Вопросительные предложения в русском языке. Примеры
В русском языке вопросительное предложение содержит вопрос и оформляется с помощью различных средств: интонации, логического ударения, порядка слов, вопросительных частиц, местоимений и наречий.
По цели высказывания предложения бывают повествовательными, вопросительными и побудительными. Каждый из этих видов предложений характеризуется определенной целью высказывания и особой интонацией.
Что такое вопросительное предложение?
Как понятно из самого названия, вопросительное предложение содержит в себе прямой вопрос. Собеседник с помощью такого высказывания пытается получить определенную информацию, которая интересует его в момент речи или безотносительно ко времени.
Дождь идет на улице?
Это вопросительное предложение оформлено с помощью особой интонации, которая повышается в его конце, и соответствующего завершающего пунктуационного знака — вопросительного знака.
Такое предложение можно легко превратить в повествовательное, изменив интонацию его произношения:
Дождь идет на улице.
Задавая вопрос, говорящий спрашивает о чем-то неизвестном ему или же хочет получить подтверждение или отрицание высказанной им мысли:
Я могу надеяться на твою помощь?
Что ещё стало известно об этом событии?
Способы оформления вопросительного предложения
Определив, что такое вопросительное предложение, уже был затронут один из важных аспектов вопросительного предложения — это интонация.
1. Для вопросительных предложений характерна особая, с повышением голоса вопросительная интонация. Она является ярким, эмоциональным средством выражения вопросительности. Интонационно в предложении выделяется главное по смыслу слово.
Понаблюдаем:
Мы идем сейчас в парк? (Идем или отложим на некоторое время)
Мы идем сейчас в парк? (Сейчас или позже)
Мы идем сейчас в парк? (В парк или в другое место).
Такое выделение голосом определенного слова, важного для смысла вопросительного предложения, называется логическим ударением.
2. Кроме интонации и логического ударения, в вопросительном предложении используются вопросительные частицы и определенный порядок слов, чаще обратный:
Не пойти ли нам погулять?
Неужели нельзя было подготовиться к занятию лучше?
Разве ты об этом ничего не читал?
Обратим внимание, что то, о чем спрашивается, находится в конце высказывания.
3. Вопросительность создается с помощью вопросительных местоимений и наречий.
Кто знает ответ на заданный вопрос?
О чем вы тут шушукаетесь?
Для чего используется этот прибор?
Где тут аварийный выход?
Куда вы направляетесь?
Зачем вам брать с собой столько вещей?
Восклицательные и невосклицательные вопросительные предложения
По эмоциональной оценке вопросительные предложения бывают невосклицательные и восклицательные.
Иногда в предложении к вопросительной интонации присоединяется дополнительный оттенок выраженного сильного чувства — недоумения, удивления, страха, ужаса и пр.
Такое вопросительное предложение по силе выраженного чувства становится восклицательным.
Сравним:
Ты уже покидаешь нас?
Как, ты уже покидаешь нас?!
В конце вопросительного предложения, содержащего сопутствующее чувство, ставятся два завершающих знака препинания — вопросительный и восклицательный знаки.
Риторический вопрос
Некоторые вопросительные предложения не требуют ответа на содержащийся в них вопрос, а только привлекают внимание собеседника к поставленной проблеме, к теме обсуждения. Такие предложения содержат риторический вопрос.
Как же не заблудиться в мире прекрасных мелодий?
По сути это утвердительное по смыслу предложение, оформленное в виде риторического вопроса.
Можно легко заблудиться в мире прекрасных мелодий.
Сравните:
Кто же не знает об этом нашумевшем фильме?
Многие знают об этом нашумевшем фильме.
Примеры вопросительных предложений из художественной литературы
-Ты где пропадал? — спросил его Туман.
-А в Москву ходил к барину (И. С. Тургенев. Записки охотника).
-Кто ты такой и зачем таскаешься под дверями? — произнес кузнец посуровее прежнего и подойдя ближе (Н. В. Гоголь. Ночь перед Рождеством).
-Скоро ли станция, ямщик? (В. Г. Короленко. Чудная).
-Неужели я был такой? — думал Нехлюдов, продолжая свой путь к адвокату (Л. Н. Толстой. Воскресение).
И что меня вчера понесло на мельницу? Что мне там понадобилось? (В. В. Вересаев. Порыв).
Что это? Неужели нашелся кто-то, кто переживал теперь то же самое, что я? Сомнений быть не могло: перед ним эта ночь стояла такой же мучительною и неразрешимою загадкою, как передо мною (В. В. Вересаев. Загадка).
Куда же идти? Местность была совсем незнакомая. Карельская тайга — это не шутка (Г. Скребицкий).
russkiiyazyk.ru
Образование вопросов в русском языке
Существует мнение о том, что больше всего вопросов в мире задают именно дети, поскольку, развиваясь, они многое хотят для себя открыть, понять что и как работает. Однако не только дети часто употребляют вопросы. Все люди, которые так или иначе вступают в диалог при общении, вынуждены прибегать к помощи вопросов.
Если мы хотим выяснить какую-либо информацию, спросить как кого-то зовут, сколько ему лет, что он любит и чем занимается, нам приходится использовать вопросы. Общение просто невозможно без вопросов и ответов.
Вопросно-ответная структура — это чрезвычайно важный и необходимый элемент человеческого общения, а также мышления. Однако, вопросы можно задавать не только кому-то, но даже себе.
Вопросы выполняют две основные функции: познавательную и коммуникативную.
Вопрос чаще всего заключает в себе просьбу или же требование какой-то информации.
Интересно то, что вопрос обладает довольно сильным активизирующим воздействием на слушателя. Он оживляет речь, привлекает внимание аудитории, вызывая у нее интерес, пробуждая инициативу, а также стремление активно участвовать в коллективном размышлении. В споре, точно также как и в любом другом виде речевого общения, ведущая роль принадлежит именно вопросу.
По определению, можно сказать, что вопрос – это высказывание, истинность которого не установлена или до конца не определена. Практически любой вопрос основан на каком-либо знании. Формулируя свой вопрос, человек тем самым хочет уточнить информацию, которой он уже частично владеет. К примеру, «Кто является владельцем сети гипермаркетов Ашан?». Этим вопросом человек пытается расширить уже имеющуюся у него частичную информацию. Он знает о том. Что существует сеть таких гипермаркетов и хочет узнать, кто ею владеет.
Типы вопросительных предложений
Вопросительное предложение побуждает собеседника ответить на вопрос говорящего. Вопросительные предложения бывают следующих типов:
— Собственно вопросительное предложение заключает в себе вопрос, обязательно предполагающий ответ: Вы завершили ваш проект? Она уже пришла?
— Вопросительно-утвердительное предложение содержит в себе информацию, которая требует подтверждения: Так вы едете с нами? Это уже решено? Ну, поехали?
— Вопросительно-отрицательное предложение уже содержит в себе отрицание того, о чём спрашивается: Что же вам тут может нравиться? Кажется, это не особо эстетично? И что же вы можете нам поведать?
— Вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные предложения могут быть объединены в категорию вопросительно-повествовательных предложений.
— Вопросительно-побудительное предложение содержит в себе побуждение к действию, выраженному в самом вопросе: Итак, может быть, продолжим нашу тренировку? Займёмся сначала растяжкой? Ну, начнем?
— Вопросительно-риторическое предложение содержит в себе утверждение или отрицание и не требует ответа, так как ответ содержится в самом вопросе: Мечты… Какая польза от напрасных мечтаний?
Как же образуются вопросы в русском языке?
Вопросы в русском языке могут формироваться различными способами: при помощи интонации, с добавлением вопросительных слов (кто?, что?, где?, зачем?, почему?, как?, какой? ), при помощи частицы «ли» (Знаете ли?, Правда ли?).
На вопросы можно отвечать полным ответом или кратко. Например: «В сколько ты вернулся из кинотеатра?» — «Я вернулся из кинотеатра в 8» (полный ответ), «в 8» (краткий ответ). На некоторые вопросы, в частности на вопросы, образованные при помощи вопросительной интонации (Ты знаешь, что твой брат уже приехал из Парижа?) и так называемые «ли-вопросы» (Правда ли, что хлеб подорожал?), можно отвечать однозначными словами «да» или «нет». Однако, на такие вопросы можно отвечать и по-другому. К примеру, «нет, я этого не знал», «да, я об этом знаю».
Существуют в русском языке простые вопросы и сложные вопросы. С простыми вопросами все довольно понятно. Они состоят из одного простого предложения (Как тебя зовут?). А сложный вопрос представляет собой совокупность простых вопросов, которые связаны в единое целое при помощи союзов и, или, либо.., либо, если… то и др. Сложный вопрос может состоять из нескольких матриц и одной неизвестной переменной (Каковы финансовые и материальные активы вашего холдинга и какие у нас шансы на успех?).
Среди простых вопросов можно выделить открытые и закрытые. Смысл открытых вопросов является неоднозначным, поэтому ответы на такие вопросы не ограничены строгими рамками и могут быть в свободной форме. Например, на вопрос «Каковы перспективы развития финансовой системы на Уругвае?». На этот вопрос можно дать ответ можно дать ответ в форме доклада и при этом рассмотреть разные аспекты этого вопроса. Закрытый вопрос является однозначным и определенным, поэтому ответ на него должен быть мотивирован жесткими рамками: определенным характером и точной дозировкой запрашиваемой информации. «Кто построил это здание?».
www.ruspeach.com
Порядок слов в вопросительном предложении
Вопросительное предложение — это тот тип предложения, когда мы спрашиваем о чем-либо с целью получить информацию. Как и поветсвовательные предложения, вопросительные могут быть односоставными и двусоставными, простыми и сложными. Порядок слов в вопросительном предложении зависит от того, каким образом оно было построено. Например, из повествовательного предложения можно сделать вопросительное, и порядок слов при этом может остаться прежним, измениться лишь интонационный контур.Например:
Мы пойдём вечером в парк.
и
Мы ПОЙДЁМ вечером в парк?
Мы пойдём ВЕЧЕРОМ в парк?
Мы пойдём вечером в ПАРК?
Происходит повышение тона на любой из частей предложения в зависимости от того, о чем именно мы спрашиваем. В другом случае, порядок слов может измениться, если того требуют речевые нормы, и если такой вариант будет звучать более естественно. Например:
Мы пойдем в парк ВЕЧЕРОМ?
звучит более естественно, так как помимо интонации мы акцентируем внимание на том слове, которое хотим уточнить, вынося его в конец предложения (в русском языке больше внимания всегда уделяется тем словам, что стоят в начале и в конце фразы).
Все вопросительные предложения можно разделить на местоименные и не местоименные.
Первая группа — это те предложения, в которых вопросительное слово выражается вопросительным местоимением или наречием. Вторая — это где вопросительное слово — это самостоятельное слово (на такие вопросы можно ответить только «да» или «нет»). Вот второй группе вопросительных предложений могут быть частицы «неужели», «разве», «если». Вот их примеры:
1. Кто съел бутерброд?
2. Маша съела бутерброд?
В вопросах первой группы порядок слов довольно четкий: местоимение всегда стоит в начале вопроса (если обратное не используется в целях решения какой-нибудь художественной задачи (инверсия). Во второй группе вопросительное слово чаще ставится в конец предложения.
www.ruspeach.com
Предложение в русском языке
Предложение — главное средство выражения мысли, основная единица общения.
Предложение имеет грамматическую основу, смысловую и интонационную законченность.
Грамматическая основа — это подлежащее и сказуемое.
Однако грамматическую основу может составлять только один главный член предложения.
Пример:
Утро. Светает.
Предложение может содержать в себе сообщение, вопрос о чём-либо, побуждение к действию (совет, просьбу, приказ).
В зависимости от интонации и эмоциональной окраски в конце предложения обычно ставится восклицательный знак, вопросительный знак или точка.
В зависимости от цели высказывания выделяются три вида предложений:
— повествовательные;
— вопросительные;
— побудительные.
Повествовательными называются предложения, которые содержат некое сообщение, информацию для собеседника.
В конце такого предложения ставится точка или восклицательный знак.
Пример:
Он взглянул в окно.
Какая чудесная погода!
Побудительные предложения — это предложения, побуждающие к действию. С помощью таких предложений мы просим, приказываем, призываем к действию.
В конце побудительного предложения ставится точка или восклицательный знак.
Пример:
Завари мне, пожалуйста, чай.
Немедленно отойди от дороги!
Вопросительные предложения содержат вопрос. С помощью таких предложений мы спрашиваем что-либо у собеседника.
В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак.
Вопрос в таком предложении выражается по-разному:
1. с помощью вопросительных слов что, где, куда, откуда, кто, что.
Пример:
Что вам рассказал учитель на предыдущем уроке?
Куда ты ездил на каникулах?
2. с помощью вопросительных частиц неужели, разве, ли и др.
Пример:
Разве тебе не нужно было сходить в магазин?
Не ты ли это на фотографии?
3. только вопросительной интонацией.
Пример:
Нам на завтра что-то задавали?
вернуться на страницу «Русский язык 5 класс» >>>
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
Присоединяйтесь к нам в Facebook!
Разговорный русский — Real Language Club
Смотрите также:
Подготовка к экзаменам по русскому языку:
Мы рекомендуем:
Самое необходимое из теории:
Предлагаем пройти тесты онлайн:
Рекомендуемые статьи и видео:
Ещё статьи >>>
reallanguage.club
Вопросительные предложения — Русский язык
Вопросительные предложения — пред
ложения, с помощью к-рых говорящий спрашивает о чём-либо, то есть хочет получить какую-либо позитивную информацию, к-рой сам не обладает. По своему построению В. п. соотносительны с повествовательными предложениями:они могут быть двусоставными или односоставными, простыми и сложными и т. д. Однако В. п. могут иметь и собственные структурные схемы. Повествовательное предложение может быть преобразовано в В. п. с помощью интонации, при этом может измениться и порядок слов. Нередко В. п. создаются при использовании и других средств выражения вопросительного значения — вопросительных местоимений и наречий, вопросительных частиц; ср.: Мальчик пишет.- Мальчик пишет? — Пишет ли мальчик? Использование разных средств передачи вопросительного значения позволяет все В. п. разделить на две группы: местоименные и неместоименные. В первых слово, к к-рому преим. относится вопрос (вопросительный член), всегда выражено вопросительным местоимением или наречием. В неместоименных предложениях вопросительным членом может быть любое самостоятельное слово. Выделяется этот член либо интонацией (резкое повышение тона на вопросительном члене), либо с помощью частицы ли, либо порядком слов, при к-ром вопросительный член часто занимает первое место.
Помимо собственно вопросительного значения, связанного с поиском информации, В. п. может иметь значение сообщения (см. Риторический вопрос) и побуждения: «Что вы дерётесь? Деньги Михаил Игнатьевич утащил…» (М. Горький).
В речи В. п. выполняет различные функции: служит собственно вопросом или вопросом-размышлением, подчёркивает нужную мысль, выражает предположение, является эмоциональным откликом на ситуацию и др.
БУКВА В.
russkiyyazik.ru
Вопросительные предложения
Вопросительные предложения
В вопросительном предложении (the Interrogative Sentence) содержится запрос о какой-либо информации. По способу построения вопросы могут быть разделены на две группы: общие и специальные вопросы.
Общий вопрос (the General Question) задается с целью получить на него подтверждение или отрицание; следовательно, ответом может быть либо «Да», либо «Нет».
Общие вопросы в английском языке начинаются с вспомогательного или модального глагола ил глагола связки be. Они произносятся с повышением тона в конце предложения:
Do you go to school in the morning?
Can you read English books in the original?
Порядок слов в общих вопросах отличается от порядка слов в повествовательных предложениях.
В общем вопросе вспомогательный, модальный или глагол-связка be ставится перед подлежащим и, таким образом, подлежащее оказывается между двумя частями сказуемого:
Is he speaking to the teacher?
Must I put down the words?
Can you answer my question?
Are you happy?
Have you been to school today?
Если в составе сказуемого больше одного вспомогательного глагола, то перед подлежащим ставится только первый вспомогательный глагол:
Have you been translating this article long?
Has the doctor been sent for?
Если сказуемое выражено глаголом в Present Indefinite или в Past Indefinite, то перед подлежащим ставится вспомогательный глагол DO в нужной форме, а после подлежащего — инфинитив смыслового глагола без частицы to. Порядок остальных членов предложения не меняется и остается тем же, что и в повествовательном предложении:
Did you send him a letter?
Do you speak English?
Does he go in for sports?
Сказуемое, выраженное глаголами to be и to have в Present и в Past Indefinite, ставится перед подлежащим:
Is your sister at home?
Are they at school?
Have you a camera?
Общий вопрос может иметь отрицательную форму, которая образуется при помощи частицы not. В полной форме частица not ставится после подлежащего, в сокращенной (n’t) она сливается с вспомогательным или модальным глаголом или глаголом-связкой be. Сокращенная форма употребляется в разговорной речи.
Отрицательная форма общих вопросов выражает удивление и переводится на русский язык вопросительным предложением, которое начинается со слов разве, неужели:
Did you not send him a letter yesterday? = Didn’t you send him a letter yesterday? — Разве вы не послали емувчера письмо?
Do you not speak English? = Don’t you speak English? — Разве вы не говорите по-английски?
Is your sister not at home? = Isn’t your sister at home?
Примечание.
В отличие от русского языка, где в ответе на общий вопрос да и нет могут стоять как в утвердительном, так и в отрицательном предложении, в английском языке Yes возможно только в утвердительном, а No — только в отрицательном:
Aren’t they at school? — Разве они не в школе?
Yes, they are. — Нет, в школе. (Да, в школе.)
No, the aren’t. — Да, они не в школе. (Нет, не в школе.)
Кроме общего вопроса, есть еще два вида вопросов, которые в некоторых отношениях сходны с ним, — это альтернативный вопрос и разделительный вопрос.
Альтернативный вопрос
Альтернативный вопрос (the Alternative Question) задается, когда предлагается сделать выбор, отдать чему-либо предпочтение. По своей структуре альтернативный вопрос представляет собой два общих вопроса, соединенных союзом or:
Are you a pupil or are you a teacher?
Is he reading or is he writing?
Однако, как правило, вторая часть альтернативного вопроса имеет усеченную форму, в которой остается (называется) только та часть, которая обозначает собственно выбор (альтернативу):
Are you a pupil or a teacher?
Is he reading or writing?
Ответом на альтернативный вопрос служит повествовательное предложение, соответствующее одной из частей вопроса:
Can you skate or ski? — I can skate.
Is he reading or writing? — He is reading.
Is it your book or mine? — It’s mine.
Разделительный вопрос
Разделительный вопрос (the Disjunctive Question) состоит из двух частей: повествовательной и вопросительной. Вопросительная часть представляет собой общий вопрос, состоящий из подлежащего-местоимения и вспомогательного или модального глагола или глагола-связки. Местоимение соотносится с формой глагола и указывает на подлежащее в повествовательной части, а вспомогательный или модальный глагол является частью сказуемого. Например:
You are looking for something, aren’t you?
I can go now, can’t I?
He is a student, isn’t he?
Если сказуемое в повествовательной части выражено смысловым глаголом в Present или Past Indefinite, то в вопросительной части употребляется вспомогательный глагол DO в соответствующей форме:
You live with your parents, don’t you?
You lived with your parents, didn’t you?
Разделительный вопрос задается, года говорящий хочет получить подтверждение тому, что высказано в повествовательной части. Следовательно, ответом на разделительный вопрос, как и на общий, может быть краткий утвердительный или отрицательный ответ, содержащий yes да или no нет:
You live with your parents, don’t you? — Yes, I do.
You haven’t been to Moscow yet, haven’t you? — No, I haven’t.
Если повествовательная часть разделительного вопроса содержит утверждение, то в вопросительной части глагол, как правило, употребляется в отрицательной форме, и, наоборот:
He is tired, isn’t he?
He isn’t tired, is he?
John lives in London, doesn’t he?
John doesn’t live on London, does he?
Примечание.
Глагол to be в 1-м лице единственного числа в отрицательной вопросительной части имеет форму aren’t:
I am busy, aren’t I?
I am ill, aren’t I?
Но:
I am not busy, am I?
I am not ill, am I?
Утвердительная повествовательная часть свидетельствует о том, что говорящий ожидает утвердительного ответа, отрицательная — отрицательного.
Возможен, однако, и ответ, которого говорящий не ожидает:
Jack doesn’t work hard, does he? — But he does (Но он работает.)
В русском языке таких предложений нет, и на русский присоединенная часть может переводиться различными способами: не правда ли?, не так ли?, да?, верно ведь?
Повествовательная часть произносится, как и вообще повествовательное предложение, с понижением тона, а вопросительная часть — с повышением, как любой общий вопрос.
Специальный вопрос
Специальный вопрос (the Special Question) начинается с вопросительного местоимения или наречия и задается с целью получения более подробной или более точно информации о событии, явлении, известном собеседнику. Вопросительное слово в специальном вопросе заменяет член предложения, к которому ставится вопрос. Специальные вопросы могут начинаться следующими словами:
Who
Whom
Whose
What
Which
When
Where
Why
How
How much
How many
How long
How often
Порядок слов в специальных вопросах (кроме вопроса к подлежащему и определению к нему) тот же, что и в общем вопросе, т.е. обратный: вспомогательный или модальный глагол или глагол-связка стоят перед подлежащим. Но в специальном вопросе они стоят не на первом месте, а после вопросительного слова.
Where are you going?
What can you tell me?
How do you like it?
Where are you?
When will you come?
Why have you done it?
Вопрос к дополнению, обозначающему лицо, на которое направленно действие, вводится объектным падежом вопросительного местоимения who — whom. Однако в современном английском языке вместо формы whom часто употребляется форма who:
Whom (Who) did you see yesterday?
Вопрос к определению начинается с вопросительных слов what какой, which который, whose чей и how much,how many сколько которые стоят непосредственно перед определяемым существительным или перед другим определением к нему:
He showed me beautiful pictures.
What pictures did he show you?
He showed me three pictures.
How many pictures did he show you?
В русском вопросительное слово в функции определения может быть отделено от определяемого существительного другими членами предложения: Какие он тебе показал картины? Сколько он тебе показал картин?
Ответом на специальный вопрос может быть полное или (в разговорной речи) неполное предложение, где выражен только член предложения, к которому поставлен вопрос:
What did he show you? — He showed us beautiful pictures. (Beautiful pictures.)
When did he show you the pictures? — He showed us the pictures last week. (Last week.)
Вопросы к подлежащему и к определению к подлежащему
Так как такие вопросы начинаются с вопросительных местоимений who кто и what что, которые в самом вопросительном предложении употребляются в функции подлежащего, то за ними следует сказуемое. Таким образом, в таких вопросах порядок слов прямой. Иначе говоря — это порядок слов повествовательного предложения. Местоимения who и what, как правило, согласуются с глаголом-сказуемым в единственном числе 3-го лица, так же как и в русском языке: Кто знает? Что происходит?
Who knows English well?
Who is singing in the street?
What helped you?
What is done?
Who is busy?
В вопросах к определению подлежащего также употребляется прямой порядок слов. Эти вопросы начинаются в вопросительного местоимения: what какой, which который, whose чей, how much, howmany сколько. Все эти вопросительные слова непосредственно предшествуют подлежащему:
www.langinfo.ru
Виды предложения по цели высказывания
- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку для начальной школы
- Синтаксис и синтаксический разбор
- Предложение
- Виды предложения по цели высказывания
Каждое предложение произносится или пишется с определенной целью — люди рассказывают что-то, спрашивают, советуют или просят что-то сделать. Цель высказывания — это сообщение, вопрос или просьба.
По цели высказывания предложения делятся на:
- повествовательные
- вопросительные
- побудительные
Повествовательное предложение — это предложение, в котором содержится сообщение о чем-то в виде утверждения или отрицания.
Например: Я очень люблю свежую землянику. Но я не хочу ее собирать.
В конце повествовательного предложения может стоять точка (.), восклицательный знак (!) или многоточие (…).
Например: Вечереет. Наконец-то вечер! Вот и наступил вечер…
В повествовательном предложении голос говорящего повышается на одном из членов предложения и понижается к концу предложения. Это повествовательная интонация.
Вопросительное предложение — это предложение, в котором о чём-то спрашивают.
Например: Ты сможешь дочитать книгу сегодня?
В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак (?). Когда предложение произносится с очень сильным чувством, в конце могут стоять сразу два знака — вопросительный и восклицательный (?!).
Например: Когда ты сделаешь уроки? Как ты мог сделать это?!
Вопросительное предложение может содержать вопросительное слово или быть сформулировано без него.
Например: Что с тобой происходит? Ты идёшь с нами?
Для интонации вопросительного предложения характерно повышение тона голоса к концу предложения или на вопросительном слове. Это вопросительная интонация. Если вопросительного слова в предложении нет, то выделяется то слово, которое важно в смысловом плане именно в этом предложении.
Побудительное предложение — это предложение, содержащее просьбу, совет, приказ, требование или призыв к действию.
Например:
Подай мне книгу, пожалуйста. (просьба)
Позанимайся дополнительно. (совет)
Не отставай! (приказ, требование)
Берегите природу! (призыв)
В конце побудительного предложения ставится точка (.) или восклицательный знак (!).
Например: Осторожнее! Включите свет, пожалуйста.
В побудительных предложениях очень часто употребляются обращения.
Например: Мама, налей мне супа, пожалуйста. Антон, отдай мяч!
Побудительное предложение произносится с повышением голоса, напряжённо. Это побудительная интонация.
Предложения, помимо смысловой нагрузки (сообщение, просьбы или вопроса), выражают еще эмоции говорящего или могут нейтрально передавать информацию. Это показывает эмоциональная окраска предложений.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Советуем посмотреть:
Предложения и их эмоциональная окраска (интонация)
Предложение с обращением
Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое
Второстепенные члены предложения
Предложения распространенные и нераспространенные
Однородные члены предложения
Простое и сложное предложения
Предложения с прямой речью
Словосочетание
Предложение
Синтаксис и синтаксический разбор
Правило встречается в следующих упражнениях:
1 класс
Упражнение 3, Климанова, Рабочая тетрадь
Упражнение 128, Полякова, Учебник
Упражнение 130, Полякова, Учебник
Упражнение 133, Полякова, Учебник
Упражнение 72, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
2 класс
Упражнение 16, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 19, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
Упражнение 20, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
Упражнение 22, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
Упражнение 196, Полякова, Учебник, 1 часть
Упражнение 197, Полякова, Учебник, 1 часть
Упражнение 198, Полякова, Учебник, 1 часть
Упражнение 201, Полякова, Учебник, 1 часть
Упражнение 202, Полякова, Учебник, 1 часть
Упражнение 203, Полякова, Учебник, 1 часть
3 класс
Упражнение 37, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
Упражнение 24, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 88, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 91, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 157, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 226, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 6, Полякова, Учебник, 1 часть
Упражнение 30, Полякова, Учебник, 1 часть
Упражнение 390, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть
Упражнение 403, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть
4 класс
Упражнение 17, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
Упражнение 18, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 20, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 21, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 24, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 25, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 43, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 243, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 271, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 272, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
6 класс
Упражнение 355, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
© 2018 — budu5.com, Буду отличником!
budu5.com