних масштабах. Под расширенным — возобновление во все увеличивающихся размерах.

Все четыре стадии движения общественного продукта тесно связаны между собой и образуют ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО.

Важнейшим показателем функционирования общественного производства является его эффективность. Она определяется отношением результатов производства к его затратам

  Вперед >
Содержание

uchebnik-online.com

Производство, распределение, обмен и потребление

 Билет № 5
Производство, распределение, обмен, потребление.

Движение богатства идёт по такому кругу: производство — распределение — обмен — потребление. 
Исходным является непосредственное производство — процесс создания полезного продукта. В это время работники приспосабливают вещество и силы природы к удовлетворению общественных потребностей. 
Распределение выявляет долю каждого человека в созданном богатстве. Такая доля зависит в первую очередь от количества создаваемых благ, подлежащих рапределению. Так, когда создаётся очень мало продуктов, обычно вводится уравнительное распределение продуктовпитания по низким нормам. Таким способом хотя бы минимальным количеством пищи обеспечивают каждого жителя страны. 
Доставшиеся при распределении продукты зачастую нельзя израсходовать для личного потребления, когда люди нуждаются в совершенно других благах.
Тогда происходит обмен — процесс, во время которого одни продукты обмениваются на другие. 
Потребление означает использование людьми материальных благ для удовлетворения своих потребностей. Полезные вещи исчезают в процессе потребления, в силу чего их требуется воспроизводить. 

ОБМЕН: 
Обмен — фаза в экономике общественного воспроизводства, связывающая производство с распределением и потреблением. 
Обмен — акт, в котором участвуют как минимум две стороны и каждая из сторон желает получить от другой стороны некоторый продукт. Для совершения обмена необходимо, чтобы каждая сторона: 
— располагала чем-то, представляющим ценность для другой стороны; 
— желала совершить обмен с другой стороной; 
— была свободна в выборе: вступать в обмен или нет; 
— была в состоянии осуществлять коммуникации и доставку своего продукта. 

ПОТРЕБЛЕНИЕ:
Потребление — заключительная фаза процесса воспроизводства, состоящая в использовании продукта труда в процессе удовлетворения потребностей человека, производства и непроизводственной сферы общества.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ:
Распределение — в экономике — разделение благ между субъектами с предоставлением каждому из них определенной части. 
Распределение, как фаза общественного воспроизводства, связывает производство и потребление. 

ПРОИЗВОДСТВО:
Производство — процесс превращения ресурсов в готовую продукцию. В процессе производства используются средства производства. 
Формы производства: от натурального крестьянского хозяйства до современного предприятия, выпускающего крупносерийную продукцию.

Непрерывность воспроизводства порождена совпадение производства и потребления: «производство есть потребление, потребление есть производство» (К. Маркс). Это значит, что всякое производство есть потребление, а всякое потребление есть производство. Но их совпадение является не метафизически тождественным, но диалектически противоречивым, т. е. во взаимообусловленных, но разных отношениях. Противоречивость производства и потребления порождена противоречивостью, которые по отношению к предыдущему процессу производства выступают его результатом, а по отношению к последующему его предпосылкой. Продукт — диалектическое тождество результата и предпосылки. Результат «процесса производства столь же неизбежно принимает вид его предпосылок, как его предпосылки вид его результата». Поэтому производство результатов есть потребление предпосылок, а потребление предпосылок есть производство результатов. 
Единый процесс общественного производства диалектически дифференцируется соответственно качеству и числу классов общественных продуктов. Поэтому оно выступает как диалектически противоречивое единство четырех форм производства. Эти наиболее фундаментальные, инвариантные для всякого механизма общественного развития формы целесообразно называть сферами производства, каждая из которых объединяет в себе однородные по конечному результату отрасли и виды деятельности. Сферы производства: первая и определяющая — сфера материального производства, результат которого — вещи. Вторая — сфера организационного производства, результат которого — организации, организованные общественные отношения. Третья — сфера духовного производства, результат которого — информация, выражающая содержание общественного сознания. Четвертая — сфера производства человека, результат которого — люди, население. Четыре сферы производства диалектически противоположны и едины. Едины они в том, что производство одного продукта требует потребления предпосылок всех четырех классов. Поэтому в каждой сфере вместе с производством основного продукта воспроизводятся все другие продукты, но по-разному. 

Производство – это главное звено воспроизводства. Между производством и потреблением существует сложная связь. При всей важности производства оно имеет смысл лишь тогда, когда служит потреблению. Потребление образует цель и одновременно движущий мотив производства. Появление потребления в решающей степени обусловлено самим производством. Распределение и обмен являются связью между производством и потреблением, образуют своеобразный механизм их взаимодействия. Все эти стадии не существуют сами по себе, изолированно друг от друга, а образуют части единого целого. Производство – исходный пункт, с которого начинается все движение. Распределение все входит в производство в виде распределения средств производства и собственно членов общества по сферам и отраслям производства, экономическим регионам, предприятиям. В то же время распределение решает проблему: что делить и как делить. Обмен является связью между производством и распределением, с одной стороны, и потреблением – с другой. Обмен, как и распределение, совершается и в самом производстве, и вне его, представляя собой самостоятельную функцию в движении продукта. Потребление является завершающей стадией движения продукта. Именно здесь реализуется его потребительная стоимость. Потребление бывает двух видов: производственное потребление – сжигание угля в паровом двигателе, — и личное потребление, в процессе которого пища, одежда, жилье, предметы культурно-бытового назначения используются человеком для удовлетворения своих потребностей.

vasili-maximov.livejournal.com

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *