Проблемы полета на Меркурий: MESSENGER BepiColombo Маринер-10
Космический аппарат MESSENGER
На протяжении большей части нашей истории, Меркурий был для нас загадкой. Так как он находится близко к Солнцу, древние ученые могли видеть его только когда у них был открытый горизонт, а это сразу после захода Солнца, или перед восходом.
Теперь у нас появилась возможность отправлять различные автоматические космические корабли почти всем планетам, в том числе и полеты к ближайшей к Солнцу планете. Есть некоторые проблемы полета к планете, такие как его высокая скорость и близость к Солнцу. Поэтому миссии к нему занимают достаточно длительное время. Вот список миссий, которые были отправлены к первой планете, а также планируемые в ближайшее время.
Маринер-10
Космический аппарат Маринер-10 был запущен 3 ноября 1973 года и совершил пролет около Меркурия и Венеры.
Это был последний корабль серии Маринер (Маринер 11 и 12 были переименованы в Вояджер 1 и 2).
Его основными целями были изучение этих двух планет, их окружающей среды, атмосферы и передача изображений поверхности (у Венеры облачного слоя).
Это был первый космический аппарат, который с помощью гравитации Венеры изменил свою траекторию полета, чтобы пролететь мимо Меркурия. Он также использовал давление света от Солнца, чтобы сделать небольшие корректировки курса.
Маринер-10 совершил облет облачной Венеры 5 февраля 1974 года, а первый пролет около Меркурия — 29 марта 1974 года, пролетев на расстоянии всего 703 км от поверхности планеты.
Второй пролет состоялся в сентябре 1974 года, а третий, и к сожалению, последний пролет — 16 марта, 1975, прошедший на весьма близком расстоянии от планеты в 327 км. В течение всех 3-х пролетов, было получено около 40-45% изображений поверхности планеты. На данный момент связи с космическим аппаратом нет и он наверное еще вращается вокруг Солнца.
MESSENGER
Он является второй миссией NASA к Меркурию. Он отправился в полет к Меркурию 3 августа 2004 года. На этот раз корабль вышел на орбиту вокруг Меркурия, чтобы досконально его изучить.
У него более совершенные оптика с электроникой, он способен увидеть детали на поверхности размером до 18 метров в поперечнике.
Это значительное улучшение, по сравнению с 1,6 километровым разрешением Маринера-10.
MESSENGER совершил свой первый пролет 14 января 2008 года, затем второй в октябре 2008 года, а третий 29 сентября 2009 года. После этих трех пролетов, он вышел на свою постоянную орбиту вокруг планеты 18 марта 2011 года.
Космический аппарат BepiColombo
BepiColumbo
Это совершенно новая миссия к Меркурию ЕКА — Европейского космического агентства, а также JAXA — Японского агентства аэрокосмических исследований. ЕКА и JAXA хотят построить зонд с двумя орбитальными аппаратами: Орбитальный — для исследования планеты и аппарат для изучения магнитосферы. Модель спускаемого аппарата была предложена, но была отклонена по бюджетным соображениям. Из-за близкой орбиты к Солнцу полеты к нему весьма сложны.
comments powered by HyperComments
Понравилась запись? Расскажи о ней друзьям!
Просмотров записи: 3688
spacegid.com
Меркурий (космический корабль) Википедия
«Меркурий» | |
---|---|
экипаж | 1 чел. |
масса | 1355 кг |
длина | 4,03 м |
максимальный диаметр | 1,89 м |
обитаемый объём | 1,7 м³ |
длительность полёта | 1 сутки |
ракеты-носители | «Редстоун» «Атлас D» |
«Меркурий» (англ. Mercury) — первая пилотируемая космическая программа США, а также название серии космических кораблей, использовавшихся в этой программе.
Генеральный конструктор корабля — Макс Фажей[en]. Разработчик и производитель — McDonnell Aircraft Corporation. Начало разработки — январь 1959 года.
Для полётов по программе «Меркурий» был создан первый отряд астронавтов НАСА. Выполнено шесть пилотируемых полётов (два суборбитальных и четыре орбитальных). Общее время пилотируемых полётов по программе составило более двух суток.
Конструкция космического корабля. Программа полёта
Корабль «Меркурий» в разрезе.Корабль «Меркурий» — одноместный орбитальный пилотируемый корабль, выполненный по схеме капсулы. Материал кабины — титаново-никелевый сплав. Объём кабины — 1,7 м³. Астронавт располагается в ложементе и находится в скафандре всё время полёта. Атмосфера кабины — чистый кислород при давлении 1/3 нормальной атмосферы. Кабина оснащена средствами отображения информации на приборной доске и органами управления. Всего в кабине установлено 120 переключателей: 55 электрических переключателей, 30 предохранителей и 35 механических переключателей. Ручка управления ориентацией корабля находится у правой руки пилота. Визуальный обзор обеспечивается иллюминатором на входном люке кабины и обзорным широкоугольным перископом с изменяемой кратностью увеличения. На оптике перископа нанесены метки для визуальной ориентации корабля относительно Земли.
Корабль не предназначен для манёвра с изменением параметров орбиты; оснащён системой реактивного управления для разворота по трём осям (18 двигателей ориентации, работающих на перекиси водорода) и тормозной двигательной установкой (в её состав входят три твердотопливных двигателя, срабатывающие последовательно). Управление ориентацией корабля на орбите — автоматическое (один режим) и ручное (три режима). После выдачи тормозного импульса тормозная двигательная установка, закреплённая на трёх металлических лентах, сбрасывается. Вход в атмосферу осуществляется по баллистической траектории с пиковыми перегрузками до 8 g (до 12 g в суборбитальных полётах). Непосредственно после срабатывания тормозных двигателей происходит открытие аэродинамического щитка в верхней части капсулы, обеспечивающего правильную ориентацию кабины на участке атмосферного торможения (днищем по полёту, на случай нештатного входа в атмосферу носовой частью вперед). Тепловые нагрузки воспринимаются абляционной теплозащитой на днище аппарата
Ввод тормозного парашюта происходит на высоте 7 км, основного — на высоте 3 км. Вслед за этим днище с тепловым экраном отделяется и повисает на «юбке» и наполняется баллон-амортизатор из стеклоткани, необходимый на случай нештатной посадки на сушу. Приводнение происходит с вертикальной скоростью порядка 9 м/с. После приводнения капсула сохраняет вертикальное положение.
Существенной особенностью корабля «Меркурий» является широкое использование резервного ручного управления: так, важнейшие команды управления кораблём — аварийное прекращение полёта с использованием системы аварийного спасения, ручная ориентация, включение тормозного двигателя, ввод парашютов, могли быть выданы непосредственно астронавтом (хотя в номинальном режиме выполнялись автоматически).
Из-за малой грузоподъёмности ракет-носителей «Редстоун» и «Атлас» масса и габариты кабины пилотируемой капсулы «Меркурий» были крайне ограничены и существенно уступали по техническому совершенству советским кораблям «Восток». Тем не менее, в ходе программы были тщательно отработаны методы ориентации корабля и получен значительный технический и медико-биологический опыт, использованный в программах «Джемини» и «Аполлон».
Подпрограммы
Программа Меркурий имела несколько подпрограмм, каждая имела четко выраженную цель. Запуски производились до тех пор, пока поставленная задача не была выполнена. См. Сводную таблицу запусков.

Астронавты
Астронавты программы «Mercury», слева направо: Гриссом, Шепард, Карпентер, Ширра, Слейтон, Гленн, Купер. Фото 1962.Шимпанзе: Хэм, Энос, Минни
Пилотируемые полёты
Меркурий-Редстоун-3 (Freedom 7)
5 мая 1961 года.

Суборбитальный полёт. Пилот: Алан Шепард. Дублёр: Джон Гленн. Ракета-носитель: «Редстоун» (Redstone). Продолжительность полёта: 15 мин, достигнутая высота: 186 км, дальность полёта: 486 км, скорость: 2294 м/сек.
Первый астронавт США в космосе. Впервые продемонстрировано ручное управление осевой ориентацией космического корабля в невесомости. Программа полёта выполнена успешно.
Меркурий-Редстоун-4 (Liberty Bell 7)
21 июля 1961 года.
Суборбитальный полёт. Пилот: Вирджил Гриссом. Дублёр: Джон Гленн. Ракета-носитель: «Редстоун». Продолжительность полёта: 15 мин, достигнутая высота: 190 км, дальность полёта: 487 км, скорость 2315 м/с.
Второй (и последний) суборбитальный полёт по программе «Меркурий-Редстоун». Программа полёта выполнена. После успешного приводнения произошёл нештатный отстрел люка капсулы, и капсула начала заполняться водой. Пилот был спасён (поднят на борт вертолёта), но капсула затонула на глубине 5 км и была поднята только в 1999 году.
Джон Гленн, предполётная тренировка. Джон Гленн, съемка во время полётаМеркурий-Атлас-6 (Friendship 7)
20 февраля 1962 года.
Пилот: Джон Гленн. Дублёр: Скотт Карпентер. Ракета-носитель: «Атлас D». Продолжительность полёта: 4 ч. 43 мин.
Первый орбитальный космический полёт, совершенный гражданином США. Первое приземление человека в кабине космического аппарата после орбитального полёта. Программа полёта выполнена. Из-за ошибочных показаний датчика было решено не производить отстрел отработавших тормозных двигателей.
Ракета-носитель Atlas D с кораблём Mercury 9 Вертолёт поисковой службы поднимает капсулу Freedom 7 после приводнения. Виден надувной посадочный амортизатор.Меркурий-Атлас-7 (Aurora 7)
24 мая 1962 года.
Пилот: Скотт Карпентер. Дублёр: Уолтер Ширра. Ракета-носитель: «Атлас D». Продолжительность полёта: 4 ч. 56 мин.
Программа полёта в целом выполнена. В результате ошибок и несанкционированных действий пилота, совпавших с неисправностью в системе автоматической ориентации, было перерасходовано топливо двигателей ориентации. Так, к концу второго витка резерв топлива составлял 42 % в баках ручной ориентации и 45 % в баках автоматической ориентации. Это привело к тому, что корабль приводнился в 402 км от намеченного района посадки.
Меркурий-Атлас-8 (Sigma 7)
3 октября 1962 года.
Пилот: Уолтер Ширра. Дублёр: Гордон Купер. Ракета-носитель: «Атлас D». Продолжительность полёта: 9 ч. 13 мин.
Программа полёта полностью выполнена. Астронавт успешно продемонстрировал ручное управление ориентацией корабля. Среди прочих экспериментов, в программу входили наблюдения источников света высокой интенсивности на поверхности Земли: в момент прохождения корабля над полигоном Вумера в Австралии производились запуски осветительных ракет, а в момент пролёта над Дурбаном включался дуговой прожектор. Оба источника света не удалось пронаблюдать из-за облачности.
Меркурий-Атлас-9 (Faith 7)
15 мая 1963 года.
Пилот: Гордон Купер. Дублёр: Алан Шепард. Ракета-носитель: «Атлас D». Продолжительность полёта: 34 ч. 20 мин.
Программа полёта выполнена. На третьем витке Купер начал выполнение эксперимента по оптическому наблюдению отделённой от корабля мишени- сферы диаметром 150 мм, оснащённой проблесковыми лампами (мишень успешно наблюдалась астронавтом на четвёртом, пятом и шестом витках). Следующий эксперимент предусматривал отделение от корабля надувной сферы диаметром 76 см на нейлоновом фале длиной 30 м для измерения атмосферного торможения в перигее и апогее, но провести его не удалось-сфера не вышла из контейнера. К концу длительного полёта обнаружилось несколько неисправностей в системах корабля, в частности — отказала система автоматической ориентации (она была обесточена из-за короткого замыкания в электросистеме), но пилот успешно сориентировал корабль на торможение и произвел сход с орбиты в ручном режиме. Спускаемый аппарат успешно приводнился в шести километрах от главного корабля поисковой группы — авианосца USS Kearsarge.
Sigma 7 в музее, 2007Полёты с животными
Меркурий-Редстоун-2
31 января 1961 года.
Суборбитальный полёт. Шимпанзе Хэм. Ракета-носитель: «Редстоун». Достигнутая высота: 251 км.
Меркурий-Атлас-5
29 ноября 1961 года.
Орбитальный полёт. Шимпанзе Энос. Ракета-носитель: «Атлас D». Длительность полёта: 2 витка.
Отменённые запуски
На 1963 год были запланированы полёты МА-10 (трое суток), МА-11 и МА-12 (сутки). Однако после Меркурий-Атлас-9 программа была объявлена выполненной, а дальнейшие запуски отменены.
Сводная таблица всех запусков по программе «Меркурий»
Дата запуска | № | РН | Название корабля | Масса, кг | NSSDC ID | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
июль 1959 | Юпитер | Меркурий-Юпитер-1,2 | — | — | Полёты отменены из-за высокой стоимости проекта | |
21 августа 1959 | Литл Джо-1 | Литл Джо-1 | 1159,0 | — | За полчаса до старта пиротехника вынесла капсулу на высоту 600 м. Старт не состоялся, РН не пострадала[2]. | |
9 сентября 1959 | Атлас D | Биг Джо-1 | 1159,0 | — | Суборбитальный полёт, высота 153 км. Был запущен макет КК Меркурий. | |
4 октября 1959 | Литл Джо-1 | Литл Джо-6 | 1134,0 | — | Суборбитальный полёт | |
4 ноября 1959 | Литл Джо-1 | Литл Джо-1A | 1007,0 | — | Суборбитальный полёт, аварийный пуск | |
4 декабря 1959 | Литл Джо-2 | 1007,0 | — | Суборбитальный полёт | ||
21 января 1960 | Литл Джо-1 | Литл Джо-1B | 1007,0 | — | Суборбитальный полёт | |
9 мая 1960 | 1 | — | Beach Abort | 1007,0 | — | Суборбитальный полёт. Запуск без РН, испытание САС. |
29 июля 1960 | 4 | Атлас D | Меркурий-Атлас-1 | 1154,0 | — | На 59 секунде, на высоте 9,1 км произошло разрушение ракеты-носителя[3]. |
8 ноября 1960 | 3 | Литл Джо-1 | Литл Джо-5 | 1141,0 | — | Суборбитальный полёт |
21 ноября 1960 | 2 F1 | Редстоун | Меркурий-Редстоун-1 | 1230,0 | — | Попытка запуска по суборбитальной траектории. «4-х дюймовый запуск» (10 см). Запускаемая капсула была переставлена на Меркурий-Редстоун-1A[4]. |
19 декабря 1960 | 2 F2 | Редстоун | Меркурий-Редстоун-1A | 1230,0 | — | Суборбитальный полёт, скорость 8 000 км/ч. За 15 мин 45 сек достиг высоты 210 км, дальность 375 км[5]. |
31 января 1961 | 5 | Редстоун | Меркурий-Редстоун-2 | 1203,0 | — | Суборбитальный полёт, в капсуле запущен 17-килограммовый шимпанзе по имени Хэм. Достигнута скорость 9400 км/ч. За 16 мин 39 сек достиг высоты 250 км, дальность 670 км[6]. |
21 февраля 1961 | 6 | Атлас D | Меркурий-Атлас-2 | 1154,0 | — | Суборбитальный полёт, Скорость 21 000 км/ч. За 17 мин 56 сек достиг высоты 185 км, дальность 2300 км[7]. |
18 марта 1961 | 14 F1 | Литл Джо-1 | Литл Джо-5A | 1141,0 | — | Суборбитальный полёт |
24 марта 1961 | Редстоун | Меркурий-Редстоун-BD | 1141,0 | — | Суборбитальный полёт, добавлены ускорители (Booster Development, рус. разработка ускорителей), скорость 8200 км/ч. За 8 мин 23 сек достиг высоты 180 км, дальность 500 км[8]. | |
25 апреля 1961 | 8 F1 | Атлас D | Меркурий-Атлас-3 | 1179,0 | — | Через 40 сек после старта на высоте 5 км сработала САС, отстрелив капсулу на высоту 7 км. На парашютах капсула приземлилась на расстоянии 1,8 км от старта. Капсула после ремонта была установлена на МА-4[9]. |
28 апреля 1961 | 14 F2 | Литл Джо-1 | Литл Джо-5B | 1141,0 | — | Суборбитальный полёт |
5 мая 1961 | 7 | Редстоун | Меркурий-Редстоун-3 | 955 | — | 1-й суборбитальный пилотируемый полёт — астронавт Алан Шепард. За 15 мин 28 сек достиг высоты 187,5 км, дальность 488 км[10]. |
21 июля 1961 | 11 | Редстоун | Меркурий-Редстоун-4 | 1286,0 | — | 2-й суборбитальный пилотируемый полёт — астронавт Вирджил Гриссом. Скорость 8270 км/ч. За 15 мин 37 сек достиг высоты 189 км, дальность 483 км[11]. |
13 сентября 1961 | 8 F2 | Атлас D | Меркурий-Атлас-4 | 1224,7 | 1961-025A | 1-й орбитальный непилотируемый полёт продолжительностью 1 час 22 мин[12]. |
1 ноября 1961 | Блю Скаут-2 | Меркурий-Скаут-1 | 67,5 | — | Аварийный старт. С 28 секунды полёта стала проявляться неустойчивость работы двигателей ракеты-носителя и на 43 секунде была выдана команда на самоликвидацию[13]. | |
29 ноября 1961 | 9 | Атлас D | Меркурий-Атлас-5 | 1315,4 | 1961-033A | 2-й орбитальный полёт, запущен 17-килограммовый шимпанзе по имени Энос. Из-за проблем (утечка топлива) на орбите полёт был сокращен с 3-х до 2-х витков. Приземление прошло успешно[14]. |
20 февраля 1962 | 13 | Атлас D | Меркурий-Атлас-6 | 1352,0 | 1962-003A | Первый орбитальный пилотируемый полёт — астронавт Джон Гленн, 3 витка за 4 часа 55 минут[15]. |
24 мая 1962 | 18 | Атлас D | Меркурий-Атлас-7 | 1349,5 | 1962-019A | Второй орбитальный пилотируемый полёт — астронавт Малькольм Карпентер, 3 витка за 4 часа 56 минут[16]. |
3 октября 1962 | 16 | Атлас D | Меркурий-Атлас-8 | 1370,0 | 1962-052A | Третий орбитальный пилотируемый полёт — астронавт Уолтер Ширра, 6 витков за 9 часов 13 минут[17]. |
15 мая 1963 | 20 | Атлас D | Меркурий-Атлас-9 | 1360,8 | 1963-015A | Четвёртый орбитальный пилотируемый полёт — астронавт Гордон Купер, 22 витка за 1 сутки 10 часов 20 минут[18]. |
См. также
Примечания
Ссылки
Литература
wikiredia.ru
MESSENGER | |
---|---|
MErcury Surface, Space ENvironment, GEochemistry and Ranging | |
«Мессенджер» на орбите вокруг Меркурия в представлении художника | |
Заказчик | НАСА |
Производитель | APL |
Оператор | НАСА и Лаборатория прикладной физики |
Пролёт | Земля, Венера, Меркурий |
Спутник | Меркурия |
Выход на орбиту | 18 марта 2011 01:10 UTC[1] |
Запуск | 3 августа 2004 06:15:56 UTC |
Ракета-носитель | Delta 7925H D307 |
Стартовая площадка | мыс Канаверал SLC17B |
Сход с орбиты |
ru.wikipedia.org
Меркурий (космическая программа) Википедия
«Меркурий» | |
---|---|
экипаж | 1 чел. |
масса | 1355 кг |
длина | 4,03 м |
максимальный диаметр | 1,89 м |
обитаемый объём | 1,7 м³ |
длительность полёта | 1 сутки |
ракеты-носители | «Редстоун» «Атлас D» |
«Меркурий» (англ. Mercury) — первая пилотируемая космическая программа США, а также название серии космических кораблей, использовавшихся в этой программе.
Генеральный конструктор корабля — Макс Фажей[en]. Разработчик и производитель — McDonnell Aircraft Corporation. Начало разработки — январь 1959 года.
Для полётов по программе «Меркурий» был создан первый отряд астронавтов НАСА. Выполнено шесть пилотируемых полётов (два суборбитальных и четыре орбитальных). Общее время пилотируемых полётов по программе составило более двух суток.
Конструкция космического корабля. Программа полёта
Корабль «Меркурий» в разрезе.Корабль «Меркурий» — одноместный орбитальный пилотируемый корабль, выполненный по схеме капсулы. Материал кабины — титаново-никелевый сплав. Объём кабины — 1,7 м³. Астронавт располагается в ложементе и находится в скафандре всё время полёта. Атмосфера кабины — чистый кислород при давлении 1/3 нормальной атмосферы. Кабина оснащена средствами отображения информации на приборной доске и органами управления. Всего в кабине установлено 120 переключателей: 55 электрических переключателей, 30 предохранителей и 35 механических переключателей. Ручка управления ориентацией корабля находится у правой руки пилота. Визуальный обзор обеспечивается иллюминатором на входном люке кабины и обзорным широкоугольным перископом с изменяемой кратностью увеличения. На оптике перископа нанесены метки для визуальной ориентации корабля относительно Земли.
Корабль не предназначен для манёвра с изменением параметров орбиты; оснащён системой реактивного управления для разворота по трём осям (18 двигателей ориентации, работающих на перекиси водорода) и тормозной двигательной установкой (в её состав входят три твердотопливных двигателя, срабатывающие последовательно). Управление ориентацией корабля на орбите — автоматическое (один режим) и ручное (три режима). После выдачи тормозного импульса тормозная двигательная установка, закреплённая на трёх металлических лентах, сбрасывается. Вход в атмосферу осуществляется по баллистической траектории с пиковыми перегрузками до 8 g (до 12 g в суборбитальных полётах). Непосредственно после срабатывания тормозных двигателей происходит открытие аэродинамического щитка в верхней части капсулы, обеспечивающего правильную ориентацию кабины на участке атмосферного торможения (днищем по полёту, на случай нештатного входа в атмосферу носовой частью вперед). Тепловые нагрузки воспринимаются абляционной теплозащитой на днище аппарата[1].
Ввод тормозного парашюта происходит на высоте 7 км, основного — на высоте 3 км. Вслед за этим днище с тепловым экраном отделяется и повисает на «юбке» и наполняется баллон-амортизатор из стеклоткани, необходимый на случай нештатной посадки на сушу. Приводнение происходит с вертикальной скоростью порядка 9 м/с. После приводнения капсула сохраняет вертикальное положение.
Существенной особенностью корабля «Меркурий» является широкое использование резервного ручного управления: так, важнейшие команды управления кораблём — аварийное прекращение полёта с использованием системы аварийного спасения, ручная ориентация, включение тормозного двигателя, ввод парашютов, могли быть выданы непосредственно астронавтом (хотя в номинальном режиме выполнялись автоматически).
Из-за малой грузоподъёмности ракет-носителей «Редстоун» и «Атлас» масса и габариты кабины пилотируемой капсулы «Меркурий» были крайне ограничены и существенно уступали по техническому совершенству советским кораблям «Восток». Тем не менее, в ходе программы были тщательно отработаны методы ориентации корабля и получен значительный технический и медико-биологический опыт, использованный в программах «Джемини» и «Аполлон».
Подпрограммы
Программа Меркурий имела несколько подпрограмм, каждая имела четко выраженную цель. Запуски производились до тех пор, пока поставленная задача не была выполнена. См. Сводную таблицу запусков.

Астронавты
Астронавты программы «Mercury», слева направо: Гриссом, Шепард, Карпентер, Ширра, Слейтон, Гленн, Купер. Фото 1962.Шимпанзе: Хэм, Энос, Минни
Пилотируемые полёты
Меркурий-Редстоун-3 (Freedom 7)
5 мая 1961 года.

Суборбитальный полёт. Пилот: Алан Шепард. Дублёр: Джон Гленн. Ракета-носитель: «Редстоун» (Redstone). Продолжительность полёта: 15 мин, достигнутая высота: 186 км, дальность полёта: 486 км, скорость: 2294 м/сек.
Первый астронавт США в космосе. Впервые продемонстрировано ручное управление осевой ориентацией космического корабля в невесомости. Программа полёта выполнена успешно.
Меркурий-Редстоун-4 (Liberty Bell 7)
21 июля 1961 года.
Суборбитальный полёт. Пилот: Вирджил Гриссом. Дублёр: Джон Гленн. Ракета-носитель: «Редстоун». Продолжительность полёта: 15 мин, достигнутая высота: 190 км, дальность полёта: 487 км, скорость 2315 м/с.
Второй (и последний) суборбитальный полёт по программе «Меркурий-Редстоун». Программа полёта выполнена. После успешного приводнения произошёл нештатный отстрел люка капсулы, и капсула начала заполняться водой. Пилот был спасён (поднят на борт вертолёта), но капсула затонула на глубине 5 км и была поднята только в 1999 году.
Джон Гленн, предполётная тренировка. Джон Гленн, съемка во время полётаМеркурий-Атлас-6 (Friendship 7)
20 февраля 1962 года.
Пилот: Джон Гленн. Дублёр: Скотт Карпентер. Ракета-носитель: «Атлас D». Продолжительность полёта: 4 ч. 43 мин.
Первый орбитальный космический полёт, совершенный гражданином США. Первое приземление человека в кабине космического аппарата после орбитального полёта. Программа полёта выполнена. Из-за ошибочных показаний датчика было решено не производить отстрел отработавших тормозных двигателей.
Ракета-носитель Atlas D с кораблём Mercury 9 Вертолёт поисковой службы поднимает капсулу Freedom 7 после приводнения. Виден надувной посадочный амортизатор.Меркурий-Атлас-7 (Aurora 7)
24 мая 1962 года.
Пилот: Скотт Карпентер. Дублёр: Уолтер Ширра. Ракета-носитель: «Атлас D». Продолжительность полёта: 4 ч. 56 мин.
Программа полёта в целом выполнена. В результате ошибок и несанкционированных действий пилота, совпавших с неисправностью в системе автоматической ориентации, было перерасходовано топливо двигателей ориентации. Так, к концу второго витка резерв топлива составлял 42 % в баках ручной ориентации и 45 % в баках автоматической ориентации. Это привело к тому, что корабль приводнился в 402 км от намеченного района посадки.
Меркурий-Атлас-8 (Sigma 7)
3 октября 1962 года.
Пилот: Уолтер Ширра. Дублёр: Гордон Купер. Ракета-носитель: «Атлас D». Продолжительность полёта: 9 ч. 13 мин.
Программа полёта полностью выполнена. Астронавт успешно продемонстрировал ручное управление ориентацией корабля. Среди прочих экспериментов, в программу входили наблюдения источников света высокой интенсивности на поверхности Земли: в момент прохождения корабля над полигоном Вумера в Австралии производились запуски осветительных ракет, а в момент пролёта над Дурбаном включался дуговой прожектор. Оба источника света не удалось пронаблюдать из-за облачности.
Меркурий-Атлас-9 (Faith 7)
15 мая 1963 года.
Пилот: Гордон Купер. Дублёр: Алан Шепард. Ракета-носитель: «Атлас D». Продолжительность полёта: 34 ч. 20 мин.
Программа полёта выполнена. На третьем витке Купер начал выполнение эксперимента по оптическому наблюдению отделённой от корабля мишени- сферы диаметром 150 мм, оснащённой проблесковыми лампами (мишень успешно наблюдалась астронавтом на четвёртом, пятом и шестом витках). Следующий эксперимент предусматривал отделение от корабля надувной сферы диаметром 76 см на нейлоновом фале длиной 30 м для измерения атмосферного торможения в перигее и апогее, но провести его не удалось-сфера не вышла из контейнера. К концу длительного полёта обнаружилось несколько неисправностей в системах корабля, в частности — отказала система автоматической ориентации (она была обесточена из-за короткого замыкания в электросистеме), но пилот успешно сориентировал корабль на торможение и произвел сход с орбиты в ручном режиме. Спускаемый аппарат успешно приводнился в шести километрах от главного корабля поисковой группы — авианосца USS Kearsarge.
Sigma 7 в музее, 2007Полёты с животными
Меркурий-Редстоун-2
31 января 1961 года.
Суборбитальный полёт. Шимпанзе Хэм. Ракета-носитель: «Редстоун». Достигнутая высота: 251 км.
Меркурий-Атлас-5
29 ноября 1961 года.
Орбитальный полёт. Шимпанзе Энос. Ракета-носитель: «Атлас D». Длительность полёта: 2 витка.
Отменённые запуски
На 1963 год были запланированы полёты МА-10 (трое суток), МА-11 и МА-12 (сутки). Однако после Меркурий-Атлас-9 программа была объявлена выполненной, а дальнейшие запуски отменены.
Сводная таблица всех запусков по программе «Меркурий»
Дата запуска | № | РН | Название корабля | Масса, кг | NSSDC ID | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
июль 1959 | Юпитер | Меркурий-Юпитер-1,2 | — | — | Полёты отменены из-за высокой стоимости проекта | |
21 августа 1959 | Литл Джо-1 | Литл Джо-1 | 1159,0 | — | За полчаса до старта пиротехника вынесла капсулу на высоту 600 м. Старт не состоялся, РН не пострадала[2]. | |
9 сентября 1959 | Атлас D | Биг Джо-1 | 1159,0 | — | Суборбитальный полёт, высота 153 км. Был запущен макет КК Меркурий. | |
4 октября 1959 | Литл Джо-1 | Литл Джо-6 | 1134,0 | — | Суборбитальный полёт | |
4 ноября 1959 | Литл Джо-1 | Литл Джо-1A | 1007,0 | — | Суборбитальный полёт, аварийный пуск | |
4 декабря 1959 | Литл Джо-1 | Литл Джо-2 | 1007,0 | — | Суборбитальный полёт | |
21 января 1960 | Литл Джо-1 | Литл Джо-1B | 1007,0 | — | Суборбитальный полёт | |
9 мая 1960 | 1 | — | Beach Abort | 1007,0 | — | Суборбитальный полёт. Запуск без РН, испытание САС. |
29 июля 1960 | 4 | Атлас D | Меркурий-Атлас-1 | 1154,0 | — | На 59 секунде, на высоте 9,1 км произошло разрушение ракеты-носителя[3]. |
8 ноября 1960 | 3 | Литл Джо-1 | Литл Джо-5 | 1141,0 | — | Суборбитальный полёт |
21 ноября 1960 | 2 F1 | Редстоун | Меркурий-Редстоун-1 | 1230,0 | — | Попытка запуска по суборбитальной траектории. «4-х дюймовый запуск» (10 см). Запускаемая капсула была переставлена на Меркурий-Редстоун-1A[4]. |
19 декабря 1960 | 2 F2 | Редстоун | Меркурий-Редстоун-1A | 1230,0 | — | Суборбитальный полёт, скорость 8 000 км/ч. За 15 мин 45 сек достиг высоты 210 км, дальность 375 км[5]. |
31 января 1961 | 5 | Редстоун | Меркурий-Редстоун-2 | 1203,0 | — | Суборбитальный полёт, в капсуле запущен 17-килограммовый шимпанзе по имени Хэм. Достигнута скорость 9400 км/ч. За 16 мин 39 сек достиг высоты 250 км, дальность 670 км[6]. |
21 февраля 1961 | 6 | Атлас D | Меркурий-Атлас-2 | 1154,0 | — | Суборбитальный полёт, Скорость 21 000 км/ч. За 17 мин 56 сек достиг высоты 185 км, дальность 2300 км[7]. |
18 марта 1961 | 14 F1 | Литл Джо-1 | Литл Джо-5A | 1141,0 | — | Суборбитальный полёт |
24 марта 1961 | Редстоун | Меркурий-Редстоун-BD | 1141,0 | — | Суборбитальный полёт, добавлены ускорители (Booster Development, рус. разработка ускорителей), скорость 8200 км/ч. За 8 мин 23 сек достиг высоты 180 км, дальность 500 км[8]. | |
25 апреля 1961 | 8 F1 | Атлас D | Меркурий-Атлас-3 | 1179,0 | — | Через 40 сек после старта на высоте 5 км сработала САС, отстрелив капсулу на высоту 7 км. На парашютах капсула приземлилась на расстоянии 1,8 км от старта. Капсула после ремонта была установлена на МА-4[9]. |
28 апреля 1961 | 14 F2 | Литл Джо-1 | Литл Джо-5B | 1141,0 | — | Суборбитальный полёт |
5 мая 1961 | 7 | Редстоун | Меркурий-Редстоун-3 | 955 | — | 1-й суборбитальный пилотируемый полёт — астронавт Алан Шепард. За 15 мин 28 сек достиг высоты 187,5 км, дальность 488 км[10]. |
21 июля 1961 | 11 | Редстоун | Меркурий-Редстоун-4 | 1286,0 | — | 2-й суборбитальный пилотируемый полёт — астронавт Вирджил Гриссом. Скорость 8270 км/ч. За 15 мин 37 сек достиг высоты 189 км, дальность 483 км[11]. |
13 сентября 1961 | 8 F2 | Атлас D | Меркурий-Атлас-4 | 1224,7 | 1961-025A | 1-й орбитальный непилотируемый полёт продолжительностью 1 час 22 мин[12]. |
1 ноября 1961 | Блю Скаут-2 | Меркурий-Скаут-1 | 67,5 | — | Аварийный старт. С 28 секунды полёта стала проявляться неустойчивость работы двигателей ракеты-носителя и на 43 секунде была выдана команда на самоликвидацию[13]. | |
29 ноября 1961 | 9 | Атлас D | Меркурий-Атлас-5 | 1315,4 | 1961-033A | 2-й орбитальный полёт, запущен 17-килограммовый шимпанзе по имени Энос. Из-за проблем (утечка топлива) на орбите полёт был сокращен с 3-х до 2-х витков. Приземление прошло успешно[14]. |
20 февраля 1962 | 13 | Атлас D | Меркурий-Атлас-6 | 1352,0 | 1962-003A | Первый орбитальный пилотируемый полёт — астронавт Джон Гленн, 3 витка за 4 часа 55 минут[15]. |
24 мая 1962 | 18 | Атлас D | Меркурий-Атлас-7 | 1349,5 | 1962-019A | Второй орбитальный пилотируемый полёт — астронавт Малькольм Карпентер, 3 витка за 4 часа 56 минут[16]. |
3 октября 1962 | 16 | Атлас D | Меркурий-Атлас-8 | 1370,0 | 1962-052A | Третий орбитальный пилотируемый полёт — астронавт Уолтер Ширра, 6 витков за 9 часов 13 минут[17]. |
15 мая 1963 | 20 | Атлас D | Меркурий-Атлас-9 | 1360,8 | 1963-015A | Четвёртый орбитальный пилотируемый полёт — астронавт Гордон Купер, 22 витка за 1 сутки 10 часов 20 минут[18]. |
См. также
Примечания
Ссылки
Литература
wikiredia.ru
Меркурий (космический корабль) Википедия
«Меркурий» | |
---|---|
экипаж | 1 чел. |
масса | 1355 кг |
длина | 4,03 м |
максимальный диаметр | 1,89 м |
обитаемый объём | 1,7 м³ |
длительность полёта | 1 сутки |
ракеты-носители | «Редстоун» «Атлас D» |
«Меркурий» (англ. Mercury) — первая пилотируемая космическая программа США, а также название серии космических кораблей, использовавшихся в этой программе.
Генеральный конструктор корабля — Макс Фажей[en]. Разработчик и производитель — McDonnell Aircraft Corporation. Начало разработки — январь 1959 года.
Для полётов по программе «Меркурий» был создан первый отряд астронавтов НАСА. Выполнено шесть пилотируемых полётов (два суборбитальных и четыре орбитальных). Общее время пилотируемых полётов по программе составило более двух суток.
Конструкция космического корабля. Программа полёта[ | ]
Корабль «Меркурий» в разрезе.Корабль «Меркурий» — одноместный орбитальный пилотируемый корабль, выполненный по схеме капсулы. Материал кабины — титаново-никелевый сплав. Объём кабины — 1,7 м³. Астронавт располагается в ложементе и находится в скафандре всё время полёта. Атмосфера кабины — чистый кислород при давлении 1/3 нормальной атмосферы. Кабина оснащена средствами отображения информации на приборной доске и органами управления. Всего в кабине установлено 120 переключателей: 55 электрических переключателей, 30 предохранителей и 35 механических переключателей. Ручка управления ориентацией корабля находится у правой руки пилота. Визуальный обзор обеспечивается иллюминатором на входном люке кабины и обзорным широкоугольным перископом с изменяемой кратностью увеличения. На оптике перископа нанесены метки для визуальной ориентации корабля относительно Земли.
Корабль не предназначен для манёвра с изменением параметров орбиты; оснащён системой реактивного управления для разворота по трём осям (18 двигателей ориентации, работающих на перекиси водорода) и тормозной двигательной установкой (в её состав входят три твердотопливных двигателя, срабатывающие
ru-wiki.ru
Меркурий (космическая программа) Википедия
«Меркурий» | |
---|---|
экипаж | 1 чел. |
масса | 1355 кг |
длина | 4,03 м |
максимальный диаметр | 1,89 м |
обитаемый объём | 1,7 м³ |
длительность полёта | 1 сутки |
ракеты-носители | «Редстоун» «Атлас D» |
«Меркурий» (англ. Mercury) — первая пилотируемая космическая программа США, а также название серии космических кораблей, использовавшихся в этой программе.
Генеральный конструктор корабля — Макс Фажей[en]. Разработчик и производитель — McDonnell Aircraft Corporation. Начало разработки — январь 1959 года.
Для полётов по программе «Меркурий» был создан первый отряд астронавтов НАСА. Выполнено шесть пилотируемых полётов (два суборбитальных и четыре орбитальных). Общее время пилотируемых полётов по программе составило более двух суток.
Конструкция космического корабля. Программа полёта[ | ]
Корабль «Меркурий» в разрезе.Корабль «Меркурий» — одноместный орбитальный пилотируемый корабль, выполненный по схеме капсулы. Материал кабины — титаново-никелевый сплав. Объём кабины — 1,7 м³. Астронавт располагается в ложементе и находится в скафандре всё время полёта. Атмосфера кабины — чистый кислород при давлении 1/3 нормальной атмосферы. Кабина оснащена средствами отображения информации на приборной доске и органами управления. Всего в кабине установлено 120 переключателей: 55 электрических переключателей, 30 предохранителей и 35 механических переключателей. Ручка управления ориентацией корабля находится у правой руки пилота. Визуальный обзор обеспечивается иллюминатором на входном люке кабины и обзорным широкоугольным перископом с изменяемой кратностью увеличения. На оптике перископа нанесены метки для визуальной ориентации корабля относительно Земли.
Корабль не предназначен для манёвра с изменением параметров орбиты; оснащён системой реактивного управления для разворота по трём осям (18 двигателей ориентации, работающих на перекиси водорода) и тормозной двигательной установкой (в её состав входят три твердотопливных двигателя, срабатыва
ru-wiki.ru
Меркурий (космическая программа) Википедия
Корабль «Меркурий» в разрезе.Корабль «Меркурий» — одноместный орбитальный пилотируемый корабль, выполненный по схеме капсулы. Материал кабины — титаново-никелевый сплав. Объём кабины — 1,7 м³. Астронавт располагается в ложементе и находится в скафандре всё время полёта. Атмосфера кабины — чистый кислород при давлении 1/3 нормальной атмосферы. Кабина оснащена средствами отображения информации на приборной доске и органами управления. Всего в кабине установлено 120 переключателей: 55 электрических переключателей, 30 предохранителей и 35 механических переключателей. Ручка управления ориентацией корабля находится у правой руки пилота. Визуальный обзор обеспечивается иллюминатором на входном люке кабины и обзорным широкоугольным перископом с изменяемой кратностью увеличения. На оптике перископа нанесены метки для визуальной ориентации корабля относительно Земли.
Корабль не предназначен для манёвра с изменением параметров орбиты; оснащён системой реактивного управления для разворота по трём осям (18 двигателей ориентации, работающих на перекиси водорода) и тормозной двигательной установкой (в её состав входят три твердотопливных двигателя, срабатывающие последовательно). Управление ориентацией корабля на орбите — автоматическое (один режим) и ручное (три режима). После выдачи тормозного импульса тормозная двигательная установка, закреплённая на трёх металлических лентах, сбрасывается. Вход в атмосферу осуществляется по баллистической траектории с пиковыми перегрузками до 8 g (до 12 g в суборбитальных полётах). Непосредственно после срабатывания тормозных двигателей происходит открытие аэродинамического щитка в верхней части капсулы, обеспечивающего правильную ориентацию кабины на участке атмосферного торможения (днищем по полёту, на случай нештатного входа в атмосферу носовой частью вперед). Тепловые нагрузки воспринимаются абляционной теплозащитой на днище аппарата[1].
Ввод тормозного парашюта происходит на высоте 7 км, основного — на высоте 3 км. Вслед за этим днище с тепловым экраном отделяется и повисает на «юбке» и наполняется баллон-амортизатор из стеклоткани, необходимый на случай нештатной посадки на сушу. Приводнение происходит с вертикальной скоростью порядка 9 м/с. После приводнения капсула сохраняет вертикальное положение.
Существенной особенностью корабля «Меркурий» является широкое использование резервного ручного управления: так, важнейшие команды управления кораблём — аварийное прекращение полёта с использованием системы аварийного спасения, ручная ориентация, включение тормозного двигателя, ввод парашютов, могли быть выданы непосредственно астронавтом (хотя в номинальном режиме выполнялись автоматически).
Из-за малой грузоподъёмности ракет-носителей «Редстоун» и «
ruwikiorg.ru