Виды деятельности | Содержание деятельности | Формы контроля | Контрольные сроки | Результат (оценка и подпись учителя) |
Изучить | 1.1 Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции) 1.2 Мировоззрение, его виды и формы 1.3 Виды знаний 1.4 Понятие истины, её критерии 1.5 Мышление и деятельность 1.6 Потребности и интересы 1.7 Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность 1.8 Системное строение общества: элементы и подсистемы 1.9 Основные институты общества 1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры 1.11 Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки 1.12 Образование, его значение для личности и общества 1.13 Религия 1.14 Искусство 1.15 Мораль 1.16 Понятие общественного прогресса 1.17 Многовариантность общественного развития (типы обществ) 1.18 Угрозы XXI в. (глобальные проблемы) | Зачет по терминам | ||
Знать…. | 1.Знать и характеризовать системное строение общества, выделять особенности социальной системы, ее подсистемы и элементы, 2.Знать, характеризовать и анализировать виды и уровни человеческих знаний (уровни человеческих знаний, жизненный опыт, здравый смысл, паранаука) 3.Знать и характеризовать особенности общественного прогресса, анализировать его критерии, показать многообразие и неравномерность процессов общественного развития, подчеркнуть противоречивость общественного прогресса. 4.Знать и характеризовать типологию обществ с точки зрения разных авторов; 5.Знать и характеризовать сущность и особенности социального познания | Зачёт устный | ||
Выполнить письменно в тетради по подготовке к ЕГЭ | 1.Анализ критериев чувственного и рационального познания, типов мировоззрения, культур, институтов общества, видов искусства, типов общества. 2.Составить сравнительную таблицу критериев чувственного и рационального познания, типов общества, видов культур, деятельности человека и активности животного | Решение заданий 21 — 27 | ||
Уметь | 1.Составлять характеристику деятельности человека; видам деятельности; потребностям человека; основных институтов общества; 2.Анализировать социальную сущность деятельности человека | Решение заданий 21 — 27 | ||
Написать не менее 2 эссе в тетради по подготовке к ЕГЭ | 1.Эссе по теме «Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека». (А. Пьерон). 2. Социальная психология. «Человек немыслим вне общества» (Л. Толстой). 3. «Революции – варварский способ прогресса».( Ж. Жорес) 4. «Исторический путь — не тротуар Невского проспекта» (Н.Г. Чернышевский) 5. «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни» (В.Г. Белинский). 6. «В человеке заложена потребность счастья; стало быть, оно законно» (Л.Н.Толстой) 7. «Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации» (И.В.Гёте) 8. «Ценность религии определяется качеством морали, в ней заложенной» (Мишель Уэльбек) | Решение 29 вопроса | ||
Составить план ответа в тетради по подготовке к ЕГЭ | План ответа по теме «Образование», «Познание», «Общественный прогресс» | Решение 28 вопроса | ||
Дополнительно освоить и оформить в тетради по подготовке к ЕГЭ | Кластер (схема) по теме «Религия», «Искусство» Эссе по теме « «Создает человека природа, но развивает и образует его общество». (В.Г. Белинский) Эссе по теме Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов». (Ж.-Ж. Руссо) Эссе по теме Революции – варварский способ прогресса. (Ж.Жорес) | Решение 25 — 28 вопроса |
multiurok.ru
Виды деятельности | Содержание деятельности | Формы контроля | Контрольные сроки | Результат (оценка и подпись учителя) |
Изучить | 1.1 Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции) 1.2 Мировоззрение, его виды и формы 1.3 Виды знаний 1.4 Понятие истины, её критерии 1.5 Мышление и деятельность 1.6 Потребности и интересы 1.7 Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность 1.8 Системное строение общества: элементы и подсистемы 1.9 Основные институты общества 1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры 1.11 Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки 1.12 Образование, его значение для личности и общества 1.13 Религия 1.14 Искусство 1.15 Мораль 1.16 Понятие общественного прогресса 1.17 Многовариантность общественного развития (типы обществ) 1.18 Угрозы XXI в. (глобальные проблемы) | Зачет по терминам | ||
Знать…. | 1.Знать и характеризовать системное строение общества, выделять особенности социальной системы, ее подсистемы и элементы, 2.Знать, характеризовать и анализировать виды и уровни человеческих знаний (уровни человеческих знаний, жизненный опыт, здравый смысл, паранаука) 3.Знать и характеризовать особенности общественного прогресса, анализировать его критерии, показать многообразие и неравномерность процессов общественного развития, подчеркнуть противоречивость общественного прогресса. 4.Знать и характеризовать типологию обществ с точки зрения разных авторов; 5.Знать и характеризовать сущность и особенности социального познания | Зачёт устный | ||
Выполнить письменно в тетради по подготовке к ЕГЭ | 1.Анализ критериев чувственного и рационального познания, типов мировоззрения, культур, институтов общества, видов искусства, типов общества. 2.Составить сравнительную таблицу критериев чувственного и рационального познания, типов общества, видов культур, деятельности человека и активности животного | Решение заданий 21 — 27 | ||
Уметь | 1.Составлять характеристику деятельности человека; видам деятельности; потребностям человека; основных институтов общества; 2.Анализировать социальную сущность деятельности человека | Решение заданий 21 — 27 | ||
Написать не менее 2 эссе в тетради по подготовке к ЕГЭ | 1.Эссе по теме «Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека». (А. Пьерон). 2. Социальная психология. «Человек немыслим вне общества» (Л. Толстой). 3. «Революции – варварский способ прогресса».( Ж. Жорес) 4. «Исторический путь — не тротуар Невского проспекта» (Н.Г. Чернышевский) 5. «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни» (В.Г. Белинский). 6. «В человеке заложена потребность счастья; стало быть, оно законно» (Л.Н.Толстой) 7. «Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации» (И.В.Гёте) 8. «Ценность религии определяется качеством морали, в ней заложенной» (Мишель Уэльбек) | Решение 29 вопроса | ||
Составить план ответа в тетради по подготовке к ЕГЭ | План ответа по теме «Образование», «Познание», «Общественный прогресс» | Решение 28 вопроса | ||
Дополнительно освоить и оформить в тетради по подготовке к ЕГЭ | Кластер (схема) по теме «Религия», «Искусство» Эссе по теме « «Создает человека природа, но развивает и образует его общество». (В.Г. Белинский) Эссе по теме Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов». (Ж.-Ж. Руссо) Эссе по теме Революции – варварский способ прогресса. (Ж.Жорес) | Решение 25 — 28 вопроса |
multiurok.ru
Поурочный план по теме «Человек и общество» (8 класс)
Тема: Человек и общество.
Цель: способствовать формированию у учащихся четкого представления об обществе как сложной динамической системе и роли человека в обществе.
Учащиеся должны знать, что:
1) общество — есть продукт взаимодействия людей;
2) общество может существовать только там, где люди связаны друг с другом общими интересами;
3) общество включает в себя 4 основные сферы;
4) на сохранение целостности общества и регулирование разнообразных отношений между людьми направлены социальные нормы;
5) общество не стоит на месте, а постоянно развивается.
Учащиеся должны понимать, что такое:
1) общество;
2) основные сферы общественной жизни;
3) аграрное общество;
4) индустриальное общество;
5) постиндустриальное общество;
6) социальные нормы.
Учащиеся должны уметь:
1) характеризовать основные сферы жизнедеятельности людей;
2) объяснять смысл основных понятий;
3) объяснять отличие друг от друга социальных норм в форме дозволения, предписаний, запретов;
4) доказывать, что жизнь людей меняется при переходе от одной ступени развития к другой.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. Изучение нового материала.
ПЛАН
1. Что такое общество?
2. Основные сферы жизни общества.
3. Ступени развития общества.
Лекция учителя.
Во время лекции учитель предлагает учащимся ознакомиться со схемами и дописать их в тетради.
Общество является предельно сложной системой. Общественная жизнь динамична, у каждого народа своя особенная и неповторимая история. Все процессы общественной жизни взаимосвязаны.
К. Маркс и Ф. Энгельс характеризовали общество как сверхсложную саморазвивающуюся систему, общую для всех стран, находящихся на одинаковой стадии экономического развития.
Все компоненты общества определяются материальными, производственными отношениями, совокупность которых составляет базис, т. е. экономическую основу общества.
Герберт Спенсер рассматривал общество как объединение индивидов.
Э. Дюркгейм связал понимание общества с теорией ценностей. Общество есть автономная сфера бытия и развивается по собственным законам. Он отмечал тесную связь личности и общества.
О возникновении общества можно судить по тем следам жизни далеких предков, которые находят археологи. Но полной картины о происхождении человека и общества до сегодняшнего времени в науке нет.
Вызывает обоснованное возражение религиозная концепция о сущности и происхождении общества.
Попытки научного описания происхождения общества делались неоднократно:
1) Одна из них делалась в рамках марксистской орудийнотрудовой теории, согласно которой труд и членораздельная речь создали человека.
2) 3. Фрейд усматривал источник происхождения человека в обладании им совестью.
3) Й. Хейзинг видит в игровой деятельности фундаментальный принцип культуры, которая формирует человека.
4) Э. Кассирер считал, что человек не обладал природными данными, которые обеспечивали бы ему выживание. Шанс на выживание был дан человеку в его способности видеть приспособительное поведение других животных и подражать им.
5) Возникновение общества совпадает с возникновением человека; человек возник в результате длительной эволюции от обезьян австралопитекового типа.
Важнейшим фактором превращения животного стада в человеческое сообщество было формирование способности фиксировать в знаково-символической системе и передавать из поколения в поколение накопленный опыт. Система запретов и ограничений получали свое выражение не только в невербальных, но и постепенно формирующихся вербальных средствах коммуникации. Общение позволяло закреплять трудовые навыки. Запреты способствовали установлению норм общения, поведения и отношений между людьми и осознанию необходимости их соблюдения. Не имея шансов выжить вне коллектива, каждый его член соблюдал установленные нормы повседневного поведения.
Таким образом, общество складывалось как система совместной деятельности и взаимоотношений между людьми, обусловленных потребностями производства и воспроизводства их жизни и регулируемых обычаями, нормами и ценностями.
Общество — определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности.
Общество — конкретный этап в историческом развитии какого- либо народа или страны.
Общество — обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Общество характеризуется как динамическая саморазвиваю- щаяся система.
Задание. Прочитайте текст параграфа на с. 99-100; объясните, чем характеризуются ступени развития общества и как осуществляется переход от одной ступени развития к другой.
II. Закрепление.
1. Вопросы и задания
1. Выберите правильные утверждения.
а) Свобода человека состоит в его способности жить вне общества.
б) Нет человека — нет общества.
в) Каждое новое поколение включается в уже сложившиеся общественные отношения.
г) Жизнь общества не подвержена изменениям.
д) Знания, трудовые умения, нормы морали являются продуктами общественного развития.
2. Приведите в соответствие:
1) власть, государство, выборы президента, избирательное право;
2) производство материальных благ, финансы, банки, торговля;
3) классы, нации, первичные коллективы, неравенство;
4) театр, религия, наука, нравственные нормы, ценности.
а) духовная сфера;
б) социальная сфера;
в) экономическая сфера;
г) политическая сфера.
3. Назовите понятие, общее для приведенных ниже групп слов:
а) рабы, капиталисты, феодалы;
б) немцы, французы, русские;
в) палка-копалка, прялка, сверлильный станок.
(Ответ: классы, нации, орудия труда.)
4. Ниже приводится несколько определений общества. Внимательно прочтите их. Выявите общие признаки общества, которые повторяются в определениях. Выделите признаки, которые указаны в каком-либо одном определении.
1) «Общество — совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами жизни и деятельности». (Ожегов С. И., ШЬедова Н. Ю. Толковый словарь русского языка — М., 1992.)
2) «Общество в широком смысле — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле — исторически конкретный тип социальной системы (например, капиталистическое общество)». (Большой энциклопедический словарь. — М., 1991.)
3) «Общество — группа людей, создавшаяся благодаря целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности…». (Краткая философская энциклопедия. — М., 1994.)
4) «Общество -…в широком смысле: совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга…».(Современная западная социология: Словарь. — М., 1990.)
5) «Общество — исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессах их совместной деятельности». (Краткий словарь по психологии. — М., 1989.)
Какой из выделенных вами признаков вы считаете главным? Почему?
2. Работа с текстами.
Текст 1.
Один из основоположников русской и американской социологии Питирим Сорокин писал об обществе:
«Раз мы говорим об обществе, тем самым мы предполагаем наличность не одной единицы, не одного существа, а по меньшей мере нескольких. Единица общества не составляет. Значит, общество означает, прежде всего, совокупность нескольких единиц (индивидов, существ, особей). Теперь представим себе, что эти единицы (индивиды, особи) абсолютно закупорены и не имеют никаких сношений друг с другом. Будет ли в этом случае налицо общество? Очевидно, нет. Отсюда вывод: общество означает не только совокупность нескольких единиц (особей, индивидов и т. д.), но предполагает, что эти единицы не изолированы друг от друга, а находятся между собой в процессе взаимодействия, то есть оказывают друг на друга то или иное влияние, соприкасаются друг с другом и имеют между собой ту или иную связь. Иными словами, понятие общества не только предполагает наличность нескольких единиц, но и требует еще, чтобы эти единицы взаимодействовали между собой.
…Общество в смысле социологическом означает, прежде всего, совокупности людей, находящихся в процессе общения…
Действительно, присматриваясь к миру человеческого общения, мы видим людей, живущих совместно друг с другом; между ними ежесекундно возникают тысячи процессов взаимодействия, носящих психический характер: обмен идеями (религиозными, научными, обыденными, художественными образами и т. д.), обмен волевыми импульсами (общества и кооперации, в которые люди объединяются для достижения целей коммерческих, благотворительных, хозяйственных, моральных, научных и т. п.), обмен чувствами (на почве любви, сострадания, ненависти, при созерцании драмы, при религиозном обряде и т. д.)…». (Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992. — С. 27-29.)
Вопросы и задания:
1) Какой признак общества в приведенном отрывке находится в центре внимания? Подтвердите свою мысль цитированием текста.
2) Какие взаимодействия людей в обществе называет П. Сорокин? Приведите примеры взаимодействий, не названных в этом тексте.
3) Найдите среди определений, приведенных ранее, такие, которые ближе всего к определению П. Сорокина.
Текст 2.
Приведем характеристику общества, данную американским социологом Э. Шилзом:
«…Общество — это не просто совокупность объединившихся людей, изначальных и культурных коллективов, взаимодействующих и обменивающихся услугами друг с другом. Все эти коллективы образуют общество в силу своего существования под общей властью, которая осуществляет свой контроль над территорией, обозначеной границами, поддерживает и насаждает более или менее общую культуру. Именно эти факторы превращают совокупность относительно социализированных изначальных корпоративных и культурных коллективов в общество.
На каждой из составленных частей лежит печать принадлежности к обществу, именно к данному обществу, и ни к какому другому». (Американская социология. — М., 1992.)
Вопросы и задания:
1) Чем характеристика общества, данная Э. Шилзом, отличается от приведенной ранее характеристики, данной П. Сорокиным? Противоречат ли эти характеристики друг другу?
2) Какое утверждение, содержащееся в тексте параграфа «Человек и отношения в обществе», совпадает с характеристикой, данной Э. Шилзом?
3) Объясните, как вы понимаете последнюю фразу приведенного фрагмента.
Текст 3.
Характеристика общества, данная группой современных российских социологов:
«Общество — это сгусток связей и взаимодействий, сложившихся между людьми…
…Общество — это универсальный способ организации социальных связей и социального взаимодействия, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей людей, самодостаточный, саморегулирующийся и самовоспроизводящийся. Общество возникает по мере упорядочения, упрочения социальных связей, появления особых институтов, норм, поддерживающих и развивающих эти связи.
Несводимость общества к сумме индивидов составляет главную проблему его изучения. Неизбежно приходится отвлекаться от жизнедеятельности конкретных людей, чтобы за своеобразием и оригинальностью каждого человека не потерять того повторяющегося устойчивого, что связывает людей, заставляет действовать определенным способом, несмотря на самые яркие черты индивидуальности». (Основы социологии. -М., 1993 .- С. 257-261.)
Вопросы и задания:
1) Сравните приведенную характеристику общества с характеристикой, данной П. Сорокиным. Что общего и что отличного?
2) Сравните последний фрагмент с отрывком из работы Э. Шилза. Что общего и что отличного?
3) Можно ли считать, что последний фрагмент связывает приведенные тексты П. Сорокина и Э. Шилза? Объясните свое мнение.
Текст 4.
Общественные (социальные) отношения
1) Слово «отношения» толкуется как взаимозависимость, возникающая между людьми в процессе общей деятельности, при наличии общих интересов, встреч и т. д.; связи между кем-нибудь, возникающие при общении, контактах.
2) «Что бы мы ни делали, все это возможно только в системе определенных социальных отношений, и оно же есть результат этих отношений. Копаем ли мы землю на даче, стоим ли за станком, рисуем картины, пишем стихи, влюбляемся и женимся, ссоримся и разводимся и т. д. и т. д. — все это результат человеческих отношений, и только благодаря им возможны наши действия и существование человечества, человека как общественного существа и существование самого общества. Что бы человек ни делал, он, прежде всего, делает, строит, воспроизводит социальные отношение, и, наоборот, если человек в чем-либо преуспел — это означает, что, прежде всего, преуспел в человеческих отношениях». (Аверьянов Л. Я. Социология: что она знает и может. — М., 1993. — с. 61.)
3) Общественные отношения «выражают многообразные связи между классами, социальными группами, нациями, а также внутри их в процессе их экономической, социальной, политической, идеологической деятельности. В соответствии с этим основными видами общественных отношений являются: производственно-экономические, социально-классовые, социально-политические и правовые, национальные, социально-демографические, семейно-бытовые и социокультурные». (Общественная практика и общественные отношения. — М., 1989. — с. 97.)
4) Социальные (общественные) отношения — отношения между группами людей, занимающими разное положение в обществе, принимающими неодинаковое участие в его экономической, политической и духовной жизни, различающимися образом жизни, уровнем и источниками доходов, структурой личного потребления.
С одной стороны, социальные отношения — это взаимоотношения групп друг с другом, способные принимать характер дружественного сотрудничества или же конфликта (на основе совпадения или столкновения интересов этих групп).
С другой стороны, понятием «социальные отношения» характеризуется взаимное положение групп в обществе, то есть то содержание, которое вкладывается в понятие социальных различий.(См.: Краткий словарь по социологии. — М., 1989.)
Вопросы и задания:
1) Подумайте: являются ли межличностные отношения общественными отношениями? Являются ли общественные отношения межличностными?
2) Кто является участником общественных отношений?
3) Раскройте связь общественных отношений и деятельности.
Домашнее задание: § 17.
infourok.ru