Что такое ДВИ? или Как поступают в МГУ?
Многие знают, что для поступления в МГУ обычных баллов ЕГЭ недостаточно. Здесь мы поговорим о том, что такое «ДВИ» или «дополнительные вступительные испытания». Такие испытания проходят по различным предметам. Нас интересует, конечно, математика.
В качестве ДВИ её сдают при поступлении на 17 из 64 направлений МГУ. Это механико-математический факультет, факультет вычислительной математики и кибернетики, геологический факультет, факультет наук о материалах, экономический факультет, факультет биоинженерии и биоинформатики, направление «Прикладная математика и физика» на факультете фундаментальной физико-химической инженерии, направление «Экономика» Высшей школы государственного аудита, «Менеджмент» Высшей школы современных социальных наук, все направления, кроме «Политологии» факультета государственного управления, а также Высшая школа бизнеса и Московская школа экономики.
За 4 часа абитуриенты должны решить несколько заданий. В последние годы это обычно восемь задач, первые четыре из которых являются более лёгкими, а последние четыре – весьма сложными, представляющими значительную трудность даже для выпускников спецшкол, по этим задачам идёт конкурс на математические направления. Результаты экзамена оцениваются в 100-балльной шкале. Причём 100 баллов может ставиться не только за все 8, но и за 7 (а в некоторые годы ставилось и за 6) правильно решенных задач. Это связано с тем, что все 8 задач решают исключительно редко, на это обычно способны лишь единицы среди тысяч абитуриентов, этих единиц можно смело назвать уникумами.
Чтобы при достаточно высоких результатах ЕГЭ гарантированно поступить на бюджетные места большинства из названных факультетов, надо написать ДВИ на 75-80 баллов.
Рассмотрим результаты недавнего ДВИ МГУ (данные взяты с сайта Московского государственного университета, страницы http://pk.cmc.msu.ru/node/1063 и http://pk.cmc.msu.ru/sites/pk.cmc.msu.ru/files/dvi_sayt_0.pdf).
Среди всех абитуриентов МГУ дополнительный вступительный экзамен по математике сдавали 3732 человека. Из них: на «2» сдали 340 человек, на «30» — 125, на «35» — 154, «40» — 125, на «45» — 134, на «50» — 436, на «55» — 456, «60» — 801, «65» — 572, «70» — 222, «75» — 105, «80» — 85, «85» — 89, «90» — 46, «95» — 30, «100» — 12.
Т.е. мы видим, что только 10-15% абитуриентов, имеющих высокие баллы за ЕГЭ, написав ДВИ по математике, без сомнения, имели реальные шансы поступить на бюджетные места, причём на 80 и более баллов написали математику лишь 7% абитуриентов (на максимальный балл – 0,3%).
Результаты ДВИ МГУ по математике
Теперь рассмотрим результаты ДВИ среди абитуриентов факультета вычислительной математики и кибернетики (ВМК). На этот престижный факультет идут люди исключительно после специальной математической подготовки (учёбы в спецшколах, занятий на курсах и с репетиторами).
Среди поступающих на ВМК МГУ было 128 человек, получивших высший балл по результатам олимпиад, а среди тех 751, кто писал ДВИ при поступлении, результаты следующие:
«2»-17, «30» — 5, «35» — 9, «40» — 9, «45» — 11, «50» — 47, «55» — 74, «60» — 166, «65» — 184, «70» — 73, «75» — 45, «80» — 36, «85» — 35, «90» — 16, «95» — 16, «100» — 8 (т.е. мы видим, что две трети абитуриентов, написавших ДВИ на 100 баллов, подавали документы именно на ВМК).
Таким образом, среди особо подготовленных абитуриентов процент реально претендующих на бюджет оказывается лишь немногим выше: 15-20% (причём 70-75 баллов могут позволить себе только ребята с великолепно сданным ЕГЭ, ведь проходной балл на ВМК очень высокий). И даже среди такой элиты – лишь 1% сдавших ДВИ на максимальный балл.
Результаты ДВИ факультета ВМК МГУ по математике
Итак, мы видим, что сдать ДВИ по математике в МГУ оказывается не так уж просто, и к нему требуется особая подготовка.
Многие из выпускников «Математушки» поступили на выбранные факультеты МГУ по результатам олимпиад (победы на «Ломоносове», олимпиаде «Покори Воробьевы горы» и других математических соревнованиях среди обучавшихся в «Математушке» не редкость).
Однако некоторые из выпускников все-таки сдавали дополнительные вступительные испытания и выглядели на них более чем достойно. Возьмём результаты последних лет, когда уже было введено ЕГЭ и ДВИ стали проходить по одному предмету по существующей сейчас схеме.
Итак, во-первых, среди выпускников «Математушки» есть те, кто смог получить на ДВИ все 100 баллов! Если брать последние годы, то это Александр Курашов и Александр Шепелев. Оба они поступили на престижный факультет вычислительной математики и кибернетики. Туда же поступила и учившаяся в «Математушке» Анастасия Горохова-Алексеева, получившая за ДВИ 95 баллов. А стать «лучшими из лучших» на ДВИ им помогли ум, трудолюбие и методика обучения в «Математушке», ведущая учеников к успешному результату.
В этом году новые старшеклассники готовятся покорять «математические горизонты».
Автор статьи: Елена Чач>
Павлов Иван
Победитель олимпиады в МГТУ им. Баумана (диплом 1-й степени), Московской математической олимпиады (диплом 3-й степени), олимпиады «Покори Воробьёвы горы» (диплом 2-й степени), Межвузовской олимпиады (диплом 1-й степени), межпрофильной олимпиады НИУ-ВШЭ (профиль «прикладная математика») (диплом 1-й степени), олимпиады «Ломоносов-2010» (диплом 2-й степени).
Результат ЕГЭ 100
Поступил на механико-математический ф-т МГУ.
Кульматицкая Юлия
Победительница олимпиады МГУ «Ломоносов» (диплом 3-й степени), всероссийской олимпиады по экономике.
Результат ЕГЭ 100 (победительница олимпиады)
Поступила в МГУ, экономический ф-т.
Макаров Станислав
Победитель объединённой межвузовской математической олимпиады (диплом 3-й степени), олимпиады МФТИ (диплом 3-й степени).
Результат ЕГЭ 98
Поступил в НИУ ВШЭ, ф-т международный институт экономики и финансов.
Самойлова Ульяна
Победительница объединённой межвузовской математической олимпиады (диплом 3-й степени), СПбГУ (диплом 2 — й степени), олимпиады МФТИ (диплом 3 — й степени)
Результат ЕГЭ 100 (победительница олимпиады)
Поступила в МГУ, экономический ф-т
Лисяной Александр
Победитель объединённой межвузовской математической олимпиады (диплом 1-й степени),олимпиады Академии ФСБ (диплом 1-й степени), олимпиады МГТУ им. Баумана «Шаг в будущее…» (диплом 2-й степени), межпрофильной олимпиады НИУ-ВШЭ, профиль «математика» (диплом 3-й степени), олимпиады МФТИ (диплом 3-й степени).
Результат ЕГЭ 94
Поступил на ф-т ВМиК МГУ.
Ильина Наталья
Победительница олимпиады МФТИ (диплом 1-й степени), олимпиады Академии ФСБ (диплом 2-й степени), олимпиады МГУ «Ломоносов» (диплом 3-й степени), межпрофильной олимпиады НИУ-ВШЭ, профиль «математика» (диплом 3-й степени), объединённой межвузовской математической олимпиады (диплом 3-й степени).
Результат ЕГЭ 89
Поступила на ф-т математики НИУ-ВШЭ.
Купцова Анастасия
Победительница олимпиады МГУ «Ломоносов» (диплом 2-й степени), олимпиады МФТИ (диплом 2-й степени), объединённой межвузовской математической олимпиады (диплом 3-й степени)
Результат ЕГЭ 95
Поступила в НИУ ВШЭ, ф-т экономики
Смотреть ещё…www.matematushka.ru
Что такое ДВИ — Профессиональное образование
Аббревиатуру ДВИ можно расшифровать по-разному, но нас интересует вариант, всё чаще используемый сегодня в сфере образования: дополнительные вступительные испытания. Речь идет, разумеется, об испытаниях при поступлении в вуз.Краткая предыстория ДВИ в России тесно связана с историей внедрения ЕГЭ (единого государственного экзамена). Основная идея ЕГЭ, как известно, состоит в том, чтобы результаты выпускных экзаменов в средней школе засчитывались как приёмные при поступлении в вуз. И это сразу стало камнем преткновения в спорах между представителями общеобразовательной и высшей школ.
Университетское сообщество, и прежде всего ректоры ведущих вузов РФ, утверждало, что одних результатов ЕГЭ недостаточно для объективной оценки уровня подготовленности абитуриентов, что есть ряд специальностей и направлений подготовки, где помимо школьных дисциплин необходимо учитывать творческий потенциал личности, одарённость в определённой сфере деятельности и т.д. Наконец, среди вузов и факультетов есть такие, куда при поступлении требуется более тщательный отбор в силу повышенных требований к их выпускникам, и специфику этих условий ЕГЭ учесть не может.
В конце концов, вузам было разрешено дополнительно к результатам ЕГЭ проводить собственные испытания абитуриентов в различных формах: устный или письменный экзамен, собеседование, портфолио и др. Так в российском образовании появилась ещё одна трёхбуквенная аббревиатура: ДВИ.
Сначала перечень университетов, имеющих право вводить собственные ДВИ, был ограниченным (к 2010 году – всего 24 вуза), но год от года он расширялся, и сегодня ДВИ могут быть практически у любого российского вуза.
В отличие от стандартного ЕГЭ, ДВИ в разных вузах по различным направлениям подготовки и даже для разных категорий абитуриентов могут существенно отличаться по сложности и охватываемым предметным областям. Самые сложные дополнительные вступительные испытания ждут абитуриентов в наиболее престижных российских вузах. Так, сегодня востребованы услуги репетитора ДВИ по математике МГУ им. М.В. Ломоносова, поскольку математические направления подготовки в этом вузе относятся к числу наиболее рейтинговых.
Итак, ДВИ в нашей стране позволяют вузу в большей степени, чем одни лишь результаты ЕГЭ, учесть свою специфику и отразить её в требованиях к абитуриентам.
si-sv.com
Как сдать внутренний вступительный экзамен в МГУ — Учёба.ру
Российские вузы принимают абитуриентов по результатам ЕГЭ, однако МГУ им. М.В. Ломоносова имеет особый статус. Университет получил право ежегодно проводить дополнительное вступительное испытание (ДВИ) на все специальности. ДВИ по каждому предмету проходит одновременно для всех факультетов, где этот экзамен присутствует в списке вступительных испытаний, по единым заданиям. Работы проверяются в зашифрованном виде и оцениваются по единым критериям. Результаты экзамена автоматически засчитываются везде, где абитуриент участвует в конкурсе.
Структура экзамена (темы, количество заданий по ним) до начала экзамена неизвестна, так же как и критерии оценки работ, их объявляют после публикации результатов. Экзамен оценивается по 100-балльной шкале.
Какие дополнительные экзамены сдают абитуриенты МГУ им. Ломоносова
ДВИ | Факультеты |
---|---|
Математика | Механико-математический, вычислительной математики и кибернетики, геологический, наук о материалах, экономический, биоинженерии и биоинформатики, фундаментальной физико-химической инженерии, государственного управления и др. |
Физика | |
Химия | Химический, фундаментальной медицины, фундаментальной физико-химической инженерии |
Биология | Биологический, биотехнологический, почвоведения, психологии |
География | Географический |
Литература | Филологический |
История | Исторический, Институт стран Азии и Африки, политологии, мировой политики, глобальных процессов |
Обществознание | Философский, юридический, социологический |
Иностранный язык | Иностранных языков и регионоведения, глобальных процессов, Высшая школа перевода |
Математика
Самый популярный ДВИ в МГУ, его сдают абитуриенты более 10 факультетов, в том числе топовых: ВмиК, экономического, механико-математического. В последние годы поступающим предлагалось за четыре часа решить восемь задач.
Владимир Палин,
ассистент кафедры дифференциальных уравнений Мехмата МГУ,
преподаватель математики на подготовительных курсах
факультета фундаментальной физико-химической инженерии МГУ
«Что касается сложности экзамена, то первые две задачи из восьми, на мой взгляд, должен решать любой не троечник. Следующие четыре задания можно назвать средними. А вот последние две задачи обычно настолько сложны, что берутся за них единицы, а до ответа доходят еще меньше. Но были абитуриенты, которые решали и седьмую, и восьмую задачу. Конечно, это единичные случаи. Полной статистики у меня нет, но, по опыту моей работы в приемной комиссии, около 2% абитуриентов пытались решать эти задачи, и преуспели четверть из них, то есть 0,5% всех сдающих экзамен. Например, по условию прошлогодней задачи по стереометрии, в основании правильной пирамиды лежит шестиугольник. Даже начертить это условие, да еще со сложным сечением, уже очень непросто. А потому в этой задаче только за корректно нарисованный чертеж уже могли ставить какие-то баллы.
Я бы порекомендовал школьникам начинать готовиться к поступлению минимум за два года, то есть с 10 класса. На мой взгляд, это порочная практика — готовиться к конкретному экзамену, особенно в ситуации с ДВИ, когда ты не можешь предположить, что тебя там ждет на самом деле. Готовиться надо просто к математике, последовательно изучать все разделы, а не «натаскиваться» на конкретные типы задач. Если вам нужен невысокий балл, вы можете ограничиться «натаскиванием», но хорошего результата так не достичь.
Могу дать две рекомендации относительно плана действий на те четыре месяца, которые остались до экзамена. Первое: нужно сконцентрировать внимание на тех предметах, которые вы будете сдавать. На эти месяцы нужно отложить непрофильные предметы, все хобби и развлечения. Лучше это время провести, работая как монах, чем потом всю жизнь жалеть. Второе: необходимо повторить и держать в голове все формулы, определения и формулировки. Абитуриент, который поступает в МГУ и рассчитывает на положительную оценку по математике, должен уметь с ходу выписать любую необходимую формулу, относящуюся к любой из тем курса математики за все годы.
Что касается повторения тем и разделов, тут может быть две стратегии. Каждый абитуриент знает свои слабые места и может сосредоточиться на их «подтягивании». Или же, наоборот, если школьник видит, что в некоторых областях у него вопиющий провал, можно пожать плечами и сконцентрировать внимание на том, что он умеет хорошо, отточить задачи по этим темам до идеала.
Учитывайте, что ДВИ — это экзамен состязательный. Ваша задача — решить больше, чем конкуренты. Соответственно, можно выбрать несколько разделов и сконцентрироваться только на них. В любом случае я бы посоветовал повторить геометрию, поскольку в современной школе совсем плохо с этим предметом, особенно с доказательством теорем. Задача по планиметрии и задача по стереометрии в ДВИ обязательно будут».
Физика
Дополнительный экзамен по самому сложному школьному предмету пишут только абитуриенты физического факультета. Им предлагается решить четыре задачи.
Илья Шолин,
старший преподаватель факультета фундаментальной физико-химической инженерии МГУ,
преподаватель физики на подготовительных курсах
«На экзамене традиционно дают четыре задачи примерно одинакового уровня сложности. Отличаются они по темам. Обычно первая задача — по механике, вторая — по молекулярной физике и термодинамике, третья — по электричеству и магнитным явлениям и четвертая — по оптике. Для хорошо подготовленного абитуриента все задачи решаемые.
Среди самых сложных тем для школьников прежде всего следует назвать физическую оптику. Правда, вероятность появления такой задачи на ДВИ невелика, пока она там не встречалась ни разу. Нередко вызывают затруднения задачи на движение тела по окружности, в частности, на применение законов Ньютона в этом случае. Также часто у абитуриентов есть проблемы с такой темой, как влажность. Это небольшая тема, которая находится внутри молекулярно-кинетической теории, при подготовке ей обычно уделяется мало внимания. Задача на влажность встречается редко, но тем не менее в 2014 году на ДВИ она была. Еще один непростой вопрос — это момент силы, а точнее, как определятся плечо силы. А вот среди самых беспроблемных тем, задачи по которым хорошо решаются, можно назвать законы сохранения в механике, геометрическую оптику и тепловой баланс.
ЕГЭ и ДВИ по физике — это два совершенно разных экзамена. Программа МГУ значительно шире. Есть темы и понятия, которые фигурируют в ДВИ, но их нет в ЕГЭ: например, поверхностное натяжение в жидкостях, тепловое расширение твердых тел и жидкостей, центр тяжести. В ЕГЭ большинство заданий соответствует определенной теме. В ДВИ все устроено несколько по-другому. Типичный случай — когда задача сочетает в себе несколько тем. Например, в 2013 году в третьей задаче совмещались электромагнитная индукция и динамика. Часто бывает сочетание геометрической оптики и кинематики. Плюс к этому, в ЕГЭ много типовых задач. Чтобы подготовиться, их нужно много решать, и тогда происходит узнавание. А в ДВИ задачи чаще формулируются нетипичным образом, абитуриенту нужно догадаться, каким путем идти к решению. Например, задачу по механике можно решать двумя разными путями. Это так называемые энергетический и динамический подходы. Понять, какой именно приведет к правильному результату, — вопрос не очевидный. Для ДВИ нужно не столько знать формулы, сколько понимать, какую формулу применить и в какой ситуации.
Что касается подготовки к ДВИ, в программе экзамена на сайте МГУ есть список рекомендованной литературы, в нем около 15 книг. Это основа для подготовки. Я бы посоветовал абитуриентам придерживаться следующей схемы. Сначала нужно прорешать любой из вариантов ДВИ прошлых лет, чтобы оценить свои силы. Если совсем не получается, то надо решать материал задачников из списка литературы. Если в целом получается, но есть задачи, которые вызывают сложности, нужно почитать теорию по этой теме в учебнике, освежить ее в памяти и потом еще раз вернуться к задаче.
За оставшееся до экзамена время я бы порекомендовал абитуриентам повторить геометрическую оптику, все разделы механики и электричества. В молекулярно-кинетической теории и термодинамике необходимо обратить внимание на задачи, где требуется определить изменение внутренней энергии идеального газа или совершенную им в результате некоего процесса или цикла работу».
Обществознание
Абитуриенты социологического, философского и юридического факультетов сдают экзамен по обществознанию. За четыре часа они должны в письменном виде раскрыть четыре предложенные темы. Например, в вариантах 2016 года были такие вопросы: «Предмет и метод экономической науки», «Политические институты», «Географический детерминизм в философии истории».
Татьяна Покровская,
доцент философского факультета МГУ, преподаватель обществознания на подготовительных курсах
философского факультета МГУ
«Требования ДВИ обязывают членов методических комиссий, разрабатывающих задания, не выходить за рамки школьной программы. Задания составляются на основе школьных учебников, которые имеют гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ». Четыре темы экзамена относятся к разным разделам предмета. Формулировки заданий носят предметный характер и практически не отличаются от названий разделов (глав, тем) учебников. Все темы имеют одинаковый объективный уровень сложности. Это обязательная установка, которой придерживаются разработчики заданий.
Есть темы, которые, по моему опыту, вызывают наибольшие затруднения у школьников. Они связаны с изложением различных концепций и теорий из истории обществоведческой мысли. Хотя формулировки таких вопросов также берутся из учебников, их рассмотрение обычно разбросано по разным разделам, и дети не акцентируют на них внимание. К тому же, при подготовке к ЕГЭ учителя уделяют этим вопросам меньше времени, так как их практически нет в заданиях ЕГЭ. А писать эссе по философским темам вообще не рекомендуют.
В 2016 году в ДВИ было две подобные темы — «Материалистическое понимание истории» и «Теория географического детерминизма». Думающий абитуриент, немного владеющий обществоведческой терминологией, мог бы аналитически домыслить ответы на эти вопросы. Вспомнив, что такое материализм, и учитывая его специфику, отличие от идеализма, его проявление в социальном развитии, он смог бы изложить основы этой концепции. А по второму вопросу школьник мог бы вспомнить, что такое детерминизм, что он связан с поиском единого фактора-причины развития, и догадаться, что надо обратить внимание на географию (природу, ландшафт) в качестве главной причины общественного развития. Вспомнив, что древние цивилизации возникали в долинах рек и на морском побережье, он смог бы развить свою мысль. Возможно, он и не назвал бы имен хотя бы Маркса (по первой теме) и Монтескье (по второй), но какое-то количество баллов получил бы.
На экзамене может быть всякое. Никто не исключает психологический фактор. Волнение нередко приводит к неправильному пониманию проблемы. Бывает, что абитуриент пишет не по теме. Однажды на ДВИ была тема «Отличие деятельности человека от активности животных». Некоторые поступающие написали, чем отличается человек от животного. Написали хорошо, но получили «неуд» за эссе не по теме. Вообще, школьники нередко не дочитывают задание и в результате пишут ответ на другой вопрос.
Дорогие абитуриенты, если вы утвердились в своем выборе и решили, что вам надо сдавать обществознание, берите школьные учебники (прежде всего, Боголюбова) и работайте. Открывайте раздел, читайте его и пишите по нему сочинение (эссе). Не игнорируйте сноски, задания, которые приводятся после каждого раздела. В них тоже много информации, которая может вам пригодиться. Многие теории, концепции излагаются именно там».
Биология
Дополнительный экзамен по биологии предусмотрен для поступающих на биологический и биотехнологический факультеты. Также его сдают будущие психологи и почвоведы. За четыре часа абитуриентам предстоит в письменной форме раскрыть четыре темы из разных разделов биологии.
Иван Филькин,
аспирант биологического факультета МГУ,
репетитор по биологии
«Два или три года назад из ДВИ по биологии убрали тестовый блок и задачу по генетике. Однако это не значит, что их не будет в этом году. В последнее время экзамен состоял из четырех вопросов с развернутым ответом. Обычно в задании требуется полностью описать определенную систематическую группу, например, паукообразных: внутреннее и внешнее строение, размножение и развитие, видовое разнообразие. Есть вопросы, где нужно описать строение цветка и соцветий. Это примеры заданий из вариантов прошлого года. К подводным камням здесь стоит отнести поверхностность ответа некоторых ребят, которые дают краткую характеристику и сразу переходят к следующему вопросу.
При подготовке к таким заданиям я бы посоветовал обратить внимание на отличительные особенности строения, поведения и размножения, запомнить несколько представителей класса, отряда или семейства. Добавит баллы правильно нарисованный рисунок или схема: иллюстрация всегда засчитывается. Плюсом к ответу также будет, если вы покажете, где находится предлагаемая систематическая группа относительно представителей другого типа. Например, если вы даете характеристику класса паукообразных, нужно отметить, что они относятся к типу членистоногих, так же, как ракообразные и насекомые. А в состав класса паукообразных входят отряды скорпионов, клещей, пауков и другие.
Часто ребята при подготовке делают упор на общую биологию и генетику, забывая курс ботаники, анатомии и зоологии. А ведь эти темы чаще всего вызывают затруднения, и по ним составлена основная часть вопросов ДВИ прошлых лет. Что касается самых простых разделов биологии, то сюда относятся основы экологии, учение о биосфере и селекция.
Есть ребята, которые заблаговременно готовятся к поступлению на биологический факультет МГУ. Они учатся в профильных биологических классах, участвуют в летних школах, проходят через «сито» олимпиад. Благодаря такой подготовке многие уже в 10-11 классе становятся настоящими маститыми биологами и могут дать фору даже студентам биофака. Сейчас, за несколько месяцев до экзамена, такие абитуриенты занимаются по своему плану, который составили либо сами, либо с репетитором или школьным учителем. А вот те школьники, которые только начали готовиться к ДВИ, должны приложить огромные усилия, чтобы подойти к экзамену в лучшей форме. Я думаю, они и сами это понимают. В первую очередь, я советую им обратить внимание на ботанику высших растений, зоологию, клеточное деление (митоз, мейоз) и анатомию человека, подробно разобрать механизм работы каждой системы органов.
При хорошей подготовке ДВИ по биологии вполне реально написать на 90 и более баллов — это удается 10% поступающих. Примерно пятая часть сдающих экзамен получают крайне низкие оценки — менее 50 баллов (при том, что на тройку надо набрать 40 баллов). На 100 баллов экзамен сдать возможно. Правда, это бывает достаточно редко: менее 1% абитуриентов добиваются такого результата. 98-99 баллов встречается намного чаще».
На сайте центральной приемной комиссии МГУ можно найти подробную программу экзаменов на все факультеты, а также варианты заданий прошлых лет.
www.ucheba.ru
Как поступить в МГУ без нервов и дополнительных экзаменов
Многие мои фейсбучные друзья просили поделиться опытом поступления этого года, наконец дошли руки как-то систематизировать выбранную старшей дочерью стратегию поступления.
Все знают, что в начале лета одиннадцатиклассники сдают так называемые единые государственные экзамены (ЕГЭ), которые параллельно являются вступительными экзаменами в вуз. Плюс пять вузов (во главе с МГУ) проводят дополнительные вступительные испытания (ДВИ), результаты которых суммируются с результатами ЕГЭ. Таким образом, нервотрепка поступательной кампании тянется весь июнь-июль. Но мало кто знает до того, как столкнется с поступлением вплотную, что существует альтернативный способ поступления в ведущие вузы страны — поступление через олимпиады. И только придя на выбранный факультет, порой даже с очень высокими баллами, некоторые с удивлением обнаруживают, что все или почти все бюджетные места уже заняты поступившими досрочно. Кто эти счастливчики?
Все олимпиады можно условно разделить на 3 типа:
- Всероссийская олимпиада школьников (она же всеросс/всерос, ВОШ/ВсОШ),
- т.н. перечневые (или вузовские) олимпиады
- внеперечневые олимпиады, которые могут давать дополнительно всего лишь 1-2 балла при поступлении в вузы, и потому нам не интересны.
Остановимся поподробнее на тех олимпиадах, которые нам нужны в нашей стратегии поступления без нервов и дополнительных экзаменов в ведущие вузы страны. Они все — абсолютно бесплатны.
Начнем с Всероса. Участие в нем ступенчатое, подразумевает 4 этапа: школьный, муниципальный (в случае Москвы — окружной, в Подмосковье — городской), региональный (для Москвы это — город) и заключительный (собственно, всероссийский). Если первые пара уровней вполне в рамках школьной программы, то выйти из регионального на всероссийский уже сложнее, а войти в число победителей и вовсе сложно без репетитора, топовой школы и серьезной подготовки. На «между делом» лучше не рассчитывать. Некоторые вузы дают 1-2 балла в «индивидуальные достижения» за призерство в региональном этапе. В чем главная «плюшка» Всероса? А в том, что победители и призеры данной олимпиады имеют (в зависимости от крутизны вуза, востребованности данной конкретной специальности и соответствия олимпиады профилю факультета на следующие льготы:
- зачисление в вуз без вступительных испытаний (БВИ)
- максимальный балл за дополнительное вступительное испытание, если оно есть в данном вузе (ДВИ)
- зачет 100 баллов ЕГЭ по данному предмету
Более реальные шансы дают олимпиады из перечня Минобрнауки России (перечневые), ознакомиться с которыми можно, например, на сайте Российского совета олимпиад. Эти олимпиады публикуются обычно в конце августа, делятся на 3 уровня (нас интересуют главным образом I и II), степени призерства, в свою очередь, тоже на 3 (I — победители, II, III — призеры). Если на всеросс необходимо пройти сперва школьный отбор, то на перечневую олимпиаду ученик выдвигает себя сам. Как правило, участие проходит в 2 тура. Чаще всего первый — дистанционный, он-лайн, второй — очный, но не всегда. Например, Ломоносовский турнир (в народе также известный как турлом) имеет оба очных тура.
Важно: дипломы перечневых олимпиад необходимо подтверждать достаточно высокими баллами ЕГЭ (75 баллов).
Льготы зависят от уровня олимпиады, степени призерства, того, чья олимпиада и что было в голове у приемной комиссии данного-конкретного факультета. Пример: Олимпиада по экологии «Ломоносов», которая проводится ф-том Почвоведения МГУ имеет II уровень. На специальность «экология» в этом году в МГУ набирают 3 факультета: биологический, почвоведение и географический. Биофак дает за данную олимпиаду 100 баллов за ДВИ по биологии (в случае, если абитуриент подтвердил ЕГЭ по биологии 75+), почва — БВИ (подтверждать ЕГЭ по географии), геофак не дает ничего. Соответствие льгот перечневым олимпиадам вуз должен опубликовать не позднее 1 июня.
Чем еще хороши перечневые олимпиады? А тем, что их самих много, и призеров в каждой из них (по слухам в-среднем) 20% участников (в Порядке проведения олимпиад школьников сказано: «Число участников олимпиады не менее 200 человек. Доля победителей и призёров олимпиады от общего числа участников каждого этапа олимпиады — не более 25%, доля победителей от общего числа участников каждого этапа олимпиады — не более 8%.»). Т.е., шансы есть у многих, по теории вероятности, если во многих участвовать, то практически всегда можно нащупать «свою», не там, так здесь «выстрелит». Кроме того, в отличие от ЕГЭ, для ребенка олимпиада больше связана с азартом, чем с мандражом. Вероятность наделать глупых ошибок на нервной почве, упасть в обморок от жары, голода или морального давления ниже. Отношение больше как к игре, спорту, а не как к определяющему дальнейшую жизнь и судьбу событию. Уровень задач ЕГЭ, дающих 90+ баллов, вполне олимпиадный, зато поводов потерять баллы на легких заданиях — хоть отбавляй. Т.о., получить призерство в перечневой олимпиаде оказывается гораздо проще, чем написать ЕГЭ на очень высокие баллы. Кроме того, имея много попыток, повышается и вероятность взять призерство сразу по нескольким предметам и пройти в вуз мечты с высокими баллами (набрать 300 баллов за 3 ЕГЭ способны единицы абитуриентов по стране).
Помимо всего вышесказанного, некоторые вузы для привлечения к себе особо одаренных студентов могут устанавливать свои собственные дополнительные «плюшки», как например, РУДН гарантирует всем олимпиадникам помимо БВИ общежитие, бесплатный курс и диплом переводчика и, в зависимости от уровня олимпиад, стипендию от 14т.р. до 25т.р. (победителям Всеросса) в течение двух лет (при условии отсутствия троек и «хвостов» в сессиях).
«Олимпиады — это для ботанов, я не отличник, зачем мне вообще туда соваться?» Очень расхожее заблуждение. Есть совершенно «не олимпиадные» отличники, которые не любят/не могут участвовать, либо плохо решают задания, отличающиеся от школьной программы, и есть хорошисты и даже троечники с нестандартным мышлением, стабильно показывающие высокие результаты на олимпиадах. Как раз для таких детей поступление через олимпиаду может оказаться единственным путем в топовый вуз на бюджет (останется только сдать необходимый предмет на 75+). Это просто о разной мотивации. Кто-то хорош во всех предметах, но не особо глубоко, а кто-то забивает на то, что не нравится, но любит «копать глубоко» в тех областях, которые интересны. Тройка и неспособность сдать математику выше 40 баллов не должны становиться препятствием для поступления на биофак действительно увлеченному биологией ребенку, и взять призерство в той олимпиаде, которая даст БВИ — его шанс поступить на факультет мечты.
В скольких олимпиадах участвовать? При данной стратегии поступления я бы рекомендовала по-максимуму, причем, не только по своему прямому профилю. 100 баллов ЕГЭ за олимпиаду по математике вполне могут стать решающими при поступлении на какую-нибудь околобиологическую специальность, а химия сыграть при поступлении в МФТИ. В последний год можно задействовать олимпиады не только своего города, но и поездить по соседним городам. Например, москвичи вполне могут скататься на выходные в Питер, Ярославль, Нижний. Крупные олимпиады типа олимпиад Ломоносов и Покори Воробьевы горы помимо московской имеют дополнительные региональные площадки, что облегчает жизнь талантам из замкадья.
Когда начинать? Их перечневых в зачет берутся только олимпиады 11го класса, но начинать тренироваться можно уже с 7го. Это будет а) хорошей тренировкой нервной системы, б) поможет понять и трезво оценить свой уровень, в) войдет в портфолио при поступлении в профильные классы и летние научные школы.
Рада если кому-то наша стратегия поможет. Если чего-то упустила, дополняйте и поправляйте в камментах.
Удачи всем в поступлении в вуз мечты!)
Upd. В процессе обсуждения в одной из подростковых конференций выяснилось, что региональные площадки существуют не только у московских вузов. Есть даже площадка олимпиад СПбГУ и Всесибирской в Москве, так что, написать эти олимпиады можно не выезжая из Москвы. Имеет смысл проверять все крупные олимпиады на наличие региональных площадок в своем регионе.
tomasina-ru.livejournal.com
Вступительные испытания | Приемная комиссия Химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
Вступительные испытания
На химическом факультете традиционно существуют 5 вступительных испытаний для поступающих на программу подготовки специалитета «Фундаментальная и прикладная химия»:
- ЕГЭ по химии
- ЕГЭ по математике (профильная)
- ЕГЭ по физике
- ЕГЭ по русскому языку
- ДВИ по химии (дополнительное вступительное испытание по химии, экзамен в письменной форме, сдаваемый в обязательном порядке всеми поступающими по общему конкурсу и по квоте лиц, имеющих особое право, который проводится на нашем факультете летом во второй половине июля, после завершения приема документов). Программа дополнительного вступительного испытания по химии на сайте ЦПК МГУ. ДВИ по химии в 2018 году состоится 20 июля (10:00), консультация перед ДВИ будет проходить 19 июля в аудитории БХА химического факультета в 16:00.
С вариантами заданий ДВИ любой поступающий может ознакомиться по этим ссылкам: 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011. Кроме того, химическим факультетом традиционно каждый год выпускается сборник, в котором члены методической и экзаменационной комиссий приводят примеры и разбор всех заданий ДВИ по химии и олимпиады школьников «Ломоносов» текущего года. Приобрести такой сборник можно в нашем книжном киоске в вестибюле 1 этажа на химическом факультете.
Любой желающий может посмотреть видео-лекции с разборами заданий ДВИ от председателя предметной экзаменационной комиссии по химии, доцента, канд. хим. наук Карповой Елены Владимировны по этим ссылкам ДВИ 2014 и ДВИ 2015, олимпиады школьников «Ломоносов» по химии «Ломоносов» 2012.
Разбор заданий олимпиады «Ломоносов» от председателя жюри по химии доцента, канд. пед. наук Рыжовой Оксаны Николаевны по этой ссылке «Ломоносов» 2015-2016.
Для отдельных категорий поступающих, по объективным причинам не имеющим результатов вступительных испытаний в форме ЕГЭ, химический факультет проводит экзамены в форме «вместо ЕГЭ». Экзамены «вместо ЕГЭ» абитуриенты сдают летом в МГУ. Полученные баллы приравниваются в ходе приема к баллам ЕГЭ. Ознакомиться с вариантами заданий вступительных испытаний в форме «вместо ЕГЭ» можно по этой ссылке Однако, мы советуем всем поступающим, претендующим на сдачу вступительных испытаний в форме «вместо ЕГЭ», ознакомиться с пунктом 15 Правил приема МГУ 2017, т.к. данная форма вступительных испытаний доступна лишь для отдельных категорий поступающих.
Учет индивидуальных достижений
При приеме в МГУ программам специалитета начисляются баллы за следующие индивидуальные достижения:
- Наличие статуса чемпиона и призера Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпиона мира, чемпиона Европы, лица, занявшего первое место на первенстве мира, первенстве Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, наличие золотого знака отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) и удостоверения к нему установленного образца – 2 балла
- Наличие аттестата о среднем общем образовании с отличием или аттестата о среднем общем образовании (среднем (полном) общем образовании), содержащего сведения о награждении золотой или серебряной медалью или диплома о среднем профессиональном образовании с отличием – 5 баллов
- Оценка, выставленная по результатам проверки итогового сочинения, являющегося условием допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, – не более 3 баллов
Баллы за индивидуальные достижения будут включены в общую сумму конкурсных баллов абитуриента.
pk.chem.msu.ru
Вопросы и ответы
В: Какие нужно сдать экзамены на факультет почвоведения?
О: На факультете есть два отделения: отделение почвоведения и отделение экологии и природопользования. При поступлении на отделение почвоведения требуются результаты ЕГЭ по русскому языку, математике, химии и биологии, а также проводится дополнительное вступительное испытание (ДВИ) по биологии. На экологическое отделение набор ЕГЭ меньше: русский язык, математика и география, ДВИ — география.
В: Я сдал все ЕГЭ, но результатов еще не знаю. Могу ли я подать документы?
В: Что такое ДВИ?
О: Это дополнительное вступительное испытание, которое МГУ проводит для своих абитуриентов. Письменный экзамен, с программой и примерами заданий прошлых лет которого можно ознакомиться на сайте центральной приемной комиссии.
В: Какие требуются документы?
О: Надо заполнить анкету-заявление, бланк которого можно взять в приемной комиссии или скачать на сайте ЦПК. С собой при подаче заявления нужно взять паспорт, аттестат (или иной документ о предыдущем образовании) и их копии, а также 2 фотографии. Если Вы претендуете на получение каких-либо льгот, необходимы документы, подтверждающие права на них.
В: Нужно ли заверять копии паспорта и аттестата в школе или у нотариуса?
О: Нет, приемная комиссия заверяет все копии самостоятельно при предоставлении оригинала документов.
В: Требуется ли подавать на каждый факультет отдельный комплект документов или можно их подать в МГУ один раз?
О: Полный пакет документов подается отдельно на каждый факультет (как лично, так и по почте или в электронной форме). Подать документы на все факультеты необходимо до 10 июля. После этого подача документов на дополнительные направления становится невозможной, даже если Вы уже участвует в конкурсе на какой-либо из факультетов МГУ и сдали необходимые для этих направлений ДВИ.
В: Если я поступаю на факультет почвоведения и на биологический факультет, мне придется писать два разных ДВИ?
О: Нет. Экзамен по биологии на все факультеты МГУ (биологический, почвоведения, психологии и биотехнологии) общий, как и экзамен по географии. Абитуриенты выполняют одинаковые задания и их работы проверяют одна коллегия экзаменаторов. Полученная итоговая оценка засчитывается на все факультеты, куда абитуриент подал заявления.
В: Что такое базовый факультет? Это тот факультет, на который я больше всего хочу поступить?
О: Нет, базовый факультет — это чисто техническое понятие. Первый факультет, на который абитуриент пришел подать заявление, становится базовым. Этот факультет подготавливает аудиторию и обеспечивает допуск своих базовых абитуриентов в нее. После проведения экзаменов работы шифруются и перемешиваются, так что проверяющий не знает, чья работа ему досталась, на какие факультеты этот абитуриент подавал заявления и в какой аудитории писал экзамен. На нашем факультете базовых абитуриентов не много, поэтому обстановка в экзаменационной аудитории спокойная и располагающая к вдумчивой работе.
В: Какие из моих дипломов дают преимущества при поступлении, а какие нет?
О: Диплом заключительного этапа Всероссийских олимпиад по экологии, биологии или географии позволяют поступить на факультет без экзаменов. Дипломы победителей и призеров олимпиад из Перечня I-II уровней позволяют получить 100 баллов вместо ДВИ, если это олимпиада по биологии (на отделение почвоведения) или по географии (на отделение экологии), или ЕГЭ, если олимпиада по математике, химии или нанотехнологиям. Но для этого у абитуриента должна быть оценка за ЕГЭ по соответствующему предмету не менее 75 баллов. Диплом олимпиады школьников «Ломоносов» по экологии позволяет поступить на факультет без экзаменов, но для этого также требуется полчить не менее 75 баллов за ЕГЭ по биологии или географии, в зависимости от выбранного отделения.
В: Я получил льготу 100 баллов за ДВИ по биологии по диплому олимпиады Ломоносов на биологическом факультете. Могу ли я воспользоваться этим дипломом на вашем факультете?
О: Да, дипломами олимпиад из Перечня можно пользоваться многократно.
В: Какой в этом году проходной балл?
О: С 2015 года зачисление в ВУЗы проходит по новой схеме. 27 июля будут опубликованы списки абитуриентов, ранжированные по количеству набранных ими баллов. В режиме реального времени будет обновляться информация о подаче этими абитуриентами оригиналов аттестатов. Из тех, кто принес оригиналы к концу дня 1 августа будут зачислены абитуриенты, начиная с вершины списка, до заполнение 80% свободных бюджетных мест (без поступивших без экзаменов и в отдельном конкурсе это 46 человек на отделение почвоведения и 20 на отделение экологии и природопользования). Затем из тех, кто принес оригиналы к концу дня 6 августа, вновь начиная с вершины списка, будут зачислены абитуриенты до полного заполнения бюджетных мест. Таким образом, проходной балл станет известен только по результатам приема — этот балл и публикуется на сайте.
В: Как мне понять, что я прошел по конкурсу?
О: Необходимо следить за обновлениями конкурсного списка на сайте ЦПК и количеством абитуриентов, предоставивших оригинал аттестата в списке над Вами. Вместе с вашим аттестатом их должно быть меньше, чем оставшихся вакантными бюджетных мест. Ситуация будет постоянно меняться, но приемная комиссия будет поддерживать контакт со своими абитуриентами, чтобы помочь им разобраться в текущей ситуации и оценить свои шансы на поступление.
В: Я не прошел по первой волне — что мне делать?
О: Ждать и не совершать необдуманных решений. Проходной балл второй волны всегда бывает ниже проходного балла первой, если речь не идет о небольших отделениях с набором 10-15 человек. Поэтому если Вы не проходите по первой волне в приоритетное для Вас место, не стоит сразу выхватывать аттестат и класть его в запасной ВУЗ. Если Вы зачислитесь туда по первой волне, то отзыв документов и попытка участия во второй волне в приоритетном место может быть искусственно затруднена. При этом вы теряете возможность возврата на запасное место, поскольку должны отчислиться оттуда для получения на руки аттестата. Если Вы могли зачислиться туда по первой волне — то сможете это сделать и по второй. Тем более не стоит спешить с отзывом документов из приоритетного места, если и в запасном ВУЗе Вы проходите только по второй волне.
Подождите прояснения ситуации до 4-5 августа: будет очень обидно упустить реальную возможность поступления в приоритетное для Вас место из-за иррационального страха второй волны. В действительности она лишь упрощает анализ конкурсной ситуации, поскольку большая часть абитуриентов оказывается зачислена и после зачисления перекладывают документы лишь в исключительных случаях, согласуя свои действия с обеими приемными комиссиями.
soil.msu.ru
Как сдать внутренний вступительный экзамен в МГИМО — Учёба.ру
В 2017 году дополнительное испытание (ДВИ) по иностранному языку предусмотрено при приеме в МГИМО на следующие программы бакалавриата:
- «Дипломатия и политика зарубежных стран» по направлениям «Зарубежное регионоведение», «Международные отношения»;
- «Международные отношения и энергетическая дипломатия» и «Мировая политика» по направлению «Международные отношения»;
- «Международные экономические отношения» и «Мировая экономика и международное энергетическое сотрудничество» по направлению «Экономика»;
- «Международное право», «Международное частное и гражданское право», «Европейское право», «Административное и финансовое право», «Международное право и юридическое обеспечение международного энергетического сотрудничества».
За два часа абитуриенту предстоит выполнить пять заданий. Первое из них направлено на проверку лексических знаний: абитуриент должен выбрать один правильный ответ к каждому из 10 предложений и может получить за это максимальные 10 баллов. Во втором задании предлагается заполнить пропуски в предложениях, вставив в определенные места предлоги и наречия, максимальный результат — 20 баллов за 20 правильно заполненных пропусков. За третье задание можно получить сразу 40 баллов: для этого нужно раскрыть скобки в 40 предложениях, поставив глагол в нужную форму. В четвертом задании необходимо перевести с русского на иностранный язык 10 мини-ситуаций, продемонстрировав знание грамматики. За безошибочный перевод каждого из 10 пунктов выставляется 20 баллов. В пятом задании абитуриент читает связанный текст и отвечает на 10 вопросов по его содержанию. Задачу несколько облегчает тестовая форма задания — к каждому вопросу дается четыре варианта ответа, из которых верным может быть только один. За правильное выполнение можно получить 10 баллов. Максимально экзамен оценивается в 100 баллов, положительным считается результат более 60 баллов.
«Наибольшие затруднения у абитуриентов МГИМО на экзамене вызывает четвертая часть — перевод с русского языка на английский. Далеко не во всех школах сейчас обучают навыку перевода, в основе большинства учебных программ лежит коммуникативный подход. Эта методика сводится к тому, что ты погружаешься в языковую среду и сразу общаешься на английском: учишься понимать, что тебе говорят, и отвечать. А собственно перевод становится уделом профессиональных переводчиков. В итоге получается, что многие выпускники на экзамене не в состоянии перевести правильно даже одну ситуацию.
Максимально это задание оценивается в 20 баллов из 100. За правильный перевод каждой из 10 мини-ситуаций абитуриент получает по два балла — один балл ставится за грамматику и один — за лексику. Критерии оценки как всего экзамена, так и данного задания очень жесткие. Даже при отсутствии, например, артикля за грамматику будет ноль. Если по сути все переведено верно, но грамматическая конструкция не эталонная, опять же, ставится ноль. Получить за перевод пять-семь баллов считается очень хорошим результатом, а 10 баллов — вообще блестящим.
Второе по сложности задание — это предлоги. С одной стороны, в школе это проходят, но неподготовленные абитуриенты теряются и делают много ошибок. Если не учить конкретно предлоги и фразовые глаголы, это задание выполнить трудно. По моим наблюдениям, школьник, который может написать ЕГЭ на 85 баллов и выше, задание из ДВИ с предлогами выполняет лишь на треть. Но могу сказать, что в рамках этой темы вполне можно натренироваться — в отличие от перевода, где много нюансов, которые разбираются, по большому счету, уже на первых курсах бакалавриата.
Относительно простым на экзамене можно назвать задание, где требуется поставить глаголы в нужное время. Причем это самый весомый в общей сумме баллов раздел, за его правильное выполнение можно получить сразу 40 баллов. Но это, конечно, не так просто. Всего в английском языке используется 12 времен глаголов, и в ЕГЭ в аналогичном задании затрагивается, в лучшем случае, половина из них. А для экзамена МГИМО надо знать все времена, причем даже редкие, которые в школе порой и не проходят вовсе (например, Past Perfect Continuous). Также относительно несложно выполнить задание по чтению. Абитуриентам предлагается текст и 10 вопросов к нему. Здесь вполне реально ответить без ошибок хотя бы на половину вопросов и получить 5 баллов из 10.
Поскольку ДВИ МГИМО — это очень специфический экзамен, не зная подводных камней, сдать его очень сложно. Я бы порекомендовала начинать готовиться минимум за два года. И, конечно, наилучший вариант — это репетитор, который обеспечит вам индивидуальный подход. Еще большую роль играет подкрепление — хорошая школа и личная мотивация. В начале пути школьник уже должен знать язык на уверенном уровне Intermediate, с нуля начинать невозможно. Кроме того, в МГИМО есть хорошие экспресс-курсы, которые проходят накануне ДВИ. Там за несколько дней в интенсивном режиме можно разобрать все задания экзамена и узнать их специфику.
Школьникам, которые готовятся к этому экзамену, я бы порекомендовала пользоваться учебными пособиями по подготовке к экзаменам FCE и CAE. Они не совсем соответствует тесту МГИМО, но лексика, которая там есть, даст хорошую базу, чтобы сделать первое и последнее задания. Также необходимо повторять грамматику и все времена английского глагола. По теме «Предлоги» есть пособие Round-Up 6 (Evans V.), а именно, его последняя часть. Там приведен хороший список предлогов и фразовых глаголов, с которым можно работать. Если говорить о разделе «Чтение», то для подготовки хорошо использовать тексты из теста IELTS. Они там сложные, хорошего уровня.
Список литературы:
- Т.Ю. Дроздова, А.И. Берестова, В.Г. Маилова, «English Grammar: reference and practice»;
- Thomson A.J., Martinet A.V., «A Practical English Grammar»;
- Luke Prodromou, «Grammar and Vocabulary for First Certificate»;
- Richard Side, Guy Wellman, «Grammar and Vocabulary for Cambridge Advanced and Proficiency».
Если говорить об уровне экзамена МГИМО, могу привести такое сравнение. ЕГЭ ориентирован на уровень знания языка B2. Кембриджский экзамен FCE так же рассчитан на уровень B2, но, если их сравнить, он реально сложнее ЕГЭ. По моему мнению, ЕГЭ — это все-таки, скорее, уровень B1+. А для того чтобы сдать ДВИ МГИМО на проходной балл, у абитуриента должен быть уверенный уровень B2, и даже ближе к С1 по кембриджской системе.
Хорошим результатом за ДВИ я считаю любую оценку выше 60 баллов. Это не ЕГЭ, где реально получить и 100 баллов, здесь не идет речь даже о 90, 80 баллах. Заработать в МГИМО 60 баллов — уже очень непросто. 70 баллов и выше — это вообще отличный результат. Очень часто бывает, что у абитуриента высокие баллы по ЕГЭ, под 100 по всем предметам, а ДВИ он пишет на 65. И это считается хорошо, молодец. Ведь половина поступающих вообще не переходит минимальный порог «на тройку»».
«ДВИ МГИМО и ЕГЭ по английскому языку — это совершенно разные экзамены, здесь нет никакого сходства. Единый госэкзамен сам по себе нацелен на среднестатистического школьника. Считается, что любой выпускник после 11 лет обучения может его сдать. Поэтому его специально не усложняют, все задания при должной подготовке там выполнимы. А вот ДВИ МГИМО ставит своей целью выявить наиболее способных ребят, которые смогут учиться по углубленной языковой программе, он рассчитан на подготовленного абитуриента с очень высоким уровнем английского языка, поэтому и задания в нем соответствующие.
В ЕГЭ гораздо легче грамматический материал. В госэкзамене есть аудирование, в ДВИ аудирования нет. И там, и там присутствует блок «Чтение», но это два абсолютно непохожих задания. В ЕГЭ три текста, в МГИМО — один. При этом в университете текст короче и гораздо сложнее, чем в выпускном экзамене. Вот почему даже проходной балл «на тройку» — 60 баллов — является хорошим результатом за ДВИ.
Самое сложное задание по всем параметрам — это перевод. Там есть все: это и предлоги, и непростые грамматические структуры, и лексическое наполнение. Это задание по своему уровню сложности существенно превышает тот материал, который используется в ЕГЭ. А на госэкзамене перевода нет вообще, как и в программе средней школы.
Более спокойно школьники воспринимают задание по чтению, но здесь легкость обманчива, потому что вопросы к тексту тоже имеют свои особенности. На мой взгляд, проще всего подготовиться к первому и второму заданию на лексику и предлоги. Список лексических единиц и предлоги можно заучить наизусть, но, опять же, в том случае, если у школьника есть потенциал.
Что касается конкретных учебных пособий, то я могу порекомендовать для подготовки книги, которые можно приобрести непосредственно в МГИМО. Это три издания из серии «Внутренний экзамен»: «Предлоги и наречия», «Перевод» и «Комплексная подготовка». Не могу сказать, что эти учебники идеальные, но они, по крайней мере, дают понимание о структуре экзамена и особенностях его заданий.
К ДВИ однозначно нужно готовиться отдельно. И здесь есть два варианта — либо курсы при МГИМО, либо репетитор. Конечно, плюс частного преподавателя в том, что он учитывает все особенности ученика, разрабатывает индивидуальную программу подготовки и график занятий. Для того чтобы действительно хорошо подойти к этому экзамену, нужно последовательно заниматься три-четыре года. У школьника должны быть не только способности к языку выше среднего, но и хороший кругозор и высокий уровень общего развития. Как в любом большом деле, здесь важно усердно заниматься и не лениться, и тогда действительно можно достичь поставленной цели».
www.ucheba.ru