Плюсы и минусы предметного обучения в начальной школе
Внедрение предметного обучения — инновационный процесс, то есть обновление и изменение форм и способов обучения и воспитания для обеспечения эффективности образовательного процесса в соответствии с задачами, которые общество ставит перед системой образования. В нашей стране предметное обучение в начальной школе вводили неоднократно, в частности, в 60-70-е годы в связи с внедрением и апробацией системы обучения по Л.В.Занкову; в 90-е годы, когда активно развивались авторские школы; сегодня — для повышения качества образовательно-воспитательного процесса в связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Сегодня недостаточно просто обладать большим объемом знаний в разных областях, научно-технический прогресс очень стремителен, знания быстро устаревают, особую важность приобретают универсальные учебные действия, которые позволяют самостоятельно добывать знание, изменять его и применять сообразно условиям и обстоятельствам. Задача школы в целом и учителя в частности — так построить урок, чтобы ребенок мог не только воспринимать и воспроизводить информацию, а делать открытия, добывать знания самостоятельно. От учителя это требует существенно более глубокого знания самого предмета, творческого подхода к проектированию каждого урока, способности к созданию ситуаций, в которых дети могли бы делать открытия. Для создания таких условий и вводят предметное обучение в начальной школе. Какие плюсы оно имеет и какие задачи может решать, по мнению и опыту педагогов, успешно работающих в этой системе?Во-вторых, известно, что каждый человек имеет предпочтения в той или иной предметной области, учитель не исключение. Он может больше любить, например, русский язык и окружающий мир и не питать особой склонности к математике и точным наукам. Его предпочтения также могут сказываться на глубине преподавания менее любимых предметов, что будет ограничивать возможности в познании этой предметной области учеников, напротив, имеющих к ней склонности от природы.
В-третьих, более глубокое и организованное в развивающей традиции обучение предмету позволяет рано выявлять способности обучающихся, которые могут остаться незамеченными при традиционной форме обучения и ориентации на «среднего ученика».
В-четвертых, исключается субъективизм в оценивании ребенка. Если по каким-то причинам школьник не смог проявить себя по предмету или проявил себя с негативной стороны, за ним в условиях обучения одним учителем может закрепляться определенный имидж. Известно, что мнение учителя для учеников начальной школы — закон, оценку учителя подхватывают и транслируют одноклассники. В условиях предметного обучения у школьника есть больше шансов проявить себя на одном предмете независимо от его успехов или неудач в других.
Однако наряду с плюсами есть многие факты неудовлетворенности родителей опытом обучения их ребенка в такой форме. С чем в основном связаны их тревоги? Родители обращают внимание на то, что один учитель — это в первую очередь понятная система требований к ребенку и к семье, которая способствует адаптации ребенка к системе школьных правил, много учителей — разные требования, дети теряются и в результате не понимают, чего от них хотят. Родителей беспокоит, что «приходящий» учитель не так заинтересован в ребенке и его успехах, как один по всем предметам учитель начальной школы, он не знает особенностей детей, поэтому ограничен в возможности помочь ученику в случае затруднений. Как негативную сторону предметного обучения родители отмечают «бесхозность» класса, у которого нет «постоянного» учителя. О них никто не заботится, дети сами по себе. Родителям трудно получить обратную связь от педагогов, которые работают в классе — у всех разный график, приемные часы, в то время как с одним учителем поддерживать связь гораздо проще. Также мамы и папы беспокоятся о том, что каждый учитель, считая свой предмет основным, задает большой объем заданий, не считаясь, что по другим предметам тоже много работы. Все эти сложности действительно есть, когда в школе по каким-либо причинам не соблюдают условия эффективной организации предметного обучения в начальной школе. Однако важно понимать, что существуют возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка, которые также влияют на школьную успешность маленького ученика. Одному ребенку подходит инновационная форма предметного обучения, а другому будет комфортнее учиться с одной учительницей по менее интенсивной программе. Современные образовательные комплексы, где большая параллель классов начальной школы, дают родителю возможность выбора и формы обучения, и программы, и педагога начальной школы.
www.ug.ru
Предметное обучение в начальной школе
«Предметное преподавание в начальных классах»
Качество образования в современной школе во многом определяется умелой организацией образовательного процесса. Начальная школа как базовое звено образования должна формировать целостную систему универсальных учебных действий, следовательно — опыт самостоятельной деятельности обучающихся.
В начальной школе главной задачей учителя является формирование мотивации к учебной деятельности. «Научить детей учиться!» — это сложная задача. Именно от сформированности универсальных учебных действий в начальной школе зависит успешное обучение детей в старших классах. Ребенок должен учиться с радостью, получать удовольствие от познания, стремиться в школу. Конечно, от учителя, который проведёт в учебном классе первые школьные годы ученика, зависит очень многое. Но не менее важным является и подход (или метод) обучения, применяемый педагогическим коллективом начальной школы.
Пришло время стандартов нового поколения, и мы знаем достаточно о том, какие требования предъявляются сегодня к учителю начальных классов, но мало знаем о том, какие трудности он испытывает в условиях инновационных процессов.
Основными причинами появления данных проблем могут быть:
1. Недостаточный профессиональный рост учителя, неспособность некоторых учителей к интуитивному постижению нового и к педагогическим импровизациям; социально-психологические особенности учителей начальных классов.
2. Не секрет, что у учителя есть «любимые» и нелюбимые» предметы, что личные склонности учителя, его отношение к своему предмету сказываются на качестве и результатах обучения.
3. Преподавание нескольких предметов разной направленности одним учителем на высоком профессиональном уровне невозможно.
4. Отсутствие индивидуальной образовательной траектории и индивидуального развития каждого обучающегося.
5. Трудности адаптации пятиклассников в основной школе.
6. Традиционно в начальных классах все занятия ведет один учитель. В случае, если по каким то причинам ребенок не смог раскрыться, то ярлык «слабого» ученика сопровождает его на протяжении всего периода обучения у этого учителя. Неуспехи в одном предмете он не может компенсировать успехами в другом.
Замечено, что в случаях предоставления учителям начальной школы возможности выбора урока, одни из них всегда выбирают математику, другие – русский язык, третьи – труд. Это явный показатель предпочтительного отношения учителя к тому или иному учебному предмету. Следовательно, отношение учителя к предмету сказывается на качестве преподавания и результатах обучения. На высоком уровне преподавать русский язык, математику, познание мира, литературное чтение и труд одному учителю очень сложно.
Без преодоления указанных проблем невозможно обеспечить высокий уровень преподавания в начальной школе и подготовить учащихся к обучению на второй ступени основной школы, максимально развить и реализовать способности и склонности каждого учащегося. Необходимо иное содержание урока, которое нереально обеспечить при подготовке учителя к нескольким предметам разного цикла сразу.
Исходя из этого, учителя начальных классов нашей школы пришли к решению введения предметного преподавания в начальных классах.
Основная идея заключается в организации предметно-пространственной среды начальной школы в условиях внедрения новых ФГОС и базируется на положении о том, что организуя все компоненты образовательной среды, можно проектировать условия, необходимые для жизнедеятельности и эффективного развития всех участников образовательного процесса.
Задачи:
1. Создать условия профессионального роста учителя и эффективности его деятельности.
2. Перейти на новую систему обучения, соответствующую требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (научить обучающихся самим добывать знания).
3. Способствовать сотрудничеству учителя и ученика в процессе совместной познавательной и практической деятельности.
4. Развить устойчивую мотивацию к учению, способствующую успешности обучения.
5. Обеспечить овладение каждым обучающимся желаемого уровня развития универсальных учебных действий, уровня развития в соответствии с его возможностями.
Реализация предметно-пространственной среды в начальной школе позволит обеспечить качество образования в соответствии с требованиями ФГОС, а введение предметного обучения – преемственность в организации и содержании образовательного процесса в начальной и основной школе.
Предполагаем, что ученик, окончивший школу в системе предметного обучения, легко адаптируется при переходе от одной ступени обучения к другой, что в значительной степени разрешает проблемы преемственности.
Общение с несколькими учителями в учебном процессе значительно снизит подавляющее влияние личности одного педагога не только на эмоциональном состояние ребенка, но и его мировосприятие, положительно повлияет на формирование его мировоззрения. Ребенок научится общаться с различными людьми и жить в мире взрослых.
Предметное обучение в начальной школе поможет легко адаптироваться ко всем инновационным и традиционным формам организации УВП, создаст щадящие условия при переходе на вторую ступень обучения, обеспечит профессиональный рост учителей и эффективность их педагогической деятельности. Введение предметного обучения в начальной школе – станет важным условием в освоении новых технологий обучения.
Переход на предметное обучение позволит
Учащимся:
— в течение учебного года (учебных годов) адаптироваться к работе с учителями-предметниками.
— получить высокопрофессиональное сопровождение в течение всего учебного процесса.
Родителям:
— познакомиться с системой предметного обучения в начальной школе, в условиях максимально комфортных для их детей
Учителю:
— осмыслить новые задачи, стоящие перед начальной школой, которые изменились на уровне целеполагания;
— осуществить более глубокую проработку современных программ, охватить весь спектр учебников;
— высвободить время для более тщательного отбора учебного материала и подготовки дидактического обеспечения учебного процесса;
— повысить уровень преподавания и качества знаний учащихся.
В результате совершенствования педагогического мастерства учителей, роста их профессионализма повысится качество образовательного процесса в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов.
Педагогический коллектив школы, внедрив предметную систему обучения в начальных классах, рассматривает ее как современную, отвечающую требованиям сегодняшнего дня. Предметное обучение в начальной школе помогает легко адаптироваться учащимся младших классов ко всем инновационным и традиционным формам организации УВП, создает щадящие условия при переходе на вторую ступень обучения, обеспечивает профессиональный рост учителей и эффективность их педагогической деятельности. Как видим, предметное обучение в начальной школе – важное условие в освоении новой технологии обучения.
Литература
1. С.К.Исламгулова «Технологизация процесса обучения в школе: теория и опыт»,Алматы, 2003.
2. В.М.Монахов «Технологическая карта-паспорт проектируемого учебного процесса», Новокузнецк, 1996.
videouroki.net
Предметное обучение в начальной школе: за и против…
Рейтинг: 5 / 5
Предметное обучение в начальной школе: за и против…
Кудряшёва Марина Геннадьевна,
кандидат педагогических наук, методист
ГБОУ школа №655 Приморского района Санкт-Петербурга
Внедрение предметного обучения на уровне начального общего образования — инновационный процесс, означающий обновление и изменение форм и способов обучения и воспитания для обеспечения эффективности образовательного процесса в соответствии с задачами, которые общество ставит перед системой образования. В нашей стране предметное обучение в начальной школе вводили неоднократно, в частности, в 60-70-е годы в связи с внедрением и апробацией системы обучения по Л.В.Занкову; в 90-е годы, когда активно развивались авторские школы; сегодня — для повышения качества образовательного процесса в рамках реализации ФГОС. Сегодня в условиях научно-технического прогресса знания быстро устаревают, поэтому особую важность на уроке приобретают универсальные учебные действия, которые позволяют обучающимся самостоятельно добывать знание, изменять его и применять сообразно условиям и обстоятельствам. Задача школы в целом и учителя в частности — так построить урок, чтобы ребенок мог не только воспринимать и воспроизводить информацию, а делать открытия, добывать знания самостоятельно. От учителя это требует гораздо более глубокого знания самого предмета, творческого подхода к проектированию каждого урока, способности к созданию ситуаций, в которых дети могли бы делать открытия. Одна из форм организации учебной деятельности в начальной школе, отвечающая сегодняшнему дню — предметное обучение.
Критерии сопоставления систем обучения |
Один класс-один учитель |
Один класс – несколько учителей- предметников |
Изменение требований к учителю в соответствии с ФГОС — множество компетентностей: — предметная — общепедагогическая — управленческая — профессионально-коммуникативная, — компетенция в сфере инновационной деятельности — рефлексивная — информационно-коммуникативная
|
Учитель испытывает:
эмоциональные и психологические трудности, происходит «отставание «профессиональной деятельности от требований ФГОС |
Учитель: — умеет составить целостную образовательную программу на уровень обучения по предмету; — владеет формами и методами сопровождающего (тьюторского) обучения; — умеет подготовить качественную характеристику образовательных изменений ученика; — способен к личностному творческому росту, рефлексивной деятельности |
Результативность обучения («горизонтальный тематизм» — использование межпредметных связей) |
Учитель – «многостаночник» сложность формирования комплекса компетенций, потенциал межпредпметных связей используется не в полном объёме
|
— учитель – не «многостаночник», а мастер в «любимом» предмете · — «погружение» в предмет более ранняя предметная ориентации ребёнка — межпредметная интеграция систематизация содержания приводит к формированию целостной картины мира в сознании учащихся |
Проектно-исследовательская деятельность (развитие универсальных учебных действий – важнейшее требование ФГОС) |
Слабая предметная ориентация обучающихся низкая результативность участия детей школы в предметных конкурсах, олимпиадах, в проектно- исследовательской деятельности. |
— выявление и вовлечённостьбольшего количества мотивированных учащихся в проектно-исследовательскую деятельность, — продолжение работы с учеником во внеурочной деятельности
|
Проблема преемственности на школьном и личностном уровне |
В пятом классе ребенок переживает острый кризисный период, на подходе подростковый возраст. Попадает в непривычную среду, когда появляется много учителей, которые считают свой предмет главным и предъявляют высокие требования. Ребенок не выдерживает давления, резко падает интерес к учебе. |
— значительное снижение школьных, личностных трудностей при переходе в среднюю школу |
Система отношений «учитель-ученик», способствующая развитию УУД |
Ученик ограничен общением только с одним учителем
|
— новый характер взаимоотношений личности нескольких учителей и ученика более успешная социальная адаптация |
Субъективизм оценивания ученика сказывается на его учебной мотивации |
У ученика есть больше шансов проявить себя на одном предмете независимо от его успехов или неудач в другом. |
Однако, наряду с плюсами есть многие факты неудовлетворенности родителей опытом обучения их ребенка в такой форме. С чем в основном связаны их тревоги? Родители обращают внимание на то, что один учитель — это в первую очередь понятная система требований к ребенку и к семье, которая способствует адаптации ребенка к системе школьных правил, много учителей — разные требования, дети теряются и в результате не сразу понимают, чего от них хотят. Родителей беспокоит, что «приходящий» учитель не так заинтересован в ребенке и его успехах, как один по всем предметам учитель начальной школы, поскольку не знает особенностей детей и, следовательно, ограничен в возможности помочь ученику в случае затруднений. Родителям трудно получить своевременную обратную связь от всех педагогов, которые работают в классе — у всех разный график, приемные часы, в то время как с одним учителем поддерживать связь гораздо проще. Также мамы и папы беспокоятся о том, что каждый учитель, считая свой предмет основным, много задает на дом, не считаясь, что по другим предметам тоже много работы. Все эти сложности действительно есть, когда в школе по каким-либо причинам не соблюдают условия эффективной организации предметного обучения в начальной школе. Однако важно понимать, что существуют возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка, которые также влияют на школьную успешность маленького ученика. Одному ребенку подходит инновационная форма предметного обучения, а другому будет комфортнее учиться с одной учительницей с менее интенсивной психологической нагрузкой. В условиях крупных образовательных комплексов сегодня (многочисленные параллели классов начальной школы) у родителей есть возможность выбора и формы обучения, и программы, и педагога (педагогов) начальной школы.
При подготовке статьи автором использованы собственные данные административного родительского и учительского мониторинга, проводившегося в нескольких образовательных комплексах г. Москвы, реализующих предметное обучение в начальной школе.
ext.spb.ru
Предметное обучение в начальной школе как инновационная система, соответствующая требованиям ФГОС
Предметное обучение в начальной школе как инновационная система, соответствующая требованиям ФГОС
Никифорова Анна Дмитриевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Тандинская СОШ».
Актуальность темы
Школьное образование определяет всю последующую жизнь обучающихся. Следовательно, чтобы вся последующая жизнь ребёнка была успешна, необходимо, чтобы он учился в хорошей школе. Понятие «школа» сцеплено с понятием «школьное образование», далее следуют «школьные знания», «обучение», «урок», «учитель» … Рядом находятся обычно ассоциирующиеся с «обучением» понятия: «воспитание», «личностное развитие».
Качество образования в современной школе во многом определяется умелой организацией образовательного процесса. Школа 21 века призвана ориентировать не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и развитие личности, познавательных и созидательных способностей. Начальная школа как базовое звено образования должна формировать целостную систему универсальных учебных действий, следовательно, — опыт самостоятельной деятельности обучающихся.
В начальной школе главной задачей педагогов является формирование мотивации к учебной деятельности. «Научить детей учиться» — это сложная задача. Именно от сформированности универсальных учебных действий в начальной школе зависит успешное обучение детей в старших классах. Ребенок должен учиться с радостью, получать удовольствие от познания, стремиться в школу. Конечно, от учителя, который проведёт в учебном классе первые школьные годы ученика, зависит очень многое. Но не менее важным является и подход (или метод) обучения, применяемый педагогическим коллективом начальной школы.
На протяжении многих лет в школе существовала традиционная система обучения, многие учителя десятилетиями «шлифовали» свое мастерство и чувствовали себя в этой системе комфортно. Стало очевидным нежелание учителя менять что-либо в самом процессе преподавания, в форме организации учебно-воспитательного процесса. Пришло время стандартов нового поколения, и теперь мы знаем вполне достаточно о том, какие требования предъявляются сегодня к учителю начальных классов, но мало знаем о том, какие трудности он испытывает в условиях инновационных процессов.
Преемственность между начальной и основной школами является еще одной проблемой, причем федерального уровня: мало сквозных учебников, а учителю сложно простроить программу самому; авторы учебников не учитывают также уровень сложности изучения материала на предыдущем этапе. Развивается проблема преемственности на школьном и личностном уровне. В пятом классе ребенок переживает острый кризисный период, на подходе подростковый возраст. В то же время он попадает в непривычную среду, когда появляется много учителей, которые считают свой предмет главным и нередко предъявляют высокие требования. Ребенок не выдерживает давления, у него резко падает интерес к учебе.
Проанализировав сложившуюся ситуацию, я выделила основные проблемы, назревшие в организации образовательного процесса начальной школы:
1. Недостаточный профессиональный рост учителя.
2. Слабое мотивационное обеспечение урока: недостаточное стимулирование любознательности, познавательных интересов и способностей обучающихся.
3. Отсутствие предметной ориентации обучающихся.
Основные, на мой взгляд, причины появления данных проблем заключаются в следующем:
1. Недостаточный профессиональный рост учителя заключается в следующем:
— неспособность некоторых учителей к интуитивному постижению нового и к педагогическим импровизациям;
— не созданы условия мотивационной готовности учителя к росту, к поиску, как следствие, отсутствие внутренней мотивации к росту профессионального мастерства;
— социально-психологические особенности учителей начальных классов.
2. Большую роль в успешном освоении знаний, адаптации ребенка играет личность учителя. Не секрет, что у учителя есть «любимые» и нелюбимые» предметы, что личные склонности учителя, его отношение к своему предмету сказываются на качестве и результатах обучения.
3. Преподавание нескольких предметов разной направленности одним учителем на высоком профессиональном уровне невозможно, как и ведение внеурочной и исследовательской деятельности по всем предметам.
3. Отсутствие индивидуальной образовательной траектории и индивидуального развития каждого обучающегося.
Традиционно в начальных классах все занятия ведет один учитель. В случае, если по каким-то причинам ребенок не смог раскрыться, то ярлык «слабого» ученика сопровождает его на протяжении всего периода обучения у этого учителя. Неуспехи в одном предмете он не может компенсировать успехами в другом.
Без преодоления указанных проблем невозможно обеспечить высокий уровень преподавания в начальной школе и подготовить учащихся к обучению на второй ступени основной школы, максимально развить и реализовать способности и склонности каждого учащегося.
Таким образом, переход из начальной школы на вторую ступень обучения влияет на всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, педагогов.
Поиски путей решения этих важных проблем привели к возникновению идеи инновационной деятельности: введения предметного преподавания в начальных классах.
Цель: создание условий для успешности обучения через предметное преподавание в начальной школе и в классах II ступени.
Гипотеза: если в школе будет разработаны соответствующие условия, в том числе и кадровые, для модернизации организационных форм учебно-воспитательного процесса, введены инновационные способы мотивации и обеспечения деятельности ученика и учителя, которые позволят обеспечить высокий уровень преподавания, подготовить учащихся к обучению на первой и второй ступени основной школы через предметное преподавание, то это позволит повысить качество организации учебно-воспитательного процесса, решить проблему повышения качества образования, преемственности и адаптации в школе.
Задачи:
1. Создать мотивационное поле для профессионального роста учителя и эффективности его деятельности.
2. Перейти на новую систему обучения, соответствующую требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (научить обучающихся самим добывать знания).
3. Способствовать сотрудничеству учителя и ученика в процессе совместной познавательной и практической деятельности.
4. Развить устойчивую мотивацию к учению, способствующую успешности обучения.
5. Обеспечить овладение каждым обучающимся желаемого уровня развития универсальных учебных действий, уровня развития в соответствии с его возможностями.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДМЕТНОГО ОБУЧЕНИЯ
Введение предметного обучения в начальных классах позволило:
Учителю
Выполнить полностью по всем учебным предметам государственную программу (практическую и теоретическую части).
Появилась возможность более качественно готовиться к уроку.
Более тщательнее проводить сравнительный анализ эффективности уроков и успешности обучения. (т.к.ведет свой курс сразу на начальной ступени обучения, следовательно, учитель может провести быструю корректировку урока).
Высвободить больше времени для дополнительной работы с учениками. (учителя имели возможность вести предметный кружок, а также проводить образовательные события с параллелью).
Отследить одаренных учащихся (участие в различных викторинах, интеллектуальных играх, тем самым мотивируя учеников к обучению).
Использовать новые современные технологии в обучении.
Повысилось качество обучения (русский язык более 70%, математика более 80%, литературное чтение 90%), т.к. учитель начальных классов специализировался на преподавании одного учебного предмета.
Участвовать на конференциях разного уровня. (учителя поделились опытом своей работы на школьном ШМО, городских проблемных группах, школьной, муниципальной методической конференции , педсоветах).
Пополнить портфолио учителя.
Сплотить учащихся всей параллели для проведения различных внеурочных мероприятий.
Также такая форма обучения помогла совершенствовать воспитательную работу, проводимую во внеурочное время, так как учитель-предметник имеет возможность более квалифицированно и содержательно готовить внеурочные мероприятия.
Ученику.
Адаптироваться ко всем инновационным и традиционным формам организации учебно-воспитательного процесса.
Изменить в лучшую сторону отношение к учебе.
Повысить ответственность, самостоятельность и поднять собственную самооценку.
Предметное обучение способствует возникновению нового характера взаимоотношений учителя и ученика.
Расширить кругозор учащихся, т.к. он не ограничен общением только с одним учителем.
Расширить границы участия в интеллектуальных играх, проектных и исследовательских работах разного уровня (дети в течение года занимали призовые места в интеллектуальных играх, марафонах, олимпиадах).
К концу первого полугодия у многих учеников произошла дифференциация предметов.
Повысить успеваемость по предметам( увеличилось количество отличников 7отличников из 67, 54 ученика закончили год на «4» и «5»).
Родителям:
Как известно, для младшеклассников родители часто подбирают не «школу», а учителя, теперь они получили возможность работать с несколькими учителями.
Расширить кругозор, т.к. родитель не ограничен общением только с одним учителем», а также имеет возможность участвовать вместе с детьми в мероприятиях различного уровня.
Увидеть в своём ребенке изменения в развитии личности, отношении к учёбе.
Предметное обучение в начальной школе поможет легко адаптироваться ко всем инновационным и традиционным формам организации учебно-воспитательного процесса, создаст щадящие условия при переходе на вторую ступень обучения. Надеемся, что введение предметного обучения в начальной школе – станет важным условием в освоении новых технологий обучения.
kopilkaurokov.ru
Предметное обучение в начальной школе как инновационная система, соответствующая требованиям ФГОС
Предметное обучение в начальной школе как инновационная система, соответствующая требованиям ФГОС
Актуальность темы
Школьное образование определяет всю последующую жизнь обучающихся. Следовательно, чтобы вся последующая жизнь ребёнка была успешна, необходимо, чтобы он учился в хорошей школе. Понятие «школа» сцеплено с понятием «школьное образование», далее следуют «школьные знания», «обучение», «урок», «учитель» … Рядом находятся обычно ассоциирующиеся с «обучением» понятия: «воспитание», «личностное развитие».
Качество образования в современной школе во многом определяется умелой организацией образовательного процесса. Школа 21 века призвана ориентировать не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и развитие личности, познавательных и созидательных способностей. Начальная школа как базовое звено образования должна формировать целостную систему универсальных учебных действий, следовательно, — опыт самостоятельной деятельности обучающихся.
В начальной школе главной задачей педагогов является формирование мотивации к учебной деятельности. «Научить детей учиться» — это сложная задача. Именно от сформированности универсальных учебных действий в начальной школе зависит успешное обучение детей в старших классах. Ребенок должен учиться с радостью, получать удовольствие от познания, стремиться в школу. Конечно, от учителя, который проведёт в учебном классе первые школьные годы ученика, зависит очень многое. Но не менее важным является и подход (или метод) обучения, применяемый педагогическим коллективом начальной школы.
На протяжении многих лет в школе существовала традиционная система обучения, многие учителя десятилетиями «шлифовали» свое мастерство и чувствовали себя в этой системе комфортно. Стало очевидным нежелание учителя менять что-либо в самом процессе преподавания, в форме организации учебно-воспитательного процесса. Пришло время стандартов нового поколения, и теперь мы знаем вполне достаточно о том, какие требования предъявляются сегодня к учителю начальных классов, но мало знаем о том, какие трудности он испытывает в условиях инновационных процессов.
Преемственность между начальной и основной школами является еще одной проблемой, причем федерального уровня: мало сквозных учебников, а учителю сложно простроить программу самому; авторы учебников не учитывают также уровень сложности изучения материала на предыдущем этапе. Развивается проблема преемственности на школьном и личностном уровне. В пятом классе ребенок переживает острый кризисный период, на подходе подростковый возраст. В то же время он попадает в непривычную среду, когда появляется много учителей, которые считают свой предмет главным и нередко предъявляют высокие требования. Ребенок не выдерживает давления, у него резко падает интерес к учебе.
Проанализировав сложившуюся ситуацию, я выделила основные проблемы, назревшие в организации образовательного процесса начальной школы:
1. Недостаточный профессиональный рост учителя.
2. Слабое мотивационное обеспечение урока: недостаточное стимулирование любознательности, познавательных интересов и способностей обучающихся.
3. Отсутствие предметной ориентации обучающихся.
Основные, на мой взгляд, причины появления данных проблем заключаются в следующем:
1. Недостаточный профессиональный рост учителя заключается в следующем:
— неспособность некоторых учителей к интуитивному постижению нового и к педагогическим импровизациям;
— не созданы условия мотивационной готовности учителя к росту, к поиску, как следствие, отсутствие внутренней мотивации к росту профессионального мастерства;
— социально-психологические особенности учителей начальных классов.
2. Большую роль в успешном освоении знаний, адаптации ребенка играет личность учителя. Не секрет, что у учителя есть «любимые» и нелюбимые» предметы, что личные склонности учителя, его отношение к своему предмету сказываются на качестве и результатах обучения.
3. Преподавание нескольких предметов разной направленности одним учителем на высоком профессиональном уровне невозможно, как и ведение внеурочной и исследовательской деятельности по всем предметам.
3. Отсутствие индивидуальной образовательной траектории и индивидуального развития каждого обучающегося.
Традиционно в начальных классах все занятия ведет один учитель. В случае, если по каким-то причинам ребенок не смог раскрыться, то ярлык «слабого» ученика сопровождает его на протяжении всего периода обучения у этого учителя. Неуспехи в одном предмете он не может компенсировать успехами в другом.
Без преодоления указанных проблем невозможно обеспечить высокий уровень преподавания в начальной школе и подготовить учащихся к обучению на второй ступени основной школы, максимально развить и реализовать способности и склонности каждого учащегося.
Таким образом, переход из начальной школы на вторую ступень обучения влияет на всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, педагогов.
Поиски путей решения этих важных проблем привели к возникновению идеи инновационной деятельности: введения предметного преподавания в начальных классах.
Цель: создание условий для успешности обучения через предметное преподавание в начальной школе и в классах II ступени.
Гипотеза: если в школе будет разработаны соответствующие условия, в том числе и кадровые, для модернизации организационных форм учебно-воспитательного процесса, введены инновационные способы мотивации и обеспечения деятельности ученика и учителя, которые позволят обеспечить высокий уровень преподавания, подготовить учащихся к обучению на первой и второй ступени основной школы через предметное преподавание, то это позволит повысить качество организации учебно-воспитательного процесса, решить проблему повышения качества образования, преемственности и адаптации в школе.
Задачи:
1. Создать мотивационное поле для профессионального роста учителя и эффективности его деятельности.
2. Перейти на новую систему обучения, соответствующую требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (научить обучающихся самим добывать знания).
3. Способствовать сотрудничеству учителя и ученика в процессе совместной познавательной и практической деятельности.
4. Развить устойчивую мотивацию к учению, способствующую успешности обучения.
5. Обеспечить овладение каждым обучающимся желаемого уровня развития универсальных учебных действий, уровня развития в соответствии с его возможностями.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДМЕТНОГО ОБУЧЕНИЯ
Введение предметного обучения в начальных классах позволило:
Учителю
Выполнить полностью по всем учебным предметам государственную программу (практическую и теоретическую части).
Появилась возможность более качественно готовиться к уроку.
Более тщательнее проводить сравнительный анализ эффективности уроков и успешности обучения. (т.к.ведет свой курс сразу на начальной ступени обучения, следовательно, учитель может провести быструю корректировку урока).
Высвободить больше времени для дополнительной работы с учениками. (учителя имели возможность вести предметный кружок, а также проводить образовательные события с параллелью).
Отследить одаренных учащихся (участие в различных викторинах, интеллектуальных играх, тем самым мотивируя учеников к обучению).
Использовать новые современные технологии в обучении.
Повысилось качество обучения (русский язык более 70%, математика более 80%, литературное чтение 90%), т.к. учитель начальных классов специализировался на преподавании одного учебного предмета.
Участвовать на конференциях разного уровня. (учителя поделились опытом своей работы на школьном ШМО, городских проблемных группах, школьной, муниципальной методической конференции , педсоветах).
Пополнить портфолио учителя.
Сплотить учащихся всей параллели для проведения различных внеурочных мероприятий.
Также такая форма обучения помогла совершенствовать воспитательную работу, проводимую во внеурочное время, так как учитель-предметник имеет возможность более квалифицированно и содержательно готовить внеурочные мероприятия.
Ученику.
Адаптироваться ко всем инновационным и традиционным формам организации учебно-воспитательного процесса.
Изменить в лучшую сторону отношение к учебе.
Повысить ответственность, самостоятельность и поднять собственную самооценку.
Предметное обучение способствует возникновению нового характера взаимоотношений учителя и ученика.
Расширить кругозор учащихся, т.к. он не ограничен общением только с одним учителем.
Расширить границы участия в интеллектуальных играх, проектных и исследовательских работах разного уровня (дети в течение года занимали призовые места в интеллектуальных играх, марафонах, олимпиадах).
К концу первого полугодия у многих учеников произошла дифференциация предметов.
Повысить успеваемость по предметам( увеличилось количество отличников 7отличников из 67, 54 ученика закончили год на «4» и «5»).
Родителям:
Как известно, для младшеклассников родители часто подбирают не «школу», а учителя, теперь они получили возможность работать с несколькими учителями.
Расширить кругозор, т.к. родитель не ограничен общением только с одним учителем», а также имеет возможность участвовать вместе с детьми в мероприятиях различного уровня.
Увидеть в своём ребенке изменения в развитии личности, отношении к учёбе.
Предметное обучение в начальной школе поможет легко адаптироваться ко всем инновационным и традиционным формам организации учебно-воспитательного процесса, создаст щадящие условия при переходе на вторую ступень обучения. Надеемся, что введение предметного обучения в начальной школе – станет важным условием в освоении новых технологий обучения.
multiurok.ru
Предметное обучение в начальной школе как инновационная система, соответствующая требованиям ФГОС
Предметное обучение в начальной школе как инновационная система, соответствующая требованиям ФГОС
Никифорова Анна Дмитриевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Тандинская СОШ»
Республика Саха (Якутия), Усть-Алданский район.
Актуальность темы
Школьное образование определяет всю последующую жизнь обучающихся. Следовательно, чтобы вся последующая жизнь ребёнка была успешна, необходимо, чтобы он учился в хорошей школе. Понятие «школа» сцеплено с понятием «школьное образование», далее следуют «школьные знания», «обучение», «урок», «учитель»… Рядом находятся обычно ассоциирующиеся с «обучением» понятия: «воспитание», «личностное развитие».
Качество образования в современной школе во многом определяется умелой организацией образовательного процесса. Школа 21 века призвана ориентировать не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и развитие личности, познавательных и созидательных способностей. Начальная школа как базовое звено образования должна формировать целостную систему универсальных учебных действий, следовательно, — опыт самостоятельной деятельности обучающихся.
В начальной школе главной задачей педагогов является формирование мотивации к учебной деятельности. «Научить детей учиться» — это сложная задача. Именно от сформированности универсальных учебных действий в начальной школе зависит успешное обучение детей в старших классах. Ребенок должен учиться с радостью, получать удовольствие от познания, стремиться в школу. Конечно, от учителя, который проведёт в учебном классе первые школьные годы ученика, зависит очень многое. Но не менее важным является и подход (или метод) обучения, применяемый педагогическим коллективом начальной школы.
На протяжении многих лет в школе существовала традиционная система обучения, многие учителя десятилетиями «шлифовали» свое мастерство и чувствовали себя в этой системе комфортно. Стало очевидным нежелание учителя менять что-либо в самом процессе преподавания, в форме организации учебно-воспитательного процесса. Пришло время стандартов нового поколения, и теперь мы знаем вполне достаточно о том, какие требования предъявляются сегодня к учителю начальных классов, но мало знаем о том, какие трудности он испытывает в условиях инновационных процессов.
Преемственность между начальной и основной школами является еще одной проблемой, причем федерального уровня: мало сквозных учебников, а учителю сложно простроить программу самому; авторы учебников не учитывают также уровень сложности изучения материала на предыдущем этапе. Развивается проблема преемственности на школьном и личностном уровне. В пятом классе ребенок переживает острый кризисный период, на подходе подростковый возраст. В то же время он попадает в непривычную среду, когда появляется много учителей, которые считают свой предмет главным и нередко предъявляют высокие требования. Ребенок не выдерживает давления, у него резко падает интерес к учебе.
www.prodlenka.org
Предметное обучение в начальной школе как инновационная система, соответствующая требованиям ФГОС
Предметное обучение в начальной школе как инновационная система, соответствующая требованиям ФГОС
Актуальность темы
Школьное образование определяет всю последующую жизнь обучающихся. Следовательно, чтобы вся последующая жизнь ребёнка была успешна, необходимо, чтобы он учился в хорошей школе. Понятие «школа» сцеплено с понятием «школьное образование», далее следуют «школьные знания», «обучение», «урок», «учитель» … Рядом находятся обычно ассоциирующиеся с «обучением» понятия: «воспитание», «личностное развитие».
Качество образования в современной школе во многом определяется умелой организацией образовательного процесса. Школа 21 века призвана ориентировать не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и развитие личности, познавательных и созидательных способностей. Начальная школа как базовое звено образования должна формировать целостную систему универсальных учебных действий, следовательно, — опыт самостоятельной деятельности обучающихся.
В начальной школе главной задачей педагогов является формирование мотивации к учебной деятельности. «Научить детей учиться» — это сложная задача. Именно от сформированности универсальных учебных действий в начальной школе зависит успешное обучение детей в старших классах. Ребенок должен учиться с радостью, получать удовольствие от познания, стремиться в школу. Конечно, от учителя, который проведёт в учебном классе первые школьные годы ученика, зависит очень многое. Но не менее важным является и подход (или метод) обучения, применяемый педагогическим коллективом начальной школы.
На протяжении многих лет в школе существовала традиционная система обучения, многие учителя десятилетиями «шлифовали» свое мастерство и чувствовали себя в этой системе комфортно. Стало очевидным нежелание учителя менять что-либо в самом процессе преподавания, в форме организации учебно-воспитательного процесса. Пришло время стандартов нового поколения, и теперь мы знаем вполне достаточно о том, какие требования предъявляются сегодня к учителю начальных классов, но мало знаем о том, какие трудности он испытывает в условиях инновационных процессов.
Преемственность между начальной и основной школами является еще одной проблемой, причем федерального уровня: мало сквозных учебников, а учителю сложно простроить программу самому; авторы учебников не учитывают также уровень сложности изучения материала на предыдущем этапе. Развивается проблема преемственности на школьном и личностном уровне. В пятом классе ребенок переживает острый кризисный период, на подходе подростковый возраст. В то же время он попадает в непривычную среду, когда появляется много учителей, которые считают свой предмет главным и нередко предъявляют высокие требования. Ребенок не выдерживает давления, у него резко падает интерес к учебе.
Проанализировав сложившуюся ситуацию, я выделила основные проблемы, назревшие в организации образовательного процесса начальной школы:
1. Недостаточный профессиональный рост учителя.
2. Слабое мотивационное обеспечение урока: недостаточное стимулирование любознательности, познавательных интересов и способностей обучающихся.
3. Отсутствие предметной ориентации обучающихся.
Основные, на мой взгляд, причины появления данных проблем заключаются в следующем:
1. Недостаточный профессиональный рост учителя заключается в следующем:
— неспособность некоторых учителей к интуитивному постижению нового и к педагогическим импровизациям;
— не созданы условия мотивационной готовности учителя к росту, к поиску, как следствие, отсутствие внутренней мотивации к росту профессионального мастерства;
— социально-психологические особенности учителей начальных классов.
2. Большую роль в успешном освоении знаний, адаптации ребенка играет личность учителя. Не секрет, что у учителя есть «любимые» и нелюбимые» предметы, что личные склонности учителя, его отношение к своему предмету сказываются на качестве и результатах обучения.
3. Преподавание нескольких предметов разной направленности одним учителем на высоком профессиональном уровне невозможно, как и ведение внеурочной и исследовательской деятельности по всем предметам.
3. Отсутствие индивидуальной образовательной траектории и индивидуального развития каждого обучающегося.
Традиционно в начальных классах все занятия ведет один учитель. В случае, если по каким-то причинам ребенок не смог раскрыться, то ярлык «слабого» ученика сопровождает его на протяжении всего периода обучения у этого учителя. Неуспехи в одном предмете он не может компенсировать успехами в другом.
Без преодоления указанных проблем невозможно обеспечить высокий уровень преподавания в начальной школе и подготовить учащихся к обучению на второй ступени основной школы, максимально развить и реализовать способности и склонности каждого учащегося.
Таким образом, переход из начальной школы на вторую ступень обучения влияет на всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, педагогов.
Поиски путей решения этих важных проблем привели к возникновению идеи инновационной деятельности: введения предметного преподавания в начальных классах.
Цель: создание условий для успешности обучения через предметное преподавание в начальной школе и в классах II ступени.
Гипотеза: если в школе будет разработаны соответствующие условия, в том числе и кадровые, для модернизации организационных форм учебно-воспитательного процесса, введены инновационные способы мотивации и обеспечения деятельности ученика и учителя, которые позволят обеспечить высокий уровень преподавания, подготовить учащихся к обучению на первой и второй ступени основной школы через предметное преподавание, то это позволит повысить качество организации учебно-воспитательного процесса, решить проблему повышения качества образования, преемственности и адаптации в школе.
Задачи:
1. Создать мотивационное поле для профессионального роста учителя и эффективности его деятельности.
2. Перейти на новую систему обучения, соответствующую требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (научить обучающихся самим добывать знания).
3. Способствовать сотрудничеству учителя и ученика в процессе совместной познавательной и практической деятельности.
4. Развить устойчивую мотивацию к учению, способствующую успешности обучения.
5. Обеспечить овладение каждым обучающимся желаемого уровня развития универсальных учебных действий, уровня развития в соответствии с его возможностями.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДМЕТНОГО ОБУЧЕНИЯ
Введение предметного обучения в начальных классах позволило:
Учителю
Выполнить полностью по всем учебным предметам государственную программу (практическую и теоретическую части).
Появилась возможность более качественно готовиться к уроку.
Более тщательнее проводить сравнительный анализ эффективности уроков и успешности обучения. (т.к.ведет свой курс сразу на начальной ступени обучения, следовательно, учитель может провести быструю корректировку урока).
Высвободить больше времени для дополнительной работы с учениками. (учителя имели возможность вести предметный кружок, а также проводить образовательные события с параллелью).
Отследить одаренных учащихся (участие в различных викторинах, интеллектуальных играх, тем самым мотивируя учеников к обучению).
Использовать новые современные технологии в обучении.
Повысилось качество обучения (русский язык более 70%, математика более 80%, литературное чтение 90%), т.к. учитель начальных классов специализировался на преподавании одного учебного предмета.
Участвовать на конференциях разного уровня. (учителя поделились опытом своей работы на школьном ШМО, городских проблемных группах, школьной, муниципальной методической конференции , педсоветах).
Пополнить портфолио учителя.
Сплотить учащихся всей параллели для проведения различных внеурочных мероприятий.
Также такая форма обучения помогла совершенствовать воспитательную работу, проводимую во внеурочное время, так как учитель-предметник имеет возможность более квалифицированно и содержательно готовить внеурочные мероприятия.
Ученику.
Адаптироваться ко всем инновационным и традиционным формам организации учебно-воспитательного процесса.
Изменить в лучшую сторону отношение к учебе.
Повысить ответственность, самостоятельность и поднять собственную самооценку.
Предметное обучение способствует возникновению нового характера взаимоотношений учителя и ученика.
Расширить кругозор учащихся, т.к. он не ограничен общением только с одним учителем.
Расширить границы участия в интеллектуальных играх, проектных и исследовательских работах разного уровня (дети в течение года занимали призовые места в интеллектуальных играх, марафонах, олимпиадах).
К концу первого полугодия у многих учеников произошла дифференциация предметов.
Повысить успеваемость по предметам( увеличилось количество отличников 7отличников из 67, 54 ученика закончили год на «4» и «5»).
Родителям:
Как известно, для младшеклассников родители часто подбирают не «школу», а учителя, теперь они получили возможность работать с несколькими учителями.
Расширить кругозор, т.к. родитель не ограничен общением только с одним учителем», а также имеет возможность участвовать вместе с детьми в мероприятиях различного уровня.
Увидеть в своём ребенке изменения в развитии личности, отношении к учёбе.
Предметное обучение в начальной школе поможет легко адаптироваться ко всем инновационным и традиционным формам организации учебно-воспитательного процесса, создаст щадящие условия при переходе на вторую ступень обучения. Надеемся, что введение предметного обучения в начальной школе – станет важным условием в освоении новых технологий обучения.
multiurok.ru