От средневековья к новому времени краткий пересказ – Средневековье кратко — Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

Содержание

Границы Нового времени — период, события, начало, конец, вики — WikiWhat

Основная статья: Новое время

Содержание (план)

Переход от Средневековья к Новому времени

Вопреки представлениям гуманистов Новое время ухо­дит своими корнями не столько в античную эпоху, сколько в Сред­невековье, когда происходило постепенное вызревание предпосы­лок новоевропейской цивилизации и формировались основные черты, определившие её своеобразие. Переход от Средневековья к Новому времени не был внезапным, это был довольно длитель­ный процесс. В ходе взаимодействия элементов старого и нарож­давшегося обществ происходил их синтез. В содержательном отно­шении Новое время намного богаче Античности или Средневеко­вья, поскольку в том или ином виде в нём сохраняется наследие всех предшествовавших эпох.

Начало Нового времени

Перелом в исторических судьбах Европы со всей очевидностью наметился на рубеже XV и XVI вв. Это время характеризовалось развёртыванием важнейших исторических процессов, которые полностью изменили ход мировой истории. Великие географиче­ские открытия раздвинули рамки известного европейцам мира до глобальных масштабов всей планеты. Происходил грандиозный подъём новой, ренессансной культуры. Итальянское Возрождение и глубокие перемены в культуре других стран стали первыми при­знаками наступления новой эпохи в Европе. Огромное значение имела также религиозная Реформация, следствием которой, наря­ду с Возрождением, стало формирование новой духовной культу­ры и мировоззрения, принципиально отличавшегося от средневе­ковых взглядов на мир. Утверждение новой веры сопровождалось жестокими религиозными войнами, растянувшимися почти на столетие.

Новое время, таким образом, началось тогда, когда в результате активной творческой деятельности европейцев резко расшири­лись их географические, интеллектуальные и духовные горизонты, а также материальные возможности. Осуществлявшееся в этот ис­торический период становление мирового рынка и всемирная экс­пансия европейской цивилизации создавали предпосылки для по­следующей глобализации происходивших на Земном шаре явлений и процессов. С этого времени история любой страны представляла собой не только историю её внутреннего развития, но и историю её вхождения в формирующееся общемировое экономическое, по­литическое и культурное пространство.

Конец Нового времени

см. История конца 19 — начала 20 веков

В последнюю треть XIX — начало XX в. фор­мировались предпосылки того противостояния, которое вылилось в Первую мировую войну, а также в духовные истоки культуры Но­вейшего времени. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Индустриальная революция, произошедшая в XIX в. в странах европейской цивилизации, дала им невиданное экономическое, техническое и военное преимущество, позволила установить своё господство на большей части территории земного шара. Началось формирование единого мирового рынка. В XIX в. выявились харак­терные черты и основные проблемы индустриального общества. Среди них становление конституционного правления, утвержде­ние демократии, рост национализма, развитие социалистиче­ского движения и др. Многое от XIX в. осталось в наследство веку двадцатому, который характеризуется как время масс, на историче­ской арене впервые о себе заявили ранее не организованные в партии массы.

Исторический период начала XX века отличает подъём и расцвет национальных государств, нарастание их экспансионизма. Это был «золотой век» капитализма, рыночной экономики, политического либерализма, свободомыслия, безоблачной веры в прогресс.

С началом Первой мировой войны в 1914 г., как считали многие современники, а за ними и ряд историков, закончился просвещённый, либеральный, полный ве­ры в прогресс XIX в.

На этой странице материал по темам:
  • Исторические границы нового времени

  • Исторический переод который предшествовал новейшему времени

  • Особенности перехода от средневековья к новому времени

  • Cjplfqnt nf,kbwe dtkbrbt ujuhfabxtcrbt jnrhsnbz yjdjuj dhtvtyb

  • Причины перехода в новое время

wikiwhat.ru

Введение. От Средневековья к Новому времени



Вопрос. Объясните название «Средние века» (средневековье).

Термин «Средние века» использовался итальянскими гуманистами XV в. для обозначения периода между эпохой Античности и Новым временем.

Вопрос 1. когда и в связи с чем появился термин «новое время»?

Термин «Новое время» появился в среде гуманистов в Италии в XV в., которые пытались показать начало новой эпохи после средневековья и подчеркнуть преемственность с эпохой античности (с античной культурой, искусством, философией).

Вопрос 2. Почему нельзя считать какое-либо конкретное событие началом Нового времени?

Переход от Средневековья к Новому времени шел постепенно и долго, т.к. изменения проходили во всех сферах жизни общества: в мировоззрении, религии, культуре, экономической и политической жизни, в повседневной жизни.

Вопрос 3. Укажите хронологические рамки Нового времени?

Хронологические рамки – с рубежа XV-XVI вв. до начала XX века.

Вопрос 4. Какие явления свидетельствуют о кризисе традиционного общества в XVI веке?

Кризис традиционного общества в XVI в. связан с формированием человека Нового времени, который не вписывался в традиционное средневековое сословное общество.

Вопрос 5. Какими чертами обладал человек Нового времени?

Человек Нового времени происходил из незнатных слоев населения, желал богатства, стремился проявлять активность, обладал предпринимательским духом, не боялся рисковать.

Вопрос 1. Каким целям служил дух предпринимательства? Как это явление влияло на развитие общества? Для ответа используйте прочитанные вами художественные произведения, кинофильмы, интернет-ресурсы и другие источники.

Дух предпринимательства служил целям стать свободным и независимым, уважаемым и знаменитым. Это влияли на развитие торговли, на стремление найти новые земли, использовать новые технологии, т.е. способствовало быстрому развитию общества.

Вопрос 2. Обсудите в классе: что связывает современных людей с Новым временем?

В эпоху нового времени складывается облик современного города, образ повседневной жизни, политическая система управления, система международных отношений.

Вопрос 3. Поработайте в парах. Отберите информацию из учебника о качествах человека Средневековья и Нового времени. Определите наиболее характерные качества. Дайте оценку двум типам личности. Могли бы вы подружиться с человеком Средневековья? С человеком нового времени? Объясните почем.

С человеком Средневековья подружиться бы не удалось, поскольку его внутренние идеалы слишком отличаются от современных и нам трудно будет понять друг друга. В средневековом гражданине слишком развито либо повиновение феодалу, либо чуждо желание свободы, которое в нас развито. Эти идеалы в процессе общения могут привести к конфликту. В человеке Нового времени в этом плане было бы проще. В людях этой эпохи первую роль играет любознательность к окружающему миру (Великие географические открытия). Это качество вполне имеет место в современном человеке, поэтому удастся найти общий язык и темы для вполне дружеской беседы

resheba.com

Вводный урок «От Средневековья к Новому времени»

Цель урока:Усвоение учащимися понятия «Новое время»

Задачи:

1.Обучащая:Обеспечить условия для усвоения новых терминов, подвести к пониманию того, что начинается изучение нового исторического периода, имеющего свои особенности.

2.Развивающая:продолжить формировать умение анализировать причинно-следственные связи, объяснять исторические факты, формулировать выводы

3.Воспитательная: Учить объективно оценивать свою работу на уроке.

План изучения нового материала:

1.Хронологические рамки и основное содержание первого периода новой истории.

2.Человек Нового времени.

3.Что связывает нас с Новым временем.

Вступительное слово учителя: Уважаемые семиклассники. Вы видите перед собой учебник, по которому нам предстоит заниматься в течение следующих 28 уроков 2 раза в неделю. Пожалуйста, ответьте на вопросы:

Кто авторы учебника?

Как называется исторический период, который нам предстоит изучать?

Какие хронологические рамки он охватывает?

Проанализируйте структуру учебника. Какими способами авторы дополняют тексты параграфа?Какой еще дополнительный материал содержит учебник7

    После ответов учащихся начать работу с текстом введения: стр.5, абз.1. Как называлось общество в Средние века?

    1. Определение в тетради. Традиция-в переводе с латинского — передача. Традиционное общество-общество, жизнь в котором основана на традициях. Далее записываем определение, выделенное в тексте учебника:в таком обществе духовные ценнсти, образ жизни, организация трудовой деятельности передаются почти без изменений от поколения к поколению в течение длительного времени.

    2.Характеристика.

    Учащиеся выписывают в тетрадь основные черты традиционного общества просто под номером или в виде кластера:

    1)преобладание сельскохозяйственного производства;

    2)господство натурального хозяйства;

    3)сословное неравенство и т.д.

    Далее учитель говорит, что сам термин «Новое время» появился в XV веке среди гуманистов Италии, и что он для них означал (эпоха «пробужденя умов»).

    Затем учащиеся в тексте находят те изменения, которые произошли в жизни людей в XV веке (с.5-6). Устные ответы учащихся:

    1.Интерес к античной культуре;

    2.Стремление к земной жизни и посмертной славе;

    3.Интерес к человеку и т д.

    Далее учитель говорит о том, что при узучении истории мы должны понимать, что изменения приходят в общество постепенно и поэтому границы между эпохами весьма условны. И даже по вопросу точной даты начала Нового времени среди историков нет единого мнения.

    На доске или экране появляются даты с расшифровкой:

    1485 год-конец войны Алой и Белой розы в Англии,

    1492 год-открытие Колумбом Америки,

    1517 год-начало Реформации в Европе.

    Учитель подчеркивает, что в любом случае история Нового времени начинается на рубеже XV-XVI веков и этот преход- процесс постепенный и длительный.Здесь он заостряет внимание, что завершается Новое время в начале XX века. В XVI-XVIII веках общество оставалось аграрным. Преобладал ручной труд, но постепенно создавались новые технологии (запись в тетради: технология-совокупность методов обработки сырья, материалов в процессе производства).В XVIII веке появляется машинное производство, фабрики. Широкое применение техники начинается в XIX веке, когда общество перейдёт на следующую, индустриальную, ступень развития.( Здесь возможно обратить внимание на значение слова индустриальный (от лат. Indastria-деятельность). (Картинки на экране, которые иллюстрирут постепенный переход от примитивных орудий труда к машинному производству).

    Итак, в 7 классе мы будем изучать период Новой истории XVI-XVIII веков. Для того, чтобы изменилась жизнь людей, должен измениться сам человек. Переходим ко второму пункту плана урока.

    Вопрос: Как назывались группы людей, из которых состояло средневековое общество?

    Ответ:Сословия.Учащиеся вспоминают, что сословия-это большие группы людей, имеющая определенные права, обязанности и привилегии, нравы и обычаи, закрепленные в традициях или законе и передаваемые по наследству.

    Учитель подчеркивает, что сословное деление общества сохранялось, но при этом в обществе появился новый тип личности-человек, который почувствовал в себе силы для самостоятельной деятельности, способность принимать решения и нести за них ответственность. Это и был человек Нового времени.

    Задание: прочитать документ «Век Фуггеров», с.48-49.

    Вопрос:Какие новые черты вы видите среди представителей семьи Фуггеров? Из каких слоев общества они происходили?

    Ответы учащихся: желание разбогатеть, умение принимать решения и отвечать за них, личный успех. Такие люди часто были выходцами из низших соловий.

    У людей появлятся другие ценности. Запись в тетради (Ценности-то, что является наиболее значимым в определенный период).Вопрос: Какие ценности появились в Новое время? (Ответы: богатство, слава, успех, свобода)

    Переходим к третьему пункту плана урока:Что связывает нас с Новым временем? Какие источники мы можем использовать для изучения данного периода?

    В ответах учащихся должна прозвучать мысль, что этот период стоит от нашего времени не очень далеко, поэтому имеется много вещественных и письменных источников для его изучения.Учащиеся сами могут вспомнить события, произведения и другие факты, которые связыват нас с тем периодом истории, который мы будем изучать в 7 классе. В целях мотивации изучения курса можно предложить изображения на экране по выбору учителя. По мере появления изображений идет их обсуждение.

    На экране:

    Термины: Конституция, правовое государство, гражданское общество;

    Портреты художников:Рафаэль, Рембрандт, Дюрер;

    Портреты просветителей, Монтескьё, Руссо, Вольтер;

    Портреты политиков:Джефферсон, Вашингтон, Робеспьер.

    Если имена и термины ученикам не знакомы, то у них появится дополнительная мотивация для изучения курса. Если знакомы-это мотивация для расширения знаний

    Итак, этот учебник познакомит вас с важнейшими событиями первого периода Нового времени. Каждая его страница — это рассказ о жизни людей. Когда мы закончим изучать этот курс, вы ответите на вопросы: Что нового я для себя узнал? Какие события из этого курса произвели на меня особенное впечатление? Судьба каких исторических личностей показалась мне интересной и достойной подражания?

    Домашнее задание: 5-8, вопросы 1-5, с.8. Повторить и выучить термины и определения.

    xn--j1ahfl.xn--p1ai

    Средневековье кратко — Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

     

     Установление временных рамок


    Если говорить о средневековье кратко, то это одна из самых длительных и интересных эпох после древнего мира. Долгое время среди ученых- медиевистов (медиевистика – это один из разделов истории, изучающий европейское средневековье) не было согласия в определении рамок этого периода в истории человечества. Дело в том, что разные страны развивались совершенно по-разному. Кто-то ушел в экономическом, политическом и общественном развитии вперед, некоторые страны, напротив, очень сильно отставали о других. Поэтому сейчас средневековье, кратко говоря, рассматривается одновременно и как общеисторический процесс, и как явление, имевшее место в любой стране. Здесь оно могло иметь свои определенные особенности и временные рамки.

     

    История средних веков вкратце

    История средневековья кратко о главном, средние века


     


     

    Если рассматривать Средние века, кратко изложенные, то началом этой эпохи считается время крушения Великой Римской империи – V век нашей эры. Впрочем, в некоторых европейских источниках принято считать началом средневековья время появления ислама – VII век. Но более распространенной считается первая дата.

    Что касается конца Средних веков, здесь опять мнение историков расходится. Итальянские историки считают, что это XV век, российские ученые приняли за окончательную дату конец XVI – начало XVII веков. Опять же, для каждой страны эта дата устанавливалась сообразно ее развитию.


    История возникновения термина


    Впервые этот термин – «средние века», стали использовать итальянские гуманисты. До этого применялось название «темные века», которое придумал великий итальянский поэт эпохи Возрождения Петрарка.
    В XVII веке название Средние века, кратко говоря, окончательно закрепил в науке профессор Христофор Келлер. Он же предложил следующее разделение всемирной истории на античность, средневековье и новое время.
    Почему было взято именно это название – потому что эпоха средневековья находится между античностью и новым временем.
    Много лет было принято считать Средние века временем жестоких войн и засильем церкви. Эту эпоху именовали исключительно как «темные века», где господствовали невежество, инквизиция, варварство. Только к нашему времени представление о средневековье стало радикально меняться. О нем заговорили, как о времени, полном романтики, великих открытий, прекрасных произведений искусства.


    Периодизация в средних веках


    Общепринятым считается разделение истории Средних веков на три больших периода:


        раннее средневековье;
        классическое;
        позднее средневековье.


    Раннее средневековье


    Начинается со времени падения Великой Римской империи и длится около 500 веков. Это время так называемого Великого переселения народов, которое началось в 4 веке и закончилось в 7. За это время германские племена захватили и подчинили себе все страны Западной Европы, определив, таким образом, облик современного европейского мира. Основными причинами массовой миграции в этот период средневековья, кратко говоря, стали поиск плодородных земель и благоприятных условий, а также резкое похолодание климата. Поэтому северные племена двинулись поближе к югу. Кроме германских племен, в переселении участвовали турки, славяне и финно-угорские племена. Великое переселение народов сопровождалось уничтожением многих племен и кочевых народов.

    С эпохой раннего средневековья связано существование Византийской империи и образование Франкской империи.


    Высокое или классическое средневековье


    Это период образования первых городов, возникновения феодального строя, время расцвета могущества католической церкви и Крестовых походов. Длился с 1000 по 1300 века.
    Во времена классического средневековья сформировалась иерархическая (феодальная) лестница – особое последовательное расположение званий.  Появились институты вассалов и сеньоров. Владелец земли – сеньор, мог дать во временное пользование феод (земельный участок) на особых условиях. Вассал, которой получал феод, становился военным слугой своего сеньора. За право пользоваться этим земельным участком он должен был 40 дней в году служить в войске. Также он брал обязательство защищать своего сеньора. Впрочем, в Средние века, кратко говоря, эти условия довольно часто нарушали обе стороны.
    Основу экономики Средних веков составляло сельское хозяйство, в котором была занята большая часть населения. Крестьяне обрабатывали и свои земельные наделы, и господские. Точнее говоря, своего у крестьян не было ничего, от рабов их отличала только личная свобода.
    Католическая церковь


     В эпоху классического средневековья в Европе достигла своего могущества католическая церковь. Она оказывала влияние на все сферы жизни человека. С ее богатством не могли сравниться правители – церкви принадлежала 1/3 всех земель в каждой стране.
    Средневековый человек был крайне религиозным. То, что для нас считается невероятным и сверхъестественным, для него было обыденным.  Вера в темное и светлое царства, демонов, духов и ангелов – это то, что окружало человека, и во что он безоговорочно верил.
    Церковь строго следила, чтобы ее престижу не был нанесен урон. Все вольнодумные мысли пресекались на корню. От действий церкви в свое время пострадали многие ученые: Джордано Бруно, Галилео Галилей, Николай Коперник и другие. Вместе с тем, в Средние века, кратко говоря, она была средоточием образования и научной мысли. При монастырях существовали церковные школы, к которых обучали грамоте, молитвам, латинскому языку и пению гимнов. В мастерских по переписке книг, там же, при монастырях, бережно переписывали труды античных авторов, сохраняя их для потомков.


    Рыцари
    Вся романтика, присущая средневековью, связана с рыцарями. Рыцарь – это конный воин-феодал. Рыцарство, как особое сословие, возникло из военных дружинников, которые становились вассалами и служили своим сеньорам. Со временем, рыцарем мог стать только воин благородного происхождения. У них существовал свой кодекс поведения, в котором главное место занимали честь, верность Господу и поклонение своей даме сердца.


    Крестовые походы
    Целая серия этих походов состоялась в течение 400 лет, с XI по XV века. Они были организованы католической церковью против мусульманских стран по лозунгом защиты гроба Господня. На самом деле, это была попытка захвата новых территорий. В эти походы отправлялись рыцари со всей Европы. Для молодых воинов участие в таком приключении было обязательным условием, чтобы доказать свое мужество и подтвердить рыцарское звание.


    Средневековые города
    Они возникали прежде всего в местах оживленной торговли. В Европе это была Италия и Франция. Здесь города возникают уже в IX веке. Время появления остальных городов относится к X – XII векам.


    Позднее средневековье
    Это один из самых трагичных периодов средневековья. В XIV веке почти весь мир пережил несколько эпидемий чумы, Черной смерти. Только в Европе она уничтожила более 60 миллионов человек, почти половину населения. Это время сильнейших крестьянских восстаний в Англии и Франции и самой длительной войны за всю историю человечества – Столетней. Но одновременно – это эпоха Великих географических открытий и Возрождения.
    Средние века – удивительное время, определившее будущий путь человечества в период Нового времени.

     

    antiquehistory.ru

    Эпоха Средневековья Кратко | Литерагуру

    Основные принципы средневековой культуры

    Начало Средневековья приходится на 476 год — дату падения Римской Империи. Упадок религиозных чувств «почвы» предзнаменовал приход одной из мировых религий — христианства — владыки дум Средневекового человека. Отсюда и главная идея Средневековой культуры – теоцентризм (культ бога в искусстве). Основные жанры средневекового искусства – это житие, видение, иконопись, притча. Они тесно связаны с пропагандой постулатов из Священного Писания и христианских ценностей. Естественно, что при таком боголепии появляется необходимый признак средневековой культуры — регламентированность (это наличие жестких канонов и правил в искусстве).
    Средневековый художник — ремесленник, а не свободный творец. Он даже не личность, так как свою индивидуальность он всячески отрицает в творчестве (не подписывает работ, не вырабатывает уникального стиля и т.д.). В средневековом искусстве нет импровизации, весь процесс происходит на уровне регламента. Из этого положения вытекает новая особенность средневековья — анонимность, которая является следствием теоцентризма. Художник — медиум (это форма, оболочка, в которой пребывает время от времени божественная сила) бога, не более. Подпись на творении приравнена к богохульству. Из более или менее светских жанров средневековой литературы можно выделить героический эпос — эпическое народное сказание о героических подвигах представителя того или иного этноса. Пример произведения в светском средневековом жанре (героического эпоса) – «Песнь о Роланде». Светское искусство приобретает реальный вес на переходе от раннего средневековья к романике, когда оформляются первые государства после затяжных феодальных войн. Формируется национальное самосознание, поэтому такие герои востребованы в народной культуре.
    Куртуазная литература — это вторая яркая разновидность светской литературы средневековья. Впервые после античности появляется приоритет темы любви и образ Прекрасной Дамы. Чем ближе к Возрождению, тем свободнее дышит светская литература, примеры тому Боккаччо и Данте.

    Периодизация Средневековья:

    1. Ранее Средневековье (5-10 века). Самый невежественный этап. Феодальная раздробленность, религиозные войны, средняя продолжительность жизни — 30 лет.
    2. Романика (10 -12) Оформление границ, централизация власти, культура поднимает голову.
    3. Готика (12 -14) Процветание, культура набирает обороты. Светская литература бытовала в устрой форме, 80 процентов литературы — церковная.

    Проблема изучения средневековья

    Проблема изучения средневековья и сколько-нибудь внятного изложения всех достижений средневековых автором в том, что до наших дней дошло слишком мало источников информации об этом периоде. Ряд исследователей полагает, будто бы Средневековья не было вовсе, и те сведения, которыми мы располагаем, не более, чем фальсификация (например, Фоменко).

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    literaguru.ru

    Переход от Средних веков к Новому времени

    Переход от Средних веков к Новому времени

     

     Понятие «Новое время», изменения в жизни общества

    События и личности

    Периодизация истории Нового времени

     

    Вы уже успели познакомиться с историей Древнего мира и Средних веков. Вы знаете, как с течением времени менялся человек, как он менял для себя окружающий мир. Пришла пора узнать о следующем периоде истории, таком как Новое время. Для этого будет необходимо ответить на вопросы:

    Первый вопрос «Что?». Разберемся с понятием «Новое время». Почему именно так мы его называем? Появилось оно еще в XV веке. Мыслители осознали, что время, в котором они живут, очень отличается от предшествующих периодов. Именно тогда предложили разделение истории на

    Древний мир, Средние века и Новое время.

     

    Попробуем разобраться, что же нового появилось в жизни людей. Все просто: постепенно люди изменили свое мышление. Вспомните, в Средние века жизнь на Земле воспринималась как что-то преходящее. Она закончится, и начнется прекрасная жизнь на небесах. События, произошедшие в XV веке, изменили это отношение. В центр всего был поставлен человек, его мысли и желания, которые он испытывает в своей земной жизни, такие как тяга к знаниям, любовь к прекрасному, жажда путешествий и накопление богатств. Человек Нового времени – это человек, который не боится рисковать. Только от него зависит будущее, именно он его творец.

    Вам предстоит познакомиться с такими известными людьми эпохи Нового времени, как Христофор Колумб, Томас Мор, Уильям Шекспир, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Исаак Нью́тон, Мартин Лютер, Генрих VIII из династии Тюдо́ров, кардинал Ришелье, принц Вильгельм Оранский, Оливер Кромвель, Вольтер, Даниель Дефо, Людвиг ван Бетховен, Джордж Ва́шингтон, Жан Поль Мара́т, Наполеон Бонапарт, Джеймс Уатт и многие другие. Помните, ведь именно люди творят историю.

     

     

    Также вопрос «Что?» относится к событиям, о которых предстоит узнать. Вы много раз о них слышали, а теперь сможете изучить их более подробно. Итак, что же это за события? Открытие Америки, начало Реформации в Европе, Варфоломеевская ночь, Тридцатилетняя война, Бостонское чаепитие, создание Соединенных Штатов Америки, начало Великой французской революции и многое другое.

    Еще нам необходимо ответить на вопрос «Когда?». Когда началось Новое время? Невозможно найти календарь, на котором четко отмечена эта дата, или газету, вышедшую в этот день. Всё потому, что в один день переход не мог произойти. Ученые до сих пор спорят о том, что считать началом нового периода. Некоторые называют 1485 год, когда в Англии началось правление династии Тюдо́ров. Другие начинают отсчет с 1492 года, когда Колумб открыл Новый свет. Третьи считают началом 1517 год – появление Реформации в Европе. Мнений множество, но все они сводятся к тому, что в конце XV – начале XVI века в истории и жизни людей наступило Новое время.

    Остался вопрос «Где?». Мы не выяснили, где же будут происходить все эти события. Вам предстоит оказаться в Испании и Португалии, Англии и Франции, Нидерландах и Италии, Северной и Южной Америке, Японии, Китае, Индии.

    Вперед, в путешествие по Новому времени!

    videouroki.net

    Конспект урока «От средневековья к новому времени.»

    Урок «От средневековья к новому времени». 7 класс.

    Цели урока:

    1. Обучающиеся научаться определять причины перехода от традиционного общества к индустриальному, смогут дать определение понятию «Новое время», называть хронологические рамки Нового времени.

    2. Обучающиеся смогут сопоставить принципиальные отличия Нового времени от Средневековья.

    3. Содействовать формированию исполнительности и усидчивости.

    Тип урока: комбинированный.

    Основные понятия и термины: новое время, ценности, традиции, традиционное общество, индустриальное общество.

    Методы обучения: объяснение, рассказ, обучение решению проблемных и познавательных заданий, использование межкурсовых связей

    Оборудование: учебник Новая история, 1500-1800: учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений/А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М.Ванюшкина. Карта.

    Ход урока:

    I. Организационный момент (приветствие).

    II. Актуализация знаний по курсу истории средних веков.

    1. Фронтальная беседа с классом.

    Давайте вспомним:

    — Как назывался курс истории, который мы изучали в 6 классе? ( Средневековье).

    — Что изучает история средних веков? (История средних веков изучает жизнь, быт, культуру людей в средние века, историю различных государств.)

    — Какой период охватывает история средних веков? (4,5 – 15 вв. н.э.)

    — Средневековье иногда называют феодализмом. От какого слова образован этот термин? (От слова «феод».)

    — Что такое «феод»? ( Феод – участок земли, который выдавался за военную службу.)

    -Кто такой Феодал? ( Крупный землевладелец)

    — Человек, который давал землю, назывался сеньором, а который получал – вассалом. Давайте повторим, кто такой сеньор и кто такой вассал? (Ответы учащихся.)

    Слайд 1. Отношения между феодалами и сеньорами представляли собой феодальную лестницу. На одной из её ступеней стояли рыцари. Кто такие рыцари? (Рыцари – мелкие феодалы, которые несли военную службу.

    — Как мы помним, рыцари были участниками Крестовых походов. Кто являлся вдохновителем Крестовых походов? (Папа – глава католической церкви.)

    — Но у папы было множество других забот кроме Крестовых походов, например, еретики. Кто такие еретики? (Еретики – противники господствующего вероучения церкви.)

    — Для борьбы с еретиками папа использовал различные методы, какие? (Казни, пытки, ссылки….)

    — Как в целом назывался суд над еретиками? (Инквизиция.)

    Слайд 2. Давайте вспомним причины возникновения средневековых городов, кто в них жил? ( Успехи в развитии хозяйства в X в.; отделение ремесла от сельского хозяйства. Торговцы, купцы, ремесленники, феодалы.)

    -Как назывались союзы ремесленников одной специальности? (Цехи.)

    2. Работа с картой.

    Проверим, как вы можете работать с картой. Ребята, вы должны вспомнить в какой стране происходило событие, и показать эту страну на карте.

    1. В какой стране были созваны Генеральные штаты? ( Франция.)

    2. В какой стране произошло восстание Уота Тайлера? (Англия.)

    3. В какой стране было гуситское движение? (Чехия.)

    4. В какой стране пешее войско называлось янычары, а правитель государства был султан? (Османская империя.)

    5. Историю ещё, каких стран мы изучали, покажите на карте. (Италия, Германия, Испания…)

    Учитель: Все, что мы вспомнили сегодня (понятия, названия государств ) относится к истории средних веков. Следующий этап развития общества – новое время.

    — Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Что изучает история нового времени: как жили люди, их дела, достижения, ценности в этот период развития общества.)

    III. Изучение новой темы постановка проблемного вопроса.

    Учитель: В 7 классе вам предстоит познакомиться со следующим периодом всеобщей истории, который называют новое время или новая истории.

    Слайд 3. Тема урока и план

    1. Понятие и периодизация нового времени.

    2. Кризис традиционного общества. Черты нового общества.

    3. Человек нового времени.


    На доске записан проблемный вопрос, на который учитель обращает внимание учеников:

    — Определите, какие явления в обществе позволили людям в XVI заявить о начале Нового времени?

    Рассмотрение первого вопроса.

    Слайд 4. Новое время (или новая история) — период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем.

    Содержание Новой истории: переход от аграрной цивилизации к индустриальной (промышленной) и формирование единой планетарной цивилизации

    Термин «Новое время впервые появился в Италии в XVI в., когда возникло ощущение, что старое время уходит в прошлое, уступая место новой эпохе, «эпохе пробуждения умов» и возрождения интереса к человеческой личности и повседневной жизни людей.

    Слайд 5. У ученых существуют разные точки зрения на начало нового времени, одна из них – это рубеж XV – XVI вв., время позднего итальянского Возрождения, Великих географических открытий и Реформации. Завершается новое время на рубеже XIX – XX вв.

    Условно новое время разделяют на две части. Первая часть Новой истории, которую вы будете изучать в 7 классе, охватывает период с конца XV до конца XVIII века. Это было время:

    — когда в Европе происходит переход от агарной цивилизации к зарождающейся индустриальной цивилизации;

    — когда разрушается традиционное общество;

    — когда под влиянием европейского начала складываться единая мировая цивилизация.

    Слайд 6. После объяснения первого пункта плана можно познакомить учащихся с учебником. Самостоятельно рассматривая книгу, семиклассники читают название учебника, просматривают оглавление, еще раз обращают внимание на хронологические рамки курса. Следует обратить их внимание на различные источники информации, в том числе и нетекстовые: рисунки, цветные иллюстрации, карты и схемы. Также они должны увидеть, что наряду с обязательным текстом в книге помещен материал для дополнительного чтения (зауженного формата).

    Рассмотрение второго вопроса.

    Слайд 7. В средние века жизнь людей была тесно связана с землей. Поле по латыни «агер», поэтому цивилизация называется аграрной. Труд земледельца, скотовода в значительной степени зависел от природных стихий, регулировался природными «часами», то есть сменой дня и ночи, времен года. Жизнь человека изменялась очень медленно, он жил согласно традициям своих предков, редко покидал родные места. Круг его общения практически оставался неизменным. Важную роль для человека аграрной цивилизации играло его происхождение: был ли он вельможей или торговцем, жрецом или воином, крестьянином или рабом… Общество, в котором жили люди аграрной цивилизации, называют традиционным. В традиционном обществе господствовали натуральное хозяйство и простые рыночные отношения. И крестьяне, и ремесленники пользовались самыми простыми орудиями труда (такими, какими они были у предков).

    В конце Средневековья крестьянская община начинает разрушаться, так как коллективный труд становится менее эффективным, чем индивидуальный. Часть сельского населения уходит в растущие города, развивающиеся как коммуны, имеющие свое самоуправление.

    Так завершается Средневековье, постепенно разрушается европейское традиционное общество, складывается новый тип личности».

    Слово «индустриальный» означает «промышленный», «производящий». Людей индустриальной цивилизации окружают созданные ими механизмы, предметы, заводы и фабрики. Ритм жизни и трудовой деятельности здесь задает искусственный механизм – часы. Жизнь стремительно меняется под воздействием множества событий: он ежедневно общается с самыми разнообразными людьми; получает информацию из газет, радио; пользуется быстроходными средствами передвижения. Такой человек ценит не столько традиции и опыт предков, сколько достижения и изобретения его современников, улучшающие и облегчающие его существование. Здесь место человека в обществе определяет не столько его происхождение, сколько собственное положение и достижения – должность, профессия, те или иные личные качества. Постепенно географические и климатические особенности, требовавшие от человека большей активности, влияли на внедрение новых способов хозяйственной деятельности, на усовершенствование орудий труда.

    В новое время стала складываться политическая система управления, существующая и в наше время. Тогда же были написаны первые конституции.

    Но переход от средневековья к новому времени шел постепенно и долго. Это было время, когда новые черты в жизни общества существовали рядом с сохранившимися чертами средневекового уклада.

    Задание: прочитайте страницу 4-5 учебника и ответьте на вопрос: «Какие явления говорят о кризисе традиционного общества?» (Кризис традиционного общества проявился в неспособности средневековой цивилизации обеспечить поступательное развитие общества. Низкая производительность труда обрекала людей на голод и нищету, феодальная раздробленность препятствовала расширению торговли и складыванию единого рынка, а духовная власть не давала возможности для быстрого развития науки и техники.)

    Рассмотрение третьего вопроса.

    Задание: опираясь на текст учебника, ответьте на вопросы:

    — «Какими чертами обладал человек нового времени? (Человек нового времени способен к самостоятельной деятельности, готов нести ответственность за принятые решения. Главным стимулом в жизни стало желание, во что бы то ни стало разбогатеть и добиться утверждения в обществе. Стремление к личному успеху вынуждало людей совершенствовать орудия труда, создавать, новы технологии и рисковать собственностью ради самоутверждения. Такие люди совершали великие открытия, осуществляли дальние путешествия, осваивали новые страны и континенты.)

    -«Каким целям служил дух предпринимательства? Как это явление влияло на развитие общества?» (Дух предпринимательства позволял человеку ориентироваться в сложной рыночной обстановке и рисковать ради более высокой прибыли. Отбрасывая предрассудки они легко воспринимали все новое, передовое. Это приводило к обогащению и накоплению капитала, который способствовал развитию общества. Дух наживы и предпринимательства способствовал развитию науки и техники).

    — Давайте ответим на проблемный вопрос: какие явления в обществе позволили людям в XVI заявить о начале Нового времени?

    Учащиеся указывают на изменения, которые произошли в хозяйстве, обществе, политической и духовной жизни людей на рубеже XV—XVI вв., позволяющие говорить о начале Нового времени.

    IV. Закрепление.

    Слайд 8.

    1. Дайте определение понятию новое время.

    2. Назовите хронологические рамки нового времени.

    3. Назовите отличия нового времени от средневековья.

    4. Объясните понятия: традиции, ценности, технологии.

    5. Давайте обсудим, что связывает нас с новым временем? (С новым временем современных людей связывает городской уклад жизни, основные черты политической системы управления, конституционный строй, стремление к личному успеху, благополучию, комфорту, развитие науки и техники, ответственность за свои поступки, светский характер духовной жизни.)

    V. Подведение итогов работы.

    «В XVI—XVIII вв. общество по-прежнему оставалось аграрным, преобладал ручной труд. Но стремление людей к личному успеху заставляло их совершенствовать орудия труда, создавать новые технологии. В XVIII в. появилось машинное производство, возникли фабрики. Широкое применение техники — это уже XIX в. Общество станет называться индустриальным, так как быстрыми темпами в нем будет развиваться техника, и это в первую очередь бросалось в глаза современникам. Общество XVI—XVIII вв. — это общество раннего Нового времени, переходное от традиционного к индустриальному».
    Д.з. Составить сравнительную таблицу, нового времени и средневековья.

    multiurok.ru

    Author: alexxlab

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *