Для чего служат количественные и порядковые числительные – Количественные числительные и порядковые числительные: употребление

Содержание

Имя числительное — определение, виды и группы, правила, примеры

Имя числительное — часть речи, служащая для обозначения числа, количества и порядка предметов.
Имена числительные отвечают на вопросы: сколько? какой? который? Примеры: три, сто двадцать семь, первый, оба, четверо.

Количество могут означать и другие части речи. В отличие от них числительные могут быть записаны не только словами, но и цифрами: пять (или 5) хоккеистов (числ.) — великолепная пятёрка (сущ.).

Простые и составные числительные

По количеству слов числительные бывают: простые и составные. Простые состоят из одной основы, составные — из двух основ или нескольких слов.

  • Простые — имеют одну основу (описывают одну цифру): один, три, восемь.
  • Сложные — имеют две основы (описывают две цифры), пишутся слитно: тринадцать, семьдесят.
  • Составные — состоят из нескольких слов, пишутся раздельно: две тысячи четырнадцать, сто восемьдесят.

В составных числительных число слов равно числу значащих цифр, не считая нулей, но с добавлением слов тысяча, миллион и т.п. и с учетом слитного написания сложных числительных: 102 — сто два, 1501 — тысяча пятьсот один.
Слитно пишутся числительные, оканчивающиеся на «-тысячный», «-миллионный», «-миллиардный» и т.д.: пятитысячная (купюра), стодвадцатимиллионный (бюджет).

Значение и грамматические признаки

В зависимости от значения и использования числительные разделяются на количественные и порядковые.

Выделяют и другие виды числительных, которые в школьной программе обычно не рассматриваются: счётные (единичный случай, двоичный код), мультипликативные (двойной удар, тройная выгода), неопределённо-количественные (мало, несколько). Классификация числительных — неоднозначный вопрос, так как разные авторы и филологи выделяют различные виды числительных. Но в школьной программе всё просто, изучаются количественные и порядковые числительные.

Морфологические признаки

Имя числительное — изменяемая часть речи, числительные склоняются по падежам. Начальная форма числительного — именительный падеж.

Все количественные числительные (целые, собирательные, дробные) изменяются по падежам. Числительное один изменяется по родам (один, одна, одно) и числам (один, одни), числительное два — по родам (два, две).

Порядковые числительные изменяются по падежам, числам и родам. Порядковое числительное согласуется с существительным, в словосочетании порядковое числительное является зависимым словом: первый вагон, второй вагон, третий звонок.

На главной странице сайта подробно описывается склонение всех видов числительных с правилами, исключениями и примерами.

Синтаксическая функция

Количественные числительные могут быть любым членом предложения. Порядковые числительные чаще являются определением, реже — сказуемым и подлежащим.
Двадцать делится на пять (числительное двадцать — подлежащее).
Шестью шесть — тридцать шесть (числительное тридцать шесть — именная часть сказуемого).
Мы едем в пятом вагоне (числительное пятом — определение).
Война закончилась в 1945 году (в 1945 году — обстоятельство времени).

Количественное числительное в сочетании с существительным является одним членом предложения.
Восемь сотрудников нашей фирмы завтра едут в командировку (восемь сотрудников — подлежащее).
Рабочий день начинается в восемь часов (в восемь часов — обстоятельство).

Числительное пол-

Числительное пол- может писаться слитно, через дефис, раздельно.

Пишется слитно:
если имеет значение «половина» и входит в состав сложного слова, вторая часть которого является существительным в родительном падеже и начинается с согласной буквы: полкилограмма, полкилометра, полтретьего, полчаса;
если находится в составе наречий: вполоборота, вполголоса;
пишется слитно слово поллитровка и слово четверть в составе сложных слов: четвертьфинал.
Пишется через дефис:
перед гласной буквой, перед буквой л, перед именем собственным: пол-острова, пол-лимона, пол-России.
Пишется раздельно:
если имеет самостоятельное значение и соотносится с последующим существительным через согласованное определение: пол столовой ложки, пол сахарного мешка.

Сокращённое написание

Порядковые числительные могут иметь одну или две буквы справа (3-й, 21-го), других вариантов не существует. Если часть слова записана цифрой, а часть буквами с собственным корнем, то наращение справа не применяется (10-летие, 2-тонный, 3-процентный). Во всех числах, начиная с пятизначных, целая их часть разбивается неразрывными пробелами на группы по три знака: 18 789 300, 25 000 (но 200, 3700). Если четырёхзначные числа используются в одном столбце или списке с числами большего порядка, то и они разбиваются на группы: 15 000, 2 000, 145 000. Неразрывный пробел в Windows ставится одновременным нажатием Alt + Shift + Пробел, для MAC — Alt + Пробел.

Правописание не с числительными

С именами числительными отрицание не пишется раздельно. Примеры: не два, не первый в списке, через наш город проходит не нулевой меридиан.

Употребление нуль и ноль

Допустимо употребление обеих форм. Использование каждой формы имеет свое обоснование.

  • При подсчёте, сравнении чаще используется форма ноль: ноль меньше единицы, ноль целых и одна десятая.
  • В терминологическом значении преобладает форма нуль: сумма равняется нулю, уличная температура держится на нуле.
  • В устойчивых выражениях встречаются обе формы: ноль внимания, в двадцать ноль-ноль, свести к нулю, температура абсолютного нуля.
  • Прилагательное часто образуется от формы нуль: нулевой километр, нулевой пробег.

numeralonline.ru

Особенности употребления количественных и порядковых числительных при обозначении нумерации

Особенности употребления количественных и порядковых числительных при обозначении нумерации в английском языке.

page 10 (ten) — страница десятая

chapter I (one) — глава первая

lesson 5 (five) — урок пятый

exercise 2 (two) — упражнение два (второе)

Заметьте:

В русском языке в таких случаях обычно употребляются порядковые числительные. Не исключено такое употребление и в английском языке, например: the ninth chapter — девятая глава.

I have read the second book.

Я прочёл вторую книгу.

Сравните:

the tenth page (десятая страница) — page ten (страница десятая )

the second chapter (вторая глава) — chapter two (глава вторая)

the first part (первая часть) — part one (часть первая)

the seventh lesson (седьмой урок) — lesson seven (урок седьмой)

Open your books at page 10. Откройте книги на странице 10.

Read chapter two. Читайте вторую главу.

I have done the sixth exercise. Я сделал шестое упражнение.

I have done exercise six. Я сделал упражнение шестое.

  • Количественные числительные (а не порядковые) употребляются также в номерах автобусов, трамваев и т. п., домов, квартир, комнат, групп, размеров обуви и предметов одежды и т. д. В русском языке в этих случаях употребляются как порядковые, так и количественные числительные (обратите внимание на употребление артикля в таких случаях в приведенных ниже примерах).

I usually take bus (tram) No 6 (number six). Я обычно езжу на шестом номере автобуса (трамвая).

I am waiting for a bus 40 (forty). Я жду сороковой автобус.

She lives in apartment No 10 (apartment ten). Она живёт в квартире 10. (Она живет в десятой

квартире.)

The conference will take place in room No 17 (number seventeen).

Конференция будет проходить в аудитории 17 (в семнадцатой аудитории).

I wear size thirty-seven shoes. Я ношу тридцать седьмой размер туфель.

  • Порядковые номера королей, царей и т. п. в письменной речи изображаются римскими цифрами, которые читаются как порядковые числительные с определенным артиклем.

Peter I (Peter the First) — Петр I (Петр Первый)

Elizabeth II (Elizabeth the Second) — Елизавета II (Елизавета Вторая)

В устной речи используются порядковые числительные с артиклем the:

Peter the First, Elizabeth the Second.

Так же обозначается первая мировая война (World War I, the First World War) и вторая мировая война (World War II, the Second World War).

Десятичные дроби

Десятичные дроби в английском языке отделяются от целого числа точкой (а не запятой, как в русском языке). При чтении десятичных дробей каждая цифра читается отдельно. Точка, отделяющая целое число от дробного, читается point. Нуль читается nought [no:t], (амер.) zero [‘zierou] или «о» [ou].

catchenglish.ru

Имя числительное. Количественные и порядковые числительные.

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

Имя числительное. Количественные и порядковые числительные (6 класс)

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: комбинированный

Цель урока: ознакомление с самостоятельной частью речи – именем числительным, обучение особенностям количественных и порядковых числительных.

Задачи урока:

Образовательные:

организовать деятельность учащихся по изучению имени числительного, количественных и порядковых числительных;

развить умение формулировать определение понятий;

развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

обогащать словарный запас учащихся;

совершенствовать орфографические и грамматические умения.

Развивающие:

осуществление системно-деятельностного подхода;

развитие критического мышления;

развитие внимания;

формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся.

Воспитательные:

воспитание интереса и уважения к родному языку;

воспитание ценностного отношения к слову;

развитие коммуникативных УУД:

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Оборудование:

ПК;

мультимедийный проектор;

мультимедийная презентация к уроку;

Структура урока:

Организационный этап.

Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи.

Усвоение новых знаний

Физ. минутка.

Игра — задачка

Закрепление изученного материала.

Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

Информация о домашнем задании (комментирование).

Ход урока

Организационный момент:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть, и надеюсь, что у вас сегодня хорошее настроение.

Актуализация знаний:

Посмотрите на картинки и подумайте, что их объединяет? (СЛАЙД 1)

Цифра 5

Учитель: 5, цифра 5! Но разве у нас урок математики? Подумайте, при изучении какой темы мы можем столкнуться с цифрами на уроке русского языка?

Имя числительное

Учитель: Правильно, ребята. Люди постоянно что-нибудь считают: дни, месяцы, годы, числа, секунды, деньги и так далее. Количество сосчитанных предметов называют особым словом – числительное. (СЛАЙД 2)

Постановка учебной задачи:

Учитель: Ну, если мы определились с темой, то чему мы должны научиться на сегодняшнем уроке?

Понять, что такое имя числительное

Учитель: Хорошо, а еще чему? (возможные ответы детей) У меня к вам такой вопрос, ребята. Когда вы строитесь в одну шеренгу на уроке физкультуры, учитель просит вас рассчитаться по… Как вы это делаете?

Первый, второй, третий и.т.

Учитель: Как вы думаете, как называются такие числительные?

Порядковые

Учитель: правильно. А если я попрошу вас назвать точное количество предметов в кабинете? Например, сколько дверей в кабинете? А досок? А окон? Хорошо. Как называются такие числительные?

Количественные

Учитель: Да, верно. Одинаковы ли числительные, которые вы назвали в этих двух случаях?

Нет

Учитель: А это значит, что мы должны научиться…

Различать порядковые и количественные числительные

Учитель: Замечательно. Итак, открываем тетради, записываем сегодняшнее число. Сегодня у нас 15 марта, тоже, кстати, имя числительное.

Усвоение новых знаний:

Учитель: Теперь, давайте составим схему имени числительного. (СЛАЙД 3) Для этого нам надо вспомнить, что мы знаем об имени числительном за курс начальной школы. Итак, имя числительное это…?

Часть речи

Которая обозначает…? Хорошо, в начале урока вы поставили себе задачу научиться…?

Различать порядковые и количественные числительные

А это значит, что имена числительные делятся на порядковые и количественные. На какой вопрос отвечает количественное числительное? А порядковое?

Сейчас откройте учебник на странице 144, прочтите правило. (Выразительное чтение правила одним из учащихся). (СЛАЙД 4)

А теперь давайте вспомним о морфологических признаках числительного. Изменяется ли числительное по падежам, родам и числам? Сейчас вы проведете исследовательскую работу. (СЛАЙД 5)

Задание. Проанализируйте числительные шесть, пятый, три, десятый ( по четырем вариантам). Изменяется ли они по падежам, родам и числам? Приведите примеры.

Вывод: (СЛАЙД 6)

1. Количественные числительные изменяются по падежам, не имеют формы числа и рода.

2. Порядковые изменяются по числам, падежам, родам.

3. числительное шесть изменяется по падежам

3. Числительное пятый изменяется по падежам, по родам и числам.

4. Числительное три изменяются по падежам

3. Числительное десятый изменяется по падежам, по родам и числам.

А теперь выполните задания по тексту (СЛАЙД 7-8)

Взаимопроверка (СЛАЙД 9)

Физкультминутка

— Выровняйтесь. Смирно! По порядку номеров рассчитайтесь! Попрыгайте на месте, считая до 10.

Работа в парах. Игра – задачка «Я могу отгадать месяц и день твоего рождения» (СЛАЙД 10)

Рефлексия (СЛАЙД 11) – используя схему, расскажите об имени числительном. Как различить количественные и порядковые числительные? Для чего используется числительное в речи? О каких трех достопримечательностях Момского района вы сегодня узнали?

Домашнее задание.

Выполните одно из предложенных заданий:

  1. Составьте и напишите свою расписку, используя числительные. Числительные подчеркните как члены предложения.

  2. В данной расписке все числительные записать словами. Количественные числительные подчеркните одной чертой, порядковые двумя чертами.

  3. В данной расписке все числительные записать словами. Подчеркните числительные.

kopilkaurokov.ru

Глава 9. Морфология. Имя числительное

В данной главе:

§1. Общая характеристика имени числительного

Имя числительное – это самостоятельная знаменательная часть речи. Числительные различны по значению, грамматическим особенностям, структуре.

1. Грамматическое значение – «число, количество, порядок при счете».
К числительным относятся слова, отвечающие на вопросы: Сколько?, Который?

2. Морфологические признаки:

  • постоянные– количественные/порядковые, простые/составные
  • изменяемые –  падеж у всех числительных, род и число у порядковых, а также, кроме того, у отдельных числительных есть признаки, не вписывающиеся в общую схему:
    у некоторых количественных: род, например, один-одна-одно, два-две,
                                                      число, например, один-одни, тысяча-тысячи, миллион-миллионы.

Числительные склоняются, изменяясь по падежам, а некоторые – по падежам, числам и родам в единственном числе. На этом основании они и относятся к именам.

3. Синтаксическая роль в предложении:

  • количественные числительные вместе с существительным, которое от них зависит, составляют единый член предложения, например:

    Три журнала лежали на столе.

    Я купил три журнала.

    Повесть была напечатана в трёх журналах.


    Количественные числительные входят в состав тех членов предложения, которыми могут быть существительные.

  • порядковые числительные бывают в предложении определением или частью составного именного сказуемого.

    Наше место в десятом ряду.

    Мальчик был третьим.

 

§2. Разряд по значению

По значению числительные делятся на два разряда: количественные и порядковые. 
Количественные обозначают «число» или «количество». Число – это абстрактное математическое понятие. Количество – это количество предметов. Количественные числительные в свою очередь делятся на подразряды:

  • целые обозначают целые числа и количества в целых числах, например: пять, двадцать пять, сто двадцать пять
  • дробные обозначают дробные числа и количества, например: одна вторая, две третьих
  • собирательные выражают значение совокупности: оба, трое, семеро

Все подразряды количественных числительных имеют свои особенности. Целые с дробными могут образовывать смешанные числительные, например: пять целых и три десятых (или: пять целых три десятых).

Порядковые числительные обозначают порядок при счете: первый, сто первый, две тысячи одиннадцатый.

 

§3. Структура числительных

По структуре числительные делятся на простые и составные.

  • Простые числительные – это такие, которые пишутся в одно слово: три, тринадцать, триста, третий, трёхсотый
  • Составные – это числительные, составленные из нескольких слов, пишущихся раздельно: тридцать три, триста тридцать три, триста тридцать третий.

Что каким бывает?

  • Целые количественные числительные могут быть и простыми, и составными.
  • Дробные количественные – составные.
  • Собирательные количественные – простые.
  • Порядковые числительные могут быть и простыми, и составными.

 

§4. Количественные числительные. Морфологические особенности

Целые числительные

Целые числительные изменяются по падежам. Если это составные целые числительные, то при склонении изменяются все части. Например:

И.п. восемьсот пять десят  шесть  (книг)
Р.п. восьмисот  пятидесяти шести (книг)
Д.п. восьмистам пятидесяти шести (книгам) и т.д.

Из примеров видно, что у производных числительных, образованных сложением основ, при склонении изменяются обе части.
Большой интерес представляют числительные, имеющие не только формы падежей, но и рода или рода и числа.

Это числительные: один, два, полтора, тысяча, миллион, миллиард и другие подобные.

Один

Слово один изменяется по родам и числам: один мальчик – м.р., одна девочка – ж.р., одно государство – ср. р., одни  – мн.ч. У этого числительного не один набор форм, как у большинства целых количественных числительных, а четыре: для каждого рода в единственном числе и для множественного числа.

Два

Числительное два  изменяется не только по падежам, как все числительные, но и по родам: два мальчика, две девочки, два окна (формы ср.р. и м.р. совпадают).

Тысяча, миллион, миллиард

Эти числительные похожи на существительные. Они имеют постоянный признак рода и изменяются по числам и падежам.

И.п.  тысяча, тысячи
Р.п.  тысячи, тысяч 
Д.п.  тысяче, тысячам   и т.д.

Дробные количественные числительные

Кроме числительных полтора, полтораста, все дробные составные: первая часть – целое количественное числительное, а вторая – порядковое: две третьих, пять восьмых. При склонении изменяются обе части, например:

И.п. пять  восьмых
Р.п. пяти восьмых
Д.п. пяти восьмым

Полтора
Числительное полтора изменяется не только по падежам, но и по родам: полтора – полторы, например:

полтора дня, полторы недели.
(Форма ср.р. совпадает с формой м.р.)

Один, два в составе дробных по родам не изменяются, а употребляются в форме ж.р., например:

 одна восьмая, две третьих.

 

Собирательные числительные

Собирательные числительные изменяются по падежам. Особенным является только слово оба, у которого есть формы рода:

оба брата, обе сестры, оба государства
(Формы м. и ср.р. совпадают)

  

§5. Порядковые числительные. Морфологические особенности

Порядковые числительные ближе всего к относительным прилагательным. Они изменяются по числам, в единственном числе по родам и по падежам и имеют окончания как у прилагательных. В составных порядковых числительных изменяется только конечное слово, например:

И.п. тысяча девятьсот  восемьдесят  четвёртый
Р.п. тысяча девятьсот  восемьдесят  четвёртого
Д.п. тысяча девятьсот  восемьдесят  четвёртому и т.д.

 

§6. Синтаксическая сочетаемость числительных с существительными

У количественных числительных есть особенности в синтаксической сочетаемости с существительными, к которым они относятся.

В И.п. и В.п. они требуют после себя существительных в форме Р.п., например:

 восемь книг, пятнадцать роз, двадцать человек.

При этом числительные полтора, два, три, четыре требуют существительного в ед. ч., а остальные – во мн. ч. 

Примеры:

 Два окна – пять окон, три розы – тридцать роз, четыре мальчика – сорок мальчиков.

Такой вид синтаксической сочетаемости называется управлением, т.к. падеж существительного управляется числительным.

Во всех остальных формах вид связи другой, а именно: согласование, т.е.числительные согласуются с существительными в падеже.

Примеры:

Р.п. пяти окон, трёх роз
Д.п. пяти окнам, трём розам
Т.п. пятью окнами, тремя розами
П.п. (о) пяти окнах, трёх розах

Исключение составляет числительное один. Оно во всех падежах согласуется с существительным.

У дробных числительных простые полтора, полтораста сочетаются с существительными, как целые.
Остальные дробные управляют Р.п. Возможно употребление существительных как в единственном, так и во множественном числе, например: две третьих яблока (часть предмета) и две третьих яблок (часть общего количества предметов).

Собирательные числительные сочетаются с существительными так же, как и целые количественные числительные. В И.п. и В.п. они управляют Р.п. существительного, а во всех остальных падежах согласуются с существительным в падеже. Со всеми собирательными числительными, кроме оба, существительное употребляется в форме мн.ч., например, семеро козлят. И только с оба существительные употребляются в ед.ч.: оба брата, обе сестры.

Порядковые числительные согласуются с существительными, т.е. ведут себя как прилагательные. Например:
первый день, седьмая неделя, восьмые сутки.

Вспомни:

в составных числительных изменяется только конечное слово:
сто двадцать третьим параграфом (Т.п., ед.ч., м.р.),
второй рукой (Т.п., ед.ч., ж.р.),
четвёртым окном (Т.п., ед.ч., ср.р.). 

 

Проба сил 

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест


  1. Какое грамматическое значение выражают числительные?

    • Число, количество, порядок при счёте
    • Признак предмета
    • Указание

  2. Какие числительные обозначают порядок при счёте и отвечают на вопрос Который?

    • Количественные
    • Порядковые

  3. Возможно ли в русском языке сочетание целых числительных с дробными?


  4. Могут ли собирательные числительные быть составными?


  5. Изменяется ли по родам числительное оба?


  6. Может ли числительное быть определением?


  7. Какой вид синтаксической связи у собирательного числительного в примере: Семеро козлят ждали маму. ?

    • Согласование
    • Управление

  8. В каких формах порядковые числительные согласуются с существительным в падеже?

    • Во всех
    • Во всех, кроме И.п. и В.п.
    • В И.п. и В.п.

  9. Как изменяются собирательные числительные?

    • По падежам
    • По падежам и числам
    • По падежам, числам и в единственном числе — по родам

  10. У каких числительных есть подразряды по значению?

    • У количественных
    • У порядковых

  11. Все ли части составных целых количественных числительного изменяются при склонении?


  12. Все ли части составных порядковых числительных изменяются при склонении?

Правильные ответы:
  1. Число, количество, порядок при счёте
  2. Порядковые
  3. Да
  4. Нет
  5. Да
  6. Да
  7. Управление
  8. Во всех
  9. По падежам
  10. У количественных
  11. Да
  12. Нет

 

Смотрите также

— Понравилась статья?:)

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

russkiy-na-5.ru

Числительное | LAMPA — онлайн-учебник, который каждый может улучшить

Что такое имя числительное?

Имя числительное — это часть речи, обозначающая количество или порядок предметов при счете и выражающая это значение в морфологических категориях падежа и — иногда — рода и числа.

Термин «числительное» традиционно употребляется для наименования всех слов с количественно-числовым и счетно-порядковым значениями. Такие слова отвечают на вопросы «сколько?» и «который?»: два, оба, три, пять, пятеро, тысяча, миллион, ноль; первый, второй, десятый, сотый. Причина такого разнобоя заключается в том, что по происхождению числительные действительно представляют собой различные части речи: бывшие существительные, местоимения и прилагательные.

Выделяют следующие разряды числительных:

  • количественные — целые и дробные (два, пять, двадцать, пятьдесят, двести, триста пятьдесят один, три четверти, две пятых, одна целая шесть десятых), обозначающие количество или число;
  • собирательные (оба, двое, пятеро), обозначающие количество как совокупность;
  • порядковые (первый, второй), обозначающие порядок предметов при счете.

В состав количественных числительных входят определенно-количественные и неопределенно-количественные числительные. Первые обозначают определенное количество единиц (два, четыре, пятнадцать, полтораста, двести) — количество предметов или число, вторые — неопределенное количество единиц; к ним относятся слова мало, немало, много, немного в сочетаниях с существительными. Обратите внимание на то, что в сочетаниях с глаголами употребляются омонимичные наречия.

Немного лиц мне память сохранила. Здесь слово немного — числительное.
Немного отдохнуть. Здесь слово немного — наречие.

По составу количественные числительные делятся на простые, сложные и составные.

  • Простые числительные состоят из одного слова с одним корнем: два, десять, сорок, сто, много, пятнадцать, тридцать.
  • Сложные числительные — это слова со сложной основой (с двумя корнями): шестьдесят, восемьсот.
  • Составные числительные состоят из нескольких слов (двух и более): 39 (тридцать девять), 952 (девятьсот пятьдесят два).

lampa.io

Сингапурская математика. Количественные и порядковые числительные

Сингапурская программа по математике считается одной из самых сильных в мире. Почему, мы уже обсуждали (секрет успеха сингапурской математики). А теперь поговорим о том, что из нее можно взять на заметку.

На занятиях с 5-6-летними ребятишками большое внимание уделяется пониманию различий между количественными и порядковыми числительными. Вот пример простейшего задания:

Раскрась 6 солнышек.

Это можно сделать так:

Или так:

А теперь раскрась 6-ое солнце слева.

Многие дети путают порядковые и количественные числительные, что, в будущем, чревато проблемами с решением самых разных задач. Подобные задания помогают деткам понять разницу.

Далее работаем с порядковыми числительными.

Посмотри на картинку. Где находится Джон?

  • Джон – 1-ый в очереди.
  • Он стоит впереди других мальчиков.
  • Он стоит в очереди перед Давидом.

Где находится Давид?

  • Давид – 2-ой в очереди.
  • Он стоит после Джона.
  • Он находится между Джоном и Шоном.

Где находится Шон?

  • Шон стоит в середине очереди.
  • 2 мальчика находятся перед ним и 2 мальчика – позади.

Где стоит Джейсон?

  • Джейсон – 5-тый в очереди.
  • Он – последний мальчик в очереди.
  • Он стоит после Мартина.

Внимание детей обращают на значения слов «первый», «последний», «перед», «после», «впереди», позади».

Еще задачки.

1. Посмотри на картинку. Заполни пропущенные строчки. Эти слова тебе помогут. Используй их!

(а) ____________ первый.

(б) Джастин — _____________.

(в) Джон — _______________.

(г) Бен — _______________.

(д) _______________ между Максом и Раджем.

(е) _______________ второй с конца.

(ж) Макс — _____________ Джоном.

(з) Итан — ______________ Раджа.

(и) Джастин — ________________ из всех детей.

2. Обведи нужный предмет.

Я – между 1-ым и 3-им стулом справа.

Я – между 4-ым и 6-ым стаканом слева.

А теперь задачки поинтереснее.

3. Мартин стоит в очереди, Он – 6-ой мальчик с начала очереди и 2-ой с конца. Сколько мальчиков стоит в очереди?

4. Сара тоже стоит в очереди. Перед ней 3 девочки, а позади – 5. Сколько всего девочек в очереди?

5. Давид находится в середине очереди. Всего в ней – 9 детей. Какой по счет с начала очереди Давид?

6. Элизабет стоит в очереди вместе с друзьями. Она – 5-ая справа. Вера стоит рядом с Сарой и находится в середине очереди. Сможешь ли ты нарисовать 2 картинки, которые будут соответствовать описанию?

PS: В Сингапуре, как видно, особо не заморачиваются с разнообразием формулировок 🙂 Зато по существу задачи и правда хорошие.

Еще публикации о сингапурской математике:

Сингапурская математика: секрет успеха

Сингапурская математика: наглядное моделирование

wiseparents.ru

«Количественные и порядковые числительные»(6 класс)

УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 6 КЛАСС

Тема: «Количественные и порядковые числительные»

Дата проведения: 2 марта 2017 год

Познакомить учащихся с количественными и порядковыми числительными,

1) дать понятие о количественных и порядковых именах числительных и особенностях их склонения; способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, сравнение, делать необходимые выводы. Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать количественные и порядковые имена числительные. Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли. 2) Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к русскому языку. Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности. Способствовать воспитанию патриотизма, прививать интерес к истории своей страны и малой Родине. Способствовать развитию умения применять полученные сведения на практике.

Тип урока

Открытие новых знаний

Планируемые образовательные результаты

  1. Предметные: способствовать формированию и развитию умений и навыков в определении количественных и порядковых имен числительных, способствовать формированию представления об особенностях разрядов числительных.

  2. Личностные: способствовать развитию речи учащихся, обогащению и усложнению словарного запаса; учить анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать понятия; способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся; способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

  3. Метапредметные: пользоваться разными видами чтения, извлекать информацию, представленную в разных формах (таблица, текст, звук), перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (схема, текст, звук)., способствовать формированию и развитию нравственных и эстетических качеств личности.

Методы и формы обучения

Индивидуальная, групповая, парная работа

Деятельностно-практический метод, исследование

Образовательные ресурсы

http://www.zavuch.ru/

http://festival.1september.ru/

https://infourok.ru/videouroki

Демонстрационный материал

Мультимедийная презентация, рабочие листы для учащихся

I. Мотивация. Настрой на урок.

Добрый день! Меня зовут Дарья Сергеевна. Урок русского языка сегодня у вас проведу я. Урок я хочу начать с притчи. Послушайте, пожалуйста!

Было это тогда, когда сотворил Бог небо и землю, свет и тьму, животных и птиц. Вышел ангел небесный с корзиной. А в ней чего только нет! Самые разные полезные качества! Стали звери и птицы разбирать, кому что. Лиса взяла хитрость, медведь – силу, мышь – запасливость, муравей – усердие, сова – мудрость. А человека Бог создал последним – ничего ему не досталось… Тогда отдал ему ангел пустую корзину и сказал: «…»

Обсуждение притчи

— Как вы думаете, что сказал ангел человеку? (Ангел отдал пустую корзину и сказал….(Чтобы быть человеком, надо самому сформировать свой характер) и оставил человеку возможность учиться и наполнять корзину по собственному разумению, так как каждый сам себя делает. То есть ангел дал человеку способность учиться и трудиться.

— Давайте наполним эту корзину полезными для человека качествами: (трудолюбие, аккуратность, терпение, доброта, взаимовыручка, целеустремленность, смелость, любовь, мудрость, толерантность, сообразительность)

Все эти качества пригодятся нам сегодня на уроке — исследовании и в дальнейшей жизни. Какое из них сегодня на уроке пригодится больше всего (трудолюбие)

Начинаем работать, отрывайте тетради, записывайте число и классную работу.

II. Актуализация и пробное учебное действие

Прочитайте четверостишие и скажите, о чем будем вести сегодня речь?

Как обойтись бы без числа

Наука целая могла?

Расчёт во всяком деле нужен.

И ты с числительным будь дружен.

Цифры окружают нас повсюду. Мы встречаемся с ними на каждом шагу. Они делают нашу жизнь интереснее. Сегодня мы продолжим изучать имя числительное.

Я хочу проверить, как вы знаете понятие «Имя числительное». Для этого выполните задание 1. Вам даны 5 предложений, необходимо продолжить каждое предложение. Для этого задания даю вам 2 минуты.

2. Блицопрос с взаимопроверкой. (работа в парах).

– Закончите предложения:

1) Имена числительные отвечают на вопрос … какой? Сколько?

2) Имена числительные обозначают …порядок предмета при счете

3) Имена числительные изменяются … родам, числам, падежам,

4) имена числительные в предложении бывают ….(любым членом предложения)

5) По составу числительные бывают простыми, сложными и ….составными

Поменяйтесь карточками с соседом по парте. Проверьте своего товарища. Все ли правильно он сделал и поставьте оценку в соответствии с критериями.

5 правильных ответов – 5

4 правильных – 4

3 правильных – 3

2 правильных – 2.

Поставьте свою отметку в оценочный лист.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

III. целеполагание. Выход из затруднения.

Работа с таблицей “Линия сравнения”.

– Ребята, запишите числительные, смотря на картинку. Слева вы видите детей. Напишите, какой по счету мальчик в черных штанишках? Запишите ответ в таблицу, в левый кружок. Посмотрите на картинку справа. Ответьте, сколько яблок вы видите? Запишите ответ в таблицу, в правый кружок. (Спрашиваю у детей)

У вас на столах лежат таблицы. Составим сравнительную характеристику этих числительных.. Попытайтесь определить признаки каждого числительного. Берем пункты – вопрос и значение. Вы можете обсудить все со своим партнером.

– Предложите свои варианты.

Полученный результат:

Линия сравнения

 

 

Вопрос

 

 

Значение

 

 

Изменение

 

 

Синтаксическая роль

 

– Давайте разберём полученные результаты.

Линия сравнения

 

 Какой? Который?

Вопрос

 Сколько?

 Порядок предметов при счёте

Значение

 Количество предметов

 

Изменение

 

 

Синтаксическая роль

 

Скажите, как можно назвать числительное, которое указывает на порядок предметов при счете? (Порядковое) а числительное, которое указывает на количество предметов? (Количественное)

Слайд. Таблица с названием числительных.

Скажите, какая тема нашего урока? «Количественные и порядковые числительные»

Сообщите цели, которые мы будем преследовать на уроке? (Отвечают) запишите тему урока.

Познавательные УУД

1. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.

2. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного).

3. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

IV. практическая деятельность по реализации построенного проекта

Работаем дальше. Вам предлагается следующее задание.

Задание: из записанных слов выпишите только имена числительные, обозначающие порядок при счёте и отвечают на вопросы: какой? какая? какое?

Шестнадцатый, красивый, четырёхзначный, трёхэтажный, одиннадцать, пятак, пятнадцатый, шестиклассник, семьдесят, второй, двадцать первая.

Составьте словосочетание с числительным — второй. Составьте словосочетание существительное + прилагательное

Предлагаю просклонять вам эти словосочетания. Выделить окончания. 2 человека у доски, остальные в тетрадях.

  • И.п. второй день

  • Р.п второго дня

  • Д.п второму дню

  • В.п. второй день

  • Т.п. вторым днем

П.п. о втором дне

Учащиеся формулируют правило: порядковые числительные обозначают порядок при счете и отвечают на вопросы какой? какая? какие?, изменяются по падежам, как и прилагательные.

Посмотрите на склонение количественного числительного. Что вы можете сказать?

Количественные изменяются по падежам. Отвечают на вопрос сколько.

Учитель: давайте посмотрим, изменяются ли числительные по родам и числам?

2.Подобрать к числительным существительные. В тетради. Один у доски.

Пятый … (м.р., ед.ч.)

Пятая … (ж.р., ед.ч.)

Пятое … (ср.р., ед.ч.)

Пятые … (мн.ч.)

Вывод: порядковые числительные изменяются по родам и числам так же, как и прилагательные.

Теперь давайте вернемся к своей линии сравнения и заполним таблицу дальше.

Сверить полученные данные с учебником.

Порядковые

Линия сравнения

Количественные

Какой?

Который?

Вопрос

Сколько?

Порядок предметов при счёте

Значение

Количество предметов

По падежам

родам

числам

Изменение

По падежам

Синтаксическая роль

Оцените свою работу в листе самооценки. Как вы усвоили материал. Все ли у вас получилось правильно. Или все – таки вам нужна была помощь учителя. Поставьте себе отметку от 3 до 5.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать задачи урока.

V. Первичное закрепление с комментированием

Во внешней речи

У нас осталась последняя характеристика. Мы с вами узнали, что такое порядковые и количественные числительные. Давайте теперь посмотрим, сможете ли вы их отличить друг от друга.

Распределительный диктант.

Две колонки. 1. Количественные числительные 2. Порядковые числительные

С помощью маркера разделить на колонки словосочетания с числительными. (самопроверка)

Три сосны, двадцать пять литров, одиннадцать игроков, пятый этаж, четвёртый ряд, восьмая береза, тридцать три богатыря, пятнадцатая девушка, пятьдесят восьмой ученик.

Молодцы ребята, хорошо справились с этим заданием.

Сейчас я вам предлагаю послушать отрывки из песен. Объедитесь в группы. По 4 человека. Выписать числительные из прослушанного текста, составить с ним предложение. Определить, разряд. Подчерните числительное как часть речи. (спрашиваю примеры).

Я тоже составила свои предложения. Посмотрите, каким членом предложения являются числительные в моих предложениях.

  1. На седьмом этаже находится моя квартира.

  2. Пять человек приготовили реферат по литературе.

  3. Занятия начинаются в девять часов.

  4. Разделите шесть на три.

  5. Дважды два – четыре.

Скажите, каким членом предложения является порядковое числительное. А количественное? Допишите свои выводы в таблицу сравнения.

Порядковые

Линия сравнения

Количественные

Какой?

Который?

Вопрос

Сколько?

Порядок предметов при счёте

Значение

Количество предметов

По падежам

родам

числам

Изменение

По падежам

Обычно определение

Синтаксическая роль

Любой член предложения

Оцените свою работу. Как вы справились с заданиями? Все ли было правильно или вы нуждались в помощи? От 3 до 5.

Вы составили сравнительную таблицу. Теперь обратитесь к учебнику. Прочитайте параграф и скажите, все ли правильно вы сделали. Сделайте общий вывод по изученной теме.

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим).

2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.

3. Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (таблица, текст), преобразовывать её и передавать в других формах (схема).

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

VI. самостоятельная работа. Включение в систему знаний.

Предлагаю вам выполнить Тест

1. Укажите имя числительное:

1) семь;2) семерка;

3) удвоить.

2. Укажите предложение, в котором употреблено имя числительное:

1) В этом доме одиннадцать этажей.

2) Пятерка — очень хорошая оценка.

3. Укажите порядковое числительное:

1) золотой;2) цветной;

3) десятый.

4. Определите подлежащее в предложении: Два брата весело шагали на рыбалку.

1) два;

2) два брата.

5. Определите, каким членом предложения является словосочетание пять лет: Пять лет на солдатских плечах лежала война.

1) подлежащее;

2) дополнение;

3) обстоятельство.

6.Порядковые имена числительные изменяются:

1) по падежам, родам, числам;

2) по падежам, по родам.

Ключи к тесту. Оценка в оценочный лист.

Познавательные УУД

1. Воспринимать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать их в процессе учебной деятельности.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы.

3. Соотносить информацию, представленную в разных формах.

VII. Итог урока.
Рефлексия.

Ребята, сегодня на уроке вы узнали много нового. Вспомните притчу, которую я рассказывала вам в начале урока. Скажите, какие качества вам помогли справиться со всеми заданиями? (отвечают)

А теперь я предлагаю вам заполнить анкеты. Для каждого предложения выберете свое продолжение.

Анкета для учащихся.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен\не понятен

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VIII. Домашнее задание.

Поработали мы хорошо. Теперь домашнее задание. Задание для всех разное. Выберете, какую отметку вы хотите получить. Запишите д/з в дневники.

  • На 5. Найти фразеологизмы, в состав которых входят имена числительные. Составить с ними предложения. Упр.544.

  • На 4. Упражнение 544.

  • На 3. Выполнить тест.

infourok.ru

Author: alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о