ЕГЭ. Общество.Тема 4. Социальные институты |
Институт. Чаще всего данное слово употребляется в значении высшего учебного заведения( педагогический, медицинский институт).Однако слово « институт» — многозначное. «Институт» — слово латинское. В переводе обозначает « учреждение».
В общественных науках употребляется термин « социальный институт».
Что такое социальный институт?
Определений данного понятия несколько.
Вот одно из них, легко запоминающееся и вмещающее в себя суть данного термина.
Социальный институт – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.
ПОЯСНЕНИЕ.
Социальный институт, говоря более доступно, это такие образования в обществе (учреждение, орган власти, семья и многие-многие другие образования) , которые позволяют регулировать какие-то отношения, действия людей в обществе. Говоря иносказательно, это та дверь, в которую вы войдете, чтобы решить какие-то вопросы.
Примеры.
- Вам необходимо заказать паспорт. Вы поёдете не куда-то, а именно в паспортный стол — институт гражданства.
- Вы устроились на работу и хотите узнать, какой будет конкретно у вас зарплата. Вы куда поёдёте? В бухгалтерию, она создана, чтобы регулировать вопросы зарплаты. Это и сеть институт заработной платы.
И таких социальных институтов в обществе огромное количество. За всё кто-то где-то отвечает, выполняет определённые функции, чтобы удовлетворять социальные потребности людей.
Приведу таблицу, в которой обозначу наиболее важные социальные институты в каждой сфере общественных отношений.
Социальные институты, их виды
Институты по сферам общества. | Что регулируют | Примеры |
Экономические институты | Регулируют производство и распределение товаров и услуг. | Собственность, рынок, производство |
Политические институты | Регулируют общественные отношения, используя властные полномочия. | Главный институт — государство. Органы власти, партии, право, армия, суд |
Социальные институты | Регулируют распределение социальных позиций и общественных ресурсов. Обеспечивают воспроизводство и наследование. | Воспитание, здравоохранение, досуг, семья, социальная защита |
Духовные институты | Регулируют и развивают преемственность культурной жизни общества, духовное производство. | Церковь, школа, вуз, искусство |
Социальные институты — постоянно развивающаяся структура. Возникают новые, отмирают старые. Это процесс называют институционализацией.
Структура социальных институтов
Структура, то есть элементы целого.
Ян Щепальский выделил следующие элементы социальных институтов.
- Цель и сфера деятельности социального института
- Функции
- Социальные роли и статусы
- Средства и учреждения, выполняющие функции данного института. Санкции.
Признаки социальных институтов
- Образцы поведения, установки . Так, например, для института образования свойственно стремление к получению знаний.
- Культурные символы. Так, для семьи — это обручальные кольца, брачный ритуал; для государства- герб, флаг, гимн; для религии- икона, крест и т.д.
- Устные и письменные кодексы поведения. Так, для государства – это кодексы ,для бизнеса- лицензии, договоры, для семьи- брачный контракт.
- Идеология. Для семьи- это взаимопонимание, уважение, любовь,; для бизнеса- свобода торговли, предпринимательства; для религии- православие, ислам.
- Утилитарные культурные черты. Так, для религии — культовые здания; для здравоохранения – поликлиники, больницы, кабинеты для диагностики; для образования — классы, спортзал, библиотека ; для семьи- дом, мебель.
Функции социальных институтов
- Удовлетворение социальных потребностей— это основная функция каждого института.
- Регулятивная функция— то есть регулирование определённых видов общественных отношений.
- Закрепление и воспроизводство общественных отношений. У каждого института есть свои нормы, правила, которые позволяют стандартизировать поведение людей. Всё это делает общество более устойчивым.
- Интегративная функция, то есть сплочение , взаимосвязь членов общества.
- Транслирующая функция— возможность передачи опыта, знаний новым людям, пришедшим в ту или иную структуру.
- Социализация — усвоение индивидуумом норм и правил поведения в обществе, способов деятельности.
- Коммуникативная — это передача информации как внутри института, так и между социальными институтами в результате взаимодействия членов общества.
Формальные и неформальные социальные институты
Неформальные институты — их деятельность не установлена формальными актами, то есть законами, приказами, документами.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
obschestvoznanie-ege.ru
План практического занятия № 7 по теме «Социальные организации и социальные институты в современном обществе».
План практического занятия № 7 по теме «Социальные организации и социальные институты в современном обществе».
План практического занятия № 7 по теме «Социальные организации и социальные институты в современном обществе».
Вопросы:
1. Социальные организации, их типология и функции.
2. Понятие социального института. Процесс институционализации и его этапы. Формальные и неформальные социальные институты. Явные и латентные функции социальных институтов. Социальные институты в современном белорусском обществе, их классификация.
3.Семья и брак как базовые социальные институты. Содержание и соотношение понятий «семья» и «брак» Типы семей, виды брака.
4. Современные тенденции в развитии семейно-брачных отношений.
Основные понятия: социальная организация, формальная социальная организация, неформальная социальная организация, социальный институт, институционализация, формальные и неформальные социальные институты, явные и латентные функции социальных институтов, семья, брак.
Рекомендуемая учебная литература к теме:
1. Бабосов, Е.М. Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов. / Е.М. Бабосов. — Минск: «ТетраСистемс», 2002. -С. 228-258.
2. Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учеб. пособие для студентов вузов. — 2-е изд., стереотип. — Минск: «ТетраСистемс», 2001.-С. 211-230.
3. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Центр, 2001. — С. 150 – 156, 156-159.
4. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. — 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Прометей, Юрайт, 1999.-С. 201 -215.
5. Смелзер Н. Социология. — М., 1994.
6. Гавра Д.П. Социальные институты // Социально-политический журнал. — 1998. -№ 2.
7. Глотов М.Б. Социальный институт: определение, структура, классификация // Социс. — 2003. — № 10.
8. Мертон Р.К. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль. Тексты. — М., 1996.
9.Колесникова Г.И. Социология и психология семьи : учебное пособие / Г. И. Колесникова. — Ростов н/Д : Феникс, 2007. — 508 с.
II. Выполните следующие задания:
1. Заполните таблицу «Функции и структурные элементы основных институтов общества»:
Функции | Институты | Основные роли | Физические элементы | Символические элементы |
Забота, выхаживание и воспитание детей |
|
|
|
|
Добывание пищи, одежды, жилья |
|
|
|
|
Поддержание законов, правил и стандартов |
|
|
|
|
Социализация людей, приобщение к базисным ценностям |
|
|
|
|
2. Укажите, принадлежат ли следующие понятия, явления стране, государству или обществу (поставьте знак + в соответствующей ячейке).
| Страна | Государство | Общество |
1. Суд |
|
|
|
2. Армия |
|
|
|
3. Поликлиника |
|
|
|
4. Законы |
|
|
|
5. Безработица |
|
|
|
6. Школа |
|
|
|
7. Философия |
|
|
|
8. Недра земли |
|
|
|
9. Благосостояние |
|
|
|
10. Семья |
|
|
|
11. Профсоюз |
|
|
|
12. Медицина |
|
|
|
3. Определите, к каким социальным субъектам относятся следующие социальные элементы:
| Социальные общности | Социальные группы | Социальные институты |
1. Молодежь |
|
|
|
2. Бригада |
|
|
|
3. Школа |
|
|
|
4. Государство |
|
|
|
5. Церковь |
|
|
|
6. Этнос |
|
|
|
7. Учителя |
| — |
|
8. Семья |
|
|
|
9. Очередь |
| — |
|
10. Врачи |
|
|
|
11. Правительство |
|
|
|
12. Горожане |
|
|
|
13. Класс в школе |
|
|
|
14. Болельщики |
| J. |
|
Поразмышляйте над следующими вопросами:
1. Почему институт семьи считается одним из базовых институтов в любом обществе?
2. Как вы считаете, какой из типов семьи доминирует в современном обществе? Почему?
3. Как вам кажется, современная белорусская семья становится все менее прочной или просто другой? Аргументируйте свой ответ.
4. Как вы думаете, неполные семьи так же хорошо справляются с воспитанием детей, как и полные? Почему?
5. Перечислите те изменения, которые претерпела семья как социальный институт в XX веке. Чем это вызвано?
6. Расскажите об основных направлениях современной демографической политики в нашей стране.
Темы рефератов или научных сообщений:
1. Развод, его причины и последствия.
2. Альтернативные формы семьи: неполные семьи, сожительство, гомосексуальные пары.
3. Семья и новые репродуктивные технологии.
Литература, рекомендуемая для более подробного изучения темы и для написания рефератов:
1. Культура семейных отношений. — М., 1985.
2. Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы, теории, методологии, методики. -М, 1989.
3. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. — М, 1979.
4. Шахотько Л.П. Население Республики Беларусь в конце XX века. — Минск, 1996.
Статьи:
Гаплинчик Т.И., Филинская Л.В., Воднева А.К., Соглаева Л.А., Веремеева Н.П. Проблемы супружеских отношений в современной семье // Социология. – 2008. — № 4 – с.108
Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи // Социс — 1995.-№ 10.
Зиновский В.И. Численность и основные социально-демографические характеристики населения Республики Беларусь по данным переписи населения 1999 г.// Социология. — 1999. — № 4.
Бубнов Ю. М., Ярощенко Н. В. Sex как зона риска для подростков // Социология. – 2001. — №: 2. – с. 69
Бурова С. Н. Гендерные аспекты подготовки молодежи к браку и семейной жизни // Социология. – 2000. — №: 4. – с. 37
Бурова С.Н. Молодая столичная семья в н. XXI века: ценность и социальный потенциал // Социология. – 2004. — №: 2. – с54
Бурова С. Н., Демидова А.В. Состояние института семьи в условиях трансформации белорусского общества // Социология. – 2008. — №2. – с.110
Лиин С.Д. Динамика внебрачной рождаемости в РБ // Социология. – 2004. — №: 2. — с.79
Соловьева Л. С. Одинокие матери как объект социальной работы // Социология. – 2001. — №: 4. – с. 85
Сурмач М.Ю. Ценностные установки студенческой молодёжи и проблемам семьи // Социология. – 2004. — №:3. — с.86
Сурмач М.Ю. Репродуктивные установки и репродуктивное поведение молодежи Беларуси // Социология. – 2008. — № 1. — с.145
Шахотько Д.В. Проблемы развития современной семьи в РБ // Социология. – 2005. — № 4. – с.55
Федотов Л.Н. Внеэкономический капитал и его роль в обществе // Социология. – 2006. — №2 – с.88
Дата добавления: 2015-08-28; просмотров: 360 | Нарушение авторских прав
mybiblioteka.su — 2015-2018 год. (0.021 сек.)
mybiblioteka.su
Презентация по обществознанию «Социальные институты» (11 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Социальные институты Д/З: § 2, вопросы 1-3,6, задания 5,6, письменно
2 слайд Описание слайда:Опрос д/з: План ответа «Социальная стратификация». Социальная мобильность. План ответа «Стратификация по Марксу и Веберу». Люмпены и маргиналы.
3 слайд Описание слайда:Родоначальник термина «социальный институт» Он подробно описал шесть типов социальных институтов: промышленный, профсоюзный, политический, обрядовый, церковный, домашний. Г.Спенсер
4 слайд Описание слайда:Словарь: Социальный институт (от лат. institutum — установление, учреждение) – 1) исторически сложившаяся форма организации людей, регулирующая их деятельность и удовлетворяющая потребности. 2) набор социальных ролей, моделей поведения, совокупность норм, его регулирующих.
5 слайд Описание слайда:Социальный институт форма организации совместной деятельности людей, исторически сложившаяся направленная на реализацию определенных функций в обществе, удовлетворение социальных потребностей цель устойчивая наличием цели характеризуется конкретными функциями Социальный институт Чупров Л.А. МОУ СОШ №3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края
6 слайд Описание слайда:Пять основных социальных института Фундаментальные потребности общества Потребность в воспроизводстве рода Потребность в безопасности и социальном порядке Потребность в добывании средств существования Потребность в передаче знаний, социализации подрастающего поколения Потребность в решении духовных проблем Основные социальные институты Институт семьи и брака Политические институты Экономические институты Институты образования Институт религии
7 слайд Описание слайда:Социальные институты
8 слайд Описание слайда:Основные комплексы социальных институтов Экономические институты Политические институты Социальные институты Институты в духовной сфере деньги собственность хозяйственные отношения банки биржи партии Правоохранительные органы Юстиция Армия Общественные движения семья брак опека Кровная месть материнство религия образование СМИ музеи библиотеки Чупров Л.А. МОУ СОШ №3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края
9 слайд Описание слайда:Неосновные социальные институты Институт семьи и брака содержит институты отцовства и материнства, родовой мести, имянаречения, побратимства и другие.
10 слайд Описание слайда:Неосновные социальные институты Институт политики содержит институты президентства, монархии, парламента, судов, правоохранительных органов и др.
11 слайд Описание слайда:Неосновные социальные институты Институт экономики содержит институты рынка, торговли, банковского дела, маркетинга и др.
12 слайд Описание слайда:Неосновные социальные институты Институт образования содержит институты науки, музеев, спорта, театров, библиотечного дела и пр.
13 слайд Описание слайда:Неосновные социальные институты Институт религии содержит институты папства, целибата, крещения, исповеди, инквизиции, монашества и др.
14 слайд Описание слайда:Словарь: Институционализация – это процесс закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, процесс образования социального института.
15 слайд Описание слайда:Этапы институционализации: Потребность, переросшая в цель. Социальные нормы. Система символов. Статусы и роли. Материальная база. Включение в общественные отношения, санкции. Пример на стр. 18 «Наука».
16 слайд Описание слайда:Историчность (возникают на определенном этапе развития общества, видоизменяются…)
17 слайд Описание слайда:Признаки социальных институтов 1. Совокупность лиц, занятых определенным видом деятельности и обеспечивающих в процессе этой деятельности удовлетворение определенной значимой для общества потребности.
18 слайд Описание слайда:Признаки социальных институтов 2. Символические культурные признаки – образы, представления об институте, отражающие его специфические черты в концентрированном виде. (обручальное кольцо, флаг, герб, крест и т.д.)
19 слайд Описание слайда:Признаки социальных институтов 3. Установки и образцы поведения. Например: Для семьи – ответственность, привязанность, почитание родителей; Для образования — тяга к знанию, прилежание; Для политики – верность клятве, послушание начальству.
20 слайд Описание слайда:Признаки социальных институтов 4. Утилитарные культурные черты — материальные воплощения социального института (здания, вещи, предметы). Например: Для образования — библиотеки, классы; Для экономики – фабрики, магазины, оборудование; Для семьи – квартира, мебель, дом, машина.
21 слайд Описание слайда:Признаки социальных институтов 5. Устные и письменные кодексы поведения — способ закрепления ролей и осуществления социального контроля. Например: Для государства – конституция, законы; Для бизнеса – контракты, лицензии, уставы.
22 слайд Описание слайда:Признаки социальных институтов 6. Идеология. Например: Для семьи – романтическая любовь, патриархат; Для бизнеса – монополии, свобода торговли, право на труд; Для религии – православие, католицизм, протестантизм, ислам, буддизм.
23 слайд Описание слайда:Признаки социальных институтов 7.Наличие учреждений, снабженных определенными материальными средствами.
24 слайд Описание слайда:Признаки социальных институтов 8.Четкое разграничение функций каждого из участников процесса, согласованность действий, высокий уровень регуляции и контроля.
25 слайд Описание слайда:Виды взаимосвязей институтов:
26 слайд Описание слайда:Функции социальных институтов
27 слайд Описание слайда:Словарь: Дисфункция – прекращение реализации главных функций и негативный характер скрытых функций.
28 слайд Описание слайда:Словарь: Инфраструктура (лат. infra — «ниже», «под» и лат. structura — «строение», «расположение») — комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов, составляющих и/или обеспечивающих основу функционирования системы.
29 слайд Описание слайда:Инфраструктура: Широкий смысл Узкий смысл Социальная инфраструктура — материальная база, обеспечивающая нормальную жизнедеятельность населения Экономическая инфраструктура: комплекс объектов и хозяйственных отраслей, обслуживающих производство: производственные помещения, склады, связь, транспорт и т.п. Социальная инфраструктура: объекты, необходимые для бытовой, досуговой деятельности человека, для его развития и поддержания здоровья: учреждения культуры, образования, здравоохранения
30 слайд Описание слайда:С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «институты общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об институтах общества. Образец задания ЕГЭ:
31 слайд Описание слайда:Ответ: Институт общества — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей. Примеры предложений: Выделяют экономические, политические, социальные институты, институты действующие в духовной области. Каждый институт общества характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями. Институты общества — сложное и разветвленное образование: внутри фундаментальных институтов существуют весьма отчетливые деления на более мелкие. С точки зрения организации общества ключевыми институтами являются: наследование, власть, собственность, семья и др. Образец задания ЕГЭ:
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДВ-254755
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru