Определения по обществознанию 10 класс – Материал по обществознанию (10 класс) по теме: Словарь по обществознанию 10-11 класс | скачать бесплатно

Термины по обществознанию (10-11 классы)

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА

Социальная структура общества – строение общества в целом; совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, а также отношения между ними.

Социальные отношения – определенные устойчивые связи между людьми как представителями социальных групп.

Социально-групповые отношения – вид социальных отношений между классами, социальными слоями и др.

Межличностные отношения – вид социальных отношений человека с окружающими его людьми.

Социальная группа – любая совокупность людей, имеющая какой-либо общий социально-значимый признак (пол, возраст, национальность, профессия, доход, образование, власть).

Малая группа – небольшое число людей, которые хорошо знают друг друга, заняты каким-либо общим делом и находятся в прямых взаимоотношениях между собой.

Большая группа – многочисленная совокупность людей, занимающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих общие интересы.

Формальная (официальная) группа – это группа, которая создается и существует лишь в рамках официальных организаций.

Неформальная (неофициальная) группа – это группа, которая возникает и существует на основе личных интересов ее участников.

Сословная система – исторический тип стратификации, которая предусматривает юридическое закрепление человека за той или иной группой с передаваемыми по наследству правами и обязанностями (неравенство социального положения и наличие привилегий).

Классовая система – исторический тип стратификации; система открытого типа, в которой человек принадлежит к большой социальной группе, различающейся по ее роли во всех сферах жизнедеятельности общества (место в системе общественного производства, отношение к средствам производства, роль в общественной организации труда, способы и размеры получаемого богатства).

Социальный статус – общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.

Личный статус – это положение индивида в малой группе, оценка его членами данной группы в соответствии с его личными качествами (лидер, знаток, душа компании).

Предписанный (приписанный) статус – это социальная позиция, которая заранее, от рождения, предписана индивиду независимо от заслуг личности (пол, возраст, национальность).

Достигаемый статус – это приобретаемый в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека (материальное положение, образование, политическое влияние).

Престиж – это уважение статуса, сложившееся в общественном мнении (место учебы, место работы, профессия, должность).

Авторитет – это влияние, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте человека.

Социальная роль – ожидаемое поведение от человека, занимающего определенное место в социальной системе в зависимости от его статуса.

Социализация личности – усвоение культурных норм и освоение социальных ролей.

Социальная норма –

установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми; это границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

Нормы морали – это правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и соблюдение которых обеспечивается авторитетом коллективного сознания, а их нарушение встречает осуждение общества.

Правовые нормы – это формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством и поддерживаемые его принудительной силой.

Политические нормы – это правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством, социальными группами (законы, международные договоры, политические принципы, моральные нормы).

Побуждающие социальные нормы – это вид норм, которые содержат предписание, т.е. указание на требуемое действие.

Запрещающие социальные нормы – это вид норм, которые содержат запрет, т.е. указание на действия, которые не следует совершать.

Императивные (обязательные) социальные нормы – это вид норм, которые содержат властные предписания, отступления от которых не допускаются.

Диспозитивные (рекомендательные) социальные нормы – это вид норм, которые содержат дозволение, т.е. указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны.

Девиантное (отклоняющееся) поведение – социальное поведение, несоответствующее имеющимся нормам, принятым значительной частью людей в группе или сообществе (пьянство, наркомания, преступность, проституция, самоубийство, гомосексуализм).

Делинквентное (преступное) поведение – вид девиантного поведения, нарушение правовых норм (противоправное поведение).

Социальный контроль – регуляция отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.

Внутренний (самоконтроль) социальный контроль – это форма социального контроля, при которой индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. Самоконтроль означает сдерживание стихийных импульсов в поведении человека, основывается на волевом усилии.

Внешний социальный контроль – это совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов.

Семья – как социальная группа основана на браке и кровном родстве, связанная общностью быта и взаимной ответственностью (удовлетворяет личные потребности людей).

Семья – как социальный институт, деятельность которого направлена на удовлетворение ряда важнейших человеческих потребностей (удовлетворяет социально значимые потребности общества).

Брак – юридически оформленный, свободный, добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные права и обязанности.

Социальная дифференциация (расслоение) – разделение общества на различные социальные группы, которые занимают в нем разное положение.

Неравенство – неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества (денег, власти, образования и престижа) между различными стратами и слоями населения. Страта – социальный слой, группа людей, объединенная каким-либо общим социальным признаком (имущественный, профессиональный, уровень образования, доход, власть, престиж).

Социальная стратификация – система, включающая множество социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа. Выделяют следующие критерии стратификации: доход, власть, образование, престиж.

Социальная мобильность – перемещение групп и индивидов в социальной структуре общества, изменение их статуса.

Вертикальная мобильность – это вид социальной мобильности, которая представляет собой движение вверх (восходящая) или вниз (нисходящая) по социально-экономической шкале, связанное с изменением места в социальной иерархии.

Горизонтальная мобильность – это вид социальной мобильности, географическое перемещение между районами, городами; смена позиций на одном социальном уровне, без изменения статуса.

Каналы социальной мобильности или социальные «лифты» - это пути, по которым происходят перемещения людей из одних социальных групп в другие (социальный статус семьи, получение образования, физические и умственные способности, внешние данные человека, получение воспитания, смена места жительства, армейская служба, вступление в брак).

Маргиналы – индивиды и группы, исключенные из системы привычных социальных связей и находящиеся на границах социальных слоев и структур (промежуточное состояние социального субъекта).

Конфликт – спор, столкновение двух человек или социальных групп за обладание тем, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.

Социальный конфликт – столкновение противоположных общественных интересов, взглядов, стремлений, направлений общественного развития.

Этническая общность (этнос) – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами особенностями культуры, языка, историческим самосознанием.

Племя это тип этноса, совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, религии, обрядов.

Народность это тип этноса, исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой.

Нация – это тип этноса, исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, духовной культуры, этнического самосознания.

Этническое самосознание – чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп.

Нация – исторически устойчивая социально-экономическая и духовная общность людей.

Национальность – принадлежность лица к какой-либо этнической группе.

Межнациональные (этнические) конфликты - споры, столкновения, возникающие между большими группами людей разных национальностей, между государствами.

Межнациональная дифференциация – это процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов и народов.

Межнациональная интеграция – это процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни.

Национализм – идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов; стремление к национальной замкнутости; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.

Шовинизм (крайне агрессивная форма национализма) – политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов другим нациям и народам, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, которая разжигает вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм.

Геноцид (проявление государственного национализма) – преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп (Холокост).

multiurok.ru

Основные определения по обществознанию за 10 класс срочно пж — Задай вопрос — получи ответ

На тему общество и человек.
 ЧЕЛОВЕК — это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы — к человеческому роду.
 ИНДИВИД — это единичный представитель вида «homo sapiens» 
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека.
ЛИЧНОСТЬ – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт
ОБЩЕСТВО – это часть материального мира, обособившаяся от природы, однако тесно с ней взаимосвязанная и включающая в себя способы взаимодействия и формы объединения.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ-Человеческая активность, направлена на осмысленное изменение окружающего мира, достижение поставленной цели
ОБЩЕНИЕ-Связь между людьми, в результате которой они обмениваются информацией, понимая друг, друга.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ-Процесс воздействия на человека общества и его социальных структур
МИРОВОЗЗРЕНИЕ-Система взглядов человека на мир и свое место в нем
ФИЛОСОФИЯ – учение об общих, универсальных принципах бытия и познания, сущности человека и его отношения к окружающему миру.
ПОЗНАНИЕ-процесс деятельности человека,основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании,а результатом-получение нового знания об окружающем мире.
ЗНАНИЕ-результат познания деятельности,содержание сознания,полученное человеком в ходе активного отражения реального мира 
НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ-особый вид познавательно деятельности,направленный на выработку объективных,системно организованных знаний о природе,человеке,обществе.
САМОПОЗНАНИЕ-Процесс познания и оценки самого себя
ОБРАЗОВАНИЕ-Целенаправленная деятельность человека направленная на получение знаний умений и навыков
ИСТИНА-знание,соответствующее своему предмету,совпадающее с ним
ПРАКТИКА-целостная органическая система активной материальной деятельности людей,направленная на преобразование реальной действительности

stessay.com

Обществознание 10 класс

Тематическое планирование.doc

ПРЕЗЕНТАЦИИ

Урок 33-34. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ

Урок 31-32. СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ. 

Урок 29-30. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ. 

Урок 26-27. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕСТВЕННОСТЬ.

Урок 25. РОЛЬ ЭКОНОМИКИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. 

Урок 22-23. ИСКУССТВО И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ. ВИДЫ ИСКУССТВА. 

Урок 20-21 МОРАЛЬ. РЕЛИГИЯ. 

Урок 17-18 НАУКА. ОБРАЗОВАНИЕ. (презентация)

Урок 15-16 КУЛЬТУРА И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА (презентация)

Урок 13-14 ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ (презентация)

Урок 11-12 ПОЗНАНИЕ И ЗНАНИЕ (презентация)

Урок  9-10. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛЮДЕЙ 

Урок 7-8. ЧЕЛОВЕК КАК ДУХОВНОЕ СУЩЕСТВО. МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА(презентация)

Урок 5-6. ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА. ЦЕЛЬ И СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА  (презентация)

Урок 3-4. ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ ДИНАМИЧНАЯ СИСТЕМА. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ. (презентация)

ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО (презентация)

ИСКУССТВО И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ. ВИДЫ ИСКУССТВА (презентация)

РОЛЬ ЭКОНОМИКИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА (презентация)

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА (презентация)

НАЦИИ (презентация)

СЕМЬЯ И БЫТ (презентация)

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И МОЛОДЁЖЬ (презентация)

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ВЫБОРЫ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ (презентация)

УЧАСТИЕ ГРАЖДАНИНА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ (презентация)

ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ (презентация)

ИСТОЧНИКИ ПРАВА (презентация)

ПРАВООТНОШЕНИЯ И ПРАВОНАРУШЕНИЯ (презентация)

Задания для самостоятельной работы

Контрольная работа I полугодие Примерные задания.doc 

Общество как сложная динамическая система. Социальные институты.doc

Тест Искусство и духовная жизнь.doc

Примерный тест Экономика.doc

Примерная проверочная работа СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА.doc

Вопросы для подготовки к итогово-обобщающему уроку по теме СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА.doc

Примерные задания к тесту СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА.doc

ПРИМЕРНОЕ ЗАДАНИЕ Политическая сфера.doc

Политическая сфера Примерные вопросы 2018  (ID: 1931071 МЭШ)

www.bataisite.ru

основные определения по обществознанию за 10 класс срочно пж

основные определения по обществознанию за 10 класс срочно пж

Ответы:

На тему общество и человек.  ЧЕЛОВЕК - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду.  ИНДИВИД - это единичный представитель вида "homo sapiens"  ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. ЛИЧНОСТЬ – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт ОБЩЕСТВО – это часть материального мира, обособившаяся от природы, однако тесно с ней взаимосвязанная и включающая в себя способы взаимодействия и формы объединения. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ-Человеческая активность, направлена на осмысленное изменение окружающего мира, достижение поставленной цели ОБЩЕНИЕ-Связь между людьми, в результате которой они обмениваются информацией, понимая друг, друга. СОЦИАЛИЗАЦИЯ-Процесс воздействия на человека общества и его социальных структур МИРОВОЗЗРЕНИЕ-Система взглядов человека на мир и свое место в нем ФИЛОСОФИЯ – учение об общих, универсальных принципах бытия и познания, сущности человека и его отношения к окружающему миру. ПОЗНАНИЕ-процесс деятельности человека,основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании,а результатом-получение нового знания об окружающем мире. ЗНАНИЕ-результат познания деятельности,содержание сознания,полученное человеком в ходе активного отражения реального мира  НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ-особый вид познавательно деятельности,направленный на выработку объективных,системно организованных знаний о природе,человеке,обществе. САМОПОЗНАНИЕ-Процесс познания и оценки самого себя ОБРАЗОВАНИЕ-Целенаправленная деятельность человека направленная на получение знаний умений и навыков ИСТИНА-знание,соответствующее своему предмету,совпадающее с ним ПРАКТИКА-целостная органическая система активной материальной деятельности людей,направленная на преобразование реальной действительности

cwetochki.ru

Задания по обществознанию 10 класс

1. Перед вами перечень различных социальных общностей. Их можно разделить на 3 группы. Одна из этих групп обозначена в таблице. Определите две группы общностей и запишите их в колонках первой строчки таблицы. Проставьте порядковые номера всех социальных общностей, в соответствующие колонки таблицы.

1. Дворяне. 2. Брахманы. 3. Квалифицированные специалисты. 4. Крестьяне. 5. Вайшьи. 6. Государственные управленцы. 7. Казаки. 8. Кшатрии. 9. Мещане.

Ответ: Страты — 3, 6. Касты — 2, 5, 8. Сословия — 1, 4, 7, 9

 

2. Заполните пропуск в ряду.

А) Цель – субъект – объект – средства — _________________________.
Б) __________________ — законодательная власть; Правительство РФ – исполнительная власть; Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ – судебная власть.

Ответ: А) Результат Б) Федеральное собрание РФ

 

3. Что является лишним в ряду? Лишний элемент ряда подчеркните и объясните, почему вы так решили.

А) 1. Выплата пособий по безработице, субсидия фермерам.
2. Повышение учетной ставки процента.
3. Регулирование правительственных расходов и доходов.
4. Снижение налогов.

Б) 1. Предупреждение.
2. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу.
3. Компенсация морального вреда.
4. Дисквалификация.

Ответ: А) Лишний пункт «2», так как это элемент монетарной политики государства, а остальные – элементы фискальной политики.
Б) Лишний пункт «3», так как это элемент гражданской ответственности, а остальное – элементы административной ответственности.

 

4. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

«Как для _____ нужна добродетель, а для монархии _____ так для _____ правительства нужен ______. В добродетели оно не нуждается, а ______ была бы для него опасна. Безграничная власть ______ переходит здесь целиком к тем, кому он ее поручает. Люди с большим уважением могли бы затевать в таком государстве _____, поэтому надо задавить всякое мужество в людях и погасить в них малейшую искру честолюбия. Правительство _____ может по желанию и без опасности для себя ослабить бразды правления: оно держится собственною силою и силою ______. Но если в _______ государстве правитель хотя бы на мгновение опустит угрожающую руку, если он не может без замедления уничтожать лиц, занимающих первые места в государстве, то все пропало, так как ______ — единственное движущее начало этого образа ______ — исчез, и у народа нет более защитника». (Ш. Монтескье, французский философ.)

1.Республика.2.Демократия3.Умеренный4.Прогрессивный5.Выбор6.Достоинство7.Страх8.Произвол9.Реакционный10.Преобразование11.Революция12.Честь13.Тирания14.Правление15.Деспотический16.Консервативный17.Государь18.Мораль19.Закон20.Судебный

Ответ: «Как для 1 нужна добродетель, а для монархии 12 так для 15 правительства нужен 7. В добродетели оно не нуждается, а 12 была бы для него опасна. Безграничная власть 17 переходит здесь целиком к тем, кому он ее поручает. Люди с большим уважением могли бы затевать в таком государстве 11, поэтому надо задавить всякое мужество в людях и погасить в них малейшую искру честолюбия. Правительство 3 может по желанию и без опасности для себя ослабить бразды правления: оно держится собственною силою и силою 19. Но если в 15 государстве правитель хотя бы на мгновение опустит угрожающую руку, если он не может без замедления уничтожать лиц, занимающих первые места в государстве, то все пропало, так как 7 — единственное движущее начало этого образа 14 — исчез, и у народа нет более защитника».

 

5. Какие из приведенных ниже этапов прохождения федерального бюджета, в соответствии с Конституцией РФ, относятся к компетенции Правительства РФ:

а) разработка федерального бюджета;
б) представление в Государственную Думу федерального бюджета;
в) одобрение федерального бюджета;
г) принятие федерального бюджета;
д) обнародование федерального бюджета;
е) обеспечение исполнения федерального бюджета;
ж) контроль за исполнением федерального бюджета;
з) отчет об исполнении федерального бюджета.

Ответ: А, Б, Е, З.

 

6. В науках об обществе есть термины и понятия, образованные от имен и фамилий деятелей, по разным принципам вошедших в мировую историю, или литературных персонажей, олицетворявших собой то или иное общественное явление. Перед вами три таких термина.

Укажите:
1) Краткое определение термина.
2) Фамилию исторического деятеля или литературного персонажа, кем он являлся и по каким причинам термин образован от данной фамилии.

1. Вольтерьянство.
1)___________________________________________________________________________________
2)___________________________________________________________________________________

2. Бланкизм.
1)___________________________________________________________________________________
2)___________________________________________________________________________________

3. Хлестаковщина.
1)___________________________________________________________________________________
2)___________________________________________________________________________________

Ответ: 1) 1. Политическое и религиозное вольнодумство.
2. Вольтер – один из крупнейших французских просветителей XVIII в. Его имя стало символом борьбы с предрассудками, суевериями и жестокими нравами своего века. Отстаивал уважение к достоинству человека, широкое просвещение. Считается первым глашатаем идей своей эпохи: свободы мысли и гуманности.
2) 1. Политическое течение, сторонники которого отстаивали заговорщическую тактику в революционной борьбе.
2. Огюст Бланки – французский социалист, революционер середины XIX в. Успех революции связывал с хорошо подготовленным заговором сплоченной организации революционеров.
3) 1. Модель поведения, в основе которой лежит беззастенчивое, легкомысленное хвастовство, удачливый авантюризм.
2. И.А. Хлестаков – герой комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

 

7. «Да» или «нет»? Если выв согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны – «нет». Внесите свои ответы в таблицу.

7.1. Набор благ и услуг, необходимых для нормального воспроизводства работника и его семьи, является прожиточный минимумом.
7.2. Познавательная функция науки наиболее полное свое отражение находит в фундаментальных науках.
7.3. Новаторские предложения могут быть проявлениями отклоняющегося поведения.
7.4. Коммерческие союзы не могут являться организациями гражданского общества.
7.5. Познание истории общественного развития является отражением социальной потребности человека.
7.6. Свобода личности – законодательно закрепленная возможность получать материальные, духовные и иные блага.
7.7. Возникновение и существование стабильных социальных групп объясняется прежде всего общественным разделением труда.
7.8. Социальное партнерство – это механизм согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей.

7.1

7.2

7.3

7.4

7.5

7.6

7.7

7.8

Ответ:

7.1

7.2

7.3

7.4

7.5

7.6

7.7

7.8

нет

да

да

нет

нет

нет

да

да

 

8. Приведите в соответствие имена мыслителей и высказывания, принадлежащие им. Обратите внимание: имен мыслителей, больше, чем высказываний.

Высказывания

Имена мыслителей

А. «Самое мудрое — число».

Б. «Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын — сыном».

В. «На входящих в реки текут то одни, то другие воды».

Г. «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они не существуют, несуществующих, что они существуют».

Д. «Самое большое счастье для людей, когда государь — философ».

Е. «Мыслю – следовательно, существую».

Ж. «Знание — сила».

1. Ф. Бэкон

2. Аристотель

3. Пифагор

4. Р. Декарт

5. Ф. Вольтер

6. Конфуций

7. Протагор

8. Гераклит

9. Ф. Аквинский

Ответ:

 

9. Проанализируйте с точки зрения норм права следующие ситуации:

Игорь привлечен к уголовной ответственности по статье, предусматривающей возможность конфискации имущества. В связи с этим на имущество Игоря был наложен арест. Игорь проживает вместе с матерью, поэтому при составлении описи арестованного имущества в нее были внесены и вещи, принадлежащие его матери.
1) Какое право матери Игоря нарушено в данном случае?____________________________
2) Какие действия она может предпринять для защиты своего права?__________________

Ответ: 1) нарушено право собственности;
2) она может обратиться с иском о признании ее права собственности на незаконно арестованное имущество.

 

10. Заполните пропуски в схеме.

Формы государств.

Ответ:

 

11. Определите, какое понятие иллюстрирует каждый ряд изображений, и дайте его толкование.

Ответ: А) Глобальные проблемы человечества – проблемы, которые охватывают многие страны, затрагивают все население Земли и не могут быть решены силами одной страны.
Б) Социальный институт – относительно устойчивая форма организации социальной жизни, обеспечивающая устойчивость связей и отношений в рамках общества.

 

12. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков:

1. Стр…т…ф…кация – расположение социальных слоев на социальной лестнице
2. Л…г…тимность – законность.
3. С…п…р…тизм – стремление к отделению, обособлению.
4. Гл…б…л…зация – один из процессов, происходящих в современном мире.

Ответ: 1. Стратификация – расположение социальных слоев на социальной лестнице.
2. Легитимность – законность.
3. Сепаратизм – стремление к отделению, обособлению.
4. Глобализация – один из процессов, происходящих в современном мире.

 

13. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином.

1. «С завершением Второй мировой войны, приняв на себя роль гегемона западного «свободного мира», США отказались от экономической политики государства, направленной на защиту от иностранной конкуренции, и обязались способствовать развитию свободной международной торговли».____________________________________
2. «Взаимное непонимание, «разговор двух глухих» — одна из важнейших причин постоянных активных столкновений противоположных интересов, взглядов, стремлений и общей неудовлетворенности семейной жизнью».____________________________________
3. «Люди с заниженным восприятием самих себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей «застревают» на любой, даже незначительной, критике и пропускают мимо ушей позитивные мнения о себе».___________________________________________

Ответ: 1. Протекционизм. 2. Конфликт. 3. Самооценка.

 

14. Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.

1. Вырожденная форма демократии, основанная на меняющихся прихотях толпы, постоянно попадающей под влияние демагогов.
2. Представители различных групп, оказывающие влияние на парламентариев в ходе принятия выгодных для этих групп законов.
3. Изгнание, гонение людей, не нарушивших закон, но представляющих общественную опасность, по мнению большинства.
4. Доктрина и деятельность с позиций «отеческой заботы» по отношению к слоям и группам, менее защищенным в социальном и экономическом отношении.
5. Положительное отношение населения страны, его больших групп, общественного мнения к действующим институтам государственной власти.
6. Принудительная высылка иностранного гражданина из страны в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания.
7. Социальная изоляция, являющаяся результатом дискриминации в положении и правах отдельных индивидов, общностей и народов, чаще всего на расовой, классовой или религиозной основе.
8. Утверждение международного договора высшим органом власти государство как высший результат и цель общественного развития.
9. Направление политической мысли, рассматривающее государство как высший результат и цель общественного развития.
10. Деятельность, имеющая целью обеспечение популярности в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов.

Ответ: 1. Охлократия. 2. Лобби. 3. Остракизм. 4. Патернализм. 5. Легитимность. 6. Депортация. 7. Сегрегация. 8. Ратификация. 9. Этатизм. 10. Популизм.

Абсентеизм – неучастие в голосовании на выборах или референдумах граждан, обладающих активным избирательным правом.

 

15. Вставьте вместо пропусков.

Организация стран-экспортов нефти (ОПЭК) представляет собой ________, т.е. объединение производителей, регулирующих объемы добычи нефти с целью поддерживания высоких ______. Нефтяной шок 1970-х гг. заключался в том, что в ответ на агрессию Израиля против арабских стран ОПЭК резко подняла цены на сырую нефть. В результате ________ сократилось при неизменном ______. В развитых странах это привело к _______, т.е. к уменьшению реального внутреннего ________.

Ответ: Картель, цен, предложение, спросе, спаду, национального продукта.

 

16. Прочитайте текст и выполните задание к нему.

«Дворянство стремится отделиться от других сословий (1) не только родом и занятий, правовым и социальным положением, но и чисто внешними отличиями – одеждой, языком, нравами. Французский язык, введенный сначала при дворе, затем во всем дворянском обществе становится основным средством дворянской коммуникации. Язык еще одно отличие представителя благородного сословия. Сословные учебные заведения стали тем социальным институтом (2), который формировал дворянина как личность. Привитые личные качества и стереотипы (3) поведения субъективно реализовывались затем в процессе несения государственной службы. Итогом образования стало «включение» дворянства в общеевропейскую культуру.
Вместе с правилами хорошего тона в жизнь двора входит система покровительства и патронажа , в норму придворной жизни превращается фаворитизм. По манере общения, поведения и стилю одежды елизаветинский вельможа – европеец. В тоже время внутренняя семейная и бытовая жизнь дворянства придерживалась совершенно иных, отличных от Европы, основ — древнерусской традиции (4), самодержавия и православия, крепостничества. За Европейским фасадом скрывался восточный деспотизм (5) и полуазиатский быт.
Смешение двух культурных традиций придавало русскому дворянству неповторимое своеобразие. И если в елизаветинскую эпоху русские и европейские традиции находились в хрупком равновесии, то уже при Екатерине II дворянство выглядит совершенно европейским. Разрыв между сознанием и действительностью, самооценкой и жизненными реалиями оказался губительным для дворянской культуры и стал причиной ее глубокого кризиса и упадка».
(Т. А. Коваленко, российский культуролог)

1. Дайте определения к выделенным курсивом и пронумерованным терминам.
2. Раскройте каналы социализации российского дворянства XVIII в.
3. Сформулируйте кратко на основании текста три социокультурных разрыва, возникших в российском обществе в разные периоды XVIII в. Запишите и пронумеруйте их.

Ответ: 1.1) Сословие – социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.
2) Социальный институт – форма организации социальной жизни, обеспечивающая устойчивость связей и отношений в рамках общества.
3) Стереотип — привычное отношение к определенному объекту, сложившееся под влиянием жизненных условий, социального окружения и предшествующего опыта.
4) Традиции – элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах.
5) Деспотизм — самовластие и произвол, подавляющее всякое проявление чужой свободной воли.

2. В тексте названы следующие каналы социализации:

  • приобщение к французской языковой культуре;
  • усвоение определенных поведенческих моделей, манеры одежды;
  • сословная система образования;
  • государственная служба;
  • семья, семейные традиции и порядки.

 

3. 1) Разрыв между ценностями дворянского сословия и ценностями остального общества, сформировавшийся к середине XVIII в.

2) Разрыв между публичным поведением дворянина середины XVIII в. и его семейной и бытовой жизнью.

3) Разрыв между сознанием дворянства конца XVIII в., ориентированным на европейские социокультурные ценности, и реалиями российской действительности.

17. Проанализируйте представленную диаграмму и оцените сделанные утверждения. Вы можете согласится с каждым выводом или опровергнуть его. Свое мнение необходимо подтвердить данными диаграммы.

  1. ВВП России складывается из производственной продукции промышленности и продукции сельского хозяйства.
  2. На протяжении 1992 – 1998 гг. наблюдался устойчивый спад общего объема промышленного производства.

Ответ: 1. Нет. Прирост ВВП не складывается из объема промышленного и сельскохозяйственного производства. Так, например, в 2002-2003 гг. он опережает рост объема промышленной и сельскохозяйственной продукции, а в 1999 г. рост ВВП значительно отстает от роста промышленного производства и слегка отстает от роста сельскохозяйственного производства. 2. Да. Так как индекс объема производственной промышленной продукции в % к предыдущему году за данный период каждый раз менее 100.

 

 

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

olimpotvet.ru

Основные определения по обществознанию за 10 класс срочно пж

На тему общество и человек.
 ЧЕЛОВЕК - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду.
 ИНДИВИД - это единичный представитель вида "homo sapiens" 
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека.
ЛИЧНОСТЬ – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт
ОБЩЕСТВО – это часть материального мира, обособившаяся от природы, однако тесно с ней взаимосвязанная и включающая в себя способы взаимодействия и формы объединения.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ-Человеческая активность, направлена на осмысленное изменение окружающего мира, достижение поставленной цели
ОБЩЕНИЕ-Связь между людьми, в результате которой они обмениваются информацией, понимая друг, друга.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ-Процесс воздействия на человека общества и его социальных структур
МИРОВОЗЗРЕНИЕ-Система взглядов человека на мир и свое место в нем
ФИЛОСОФИЯ – учение об общих, универсальных принципах бытия и познания, сущности человека и его отношения к окружающему миру.
ПОЗНАНИЕ-процесс деятельности человека,основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании,а результатом-получение нового знания об окружающем мире.
ЗНАНИЕ-результат познания деятельности,содержание сознания,полученное человеком в ходе активного отражения реального мира 
НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ-особый вид познавательно деятельности,направленный на выработку объективных,системно организованных знаний о природе,человеке,обществе.
САМОПОЗНАНИЕ-Процесс познания и оценки самого себя
ОБРАЗОВАНИЕ-Целенаправленная деятельность человека направленная на получение знаний умений и навыков
ИСТИНА-знание,соответствующее своему предмету,совпадающее с ним
ПРАКТИКА-целостная органическая система активной материальной деятельности людей,направленная на преобразование реальной действительности

Оцени ответ

shkolniku.com

Основы Обществознания

Основы Обществознания

 

Наш интернет ресурс посвящен основам обществознания. Общество – очень сложное понятие, поэтому предмет обществознания – это целый комплекс дисциплин, включающий в себя основы общественных наук, таких как социология, философия, экономика, правоведение, политология и др.

 

Сайт состоит из двух больших разделов: “Основы философских, экономических и социологических знаний” и “Основы политико-правовых знаний”. Первая глава РАЗДЕЛА I, посвящена общей методологии знаний (философии). Рассмотрена характеристика общества, его видов и путей эволюции; человека как продукта биологической, социальной и культурной эволюции; формы и виды знания; духовная культура общества.

Следующая глава посвящена экономике как науке и хозяйству. Экономические отношения являются базовыми общественными отношениями, которые детерминируют социально-политическую и правовую сферу общества.

Третья глава — “Социология” — акцентирует внимание на особенностях социальных отношений, социальных общностей и институтов социальной стратификации.

Первый раздел дает понимание культурной и нравственной ценности общего знания о человеке и обществе, основных положений, понятий и категорий, которыми оперируют философия, экономика, социология.

 

Вторая часть сайта (РАЗДЕЛ II) начинается главой “Политология”, освещающей проблемы власти и властных отношений, политической системы и ее институтов, политической культуры общества.

Наиболее широко в данном разделе представлены вопросы, изучаемые правоведением. В этой части содержатся общие положения теории и истории государства и права, выявляется их историческое развитие; рассматриваются вопросы, посвященные конституционному праву России, основам конституционного строя, правам и свободам человека и гражданина, федеративному устройству, органам государственной власти.

Раздел завершается характеристикой и раскрытием содержания основных положений современных отраслей права: конституционного, административного, муниципального, гражданского, потребительского, семейного, трудового, уголовного и экологического.

 

Данный ресурс поможет абитуриентам ВУЗов в освоении курса обществознания. Полагаем также, что наш сайт окажется полезным учителям при преподавании, а школьникам при изучении курса обществознания.

social-sciences.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *