Презентация по обществознанию человек и общество – «Общество и человек. Взаимосвязь общества и природы. Сферы жизни общества. Типы обществ. Обществознание Подготовка к ГИА Занятие 1.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Презентация по теме «Человек и общество»

ОБЩЕСТВО

Что такое общество?

Узкое понимание

Ш и р о к о е п о н и м а н и е

  • Группа людей, объединенных неким общим признаком (толстопузое общество)
  • Совокупность согласованно действующих людей (общество книголюбов, союз журналистов и др.)
  • Определенные исторические этапы развития человечества (античное общество, индустриальное общество)
  • Специфические особенности жизни одной страны (китайское общество, российское общество)
  • Человечество в целом
  • Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения

В каком значении употреблено понятие «общество» в следующих высказываниях?

а) двери в зал распахнулись и его взору предстало довольно разношерстное общество

б) за сословиями феодального общества закрепляется определенный круг прав и обязанностей

в) пришельцы обнаружили на Земле общество, отличающееся сложным устройством и разнообразием

г) в обществе, в отличие от природы, действует закон убыстряющегося развития

В отличие от природы общество:

  • обладает свойствами системы
  • находится в развитии
  • выступает в качестве творца культуры
  • развивается закономерно

Отношения людей в процессе

производства, обмена,

распределения и потребления

Взаимосвязи социальных групп,

слоев, общностей

Взаимодействие отдельных

людей и социальных групп по вопросу

о государственной власти

Религиозные, нравственные,

эстетические и другие идеи, соответствующие

им отношения и организации

Сферы (подсистемы) общественной жизни

  • Экономическая
  • Социальная
  • Политическая
  • Духовная

Материалисты:

экономическая сфера – главная!

Идеалисты:

духовная сфера – главная!

Соотнести общественные явления, процессы и институты с каждой из сфер

  • Отношения собственности
  • Партия
  • Избирательная система
  • Научная деятельность
  • Формирование нации
  • Взаимосвязь спроса и предложения товаров
  • Массовая культура
  • Факторы производства
  • Сословная структура общества
  • Федеративное государственное устройство
  • Банковская система
  • Художественное творчество
  • Экономическая сфера
  • Социальная сфера
  • Политическая сфера
  • Духовная сфера

Целое, составленное из частей

Признаки общества как системы

взаимосвязанные элементы

  • Целостность
  • Устойчивость
  • Способность к саморазвитию
  • Открытость

стремление к самосохранению

постоянные изменения

новые элементы появляются, старые исчезают

Общество как динамичная система

  • Изменяется и развивается общество в целом
  • Изменяются и развиваются его элементы
  • Элементы общества взаимосвязаны между собой и воздействуют друг на друга
  • Одни элементы прекращают свое существование, другие появляются

Динамизм общества как системы подразумевает:

  • устойчивость и стабильность
  • изменение и развитие
  • постоянный прогресс

«установление»

Социальные институты

Исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, направленной на удовлетворение важнейших жизненных потребностей

 семья

 производство

 государство

 образование

 религия

Каких?

  • в воспроизводстве рода
  • в безопасности и социальном порядке
  • в средствах существования
  • в получении знаний, социализации, подготовке кадров
  • в решении духовных проблем смысла жизни

Как возникло человеческое общество?

  • Религиозная версия:

«Бог создал человека и дал ему весь материальный мир и нравственный закон»

  • Космическая версия:

«Инопланетяне сделали людей и манипулируют ими»

  • Естественная версия:

«Труд создал человека и превратил стадо в культурное сообщество производителей»

Под влиянием чего общество изменяется и развивается?

Ш. Монтескье, Л. Мечников

  • Натуралистический подход:

«Развитие общества определяется природными факторами»

  • Идеалистический подход:

«Идеи первичны по отношению к другим сторонам человеческой деятельности»

  • Материалистический подход:

«Люди в первую очередь должны удовлетворять свои материальные потребности»

  • Плюралистический подход:

«В основе развития общества лежит не один, а множество факторов»

И. Кант,

Г. Гегель,

О. Конт

К. Маркс, В. Ленин

Большинство современных ученых

Типы обществ

Наличие пись-мен-ности

Число уровней управлений и степень социального расслоения

Д опись-менные

П ись-менные

Способ хозяйственной деятельности

П ростые (нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных)

С ложные

Формации, отличающиеся способом производства и формой собственности

О хотников и собирателей

О городничества

С котоводов

З

емледельцев

И ндустриальное

П остиндустриаль-ное

П ервобыт-ное

Р абовла-

дельческое

Ф еодальное

К апиталис-тическое

  • Назвать основные социальные институты.
  • Чем отличается простое общество от сложного?
  • Перечислить все 4 формации.

Общественно-экономическая формация

Как люди производят материальные блага

Исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства .

совокупность идей и

взглядов общества,

соответствующих им

отношений и организаций

НАДСТРОЙКА

БАЗИС

совокупность

производственных

отношений

Недостатки формационного подхода

  • Абсолютизация экономического фактора в жизни общества
  • Однолинейное понимание исторического процесса
  • Претензия на абсолютную правильность и универсальность

+ цивилизационный подход!

  • Что такое общественно-экономическая формация?
  • Что такое способ производства?
  • Церковь, философские учения, государство, система образования – это базис или надстройка?

«Гражданский»

Цивилизация

  • Ступень в развитии человечества вслед за дикостью и варварством (Л. Морган, Ф. Эн-гельс)
  • Стадия упадка и деградации, когда на смену органическо-жизненному приходит технико-механическое господство (О. Шпенглер)
  • Синоним культуры (А. Тойнби)
  • Целостность материальной и духовной жизни людей в определенных пространственно-временных границах

Недостатки цивилизационного подхода

  • История не рассматривается как единый процесс развития всего человечества
  • Народы и общества изучаются изолированно
  • Трудно выявить закономерности в историческом процессе
  • Что такое цивилизация, по мнению О. Шпенглера?
  • Цивилизационный подход направлен на:

А. Выявление общего в развитии разных народов.

Б. Выявление особенного в развитии разных народов.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верно А и Б
  • оба положения неверны

Надо совместить оба подхода!

Трехэтапная периодизация (Р. Арон, Д. Белл, О. Тоффлер, З. Бзежинский и др.)

  • Традиционное (доиндустриальное) общество Индустриальное общество Информационное (постиндустриальное) общество
  • Традиционное (доиндустриальное) общество
  • Индустриальное общество
  • Информационное (постиндустриальное) общество

Традиционное общество

Экономика

Господство натурального хозяйства, экстенсивное производство

Политика

Абсолютная монархия, правовая незащищенность, узаконенная внеэкономическая зависимость

Социальная сфера

Сословное деление, отсутствие социальной мобильности

Духовная сфера

Господство религии, низкий уровень образования, неграмотность населения

Индустриальное общество

Экономика

Развитая промышленность, интенсивные методы производства, революции в технике и технологии

Политика

Расширение прав и свобод, демократия, разделение властей

Социальная сфера

Классовое деление, рост социальной мобильности, формирование гражданского общества, урбанизация

Духовная сфера

Рост образовательного уровня населения, общей культуры, развитие науки

Постиндустриальное общество

Экономика

Сфера производства уступает сфере услуг

Политика

Формирование правового государства и дальнейшее развитие демократии

Социальная сфера

Профессиональное деление, развитие гражданского общества

Духовная сфера

Приоритет отдается науке и образованию

  • Какое социальное деление характерно для:
  • традиционного общества
  • индустриального общества
  • постиндустриального общества
  • Какие из данных черт относятся к традиционному обществу?
  • развитие ресурсосберегающих технологий
  • появление массовой культуры
  • низкая социальная мобильность
  • преобладание коллективистских взглядов
  • сильное гражданское общество

Основные черты восточной и западной цивилизации

Западная цивилизация

Восточная цивилизация

Зависимость собственности от власти, господство государственной собственности над частной

Развитый рынок, частная собствен-ность, предпринимательство и конкуренция в экономике

Вера в мудрого правителя, его обожествление, неразвитость права, бесправие подданных

Правовое государство, демократические формы правления

Интересы личности подчинены общественным, коллективным

Личность выступает как высшая ценность, инициативность, самостоятельность, индивидуализм

Преобладание религии, главная цель человека – нравственное совершенствование

Преобладание науки, главная цель человека – получение нового знания для улучшения комфорта

  • К какой цивилизации относится Россия – восточной или западной?

Общественный процесс

Это последовательная череда сменяющих друг друга событий, участниками которых являются целые поколения людей

Субъект: участники исторического процесса

Объект: вся историческая действительность

Главный субъект:

  • все человечество? (Л.П. Карсавин)
  • трудящиеся? (К. Маркс)
  • народ? (В. Ключевский)
  • выдающиеся личности?

Направления общественного процесса

Гесиод, Ф.Ницше, О.Шпенглер, К.Поппер

Регресс – деградация, переход от высшего к низшему

Ж.Кондорсе, И.Кант, Г. Гегель, О.Конт, К.Маркс

Прогресс – движение от простого к сложному, от низшего к высшему, от несовершенного к более совершенному

kriterio – мерило для оценки

Критерии общественного прогресса

  • развитие и совершенствование производительных сил
  • увеличение объема научной информации, превращение науки в непосредственную производительную силу общества
  • расширение свободы человека, его возможностей к активным действиям
  • способность государства создавать оптимальные условия для жизни своих граждан
  • рост уровня жизни, степени социальной защиты
  • Объект исторического процесса – это:
  • историческая действительность
  • классы, социальные группы, индивиды, выдающиеся личности
  • Что такое прогресс?

Формы общественных изменений

Эволюция

постепенные изменения в обществе, не приводящие к качественно новому социальному строю

Революции

коренные, скачкообразные изменения всех или большинства сторон общественной жизни

Реформа

преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной системы

Модерни-зация

процесс обновления, придания тем или иным социальным структурам форм, отвечающим современным требованиям

Закон общественного развития

Это систематически воспроизводимые отношения в обществе в целом или в его отдельных частях

  • Закон ускорения истории : на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущее
  • Закон неравномерности развития разных народов и наций

Глобализация

Это процесс усиления интеграционных связей между отдельными народами и государствами

  • не всегда ориентирована на развитие отечественного производства
  • нивелируются запросы людей
  • диктуются правила, выгодные развитым странам
  • навязываются далеко не лучшие идеалы и ценности в ущерб национальных культур
  • появление глобальных проблем
  • способствует развитию экономики
  • обеспечивает большую толерантность
  • предостерегают государства от крайних действий
  • Преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной системы – это…
  • В чем суть закона ускорения истории?
  • Что такое глобализация?
  • Одним из проявлений глобализации в современном мире выступает:
  • расширение деятельности транснациональных корпораций
  • рост объемов промышленного производства
  • возрастание доли среднего класса в составе населения
  • развитие национальной культуры

Глобальные проблемы

Проблема войны и мира, экология, неравномерность развития стран, энергия и сырье, международный терроризм, СПИД, кризис духовности…

угрожают всему человечеству

носят

планетарный

характер

могут быть решены

только совместными

усилиями всех

народов и

государств

Влияние природы на развитие общества

  • общественное разделение труда, размещение отраслей производства
  • производительность труда
  • способности человека
  • темпы развития общества
  • характер производственных отношений
  • особенности духовной культуры
  • менталитет

социально-психологический облик народа

Экологические кризисы

природные

антропогенные

  • загрязнение окружающей среды
  • быстрое истощение природных, сырьевых и энергетических ресурсов
  • чрезмерно быстрый рост населения

Пути преодоления экологического кризиса

  • Дальнейшее развитие и совершенствование производительных сил (безотходное производство, новые искусственные материалы…)
  • Отказ от технических завоеваний, переход на «чистую» энергию (солнца, ветра, воды)
  • Развитие техники и улучшение экологического воспитания
  • В связи с чем некоторые проблемы человечества считаются глобальными?
  • в связи с тем, что эти проблемы обладают особой важностью
  • в связи с тем, что эти проблемы приняли общепланетарный характер
  • в связи с тем, что основной причиной их появления является глобализация

multiurok.ru

Презентация урока «Человек и общество»

Общество и человек

Повторительно-обобщающий урок

  • «Человек есть мера всех вещей»

Протагор

  • «Человек самое эксцентричное создание на Земле»

Эрих Фромм

  • «Человек есть принципиальная новизна в природе»

Николай Александрович Бердяев

  • «Человек – вольноотпущенник природы»

Иоганн Гердер

  • «Я царь – я раб, я червь – я Бог!»

Гаврила Романович Державин

Человек соткан из парадоксов:

  • Человек – животное, но существует не в природе, а в обществе.
  • У человека есть инстинкты, но руководствуется он в первую очередь разумом.
  • Человек рожден в природе, но пытается подчинить её себе.
  • Человек обладает естественными потребностями, но в первую очередь ориентируется на культурные стандарты.
  • У человека есть разум, но есть и бессознательное.
  • Человек имеет все, чтобы жить в дикой природе, но без длительного обучения и воспитания не может приспособиться к ней.

Уровень

Сущность

Конкретно-исторический

На этом уровне анализируются конкретные события, народы, государства. Наряду с описанием единичных фактов присутствуют обобщающие понятия и суждения

Историко-типологический

Обобщение, связанное с типологией общества

Социально-философский

Выделение, анализ всеобщих свойств общества

Первый этап: характеристика общества как системы.

  • Каковы основные значения понятия «общество»?
  • В каком значении использовано понятие «общество» в каждом из приведённых ниже высказываний?
  • Дверь в зал распахнулась, и его взору предстало довольно разношёрстное общество.
  • Объединяя, как правило, людей широко образованных, смотрящих на вещи здраво и критически, дворянское общество и в XIX в. оставалось замкнутой группой, своего рода кастой, не принимавшей чужаков.
  • Индустриальное общество разрешило ряд противоречий, существовавших на прежнем этапе развития, но при этом породило новые.

Первый этап: характеристика общества как системы.

  • Что такое система? Какие виды систем вам известны? Опираясь на обществоведческие знания и знания из других предметов, выберите из перечисленных характеристик те, которые отражают свойства любой системы:
  • сохранение с течением времени своего состояния неизменным;
  • наличное состояние позволяет точно определить последующее;
  • постоянный обмен веществ с внешней средой;
  • наличие взаимосвязанных элементов;
  • несводимость целого к сумме частей, появление у целого свойств, отсутствующих у отдельных компонентов.

2. Что позволяет утверждать, что общество является системой? Дайте характеристику общества как системы.

Первый этап: характеристика общества как системы.

  • Дать характеристику социального института, как компонента общества. Охарактеризуйте функции социальных институтов. Приведите примеры, иллюстрирующие основные комплексы социальных институтов.

2. Соотнесите общественные институты и сферы жизни общества.

Институты Сферы

А. государство 1. экономическая

Б. семья 2. политическая

В. школа 3. социальная

Г. церковь 4. духовная сфера

Д. финансовая система

Е. средства массовой информации

Есть ли в перечне институтов те, которые вы хотели бы отнести к нескольким сферам общественной жизни? Назовите их. Чем можно объяснить отсутствие жёсткого соответствия сфер и институтов?

Важнейшие жизненные потребности

Потребность в воспроизводстве рода

Основные виды деятельности

Потребность в безопасности и социальном порядке

Семейно-бытовая деятельность

Главные социальные институты

Потребность в средствах существования

Политическая, управленческая, государственная деятельность

Институт семьи и брака

Экономическая деятельность

Политические институты, особенно государство

Потребность в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров

Экономические институты, в первую очередь производство

Научная, воспитательная, образовательная деятельность

Потребность в решении духовных проблем смысла жизни

Религиозная деятельность

Институты науки, образования и культуры

Институт религии

Основные комплексы социальных институтов

Экономические

Политические

Деньги, обмен, производство, собственность, и др.

Социальные

Власть, парламентаризм, партия, суд, армия и др.

Духовные

Семья, брак, кровная месть, наследование, материнство, отцовство и др.

Религия, образование, СМИ, общественное мнение и др.

Второй этап : социальная макротеория анализа исторического развития

Второй этап : социальная макротеория анализа исторического развития

1 группа

  • Укажите общие черты и различия в трактовке мировой истории сторонниками учения о формациях и приверженцами теории постиндустриального общества.

2 группа

  • Укажите достоинства и недостатки формационного подхода.

3 группа

  • Укажите достоинства и недостатки локально-цивилизационного подхода.

Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия

 

Формационный подход

Общее

Теория

  • выделяются и обосновываются определённые крупные этапы, через которые идёт развитие человечества
  • обе теории базируются на признании источником прогресса изменений в сфере материального производства
  • переходы носят характер революционных изменений

Различия

постиндустриального общества

  • главные фазы развития
  • роль духовных факторов

Характеристика

Подход

Достоинства

формационный

цивилизационный

Позволяет:

Недостатки

Позволяет:

  • увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов
  • представить историю человечества как единый процесс
  • установить определённые законы исторического развития
  • предложить периодизацию всемирной истории
  • многие народы не проходили в своём развитии через большинство формаций
  • большинство процессов не могут быть без искажений и упрощений объяснены с чисто экономических позиций
  • задвигает на задний план роль человеческого фактора
  • недостаточно внимания уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости отдельных обществ и народов
  • глубоко изучать историю конкретных обществ во всём их многообразии и специфике
  • ориентируется на изучение ценностей, национальных особенностей, духовной жизни, психологии (что обычно выпадает из поля зрения)
  • ставит в центр исследования человеческую деятельность
  • невозможен взгляд на историю как на единый процесс
  • отрицание единства человеческой истории
  • не исследует закономерности исторического развития

Третий этап : иллюстрация некоторых характерных черт исторических типов обществ, выделенных в рамках теории постиндустриального общества.

  • 1 группа
  • Сравните две поговорки: «От судьбы не уйдёшь» и «Городской воздух делает свободным». Умонастроение каких типов обществ выражает каждая из них?
  • 2 группа
  • Символом какого исторического типа общества можно считать Книгу рекордов Гинесса? Ответ аргументируйте.
  • 3 группа
  • Почему человек традиционного общества воспринимал время как череду повторяющихся событий («колесо времен»), а человек индустриального общества – как прогресс («стрела времени»)?

Задание на самоподготовку

  • Повторить содержание главы II «Общество и человек».
  • Подготовиться к контрольному тестированию по технологии MyTest.

multiurok.ru

Презентация по обществознанию на тему «Человек и общество»

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайдОписание слайда:

Урок № 8 (повторно-обобщающий) Тема: «Общество и человек»

2 слайдОписание слайда:

Цели и задачи: Повторить понятия «природа», «общество», «человечество», «мировое сообщество», « поколение», «культурное наследие». Обобщить знания по теме «Общество и человек», обсудить проблемные вопросы по данной теме. Задуматься над соотношением материальных и нравственных интересов

3 слайдОписание слайда:

Мы с вами закончили изучать тему. Наша задача обобщить наши знания. Но я предлагаю сделать это в игровой форме. Представьте себе, что вы журналисты центральной газеты, а я ваш главный редактор. Сегодня мы выпускаем газету под названием «Человек и человечество». Нас никто не ограничивает в творчестве, но есть одно условие: газетные материалы должны быть интересными и познавательными. — Согласны? Принимаемся за работу. Каждый ученик-журналист получает свое собственное задание, работает над ним, а в конце урока мы должны сверстать нашу газету.

4 слайдОписание слайда:

Задания по группам: Первая группа: составьте схему-статью «Версии происхождения человека – взгляд современности». Выполните задание графически. Вторая группа: составьте текст с ошибками Третья группа: оформите страничку «Словарь понятий и терминов», которые изучали в данной теме Четвертая группа: написать заметку на тему: «Из жизни древнего человека», Возможно создание иллюстраций по ходу заметки.

5 слайдОписание слайда:

Задания по группам: Пятая группа: оформить «Проект будущего спасения Природы» с использованием газетных вырезок и рисунков. Шестая группа: заполнить страничку «Народная трибуна», название рубрики: «Каждый возраст хорош по-своему». Седьмая группа: написать фантастический рассказ о том, как 10-летний мальчик по волшебству был превращен во взрослого человека. Тема рассказа: «Мечта сбылась, но…» Восьмая группа: Придумайте еще несколько ситуаций, в которые может попасть отставший от прогресса джинн Хоттабыч.

6 слайдОписание слайда:

Задания по группам: Девятая группа: в рубрике «Дискуссионный клуб» проведите дебаты на тему: «Прогресс – за и против». Для работы пригодится заготовка таблица Десятая группа: составьте схему генеалогического древа своей семьи Одиннадцатая группа: составьте памятку «Основные правила отношения человека к природе» Двенадцатая группа: провести социологическое исследование о вкусах разных поколений и сделать выводы.

7 слайдОписание слайда:

Подведение итогов занятия: Сейчас вы будете иметь возможность познакомиться с работой авторского коллектива своих товарищей.

8 слайдОписание слайда:

Домашнее задание: Составить кроссворд на тему «Общество и человек»

9 слайдОписание слайда:

Желаю удачи!

Курс профессиональной переподготовки

Учитель истории и обществознания

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-101536

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий
Почему учителям и воспитателям следует проходить курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в учебном центре «Инфоурок» ?• Огромный каталог:  677 курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации;• Очень низкая цена, при этом доступна оплата обучения в рассрочку – первый взнос всего 10%, оставшуюся часть необходимо оплатить до конца обучения;

• Курсы проходят полностью в дистанционном режиме (форма обучения в документах не указывается);

• Возможность оплаты курса за счёт Вашей организации.

• Дипломы и Удостоверения от проекта «Инфоурок» соответствуют всем установленным законодательству РФ требованиям. (Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 года).

infourok.ru

Презентация на тему «Человек и общество» по обществознанию — VEKOR.RU

Слайд №1

Текст слайда: Человек и общество Вопросы кодификатора Подготовка к ЕГЭ


Слайд №2

Текст слайда: 1.Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.) 2. Мировоззрение, его виды и формы 3. Виды знаний 4. Понятие истины, ее критерии 5. Мышление и деятельность 6. Потребности и интересы 7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности 8. Системное строение общества: элементы и под- системы 9. Основные институты общества 10. Понятие общественного прогресса 11. Многовариантность общественного развития (типы обществ) 20. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)


Слайд №3

Текст слайда: Природа человека Ч Биологическое начало инстинкты биологическая программа развития анатомия, физиология € к высшим млекопитающим Социальное начало деятельность общение мышление речь Психическое начало внутренний мир человека характер эмоциональная сфера Человек – это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготавливать орудия труда


Слайд №4

Текст слайда: Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей; понятие подчеркивает наличие такой общности, как человеческий род Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный человек Индивидуальность – неповторимое своеобразие, отличительные особенности (внутренние и внешние)от других людей 1.Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, как члена того или иного общества. 2. Личность – как субъект отношений и сознательной деятельности


Слайд №5

Текст слайда: Отличие человека от животных Животные Человек Изготавливает орудия труда и использует их как средство производства материальных благ Осуществляет сознательную целенаправленную творческую деятельность Обладает высокоразвитым мозгом, мышлением и речью Используют только естественные орудия Поведение подчинено инстинктам Не обладают высокоразвитым мозгом и не умеют говорить


Слайд №6

Текст слайда: Мировоззрение, его виды и формы Мировоззрение- система взглядов человека на мир(природа, общество, человек) в целом; отношение человека к миру три основные формы Мифология- форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. Религия- форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. Философия- особый, научно-теоретический тип мировоззрения, основано на знании (а не на вере)


Слайд №7

Текст слайда: Типы(виды) мировоззрения обыденное религиозное научное 1.Основывается на жизненном опыте. 2. Взгляды формируютсястихийно. 3. Мало использует научный опыт 1.Основывается на религиозных учениях. 2. Недостаточное внимание к научным достижениям. 3. Тесно связано с духовными потребностями человека 1.Опирается на достижения науки. 2. Включаетв себя научную картину мира


Слайд №8


Слайд №9

Текст слайда: Критерий (мерило) истины ПРАКТИКА Деятельность человека, направленная на преобразование им окружающего мира Материальное производство Накопленный опыт Научный эксперимент Научная теория и логическое доказательство Не все идеи можно проверить на практике


Слайд №10

Текст слайда: Потребности и интересы Мотив побудитель Деятель- ность То, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается Потребности Убеждения Эмоции Идеалы Интересы переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности «Иметь значение важно»1)Условия, обеспечивающие удовлетворения потребностей; 2)это ценности, характерные для определенной группы людей.


Слайд №11

Текст слайда: I классификация потребностей Взаимосвязь


Слайд №12

Текст слайда: II классификация потребностей Пирамида потребностей человека (по А. Маслоу) Первичные, врожденные Вторичные, приобретенные


Слайд №13

Текст слайда: Деятельность как способ существования людей 1.«Деятельность— форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта». 2. Деятельность- специфическая форма отношения человека к окружающему миру и самому себе с целью изменения и преобразования S О Д S О S S S


Слайд №14

Текст слайда: Деятельность как способ существования людей Субъект — тот, кто осуществляет деятельность (может быть человек, группа людей, организация, государственный орган.) Объект — то, на что направлена деятельность (могут быть природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей.)


Слайд №15

Текст слайда: Структура деятельности М→Д=Ц+С+д=Р Мотив То, что представляется в сознании и ожидается в результате Д это предметы труда, орудия труда, технологии Действия это итог, продукт деятельности


Слайд №16

Текст слайда: Критерии для классификации Виды деятельности Отношение человека к окружающему миру — Практическая — Духовная Исторический процесс Прогрессивная – Регрессивная Созидательная — Разрушительная Социальные нормы Законная – Незаконная Моральная — Аморальная Социальные формы объединения людей Коллективная Массовая Индивидуальная Способы существования Однообразная, монотонная, шаблонная Инновационная, изобретательская, творческая Сферы общественной жизни Экономическая, политическая, социальная, духовная Этапы становления и развития личности человека Игра – учение – труд — общение


Слайд №17

Текст слайда: С П О С О Б Ы П О З Н А Н И Я Чувственное познание (с помощью пяти основных чувств) Ощущения Восприятие Представление Понятие Суждение Умозаключение Сенсуализм (эмпирики) Рационализм (рационалисты) Рациональное познание (с помощью мышления, разума) Познавательная деятельность Познание – это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является знание о мире; процесс поиска истины. Знание – результат познания, верное отражение действительности в мышлении человека; научные сведения. мышление — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания


Слайд №18

Текст слайда: ОБЩЕСТВО Вопросы ЕГЭ 1.Понятие «общество» в узком и широком (философском) смысле 2. Системное строение общества: элементы и под- системы 3. Основные институты общества 4. Понятие общественного прогресса 5. Многовариантность общественного развития (типы обществ) 6. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)


Слайд №19

Текст слайда: Понятие «общество» в узком смысле Общество в узком смысле группа людей, объединенная общими интересами конкретная страна определенный исторический тип общества Общество книголюбов Педагогическое общество Общество собаководов Европейское общество Российское общество Английское общество Индустриальное общество Традиционное общество Архаичное общество


Слайд №20

Текст слайда: Обособившаяся от природы, но тесно с ней взаимосвязанная, часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия и формы объединения людей Общество в широком смысле


Слайд №21

Текст слайда: Включает отношения, связанные с производством и потреблением материальных благ Отношения складывающиеся в процессе создания, сохранения и освоения духовных благ Включает отношения между различными социальными общностями и группами Включает отношения в области политической деятельности, руководит и управляет Макроструктура общества = общество как система Э П С Д Сферы тесно связаны друг с другом


Слайд №22

Текст слайда: Основные институты общества Социальный институт- специфическое общественное образование, созданное для удовлетворения важнейших потребностей человеческого общества. Социальный институт – устойчивая форма организации совместной деятельности, регулируемая нормами, традициями и направленная на удовлетворение потребностей общества потребности физиологические Экзистенциальные социальные престижные духовные


Слайд №23

Текст слайда: Типы социальных институтов Типы институтов Конкретный социальный институт (примеры) Какие потребности удовлетворяет Экономические Производство Рынок Собственность Банки Создание материальных благ Добывание средств существования Политические Государство Гражданское общество Институт власти Потребность в безопасности Поддержание социального порядка Институт семьи Семья Брак воспитание Продолжение рода 2.Социализация Культурные Наука Образование Религия Передача опыта Духовные потребности


Слайд №24

Текст слайда: Понятие общественного прогресса В XVIII в французский философ-просветитель Жан Антуан Кондорсе вводит в оборот понятие «прогресс» Имеет пространственную и временную характеристику – регресс в развитии конкретной страны, цивилизации Человечество в целом не регрессировало, но его движение могло задерживаться и останавливаться, что называется стагнацией Человечество в целом не регрессировало


Слайд №25

Текст слайда: Противоречивость прогресса и его критерии Процесс развития общества противоречив: в нем можно обнаружить как прогрессивные явления, так и регрессивные ? Критерии прогресса 1(.) Мера свободы, т.е. степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. 2(.) Универсальный критерий- прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма, т.е. признанию ЧЕЛОВЕКА высшей ценностью


Слайд №26

Текст слайда: Многовариантность общественного развития (типы обществ) Элвин Тоффлер (род.1928) американский социолог и футуролог ВОЛНЫ ТОФФЛЕРА


Слайд №27

Текст слайда: Традиционное (аграрное) общество Индустриальное общество Постиндустриальное (информационное) общество Тесная связь с природой С/х- доминанта в экономике Устойчивость обычаев и традиций Низкая степень урбанизации Корпоративность,иерархичностьсоциальной структуры Тесная связь человека с первичным коллективом Потребительскоеотношение к природе→экологические проблемы Промышленность – доминанта в экономике. Массовое производство Формирование массовой (интернациональной по характеру) культуры Преобладание городского населения над сельским Разрушение сословных привилегий Высокая социальная мобильность 1.Широкое применениеинформационных технологий 2. Информацияпревращается в фактор производства 3. В экономике преобладающей становитсясфера услуг 4. Происходит децентрализация производства→гибкое мелкосерийное производство 5. Высокая социальная мобильность 6. Правовое государство


Слайд №28

Текст слайда: Глобальные проблемы современности «globus» – лат. Земной шар – общепланетарные проблемы, имеющие общечеловеческую значимость и затрагивающие жизненные интересы огромных масс людей. Проблема ограниченности ресурсов – уменьшение запасов сырья и продовольствия Проблема бедности («Север – Юг») – резкая разница экономического развития между богатыми странами и бедными. Проблема сохранения мира – распространение оружия массового поражения. Демографическая проблема – резкий рост численности населения Земли. Экологическая проблема – сохранение окружающей среды и поддержания природного баланса ?


vekor.ru

Презентация «Человек, Природа, Общество» — обществознание, презентации

«Человек, Природа, Общество» Обществознание (8-9 класс) Подготовка к ГИА

Учитель МБОУ Каменская СОШ

Городищенского района

Волгоградской области

Байкалова Елена Александровна

ОБЩЕСТВО

в широком смысле слова – это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира , состоящая из индивидуумов и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

ОБЩЕСТВО

в узком смысле слова

Конкретный этап человеческого развития

Определённая группа людей , объединившихся для совместной деятельности

Рабовладельческое общество

средневековое общество

феодальное общество

и т. п.

Кружок книголюбов

секция по дзюдо

школьный класс

компания друзей

и т.п.

СТРАНА – территория, имеющая определённые границы и пользующаяся определённым суверенитетом

география

ГОСУДАРСТВО — политическая организация данной страны, включающая определённый тип режима власти, органы и структуру правления .

политология

ОБЩЕСТВО – социальная организация данной страны, основанная на социальной структуре.

социология

Сферы жизни общества

политическая

духовная

социальная

экономическая

Фирмы, предприятия, заводы,

Президент,

Органы соц.защиты,

банки,

Правительство,

парламент,

Школа,

социально незащищённые слои населения

рынки,

деньги, капитал, инвестиции

армия,

(пенсионеры, инвалиды, многодетные и т.п.)

университет,

милиция,

музей,

театр,

налоговые службы,

церковь,

партии

памятники культуры,

выставки

Магазины,

транспорт,

связь,

здравоохранение,

ЖКХ,

кинотеатр,

кафе

Обеспечивает социальный порядок в обществе

Культура,

Удовлетворяет жизненно важные потребности людей

наука, образование,

религия

Социальный институтустройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

ОБРАЗОВАНИЕ

СЕМЬЯ

ГОСУДАРСТВО

ПРОИЗВОДСТВО

РЕЛИГИЯ

Глобализация

исторический процесс, сближающий нации и народы, постепенно стирающий традиционные границы и превращающий человечество в единую политическую систему

Мировое сообщество

все страны мира

ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ

По наличию письменности:

По степени социального расслоения:

По способу производства:

  • Дописьменные
  • Письменные
  • Простые
  • Сложные
  • Охотников и собирателей
  • Огородничества
  • Скотоводов
  • Земледельцев
  • Индустриальное

По форме собственности ОЭФ:

  • Первобытное
  • Рабовладельческое
  • Феодальное
  • капиталистическое

Типы обществ

Характерные черты

  • Сословное деление общества
  • Сельское хозяйство – основной вид деятельности
  • Преобладание сельского населения
  • Большая роль религии
  • Слабое развитие научных знаний

Традиционное

  • Классовое деление общества
  • Развитая промышленность
  • Преобладание городского населения
  • Большая роль науки и образования

Индустриальное

  • На превое место выступает — ЗНАНИЕ
  • Профессиональное деление общества
  • Преобладание сферы обслуживания
  • Ведущая роль науки и образования

Постиндустриальное

ПРИРОДА

В широком смысле

В узком смысле

Весь мир, всё существующее

БИОСФЕРА

оболочка Земли, охваченная жизнью

Экологические проблемы человечества

Вырубка лесов

Загрязнения воздуха

Загрязнения воды

Исчезновение животных и растений

Рост уровня потребления

Опустынивание почв

Рост бытовых отходов

Климатические изменения,

вызванные деятельностью человека

Экологические проблемы

Причины их вызвавшие

Загрязнения воздуха

  • Заводы, предприятия
  • Рост количества личного транспорта
  • Сжигание мусора (особенно резина и пластик)
  • Вырубка лесов

Загрязнения воды

  • Аварии при транспортировке нефти
  • Сброс отходов в реки, пруды, озёра

Исчезновение животных

  • Рост браконьерства

Опустынивание почв

  • Неправильное использование земельных ресурсов

Приведите примеры экологических проблем

ПРОГРЕССразвитие от низшего к высшему, от менее развитого к более развитому

Социальный прогресс

Культурный прогресс

Экономический прогресс

Технический прогресс

прогресс

Революция

Реформа

Полное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающая основы существующего социального строя

Частичное усовершенствование в какой – либо сфере жизни;

Постепенное преобразования, не затрагивающие основ существующего социального строя

  • Неолитическая революция
  • Промышленная революция
  • Пенсионная реформа
  • Реформа образования
  • Налоговая реформа
  • Реформа армии

ит. п.

  • Великая Французская революция
  • Велика Октябрьская революция

kopilkaurokov.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *