Правила русского – Правила русского языка — Яндекс.Знатоки

Содержание

Правила русского языка — Яндекс.Знатоки

Слова, у которых имеется чередование гласных в корне:

Определить, какую гласную нужно написать, можно несколькими способами (при этом существует ряд слов-исключений).

1) Суффикс, который стоит после корня.

Примеры таких корней: -бер- / -бир-, -мер-/-мир-, -жег-/-жиг- и др.

Если после корня идёт суффикс -а- то пишем гласную -и-, иначе пишем -е-.

Исключения: сочетать.

2) Согласная буква, которая стоит непосредственно после чередующейся гласной.

Это корни: -лаг- / -лож-, -раст-/-рощ-/-ращ-, -скак-/-скоч-.

Исключения: Росток, Ростислав, Ростов, ростовщик, отрасль, подростковый, скачок, скачу, скачи (и все производные слова).

3) Ударение в слове.

Корни: -гор- / -гар-, -зор- / -зар-, -клон- / -клан-, -твор- / -твар-, -плов- / -плав-,.

Здесь для каждого корня есть свое специфическое правило. Например, -гор- / -гар-: под ударением пишется -а-, без ударения пишется -о-.

Исключения: утварь, пловец, зоревать и некоторые другие.

4) Лексическое значение слова.

Сюда относятся корни: -мак-/-мок-/-моч-, -равн-/-ровн-.

-Мак-: погружать в жидкость.

-Мок- / -Моч-: становиться влажным, мокнуть.

-Равн-: выравнивание, что-либо равное друг с другом.

-Ровн-: ровный, гладкий, без отклонений.

Примеры слов с корнями с чередованием

1) Гар — Гор:

Разгар, загар, угар. Разгореться, загореть, погорелец.

2) Зар — Зор:

Зори, зоревать, зорянка (последние 2 слова относятся к исключениям). Зарница, заря.

3) Лаг — Лож:

Полагать, излагать. Изложение, положить, положиться.

4) Кас — Кос:

Касаться, прикасаться. Прикосновение, прикоснуться, коснись.

5) Мак — Мок:

Макать, обмакнуть. Промокнуть, мочить, замочить.

Примеры слов с чередованием согласных в корне

г//ж//з друг -дружба — друзья; подруга — дружный;

д//ж//жд выход, ходок — выхожу — выхождение; водить — вожу — вождение; родить — роженица — рождение; насладиться — наслаждение; бродить — брожение; еда — сладкоежка;

Более подробно про чередование согласных в корне слова можно посмотреть: http://russkiiyazyk.ru/fonetika/primeryi-cheredovaniem-glasnyih-soglasnyih.html#i-3.

yandex.ru

Основные правила грамматики русского языка

О-А в безударных корнях -лаг- — -лож-

О (перед ж)

-лож-

положить   предложить   изложить

А (перед г)

-лаг-

полагать   прилагательное

Исключение:

полог

О-А в безударных корнях -раст- — -ращ- — -рос-

А (перед СТ, Щ)

-раст- — -ращ-

возраст   растить   выращивать   приращение

О (перед остальными)

-рос-

заросли   вырос

Исключения:

росток, ростовщик, Ростов, отрасль, Ростислав

О — А в безударных корнях -кос- — -кас-

А перед суффиксом -а-

касаться   прикасаться   касательная

О перед -сн-

прикоснуться   прикосновение

Правописание корней -гар- — -гор-, -зар- — -зор-, -клан- — -клон-, -твар- — -твор-

Под ударением

Без ударения

-гар-

загар   огарок

-гор-

загорел   горелый

-зар- — -зор-

зарево   зорька

-зар-

зарница   озарение

-клан- — -клон-

кланяться   поклон

-клон-

наклонять   склонение

-твар- — -твор-

тварь   творчество

-твор-

творить

И — Е в корнях с чередованием

И перед суффиксом -а-

Е в остальных случаях

-бир(а)-

собирать

-бер-

соберет

-дир(а)-

обдирать

-дер-

обдерет

-мир(а)-

замирать

-мер-

замереть

-тир(а)-

обтирать

-тер-

обтереть

-пир(а)-

запирать

-пер-

запереть

-жиг(а)-

выжигать

-жег-

выжег

-стил(а)-

расстилать

-стел-

расстелить

-блист(а)-

блистать

-блест-

блестеть

-чит(а)-

вычитать

-чет-

вычет

 

Но: сочетать, сочетание

О — А в безударных корнях -мок- (-моч-) — -мак-, -равн- — -ровн-

-мок- (-моч-)

в словах со значением «пропускать жидкость; терять свои качества, находясь долгое время в воде»

непромокаемый   вымокнуть

-мак-

«погружать в жидкость»

макать сухарь в чай

-равн-

«равный, наравне, одинаковый»

подравнять — сделать равным   уравнение

-ровн-

«прямой, гладкий, ровный»

заровнять

Исключения:

равнина, ровесник, поровну, уровень, равняйсь

О — Е (Ё) в корнях после шипящих

Ё (под ударением)

шёлк — шелка   зачёт — вычет   щёголь — щеголять   шёпот — шептать

О (без ударения) в заимствованных словах

жокей, жолнер, жонглёр, шовинизм, шоколад, шоссе, шофёр, Шотландия

Исключения:

крыжовник, изжога, шорох, зажор, жом, трущоба, трещотка, шов, шомпол

И — Ы после Ц

Ы

  1. окончания слов:

пловцы, птицы, смуглолицый

  1. суффикс -ын-:

сестрицын

  1. цыган, цыпленок, цыц, на цыпочках и производные от них

И

  1. в корне существительных:

цилиндр, цинга, цифра

  1. в словах на -ция:

кульминация

О — Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных

 

О (под ударением)

Е (без ударения)

суффикс

речонка   бережок   камышовый   кумачовый   облицовка

реченька   кусочек   ключевой   плюшевый   ситцевый

окончание

плечом   Кузьмичом   большому   деревцо

зрелищем   Наташей  большему   деревце

Приставки на …з — …с

…з- (перед гласными и звонкими согласными)

…с- (перед глухими согласными)

бездомный   возглавить   изгнать

бесконечный   воспеть   истратить

  1. В приставках -раз- (-рас-) — -роз- (-рос-) под ударением пишется О, без ударения — А:

раздать — розданный

  1. Приставка С- пишется как перед глухими, так и перед звонкими согласными:

стереть — сделать

Приставки пре- и при-

пре-   в значении   «очень», «весьма», «через», «по-иному»   (близка к пере-)

при-   в значении   близости, присоединения, приближения,   неполного действия, доведения действия до конца,   сопутствующего действия

пребольшой (очень)   преувеличивать   преступать (пере…)   превращать   преображать

приморский   приделать   пригибать   приоткрыть   придумать   припевать

Запомнить:   

прибаутка

примитивный

пребывать

прельстить

прибывать

принцесса

превзойти

прелюдия

привидение

приоритет

преграда

препираться

привилегия

приохотить

предание

преподнести

призвание

притворщица

преемник

препятствие

прилежание

притон

президент

преставиться

присмиреть

приурочить

презирать

претворять

присутствие

причудливый

прекословить

претензия

Гласные Ы и И после приставок

Ы

И

сыграть   отыграть

подыскать   разыскать

межинститутский   сверхизысканный

  • после иноязычных приставок и частиц контр-, дез-, транс-, пан-

контригра   дезинформация   панисламизм

Запомнить:   

взирать

изымать

отнимать

подымать

поднимать

отымать

снимать

 

Падежи и падежные окончания имен существительных

Падеж

Склонение

I

II

III

Именительный

кто? что?

-а, -я

[], -о, -е

[]

Родительный

кого? чего?

-ы, -и

-а, -я

Дательный

кому? чему?

-у, -ю

Винительный

кого? что?

-у, -ю

-о, -е

[]

Творительный

кем? чем?

-ой (-ою),   -ей (-ею)

-ом, -ем

-ью

Предложный

(о) ком? (о) чем?

Особенности склонения существительных на -ия, -ий, -ие

 

-ия

-ий

-ие

 

Р.п.

лекции   планетария   состязания

Д.п.

лекции   планетарию   состязанию

Т.п.

-ей

-ем

-ем

лекцией   планетарием   состязанием

П.п

(о) лекции   (о) планетарии   (о) состязании

Разносклоняемые существительные на -мя

бремя,

время,

вымя,

знамя,

имя,

пламя,

племя,

семя,

стремя,

темя,

 

 

а такжепуть

Р.п.

племени   пути

Д.п.

племени   пути

Т.п.

-ем (-ём)

племенем   путем

П.п.

(о) племени   (о) пути

Суффиксы существительных

Суффиксы -ик-, -ек-

Если при склонении существительного

дружочка — дружочек  орешка — орешек

шалашика — шалашик  мальчика — мальчик

Суффиксы -ец-, -иц-   

сущ. муж. р.  -ец-

сущ. жен. р.  -иц-

сущ. ср. р.

ударение падает на окончание 

-ец-

ударение предшествует суффиксу 

-иц-

морозец — морозца

книжица — книжицы

письмецо

креслице

Суффиксы -ичк-, -ечк-   

-ичк-

-ечк-

сущ. жен. р., обр. от основ на -иц-

остальные случаи + сущ. на -мя

лестница — лестничка   умница — умничка

утро — утречко   время — времечко

Суффиксы -чик-, -щик-   

-чик-

-щик-

после д, т, з, с, ж

остальные случаи

вкладчик   буфетчик   возчик   подписчик   перебежчик

дрессировщик   каменщик   фонарщик

НЕ с существительными

слитно

раздельно

  1. Не употребляются без НЕ:

невежда   небылицы

  1. При образовании слова противоположного значения:

недруг (враг)   несчастье (горе)   неприятель (противник)

  1. Если есть или подразумевается противопоставление:

Не правда, а ложь.   Не друг, а враг.   Не счастье, а горе.

Запомнить:   

небрежность

невежа

невеличка

неверие

невзгода

невольник

негодник

недовес

недоделка

недоросль

недотепа

недруг

незнайка

неистовство

нелепица

ненастье

неряха

неурядица

нехватка

 

 

НЕ с прилагательными

слитно

раздельно

  1. Не употребляются без НЕ:

ненастный   ненавидимый

  1. При образовании слова противоположного значения:

небольшой (маленький)   неплохой (хороший)

  1. При наличии слов очень, весьма, крайне, в высшей степени, совершенно, вполне, почти, отчасти, совсем, чрезвычайно:

крайне неосторожный   очень нехороший

  1. Если есть или подразумевается противопоставление:

Не большой, а маленький.   Не плохой, а хороший.   Река мелкая? Река не мелкая.

  1. Если противопоставление подразумевается и отрицание усиливается отрицат. местоимениями и наречиями:

отнюдь не верное   нисколько не радостное

Суффиксы прилагательных

Суффиксы -ив-, -ев-   

-ив- под ударением

-ев- без ударения

красивый   игривый

дождевой   сиреневый

Исключения:

милостивый, юродивый

Суффиксы -оньк-, -еньк-   

-оньк- после г,к,х

-еньк- в остальных случаях

высоконький   легонький   сухонький

зелененький   дешевенький   тепленький

Суффиксы -к-, -ск-   

-к-

-ск-

  1. Если прилагательное имеет краткую форму:

узок — узкий   дерзок — дерзкий

  1. Если прилагательное образовано от существительного с основой на к, ч, ц (к и ч превращаются в ц):

немец — немецкий   рыбак — рыбацкий   ткач — ткацкий

  1. Во всех остальных случаях:

матрос — матросский   француз — французский   богатырь — богатырское

-Н-, -НН- в суффиксах прилагательных

-Н-

правило

пример

Прил., не образованные от др. частей речи

юный   синий   рьяный

Прил. с суффиксами -ан-, -ян-, -ин-

кожаный   серебряный   глиняный   куриный

Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный

Прил., обр. от бесприставочных  глаголов несов. в. с суфф. -н-, -ен- и не имеющ. завис. слов

груженые вагоны   вязаная кофта   жареные караси

Исключения: желанный, священный, негаданный, данный, неслыханный

-НН-

Прил., образованные от сущ. с основой на -н с помощью суффикса -н-

лимонный (лимон+н)   машинный (машина+н)

Прил. с суффиксами -енн-, -онн-

клюквенный   революционный

Исключение: ветреный

При наличии приставок

безветренный   подветренный

В кратких прилагательных -Н-, -НН- пишутся в соответствии с полной формой

Травы зелены (зеленый).  Дорога длинна (длинный).

Соединительные гласные О, Е в сложных словах

О (после твердых основ)

Е (после основ на мягкий согласный, на шипящий и ц)

звероловство   сороконожка   кровообращение

жизнеописание   овощехранилище   овцеводство

Правописание сложных существительных

 Слитное написание

  1. Сложные слова с элементами:

    авто-

    радио-

    био-

    авиа-

    фото-

    зоо-

    аэро-

    метео-

    агро-

    вело-

    стререо-

    нео-

    моно-

    электро-

    микро-

    кино-

    гидро-

    макро-

  2. Сложносокращенные слова с первой глагольной частью на -И:  горицвет, сорвиголова.  Исключение: перекати-поле.

 Дефисное написание

  1. Сложные названия, термины:  динамо-машина, премьер-министр.

  2. Составные названия политических партий:  анархо-синдикализм

  3. Сложные единицы измерения:  грамм-калория, тонно-километр.  Исключения: трудодень, трудочас.

Окончания имен прилагательных

О книге (какой? -ой, -ей) интересной.  К дереву (какому? -ому, -ему) высокому.  Кустарник (какой? -ой, -ый, -ий) колючий.

  • В прилагательных на -ий, -ья, -ье, -ые (лисий, лисья, лисье, лисьи) во всех формах, кроме Им. и Вин. падежей ед. ч. м., перед окончанием пишется Ь:  лисий, лисьего, лисьему, лисьем, лисьих.

  • В прилагательных, образованных от названий месяцев, Ь сохраняется:  апрель — апрельский  июль — июльский  сентябрь — сентябрьский  Исключение: январь — январский

Правописание сложных прилагательных

слитно

  1. от сложных сущ.:  пешеходный   паровозный 

  2. из сочетаний слов:  железнодорожный (железная дорога)   древнерусский (древний русский) 

  3. в сочетании с наречием:  высокообразованный   быстротечный

раздельно

  1. качество с дополн. оттенком:  кисло-сладкий   горько-соленый 

  2. оттенки цвета:  иссиня-черный   молочно-белый   бледно-розовый 

  3. однородные прил. (= и, но, не только):  англо-русский   электронно-вычислительная 

  4. первая часть оканчивается на -ико:  физико-математический

Имя числительное

 По значению и грамматическим признакам

сколько?

пять  десять

какой?

пятый  десятый

 По составу

три  девять  второй

пятьдесят  семьдесят  двухсотый

двадцать пять  тридцать седьмой  пятьдесят первый

Склонение количественных числительных

 

5-20, 30

40, 90, 100

50-80, 200-900 (скл. обе части)

И.п.

пять

сорок, сто

триста шестьдесят

Р.п.

пяти

сорока, ста

трехсот шестидесяти

Д.п.

пяти

сорока, ста

тремстам шестидесяти

В.п.

пять

сорок, сто

триста шестьдесят

Т.п.

пятью

сорока, ста

тремястами шестьюдесятью

П.п.

(о) пяти

(о) сорока, ста

(о) трехстах шестидесяти

Склонение составных количественных числительных

У составных числительных, обозначающих целые числа, склоняются все слова, из которых они состоят.   

И.п.

Девятьсот шестьдесят пять

Р.п.

Девятисот шестидесяти пяти

Д.п.

Девятистам шестидесяти пяти

В.п.

Девятьсот шестьдесят пять

Т.п.

Девятьюстами шестьюдесятью пятью

П.п.

(о) Девятистах шестидесяти пяти

Склонение дробных числительных

3 — числитель: количественное числительное  —  5 — знаменатель: порядковое числительное

При склонении дробных числительных изменяются обе части: числитель склоняется как целое число, а знаменатель — как прилагательное во множественном числе.   

И.п.

три седьмых

Р.п.

трех седьмых

Д.п.

трем седьмым

В.п.

три седьмых

Т.п.

тремя седьмыми

П.п.

(о) трех седьмых

Склонение собирательных числительных оба-обе

 

муж., ср.  р.

жен. р.

И.п.

оба

обе

Р.д.

обоих

обеих

Д.п.

обоим

обеим

В.п.

оба

обе

Т.п.

обоим

обеими

П.п.

(об) обоих

(об) обеих

 

основа обо- (обоих игроков)

основа обе- (обеим командам)

Склонение числительных полтора, полтораста

 

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

полтора

муж., ср. р.

полтора

полутора

полутора

полтора

полутора

полутора

жен. р.

полторы

полторы

полтораста

полтораста

полутораста

полутораста

полтораста

полутораста

полутораста

Ь на конце и в середине числительных

Ь — показатель мягкости на конце слова

Ь — показатель мягкости в середине слова

5-20, 30   пять, четырнадцать, двадцать, тридцать

50-80, 500-900 в именит. и винит. падежах   семьдесят, шестьсот, девятьсот

Запомнить:

Местоимения

я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

себя

кто? что? какой? чей? который? сколько?

кто, что, какой, чей, который, сколько, каков.

никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей, несколько.

мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их.

тот, этот, такой, таков, столько, сей (устар.).

весь, всякий, каждый, сам, любой, иной.

некто, нечто, некоторый, кое-кто, какой-нибудь…

Правописание неопределенных местоимений

слитно: не + местоимение

через дефис: прист. кое-, суфф. -то, -либо, -нибудь

некто, нечто, некоторый, несколько

кое-кто, кое-что, кто-то, кто-либо, кто-нибудь, какой-нибудь

НЕ-, НИ- в отрицательных местоимениях

некто  нечего  некуда  некому  незачем

никто  ничего  никуда  никому  никак

некем  никого  нечем  ничто

не с кем  ни у кого  не о чем  ни за что

Спряжение глаголов

Спряжение глаголов определяется по неопределенной форме.   

II спр.

I спр.

все глаголы на -ить (кроме 3 исключений)

глаголы брить, стелить, зиждиться

7 глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть

все глаголы на -еть (кроме 7 исключений)

4 глагола на -ать: гнать, держать, слышать, дышать

все глаголы на -ать (кроме 4 исключений)

 

все остальные глаголы на -оть, -уть, -ть и др.

Спряжение глаголов настоящего времени

Лицо

I спр.

II спр.

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1-е

-у (-ю)

-ем

-у (-ю)

-им

2-е

-ешь

-ете

-ишь

-ите

3-е

-ет

-ут (-ют)

-ит

-ат (-ят)

Особенности спряжения некоторых глаголов:

  1. От глагола победить 1-е лицо ед. числа не образуется.

  2. 1-е и 2-е лицо ед. и мн. ч. наст. вр. от глагола быть не употребляется.

  3. Разноспрягаемые глаголы хотеть, бежать, брезжить:  хочет, хочет — по I спр..;  хотим, хотите, хотят — по II спр.;  бежишь, бежит, бежим, бежите — по II спр.;  бегут — по I спр.;  брезжит — по I спр.;  брезжут — II спр.

Употребление Ь в глагольных формах

Буква Ь пишется:

мыть — мыться  беречь — беречься

радуешь — радуешься

studfiles.net

RusskiePravila.Ru | Правила русского языка

Индийские жрецы говорят на санскрите, но, если побывать на сервере у русскоговорящего народа, то вы без труда поймете их речь. Возможно, что собственно русский язык и стал родоначальником остальных языков на планете, но это только возможно…

Формирование, какого то ни было языка, является трудным и длительным процессом. Многие из современных языков происходят от индо-европейской группы. Но всё-таки если углубится в историю, то язык древних индейцев существенно от них отличается. Если верить легендам, то первые индейцы жрецы имели светлую кожу и научили индейцев своему языку. Сейчас этот язык – санскрит и он на шестьдесят процентов совпадает с русским языком. А это не может быть случайным. Известно, что один индийский ученный приехавший в Россию, не взял с собой человека который бы помог ему в общении и переводил разговор русских , потому как прекрасно понимал русскую речь, сказав, что очень рад слышать, как люди говорят на санскрите.

Некоторые ученые мужи до сих пор не оставляют попыток доказать что русский язык берет свое начало именно от санскрита, но это абсолютно не верно. А все дело в том, что в таком случае русский язык был бы значительно беднее, чем есть на самом деле. Именно в наречии жрецов индии растворилось то многое, что есть в русском языке. А произошло это, потому что один язык поглотил другой и появился третий. Словоформы и обороты значительно упростились. Брахманы часто навещают северную часть России, посещая там храмы наших богов, дабы сказать им спасибо за санскрит.

Самым первым языком на планете всё-таки является именно русский, но, конечно же, в далеком прошлом он был немного иным, а со временем слова обновились, и добавилось много новых, но корни остались те же. За долго до Мефодия и Кирилла, русы уже имели свой алфавит и усиленно его использовали. Даже крестьяне свободно владели письмом, используя алфавит. Современный алфавит это упрощенная форма того, старорусского алфавита созданного для того чтобы перевести библию и донести до народа слово божие.

Теория первенства русского языка подтверждает этрусская письменность. Когда в Европе были найдены надписи на кувшинах и глиняных пластинах, у западных археологов не получалось их расшифровать, только русские, смогли это сделать. Они прочитали все, что передали нам предки, используя наш алфавит. Это поистине удивительно потому как реликвии относятся к двухтысячному году до нашей эры.

То, что русский язык был родоначальником всех остальных языков, умалчивают, потому, как тогда придётся признать, что наша культура значительно древнее, чем европейская. Наверное, немцы и французы думают, что мы грязные варвары, хотя даже в средневековья наши княгини связывали свою судьбу с европейскими принцами и удивляли их тем, что очень любили принимать ванну и грамотно писать и говорить. Хотелось бы, чтобы наши ученные всё-таки исследовали, откуда произошел наш прекрасный язык.

Существует такой миф, будто люди в древние времена имели только один язык и все говорили только на нем. Но они решили, что им необходима огромная башня, касающаяся небес. Этим решением они рассердили Бога, а том в свою очередь сделал, так что они стали говорить на разном языке, а башня так и не была воздвигнута, потому как они больше не могли понять друг друга. Многие считают, что вавилонский язык был первым, но это лишь необоснованная догадка.

Многие ученные мужи уже сейчас начинают понимать что именно русская цивилизация была самой первой, а соответственно и язык тоже, и тому есть бесчисленно множество доказательств.

Как грамотно писать тексты без ошибок?

Для грамотного написания текстов необходимо умение чётко излагать свои мысли и знать основные правила написания. Здесь незаменима помощь орфографического учебника или старого школьного словаря. Можно отдельно выписывать сложные слова и анализировать их.

Отличное упражнение – переписывание текстов. Даже зная все правила русского языка, нужно уметь применять их на практике. Выученный стих можно записать и проверить себя в правописании. Хорошо работать в паре и увеличивать свою грамотность, работая с диктантами. Обсуждение ошибок, здоровая критика и взаимоконтроль помогут вам лучше освоить грамотное правописание.

Даже зная все правила грамматики, нужно уметь применять их на практике. Достаточно начать с листа, постепенно увеличивая объем. Мелкая моторика рук развивает мыслительные процессы. Чтобы повысить свой уровень в правописании нужно несколько дней в неделю сделать учебными и 1-2 часа уделить своей грамотности.

Необходимо также регулярно читать, чтобы подтягивать свой уровень знаний. Классические произведения или современные рассказы формируют восприятие слов, их правописание и пунктуацию, улучшают зрительную память. Записывайте на полях сложные слова с допущенными ошибками. Проанализировав их, займитесь изучением нужных правил. Важно запомнить то, что вы прочитали. Чтобы писать без ошибок, необходимо развивать и тренировать зрительную и слуховую память. Если регулярно заниматься не только правописанием, а еще музыкой и спортом, на подсознательном уровне вырабатывается точность выполнения заданий.

Несколько важных моментов грамотного написания статей

Начальный этап работы сводится к ознакомлению с темой из различных источников.

Затем составляется план статьи и выбирается стиль написания.

Избегайте сплошного текста, в виде «простыни» он будет трудночитаем. Небольшие абзацы намного легче воспринимаются читателями. Важные моменты лучше выделять жирным шрифтом.

С кратким и ёмким заголовком легче привлечь внимание.

После работы вычитать сочинение на предмет ошибок и несоответствий. Лучше это сделать спустя несколько часов, чтобы видеть все свои недочёты.

Помимо знания правил необходимо обеспечить себе тишину во время работы, правильно настроиться на тему статьи. Если вы работаете без перерыва и выходных дней, внимательность сменяется переутомлением, а это сказывается на качестве текста.

Откуда берется грамматика

Грамматика – едва ли не самая сложная часть любого языка. Когда мы меняем последовательность слов, добавляем дополнительные глаголы и суффиксы, мы способны изменять смысл предложений. Мы способны превращать утверждения в вопросы, и не важно, место это или действие. У нас есть различные методы построения предложений для передачи самых тонких изменений в смысле.

Такие вещи присущи не только Русскому или Английскому языку. Даже если язык называется примитивным, то в нем вы способны найти «умные» грамматические компоненты. Система местоимений американских индейцев Чероки способна отличать по смыслу предложения на уровне «вы и я», «несколько человек и я», «ты, другой человек и я». В английском языке подобные предложения сводятся к сырому местоимению «мы». Грамматика универсальна. Они играет важнейшую роль в каждом языке, и не важно, где и как он распространен. Возникает вопрос: «Кто же создал грамматику?».

Главный вопрос

Кажется, что на этот вопрос невозможно ответить. Чтобы выяснить, как создавалась грамматика, кто-то обязан был присутствовать при моменте создания языка и документировать его возникновение. Исторические лингвисты отслеживают сложные языки, возвращаясь к их прародителям. Это дает некоторую информацию, но полноценные факты мы способны получить только в том случае, если исследователь наблюдает развитие языка с его появления. Удивительно, но это возможно.

Примитивные языки

Некоторые из последних языков появились из-за трансатлантической работорговли. В то время рабы из числа разных этнических групп были обязаны работать вместе по правилам колонизаторов. Так как у них не оказалось шанса изучать языки друг друга, они развили собственный язык под названием Пиджин. Он включает в себя измененные конструкции языка, на котором говорили владельцы земель. Грамматика присутствует у них в упрощенном виде. Слушателю иногда сложно понять, когда произошло событие и кто в нем участвовал.

Дети, изучающие и развивающие Пиджин, не копируют слова. Они используют их для создания новых экспрессивных конструкций.

Языки знаков

Люди с ограниченными возможностями тоже получили шанс изучать собственные языки знаков. Здесь присутствует не просто ряд жестов. Здесь используются те же грамматические конструкции, что и в обычных языках.

Создание подобного языка недавно зафиксировано в Никарагуа. Раньше глухие люди здесь были изолированы друг от друга, но в 1979 году новое правительство приступило к сооружению школ для глухих. На уроках они учили речь с помощью чтения по губам, но в игровых зонах дети создали собственную знаковую систему, используя жесты, которые они применяли в повседневной жизни. Каждый ребенок использовал знаки с собственными идеями, последовательная грамматика не присутствовала.

Когда в школу пришли другие дети, они разработали новую систему знаков, которая отличалась от предыдущей. Младшие дети основывались на знаках старших детей, но их язык получился более плавным и компактным. Там использовались грамматические конструкции для уточнения смысла. Новый язык был рожден.

Заключение

Некоторые лингвисты считают, что конструкции и слова в некоторых современных языках были привнесены креолами. Дети способны создавать грамматические правила из-за пластичности нейронов. Это ведет к возникновению сначала простейших, а затем прогрессивных языков.

Ударение в слове

– Чем отличается «пОртфель» от «портфЕля»?
– В «пОртфеле» хранятся «докУменты», а в «портфЕле» – «докумЕнты»…

Вот так в устной речи мы можем наблюдать один из инструментов русского языка – ударение в слове, средства и способы выражения которого позволяют легко определить человека образованного.

Орфоэпия

В переводе с греческого название раздела переводится как «правильная речь». Именно орфоэпические нормы составляют основу языка.

    Орфоэпия изучает проблему безукоризненного произношения звуков в потоке речи. Здесь выделяется четыре направления:
  1. артикуляция гласных звуков;
  2. артикуляция согласных звуков;
  3. артикуляция специфических грамматических словоформ;
  4. артикуляция заимствованных слов.

Ударение в слове, средства проявления которого чёткое произношение звука и его долгота, позволяет сделать речь правильной и красивой.

Особенности русского произношения состоят в том, что в потоке речи звуки начинают менять свой облик: наблюдаются процессы оглушения, озвончения, уподобления. Что касается гласных звуков, то для них выделяются две позиции: сильная и слабая. В первом случае звук находится под ударением и слышится чётко, во втором всё наоборот.

Если неправильно поставить ударение, то речь будет искажена, станет некрасивой и непонятной. Правила ударения позволяют этого избежать.

Стили произношения

Правила постановки ударения делают речь нормативной. Но мы в нашей жизни не всегда соблюдаем эти правила. Порой это просто указывает на необразованность и нежелание соблюдать нормы.

    В связи с этим выделяется три стиля произношения:
  1. Литературный. Правильный и нормативный способ произношения, которым владеют люди, знакомые с правилами орфоэпии.
  2. Книжный. Отмечается чётким произношением, используется в научных кругах для выступлений на конференциях, дискуссиях и т.д.
  3. Разговорно-просторечный. Характерная особенность этого стиля – неофициальная обстановка. Он характерен для большинства людей, которые допускают всевозможные ошибки при произношении, в том числе и неправильно поставленное ударение.

Орфоэпические нормы

Орфоэпия позволяет стать образованным, правильно и понятно говорить. Грамотная речь – это то, что сразу бросается в глаза при первом знакомстве с человеком.

Орфоэпические нормы – это единственно приемлемый или предпочитаемый вариант правильного произношения слова, куда входит и постановка ударения. Это тот минимум, который ежегодно пополняет словарный запас каждого школьника. На страницах учебника русского языка ребята встречаются с такими словами, которые требуют правильного произношения, запоминают их и используют в своей речи, пополняя лексикон.

Очень важно ставить правильно ударение в каждом таком слове, потому что они являются общеупотребительными и используются нами часто. Следовательно, выделяя неправильно голосом какой-либо гласный звук, можно показать свою необразованность.

Соблюдать данные нормы очень важно, так как сегодня на рынке труда при жестокой конкуренции наиболее выигрышно чувствуют себя люди образованные. Работодателю достаточно небольшого собеседования на общие темы, чтобы понять, насколько человек образован и подходит для работы в компании.

Роль ударения в слове

Ударение – это выделение при помощи акустических средств какого-либо компонента речи. При помощи ударения можно выделить слоги, слова, синтагмы (часть фразы). При выделении используются такие акустические средства, как высота, сила, длительность звука, а также отсутствие редукции, т. е. качественное звучание.

Нормы орфоэпии, среди которых выделяются и правила ударения, сегодня нарушаются очень часто. Причём такие ошибки можно обнаружить в речи известных людей. Огорчает также, что с экранов телевизоров можно зачастую услышать неверное произношение.

Нормативность произношения зависит от действующих фонетических законов. Эти два раздела очень тесно связаны друг с другом, и их знание значительно облегчит жизнь.

Между тем роль ударения в русском языке велика. На первое место надо поставить смыслоразличение. Кажется, ничего сложного: всего лишь переместилось ударение с одного слога на другой, а в итоге получаются совершенно новые слова, слова с другим лексическим значением. Например, прОпасть между скалами – пропАсть без следа, солнце сЕло – селО за рекой, хлОпок – хлопОк, мукА – мУка и т. д.

Учителя начальных классов, закладывая знания об ударении, часто используют игровые формы, во время которых ребята запоминают очень хорошо такие слова. Вот один из таких примеров. Это загадка, в отгадке которой слово, где возможно ударение на разных гласных.

Я травянистое растенье

Сиреневого цвета,

Но переставьте ударенье,

И превращаюсь я в конфету.

Смыслоразличительная роль ударения служит для более точной передачи смысла слова. Также, как уже отмечалось выше, по соблюдению орфоэпических норм можно узнать человека образованного.
Словари

Орфоэпические словари – это такие сборники, где состав русского языка представлен с точки зрения произношения, правильной постановки ударения и образования грамматических форм. Представленные здесь орфоэпические нормы обязательны для всех носителей русского языка.

Словарная статья говорит о том, как ставить правильно ударение, приводит примеры употребления слов в речи.

Правила для запоминания ударений

Бывает, ловишь себя на мысли, что не знаешь, как правильно произнести какое-то слово. Ситуация усугубляется ещё и тем, что можно услышать разные варианты постановки ударения в слове. Например, один знакомый говорит «звОнит», а другой «звонИт». Как правильно? Особенно страдают от этого дети.

При знакомстве с новой лексикой надо сразу запомнить, как правильно ставить ударение в слове: средства и приёмы мнемотехники (техники ассоциаций) помогут в этом.

Для этого подбираем созвучное слово с ударением на нужном слове, и данная ассоциация позволит запомнить ударение. Например, «ТУча похожа на ТУфлю», «ТОлстый потому, что любит ТОрты», «в офис к нам пробрался вор и похитил договОр», «быть куда красИвее поможет платье сИнее», «ФЁкла – свЁкла».

Стихотворная форма также поможет запомнить, какое ударение в слове. Средства для запоминания здесь – ассоциация и рифма.

Чтоб скорей в библиотеке

Отыскать ты книгу мог,

В ней бывает картотека,

Специальный …

Дядя Стёпа

Кто такой?

Он на площади стоИт,

По мобильнику звонИт.

Используя данные правила, можно выстроить для себя ряд ассоциаций и запомнить правильное произношение наиболее часто используемых в своём лексиконе слов.

russkiepravila.ru

Простые правила русского языка

1. Сколько можно сомневаться «придти» или «прийти»? Запомните раз и навсегда, правильно — «прийти». 

2. Заказали «экспрессо»? Чтобы быстрее приготовили?  Кофе называется «эспрессо»! 

3. Как правильно: «едь» или «ехай» или «езжай»? Никак! Повелительная форма от глаголов «поехать» и «ехать» будет только «поезжай» или «заезжай», «приезжай» и т.п.. Употребление слова «езжай» без приставки считается допустимым, но нежелательным в разговорной речи. 

4. Как правильно: «победю» или «побежду»? Никак! У глагола «победить» нет формы 1-го лица ед. числа в будущем времени. «Одержу победу», «сумею победить» вполне себе заменяют эту форму. 

5. Повторяем! Не существует слов «вообщем» и «вобщем»! Есть слова «вообще» и «в общем». И точка. 

6. В документах стоит «подпись», а вот в Сикстинской капелле на алтарной стене — «роспись». Не путаем, друзья, не путаем! 

7. С точки зрения лексической сочетаемости выражение «самый лучший» звучит так же нелепо, как «более красивейший». Большой привет режиссёрам «Самого лучшего фильма». 

8. «Занять» — это взять взаймы! «Займи мне денег» — неверно. Нельзя занять кому-то, можно только у кого-то. «Одолжи мне денег», «Можно мне занять у тебя?» — правильно. 

9. «В течение» (какого-то времени, в продолжение), но «в течении» (например, реки, течение как направление в искусстве). Обратите внимание, всегда раздельно! 

10. Адронный коллайдер! Не «Андронный», кто такой этот «Андрон»? Адроны — это элементарные частицы, в их честь и был назван коллайдер. «Коллайдер», кстати, с двумя «л». 

11. Выиграть! Не выйграть! Искренне не понимаем, что движет людьми, которые ставят туда «Й». Проверочное слово — игра. 

12. Все, кто еще говорит «ихний», будут гореть в аду! 

13. За написание «извени» вместо «извини» пора вводить денежные штрафы.

Учите родной язык!

(с) не найден

www.blogbaster.org

ВСЕ ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА — PDF

Абитуриенты должны: ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

Программа вступительных испытаний, проводимых по материалам Университета по общеобразовательному предмету «Русский язык», для поступающих на 1 курс в полном объеме соответствует требованиям федерального

Подробнее

Школьная программа по русскому языку

Нарвский Языковой Лицей Школьная программа по русскому языку 6 курс Нарва 2015 VI курс «Практический русский язык IV (корректировочный курс по орфографии и пунктуации)» Цели обучения Курс по корректированию

Подробнее

Пояснительная записка.

Пояснительная записка. Настоящий курс имеет практическую направленность и предназначен в первую очередь для подготовки учащихся к экзаменационному тестированию по русскому языку. Несмотря на то, что тесты

Подробнее

Цели изучения дисциплины:

«Практикум по русскому правописанию» Составитель аннотации: Пряников А.В., кандидат филологических наук, доцент Кафедра русского языка и методики его преподавания Цели изучения дисциплины: Краткая характеристика

Подробнее

Практикум по орфографии и пунктуации

Практикум по орфографии и пунктуации Программа элективного курса для 10 классов. 34 часа в год. 17 часов орфография. 17 часов пунктуация. Пояснительная записка. Основная цель данного курса — повышение

Подробнее

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Титульный лист методических Форма рекомендаций Ф СО ПГУ 7.18.3/40 Министерство образования и науки Республики Казахстан Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова Факультет гуманитарно-педагогический

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа собеседования по русскому языку соответствует правилам приема в высшее учебное заведение и примерным программам вступительных экзаменов, утвержденным Министерством образования

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» по русскому языку для 10 класса составлена на основе Примерной программы по русскому языку для общеобразовательных

Подробнее

013 г. 5 8 7 9 10 11 1 Наименование разделов и тем Раздел 3 Фонетика, орфоэпия, графика, орфография Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся,

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, авторской программы Н.Г. Гольцовой (учебник: Н. Г. Гольцова,

Подробнее

1. Пояснительная записка

. Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего

Подробнее

МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ 408 Предисловие………………………… 3 5 К Л А С С 1. Русский язык один из богатейших языков мира……………………………. 8 2. Понятие о литературном языке……….. 9 3.

Подробнее

Пояснительная записка

1 Пояснительная записка В связи с модернизацией российского образования, введением нового Федерального базисного учебного плана, а также Единого государственного экзамена обновлены требования к уровню

Подробнее

1.1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИСПЫТАНИЯ

1.1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИСПЫТАНИЯ Цель дополнительного вступительного испытания профессиональной направленности определить уровень знаний абитуриента по дисциплине «Русский язык» курса средней (полной) общеобразовательной

Подробнее

НОВЫЙ КАРМАННЫЙ ШКОЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ

НОВЫЙ КАРМАННЫЙ ШКОЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ Ф. С. Алексеев для школьников в схемах и таблицах УДК 373:811.161.1 ББК 81.2Рус-922 А47 А47 Алексеев, Филипп Сергеевич. Русский язык для школьников в схемах и таблицах

Подробнее

Пояснительная записка

Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «Русский язык» Пояснительная записка Данная программа вступительного экзамена по русскому языку предназначена для реализации государственного

Подробнее

docplayer.ru

Правила русского языка

Уставшая от беспросветной неграмотности своих учеников Анна Беловицкая решила сделать шаг в сторону популяризации правописания. Вот что придумала изобретательная учительница — на милых картинках с котиками продемонстрировать основные правила русского языка. Ведь дети сейчас так много времени проводят в Интернете, где царит хаос безграмотности. Ужасно, если ошибки станут нормой…

Конечно, тут показан не весь спектр самых частых ошибок. Но картинки яркие, запоминающиеся и очень потешные! Посмотри сам и покажи их ребенку.

Как грамотно писать по-русски

Котики на страже грамотности! Теперь можно присылать этих милашек не слишком успешным в орфографии друзьям. Оформленные таким образом правила вызывают хорошие эмоции и закрепляются в памяти.

Отправь котят бороться с ошибками дальше — расскажи о статье своим друзьям!

Автор статьи

Редакция «Так Просто!»

Это настоящая творческая лаборатория! Команда истинных единомышленников, каждый из которых специалист в своем деле, объединенных общей целью: помогать людям. Мы создаем материалы, которыми действительно стоит делиться, а источником неиссякаемого вдохновения служат для нас любимые читатели!

takprosto.cc

Шуточные правила русского языка | Орфограммка

1. Помните о том, что в большинстве случаев связку «о том» можно исключить. 
2. Страдательный залог должен быть избегаем. 
3. Уточнения в скобках (хоть и существенные) бывают (обычно) излишними. 
4. Плохо зная грамматику, сложные конструкции должны употребляться с осторожностью. 
5. Что касается незаконченных предложений… 
6. Тех, кто заканчивает предложение предлогом, посылайте на. Не грубости ради, но порядка для. 
7. Предложение из одного слова? Плохо. 
8. И не начинайте предложение с союза. 
9. НИКОГДА не выделяйте слова заглавными буквами. 
10. Провиряй по словарю напесание слов. 
11. Метафора — это гвоздь в ботинке, и лучше её выполоть. 
12. Преувеличение в миллион раз хуже преуменьшения. 
13. Ненужная аналогия в тексте — как шуба, заправленная в трусы. 
14. Не применяйте длинные слова там, где можно применить непродолжительнозвучащие. 
15. Кому нужны риторические вопросы? 
16. Маленькое замечание о повторениях, которые иногда встречаются в статьях, которые появляются в изданиях, которые и так переполнены цитатами, которые иногда затуманивают мысль, которую хотел высказать автор, о которой мы и хотели сделать это замечание. 
17. Сюсюканье — фу. Оставь его лялечкам. 
18. Позаботься о благозвучии фразы, у тебя ж опыта больше. 
19. Небезинтересно было бы взымать штраф с безолаберных за неверное написание гласных после приставок. 
20. Не следует пытаться не избегать двойных отрицаний.
21. Не ставьте два «не» подряд, если это не необходимо. 
22. У слова «нет» нету форм изменения. 
23. Коллеги обращения надо как-то выделять. 
24. Которые являются придаточными предложениями, составлять надо правильно. 
25. Мы хотим отметить, что менять лицо, от имени которого ведётся изложение, автор этих строк не рекомендует. 
26. Заканчивать предложение местоимением – дурной стиль, не для этого оно. 
27. Если неполные конструкции, – плохо. 
28. Правило гласит, что «косвенная речь в кавычки не берётся». 
29. Числительные до 10-ти включительно лучше писать прописью. 
30. Склонять числительные можно сто двадцать пятью способами, но только один из них правильный 
31. Сдержанность изложения – всегда абсолютно самый лучший способ подачи потрясающих идей. 
32. Будьте более или менее конкретны. 
33. Слов порядок речи стиля не меняет? 
34. Это тебе, автор, (нельзя прерывать повествование в неожиданном месте) понятно о чём пойдёт дальше речь, но пожалей людей, не вынуждай перечитывать. 
35. Применяя деепричастный оборот всегда выделяйте его запятыми. 
36. Ставьте правильные чёрточки-тире длинное, с пробелами, а дефис чуть — чуть покороче, без пробелов.
37. Ответ отрицательный на вопрос о том, ставится ли вопросительный знак в предложении с вопросительной косвенной речью? 
38. Повторно повторять все повторяющиеся однокоренные слова – это тавтология – лишнее излишество.

orfogrammka.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *