Примеры из литературы равнодушие и отзывчивость – Аргументы из литературы: равнодушие и отзывчивость — Аргументы по литературе — Преподавание — Образование, воспитание и обучение

Содержание

Сочинение на тему Равнодушие и отзывчивость

Проблема равнодушия и отзывчивости всегда была одной из самых острых. Каждый из нас еще со школьной скамьи помнит фразу о том, как страшны равнодушные люди, потому что это «с их молчаливого согласия» совершается все зло на земле. Радует то, что в учебных заведениях все чаще пишут сочинение на тему «Равнодушие и отзывчивость». Поэтому предлагаем учащимся несколько советов о том, как проводится подготовка к письменной работе, где взять примеры для подтверждения суждений.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Смысл понятий

Перед тем, как приступить к работе, нужно четко понимать, что означают понятия «равнодушие» и «отзывчивость».

Научные трактаты дают нам четкое определение равнодушия – это безучастное, ровное отношение к тому, что делается вокруг. Но с этим можно поспорить. Этот вопрос гораздо глубже. Равнодушие — это отсутствие какого-либо действия в случаях, когда требуется вмешательство.

Есть много людей впечатлительных, но совершенно не эмоциональных. На первый взгляд, у них всегда ровное отношение к происходящему вокруг. Однако в критической ситуации такой человек может проявить себя, как заботливый, отзывчивый, способный пожертвовать собственными интересами, здоровьем, даже жизнью.

Подготовка к сочинению должна начаться с собственного размышления о равнодушии и отзывчивости. Раскрывать вопросы важно со своей позиции, подтверждая примерами. И пусть эта позиция будет непривычной, свою точку зрения надо доказывать.

Исходя из наблюдений, можно выделить три типа равнодушных людей. Подробно рассмотрим каждый из них.

Это интересно: Излагаем мысли: что такое изложение и как его писать

1 тип (с нарушенной психикой)

Люди, которые всегда относятся к окружающему совершенно безучастно, крайне мало обращают внимание на происходящее вокруг, замкнуты в себе. Вряд ли человек останется безучастным к тому, что на него будут сыпаться камни, польется обильный дождь или помчится машина, реакция последует мгновенно. А если такая реакция отсутствует, значит, у человека плохо работают инстинкты самосохранения, размножения (ведь на противоположный пол тоже нужно как-то реагировать). Это может произойти только из-за психических заболеваний или в результате воздействия каких-либо препаратов (наркотики, алкоголь).

Люди, которые всегда относятся к окружающему совершенно безучастно

2 тип (яркие эгоисты)

Такой человек может выглядеть, как веселый, даже активный товарищ, интересный собеседник. Но, когда остро необходимо его участие, проявляет полную пассивность. Зачастую, просто делает вид, что ничего не видит. Холоден к слезам матери, безучастен к беде собственного ребенка, его товарищ никогда не сможет рассчитывать на поддержку. Эгоист откажется принести даже минимальную жертву (пожертвовать собственным временем или нарушить привычный ход режима). Однако, такие люди встречаются редко, а если они существуют рядом, то окружающие уже знают, как к ним относиться.

Яркие эгоисты

3 тип (серый человек)

Такое равнодушие наиболее страшно. Именно такие люди чаще всего находятся рядом с нами. Человек этого типа отзывчив к проблемам своих близких, друзей, трепетно относится к своему ребенку, но отворачивается, когда будет плакать чужой малыш. Будет опекать свою собаку или кошку, а чужую будет пинать, если подвернется под ноги. Поможет другу, если тот оказался рядом, а избежать вмешательства не удается. Спокойно пройдет мимо человека, лежащего на земле, не обернется, когда будут избивать незнакомую женщину, может спокойно снимать на телефон драку здорового оболтуса со стариком. Вот таких сейчас много.

Важно! Примеры сочинений можно найти в сети, но все же лучше излагать свою точку зрения, проводя параллели, сравнивая разные случаи.

Равнодушные невнимательные люди

Развитие главной мысли

Равнодушие и отзывчивость, как утверждают психологи, являются антиподами.

Отзывчивость — это прекрасное личностное качество, которое выражается в сочувствии, это желание оказать помощь, готовность принести в жертву собственные интересы, время, здоровье, жизнь. С этим можно полностью согласиться. Звучит несколько напыщенно (особенно, упоминание о жизни), однако, так и есть. По сей день мы узнаем из СМИ случаи, когда люди бросаются помогать совсем незнакомым гражданам, рискуя собственной жизнью. Спасение на пожарах, вылавливание тонущих из бурных рек – такие явления встречаются часто. Радостно, что есть такие герои.

Этот вопрос лучше раскрыть вначале сочинения, сразу после вступления.

Но если отзывчивость связана с жизненным риском, тогда возникает следующий вопрос – так ли хорошо быть отзывчивым. Если работу пишет учащийся или студент, то основывается на своем мировоззрении, на собственных взглядах и принципах.

Хорошо ли откликаться на чужое горе

Если рядом оказывается отзывчивый человек, это всегда хорошо. С ним спокойно, надежно, удобно. Но так ли хорошо это для того, кто имеет такое неспокойное сердце. Этот вопрос можно внести в план будущего сочинения.

Понятно, что не всякий раз отзывчивому гражданину приходиться проявлять героизм, но другая помощь тоже может иметь неприятные последствия. Так, например, разнимая драку, можно самому получить серьезные увечья, а помогая незнакомцу, дождаться медицинскую помощь, можно опоздать на работу или важную встречу.

Так может не стоит воспитывать в детях отзывчивость и сопереживание? Да и самим стоит чуть спокойнее относиться к чужим проблемам?

При раскрытии этого вопроса тоже должна быть подготовка. То есть, хорошо вспомнить случаи из личной жизни, привести в пример литературных героев, описать подвиги героев.

Такое размышление можно расположить в середине, а можно вставить ближе к концу, если нет других идей, как закончить сочинение. Тогда не будет навязывания своих принципов, но будет предложение самим сделать выбрать – оставаться безучастным или проявлять сочувствие.

Это интересно: Что такое духовные и жизненные ценности: пишем сочинение

Почему люди проявляют те или иные качества

Подготовка к сочинению заключается еще и в том, чтобы попробовать самим разобраться, откуда берутся у человека те или иные качества. Попытаемся проследить, как формируется равнодушное отношение.

Позицию невмешательства, равнодушия усиливают такие факторы, как:

  • страх перед болью – инициатива, зачастую, бывает наказуема, помощник сам может серьезно пострадать;
  • эгоизм – не хочется жертвовать своим личным временем, силами, удобствами;
  • страх привлечь к себе внимание – «мне что, больше всех надо?»;
  • элементарная душевная лень.

Но эти факторы являются только усилителями, а формируются качества личности в результате воспитания.

Важно! При написании сочинения о равнодушии и отзывчивости подойдут не только примеры из литературы, но и свои воспоминания, наблюдения.

Пример воспитания равнодушия – ребенок приносит домой щенка или котенка, который замерзает в сугробе. Далеко не все родители с пониманием отнесутся к такому «подарку». Но вместо того, чтобы сказать: «Оставляй, но ты сам будешь о нем заботиться», или «Как ему холодно, но мы не можем его оставить. Давай, завтра вместе подыщем ему дом, а сегодня пусть переночует у нас в коридоре», малыш слышит: «Кого ты принес?! Отнеси туда, где взял! Не волоки в дом всякую грязь».

«Отнеси туда, где взял», то есть не помогай больше, это плохо, брось погибать щенка на морозе, пройди мимо, будь равнодушным. Такая грубейшая ошибка очень часто встречается у родителей.

На примере жизненных ситуаций, из литературы мы видим, какую огромную роль в воспитании отзывчивости играет пример родителей. Если на глазах у сына огромный детина обижает старика, а его смелый, сильный папа проходит мимо, отводя глаза, то сын такое поведение будет считать нормой.

Как формируется отклик на чужую беду. Отзывчивость, как и другие личностные качества, формируются в раннем детстве. Чтобы ребенок был участливым, сердечным, добрым, подобными качествами должны обладать родители.

Детей надо воспитывать на собственном примере. Не всегда нужно бросаться в огонь, но проявлять сочувствие к своим близким, незнакомым людям, животным, нужно постоянно.

О равнодушии и отзывчивости аргументы к сочинению и примеры можно брать как из литературных произведений, так и из самых обыденных ситуаций.

Это интересно: Что такое разум и чувство: сочинение по тематике нравственности

Книги нужно читать вместе с детьми, художественные и мультипликационные фильмы не просто просматривать, но и обсуждать, активно проявлять свое отношение к происшедшему (отзывчивость и другие хорошие качества одобрять, ставить в пример, а безучастность активно порицать).

Чаще следует практиковать чтение сказок, где герои никогда не остаются глухими к чужой беде. В сказке «Крошечка-хаврошечка» наиболее ярко показано, как вознаграждается девочка, которая помогает яблоньке и печке, где наказывается нежелание девочки помочь.

В более старшем возрасте нужно приводить примеры отзывчивости и равнодушия из литературы. Например, можно почитать повесть Григоровича «Гуттаперчевый мальчик». Самое главное – следует всегда поддерживать своих детей, когда они оказали, пусть даже маленькую, помощь кому-либо.

Как писать работу на заданную тему

Вопрос о личностных качествах человека актуален по сей день. Именно поэтому школьникам, а также студентам, дают задание изложить свои размышления на конкретную тему в виде сочинения. Несколько советов, которые помогут в написании:

  • точно продумать, о чем именно написать, чтобы раскрыть тему;
  • нужна предварительная подготовка к написанию, то есть, нужно прочитать книги или рассказы и выбрать эпизоды, где бы ярко отражались примеры безучастности, равнодушия героев или их сопереживания, отзывчивости;
  • составить план сочинения;
  • писать собственные мысли;
  • подобрать аргументы к сочинению и факты, их подтверждающие;
  • интересным будет сочинение, которое будет некая «игра» классика и современника. То есть, утверждения классиков можно опровергать своими доказательствами, либо подтверждать их собственными размышлениями;
  • сочинение на тему о равнодушии и отзывчивости должен заканчивать вывод.

Серьезную работу трудно написать за один день, нужна подготовка. После того, как четко определились, о чем будет сочинение, необходимо почитать литературу, чтобы на примерах классиков доказывать свою позицию, или опровергнуть тезис со своей точки зрения.

Произведения, из которых можно почерпнуть яркие примеры для подтверждения тезисов (их можно прочесть, когда ведется подготовка к написанию работы):

  • «Герой нашего времени», роман М.Ю. Лермонтова;
  • «Шинель», повесть Н.В. Гоголя;
  • «Не стреляйте в белых лебедей», повесть Б. Васильева;
  • «Легенда о Данко», М. Горький;
  • «Война и мир», роман Л.Н. Толстого;
  • другие произведения по выбору.

Итоговое сочинение. Равнодушие и отзывчивость. Аргументы

 

Равнодушие и отзывчивость. 2 направление итогового сочинения 2017/2018

Вывод

Можно дополнить работу собственными примерами. Главное соблюсти структуру текста. В начале должно идти вступление, в котором указан главный тезис или мысль, которая далее будет развиваться. Затем должен следовать основной текст. Закончить сочинение нужно небольшим завершением, содержащим вывод из всего написанного.

Если задумываться над подобными вопросами в школьном возрасте, то можно излечиться от равнодушия, стараться быть внимательным к окружающим, отзываться на чужую беду.

uchim.guru

Примеры литературных аргументов к темам направления «Равнодушие и отзывчивость»

Литературные аргументы к темам направления

«Равнодушие и отзывчивость

Ф.М. Достоевский

«Преступление

и наказание»

Роман «Преступление и наказание» — многоплановое произведение. Множество проблем – социальных, философских, нравственных — пытается поднять в нём автор. Одна из них – это проблема социального равнодушия, безразличия к судьбам других со стороны  «власть имущих». Это результат  несправедливых законов, а не только особенностей характеров людей. Унижение, оскорбление  было так естественно по отношению к тем, кто стоял значительно ниже их по социальной лестнице. Поэтому и можно было Свидригайлову обвинить в краже Дуняшу, Лужину думать о женитьбе на женщине, которая всю жизнь была бы  ему благодарна. Равнодушие к судьбе другого порождается безнаказанностью, которая творилось в годы, описываемые автором.
Понять другого, посочувствовать ему, всем сердцем отозваться на чужую боль, горе может человек, сам испытавший подобное. Раскольников , не задумываясь, отдаёт последние деньги Мармеладовым, в семье которых такое горе; Разумихин помогает в трудную минуту своему другу- Раскольникову, сначала предлагая ему  работу, хотя сам был в трудном материальном положении, затем находясь у постели больного друга; Дуняша ради любимого  брата готова на всё, даже на брак с нелюбимым; всё готова сделать для любимого Роди его мама. Соня Мармеладова оказалась рядом в страшный период жизни героя, пошла за ним, когда его отправили на каторгу, поддерживала.  «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого», — написал автор. Всё это — примеры искренней отзывчивости, милосердия, человечности. Именно такое поведение героев спасло других, помогло им, вселило надежду.

Отдавая, человек больше получает. Писатель показал, что все, кто способен на сочувствие, на взаимопомощь, обретут счастье. Счастливы Разумихин и Дуня, полюбив друг друга, выдержала испытания любовь Раскольникова и Сони. А счастливы ли Лужин с его стремлением к наживе, Свидригайлов с его подлостью? Нет. О многом задумываются читатели романа, в  том числе и о том, что жить надо с открытым сердцем, не проходить мимо чужой беды, не быть равнодушным человеком.

Л.Н.Толстой

«Война и мир»

Настоящей «энциклопедией» можно назвать роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир». Кажется, нет ни одной стороны жизни, ни одной проблемы, которую в той или иной степени не затронул автор. Каким должен быть человек? Как нужно относиться к людям — к близким и совсем незнакомым? Каким должно быть поведение человека в трудные моменты истории страны и народа? Обо всём этом размышляет Л.Толстой. Многочисленные герои радуются и страдают, любят и разочаровываются, мечтают —  живут каждый своей жизнью. Но всех их объединила одна трагедия — война. Именно она выявила сущность каждого, показала, насколько духовно богат или низок человек.

Чистая, прямая, добрая, жизнерадостная Наташа Ростова и в сложные минуты жизни народа проявила лучшие свои качества. Она не осталась в стороне, не была равнодушна к происходящему на её земле. Сочувствие, сострадание толкнули её на то, чтобы организовать подводы для раненых во время отступления из Москвы, стать сестрой милосердия, помогая раненым, облегчая по возможности их боль. Война с ещё большей силой раскрыла в Наташе лучшие черты ей характера.

А видим ли мы среди тех, кому нужна помощь, таких героев, как Элен, Василий и Анатоль Курагин? Где они в минуты испытаний для России? Элен вообще уехала за границу, там дождавшись окончания войны. продолжая блистать в свете. Анатоль, получивший серьёзное ранение, вызывает только жалость. Эти герои думают лишь о себе. Страх за свою жизнь движет их поступками.

А как низко и бессердечно поступил император Франции Наполеон, когда бросил свою армию на произвол судьбы, спешно покидая Россию, которую он так хотел завоевать. Офицер, оставляющий солдат, — что может быть отвратительнее и позорнее! Равнодушие, эгоизм, безразличие, бесчувственность — вот что свойственно этому правителю, который , в  конечном итоге, потерял всё.(«…никогда, до конца жизни, не мог понимать он ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих поступков, которые были слишком противоположны добру и правде…»).
Россия была спасена от Наполеона  всем народом, проявившим единство, мужество, героизм, основа которых — неравнодушие, отзывчивость, любовь к людям и своей стране.

А.П.Чехов.

«Вишнёвый сад»

Всегда ли волнует судьба другого человека? Способны ли люди понять, помочь, проявить сочувствие? Ответы на эти вопросы, как и  многие другие, пытается  найти А.П.Чехов в пьесе «Вишнёвый сад». Но они, к сожалению, неутешительные. Не способен проявить душевную теплоту, отзывчивость к бывшим хозяевам имения Лопахин, который, не дождавшись их отъезда, начинает вырубать вишнёвый сад, так милый сердцу Раневской  иГаева.  Да и сама Раневская , думающая лишь о себе, о своих чувствах, фактически вторично бросает на произвол судьбы своих дочерей Варю и Анну, уезжая за границу к возлюбленному. А как трагична судьба слуги Фирса, который полвека честно прослужил своим хозяевам, но оказался забытым ими, запертым в заколоченном доме. Равнодушие никогда не приводит к счастью. Поэтому читатели не могут себе представить, что удачно сложится судьба этих героев. Призрачна любовь Раневской, неясен путь Гаева,  материальные цели, жажда денег, положения в обществе, свойственные Лопахину, уже начали опустошать его душу («За всё могу заплатить!»). Удивительно, что равнодушие к судьбе Фирса проявило и молодое поколение: ни Аня, Ни Трофимов, ни Варя не вспомнили о нём.
Вишнёвый сад, цветущий, весь белый , красивый,  – это символ не только прекрасного будущего, которое ждёт людей, которое мечтают построить Аня и Петя Трофимов,  но и аллегорическое изображение того, что  и души людей должны быть чисты, непорочны, красивы. Равнодушие, безразличие, эгоизм никогда не помогут стать счастливыми. Только отзывчивость, гуманность, взаимопонимание и поддержка – залог того, что жизнь человека будет прекрасна, интересна, наполнена радостными моментами.

В.Г.Короленко.

«Дети подземелья»

Андрей Платонович Платонова «Юшка»

Два мира — мир богатых и бедных  — это порой как огромная пропасть непонимания, осуждения, безразличия. Взрослые-то не могут разобраться в противоречиях общества, а тем более ребёнок, однажды вдруг столкнувшийся с несправедливостью, увидевший её впервые своими детскими глазам, пытающийся понять, почему у него есть всё, а у других детей нет даже пищи для пропитания.

Именно в такую ситуацию попал главный герой повести В.Г.Короленко «Дети подземелья» Вася. Его знакомство с семилетним  Валеком и трёхлетней Марусей изменило его жизнь, сделало его взрослее, внимательнее,  серьёзнее. У его «сжималось сердце», когда он видел, в каких условиях живут дети в подземелье старого замка, где «две струи света… лились сверху… каменные плиты пола… стены тоже были из камня… тонули совсем в темноте» . Мальчик проявил искреннюю отзывчивость к судьбе детей. Он приносил им еду, даже выпросил для больной девочки у своей сестрёнки её любимую куклу. «Маленькая кукла сделала почти чудо»- девочка на время повеселела, даже стала ходить. Детская душа оказалась открытой другим людям, стремление помочь, облегчить, скрасить жизнь друзей толкало мальчика даже на ложь. Ведь он не мог рассказать  отцу о своих отношениях с нищими ребятами. А  отец понял Васю, стал ближе к нему,  осознал, что слишком удалился от мальчика после смерти жены, а ребёнку так нужно его взаимопонимание, ведь он «рос, как дикое деревце в поле», без отцовской любви и ласки.

Добрыми, отзывчивыми людьми станут Вася и Соня. Они  ухаживали за могилой Маруси, а когда покидали город навсегда, уже в юности, именно  здесь они «произносили над маленькой могилкой свои обеты».Читатели понимают, в чём они клялись друг другу, в том, чтобы достойно прожить жизнь на земле, не быть равнодушными, не обходить стороной людей, которым нужна помощь и поддержка.

В рассказе Андрей Платонович Платонова «Юшка» главный герой был не понят окружающими его людьми. Все его толкали, кидались камнями, обижали. И никто не мог посочувствовать, никто не проявил сострадания. Можно подумать, что из-за такого отношения к себе он не любил людей, но это не так. Юшка был особенным человеком. В то время, когда сочувствие и сострадание должно было быть направлено в его сторону, он сам проявлял эти чувства к обижающим его людям. Он думал, что так они проявляют любовь, любя его. На сочувствие и сострадание способны такие люди, как Юшка, люди, которые прислушиваются к сердцу и душе. С такими качествами люди становятся намного добрее. Другие же, лишенные этих качеств люди, не изменяются, а становятся только злее. Таким людям тяжело в жизни. Когда к ним проявляют сострадание и сочувствие, они понимают, что человек, проявивший эти чувства, прав, и от этого становится ещё больнее на душе. Каждый должен обладать сочувствием и состраданием, как Юшка.

infourok.ru

«Равнодушие и отзывчивость» — итоговое сочинение

Ниже пример итогового сочинения на тему «Равнодушие и отзывчивость в обществе» с литературными примерами.


«Равнодушие и отзывчивость в обществе»


Вступление

Равнодушие и отзывчивость — два противоположных понятия, обозначающих различное отношение людей к тому, что происходит вокруг. То и другое явление имеет место быть в современном нам обществе, причем равнодушие, по мнению психологов и социологов, значительно преобладает.

Проблема

Основной проблемой наших взаимоотношений с окружающими становится различное отношение людей к одной и той же ситуации, к одному и тому же событию. Почему одни равнодушны к проблемам ближних, а другие не могут не помочь человеку в трудной жизненной ситуации?

Тезис №1

Я считаю, что нельзя быть равнодушными к несчастьям и бедам окружающих, потому что невозможно знать заранее, что тебя ожидает в дальнейшем и вполне возможно, что завтра тебе самому может потребоваться чья-то помощь.

Аргументация

Так в стихотворении в прозе И.С. Тургенева «Нищий» лирический герой не может пройти мимо нищего старика, просящего подаяния. Он настолько растерян, когда не может ничего найти, что могло бы пригодиться просящему, что, в конце концов, просто протягивает ему руку и говорит, что у него нет ничего, называя старика братом.

В ответ нищий благодарит его и отвечает, что это тоже подаяние, когда человек неравнодушный старается помочь тем, что у него есть. А не находя ничего, проявляет простое человеческое отношение к просящему.

Вывод

Чем менее равнодушными мы будем к окружающим, чем больше отзывчивости будем проявлять, тем больше шансов у нашего общества к построению светлого будущего.

Тезис №2

Равнодушие — самое страшное, чего следует опасаться людям.

Аргументация

Об этом говорит и известный американский поэт Ричард Эберхарт. Размышляя о том, чего следует бояться, он убежден, что врагов бояться не стоит, так как самое большое, что они смогут сделать — убить. Друзей тоже нет смысла бояться. Все, что они могут — предать. «Бойся равнодушных, — говорит он, — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство».

Вывод

Равнодушие — страшный грех, так как оно порождает мертвенность души.

Тезис №3

Все мы — часть единого целого, страдание одних вызывает несчастья других. Чем быстрее мы это осознаем, тем проще будет находить общий язык друг с другом.

Аргументация

Эрнест Хемингуэй в своем романе «По ком звонит колокол» утверждает, что все мы — часть одного большого материка, и все мы зависим друг от друга. По его мнению, если часть суши смоет, то это отразится на всем человечестве. «Смерть каждого человека умаляет и меня, — говорит он, — ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по тебе».

Вывод

Только отзывчивость и взаимопомощь помогут нам сохранить общество, человечность и нравственность.

Общий вывод (заключение)

Мы сами строим свою жизнь, выстраиваем взаимоотношения с окружающими нас людьми. Только от нас зависит, будут ли эти взаимоотношения построены на любви и уважении, или же они будут наполнены холодностью и цинизмом.

Равнодушие и отзывчивость — две стороны одной медали. В зависимости от того, какую сторону выберет большинство из нас, наша жизнь будет наполняться соответствующими эмоциями. В интересах каждого из нас, чтобы она была наполнена милосердием и взаимопомощью.

spadilo.ru

Итоговое сочинение по литературе «Равнодушие и отзывчивость». 2017-18 уч. год.

Человеческое равнодушие есть, на мой взгляд, самое опасное явление. Безучастное, пассивное отношение к окружающим, ко всему происходящему в мире – эти атрибуты равнодушия являются началом вселенского зла. Насколько равнодушны мы сегодня к бедам и проблемам многих людей?! Об этом трудно судить. Мы озабочены только своими проблемами. Но есть интересные факты, которые свидетельствуют о нашем участии, отзывчивости по отношению к другим людям. Например, сбор средств на лечение детям, нуждающимся в дорогостоящей помощи. Хотя нельзя считать эти факты всеобщим явлением, говорят, что к упавшему на улице человеку не подойдет девять человек из десяти. Такая проблема была и в прошлом и в позапрошлом веке. Об этом написаны книги.

В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» главный герой Раскольников Родион Романович показан как человек неравнодушный ко всему происходящему вокруг него. Встреча с Мармеладовым, участие в судьбе пьяной девочки, бредущей по бульвару в центре Петербурга, эпизод с утопленницей – все эти фрагменты романа доказывают нам глубокое сочувствие главного героя к судьбам окружающих его людей, пусть даже и посторонних. Но ведь именно через встречу с Мармеладовым Раскольников знакомится с Сонечкой – девушкой, ставшей его судьбой. Его сочувствие к бедам и страданиям обездоленных людей доказывает его глубокую и сильную натуру. Особенно сильно показана отзывчивость Раскольникова в эпизоде чтения письма матери: когда он узнал о всех бедах и проблемах своей матери и сестры, его лицо исказила страшная «змеившаяся усмешка», пряди волос прилипли к потному лбу! Это ли не показатель неравнодушия к судьбам людей!

Совсем по-другому ведёт себя герой рассказа Е.Габовой «Не пускайте рыжую на озеро». Да, он не любил девочку, являющуюся изгоем в классе, ему не нравились её волосы, одежда, её явная беднота, но в глубине души он понимал, что это не повод травить человека. Однако он не пытался противостоять своим одноклассникам, он не пробовал заступиться за девочку, которая была ненавистна всем. Тот поступок, который отделил судьбы учеников девятого класса и Светки-рыжухи, стал для героя отсчётом проявления равнодушия. Друг, который выбросил сумку Светки за борт отплывающего корабля, наверное, никогда не встретил больше в этой жизни рыжую. А вот герой-рассказчик встретил девочку, которую так подло предал, промолчав, не заступившись за неё. Её появление стало тем катализатором совести, который будет напоминать, что равнодушие – душевная подлость!

Жизнь сталкивает всех нас с ситуацией, когда надо сделать выбор, и хорошо, если этот выбор в пользу отзывчивости, способности прийти на помощь другому. Тогда мы имеем право на звание человека.

 

litera.su

примерные темы для итогового сочинения 2017/2018 в 11 классе



08.09.2017

Примерные список тем для итогового сочинения в 2017/2018 учебном году по официальному направлению от ФИПИ — равнодушие и отзывчивость.

  • Какого человека можно назвать «отзывчивым»?
  • Какого человека можно назвать «равнодушным»?
  • Согласны ли Вы с утверждением Б.Шоу: «Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности»?
  • Как вы понимаете слова А.В. Суворова: «Как тягостно равнодушие к самому себе!»?
  • Чем опасно равнодушие?
  • Может ли отзывчивость принести разочарование?
  • Что значит быть отзывчивым?
  • Может ли равнодушие ранить человека?
  • Нужно ли учиться сочувствию?
  • Как соотносятся понятия доброта и отзывчивость?
  • Можно ли равнодушного человека назвать эгоистичным?
  • Согласны ли вы с тем, что «здоровый эгоизм» полезен?
  • Всегда ли нужно быть отзывчивым?
  • К каким последствиям приводит равнодушное отношение к природе?
  • Как связаны понятия «равнодушие» и «эгоизм»?
  • Как Вы понимаете пословицу: «В пути нужен спутник, в жизни — сочувствие»?
  • Согласны ли Вы, что доброта и отзывчивость – это залог семейного счастья?
  • Можно ли научиться отзывчивости?
  • Когда отзывчивость может навредить?
  • Может ли внимательность к людям спасти жизнь?
  • Как привить чувство сотрадания детям?
  • Как можно объяснить нежелание человека тратить душевные силы на чужую жизнь?
  • Что значит «быть бескорыстным» человеком?
  • Согласны ли Вы с утверждением, что друг познается не только в беде, но и в радости?
  • Может ли сострадание к людям быть проявлением эгоизма?
  • Важно ли уметь прощать?
  • Сочувствие и доброта – это синонимы?
  • Нужно ли бороться с несправедливостью?
  • Вы согласны с тем, что равнодушие «разъедает душу» человека?
  • Что можно привести  к равнодушию?
  • Какие жизненные уроки помогают развить в себе чувство сострадания?
  • Как Вы понимаете высказывание А.П. Чехова: «Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть».
  • Нужно ли сочувствовать людям, которые тебе не нравятся?
  • Подтвердите или опровергните высказывание Ван Гога: «Равнодушие к живописи — явление всеобщее и непреходящее.»
  • Не сочувствуй самому себе. Самим себе сочувствуют только примитивные люди»
  • Как связано равнодушие к отдельно взятому человеку с равнодушием к Родине?
  • Чем опасно равнодушие к своей стране?
  • Согласны ли Вы с утверждением Ги де Мопассана: «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери»?
  • Можно ли ожидать сочувствия, если ты сам его не проявляешь?
  • Можно ли утверждать, что подросткам сочувствие свойственно в меньшей степени, чем зрелым людям?
  • Как вы понимаете слова В.А. Сухомлинского: «Эгоизм — это первопричина рака
  • Согласны ли Вы с утверждением Б. Ясинского: «Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но
    только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство»?
  • Почему, по вашему мнению, поступки говорят громче слов?
  • Можно ли сказать, что неравнодушие к животным, является высшим проявлением человечности?
  • Может ли чрезмерное сочувствие стать преградой?
  • Существуют ли люди, недостойные сочувствия?
  • Что важнее: сочувствие или реальная помощь?

По материалам сайта http://rustutors.ru

Дополнительные ссылки:


Сохранить ссылку:
Добавить комментарий

Рекламные и несодержательные сообщения удаляются.

www.ctege.info

Пример итогового сочинения по направлению «Равнодушие и отзывчивость»

«Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования» Ф. М. Достоевский

Жизнь многих людей замкнута на себе: она заключается в удовлетворении потребностей, в достижении личных целей. Но есть и те, кто задумываются о мире за пределами своей физиологии и нужды. Так у кого же из них бытие наполнено смыслом? Чью жизнь можно назвать «высочайшей формой существования»? У тех, кто думает лишь о себе, или у внимательных к ближнему людях?

Ответ на этот вопрос можно найти в творчестве Максима Горького. В рассказе «Старуха Изергиль» отважный и отзывчивый Данко спасает свой народ из лесной западни. Благодаря его усилиям зарождается новый город, а, может, и страна. Он спас десятки людей, взяв на себя командование племенем. Герой вывел его из чащи, несмотря на протест и недоверие соплеменников. Ради того чтобы достичь своей благой цели, он жертвует собой, вырывая горящее сердце. И пусть спасенные такой ценой люди не сразу поняли величину и святость его подвига, однако все они обязаны Данко своим будущем, которой непременно признает миссию. Вот образец достойно прожитой жизни, что обрела смысл в сострадании ближнему.

Обрел смысл жизни в помощи другим и главный герой произведения М. А. Шолохова «Судьба человека». Потерявший на войне всю семью, но не потерявший способность сострадать Андрей Соколов спасает осиротевшего мальчика. Даже в плену, в страшных обстоятельствах, главный герой делит свой хлеб на всех. О том, как важно в жизни видеть дальше себя, говорит даже название повести – ведь это «Судьба человека», а не «Судьба Андрея Соколова». По мнению автора, настоящая гордость принадлежности к роду человеческому заключается именно в сострадании. Тот, кто живет по его законам, может гордиться собой, ведь постигнет суть бытия. Вот и герой повести обрел свое счастье в заботе и любви о сироте.

Итак, в богатейшей русской литературе мы находим ответ — смыслом наполняется жизнь только тех людей, кто способен на сострадание. Тот, кто может порой поставить интересы других выше собственных, забыть о себе на время ради счастья и блага того, кто в этом нуждается. Хочется верить, что каждый из нас рано или поздно задумается о своей судьбе. Ответит себе на вопрос: он существует, чтобы эгоистично удовлетворять свои потребности или же посвящает себя чему-то большему?

Автор: Кристина Кольцова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

Сочинение равнодушие и отзывчивость примеры из литературы

Проблема человеческого равнодушия так же, как и проблема отзывчивости, милосердия, – важнейшая в мировой литературе.

мы видим двух героев – Егора Полушкина и Фёдора Бурьянова. Показательно их отношение к природе родного края. Поставленный егерем, Бурьянов незаконно рубит лес себе на дом, безжалостно обдирает липу на лыко, за деньги водит людей на рыбалку и охоту в заповедный лес и на озеро. Он равнодушен абсолютно ко всему, кроме собственной выгоды. Но, как пишет Васильев, при этом герой – самый уважаемый человек в округе. Совсем другой Егор Полушкин: у него сердце щемит, когда туристы поджигают муравейник, мешающий отдыхать на природе, он горюет, что на деревообрабатывающий завод ушли почти все бескрайние раньше леса и не селятся больше на озере лебеди. Он не может работать «без сердца», просто ради денег, поэтому и не задерживается ни на одной работе подолгу, так как к любому делу подходит с душой, а не формально. Всё это, конечно же, не нравится начальству, которому нужен «срочный план». Став егерем вместо Бурьянова, Егор первым делом занимается облагораживаем и защитой родного леса. Так, он вырезает деревянные указатели в виде лесных зверушек, а вместо запретительных надписей вместе с сыном устанавливает щиты со стихами предупредительного характера, покупает на собственные деньги в Москве лебедей и привозит их на озеро. Защищая именно этих птиц, и погибает Егор от рук браконьеров, которых привёл в заповедник бывший лесничий Бурьянов, желающий отомстить Полушкину за своё потерянное «благополучие» и «всеобщее уважение».

Давно потерявшим интерес к жизни, равнодушно взирающим на людей и события, представляется вначале

И хотя в продолжении произведения мы видим, как чувства Печорина ещё вспыхивают при мысли потерять единственную любовь своей жизни – Веру, это не опровергает его общего взгляда на жизнь – пустота, бессмысленность, всеобщее равнодушие. Вспыхнувшие при прочтении прощального письма возлюбленной боль и отчаяние вскоре уступают место разочарованию, мыслям, что попытки сделать Веру счастливой бесплодны, так как он, Печорин, не способен на долгие чувства. Лермонтов не зря называет Григория Александровича героем своего времени. По мнению автора, эпоха, где умному, думающему человеку с собственными идеалами и идеями негде приложить свои силы, сделала героя таким апатичным, представляющим жизнь как картину, события которой не касаются его самого настолько, чтобы ранить, а тем более, чтобы заставить действовать, пытаться как-то изменить сложившуюся ситуацию.

Равнодушен полковник из рассказа

такой блистательный, предупредительный, любящий и заботливый отец для Вареньки, в которую страстно влюблён главный герой произведения – Иван Васильевич, он безжалостен к солдату, подвергнутому страшному наказанию – битью шпицрутенами. Полковника не в силах разжалобить стоны: «Помилуйте, братцы!» Он не позволяет ослабить наказание, но напротив, бьёт по лицу одного из солдат, не слишком сильно опустившего свою палку на спину наказуемого. Всё увиденное повергает в шок Ивана Васильевича, случайно ставшего свидетелей этой сцены. Его буквально тошнит от ужаса, так как он не понимает, чем может быть вызвано подобное не просто равнодушное, но бесчеловечное отношение к людям. После этого главный герой принимает решение отказаться от какой бы то ни было карьеры, чтобы никогда в жизни никому, даже случайно, не причинить зла. И из слов других героев мы узнаём, что всю жизнь он занимался помощью близким.

Равнодушен Берг, зять семьи Ростовых,

Во время того как жители спешно покидают Москву, куда вот-вот должен вступить Наполеон, у Берга одно желание – подешевле купить дорогую мебель и прочие вещи, которые люди готовы отдать за бесценок. Он идёт в дом Ростовых просить лошадей и телегу, чтобы вывезти всё из города. Перед своим тестем, графом Ростовым, Берг оправдывает себя тем, что этот подарок будет приятен дочери Ростова и его, Берга, жене – Верочке. Каково же его удивление, когда он видит, как юная Наташа Ростова, кипя негодованием, буквально заставляет мать отдать подводы, приготовленные для перевозки вещей («приданого»), раненым солдатам, двигающимся после Бородинского сражения в тыл.

Вообще, за редким исключением, высшее общество Петербурга и Москвы (эта, по словам Толстого, «великосветская чернь») показано писателем абсолютно безучастным к чему бы то ни было, кроме собственного благополучия. Война для них – лишь возможность получить новые чины и награды, но никак не трагедия народа. Их ложный патриотизм комичен. Так, они отказываются говорить на французском языке, называя его языком «корсиканского чудовища», захватчика, тирана и убийцы – Наполеона. Конечно, не таков Пьер Безухов, на собственные деньги снаряжающий целый полк, спасающий чужую девочку из горящего дома во время пожара в Москве и называющий себя её отцом, чтобы защитить от французских солдат. Не равнодушен Андрей Болконский, отказывающийся от службы в чине адъютанта Кутузова при штабе и вместо этого становящийся полковым офицером, которого солдаты за заботу о них впоследствии ласково назовут «наш князь».

Множество примеров равнодушия мы находим в произведениях А.П. Чехова. Так, главный герой – хозяин ломбарда Иудин – совершенно безразличен к проблемам людей, приносящих ему вещи в последней надежде получить деньги. С притворной горечью рассуждая о социальной несправедливости, о скупости богатых и унизительном существовании бедняков, на которых высшим слоям общества наплевать, главный герой сам не стремится облегчить нелёгкую участь своих просителей. Ни одну вещь он не оценивает достойно, напротив, максимально снижает цену, говоря: «А то ведь и прогореть недолго».

Другой герой Чехова

из бессребреника, врача, мечтающего помогать людям, постепенно превращается в человека, апатичного к любым проявлениям жизни – любви, природе, дружбе. Лишь одна страсть волнует его сердце – это деньги.

Похожего героя мы находим в ещё одном

всю жизнь мечтал об одном – купить поместье и разводить там крыжовник. Ко всему, кроме жизни барином и разведения крыжовника, герой был безучастен. Своей мечте он посвятил все силы, от жадности даже жену в могилу свёл. Чехов показывает, как жалка жизнь героя, стремится донести до читателя, что равнодушие ко всему, кроме собственного благополучия и спокойствия, губительно для души человека. Чехов словами рассказчика обращается к читателям с призывом не быть равнодушными к проблемам других людей. Используя образ человека с молоточком, который должен стоять за дверью у каждого счастливого и благополучного человека и стуком напоминать ему о том, что на свете есть те, кто нуждается в помощи, писатель восклицает: «Делайте добро!»

говорится о том, как люди отказываются выйти в глухую морозную ночь на крики, раздающиеся вдалеке. Это крики о помощи. Герои оправдывают себя тем, что испортилось ружьё, что это не их дело, да и вообще: кто будет ходить по лесу в метель. Они благодарят Бога за то, что заборы у них высокие, а во дворе злые собаки… Все они воплощение «чёрствого благоразумия».

Совсем другого героя мы встречаем на страницах

помогает семье Мерцаловых, оказавшейся в ужасающих условиях: отец в бесплодных поисках работы, смерть старшей дочери, тяжёлая болезнь младшей девочки. Всех их ожидает гибель от голода или, в лучшем случае, – приют для бездомных. Доктор помогает Мерцаловым, даже не называя себя, а на просьбу главы семейства сказать своё имя, чтобы дети могли помолиться за доброго человека, лишь машет рукой, отправляет его к семье и просит никогда не отчаиваться.

Не остался безучастным к чужому горю и герой

Андрей Соколов, переживший фашистский плен, потерявший во время войны всю семью, не очерствел. Его сердце ещё готово любить, поэтому он берёт на себя ответственность и берёт на воспитание мальчика-сироту Ванюшу.

рассказывается история шестнадцатилетнего Холдена Колфилда. Его главная проблема состоит в том, что он отказывается признавать равнодушие мира взрослых, которых волнует лишь материальная стабильность и собственное благополучие. Лицемерие, обман, абсолютная безучастность ко всему, что не касается лично их, – таким представляется подростку мир взрослых. Отсюда и его постоянный конфликт с родителями и учителями. Герой ищет в мире любовь, искренность, добро, но видит это только в детях. Причём в детях маленьких, именно поэтому его заветное желание – ловить детей, чтобы они не свалились в пропасть. «Над пропастью во ржи» – это метафора равнодушного мира взрослых. Стремление ловить детей – это желание уберечь душу ребёнка от разрушающего эгоизма, чопорности, насилия, обмана взрослой жизни.

рассказывает историю Николая – владельца небольшой гостиницы. Но Николаем его уже почти никто не называет. Его прозвали как библейского персонажа — Ноем, а его гостиницу — Ковчегом. Это произошло потому, что мужчина не стремится обогатиться за счёт туристов, напротив, часто бесплатно предоставляет жильё людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Трое из таких людей живут в гостинице уже долгое время и стали семьёй для Николая и его жены. Именно неравнодушие главного героя, его доброта и милосердие к другим помогают герою в беде. Отцу Николая требуется дорогостоящая операция, но денег на неё нет. Выход – продать гостиницу, но тогда герой уже не сможет помогать нуждающимся, предоставляя им кров и пищу. И здесь на помощь приходят разные люди, которых когда-то Николай поддержал. Они собирают нужную на операцию сумму денег, чтобы «Ковчег» и дальше мог служить пристанищем тем, кто в этом остро нуждается.

Многие интересуются

При частичном или полном копировании материалов ссылка на сайт обязательна. 2015-2017 гг.

Сочинение по литературе на тему: «Равнодушие и отзывчивость»

Равнодушие и отзывчивость – противоположные понятия. Отзывчивость – качество человека, легко откликающегося на чужие нужды, готового прийти на помощь. Это способность человека понимать и чувствовать, принимать человека без критического взгляда на его сущность. Таким образом, отзывчивость является важнейшей социальной характеристикой человека.

Равнодушие – это безучастность к человеку, пассивное отношение к окружающему миру. На мой взгляд, равнодушие – это бич современного общества. Мы часто видим по новостям, а иногда и становимся воочию свидетелями равнодушного отношения к людям, животным, природе.

Важнейший вопрос – как же воспитать отзывчивость в людях? Если в молодом поколении воспитание отзывчивости возможно посредством обучения в образовательных учреждениях (введение уроков мужества, специальных программ и т.д.), то воспитание отзывчивости во взрослых состоявшихся людях представляется проблемным.

Многие писатели искали (и продолжают искать) решение проблемы равнодушия. На фоне уродства и последствий равнодушия, особенно прекрасны проявления отзывчивости. Вспоминается эпизод из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина, когда Пётр Гринёв, столкнувшись на постоялом дворе с Емельяном Пугачевым, отдает ему свой заячий тулуп. Пугачев не забывает подарка Гринева, и, в благодарность он помогает ему. Этот эпизод служит примером взаимопомощи и отзывчивости людей не зависимости от обстоятельств.

Пример равнодушия показал А. П. Чехов в произведении «Тоска9raquo;. У извозчика погиб сын. Он возит множество людей, и жалуется каждому, хочет получить поддержку. Но боль Потапова никому не нужна. Сострадание и отзывчивость он получает только у одной женщины.

Хочется верить, что отзывчивости в мире всё-таки больше равнодушия!

Внимание, только СЕГОДНЯ!

miyakirb.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *