План по обществу социальные институты – Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальные институты в структуре общества». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать

ЕГЭ. Общество.Тема 4. Социальные институты |

Институт. Чаще всего данное слово употребляется в значении  высшего  учебного  заведения( педагогический, медицинский институт).Однако слово « институт» — многозначное. «Институт» — слово  латинское. В переводе обозначает « учреждение».

В общественных науках употребляется термин « социальный институт».

Что такое социальный институт?

Определений данного понятия несколько.

Вот одно из них, легко запоминающееся и вмещающее в себя суть данного термина.

Социальный институт – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.

ПОЯСНЕНИЕ.

Социальный институт, говоря  более доступно, это такие образования в обществе (учреждение, орган власти, семья и многие-многие другие образования) , которые позволяют регулировать какие-то отношения, действия людей в обществе. Говоря иносказательно, это та дверь, в которую вы войдете, чтобы решить какие-то вопросы.

Примеры.

  1. Вам необходимо заказать паспорт. Вы поёдете не куда-то, а именно в паспортный стол — институт гражданства.
  2. Вы устроились на работу и хотите узнать, какой будет конкретно у вас зарплата. Вы куда поёдёте? В бухгалтерию, она создана, чтобы регулировать вопросы зарплаты. Это и сеть институт заработной платы.

И таких социальных институтов в обществе огромное количество. За всё кто-то где-то отвечает, выполняет определённые функции, чтобы удовлетворять социальные потребности людей.

Приведу таблицу, в которой обозначу наиболее важные социальные институты в каждой сфере общественных отношений.

Социальные институты, их виды

 

Институты по сферам общества.Что регулируютПримеры
Экономические институты Регулируют производство и распределение товаров и услуг.Собственность, рынок, производство
Политические институтыРегулируют общественные отношения, используя властные полномочия.Главный институт — государство. Органы власти, партии, право, армия, суд
Социальные институтыРегулируют распределение социальных позиций и общественных ресурсов. Обеспечивают воспроизводство и наследование.Воспитание, здравоохранение, досуг, семья, социальная защита
Духовные институтыРегулируют и развивают преемственность культурной жизни общества, духовное производство.Церковь, школа, вуз, искусство

 

Социальные институты — постоянно развивающаяся структура. Возникают новые, отмирают старые. Это процесс называют институционализацией.

Структура социальных институтов

Структура, то есть элементы целого.

Ян Щепальский выделил следующие элементы социальных институтов.

  • Цель и сфера деятельности социального института
  • Функции
  • Социальные роли и статусы
  • Средства и учреждения, выполняющие функции данного института. Санкции.

Признаки социальных институтов

  • Образцы поведения, установки . Так, например, для института образования свойственно стремление к получению знаний.
  • Культурные символы. Так, для семьи — это обручальные кольца, брачный ритуал; для государства- герб, флаг, гимн; для религии- икона, крест и т.д.
  • Устные и письменные кодексы поведения. Так, для государства – это кодексы ,для бизнеса- лицензии, договоры, для семьи- брачный контракт.
  • Идеология. Для семьи- это взаимопонимание, уважение, любовь,; для бизнеса- свобода торговли, предпринимательства; для религии- православие, ислам.
  • Утилитарные культурные черты. Так, для религии — культовые здания; для здравоохранения – поликлиники, больницы, кабинеты для диагностики; для образования — классы, спортзал, библиотека ; для семьи- дом, мебель.

Функции социальных институтов

  • Удовлетворение социальных потребностей— это основная функция каждого института.
  • Регулятивная функция— то есть регулирование определённых видов общественных отношений.
  • Закрепление и воспроизводство общественных отношений. У каждого института есть свои нормы, правила, которые позволяют стандартизировать поведение людей. Всё это делает общество более устойчивым.
  • Интегративная функция, то есть сплочение , взаимосвязь членов общества.
  • Транслирующая функция— возможность передачи опыта, знаний новым людям, пришедшим в ту или иную структуру.
  • Социализация — усвоение индивидуумом норм и правил поведения в обществе, способов деятельности.
  • Коммуникативная — это передача информации как внутри института, так и между социальными институтами в результате взаимодействия членов общества.

Формальные и неформальные социальные институты

Формальные институты  —  в них деятельность регулируется в рамках действующего законодательства (органы власти, партии, суд, семья, школа, армия и др.)

Неформальные институты — их деятельность не установлена формальными актами, то есть законами, приказами, документами.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 

obschestvoznanie-ege.ru

План практического занятия № 7 по теме «Социальные организации и социальные институты в современном обществе».

План практического занятия № 7 по теме «Социальные организации и социальные институты в современном обществе».

 

План практического занятия № 7 по теме «Социальные организации и социальные институты в современном обществе».

 

Вопросы:

1. Социальные организации, их типология и функции.

2. Понятие социального института. Процесс институционализа­ции и его этапы. Формальные и неформальные социальные институты. Явные и латентные функции социальных институтов. Социальные институты в современном белорусском обществе, их классификация.

3.Семья и брак как базовые социальные институты. Содержание и соотношение понятий «семья» и «брак» Типы семей, виды брака.

4. Современные тенденции в развитии семейно-брачных от­ношений.

Основные понятия: социальная организация, формальная социальная организация, неформальная социальная организация, социальный институт, институционализа­ция, формальные и неформальные социальные институты, явные и латентные функции социальных институтов, семья, брак.

Рекомендуемая учебная литература к теме:

1. Бабосов, Е.М. Общая социология: Учеб. пособие для сту­дентов вузов. / Е.М. Бабосов. — Минск: «ТетраСистемс», 2002. -С. 228-258.

2. Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учеб. пособие для студентов вузов. — 2-е изд., стереотип. — Минск: «ТетраСистемс», 2001.-С. 211-230.

3. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Центр, 2001. — С. 150 – 156, 156-159.

4. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. — 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Прометей, Юрайт, 1999.-С. 201 -215.

5. Смелзер Н. Социология. — М., 1994.

6. Гавра Д.П. Социальные институты // Социально-политичес­кий журнал. — 1998. -№ 2.

7. Глотов М.Б. Социальный институт: определение, структу­ра, классификация // Социс. — 2003. — № 10.

8. Мертон Р.К. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль. Тексты. — М., 1996.

9.Колесникова Г.И. Социология и психология семьи : учебное пособие / Г. И. Колесникова. — Ростов н/Д : Феникс, 2007. — 508 с.

II. Выполните следующие задания:

1. Заполните таблицу «Функции и структурные элементы ос­новных институтов общества»:

Функции

Институты

Основные роли

Физические элементы

Символические элементы

Забота, выхажи­вание и вос­питание детей

 

 

 

 

Добывание пи­щи, одежды, жилья

 

 

 

 

Поддержание законов, правил и стандартов

 

 

 

 

Социализация людей, приоб­щение к базис­ным ценностям

 

 

 

 

2. Укажите, принадлежат ли следующие понятия, явления стране, государству или обществу (поставьте знак + в соответствующей ячейке).



 

Страна

Государство

Общество

1. Суд

 

 

 

2. Армия

 

 

 

3. Поликлиника

 

 

 

4. Законы

 

 

 

5. Безработица

 

 

 

6. Школа

 

 

 

7. Философия

 

 

 

8. Недра земли

 

 

 

9. Благосостояние

 

 

 

10. Семья

 

 

 

11. Профсоюз

 

 

 

12. Медицина

 

 

 

3. Определите, к каким социальным субъектам относятся сле­дующие социальные элементы:

 

Социальные общности

Социальные группы

Социальные институты

1. Молодежь

 

 

 

2. Бригада

 

 

 

3. Школа

 

 

 

4. Государство

 

 

 

5. Церковь

 

 

 

6. Этнос

 

 

 

7. Учителя

 

 

8. Семья

 

 

 

9. Очередь

 

 

10. Врачи

 

 

 

11. Правительство

 

 

 

12. Горожане

 

 

 

13. Класс в школе

 

 

 

14. Болельщики

 

J.

 

Поразмышляйте над следующими вопросами:

1. Почему институт семьи считается одним из базовых ин­ститутов в любом обществе?

2. Как вы считаете, какой из типов семьи доминирует в со­временном обществе? Почему?

3. Как вам кажется, современная белорусская семья становит­ся все менее прочной или просто другой? Аргументируйте свой ответ.

4. Как вы думаете, неполные семьи так же хорошо справля­ются с воспитанием детей, как и полные? Почему?

5. Перечислите те изменения, которые претерпела семья как социальный институт в XX веке. Чем это вызвано?

6. Расскажите об основных направлениях современной демог­рафической политики в нашей стране.

Темы рефератов или научных сообщений:

1. Развод, его причины и последствия.

2. Альтернативные формы семьи: неполные семьи, сожитель­ство, гомосексуальные пары.

3. Семья и новые репродуктивные технологии.

 

Литература, рекомендуемая для более подробного изучения темы и для написания рефератов:

1. Культура семейных отношений. — М., 1985.

2. Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы, теории, ме­тодологии, методики. -М, 1989.

3. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. — М, 1979.

4. Шахотько Л.П. Население Республики Беларусь в конце XX века. — Минск, 1996.

Статьи:

Гаплинчик Т.И., Филинская Л.В., Воднева А.К., Соглаева Л.А., Веремеева Н.П. Проблемы супружеских отношений в современной семье // Социология. – 2008. — № 4 – с.108

Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи // Социс — 1995.-№ 10.

Зиновский В.И. Численность и основные социально-демог­рафические характеристики населения Республики Беларусь по данным переписи населения 1999 г.// Социология. — 1999. — № 4.

Бубнов Ю. М., Ярощенко Н. В. Sex как зона риска для подростков // Социология. – 2001. — №: 2. – с. 69

Бурова С. Н. Гендерные аспекты подготовки молодежи к браку и семейной жизни // Социология. – 2000. — №: 4. – с. 37

Бурова С.Н. Молодая столичная семья в н. XXI века: ценность и социальный потенциал // Социология. – 2004. — №: 2. – с54

Бурова С. Н., Демидова А.В. Состояние института семьи в условиях трансформации белорусского общества // Социология. – 2008. — №2. – с.110

Лиин С.Д. Динамика внебрачной рождаемости в РБ // Социология. – 2004. — №: 2. — с.79

Соловьева Л. С. Одинокие матери как объект социальной работы // Социология. – 2001. — №: 4. – с. 85

Сурмач М.Ю. Ценностные установки студенческой молодёжи и проблемам семьи // Социология. – 2004. — №:3. — с.86

Сурмач М.Ю. Репродуктивные установки и репродуктивное поведение молодежи Беларуси // Социология. – 2008. — № 1. — с.145

Шахотько Д.В. Проблемы развития современной семьи в РБ // Социология. – 2005. — № 4. – с.55

Федотов Л.Н. Внеэкономический капитал и его роль в обществе // Социология. – 2006. — №2 – с.88


Дата добавления: 2015-08-28; просмотров: 360 | Нарушение авторских прав





mybiblioteka.su — 2015-2018 год. (0.021 сек.)

mybiblioteka.su

Презентация по обществознанию «Социальные институты» (11 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Социальные институты Д/З: § 2, вопросы 1-3,6, задания 5,6, письменно

2 слайд Описание слайда:

Опрос д/з: План ответа «Социальная стратификация». Социальная мобильность. План ответа «Стратификация по Марксу и Веберу». Люмпены и маргиналы.

3 слайд Описание слайда:

Родоначальник термина «социальный институт» Он подробно описал шесть типов социальных институтов: промышленный, профсоюзный, политический, обрядовый, церковный, домашний. Г.Спенсер

4 слайд Описание слайда:

Словарь: Социальный институт (от лат. institutum — установление, учреждение) – 1) исторически сложившаяся форма организации людей, регулирующая их деятельность и удовлетворяющая потребности. 2) набор социальных ролей, моделей поведения, совокупность норм, его регулирующих.

5 слайд Описание слайда:

Социальный институт форма организации совместной деятельности людей, исторически сложившаяся направленная на реализацию определенных функций в обществе, удовлетворение социальных потребностей цель устойчивая наличием цели характеризуется конкретными функциями Социальный институт Чупров Л.А. МОУ СОШ №3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края

6 слайд Описание слайда:

Пять основных социальных института Фундаментальные потребности общества Потребность в воспроизводстве рода Потребность в безопасности и социальном порядке Потребность в добывании средств существования Потребность в передаче знаний, социализации подрастающего поколения Потребность в решении духовных проблем Основные социальные институты Институт семьи и брака Политические институты Экономические институты Институты образования Институт религии

7 слайд Описание слайда:

Социальные институты

8 слайд Описание слайда:

Основные комплексы социальных институтов Экономические институты Политические институты Социальные институты Институты в духовной сфере деньги собственность хозяйственные отношения банки биржи партии Правоохранительные органы Юстиция Армия Общественные движения семья брак опека Кровная месть материнство религия образование СМИ музеи библиотеки Чупров Л.А. МОУ СОШ №3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края

9 слайд Описание слайда:

Неосновные социальные институты Институт семьи и брака содержит институты отцовства и материнства, родовой мести, имянаречения, побратимства и другие.

10 слайд Описание слайда:

Неосновные социальные институты Институт политики содержит институты президентства, монархии, парламента, судов, правоохранительных органов и др.

11 слайд Описание слайда:

Неосновные социальные институты Институт экономики содержит институты рынка, торговли, банковского дела, маркетинга и др.

12 слайд Описание слайда:

Неосновные социальные институты Институт образования содержит институты науки, музеев, спорта, театров, библиотечного дела и пр.

13 слайд Описание слайда:

Неосновные социальные институты Институт религии содержит институты папства, целибата, крещения, исповеди, инквизиции, монашества и др.

14 слайд Описание слайда:

Словарь: Институционализация – это процесс закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, процесс образования социального института.

15 слайд Описание слайда:

Этапы институционализации: Потребность, переросшая в цель. Социальные нормы. Система символов. Статусы и роли. Материальная база. Включение в общественные отношения, санкции. Пример на стр. 18 «Наука».

16 слайд Описание слайда:

Историчность (возникают на определенном этапе развития общества, видоизменяются…)

17 слайд Описание слайда:

Признаки социальных институтов 1. Совокупность лиц, занятых определенным видом деятельности и обеспечивающих в процессе этой деятельности удовлетворение определенной значимой для общества потребности.

18 слайд Описание слайда:

Признаки социальных институтов 2. Символические культурные признаки – образы, представления об институте, отражающие его специфические черты в концентрированном виде. (обручальное кольцо, флаг, герб, крест и т.д.)

19 слайд Описание слайда:

Признаки социальных институтов 3. Установки и образцы поведения. Например: Для семьи – ответственность, привязанность, почитание родителей; Для образования — тяга к знанию, прилежание; Для политики – верность клятве, послушание начальству.

20 слайд Описание слайда:

Признаки социальных институтов 4. Утилитарные культурные черты — материальные воплощения социального института (здания, вещи, предметы). Например: Для образования — библиотеки, классы; Для экономики – фабрики, магазины, оборудование; Для семьи – квартира, мебель, дом, машина.

21 слайд Описание слайда:

Признаки социальных институтов 5. Устные и письменные кодексы поведения — способ закрепления ролей и осуществления социального контроля. Например: Для государства – конституция, законы; Для бизнеса – контракты, лицензии, уставы.

22 слайд Описание слайда:

Признаки социальных институтов 6. Идеология. Например: Для семьи – романтическая любовь, патриархат; Для бизнеса – монополии, свобода торговли, право на труд; Для религии – православие, католицизм, протестантизм, ислам, буддизм.

23 слайд Описание слайда:

Признаки социальных институтов 7.Наличие учреждений, снабженных определенными материальными средствами.

24 слайд Описание слайда:

Признаки социальных институтов 8.Четкое разграничение функций каждого из участников процесса, согласованность действий, высокий уровень регуляции и контроля.

25 слайд Описание слайда:

Виды взаимосвязей институтов:

26 слайд Описание слайда:

Функции социальных институтов

27 слайд Описание слайда:

Словарь: Дисфункция – прекращение реализации главных функций и негативный характер скрытых функций.

28 слайд Описание слайда:

Словарь: Инфраструктура (лат. infra — «ниже», «под» и лат. structura — «строение», «расположение») — комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов, составляющих и/или обеспечивающих основу функционирования системы.

29 слайд Описание слайда:

Инфраструктура: Широкий смысл Узкий смысл Социальная инфраструктура — материальная база, обеспечивающая нормальную жизнедеятельность населения Экономическая инфраструктура: комплекс объектов и хозяйственных отраслей, обслуживающих производство: производственные помещения, склады, связь, транспорт и т.п. Социальная инфраструктура: объекты, необходимые для бытовой, досуговой деятельности человека, для его развития и поддержания здоровья: учреждения культуры, образования, здравоохранения

30 слайд Описание слайда:

С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «институты общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об институтах общества. Образец задания ЕГЭ:

31 слайд Описание слайда:

Ответ: Институт общества — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей. Примеры предложений: Выделяют экономические, политические, социальные институты, институты действующие в духовной области. Каждый институт общества характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями. Институты общества — сложное и разветвленное образование: внутри фундаментальных институтов существуют весьма отчетливые деления на более мелкие. С точки зрения организации общества ключевыми институтами являются: наследование, власть, собственность, семья и др. Образец задания ЕГЭ:

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-254755

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *