Примеры информатики – 404 Not Found

Содержание

ИНФОРМАТИКА | Энциклопедия Кругосвет

Содержание статьи

ИНФОРМАТИКА техническая наука, систематизирующая приемы создания, хранения, обработки и передачи информации средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими.

В англоязычных странах применяют термин computer science – компьютерная наука.

Теоретической основой информатики является группа фундаментальных наук таких как: теория информации, теория алгоритмов, математическая логика, теория формальных языков и грамматик, комбинаторный анализ и т.д. Кроме них информатика включает такие разделы, как архитектура ЭВМ, операционные системы, теория баз данных, технология программирования и многие другие. Важным в определении информатики как науки является то, что с одной стороны, она занимается изучением устройств и принципов действия средств вычислительной техники, а с другой – систематизацией приемов и методов работы с программами, управляющими этой техникой.

Информационная технология – это совокупность конкретных технических и программных средств, с помощью которых выполняются разнообразные операции по обработке информации во всех сферах нашей жизни и деятельности. Иногда информационную технологию называют компьютерной технологией или прикладной информатикой.

Информация аналоговая и цифровая.

Термин «информация» восходит к латинскому informatio, разъяснение, изложение, осведомленность.

Информацию можно классифицировать разными способами, и разные науки это делают по-разному. Например, в философии различают информацию объективную и субъективную. Объективная информация отражает явления природы и человеческого общества. Субъективная информация создается людьми и отражает их взгляд на объективные явления.

В информатике отдельно рассматривается аналоговая информация и цифровая. Это важно, поскольку человек благодаря своим органам чувств, привык иметь дело с аналоговой информацией, а вычислительная техника, наоборот, в основном, работает с цифровой информацией.

Человек воспринимает информацию с помощью органов чувств. Свет, звук, тепло – это энергетические сигналы, а вкус и запах – это результат воздействия химических соединений, в основе которого тоже энергетическая природа. Человек испытывает энергетические воздействия непрерывно и может никогда не встретиться с одной и той же их комбинацией дважды. Нет двух одинаковых зеленых листьев на одном дереве и двух абсолютно одинаковых звуков – это информация аналоговая. Если же разным цветам дать номера, а разным звукам – ноты, то аналоговую информацию можно превратить в цифровую.

Музыка, когда ее слушают, несет аналоговую информацию, но если записать ее нотами, она становится цифровой.

Разница между аналоговой информацией и цифровой, прежде всего, в том, что аналоговая информация непрерывна, а цифровая дискретна.

К цифровым устройствам относятся персональные компьютеры – они работают с информацией, представленной в цифровой форме, цифровыми являются и музыкальные проигрыватели лазерных компакт дисков.

Кодирование информации.

Кодирование информации – это процесс формирования определенного представления информации.

В более узком смысле под термином «кодирование» часто понимают переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки.

Компьютер может обрабатывать только информацию, представленную в числовой форме. Вся другая информация (звуки, изображения, показания приборов и т. д.) для обработки на компьютере должна быть преобразована в числовую форму. Например, чтобы перевести в числовую форму музыкальный звук, можно через небольшие промежутки времени измерять интенсивность звука на определенных частотах, представляя результаты каждого измерения в числовой форме. С помощью компьютерных программ можно преобразовывать полученную информацию, например «наложить» друг на друга звуки от разных источников.

Аналогично на компьютере можно обрабатывать текстовую информацию. При вводе в компьютер каждая буква кодируется определенным числом, а при выводе на внешние устройства (экран или печать) для восприятия человеком по этим числам строятся изображения букв. Соответствие между набором букв и числами называется кодировкой символов.

Как правило, все числа в компьютере представляются с помощью нулей и единиц (а не десяти цифр, как это привычно для людей). Иными словами, компьютеры обычно работают в двоичной системе счисления, поскольку при этом устройства для их обработки получаются значительно более простыми.

Единицы измерения информации. Бит. Байт.

Бит – наименьшая единица представления информации. Байт – наименьшая единица обработки и передачи информации.

Решая различные задачи, человек использует информацию об окружающем нас мире. Часто приходится слышать, что сообщение несет мало информации или, наоборот, содержит исчерпывающую информацию, при этом разные люди, получившие одно и то же сообщение (например, прочитав статью в газете), по-разному оценивают количество информации, содержащейся в нем. Это означает, что знания людей об этих событиях (явлениях) до получения сообщения были различными. Количество информации в сообщении, таким образом, зависит от того, насколько ново это сообщение для получателя. Если в результате получения сообщения достигнута полная ясность в данном вопросе (т.е. неопределенность исчезнет), говорят, что получена исчерпывающая информация. Это означает, что нет необходимости в дополнительной информации на эту тему. Напротив, если после получения сообщения неопределенность осталась прежней (сообщаемые сведения или уже были известны, или не относятся к делу), значит, информации получено не было (нулевая информация).

Подбрасывание монеты и слежение за ее падением дает определенную информацию. Обе стороны монеты «равноправны», поэтому одинаково вероятно, что выпадет как одна, так и другая сторона. В таких случаях говорят, что событие несет информацию в 1 бит. Если положить в мешок два шарика разного цвета, то, вытащив вслепую один шар, мы также получим информацию о цвете шара в 1 бит.

Единица измерения информации называется бит (bit) – сокращение от английских слов binary digit, что означает двоичная цифра.

В компьютерной технике бит соответствует физическому состоянию носителя информации: намагничено – не намагничено, есть отверстие – нет отверстия. При этом одно состояние принято обозначать цифрой 0, а другое – цифрой 1. Выбор одного из двух возможных вариантов позволяет также различать логические истину и ложь. Последовательностью битов можно закодировать текст, изображение, звук или какую-либо другую информацию. Такой метод представления информации называется двоичным кодированием (binary encoding).

В информатике часто используется величина, называемая байтом (byte) и равная 8 битам. И если бит позволяет выбрать один вариант из двух возможных, то байт, соответственно, 1 из 256 (2

8). Наряду с байтами для измерения количества информации используются более крупные единицы:

1 Кбайт (один килобайт) = 2\up1210 байт = 1024 байта;

1 Мбайт (один мегабайт) = 2\up1210 Кбайт = 1024 Кбайта;

1 Гбайт (один гигабайт) = 2\up1210 Мбайт = 1024 Мбайта.

Например, книга содержит 100 страниц; на каждой странице – 35 строк, в каждой строке – 50 символов. Объем информации, содержащийся в книге, рассчитывается следующим образом:

Страница содержит 35 × 50 = 1750 байт информации. Объем всей информации в книге (в разных единицах):

1750 × 100 = 175 000 байт.

175 000 / 1024 = 170,8984 Кбайт.

170,8984 / 1024 = 0,166893 Мбайт.

Файл. Форматы файлов.

Файл – наименьшая единица хранения информации, содержащая последовательность байтов и имеющая уникальное имя.

Основное назначение файлов – хранить информацию. Они предназначены также для передачи данных от программы к программе и от системы к системе. Другими словами, файл – это хранилище стабильных и мобильных данных. Но, файл – это нечто большее, чем просто хранилище данных. Обычно файл имеет

имя, атрибуты, время модификации и время создания.

Файловая структура представляет собой систему хранения файлов на запоминающем устройстве, например, на диске. Файлы организованы в каталоги (иногда называемые директориями или папками). Любой каталог может содержать произвольное число подкаталогов, в каждом из которых могут храниться файлы и другие каталоги.

Способ, которым данные организованы в байты, называется форматом файла.

Для того чтобы прочесть файл, например, электронной таблицы, нужно знать, каким образом байты представляют числа (формулы, текст) в каждой ячейке; чтобы прочесть файл текстового редактора, надо знать, какие байты представляют символы, а какие шрифты или поля, а также другую информацию.

Программы могут хранить данные в файле способом, выбираемым программистом. Часто предполагается, однако, что файлы будут использоваться различными программами, поэтому многие прикладные программы поддерживают некоторые наиболее распространенные форматы, так что другие программы могут понять данные в файле. Компании по производству программного обеспечения (которые хотят, чтобы их программы стали «стандартами»), часто публикуют информацию о создаваемых ими форматах, чтобы их можно было бы использовать в других приложениях.

Все файлы условно можно разделить на две части – текстовые и двоичные.

Текстовые файлы – наиболее распространенный тип данных в компьютерном мире. Для хранения каждого символа чаще всего отводится один байт, а кодирование текстовых файлов выполняется с помощью специальных таблиц, в которых каждому символу соответствует определенное число, не превышающее 255. Файл, для кодировки которого используется только 127 первых чисел, называется ASCII-файлом (сокращение от American Standard Code for Information Intercange – американский стандартный код для обмена информацией), но в таком файле не могут быть представлены буквы, отличные от латиницы (в том числе и русские). Большинство национальных алфавитов можно закодировать с помощью восьмибитной таблицы. Для русского языка наиболее популярны на данный момент три кодировки: Koi8-R, Windows-1251 и, так называемая, альтернативная (alt) кодировка.

Такие языки, как китайский, содержат значительно больше 256 символов, поэтому для кодирования каждого из них используют несколько байтов. Для экономии места зачастую применяется следующий прием: некоторые символы кодируются с помощью одного байта, в то время как для других используются два или более байтов. Одной из попыток обобщения такого подхода является стандарт Unicode, в котором для кодирования символов используется диапазон чисел от нуля до 65 536. Такой широкий диапазон позволяет представлять в численном виде символы языка любого уголка планеты.

Но чисто текстовые файлы встречаются все реже. Документы часто содержат рисунки и диаграммы, используются различные шрифты. В результате появляются форматы, представляющие собой различные комбинации текстовых, графических и других форм данных.

Двоичные файлы, в отличие от текстовых, не так просто просмотреть, и в них, обычно, нет знакомых слов – лишь множество непонятных символов. Эти файлы не предназначены непосредственно для чтения человеком. Примерами двоичных файлов являются исполняемые программы и файлы с графическими изображениями.

Примеры двоичного кодирования информации.

Среди всего разнообразия информации, обрабатываемой на компьютере, значительную часть составляют числовая, текстовая, графическая и аудиоинформация. Познакомимся с некоторыми способами кодирования этих типов информации в ЭВМ.

Кодирование чисел.

Есть два основных формата представления чисел в памяти компьютера. Один из них используется для кодирования целых чисел, второй (так называемое представление числа в формате с плавающей точкой) используется для задания некоторого подмножества действительных чисел.

Множество целых чисел, представимых в памяти ЭВМ, ограничено. Диапазон значений зависит от размера области памяти, используемой для размещения чисел. В k-разрядной ячейке может храниться 2k различных значений целых чисел.

Чтобы получить внутреннее представление целого положительного числа N, хранящегося в k-разрядном машинном слове, нужно:

1) перевести число N в двоичную систему счисления;

2) полученный результат дополнить слева незначащими нулями до k разрядов.

Например, для получения внутреннего представления целого числа 1607 в 2-х байтовой ячейке число переводится в двоичную систему: 160710 = 110010001112. Внутреннее представление этого числа в ячейке имеет вид: 0000 0110 0100 0111.

Для записи внутреннего представления целого отрицательного числа (–N) нужно:

1) получить внутреннее представление положительного числа N;

2) получить обратный код этого числа, заменяя 0 на 1 и 1 на 0;

3) полученному числу прибавить 1 к полученному числу.

Внутреннее представление целого отрицательного числа –1607. С использованием результата предыдущего примера и записывается внутреннее представление положительного числа 1607: 0000 0110 0100 0111. Обратный код получается инвертированием: 1111 1001 1011 1000. Добавляется единица: 1111 1001 1011 1001 – это и есть внутреннее двоичное представление числа –1607.

Формат с плавающей точкой использует представление вещественного числа R в виде произведения мантиссы m на основание системы счисления n в некоторой целой степени p, которую называют порядком: R = m * n p.

Представление числа в форме с плавающей точкой неоднозначно. Например, справедливы следующие равенства:

12,345 = 0,0012345 × 104 = 1234,5 × 10-2 = 0,12345 × 102

Чаще всего в ЭВМ используют нормализованное представление числа в форме с плавающей точкой. Мантисса в таком представлении должна удовлетворять условию:

0,1p Ј m p. Иначе говоря, мантисса меньше 1 и первая значащая цифра – не ноль (p – основание системы счисления).

В памяти компьютера мантисса представляется как целое число, содержащее только значащие цифры (0 целых и запятая не хранятся), так для числа 12,345 в ячейке памяти, отведенной для хранения мантиссы, будет сохранено число 12 345. Для однозначного восстановления исходного числа остается сохранить только его порядок, в данном примере – это 2.

Кодирование текста.

Множество символов, используемых при записи текста, называется алфавитом. Количество символов в алфавите называется его мощностью.

Для представления текстовой информации в компьютере чаще всего используется алфавит мощностью 256 символов. Один символ из такого алфавита несет 8 бит информации, т. к. 28 = 256. Но 8 бит составляют один байт, следовательно, двоичный код каждого символа занимает 1 байт памяти ЭВМ.

Все символы такого алфавита пронумерованы от 0 до 255, а каждому номеру соответствует 8-разрядный двоичный код от 00000000 до 11111111. Этот код является порядковым номером символа в двоичной системе счисления.

Для разных типов ЭВМ и операционных систем используются различные таблицы кодировки, отличающиеся порядком размещения символов алфавита в кодовой таблице. Международным стандартом на персональных компьютерах является уже упоминавшаяся таблица кодировки ASCII.

Принцип последовательного кодирования алфавита заключается в том, что в кодовой таблице ASCII латинские буквы (прописные и строчные) располагаются в алфавитном порядке. Расположение цифр также упорядочено по возрастанию значений.

Стандартными в этой таблице являются только первые 128 символов, т. е. символы с номерами от нуля (двоичный код 00000000) до 127 (01111111). Сюда входят буквы латинского алфавита, цифры, знаки препинания, скобки и некоторые другие символы. Остальные 128 кодов, начиная со 128 (двоичный код 10000000) и кончая 255 (11111111), используются для кодировки букв национальных алфавитов, символов псевдографики и научных символов.

Кодирование графической информации.

В видеопамяти находится двоичная информация об изображении, выводимом на экран. Почти все создаваемые, обрабатываемые или просматриваемые с помощью компьютера изображения можно разделить на две большие части – растровую и векторную графику.

Растровые изображения представляют собой однослойную сетку точек, называемых пикселами (pixel, от англ. picture element). Код пиксела содержит информации о его цвете.

Для черно-белого изображения (без полутонов) пиксел может принимать только два значения: белый и черный (светится – не светится), а для его кодирования достаточно одного бита памяти: 1 – белый, 0 – черный.

Пиксел на цветном дисплее может иметь различную окраску, поэтому одного бита на пиксел недостаточно. Для кодирования 4-цветного изображения требуются два бита на пиксел, поскольку два бита могут принимать 4 различных состояния. Может использоваться, например, такой вариант кодировки цветов: 00 – черный, 10 – зеленый, 01 – красный, 11 – коричневый.

На RGB-мониторах все разнообразие цветов получается сочетанием базовых цветов – красного (Red), зеленого (Green), синего (Blue), из которых можно получить 8 основных комбинаций:

R R
G G
B B
цвет цвет
0 1
0 0
0 0
черный красный
0 1
0 0
1 1
синий розовый
0 1
1 1
0 0
зеленый коричневый
0 1
1 1
1 1
голубой белый

Разумеется, если иметь возможность управлять интенсивностью (яркостью) свечения базовых цветов, то количество различных вариантов их сочетаний, порождающих разнообразные оттенки, увеличивается. Количество различных цветов – К и количество битов для их кодировки – N связаны между собой простой формулой: 2N = К.

В противоположность растровой графике векторное изображение многослойно. Каждый элемент векторного изображения – линия, прямоугольник, окружность или фрагмент текста – располагается в своем собственном слое, пикселы которого устанавливаются независимо от других слоев. Каждый элемент векторного изображения является объектом, который описывается с помощью специального языка (математических уравнения линий, дуг, окружностей и т.д.) Сложные объекты (ломаные линии, различные геометрические фигуры) представляются в виде совокупности элементарных графических объектов.

Объекты векторного изображения, в отличие от растровой графики, могут изменять свои размеры без потери качества (при увеличении растрового изображения увеличивается зернистость).

Кодирование звука.

Из физики известно, что звук – это колебания воздуха. Если преобразовать звук в электрический сигнал (например, с помощью микрофона), то видно плавно изменяющееся с течением времени напряжение. Для компьютерной обработки такой – аналоговый – сигнал нужно каким-то образом преобразовать в последовательность двоичных чисел.

Делается это, например, так – измеряется напряжение через равные промежутки времени и полученные значения записываются в память компьютера. Этот процесс называется дискретизацией (или оцифровкой), а устройство, выполняющее его – аналого-цифровым преобразователем (АЦП).

Чтобы воспроизвести закодированный таким образом звук, нужно сделать обратное преобразование (для этого служит цифро-аналоговый преобразователь – ЦАП), а затем сгладить получившийся ступенчатый сигнал.

Чем выше частота дискретизации и чем больше разрядов отводится для каждого отсчета, тем точнее будет представлен звук, но при этом увеличивается и размер звукового файла. Поэтому в зависимости от характера звука, требований, предъявляемых к его качеству и объему занимаемой памяти, выбирают некоторые компромиссные значения.

Описанный способ кодирования звуковой информации достаточно универсален, он позволяет представить любой звук и преобразовывать его самыми разными способами. Но бывают случаи, когда выгодней действовать по-иному.

Издавна используется довольно компактный способ представления музыки – нотная запись. В ней специальными символами указывается, какой высоты звук, на каком инструменте и как сыграть. Фактически, ее можно считать алгоритмом для музыканта, записанным на особом формальном языке. В 1983 ведущие производители компьютеров и музыкальных синтезаторов разработали стандарт, определивший такую систему кодов. Он получил название MIDI.

Конечно, такая система кодирования позволяет записать далеко не всякий звук, она годится только для инструментальной музыки. Но есть у нее и неоспоримые преимущества: чрезвычайно компактная запись, естественность для музыканта (практически любой MIDI-редактор позволяет работать с музыкой в виде обычных нот), легкость замены инструментов, изменения темпа и тональности мелодии.

Есть и другие, чисто компьютерные, форматы записи музыки. Среди них – формат MP3, позволяющий с очень большим качеством и степенью сжатия кодировать музыку, при этом вместо 18–20 музыкальных композиций на стандартном компакт-диске (CDROM) помещается около 200. Одна песня занимает, примерно, 3,5 Mb, что позволяет пользователям сети Интернет легко обмениваться музыкальными композициями.

Компьютер – универсальная информационная машина.

Одно из основных назначений компьютера – обработка и хранение информации. С появлением ЭВМ стало возможным оперировать немыслимыми ранее объемами информации. В электронную форму переводят библиотеки, содержащие научную и художественную литературы. Старые фото- и кино-архивы обретают новую жизнь в цифровой форме.

Анна Чугайнова

www.krugosvet.ru

Предмет информатики - это... Понятие информатики

Предмет информатики относительно недавно стал интересовать современное человечество. Предпосылками для созданию данной науки послужило огромнейшее количество информации, обрушившейся на человечество и, в частности, появился компьютер в качестве технического средства, при помощи которого человеческие возможности значительно расширились, не говоря уже об объеме обрабатываемой информации.

Разногласия

Так как предмет информатики с недавнего времени стал доступен для освоения, по сегодняшний день между учеными постоянно возникают различные разногласия по поводу того, что включает в себя эта наука, а также какую роль она играет в обществе и как развивается. Однако все это говорит только об одном – информатика крайне стремительно развивается. Стоит рассмотреть несколько наиболее распространенных взглядов ученых на данную науку.

На глазах современного поколения начала появляться научная технология, берущая в качестве основы исключительно информацию, причем данная наука представляет абсолютно новый ресурс для человечества наряду с уже используемыми – энергетическими, природными, человеческими и всеми остальными. При этом в данном случае достаточно интересным является тот факт, что данный ресурс с течением времени все больше и больше увеличивается, ведь в процессе работы с данными постоянно осуществляется загрузка, кодирование, защита, обработка, транслирование, хранение и еще целый ряд других процедур, которые могут происходить с информацией.

Что это такое?

Предмет информатики – это объединение двух понятий – автоматики и информации. В научных кругах данный термин стал использоваться изначально только во Франции во второй половине прошлого века, и обозначал он обработку данных полностью автоматическим путем. В нашей же стране изначально было так, что предмет информатики – это документалистика, а также технологические операции с различной научно-технической информацией. С течением времени же она постепенно начала все больше и больше проникать в различные сферы жизни современного человека, а также стала незаменимым компонентом любых отраслей народного хозяйства и деятельности каждого человека.

Основным предметом информатики является наука о самых разных аспектах обработки, сбора, хранения, транслирования или использования любых типов информации. Стоит отметить, что эта наука покрывает большое количество областей, связанных с материально-техническим обслуживанием используемой информационной системы и, в частности, в этот список входят автомобили, оборудование, а также самые разные организационные нюансы.

Основные понятия

Основным предметом информатики являются три основных понятия – это модель, алгоритм и программа. Модель – это условный аналог определенного объекта, которому присущи определенные свойства, алгоритм – это способ найти выход из той или иной возникшей проблемы, прием абсолютно точный способ, четко определяющий потребность проводимых действий, а программа представляет собой тот же самый алгоритм, только записанный на языке программирования.

Предмет и объект информатики преследуют единственную цель – это постоянный поиск каких-либо новых знаний в тех или иных областях деятельности человека при использовании специализированного вычислительного оборудования. При этом перед данным предметом стоят самые разные задачи, среди которых следует выделить лишь наиболее значимые:

  • внедрение компьютерного оборудования и специализированных технологий в самые разные отрасли общественной жизни;
  • разработка самых современных технологий, направленных на переработку информации;
  • разработка разнообразной техники;
  • исследование любых процессов, связанных с информационной обработкой.

Сразу стоит отметить, что информатика не может существовать в отдельности от прочих наук, ведь главным ее назначением является создание разнообразного информационного оборудования или же технологий в самых разнообразных сферах деятельности, включая технику, науку и нашу с вами повседневную жизнь.

Основные направления

Есть три основных направления, в которых развивается предмет информатики – это техническое, прикладное и теоретическое. Рассмотрим же их.

1. Предмет информатики теоретической - общие теории поиска, хранения и переработки данных, а также определение закономерностей создания и трансформации данных или же использование их в самых разных сферах деятельности современных людей. Помимо всего прочего, в теоретический аспект науки входит также развитие информационных технологий.

2. Техническая информатика представляет собой различные отрасли народного хозяйства, включая самые разнообразные автоматизированные системы, предназначенные для обработки данных, а также создание самой современной вычислительной техники, роботов, гибких технологических систем и другого оборудования последнего поколения.

3. Предмет "прикладная информатика" создает базы знаний данной науки, а также отвечает за разработку рациональных методов автоматизации современного производства и теоретических основ проектирования. Стоит отметить, что информатика на сегодняшний день представляет собой катализатор НТП, способствует более активному взаимодействию людей, а также насыщает нужной информацией все типы деятельности современного человека.

Стоит ли учиться этому предмету?

Многие ученики сегодня любят избавляться от необходимости работать на уроке следующей фразой: «А зачем вообще этот предмет может пригодиться мне в будущем?». Действительно, для многих предметов такое утверждение можно было бы назвать актуальным, однако информатика не входит в их число.

Профессиональная

Перед тем как более глубоко погружаться в вопрос о необходимости того, чтобы учить basic (язык программирования) и остальные азы информатики, следует более тщательно задуматься над тем, что в принципе происходит в современном мире.

Прогресс человечества постоянно происходит вследствие тех или иных информационных революций, и на сегодняшний день мы с вами проживаем уже период четвертой такой революции, период которой начался в 70-е годы прошлого века, после изобретения персональных компьютеров, микропроцессоров и другого вычислительного оборудования. Ведь все это, вместе с последующим возведением дата-центров, сделало информацию общедоступной, вследствие чего и появилось так называемое информационное сообщество.

Что такое информационное сообщество?

Информационное сообщество – это общество людей, в котором оцениваются не только физические и трудовые качества определенного человека как работника, но, помимо этого, рассматриваются также его знания и возможность к самосовершенствованию, вследствие чего ко всем работникам сегодня предъявляются требования об обязательном умении владеть компьютерной техникой.

Ведь современная экономическая структура практически любой развитой страны в большей мире зависит не от товаров, а именно от информации. Исследования, теории, знания, статистические и еще множество других данных – именно это на сегодняшний день наиболее продаваемый и ходовой продукт в современном мире, и если у человека нет навыков создания или обработки таких продуктов, то в таком случае его востребованность стремится к нулю.

Стоит отметить тот факт, что в западных странах активное развитие информационного общества началось на порядок раньше по сравнению со странами СНГ, вследствие чего более 50% ВВП в них приходится на доходы от реализации разнообразных информационных продуктов. Нам эти продукты известны под брендами Microsoft, Adobe, Apple, Intel и еще целый ряд других.

Другими словами, в цивилизованном обществе все менее востребованными становятся разнорабочие и уборщицы, и все более востребованными становятся интеллектуальные личности.

Почему информатика настолько важна?

Так как в современном мире, который постоянно занимается производством, торговлей или же обменом данных, не требуются работники, которые не могут производить такие данные, рабочего запросто заменяет робот, сборкой которого и занимаются сегодня интеллектуальные работники. Уже сейчас современные магазины постепенно наполняются роботами, которые полностью самостоятельно вымывают полы в помещении, а по дорогам Японии с недавнего времени перемещаются полностью автоматические машины, очищающие обочины и тротуары дорог.

У многих автоконцернов начинают появляться абсолютно автоматизированные линии, где всех работников заменили на роботов-сборщиков, вследствие чего человеку, у которого нет соответствующего образования, все более и более сложно найти работу в цивилизованных странах.

Информатика – путь в будущее

Наши специалисты стали чрезвычайно востребованными с того момента, когда люди начали задаваться вопросами о том, а нужен ли им basic (язык программирования) и пригодится ли он в жизни. Таким образом, разработка Google принадлежит Сергею Брину, "Тетрис" разработал Алексей Пажитнов, который сейчас является работником Microsoft, а директором данной компании является Стив Баллмер, который родом из Беларуси.

Таким образом, если вы хотите получить разнообразную работу с возможностью карьерного роста, рассчитываете на повышение зарплаты, стремитесь к саморазвитию и действительно хотите быть незаменимым сотрудником, то в таком случае вам в обязательном порядке нужно начинать изучить низшие языки программирования и осваивать основы информатики.

Зачем информатика в быту?

У вас дома есть компьютер, на котором нужно устанавливать разнообразные программы, на нем можно печатать тексты в специализированных программах, а также решать еще массу вопросов, которые не хочется или нет возможности решить самостоятельно. Многим детям сегодня приобретают компьютеры для обучения и саморазвития, но вместо этого современные подростки чаще проводят свободное время в разнообразных социальных сетях и играх.

Стоит только представить себе, что 50 лет назад, когда мощность компьютеров была даже приблизительно не сравнимой с той, которую эти машины имеют сейчас, и многим было незнакомо даже понятие информатики, предмет информатики интересовал людей гораздо больше. Все стремились полететь в космос, изобрести фантастическое оружие и еще множество других невероятных технических средств, которые могли бы послужить дальнейшему развитию человечества. Сегодня же колоссальный потенциал современных вычислительных компьютеров тратится на игры и пустую трату времени, при этом от большинства игр человек не приобретает практически никаких полезных навыков.

Что такое компьютер дома?

Компьютер в домашних условиях представляет собой устройство, которое должно развивать наши возможности, то есть это своеобразный помощник, который помогает в поиске различной информации или же дает ответы на интересующие вас вопросы. К примеру, при помощи компьютера можно узнавать достоверные новости со всего мира, искать интересные и редкие книги и выполнять еще целый ряд других действий, которые недоступны вам в обычной жизни. Ведь основным предметом информатики является именно поиск и анализ различной информации.

Вам нужно устроиться на работу? Заходите в интернет и просматривайте доступные вам вакансии от различных компаний.

Хотите что-то продать? Теперь уже нет никакой необходимости в том, чтобы ехать с этим на рынок – вполне достаточно просто открыть сайт, разместить свое объявление о продаже, после чего просто созвониться с интересующимися вашим товаром покупателями.

Хотите узнать, как чинить детали в автомобиле или как приготовить интересное блюдо? Вбиваем запрос в поисковик и получаем интересующий нас результат.

Возможные опасности

Конечно, в этих вопросах также есть определенные подводные камни. Интернет-вирусы, мошенники, поддельное программное обеспечение, ориентирование в современной электронной документации – все это входит в предмет информатики как науки. В связи с этим глупо отрицать то, что в домашних условиях знание информатики для вас является чрезвычайно необходимым, и от этого никуда не деться или же придется постоянно хватать вирусы и жаловаться на то, что эта информационная вселенная является несправедливой.

Именно по этой причине на сегодняшний день предмет информатики – это язык современного общества, и поэтому он является одним из важнейших для современных людей, желающих занять свое место в информационном обществе и примкнуть к всеобщему развитию.

fb.ru

Что такое модель в информатике? Виды, примеры :: SYL.ru

В описываемой статье мы разберем подробно, что такое модель в информатике. Рассмотрим виды, а также способы проектирования. В данном разделе имеется множество полезных знаний, которые позволят будущим специалистам в сфере информационных технологий работать без каких-либо усилий. Для того чтобы решить любую задачу, причем неважно, научную или производственную, следует придерживаться цепочки: объект, модель, алгоритм, программа, результат, реализация. Нужно обратить внимание на второй пункт. Если этого звена не будет, то и сама проектировка не подлежит исполнению. Для чего же используется модель, и что под этим словом подразумевается? Далее раскроем этот вопрос.

Модель

Что такое модель в информатике? Благодаря ей можно составить образ какого-либо объекта, который реально существует. Также при необходимости можно отобразить все его свойства и признаки.

Для того чтобы решить какую-то задачу, следует сделать ее модель, ведь именно она и будет использоваться при дальнейшем проектировании. В школьном курсе информатики данные понятия вводятся уже в шестом классе. Однако в самом начале учат детей лишь пониманию, что же это такое.

Классификация

Описываемым термином можно назвать описание какого-либо процесса, его изображение, схему, уменьшенную копию реального объекта и так далее. Учитывая все вышеперечисленное, следует сказать, что модель - довольно широкое понятие. Его можно разделить на группы: материальное, идеальное.

Под первым типом понимают комплекс данных, который представляет собой реальный объект. Это может быть либо тело, либо процесс и так далее. Данная группа делится еще на два типа: физические, аналоговые. Эта классификация полностью условная, так как между указанными двумя подвидами нет никакой четкой черты.

Идеальную модель охарактеризовать еще труднее, потому что она связана полностью с воображением человека, его восприятием мира. К ней также можно отнести и любое произведение искусства, в том числе картины, прозу, спектакли и так далее.

Цели моделирования

Рассматривая, что такое модель в информатике, необходимо также сказать и о целях ее создания.

Моделирование - довольно важный этап, так как он позволяет осуществить большое количество задач. Именно об этом мы далее и поговорим.

Для начала, моделирование позволит человеку больше узнать о том, что его окружает. Если говорить в обширном смысле, то в самой древности люди собирали какие-то данные, информацию, факты и передавали из поколения в поколение. Примером можно назвать модель нашего мира, которая называется “глобус”. В прошлые века, как правило, моделирование было построено на несуществующих объектах, с трудом познаваемыми человеком, которые на данный момент уже имеют свою реализацию в качестве материального предмета. Большинство из них прочно закрепились в нашей жизни. Речь может идти о зонтах, мельницах и так далее.

На данный момент модели систем информатики касаются путей достижения максимального эффекта от принимаемых решений, а также обращают внимание на последствия какого-либо процесса или же действия. Если говорить о последнем подпункте, то в пример можно привести модель, которая выясняет, какие последствия будут в результате повышения стоимости проезда либо после утилизации каких-либо отходов под землей.

Задачи моделирования

Рассматривая, что такое модель в информатике, необходимо еще сказать о задачах данного способа проектирования. Описываемый процесс имеет несколько общих целей, о которых мы и поговорим далее. Если рассматривать более детально, то задачами являются этапы решения каких-либо проблем. То есть, в принципе, таковой можно назвать небольшую цель, с которой необходимо справиться, чтобы достигнуть определенных высот.

Классификация задач

При этом делятся данные задачи на две группы. Речь идет о прямых и обратных. Что касается последних, то подобные формулировки ставят перед разработчиком вопросы типа: “Как увеличить эффективность до максимума?” или “Какое же действие полностью удовлетворит имеющееся условие?” Если говорится о прямых, то такие задачи ставят перед человеком вопросы о том, что будет, если разработчик поступит так или иначе. Нужно заметить: любая прямая формулировка имеет исходные данные, а также ставит конкретные условия.

Вербальная модель

Также необходимо рассказать о видах моделей в информатике. Рассмотрим первую: вербальную. Такой метод моделирования позволяет работать с идеальными или абстрактными вопросами. Следует заметить, что в науке считаются двумя основными видами математический и информационный. Хоть и вербальный на данный момент не сильно распространен, однако он используется. Под ним подразумевают, что все задачи, цели и так далее описываются с помощью букв и связанных предложений. К таковым моделям можно отнести обычную художественную литературу, составленный протокол, какие-либо правила, информацию, описание предмета, явления и так далее.

Математическая модель

Математическая модель - это в информатике один из главных видов проектирования. Она еще известна, как алгоритмическая. Следует заметить, что между математическим и информационным видами граница максимально условная. Об этом уже говорилось ранее.

Если не задаваться сложными терминами, а попытаться объяснить простым языком, то описываемая модель необходима для того, чтобы решить любую задачу или достигнуть цель при помощи математической точки зрения. Следует заметить, что каждый человек в реальной жизни занимается постоянно проектированием такой модели. Допустим, обычная бытовая задача, например, купить что-то в магазине, требует составления таковой. Человек знает, сколько стоят продукты. Необходимо посчитать, какая сумма в итоге нужна для осуществления покупки, сложив все данные. Это является обычным примером математической модели.

Информационная модель

Далее рассмотрим информационную модель в информатике. Ее проектирование изучается в школе. Преподается как базовый тип.

Следует заметить, что с этим видом моделирования нужно ознакомиться любому человеку, который видит свое будущее в IT-сфере. Как правило, все информационные модели создаются при помощи компьютерной техники. Причем речь идет не только конкретно о проектировании каких-то диаграмм, но используются еще и таблицы, рисунки, чертежи, схемы и так далее.

В целом информационная модель представляет собой свойства того объекта, который мы отображаем, максимально описывая его состояние, а также то, насколько он связан с окружающим миром, отношение к другим внешним предметам и влияние на них. Следует отметить, что информационной моделью может служить обычный текст, рисунок, словесное описание, чертеж, формула и так далее.

Такой вид отличается от других вышеперечисленных тем, что он является данными. То есть модель не имеет материального воплощения, так как считается примитивным комплексом информации, представленной в разном виде.

Классификацию моделей в информатике мы уже рассмотрели, теперь следует сказать о том, какой подход следует использовать, чтобы составить идеальную схему.

Необходимо понять, что такое система. Это комплекс элементов, которые взаимодействуют между собой, а также работают вместе для того, чтобы выполнить определенную задачу. Построение модели связано с использованием системного подхода. Объектом будет считаться любой комплекс, который функционирует в качестве единого в специальной среде. Иногда бывает так, что проект довольно сложный, поэтому систему делят на две части.

Цель использования

Приведем примеры моделей в информатике, для того чтобы понять, какими целями руководствуются производители при создании записи.

Следует заметить, что есть такие виды, как учебные, имитационные, игровые и так далее. Рассмотрим их.

К учебным относятся все материалы, при помощи которых осуществляется обучение.

К опытным следует добавить модели уменьшенной копии, создаваемые на основе реальных объектов.

Имитационные могут служить информацией, которая позволит понять, что произойдет в результате какого-либо действия. К примеру, если человек проводит реформу, он должен составить такую модель. Это поможет приблизительно понять то, как люди отреагируют на новые изменения. Либо же, например, чтобы человеку сделать операцию по пересадке какого-либо органа, в самом начале исследований проводится большое количество опытов. Их также можно назвать имитационной моделью. Таким образом, она представляет собой систему проб и ошибок. Это позволяет принимать более оправданные решения.

Игровой моделью является система, которая ставит определенные объекты в какие-либо рамки. Это может быть экономическая, деловая или военная игра. Таким образом, человек способен понять поведение определенного объекта в нужной ему среде.

Научно-техническую следует использовать для того, чтобы изучить какое-либо явление и процесс, который трудно исследовать в обычной жизни. Это может быть создание прибора, имитирующий грозовой разряд, либо же модель движения, полностью копирующая солнечную систему.

Способ представления

Подытоживая все вышесказанное о моделях данных в информатике, необходимо разузнать, как же представляется созданная запись.

Она бывает материальная и нематериальная. К первому виду нужно отнести все копии, которые были сняты с существующих объектов. Таким образом, их можно взять в руки, потрогать, понюхать и так далее. Они даже способны имитировать какие-либо свойства оригинального объекта, а также его действия. Данные материальные модели являются опытным методом проектирования.

К нематериальным относятся те, которые работают на теории. Они идеальные либо же абстрактные. Эта категория также имеет несколько типов. Речь идет об информационных, а еще воображаемых вариантах. Первый представляет собой перечень данных, который касается определенного объекта. Таковыми можно назвать таблицы, рисунки, схемы и так далее.

Однако многих их интересует, почему же данная модель класса информатики считается нематериальной. Текст хоть и напечатан, таблица составлена, но его потрогать нельзя. Именно поэтому данная модель является абстрактной. К слову, среди информационных вариантов записи имеются наглядные примеры.

К воображаемой модели относят то, что называется творческим процессом, то есть все происходящее в сознании человека. Это побуждает его создать на основе данной схемы оригинальный объект.

www.syl.ru

Примеры тестовых заданий каждого типа по информатике

Примеры тестовых заданий каждого типа по информатике

1. Задания с выбором одного правильного ответа из предложенных вариантов.

Выберите один правильный ответ.

1. Задание в форме вопроса:

Как называлась первая отечественная ЭВМ?

1) МЭСМ;

2) БЭСМ;

3) ЭНИАК;

4) Эльбрус.

Правильный ответ: 1.

Критерии оценивания: за правильный ответ – 1 балл, за неправильный – 0 баллов.

2. задание в форме повествования:

Основными единицами измерения информации являются:

1) байт, бит;

2) сантиметр, минута;

3) мегабит, секунда;

4) метр, минута.

Правильный ответ: 1.

Критерии оценивания выполненного задания: за правильный ответ – 1 балл, за непра-вильный – 0 баллов.

2. Задание на множественный выбор.

Выберите верные утверждения.

Для каждого из перечисленных ниже десятичных чисел построили двоичную запись. Укажите все числа, двоичная запись которых содержит ровно 2 единицы.

  1. 6;

  2. 9;

  3. 10;

  4. 11;

  5. 13;

  6. 127;

  7. 129.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 7.

Критерии оценивания: по 1 баллу за каждый верный выбор.

3. Задание с выбором наиболее правильного ответа из предложенных вариантов.

Выберите наиболее правильный ответ.

Производится одноканальная (моно) звукозапись с частотой дискретизации 16 кГц и глубиной кодирования 24 бита. Запись длится 1 минуту, ее результаты записываются в файл, сжатие данных не производится. Какое из приведенных ниже чисел наиболее близко к размеру полученного файла, выраженному в мегабайтах?

1)0,2; 2) 2; 3)3; 4)4.

Правильный ответ: 3. Решение: 16*1000*24*60/8/1024/1024=2,75

Критерии оценивания: за правильный ответ – 1 балл, за неправильный – 0 баллов.

  1. Задание с альтернативным ответом.

Если Вы согласны с утверждением, отвечаете «Да», если не согласны – «Нет».

Понятиям информация и информационные процессы соответствуют следующие утверждения:

Интерес человека к информации определяется только её новизной

2

Интерес человека к информации зависит от уровня предшествующей подготовки

3

Полнота информации не влияет на правильность выбор при принятии решения

4

Информационный процесс характеризуется изменением информации во времени

5

Кодирование не является информационным процессом

6

Хранение информации возможно не только на информационных носителях

7

Каналом связи могут быть только телефонные или оптоволоконные линии

8

Свойство информации «достоверность» указывает на непротиворечивость данных

9

Обработка является одним из наиболее распространенных информационных процессов

10

В кибернетике рассматривается информация, которая участвует в управлении процессами

Правильные ответы: 2, 4, 8, 9, 10 – да; 1, 3, 5, 6, 7 – нет.

Модельный ответ:

Интерес человека к информации определяется только её новизной

+

2

Интерес человека к информации зависит от уровня предшествующей подготовки

+

3

Полнота информации не влияет на правильность выбор при принятии решения

+

4

Информационный процесс характеризуется изменением информации во времени

+

5

Кодирование не является информационным процессом

+

6

Хранение информации возможно не только на информационных носителях

+

7

Каналом связи могут быть только телефонные или оптоволоконные линии

+

8

Свойство информации «достоверность» указывает на непротиворечивость данных

+

9

Обработка является одним из наиболее распространенных информационных процессов

+

10

В кибернетике рассматривается информация, которая участвует в управлении процессами

+

Критерии оценивания: всё правильно – 2 балла; если допущена 1-2 ошибки – 1 балл, если более 2 ошибок – 0 баллов.

5. Задание на установление соответствия.

Установите соответствие между открытиями или компьютерными изобретениями и именами ученых, которым эти открытия или изобретения принадлежат. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Открытие или изобретение

Имена ученых

A) Всемирная паутина (англ. World Wide Web) ;

Б) Основатель социальной сети «Вконтакте»;

B) Компьютерная мышь;

Г) Первая аналитическая вычислительная машина

1) Чарльз Бэббидж

2) Тим Бернерс-Ли

3) Евгений Касперский

4) Павел Дуров

5) Дуглас Энгельбарт

Ответ:

А

Б

В

Г

2

4

5

1

Оценивание: правильный ответ – 2 балла; неправильно 1-2 значения – 1 балл, неправильно 3-4 значения – 0 баллов.

6. Задания на установление правильной последовательности.

Установите правильную последовательность, расставив цифры.

Расположите в правильной последовательности этапы решения задач на ЭВМ.

1.Составление алгоритма

2.Анализ результатов

3.Написание программы

4.Разработка математической модели

5.Компьютерный эксперимент

6.Постановка задачи

Правильный ответ: 6, 4, 1, 3, 5, 2.

Критерии оценивания: если все верно – 3 балла; ошибка в конце задания снижает
на один балл, в середине – на 2 балла, если в начале – 0 баллов.

7. Задание на сортировку (ранжирование).

Установите правильную последовательность, расставив цифры.

Расположите по возрастанию единицы измерения информации:

  1. 1010 байтов;

  2. 2 байта;

  3. 1 Кбайт;

  4. 20 битов;

  5. 10 битов.

Правильный ответ: 5, 2, 4, 1, 3.

Критерии оценивания: правильный ответ – 1 балл, неправильный – 0 баллов.

  1. Задание на исключение лишнего.

Укажите лишнее. «Третий лишний».

1) Микрофон, наушники, колонки;

2) Привод компакт-дисков, флэшка, дисковод;

3) Мегабайт, бит, бод.

Правильный ответ: 1 – микрофон; 2 – флэшка; 3 – бод.

Оценивание: правильный ответ –1 балл, неправильный – 0 баллов.

  1. Задание на завершение предложения.

Допишите названия понятий, определение которых дано ниже.

1) Набор электронных проводов, связывающих устройства компьютера между собой, называется…

2) Программы для обслуживания устройств компьютера называются…

3) Набор правил и соглашений, определяющих порядок обмена данными в сети, называется…

Правильный ответ: 1 – шиной управления; 2 – драйверами; 3 – протокол.

Оценивание: правильный ответ – 1 балл, неправильный – 0 баллов.

  1. Задание на дополнение.

Вставьте пропущенные термины и понятия в предложение.

Модель — это упрощённое подобие реального _____________ или _________________, отражающее существенные свойства объекта с точки зрения цели моделирования.

Ответ: объекта, процесса.

Критерии оценивания: за правильный ответ – 1 балл, неправильный – 0 баллов.

  1. Задание с неструктурированным ответом.

Расположите в правильной последовательности предложенные слова или группы слов и сконструируйте высказывание.

Задание. Владеет, тот, кто, Ротшильд, владеет, Натан, миром, информацией.

Правильный ответ: «Кто владеет информацией, тот владеет миром » (Натан Ротшильд).

Критерии оценивания: правильный ответ – 1 балл, неправильный – 0 баллов.

  1. Задание с лишними данными.

Укажите лишние данные, если они имеются.

Отметьте термины, которые не являются языками программирования.

  1. Лишних данных нет

  2. Планкалкюль

  3. Фортран

  4. Паскаль

  5. ADA

  6. ALGOL

  7. VBA

  8. HTML

  9. TCP/IP

Правильный ответ: 8, 9.

Критерии оценивания: если указан правильный ответ – 2 балла; если пропущен только один правильный вариант ответа – 1 балл; если указан любой другой ответ – 0 баллов.

13. Задание с кратким ответом.

Как называется информационный процесс представления табличных данных в виде диаграммы .

Правильный ответ: обработка.

Критерии оценивания: правильный ответ – 1 балл; нет правильного ответа – 0 баллов.

14. Задания с противоречивыми данными.

Ответьте на вопрос.

Задание. Сообщение на греческом языке, содержащее 160 символов, было записано в коде Unicode. Каков информационный объем сообщения в байтах, если в греческом алфавите 24 буквы?

Правильный ответ: 320 байтов, т. к. в Unicode информационный вес символа 16 бит. Ученик может неверно вычислить результат в100 байтов, если определит информационный вес символа как 5 бит через мощность греческого алфавита N=24.

Критерии оценивания: правильный ответ – 1 балл, неправильный – 0 баллов.

15. Задания с недостаточными данными (многовариантные тестовые задания).

Определите, по какому принципу записан ряд имен, допишите недостающее имя.

П. Пестель, П. Каховский, К. Рылеев, С. Муравьев-Апостол, …

Правильный ответ: казненные декабристы, М. Бестужев-Рюмин.

Критерии оценивания: определен принцип ряда и дописано недостающее имя – 2 балла, или определен принцип ряда, ИЛИ дописано недостающее имя – 1 балл, нет ответа ИЛИ
неправильный ответ – 0 баллов.

16. Расчетные задания закрытой формы с выбором ответа.

Выберите один наиболее правильный ответ.

Двухканальная (стерео) звукозапись с частотой дискретизации 16 кГц и 24-битным разрешением велась в течение 5 минут. Сжатие данных не производилось. Какая из приведённых ниже величин наиболее близка к размеру полученного файла?

Варианты ответов:

1) 10 Мбайт; 3) 50 Мбайт;

2) 30 Мбайт; 4) 70 Мбайт.

Правильный ответ: 2.

Критерии оценивания: за правильный ответ – 1 балл, неправильный – 0 баллов.

17. Расчетные задания на вычисление ответа.

Решите задачу и запишите ответ.

Не­ко­то­рый сег­мент сети Ин­тер­нет со­сто­ит из 1000 сай­тов. По­ис­ко­вый сер­вер в ав­то­ма­ти­че­ском ре­жи­ме со­ста­вил таб­ли­цу клю­че­вых слов для сай­тов этого сег­мен­та. Вот ее фраг­мент:

 

ска­нер

200

прин­тер

250

мо­ни­тор

450

 

Сколь­ко сай­тов будет най­де­но по за­про­су «(прин­тер | ска­нер) & мо­ни­тор», если по за­про­су «прин­тер | ска­нер» было най­де­но 450 сай­тов, по за­про­су «прин­тер & мо­ни­тор» — 40, а по за­про­су «ска­нер & мо­ни­тор» — 50.

Правильный ответ: 40 + 50 = 90

По­сколь­ку по­след­нее число равно сумме двух преды­ду­щих, можно сразу же при­дти к вы­во­ду, что в этом сег­мен­те сети нет сай­тов, для ко­то­рых клю­че­вы­ми сло­ва­ми яв­ля­ют­ся од­но­вре­мен­но прин­тер и ска­нер: прин­тер & ска­нер — 0

Сле­до­ва­тель­но, для того, чтобы опре­де­лить, сколь­ко сай­тов удо­вле­тво­ря­ют за­дан­но­му усло­вию до­ста­точ­но про­сто сло­жить числа, со­от­вет­ству­ю­щие за­про­сам "прин­тер & мо­ни­тор" и

"ска­нер & мо­ни­тор".

Критерии оценивания: если ответ правильный – 2 балла; за решение – 1 балл;
за правильный ответ без записи решения – 1 балл; за неверное решение – 0 баллов.

18. Комбинированные задания.

Решите задание и укажите правильный ответ.

Сообщение на греческом языке, содержащее 160 символов, было записано в коде Unicode. Каков информационный объем сообщения в байтах, если в греческом алфавите 24 буквы?

а) 320 байтов; б) 100 байтов; в) 800 бит; г) 800 байтов.

Правильный ответ: чтобы найти информационный объем сообщения записанного в коде Unicode, надо в формулу I=K*i вместо i подставить 2 байта=16 битам, т. к. информационный вес символа в данном случае записит не от мощности алфавита, а от выбранного кода.

Оценивание: приведено правильное решение и указан ответ – 2 балла; не решено задание –
0 баллов.

19. Мини-кейс с вариантами ответов.

«Родители» и их «детки»

Внимательно рассмотрите предложенные картинки. Узнайте, что на них изображено.

У всех объектов на картинках были свои «родители» – создатели, вдохновители и изобретатели, то есть люди, которые приложили немало сил, для того чтобы мы смогли пользоваться результатами их труда.

Напишите, какое изобретение имеется в виду. Установите соответствие между представленными картинками и перечисленными именами. Ответ представьте следующим образом: номер картинки – название изобретения – номер из списка «родителей». Запишите свой ответ в Бланк ответов.

Список «родителей»:
  1. Рей Томлинсон

  2. Стив Джобс

  3. Билл Гейтс

  4. Дуглас Энгельбарт

  5. Скотт Фалман

  6. Фудзи Масуока

Модельный ответ:

Номер из списка «родителей»

Операционная система Windows

3

Манипулятор мышь

4

Смайлик

5

Эмблема компании Apple

2

USB-флэшка, название придумал Сёдзи Ариизуми

6

Символ адреса электронной почты. Слева от @ – пишется имя, справа - адрес

1

Критерии оценивания: за каждый правильный ответ – 1 балл, неправильный – 0 баллов.

20. Мини-кейс без вариантов ответа.

Предложите решение данной ситуации.

Ситуация. Вы – специалист по защите особо важной компьютерной системы от сетевых атак. Только что вражеские хакеры положили ваш сервер, но вы мгновенно восстановили его работоспособность, и выяснили, что сервер был обрушен в результате одновременной атаки из четырех вражеских центров. Первый из них атакует ваш сервер с интервалом 1 час, второй – с интервалом в 2 часа, третий и четвертый – с интервалами 3 и 4 часа соответственно. Сколько часов в вашем распоряжении для того, чтобы кардинально решить проблему и не допустить очередного обрушения сайта?

Инструмент оценки: Для решения задачи достаточно найти наибольший общий делитель чисел 1, 2, 3, 4. Для того чтобы найти наибольший общий делитель необходимо разложить каждое из заданных чисел на простые множители. Потом выписать отдельно только те множители которые входят во все заданные числа. Потом перемножаем между собой выписанные числа и результат перемножения и есть наибольший общий делитель. НОД(1, 2, 3, 4)=12.

Оценивание: приведено решение задачи с пояснениями – 2 баллов, предложен более выгодный вариант без доказательств – 1 балл.

21. Задание со свободно конструируемым ответом.

Сформулировать задачу и решить ее.

Задание. Составьте задачу из предложенных данных значений и решите её.

30 Мбит/с, 365 Мб.

Модельный ответ:

Вариант 1. Сколько времени будет скачиваться архив емкостью 365 Мб при скорости 30 Мбит?

Вариант 2. Файловый архив емкостью 365 Мб скачивался 15 минут. Соответствует ли действительности заявленная скорость провайдера в 30 Мбит/с?

Могут быть свои варианты формулировки задачи.

Можно усложнить условие, если оставить только числа, а наименования убрать.

Критерии оценивания: аналитическая шкала.

22. Творческое задание.

Провести исследование.

Задание. По страницам учебника «Информатика 9» Л. Л. Босовой на основе материала, изложенного в главе 1 «Математические основы информатики», составьте кластер по теме «Системы счисления».

Время на выполнение работы 10–15 минут.

Критерии оценивания: аналитическая шкала.

Отсутствие трех составляющих в кластере

1–2

2

Отсутствие двух составляющих в кластере

3

3

Отсутствие одного данного в кластере

4

4

Указаны все данные про типы СС

5

1


infourok.ru

Примеры целей уроков информатики

Сформировать первоначальные представления:

  • о понятиях «информация», «носитель информации», «информатика»;

  • о целях и задачах школьного курса информатики.

  • об основных устройствах компьютера и их назначении, об аппаратном и программном обеспечении компьютера, операционной системе, прикладной программе;

  • начальные умения работы с манипулятором «мышь» и клавиатурой;

  • умение включать и выключать компьютер;

  • умение запускать и завершать работу с прикладной программой;

  • умение использовать меню при работе с программой;

  • первоначальные умения ввода информации с клавиатуры.

  • Рассказать:

  • о векторной графике и ее отличии от растровой графики;

  • о типовых задачах обработки графической информации;

  • о кодировании графической информации в компьютере;

  • о технологии создания, редактирования и использования векторных графических изображений;

  • о технологии конструирования моделей из графических объектов.

  • о применении компьютера в обществе;

  • о компьютере как универсальном средстве обработки информации.

  • умения анализировать, сравнивать, систематизировать и обобщать;

  • интерес к учению, стремление к расширению кругозора;

  • самостоятельность, самооценку.

  • внимание и память;

  • настойчивость;

  • умение работать с литературой и справочной информацией;

  • умение сравнивать и анализировать информацию;

  • технологическое мышление;

  • способность анализа сообщений ПО и умение принятия соответствующих решений;

  • навыки работы с графическими редакторами и графической информацией;

  • навыки работы с базами данных;

  • способность самостоятельно исследовать информацию баз данных;

  • интерес к исследовательским процессам;

  • сосредоточенность;

  • потребность в непрерывном самообразовании и самовоспитании, в социальном и творческом развитии себя как личности;

  • навыки работы с учебными пособиями и дополнительными источниками информации.

  • самоконтроль;

  • умение информационного моделирования и его применение в различных предметных областях;

  • умение исследования информационных моделей;

  • способность к логическому анализу разнообразного объема информации с предварительным ее системным отбором;

  • ассоциативность мышления;

  • пространственное образное мышление при моделировании;

  • понимание необходимости компьютерного построения графиков функций, которые являются универсальным средством исследования многих процессов и явлений в природе.

  • навыки социального взаимодействия, сотрудничества для достижения поставленных целей;

  • аналитическое мышление;

  • способности выявлять и объяснять основные понятия;

  • умение ставить и разрешать проблемы;

  • навыки работы с информацией в электронных таблицах;

  • зрительное восприятие, чувство цвета;

  • пространственное воображение, композиционную культуру;

  • творческие способности;

  • потребность в самоутверждении;

  • навыки работы с учебными пособиями и дополнительными источниками информации.

  • дисциплинированность;

  • любознательность;

  • аккуратность;

  • бережное отношение к имуществу, ВТ и учебным пособиям;

  • терпимость и уважительное отношение к мнению других;

  • внимательность;

  • сосредоточенность;

  • прилежание;

  • интерес к самостоятельной работе, творчеству;

  • ответственность за сохранность школьного имущества, в частности, компьютерного класса;

  • ответственность и требовательность к себе;

  • трудолюбие;

  • дисциплинированность;

  • чувство собственного достоинства;

  • взаимоуважение;

  • чувство сопереживания;

  • добросовестность;

  • ответственность за результаты своей работы;

  • культуру речевого общения;

  • озабоченность неудачами товарищей, радость сопереживания их успехам;

  • максимальную работоспособность на уроке;

  • собранность, ответственное выполнение домашнего задания;

  • желание достичь наилучших успехов в умственном развитии;

  • культуру общения в компьютерной сети.

  • multiurok.ru

    примеры. Информация и информационные процессы (информатика)

    Вся история развития человеческой деятельности неразрывно связана с развитием средств накопления, передачи и обработки информации. Очень важным для жизни каждого человека и общества в целом есть сохранение данных. Еще в глубокой древности люди столкнулись с необходимостью сохранения сведений.

    Термины и определения

    Информация - это сведения об объектах окружающего мира, которые воспринимаются человеком, животным, растительным миром или специальным устройством.

    Носитель - это физическая среда, на которой или внутри которой можно зафиксировать сведения.

    Хранилище данных - это записанная на внешних носителях информация, которая предназначена для длительного хранения и постоянного использования. Основные характеристики: объем, надежность, время доступа (время поиска необходимых сообщений), наличие защиты информации. В современных условиях для сохранения материалов используют различные технические средства.

    Информатика - это наука о данных и процессах в природе и обществе, методы и средства получения, хранения, обработки, передачи, использования и управления процессами.

    Информационные технологии - это совокупность средств и методов сбора, обработки, хранения, передачи и защиты сведений.

    Информационный процесс: примеры в системах

    Рассмотрим такую знакомую всем искусственную систему, как библиотека. В ней осуществляется по меньшей мере четыре основных информационных процесса:

    • хранение - книги и другие печатные материалы расположены в помещении библиотеки;
    • поиск - когда читатель заказывает книгу, библиотекарь должен отыскать ее;
    • передача - представленные в книге сведения, передаваемые читателю;
    • обработка - когда в библиотеку поступает новая литература, данные о которой заносят в каталог; читая, читатель обрабатывает данные, тем самым и происходит информационный процесс.

    Примеры таких же процессов мы можем наблюдать и в технической системе, скажем, в системе мобильной связи. Одним из важнейших является процесс использования данных, благодаря которому удовлетворяются информационные потребности систем и их элементов.

    Информационная система - это элементы (оборудование, программное обеспечение, данные) которые, взаимодействуя между собой, предоставляют пользователям нужную информацию как тот или иной информационный процесс. Примеры использования сегодняшних информационных систем можно встретить повсюду: на предприятиях, в банках и учреждениях. Они помогают осуществлять учет, предоставляют сведения работникам и обеспечивают работу промышленного оборудования (автоматических линий, станков и т. д.).

    Обучение основам информационных технологий

    Для примера будет рассмотрена учебная тема "Информация и информационные процессы" (последние формулируются в виде требований к знаниям и умениям учеников).

    Ученики должны знать понятие информационных технологий; названия и назначения основных систем программного обеспечения.

    Также учащиеся должны уметь зафиксировать предметную область и ее объекты, выбрать и подобрать (или разработать) методы для решения данной задачи в конкретной предметной области.

    На всех этапах развития общества подобные технологии использовались для обеспечения обмена данными между людьми, отражали соответствующий уровень и возможности использования систем регистрации, хранения, обработки и передачи данных, тем самым развивался информационный процесс.

    Примеры в информатике задач по освоению школьного курса:

    • ознакомить учащихся с понятием информационных технологий;
    • сформировать понятие о технологии как о совокупности методов, средств и приемов, что используются для решения задач в конкретной предметной области;
    • овладеть основными навыками работы с персональным компьютером;
    • показать роль и место информационных технологий в современном обществе.

    Методика обучения информационным технологиям

    Основные знания по изучению информационных технологий – это компьютерная информация, информационные процессы. 8 класс средней школы - это начальный уровень получения этих умений. Отметим основные пункты по методике получения таких знаний.

    1. Использовать классификацию информационных технологий с целью выбора для изучения программных средств и технологий решения задач по конкретным предметным областям.
    2. Разработать систему упражнений для решения задач из разных предметных областей.
    3. Необходимо выделить основные дидактические единицы для обучения новых технологий.
    4. Использовать информационные технологии и процессы для изучения программных средств единого интерфейса. Инструментальные средства, которые не основаны на графическом интерфейсе пользователя (GUI от английского Graphic User Interface), имеют командную структуру, в основе которой лежит иерархическое меню.
    5. Целесообразно сразу знакомить учащихся с терминами: что такое информация и информационные процессы, информатика, ознакомить их с профессиональными инструментальными средствами для того, чтобы обеспечить практическую значимость знаний.
    6. При обучении информационно-комуникационным технологиям желательно использовать информационные модели.
    7. Основным методом обучения должен быть метод целесообразно отобранных задач и метод демонстрации примеров на основе широкого использования интерактивных технологий.

    Информационная модель

    Информационная модель - это описание объекта или процесса, в котором указаны их некоторые типичные свойства и характеристики, важные для решения конкретной задачи. Математическое моделирование сегодня является существенным фактором в различных сферах человеческой деятельности: в планировании, прогнозировании, управлении, при проектировании механизмов и систем. Изучение реальных явлений с помощью таких моделей, как правило, требует применение вычислительных методов. При этом широко используются: теория вероятностей и математической статистики, информатика, вычислительный и математический информационный процесс. Примеры моделирования, целью которого является получение численных значений параметров процесса или явления, очень многочисленны: аналитические, вычислительные, имитационные.

    Методика ознакомления учащихся с понятием модели

    Содержательная линия моделирования рядом с линией информационных процессов относится к основам курса информатики. Вместе с тем не следует считать, что эта тема носит лишь теоретический характер и отделена от всех других тем. Программирование информационных технологий - СУБД, табличные редакторы и другие - следует рассматривать как методы для обработки информационных моделей. Целесообразно отметить, что формирование у учащихся правильного понимания содержания решения задач - одна из важных целей изучения курса информатики, которая достигается постепенно. Понятие модели непосредственно связано с понятием объекта. Но в реальности не существует точного определения. Вводя это понятие, можно просто отметить, что в жизни человека окружают различные проявления живой и неживой природы, которые можно называть объектами человеческого внимания.

    Идеи и методы структурного программирования

    Использование методов структурного программирования формирует навыки четкого соблюдения дисциплины труда при конструировании алгоритмов, что в значительной степени способствует развитию логического мышления учащихся уже на ранних этапах изучения основ алгоритмизации. Важно показать ученикам, что указание о выполнении и получении решения некоторой задачи можно рассматривать как отдельное поручение, которое представляет искомые результаты и будет предоставлено как определенное значение, которое зависит от входных данных. Поскольку не каждое упражнение учащимся может быть выполнено, то возникает необходимость подать его в виде некоторого конечного упорядоченного набора указаний о выполнении простых действий, что также приведет к искомым результатам. Важно, чтобы ученики, анализируя специально подобранные примеры, пришли к выводу, что степень детализации поставленных задач зависит от набора операций, которые может выполнить исполнитель алгоритма.

    Учебный алгоритмический язык

    К важным вопросам методики обучения основам алгоритмизации относится выбор метода программирования для изучения в средних учебных заведениях. Обучение в школе должно вестись на основе специально созданного языка. При этом не только усваивается словарь и набор грамматических правил, но также открываются пути к новому стилю мышления. Вопрос подбора языка программирования, рассматривался в работах многих ученых, где предлагались различные пути того, каким методом осуществлять учебный информационный процесс. Примеры в информатике методов по изучению этого предмета следующие:

    1. При решении научных и производственных задач.
    2. На машиноориентированных языках.
    3. Освоение конкретных языков программирования и схем.
    4. Обучение на основе специально разработанного учебного алгоритма.

    Практика показала, что ни один из первых 3 путей не оправдывает себя в условиях изучения общеобразовательного предмета информатики, так как они не решают задачи формирования основ информационной культуры учащихся. Поэтому для решения познавательных задач учебного курса необходимо совместить основные идеи каждого из предложенных путей.

    Средства для обработки информации

    Процесс информационного обеспечения средствами для анализа информационных объектов есть использование прикладных программ, которые созданы специально для такой обработки. Можно предложить ученикам следующую ​​схему обучения:

    1. Демонстрация с помощью конкретных примеров характеристик возможностей использования среды.
    2. Анализ объектов, типов сообщений, способы их представления, способы получения результатов обработки сообщений.
    3. Ознакомление с основными составляющими интерфейса среды.
    4. Правила работы со встроенной справочной системой.
    5. Знакомство с основными функциями и режимами работы среды.
    6. Изучение конкретной программы (по отдельной схеме).
    7. Теоретическое обобщение основных режимов работы и функций среды.
    8. Теоретическое обобщение на уровне основных указаний.
    9. Выполнение аналогичных задач в другой среде подобного назначения.

    Система визуального программирования

    При каждом событии формы и элементы управления могут некоторым образом "реагировать" в соответствии с написанным кодом, который создается пользователем для каждого объекта отдельно. В таком процессе необходимо детально описывать каждый шаг. Одним из недостатков этого стиля является то, что тот, кто составляет проект, должен все записать сам. В программировании, ориентированном на реакцию на события, вместо детального описания каждого шага автор должен указать, как следует реагировать на различные события (или действия пользователя), к которым, например, можно отнести выбор указания, щелчок кнопкой мышки, перемещение мышки и др. На одно событие можно предусмотреть некоторую реакцию, другое - просто проигнорировать. При этом создается не одна большая программа, а несколько, которые состоят из набора взаимосвязанных процедур, управляемых пользователем.

    Методика изучения среды визуального программирования

    Одной из причин низкой успеваемости большинства учащихся есть медленная адаптация к информационной нагрузке. Большой объем материала по различным учебным предметам приводит к тому, что значительное количество учеников не может его усвоить. Улучшение ситуации возможно в частности за счет выбора подходов к обучению. Один из таких подходов основывается на построении в мышлении детей "модели" предмета каждой науки. Это предусматривает выполнение таких умственных действий, как поиск закономерностей, нахождения аналогий, поиск иерархической зависимости между объектами, сравнение и т. д. Одним из средств формирования интеллектуальных умений и различных типов мышления учеников можно считать изучение объектно-ориентированного программирования. Такой подход предполагает новое понимание процессов вычислений, а также структурирования данных в памяти компьютера. В ориентированном подходе введено понятие объекта, содержащего в себе "знание" о сущности реального мира. Предмет или совокупность предметов имеет важное функциональное значение в данной области. Создавая такой объект в системе, ученик должен выделить в нем существенные для использования проблемы, знать и уметь использовать любые информационные процессы. Тест или экзамен при этом должен проводиться на способность формирования или применения на практике умения сравнивать, выделять главное, обобщать.

    fb.ru

    Информатика - это... Что такое Информатика?

    Информа́тика (ср. нем. Informatik, англ. Information technology, фр. Informatique, англ. computer science — компьютерная наука — в США, англ. computing science — вычислительная наука — в Великобритании) — наука о способах получения, накопления, хранения, преобразования, передачи, защиты и использования информации. Она включает дисциплины, относящиеся к обработке информации в вычислительных машинах и вычислительных сетях: как абстрактные, вроде анализа алгоритмов, так и довольно конкретные, например, разработка языков программирования.

    Термин информатика возник в 1960-х годах во Франции для названия области, занимающейся автоматизированной переработкой информации, как слияние французских слов information и automatique (F. Dreyfus, 1962)[1].

    Темами исследований в информатике являются вопросы: что можно, а что нельзя реализовать в программах и базах данных (теория вычислимости и искусственный интеллект), каким образом можно решать специфические вычислительные и информационные задачи с максимальной эффективностью (теория сложности вычислений), в каком виде следует хранить и восстанавливать информацию специфического вида (структуры и базы данных), как программы и люди должны взаимодействовать друг с другом (пользовательский интерфейс и языки программирования и представление знаний) и т. п.

    Введение

    Информатика — молодая научная дисциплина, изучающая вопросы, связанные с поиском, сбором, хранением, преобразованием и использованием информации в самых различных сферах человеческой деятельности. Генетически информатика связана с вычислительной техникой, компьютерными системами и сетями, так как именно компьютеры позволяют порождать, хранить и автоматически перерабатывать информацию в таких количествах, что научный подход к информационным процессам становится одновременно необходимым и возможным.

    До настоящего времени толкование термина «информатика» (в том смысле как он используется в современной научной и методической литературе) ещё не является установившимся и общепринятым. Обратимся к истории вопроса, восходящей ко времени появления электронных вычислительных машин.

    Понятие информатики является таким же трудным для какого-либо общего определения, как, например, понятие математики. Это и наука, и область прикладных исследований, и область междисциплинарных исследований, и учебная дисциплина (в школе и в вузе).

    Несмотря на то, что информатика как наука появилась относительно недавно (см. ниже), её происхождение следует связывать с работами Лейбница по построению первой вычислительной машины и разработке универсального (философского) исчисления.

    История информатики

    Термин «информатика» был впервые введён в Германии Карлом Штейнбухом в 1957 году[2]. В 1962 году этот термин был введён во французский язык Ф. Дрейфусом, который также предложил переводы на ряд других европейских языков. В советской научно-технической литературе термин «информатика» был введён А. И. Михайловым, А. И. Чёрным и Р. С. Гиляревским в 1968 году[3].

    Отдельной наукой информатика была признана лишь в 1970-х; до этого она развивалась в составе математики, электроники и других технических наук. Некоторые начала информатики можно обнаружить даже в лингвистике. С момента своего признания отдельной наукой информатика разработала собственные методы и терминологию.

    Первый факультет информатики был основан в 1962 году в университете Пёрдью (Purdue University). Сегодня факультеты и кафедры информатики имеются в большинстве университетов мира.

    В школах СССР учебная дисциплина «Информатика» появилась в 1985 году одновременно с первым учебником А. П. Ершова «Основы информатики и вычислительной техники».

    Высшей наградой за заслуги в области информатики является премия Тьюринга.

    4 декабря отмечается День российской информатики, так как в этот день в 1948 году Государственный комитет Совета министров СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство зарегистрировал за номером 10 475 изобретение И. С. Брука и Б. И. Рамеева — цифровую электронную вычислительную машину[4].

    Структура информатики

    Информатика делится на ряд разделов.

    Теоретическая информатика

    Теоретическая информатика занимается теорией формальных языков и автоматов, теориями вычислимости и сложности, теорией графов, криптологией, логикой (включая логику высказываний и логику предикатов), формальной семантикой и предлагает основы для разработки Компиляторов языков программирования.

    Практическая информатика

    Практическая информатика обеспечивает фундаментальные понятия для решения стандартных задач, таких, как хранение и управление информацией с помощью структур данных, построения алгоритмов, модели решения общих или сложных задач. Примеры включают в себя алгоритмы сортировки и быстрого преобразования Фурье.

    Одной из центральных тем практической информатики является инженерия программного обеспечения (англ. Software Engineering). Речь идет о систематическом процессе разработок от идеи до готового программного обеспечения.

    Практическая информатика предоставляет также необходимые инструменты для разработки программного обеспечения, например - компиляторы.

    Техническая информатика

    Техническая информатика занимается аппаратной частью вычислительной техники, например основами микропроцессорной техники, компьютерных архитектур и распределенных систем. Таким образом, она обеспечивает связь с электротехникой. Компьютерная архитектура - это наука, исследующая концепции построения компьютеров. Здесь определяется и оптимизируется взаимодействие микропроцессора, памяти и периферийных контроллеров.

    Еще одним важным направлением является связь между машинами. Она обеспечивает электронный обмен данными между компьютерами и, следовательно, представляет собой техническую базу для Интернета. Помимо разработки маршрутизаторов, коммутаторов, или межсетевых экранов, к этой дисциплине относится разработка и стандартизации сетевых протоколов, таких как TCP, HTTP или SOAP для обмена данными между машинами.

    Прикладная информатика

    Прикладная информатика объединяет конкретные применения информатики в тех или иных областях жизни, науки или производства, например, бизнес-информатика, геоинформатика, компьютерная лингвистика, биоинформатика, хемоинформатика и т.д.

    Естественная информатика

    Естественная информатика - это естественнонаучное направление, изучающее процессы обработки информации в природе, мозге и человеческом обществе. Она опирается на такие классические научные направления, как теории эволюции, морфогенеза и биологии развития, системные исследования, исследования мозга, ДНК, иммунной системы и клеточных мембран, теория менеджмента и группового поведения, история и другие[5][6]. Кибернетика, определяемая, как "наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в различных системах, будь то машины, живые организмы или общество"[7] представляет собой близкое, но несколько иное научное направление. Так же, как математика и основная часть современной информатики, оно вряд ли может быть отнесено к области естественных наук, так как резко отличается от них своей методологией. (Несмотря на широчайшее применение в современных естественных науках математического и компьютерного моделирования.)

    Основные термины

    • Информационные ресурсы — Различные формализованные знания (теории, идеи, изобретения), данные (в том числе документы), технологии и средства их сбора, обработки, анализа, интерпретации и применения, а также обмена между источниками и потребителями информации.
    • Информационная технология -
      1. Совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением, созданием и применением методов, способов, действий, процессов, средств, правил, навыков, используемых для получения новой информации (сведений, знаний), сбора, обработки, анализа, интерпретации, выделения и применения данных, контента и информации с целью удовлетворения информационных потребностей народного хозяйства и общества в требуемом объёме и заданного качества.
      2. Совокупность самих этих методов, способов, действий и т. д.
    • Информационный процесс — Последовательность действий (операций) по сбору, передаче, обработке, анализу, выделению и использованию с различной целью информации (и/или её носителей) в ходе функционирования и взаимодействия материальных объектов.
    • Информационный технологический процесс — Компонент информационной технологии как практического инструмента рецептурной деятельности, часть производственного процесса, состоящая из последовательности согласованных технологических операций, связанных со сбором и обработкой <данных> как носителей информации, выделением из них необходимых сведений, новостей, знаний, их накоплением, анализом, интерпретацией и применением.

    См. также

    Примечания

    1. Google Переводчик
    2. Steinbuch, K. (1957). «Informatik: Automatische Informationsverarbeitung». SEG-Nachrichten (Technische Mitteilungen der Standard Elektrik Gruppe) – Firmenzeitschrift.
    3. Михайлов А. И., Черный А. И., Гиляревский Р. С. Основы информатики. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Наука, 1968.
    4. День информатики в России. Calend.Ru: календарь событий. Архивировано из первоисточника 21 августа 2011. Проверено 13 декабря 2009.
    5. Wolfgang Hofkirchner. "Information Science": An Idea Whose Time Has Come.- Informatik Forum 3/1995, 99-106
    6. Игорь Вайсбанд. 5000 лет информатики. М.- «Черная белка», 2010
    7. Norbert Wiener (1948), Cybernetics or Control and Communication in the Animal and the Machine, (Hermann & Cie Editeurs, Paris, The Technology Press, Cambridge, Mass., John Wiley & Sons Inc., New York, 1948)

    Литература

    • А. С. Грошев. Информатика. Учебник для вузов. — Архангельск: Арханг. гос. техн. ун-т, 2010. — 470 с. — ISBN 978-5-261-00480-6
    • Дж. Гленн Брукшир. Введение в компьютерные науки = Computer Science: An Overview. — 6-е изд. — М.: Вильямс, 2001. — 688 с. — ISBN 5-8459-0179-0
    • Глушков В. М. Безбумажная информатика. — М.: Наука, 1978.

    Ссылки

    dic.academic.ru

    Author: alexxlab

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *