Петр иванович зинченко – ЗИНЧЕНКО Петр Иванович это что такое ЗИНЧЕНКО Петр Иванович: определение — Психология.НЭС

Содержание

Петр Иванович Зинченко, психолог

Краткая биография

Петр Иванович Зинченко родился в $1903$ году 14 июля в селе Николаевском Волгоградской области. Не смотря на крестьянское происхождение, он окончил учительскую семинарию. Начиная с $1921$ года, Зинченко работал учителем, а в последствии инспектором школьного образования. Попытка поступить на педологический факультет МГУ с целью изучения психологии закончилась неудачей.

После прохождения службы в армии Зинченко в $1927$ году поступил в Харьковский институт социалистического воспитания.

Первой научной публикацией Петра Зинченко стала работа под названием «Харьковская педологическая школа и психология».

Замечание 1

Петр Зинченко активно занимался изучением памяти. Первые исследования по психологии памяти он выполнял под руководством Леонтьева. Предметом данных исследований были процессы воспроизведения и забывания школьных знаний. В $1936$ году Петр Иванович защитил кандидатскую диссертацию по данной теме. В это же время он начал преподавать психологию в Харьковском пединституте иностранных языков, где и работал до 1960 года.

Во время войны с $1941$ по $1945$ годы Зинченко находился в действующей армии. От рядового он дослужился до командира взвода саперов и заместителя командира роты.

После войны Зинченко стал неформальным лидером среди харьковских психологов. Петр Иванович организовал и сам возглавил в Харькове филиал открывшегося Киевского Института психологии.

Зинченко защитил докторскую диссертацию в $1958$ году. В $1960$ году он возглавил в ХГУ кафедру психологии и заведовал ею до своей смерти 17 февраля $1969$ года. К педагогической ориентации в этот период добавилось изучение проблематики инженерно-психологических исследований памяти, финансируемое оборонной промышленностью.

Вклад в развитие психологии

Зинченко четко обозначил новую теоретико-методологическую позицию, которая гласила, что психологические законы, в том числе и законы запоминания, не могут лежать вне реальной осмысленной деятельности субъекта по отношению к окружающей действительности.

Новый принцип — «принцип деятельности» выступил в качестве альтернативы принципам ассоциации и структуры.

По мнению Зинченко воспроизведение и забывание знаний может получить правильную характеристику только при условии их анализа в связи с процессом формирования личности, а также с развитием ее сознания и мышления и сознания.

В работах Зинченко были объединены личностный и деятельностный подходы. Это выразилось в следующих выводах:

  • процесс воспроизведения носит активный творческий характер, а не является обычным припоминанием и всплыванием представлений запечатленных при обучении;
  • повторение должно служить не только закреплению или восстановлению ранее полученных знаний, а их качественному преобразованию».

Замечание 2

Главная книга Зинченко — «Непроизвольное запоминание». Она посвящена произвольному запоминанию, умственным действиям, включая классификации и арифметические вычисления, сложному процессу понимания текста.

Основные положения концепции Петра Зинченко заключаются в следующем:

  • функция памяти заключается в избирательном закреплении индивидуального опыта и его дальнейшем использовании в жизни;
  • непроизвольное запоминание является одновременно продуктом текущей деятельности и результатом отвлечений от нее, то есть случайным запоминанием;
  • деление памяти на непроизвольную и произвольную должно быть основным, определяющим, так как эти процессы являются последовательными ступенями в развитии памяти ребенка;
  • у детей дошкольного возраста основное место в закреплении индивидуального опыта занимает именно непроизвольная память;
  • с появлением произвольной памяти непроизвольная память продолжает совершенствоваться;
  • непроизвольное запоминание является всегда опосредствованным;
  • центральной задачей школы является формирование у учеников навыков и умений произвольного мышления.

spravochnick.ru

Зинченко Петр Иванович



XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Петр Иванович Зинченко

Зинченко Петр Иванович (1903-1969) — советский психолог, специалист по
проблеме памяти. Биография. Получил педагогическое образование, работал учителем
и инспектором отдела народного образования. С 1932 г. работал в отделе
генетической психологии Украинской психоневрологической академии, затем — в
отделе педагогической психологии Украинского научно-исследовательского института
педагогики и на кафедре Харьковского педагогического института им. Г. С.
Сковороды. Доктор педагогических наук (1959). С 1960 г. — профессор Харьковского
университета. Исследования. В 1930-е гг. в рамках исследований, проводимых в
Харьковской психологической школе, занимался проблемами памяти, разработал
методы исследования произвольного и непроизвольного запоминания. Изучал
непроизвольную память в зависимости от содержания, структуры и мотивации
деятельности. Было показано, что непроизвольное запоминание — это продукт
целенаправленной деятельности и его нельзя сводить к непосредственному
запечатлению (к одностороннему воздействию предметов на органы чувств). В этих
исследованиях использовалась методика, основанная на работе с объектами,
включенными в деятельность, и с объектами, не включенными в деятельность, но
присутствующими в поле восприятия. Работа проводилась с изображениями тех или
иных предметов на карточках, в углу которых были написаны числа. Одной группе
испытуемых предлагалось классифицировать по определенному признаку изображенные
предметы. Другой группе давалась инструкция накладывать карточки на лист с
ячейками, обозначенными цифрами (как при игре в лото). Задача на вспоминание
давалась только после окончания взаимодействия с этими объектами. Было выявлено,
что и в том и в другом случае непроизвольное запоминание осуществлялось (для
разных возрастов — в разной пропорции), но лучше запоминалось то, что имело
отношение к цели деятельности, а не просто находилось в поле зрения, не будучи
включено в деятельность. Исследовал динамику забывания и воспроизведения
школьных знаний.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е
изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 204-205.


Далее читайте:

Зинченко Татьяна Петровна (1939-2001),
отечественный психолог, специалист по экспериментальной психологии.

Сочинения:

Непроизвольное запоминание. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.

Литература:

Бочарова С. П. Проблемы психологии памяти в грудах П. И. Зинченко
// Вопросы психологии. 1978. № 5.

 

 

www.hrono.info

Зинченко, Пётр Иванович — это… Что такое Зинченко, Пётр Иванович?



Зинченко, Пётр Иванович

(1903-1969)

   — психолог, д-р педагогических наук (1959), профессор (1960). Один из создателей теории деятельности. Разрабатывал проблемы памяти, в частности непроизвольного запоминания. З. развил применительно к памяти принцип единства сознания и деятельности, указав на возможность управления её развитием в процессе обучения.

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 359)

   (Викулина М.А. Личностно-ориентированный подход в педагогике: теоретическое обоснование и пути реализации. — Н. Новгород, 2004. С. 278)

   Ч33(2)7-8

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека.
2006.

  • Зинченко, Владимир Петрович
  • Зло

Смотреть что такое «Зинченко, Пётр Иванович» в других словарях:

  • Зинченко, Пётр Иванович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Зинченко. Пётр Иванович Зинченко (12 июля 1903, Николаевск, ныне Волгоградской обл.,  17 февраля 1969, Харьков)  советский психолог, представитель харьковской школы психологии …   Википедия

  • Зинченко Пётр Иванович — (12 июля 1903, Николаевск, ныне Волгоградской обл., 17 февраля 1969, Харьков) советский психолог, представитель Харьковской школы психологии. Содержание 1 Биография 2 Научная деятельность …   Википедия

  • ЗИНЧЕНКО Пётр Иванович — [1(14).7. 1903, слобода Николаевская, ныне г. Николаевск Волгоградской обл., 17.2.1969, Харьков, психолог, д р пед. наук (1959), проф. (1960). Окончил Харьковский ин т нар. образования (1930). С 1921 работал учителем, с 1932 в разл. уч. и науч.… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Зинченко — Зинченко  украинская фамилия. Мужчины: Зинченко, Александр Алексеевич (1957 2010)  украинский политик. Зинченко, Алексей Павлович (р. 1937)  советский и российский экономист сельского хозяйства, член корреспондент ВАСХНИЛ (с… …   Википедия

  • Зинченко Петр Иванович — (1903–1969) украинский психолог, автор работ по психологии памяти, трактуемой им с позиции деятельностного подхода («О забывании и воспроизведении школьных знаний», 1939). На этой основе исследовал проблемы непроизвольного запоминания,… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Зинченко, Татьяна Петровна — Зинченко Татьяна Петровна (1939 2001) советский и российский психолог, специалист по экспериментальной и когнитивной психологии. Представитель семейной династии психологов (отец Пётр Иванович Зинченко, брат Владимир Петрович Зинченко). Содержание …   Википедия

  • ЗИНЧЕНКО Петр Иванович — (1903 69), психолог, доктор педагогических наук (1959), профессор Харьковского университета (с 1960). Основные труды по проблемам памяти, разработал новые методы экспериментальных исследований непроизвольного и произвольного запоминания …   Энциклопедический словарь

  • ЗИНЧЕНКО Петр Иванович — (1903 69) психолог, доктор педагогических наук (1959), профессор Харьковского университета (с 1960). Основные труды по проблемам памяти, разработал новые методы экспериментальных исследований непроизвольного и произвольного запоминания …   Большой Энциклопедический словарь

  • Зинченко Петр Иванович — (1903 1969) советский психолог. В 30 е гг. в рамках исследований, проводимых в Харьковской психологической школе , разрабатывал проблемы памяти, в частности непроизвольного запоминания . Пришел к заключению, что непроизвольное запоминание имеет… …   Психологический словарь

  • Зинченко Петр Иванович — (12.7.1903, Николаевск, ныне Волгоградской области, 17.2.1969, Харьков), советский психолог, доктор педагогических наук (1959). Окончил Харьковский институт народного образования (1930), работал в научно исследовательских институтах и вузах… …   Большая советская энциклопедия

pedagogical_dictionary.academic.ru

Петр Иванович Зинченко, психолог

Здравствуйте, читатели и наши постоянные посетители!
Наша команда специалистов рада приветствовать на образовательном портале, где мы оказываем помощь в вопросах, связанные с самыми популярными дисциплинами, такими как русский язык, физика, психология и т.д. Вас интересует, какую роль и вклад в развитие современной психологии внес Петр Иванович Зинченко? Буду ждать вашего ответа.
 
В начале хочется отметить, что психология многоступенчатая и многоуровневая. И для того, чтобы ее усвоить наиболее эффективно, рассмотрим следующие понятия, к которым мы будем обращаться по мере разбора сегодняшней темы: ЛИЧНОСТЬ, ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ, ПСИХОЛОГ.  

  1. ЛИЧНОСТЬ – это относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.
  2. ПСИХОЛОГИЯ – это сложная и многоуровневая наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека, а также группы людей.
  3. ТЕОРИЯ – это учение, система идей или принципов. Является совокупностью обобщённых положений, образующих науку или её раздел.
  4. ПСИХОЛОГ – это такой специалист в области практической психологии.

 
Кто же такой Петр Иванович Зинченко? Какой вклад он внес? И чем так прославился в отечественной и зарубежной психологии?
Зинченко Петр Иванович – это современный психолог, с середины 1930-х годов разрабатывал теоретически и экспериментально деятельностный подход в психологии памяти. Так, в 1960 году основал и возглавлял до своей кончины кафедру психологии в Харьковском университете. Стоит отметить, что наиболее крупные достижения психолога связаны с изучением возрастного развития непроизвольной и произвольной памяти. Его первые экспериментальные работы предшествовали первым публикациям А. Н. Леонтьева, именно в которых излагались основные понятия и положения психологического анализа деятельности.
 
Так, на основе теории деятельности Зинченко Петр Иванович открыл и исследовал целый ряд мнемических эффектов:

  1. эффект интерференции мнемической и «познавательной» задач;
  2. структурно-деятельностный эффект;
  3. негативный эффект;
  4. «эффект генерации».

 
Стоит дополнить к этой теме, что последняя его работа, «эффект генерации» можно рассматривать как вариант структурно-деятельностного эффекта и, по справедливости, должен называться «эффектом Зинченко». На этом наше сегодняшнее занятие подошло к завершению. Полагаю, что вы смогли подчеркнуть для себя что-то полезное. Если же остались какие-то незатронутые вопросы, помните, что Вы всегда можете задать волнующий вас вопрос, наша команда будет рада его рассмотреть и обосновать.
Удачи и успехов!

ru.solverbook.com

Зинченко Петр Иванович



XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Петр Иванович Зинченко

Зинченко Петр Иванович (1903-1969) — советский психолог, специалист по
проблеме памяти. Биография. Получил педагогическое образование, работал учителем
и инспектором отдела народного образования. С 1932 г. работал в отделе
генетической психологии Украинской психоневрологической академии, затем — в
отделе педагогической психологии Украинского научно-исследовательского института
педагогики и на кафедре Харьковского педагогического института им. Г. С.
Сковороды. Доктор педагогических наук (1959). С 1960 г. — профессор Харьковского
университета. Исследования. В 1930-е гг. в рамках исследований, проводимых в
Харьковской психологической школе, занимался проблемами памяти, разработал
методы исследования произвольного и непроизвольного запоминания. Изучал
непроизвольную память в зависимости от содержания, структуры и мотивации
деятельности. Было показано, что непроизвольное запоминание — это продукт
целенаправленной деятельности и его нельзя сводить к непосредственному
запечатлению (к одностороннему воздействию предметов на органы чувств). В этих
исследованиях использовалась методика, основанная на работе с объектами,
включенными в деятельность, и с объектами, не включенными в деятельность, но
присутствующими в поле восприятия. Работа проводилась с изображениями тех или
иных предметов на карточках, в углу которых были написаны числа. Одной группе
испытуемых предлагалось классифицировать по определенному признаку изображенные
предметы. Другой группе давалась инструкция накладывать карточки на лист с
ячейками, обозначенными цифрами (как при игре в лото). Задача на вспоминание
давалась только после окончания взаимодействия с этими объектами. Было выявлено,
что и в том и в другом случае непроизвольное запоминание осуществлялось (для
разных возрастов — в разной пропорции), но лучше запоминалось то, что имело
отношение к цели деятельности, а не просто находилось в поле зрения, не будучи
включено в деятельность. Исследовал динамику забывания и воспроизведения
школьных знаний.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е
изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 204-205.


Далее читайте:

Зинченко Татьяна Петровна (1939-2001),
отечественный психолог, специалист по экспериментальной психологии.

Сочинения:

Непроизвольное запоминание. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.

Литература:

Бочарова С. П. Проблемы психологии памяти в грудах П. И. Зинченко
// Вопросы психологии. 1978. № 5.

 

 

www.hrono.ru

ЗИНЧЕНКО Пётр Иванович — это… Что такое ЗИНЧЕНКО Пётр Иванович?



ЗИНЧЕНКО Пётр Иванович

[1(14).7. 1903, слобода Николаевская, ныне г. Николаевск Волгоградской обл., — 17.2.1969, Харьков, психолог, д-р пед. наук (1959), проф. (1960). Окончил Харьковский ин-т нар. образования (1930). С 1921 работал учителем, с 1932 в разл. уч. и науч. учреждениях Харькова (до 1936 в Укр. НИИ педагогики, Все-укр. психоневрология, акад.; с 1960 в Харьковском ун-те). 1-я науч. публикация «Харьковская пед. школа и психология» («Коммунистич. воспитание», 1934, № 10) была направлена на преодоление механи-стич. подхода к психол. проблематике, к-рый наметился в педологии. 3. — один из создателей теории деятельности. Разрабатывал проблемы памяти, в частности непроизвольного запоминания. 3. развил применительно к памяти принцип единства сознания и деятельности, указав на возможности управления её развитием в процессе обучения.

Соч.: О забывании и воспроизведении шк. знаний, «Науч. зап. Харьковского гос. пед. ин-та иностр. языков», 1939, т. 1; Вопросы психологии памяти, в кн.: Психол. наука в СССР, т. 1, М, 1959, Непроизвольное запоминание, М, 1961.

Лит.: П. И. Зинченко. Некролог, ВП, 1969. № 3

 

Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия».
Под ред. В. Г. Панова.
1993.

  • ЗИНЧЕНКО Владимир Петрович
  • ЗНАМЕНСКИЙ Петр Алексеевич

Смотреть что такое «ЗИНЧЕНКО Пётр Иванович» в других словарях:

  • Зинченко, Пётр Иванович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Зинченко. Пётр Иванович Зинченко (12 июля 1903, Николаевск, ныне Волгоградской обл.,  17 февраля 1969, Харьков)  советский психолог, представитель харьковской школы психологии …   Википедия

  • Зинченко Пётр Иванович — (12 июля 1903, Николаевск, ныне Волгоградской обл., 17 февраля 1969, Харьков) советский психолог, представитель Харьковской школы психологии. Содержание 1 Биография 2 Научная деятельность …   Википедия

  • Зинченко, Пётр Иванович — (1903 1969)     психолог, д р педагогических наук (1959), профессор (1960). Один из создателей теории деятельности. Разрабатывал проблемы памяти, в частности непроизвольного запоминания. З. развил применительно к памяти принцип единства сознания… …   Педагогический терминологический словарь

  • Зинченко — Зинченко  украинская фамилия. Мужчины: Зинченко, Александр Алексеевич (1957 2010)  украинский политик. Зинченко, Алексей Павлович (р. 1937)  советский и российский экономист сельского хозяйства, член корреспондент ВАСХНИЛ (с… …   Википедия

  • Зинченко Петр Иванович — (1903–1969) украинский психолог, автор работ по психологии памяти, трактуемой им с позиции деятельностного подхода («О забывании и воспроизведении школьных знаний», 1939). На этой основе исследовал проблемы непроизвольного запоминания,… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Зинченко, Татьяна Петровна — Зинченко Татьяна Петровна (1939 2001) советский и российский психолог, специалист по экспериментальной и когнитивной психологии. Представитель семейной династии психологов (отец Пётр Иванович Зинченко, брат Владимир Петрович Зинченко). Содержание …   Википедия

  • ЗИНЧЕНКО Петр Иванович — (1903 69), психолог, доктор педагогических наук (1959), профессор Харьковского университета (с 1960). Основные труды по проблемам памяти, разработал новые методы экспериментальных исследований непроизвольного и произвольного запоминания …   Энциклопедический словарь

  • ЗИНЧЕНКО Петр Иванович — (1903 69) психолог, доктор педагогических наук (1959), профессор Харьковского университета (с 1960). Основные труды по проблемам памяти, разработал новые методы экспериментальных исследований непроизвольного и произвольного запоминания …   Большой Энциклопедический словарь

  • Зинченко Петр Иванович — (1903 1969) советский психолог. В 30 е гг. в рамках исследований, проводимых в Харьковской психологической школе , разрабатывал проблемы памяти, в частности непроизвольного запоминания . Пришел к заключению, что непроизвольное запоминание имеет… …   Психологический словарь

  • Зинченко Петр Иванович — (12.7.1903, Николаевск, ныне Волгоградской области, 17.2.1969, Харьков), советский психолог, доктор педагогических наук (1959). Окончил Харьковский институт народного образования (1930), работал в научно исследовательских институтах и вузах… …   Большая советская энциклопедия

pedagogicheskaya.academic.ru

Зинченко, Петр Иванович — это… Что такое Зинченко, Петр Иванович?

(1903–1969)

   Российский психолог, основатель кафедры психологии Харьковского университета, один из создателей Харьковской психологической школы.

   Получив среднее педагогическое образование, З. с 1921 г. работал учителем и инспектором отдела народного образования. В 1930 г. окончил Харьковский институт народного образования, а в 1933 г. — аспирантуру при Украинском научно-исследовательском институте педагогики. С 1933 г. З. успешно работает в различных научно-исследовательских и учебных заведениях, с 1960 г. — становится профессором Харьковского университета, где по его инициативе была организована кафедра психологии и психологическая лаборатория.


Его первые исследования были проведены в Украинском научно-исследовательском институте педагогики и во Всеукраинской психоневрологической академии (1932-1936 гг.) под руководством А. Н. Леонтьева.

   В области психологии памяти З. открыл и разработал новую самостоятельную проблему — проблему непроизвольного запоминания. Им было опубликовано более 100 экспериментальных и теоретических исследований, в которых раскрывались многие важнейшие закономерности человеческой памяти и рассматривались возможности управления ее развитием.

   В 1936 г. З. защитил кандидатскую диссертацию на тему «О забывании и воспроизведении школьных знаний«. Заслугой З. является обоснование гипотезы о смысловом характере непроизвольной памяти, ее зависимости от содержания и характера деятельности человека разработка оригинальной, принципиально новой методики исследования процессов запоминания. Сформулированный Л. С. Выготским и А. Н. Леонтьевым принцип единства психики и деятельности был теоретически разработан и экспериментально доказан З. применительно к психологии памяти.

   В 1959 г. З. защитил докторскую диссертацию на тему «Непроизвольное запоминание«, в 1961 г. выходит его монография «Непроизвольное запоминание«, удостоенная премии им. К. Д. Ушинского. Это капитальный труд, обогативший психологию новыми фактами и закономерностями, имеющими важное значение для понимания природы процессов памяти и для практики обучения. Идеи и факты, изложенные в этой книге, изменили постановку проблемы памяти в психологической теории и практике обучения, стали общепризнанными и вошли во все новые учебники психологии. Эти идеи имеют значение также и для разработки некоторых задач в области инженерной психологии и бионики. З. являлся членом Научного совета по бионики МВССО СССР.

   Под руководством З. сотрудниками кафедры проводились исследования по проблемам общей и инженерной психологии: оперативной памяти, структуры мнемического действия, процессов памяти и кодирования информации, объема памяти в связи с количеством и ценностью информации. В 1965 г. под редакцией З. издан сборник трудов кафедры «Проблемы инженерной психологии«, а в 1969 г. — сборник «Проблемы психологии памяти«.

   Другая важнейшая область, в которой велись исследования под руководством З. — это проблема повышения эффективности обучения и продуктивности памяти в обучении. Созданная под его руководством лаборатория психологии обучения стала признанным центром пропаганды психологических знаний среди учителей. В 1968 г. издан сборник «Проблемы памяти и обучения«.

   Проведенные З. исследования закономерностей памяти обусловили постановку и ряда других новых проблем: сравнительного изучения функциональных механизмов непроизвольного и произвольного запоминания, кратковременной и долговременной памяти с целью выявления оптимальных способов управления памятью человека.

Кто есть кто в российской психологии.
2011.

ross_psihologists.academic.ru

Author: alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о