Основные фазы общественного производства – 2. Фазы общественного производства

2. Фазы общественного производства

Любой продукт производится и, следовательно, на его создание затрачиваются ресурсы с целью удовлетворения потребностей.

Потребление, т.е. удовлетворение потребностей, конечный пункт и смысл производственной деятельности в любом обществе.

По целям потребление делится на:

  • личное, т.е. направленное на удовлетворение потребностей людей предметами производства;

  • производственное — использование продукта для целей возобновления и расширения факторов производства, для инвестиционных целей.

Рис. 2.1 Процесс производства, взятый в целом.

Производство – это процесс непосредственного создания материальных и духовных ценностей. Поэтому, производство – исходная фаза воспроизводственного процесса, а потребление – конечная фаза воспроизводства. В современном обществе эти два процесса воспроизводства разделены в пространстве и во времени. Поэтому необходимы еще две фазы:

1) Фаза распределения результатов производства;

2) Фаза обмена этими результатами.

Производственные блага поступают в потребление отдельных субъектов экономики через распределение и обмен.

Распределение – это определение количества и объема продукта, поступающего в потребление участникам экономической деятельности.

Роль распределения в обществе очевидна. Несправедливое распределение благ зачастую является причиной социальной напряженности в обществе, может снизить стимулы к предпринимательской деятельности.

Следует различать распределение:

Различают первичное распределение и вторичное – или перераспределение.

Произведенный продукт, полученный доход, как правило, подлежат перераспределению между различными субъектами экономической деятельности:

  • Предприятиями и государством;

  • Работниками и собственниками;

  • Государством и регионами;

В результате образуется очень сложная и противоречивая система распределения, которая в идеале должна способствовать росту эффективности экономики и достижению социальной справедливости в данной экономической системе.

Обмен – это стадия движения общественного продукта, которая доставляет произведенные продукты и условия производства субъектам экономической деятельности.

Различают:

  • обмен деятельности в самом производстве, который основан на технологическом разделении труда внутри трудового процесса;

  • обмен продуктами осуществляется на базе общественного разделения труда, в результате чего происходит специализация субъектов экономики на производстве того или иного вида продукции.

Обмен на основе разделения труда в рыночной экономике принимает форму обмена товарами. Посредником в обмене выступают деньги.

Следует различать разделение труда внутри страны и международное разделение труда, когда отдельные страны специализируются на производстве наиболее выгодных с точки зрения их экономики товаров.

3. Факторы производства, их взаимодействие

Для осуществления процесса производства необходимы определенные условия – факторы производства.

Факторы производства – это все необходимые элементы, которые используются для производства материальных благ и услуг.

Согласно марксистской теории, все факторы производства делятся на две группы: личный фактор производства и вещественный фактор производства. Под личным фактором производства понимают рабочую силу как совокупность физических и интеллектуальных способностей человека к труду. Под вещественными факторами производства понимают совокупность средств производства, предметов труда и природных условий. В соответствии с теорией К.Маркса, единственный фактор, который создаёт прибыль, является труд наёмного работника.

Маржиналистская теория выделяет четыре группы факторов производства: земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность.

Согласно этой теории, каждый фактор производства способен принести своему владельцу доход: «капитал» приносит проценты, «труд» – зарплату, «земля» – ренту, «предпринимательская способность» — прибыль. Мера доходности каждого фактора в конкретных экономических условиях — одна из центральных проблем экономической теории. Можно сказать, что экономическая наука является наукой о доходности факторов производства.

Земля

– естественный фактор. Она не является результатом человеческой деятельности. К группе факторов производства относятся: производственные богатства, полезные ископаемые, которые применяются в производственном процессе, пахотные земли, леса и т.д.

Капитал – как фактор производства выступает в виде благ, используемых в производстве товаров и услуг. Это инструменты, машины, оборудование, складские помещения, транспорт, средства связи и т.д.

Труд – интеллектуальная и физическая деятельность людей, направленная на изготовление благ и оказание услуг. Совокупность способностей личности, обусловленная образованием, профессиональным обучением, навыками, здоровьем, представляет собой человеческий капитал. Чем квалифицированнее труд человека, тем выше его капитал.

Предпринимательская деятельность – специфический фактор производства. Предполагает использование инициативы, смекалки и риска в организации производства.

Предпринимательская способность – особый вид человеческого капитала, представленный деятельностью по координации и комбинированию всех остальных факторов производства в целях создания благ и услуг.

Центральное место в экономической системе занимает взаимодействие производственных факторов (рис.2.2).

Рис. 2.2. Схема взаимодействия основных факторов производства

Современная отечественная и мировая экономическая наука в состав факторов производства включает кроме перечисленных четырёх факторов, науку, информацию и экологию.

studfiles.net

Общественное производство и его фазы — МегаЛекции

Производствоэто трудовая, целесообразная деятельность людей, направленная на преобразование и присвоение веществ природы для удовлетворения потребностей человека. Определение это относится главным образом к материальному производству, которое включает три аспекта: производство вещей, энергии и информации.

Производство представляется как процесс труда, рассматриваемый с учетом его результата. Производство всегда предполагает взаимодействие трех основных факторов: предметов труда, средств труда и рабочей силы.

Предмет трудаэто то, что человек стремится преобразовать, что составляет материальную основу будущего продукта.

Средства труда – то, с помощью чего человек воздействует на предметы труда.К средствам труда относятся прежде всего орудия труда – различные приборы, машины, оборудование, приспособления, инструменты. В средства труда входит также инфраструктура –

дороги, мосты, каналы и др. Всеобщим средством труда является земля.

Рабочая силаэто люди, воздействующие на предмет труда, используя средства труда. Это способность человека к труду, совокупность физических и умственных способностей человека, которые используются им в процессе производства.

Результат, получающийся в процессе производства, — это продукт.

Предметы труда и средства труда в совокупности составляют средства производства, а вместе с людьми – производительные силы.В процессе производства, распределения, обмена и потребления различных благ люди неизбежно вступают в определенные общественные отношения между собой, которые называются производственными отношениями.

Производственные отношения неразрывно связаны с производственными силами; в совокупности они образуют способ производства

. (Рис. — Способ производства)

Общественный продукт движется по стадиям общественного производства: от производства, через распределение и обмен к потреблению, совершая таким образом кругооборот.



 

Фазы общественного производства:

 

Производство– процесс создания материальных и нематериальных благ, необходимых для удовлетворения тех или иных общественных потребностей.

Распределение – это стадия общественного производства, на которой определяется доля каждого участника в производственном продукте. На этой стадии встает вопрос не что делать, а как делать, т.е. речь идет о принципах распределения.

Обмен– это стадия общественного производства, которая обеспечивает непрерывную связь производства (и обусловленного им распределения), с одной стороны, и потребления – с другой.

Потребление – это использование продукта в процессе удовлетворения потребностей.

Факторы производства всегда кому-то принадлежат, и собственники этих факторов желают получить доход от их использования. Собственник труда рассчитывает получить доход в виде заработной платы, собственник капитала рассчитывает получить доход в виде процента на капитал, собственник ресурсов рассчитывает получить доход в виде ренты.

 

Рис. Способ производства

Экономические агенты

Условно экономических агентов подразделяют на микро- и макро-субъекты:

Микросубъекты Макросубъекты
· Домохозяйства · Фирмы : — коммерческие предприятия — некоммерческие организации · Правительство (государство) · Сектор домашних хозяйств · Предпринимательский сектор · Государственный и общественный сектор · Зарубежный сектор

Основные участники экономического процесса:

 

 

Рис — Функции экономических субъектов

 


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

3. Стадии общественного производства

Поскольку потребности общества в материальных благах должны удовлетворяться постоянно, постольку и само производство должно постоянно возобновляться, в связи с чем производство рассматривается как процесс воспроизводства.

Созданный в процессе производства натуральный продукт продолжает свой путь, свое движение, чтобы окончательно вы­полнить свое предназначение — удовлетворить соответствующие потребности потребителя. В своем движении продукт проходит определенные стадии. Экономическая наука выделяет следую­щие стадии производства: производство как таковое, распреде­ление, обмен, потребление.

Производство — стадия, где соединяются факторы производ­ства, происходит непрерывный процесс создания благ. Создан­ный продукт является важнейшим моментом производства, все­го воспроизводственного цикла, благодаря которому становится возможным удовлетворение потребностей людей.

Распределение — стадия производства, когда произведенный продукт распределяется по соответствующим отраслям хозяйства в виде средств производства, в результате чего восстанавливают­ся израсходованные средства производства; распределяются пред­меты потребления, благодаря чему восстанавливается рабочая сила (трудовые ресурсы). В результате воспроизводятся отрасли хозяйства. Следует обратить внимание, что распределяется то, что уже произведено на стадии производства, а распределение становится стадией самого производства, без чего последнее не может состояться.

Обмен — стадия производства, где происходит обмен произ­веденными продуктами. Необходимость в обмене объясняется тем, что общественному производству присуще разделение труда, спе­циализация работников, отраслей хозяйства по выпуску какого-то продукта, что вызывает необходимость обмена этими продук­тами, при котором происходит и обмен деятельностью между людьми, без чего также не может состояться само производство, воспроизводственный процесс. В условиях рыночного хозяйства обмен произведенными благами осуществляется в форме обмена товарами.

Потребление — стадия производства, завершающая воспроиз­водственный цикл, потребляются средства производства и предметы потребления, в результате осуществляется производствен­ное и личное потребление. Потребление средств производства и рабочей силы, как ресурсов производства; выступают как само производство. Поэтому единство стадий производства, распределе­ния, обмена и потребления предстает как производство в целом. Подобная посылка в свою очередь позволяет сделать и другой вывод: экономические отношения предстают как отношения про­изводства, отношения распределения, отношения обмена и отно­шения потребления, ибо на всех этих стадиях складываются эко­номические отношения.

Чем больше удовлетворяется экономический интерес работ­ника, тем больше стимулы к деятельности, а значит, и выше эффективность производства.

Экономические (производственные) отношения выступают общественной формой проявления производительных сил. Но эта форма активна, от нее во многом зависит состояние производительных сил.

studfiles.net

Общественное производство и его фазы

Производство — как мы уже отмечали, есть процесс воздействия человека на природу в целях создания необходимых ему материальных благ и услуг. Он является сферой взаимодействия трех основных факторов производства: труда, земли и капитала. В результате производства в обществе создаются разнообразные материальные и духовные блага, которые удовлетворяют потребности человека. Поскольку в процессе производства в силу общественного разделения труда взаимодействуют между собой множество людей, постольку производство носит общественный характер.

В своем движении общественное производство проходит четыре фазы: производство, распределение, обмен и потребление.

Производство— это исходный пункт, в котором создаются материальные блага и услуги. Без этой фазы невозможны все другие фазы. Производство можно рассматривать в узком и широком смысле. Вузком смысле производство— это собственно производство, т.е. процесс создания материальных благ и услуг. Вшироком смысле производствовыступает как непрерывно возобновляющийся процесс, которыйвключает в себя собственно производство, распределение, обмен и потреблениесозданных товаров и услуг.

Созданные в процессе производства ценности, в конечном итоге предназначены для потребления. Но прежде чем они поступят в потребление, необходимо их распределить и обменять.

В ходе распределениясозданный продукт рас­пределяется по различным предприятиям, отраслям и районам страны. Они транспортируются, хранятся и доставляются в торговую сеть. Кроме того, в ходе распределения определяется доля каждого члена общества в создании общественного продукта в виде заработной платы, процента, ренты и предпринимательского дохода и др.

После распределения происходит обмен,в ходе которого одно благо обменивается на другое и тем самым участники общественного производства получают то, что им необходимо.

И, наконец, наступает потребление. Это заключительная фаза использования созданного продукта. Потребление есть процесс использования людьми материальных благ и услуг с целью удовлетворения своих потребностей. Потребление бывает двух видов; производственное и непроизводственноеПроизводственное потреблениевходит в процесс производства и включает в себе потребление, средств производства и рабочей силы.Непроизводственное потребление происходит за пределами производства и делится на личное и общественное.Личное потреблениесостоит в удовлетворении личных потребностей людей в пище, одежде, жилище и т.п.Общественные потребности— это потребности общества в образовании, здравоохранении, науке, культуре, обороне, управлении и т.д.

Процесс производства должен быть непрерывным, потому, отмечал К. Маркс, что «как общество не может перестать потреблять, так не может оно и перестать производить». Общество должно снова и снова повторять процесс производства материальных благ и услуг. Это постоянное возобновление производства называется воспроизводством .

Воспроизводство включает в себя воспроизводство материальных благ и услуг (машин, станков, сырья, предметов потребления и т.д.), воспроизводство рабочей силы и экономических отношений.

Воспроизводство бывает двух типов: простое и расширенное. При простом воспроизводствепроизводство повторяется из года в год в неизменном масштабе. Прирасширенном воспроизводствепроисходит постоянное увеличение масштабов производства. Этот тип воспроизводства характеризуется постоянными изменениями в технике производства, быстрым развитием производительных сил. Расширенное воспроизводство типично для современной экономики.

studfiles.net

Тема 5. Теория общественного производства

5.1. Общественное производство, его сущность и цели. Экономический кругооборот. Стадии общественного производства.

5.2. Основные факторы общественного производства и закономерности их развития.

5.3. Простое и расширенное воспроизводство, его содержание, структура и виды. Типы экономического роста производства.

5.4. Экономическая эффективность общественного производства.

5.1. Общественное производство, его сущность и цели. Экономический кругооборот. Стадии общественного производства.

Основами жизнедеятельности человеческого общества являются производство, материальные блага и услуги, ибо распределять, обменивать и потреблять можно лишь то, что реально произведено.

Производство процесс непосредственного создания экономических благ для удовлетворения потребностей человека и общества. В процессе создания материальных благ и услуг (экономических благ) люди взаимодействуют с природой.

Взаимодействие человека с природой называется процессом труда, который включает три основных момента: труд, предметы труда и средства труда.

В любом обществе основу процесса производства составляет процесс труда. Создание экономических благ, способных удовлетворить многочисленные потребности человека, предполагает производственную деятельность, в ходе которой преобразуется вещество природы. Природа не дает в готовом виде всего того, что необходимо для удовлетворения человеческих потребностей. Все это люди добывают в процессе производства. Закономерными для общества являются совместная деятельность людей и обмен продуктами этой деятельности между ними в процессе производства, распределение, обмен и потребление экономических благ. Производство всегда процесс общественный. В процессе производства люди вступают между собой в определенные производственные (экономические) отношения, имеющие объективный характер и не зависящие от их воли и желания.

Цель общественного производства — производство экономических (материальных) благ и услуг, необходимых для удовлетворения общественных потребностей.

Процесс общественного производства совершает кругооборот движения, который подразделяется на четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление. Исходным пунктом является производство, в котором

происходит само создание экономических благ (материальных благ и услуг), необходимых для существования и развития человека. Производство — основа (фундамент) любой экономики.

Распределение определяет долю каждого человека в произведенных продуктах, зависит от общего количества созданных благ и от конкретного вклада отдельного экономического субъекта в производство. Формы распределения — заработная плата, рента, процент, прибыль, гонорары и др. По мере роста производства увеличивается и объем распределяемого дохода.

Так, если доход работников зависит от хозяйственной деятельности, то он работает лучше. Третий этап кругооборота экономических благ — обмен, он охватывает систему связей и отношений, позволяющую производителям обмениваться продуктами своего труда, т.е. это процесс движения экономических благ и услуг от одного субъекта к другому. Обмен глубоко вторгается в производство, т.к. возникает необходимость у работников обмениваться опытом, знаниями в целях получения высокой эффективности производства.

Потребление — это использование созданных экономических благ для удовлетворения разнообразных потребностей людей и общества. Оно может быть личным (пища, одежда, обувь и т.д.) и производственным (общественным)(станки, машины, оборудование и т.д.). Потребление — заключительный этап кругооборота экономических благ. В это время полезные вещи исчезают в процессе производственного потребления, и их необходимо заново производить. Таким образом, движение экономических благ, начавшееся с производства, неизбежно возвращается к исходному пункту.

Все этапы кругооборота экономических благ в общественном производстве находятся во взаимосвязи, в зависимости между собой (рис. 5.2).

Рис. 5.2. Основные стадии кругооборота экономических благ

В любой социально-экономической системе все общественное производство делится на материальное и нематериальное производство.

Под материальным производством (производственной сферой) понимается производство, продукт которого имеет материальную основу. К производству материальных благ относят следующие отрасли: промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, строительство, речное и морское хозяйство.

К сфере материально-технических услуг относят энергетику, транспорт, связь, торговлю, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание.

Отрасли, производящие средства производства и предметы потребления, являются базовыми. От их развития зависят все отрасли народного хозяйства.

Нематериальное производство (непроизводственная сфера) — комплекс отраслей, как правило, не производящих непосредственно осязаемых материальных ценностей. Производство нематериальных услуг — сбор и обработка информации, управление производством, финансовое обслуживание производства, здравоохранение, образование, физкультура, просвещение, культура, искусство, наука, кино, театр, банки, парикмахерские, жилищно-бытовое обслуживание.

В истории мировой экономики различают три стадии производства: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную.

На протяжении нескольких тысячелетий существовала доиндустриальная стадия производства, на которой преобладала первичная сфера экономики (сельское хозяйство). Большая часть трудоспособного населения занималась земледелием и животноводством. Для доиндустиальной стадии производства характерны ручной труд и простейшие формы его организации, основанные на самообеспечении хозяйств всем необходимым.

На индустриальной стадии производства главной являлась вторичная сфера экономики — машинизированное промышленное производство. С помощью машинной техники преобразуются сельское хозяйство, строительство, транспорт и другие важнейшие отрасли производства. Большинство трудоспособного населения занято в индустриальных отраслях.

Постиндустриальная стадия производства, ведущая к индустриальному обществу, отличается следующими признаками:

1) наибольшее развитие получает третичная сфера экономики — сфера услуг, где занято 50-70% всех работников;

2) наука становления производственной силы; на основе ее достижений производство впервые создает продукты, которых не существует в природе;

3) во все отрасли хозяйства и в быт широко внедряются достижения информатики и современной вычислительной техники, что позволяет автоматизировать физический и умственный труд;

4) экономика способна обеспечить для всех граждан достойное, полное удовлетворение экономических потребностей.

studfiles.net

Общественное производство и его основные стадии

Общественное производство и его основные стадии

Хозяйственная деятельность людей представляет собой очень сложный комплекс разнообразных явлений и процессов, состоящий из четырех основных стадий: производства, распределения, обмена и потребления. Целесообразно дать краткую характеристику каждой стадии.

1.Производство— исходная, ключевая фаза экономического оборота (без него невозможно существование всех остальных стадий), в которой происходит создание материальных благ (продукции, товаров и услуг, необходимых человеку).

2. Распределение. В процессе распределения устанавливается доля каждого человека в произведенных продуктах. Эта доля зависит от общего количества созданных благ и конкретного вклада отдельного экономического субъекта (т. е. действующего лица) в производство.

Распределение доходов в обществе

После продажи на рынке изготовленных товаров бизнесмен получает новую стоимость в ее денежной форме. Из этой денежной суммы образуются первичные виды доходов. Первичными они называются потому, что их распределяют между всеми, кто прямо или косвенно участвовал в процессе создания новой стоимости.

Из этой стоимости каждому такому участнику достается определенная доля: рабочему – заработная плата, предпринимателю – прибыль на капитал, ссудному капиталисту – процент и собственнику земли – рента.

3.Обмен — это система, позволяющая производителям обмениваться продуктами своего труда и осуществляющая движение материальных благ и услуг от одного субъекта к другому, а также форма общественной связи производителей и потребителей. Обмен в современных обществах рационально и удобно совершается через куплю-продажу товаров и услуг с применением денег.

4. Потребление — это использование созданных благ для удовлетворения потребностей людей.

1.2. Общественное производство и его стадии

Различают производительное и личное потребление.

Производство — это основа жизни и источник прогрессивного развития человеческого общества. Распределение и обмен — это сопутствующие стадии, связывающие производство с потреблением. Производство, являясь первичной стадией, «служит» потреблению, которое представляет собой конечную цель и мотив производства: поскольку в процессе потребления продукт используется, то потребление диктует новый заказ производству.

Удовлетворенная потребность рождает новую потребность, развитие потребностей является движущей силой развития производства. Распределение и обмен продукта зависят от производства, так как распределять и обменивать можно только то, что произведено. Но в то же время распределение и обмен не пассивны по отношению к производству, а оказывают на него активное воздействие.

Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 160;

1. Стадия общественного производства, заключающаяся в определении доли каждого экономического субъекта в произведенных продуктах, называется …

A. распределением

B. обменом

C. производством

D. потреблением

2. Стадия общественного производства, при которой происходит использование созданных благ для удовлетворения потребностей людей, называется …

A. потреблением

B. производством

C. распределением

D. обменом

3. Товарное производство характеризуется появлением ______ как стадии общественного производства.

A. обмена

B. производства

C. распределения

D. потребления

4. Ключевая стадия общественного производства, заключающаяся в создании благ, называется …

A. производством

B. распределением

C. обменом

D. потреблением

Решение:

Общественное производство включает следующие основные стадии: производство, распределение, обмен и потребление. Производство является исходным пунктом и представляет собой создание благ, как материальных, так и нематериальных, при использовании имеющихся ресурсов.

5. Производящий технологический способ производства, характеризуемый равным использованием труда и капитала как факторов производства, называется …

A. машинным

B. доиндустриальным

C. автоматизированным

D. постиндустриальным

Решение:

В рамках производящего технологического способа производства выделяют инструментальный, машинный и автоматизированный способы производства. Равным использованием труда и капитала как факторов производства характеризуется машинный способ производства.

6. Процесс непрерывно повторяющегося хозяйственного кругооборота в обществе называется общественным …

A. воспроизводством

B. потреблением

C. распределением

D. разделением труда

Решение:

Исторически первой формой общественного хозяйства было натуральное хозяйство, направленное на удовлетворение потребностей самих производителей. Процесс общественного производства состоял из трех стадий: производство, распределение и потребление. Эта форма сменилась с появлением обмена товарным производством, причинами формирования которого стали частная собственность и разделение труда.

7. В экономике домашнего хозяйства дети рассматриваются как «продукт семейного производства». Третий ребенок в семье может рассматриваться как _________ продукт.

A. прибавочный

B. предельный

C. конечный

D. альтернативный

Решение:

Два ребенка в семье воспроизводят своих родителей. Все последующие дети могут рассматриваться как прибавочный продукт, то есть продукт, произведенный сверх необходимого для возмещения затрат на производство.

8. 8. Для феодального общества характерен ____________ технологический способ производства.

A. инструментальный

B. присваивающий

C. автоматизированный

D. машинный

9. Исторически первым технологическим способом производства было производство ______ характера.

A. присваивающего

B. инструментального

Общественное производство и его стадии

машинного

D. автоматизированного

Решение:

Различают два технологических способа производства – присваивающего и производящего характера. В рамках производящего технологического способа производства выделяют инструментальное, машинное и автоматизированное производство. Исторически первым технологическим способом производства было производство присваивающего характера – собирательство.

10. Общество, в котором производственные отношения основаны на использовании информации как фактора производства, называется …

A. постиндустриальным

B. индустриальным

C. инструментальным

D. гуманистическим

Решение:

По степени развития производительных сил выделяют доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные экономические системы. Производственные отношения основаны в них на использовании соответственно труда, капитала и информации как факторов производства.

11. Производство, которое характеризуется применением ручных орудий труда и тем, что главной отраслью экономики является сельское хозяйство, называется __________ производством.

A. доиндустриальным

B. индустриальным

C. постиндустриальным

D. инструментальным

12. Производство сельскохозяйственной продукции в Приволжском федеральном округе в 2010 году можно охарактеризовать как _____ воспроизводство.

A. суженное

B. расширенное

C. простое

D. постоянное

Решение:

Из-за засухи летом 2010 г. в сельском хозяйстве было произведено продукции меньше, чем в прошлом периоде, то есть налицо суженное воспроизводство (было произведено больше, чем необходимо для возмещения затраченных ресурсов, но меньше чем в прошлые периоды).

Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 1668 | Нарушение авторского права страницы

Производство (особенно современное) является процессом общественным. Это означает, что все людиработают сообща, в тесном взаимодействии и взаимозависимости друг от друга. Так, к примеру, из добываемой горняками ру­ды литейщики варят металл, который в свою очередь идёт на изго­товление оборудования для хлебозаводов. Результаты труда пека­рей потребляют все, в том числе и шофёры, доставляющие хлеб в магазины, бухгалтеры, начисляющие всем зарплату, а также врачи, поддерживающие всеобщее здоровье. И так далее: цепочка подоб­ных экономических взаимосвязей бесконечна.

Общественным производством(или воспроизводством) называ­ют весь процесс непрерывно повторяющегося хозяйственного кру­гооборота в обществе. В этом сложном, многообразном процессе обычно выделяют четыре основные стадии. Исходным пунктом является →производство, в котором происходит само соз­дание благ — как материальных предметов, или товаров (еды, одеж­ды, мебели, компьютеров), так и услуг (транспортных, торговых, юридических, банковских, образовательных и др.). Производство — ключевая фаза экономического оборота, потому что без него невозможны и не нужны все остальные стадии.

Благодаря → распределению определяется доля каждого человека в произведённых продуктах. Эта доля зависит прежде всего от об­щего количества созданных благ и от конкретного вклада отдель­ного экономического субъекта в производство. Формами распре­деления здесь могут быть уже рассмотренные нами заработная пла­та, рента, процент, прибыль, различные гонорары, а также сами произведённые продукты (например, в крестьянском хозяйстве).

Третья стадия — → обмен — охватывает систему связей и отношений, позволяющую производителям обмениваться продуктами сво­его труда. Скажем, сыродел нуждается не только в собственном сы­ре, но и в хлебе, посуде, обуви, телефоне, книгах и прочем. Всё это он может получить благодаря обмену, который в современных обществах рационально и удобно совершается через куплю-продажу то­варов и услуг с применением денег.

Наконец, → потребление означает использование созданных благ для удовлетворения разнообразных потребностей людей. Оно может быть личным (потребление населением пищи, одежды, жилищ, бытовых и других услуг) и производственным (использование стан­ков, машин, сырья, материалов и прочего в продолжающемся про­цессе производства). Таким образом, само потребление предпола­гает необходимость общественного воспроизводства, то есть посто­янного возобновления производства в обществе для восполнения потреблённых продуктов, а также для обновления и расширения круга жизненных благ.

Взаимосвязи и взаимодействие людей в общественном производстве имеют свои организационные формы.

Общественное производство и его основные стадии.

Важнейшими из них являются: (1)разделение, или специализация, труда и (2) экономическая интеграция. Рассмотрим эти формы подробнее.

Дата добавления: 2015-08-13; просмотров: 3894; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте также:


Интересные публикации

frols.ru

3.Производство и его основные стадии. Воспроизводство.

Экономика.

Производство — определенный процесс создания жизненных благ, необходимых для существования и развития человеческого общества.

Главный фактор производства – рабочая сила (человеческий фактор) и средства производства (вещественный, или материальный фактор).

Рабочая сила – способность человека к труду, совокупность его физических и умственных сил, применяемых в процессе производства жизненных благ.

Средства производства – совокупность предметов труда. По происхождению делятся на природные и производственные ресурсы.

Произведенные людьми средства производства называют капиталом.

Основные стадии:

  1. Основной и определяющей стадией общественного производства выступает процесс производства, где начинается создание общественного продукта и его движение в общественной экономической системе. На этой стадии происходит образование всего многообразия вещественных и невещественных составляющих общественного богатства.

  2. Распределение ресурсов и продуктов в соответствии с определенными принципами и законами, существующими в обществе. На этой стадии устанавливается доля каждого индивида, коллектива, региона в потребляемой части общественного производства Принципы распределения являются мощным стимулом для осуществления производственной деятельности. Принципы распределения также должны соответствовать объективным экономическим законам, а не противоречить им.

  3. На стадии обмена происходит доставка каждому участнику общественного производства конкретных благ в соответствии с долей, определенной на стадии распределения, для осуществления общественного производства.

  4. Потребление. Оно может быть двух видов: производственное и личное. Производственное потребление осуществляется непосредственно в процессе производства, когда предметы труда трансформируются в их противоположность — продукцию труда. В процессе личного потребления каждый индивид потребляет часть общественного продукта, необходимого для удовлетворения индивидуальных потребностей.

Воспроизводство – непрерывно повторяющийся процесс производства. В количественном аспекте воспроизводство обычно характеризуется категориями:

  • простое воспроизводство (англ. simple reproduction) — возобновляющееся в неизменном объёме;

  • расширенное воспроизводство (англ. expanded reproduction) — возобновляющееся в возрастающем объёме[1]

Для современной экономики характерно расширенное воспроизводство.

4.Проблема ограниченности ресурсов и безграничности потребностей. Закон возвышения потребностей.

Проблема оптимального выбора.Так как человек не может удовлетворить все свои потребности имеющимися в наличии ресурсами — ему приходится выбирать, какие потребности удовлетворить первыми, сравнивать их полезность с необходимыми для их получения ресурсами (утилитаризм), или сравнивать товары и услуги между собой без присвоения им конкретных значений полезности. В любом случае приходится решать как потратить как можно меньшее количество ресурсов на как можно большее удовлетворение от товаров и услуг, в которые они воплотятся.

При решении проблемы ограниченности ресурсов и безграничности потребностей возникает выбор: какие потребности требуют немедленного удовлетворения, какие можно отложить, а от каких отказаться. В ходе выбора возникает альтернативная стоимость — эта стоимость наилучшая из упущенных возможностей, которая обладает большей ценностью.

Закон возвышения потребностей — закон развития общества, выражающий рост и совершенствование его потребностей с развитием производит, сил и культуры. В ходе развития общества растут и видоизменяются потребности его членов. Нек-рые потребности исчезают, возникают новые, в результате чего круг потребностей расширяется. Одновременно происходят качеств, изменения в самой структуре потребностей. Возрастает доля интеллектуальных и социальных потребностей, физич. потребности всё более «облагораживаются» в том смысле, что в их возникновении и в определении способа их удовлетворения всё большую роль играют социально-культурные факторы. В. п. з. действует и проявляется как объективный лишь по отношению к общественной системе потребностей, в т. ч. к совокупности личных потребностей всех членов общества, но не каждого отдельного его члена. Для того чтобы выявить существенные количеств, и качеств, сдвиги в соотношении различных потребностей, необходимо рассматривать периоды в неск. десятков, а то и сотен лет.

  1. Типы и модели экономических систем.

Традиционная. В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики.

Многоукладность экономики означает существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования. Сохраняются в ряде стран натурально-общинные формы, основанной на общинном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкотоварное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике.

В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный капитал.

В жизни общества преобладают освещенные веками традиции и обычаи, религиозные культурные ценности, кастовые и сословные деления, сдерживая социально-экономический прогресс.

Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна такая особенность – активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказания социальной поддержки беднейшим слоям населения. Традиционная экономика основана на традициях, передающихся из поколения в поколение. Эти традиции определяют, бывают товары и услуги производить, для кого и каким образом. Перечень благ, технология производства и распределение базируются на обычаях страны. Экономические роли членов общества определяются наследственностью и кастовой принадлежностью. Такой тип экономики сохраняется сегодня в ряде так называемых слаборазвитых стран, в которые технический прогресс проникает с большими трудностями, ибо он, как правило, подрывает устоявшиеся в этих системах обычаи, традиции.

Преимущества традиционной экономики

  • стабильность;

  • предсказуемость;

  • добротность и большое количество благ.

Недостатки традиционной экономики

  • беззащитность перед внешними воздействиями;

  • неспособность к самосовершенствованию, к прогрессу.

Отличительные черты:

  • крайне примитивные технологии;

  • преобладание ручного труда;

  • все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с вековыми обычаями;

  • организация и управление экономической жизнью осуществляется на основе решений совета.

Традиционная экономическая система: Буркина-Фасо, Бурунди, Бангладеш, Афганистан, Бенин. Это наименее развитые страны мира. Экономика ориентирована на сельское хозяйство. В большинстве стран преобладает разрозненность населения в виде национальных(народных) групп. ВНП на душу населения не превышает 400 долларов. Экономика стран представлена в основном сельским хозяйством, редко горнодобывающей промышленностью. Всё, что производится и добывается не в состоянии прокормить и обеспечить население этих стран. В противовес этим государствам выступают страны с более высоким доходом, но тоже ориентированные на сельское хозяйство – Азербайджан, Котд-дИвуар, Пакистан.

Административно-командная система (плановая). Эта система господствовала ранее в СССР, странах восточной Европы, и ряде азиатских государств.

Характерными чертами АКС является общественная (а в реальности – государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм КАС имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, преимущественно, административно-распорядительных (командных) методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополией дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства.

В странах с АКС решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствующими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьёзной и ответственной, чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям – промышленным предприятиям, совхозам и колхозам.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как общественные целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствующими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами по средствам повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда

Основные черты:

  • государственная собственность практически на все экономические ресурсы;

  • сильная монополизация и бюрократизация экономики;

  • централизованное, директивное экономическое планирование, как основа хозяйственного механизма.

Основные черты хозяйственного механизма:

  • непосредственное правление всеми предприятиями из единого центра;

  • государство полностью контролирует производство и распределение продукции;

  • государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных методов.

Этот тип экономической системы характерен для: Куба, Вьетнам, Северная Корея. Централизованная экономика с подавляющей долей государственного сектора в большей степени зависит от сельского хозяйства и внешней торговли.

Смешанная система.Смешанная экономика представляет такую экономическую систему, где и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране. При этом регулирующая роль рынка дополняется механизмом государственного регулирования, а частная собственность сосуществует с общественно-государственной. Смешанная экономика возникла в межвоенный период и по сей день представляет наиболее эффективную форму хозяйствования. Можно выделить пять основных задач, решаемых смешанной экономикой:

Отличительные черты:

  • приоритетность рыночной организации экономики;

  • многосекторность экономики;

  • государственное УПРАВЛЯЮЩЕЕ предпринимательство сочетается с частным при всесторонней его поддержке;

  • ориентация государственной финансовой, кредитной и налоговой политики на экономический рост и социальную стабильность;

  • социальная защита населения.

Данный тип экономической системы характерен для России, Китая, Швеции, Франции, Японии, Великобритании, СШA.

Капитализм — экономическая система производства и распределения, основанная на частной собственности, всеобщем юридическом равенстве и свободе предпринимательства. Главным критерием для принятия экономических решений является стремление к увеличению капитала, к получению прибыли.

Чистый капитализм или капитализм эпохи свободной конкуренции характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. В рыночной экономике часто существует большое неравенство в распределении богатства, экономическая власть децентрализована, основными экономическими субъектами выступают самостоятельные товаропроизводители и потребители материальных и нематериальных благ, функцию регулятора экономики выполняет система рынков, в поведении экономических субъектов личный интерес доминирует над общим. В капиталистической экономике фирмы производят только выгодные товары и услуги. При этом рыночная система (капиталистическая экономика) не всегда может обеспечить общество некоторыми необходимыми благами, производство которых невыгодно частному сектору. Такие блага называются общественными. Например, маяки — это пример общественной услуги.

Модели в рамках систем.В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются историей, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Так, в административно-командной системе существовали советская модель, китайская и др. В современной капиталистической системе также существуют различные модели. Отметим наиболее известные из них.

Американская модельпостроена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.

Японская модельхарактеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.

Шведская модельотличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов была в 80-х гг. на уровне 70% ВВП[2], причем более половины из этих расходов направлялось на социальные цели. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональная социализация», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфрастуктуры (транспорт, НИОКР) — на государство.

Германская модель — это модель социального рыночного хозяйства, которая расшире­ние конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смяг­чающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики. В германской экономической модели государ­ство не устанавливает экономические цели — это лежит в плоскости индивидуальных рыноч­ных решений, — а создаст надежные правовые и социальные рамочные условия для реализа­ции экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском об­ществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и пра­вовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйст­венного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с дру­гой. Важнейшая задача государства — обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание государства в германской модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государ­ства в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государ­ства в экономику. Германская модель характеризуется следующими чертами: —                     индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децен­трализованного принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается актив­ной государственной политикой поддержания конкуренции; —                     социальное равенство — рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложен­ного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение от­носительного равенства требует энергичной социальной политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные инте­ресы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, напри­мер, в жилищном строительстве; —          антициклическое регулирование; —          стимулирование технологических и организационных инноваций; —          проведение структурной политики; —                     защита и поощрение конкуренции. Перечисленные особенности германской модели есть производные от основополагающих принципов социальной рыночной экономики, пер­вым из которых является органическое единство рынка и государства.    

  1. Товар и его свойства.

Товар представляет собой конечный продукт вложенного в него труда, производимый для обмена на другие различные продукты, а не для собственного потребления.

Любому товару свойственны натурально—вещественная форма, а также обладание социально—экономической характеристикой. Предназначение товара заключается в удовлетворении потребностей общества, а не самого производителя, т. о., товар обладает общественной потребительской стоимостью. Свойство товара, способное удовлетворить любую потребность человека, формирует потребительскую стоимость. В основном она находится в зависимости от естественных свойств товаров, и на нее не оказывает влияния величина труда по изготовлению данного товара. В процессе постоянного развития общество открывает более новые свойства товаров, что формирует существование потребительской стоимости во все времена по их производству. В случае, если товар не будет обладать потребительской стоимостью, он не будет реализован. Для того чтобы потребительская стоимость обрела форму товара, ей необходимо стать продуктом труда с целью производства для других людей либо она должна поступать в процессе обмена. Для полного становления потребительского товара обладания данной стоимостью недостаточно, необходимо иметь меновую стоимость.

Меновая стоимость представляет собой товар, который способен обмениваться в фиксированной количественной пропорции на другие различные товары. Иначе говоря, соотношение известного количества потребительских стоимостей определенного вида товара на количество потребительских стоимостей другого вида образует меновую стоимость.

При осуществлении обмена действует определенная закономерность, т. е. меновые соотношения вещей в среднем притягиваются к определенному уровню, предполагается их объективное равенство. Однако равенство, а также соизмерение вещей не являются их потребительской стоимостью, т. к. они разнородны и не равны между собой. Общей основой для всех товаров, участвующих в обмене, служит общественно затраченный труд на их изготовление, поскольку он делает их количество соизмеряемым.

Создание стоимости товара возникает в производстве, а ее обнаружение – только в процессе обмена посредством сравнения различных вещей по отношению друг к другу меновой стоимостью. Свойство товара, лежащее у него внутри, является его стоимостью, а внешнее проявление путем обмена –меновой стоимостью.

Товар обладает двойственностью: потребительской стоимостью и стоимостью, это было открыто ученым—экономистом К. Марксом. Данное обстоятельство объясняется двойственным характером труда, т. к. труд является иабстрактным, иконкретным.

Абстрактный труд представляет собой труд человека, который не зависит от его определенной формы, т. е. это затраты мозга, сил, мускулов и т. д.

Конкретный труд – это трудовые затраты, выраженные в целесообразной форме. Конкретный труд у каждого товаропроизводителя различен по виду труда, характеру выполняемых операций, а также по использованию средств производства.

Труд любого производителя товара является составной частью общественно необходимого труда. Однако товаропроизводители, которые основываются на частной собственности, во многих случаях заблаговременно не знают о потребностях общества, т. о., они работают на собственном риске, и их труд является частным.

Противоречивость характера между общественным и частным трудом исключается путем продажи товаров, но может возникнуть такое обстоятельство, что на товар не будет спроса и он станет невостребованным, в результате труд товаропроизводителя становится независимым от общественного и теряет свою стоимость.

  1. Сущность, происхождение и функции денег.

Возникновение денег связано с развитием товарного производства и обмена.

Деньги представляют собой товар, который имеет способность обмениваться на другие различные товары и услуги, а также является средством для осуществления расчетов. Сущность денег заключается в обладании следующимикачественными признаками:

1) удобством пользования, заключающимся в узнаваемости и различаемости разновидностей денег;

2) неподдельностью, т. е. сложностью производства фальшивых денежных средств;

3) однородностью, т. е. деньгам, обладающим одинаковым достоинством, присуща равная покупательная способность;

4) делимостью – способностью денежных единиц разделяться на части, что позволяет производить размен денег;

5) износостойкостью, выражающейся в применении денег на протяжении длительного периода времени. Деньги выполняют определенные функции.

1. Средство обращения, заключающееся в осуществлении обмена между людьми, предприятиями, странами товарами и услугами. Деньги дают возможность производить натуральный обмен товарами. Использование денег как средство обращения приобретателями и производителями является одним из основных условий осуществления эффективных обменных операций, которые позволяют экономить время и расширять пределы возможностей обмена.

2. Средство платежа, проявляющееся в приобретении с последующим платежом. Действие в обращении в настоящее время кредитных денег позволяет выполнять функцию средств обращения и средств платежа.

3. Средство измерения (мера стоимости). Величина денег зависит от закона денежного обращения, который предоставляет им возможность быть знаками стоимости продаваемых товаров и оказываемых услуг.

4. Накопления (сохранение стоимости). В течение исторического развития данная функция претерпела многие изменения, и ее значение стало заключаться в образовании сокровищ или в виде средств сбережений. Сущностью данной функции является способность оказывать влияние на денежное обращение путем его увеличения при условии притока денег в обращение из накопленного сокровища или его сокращения при оттоке денег.

5. Мировые деньги применяются для международных расчетов. В основном деньги являются мировыми, когда их величина выступает в эквивалентном количестве золота.

Денежное обращение осуществляется бумажными деньгами, которые выпускает центральный банк и казначейство страны. Бумажные деньги формируютналичные деньги, представляющие собой универсальное средство платежа. В основном денежные средства представляютсябезналичными деньгами, иначе говоря, деньгами, находящимися на счетах в банках. Происходит постепенное развитие денежного обращения в сторону объединения наличных и безналичных средств платежа, при этом право выбора форм расчетов принадлежит пользователю.

В большинстве развитых стран распространено в денежном обращении использование денежных чеков, представляющих обращение к банку с целью выдачи денег со счета собственника чека предъявителю данного чека. Основой обращения чеков являются депозитные вклады. В настоящее время стало наблюдаться широкое применениедорожных чеков, которые продаются банками и отделами путешествий.

Особое место занимают кредитные карточки, т. е. за счет карточки владельца кредита банк обязуется произвести платеж за его приобретение.

Многообразие денег не ограничивается вышеперечисленным, выделяют также деньги повышенной эффективности в экономической теории. Они выражают совокупность наличных и безналичных денег, т. е. это деньги, которые активно принимают участие в денежном обращении и могут образовывать деньги дополнительные.

  1. Сущность и функции рынка.

Первоначально рынок рассматривался как базар,место розничной торговли,рыночная площадь. Это самое упрощенное, узкое понимание рынка. Объясняется оно тем, что рынок появился ещё в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами только становился более или менее регулярным, приобретал форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном месте и определенное время. Такое понимание рынка сохранилось и до наших времен как одно из значений слова. По мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства понятие «рынок» приобретает все более сложное толкование, которое находит отражение в мировой экономической литературе.

Сущность современного рынка можно определить как совокупность экономических отношений между домашними хозяйствами, различными типами фирм и организаций и государством (включая наднациональные органы), выступающими в качестве продавцов или покупателей по поводу купли-продажи товаров и услуг в сфере обращения, а также механизм реализации данных отношений в соответствии с законами товарного производства и денежного обращения.

Регулирующая функция– самая важная. Предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.

Стимулирующая функциясостоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли, стимулировании научно – технического прогресса и на его основе – интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики. «Без давления рынка работники предприятия будут избирать директорами не лучших специалистов, а наиболее популярных и менее требовательных людей» (О.Шик)[6], а в результате произойдет падение объемов производства и уровня индивидуального материального благосостояния.Ценообразующая (или эквивалентная) функция – это установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его пользы. Рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель.Контролирующая функция рынка выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Также экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, после сбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.[7]Информационная функция дает участниками рынка через постоянно меняющиеся цены объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.Санирующая функция — рыночный механизм – это не благотворительная система. Ей присуще социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом. По свидетельству П. Самуэльсона, в США от одной трети до половины всех розничных магазинов прекращают свою деятельность в течение трех лет с момента открытия.[8] Средний цикл малого бизнеса не превышает шести лет. Нередко гибнут в конкурентной борьбе и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же в капиталистическом мире монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы «естественный отбор» прекратился.Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь этих интересов по принципу, сформулированному А.Смитом: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно…»[9]. Экономический интерес продавцов состоит в получении большого дохода, а покупателя – в удовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.

  1. Спрос на товар. Кривая спроса. Предложение товара. Кривая предложения. Равновесие на рынке. Равновесная цена.

Спрос– это обобщающий термин, описывающий фактических и потенциальных покупателей товаров. Спрос можно рассматривать как форму проявления потребностей людей, обеспеченных денежным эквивалентом. Спрос выражает собой не всю совокупность потребностей, а лишь ту ее часть, которая подкреплена покупательной способностью людей, т.е. денежным эквивалентом. Можно иметь потребности, но не иметь денег, тогда нет особого смысла говорить о покупательском спросе. Таким образом, предполагается, что покупатели имеют не только желание, но и возможность заплатить за требуемое количество товара, если бы таковое имелось в наличии. Предложение– это обобщающий термин, используемый для описания поведения фактических и потенциальных производителей (продавцов) товаров.

Рынок– это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, что, в конечном счете, предполагает определенное соотношение спроса и предложения. Анализ спроса и предложения на отдельных рынках рассматривает микроэкономика, спрос и предложение во всей рыночной экономике, на всем национальном рынке исследует макроэкономика.

Если интересы производителей и потребителей совпадают, достигается равновесие рынка. Его можно определить как ситуацию на рынке, когда величины предложения и спроса совпадают или эквивалентны при приемлемой для потребителя и производителя цене. Экономический смысл данного равновесия заключается в том, что оно отражает единство продавцов и покупателей, равенство их возможностей и желаний. Равновесие – закон для каждого конкурентного рынка. Благодаря равновесию на каждом товарном рынке поддерживается равновесие экономической системы в целом.

В силу увеличения или уменьшения спроса и/или предложения происходят изменения в равновесных количествах товаров и равновесных ценах. В результате взаимодействия спроса и предложения или взаимодействия цены спроса и цены предложения устанавливается рыночная цена. Она фиксируется в точке, в которой пересекаются кривые спроса и предложения. Эта точка называется точкой равновесия, а цена – равновесной. Только в точке равновесия цена устраивает одновременно и покупателя, и продавца. Действительно, производителям невыгодно дальнейшее повышение цены и увеличение объемов предложения, поскольку тогда товар не найдет спроса. Потребитель тоже не должен рассчитывать на снижение цен, поскольку это противоречит интересам производителей.

Если рыночная цена ниже равновесной, то возникает дефицит, при котором величина спроса превышает величину предложения. Когда же рыночная цена выше цены равновесия, тогда возникает избыток товаров, при котором объем предложения превышает объем спроса. Другими словами, когда рыночная цена выше равновесной, это приводит к образованию излишков и неудовлетворенности продавцов. Занижение цены, наоборот, ведет к образованию дефицита и неудовлетворенности покупателей. Товарные запасы увеличиваются, затоваривание оказывает понижающее давление на цену. Это результат того, что у продавцов возникают сложности с реализацией продукции, что приводит к сокращению величины предложения и вызывает конкурентное понижение цены продавцом до равновесной цены.

Таким образом, равновесная цена – это цена, при которой количество товара, предложенного на рынке, равно количеству товара, на который предъявлен спрос. Другими словами, равновесная цена – это цена, при которой величина спроса со стороны покупателей совпадает с величиной предложения со стороны продавцов.

Если цена поднимется выше точки равновесия, она будет стимулировать наращивание производства. Между производителями данного вида товара начнется конкуренция, в результате которой образуется избыток товара и цена на него начнет снижаться, приближаясь к точке равновесия. Наоборот, если цена окажется ниже точки равновесия, она обострит конкуренцию между покупателями. Это приведет к повышению цены, расширению производства и возвращению цены к равновесной цене. Кривая ss выявляет динамику предложения. Повышение цены (с р до р1) приводит к росту предложения (с q до q2) в результате увеличения загрузки производственных мощностей, открытия новых предприятий, роста предложения из запасов, появления на рынке фирм, деятельность которых при прежнем уровне цен была бы убыточной. При снижении цены наблюдается противоположная картина.

При уровне цены p1 предложение q2 превысит спрос q1, тогда часть товара покупаться не будет, что неизбежно приведет к падению цены вследствие действия механизма конкуренции. Ценовой показатель опустится ниже уровня равновесия (например, до р2). При этом спрос q4 станет выше предложения q3 и на рынке возникнет дефицит товара, преодолеваемый при свободной конкуренции путем роста цен.

Противоречия между спросом, предложением и ценой разрешаются в точке Е – точке пересечения dd и ss, где спрос и предложение равны одинаковому количеству единиц товара q, т.е. находятся в состоянии равновесия, им отвечает конкурентная (уравновешивающая) цена p. Точка равновесия фактически находится в непрерывном движении – кривые dd и ss смещаются, поскольку в действительности все факторы спроса, принятые как неизменные, постоянно меняются.

studfiles.net

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *