Предложения вопросительные в русском языке – Правильно составлять вопросительные предложения. Как правильно составлять. KakPravilno-Sdelat.ru

Вопросительные предложения в русском языке. Примеры

В рус­ском язы­ке вопро­си­тель­ное пред­ло­же­ние содер­жит вопрос и оформ­ля­ет­ся с помо­щью раз­лич­ных средств: инто­на­ции, логи­че­ско­го уда­ре­ния, поряд­ка слов, вопро­си­тель­ных частиц, место­име­ний и наре­чий.

По цели выска­зы­ва­ния пред­ло­же­ния быва­ют повест­во­ва­тель­ны­ми, вопро­си­тель­ны­ми и побу­ди­тель­ны­ми. Каждый из этих видов пред­ло­же­ний харак­те­ри­зу­ет­ся опре­де­лен­ной целью выска­зы­ва­ния и осо­бой инто­на­ци­ей.

Что такое вопросительное предложение?

Как понят­но из само­го назва­ния, вопро­си­тель­ное пред­ло­же­ние содер­жит в себе пря­мой вопрос. Собеседник с помо­щью тако­го выска­зы­ва­ния пыта­ет­ся полу­чить опре­де­лен­ную инфор­ма­цию, кото­рая инте­ре­су­ет его в момент речи или без­от­но­си­тель­но ко вре­ме­ни.

Дождь идет на ули­це?

Это вопро­си­тель­ное пред­ло­же­ние оформ­ле­но с помо­щью осо­бой инто­на­ции, кото­рая повы­ша­ет­ся в его кон­це, и соот­вет­ству­ю­ще­го завер­ша­ю­ще­го пунк­ту­а­ци­он­но­го зна­ка — вопро­си­тель­но­го зна­ка.

Такое пред­ло­же­ние мож­но лег­ко пре­вра­тить в повест­во­ва­тель­ное, изме­нив инто­на­цию его про­из­но­ше­ния:

Дождь идет на ули­це.

Задавая вопрос, гово­ря­щий спра­ши­ва­ет о чем-то неиз­вест­ном ему или же хочет полу­чить под­твер­жде­ние или отри­ца­ние выска­зан­ной им мыс­ли:

Я могу наде­ять­ся на твою помощь?

Что ещё ста­ло извест­но об этом собы­тии?

Способы оформления вопросительного предложения

Определив, что такое вопро­си­тель­ное пред­ло­же­ние, уже был затро­нут один из важ­ных аспек­тов вопро­си­тель­но­го пред­ло­же­ния — это инто­на­ция.

1. Для вопро­си­тель­ных пред­ло­же­ний харак­тер­на осо­бая, с повы­ше­ни­ем голо­са вопро­си­тель­ная инто­на­ция. Она явля­ет­ся ярким, эмо­ци­о­наль­ным сред­ством выра­же­ния вопро­си­тель­но­сти. Интонационно в пред­ло­же­нии выде­ля­ет­ся глав­ное по смыс­лу сло­во.

Понаблюдаем:

Мы идем сей­час в парк? (Идем или отло­жим на неко­то­рое вре­мя)

Мы идем сей­час в парк? (Сейчас или поз­же)

Мы идем сей­час в парк?  (В парк или в дру­гое место).

Такое выде­ле­ние голо­сом опре­де­лен­но­го сло­ва, важ­но­го для смыс­ла вопро­си­тель­но­го пред­ло­же­ния, назы­ва­ет­ся логи­че­ским уда­ре­ни­ем.

2. Кроме инто­на­ции и логи­че­ско­го уда­ре­ния, в вопро­си­тель­ном пред­ло­же­нии исполь­зу­ют­ся вопро­си­тель­ные части­цы и опре­де­лен­ный поря­док слов, чаще обрат­ный:

Не пой­ти ли нам погу­лять?

Неужели нель­зя было под­го­то­вить­ся к заня­тию луч­ше?

Разве ты об этом ниче­го не читал?

Обратим вни­ма­ние, что то, о чем спра­ши­ва­ет­ся, нахо­дит­ся в кон­це выска­зы­ва­ния.

3. Вопросительность созда­ет­ся с помо­щью вопро­си­тель­ных место­име­ний и наре­чий.

Кто зна­ет ответ на задан­ный вопрос?

О чем вы тут шушу­ка­е­тесь?

Для чего исполь­зу­ет­ся этот при­бор?

Где тут ава­рий­ный выход?

Куда вы направ­ля­е­тесь?

Зачем вам брать с собой столь­ко вещей?

Восклицательные и невосклицательные вопросительные предложения

По эмо­ци­о­наль­ной оцен­ке вопро­си­тель­ные пред­ло­же­ния быва­ют невос­кли­ца­тель­ные и вос­кли­ца­тель­ные.

Иногда в пред­ло­же­нии к вопро­си­тель­ной инто­на­ции при­со­еди­ня­ет­ся допол­ни­тель­ный отте­нок выра­жен­но­го силь­но­го чув­ства — недо­уме­ния,  удив­ле­ния, стра­ха, ужа­са и пр.

Такое вопро­си­тель­ное пред­ло­же­ние по силе выра­жен­но­го чув­ства ста­но­вит­ся вос­кли­ца­тель­ным.

Сравним:

Ты уже поки­да­ешь нас?

Как, ты уже поки­да­ешь нас?!

В кон­це вопро­си­тель­но­го пред­ло­же­ния, содер­жа­ще­го сопут­ству­ю­щее чув­ство, ста­вят­ся два завер­ша­ю­щих зна­ка пре­пи­на­ния — вопро­си­тель­ный и вос­кли­ца­тель­ный зна­ки.

Риторический вопрос

Некоторые вопро­си­тель­ные пред­ло­же­ния не тре­бу­ют отве­та на содер­жа­щий­ся в них вопрос, а толь­ко при­вле­ка­ют вни­ма­ние собе­сед­ни­ка к постав­лен­ной про­бле­ме, к теме обсуж­де­ния. Такие пред­ло­же­ния содер­жат рито­ри­че­ский вопрос.

Как же не заблу­дить­ся в мире пре­крас­ных мело­дий?

По сути это утвер­ди­тель­ное по смыс­лу пред­ло­же­ние, оформ­лен­ное в виде рито­ри­че­ско­го вопро­са.

Можно лег­ко заблу­дить­ся в мире пре­крас­ных мело­дий.

Сравните:

Кто же не зна­ет об этом нашу­мев­шем филь­ме?

Многие зна­ют об этом нашу­мев­шем филь­ме.

Примеры вопросительных предложений из художественной литературы

-Ты где про­па­дал? — спро­сил его Туман.

-А в Москву ходил к бари­ну (И. С. Тургенев. Записки охот­ни­ка).

-Кто ты такой и зачем тас­ка­ешь­ся под две­ря­ми? — про­из­нес куз­нец посу­ро­вее преж­не­го и подой­дя бли­же (Н. В. Гоголь. Ночь перед Рождеством).

-Скоро ли стан­ция, ямщик? (В. Г. Короленко. Чудная).

-Неужели я был такой? — думал Нехлюдов, про­дол­жая свой путь к адво­ка­ту (Л. Н. Толстой. Воскресение).

И что меня вче­ра понес­ло на мель­ни­цу? Что мне там пона­до­би­лось? (В. В. Вересаев. Порыв).

Что это? Неужели нашел­ся кто-то, кто пере­жи­вал теперь то же самое, что я? Сомнений быть не мог­ло: перед ним эта ночь сто­я­ла такой же мучи­тель­ною и нераз­ре­ши­мою загад­кою, как пере­до мною (В. В. Вересаев. Загадка).

Куда же идти? Местность была совсем незна­ко­мая. Карельская тай­га — это не шут­ка (Г. Скребицкий).

russkiiyazyk.ru

Образование вопросов в русском языке

Существует мнение о том, что больше всего вопросов в мире задают именно дети, поскольку, развиваясь, они многое хотят для себя открыть, понять что и как работает. Однако не только дети часто употребляют вопросы. Все люди, которые так или иначе вступают в диалог при общении, вынуждены прибегать к помощи вопросов.

Если мы хотим выяснить какую-либо информацию, спросить как кого-то зовут, сколько ему лет, что он любит и чем занимается, нам приходится использовать вопросы. Общение просто невозможно без вопросов и ответов.

Вопросно-ответная структура — это чрезвычайно важный и необходимый элемент человеческого общения, а также мышления. Однако, вопросы можно задавать не только кому-то, но даже себе.

Вопросы выполняют две основные функции: познавательную и коммуникативную.

Вопрос чаще всего заключает в себе просьбу или же требование какой-то информации.

Интересно то, что вопрос обладает довольно сильным активизирующим воздействием на слушателя. Он оживляет речь, привлекает внимание аудитории, вызывая у нее интерес, пробуждая инициативу, а также стремление активно участвовать в коллективном размышлении. В споре, точно также как и в любом другом виде речевого общения, ведущая роль принадлежит именно вопросу.

По определению, можно сказать, что вопрос – это высказывание, истинность которого не установлена или до конца не определена. Практически любой вопрос основан на каком-либо знании. Формулируя свой вопрос, человек тем самым хочет уточнить информацию, которой он уже частично владеет. К примеру, «Кто является владельцем сети гипермаркетов Ашан?». Этим вопросом человек пытается расширить уже имеющуюся у него частичную информацию. Он знает о том. Что существует сеть таких гипермаркетов и хочет узнать, кто ею владеет.

Типы вопросительных предложений

Вопросительное предложение побуждает собеседника ответить на вопрос говорящего. Вопросительные предложения бывают следующих типов: 

Собственно вопросительное предложение заключает в себе вопрос, обязательно предполагающий ответ: Вы завершили ваш проект? Она уже пришла? 

Вопросительно-утвердительное предложение содержит в себе информацию, которая требует подтверждения: Так вы едете с нами? Это уже решено? Ну, поехали? 

Вопросительно-отрицательное предложение уже содержит в себе отрицание того, о чём спрашивается: Что же вам тут может нравиться? Кажется, это не особо эстетично? И что же вы можете нам поведать? 

Вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные предложения могут быть объединены в категорию вопросительно-повествовательных предложений. 

Вопросительно-побудительное предложение содержит в себе побуждение к действию, выраженному в самом вопросе: Итак, может быть, продолжим нашу тренировку? Займёмся сначала растяжкой? Ну, начнем? 

Вопросительно-риторическое предложение содержит в себе утверждение или отрицание и не требует ответа, так как ответ содержится в самом вопросе: Мечты… Какая польза от напрасных мечтаний?

Как же образуются вопросы в русском языке?

Вопросы в русском языке могут формироваться различными способами: при помощи интонации, с добавлением вопросительных слов (кто?, что?, где?, зачем?, почему?, как?, какой? ), при помощи частицы «ли» (Знаете ли?, Правда ли?).

На вопросы можно отвечать полным ответом или кратко. Например: «В сколько ты вернулся из кинотеатра?» — «Я вернулся из кинотеатра в 8» (полный ответ), «в 8» (краткий ответ). На некоторые вопросы, в частности на вопросы, образованные при помощи вопросительной интонации (Ты знаешь, что твой брат уже приехал из Парижа?) и так называемые «ли-вопросы» (Правда ли, что хлеб подорожал?), можно отвечать однозначными словами «да» или «нет». Однако, на такие вопросы можно отвечать и по-другому. К примеру, «нет, я этого не знал», «да, я об этом знаю».

Существуют в русском языке простые вопросы и сложные вопросы. С простыми вопросами все довольно понятно. Они состоят из одного простого предложения (Как тебя зовут?). А сложный вопрос представляет собой совокупность простых вопросов, которые связаны в единое целое при помощи союзов и, или, либо.., либо, если… то и др. Сложный вопрос может состоять из нескольких матриц и одной неизвестной переменной (Каковы финансовые и материальные активы вашего холдинга и какие у нас шансы на успех?).

Среди простых вопросов можно выделить открытые и закрытые. Смысл открытых вопросов является неоднозначным, поэтому ответы на такие вопросы не ограничены строгими рамками и могут быть в свободной форме. Например, на вопрос «Каковы перспективы развития финансовой системы на Уругвае?». На этот вопрос можно дать ответ можно дать ответ в форме доклада и при этом рассмотреть разные аспекты этого вопроса. Закрытый вопрос является однозначным и определенным, поэтому ответ на него должен быть мотивирован жесткими рамками: определенным характером и точной дозировкой запрашиваемой информации. «Кто построил это здание?».

www.ruspeach.com

Порядок слов в вопросительном предложении

Вопросительное предложение — это тот тип предложения, когда мы спрашиваем о чем-либо с целью получить информацию. Как и поветсвовательные предложения, вопросительные могут быть односоставными и двусоставными, простыми и сложными. Порядок слов в вопросительном предложении зависит от того, каким образом оно было построено. Например, из повествовательного предложения можно сделать вопросительное, и порядок слов при этом может остаться прежним, измениться лишь интонационный контур.

Например:
Мы пойдём вечером в парк.

и

Мы ПОЙДЁМ вечером в парк? 
Мы пойдём ВЕЧЕРОМ в парк?


Мы пойдём вечером в ПАРК?

Происходит повышение тона на любой из частей предложения в зависимости от того, о чем именно мы спрашиваем. В другом случае, порядок слов может измениться, если того требуют речевые нормы, и если такой вариант будет звучать более естественно. Например:

Мы пойдем в парк ВЕЧЕРОМ?

звучит более естественно, так как помимо интонации мы акцентируем внимание на том слове, которое хотим уточнить, вынося его в конец предложения (в русском языке больше внимания всегда уделяется тем словам, что стоят в начале и в конце фразы).

Все вопросительные предложения можно разделить на местоименные и не местоименные.
Первая группа — это те предложения, в которых вопросительное слово выражается вопросительным местоимением или наречием. Вторая — это где вопросительное слово — это самостоятельное слово (на такие вопросы можно ответить только «да» или «нет»). Вот второй группе вопросительных предложений могут быть частицы «неужели», «разве», «если». Вот их примеры:

1. Кто съел бутерброд?
2. Маша съела бутерброд?

В вопросах первой группы порядок слов довольно четкий: местоимение всегда стоит в начале вопроса (если обратное не используется в целях решения какой-нибудь художественной задачи (инверсия). Во второй группе вопросительное слово чаще ставится в конец предложения.

www.ruspeach.com

Предложение в русском языке

Предложение — главное средство выражения мысли, основная единица общения.

 

Предложение имеет грамматическую основу, смысловую и интонационную законченность.

 

Грамматическая основа — это подлежащее и сказуемое.

 

Однако грамматическую основу может составлять только один главный член предложения.

 

Пример:

 

Утро. Светает.

 

Предложение может содержать в себе сообщение, вопрос о чём-либо, побуждение к действию (совет, просьбу, приказ).

 

В зависимости от интонации и эмоциональной окраски в конце предложения обычно ставится восклицательный знак, вопросительный знак или точка.

 

В зависимости от цели высказывания выделяются три вида предложений:

 

повествовательные;

 

вопросительные;

 

побудительные.

 

Повествовательными называются предложения, которые содержат некое сообщение, информацию для собеседника.

 

В конце такого предложения ставится точка или восклицательный знак.

 

Пример:

 

Он взглянул в окно.

Какая чудесная погода!

 

Побудительные предложения — это предложения, побуждающие к действию. С помощью таких предложений мы просим, приказываем, призываем к действию.

 

В конце побудительного предложения ставится точка или восклицательный знак.

 

Пример:

 

Завари мне, пожалуйста, чай.

Немедленно отойди от дороги!

 

Вопросительные предложения содержат вопрос. С помощью таких предложений мы спрашиваем что-либо у собеседника.

 

В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак.

 

Вопрос в таком предложении выражается по-разному:

 

1. с помощью вопросительных слов что, где, куда, откуда, кто, что.

 

Пример:

 

Что вам рассказал учитель на предыдущем уроке?

Куда ты ездил на каникулах?

 

2. с помощью вопросительных частиц неужели, разве, ли и др.

 

Пример:

 

Разве тебе не нужно было сходить в магазин?

Не ты ли это на фотографии?

 

3. только вопросительной интонацией.

 

Пример:

 

Нам на завтра что-то задавали?

 

вернуться на страницу «Русский язык 5 класс» >>>

 

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

 

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Разговорный русский — Real Language Club


Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Мы рекомендуем:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Рекомендуемые статьи и видео:

Ещё статьи >>>

reallanguage.club

Вопросительные предложения — Русский язык

Вопросительные предложения — пред
ложения, с помощью к-рых говорящий спрашивает о чём-либо, то есть хочет получить какую-либо позитивную информацию, к-рой сам не обладает. По своему построению В. п. соотносительны с повествовательными предложениями:они могут быть двусоставными или односоставными, простыми и сложными и т. д. Однако В. п. могут иметь и собственные структурные схемы. Повествовательное предложение может быть преобразовано в В. п. с помощью интонации, при этом может измениться и порядок слов. Нередко В. п. создаются при использовании и других средств выражения вопросительного значения — вопросительных местоимений и наречий, вопросительных частиц; ср.: Мальчик пишет.- Мальчик пишет? — Пишет ли мальчик? Использование разных средств передачи вопросительного значения позволяет все В. п. разделить на две группы: местоименные и неместоименные. В первых слово, к к-рому преим. относится вопрос (вопросительный член), всегда выражено вопросительным местоимением или наречием. В неместоименных предложениях вопросительным членом может быть любое самостоятельное слово. Выделяется этот член либо интонацией (резкое повышение тона на вопросительном члене), либо с помощью частицы ли, либо порядком слов, при к-ром вопросительный член часто занимает первое место.

В неместоименных вопросах могут употребляться и частицы, вносящие оттенок сомнения, недоверия: разве, неужели, ужели; оттенок условного значения: если, что если; различные экспрессивные оттенки: что, что ли.
Местоименные вопросы соотносятся с возможным множеством различных ответов, в к-рых конкретизируется вопросительное местоименное слово. На неместоименный вопрос может быть дано лишь два ответа: «да» или «нет». Поэтому его иногда называют подсказывающим вопросом, ср.: Это имя существительное? (неместоименный вопрос) и Какая это часть речи? (местоименный вопрос).
Помимо собственно вопросительного значения, связанного с поиском информации, В. п. может иметь значение сообщения (см. Риторический вопрос) и побуждения: «Что вы дерётесь? Деньги Михаил Игнатьевич утащил…» (М. Горький).
В речи В. п. выполняет различные функции: служит собственно вопросом или вопросом-размышлением, подчёркивает нужную мысль, выражает предположение, является эмоциональным откликом на ситуацию и др.

БУКВА В.

russkiyyazik.ru

Вопросительные предложения

 Вопросительные предложения

 

В вопросительном предложении (the Interrogative Sentence) содержится запрос о какой-либо информации. По способу построения вопросы могут быть разделены на две группы: общие и специальные вопросы.

 

 

 

Общий вопрос (the General Question) задается с целью получить на него подтверждение или отрицание; следовательно, ответом может быть либо «Да», либо «Нет».

Общие вопросы в английском языке начинаются с вспомогательного или модального глагола ил глагола связки be. Они произносятся с повышением тона в конце предложения:

 

Do you go to school in the morning?

Can you read English books in the original?

 

Порядок слов в общих вопросах отличается от порядка слов в повествовательных предложениях.

В общем вопросе вспомогательный, модальный или глагол-связка be ставится перед подлежащим и, таким образом, подлежащее оказывается между двумя частями сказуемого:

 

Is he speaking to the teacher?

Must I put down the words?

Can you answer my question?

Are you happy?

Have you been to school today?

 

Если в составе сказуемого больше одного вспомогательного глагола, то перед подлежащим ставится только первый вспомогательный глагол:

Have you been translating this article long?

Has the doctor been sent for?

 

Если сказуемое выражено глаголом в Present Indefinite или в Past Indefinite, то перед подлежащим ставится вспомогательный глагол DO в нужной форме, а после подлежащего — инфинитив смыслового глагола без частицы to. Порядок остальных членов предложения не меняется и остается тем же, что и в повествовательном предложении:

 

Did you send him a letter?

Do you speak English?

Does he go in for sports?

 

Сказуемое, выраженное глаголами to be и to have в Present и в Past Indefinite, ставится перед подлежащим:

 

Is your sister at home?

Are they at school?

Have you a camera?

 

Общий вопрос может иметь отрицательную форму, которая образуется при помощи частицы not. В полной форме частица not ставится после подлежащего, в сокращенной (nt) она сливается с вспомогательным или модальным глаголом или глаголом-связкой be. Сокращенная форма употребляется в разговорной речи.

Отрицательная форма общих вопросов выражает удивление и переводится на русский язык вопросительным предложением, которое начинается со слов разве, неужели:

 

Did you not send him a letter yesterday? = Didn’t you send him a letter yesterday? — Разве вы не послали емувчера письмо?

Do you not speak English? = Don’t you speak English? — Разве вы не говорите по-английски?

Is your sister not at home? = Isn’t your sister at home?

 

 

Примечание.

В отличие от русского языка, где в ответе на общий вопрос да и нет могут стоять как в утвердительном, так и в отрицательном предложении, в английском языке Yes возможно только в утвердительном, а No — только в отрицательном:

Aren’t they at school? — Разве они не в школе?

Yes, they are. — Нет, в школе. (Да, в школе.)

No, the aren’t. — Да, они не в школе. (Нет, не в школе.)

 

Кроме общего вопроса, есть еще два вида вопросов, которые в некоторых отношениях сходны с ним, — это альтернативный вопрос и разделительный вопрос.

 

Альтернативный вопрос

 

Альтернативный вопрос (the Alternative Question) задается, когда предлагается сделать выбор, отдать чему-либо предпочтение. По своей структуре альтернативный вопрос представляет собой два общих вопроса, соединенных союзом or:

 

Are you a pupil or are you a teacher?

Is he reading or is he writing?

 

Однако, как правило, вторая часть альтернативного вопроса имеет усеченную форму, в которой остается (называется) только та часть, которая обозначает собственно выбор (альтернативу):

 

Are you a pupil or a teacher?

Is he reading or writing?

 

Ответом на альтернативный вопрос служит повествовательное предложение, соответствующее одной из частей вопроса:

 

Can you skate or ski? — I can skate.

Is he reading or writing? — He is reading.

Is it your book or mine? — It’s mine.

 

 

Разделительный вопрос

 

Разделительный вопрос (the Disjunctive Question) состоит из двух частей: повествовательной и вопросительной. Вопросительная часть представляет собой общий вопрос, состоящий из подлежащего-местоимения и вспомогательного или модального глагола или глагола-связки. Местоимение соотносится с формой глагола и указывает на подлежащее в повествовательной части, а вспомогательный или модальный глагол является частью сказуемого. Например:

 

You are looking for something, aren’t you?

I can go now, can’t I?

He is a student, isn’t he?

 

Если сказуемое в повествовательной части выражено смысловым глаголом в Present или Past Indefinite, то в вопросительной части употребляется вспомогательный глагол DO в соответствующей форме:

 

You live with your parents, don’t you?

You lived with your parents, didn’t you?

 

Разделительный вопрос задается, года говорящий хочет получить подтверждение тому, что высказано в повествовательной части. Следовательно, ответом на разделительный вопрос, как и на общий, может быть краткий утвердительный или отрицательный ответ, содержащий yes да или no нет:

 

You live with your parents, don’t you? — Yes, I do.

You haven’t been to Moscow yet, haven’t you? — No, I haven’t.

 

Если повествовательная часть разделительного вопроса содержит утверждение, то в вопросительной части глагол, как правило, употребляется в отрицательной форме, и, наоборот:

 

He is tired, isn’t he?

He isn’t tired, is he?

John lives in London, doesn’t he?

John doesn’t live on London, does he?

 

Примечание.

 

Глагол to be в 1-м лице единственного числа в отрицательной вопросительной части имеет форму arent:

I am busy, aren’t I?

I am ill, aren’t I?

Но:

I am not busy, am I?

I am not ill, am I?

 

Утвердительная повествовательная часть свидетельствует о том, что говорящий ожидает утвердительного ответа, отрицательная — отрицательного.

 

Возможен, однако, и ответ, которого говорящий не ожидает:

 

Jack doesn’t work hard, does he? — But he does (Но он работает.)

 

В русском языке таких предложений нет, и на русский присоединенная часть может переводиться различными способами: не правда ли?, не так ли?, да?, верно ведь?

Повествовательная часть произносится, как и вообще повествовательное предложение, с понижением тона, а вопросительная часть — с повышением, как любой общий вопрос.

 

 

Специальный вопрос

 

 

Специальный вопрос (the Special Question) начинается с вопросительного местоимения или наречия и задается с целью получения более подробной или более точно информации о событии, явлении, известном собеседнику. Вопросительное слово в специальном вопросе заменяет член предложения, к которому ставится вопрос. Специальные вопросы могут начинаться следующими словами:

 

Who

Whom

Whose

What

Which

When

Where

Why

How

How much

How many

How long

How often

 

Порядок слов в специальных вопросах (кроме вопроса к подлежащему и определению к нему) тот же, что и в общем вопросе, т.е. обратный: вспомогательный или модальный глагол или глагол-связка стоят перед подлежащим. Но в специальном вопросе они стоят не на первом месте, а после вопросительного слова.

 

Where are you going?

What can you tell me?

How do you like it?

Where are you?

When will you come?

Why have you done it?

 

Вопрос к дополнению, обозначающему лицо, на которое направленно действие, вводится объектным падежом вопросительного местоимения who — whom. Однако в современном английском языке вместо формы whom часто употребляется форма who:

 

Whom (Who) did you see yesterday?

 

Вопрос к определению начинается с вопросительных слов what какой, which который, whose чей и how much,how many сколько которые стоят непосредственно перед определяемым существительным или перед другим определением к нему:

 

He showed me beautiful pictures.

What pictures did he show you?

He showed me three pictures.

How many pictures did he show you?

 

В русском вопросительное слово в функции определения может быть отделено от определяемого существительного другими членами предложения: Какие он тебе показал картины? Сколько он тебе показал картин?

 

Ответом на специальный вопрос может быть полное или (в разговорной речи) неполное предложение, где выражен только член предложения, к которому поставлен вопрос:

 

What did he show you? — He showed us beautiful pictures. (Beautiful pictures.)

When did he show you the pictures? — He showed us the pictures last week. (Last week.)

 

 

Вопросы к подлежащему и к определению к подлежащему

 

Так как такие вопросы начинаются с вопросительных местоимений who кто и what что, которые в самом вопросительном предложении употребляются в функции подлежащего, то за ними следует сказуемое. Таким образом, в таких вопросах порядок слов прямой. Иначе говоря — это порядок слов повествовательного предложения. Местоимения who и what, как правило, согласуются с глаголом-сказуемым в единственном числе 3-го лица, так же как и в русском языке: Кто знает? Что происходит?

 

Who knows English well?

Who is singing in the street?

What helped you?

What is done?

Who is busy?

 

В вопросах к определению подлежащего также употребляется прямой порядок слов. Эти вопросы начинаются в вопросительного местоимения: what какойwhich которыйwhose чейhow muchhowmany сколько. Все эти вопросительные слова непосредственно предшествуют подлежащему:

www.langinfo.ru

Виды предложения по цели высказывания

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Синтаксис и синтаксический разбор
  5. Предложение
  6. Виды предложения по цели высказывания

Каждое предложение произносится или пишется с определенной целью — люди рассказывают что-то, спрашивают, советуют или просят что-то сделать. Цель высказывания — это сообщение, вопрос или просьба.

По цели высказывания предложения делятся на:

  • повествовательные
  • вопросительные
  • побудительные

Повествовательное предложение — это предложение, в котором содержится сообщение о чем-то в виде утверждения или отрицания.

Например: Я очень люблю свежую землянику. Но я не хочу ее собирать.

В конце повествовательного предложения может стоять точка (.), восклицательный знак (!) или многоточие ().

Например: Вечереет. Наконец-то вечер! Вот и наступил вечер

В повествовательном предложении голос говорящего повышается на одном из членов предложения и понижается к концу предложения. Это повествовательная интонация.

 

Вопросительное предложение — это предложение, в котором о чём-то спрашивают.

Например: Ты сможешь дочитать книгу сегодня?

В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак (?). Когда предложение произносится с очень сильным чувством, в конце могут стоять сразу два знака — вопросительный и восклицательный (?!).

Например: Когда ты сделаешь уроки? Как ты мог сделать это?!

Вопросительное предложение может содержать вопросительное слово или быть сформулировано без него.

Например: Что с тобой происходит? Ты идёшь с нами?

Для интонации вопросительного предложения характерно повышение тона голоса к концу предложения или на вопросительном слове. Это вопросительная интонация. Если вопросительного слова в предложении нет, то выделяется то слово, которое важно в смысловом плане именно в этом предложении.

 

Побудительное предложение — это предложение, содержащее просьбу, совет, приказ, требование или призыв к действию.

Например:

Подай мне книгу, пожалуйста. (просьба)

Позанимайся дополнительно. (совет)

Не отставай! (приказ, требование)

Берегите природу! (призыв)

В конце побудительного предложения ставится точка (.) или восклицательный знак (!).

Например: Осторожнее! Включите свет, пожалуйста.

В побудительных предложениях очень часто употребляются обращения.

Например: Мама, налей мне супа, пожалуйста. Антон, отдай мяч!

Побудительное предложение произносится с повышением голоса, напряжённо. Это побудительная интонация.

 

Предложения, помимо смысловой нагрузки (сообщение, просьбы или вопроса), выражают еще эмоции говорящего или могут нейтрально передавать информацию. Это показывает эмоциональная окраска предложений.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Предложения и их эмоциональная окраска (интонация)

Предложение с обращением

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое

Второстепенные члены предложения

Предложения распространенные и нераспространенные

Однородные члены предложения

Простое и сложное предложения

Предложения с прямой речью

Словосочетание

Предложение

Синтаксис и синтаксический разбор

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Упражнение 3, Климанова, Рабочая тетрадь

Упражнение 128, Полякова, Учебник

Упражнение 130, Полякова, Учебник

Упражнение 133, Полякова, Учебник

Упражнение 72, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

2 класс

Упражнение 16, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 19, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 20, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 22, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 196, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 197, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 198, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 201, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 202, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 203, Полякова, Учебник, 1 часть

3 класс

Упражнение 37, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 24, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 88, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 91, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 157, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 226, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 6, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 30, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 390, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

Упражнение 403, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

4 класс

Упражнение 17, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 18, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 20, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 21, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 24, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 25, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 43, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 243, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 271, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 272, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

6 класс

Упражнение 355, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть


© 2018 — budu5.com, Буду отличником!

budu5.com

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *