ЕГЭ. Общество. Тема 16.Глобализация |
Сегодня невозможно представить обособленную жизнь отдельного государства. Страны взаимосвязаны буквально во всех сферах общественной жизни.
Что такое « глобализация»?
Глобализация — это процесс всё возрастающей взаимосвязи стран, народов, всемирная экономическая, политическая, культурная, религиозная интеграция между ними.
Причины глобализации
- Появление высоких технологий, переход от индустриального общества к постиндустриальному, возрастание информационной связи между странами, появление глобальной сети Интернет.
- Развитие международной экономики, сотрудничества стран, появление транснациональных корпораций, экономических союзов.
- Необходимость мировым сообществом совместно решать вопросы времени — политические, экономические, глобальные проблемы.
- Возросший интерес к изучению культуры и истории других стран, расширение возможностей туристического бизнеса.
Формы глобализации
- Экономическая (расширение экономических связей, совместное производство, внешняя торговля и т.д.; создание международных финансовых организаций: Международный валютный фонд, Всемирный банк, всемирная торговая организация и др.).
- Политическая (создание политических союзов и блоков, например, ООН)
- Духовная (туризм, диалог культур)
Последствия глобализации
Позитивные
- Стимулирование развития экономики: создание производств в странах, в которых они обойдутся дешевле, возможность приобщиться к новейшим достижениям прогресса стран с более низким уровнем развития; значительное расширение экспорта и импорта и др.
- Международное разделение труда, которое приводит к снижению затрат на производство, к повышению качества продукции.
- Создание благоприятной политической обстановки в мире, совместные действия по разрешению конфликтов, стремление вести диалог при возникновении политических проблем.
- Создание мирового социокультурного пространства, расширение связей, взаимодействий людей, приобщение к культуре мира.
Негативные
- Навязывание определённого образа жизни, стереотипа поведения, который часто идёт в противоречие с национальными традициями.
- Насаждение стандарта производства, процесс унификации, потеря отечественной промышленностью своих национальных черт.
- Постепенная утрата индивидуальных черт национальной культуры, унификация культуры.
- Соперничество стран во всех сферах, особенно в политике и экономике, приводит к столкновениям, доходящим до локальных вооруженных конфликтов.
- Появление глобальных проблем, одна из причин которых — целостность современного мира.
Таким образом, как любой исторический процесс, процесс глобализации имеет и позитивные, и негативные последствия. Но глобализация — явление нашего времени. Она будет продолжаться на ещё более высоком уровне, затрагивая буквально все области деятельности и жизни человечества. Задача людей — свести к минимуму отрицательные последствия данного процесса и направить его только на пользу человечества.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
obschestvoznanie-ege.ru
Урок 38-39 Глобализация современного общества с практическим заданием
Цель урока Проанализировать — Процесс глобализации неизбежен в силу прогресса Сформировать представления о процессе глобализации, путём анализа документа проследить путь развития и выявить положительные и негативные черты глобализации;
Подготовительный этап урока:Студенты разбиваются на 3 группы по выбранным темам.
В каждой группе распределяются обязанности:
Вступительное слово:Глобализация – это новый этап мирового развития, характеризующийся резким ускорением темпов взаимовлияния всех сфер жизни общественной жизни. На этом этапе качественно возрастает степень взаимовлияния народов друг на друга, что раскрывает беспрецедентные возможности взаимообогащающего развития, но в то же время порождает новые противоречия. Получившее широкое распространение в конце XX в. слово «глобализация» означает всякое явление или событие, носящее всемирный характер, т.е. касающееся всего человечества. В истории европейского Запада такой момент уже был. Это эпоха Великих географических открытий ХV—XVI вв.; таким же образом можно охарактеризовать образование колониальных империй, которые явились следствием этих открытий.Исторически глобализация развивалась по трём направлениям. Мы сегодня проследим исторический путь развития глобализации, выясним, в чем конкретно выражаются плюсы и минусы глобализации.
I. Исторический путь развития глобализации.
Анализируя документ, используя карточки, проследить исторический путь развития глобализации по разным направлениям.
На обсуждение группам дается время, после чего докладчик высказывает общее мнение группы. Карточки с вопросами:
Вопросы к 1 группе: (коммуникационная глобализация)
Вопросы к 2 группе: (культурная глобализация)
Вопросы к 3 группе: (экономическая глобализация)
Каждая из групп демонстрирует материалы о проявлениях глобализации в жизни человечества. После этого докладчики заполняют таблицу, выполненную на доске
III. Глобализация: сторонники и противники.Суденты делятся на сторонников и противников глобализации. Антиглобалисты высказывают свое мнение о проблемах экологии и развития РФ.Сторонники глобализации должны использовать положительный пример экономической, культурной, коммуникационной интеграции РФ.
Вывод: Мы сегодня узнали, что глобализация – это объективная реальность, логическое завершение многовековой истории. Процесс глобализации неизбежен в силу прогресса. В то же время имеется возможность вмешаться в ход событий, не допустить их произвольное развитие.
Домашнее задание: Напишите эссе на одну из перечисленных тем:
Мир без границ: каким будет?
Личность и информационное общество: новые возможности и проблемы.
Глобализация: конец человечества или новый этап развития человека?
Требования глобализации к развитию сферы образования
Вопросы к 1 группе: (коммуникационная глобализация)
Как называется документ и к какому виду источников он относится?
Когда, по словам автора, началась коммуникационная глобализация?
Когда произошли существенные изменения в межконтинентальной связи?
Почему автор считает достижения XIX века ничтожными?
Как вы думаете, с какой целью автор перечисляет достижения в области транспорта?
Автор утверждает, что изобретение паровой машины произвела первый этап «сжатия» Земного шара. Как вы думаете, когда произошел следующий этап?
Действительно ли больше не существует ни расстояний, ни границ между континентами, как считает автор?
Что нового помог вам этот документ узнать о коммуникационной глобализации?
Вопросы к 2 группе: (культурная глобализация)
Какие четыре культуры принято называть Великими цивилизациями?
Как индустриальная революция повлияла на культуру древних цивилизаций?
Какие общества автор относит к маргинальным мирам?
Подумайте, почему именно западноевропейская культура распространилась по всему миру?
Какие страны добровольно приняли западную культуру?
Какие слова в тексте объясняют принятие Россией западную цивилизацию?
В тексте найдите слова, подтверждающее ведущую роль американской культуры на современном этапе. Насколько оно, на ваш взгляд, объективно?
Как вы думаете, к чему может привести доминирующая в культуре тенденция к единообразию?
Что нового вы узнали из этого документа о взаимодействии разных культур мира?
Вопросы к 3 группе: (экономическая глобализация)
Как автор связывает историю с экономической глобализацией?
На какие экономические учения опирается автор?
Как развиваются бывшие страны третьего мира?
Каково отношение автора к неолиберализму?
Как вы думаете, с какой целью автор пишет о роли транснациональных корпораций?
Как автор относится к группам влияния, способных ориентировать политику правительств в свою пользу? Найдите в тексте слова, подтверждающее это.
Какой реальный риск для политической власти демократических стран существует?
Какова общественная позиция автора, он одобряет описанное им явление?
В чем ценность информации, которую несет данный источник?
Коммуникационная глобализация
Коммуникационная глобализация является, главным образом, продуктом технического прогресса. Она заявила о себе в полную силу во второй половине XIX в., но начало берёт в веке ХVI-м. Речь идёт, безусловно, о географических экспедициях, которые проводились западными странами и финансировались, в основном, королями Португалии и Испании. Эти экспедиции не только заложили основы всемирной географии, но и установили систему надёжных межконтинентальных связей. В качестве даты первого, хоть и неполного, объединения мира можно назвать кругосветное плавание Фернандо Магеллана 1519—1522 гг.
Прославленному португальскому мореплавателю, настоящее имя которого Фернан де Магальяйнш, король Карл I (с 1519 г. император Священной Римской Империи Карл V) доверил командование испанской флотилией. Она состояла из пяти каравелл различного водоизмещения — «Тринидад», «Сен-Антонио», «Консепсьон», «Виктория» и «Сант-Яго». Появившаяся в Европе ещё в ХII в. каравелла — небольшой, лёгкий и быстрый трёх- или четырёхмачтовый однопалубный парусник с высокими надстройками на корме и на носу судна, оснащённый косыми парусами, с помощью которых судно могло идти против ветра под более острым углом, чем другие суда того времени. Ни одна морская флотилия в мире не обладала судном подобного типа на пороге 1500 г.
Китайцы и арабы владели компасом и навигационными приборами, которые западные страны у них позаимствовали, но у них не было судов, способных пересекать океан. Несмотря на то, что в ХVII—ХVIII вв. модель западноевропейского парусного судна была в значительной степени усовершенствована, скорость его существенно не возросла. Мир познавался всё лучше, но оставался огромным, т.к. требовалось слишком много времени для преодоления расстояний.
Известный французский учёный Пьер Шоню ввёл понятие «количественной истории»: он использовал математические и статистические методы для трактовки исторических фактов. Вышедшая в 1960 г. его докторская диссертация «Севилья и Атлантический океан. 1504—1650 гг.» радикально изменила понимание межконтинентальных связей в доиндустриальную эпоху. Он предложил измерять дистанции не только в единицах длины, но и в единицах времени. Так, в ХVII в. Мексика находилась на расстоянии двух с половиной месяцев от Испании, а основанный в 1610 г. нидерландским генерал-губернатором на северо-востоке острове Явы город Батавия — на расстоянии около четырёх месяцев от Амстердама. Передвижения наземными дорогами были ещё более долгими: в эпоху Петра Великого (1700-е гг.) караваны, следовавшие через Сибирь, тратили почти целый год, чтобы попасть из Китая в Россию. Информация циркулировала с такой же скоростью: когда в конце 1730-х гг. французская экспедиция Ла Кондамина и Буге проводила в Перу измерения меридиана, требовалось больше полутора лет, чтобы отправить письмо в Париж и получить на него ответ. (См.: Ропер А. «Экспедиция к экватору». История, № 48/2003).
Ситуация стала меняться в ускоренном темпе со второй половины XIX в. Изобретение паровой машины совершило настоящую революцию в сфере транспортных средств, которая обозначила первый этап «сжатия» Земного шара, иначе говоря, привела к радикальному сокращению времени, затрачиваемому на перемещения по его поверхности. Железная дорога, пароход существенно расширили транспортные возможности, а также повысили степень безопасности перевозок. Открывшийся 17 ноября 1869 г. судоходный бесшлюзовый Суэцкий канал, соединивший Средиземное и Красное моря, обеспечил кратчайший водный путь между Атлантическим и Индийским океанами. 15 августа 1914 г. первое судно прошло через Панамский канал, связавший Атлантический и Тихий океаны. Благодаря этим каналам продолжительность морских путешествий сократилась вдвое, а то и втрое.
Древнеегипетский корабль.Вторая половина III тыс. до н.э.
В 30-х гг. XIX в. появился телеграф, который получил развитие во второй половине того же века, в связи с ростом промышленности и сети железных дорог. В 1876 г. уроженец Эдинбурга профессор физики в Бостоне Александр Грейам Белл изобрёл телефон. Знаменитый итальянский деятель беспроволочного телеграфирования Гульельмо Маркони основал в Англии в 1897 г. промышленное товарищество и передал первое радиосообщение в 1899 г. В 1902 г. он осуществил телеграфирование через Атлантический океан, а в 1909 г. был удостоен Нобелевской премии по физике. В XVI в. морякам Магеллана понадобилось почти три с половиной года, чтобы обогнуть Земной шар. В 1872 г. герою Жюля Верна удалось совершить кругосветное путешествие за 80 дней, и этот подвиг не был фантастическим.
Однако все эти достижения ничто по сравнению с тем, чем отличился ХХ в. Наравне с уже существовавшими средствами передвижения, которые постоянно совершенствовались, после 1950 г. появился реактивный двигатель, благодаря чему стало возможным в считаные часы достигать любой точки Земли. Распространение радио, а затем и телевидения с помощью спутников, появление Интернета обеспечили мгновенную передачу информации. Больше не существует ни расстояний, ни границ.
Культурная глобализация
Под культурной глобализацией понимается весь комплекс событий, способствующих распространению и интегрированию культурных моделей и стереотипов во вселенском масштабе. Процесс этот довольно древний, но он приобрёл широкий размах со второй половины XIX в., а в XX в. его бурное развитие граничит со стандартизацией. Культурная глобализация имеет двойное объяснение: с одной стороны, она тесно связана с коммуникационной глобализацией, т.е. является следствием внутрикультурных обменов; с другой — происходит распространение западных моделей. В историческом плане эта тенденция неотделима от роста влияния евроатлантической цивилизации, начиная с эпохи Ренессанса. Здесь нам придётся вернуться к состоянию мира в конце Средневековья. В XV в. мир был многополярным и разделённым на крупные культурные системы, которые почти никак не были связаны между собой. Четыре культурные системы принято называть Великими цивилизациями.
1. Ha азиатском Дальнем Востоке компактная совокупность народов образует китайский мир. Центром этого мира является Китайская империя — очаг древнейшей цивилизации, отмеченной одновременно конфуцианской традицией (по имени жившего в 551—479 гг. до н.э. китайского мыслителя Конфуция — Кун-цзы) и буддизмом. Эта цивилизация распространилась на соседние с Китаем регионы, а именно на Японию, Корею, Индокитайский полуостров и на степи континентальных рубежей Китая.
Корабли, на которых |
2. В западной Азии и на южной оконечности Средиземного моря господствовала арабо-мусульманская цивилизация, возникшая сравнительно недавно и до сих пор сохраняющая свою неповторимость. Зародившаяся в VII в. с возникновением и распространением ислама, эта цивилизация представляет собой синтез очень древних культур, которые впитала в себя мусульманская экспансия: юг и восток греко-римского пространства, Месопотамия, Иран, Индия. Объединённая единым языком и общей религией, арабо-мусульманская цивилизация достигла своего расцвета в IX—ХII вв., затем была ослаблена в результате нашествий на Востоке и потери Испании на Западе. В XV в. её влияние сошло на нет, и она всё больше замыкалась в себе. В то же время проникновение воинственных тюркских кочевников Центральной Азии внесло свежую струю в арабо-мусульманскую цивилизацию. Именно они на Востоке завоевали северную часть Индии, а на Западе турки-оттоманы разрушили всё, что осталось от греко-византийской Империи и предприняли завоевание Балкан. Ислам также начал мирное проникновение в Индонезию.
Португальский принц |
3. На юге Азии получила распространение индийская цивилизация, которая осталась верной традициям индуизма, несмотря на зарождение на её пространстве буддизма и пережитый ею глубокий кризис. Почти такая же древняя, как китайская, эта цивилизация смирилась с мусульманской экспансией, которая начала строить империю на берегах Ганга и постепенно подчинила себе индусских князей Декана. В то же время, благодаря своему демографическому потенциалу, религиозному сепаратизму и экономическим богатствам, индийская цивилизация, хоть и ослабленная, сохраняет свою жизнеспособность.
4. К северу от Средиземного моря, в этом отроге Азии, которым является Европа, западная цивилизация начала свою экспансию. Она зародилась в первом тысячелетии под влиянием нескольких факторов. Первый вклад внесла Западная Римская империя, вобравшая в себя опыт населявших её кельтских и германских народов, интегрированных Римом, — одних за счёт завоевания и ассимиляции, других — с помощью контактов и миграции. Решающим культурным фактором, который сцементировал новую общность, явилось принятие христианства, но христианства, отделившегося от Константинополя и признавшего своим единственным главой римского понтифика, который в 800 г. короновал Карла Великого как римского императора, обозначив тем самым акт рождения средневековой Европы. Западная цивилизация в ХV в. открыла свои античные корни и одновременно совершила прорыв в технических областях (в книгопечатании, навигации, в производстве огнестрельного оружия). Таким же рывком распространились её престиж и влияние, особенно на востоке Европы, — в России, наконец освободившейся от татарского ига, но вдруг ощутившей сиротство от потери православной Греческой империи, которую уничтожили турки-оттоманы.
Корабль экспедиции Джеймса Кука на о. Морса.1787 г.
За пределами этих четырёх крупных культурных систем, отношения между которыми были скорее конфликтные, чем мирные, существовали также маргинальные миры. Африканский континент (южнее пустыни Сахары) оставался непроницаемым, и его общество, совершавшее переход от позднего палеолита к железному веку, было практически неизвестно цивилизованным странам. Существование обоих Америк и их блестящих культур эпохи неолита и бронзы также оставались неизвестным для европейцев. Конечно же, никто не подозревал о существовании архипелагов Океании и земель, прилегающих к Южному полюсу.
Момент выхода из изоляции можно считать точкой отсчёта процесса глобализации, в первую очередь культурной. При этом надо подчеркнуть, что Великие географические открытия Запада не были одиночным эпизодом. Почти в то же самое время, когда португальский принц Генрих Мореплаватель, сын короля Иоанна I, начал в 1416 г. регулярно снаряжать экспедиции для исследования берегов Африки, китайский император династии Мин начал похожее предприятие, но события в Поднебесной разворачивались по-другому. С 1405-го по 1433 г. в районы Южных морей и Индийского океана были отправлены семь морских экспедиций во главе с евнухом Чжэн-хэ. Первая экспедиция направилась к Зондским островам, к югу Индии, острову Цейлон, экспедиция 1421 г. — к африканскому побережью. Китайская флотилия пересекла Индийский океан от острова Суматры до берегов современной Республики Сомали и прошла вдоль юго-восточного побережья Африки до Мозамбика. Она состояла из огромных джонок с шестью или семью парусами, но без руля и без киля (иногда они снабжались вертикальными стабилизаторами). Эти суда маневрировали только с помощью попутного ветра или ветров муссонного характера, т.е. периодически менявших направление. Ограниченные возможности маневрирования были их слабым местом, возвращение всегда было очень сложным. В 1433 г. тайфун стал причиной гибели всего флота, возвращавшегося в Китай. В результате император не только приостановил финансирование экспедиций, но даже запретил строительство судов дальнего плавания. Так Китай начал замыкаться в себе, в то время как корабли западных стран продолжали бороздить моря и океаны.
Преимущественное положение одного из миров повлияло на дальнейший ход истории. Западные страны колонизировали Американский континент, начали проникновение в Индию и Индонезию, в 1540 г. они подошли к берегам Китая и Японии. Кажется, ничто не могло умерить энергию народов атлантической дуги: испанцев, португальцев, к которым вскоре присоединились голландцы, англичане и, более скромно, французы. В ХVII в. Бразильское побережье переходит к Португалии, образуются Французская и Голландская Гвинеи, Америка от Патагонии до современных Соединённых Штатов становится испанской, а Флорида, Техас, Нью-Мексико, Аризона, Калифорния входят в состав вице-королевства Мексико; Атлантическое побережье Северной Америки от Каролины до Массачусетса достаётся англичанам. В результате межевропейских войн оказались разделёнными Антильские острова. Голландцы заняли Африканский мыс и остров Яву. На Востоке русские, всё более интегрировавшиеся (в культурном плане) в европейскую цивилизацию, постепенно осваивают огромные пространства Северной Азии вдоль Шёлкового пути.Европейское присутствие и доминирование повлекли за собой признание языков и обычаев Европы, а миссионеры (особенно католики) стали обращать местных жителей в христианство. Между 1770-м и 1830 г. обозначился новый исторический этап: некоторые колонии освободились от метрополий и создали независимые государства. Образовав Соединённые Штаты, английская Америка стала настоящей второй Европой, которую массовая иммиграция превратила после 1865 г. в великую экономическую державу.
В XIX в. на европейском континенте произошли большие изменения в технической и экономической областях, которые обычно называют индустриальной революцией. Новая волна исследований и завоеваний породила второе поколение колониальных империй. Такие державы, как Англия и Франция, не только поделили Африку, но установили своё господство на пространствах древних цивилизаций, которые соперничали с Западом (и даже опережали его) полтысячелетия тому назад. Большая часть мусульманского мира оказалась покорённой, Индия полностью перешла в руки англичан, Франция утвердилась в Индокитае, Китайской империи грозил распад. Эта впечатляющая империалистическая атака, апогей которой пришёлся на первую половину XX в., сопровождалась масштабным распространением западной культуры. Евроатлантический Запад доминировал на двух третях Земли, благодаря его техническому и военному превосходству, а также из-за эффективности его политической и экономической системы и тех ценностей, на которых она базировалась. Интересно, что западные модели оказались полезными для противостояния захватнической политике. Так, из стран внеевропейской цивилизации колониальной опеки избегали те, которые, порвав со своей традицией, добровольно приняли западную культуру, имитируя Запад и желая усвоить инструменты его державности: к этим странам можно отнести Японию после 1808 г. или Турцию после провозглашения республики в сентябре 1923 г., первым президентом которой стал Мустафа Кемаль Ататюрк, руководивший вооружёнными силами в национально-освободительной войне против англо-греческой интервенции.
Распад колониальных империй после 1945 г. коренным образом изменил политико-экономическую карту, однако культура Запада по-прежнему сохраняла свою ведущую роль. Но теперь престижным примером стала американская модель, центр тяжести западного мира переместился из Европы в Северную Америку. Даже народы, которые надеялись найти свой путь на основе мнимого контрпримера, предложенного советской системой, приняли западноевропейские стандарты жизни: как и Соединённые Штаты, Россия в культурном смысле являлась продолжением Европы. Безусловно, культурная глобализация ведёт к постепенной эрозии особенностей идентичности каждой из культур и к их унификации.
Экономическая глобализация
Начало экономической глобализации положили финикийские мореплаватели и коммерсанты. Более активно она вошла в жизнь, как уже было сказано, в эпоху Великих географических открытий. В последней четверти XХ в. в теоретической области политической экономии снова приобрели популярность либеральные перспективы. Этот неолиберализм появился как тенденция экономической мысли начиная с 1970-х гг., в ответ на продолжительный кризис, разразившийся в 1973 г. в Соединённых Штатах и распространившийся по всему миру. Опираясь на принципы либеральной идеологии, как она была сформулирована в XVIII в. Адамом Смитом и в начале ХIX в. его оппонентом Давидом Рикардо, неолиберализм трактует свободное функционирование рынка как универсальный принцип саморегулирования, который может быть применён ко всем сферам человеческой деятельности и способствует максимальному процветанию.
Саммит
«большой восьмёрки»
Однако тотальное утверждение принципов свободного рынка влечёт за собой ряд негативных последствий. В масштабе планеты появляются транснациональные экономические системы чрезвычайной эффективности, финансовая мощь которых значительно превышает финансовую мощь государств, входящих в эти системы. В то же время внутри наиболее влиятельных экономических систем образуются группы влияния, способные ориентировать выбор действующих правительств в пользу собственных интересов. Этот процесс сопровождается исчезновением национальных рынков, которые до этого времени были обустроены, регламентированы и часто защищены местными властями. Свободный обмен парализует их за счёт неизбежной конкуренции, в которой побеждает единый мировой рынок. Часто отмечают, что экономическая глобализация усиливает неравенство между продвинутыми странами и остальным миром и что она является фактором роста бедности в развивающихся странах.
Антиглобалисты не дремлют…
Но реальность несколько другая. С одной стороны, свободный обмен и свободная циркуляция капиталов служат нациям, располагающим развитыми социально-политическими структурами и квалифицированной рабочей силой. С другой — либеральная экономика в поисках максимальной выгоды предпочитает инвестировать капиталы в развивающиеся страны, где привлекательными являются низкая заработная плата и слабые налоговые требования. Благодаря эффекту сообщающихся сосудов, свойственному свободному обмену, развитие бывших стран третьего мира происходит во вред народам богатых стран и их уровню жизни. Но главная проблема заключается в том, что экономическая глобализация под покровительством ультралиберальной идеологии ищет новые резервы. Существует реальный риск постепенного умаления политической власти в пользу диктата экономической мощи. Какой вес могут иметь на самом деле национальные правительства, сформированные на основе демократического выбора, перед лицом мощных транснациональных корпораций, годовые бюджеты которых оказываются неизмеримо больше бюджетов таких стран, как Франция или Германия, находящихся под угрозой утраты своего суверенитета.
Глобализация в своей полноте и в своём разнообразии — это объективная реальность, логическое завершение многовековой истории, продукт материального и экономического прогресса. Этому уже нельзя противостоять, как нельзя помешать будущему смешению народов, которое уже начинается. В то же время имеется некоторое поле для манёвра, возможность вмешаться в ход событий, не допустить их произвольное развитие. Безусловно, глобализация содержит в себе как позитивные, так и негативные стороны. Человечеству предстоит сделать свой выбор.
infourok.ru
Урок 18. Глобализация человеческого общества | Поурочные планы по обществознанию 10 класс
Урок 18. Глобализация человеческого общества
28.10.2013 12486 0Мы в ответе за тех, кого приручили.
А. де Сент-Экзюпери
Цепи: ознакомить с сущностью глобализации и ее факторами; развивать умения аргументировать свою позицию по дискуссионным вопросам.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель держит в руках глобус.)
— Как вы понимаете значение слова «глобальный»?
(Учитель сообщает тему урока и его цели.)
Мы рассмотрим следующие вопросы:
1. Что такое глобализация.
2. Роль средств массовой информации в процессе глобализации.
II. Проверка домашнего задания
Устные ответы на вопросы:
1. Органическая модернизация.
2. Неорганическая модернизация.
Отвечают одновременно два ученика. Каждый произносит поочередно по одному предложению. Остальные во время ответа учитывают условными знаками содержательную сторону ответа. После того как будет произнесена последняя фраза, обсуждается ответ и выставляется оценка. Причем произнесший последнюю фразу получает дополнительный балл, который может прибавить к ранее полученным баллам.
III. Изучение нового материала
1. Что такое глобализация
— Современный мир многообразен и разнолик. Какие факты можно привести? (Учащиеся отмечают пунктуальность и аккуратность немцев, чопорность и следование традиции англичан, фривольность и игривость нрава французов, широту души и надежду на «авось» русских, отсутствие внешней эмоциональной реакции японцев и т. д.)
(Если есть возможность, можно показать купированную запись любого фильма по географии или соответствующую запись одной из передач телеканалов «Первый», «Россия», «Культура». Если технические условия не позволяют это сделать, нужно дать слово учащимся. Они могут привести множество фактов, касающихся самых разных сторон жизни общества. Можно взять какую-нибудь одну характеристику, например, главную черту менталитета.)
— Чем можно объяснить такое многообразие? (Различие природных и климатических условий, специфика исторического пути, пройденного народами и государствами, разнообразие внешних влияний, множество закономерных и случайных событий, не всегда поддающихся учету и однозначному толкованию.)
Доминирующей тенденцией современного общества является не столько углубление этого различия многообразия, сколько глобализация (или интернационализация). Как явление глобализация активно развилась на рубеже XIX-XX вв. Это проявлялось в усилении вывоза капиталов, создании международных монополий, расширении внешней торговли, что привело к интернационализации хозяйственных связей. Появились новые формы межнационального общения (Дни русской культуры, устраиваемые Дягилевым в Париже), политических союзов (образование двух военно-политических блоков) и т. д.
До середины XX в. основными субъектами международных отношений были государства, иногда предприниматели, находившиеся под их юрисдикцией. Новый этап в интернационализации происходит во второй половине XX в. Появились и стали быстро развиваться ТНК — транснациональные корпорации и мировые финансовые центры. Классическая внешняя политика в условиях «холодной войны» стала превращаться в мировую внутреннюю политику двух сверхдержав — США и СССР: их противостояние, конфронтация или разрядка отношений между ними определяли политический климат планеты.
Распад СССР привел к новым геополитическим реалиям и вновь оказал существенное влияние на тенденции развития глобализации.
Глобализация затрагивает все области общественной жизни, включая экономику, политику, международные отношения, социальную сферу, культуру, безопасность и т. д. Она вносит значительные коррективы в дальнейшие перспективы всего мирового сообщества. Часть наших современников рассматривает глобализацию как прямую угрозу существованию цивилизации и активно противостоит всем мероприятиям государств и высших должностных лиц, если их действия, по их мнению, способствуют углублению глобализации. Это так называемое движение антиглобалистов. Оно сформировалось в конце 90-х гг. XX века. Его участники пропагандируют альтернативные пути развития мировой экономики, устраивают манифестации, нередко экстремистского характера, в период проведения различных международных конференций и форумов, например саммита «Группы восьми».
(Ученик делает сообщение о последних выступлениях антиглобалистов, или учитель использует материалы периодической печати в качестве раздаточного дидактического. Учащиеся должны определить цели и содержание движения антиглобалистов, привести конкретные факты для обоснования своего ответа. Наиболее ярко движение проявляет себя в период проведения саммитов глав государств «восьмерки», играющих главную роль в определении стратегии мирового развития.)
Перед общественной мыслью сегодня стоит проблема целостного осмысления развития мирового сообщества в новых условиях. Хотя значение общечеловеческих интересов возросло, на жизнь современных обществ значительное влияние оказывают социальные, национально-этнические, групповые противоречия.
Парадоксальность ситуации в том, что человечество все еще не нашло надежных средств предотвращения глобальных катастроф, а их угроза может усиливаться действиями различных структур общества, социальных механизмов, иногда возникших в предшествующий период. Например, глобальной стала необходимость борьбы
с международным терроризмом. Противники глобализации считают аксиомой, что от этой борьбы выигрывают только богатые страны. Отсюда призывы к Западу поделиться богатством с бедными странами. В противном случае — угроза применить насилие.
2. Роль средств массовой информации в процессе глобализации
(Учитель организует самостоятельную работу учащихся с текстом учебника Кравченко (с. 54-56). После этого учащиеся выполняют задание 2 практикума и отвечают устно на вопросы 3-6.
Если учитель работает по учебнику Боголюбова, организуется обсуждение следующего проблемного вопроса: СМИ все чаще называют «четвертой властью». Приведите доводы и факты «за» и «против».)
Итак, СМИ сегодня, особенно телевизионные коммуникации, -важнейшее средство формирования общественной позиции по различным вопросам и один из важнейших факторов глобализации современного общества.
IV. Закрепление изученного материала
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника.
Учитель подводит итог урока.)
Домашнее задание
Учебник Кравченко: § 7.
tak-to-ent.net
Урок обществознания в 10 классе : » СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО»
Тема урока: Современное общество.
Цель:формирование теоретических знаний о современном этапе развития общества в нашем мире; развивать у учащихся умение давать оценку главных процессов (глобализация и создание информационного общества; развивать умения анализировать социальную информацию, составлять сложный план, выполнять познавательные задания; воспитать чувство толерантности и уважительного отношения в современном обществе.
Оборудование: учебник, тетрадь.
Ход урока
Мотивационный этап
Предложение ответить на вопрос: создание постиндустриального общества, глобализация – это позитивный или негативный опыт общественного развития?
(этот вопрос использовать как для мотивации, так и при проведении рефлексии).
План изучения нового материала
1. Особенности глобализации как явления современности
2. Современное информационное пространство
3. Глобальная информационная экономика
4. Социально-политическое измерение информационного общество
1. Особенности глобализации как явления современности
Что такое глобализация?
— Современный мир многообразен и разнолик. Какие факты можно привести?
(Учащиеся отмечают пунктуальность и аккуратность немцев, чопорность и следование традиции англичан, фривольность и игривость нрава французов, широту души и надежду на «авось» русских, отсутствие внешней эмоциональной реакции японцев и т. д.)
— Чем можно объяснить такое многообразие?
(Различие природных и климатических условий, специфика исторического пути, пройденного народами и государствами, разнообразие внешних влияний, множество закономерных и случайных событий, не всегда поддающихся учету и однозначному толкованию)
Доминирующей тенденцией современного общества является не столько углубление этого различия многообразия, сколько глобализация (или интернационализация). Как явление глобализация активно развилась на рубеже XIX-XX вв.
Глобализация – это исторический процесс сближения наций и народов на основе экономического, политического и культурного взаимодействия.
Перед общественной мыслью сегодня стоит проблема целостного осмысления развития мирового сообщества в новых условиях. Хотя значение общечеловеческих интересов возросло, на жизнь современных обществ значительное влияние оказывают социальные, национально-этнические, групповые противоречия.
Например, глобальной стала необходимость борьбы с международным терроризмом. Противники глобализации считают аксиомой, что от этой борьбы выигрывают только богатые страны. Отсюда призывы к Западу поделиться богатством с бедными странами. В противном случае — угроза применить насилие.
– В чем выражается асимметричность процессов глобализации?
(работа с текстом учебника и составление кластера)
Противоречия глобализации
Единство и целостность – разнонаправленность и неравномерность развития мира
Общие черты развития государств и регионов – мозаичность, фрагментарность мира
Возможность наднационального регулирования процессов – рост конфликтности мира
— Задание: подтвердить примером существование каждого из названных противоречий
2. Современное информационное пространство
Работа со схемой учебника «Информационная сфера» и ее описанием.
— Организуется обсуждение следующего проблемного вопроса: СМИ все чаще называют «четвертой властью». Приведите доводы и факты «за» и «против»).
Итак, СМИ сегодня, особенно телевизионные коммуникации, -важнейшее средство формирования общественной позиции по различным вопросам и один из важнейших факторов глобализации современного общества.
3. Глобальная информационная экономика
— Информационное общество?
В современной науке распространение получили термины «экономика знаний» и «общество знания», а так же «интеллектуальный капитал» и «человеческий капитал» — это знания, которые могут быть конвертированы в стоимость, другими словами, это сумма всего того, что знают и какими навыками обладают работники и что формирует конкурентноспособность организации.
Усвоить характеристики глобальной информационной экономики поможет составление плана раздела параграфа.
Вариант плана:
1 субъект глобальной экономики:
— ТНК
— сетевые структуры
— международные экономические и финансовые организации
2 уровни мировой экономики:
— глобальный
— региональный
— национальный
3 роль государства в глобальной экономике. Модели взаимодействия государства и экономики
4 развитие информационных технологий. Их влияние на формы организации экономики
5 интеллектуальный капитал. Новые требования к работнику в информационном обществе.
4. Социально-политическое измерение информационного общество
— Может ли существовать информационное общество без государства?
В современном мире формирование информационного общества рассматривается как одно из направлений государственной политики.
Работа с документом – «Стратегия развития информационного общества в РФ» пункт 3.
III. Цель, задачи и принципы развития информационного общества в Российской Федерации
Целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.
Развитие информационного общества в Российской Федерации базируется на следующих принципах:
партнерство государства, бизнеса и гражданского общества;
свобода и равенство доступа к информации и знаниям;
поддержка отечественных производителей продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
содействие развитию международного сотрудничества в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
обеспечение национальной безопасности в информационной сфере.
Для решения поставленных задач государство:
— разрабатывает основные мероприятия по развитию информационного общества, создает условия для их выполнения во взаимодействии с бизнесом и гражданским обществом;
— определяет контрольные значения показателей развития информационного общества в Российской Федерации;
— обеспечивает развитие законодательства и совершенствование правоприменительной практики в области использования информационных и телекоммуникационных технологий;
— обеспечивает повышение качества и оперативности предоставления государственных услуг организациям и гражданам на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;
— создает условия для равного доступа граждан к информации;
— использует возможности информационных и телекоммуникационных технологий для укрепления обороноспособности страны и безопасности государства.
Закрепление
Возвращение к вопросу в мотивации в начале урока, об оценке глобализации и выяснение, изменилась ли оценка учащихся и почему.
Д/з: § 8, выучить понятия на стр.89;
написать эссе «Может ли существовать информационное общество без государства?».
infourok.ru
Глобализация современного общества — Дом Солнца
Человечество превращается в социальную целостность, охватывающую всех людей, живущих на Земле. «Концепция глобальности… связывает воедино личность, человечество и все взаимодействующие элементы и факторы мировой системы, объединяет настоящее и будущее, сцепляет действия и их конечные результаты» [1]. Сегодня можно говорить о глобальной структуре политических, экономических и культурных отношений, связывающих отдельные общества в единую систему.В политической сфере эта тенденция выражается в появлении наднациональных единиц различного масштаба: политические и военные блоки, коалиции правящих групп, континентальные или региональные объединения, всемирные международные организации. Можно заметить также контуры мирового правительства, когда ряд важных функций выполняется наднациональными организациями (например, Европейский парламент, Интерпол).
В экономической сфере усиливается значение наднациональной координации и интеграции, региональных и мировых экономических соглашений. Наблюдается глобальное разделение труда, увеличивается роль многонациональных и транснациональных корпораций, рынок становится единым экономическим механизмом, о чем свидетельствует скорость реагирования финансовых рынков на события в отдельных странах.
В культуре доминирует тенденция к единообразию. Средства массовой информации превращают нашу планету в «большую деревню». Миллионы людей становятся свидетелями событий, произошедших в разных местах, приобщаются к одному и тому же культурному опыту, что способствует унификации их вкусов и предпочтений.
При современном уровне развития производительных сил глобальный характер приобрела проблема охраны окружающей среды. Разрушение среды обитания показывает, что сейчас речь идет не только о защите человека от сил природы, но и о защите природы от техногенного вмешательства человека и от эксплуатации им природы. Новые системы вооружения представляют собой технологически совершенные средства уничтожения человечества. Все это требует от мирового сообщества координировать экологические меры, объединять усилия в деле охраны природы, сообща бороться за сохранение мира на планете.
Эти глобальные тенденции мирового развития свидетельствуют о необходимости разработки современного научного мировоззрения. В докладе Римского клуба «Первая глобальная революция» утверждается, что для изменения угрожающих тенденций мирового развития нужна цивилизация, обеспечивающая целостное и сознательное управление развитием человечества.
Итак, обобщая все сказанное выше, можно отметить, что мировая система вступила в стадию глобализации. Основным показателем этого является наличие тесного взаимодействия управляющих систем с внешним миром, принципиальная открытость систем с целью повышения интеллектуальности и совершенствования собственного поведения, наличие механизмов прогнозов изменений внешнего мира и собственного поведения системы в изменяющемся мире. Целенаправленное регулирование соизмеряет техногенную нагрузку на природную среду, становится определяющим фактором, способствующим новому диалогу человека с природой и созданию технологических условий для решения социальных проблем на принципах гуманизма. «…гуманистическая концепция жизни на нынешней, высшей стадии развития человека требует от него, чтобы он перестал наконец “заглядывать в будущее” и начал “создавать” его… Поэтому он должен решить, каким бы он хотел видеть это будущее, и в соответствии с этим регулировать и регламентировать свою деятельность».
www.sunhome.ru