Понятие и определения экологии экология как наука – Понятие экология. Предмет и объект экологии. Взаимосвязь с другими науками. Современная экология и ее структура. Задачи экологии. История развития.

Экология как наука

Проблемы функционирования экологической сферы (природопользования) исследуют многие отрасли знаний. Наиболее значительные теоретические и практические успехи достигнуты в ходе исследований, проводимых на стыке естественных и общественных наук.

Естественные науки (естествознание) — это совокупность отраслей знаний о природе, которые ставят целью раскрытие сущности явлений природы, познание общих законов ее развития, поиски путей использования полученных знаний в практической деятельности человека. Крупнейшими отраслями естествознания являются: физика, химия, биология, физическая география, геология, гидрология, почвоведение и др. Среди отраслей естествознания в исследовании процессов природопользования особое место занимает экология.

Экология как наука сформировалась в недрах биологии в середине XIX ст., после того как были накоплены сведения о многообразии живых организмов на Земле. Возникло понимание того, что не только строение и развитие организмов, но и взаимоотношения их со средой обитания подчинены определенным закономерностям, которые заслуживают специального изучения.

Термин «экология» был введен в науку известным немецким ученым-зоологом Эрнстом Геккелем, который в своих трудах «Всеобщая морфология организмов» (1866 г.) и «Естественная история миротворения» (1868 г.) впервые попытался дать определение сущности новой науки. Слово «экология» образовано от двух греческих слов: “oikos” — дом, жилище, и “logos” — наука; в буквальном смысле экология — наука о местообитании.

Э. Геккель определял экологию как «общую науку об отношениях организмов к окружающей среде, куда мы относим в широком смысле все условия существования органической и неорганической природы». По Э.Геккелю, экология представляет собой науку о «домашнем быте» живых организмов и призвана исследовать «все те замкнутые взаимоотношения, которые Ч. Дарвин условно обозначил как борьбу за существование». В процессе развития эта наука превратилась в биологическое учение, которое исследует живые организмы и их совокупности, взаимодействующие друг с другом и образующие с окружающей средой обитания некое единство, в пределах которого происходит преобразование энергии и органического вещества.

Современная экология в структурном отношении представляет сложную систему знаний; прежде всего она подразделяется на общую и частную (экология растений и экология животных). В задачи общей экологии входит исследование популяций, биоценозов и биосферы, а также экологических систем и биогеоценозов. Выделяются также научные направления, исследующие действие различных факторов окружающей среды на отдельные виды (аутэкология), взаимоотношения организмов, их различных совокупностей (демэкология, синэкология).

В последние десятилетия произошло расширение круга понятий экологии в связи с включением в сферу объектов ее изучения человека как биологического вида с его «природопокорительной» деятельностью и возникшей угрозой глобального экологического кризиса. Экологией стали называть весь комплекс взаимоотношений человека с окружающей природной средой. Обострение проблем окружающей среды привело к проникновению экологии в различные области науки и практики, т.е. к экологизации знаний и хозяйственной деятельности. Это обусловило появление прикладных отраслей экологии: промышленной экологии, агроэкологии, социальной экологии (экологии человека), экологии города и т.п. Идеи и компетенция первоначально узкой и частной биологической дисциплины охватили широкий круг проблем окружающей среды.

Известный американский эколог Ю.Одум еще в 1963 г. назвал экологию наукой о строении и функциях природы в целом, а в его труде «Экология» (1986 г.) она трактуется как «междисциплинарная область знания об устройстве и функционировании многоуровневых систем в природе и обществе в их взаимосвязи». Это очень широкое определение, но оно более других соответствует современному пониманию экологии.

В «Кратком экономическом словаре» (1987 г.) экология определяется уже как «наука об общих закономерностях взаимодействия природы и общества; специальная сфера деятельности общества, направленная на охрану окружающей среды и целесообразное использование природных ресурсов». Таким образом, взгляд на экологию как на область только естествознания изменился, хотя никто, конечно, не отрицает права на существование классической «геккелевской» экологии — науки о местообитании живых организмов, которая по-прежнему изучается студентами-биологами и объединяет несколько самостоятельных дисциплин (аутоэкологию, демэкологию, синэкологию, общую экологию). Для студентов же экономического профиля интерес представляет экология в ее современном толковании, как общенаучный подход к проблемам взаимодействия общества и природы. Именно в такой трактовке она является теоретической основой рационального природопользования и играет важную роль в разработке экологической стратегии государства, обеспечении устойчивого человеческого развития.

Общественные науки (философия, история, социология, экономика), исходя из своих методологических позиций, в XIX—XX ст. также интенсивно исследуют проблемы взаимоотношения природы и общества. В системе экономических наук формируется новое направление – экономика природопользования. В бывшем СССР этот термин впервые был использован в 1964 г. на объединенной конференции методологических семинаров Академии наук СССР, а уже в
70-е гг. в ряде экономических вузов страны преподавалась учебная дисциплина с таким названием, что свидетельствует о важном теоретическом и прикладном значении новой отрасли знаний.

Следующая >Водные ресурсы Республики Беларусь и их оценка

www.mybntu.com

Экология как наука

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОЛОГИЯ»

Лекция 1

    1. Место экологии в системе естественных наук

Эволюция живой и неживой природы, а также человека – это единый и взаимосвязанный процесс, который осуществляется в рамках единой системы. Важным компонентом этой системы является биосфера. В буквальном переводе термин «биосфера» обозначает сферу жизни, и в таком смысле он был введен в науку в 1875 г. австрийским ученым Э. Зюссом.

Многие естествоиспытатели и сам автор термина «биосфера» подразумевали под этим только совокупность живых организмов, обитающих на поверхности Земли, указывая иногда на зависимость живой природы от сил и веществ неорганической природы. Об обратном взаимодействии биосферы впервые сказал Ж.Б. Ламарк. Он подчеркивал, что все вещества, находящиеся на поверхности земного шара и образующие его кору, сформировались благодаря деятельности живых организмов.

Постепенно идея о тесной взаимосвязи между живой и неживой природой, об обратном взаимодействии живых организмов и их систем на окружающие их физические, химические и геологические факторы овладевала умами ученых и находила реализацию в их конкретных исследованиях. Ученые все больше убеждались в том, что обособленное исследование явлений и процессов природы с позиций отдельных научных дисциплин оказывается неадекватным. Поэтому на рубеже XIX-XXвв. в науку все шире проникают идеи целостного подхода к изучению природы, которые в наше время сформировались в системный метод ее изучения. Только подобный подход может дать ясное и глубокое представление о концепции биосферы.

Развитие учения о биосфере привело к созданию одной из основных наук второй половины XXвека – экологии. У экологии есть множество определений. Чаще всего она определяется как наука о взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания. Термин «экология» (от греческогоoikos– жилище, дом иlogos– слово, учение) ввел в обиход в 1866 году немецкий биолог Э. Геккель. После Геккеля в понятие экологии вносились различные смысловые оттенки, которые или сужали или расширяли предмет этой области знания.

Постепенно экологические закономерности стали относить к совокупности организмов – популяциям, видам, наконец к живой природе в целом. Экология приобрела статус науки об организации и функционировании надорганизменных биологических систем всех уровней.

В последние десятилетия, когда угроза глобального экологического кризиса коснулась самого человека, произошло быстрое расширение экологии. Она вторгается уже в смежные с биологией дисциплины – в науки о Земле, в физику и химию, в различные инженерные отрасли, находит приложения за пределами естественных наук – в экономике, политике, социологии, этике. Расширение предмета экологии привело к появлению новых ее определений. Наиболее широкое и больше других соответствующее сегодняшнему пониманию экологии определение дал известный американский эколог Ю. Одум. В его фундаментальной «Экологии» она трактуется как – междисциплинарная область знания об устройстве и функционировании многоуровневых систем в природе и обществе в их взаимосвязи.

Экология приобретает черты всеобъемлющего и очень актуального мировоззрения, превращается в учение о выборе путей выживания человеческой популяции.

studfiles.net

Экология — это… Что такое Экология?

Эколо́гия (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов» («Generelle Morphologie der Organismen»).

Эрнст Геккель — экологический плакат

Определения

Эрнст Геккель, автор термина «экология»

Современное значение понятия экология имеет более широкое значение, чем в первые десятилетия развития этой науки. В настоящее время чаще всего под экологическими вопросами ошибочно понимаются, прежде всего, вопросы охраны окружающей среды. Во многом такое смещение смысла произошло благодаря всё более ощутимым последствиям влияния человека на окружающую среду, однако необходимо разделять понятия ecological («относящееся к науке экологии») и environmental («относящееся к окружающей среде»). Всеобщее внимание к экологии повлекло за собой расширение первоначально довольно чётко обозначенной Эрнстом Геккелем области знаний (исключительно биологических) на другие естественнонаучные и даже гуманитарные науки.

Классическое определение экологии[1]: наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы.

Второе определение дано на 5-м Международном экологическом конгрессе (1990) с целью противодействия размыванию понятия экологии, наблюдаемому в настоящее время. Однако это определение полностью исключает из компетенции экологии как науки аутэкологию (см. ниже), что в корне неверно.

Вот некоторые возможные определения науки «экология»:

  • Экология — познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами окружающей среды… Одним словом, экология — это наука, изучающая все сложные взаимосвязи в природе, рассматриваемые Дарвином как условия борьбы за существование.[2]
  • Экология — биологическая наука, которая исследует структуру и функционирование систем надорганизменного уровня (популяции, сообщества, экосистемы) в пространстве и времени, в естественных и изменённых человеком условиях.
  • Экология — наука об окружающей среде и происходящих в ней процессах

Сложности определения экологии

  • Неопределённость границ дисциплин и взаимоотношения со смежными дисциплинами
  • Неустоявшиеся представления о структуре дисциплины.
  • Деление экологии на общую экологию и частную экологию
  • Подразделение экологии на четыре отдела — экологию особей, популяций, биогеоценозов и экосистем
  • Место экологии популяции при разделении на аутэкологию и синэкологию
  • Различия в терминологии между экологами растений и экологами животных.

История науки

Дюны на озере Мичиган, Индиана, который стимулировали развитие теории Cowles Сукцессии.

Уже с давних времён люди стали замечать различные закономерности во взаимодействии животных друг с другом и с окружающей средой. Однако, в те времена даже биология не была отдельной наукой, являясь частью философии.

Античность

Первые описания экологии животных можно отнести к индийским и древнегреческим трактатам:

  • Индийские трактаты «Рамаяна», «Махабхарата» (VI—I века до н. э.) — Образ жизни зверей (более 50 видов), места обитания, питание, размножение, суточная активность, поведение при изменениях природной обстановки.
  • Аристотель — «История животных» — экологическая классификация животных, среда обитания, тип движения, места обитания, сезонная активность, общественная жизнь, наличие убежищ, использование голоса.
  • Теофраст — даны основы геоботаники, а также описано приспособительное значение изменений в окраске животных.
  • Плиний Старший — «Естественная история» — представлен экономический характер зооэкологических представлений.

Древние греки в целом представляли себе жизнь как нечто, не требующее понимания и адаптации, что близко к современным экологическим представлениям[3].

Новое время

В Новое время, которое характеризуется подъёмом в области научного знания, экологические закономерности выявлялись учёными-энциклопедистами, зачастую весьма далекими от биологии в своих основных исследованиях.

  • Р. Бойль — им проведён один из первых экологических экспериментов — влияние атмосферного давления на животных, стойкость к вакууму водных, земноводных и др. пойкилотермных животных.
  • Антони Ван Левенгук — описание пищевых цепей, регулирование численности популяций.
  • Дэрем — «Физико-теология» (1713) — в этой работе впервые описан термин баланс в смысле регуляции численности животных.
  • Р. Брэдли — впервые экология описывается количественно — роль воробьиных птиц в истреблении вредных насекомых.
  • Рене Реомюр — «Мемуары по естественной истории насекомых» — рассматриваются количественные климатические факторы — постоянство суммы средних дневных температур в тени для сезонного периода в жизни организмов.
  • К. Линней — «Экономия природы», «Общественное устройство природы» — описана концепция равновесия в природе, применён системный подход к природе, оценено ведущее влияние климатических условий, описаны фенологические наблюдения — гибель одних организмов как средство для существования других, сравнение природы с человеческой общиной.
  • Ж. Бюффон — «Естественная история» — описано влияние факторов среды, исследования по популяционной экологии — влияние климата, характера местности и других внешних условий на популяции. Описан рост численности некоторых животных в геометрической прогрессии.
  • С. П. Крашенинников (1713—1755) «Описание земли Камчатки» (1755) — частная экология животных, описание растений, образ жизни.
  • И. И. Лепёхин «Дневные записки путешествия доктора и Академии наук адъюнкта Ивана Лепёхина по разным провинциям Российского государства», перевод Бюффона. Биологические характеристики зверей и птиц. Зависимость существования и географического распределения животных от климатических условий и растительности Зависимость численности, распределения, плодовитости и миграций белки, кедровки и прочих от урожая кедровых орехов и других хвойных пород.
  • Петер Симон Паллас «Путешествия по различным провинциям Российского государства», «Zoographia rosso-asiatica» — экологический подход к изучению животных (влияние внешних условий на животную жизнь). Климатология и физическая география, описание частной экологии грызунов. Программа наблюдений периодических явлений в популяциях животных.
  • В. Ф. Зуев (ученик П. С. Палласа) «Начертания естественной истории» — первый в России школьный учебник. Описания экологии белки.
  • Э. Циммерман — Зоогеография (1777) — Зависимость распространения млекопитающих от климата как по причине его прямого влияния, так и через растительность, как важнейший источник пищи для животных.
Первая половина XIX века
  • Ж. Б. Ламарк — «Философия зоологии» — Описано взаимодействия организм — среда.
  • Т. Фабер «О жизни птиц далекого севера» (1825) — экология птиц.
  • Константин Глогер — 1833 Правило Глогера (географические расы животных в тёплых и влажных регионах пигментированы сильнее, чем в холодных и сухих регионах), заложены начала современной зоогеографии. Влияние климата на птиц — поведение, выбор местообитания, степень оседлости, окраску.
  • В. Эдвардс — «Влияние физических агентов на жизнь» (1824) — сравнительная экологическая физиология. Эксперименты по влиянию температуры и водной среды на развитие головастиков лягушки. Влияние температуры, влажности, света и др. на дыхание, кровообращение, температуру, рост тела у рыб, земноводных, рептилий, птиц, зверей, человека.
  • Спейн (1802) — эксперименты с длиной светового дня и яйценоскостью кур.
  • Е. П. Менетрие — изучение вертикального распределения животных в горах Кавказа.
  • Г. Бергхаус — «Всеобщий зоологический атлас» (1851) — сочетание климатических условий и биотических отношений. Зоогеографическое районирование на основе распространения хищных млекопитающих (хищники интегрируют совокупное воздействие элементов природы).
  • Ш. Морран (1840) — закрепление понятия «Фенология».
  • К. Хойзингер (1822) — разделение зоологии на зоографию и зоономию. Изучение причин и законов возникновения и существования отдельных животных и всего животного царства.
  • Генрих Георг Бронн (1850) — «Экономия животных»
  • Э. А. Эверсманн (1794—1860), М. Н. Богданов — «Естественная история Оренбургского края» (1840—1866) — географическая зональность смены ландшафтов на основе изменений характера почвы. Биоценотические отношения между животными. Экологический оттенок в описаниях групп животных. Оценка экономического значения животных. Характеристика пустынных экосистем — бедность фауны при обилии особей. Прообраз в описаниях грызунов, как представителей R-стратегов. Морфологические приспособления к условиям обитания — тушканчики на разных грунтах, адаптивное строение и добывание пищи у дятлов. Экономия природы.
  • К. М. Бэр — экспедиция на Новую Землю. Основы современной теории динамики популяций рыб.
  • А. Ф. Миддендорф — «Путешествие на север и восток Сибири», «Сибирская фауна» — зоологическая география. Природа, как единое целое. Ландшафтно-экологический подход. Экоморфология и её приспособительное значение. Изопиптезы. Сезонные миграции птиц. Значение кочёвок птиц и зверей. Экология леммингов. Влияние полярного дня на морфофизиологические функции. Криптическая роль окраски. Сопряженность ареалов.
  • К. Ф. Рулье и Н. А. Северцов — основоположники российской экологии животных:
Карл Францевич Рулье — лекция «Жизнь животных по отношению к внешним условиям» (1852). Экологическая концепция, метод экологического изучения животных.
Прямые и обратные явления жизни. Внутривидовые и межвидовые отношения животных. Существование общин (популяций). Проблема адаптации, морфобиологические особенности: жизненные формы животных, экологическая морфология, зоопсихология. Термины: зооэтика — зоогнозия, зообиология = этология Сент-Илера (от Милля).
Н. А. Северцов «Периодические явления в жизни зверей, птиц и гад Воронежской губернии» — синэкологический аспект. Методический аспект — эколого-географический метод. Необходимость биоценологического подхода «местные мелкие фауны»: «Каждое явление мы изучаем у всех животных, у которых заметили его. Порядок в описании явлений определяется их естественной последовательностью — от весны до весны, только явления линяния отделены от прочих, современных им».
«Путешествие натуралиста вокруг света». Экономия природы. Объяснение паразитизма кукушки. Гибель крупных животных от катастрофических причин. Теория происхождения коралловых рифов.
«Происхождение видов». Синэкологические взаимоотношения, как наиболее важные. Классификация взаимоотношений организмов. Продуктивность и состав сообществ. «Прочно укоренившееся заблуждение — считать физические условия за наиболее важные». Демография популяций. Синэкология: Взаимосвязь кошки — мыши — шмели-клевер и его ареал. Роль птиц в расселении семян — количественные исследования. Адаптивное строение цветка энтомофильных орхидей. Эколого-морфологический анализ челюстного аппарата гусеобразных.
  • Э. Геккель и формирование экологии как особой отрасли науки:
«Всеобщая морфология организмов». Биология делится на: морфологию (биостатику) и физиологию (биодинамику), а для узкого понимания термина биологии мы вводим термин экология, синоним — биономия — «Общие основы науки об органических формах, механически основанной на теории эволюции, реформированной Чарлзом Дарвином».
Экология — наука об экономии, об образе жизни, о внешних жизненных отношениях организмов друг с другом и т. д. (1 глава) = этологии Сент-Илера, хотя сам Геккель этого не знал.
Под экологией мы понимаем общую науку об отношениях организмов с окружающей средой, куда мы относим в широком смысле все условия существования (19 глава). Экология — физиологическая дисциплина: форономия (общая физиология) — эргология (физиология функций) и перилогия (физиология отношений) — экология и хорология. Отсутствие обязательной корреляции между плодовитостью, численностью и масштабами географического распространения (глупыш и многие плодовитые виды). Для каждого отдельного вида в экономии природы имеется только определённое число мест (=экологические ниши Элтона). В одном месте может существовать тем большее количество животных индивидов, чем более разнообразна их природа.
Экология животных после Дарвина и Геккеля
  • Форбс (1895) — замечание о понятии науки экология. Определение: наука об отношениях животных и растений к другим живым существам и ко всему их окружающему.
  • К. А. Тимирязев. Противник термина экология (биономия, биология в узком смысле).
  • М. А. Мензбир «Птицы России» — революция в зоологии: экологический подход к составлению систематических зоологических сводок.
  • М. Н. Богданов (1841—1888) «Птицы и звери Черноземной полосы Поволжья, долины средней и нижней Волги» («Биогеографические материалы» 1871) — широко используется понятие биоценоза (введённого К. А. Мёбиусом в 1877 году[4]). Курс лекций зоологии в Петербургском университете с широкой биологической точки зрения, введена концепция саморегуляции биоценоза.

Современная классическая экология

Современная экология — сложная, разветвлённая наука. Ч. Элтон использовал концепции трофической (пищевой цепи), пирамиды численности, динамики численности[5].

Полагают, что вклад в теоретические основы современной экологии внёс Б. Коммонер, сформулировавший основные 4 закона экологии:

  1. Всё связано со всем
  2. Ничто не исчезает в никуда
  3. Природа знает лучше — закон имеет двойной смысл — одновременно призыв сблизиться с природой и призыв крайне осторожно обращаться с природными системами.
  4. Ничто не даётся даром (вольный перевод — в оригинале что-то вроде «Бесплатных обедов не бывает»)

Второй и четвёртый законы по сути являются перефразировкой основного закона физики — сохранения вещества и энергии. Первый и третий законы — действительно основополагающие законы экологии, на которых должна строиться парадигма данной науки. Основным законом является первый, который может считаться основой экологической философии. В частности, эта философия положена в основу понятия «глубокая экология» в книге «Паутина жизни» Фритьофа Капры.

В 1910 г. на Третьем Международном ботаническом конгрессе в Брюсселе были выделены три подраздела экологии:

  • Аутэкология — раздел науки, изучающий взаимодействие индивидуального организма или вида с окружающей средой (жизненные циклы и поведение как способ приспособления к окружающей среде).
  • Демэкология — раздел науки, изучающий взаимодействие популяций особей одного вида внутри популяции и с окружающей средой.
  • Синэкология — раздел науки, изучающий функционирование сообществ и их взаимодействия с биотическими и абиотическими факторами.

Также выделяют геоэкологию, биоэкологию, гидроэкологию, ландшафтную экологию, этноэкологию, социальную экологию, химическую экологию, радиоэкологию, экологию человека, антэкологию и др.
В связи с многогранностью предмета и методов исследований в настоящее время некоторые ученые рассматривают экологию как комплекс наук, который изучает функциональные взаимосвязи между организмами (включая человека и человеческое общество в целом) и окружающей их средой, круговорот веществ и потоков энергии, делающих возможность жизнь[6].

Связи экологии с другими науками

Экология, как комплекс наук, тесно связана с такими науками, как биология, химия, математика, география, физика, эпидемиология, биогеохимия.

Методология экологии

Методологический подход к экологии как к науке позволяет выделить предмет, задачи и методы исследований.

Объекты исследования экологии — в основном, системы выше уровня отдельных организмов: популяции, биоценозы, экосистемы, а также вся биосфера. Предмет изучения — организация и функционирование таких систем.

Главная задача прикладной экологии — разработка принципов рационального использования природных ресурсов на основе сформулированных общих закономерностей организации жизни.

Методы исследований в экологии подразделяются на полевые, экспериментальные и методы моделирования.

Полевые методы представляют собой наблюдения за функционированием организмов в их естественной среде обитания.

Экспериментальные методы включают в себя варьирование различных факторов, влияющих на организмы, по выработанной программе в стационарных лабораторных условиях.

Методы моделирования позволяют прогнозировать развитие различных процессов взаимодействия живых систем между собой и с окружающей их средой

Учёные

Следующие люди внесли существенный вклад в представление об эволюции и экологии:

  • Валдас Адамкус
  • Владимир Вернадский
  • Эрнст Геккель
  • Виктор Горшков
  • Зимов, Сергей Афанасьевич
  • Иоганзен, Бодо Германович
  • Фредерик Клементс
  • Барри Коммонер
  • Кочуров, Борис Иванович
  • Лачинов, Дмитрий Александрович
  • Бьорн Ломборг
  • Мёбиус, Карл Август
  • Мюри, Адальберт-Адольф
  • Юджин Одум
  • Эрик Пианка (англ. Eric Pianka)
  • Раменский, Леонтий Григорьевич
  • Реймерс, Николай Фёдорович
  • Скоу, Йоаким Фредерик
  • Сукачёв, Владимир Николаевич
  • Уиттекер, Роберт Хардинг
  • Шварц, Станислав Семёнович

Специализированные журналы

Подробнее по этой теме см.: Категория:Журналы по экологии.

В культуре

См. также

Примечания

  1. Геккель (1866). Общая морфология организмов. нем. Generalle Morphologie der Organismen
  2. Это определение Э. Геккеля написано во времена, когда экология была ещё исключительно биологической наукой. Нынешнее понимание экологии шире.
  3. Benson, K. R. (2000). «The emergence of ecology from natural history». Endeavor 24 (2): 59–62. DOI:10.1016/S0160-9327(99)01260-0. PMID 10969480.
  4. K. A. Möbius. Die Auster und die Austernwirthschaft. — 1877.
  5. Ч. Элтон. Экология животных. — М. СПб.: Биомедгиз, 1934. — 82 с.
  6. Ахатов А. Г. / Akhatov A.G. Экология. Энциклопедический словарь / Ecology. Encyclopaedic Dictionary. — Казань=Kazan, ТКИ, Экополи, 1995. — С. 286—287. — 5000 экз. — ISBN 5-298-00600-0

Литература

  • Ахатов А. Г. Экология. Энциклопедический словарь.=Akhatov A.G. Ecology. Encyclopaedic Dictionary.- Казань=Kazan, ТКИ, Экополис, 1995. — 368 с. (тираж 5000), ISBN 5-298-00600-0
  • Ахатов А. Г. Экология и международное право.=Ecology & International Law.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1996. — 512 с. (тираж 1000), ISBN 5-214-00225-4
  • Одум, Юджин, Экология. 2 тома. — М.: Мир, 1986
  • Одум, Юджин, Основы экологии. — М., 1975—740 с. Пер. с англ. изд., 1971.
  • Будыко, Михаил Иванович, Глобальная экология. — М., 1972. — 327 с.
  • Пианка Эрик. Эволюционная экология. — М.: Мир, 1981. — 399 с.
  • Begon, M.; Townsend, C. R., Harper, J. L. (2006). Ecology: From individuals to ecosystems. (4th ed.). — Blackwell. ISBN 1-4051-1117-8.

dic.academic.ru

ЭКОЛОГИЯ как естественная наука, Определение, предмет и задачи экологии, Предмет экологии

Определение, предмет и задачи экологии

Краткая история становления экологии как науки

Уровни организации живой материи. Отрасли подразделения экологии

Законы, категории и методы экологии

Экология — теоретическая база мероприятий по охране природы

11 Определение, предмет и задачи экологии

Формирование экологии как науки началось на рубеже XIX — XX вв и продолжается сегодня Современная экология с традиционной биоэкологии выросла в комплексную, сложную, многогранную интегральную науку, одновременно став казней теги выживания человечества — экологической философией. Экологическая деятельность ныне — обязательна, и очевидно — одна из основных составляющих любой сферы человеческой деятельности: промышленное производство, энергетических политики, сельского и лесного хозяйства, транспорта, научных исследований, военного дела, культуры, религии тощощо.

Впервые термин»экология»был предложен немецким биологом. Е. Геккелем в 1866 г, но, как часто бывает в науке, термин первоначально не»прижился»Подобное случалось и с другими открытиями в биологии (зак кони генетики. Г. Менделя получили признание спустя десятилетия после открытия). К концу XIX термин употреблялся только фрагментарно, поскольку не было дано его четкое определениеткого визначення.

В дословном переводе («оikos»по-гречески означает»дом») экология — это наука о»дом», то есть о природе, окружающей нас. Такое определение, безусловно, слишком обобщенным, но представим себе наш дом — — это квартиры, где каждый из нас, проживая в нем, находится в постоянном контакте со всеми, кто живет рядом. Сам дом в данном примере будет безжизненным компонентом. По сегодня продолжаются дискуссии по опре чение экологии как науки. Широкое определение этой науки является одновременно и слишком обобщенным. К сожалению, у большинства людей термин»экология»больше ассоциируется с охраной природы, чем с биологической наукой. Обобщенное определение науки экологии объединяет две основные составляющие окружающей среды:»живую природу»»неживой компонент»(дом, в котором мы живем окружения). Живая природа в таком случае представлена ??все ю живыми существами, которые взаимодействуют между собой. Неживой компонент является априорной составляющей, поскольку живой организм не может существовать автономно, не вступая во взаимосвязи с окружающей средой. Таким образом, мо жна привести следующее определение наукик із довкіллям.. Таким чином, можна навести наступне визначення науки:

. Экология — это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с неорганической природой, что их окружает, о связях в системах, которым подчинено существование организмов, о структуре и функционировании этих сис сте.

конце XX в содержание термина»экология»стал несколько шире, ее место в системе наук значительно изменилось, но сама основа осталась неизменной. Стержнем любого экологического исследования является живой организм м, и любые попытки свести экологическое исследование в простых химических или физических явлений не имеют под собой научной основыго підґрунтя.

Экология возникла как чисто биологическая наука, но в наше время она трансформировалась и стала наукой о структуре и функции природы в целом, наукой о биосфере; наукой, изучающей место человека на нашей пл. Ланет; наукой о взаимосвязи всего живого на нашей планете между собой и с окружающей средой. Выдающийся американский ученый. Ю. Одум одним из первых начал рассматривать экологию как узкую биологическую научную дисциплину, а как междисциплинарную биологическую науку, которая исследует многокомпонентные и многоуровневые сложные системы в природе и обществе. При этом именно. Одум акцентировал особое внимание на недопусти мосту упрощенного понимания сущности экологических исследований. Эта качественное изменение в понимании экологии требовала вооружения ее новыми методами и сделала ее высоко актуальной для решения социальных и экономи ческих проблем человечествства.

Предмет экологии

Согласно современным представлениям, предмет экологии — это совокупность или структура связей между организмами и средой, что их окружает. Для понимания предмета экологии необходимо определить экологии й среди других биологических наук и рассмотреть их взаимосвязи (рис 11.1).

На этом рисунке видно, что»пирог»биологи можно раскроить: по горизонтали отделяются фундаментальные науки, по вертикали — таксономические подразделения. Итак, экология относится к фундаментальным разд дилив биологии и является составной частью каждого из всех таксономических подразделениипідрозділів.

Таким образом»Листовой пирог»Ю. Одум ярко демонстрирует, что экологическое исследование в своей основе нацелено на живой организм. Любое исследование отдельных аспектов его существования содержит признаки экологами ичного, но может считаться экологическим только при одном условии: изучением должен быть охвачен спектр влияний факторов и в любом случае какой-то один. Таким образом достаточно конкретно определяются задачи которые ставит перед собой современная экология: изучение общего состояния современной биосферы, условий его формирования и причин изменений под воздействием природных и антропогенных факторов; прогнозирование динамики состояния биосферы во времени и пространстве, разработка (с учетом основных экологических законов) путей гармонизации взаимоотношений человеческого общества и природы, сохранение способности биосферы к самоочищению, сам орегулювання и самовосстановлениюмовідновлення.

uchebnikirus.com

Понятие и сущность экологии как науки

Министерство образования и науки РК

Евразийская Академия

Институт «Евразия».
Деканат специальности: переводческое дело.

(Реферат).
                                                                                                    
Выполнил: студент I курса,группы №313

Аймурзин А.А.

Проверила:  доктор биологических наук,

профессор Ашетова И.Н.
Уральск 2009 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение                                                                                                                   3
1. Предмет, определение и задачи экологии.                                                        4
2. Методы изучения экологии.                                                                               5
3. Структура современной экологии.                                                                    7

 

Заключение                                                                                                              8
Список использованной литературы                                                                     9


Введение.

Слово «экология» образовано то греческого «oikos», что означает дом (жилище, местообитание, убежище),  и «logos» — наука. В буквальном смысле экология – это наука об организмах « у себя дома». Наука, в которой особое внимание уделяется «совокупности или характеру связей между организмами и окружающей средой». В настоящее время исследователи считают, что экология это наука, изучающая отношения живых организмов между собой и окружающей средой, или наука, изучающая условия существования живых организмов, взаимосвязи между средой, в которой они обитают.

1. Предмет, определение и задачи экологии.

Термин «экология» (от греч. oikos– жилище, место обитания и logos– наука) предложил Э. Геккель в 1866 г. для обозначения биологической науки, изучающей взаимоотношения животных с органической и неорганической средами. С того времени представление о содержании экологии претерпело ряд уточнений, конкретизаций. Однако до сих по нет достаточно чёткого и строгого определения экологии, и все ещё идут споры о том, что такое экология, следует ли её рассматривать как единую науку или же экология растений и экология животных – самостоятельные дисциплины. Не решён вопрос, относится ли биоценология к экологии или это обособленная область науки. Не случайно почти одновременно появляются руководства по экологии, написанные с принципиально разных позиций. В одних экология трактуется как современная естественная история, в других – как учение о структуре природы, в котором конкретные виды рассматриваются лишь как средства трансформации вещества и энергии в биосистемах, в третьих – как учение о популяции и т.д.

Нет необходимости останавливаться на всех существующих точках зрения относительно предмета и содержания экологии. Важно лишь отметить, что на современном этапе развития экологических представлений все более чётко вырисовывается её суть.

Экология – это наука, исследующая закономерности жизнедеятельности организмов (в любых её проявлениях, на всех уровнях интеграции) в их естественной среде обитания с учётом изменений, вносимых в среду деятельностью человека. Из этой формулировки можно сделать вывод, что все исследования, изучающие жизнь животных и растений в естественных условиях, открывающие законы, по которым организмы объединяются в биологические системы, и устанавливающие роль отдельных видов в жизни биосферы, относятся к экологическим.

Однако приведенное определение слишком пространно и недостаточно конкретно, хотя на первых этапах развития экологии один из вариантов его (экология – это наука об отношениях организмов друг с другом и со средой, наука о приспособлениях и т.п.) не только был принципиально верным, но и мог служить ориентиром при постановке ряда исследований.

В последнее время экологи пришли к принципиально важному обобщению, показав, что условия среды осваиваются организмами на популяционно-биоценотическом уровне, а не отдельными особями вида. Это привело к интенсивному развитию учения о биологических макросистемах (популяциях, биоценозах, биогеоценозах), что оказало громадное влияние на развитие биологии в целом и всех её разделах в частности. В результате стали появляться всё новые и новые определения экологии. Её рассматривали как науку о популяциях, о структуре природы, о динамике численности и т.д. Но все они, несмотря на некоторую специфичность, определяют экологию как науку, исследующую законы жизни животных, растений и микроорганизмов в естественной среде обитания с учётом роли антропических факторов.

Основные формы существования видов животных, растений и микроорганизмов в естественной среде обитания – это внутривидовые группировки (популяции) или многовидовые сообщества (биоценозы). Поэтому современная экология изучает взаимоотношения организмов и среды на популяционно-биоценотическом уровне. Конечной целью экологических исследований является выяснение путей, с помощью которых вид сохраняется в постоянно меняющихся условиях среды. Процветание вида заключается в поддержании оптимальной численности его популяций в биогеоценозе.

Следовательно, основным содержанием современной экологии становится исследование взаимоотношений организмов друг с другом и со средой на популяционно-биоценотическом уровне и изучение жизни биологических макросистем более высокого ранга: биогеоценозов (экосистем) и биосферы, их продуктивности и энергетики. Отсюда очевидно, что предметом исследования экологии являются биологические макросистемы (популяции, биоценозы, экосистемы) и их динамика во времени и пространстве.

Из содержания и предмета исследований экологии вытекают и её основные задачи, которые могут быть сведены к изучению динамики популяций, к учению о биогеоценозах и их системах. Структура биоценозов, на уровне формирования которых, как было отмечено, происходит освоение среды, способствует наиболее экономичному и полному использованию жизненных ресурсов. Поэтому главная теоретическая и практическая задача экологии заключается в том, чтобы вскрыть законы этих процессов и научиться управлять ими в условиях неизбежной индустриализации и урбанизации нашей планеты.

2. Методы изучения экологии.

а) Полевые, лабораторные и экспериментальные исследования.

Экология, как было отмечено, имеет свою специфику: объектом её исследования служат не единичные особи, а группы особей, популяции (в целом или частично) и их сообщества, т.е. биологические макросистемы. Многообразие связей, формирующихся на уровне биологических макросистем, обусловливает разнообразие методов экологических исследований.

Для эколога первостепенное значение имеют полевые исследования, т.е. изучение популяций видов и их сообществ в естественной обстановке, непосредственно в природе. При этом обычно используются методы физиологии, биохимии, анатомии, систематики и других биологических, да и не только биологических наук. Наиболее тесно экологические исследования связаны с физиологическими. Однако между ними имеется принципиальная разница. Физиология изучает функции организма и процессы, протекающие в нём, а также влияние на эти процессы различных факторов. Экология же, используя физиологические методы, рассматривает реакции организма как единого целого на констелляцию внешних факторов, т.е. на совместное воздействие этих факторов при строгом учёте сезонной цикличности жизнедеятельности организма и внутрипопуляционной разнородности.

Полевые методы позволяют установить результат влияния на организм или популяцию определённого комплекса факторов, выяснить общую картину развития и жизнедеятельности вида в конкретных условиях.

Однако наблюдения не могут дать вполне точного ответа, например, на вопрос, какой же из факторов среды определяет характер жизнедеятельности особи, вида, популяции или сообщества. На этот вопрос можно ответить только с помощью эксперимента, задачей которого является выяснение причин наблюдаемых в природе отношений. В связи с этим экологический эксперимент, как правило, носит аналитический характер. Экспериментальные методы позволяют проанализировать влияние на развитие организма отдельных факторов в искусственно созданных условиях и таким образом изучить всё разнообразие экологических механизмов, обусловливающих его нормальную жизнедеятельность.

На основе результатов аналитического эксперимента можно организовать новые полевые наблюдения или лабораторные эксперименты. Выводы, полученные в лабораторном эксперименте, требуют обязательной проверки в природе. Это даёт возможность глубже понять естественные экологические отношения популяций и сообществ.

Эксперимент в природе отличается от наблюдения тем, что организмы искусственно ставятся в условия, при которых можно строго дозировать тот или иной фактор и точнее, чем при наблюдении, оценить его влияние.

Эксперимент может носить и самостоятельный характер. Например, результаты изучения экологических связей насекомых дают возможность установить факторы, влияющие на скорость развития, плодовитость, выживаемость ряда вредителей (температура, влажность, пища).

В экологическом эксперименте трудно воспроизвести весь комплекс природных условий, но изучить влияние отдельных факторов на вид, популяцию или сообщество вполне возможно.

Примером экологических экспериментов широких масштабов могут служить исследования, проводимые при создании лесозащитных полос, при мелиоративных и различных сельскохозяйственных работах. Знание при этом конкретных экологических особенностей многих растений, животных и микроорганизмов позволяет управлять деятельностью тех или иных вредных или полезных организмов.

В современных условиях экологические исследования играют существенную роль в решении ряда теоретических и практических задач. Динамика численности организмов, сезонное развитие, расселение и акклиматизация полезных и вредных видов, прогнозы размножения и распространения – вот основные в настоящее время экологические проблемы. Разработка их требует рационального сочетания полевых, лабораторных и экспериментальных исследований, которые должны взаимно дополнять и контролировать друг друга.

б) Математические методы и моделирование.

При экологическом исследовании, которое обычно поводится на определённом количестве особей, изучаются природные явления во всём их разнообразии: общие закономерности, присущие макросистеме, её реакции на изменение условий существования и др. Но каждая особь, индивидуум неодинаковы, отличны друг от друга. Кроме того, выбор особи из всей популяции носит случайный характер. И лишь применение методов математической статистики даёт возможность по случайному набору различных вариантов определить достоверность тех или иных результатов (степень отклонения их от нормы, случайные отклонения или закономерности) и получить объективное представление о всей популяции.

Однако как только было установлено, что все биологические системы, в том числе и надорганизменные макросистемы, обладают способностью к саморегуляции, ограничиваться методами математической статистики стало невозможно. Поэтому в современной экологии широко применяются методы теории информации и кибернетики, тесно связанные с такими областями математики, как теория вероятности, математическая логика, дифференциальные и интегральные исчисления, теория чисел, матричная алгебра.

В последнее время широкое распространение получило моделирование биологических явлений, т.е. воспроизведение в искусственных системах различных процессов, свойственных живой природе. Так, в «модельных условиях» были осуществлены многие реакции, протекающие в растении при фотосинтезе. Примером биологических моделей может служить и аппарат искусственного кровообращения, искусственная почка, искусственные лёгкие, протезы, управляемые биотоками мышц, и др.

В различных областях биологии широко применяются так называемые живые модели. Несмотря на то что различные организмы отличаются друг от друга сложностью структуры и функции, многие биологические процессы у них протекают практически одинаково. Поэтому изучать их удобно на более простых существах. Они то и становятся живыми моделями. В качестве примера можно привести зоохлореллу, которая служит моделью для изучения обмена веществ; моделью для исследования внутриклеточных процессов являются гигантские растительные и животные клетки и т.д.

Основной задачей биологического моделирования является экспериментальная проверка гипотез относительно структуры и функции биологических систем. сущность этого метода заключается в том, что вместе с оригиналом, т.е. с какой-то реальной системой, изучается его искусственно созданное подобие – модель. В сравнении с оригиналом модель обычно упрощена, но свойства их сходны. В противном случае полученные результаты  могут оказаться недостоверными, не свойственными оригиналу.

В зависимости от особенностей оригинала и задач исследования применяются самые разнообразные модели

Реальные(натурные, аналоговые) модели, если таковые удаётся создать, отражают самые существенные черты оригинала. Например, аквариум может служить моделью естественного водоёма. Однако создание реальных моделей сопряжено с большими техническими трудностями, так как пока ещё не удаётся достичь точного воспроизведения оригинала.

Знаковая модель представляет собой условное отображение оригинала с помощью математических выражений или подобного описания.

Наибольшее распространение в современных экологических исследованиях получили концептуальные и математические модели и их многочисленные разновидности. Разновидности концептуальных моделей характеризуются подробным описанием системы (научный текст, схема системы, таблицы, графики и т.д.). Математические модели являются более эффективным методом изучения экологических систем, особенно при определении количественных показателей. Математические символы, например, позволяют сжато описать сложные экологические системы, а уравнения дают возможность формально определить взаимодействия различных их компонентов.

3. Структура современной экологии.

В процессе развития экологические исследования в ботанике и зоологии шли довольно специфическими путями, что и привело к искусственному и не вполне обоснованному их разделению.

В ботанике предметом экологии часто считаются только взаимоотношения растений с мёртвой седой, т.е. воздействия физико-химических факторов на отдельные виды растений. Взаимоотношения же между растениями, а, следовательно, и их сообществами рассматриваются специальной наукой – фитоценологией. Изучением отношений в животно-растительных сообществах занимается биогеоценология.

Кроме того, экологию обычно подразделяют на аутэкологию (экологию особей) и синэкологию (экологию сообществ). Однако такое подразделение не отображает специфики современной экологии, изучающей жизнь на уровнях различных биологических макросистем. Поэтому Ю. Одум, к примеру, выделяет экологию видов, экологию популяций, экологию сообществ и экологию экосистем. Н.П. Наумов предлагает три подразделения: экологию особей, экологию популяций и экологию сообществ. Г.А. Новиков, также выделяя в экологии три подразделения, первое называет экологией видов. Есть и другие мнения.

Нет необходимости подробно анализировать все существующие точки зрения относительно структуры современной экологии. Очевидно, чёткое расчленение её – задача ближайшего будущего. Важно, что в экологии объективно выделяются подразделения, изучающие органический мир на уровне особи (организма), популяции, вида, биоценоза, биогеоценоза (экосистемы) и биосферы. В связи с этим уже можно чётко выделить: аутэкологию (экология особей), демэкологию (экология популяций), эйдэкологию (экология видов)и синэкологию (экология сообществ).

Задачей аутэкологии (от греч. autos – сам) является установление пределов существования особи (организма) и тех пределов физико-химических факторов, которые организм выбирает из всего диапазона их значений. Изучение реакций организмов на воздействия факторов среды позволяет выявить не только эти пределы, но и физические, а также морфологические изменения, характерные для данных особей.

Демэкология (от греч. demos – народ) изучает естественные группировки особей одного вида, т.е. популяции – элементарные надорганизменные макросистемы. Важнейшей задачей её является выяснение условий, при которых формируются популяции, а также изучение внутрипопуляционных группировок и их взаимоотношений, организации (структуры), динамики численности популяций.

Эйдэкология (от греч. eidos – образ, вид), или экология видов, — наименее разработанное подразделение современной экологии. Вид как уровень организации живойприроды, как надорганизменная биологическая макросистема еще не стал объектом экологических исследований. Это объясняется тем, что по мере развития экологии внимание и интерес исследователей с организма, т.е. с аутэкологии, переключились на популяцию – дэмэкологию, а затем на биоценоз, биогеоценоз и биосферу в целом.

Синэкология(от греч. syn– вместе), или экология сообществ (биоценология), изучает ассоциации популяций разных видов растений, животных и микроорганизмов, образующих биоценозы, пути формирования и развития последних, структуру и динамику, взаимодействие их с физико-химическими факторами среды, энергетику, продуктивность и другие особенности. Базируясь на аут-, дем-, и эйдэкологии, синэкология приобретает чётко выраженный общебиологический характер. В основе аут-, дем-, и эйдэкологических исследований лежат особь (организм), популяция и вид конкретной группы живых существ (животные, растения, микроорганизмы). Синэкологические же исследования направлены на изучение сложного многовидового комплекса взаимосвязанных организмов (биоценоз), существующего в строго определённой физико-химической среде, на рассмотрение с качественной и количественной точки их соотношения.

На базе этих направлений формируются новые: глобальная экология, которая разрабатывает проблемы биосферы в целом, и социоэкология, которая изучает проблемы взаимоотношений природы и общества. При этом границы между направлениями и разделами довольно размыты: постоянно возникают направления на стыке таких отраслей экологии, как популяционная экология и биоценология, или физиологическая и популяционная экология. Все эти направления тесно связаны с классическими отраслями биологии: ботаникой, зоологией, физиологией. При этом пренебрежение традиционными натуралистическими направлениями экологии чревато негативными явлениями и грубыми методологическими ошибками, может привести к затормаживанию развития всех остальных направлений экологии.

Заключение.
Итак, мы проследили исторические этапы развития экологии: естественную описательную историю, изучение отдельных видов, сообществ и экосистем, биосферы, и, наконец, человека в биосфере. Последний этап наиболее органичен и естественен для человека, поскольку он замыкает эволюционный цикл и восстанавливает природную роль и значение человека, а именно его органическую неразрывную связь с биосферой.

Список литературы

1. Радкевич В.А., Экология: Учебник. – 3-е изд., переработано и дополнено – Мн.: Высшая Школа, 1997 г.

2. Киселёв В.Н., Основы экологии: Учебное пособие – МН.: 1998 г.

3. Чернова Н.М., Былова А. М., Экология: Учебное пособие для студентов биологических специальностей пед. институтов – 2-е издание, переработанное – М.: Просвещение, 1988 г.

4. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология.

coolreferat.com

Экология как наука. Предмет, роль в мире

Экология и развитие человеческого общества

Прежде всего, необходимо дать определение экологии: «ойкос» — дом, «логос» — наука, дословный перевод – изучение нашего «природного дома». Оно охватывает изучение всех живущих в нем организмов и всех функциональных процессов. Эта проблема приобрела практический интерес еще на заре развития человечества. В примитивном обществе каждый индивидуум для того, чтобы выжить, должен был иметь определенные знания об окружающей среде: о силах природы, растениях, животных.

Благодаря достижениям техники теперь мы меньше зависим от природы в своих насущных потребностях и поэтому склонны забывать, что потребность эта сохранилась. К тому же сейчас ценятся в основном вещи, изготовленные самим человеком для нужд отдельного человека.

Индустриальное развитие страны добилось процветания, временно освободив человека от подчинения законам природы, используя конечные и быстро исчерпываемые ресурсы.

Развитие экономики началось в период с 1968-1970 гг. Многие заинтересовались загрязнением среды, вопросами потребления пищи и энергии, ростом населения планеты (Ю. Одум). 1972 г. – Стокгольмская конференция ООН. Было принято решение о невозможности дальнейшего развития без экологии. 1987 г. – Бруклин – доклад по теме: «Наше общее будущее». Принятие концепции устойчивого развития, направление на достижение гармонии в отношениях между обществом и природой.

1992 г. – Рио-де-Жанейро: выдвинуты требования для достижения устойчивого развития:

1) Изменение политической системы, участие масс в принятии решений;

2) Экономическая система: расширенное производство на собственной постоянно укрепляющейся базе;

3) Социальная система: снятие напряжения при негармоничном развитии экономики;

4) Производство должно сохранять определенный природно-ресурсный потенциал;

5) Развитие новых технологий;

6) Создание международной системы торгово-экономических связей.

Приняли: Путь развития, пройденный цивилизованными странами, недействительным. Необходимо менять структуру производства и потребления.

История понятия «экология» и его содержание.

Труды древнегреческих философов содержат сведения явно экологического характера, но греки не знали слова «экология».

Этот термин был предложен немецким биологом Э. Геккелем в 1869 г. Многие великие деятели 18-19 веков внесли свой вклад в эту область. «ойкос» — дом или жилище. В буквальном смысле слова – наука об организмах «у себя дома» (Ю. Одум). Обычно экологию определяют как науку об отношениях организмов или групп организмов к окружающей их среде. Или как науку о взаимоотношениях между живыми организмами и окружающей средой.

Для нашего времени особенно подходит определение Уэбстера: экология – это наука, изучающая совокупность или структуру связей между организмами и их средой. Для наиболее долгосрочного употребления лучшим определением будет наиболее краткое и наименее специальное – биология окружающей среды (environmental biology).

В связи с ростом общественного интереса, сейчас слово экология для многих означает – совокупность человека и окружающей среды.

В настоящее время в зависимости от поставленных практических задач происходит некоторое изменение содержания понятий экологии. Наблюдается связь таких понятий, как популяция, биоценоз с отдельными направлениями экологии.

Отрасль популяционной экологии изучает взаимоотношения между популяцией и экологическими факторами.

Синэкология – изучает взаимоотношения между биоценозами и окружающим миром (факторами).

Аутэкология – изучает взаимодействия живых организмов и окружающей среды на уровне организма (особи).

Прикладная экология связана процессом природопользования.

Социальная экология – взаимоотношения человеческого общества (группы, личности) с окружающей природной средой.

В классической – общей – экологии основными понятиями являются: экосистема, популяция, биоценоз, биогеоценоз, биосфера, но как уже было сказано выше – некоторые понятия получили особую известность в отдельных разделах экологии.

Структура научного знания. Понятийный аппарат науки. Понятие парадигмы.

В настоящее время экология представляет собой разветвленную систему наук. Она подразделяется на общую экологию, аутэкологию, синэкологию, экологию популяций, палеоэкологию, эволюционную экологию, математическую экологию, социальную экологию, антропоэкологию и др.

Связями живых организмов с окружающей средой занимается целый ряд наук – физиология, эволюционная теория и др. Экология рассматривает те же процессы, но с особой точки зрения. Задача экологии заключается в изучении закономерностей размещения живых организмов в пространстве, изменения численности организмов, потока энергии через живые системы и круговорот вещества, который происходит при участии живых организмов.

Как и любая наука, экология использует богатый набор терминов, определений и понятий. Экология широко использует понятийный аппарат других отраслей знания, приспосабливая его для своих нужд, и фактически еще не сформировала собственной, только ей принадлежащей понятийной области.

Среди биологов достаточно широко распространено мнение о двух парадигмах экологии: популяционной и экосистемной. Основание для этого – крупнейшее обобщение в биологии 20 века, что элементарной единицей существования, адаптации и эволюции вида является популяция, а, следовательно, рассмотрение взаимоотношений популяции со своим окружением лежит в основе решения любых экологических проблем.

Экосистемная парадигма не ставит никаких ограничений на форму представления первой компоненты в системе. Она требует лишь пространственно-временного соответствия характеристик, выбранных для описания взаимодействия живого со своим окружением. В рамках этой парадигмы представление живого в виде популяции есть один из возможных вариантов, позволяющий решать определенный круг экологических проблем.

Системный подход – представление природных тел, явлений, процессов, как нечто целого, состоящего из каких-то разнородных частей. Возможны два подхода в интерпретации этого определения:

1) систему образует целое, разделенное на части;

2) систему образует целое, собранное из частей.

Подход лежит в основе выделения различных областей знания, формирования отдельных наук и определения их основных понятий. В этом случае определения основных понятий будут всегда сущностными, то есть достаточно общими и нечеткими (например, определение вида в биологии), так как в значительной мере отражают субъективное разделение на части того или иного природного объекта. Это исследовательская парадигма. Целое в научном исследовании как бы раскрывает все свои возможности.

Приоритет части над целым характерен для деятельностного знания. Необходимость формировать целое из известных частей переводит проблему выявления сущности природного объекта в проблему создания заданного целого. Появляется необходимость жесткого конструирования конкретной системы, процедур ее формирования и представления. В данном случае целое – результат заданных условий. Это системотехническая или конструкторская парадигма.

В экологии все тела, процессы, явления рассматриваются в рамках взаимодействия живого и его окружения.

Природное тело или явление есть материальный объект (или его фрагмент) с фиксированными пространственными и (или) физическими полями (энергетический субстрат), что сразу же усложняет задачу их выделения и представления в виде системы.

Требование фиксированных границ очень важно, так как позволяет определить «естественное» место природного образования на тех или иных уровнях организации природы, которое в конечном итоге характеризуется собственным пространством – временем.

Это означает, что всегда приходится иметь дело с некоторым разнообразием пространственно-временных проявлений природных тел и процессов, когда проводим их выделение для каких-то своих исследовательских или практических задач. Поэтому при решении конкретных проблем человеку постоянно приходится иметь дело с пространственно-временной неоднородностью природных тел, процессов и явлений, системное преставление 2-х отличается от абстрактного (ньютоновского) более адекватным его отражение, так как требует учета его индивидуальности.

Непрерывность природных тел, процессов, явлений превращается в дискретность только тогда, когда человек выдвигает какие-либо ограничивающие условия. Например, нельзя дать однозначный ответ на вопрос, где провести границу водоема, так как она может быть определена по воде, растительности, животному населению и т.д. Необходимы дальнейшие уточнения в рамках решаемой проблемы (задачи).



biofile.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *