Егэ по литературе 15 задание – Презентация «Методика работы над заданиями с развёрнутым ответом 8-15,9-16 (ЕГЭ по литературе)» — Другое — ЕГЭ — Методическая копилка — Международное сообщество педагогов «Я

Разбор задания №15 ЕГЭ по литературе |


Анализ поэзии


Пятнадцатое задание ЕГЭ по литературе – первое из двух заданий, связанных с анализом стихотворных произведений, построенных по аналогии с заданиями 13 и 14. В нем экзаменующемуся необходимо дать ответ на один вопрос, связанный с приведенным стихотворением, относящимся к любому из периодов с 18 по конец 20 веков. Автором стихотворения может быть не только известный поэт, но и тот, чьим произведениям не уделяется много внимания на уроках литературы. Вопросы могут быть различными: к какому виду лирики относится стих, как в нем передается определенная тема, как средства выразительности помогают автору раскрыть тему стиха, что обозначают те или иные слова лирического героя. Как видно, для того, чтобы не потерять баллы на этом задании, нужно хорошо разбираться в русской поэзии, знать ее виды и применяемые в ней художественные средства выразительности. Ограничений по объему ответа нет, однако в идеале он должен состоять из 4-7 предложений.

Система оценок

Критерии оценивания данного задания абсолютно идентичны с критериями проверки задания №13:

  1. Глубина приводимых суждений, убедительность аргументов. Если дан прямой и связный ответ на вопрос с опорой на позицию автора и указанием убедительно аргументированной собственной позиции, анализ текста не подменяется его пересказом, а фактические ошибки полностью отсутствуют – ставят 3 балла. Если же не все положения ответы имеют аргументацию, либо в нем допущена 1 фактическая ошибка – можно рассчитывать на 2 балла. 1 балл ставят в том случае, если нет опоры на позицию автора, обоснование высказанных положений звучит неубедительно, анализ текста иногда подменяется пересказом его сюжета, либо допущено 2 фактические ошибки. В случаях отсутствия ответа, полной подмены анализа пересказом сюжета либо наличии 3 и более фактических ошибок ученик получает 0 баллов по данному критерию.
  2. Соблюдение речевых норм. При отсутствии речевых ошибок либо наличии одной ученик получает 1 балл за этот критерий, при наличии двух и более ошибок – 0.

Разборы типовых вариантов заданий №15 ЕГЭ по литературе


Первый вариант задания

Элегия

Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье.

Но, как вино — печаль минувших дней

В моей душе чем старе, тем сильней.

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь,

И может быть — на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной.

А. С. Пушкин, 1830

Как содержательно соотносятся между собой первая и вторая строфы стихотворения А. С. Пушкина «Элегия»?

Стихотворение является собой размышления лирического героя на тему быстротечности жизни. Его мысли грустны: прошла молодость и ее «угасшее веселье», а грядущее «сулит труд и горе». Об этом лирический герой рассуждает в первой строфе стихотворения. Но во второй строке он говорит о том, что несмотря на все будущие невзгоды и волнения в жизни все-таки «будут наслаждения», а в сочетании забот и радостей проявляется вся жизнь. Можно сказать, что строфы стихотворения контрастируют друг с другом и построены по принципу антитезы. Вторая строфа именно за счет контрастности первой придает всему стихотворению жизнеутверждающий настрой.


Второй вариант задания

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слёзы,

И заря, заря!..

А. А. Фет, 1850

Какие особенности романтической поэзии нашли своё выражение в стихотворении А. А. Фета «Шёпот, робкое дыханье…»?

Стихотворения Афанасия Фета очень часто пропитаны атмосферой романтизма. Поэт необычайно искусно передает мгновенные ощущения и состояние природы и лирических героев, создавая некий идеальный мир, в котором всюду царят красота и гармония. Для этого он использует характерные для романтической поэзии приемы метафоры («в дымных тучках пурпур розы…»), многочисленные эпитеты (робкое дыхание, милое лицо, волшебные изменения). Романтические чувства и переживания лирического героя передаются, в том числе, с помощью союза «и» в последней строфе – «И лобзания, и слёзы, И заря, заря!..», а описание природы в первой строфе стихотворения показывают, что лирический герой умеет видеть природную красоту и наслаждаться ей. Все это – основные черты романтической поэзии.


Третий вариант задания

Дай выстрадать стихотворенье!

Дай вышагать его! Потом,

Как потрясённое растенье,

Я буду шелестеть листом.

Я только завтра буду мастер,

И только завтра я пойму,

Какое привалило счастье

Глупцу, шуту, бог весть кому, —

Большую повесть поколенья

Шептать, нащупывая звук,

Шептать, дрожа от изумленья

И слёзы слизывая с губ.

Д.С. Самойлов, 1968

В чём, по мысли Д. С. Самойлова, заключается высокая миссия поэта?

Тема поэта, поэзии и их предназначения довольно популярна в русской классической литературе – к ней обращались А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, В. М. Маяковский. Высшая миссия поэта – доносить до людей правду, находить отклик в их душах. Затронул эту тему и Д. С. Самойлов, который радуется своему дару и считает, что его нужно использовать для того, чтобы писать о своем поколении, о своем времени, невзирая на все трудности. Об этом поэт говорит в последней строфе стихотворения.

spadilo.ru

вопрос № 15 / Содержание блога / Статьи о подготовке к ЕГЭ и ОГЭ на Ege-Merlin.ru

Как мы уже не раз отмечали, задание 15 КИМ ЕГЭ по литературе относится к заданиям, на которые необходимо дать развернутый ответ.

Нам даётся текст, в данном случае поэтический, и этот текст необходимо проанализировать. Анализ должен быть таким, чтобы это было полезно для написания развернутого ответа, поэтому необходимо сначала прочитать вопрос.

Текст: «Памятник» Г. Р. Державин
Наш вопрос
15. Каким чувством проникнуто обращение поэта к «музе»?

Подробный разбор задания и пример развернутого ответа вы можете посмотреть на видео.

Как работать с таким заданием?

Во-первых, нужно изучить критерии оценивания:

Во-вторых, на основе критериев составить план развернутого ответа (мини-сочинения)

ПЛАН

  1. Прямой ответ на вопрос;
  2. Авторский замысел;
  3. 2-3 тезиса с доказательствами из текста.

Даём прямой ответ на вопрос

Чтобы дать ответ на вопрос: «Каким чувством проникнуто обращение поэта к «музе»»? – нам нужно найти это обращение поэта к «музе».

О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.

Последний катрен (четверостишие) и есть обращение поэта.

Необходимо провести смысловой и художественный анализ четверостишия.

АНАЛИЗ

Для большей убедительности необходимо указать место выделенного четверостишия во всем стихотворении. Для этого, мы захватим для анализа и предыдущий катрен.

Чувством гордости за свой поэтический труд и торжественным настроением проникнуто последнее четверостишие поэта, в котором он и обращается к музе.

Сформулируем авторский замысел

Г. Р. Державин, как один из ярких представителей классицизма, следуя традициям оды, передает торжественное и возвышенное обращение к музе.

Объединяем ответ, авторский замысел и анализ

15. В пятом катрене стихотворения «Памятник» Г. Р. Державин, как один из ярких представителей классицизма, следуя традициям оды, передает торжественное и возвышенное обращение к музе.

С одной стороны, муза для поэта – это величественная античная богиня. На это указывают – восклицательный знак при обращении и призыв «возгордись». Образ музы-богини отчетливо передается в третьей строке эпитетами «непринужденной рукой, неторопливой». С другой стороны, для Г. Р. Державина муза – это воплощение его поэзии, что отчетливо прослеживается во второй и четвертой строках. Его поэзия «справедливая» заслуга, которая должна просуществовать вечность – «чело своей зарей бессмертия венчай»

Чувством гордости за свой поэтический труд и торжественным настроением проникнуто последнее четверостишие поэта, в котором он и обращается к музе.

ege-merlin.ru

задание 15

16,09.2017 — Сборник рассказов И.Курамшиной «Сыновний долг», в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

 

09.05.2017 — Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей! Подробнее >>

 

16.04.2017 — В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц! Подробнее >>

 

16.04.2017 — На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ  работа по написанию  нового блока сочинений по текстам ОБЗ. Смотреть вот здесь >>

 

25.02 2017 — На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБЗ. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

 

28.01.2017 — На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>

 

28.01.2017 — Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.

 

22.01.2017 — Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе всего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел! Количество участников ограничено.

 

15.01.2017ВАЖНО!!! На сайте размещены 35 аудиозаписей из ОБЗ ФИПИ для написания сжатого изложения на реальном экзамене в 2017 году >>

ВСЕ НОВОСТИ (архив новостей сайта) >>

 

xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai

Задания 8-9,15-16: поговорим? | Сайт о русском языке, литературе и…о Санкт-Петербурге. Всё об итоговом сочинении, ЕГЭ и ОГЭ.

В ЕГЭ по литературе эти задания предполагают создание небольшого связного текста на поставленные вопросы.

Прямой ответ – прямой вопрос, ничего лишнего. И в этом их огромное преимущество перед заданием 17, которое все же несколько «размыто».

Боле того, в этих заданиях перед вами текст, и это значительно упрощает вашу задачу. Даже если вы НИЧЕГО не знаете ни о проблеме, ни о теме произведения, то из текста все равно хоть что-то можно вытянуть, если уметь немного думать над прочитанным.

Задания 8 и 15: говорю, что вижу

8 и 15 задания проверяют степень владения навыком анализа текста эпических, драматических и лирических произведений.

Напомню, что анализ – это метод комплексной работы с художественным текстом, конечной целью которого является глубокое понимание авторской позиции. Причем чем глубже, тем лучше.

В эпическом и драматическом произведении это сделать сложнее, сложнее, чем в лирике, потому в задании 8 вопрос сформулирован предельно четко и на него надо ответить так же.

Что я имею в виду? А вот следующее.

  • Сначала прочитайте внимательно вопрос и найдите ключевые слова. Обычно это вопрос КАК? Это значит, что вы должны ответить на вопрос, каким путем идет автор и что при этом использует. Вопросы КАК проявляется…, КАК показывается… предполагают то же самое.
  • Что может изображаться или показываться? А вот тут авторы КИМов поступили очень умно. И вот что я имею в виду. В демоверсии задание сформулировано так: КАК НАМЕЧАЕТСЯ и дальше ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ… Тут авторам можно только поаплодировать. Почему? Да потому, что они предусмотрели еще один вариант проверки: надо, как минимум, знать, КАКОЙ основной конфликт в романе «Отцы и дети».

Конечно, понятно, что конфликт между отцами и детьми, а если будет роман с не столь очевидным названием?

Поэтому совет: перед экзаменом повторите основные проблемы, конфликты, вспомните системы образов, идеи основных произведений. Сойдет любое пособие по литературе для подготовки к экзаменам. Лучше всего в таблично-схематичном виде (чувствую, как в мою сторону летят тапки коллег!).

  • Обратите внимание на глагол-сказуемое в задании. Если НАМЕЧАЕТСЯ, то вы должны искать именно начало конфликта, причем во всем.

Если ИЗОБРАЖАЕТСЯ, то больше говорите о средствах автора (и не только о метафорах, эпитетах,  а и о других: диалогах, описаниях и так дальше – словом, обо всем, где так или иначе проявляется, выражается позиция автора).

После того как вы это для себя определили, вспомнили проблематику, конфликт, героев и идеи, приступайте к анализу отрывка и созданию текста. Он должен быть коротким, состоять из 10-15 предложений. В этом заключена определенная трудность, так как писать кратко сложнее, чем «длинно».

А теперь попробуйте передать содержание этих предложений. Правда, сложно для понимания?

Ваш ответ должен состоять из 10-15 предложений, потому надо писать лаконично и точно.

Вот к этому вы и должны стремиться.

Как этого добиться?

Не надо писать текст, как акын в степи, подряд и все. Надо продумать его структуру.

Структура вашего ответа

  • На черновике напишем вопрос-задание.
  • Найдем в тексте ответ(ы).
  • Запишем их в черновике в виде структурированного списка.
  • Сделаем связки между предложениями.
  • Запишем вывод.
  • Проверим, соответствует ли вывод вопросу.

Так текст приобретет структуру и четкость, как следствие.

Разберем это на примере демоверсии ЕГЭ по литературе 2015

Задание № 8.

  1. Как в данном эпизоде «Отцов и детей» намечается конфликт произведения? (Проблема-вопрос).
  2. Идея: конфликт намечается с первых страниц романа, причем проявляется не только в разговорах, а и в другом: манерах, портрете, поведении героев.
  3. Доказательства: в портрете Павла и даже Прокофьича подчеркнута аккуратность, изящество, щегольство (Павел), одежда Базарова подчеркнуто демократична («балахон», который брезгливо принимает Прокофьич).
  4. Павел не подает руки Базарову, а с племянником расцеловался, но сначала подал руку, подчеркнув тем самым «чужеродность» гостя в его среде. В нем говорит дворянский снобизм, в Базарове же грубоватые манеры и абсолютное пренебрежение и к аристократизму, и к его носителям. Они непременно сойдутся в непримиримой схватке, что мы увидим в дальнейшем.

Вот после такой работы приступите к созданию связного текста, перенеся идею в конец.

Теперь о лирике

Лирика – это род литературы, в котором выражаются эмоции и чувства автора, и их совокупность в конкретном произведении называется лирическим героем.

Чаще всего вас и просят раскрыть особенности лирического героя или рассказать о чувствах.

Они могут выражаться напрямую («ЛЮБЛЮ грозу вначале мая…», «И СКУЧНО, и ГРУСТНО…», «Я НЕ ЛЮБЛЮ, когда мне лезут в душу, тем более, когда в нее плюют…»).

Второй способ – через лирические средства, употребленные автором: характер эпитетов, например, или метафоры: «Гой ты, Русь моя РОДНАЯ!» — эпитет. «В заветных ладанках не носим на груди, о ней навзрыд стихи не сочиняем…» — помимо всего еще и синтаксический параллелизм.  Использование определенной лексики (высокой или просторечной): «Се вид Отечества, лубок…», «Борис у Глеба в морду просит…».

Вот и ищите это в стихотворении, определив его тему. У нас в демоверсии – все известная «Россия» А.Блока.

  • Прямое выражение чувства: «Слезы первые любви», «Тебя жалеть я не умею, но крест свой бережно несу».
  • «Непрямое» выражение: уверенность в будущем Родины («не пропадешь, не сгинешь ты»), восхищение («прекрасные черты»), сопоставление с прекрасной женщиной («да плат узорный до бровей»), пронзительность картин России («когда звенит тоской острожной глухая песня ямщика»).
  • Автор не просто любит свою Россию, но готов разделить с ней крестный путь, который, он уверен, далеко еще не закончен.

И последнее…

Сравните:

«Василиса Прекрасная была замечательной хозяйкой, умной, красивой, доброй. Она помогала Ивану Царевичу во всем. Это один из самых привлекательных образов в русском фольклоре».

«В Василисе Прекрасной, одном из самых привлекательных образов русских сказок, воплощены те черты, которые народ высоко ценил в женщине: трудолюбие, сметливость, доброту, любовь к семье и дому, верность и преданность».

Есть разница?

Это называется уровень изложения и уровень обобщения, и в критериях этого нет, но!… старайтесь делать обобщения на высоком уровне, вам ведь есть что сказать миру?

Это задание просто отличное: оно проверяет и знание литературных произведений в целом, и знание культурного контекста, и вашу эрудицию.

Вам понадобиться не только умение определять проблемы, идеи, но и видеть разницу авторов в подходах к изображаемому.

В целом к этому заданию можно готовиться по книжкам, которые содержат таблично-схематичное изложение литературных произведений и краткий их анализ. Круг проблем в литературе, особенно в лирике, ограничен, что значительно упрощает вашу задачу.

Можно потренироваться. Например, в лирике:

  • тема любви;
  • тема Родины;
  • тема поэта и поэзии;
  • тема природы;
  • круг проблем философской лирики: жизнь и смерть, временное и вечное, жизнь духа, добро и зло и т.д.

А потом посмотрите, у каких поэтов встречаются эти темы и кратко уложите в голове их идеи. Как? Не знаю, но все же попробуйте. Потом определите разницу.

То же самое можно проделать и с эпосом.

Сколько произведений нужно привести? Два. Причем одно из них может быть того же автора.

Структура ответа

Такой-то (автор) в своем произведении поднимает проблему … К той же проблеме обращаются в своих произведениях…

Автор … утверждает, что…, а …  говорит то же (или не то же, в зависимости от решения проблемы).  Помните, что здесь НЕ НАДО доказывать ничего, сосредоточьтесь на самой проблеме-идее, иначе ваш ответ будет бесконечным.

В заключение хочу сказать, что к проблеме …. Обращались многие авторы, но каждый находил свое решение и писал о том, что ближе ему как поэту и человеку.

Успеха!

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ

на Ваш сайт.

samarus-school.ru

Цикл сочинений (8-9,15-16) на досрочном ЕГЭ по литературе.

Материалы к тесту

ССЫЛКА НА ТЕСТ >>  

Задание 8.

Почему намерение Манилова отдать души безвозмездно произвело на Чичикова столь сильное впечатление?

Во-первых, намерение Манилова безвозмездно отдать мертвые души произвело на Чичикова сильное впечатление, так как от другого человека он такого никак не ожидал! Не ожидал потому, что сам Чичиков никогда бы на такое великодушие не пошел.

Во-вторых, герой, задумавший продавать по спискам мертвые души как живых крестьян, понял: его план работает!Его ждет великое обогащение! От радости и удивления он «произвел даже скачок по образцу козла», «наговорил…благодарностей», пролил слезу счастья. 

 Задание 9.

 В каких произведениях русской классики изображены герои, способный на благородные, бескорыстные поступки, и в чем состоит отличие этих героев от Манилова?

В русской литературе существует немало персонажей, которые, подобно гоголевскому Манилову, поступали благородно.

 В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» изображено множество героев, способных на  бескорыстные поступки. И Наташа Ростова, уговорившая мать и отца отдать подводы для раненых, и Пьер Безухов с Андреем Болконским, пожертвовавшие немало средств для улучшения жизни крестьян, несомненно, являются такими персонажами. Однако они сильно отличаются от наивного, инфантильного Манилова, решившего даром отдать Чичикову мертвые души. Если Наташа, Пьер, князь Андрей — герои положительные, на протяжении романа ищущие свое жизненное предназначение, совершающие благородные поступки по велению сердца, то гоголевский персонаж — ленивый, ничтожный человек, безвозмездно отдавший Чичикову мертвые души  из-за своей барской беспечности.

На благородные, бескорыстные поступки способны и герои романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Например,  Родион Раскольников, живущий в нищете, отдал последние гроши почти не знакомой ему бедствующей семье Мармеладовых. Однако бывший студент значительно отличается от богатого, сытого барина Манилова: первый совершил бескорыстный поступок из-за чувства сострадания, желания помочь окружающим людям, а второй — из-за своей наивности и беспечности.

Задание 15.

Какую роль в раскрытии главной мысли стихотворения играет образ дождя?

Образ дождя в стихотворении А. А. Тарковского помогает раскрыть главную мысль произведения. Ночной дождь, который «стучит о крышу», навевает воспоминания о прошлом лирического героя и его избранницы, о времени, когда «капли дождевые» сопровождали пару влюбленных в «ненастный» день  их первой встречи. 

На лице спутницы в тот день светились, «как слезы, капли дождевые», словно предвещающие «безумства»(читаю:»горе»), которые предстоит пережить возлюбленным.

В финале стиха лирический герой и его возлюбленная не могут «друг другу … помочь»: ее нет рядом. Героя переполняют чувства грусти, тоски, передать которые помогает образ непрекращающегося дождя, «всю ночь» льющего «слезы».

Задание 16.

В каких произведениях отечественной любовной лирики присутствуют картины природы, и в чем эти произведения можно сопоставить со стихотворением А. А. Тарковского?

 «Ночной дождь» А.А. Тарковского не единственное произведение отечественной любовной лирики, в котором присутствуют картины природы. 

«Трели соловья», ручей, пурпурная заря сопровождают влюбленных в стихотворении А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…» .Образы живой природы сливаются с шепотом, лобзаниями героев, помогая выразить их внутреннее состояние . Однако если в стихотворении А.А. Фета изображено свидание двух влюбленных, то в произведении А.А. Тарковского представлены лишь навеянные ночным дождем воспоминания лирического героя о его любви.

Неразлучны картины природы с образами  героев и в стихотворении Б.Л.Пастернака «Зимняя ночь». Однако если в стихе А.А. Тарковского дождь помогает передать душевное состояние лирического героя, то в произведении Б.Л. Пастернака зимние картины природы: «метель», снежная мгла — противопоставлены страсти, «жару соблазна» которые испытывают влюбленные.

Вика

Добавить комментарий

xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai

Критерии ЕГЭ по литературе » Незнайка — ЕГЭ, ОГЭ, ВПР 2019 и Итоговое сочинение

Обновленные критерии на 2018-2019 уч. год


Оценка выполнения заданий 8 и 15, требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений


Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).

Если по Критерию 1 («Соответствие ответа заданию») ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 выставляется 0 баллов.

Если по Критерию 2 («Привлечение текста произведения для
аргументации») ставится 0 баллов, то по Критерию 3 («Логичность
и
соблюдение речевых норм») работа не оценивается, в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 по Критерию 3 выставляется 0 баллов.

 















КритерийБаллы
1. Соответствие ответа заданию
а) Ответ на вопрос дан
и свидетельствует о понимании текста
приведённого фрагмента/стихотворения, авторская позиция не
искажена
2
б) Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не
позволяет судить о понимании текста приведённого
фрагмента/стихотворения, и/или авторская позиция искажена
1
б) Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей0
2. Привлечение текста произведения для аргументации

а) Для аргументации суждений текст привлекается на уровне
анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов,
микротем, деталей
и т.п., фактические ошибки отсутствуют

2

б) Для аргументации текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании,
И/ИЛИ допущены одна фактическая ошибка

1

в) Суждения не аргументированы текстом произведения,
И/ИЛИ допущено две и более фактические ошибки

0
3. Логичность и соблюдение речевых норм
а) Отсутствуют логические, речевые ошибки2

б) Допущено не более одной ошибки каждого вида: логическая и/или речевая (суммарно не более двух ошибок)

1

в) Допущено две или более ошибок одного вида независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов

0
Максимальный балл6

Оценка выполнения заданий 9 и 16, требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений

 

Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его
содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может
ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли
экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).

Критерии 1 и 2 («Сопоставление первого выбранного произведения с
предложенным текстом» и «Сопоставление второго выбранного
произведения с предложенным текстом») являются основными. При
оценивании последовательность примеров для сопоставления определяется
их последовательностью в работе экзаменуемого.

Если по
обоим критериям 1 и 2
ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в
«Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 выставляется 0 баллов.

Если по критерию 3 («Привлечение текста произведения для
аргументации») ставится 0 баллов, то по критерию 4 («Логичность и
соблюдение речевых норм») работа не оценивается, в «Протокол проверки
ответов на задания» бланка № 2 по критерию 4 выставляется
0 баллов.

Выполняя задание, экзаменуемый самостоятельно подбирает для
контекстного сопоставления два произведения (допустимо обращение к
другому произведению автора исходного текста). При указании автора
инициалы необходимы только для различения однофамильцев и
родственников, если это существенно для адекватного восприятия
содержания ответа (например, Л.Н. Толстой и А.К. Толстой, В.Л. Пушкин
и А.С. Пушкин). 

neznaika.info

Цикл сочинений (8-9,15-16) на досрочном ЕГЭ по литературе.

Материалы к тесту

ССЫЛКА НА ТЕСТ >>  

Задание 8.

Почему намерение Манилова отдать души безвозмездно произвело на Чичикова столь сильное впечатление?

Во-первых, намерение Манилова безвозмездно отдать мертвые души произвело на Чичикова сильное впечатление, так как от другого человека он такого никак не ожидал! Не ожидал потому, что сам Чичиков никогда бы на такое великодушие не пошел.

Во-вторых, герой, задумавший продавать по спискам мертвые души как живых крестьян, понял: его план работает!Его ждет великое обогащение! От радости и удивления он «произвел даже скачок по образцу козла», «наговорил…благодарностей», пролил слезу счастья. 

 Задание 9.

 В каких произведениях русской классики изображены герои, способный на благородные, бескорыстные поступки, и в чем состоит отличие этих героев от Манилова?

В русской литературе существует немало персонажей, которые, подобно гоголевскому Манилову, поступали благородно.

 В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» изображено множество героев, способных на  бескорыстные поступки. И Наташа Ростова, уговорившая мать и отца отдать подводы для раненых, и Пьер Безухов с Андреем Болконским, пожертвовавшие немало средств для улучшения жизни крестьян, несомненно, являются такими персонажами. Однако они сильно отличаются от наивного, инфантильного Манилова, решившего даром отдать Чичикову мертвые души. Если Наташа, Пьер, князь Андрей — герои положительные, на протяжении романа ищущие свое жизненное предназначение, совершающие благородные поступки по велению сердца, то гоголевский персонаж — ленивый, ничтожный человек, безвозмездно отдавший Чичикову мертвые души  из-за своей барской беспечности.

На благородные, бескорыстные поступки способны и герои романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Например,  Родион Раскольников, живущий в нищете, отдал последние гроши почти не знакомой ему бедствующей семье Мармеладовых. Однако бывший студент значительно отличается от богатого, сытого барина Манилова: первый совершил бескорыстный поступок из-за чувства сострадания, желания помочь окружающим людям, а второй — из-за своей наивности и беспечности.

Задание 15.

Какую роль в раскрытии главной мысли стихотворения играет образ дождя?

Образ дождя в стихотворении А. А. Тарковского помогает раскрыть главную мысль произведения. Ночной дождь, который «стучит о крышу», навевает воспоминания о прошлом лирического героя и его избранницы, о времени, когда «капли дождевые» сопровождали пару влюбленных в «ненастный» день  их первой встречи. 

На лице спутницы в тот день светились, «как слезы, капли дождевые», словно предвещающие «безумства»(читаю:»горе»), которые предстоит пережить возлюбленным.

В финале стиха лирический герой и его возлюбленная не могут «друг другу … помочь»: ее нет рядом. Героя переполняют чувства грусти, тоски, передать которые помогает образ непрекращающегося дождя, «всю ночь» льющего «слезы».

Задание 16.

В каких произведениях отечественной любовной лирики присутствуют картины природы, и в чем эти произведения можно сопоставить со стихотворением А. А. Тарковского?

 «Ночной дождь» А.А. Тарковского не единственное произведение отечественной любовной лирики, в котором присутствуют картины природы. 

«Трели соловья», ручей, пурпурная заря сопровождают влюбленных в стихотворении А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…» .Образы живой природы сливаются с шепотом, лобзаниями героев, помогая выразить их внутреннее состояние . Однако если в стихотворении А.А. Фета изображено свидание двух влюбленных, то в произведении А.А. Тарковского представлены лишь навеянные ночным дождем воспоминания лирического героя о его любви.

Неразлучны картины природы с образами  героев и в стихотворении Б.Л.Пастернака «Зимняя ночь». Однако если в стихе А.А. Тарковского дождь помогает передать душевное состояние лирического героя, то в произведении Б.Л. Пастернака зимние картины природы: «метель», снежная мгла — противопоставлены страсти, «жару соблазна» которые испытывают влюбленные.

Вика

Добавить комментарий

xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai

Author: alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о