Презентация — Социальная сфера
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
Взаимодействие людей в различных группах и общностях
Слайд 2
Социальная структура общества
Целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой социальных групп, слоев и общностей
Микрогруппы
Макрогруппы
семья, трудовой коллектив, неформальное объединение
нации,
классы
небольшое число участников, которые знают друг друга, имеют общую цель
большое количество людей, не знающих друг друга, оказывают определяющее влияние на социальный процесс
Слайд 3
Усложнение социальной структуры – главная тенденция изменений
Дифференциация по социальным причинам Дифференциация по биологическим причинам
Экономическая дифференциация (богатые, средний слой, бедные) Этническая дифференциация (народы, племена)
Политическая дифференциация (управляющие и управляемые, лидеры и масса) Этническая дифференциация (народы, племена)
Политическая дифференциация (управляющие и управляемые, лидеры и масса) Демографическая дифференциация (пол, возраст, место проживания)
Профессиональная дифференциация Демографическая дифференциация (пол, возраст, место проживания)
Слайд 4
?
Трудовой коллектив – это:
макрогруппа
микрогруппа
социальная общность
страта
Слайд 5
?
К биосоциальной дифференциации относится:
политическая
экономическая
демографическая
профессиональная
Слайд 6
Этнос
Совокупность людей, обладающих общностью культуры и осознающих эту общность
общность территории
общность языка
Род и племя
Народность
Нация
Слайд 7
Род и племя
Род – группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской) и осознающие себя потомками общего предка (реального или мифического).
Племя – объединение нескольких родов на основе кровнородственных связей.
есть:
общинная собственность,
первобытный коллективизм
нет:
частной собственности,
классов, моногамной семьи
Слайд 8
Народность
возникла на основе территориальных, соседских связей
исторически сложившаяся общность людей, имеющая свой язык, территорию, культуру, зарождающиеся экономические связи
Народности формировались на протяжении рабовладельческого и феодального обществ
Слайд 9
Нации
возникли на базе становления общности экономической жизни людей
высшая форма этнической общности людей, характеризующаяся единством территории, экономической жизни, исторического пути, языка, культуры, этнического самосознания
Национальное самосознание – сознательное отнесение себя к той или иной нации
историческая
память
родной
язык
традиции и
обычаи
национальное
достоинство
патриотизм
Слайд 10
Национальные отношения в современном мире
В России более 100 этносов, в том числе около 30 наций
Интеграция
Дифференциация
Космполитизм
Национализм
Национальный вопрос – вопрос об освобождении угнетенных
народов, их самоопределения и преодоления этнического неравенства
Слайд 11
Пути решения национального вопроса
демократизация всех сторон общественной жизни
соблюдение принципов гуманизма в решении этнических проблем
предоставление всем народам максимально широкого самоуправления
отказ национальных меньшинств от сепаратизма
постоянный поиск консенсуса, борьба с национализмом и шовинизмом
Слайд 12
?
Определяющим условием формирования нации является:
общий язык
общая территория
общность экономической жизни
общность культуры
Слайд 13
?
Нации возникли:
в первобытном обществе
в рабовладельческом обществе
в феодальном обществе
в буржуазном обществе
Слайд 14
?
Космополитизм – это:
А. Отказ от локальной ограниченности.
Б. Отказ от узости национальных перспектив.
верно только А
верно только Б
верно и А, и Б
оба утверждения неверны
Слайд 15
Семья
Функции семьи:
репродуктивная
воспитательная
воспроизводства рабочей силы
хозяйственно-бытовая
досуговая
эмоционально-психологической защиты
малая группа, основанная на браке и кровном родстве
Слайд 16
Этапы развития семейно-брачных отношений
Неупорядоченные половые связи
Кровнородственная семья (запрет супружеских отношений между родителями и детьми, братьями и сестрами)
Групповая семья
Парная семья
Моногамная семья (более прочные брачные узы)
Партнерская (нуклеарная) семья
Л. Морган
(1818-1881)
Слайд 17
Тенденции в развитии современной семьи
Женщины приобрели большую экономическую самостоятельность, но им стало труднее выполнять семейные обязанности
Увеличивается число разводов
Сокращается рождаемость
Растет число гражданских браков
Слайд 18
?
Главная функция семьи:
воспитательная
репродуктивная
досуговая
воспроизводство рабочей силы
Слайд 19
Социальная структура традиционного общества
Сословия – социальные группы, положение которых закреплялось законом и передавалось по наследству
Касты – замкнутые группы людей, занимающиеся традиционным видом деятельности, связанные происхождением и правовым статусом
Россия: дворяне, духовенство, купцы, мещане, крестьяне
Индия: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры
типы социальной стратификации
Слайд 20
Класс
К.Маркс и В.Ленин
место класса в исторически определенной системе общественного производства
роль класса в общественной организации труда
отношение класса к собственности на средства производства
размер и доля общественного богатства, которой располагает класс
Классовая теория
Признаки
классов
рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы,
рабочие и капиталисты
М. Вебер (1864-1920): между классами рабочих и капиталистов
существует многочисленный средний класс
типы социальной стратификации
Слайд 21
Средний класс
Граждане, обладающие
экономической
независимостью
Собственники предприятий,
представители высокооплачиваемых
профессий
Делают общество
стабильным
Возникающие проблемы решают
через институты гражданского общества
Составляют 60-80%
населения
В России 12-15%
типы социальной стратификации
Слайд 22
Страты
Стратификация – процесс, в результате которого группы людей оказываются неравными друг другу и объединяются в иерархически расположенные слои
лат. «слои»
П. Сорокин
объединение по статусным признакам: имущество, власть, образование, профессия…
М. Вебер: три компонента неравенства –
имущественное неравенство,
неодинаковый престиж,
различный объем власти
типы социальной стратификации
Слайд 23
Слои в современном российском обществе
Элита (олигархи, высшая бюрократия, генералитет) – 3-5%
Средний слой (мелкие и средние бизнесмены, работники торговли, сервиса) – 12-15%
Базовый слой (интеллигенция, технический персонал, крестьяне, рабочие) – 60-70%
Нижний слой (пожилые, инвалиды, иждивенцы, безработные, беженцы) – 10-15%
Десоциализированное дно или андеркласс (воры, бандиты, киллеры, бомжи, наркоманы, алкоголики, проститутки) – 3-5%
Слайд 24
Тенденции в развитии социальной структуры российского общества
дифференциация (появление новых слоев и групп)
интеграция (сближение условий труда)
маргинализация (увеличение числа людей, занимающих промежуточное положение между основными социальными слоями)
люмпенизация (увеличение количества людей, опустившихся на дно общественной жизни)
поляризация (увеличение числа людей, живущих за чертой бедности)
Слайд 25
Молодежь как социальная группа
потенциальная сила (способность совершенствовать социальную структуру)
специфика сознания (преобладание побудительно-мотивационной направленности)
формирование внутреннего мира личности
главные приоритеты – образование и получение профессии
включенность в различные объединения по интересам
наличие собственной субкультуры
от 16 до 25 лет
Слайд 26
?
Главным признаком классов является:
место в исторически определенной системе общественного производства
роль в общественной организации труда
отношение к собственности на средства производства
размер и доля общественного богатства, которой располагает класс
Слайд 27
Социальная мобильность
Виды мобильности:
Добровольная (в связи с изменением места работы, должности, места жительства…)
Вынужденная (под влиянием структурных изменений в обществе – индустриализация, компьютеризация…)
Индивидуальная
Групповая
Вертикальная (повышение или понижение статуса)
Восходящая (переход в более высокий социальный слой)
Нисходящая (переход в более низкий социальный слой)
Горизонтальная (не ведет к изменению социального статуса)
перемещение отдельных людей и групп из одного слоя в другой
место человека в системе общественных отношений
Слайд 28
Факторы социальной мобильности
система общественного устройства (традиционное / индустриальное общество)
изменения технологии общественного производства (появление новых профессий)
социальные потрясения (войны, революции)
образование
социальный статус семьи
семья
школа
армия
церковь
Лифты
(каналы)
П. Сорокин
Слайд 29
Виды статусов
место человека в системе общественных отношений
Предписанные
(от рождения):
пол, национальность,
возраст, социальное
происхождение
Непредписанные
(приобретенные):
профессия,
образование,
должность
Престижные
Непрестижные
Слайд 30
?
Проявлением вертикальной социальной мобильности выступает:
переезд из одного района в другой
выход на пенсию
повышение в должности
рождение ребенка
Слайд 31
Социальная роль
ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с его статусом
Профессор
ученый
преподаватель
администратор
воспитатель
Обязанности предписывают то,
что исполнитель должен делать
Права говорят о том, что человек может
свободно позволять себе или допускать
в отношении других людей
одно предполагает другое
Слайд 32
Социальный контроль
Система средств и приемов, регулирующих поведение людей в обществе и препятствующих его отклонению
Самоконтроль – внутреннее соотнесение своих действий
и поступков с принятыми обществе правилами
Социальная саморегуляция – механизм
поддержания общественного порядка
Нормы
Санкции
Слайд 33
Нормы
Обычаи и традиции
Правовые нормы
Политические нормы
Моральные нормы
Религиозные нормы
предписания того, как надо вести себя в обществе
установившийся порядок поведения
то, что унаследовано от
предшественников
закрепляются в законах, соблюдение обеспечивается силой государства
находят свое отражение в законах, международных договорах, политических принципах, моральных нормах
носят оценочный характер, соблюдение обеспечивается силой общественного мнения
соблюдение поддерживается моральным сознанием верующих, верой в наказание за грехи
Слайд 34
Санкции
формальные позитивные
неформальные позитивные
формальные негативные
неформальные негативные
средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы
публичное одобрение со стороны официальных организаций: награды, звания, титулы…
публичное одобрение со стороны общественности: дружеская похвала, комплимент, аплодисменты…
наказания, предусмотренные официальными инстанциями: тюремное заключение, лишение гражданских прав, отлучение от церкви…
наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: замечание, упрек, насмешка, прозвище…
Если у нормы нет санкции, то она
перестает регулировать поведение людей
Слайд 35
?
Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А. К социальным нормам относятся лишь те предписания, которые закреплены в законах.
Б. Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конформизмом.
верно только А
верно только Б
верно и А, и Б
оба утверждения неверны
Слайд 36
Конфликт
Г. Спенсер (1820-1903): конфликт – проявление процесса естественного отбора и борьбы за выживание; общество должно развиваться эволюционно.
К. Маркс (1818-1883): конфликт носит временный характер, его может разрешить социальная революция
Г. Зиммель (1858-1918): конфликты неизбежны и даже полезны (помогают людям четче осознавать свои интересы, способствуют внутригрупповому сплочению и т.д.)
форма взаимодействия, в основе которой лежит столкновение интересов и потребностей отдельных людей и социальных групп
Конфликтология:
конфликт – не аномалия, а норма отношения
между людьми, один из способов их взаимодействия
(наряду с соревнованием, кооперацией, приспособлением и т.д.)
Слайд 37
Субъекты конфликта
Свидетели – те, кто наблюдает за конфликтом со стороны.
Подстрекатели – те, кто подталкивает других участников к конфликту.
Пособники – люди, содействующие развитию конфликта, оказывающие конфликтующим сторонам помощь.
Посредники – те, кто своими действиями пытается предотвратить, остановить или разрешить конфликт.
УЧАСТНИКИ
Слайд 38
инцидент (повод) эскалация конфликта консенсус
событие или обстоятельство, в результате которого противоречия переходят в стадию открытого противостояния
разрастание конфликта, увеличение количества участвующих в конфликте
соглашение большинства
Слайд 39
Виды конфликтов
в зависимости от конфликтующих сторон (внутриличностные, межличностные, межгрупповые…)
по длительности и характеру протекания (долговременные, кратковременные, разовые, затяжные…)
по форме (внутренние, внешние)
по масштабу распространения (локальные, региональные, глобальные)
по используемым средствам (ненасильственные, насильственные)
по сферам, в которых они происходят ↓
Слайд 40
Политический конфликт
Национально-этнический конфликт
Социально-экономический конфликт
Культурный конфликт
по поводу распределения власти, доминирования, влияния, авторитета
на основе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп
по поводу средств жизнеобеспечения, уровня зарплаты, уровня цен на различные блага, доступа к этим благам
связаны с религиозными, языковыми и другими противоречиями в духовной сфере
Формы социальных конфликтов:
дискуссии, запросы, принятие деклараций…
митинги, демонстрации, пикеты, забастовки…
война – крайняя форма
Слайд 41
Условия и способы разрешения конфликта
Условия:
выявление существующих противоречий, интересов, целей
обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий
совместный поиск путей преодоления конфликта
Способы:
прямой диалог сторон, переговоры
развитие и совершенствование социальной сферы жизни общества (расширение системы образования, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного строительства, т.е. создание развитой социальной инфраструктуры)
Слайд 42
Социальное государство
Основные черты социального государства:
развитые рыночные отношения, многообразие форм собственности, свобода предпринимательства
механизм цен и конкуренция без вмешательства государства
свобода выбора для наемных работников
разумное соотношение между рыночными принципами и перераспределением благ через государственную систему социальной помощи
высокий жизненный уровень населения
развитое социальное законодательство
эффективная политика по обеспечению социальных, экономических, культурных прав человека
государство, которое главной целью свой деятельности провозглашает человека, его достойное существование
Главная задача – совершенствовать отношения между
предпринимателями и потребителями в целых эффективного
функционирования экономики без нарушения равновесия между
частным сектором и государством
Слайд 43
?
Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?
А. Конфликтное взаимодействие существует в любом типе общества.
Б. Социальные конфликты всегда ведут к негативным последствиям.
верно только А
верно только Б
верно и А, и Б
оба утверждения неверны
lusana.ru
Презентация на тему «СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА»
Презентация на тему: СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРАСкачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1 Описание слайда: № слайда 2Целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой социальных групп, слоев и общностей Целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой социальных групп, слоев и общностей
№ слайда 3 Описание слайда: № слайда 4 Описание слайда:макрогруппа макрогруппа микрогруппа социальная общность страта
№ слайда 5 Описание слайда:политическая политическая экономическая демографическая профессиональная
№ слайда 6 Описание слайда:Совокупность людей, обладающих общностью культуры и осознающих эту общность Совокупность людей, обладающих общностью культуры и осознающих эту общность
№ слайда 7 Описание слайда:Род – группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской) и осознающие себя потомками общего предка (реального или мифического). Род – группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской) и осознающие себя потомками общего предка (реального или мифического). Племя – объединение нескольких родов на основе кровнородственных связей.
№ слайда 8 Описание слайда:исторически сложившаяся общность людей, имеющая свой язык, территорию, культуру, зарождающиеся экономические связи исторически сложившаяся общность людей, имеющая свой язык, территорию, культуру, зарождающиеся экономические связи
№ слайда 9 Описание слайда:высшая форма этнической общности людей, характеризующаяся единством территории, экономической жизни, исторического пути, языка, культуры, этнического самосознания высшая форма этнической общности людей, характеризующаяся единством территории, экономической жизни, исторического пути, языка, культуры, этнического самосознания
№ слайда 10 Описание слайда: № слайда 11 Описание слайда:демократизация всех сторон общественной жизни демократизация всех сторон общественной жизни соблюдение принципов гуманизма в решении этнических проблем предоставление всем народам максимально широкого самоуправления отказ национальных меньшинств от сепаратизма постоянный поиск консенсуса, борьба с национализмом и шовинизмом
№ слайда 12 Описание слайда:общий язык общий язык общая территория общность экономической жизни общность культуры
№ слайда 13 Описание слайда:в первобытном обществе в первобытном обществе в рабовладельческом обществе в феодальном обществе в буржуазном обществе
№ слайда 14А. Отказ от локальной ограниченности. А. Отказ от локальной ограниченности. Б. Отказ от узости национальных перспектив. верно только А верно только Б верно и А, и Б оба утверждения неверны
№ слайда 15 Описание слайда:Функции семьи: Функции семьи: репродуктивная воспитательная воспроизводства рабочей силы хозяйственно-бытовая досуговая эмоционально-психологической защиты
№ слайда 16 Описание слайда:Неупорядоченные половые связи Неупорядоченные половые связи Кровнородственная семья (запрет супружеских отношений между родителями и детьми, братьями и сестрами) Групповая семья Парная семья Моногамная семья (более прочные брачные узы) Партнерская (нуклеарная) семья
№ слайда 17 Описание слайда:Женщины приобрели большую экономическую самостоятельность, но им стало труднее выполнять семейные обязанности Женщины приобрели большую экономическую самостоятельность, но им стало труднее выполнять семейные обязанности Увеличивается число разводов Сокращается рождаемость Растет число гражданских браков
№ слайда 18 Описание слайда:воспитательная воспитательная репродуктивная досуговая воспроизводство рабочей силы
№ слайда 19 Описание слайда:Сословия – социальные группы, положение которых закреплялось законом и передавалось по наследству Сословия – социальные группы, положение которых закреплялось законом и передавалось по наследству Касты – замкнутые группы людей, занимающиеся традиционным видом деятельности, связанные происхождением и правовым статусом
К.Маркс и В.Ленин К.Маркс и В.Ленин место класса в исторически определенной системе общественного производства роль класса в общественной организации труда отношение класса к собственности на средства производства размер и доля общественного богатства, которой располагает класс
№ слайда 21 Описание слайда: № слайда 22 Описание слайда:Стратификация – процесс, в результате которого группы людей оказываются неравными друг другу и объединяются в иерархически расположенные слои Стратификация – процесс, в результате которого группы людей оказываются неравными друг другу и объединяются в иерархически расположенные слои
№ слайда 23 Описание слайда:Элита (олигархи, высшая бюрократия, генералитет) – 3-5% Элита (олигархи, высшая бюрократия, генералитет) – 3-5% Средний слой (мелкие и средние бизнесмены, работники торговли, сервиса) – 12-15% Базовый слой (интеллигенция, технический персонал, крестьяне, рабочие) – 60-70% Нижний слой (пожилые, инвалиды, иждивенцы, безработные, беженцы) – 10-15% Десоциализированное дно или андеркласс (воры, бандиты, киллеры, бомжи, наркоманы, алкоголики, проститутки) – 3-5%
№ слайда 24 Описание слайда:дифференциация (появление новых слоев и групп) дифференциация (появление новых слоев и групп) интеграция (сближение условий труда) маргинализация (увеличение числа людей, занимающих промежуточное положение между основными социальными слоями) люмпенизация (увеличение количества людей, опустившихся на дно общественной жизни) поляризация (увеличение числа людей, живущих за чертой бедности)
№ слайда 25 Описание слайда:потенциальная сила (способность совершенствовать социальную структуру) потенциальная сила (способность совершенствовать социальную структуру) специфика сознания (преобладание побудительно-мотивационной направленности) формирование внутреннего мира личности главные приоритеты – образование и получение профессии включенность в различные объединения по интересам наличие собственной субкультуры
№ слайда 26 Описание слайда:место в исторически определенной системе общественного производства место в исторически определенной системе общественного производства роль в общественной организации труда отношение к собственности на средства производства размер и доля общественного богатства, которой располагает класс
№ слайда 27 Описание слайда:Виды мобильности: Виды мобильности: Добровольная (в связи с изменением места работы, должности, места жительства…) Вынужденная (под влиянием структурных изменений в обществе – индустриализация, компьютеризация…) Индивидуальная Групповая Вертикальная (повышение или понижение статуса) Восходящая (переход в более высокий социальный слой) Нисходящая (переход в более низкий социальный слой) Горизонтальная (не ведет к изменению социального статуса)
система общественного устройства (традиционное / индустриальное общество) система общественного устройства (традиционное / индустриальное общество) изменения технологии общественного производства (появление новых профессий) социальные потрясения (войны, революции) образование социальный статус семьи
№ слайда 29 Описание слайда: № слайда 30 Описание слайда:переезд из одного района в другой переезд из одного района в другой выход на пенсию повышение в должности рождение ребенка
№ слайда 31 Описание слайда: № слайда 32 Описание слайда: № слайда 33 Описание слайда:Обычаи и традиции Обычаи и традиции Правовые нормы Политические нормы Моральные нормы Религиозные нормы
№ слайда 34 Описание слайда:формальные позитивные формальные позитивные неформальные позитивные формальные негативные неформальные негативные
№ слайда 35 Описание слайда:А. К социальным нормам относятся лишь те предписания, которые закреплены в законах. А. К социальным нормам относятся лишь те предписания, которые закреплены в законах. Б. Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конформизмом. верно только А верно только Б верно и А, и Б оба утверждения неверны
№ слайда 36 Описание слайда:Г. Спенсер (1820-1903): конфликт – проявление процесса естественного отбора и борьбы за выживание; общество должно развиваться эволюционно. Г. Спенсер (1820-1903): конфликт – проявление процесса естественного отбора и борьбы за выживание; общество должно развиваться эволюционно. К. Маркс (1818-1883): конфликт носит временный характер, его может разрешить социальная революция Г. Зиммель (1858-1918): конфликты неизбежны и даже полезны (помогают людям четче осознавать свои интересы, способствуют внутригрупповому сплочению и т.д.)
№ слайда 37 Описание слайда:Свидетели – те, кто наблюдает за конфликтом со стороны. Свидетели – те, кто наблюдает за конфликтом со стороны. Подстрекатели – те, кто подталкивает других участников к конфликту. Пособники – люди, содействующие развитию конфликта, оказывающие конфликтующим сторонам помощь. Посредники – те, кто своими действиями пытается предотвратить, остановить или разрешить конфликт.
№ слайда 38 Описание слайда: № слайда 39 Описание слайда:в зависимости от конфликтующих сторон (внутриличностные, межличностные, межгрупповые…) в зависимости от конфликтующих сторон (внутриличностные, межличностные, межгрупповые…) по длительности и характеру протекания (долговременные, кратковременные, разовые, затяжные…) по форме (внутренние, внешние) по масштабу распространения (локальные, региональные, глобальные) по используемым средствам (ненасильственные, насильственные) по сферам, в которых они происходят ↓
№ слайда 40 Описание слайда:Политический конфликт Политический конфликт Национально-этнический конфликт Социально-экономический конфликт Культурный конфликт
№ слайда 41 Описание слайда:Условия: Условия: выявление существующих противоречий, интересов, целей обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий совместный поиск путей преодоления конфликта
№ слайда 42 Описание слайда:Основные черты социального государства: Основные черты социального государства: развитые рыночные отношения, многообразие форм собственности, свобода предпринимательства механизм цен и конкуренция без вмешательства государства свобода выбора для наемных работников разумное соотношение между рыночными принципами и перераспределением благ через государственную систему социальной помощи высокий жизненный уровень населения развитое социальное законодательство эффективная политика по обеспечению социальных, экономических, культурных прав человека
№ слайда 43 Описание слайда:А. Конфликтное взаимодействие существует в любом типе общества. А. Конфликтное взаимодействие существует в любом типе общества. Б. Социальные конфликты всегда ведут к негативным последствиям. верно только А верно только Б верно и А, и Б оба утверждения неверны
ppt4web.ru
Презентация — Социальная сфера — Семья
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Семья – это то, что с тобою всегда ! Л.Н.Толстой
«Социальная сфера. Семья»
План.
Что такое семья.
Жизненный цикл семьи.
Виды семьи. Формы семейного устройства.
Семья и государство.
Слайд 2
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
Слайд 3
1. Совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества.
Социальная структура
Слайд 4
2. Социальный слой людей, имеющих схожие признаки по доходам, власти, образованию, престижу.
Страта
Слайд 5
3. Социальное положение человека в обществе.
Статус
Слайд 6
4. Совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек, в соответствии со своим статусом.
Имидж
Слайд 7
Разделение общества на группы по их социальным признакам.
Стратификация
Слайд 8
6. Набор товаров и услуг, позволяющие удовлетворить минимальные, с научной точки зрения, потребности человека.
Прожиточный минимум
Слайд 9
Название больших по численности кровнородственных групп людей, образующих племя, народность или нацию.
Этнос
Слайд 10
8. Спор за обладанием тем, что одинаково высоко ценится обеими сторонами
Конфликт
Слайд 11
9. Тип конфликта, цель которого получение выгоды, прибыли либо доступа к дефицитным благам.
Конкуренция
Слайд 12
10. Решение проблемы через взаимные уступки сторон.
Компромисс
Слайд 13
Что означает семья для каждого из вас?
1.Во многом, благодаря своим родителям, я являюсь такой, какая я есть. Я дорожу своей дорогой мамой и добрым отцом, не мыслю жизни без своей старшей сестры. Наша семья очень дружная. А сама я делаю всё, чтобы другие чувствовали мою поддержку. Сделав добро, человек становится лучше, чище, светлее.
2.Семья – это самое главное, что есть в жизни каждого человека. Именно в семье мы учимся любить, понимать друг друга, заботиться о близких, прощать обиды, уважать старших.
3.Важно, чтобы в семье было доверие и взаимопонимание, любовь и забота друг о друге. Семья тем и хороша, что здесь человек всегда остаётся собой, и ни при каких обстоятельствах его не разлюбят, всегда поймут и поддержат.
Слайд 14
В давние времена жила удивительная семья – сто человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя. Он спросил у главы семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?»
Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз всего одно слово.
Как вы думаете, какое это слово?
понимание
Понимание – основа добрых семейных отношений.
Слайд 15
Практическая работа – «Цветок Семьи»
У каждого из вас лежит лепесток. Я прошу, чтобы вы на нем закончили предложение
«Семья – это…»
Слайд 16
В семейном кругу мы с вами растем! Основа основ – родительский дом! В семейном кругу все корни твои! И в жизнь ты выходишь из семьи!
Семья-союз лиц, основанный на браке, близком родстве, усыновлении, характеризующийся общностью жизни и интересов.
Семья
Слайд 17
Вторая стадия от рождения последнего ребенка до отделения первого взрослого ребенка.
Начальная стадия семьи – стадия роста от момента заключения брака до рождения последнего ребенка.
Третья стадия – зрелая фаза, повзрослевшие дети продолжают отделяться
4 стадия – стадия затухания начинается с того момента как все дети покинули семью и супруги остались одни как в начале пути и заканчивается смертью одного или обоих супругов.
Жизненный цикл семьи – последовательность жизненно значимых, этапных событий в существовании семьи.
Задание. Определите 4 стадии в развитии семьи(устно)
(учебник -стр.159-160)
Слайд 18
Двухпоколенная-нуклеарная
(учебник -стр.161, 1-ый абзац)
Супружеская пара с детьми
2.Многопоклоенная — расширенная
(учебник -стр.161, 1-ый абзац)
Супружеская пара с детьмии кто-то из родственников, проживающих с ними
Какие бывают семьи
Слайд 19
По количеству родителей
семья, в которой отсутствует один из родителей
Полная-
Неполная —
тип семьи с наличием обоих
родителей и детей.
Слайд 20
Опека — назначается над несовершеннолетними детьми, не достигшими 14 лет
Приемная семья — это правовая форма принятия на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей
Детский дом семейного типа — отдельная семья, который создается по желанию супругов или отдельной личности, которая не состоит в браке, для обеспечения семейным воспитанием и совместного проживания не менее пяти детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.
Формы семейного устройства
Задание. Сравните 3 формы, установите отличия.
Слайд 21
Государство разрабатывает и проводит политику, направленную на защиту семьи и прав ребенка. Конституция РФ закрепляет положение о том, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства.
1. Государство выплачивает денежное пособие по беременности и родам, при рождении ребенка, на малолетних детей.
2. Гарантирует бесплатное среднее образование и медицинское обслуживание
3. Оплачивает полностью или частично питание в школе детям из малообеспеченных семей.
4. Предоставляет льготы многодетным семьям.
5. Государственная программа «Дети России» особое внимание уделяет оказанию помощи детям- сиротам, детям- инвалидам.
6. Проводится государственная политика по увеличению рождаемости.
Семья и государство
Задание. Охарактеризуйте политику государства по отношению к семье.
Слайд 22
Задание группе №1
Прочитайте ст. 54, 56 Семейного кодекса и ответьте на вопросы
Объясните статью 54.
О каких злоупотреблениях идет речь в ст. 56? Приведите примеры.
Куда может обратиться ребенок, если в семье сложилась неблагоприятная обстановка?
Задание группе №2
Прочитайте статьи 7, 38 Конституции РФ и ответьте на вопросы
1. Почему государство уделяет семье большое внимание?
2. Почему забота о детях, их воспитание определены и как право, и как обязанность?
3. В каких случаях жизни применяется п. 3 статьи 38?
Задание для группы №3
Прочитайте ст. 2 Семейного кодекса и ответьте на вопрос
Какие вопросы регулируются семейным законодательством?
Задания для групп № 1-3
Слайд 23
Результаты проверки работы в группах:
№1 Статья 54 Семейного кодекса РФ
2.Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.
Статья 56 Семейного кодекса РФ
1.Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.
Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями, а в случаях , предусмотренных Кодексом , органом опеки и попечительства, прокурором и судом. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей ( лиц, их заменяющих)
2 .При нарушении прав и законных интересов… ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет в суд.
№2 Статья 7 Конституции РФ
В Российской Федерации…обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства
Статья 38 Конституции РФ
Материнство и детство, семья находятся под защитой государства
Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей
Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях
№3 Статья 2 Семейного кодекса РФ
Отношения, регулируемые семейным законодательством.
Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признание его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
Слайд 24
На каких ценностях держится семья?
(работа в группах)
Задание 1 группе.
Какие качества членов семьи способствуют укреплению семьи, а какие — разрушают семью. На большом листе слово «семья» написано слева красным цветом, а справа — черным цветом. На карточках даются слова: экономность, жадность, эгоизм, добродушие, уступчивость и т. д. Необходимо разместить карточки со словами на большой лист.
Задание 2 группе.
Составить коллаж из картинок : что составляет основу семейной жизни ( материальные и духовные ценности) На картинках могут быть изображены ,например, совместные занятия спортом, машина, совместный отдых, шикарная обстановка и т.д.
Задание 3 группе.
Взаимоотношения родителей и детей. Что может способствовать взаимопониманию и непониманию.
+ -
Взаимопонимание Непонимание
Слайд 25
Начало пословицы Конец пословицы
На что и клад И горе не берет
Где любовь да совет Коли в семье вражда
В семье разлад Коли в семье лад
Согласную семью Там и горя нет
Не будет добра Так и дому не рад
Собери пословицы и объясни их значение
Слайд 26
Семья- это стержень жизни каждого человека. Она немыслима без любви, доброты. Взаимопонимания. Любые проблемы, конфликты могут быть решены, если все члены семьи заодно, вместе.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Слайд 27
Рефлексия.
Получи «5»
В этих квадратиках спрятаны правильные ответы. Сумма номеров ячеек с правильными ответами должна быть равна 50
1. Нуклеарная семья включает родителей и одного ребёнка. 2. Сословие – большая группа людей, которая различается по экономическому признаку 3. Социальный статус – положение человека в обществе 4. Социальная роль – положение человека в обществе
5. Примером малой группы является семья 6. Расширенная, многопоколенная семья включает дядей, кузенов и т.д. 7. «Пустое гнездо» — семья, откуда ушли все дети. 8. Классы – это замкнутая группа людей
9. Примером большой группы является семья 10. Сословия – пример большой группы 11. Социальная роль – функции человека в обществе 12.Социальная роль бывает предписанной и приобретённой
13. Социальный статус бывает предписанный и приобретённый 14.Социальный статус бывает вертикальным и горизонтальным 15.Социальная роль бывает горизонтальной и вертикальной 16.Класс – пример малой группы
Ответ: 1 + 3 + 5+ 7 + 10 + 11 + 13 =50
Слайд 28
Домашнее задание
§ 24 прочитать, записи в тетради.
Сообщение — Изменилось ли отношение старшего поколения «отцов» к «детям» с течением времени? Означает ли это, что проблема «отцов» и «детей» неразрешима?
Эссе «Семья 21века. Какой она будет?»
lusana.ru