Проблема отношения человека к себе и своей жизни.. — Сочинения ЕГЭ
Сочинение по тексту:
Автор текста, И.И. Иванова, ставит проблему отношения человека к себе и к своей жизни. Умеем ли мы ценить то, что имеем? Говорим ли мы «спасибо» за всё, что получаем?
Главная героиня текста И.И. Ивановой — молодая женщина Маша, которая испытывает неудовлетворённость жизнью из-за того, что «ей не везёт» на встречи с достойными, интересными людьми. Между тем Маша не способна разглядеть рядом с собой хороших и добрых людей. Кроме того, она капризна и эгоистична, поспешно судит о людях. Например, она обвиняет в воровстве порядочных людей, не ценит доброту своего мужа, обращённую к ней.
Точка зрения автора текста такова: человек должен ценить то, что даёт ему жизнь, и говорить «спасибо» за то, что рядом есть добрые, заботливые люди.
Нельзя не согласиться с позицией автора. Безусловно, в наших жизненных просчётах мы виноваты чаще всего сами, поскольку нередко бываем эгоистичны и невнимательны к людям.
Подтвердим высказанную мысль примерами из литературных произведений. Обратимся к рассказу А.П. Чехова «Попрыгунья». Молодая женщина Ольга Ивановна в поисках необыкновенного человека не разглядела в своём муже — докторе Дымове — талантливого учёного и редкой души человека. Только после его смерти она начинает понимать, что «проглядела», «пропустила» именно того человека, которого искала всю жизнь. Героиня Чехова — поверхностный, легкомысленный, недалёкий человек, несчастливый из-за собственной глупости.
Вспомним «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Старуха, пожелавшая получить слишком много от «счастливого случая» — доброй золотой рыбки, теряет всё и оказывается у разбитого корыта. Так будет с каждым, кто не умеет ценить добро, которое тебе делают окружающие люди и даёт сама жизнь.
В заключение подчеркнём, что мы должны говорить за всё «спасибо» и творить больше добра.
Текст И.И. Ивановой:
(1)Маша спрыгнула с дивана. (2)Потянулась, поскакала на носочках, протанцевала по комнате. (3)Прекрасно! (4)Пока всё идёт прекрасно. (5)«Срочно надо начать что-то новое», — подумала она и решила пригласить знакомого мастера-ремонтника. (6)Давно пора обновить свою жизнь: это, говорят, лечит нервы.
(7)Степаныч явился немедля с обычными своими шутками-прибаутками и привёл с собой толстую маляршу — свою давнюю знакомую. (8)Малярша погрузилась в Машино кресло и, заняв сразу полкомнаты, начала, загибая пухлые пальцы, перечислять то, что нужно было купить для приведения стен и потолка в порядок. (9)Маша послушно записывала.
(10)Ремонт завертелся, и очень скоро Маше стало казаться, что её взяли за шиворот и бросили в какой-то хаос, где найти уже было ничего невозможно, и что она здесь лишняя. (11)Пришлось даже уехать ночевать к маме, но там присутствие бородатого отчима с вечно выпученными глазами не располагало к продолжительному пребыванию, и она вернулась к себе. (12)Степаныч, добрая душа и к тому же владелец раздолбанного транспортного средства, все покупки совершал самостоятельно, она лишь отстёгивала деньги, а он приносил ей чеки.
(13)Примерно через неделю Маше пришла в голову замечательная идея — исчезнуть куда-нибудь на недельку из этого, как она говорила, «ада», чтобы Степанычу не мешать и самой «почистить крылышки» — прийти в себя и отдохнуть: отпуск всё-таки!
(14)Пришлось позвонить Игорю.
(15)Изгнанный муж явился в тот же день вечером, удивлённый и как всегда виновато: улыбающийся.
(16)— Т-ты ведь во мне не-е н-нуждаешься, к-как будто…? — он всегда заикался, когда был
(17)— Ну… нельзя быть таким прямолинейным… (18)Видишь ли, Игорёша… (19)И Маша, ласково глядя прямо ему в глаза, рассказала, как утомил её ремонт, как ей необходимо отдохнуть немного и как нужна его помощь именно сейчас.
(20)— Ты ведь не будешь против..?
(21)Он не был «против», он никогда не бывал «против» и выделил ей сумму на поездку в Турцию, маловато, конечно, но хоть так! (22)И на том спасибо…
(23)Перед отъездом Маша накупила сыра, сосисок, кофе и конфет для работников, оставила им ключи и улетела к морю.
(24)Вернувшись, она ощутила лёгкое раздражение, оттого что ремонт ещё не закончен. (25)«Интересно, чем они тут занимались?» — подумала она с досадой и принялась извлекать барахло из шкафа, который требовалось сегодня же передвинуть. (26)В отделении, где хранились немногочисленные ювелирные украшения (которых Маша никогда не носила), «драгоценности», как шутила она, не было обнаружено главного предмета — броши с бриллиантами, доставшейся ей от прабабки. (27)Брошь была дореволюционная, вероятно дорогая и, как бы то ни было, для неё ценная, точнее, бесценная… (28)И хотя Маша часто вообще забывала о её существовании, но, вспомнив, говорила с удовольствием: «Подлинная!» (29)Она и впрямь была настоящая, в ней было девять камней, неподдельных алмазов, и… прабабкина память!
(30)Не найдя броши, Маша пришла сначала в смятение, затем в отчаяние, а потом в ярость. (31)«Я оставляю свою квартиру… этим… я доверяю им как порядочным людям, я плачу им деньги… я… я… я…», — и Маша заплакала от обиды и унижения. (32)«Это всё толстуха с жирными пальцами. (33)Малярша эта. (34)А, может, и сам Степаныч… (35)Они вдвоём обыскивали мои ящики, шкафы… (36)Доверяй после этого людям, делай добро…». (37)Ночь прошла бессонная, и под утро стало понятно, что не ювелирное украшение, подло украденное, было причиной страданий (не убиваться же из-за бриллиантов!), а разочарование в людях, предавших её, насмеявшихся над её доверчивостью и добротой.
(38)Голова раскалывалась. (39)Пришлось опять звонить Игорю. (40)К тому моменту мастера — Степаныч с толстухой — были уже с позором изгнаны и объявлены ворами. (41)Разъярённая Маша плохо владела собой.
(42)— Т-ты т-торопишься, малыш, — ласково сказал Игорь, — т-ты, как всегда, т-т-торопишься…
(43)— Приезжай, надо поскорее закончить этот кошмар, — говорила она срывающимся голосом, — я не могу так больше жить! (44)Я не могу жить в этом бедламе! (45)Я не могу! (46)Нервы явно сдавали.
(47)После разговора с Игорем, всегда неуверенным, всегда сомневающимся, даже когда ведёт собственную машину (что её особенно раздражало), Маша с горечью подумала, что она вот всегда делает добро (деньги в благотворительный фонд больным детям, в прошлом году), а в ответ — хоть бы какую радость… (48)Ни одного приличного человека! (49)Ни одного достойного мужчины! (50)Ей не везёт, ужасно не везёт! (51)Почему? (52)Почему? (53)Почему? (54)За что?
(55)Никто не знает, как долго продолжался бы этот мучительный самоанализ, если бы не появился Игорь и не начал приколачивать дверные наличники. (56)Работа закипела, и жизнь повеселела. (57)Через несколько дней Игорь, измученный, усталый, вытирая потное лицо полотенцем, радостно говорил: «Вот видишь, как всё славно сделано, квартирка как конфетка».
(58)Сделано тяп-ляп, думала Маша, лучше он всё равно не умеет, но хоть так… (59)И на том спасибо!
(60)— Ты, Игорёша, умница, — говорила она, чтобы поддержать его.
(61)— Ну.. а т-ты.. во мне п-по-прежнему… не-е…не-е… нуждаешься? — застенчиво спрашивал муж.
(62)— Об этом потом, потом поговорим. (63)Не время…
(64)— П-потом будет п-ппоздно. (65)Я это серьёзно. (66)П-потом… поздно, — он сказал последнюю фразу как-то особенно и сделал на ней ударение. (67)Маше даже стало не по себе.
(68)Расстались. (69)Было грустно, что не везёт, что жизнь постоянно обманывает.
(70)Через несколько дней Маша начала наконец приводить дом в порядок. (71)Скоро на службу, скоро осень. (72)«Вот и лето прошло. (73)Будто и не бывало…» — вспомнилось ей.
(74)Уборка увлекла её. (75)Квартира и впрямь выглядела как игрушка — всё-таки иногда надо решаться на такое вероломство, как ремонт. (76)Стоя на стремянке и протирая верхнюю полку гардероба, она чуть не сбросила на пол какой-то предмет, успев ухватить его рукой. (77)Это был неправильной формы коричневый футляр, перетянутый резиновым жгутиком. (78)Маша не сразу опомнилась, обнаружив коробочку в своих руках. (79)Машинально она спустилась с лестницы и села на пол. (80)Раскрыла футляр. (81)«Подлинная» во всей красе покоилась на своём законном месте, и все девять камней её будто ожили и засверкали в лучах заходящего солнца. (82)Прабабкина брошь, сияя, смотрела прямо в Машины глаза и ехидно улыбалась.
(По И.И. Ивановой)
vopvet.ru
Сочинение по Л.И. Лиходееву. Проблема равнодушного отношения к жизни
К чему приводит равнодушное отношение к жизни? Именно этим вопросом задаётся автор текста Л.И. Лиходеев.
Так, автор утверждает, что для человека очень важно умение удивляться, умение обращать внимание на окружающий мир. С одной стороны, Л.И. Лиходеев приводит в пример Архимеда и Ньютона, объясняя их великие достижения не только огромным трудом, но и способностью быть неравнодушным к жизни: С другой, автор пишет о людях, которых ничего не удивляет, которые смотрят на мир однобоко: то есть рассматривают жизнь через призму удовлетворения своих потребностей. Лиходеев говорит о них:Мнение Л.И. Лиходеева по проблеме вполне понятно: жизнь – удивительная вещь, и люди тоже удивительны, но не все это замечают. Надо лишь научиться видеть, хотя бы чуть дальше своего носа, и тогда можно обрести счастье.
Невозможно не согласиться с точкой зрения автора. Действительно, равнодушие людей к окружающему миру — актуальная проблема. Люди слишком увлечены собой и мирскими делами, забывая о самом главном – жизнь прекрасна и необыкновенна.
Жизнелюбием, умением удивляться отличаетсяЕё способность восхищаться самыми простыми вещами, восторг просто от того, что существуешь, оказали огромное влияние на князя Андрея, заставили его по-новому взглянуть на жизнь, переосмыслить своё существование и принять истину, что жить надо не для одного себя, а для людей, так, чтобы все вокруг тебя знали.
напротив, показано равнодушное отношение к жизни. Так, главный герой, Дмитрий Ионович Старцев, врач, которого в городе прозвали Ионычем, с годами становится абсолютно безразличным человеком. Он потерял интерес к окружающему миру, ко всему, кроме кредитных билетов, которых у него в банке накопилось уже приличное количество. Он равнодушен к Котику, которой был увлечён, его жизнь скучна и однообразна, её скорее можно назвать существованием. Но такую жизнь ведёт не только Старцев – такова она и у семьи Туркиных, самой «образованной и интересной» семьи в городе, и у всех остальных. Кто в этом виноват? Ответ напрашивается только один: конечно, сами люди. Чехов убедительно доказывает нам, что жизнь, лишённая смысла – искреннего служения людям, заполненная лишь эгоистическими заботами, теряет своё значение. Только жизнь, озарённая высокой целью, может приносить радость и удовлетворение.В заключение хочется сказать, что к жизни нельзя относиться равнодушно. Просто необходимо удивляться всему окружающему и интересоваться людьми, живущими вокруг тебя. Только в этом случае она будет осмысленнее, а следовательно, и счастливее.
literarus.ru
Проблема отношения человека к себе и своей жизни
⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 35Следующая ⇒
Текст
(1)Маша спрыгнула с дивана. (2)Потянулась, поскакала на носочках, протанцевала по комнате. (З)Прекрасно! (4)По-ка все идет прекрасно. (5)«Срочно надо начать что-то новое», — подумала она и решила пригласить знакомого мастера-ремонтника. (6)Давно пора обновить свою жизнь: это, говорят, лечит нервы.
(7)Степаныч явился немедля с обычными своими шутками-прибаутками и привел с собой толстую маляршу — свою давнюю знакомую. (8)Малярша погрузилась в Машино кресло и, заняв сразу полкомнаты, начала, загибая пухлые пальцы, перечислять то, что нужно было купить для приведения стен и потолка в порядок. (9)Маша послушно записывала.
(Ю)Ремонт завертелся, и очень скоро Маше стало казаться, что ее взяли за шиворот и бросили в какой-то хаос, где найти уже было ничего невозможно, и что она здесь лишняя. (П)Пришлось даже уехать ночевать к маме, но там присутствие бородатого отчима с вечно выпученными глазами не располагало к продолжительному пребыванию, и она вернулась к себе. (12)Степаныч, добрая душа и к тому же владелец раздолбанного транспортного средства, все покупки совершал самостоятельно, она лишь отстегивала деньги, а он приносил ей чеки.
(13)Примерно через неделю Маше пришла в голову замечательная идея — исчезнуть куда-нибудь на недельку из этого, как она говорила, «ада», чтобы Степанычу не мешать и самой «почистить крылышки» — прийти в себя и отдохнуть: отпуск все-таки!
(14)Пришлось позвонить Игорю.
(15)Изгнанный муж явился в тот же день вечером, удивленный и как всегда виновато улыбающийся.
(16)— Т-ты ведь во мне не-е н-нуждаешься, к-как будто…? — он всегда заикался, когда был взволнован.
(17)— Ну… нельзя быть таким прямолинейным… (18)Видишь ли, Игореша… (19)И Маша, ласково глядя прямо ему в глаза, рассказала, как утомил ее ремонт, как ей необходимо отдохнуть немного и как нужна его помощь именно сейчас.
(20)— Ты ведь не будешь против..?
(21)Он не был «против», он никогда не бывал «против» и выделил ей сумму на поездку в Турцию, маловато, конечно, но хоть так! (22)И на том спасибо…
(23)Перед отъездом Маша накупила сыра, сосисок, кофе и конфет для работников, оставила им ключи и улетела к морю.
(24)Вернувшись, она ощутила легкое раздражение, оттого что ремонт еще не закончен. (25)«Интересно, чем они тут занимались?» — подумала она с досадой и принялась извлекать барахло из шкафа, который требовалось сегодня же передвинуть. (26)В отделении, где хранились немногочисленные ювелирные украшения (которых Маша никогда не носила), «драгоценности», как шутила она, не было обнаружено главного предмета — броши с бриллиантами, доставшейся ей от прабабки. (27)Брошь была дореволюционная, вероятно дорогая и, как бы то ни было, для нее ценная, точнее, бесценная… (28)И хотя Маша часто вообще забывала о ее существовании, но, вспомнив, говорила с удовольствием: «Подлинная!» (29)Она и впрямь была настоящая, в ней было девять камней, неподдельных алмазов, и… прабабкина память!
(ЗО)Не найдя броши, Маша пришла сначала в смятение, затем в отчаяние, а потом в ярость. (31)«Я оставляю свою квартиру… этим… я доверяю им как порядочным людям, я плачу им деньги… я… я… я…», — и Маша заплакала от обиды и унижения. (32)«Это все толстуха с жирными пальцами. (ЗЗ)Малярша эта. (34)А, может, и сам Степаныч… (35)Они вдвоем обыскивали мои ящики, шкафы… (Зб)Доверяй после этого людям, делай добро…». (37)Ночь прошла бессонная, и под утро стало понятно, что не ювелирное украшение, подло украденное, было причиной страданий (не убиваться же из-за бриллиантов!), а разочарование в людях, предавших ее, насмеявшихся над ее доверчивостью и добротой.
(38)Голова раскалывалась. (39)Пришлось опять звонить Игорю. (40)К тому моменту мастера — Степаныч с толстухой — были уже с позором изгнаны и объявлены ворами. (41)Разъяренная Маша плохо владела собой.
(42)— Т-ты т-торопишься, малыш, — ласково сказал Игорь, — т-ты, как всегда, т-т-торопишься…
(43)— Приезжай, надо поскорее закончить этот кошмар, — говорила она срывающимся голосом, — я не могу так больше жить! (44)Я не могу жить в этом бедламе! (45)Я не могу! (46)Нервы явно сдавали.
(47)После разговора с Игорем, всегда неуверенным, всегда сомневающимся, даже когда ведет собственную машину (что ее особенно раздражало), Маша с горечью подумала, что она вот всегда делает добро (деньги в благотворительный фонд больным детям, в прошлом году), а в ответ — хоть бы какую радость… (48)Ни одного приличного человека! (49)Ни одного достойного мужчины! (50)Ей не везет, ужасно не везет! (51)Почему? (52)Почему? (53)Почему? (54)3а что?
(55)Никто не знает, как долго продолжался бы этот мучительный самоанализ, если бы не появился Игорь и не начал приколачивать дверные наличники. (56)Работа закипела, и жизнь повеселела. (57)Через несколько дней Игорь, измученный, усталый, вытирая потное лицо полотенцем, радостно говорил: «Вот видишь, как все славно сделано, квартирка как конфетка».
(58)Сделано тяп-ляп, думала Маша, лучше он все равно не умеет, но хоть так… (59)И на том спасибо!
(60)— Ты, Игореша, умница, — говорила она, чтобы поддержать его.
(61)— Ну., а т-ты.. во мне п-по-прежнему… не-е…не-е… нуждаешься? — застенчиво спрашивал муж.
(62)— Об этом потом, потом поговорим. (63)Не время…
(64)— П-потом будет п-ппоздно. (65)Я это серьезно. (66)П-потом… поздно, — он сказал последнюю фразу как-то особенно и сделал на ней ударение. (67)Маше даже стало не по себе.
(68)Расстались. (69)Было грустно, что не везет, что жизнь постоянно обманывает, подсовывая совсем не того и не тех — не тех, кого можно любить…
(70)Через несколько дней Маша начала наконец приводить дом в порядок. (71)Скоро на службу, скоро осень. (72)«Вот и лето прошло. (73)Будто и не бывало…» — вспомнилось ей.
(74)Уборка увлекла ее. (75)Квартира и впрямь выглядела как игрушка — все-таки иногда надо решаться на такое вероломство, как ремонт. (76)Стоя на стремянке и протирая верхнюю полку гардероба, она чуть не сбросила на пол какой-то предмет, успев ухватить его рукой. (77)Это был неправильной формы коричневый футляр, перетянутый резиновым жгутиком. (78)Маша не сразу опомнилась, обнаружив коробочку в своих руках. (79)Машинально она спустилась с лестницы и села на пол. (80)Раскрыла футляр. (81)«Подлинная» во всей красе покоилась на своем законном месте, и все девять камней ее будто ожили и засверкали в лучах заходящего солнца. (82)Прабабкина брошь, сияя, смотрела прямо в Машины глаза и ехидно улыбалась.
(И.И. Иванова)
Сочинение
Автор текста, И.И. Иванова, ставит проблему отношения человека к себе и к свой жизни. Умеем ли мы ценить то, что имеем? Говорим ли мы «спасибо» за все, что получаем?
Главная героиня текста И.И. Ивановой — молодая женщина Маша, которая испытывает неудовлетворенность жизнью из-за того, что «ей не везет» на встречи с достойными, интересными людьми. Между тем Маша не способна разглядеть рядом с собой хороших и добрых людей. Кроме того, она капризна и эгоистична, поспешно судит о людях. Например, она обвиняет в воровстве порядочных людей, не ценит доброту своего мужа, обращенную к ней.
Точка зрения автора текста такова: человек должен ценить то, что дает ему жизнь, и говорить «спасибо» за то, что рядом есть добрые, заботливые люди.
Нельзя не согласиться с позицией автора. Безусловно, в наших жизненных просчетах мы виноваты чаще всего сами, поскольку нередко бываем эгоистичны и невнимательны к людям.
Подтвердим высказанную мысль примерами из литературных произведений. Обратимся к рассказу А.П. Чехова
«Попрыгунья». Молодая женщина Ольга Ивановна в поисках необыкновенного человека не разглядела в своем муже — докторе Дымове — талантливого ученого и редкой души человека. Только после его смерти она начинает понимать, что «проглядела», «пропустила» именно того человека, которого искала всю жизнь. Героиня Чехова — поверхностный, легкомысленный, недалекий человек, несчастливый из-за собственной глупости.
Вспомним «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Старуха, пожелавшая получить слишком много от «счастливого случая» — доброй золотой рыбки, теряет все и оказывается у разбитого корыта. Так будет с каждым, кто не умеет ценить добро, которое тебе делают окружающие люди и дает сама жизнь.
В заключение подчеркнем, что мы должны говорить за все «спасибо» и творить больше добра.
Проблема воспитания
Текст
(1)Пропала совесть. (2)И никто не догадывался, что чего-то вдруг стало недоставать и что в общем жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка. (З)Многие начали даже чувствовать себя бодрее и свободнее. (4)Легче сделался ход человека; ловчее стало подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать. (5)Всякие душевные сомнения как рукой сняло: ничто не смущало людей, ничто не заставляло их задуматься. (6)И настоящее, и будущее — все, казалось, так и отдавалось им в руки — им, счастливцам, не заметившим о пропаже совести.
(7)А бедная совесть лежала между тем на дороге, истерзанная, оплеванная, затоптанная ногами пешеходов. (8)Вся-
кий швырял ее, как негодную ветошь, подальше от себя. (9)Всякий удивлялся, каким образом в благоустроенном городе и на самом бойком месте может валяться такое вопиющее безобразие. (10)И Бог знает, как долго пролежала бы таким образом бедная изгнанница, если бы не поднял ее какой-то несчастный пропойца.
(11)И вдруг он почувствовал, что его пронзила словно электрическая струя. (12)Мутными глазами начал он озираться кругом и совершенно явственно ощутил, что голова его освобождается от винных паров и что к нему постепенно возвращается горькое сознание действительности, на избавление от которого были потрачены лучшие силы его существа.
(13)И кажется бедному пьянице вся его жизнь сплошным безобразным преступлением. (14)Но, увы, проснувшееся сознание не приносит ему с собой ни примирения, ни надежды, а встрепенувшаяся совесть указывает только один выход — выход бесплодного самообвинения.
(15)— Батюшки! (16)Не могу! (17)Несносно! (18)Надо как-нибудь сбыть ее, а то с ней пропадешь, как собака! — думает жалкий пьяница и ищет, кому бы подбросить свою находку…
(19)Озираясь и крадучись, приближается он к питейному дому, в котором торгует старинный его знакомый Прохорыч. (20)Сначала он заглянул потихонечку в окошко и, увидев, что в кабаке никого нет, а Прохорыч один-одинехонек дремлет за стойкой, в одно мгновение растворил дверь, вбежал, и прежде, нежели Прохорыч успел опомниться, ужасная находка уже лежала у него в руке…
(21)Некоторое время Прохорыч стоял с вытаращенными глазами, потом вдруг весь вспотел.
(22)— А ведь скверно спаивать бедный народ! — шептала проснувшаяся совесть.
(23)— Жена! Арина Ивановна! — вскричал он вне себя от испуга.
(24)Прибежала Арина Ивановна, но как только увидала, какое Прохорыч сделал приобретение, так не своим голосом
закричала: «Караул! Батюшки! Грабят!» (25)Она очень хорошо понимала, что в кабацком деле совесть совсем не такое приятное приобретение, от которого можно было бы ожидать прибытка, и потому решилась во что бы то ни стало отделаться от непрошеной гостьи…
(26)Следующий день, как нарочно, был базарный. (27)Служебным долгом квартального надзирателя Ловца было наблюдение за порядком. (28)Он, стало быть, и отправился на базар исполнять свой долг. (29)Этому-то мздоимцу ловко подкинула Арина Ивановна совесть в карман его пальто.
(30)Ловец был малый не то чтоб совсем бесстыжий, но стеснять себя не любил и запускал лапу довольно свободно. (31)Вид у него был не то чтоб наглый, а у стремительный. (32)Руки были не то чтоб слишком озорные, но охотно зацепляли все, что попадалось по дороге. (ЗЗ)Словом сказать, был лихоимец и взяточник порядочный.
(34)И вдруг этого самого человека начало коробить. (Зб)Подошел к одному возу, хочет запустить лапу — лапа не поднимается. (Зб)Подошел к другому возу, хочет мужика за бороду вытрясти — о, ужас! — руки опускаются! (37)Увидел нищего мужика на дороге, дал ему подаяние.
(38)— Это за что же, Фофан Фофаныч?
(39)— А за мою прежнюю обиду, друг! Прости меня, Христа ради!
(40)— Ну, Бог тебя простит!
(41)Таким образом обошел он весь базар и раздал все деньги, какие у него были.
(42)Так и вернулся Ловец домой без добычи. (43) А ?кена ему: «Куда кульки девал?»
(44)Он ей в ответ: «Перед лицом моей совести свидетельствую…»
(45)«Ну, так и обедай со своей совестью, а у меня для тебя нет обеда!» — решила Ловчиха. (46)Вскоре поняла она, что Ловцу ее круто пришлось. (47)Раздела она его, уложила в постель и напоила горяченьким. (48)Призадумалась. (49)Только через четверть часа пошла она в переднюю и думает: «А по-
смотрю-ка я у него в пальто, может, найдутся в карманах какие-нибудь грошики?» (50)Обшарила она один карман, другой — нашла какую-то грязную, замасленную бумажку. (51)Как развернула эту бумажку — так и ахнула!
(52)И стала придумывать, кому бы ей эту совесть сбыть…
(53)И долго таким образом шаталась бедная, изгнанная совесть по белому свету, и перебывала она у многих тысяч людей. (54) Наконец наскучило ей самой, что негде ей, бедной, голову приклонить и должна она свой век проживать в чужих людях да без пристанища. (55)Вот и взмолилась она последнему своему содержателю, бедному мещанину:
(56)— За что вы меня тираните? (57)3а что помыкаете мной?
(58)— Что же с тобой делать, сударыня совесть, коли ты никому не нужна? — спросил в свою очередь мещанин.
(59)— А вот что, — отвечала совесть, — отыщи ты мне маленькое дитя, раствори ты предо мной его чистое сердце и схорони меня в нем! (бО)Авось он меня, неповинный младенец, приютит и выхолит да и в люди потом со мной выйдет — не погнушается!
(61)По этому ее слову так все и сделалось. (62)Отыскал мещанин дитя, растворил его чистое сердце и схоронил в нем совесть.
(бЗ)Растет дитя, а вместе с ним растет и совесть. (64)И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. (65)И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама.
(По М.Е. Салтыкову-Щедрину)
Сочинение
Великий русский писатель М.Е. Салтыков-Щедрин в одной из своих сказок ставит проблему воспитания. Он считает, что достойный человек должен быть совестливым. Когда же следует формировать в человеке доброту и милосердие?
Великий сатирик в иносказательной форме рассказывает об исчезновении совести в душах людей. Мир испортился, он сделался населенным бессовестными, циничными сребролюбцами. Если «бедная» совесть попадала кому-нибудь в руки, случайный ее владелец старался немедленно избавиться от нее как от опасного приобретения. Наконец, совесть сама попросила своего «хозяина» — бедного мещанина — поместить ее в сердце младенца, чтобы он рос и чтобы совесть возрастала в нем. «И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия…», — делает заключение автор.
Главная мысль сатирика состоит в том, что формировать добрую душу в человеке нужно с младых ногтей; в противном случае совесть может не укорениться в его сердце.
Великий сатирик, конечно, прав, полагая, что именно детское сердце способно воспринять добро и укрепиться в нем.
Подтвердим высказанную мысль примерами из литературных произведений.
Обратимся к роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Строгий отец Петруши Гринева, отправляя сына служить в Оренбургскую губернию, наставлял его «хранить честь». С детства он вложил в душу сына совесть и чувство долга. Во время пугачевского бунта Петр Гринев проявил себя как человек, имеющий достоинство и свято исполняющий свой долг перед отечеством. Он отказался служить Пугачеву и не преступил клятвы, данной императрице.
В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» «интеллектуальный» убийца Раскольников имел добрых и хороших родителей, вложивших в его душу совесть. И хотя герой отступает от принципов, в которых его воспитывали, и предается ложным идеям о сверхчеловеке, совесть не оставляет его и после совершенного преступления. Она толкает его в дом Мармеладовых, где он отдает последние деньги малолетним детям, а впоследствии исповедуется Соне, помогающей ему признаться в преступлении, покаяться и начать новую жизнь.
Итак, совесть, если она с детства заложена в человеческую душу, поможет ему подняться даже после чудовищного падения и стать полноценной нравственной личностью.
Проблема благодарности
Текст
(1)Я сижу в гостиной у моей заокеанской подруги. (2)Она показывает мне фотографии: путешествия, друзья, дети, племянники. (3)«А вот, — она протягивает мне какую-то папку, — моя гордость». (4)Я перебираю стопку коротких писем, приглядываюсь к ним, вижу, что это благодарственные письма-ответы: моя подруга регулярно жертвует небольшие суммы — от десяти до двадцати долларов — в поддержку местной библиотеки, приюта для животных, картинной галереи, средней школы. (5)Суммы малые, необременительные, но ни один доллар не остается незамеченным. (б)Ответы приходят незамедлительно, причем это всегда теплые, добрые письма, буквально светящиеся благодарностью: мы получили Ваш дар, мы его заметили, он очень важен для нас! (7)Очень! (8)Спасибо! (9)Конечно, моя подруга отправляет деньги вовсе не ради «спасибо», но всякий такой отклик ее окрыляет, стимулирует к дальнейшим маленьким «подвигам». (Ю)Иными словами, человек, имея общественное одобрение и ободрение, совершенствуется, приобретает навык доброделания; при этом даже его человеческие недостатки смягчаются.
(И)Разумеется, наши российские проблемы отличаются жесткостью: деньги, как правило, нужны для спасения тяжелобольных людей. (12)Денег нужно много. (13)Денег не хватает. (14)Люди жертвуют. (15)Однако если ваше пожертвование не исчисляется уж очень крупной суммой, никакого
ответа от благотворительной организации, которой вы передали вспоможение нуждающемуся, не ждите. (16)Да и писать такие письма у нас, скорее всего, некому. (17)Слишком много проблем, причем тяжелых; значит, если можете, делитесь! (18)Вот и весь сказ.
(19)Между тем заметить и отметить благородный жест конкретного человека — черта общества цивилизованного, культурного. (20)Ничего неестественного нет в том, что жертвователю хочется знать, достигла ли его помощь адресата, пришлась ли впору…
(21)3десь речь идет о воспитании культуры общения. (22)У нас ведь не только благотворительность еще слаба, но и культура благодарения не развита. (23)А ведь как рождается круговая порука добра, о которой писала одна безвестная монахиня Новодевичьего монастыря, чьи стихи Марина Цветаева считала «выше самой поэзии»? (24)Такая порука — это всегда взаимная выручка, взаимопомощь, солидарность. (25)Умение заметить и отметить чье-то доброе дело — это солидарность, позволяющая расцвести лучшим человеческим качествам. (26)Привычка откликаться не только на большой, но и на малый вклад в чью-то судьбу — проявление дорогого стоящей «простоты души», открытости. (27)Это послание, которое можно трактовать, например, так: «Мы теперь нечужие люди, мы — братья, сестры, мы едины».
(28)Смею предположить, что такая привычка — это еще и выход из внутреннего рабства, преодоление комплекса неполноценности. (29)Человек, открытый контактам, общению с миром, вряд ли способен рассуждать следующим образом: «Я беден — он богат, поэтому пусть раскошеливается, и не за что мне тут его благодарить, унижаться…» (ЗО)Так может сказать раб, свободный же человек всегда будет чувствовать себя равным тому, кто его поддержал, и потому будет искренне и чистосердечно признателен. (31)Итак, учиться. (32)Учиться общению. (ЗЗ)Учиться благотворить и благодарить.
(По З.И. Триполъской)
Сочинение
В предложенном для анализа тексте автор ставит проблему благодарности. З.И. Трипольская задается вопросом: нужно ли благодарить за проявленную благотворительность? Как должен вести себя получивший благодеяние?
Автор текста рассказывает, как важно человеку, совершающему пожертвования в поддержку библиотеки, музея или приюта для животных, получить ответное письмо с благодарностью. З.И. Трипольская считает, «что заметить и отметить благородный жест конкретного человека — черта общества цивилизованного, культурного». Она видит в такой внимательности проявление культуры общения, стимулирующей «круговую поруку добра» и помогающей людям почувствовать свое единство.
Авторское послание данного текста заключается в призыве быть открытыми в общении, быть благодарными и щедрыми.
Безусловно, автор прав: быть достойным человеком — это не только творить хорошие дела, но и видеть их у окружающих, уметь быть благодарным.
Подтвердим сказанное примерами из литературных произведений.
Обратимся к роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Пугачев был благодарен Гриневу за оказанное благодеяние — подаренный ему заячий тулупчик. Он спас Петра Гринева от виселицы и таким образом проявил свое великодушие. Мы видим, что Пугачев, будучи разбойником и убийцей, — личность неоднозначная, способная на благородный поступок. Впоследствии «герой» — Петр Гринев (по замыслу Пушкина) напишет свои записки и увековечит в них образ Пугачева.
Благодарным был пан Тыбурцый — герой повести В.Г. Короленко «Дети подземелья». Этот человек обладал достоинством и гордостью, несмотря на свою нищету. Эти качества сближают его с судьей и его сыном Васей, прини-
мавшим участие в судьбе умирающей Маруси. Пан Тыбур-цый приходит в дом к судье, подает ему руку и благодарит за доброту его сына. Так люди разных социальных слоев соединяются в любви и понимании главных основ жизни.
В заключение подчеркнем важную мысль: стремясь к совершенству, мы должны не только творить достойные дела, но и благодарить тех, кто их совершает.
Читайте также:
lektsia.com
Сочинение ЕГЭ. Проблема отношения человека к себе и своей жизни..
Сочинение по тексту:
Автор текста, И.И. Иванова, ставит проблему отношения человека к себе и к своей жизни. Умеем ли мы ценить то, что имеем? Говорим ли мы «спасибо» за всё, что получаем?
Главная героиня текста И.И. Ивановой — молодая женщина Маша, которая испытывает неудовлетворённость жизнью из-за того, что «ей не везёт» на встречи с достойными, интересными людьми. Между тем Маша не способна разглядеть рядом с собой хороших и добрых людей. Кроме того, она капризна и эгоистична, поспешно судит о людях. Например, она обвиняет в воровстве порядочных людей, не ценит доброту своего мужа, обращённую к ней.
Точка зрения автора текста такова: человек должен ценить то, что даёт ему жизнь, и говорить «спасибо» за то, что рядом есть добрые, заботливые люди.
Нельзя не согласиться с позицией автора. Безусловно, в наших жизненных просчётах мы виноваты чаще всего сами, поскольку нередко бываем эгоистичны и невнимательны к людям.
Подтвердим высказанную мысль примерами из литературных произведений. Обратимся к рассказу А.П. Чехова «Попрыгунья». Молодая женщина Ольга Ивановна в поисках необыкновенного человека не разглядела в своём муже — докторе Дымове — талантливого учёного и редкой души человека. Только после его смерти она начинает понимать, что «проглядела», «пропустила» именно того человека, которого искала всю жизнь. Героиня Чехова — поверхностный, легкомысленный, недалёкий человек, несчастливый из-за собственной глупости.
Вспомним «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Старуха, пожелавшая получить слишком много от «счастливого случая» — доброй золотой рыбки, теряет всё и оказывается у разбитого корыта. Так будет с каждым, кто не умеет ценить добро, которое тебе делают окружающие люди и даёт сама жизнь.
В заключение подчеркнём, что мы должны говорить за всё «спасибо» и творить больше добра.
Текст И.И. Ивановой:
(1)Маша спрыгнула с дивана. (2)Потянулась, поскакала на носочках, протанцевала по комнате. (3)Прекрасно! (4)Пока всё идёт прекрасно. (5)«Срочно надо начать что-то новое», — подумала она и решила пригласить знакомого мастера-ремонтника. (6)Давно пора обновить свою жизнь: это, говорят, лечит нервы.
(7)Степаныч явился немедля с обычными своими шутками-прибаутками и привёл с собой толстую маляршу — свою давнюю знакомую. (8)Малярша погрузилась в Машино кресло и, заняв сразу полкомнаты, начала, загибая пухлые пальцы, перечислять то, что нужно было купить для приведения стен и потолка в порядок. (9)Маша послушно записывала.
(10)Ремонт завертелся, и очень скоро Маше стало казаться, что её взяли за шиворот и бросили в какой-то хаос, где найти уже было ничего невозможно, и что она здесь лишняя. (11)Пришлось даже уехать ночевать к маме, но там присутствие бородатого отчима с вечно выпученными глазами не располагало к продолжительному пребыванию, и она вернулась к себе. (12)Степаныч, добрая душа и к тому же владелец раздолбанного транспортного средства, все покупки совершал самостоятельно, она лишь отстёгивала деньги, а он приносил ей чеки.
(13)Примерно через неделю Маше пришла в голову замечательная идея — исчезнуть куда-нибудь на недельку из этого, как она говорила, «ада», чтобы Степанычу не мешать и самой «почистить крылышки» — прийти в себя и отдохнуть: отпуск всё-таки!
(14)Пришлось позвонить Игорю.
(15)Изгнанный муж явился в тот же день вечером, удивлённый и как всегда виновато: улыбающийся.
(16)— Т-ты ведь во мне не-е н-нуждаешься, к-как будто…? — он всегда заикался, когда был
(17)— Ну… нельзя быть таким прямолинейным… (18)Видишь ли, Игорёша… (19)И Маша, ласково глядя прямо ему в глаза, рассказала, как утомил её ремонт, как ей необходимо отдохнуть немного и как нужна его помощь именно сейчас.
(20)— Ты ведь не будешь против..?
(21)Он не был «против», он никогда не бывал «против» и выделил ей сумму на поездку в Турцию, маловато, конечно, но хоть так! (22)И на том спасибо…
(23)Перед отъездом Маша накупила сыра, сосисок, кофе и конфет для работников, оставила им ключи и улетела к морю.
(24)Вернувшись, она ощутила лёгкое раздражение, оттого что ремонт ещё не закончен. (25)«Интересно, чем они тут занимались?» — подумала она с досадой и принялась извлекать барахло из шкафа, который требовалось сегодня же передвинуть. (26)В отделении, где хранились немногочисленные ювелирные украшения (которых Маша никогда не носила), «драгоценности», как шутила она, не было обнаружено главного предмета — броши с бриллиантами, доставшейся ей от прабабки. (27)Брошь была дореволюционная, вероятно дорогая и, как бы то ни было, для неё ценная, точнее, бесценная… (28)И хотя Маша часто вообще забывала о её существовании, но, вспомнив, говорила с удовольствием: «Подлинная!» (29)Она и впрямь была настоящая, в ней было девять камней, неподдельных алмазов, и… прабабкина память!
(30)Не найдя броши, Маша пришла сначала в смятение, затем в отчаяние, а потом в ярость. (31)«Я оставляю свою квартиру… этим… я доверяю им как порядочным людям, я плачу им деньги… я… я… я…», — и Маша заплакала от обиды и унижения. (32)«Это всё толстуха с жирными пальцами. (33)Малярша эта. (34)А, может, и сам Степаныч… (35)Они вдвоём обыскивали мои ящики, шкафы… (36)Доверяй после этого людям, делай добро…». (37)Ночь прошла бессонная, и под утро стало понятно, что не ювелирное украшение, подло украденное, было причиной страданий (не убиваться же из-за бриллиантов!), а разочарование в людях, предавших её, насмеявшихся над её доверчивостью и добротой.
(38)Голова раскалывалась. (39)Пришлось опять звонить Игорю. (40)К тому моменту мастера — Степаныч с толстухой — были уже с позором изгнаны и объявлены ворами. (41)Разъярённая Маша плохо владела собой.
(42)— Т-ты т-торопишься, малыш, — ласково сказал Игорь, — т-ты, как всегда, т-т-торопишься…
(43)— Приезжай, надо поскорее закончить этот кошмар, — говорила она срывающимся голосом, — я не могу так больше жить! (44)Я не могу жить в этом бедламе! (45)Я не могу! (46)Нервы явно сдавали.
(47)После разговора с Игорем, всегда неуверенным, всегда сомневающимся, даже когда ведёт собственную машину (что её особенно раздражало), Маша с горечью подумала, что она вот всегда делает добро (деньги в благотворительный фонд больным детям, в прошлом году), а в ответ — хоть бы какую радость… (48)Ни одного приличного человека! (49)Ни одного достойного мужчины! (50)Ей не везёт, ужасно не везёт! (51)Почему? (52)Почему? (53)Почему? (54)За что?
(55)Никто не знает, как долго продолжался бы этот мучительный самоанализ, если бы не появился Игорь и не начал приколачивать дверные наличники. (56)Работа закипела, и жизнь повеселела. (57)Через несколько дней Игорь, измученный, усталый, вытирая потное лицо полотенцем, радостно говорил: «Вот видишь, как всё славно сделано, квартирка как конфетка».
(58)Сделано тяп-ляп, думала Маша, лучше он всё равно не умеет, но хоть так… (59)И на том спасибо!
(60)— Ты, Игорёша, умница, — говорила она, чтобы поддержать его.
(61)— Ну.. а т-ты.. во мне п-по-прежнему… не-е…не-е… нуждаешься? — застенчиво спрашивал муж.
(62)— Об этом потом, потом поговорим. (63)Не время…
(64)— П-потом будет п-ппоздно. (65)Я это серьёзно. (66)П-потом… поздно, — он сказал последнюю фразу как-то особенно и сделал на ней ударение. (67)Маше даже стало не по себе.
(68)Расстались. (69)Было грустно, что не везёт, что жизнь постоянно обманывает.
(70)Через несколько дней Маша начала наконец приводить дом в порядок. (71)Скоро на службу, скоро осень. (72)«Вот и лето прошло. (73)Будто и не бывало…» — вспомнилось ей.
(74)Уборка увлекла её. (75)Квартира и впрямь выглядела как игрушка — всё-таки иногда надо решаться на такое вероломство, как ремонт. (76)Стоя на стремянке и протирая верхнюю полку гардероба, она чуть не сбросила на пол какой-то предмет, успев ухватить его рукой. (77)Это был неправильной формы коричневый футляр, перетянутый резиновым жгутиком. (78)Маша не сразу опомнилась, обнаружив коробочку в своих руках. (79)Машинально она спустилась с лестницы и села на пол. (80)Раскрыла футляр. (81)«Подлинная» во всей красе покоилась на своём законном месте, и все девять камней её будто ожили и засверкали в лучах заходящего солнца. (82)Прабабкина брошь, сияя, смотрела прямо в Машины глаза и ехидно улыбалась.
(По И.И. Ивановой)
- < Назад
- Вперёд >
referat5top.ru
Проблема потребительского отношения к жизни… — Сочинения ЕГЭ
Сочинение ЕГЭ:
Известный поэт, прозаик и публицист И.А. Маслов в предложенном мне тексте поднимает важную для каждого из нас проблему потребительского отношения к жизни.
Рассматривая данный вопрос, автор рассуждает о первом поколении, выросшем в «обществе потребления». Действительно, мои современники придерживаются слогана «Бери от жизни всё», не делают ничего «просто так, по велению души». С точки зрения публициста, подростки стремятся вырасти побыстрее только для того, чтобы свободно распоряжаться деньгами. И.А. Маслов видит причину подобного отношения в том, что молодое поколение воспитывают «сверстники, телевидение и улица», что и взрослые нацелены на потребление.
Позиция автора не вызывает сомнений. Публицист уверен в том, что потребительское отношение к жизни для многих является приоритетным в ущерб нравственным законам, которые утверждают ответственность каждого за происходящее вокруг и способность пожертвовать собственными интересами ради других.
Прочитав внимательно текст, я поняла, что не могу полностью согласиться с выводами И.А.Маслова. Думаю, на моих сверстников можно положиться в самые трудные моменты жизни, и если будет необходимость, то они не предадут свои веры и убеждения.
Чтобы обосновать свою точку зрения, мне хотелось бы обратиться к произведению современного автора Л. Улицкой «Дочь Бухары». В центре внимания читателя история молодой женщины, у которой была возможность стать хорошим врачом, продвинуться по карьерной лестнице. Но тяжелое испытание перечеркнуло все её планы: героиня рожает ребёнка с синдромом Дауна. Грустно наблюдать, как, не выдержав этого удара, из семьи уходит муж, а из большой и когда-то дружной семьи около Алечки остаются главная героиня и преданная Паша. Можно только восхищаться упорством, настойчивостью и оптимизмом совсем ещё юной матери, жертвующей женским счастьем, работой, кругом своего общения, здоровьем и посвящающей себя полностью дочери. Повесть Л. Улицкой не позволяет согласиться с мнением И.А. Маслова, который утверждает, что современному человеку свойственно лишь потребительское отношение к жизни.
Подтвердить свою позицию я могу примером героического подвига моего современника Евгения Родионова. Наверное, восемнадцатилетнему солдату было очень страшно находиться в чеченском плену и были мысли поддаться требованиям боевиков, снять крест и отказаться от веры. Трудно представить, насколько тяжело было вдали от дома и от родных отстаивать свои убеждения, честь и достоинство, зная, что за отказом подчиниться последует смерть. Думая о подвиге Евгения Родионова, осознаешь, как похожи мои сверстники и поколение, которое отстояло наше Отечество в 1945 году, преданностью идее, вере.
Анализируя текст известного публициста И.А. Маслова, я убедилась в том, что даже если потребительское отношение к жизни отчасти присуще моим сверстникам, оно не затрагивает нравственных основ молодого поколения.
Текст И. Маслова:
(1)Нынешние подростки, рождённые в начале девяностых годов XX века,- первое поколение, выросшее в «обществе потребления». (2)У большинства из них, несмотря на юный возраст, уже существует личностная установка, соответствующая слогану: «Бери от жизни всё». (3)Всё взять, всё иметь, всё успеть. (4)Десяти-пятнадцатилетние активны, но не умеют делать что-либо просто так. (5)По велению души. (6)Они во многом хитрее и практичнее взрослых и искренне убеждены, что взрослые существуют лишь для удовлетворения их потребностей. (7)Всё возрастающих. (8)Дети хотят быстрее вырасти. (9)Почему спешат? (Ю)Чтоб свободно распоряжаться деньгами. (11)Как заработать, пока не знают, не задумываются. (12)Сейчас воспитывают сверстники, телевидение, улица. (13)Российские психологи считают, что самая большая проблема заключается в том, что и сами взрослые нацелены на потребление. (14)Однако не всё так плохо. (15)В целом молодёжь очень разношёрстная, а болезненные перекосы имеют объективную основу: свойственные подростковому возрасту кризисы совпали с кризисом ценностных ориентации в стране. (16)У современной молодёжи немало и положительных ориентации. (17)Она жаждет учиться, делать карьеру и для этого готова много работать, тогда как юноши и девушки эпохи застоя ждали, что им всё даст государство. (18)Тенденция к самореализации — знаковое направление для сегодняшнего юного поколения. (19)А повышенное внимание подростков к определённым товарам, стилю жизни было и будет, так как это входит в круг ценностей, которыми надо обладать, чтобы вписаться в среду сверстников. (20)Надо быть как все. (21)Что же наиболее значимо в жизни, по мнению самих подростков? (22)На первом месте у них — хорошая работа, карьера и образование. (23)Подростки осознают: чтобы в будущем хорошо жить, надо приложить к этому собственные усилия. (24)Многие старшеклассники хотят получить высшее образование, и в рейтинге профессий нет ни бандитов, ни киллеров, что наблюдалось ещё десять лет назад. (25)Для достижения своих целей они готовы отложить женитьбу или замужество до того времени, когда реализуют себя как специалисты и, соответственно, станут хорошо зарабатывать. (26)Нынешние подростки не лучше и не хуже своих предшественников. (27)Просто они другие.
(По И. Маслову)
vopvet.ru
Текст по Л.И. Лиходееву. Проблема равнодушного отношения к жизни
(1)Однажды Архимед сел в ванну и вдруг почувствовал, будто стал легче. Он и до этого садился в ванну, и многие до него делали то же самое. (2)Но до этого исторического случая никому и в голову не приходило, что тело, погружённое в жидкость, теряет в своем весе столько, сколько весит вытесненная телом жидкость. (3)Архимед удивился. (4)Когда он удивился — он задумался. (5)А когда он задумался — он открыл великую тайну природы.
(6)Может быть, всё это происходило и не так. (7)Но факт остаётся фактом: закон Архимеда существует, и те, кто получает «двойки» за незнание его, могут это подтвердить.
(8)Мне кажется, что все открытия происходят оттого, что люди не равнодушны. (9)Что они умеют удивляться.
(10)Скажем, сидел себе Ньютон в саду. (11)Смотрит — упало яблоко. (12)Ну, упало и упало. (13)Подыми и съешь. (14)Никого не удивляло это никогда. (15)А Ньютон удивился: «Почему это оно упало?» (16)Удивился, задумался и открыл закон всемирного тяготения.
(17)Конечно, всё это гораздо сложнее. (18)Всё это требовало огромного труда, огромных знаний.
(19)Я рассказываю об этом так несложно потому, что это, наверно, тебе известно. (20)И потом я хочу сказать, что, если ты не умеешь удивляться, если ты равнодушен, скучно тебе будет жить на свете.
(21)Если бы люди не умели удивляться, я прямо не знаю, что с ними было бы. (22)Они ничего бы не придумали и ничего бы не открыли. (23)Они не умели бы строить дома, выращивать хлеб, летать в космос.
(24)И, кроме того, они не умели бы сочинять музыку, писать стихи, рисовать картины.
(25)Вот идёт в лесу человек. (26)Слышит — поют птицы. (27)Ну, поют и поют, эка невидаль! (28)А иной удивится: очень необыкновенно и сладко поют. (29)И задумается…
(30)А другой человек удивится краскам и цветам природы. (31)И начинает сам пробовать сочетать эти краски. (32)Получается картина.
(33)Третий, слушая человеческую речь, вникая в разговоры людей, вдруг удивится, как разнообразно и точно или, наоборот, нудно и неточно люди излагают свои мысли. (34)И сам начинает думать над словами, пробовать их в разных сочетаниях, строить из них предложения, примерять к действительности, искать самые точные и нужные слова.
(35)Конечно, есть люди, которых ничто не удивляет. (36)Они как-то смотрят на мир однобоко — чего бы покушать в этом мире или чего бы присвоить? (37)У них явные расхождения с Ньютоном. (38)Они бы это яблоко просто сжевали без всякого всемирного тяготения. (39)Они берут волшебный ковёр-самолет и прибивают его на стенку, чтоб не летал. (40)Они цветами корову накормят, птицу и перья ощиплют, а что касается слов, так они ни разу не обратят внимания, о чём болтают.
(41)Очень скучные люди. (42)Прямо жалко их и даже как-то стыдно за них.
(43)А ты попробуй удивиться. (44)Всё в этом мире непросто. (45)Всё находится во взаимосвязи. (46)Поэтому существуют прекрасные вещи и прекрасные сказки. (47)Поэтому существуют мечты и реальность. (48)Поэтому существуют дружба и борьба. (49)И настоящая музыка, и настоящая живопись, и настоящие стихи.
(50)И поэтому люди бывают счастливы.
(51)…Жизнь удивительна. (52)И люди удивительны. (53)И каждый, если бы захотел, мог бы увидеть и узнать в тысячу раз больше, чем знает и видит.
(54)Вот как важно уметь удивляться!
(По Л.И. Лиходееву)
literarus.ru
Проблема | Позиция |
Отношения человека к жизни (мировоззрение, жизненная позиция). |
|
О месте человека в жизни, ценности его, его жизни, его личности. | Ценность человека зависит: — от его деяний — от того, что он оставит после себя — от его отношения к другим людям — от его душевных качеств Человек должен иметь свое место в жизни. Основа человеческой личности – чувство собственного достоинства, совесть. |
Отношение человека к мечтам, талантам. | Человек должен: — всегда стремиться к большему — стараться развивать свои способности — не зарывать талант в землю — служить, дарить радость, приносить добро — не бояться трудностей, преград — стараться воплотить свои мечты в жизнь |
Отношение человека к профессии. | Нужно искать свою профессию по душе и способностям. Нужно быть профессионалом в своем деле. |
Отношение человека к работе. | Нужно честно выполнять свою работу, не перекладывать ее на других. Нельзя стыдиться работы, полезной для общества. |
Отношение человека к Родине. |
|
Отношение человека к государству. |
|
Отношение человека к природе. |
|
Влияние природы на человека. |
|
Взаимодействие человека и природы. |
|
Отношение человека к животным. |
|
Роль животных в жизни человека. |
(Собаки помогают… Кошки … Домашний скот дает…)
|
Отношение человека к другим людям, родным, друзьям. | Человек должен: — заботиться о… — помогать, прощать ошибки, недостатки … — быть деликатным, внимательным с … — находить общий язык, компромиссные решения с… |
Отношение человека к семье, родителям, детям. | Человек должен: — стараться беречь семью — заботиться о своих родителях — думать о будущем своих детей — давать детям разностороннее образование — прививать нравственные принципы, чувство долга детям — пробуждать совесть в детях |
Что сближает (разъединяет) людей? | Людей сближают общая работа, интересы, преодоление трудностей, воспитание детей, умение ставить себя на место другого человека. Людей разделяют непродуманные поступки, ревность, эгоизм, жестокость, равнодушие. |
Что такое: — любовь; — дружба; — слава; — милосердие; — счастье; — героизм; — интеллигентность; — истинная, а не показная духовность; — фанатизм; — профессионализм; — хамство. | любовь дружба П слава О милосердие счастье Т героизм Е интеллигентность К духовность С фанатизм Т профессионализм У хамство |
Отношение человека к радости, горю. https://5-ege.ru/problema-i-poziciya-chast-s/ Нужно ли уметь радоваться. | 1. Нужно уметь радоваться жизни, видеть приятное, запоминать счастливые. 2. Нужно уметь достойно переносить горе, трудности. |
Как переносить горе (что пережить трудные моменты)? | Трудные моменты помогает перенести вера в себя, в свою правоту. |
Что поможет пробудить в человеке чувство сострадания, совесть, чувство красоты, прекрасного. | Поддержка близких, пример других людей, чтение книг, созерцание красивого, посещение театра, выставок, при звуках классической музыки, при прогулках по лесу, примеры других людей, правильное воспитание ребенка, пример родителей может пробудить чувство прекрасного в человеке в любой момент, случайно. |
Может ли человек простить предательство, измену, ошибки. Как отличить предательство от ошибки, заблуждения. | 1.Предательство прощать нельзя, особенно во время войны. Предавший однажды человек предаст и в другой раз. 2.Заблуждения, ошибки простить можно если: — они не повлекли за собой глобальные последствия — смерть людей — человек раскаивается, старается исправить содеянное — глубоко переживает случившееся — осознает свою неправоту 3.Прощать или не прощать измену – это зависит от самого человека (кто-то может, кто-то – нет).Умение прощать зависит от глубины, силы духа, цельности человеческой личности. 4.Предательство – это нанесение вреда общественным интересам, Родине, многим людям, правому делу. Это осознанное решение, поступок человека, понимающего, что он поступает неправильно. |
Роль сострадания, милосердия, ревности, эгоизма. | Что было бы, если бы этих явлений не было. |
Истинная ценность: — вещей — книг — произведений искусства — фильмов — спектаклей | Их истинная ценность состоит в том, что они дают людям, а не в денежной стоимости (в содержании книг; в том, о чем книги, спектакли и т.д. заставляют задуматься; чему они учат человека; чем помогают или мешают). |
Что дает человеку хорошо сделанное дело. | Оно дает человеку уверенность в себе, радость, осознание своей нужности. |
Как изменилось отношение … (молодежи, детей, стариков) по сравнению с предыдущими поколениями к … (дружбе, книгам, целям в жизни, семье, образованию) | См. по тексту. |
Роль … (искусства, литературы, книг, эстрады) в … (жизни детей, современном обществе) | См. по тексту. |
Влияние … на детей, подростков, молодежь, на отношение детей и родителей. | См. по тексту. |
Отношение к родному языку. | Нужно сохранять его чистоту, беречь от искажения, излишних иностранных заимствований. |
Роль родного языка в обществе. | Родной язык – это основа нации, без родного языка нет и нации. |
Роль техники, науки в современном мире. | См. по тексту |
Ответственность ученых, известных людей за свои слова, поступки, открытия. | Ученый, известный человек должен думать о последствиях своих дел и слов. |
Почему надо помнить о героях прошлого, о победе в ВОв, свою историю. |
|
Вклад солдат, партизаны и гражданских людей в победу над фашистами. | Не только солдаты на фронте, но и рабочие на фабриках, заводах, колхозах, партизаны и мирные жители приближали победу. |
Кто такой герой. | Это человек, который совершает смелые поступки во имя других людей. Это тот, кто ведет за собой других людей по верному пути. |
Роль выбора в жизни человека. | Выбор определяет судьбу и человека, и общества. |
Важность правильного выбора для общества. | От выбора общества зависит его будущее. |
От чего зависит выбор человека. | Выбор человека зависит от нравственных принципов и силы духа человека. |
Как надо воспитывать детей, чему их учить. | Нужно давать детям всестороннее воспитание (умственное, духовное, физическое), учить добру, умению понимать других людей. |
Отношение к памятникам старины, индивидуальному облику городов, деревень. | Нужно сохранять памятники старины, индивидуальный облик городов и деревень и т.д. и т.п. |
Роль детства в жизни человека. | В детстве в человека закладывается все, чем он будет жить дальше. |
Отношение к порокам общества. | Общественные пороки надо не скрывать, а искоренять. |
Роль товарищества, взаимопомощи, сотрудничества, сострадания на войне. | Товарищество, взаимопомощь и сотрудничество на войне позволяют спасть тысячи жизней. |
Влияние музыки на душу человека. | Музыка заставляет задуматься о себе, помогает мечтать, вносит успокоение в душу, радует, просветляет. |
От чего зависит наше настроение, что его может изменить. | Наше настроение зависит от любой мелочи (песни, улыбки, дождь и т.п.) |
От чего зависит счастье. | От отношения человека к жизни, от цельности и глубины человеческой личности. |
5-ege.ru