Периодизация новой истории – 1. Понятие и периодизация новой истории

1. Понятие и периодизация новой истории

1. Понятие и периодизация новой истории. Генезис капитализма в Европе к XVII в. и его особенности в различных европейских регионах. Сдвиги в социально-экономической, политической, идеологической и духовной жизни Европы.

Понятие «новая история» связывают с именем Жана Бодена. Он предложил поделить историю на историю древнего мира, историю средних веков и новое время. В его понимании «новая история» это то, что пришло на смену средним векам.

Вообще «новая история» — это период зарождения буржуазных (капиталистических) отношений.

После 1500 в Европе начинает складываться новая европейская цивилизация. Европа устремляется в отрыв от Азии. Ведь Европа смогла перенять капиталистические отношения в большей степени чем Азия.

Центр хозяйственной жизни Европы переместился из Средиземноморья в северо-восточную Европу. Эти страны оказались наиболее готовы к восприятию буржуазных отношений. М.А. Барг вводит термин «степень готовности» к восприятию капиталистических отношений.

Развитие капитализма в Европе шло неравномерно и к концу XVII в. выделилось 4 региона:

1. страны, где активно развивались буржуазные отношения, мануфактурная стадия развития капитализма (Англия, Голландия).

2. Капиталистический уклад появился, но был подчинен феодальным структурам (Франция, ряд государств Германии, Швеция).

3. Страны, где зародились капиталистические отношения, но были придушены феодальной реакцией (Северная Италия, Испания, Португалия, Юго-Западная Германия).

4. Регион крепостничества (Россия, Польша, Чехия, Германия за Эльбой).

В этот период в Китае к власти приходит Маньчжурская династия, туда начинают проникать европейцы. Япония устанавливает режим самоизоляции. Из Индии были вытеснены португальцы, при этом там господствует империя Великих монголов. Сильным государством остается Иран, который постоянно ведет борьбу с Турцией. Мощь же самой Османской империи к XVII в. уменьшается. В Америке идет активная экспансия.

К середине XVII в. складывается экономическое единство мира и ключевую роль в этом играет Европа.

Единой периодизации новой истории не существует. Даже есть мысль о том, что не нужно стремиться к научной периодизации новой истории.

В СССР была принята следующая периодизация:

1640-1917 эта периодизация основана на словах Маркса о том, что революция это локомотив истории.

1-й этап — 1640-1870

2-й этап — 1871-1917.

В 1934 вышел 1й учебник новой истории в СССР, в замечаниях на этот учебник и была формулирована эта периодизация.

Но возник вопрос, с какой истории следует начинать новую историю. Маркс говорил, что АБР, а Энгельс, что только французская революция уничтожила феодализм сразу и одним ударом.

В начале 30-х гг. XX в. выделились две точки зрения:

* Косминский настаивал на том, что новую историю нужно начинать с АБР.

* Волгин, Тарле — говорили, что новая история начинается с ВФБР.

Спор был закончен с вмешательством Сталина, который поддержал Косминского. В 60-е гг. Ревуненков попытался вернуться к пересмотру периодизации, но безуспешно.

В середине 90-х гг. в журнале «Новая и новейшая история» была опубликована периодизация Садовой и Козенко. Они отметили несколько недостатков в марксисткой периодизации:

1. деление на 2 части, где рубежом была Парижская коммуна, а она никак не повлияла на ход событий в Европе.

2. Империализм не оказался последней стадией капитализма.

Они попытались совместить формационный и цивилизационный подходы:

1640(1649)-1789(1815)

1789(1815)-1914(1923).

Разница между этапами в степени зрелости капитализма.

В ответ на их публикацию собрался круглый стол в Пскове, который поддержал их в критике советской периодизации. На этом круглом столе решили, что начинать новую историю нужно с конца XV — начала XVI в. Это принято во всем мире, также и считали дореволюционные российские историки. Ведь зарождение капитализма длительный процесс, зачатки его появились до АБР и он не стал господствующим после нее.

В XVI в. происходят ВГО, которые очень сильно повлияли на мировоззрение европейцев. Также проходит Реформация, которая производит идеологические изменения в умах европейцев. В науке на смену гелиоцентрической системе приходит геоцентрическая. В XVI-XVII вв. проходит научная революция, в науке зарождается скептицизм.

studfiles.net

Понятие новейшая история. Периодизация новейшей истории, источники, основные этапы становления современного мира.


Стр 1 из 2Следующая ⇒

Вопросы к экзамену по истории

Понятие новейшая история. Периодизация новейшей истории, источники, основные этапы становления современного мира.

Новейшая история – это условный термин для периода XX века от 1918 года до современности.

В СССР началом Новейшей истории считали Октябрьскую революцию. Ход истории понимали как противостояние капитализма и социализма с усилением последнего. Сейчас Новейшую историю делят на три периода. Первый – от конца Первой мировой войны до начал Второй мировой (1918-1939). Иногда за начало Новейшей истории принимают рубеж XIX-XX веков. Он включает послевоенный кризис (1918-1923) всех сфер жизни, период стабилизации (1924-1929), период мирового экономического кризиса (1929-1933) и период кануна войны, который сопровождал усилением нацистской Германии (1933-1939). В период 1918-1939 предпринята первая попытка создания общемировой политико-правовой системы – Версальско-Вашингтонской.

Второй период включают Вторую мировую войну (1939-1945).Третий период 1945-1991 характеризуется биполярным миром – США и СССР. Развиваются межгосударственные организации (ООН, НАТО). Происходит понимание глобальных экологических проблем, и делаются шаги к их преодолению.

Источниковая база Новейшей истории обширна. Это официальные правительственные документы, законы, нормативные акты, делопроизводственные документы. Другая категория источников имеет личное происхождение – дневники, письма и воспоминания людей. Технологический прогресс XX века дал возможность использовать как источники фотографии, аудио- и видеозаписи, кинохронику тех лет.

 

Международные отношения накануне Второй мировой войны. Внешняя и внутренняя политика европейских стран.

В 1933 году в Германии у власти оказались нацисты. В том же году Она заключила с Италией, Англией и Францией договор о сотрудничестве под эгидой Лиги наций. Но отказ Гитлера участвовать в работе комиссии по разоружению и выход Германии из Лиги наций привел к отмене договора. Но Англия и Францию продолжали политику умиротворения Германии.

В 1930-е Германии осуществляла давление на Австрию, стараясь ее подчинить. В 1934 они гарантировали неприкосновенность австрийских границ. В 1935 Германия, нарушив мирный договор, ввела всеобщую воинскую повинность. В том же году состоялась конференция по Германии. Франция и Италия осудили действия Германии, но Англия поддерживала Германию. Две этих страны заключили договор о морских вооружениях, который позволил Германии расширить строительство флота.

В 1936 был заключен союз между Италией и Германией. Причиной его была агрессия Италии в Северной Африки. Муссолини нужна была поддержка Гитлера. Он признал захват Италией Абиссинии, и обе страны сформировали общую линию в отношении гражданской войны в Испании. В ноябре 1936 к союзу подключилась Япония, и три страны заключили т.н. «Антикоминтерновский пакт». Через год Италия вышла из Лиги наций, так сформировался блок, противостоящий действующей системе международных отношений.

В 1938 Германия захватила Австрию, а австрийские войска пополнили армию Германии. В сентябре 1938 прошла Мюнхенская конференция по вопросу Чехословакии. По ее итогам Чехословакия должна была уступить Германии Судетскую область.

США. В 1930-е годы поддерживали принцип изоляционизма – отказ от сотрудничества с любыми странами Европы. В 1935 году был принят закон о нейтралитете. Он запрещал продажу оружия, амуниции и предоставление займов любой из воюющих стран. В 1939 году Германия расчленила Чехословакию на два государства и поставила под свой контроль. Затем Германия разорвала договор с Англией, Италия начала вторжение в Албанию. В мае 1939 году Германия и Италия заключили «Стальной пакт» о союзе в случае войны.

Во внутренней политике Великобритания придерживалась протекционизма. Это помогло развитию аграрного сектора. У власти была консервативная группировка Чемберлена. В 1932 начата программа перевооружения армии.

Во Франции в 1936 у власти оказалось левое объединение Народный фронт. «Матиньонские соглашения» между Всеоб­щей конфедерацией французских промышленников и объединен­ной Всеобщей конфедерацией труда – 40-часовая рабочая неделя, оплачиваемые отпуска, обязательные коллективные договоры. Новый виток экономического кризиса привел к краху Народного фронта.

 

Советский Союз накануне Второй мировой войны.

В 1928-1937 годы в СССР были проведены две первые пятилетки по развитию экономики. Первая была выполнена досрочно к в 1933 году. В ходе нее были созданы авиационное строение, тракторостроение, автомобильная промышленность. В ходе 2-й пятилетки (1933-1937) в СССР открылось более 4500 новых предприятий. Промышленные предприятия строили в национальных окраинах: Казахстан стал центром химической промышленности, цветной металлургии и добычи угля, трикотажные и текстильные комбинаты ввели в строй в Ташкенте, Баку и Бухаре.

Рост промышленности был связан с перевооружением армии. К 1935 году в РККА было больше 7700 танков, 6500 самолетов, появились зенитки. Численность армии к 1937 году составила 1.5. миллиона человек. В 1936 году образован Наркомат оборонной промышленности.

В 1929 году началась массовая коллективизация и раскулачивание. 10% бывших кулаков отправляли в лагеря. Нежелание крестьян работать в колхозах и совхозах вынуждало их переселяться в город, но в 1932 году это было ограничено паспортной системой. В 1933-1937 годы коллективизация была завершена. Было раскулачено около 750 тыс. хозяйств. В около 200 тыс. хозяйствах владельцы сами продали имущество и переселились в город.

В 1936 году была принята Конституция СССР. Согласно ей, высшим органом власти был – Верховный Совет СССР. Она состояла из палат – Совет Союза и Совет Национальностей, который формировался из союзных и автономных республик.

Внешняя политика. Заключение договоров о ненападении с Прибалстийскими странами, Финляндией и Польшей в 1932 году, в 1933 – с Италией. В 1934 году СССР вошел в Лигу наций и установил дипломатические контакты с большинством европейских стран. В это время шло укрепление Германии и разрушение Версальской системы. В 1936-1939 году СССР поддерживал испанских республиканцев в гражданской войне. Добровольцы сражались в интербригадах.

На Востоке – ожидание конфликта с Японией. В 1934 – договор о взаимопомощи с Монголией, в 1937 – с Китаем. СССР помогал Китаю в войне с Японией, в Китае было более 3500 советников и военспецов из СССР.

В апреле 1939 года советское правительство предложило договор о взаимопомощи Англии и Франции. Заключить договор не удалось. 23 августа 1939 – Советско-германский пакт о ненападении. Секретный протокол к нему предполагал разделение сфер влияния в Европе.

 

Структурный экономический кризис 1970г. начала 1980гг.

Начало кризису положил «нефтяной шок» 1973 года. Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) подняла цены за баррель до 11 долларов вместо прежних 3. ОПЕК продолжала такую политику и увеличила цену за баррель к 1984 году второе. Рост цен на нефть вызвал убытки, сокращение промышленного производства, уменьшению инвестиций. Он стимулировал переориентацию промышленной базы стран Запада.

Кризис грянул через год после нефтяного шока. Рост цен на нефть вызвал рост стоимости продукции почти всех хозяйственных отраслей. В США промышленные показатели упали на 15%, во Франции и Италии на 14%. Стала расти безработица.

В 1976-1979 продолжился рост экономики западных стран, но его темпы составляли около 2,4 % в год. В 1979 году после Иранской революции ОПЕК повысила цены на нефть вдвое и вызвала новый шок. В 1980-1981 рост производства вновь снизился. От повторного шока пострадали развивающиеся страны.

От последствий кризиса выиграли Европа, США и Япония. В США было отменено золотое обеспечение доллара. Кризис заставил искать новые методы развития, стимулировал компьютеризацию. Во многих странах сменилась политическая верхушка.

 

Вопросы к экзамену по истории

Понятие новейшая история. Периодизация новейшей истории, источники, основные этапы становления современного мира.

Новейшая история – это условный термин для периода XX века от 1918 года до современности.

В СССР началом Новейшей истории считали Октябрьскую революцию. Ход истории понимали как противостояние капитализма и социализма с усилением последнего. Сейчас Новейшую историю делят на три периода. Первый – от конца Первой мировой войны до начал Второй мировой (1918-1939). Иногда за начало Новейшей истории принимают рубеж XIX-XX веков. Он включает послевоенный кризис (1918-1923) всех сфер жизни, период стабилизации (1924-1929), период мирового экономического кризиса (1929-1933) и период кануна войны, который сопровождал усилением нацистской Германии (1933-1939). В период 1918-1939 предпринята первая попытка создания общемировой политико-правовой системы – Версальско-Вашингтонской.

Второй период включают Вторую мировую войну (1939-1945).Третий период 1945-1991 характеризуется биполярным миром – США и СССР. Развиваются межгосударственные организации (ООН, НАТО). Происходит понимание глобальных экологических проблем, и делаются шаги к их преодолению.

Источниковая база Новейшей истории обширна. Это официальные правительственные документы, законы, нормативные акты, делопроизводственные документы. Другая категория источников имеет личное происхождение – дневники, письма и воспоминания людей. Технологический прогресс XX века дал возможность использовать как источники фотографии, аудио- и видеозаписи, кинохронику тех лет.

 


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

содержание и периодизация. Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события]

Понятие «новая история»: содержание и периодизация

Термин «новая история» появился в европейской общественно-политической мысли еще в эпоху Возрождения, когда, осмысливая пути развития человеческой цивилизации, мыслители-гуманисты предложили трехчленное деление истории. Это понятие прочно закрепилось в исторической науке, хотя его содержание постоянно уточнялось и трансформировалось. К настоящему моменту под новой историей понимают процесс становления и утверждения буржуазных отношений в качестве основы западной цивилизации.

Всякий процесс, разворачивающийся во времени, имеет свою периодизацию, которая отражает изменения в сущностных характеристиках изучаемого явления. В нашем случае речь идет об эволюции западной цивилизации на стадии перехода от «традиционного» к «индустриальному» обществу, или, используя более привычную для отечественной исторической науки терминологию, на стадии превращения буржуазных отношений в определяющий фактор общественного прогресса.

Историки различных школ существенно расходятся между собой в интерпретации этого процесса, а отсюда и споры по поводу периодизации новой истории. Как правило, ее начало связывают с английской революцией, вспыхнувшей в середине XVII в. и ставшей ярким симптомом кризиса «старого порядка». Сложнее с определением верхней границы периода новой истории. В советской историографии господствовала точка зрения, согласно которой период новой истории закончился в 1917 г., когда в России произошла революция, открывшая новую эру в развитии человечества. При этом историки отталкивались от разработанной В. И. Лениным теории империализма. Он утверждал, что на рубеже XIX–XX вв. буржуазное общество в своем развитии достигло такого уровня, когда сложились все предпосылки для перехода к более совершенному и справедливому типу организации общества – социализму. Революция в России, по его мнению, как раз и открыла эту новую эпоху.

Надо сказать, что, разрабатывая свою теорию, В. И. Ленин опирался на многие вполне реальные факты. Перед западной цивилизацией тогда стояло немало сложных, трудноразрешимых проблем, и ее дальнейшие перспективы были весьма туманны. Скорый «закат» западной (буржуазной) цивилизации предсказывали в то время не только марксисты. Другое дело, что реальная жизнь оказалась гораздо сложнее и многообразнее, чем это представлялось в начале XX века. Появились новые факторы, которые никем не прогнозировались и которые оказали исключительно серьезное воздействие на развитие западной цивилизации. Выяснилось, что, с одной стороны, буржуазное общество отнюдь не исчерпало резервов для дальнейшего прогресса, а с другой, реализация на практике социалистической идеи оказалась делом гораздо более сложным, чем это казалось идеологам этого течения.

Естественно, все это серьезно осложнило решения казавшегося совсем недавно предельно ясным вопроса о датировке верхней границы новой истории. На наш взгляд, черту, отделяющую новую историю от новейшей, следует провести на рубеже XIX–XX вв., когда западная цивилизация подошла к своеобразной исторической развилке: ей предстояло либо найти пути для постепенной адаптации к новым условиям, либо резко изменить вектор своего развития и перейти в принципиально иное качественное состояние. Ниже мы попытаемся показать узловые моменты эволюции западной цивилизации с того момента, когда она вступила на путь буржуазного прогресса, и вплоть до того, как достигла той исторической развилки, о которой говорилось выше.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Лекции по истории. Новейшая история, периодизация, характеристики периода. Политическая карта мира ХХ века.

Лекция 1. 1 Новейшая история, периодизация, характеристики периода. Политическая карта мира ХХ века. Россия на карте мира

Цель: дать представление о периодизации периода новейшая история. Сформировать представление о политической карты мира и положения России на этой карте.

Основные понятия: новейшее время, интербеллум, холодная война, Великая депрессия.

1.1.Новейшее время — период в истории человечества с 1918 года по нынешнее время. В советской историографии господствовала точка зрения, согласно которой началом новейшего времени считался 1917 год, когда в России произошла социалистическая революция.

1918—1939; 2. 1939—1945; 3. 1945—1991; 4. 1991 — Настоящее время. Для обозначения периода с 1918 по 1939 год, то есть промежутка между Первой и Второй мировыми войнами обычно используется термин Интербеллум.

Основные события: Ряд буржуазно-демократических и социалистических революций в России и других странах. Создание СССР, построение социализма. Великая депрессия в США и ряде Европейских стран (Англия, Франция). Основные изобретения: Полиграф (1921) Тепловоз (1923) Телевидение (1925) 1939—1945.

Основные события: 1 сентября 1939 — 2 сентября 1945 — Вторая мировая война, Великая Отечественная война в СССР, унесшая, по разным подсчетам, жизни от 50 до 72 млн. человек. Создание ООН. Основные изобретения: Турбореактивный двигатель (1939), ставший основой современной авиации. Антибиотики (1940), активно применяющиеся и по сей день. Компьютер (1941), ставший впоследствии неотъемлемой частью повседневной жизни многих людей. Атомная бомба (1945) — несмотря на свою мощь, стала одним из залогов стабильности в мире и гарантией отсутствия новых мировых войн (Ядерный паритет). 1945—1991. Первый искусственный спутник Земли — символ вступления человечества в космическую эру.

Основные события: Появление таких организаций, как ООН, НАТО, ОВД и других.

Мир разделился на два «лагеря». «Холодная война» между Западными странами и странами Варшавского договора, включавшая в себя наращивание вооружений, «космическую гонку» и т. д. Быстрый рост уровня жизни в Северной Америке, Европе и Японии. Появление и осознание глобальных экологических проблем (уничтожение лесов, нехватка энергии и воды, снижение биологического разнообразия, загрязнение атмосферы, радиационные аварии, ускорение глобального потепления и т. д.)

Полет человека в космос (1961) Начало эпидемии СПИДа. 1991 — распад СССР. Основные изобретения: Транзистор (1947) Голография (1948) Водородная бомба (1953) Атомная электростанция (1954) Калькулятор (1954) Спутник (1957) Интегральная схема (1958) Лазер (1960) Томограф (1972) Персональный компьютер (1975) Компакт-диск (1979) Мобильный телефон (1983) Интернет (1984) Высокотемпературные сверхпроводники (1986) 1991 — Настоящее время.

Основные события: 2002 — Введение Евро. 2003-2011- Иракская война. Клонирование (биотехнология). 2008 — Мировой финансовый кризис 2011 — Арабская весна

Основные изобретения: Открытие углеродных нано трубок (1991) Создание первых образцов квантового компьютера (2008—2011). Большой адронный коллайдер (2008) Значительное уменьшение влияния церкви на повседневную жизнь в развитых странах. Появление массовой культуры. Население планеты увеличивается: от 1 млрд в 1820, до 2 млрд в 1930, 3 млрд в 1960, 4 млрд в 1974, 5 млрд в 1988, 6 млрд в 2000, 7 млрд в 2011. 9,3 млрд прогнозируется к 2050 году.

В истории XX в. ярко проявилась связь между географическим пространством и политикой. Это нашло отражение в радикальном изменении границ государств и территориальном распространении различных социально-политических систем на все большее географическое пространство. Так, в частности, этнические, региональные, исторические, конфессиональные и общественные различия внутри многонациональных империй сделали невозможным существование в XX в. искусственно созданных государств путем механического объединения земель и населяющих их народов. На протяжении столетия происходило политическое освоение географического пространства, что выразилось в становлении независимых государств, политическая и социальная система которых имела различные формы. В течение истекших ста лет проходил процесс формирования основных пространственно-политических центров современной цивилизации, эволюционирующих от традиционно географических к политико-экономическим: на смену «великим империям» с их многочисленными колониями пришли межгосударственные объединения, включающие в себя страны и народы на основе общих политических, экономических, культурно-исторических и военных интересов. Именно в XX в. определились геополитические основы исторического развития мира. Пространственно-географическое положение стран и народов все больше влияло на политическую модель государственности, социальные и экономические отношения: значимыми, стратегически важными стали не только природная среда и природные ресурсы, но и географическое положение, соседство с другими государствами и народами.

Характерными чертами мира в начале XX в. были: европоцентризм, деление на метрополии и колонии, зависимые и суверенные государства. Это было порождением предыдущего исторического развития. Освоение пространств в экономическом, политическом и повседневном отношении, начатое несколько веков назад, сменилось иной формулой исторического развития к концу XX в. Политическое развитие теперь определялось балансом сил и интересов в глобальном масштабе. На смену развивавшимся в предыдущие века теориям «цивилизованности» и «нецивилизованности» отдельных народов и государств постепенно приходило понимание разницы культурно-исторических, а точнее, цивилизационных начал в различных географических регионах Земли. Их взаимодействие оказало решающее влияние на мировое политическое пространство.

На смену противопоставлению географических понятий Европа, Азия, Африка, имевших культурно-политические и исторические определения, пришли новые понятия — Запад и Восток, которые содержали уже идейно-политические характеристики и свидетельствовали о разделении мира в глобальном масштабе. Однако и эти пространственно-политические характеристики оказались недолговечными, так как в их основе лежал принцип объединения стран по политико-идеологическому признаку. Развитие России и зарубежных стран в XX в. показало многообразие форм культурно-политического пространства и выявило общие тенденции их исторической эволюции.

На протяжении всей истории человечества войны являлись ее неотъемлемой частью. Прошедшее столетие не стало исключением. Фактически войны XX в. являлись борьбой за пространство — господство в конкретном регионе или даже во всем мире. Войны как политический, социальный, экономический и культурный феномен были событиями глобального масштаба из-за количества участников, колоссальных жертв и материальных потерь, а также того, как мир менялся по их окончании. Первая и Вторая мировые войны, локальные конфликты и войны малой интенсивности (например, военно-политические конфликты в Афганистане, Анголе, Боснии и т. д.) получали в XX в. идеологическое оправдание, принимая форму межгосударственных или внутриполитических, межэтнических и внутрирегиональных столкновений. В основе войн XX в. лежали политические и идеологические мотивы, а не только решение территориальных вопросов и поражение соперника. Их итогом являлось политическое и идеологическое превосходство конкретных государств или их групп, за которыми стояли национальные интересы держав.

В истории XX в. войны сыграли огромную роль как катализаторы крупных политических, социальных и экономических перемен. Психологическая атмосфера конфликта не могла не повлиять как на побежденных, так и на победителей. На протяжении прошедших 100 лет результатом каждой из мировых, не говоря уже о локальных, войн так или иначе становилось перераспределение баланса сил на мировой арене; усиливалось значение тех социальных и политических слоев, которые влияли на принятие военных и политических решений. Войны превратились не только в способ урегулирования политических вопросов на межгосударственном или внутригосударственном (гражданские войны) уровне, но и в метод, позволяющий с помощью угрозы войны добиваться желаемых или компромиссных результатов. Угроза войны в XX в. стала особым социально- политическим феноменом, способствовавшим изменению характера международных отношений, а нередко и влиявшим на внутриполитическое положение в конкретных странах. Экономические последствия войн в минувшем веке были несопоставимы по своим масштабам с теми, что были известны на протяжении предыдущих столетий.

Первая мировая война способствовала не только изменению государственных границ, распаду империй, но и созданию новых политических и социальных режимов радикал-экстремистского типа, как, например, большевизма в СССР, национал- социализма в Германии и фашистского режима в Италии. Часть государств выбрала тоталитарные или авторитарные модели устройства общества. В других государствах социально-политические перемены привели к расширению демократических свобод и социальных гарантий. Образование новых независимых государств в Европе в результате распада Австро-Венгерской, Германской и Российской монархий в период войны и после ее окончания изменило политическую карту континента, создав условия и для образования военно-политических союзов, и для появления реваншистских планов.

Вторая мировая война стала водоразделом между непрочной системой международных отношений 20—30-х гг. в довоенный период и стабильным разделением мира на противостоящие военно-политические блоки, Западный и Восточный, после войны. «Холодная война» стала новой формой войны XX в. Пятьдесят послевоенных лет, за небольшим исключением периодов снижения накала противостояния, вошли в историю международных отношений как особый этап развития мира во второй половине века. Формирование мировой экономики как совокупности национальных экономик, связанных друг с другом через систему международных экономических отношений, характеризовалось в XX в. сочетанием и столкновением различных тенденций. Решающими фазами этого процесса явились 20—30-е и 70—80-е гг., когда хозяйственные комплексы ведущих государств мира прошли через две кризисные полосы своего развития — Великую депрессию 1929—1933 гг. и структурный кризис 1973— 1975 гг.

Вступив в новое столетие, страны Европы и Северной Америки оказались перед необходимостью решать целый ряд непростых хозяйственных проблем. Прежде всего речь шла о переходе функций мирового экономического «локомотива» от Великобритании к Германии и США, темпы развития которых диктовали ритм развития другим странам. Далее, важнейшим вопросом начала XX в. стал поиск путей вовлечения отсталых экономик доиндустриального типа на Азиатском и Африканском континентах в систему мирового хозяйства. При этом только одной стране из нескольких сохранявших национальный суверенитет афро-азиатских государств — Японии — удалось осуществить экономическую модернизацию догоняющего типа в довольно сжатые сроки с наименьшими социально-политическими издержками. Наконец, следует отметить еще одну, ключевую для понимания особенностей исторического развития, тенденцию первых трех десятилетий XX в., а именно начало создания социально-регулируемой экономики, т. е. такой, в которой рыночная инфраструктура общества перерастает в общественную инфраструктуру рынка.

Другими словами, возникновение системы государственного регулирования экономики, ускоренное мировыми войнами и кризисом начала 30-х гг., сопровождалось формированием систем социального обеспечения, призванных уменьшить зависимость жизненного уровня населения среднего класса — опоры демократии прежде всего от колебаний рыночной конъюнктуры. Крах тоталитарных режимов в Центральной и Восточной Европе показал, что и фашистский, и коммунистический пути развития являются тупиковыми. В то же время мощный рывок, который совершили во второй половине XX в. страны Европы, США, Канада, Австралия, Япония, а в последние два десятилетия и новые индустриальные государства — Сингапур, Южная Корея, Малайзия, Бразилия и другие, явился свидетельством адекватности демократической модели государственного регулирования требованиям индустриального и постиндустриального общества. Не случайно перспективы экономического роста Китая и возрождения России определяются темпом перестройки их национальных хозяйств на новой, рыночной основе.

Самой заметной тенденцией мировой экономики второй половины XX в. была научно-техническая революция (НТР), подготовившая качественное изменение типа экономического роста — от экстенсивного к интенсивному увеличению выпуска товаров и предложению услуг, что означает резкий скачок в эффективности использования основных факторов производства — трудовых и природных ресурсов, капитала, информации. Мощными стимулами для первой волны НТР (50—60-е гг.) явились политические события. Имеется в виду соревнование капитализма и социализма во всех сферах деятельности, включая военную, которое требовало колоссальных материальных затрат, а также распад колониальной системы, продемонстрировавший бывшим метрополиям ограниченность прежней политики безудержного выкачивания ресурсов из регионов Азии и Африки. Современный, второй этап НТР, получивший название «технологическая революция», имеет точку отсчета в середине 70-х гг., когда кризис индустриальной модели экономического развития достиг своего апогея. Он связан с комплексной информатизацией мирового хозяйства и внедрением безмашинных, ресурсосберегающих технологий на базе компьютеров, роботов, современных средств транспорта и связи.

В новых условиях на первый план выходит не количество, а качество выпускаемой продукции при повышении удельного веса наукоемких отраслей и невиданном расширении рынка услуг. Кроме того, в отличие от первой волны НТР ее второй этап протекает на фоне окончания «холодной войны», преодоления раскола мира на блоки по идеологическому принципу, осознания большинством стран всей масштабности задач, стоящих перед ними на пороге третьего тысячелетия. В последнее десятилетие специалисты заговорили о плавном переходе к третьей фазе НТР — «биологической революции», открывающей перед человечеством новые горизонты в сфере медицины, генетики и экологии. На протяжении 70—90-х гг. все более заметное место в экономической жизни государств занимали международные организации, интеграционные группировки и транснациональные компании (ТНК). Среди первых наряду с универсальными (ООН) получили развитие специализированные, отраслевые объединения представителей большинства государств планеты либо отдельных ее регионов. Самой влиятельной экономической организацией второй половины XX в. стал Международный валютный фонд (МВФ), решающее слово в котором остается за Соединенными Штатами Америки. В то же время процессы хозяйственного сближения и взаимопроникновения национальных экономик привели к бурному росту интеграционных структур на всех континентах — от создания зон свободной торговли до формирования таможенных и экономических союзов. Наглядным примером служит наиболее продвинутое по пути интеграции объединение — Европейский Союз (ЕС) в составе 15 стран. Очевидно, что задача использования опыта ЕС стоит и перед постсоветскими экономиками на пространстве СНГ. К этому надо добавить значительное усиление влияния ТНК — ядра системы современных международных экономических отношений. Если в 1939 г. их численность не превышала нескольких десятков, то спустя шесть десятилетий она достигла 12 тыс. только головных (материнских) компаний, каждая из которых контролирует десятки и сотни филиалов, дочерних и ассоциированных фирм.

Все эти явления поставили на повестку дня целый ряд новых общемировых (глобальных) социально-экономических проблем, среди которых обычно выделяют демографическую, экологическую, энергетическую, сырьевую. Они в высокой степени затрагивают все человечество, требуя для своего решения коллективных усилий народов и правительств большинства стран. Однако глобализация в хозяйственной сфере как процесс достижения некой однородности рыночной среды для всех национальных экономик развивается в условиях сохранения международного разделения труда, формирования многополюсного мира и углубления разрыва в уровнях благосостояния постиндустриального Севера и слабо урбанизированного, в ряде регионов еще доиндустриального Юга. В этой связи России необходимо в кратчайшие сроки преодолеть системный кризис и выйти на магистральную дорогу создания информатизированной, ресурсосберегающей, социально ориентированной рыночной экономики интенсивного типа.

Изложение истории XX в. было бы неполным без обращения к такой важной теме, как эволюция социально-политической организации общества. За 100 прошедших лет произошло коренное изменение социальной и политической структуры общества практически во всех странах мира. Полностью трансформировались политические институты, эволюции которых был дан толчок в годы Великой французской революции конца XVIII в. На смену сословной социальной организации пришло классово-корпоративное общество, способное к постоянному изменению и расширению за счет новых социальных слоев. Произошли перемены в системе формирования элит. Появление новых форм организации труда, укрепление экономической самостоятельности граждан развитых государств вело к созданию новых политических систем. Борьба между тоталитарными тенденциями в развитии общества и демократией, проходившая в Европе в межвоенный период, была характерна и для других частей света. Проблема становления гражданского общества оказалась одной из главных для исторического развития мира с конца Первой мировой войны и вплоть до последних лет XX в.

Особого внимания заслуживает процесс формирования новой политической системы и социальные изменения в странах, где режим несвободы был установлен после Второй мировой войны, прежде всего в государствах Восточной Европы. Политические и социальные преобразования оказались для них во многом общими, несмотря на национальную историческую специфику. Стала закономерностью дезинтеграция некогда единых союзных и федеративных государств. История XX в. также полна разнообразных по характеру и значимости событий культурной жизни. Можно с уверенностью назвать прошедшее столетие веком превращения культуры из замкнутой сферы духовной деятельности узкого круга лиц для элитных слоев общества в открытую для всех талантливых людей, независимо от их социального происхождения, область приложения интеллектуальных сил. Другими словами, ведущей тенденцией развития культуры XX в. стало ее превращение из 28 элитарной в массовую, рассчитанную на средний уровень образованности и достатка людей. В качестве предпосылок этого процесса следует рассматривать распространение системы образовательных и просветительских учреждений светского типа, повышение уровня грамотности, развитие урбанизации, улучшение средств транспорта и связи. С одной стороны, новое качество приобрели традиционные виды искусства, такие, как изобразительное, музыкальное, танцевальное и др. Вместе с сохранением традиционных высоких форм (например, парадный портрет в живописи, симфония в музыке или классический балет) появился предназначенный для широкой публики так называемый поп-арт как отражение новых направлений (модернизм, конструктивизм, эклектика), так и нетрадиционных жанров (граффити, мюзикл, джаз, рок). С другой стороны, технический прогресс позволил создать оригинальные, не имевшие прецедентов в прошедшие столетия, виды культурной деятельности — кинематограф, радио, телевидение, наконец, видео- и компьютерную графику. Если проследить закономерности эволюции культуры на протяжении XX в., то заметна тенденция к синтезу традиционных культурных ценностей разных народов, что проявляется практически во всех областях жизни современного человека. И в философских учениях, и в пестрой живописной палитре, и в музыкальных композициях мы наблюдаем переплетение и взаимопроникновение культурных пластов, не совпадающих по времени и месту возникновения. Эволюция массовой культуры оказала и продолжает оказывать колоссальное влияние на повседневную жизнь как представителей элитных групп, так и обычных, «маленьких» людей. Постепенное сокращение продолжительности рабочего времени и развитие коммуникаций сделали доступными для большинства населения всевозможные виды отдыха и досуга, среди которых ведущее место принадлежит занятиям в сфере духовной культуры. Более того, с 60—70-х гг. наряду с интеллектуальными формами культурного развития в развитых странах получила распространение практика поддержания высокой физической формы через занятия спортом, туризм и рациональное питание. Другими словами, в общественном сознании произошел сдвиг в направлении достижения здорового духовного и физического образа жизни вместе с укреплением семейных ценностей.

Сказанное отнюдь не означает, что прорыв из элитарной в массовую, из ограниченной этно-конфессиональными рамками в широкую космополитически открытую культурную среду индустриального общества происходил бесконфликтно. Само его формирование сопровождалось пессимистическими прогнозами философов, социологов, культурологов об исчезновении подлинных духовных ценностей, о наступлении бездушной «машинной» цивилизации, превращении человека в роботизированного потребителя стандартной продукции ремесленников от искусства. Наиболее ярко подобные настроения проявлялись в 20—30-е гг. среди творческой интеллигенции Западной Европы, столкнувшейся с проблемой оценки тоталитарных режимов правого и левого толка. Именно в этот период мастера культуры вынуждены были решать острые вопросы взаимоотношения с государственной властью, обществом и собственной совестью. Мы имеем в виду противоречия между свободным творчеством и партийностью в искусстве, высокими художественными критериями и зачастую невзыскательным вкусом широких масс, патриотизмом и интернационализмом и т. д. После Второй мировой войны жесткая конфронтация США и СССР, сопровождавшаяся беспрецедентной гонкой ядерных вооружений, с одной стороны, и, как это ни парадоксально, достижениями НТР — с другой, породила новую волну пессимизма в среде деятелей культуры. Многие тогда полагали, что в споре «физиков» и «лириков», безусловно, правы первые, а вторые в перспективе обречены на исчезновение из-за прогресса техники, не оставляющего места для духовных исканий.

Однако время показало, что каждый вид и жанр как классической, так и массовой культуры занимает свою «нишу» в социокультурном поле, где могут вполне мирно сосуществовать, например, традиционная библиотека и суперсовременное Интернет- кафе. Продолжавшееся в 50—70-е гг. творческое «соревнование» реалистического и условного (абстрактного) художественного осмысления окружающего мира привело в конце XX в. к возникновению синтетического, так называемого постмодернистского, взгляда на действительность, сочетающего в себе черты обоих ведущих направлений искусства. Новые тенденции в развитии культуры уже постиндустриального общества связаны с распространением компьютерных технологий, открывающих возможности формирования принципиально отличного от реальной среды виртуального культурного пространства. Никогда еще за всю историю цивилизации человечество не сталкивалось с таким количеством проблем, как на пороге XXI в., без решения которых трудно представить дальнейшее поступательное движение по пути социально-экономического прогресса. Большинство специалистов подчеркивают кардинальное значение современного этапа для возникновения так называемого информационного общества, отличительной чертой которого становится «демассофикация», т. е. переход от выпуска однотипных товаров и услуг в расчете на массового потребителя к «точечному», индивидуальному производству. На наших глазах все большее распространение получает предприятие-сеть, которое выступает в виде совокупности хозяйственных единиц, объединенных потоками информации и использующих венчурный (рисковый) капитал для поисковых опытно-конструкторских разработок. Описанные выше тенденции сопровождаются повышением творческого начала (креативности) во всех сферах человеческой деятельности. На смену человеку-«винтику» индустриального общества приходит человек-творец, будь то политик, военный, инженер, рабочий или фермер. Впервые в истории человек становится целью, а не средством, что, однако, снимая старые противоречия, означает появление новых вызовов на фоне ускоряющегося процесса глобализации политической, социально-экономической и духовной сфер.

Так, изобретение и распространение глобальной «паутины» компьютерной связи (Интернет) как особой искусственной (виртуальной) среды порождает комплекс вопросов этико-юридического плана о свободе личности, защите ее прав, интеллектуальной собственности, наконец, моральной оценки передаваемой информации, нередко весьма сомнительного с точки зрения нравственности качества. Далее, успехи медицины и генной инженерии, связанные с расшифровкой генома человека и началом точной репродукции в лабораторных условиях живых организмов (клонирование), уже вызвали бурные дискуссии специалистов и общественности о допустимости подобных экспериментов и перспективах исследований в этой области. Сами процессы формирования однородного урбанизированного социокультурного пространства, получившие заметное ускорение в последние десятилетия, заставляют нас обратиться к проблеме сохранения национального своеобразия, особенно в духовной сфере. Возможно, что одним из наиболее ярких примеров довольно успешного решения этой задачи выступает Япония, народ которой сумел установить баланс между участием страны в системе мировой экономики и бережным отношением к традициям предков. Совокупность хорошо известных глобальных проблем — предотвращения термоядерного военного конфликта, неконтролируемого демографического роста в бедных странах и прогрессивного старения населения в богатых, нарушения экологического равновесия, поиска новых источников сырья и энергии, продолжения исследований космоса и Мирового океана — пополнилась в последние годы еще двумя: невиданным всплеском международного терроризма, захлестнувшего города и развитых, и развивающихся стран, а также угрожающим ростом религиозного экстремизма, особенно в исламских государствах.

Масштабность и многоаспектность вызовов, с которыми столкнулось человечество на пороге третьего тысячелетия, требует глубокого осмысления и соответствующих ответов, способных обеспечить прогрессивное развитие цивилизации.

Вопросы:

1. Почему ХХ век получил название новейшего периода исторического развития?

2. Перечислите периоды Новейшего времени.

3. Причины и последствия «холодной войны»?

4. Плюсы и минусы «глобализации»?

infourok.ru

Периодизация всемирной истории.

  1. Первобытная эпоха 1,5 млн. — IVIII т.д. до. н.э. (общинно-родовое, родовое), охватывает эпоху от появления первых людей до возникновения государства. Характеризуется переходом от охоты, рыболовства и собирательства к земледелию и скотоводству, коллективным трудом и потреблением. Основной ячейкой первобытного общества, по мнению большинства ученых, был материнский род, который сменила при патриархате большесемейная, а затем соседская община. Развитие производства и общественного разделения труда привели к возникновению частной собственности, индивидуального хозяйства и распаду рода, выделению зажиточной верхушки, превращавшей в рабов сначала военнопленных, затем обедневших соплеменников, что вызвало появление социальных групп и государства.

  2. История Древнего мира ведется с возникновения первых государств (IVIII т.п. до. н.э.) времени раскола общества на управляющих и управляемых, имущих и неимущих, широкого распространения рабства. Античность (I т.л. до н.э. — начало н.э.), подъем цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима.

  3. Эпоху Средневековья принято определять временными рамками V — XVII вв.

Первый период этой эпохи (VXI вв.) ознаменован падением Западной Римской империи, становлением нового типа общественных отношений, связанных с утверждением сословного строя в Европе. В его рамках каждое сословие имеет свои права и обязанности. Для этого времени характерно преобладание натурального хозяйства и особая роль религии.

Второй период (середина XI конец ХVв.) — это время становления крупных феодальных государств, роста значения городов. Они становятся центрами ремесла, торговли, духовной жизни, приобретающей все более светский характер.

Третий период (XVI середина XVII в.) связан с началом разложения феодального строя, его иногда характеризуют как раннее Новое время. Европейцы открывают для себя мир, начинается создание колониальных империй. Быстро развиваются товарно-денежные отношения, получает широкое распространение мануфактурное про­изводство. Усложняется социальная структура общества, она все чаще вступает в противоречие с его сословным делением. Реформация и контрреформация знаменуют собой наступление нового этапа духовной жизни. В условиях роста социальных и религиозных противоречий усиливается центральная власть, возникают абсолютистские монархии.

4. Эпоха Нового времени — эпоха становления и утверждения промышленной, капиталистической цивилизации — также подразделяется на несколько периодов.

Первый начинается с середины XVII века, когда наступило время революций, разрушивших основы сословного строя (первой из них была революция в Англии в 1640—1660-х гг.). Не меньшее значение имела эпоха Просвещения, связанная с духовным раскрепощением человека, обретением им веры в силу разума.

Второй период Нового времени наступает после Великой французской революции (1789—1794). Промышленный переворот, начавшийся в Англии, охватывает страны континентальной Европы, где быстрыми темпами идет становление капиталистических отношений. Это время быстрого роста колониальных империй, развития мирового рынка, системы международного разделения труда. С завершением формирования крупных буржуазных государств в большинстве из них утверждается идеология национализма, национального интереса.

Третий период Нового времени наступает в конце XIX начале XX века. Он характеризуется тем, что бурное развитие промышленной цивилизации «вширь», за счет освоения ею новых территорий, замедляется. Емкость мировых рынков оказывается недостаточной для поглощения растущих объемов выпускаемой продукции. Наступает время углубляющихся мировых кризисов перепроизводства, роста социальных противоречий в промышленных странах. Начинается и обостряется борьба между ними за передел мира.

Современники воспринимали это время как период кризиса индустриальной, капиталистической цивилизации. Его показателем им представлялась первая мировая война 1914—1918 гг. и связанные с него потрясения, прежде всего революция 1917 г. в России.

5. В рамках истории Новейшего времени выделяется два основных периода.

Процесс углубления, нарастания кризиса индустриальной цивилизации Нового времени, начавшегося в конце XIX века, охватывает всю первую половину XX века. Это — раннее Новейшее время. Острота противоречий, заявивших о себе в мире, продолжала возрастать. Великий кризис 1929—1932 гг. поставил на грань краха экономику наиболее развитых стран. Державное соперничество, борьба за колонии и рынки сбыта продукции привели ко второй мировой войне 1939—1945 гг., еще более разрушительной, чем первая. Рушится колониальная система европейских держав. Условия «холодной войны» разрывают единство мирового рынка. С изобретением ядерного оружия кризис индустриальной цивилизации стал угрожать гибелью всему роду человеческому.

Качественные перемены, связанные с изменением характера социального, общественно-политического развития ведущих государств мира, начинают проявляться лишь во второй половине конце XXвека.

В этот период с распространением компьютеров и промышленных роботов меняется характер трудовой деятельности, центральной фигурой производства становится работник интеллектуального труда. В развитых странах складывается социально ориентированная рыночная экономика, меняется характер быта и досуга человека. Существенные перемены происходят на международной арене, на смену державному соперничеству приходит сотрудничество. Развиваются интеграционные процессы, складываются единые экономические пространства (западноевропейское, североамериканское и др.). С крушением СССР и его системы союзов восстанавливается целостность мирового рынка, начинают развиваться процессы глобализации экономической жизни, складывается общемировая система информационных коммуникаций.

В то же время симптомы кризиса индустриального общества дают о себе знать во многих районах мира и в начале XXI века, в том числе и на территории бывшего СССР.

Определение предмета истории связано с мировоззрением историка, его философскими взглядами.

Историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает конкретные, ограниченные определенными пространственно-временными рамками, закономерности общественного развития, связанные с деятельностью людей.

Господствующим в западной науке убеждением является то, что главным объектом изучения в истории является человек. Известный французский историк Марк Блок определил историю как «науку о людях во времени», причем на первый план выдвигал духовную сторону деятельности человека, считая, что предмет истории» в точном и последнем смысле – сознание людей».

Серьезные расхождения между учеными различных концепций касаются не только определения предмета истории, но и объяснения исторического процесса.

В марксистской историко-материалистической концепции конечной причиной и решающей движущей силой всех важнейших исторических событий, процессов считается труд, производство, способ производства. Наряду с этим признается и особенное в историческом процессе – исторические условия (классовая борьба, взаимоотношения с другими странами, географические и другие особенности и т.д.), а также единичное – деятельность сторических личностей.

Среди западных концепций широкое распространение получила плюралистическая интерпретация исторического процесса, когда не признается общая причина исторического развития, а считается, что в обществе действуют множество разнопорядковых факторов, которые регулируются многообразием интересов различных социальных организаций и групп.

Например, американский социолог и историк Р. Пайпс и английский историк Тибор. Самуэли так определили исключительность истории (и место во всемирно-историческом процессе) России:

1. Бедность почвенно-климатических условий, что обусловило патримониальную форму государственного правления.

2. Влияние татаро-монгольского ига, передавшего русскому обществу восточную форму общественного устройства.

3. Заимствование христианства у Византии, которое привело к игнорированию «аналитического разума», к упрочению авторитарной власти.

4. Особые, свойственные русской нации, этнические характеристики. В силу этих причин — в России отсутствовала почва для формирования демократических традиций и институтов.

На каких бы мировоззренческих позициях не находились историки, все они используют в своих исследованиях научный аппарат, определенные научные категории «историческое время». В этой категории любое событие можно измерить временными и пространственными характеристиками. А история как процесс – это не просто множество рядом расположенных точечных событий, а именно движение от события к событию.

С понятием «историческое время» неразрывно связана периодизация – как форма количественного (временного) обозначения исторических процессов. Первую попытку периодизации всемирной истории сделали историки – гуманисты. Средневековье они рассматривали как упадок, прежде всего — упадок культуры, а свое время оценивали как Возрождение.

Идеологи Просвещения (Ж.-Ж. Руссо) делили историю человечества на три периода: естественного состояния, дикого и цивилизованного.

Позже возникли и другие теории периодизации. Английский историк Альфред Тойнби (30-е годы XX в.) полагал, что в истории существовали так называемые локальные цивилизации (всего он выделил 21 цивилизацию). Каждая из них проходит стадии зарождения, роста, разложения и гибели.

В марксистской историко-материалистической концепции принято строить периодизацию на основе изменений (смены) способов производства или общественно-экономических формаций, которые последовательно сменяют друг друга.

Историческая наука имеет дело с фактами, которые составляют основу всякого исторического знания. Именно на фактах базируются все представления и концепции. От достоверности фактов зависит восприятие и объяснение исторической действительности, способность постижения сущности исторического процесса.

В исторической науке факты рассматриваются в двух смыслах:

1) как явление, имевшее место в истории;

2) как его отражение в исторической науке (факт-знание).

Но между ними существует тесная связь. Второе невозможно без первого. Сами по себе «голые факты» как говорят «фрагменты действительности» могут ничего не говорить читателю. Только историк дает факту известный смысл, который зависит от его общенаучных и идейно-теоретических взглядов. Поэтому в разных системах взглядов один и тот же исторический факт получает разное толкование, разное значение. Между историческим фактом (событием, явлением) и соответствующим ему научно-историческим фактом стоит объяснение — интерпретация. Именно она (интерпретация) превращает факты истории в факты науки. Не означает ли само наличие различных интерпретаций исторических фактов, что исторической истины нет или их несколько? Нет, не означает. Просто меняются наши представления об истине. Движение науки едет как бы от неполной, относительной истины к более полной. Но абсолютной истины, как известно, не существует, поэтому, пока живет общество, не будет написано и «последней главы» истории.

Историк, как правило, имеет дело с прошлым и не может непосредственно наблюдать объект своего изучения. Главным, а в большинстве случаев единственным источником информации о прошлом для него является исторический памятник, через посредство которого он получает необходимые конкретно-исторические данные, фактический материал, составляющий основу исторического знания.

Под историческими источниками понимаются все остатки прошлого, в которых отложились исторические свидетельства, отражающие реальные явления общественной жизни и деятельности человека. Специальная научная дисциплина об исторических источниках, приемах их выявления, критики и использования в работе историка называется источниковедением.

Все исторические источники можно разделить на 6 групп:

1. Наиболее многочисленная группа источников — это письменные источники (эпиграфические памятники, т.е. древние надписи на камне, металле, керамике, и проч.; граффити — тексты, нацарапанные от руки на стенах зданий, посуде; берестяные грамоты, рукописи на папирусе, пергаменте и бумаге, печатные материалы и др.).

2. Вещественные памятники (орудия труда, ремесленные изделия, предметы домашнего обихода, посуда, одежда, украшения, монеты, оружие, остатки жилищ, архитектурные сооружения и т.д.).

3. Этнографические памятники — сохраняющиеся до настоящего времени остатки, пережитки древнего быта различных народов.

4. Фольклорные материалы — памятники устного народного творчества, т.е. предания, песни, сказки, пословицы, поговорки, анекдоты и т.д.)

5. Лингвистические памятники — географические названия, личные имена и т.д.

6 Кинофотодокументы.

Изучение в совокупности всех видов источников позволяет воссоздать достаточно полную и достоверную картину исторического процесса.

«История — писал в свое время русский историк Сергей Федорович Платонов – есть наука, изучающая конкретные факты в условиях именно времени и места, и главной целью ее признается систематическое изображение развития и изменений жизни отдельных исторических обществ и всего человечества».

Подведем итог по первому вопросу. Изучение истории – сложный процесс реконструкции прошлого, состоящий из сплава сообщений источников, собственных представлений ученых об истории, впитавших в себя опыт науки.

studfiles.net

2. Периодизация всеобщей истории.

Периодизация всеобщей истории:

1)предыстория(4-2мл лет назад — до 8 тыс до н.э)

2)история «древнего мира»(от 8тыс до н.э-до V в н.э)

3)история «средних веков»(от V в — до рубежа XV-XVI в)

4)история «нового времени»(от рубежа XV-XVIв — до XX в)

5)новейшая история( XX-XXI вв)

 

Европа

Первобытнообщинный строй

Первобытное общество появилось порядка 40 тыс. лет назад с появлением человека разумного и образованием родовых общин и существовало до образования первых городов-государств в конце VI тысячелетия до н.э. в Междуречье (Азия). Дописьменный тип культуры.

Древний мир

(Конец IV тыс. до н.э. – конец V в. н.э)

От возникновения первых городов-государств в Месопотамии до падения Западной Римской империи (476 г).

Рабовладельческий строй. Форма правления: восточная деспотия, империя, республика.

Появление письменного типа культуры.

Средние века

V в. н.э. – сер. XVII в.

Феодальный строй. Преобладающая форма правления в Европе  – монархия (все типы).

Религиозный характер культуры.

 

Новое время

(Сер. XVII – нач. XX в.)

Распространение капиталистическихотношений. Промышленные революции, формирование индустриальных обществ. 

Разнообразные формы правления (монархия, ограниченная  монархия,республика).

Светская культура.

Новейшее время

(Нач. XX в –  нач. XXI в.)

Многообразие путей развития экономики, политики и культуры, формирование информационного общества.

 

3. Назовите основные концепции исторического развития.

Концепции исторического развития

Формационная концепция истории. (Всемирно-историческая (линейная) интерпретация)

В древности был популярен взгляд, что история развивается по замкнутому кругу: рождение, расцвет, упадок, гибель. Такой точки зрения придерживаются и некоторые современные ученые. Однако подобная идея противоречит практическому опыту. Развитие человечества видится как восходящий процесс, переход от старого к новому, хотя возможны и временные отступления.

В течение значительной части XX в. историки руководствовались формационным подходом. Общественно-экономическая формация представлялась как определенная ступень в развитии человечества. Каждая формация определяется господствующим в ней способом производства отношение производительных сил и производственных отношений. Историки насчитывали пять формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и комм теистическая (последняя формация называлась высшим этапом развития, предполагалось, что ее складывание лишь начинается).Уже в самих названиях формаций заключалась их характеристика.

Соответствующий уклад господствует в экономике, отношениях между людьми и во всех других сферах жизни народов в стране, находящихся в рамках одной из формации. Переход от формации к формации объяснялся ростом производительных сил ведущих «изменению производственных отношений. Разные народы и страны в разнос время вступают в соответствующую формацию, могут «пропустить» некоторые из них, но в целом всю всемирную историю укладывали в данную схему. Понятие формации характеризует, таким образом, прежде всего, социально-экономический строй общества.

Описанный выше формационный подход не учитывает природно-географические факторы, которые существенно и по-разному влияют на развитие различных регионов мира. Ныне становятся все более популярными другие формационные схемы, которые, тем не менее, во главу угла ставят социально-экономические различия.

Разновидностью формационного подхода можно назвать технократическую концепцию развития человечества. Согласно данному подходу решающим фактором развития общества является развитие техники, производственной технологии. Изменяется техника — меняется характер общества. Одним из вариантов данного подхода является археологическая периодизация: каменный век, бронзовый век и железный век. Деление проведено по основному материалу для изготовления орудий труда.

Важной гранью в истории человечества, без сомнения, является его переход от присваивающего к производящему хозяйству, которое господствует и в наше время. Два этих типа хозяйства определяют весь уклад жизни людей. Поэтому и история человечества делится на два соответствующих этапа.

Цивилизационная концепция истории. (Культурно-историческая концепция истории).

В последнее время все более широко при характеристике направления развития общества используется термин «цивилизация». Этот термин имеет несколько толкований.

Так известный французский ученый XVIII в Ш. Монтескье делил историю на периоды дикости, варварства и цивилизации (продолжающуюся до сего дня). Переход от варварства к цивилизации произошел, когда появились письменность, города и государство. В данном понятии цивилизация в ходе своего развития прошла несколько этапов. В самом общем плане такими этапами являются и доиндустриальная цивилизация и индустриальная цивилизация. В доиндустриальную эпоху основой жизни людей являлось сельское хозяйство, в индустриальную — промышленность. Выделяют также постиндустриальную, или информационную, цивилизацию, в которую ряд стран вступили во второй половине XX в.

Критерии разграничения доиндустриальной и индустриальной цивилизаций лежат в сфере экономики. Поэтому ряд историков считают, что данное деление также относится к формационной концепции. Преимущество цивилизационной концепции истории состоит в ее действительной универсальности. Все народы мира прошли в своем развитии доиндустриальную и индустриальную эпохи.

Однако термин «цивилизация» чаще используется для обозначения не столько экономических, сколько историко-культурных особенностей. При изучении истории разных стран и народов нетрудно увидеть, что они отличаются друг от друга по многим параметрам духовной жизни. Это выражается в особенностях культуры, ценностей, норм, обычаев, традиций, религий, системы образования и воспитания, жизненных принципов и образа жизни и т.д. Причем эти различия сохраняются иногда на протяжении длительного времени, например при переходе общества, от до индустриальной к индустриальной эпохе. На основе таких различий и выделяют так называемые локальные цивилизации.

Критерии разделения на локальные цивилизации лежат, прежде всего, в сфере культуры. Кроме того, на характер цивилизации влияют природно-географические условия, в которых она развивается.

Ныне не сформировались устоявшиеся подходы для определения типов локальных цивилизаций. Так, почти во всех учебниках, где перечисляются цивилизации, их списки сильно отличаются друг от друга.

Наиболее распространено деление на древневосточную, античную, византийскую, западноевропейскую, арабо-мусульманскую, китайскую, индийскую, российскую и ряд других локальных цивилизаций. Часть из перечисленных цивилизаций исчезли, другие продолжают развиваться и в наше время.

Цивилизации можно разделить на первичные и вторичные. Первичными считаются цивилизации, возникшие непосредственно из первобытности. Вторичные цивилизации появлялись на базе первичных и осваивали их достижения.

Наконец, существует концепция мировой (глобальной) цивилизации. Считается, что развитие всесторонних связей между странами и народами, унификация их социально-экономической, политической, культурной жизни ведет к складыванию единой мировой цивилизации. Данный процесс, разумеется, еще далек от завершения.

studfiles.net

1. По каким критериям проходила периодизация истории Нового времени?

1. По каким критериям проходила периодизация истории Нового времени?

Новое время открывает важнейшую историческую эпоху в истории западной цивилизации, когда в ходе сложнейших социально-политических процессов постепенно формировался ее современный облик.

Термин «новая история» появился в общественно-политической мысли еще в эпоху Возрождения, когда, осмысливая пути развития человеческой цивилизации, мыслители-гуманисты предложили трехчленное деление истории (древняя, средневековая и новая). Это понятие прочно закрепилось в исторической науке. К настоящему времени под новой историей понимают процесс становления и утверждения буржуазных отношений в качестве основы западной цивилизации.

Новоисторический период имеет свою периодизацию, которая отражает изменения, происходящие в обществе в этот период времени.

Историки различных школ по-разному интерпретируют вопрос о периодизации новой истории. В отечественной историографии ее начало связывают с Английской революцией, вспыхнувшей в середине ХVII в. и ставшей ярким симптомом кризиса феодальных отношений. Эта революция стала исходной точкой более широкого процесса – модернизации английского общества, создававшего почву для промышленного переворота. Этот процесс в свою очередь создал экономический фундамент будущего индустриального общества. И то обстоятельство, что Англия раньше других вступила на этот путь, обеспечил ей безусловное и длительное лидерство в мировых делах, продолжавшееся вплоть до ХХ в. Англия превратилась в своего рода эталон, на который равнялись все остальные страны, которые находились на периферии западной цивилизации.

Безусловно, модернизация (переход общества к более развитому состоянию) – это длительный и сложный процесс, в ходе которого на основе индустриализации изменения охватывают все стороны жизни общества: экономику, политику, духовную жизнь. Благодаря завершению промышленного переворота ручной труд механизируется, усложняются технологические процессы, углубляется разделение труда. В политической области модернизация проявляется в демократизации государственной и общественной жизни. Власть королей и императоров ограничивается конституциями и парламентами, а в ряде стран побеждает республиканское государственное устройство. Укрепляются принципы правового государства и гражданского общества, расширяются права личности. В области культуры процесс модернизации ведет к усилению рациональных начал жизни, дальнейшему обмирщению сознания. В ходе модернизации происходит рождение и развитие индустриального общества.

Следует подчеркнуть, что процесс разрушения традиционного общества происходил неравномерно. В Англии и Франции становление индустриального общества происходило Эволюционно в Германии, Италии, США за счет целенаправленных реформ, в странах, отдаленных от центра (Латинской Америки, Испании), процессы модернизации распространялись очень ограниченно.

Английская революция дала начало отсчета новоевропейской истории. Но в историографии не менее дискуссионным является вопрос определения ее верхней границы. В советское время господствовала точка зрения, согласно которой период новой истории закончился в 1917 г., когда в России произошла социалистическая революция, открывшая новую эру в развитии человечества. Отечественные историки отталкивались от разработанной B. И. Лениным теории империализма, в которой обосновывалась неизбежность перехода к более совершенному и справедливому типу общества – социализму.

Но реальная жизнь оказалась сложнее и многообразнее, чем это представлялось в начале ХХ в. Появились новые факторы, которые оказали исключительно серьезное воздействие на развитие западной цивилизации. Выяснилось, что буржуазное общество не исчерпало в ХХ в. резервов для дальнейшего прогресса. С другой стороны, строительство социалистического общества встречало на своем пути также немало проблем.

Поэтому на современном этапе верхняя граница новой истории завершается рубежом ХIХ—ХХ в. – периодом, когда в основном завершилось вступление ведущих западных стран в фазу индустриального общества.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *