Оценки какая за содержание а какая за ошибки – В каких случаях ставятся «1» и «2» за изложения и сочинения? Именно первая оценка, не за грамотность, а за сам текст?

Критерии оценки сочинений и изложений

Критерии оценки сочинений и изложений

Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «развитие навыков связной речи».

Примерный объект текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 4 классе – 150-200 слов, в 7 классе –200 –250 слов, в 8 классе – 250-350, в 9-350-450 слов

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений:

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1). Умение раскрывать тему; 2). Умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3). Соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

— Содержание работы полностью соответствует теме

— Фактические ошибки отсутствуют

— Содержание излагается последовательно

— Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления

— Достигнуто стилевое единство и выразительность текста

— В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета

Допускается:

— орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка

«4»

— Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы)

— Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности

— имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей

— лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен, отличается единством и достаточной выразительностью

— Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью

— В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов

Допускается:

2 орфографические и 2 пунктуационные, или1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3»

— В работе допущены существенные отклонения от темы

— Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности

— Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

— Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление

-Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и не более 5 речевых недочетов

Допускается:

4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в V классе-5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки

«2»

— Работа не соответствует теме

— Допущено много фактических неточностей

— Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану

— Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабовыраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления

— Нарушено стилевое единство текста

В целом в работе допущено более 6 недочетов в содержании и до 7 недочетов речевых

Допускается:

7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок

Примечания.

  1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

  2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить их нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при трех орфографических, двух пунктуационных и двух грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2, 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6. при выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

  3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

  4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».

Ф — фактическая ошибка или неточность.

[ ] — Лишняя часть (лишнее слово, выражение)

V — Пропуск

Z — Не выделен абзац

Z — Не оправдано выделен абзац

— Нарушен порядок слов

< — Недостаточно сказано, надо расширить, развернуть

# — Не соответствует основной мысли сочинения

УСЛОВНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

С – недочеты в содержании

Р – речевые недочеты

I – орфографические ошибки

V – пунктуационные ошибки

Г- грамматические ошибки

Выставление оценок:

С-Р 0-2 «4»

I- V- Г 4-3-1 «3»

Г1 – ошибочное словообразование (ветелинар, раздумчивый взгляд)

Г2 – ошибочное формообразование (в кине пил кофей, нет время).

Г3 – ошибка в согласовании (недорослями называют молодых людей, плохо воспитанными родителями).

Г4 – нарушение видо – временной относительности глагольных форм (мальчик сидел за столом и раскрашивал картинки)

Г5 – ошибки в управлении (не дождусь до отъезда, всматриваюсь на лицо)

Г6 – нарушение согласования между подлежащими и сказуемыми (крестьянство страдали от гнета)

Г7 – ошибки в употреблении причастных оборотов (узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами).

Г8 – ошибки в употреблении деепричастных оборотов (покатавшись на катке, болят ноги. На картинке изображен мальчик, широко расставив ноги и упершись руками в колени)

Г9 – ошибки в построении предложений с однородными членами (эта книга научила меня честности, смелости и уважать друзей)

Г10 – ошибки в построении сложного предложения (машина пришла, то нужно ехать)

Г11 – ошибка в смешении прямой и косвенной речи (Игорь сказал, что хочу свою голову положить либо напиться шлемом из Дона)

Г12 – пропуски необходимых слов (Владик кое – как прибил доску и побежал в волейбол)

Г13 – нарушение границ предложения (охотник положил ружье, привязал собаку. И пошел к зверю).

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ И ВИДИМЫ И СЛЫШИМЫ

Речевые недочеты

М – неправильное употребление местоимения (я вынула книгу из сумки и положила ее на стол) (книгу или сумку?)

П — неоправданное повторение одного и того же слова (недавно прочла интересную книгу. В этой книге рассказывается о подвиге молодогвардейцев).

Л – неправильное употребление слова в несвойственном значении (чтобы быть грамотным и с большим жаргоном словом, надо много читать)

Р1 – нарушение лексической сочетаемости (пожилая лошадь, дешевые цены, коричневые глаза)

Р2 – употребление лишнего дублирующего слова (плеоназм) (прилетели пернатые птицы, старый старик, молодой юноша)

Р3 – употребление рядом однокоренных слов (тавтология) (в рассказе «Муму» рассказывается)

Р4 – употребление слов иной стилевой окраски (земляника подлизывается к ревизору)

Р5 – неудачное употребление экспрессивного, эмоционально –окрашенного средства (у Олега Кошевого были дружки – Иван Зелепухов и Сережа Пеголепин)

Р6 – неоправданное употребление диалектных и просторечных слов. (на пришкольном участке мы выращиваем картофель, морковь и бураки)

Р7 – смешение лексики разных исторических эпох (на картине Васнецова богатыри одеты в кольчуги, брюки, варежки)

Р8 – бедность и однообразие синтаксических конструкций (мужчина был одет в прожженный ватник. Ватник был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью)

Р9 – неудачный порядок слов

(есть немало произведений, повествующих о детстве автора в мировой литературе.)

infourok.ru

В каких случаях ставятся «1» и «2» за изложения и сочинения? Именно первая оценка, не за грамотность, а за сам текст?

Изложения оцениваются двумя оценками: первая выставляется за содержание работы, вторая за грамотность. И никак не иначе (то есть не имеет права учитель сначала выставлять оценку за грамотность, а потом за содержание) , так как все оценки выставляются в соответствии с Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку, а в этом документе говорится буквально следующее:

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
– соответствие работы ученика теме и основной мысли;
– полнота раскрытия темы;
– правильность фактического материала;
– последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
– разнообразие словаря и грамматического строя речи;
– стилевое единство и выразительность речи;
– число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка «1» за содержание изложения выставляется в том случае, если в работе присутствуют все критерии оценки «2», то есть
– работа не соответствует теме;
– допущено много фактических неточностей;
– нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;
– Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;
– нарушено стилевое единство текста.
И добавляется, что оценка «1» выставляется, если в работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.

С полным текстом нормативного документа Вы можете познакомиться ЗДЕСЬ. И пусть Вас не смущает, что это сайт МОУ (методического объединения учителей) конкретной школы. На подобные сайты закачиваются, помимо прочего, и нормативные документы Министерства образования.

Кроме того, права и Татьяна Пашкова: у нас в Казахстане оценка «1» запрещена, видимо, в России тоже (Татьяна оттуда) , но утверждать это не берусь, а как обстоят дела в Беларуси, не знаю.

otvet.mail.ru

Классификация ошибок (условные обозначения) | Сайт учителя русского языка и литературы

Вид ошибки

Условные обозначения ошибки

В чем заключается ошибка

Как исправить ошибку

1.Ошибки в
Содержании

С

  1. Есть что-то лишнее. [ ]
  2. О чем-то сказано недостаточно, пропущено слово, целая фраза или предложение. V
  3. Не выражена основная мысль(тема не раскрыта) в сочинении.
  4. Мысли излагаются непоследовательно, нарушена логика. Л
  5. Искажен факт текста. Ф
  1. Переписать предложение заново без этого слова или словосочетания.
  2. Переписать данное предложение заново, добавив необходимое слово, фразу или предложение.
  3. Оценка за сочинение снижается.
  4. Переписать данное предложение заново, добавив необходимое слово, фразу или предложение.
  5. Переписать данное предложение заново, исправив фактическую ошибку.
2.Речевые ошибки и недочет

Р

  1. Употреблено не то слово.
  2. Употреблено лишнее слово [ ]
  3. Неоправданно повторяются слова (речевой повтор). Р
  4. Использование однообразных по структуре предложений.
  1. Переписать данное предложение заново, употребив необходимое слово.
  2. Переписать данное предложение заново убрав лишнее слово.
  3. Переработать данное предложение так, чтобы оно звучало грамматически правильно.
  4. Из нескольких простых предложений построить сложное и записать его.
3.Грамматические ошибки.

Г

  1. Неправильно образовано слова или его форма.
  2. Неправильно образовано словосочетание.
  3. Неправильно построено предложение.
  1. Переписать словосочетание или все предложение, исправив данное слово.
  2. Переписать словосочетание, исправив его.
  3. Переписать предложение в исправленном виде.
4.Орфографические ошибки.

I

Слово написано неправильно.Сделать работу над ошибками в слове.
5. Пунктуационные ошибки.

V

Неправильно поставлен или отсутствует знак препинания в предложении.Переписать предложение в исправленном виде, подчеркнуть знак препинания, составить схему предложения, объясняющую постановку знака.

www.sinykova.ru

Критерии оценивания изложения ОГЭ

Ниже представлены критерии оценивания сжатого изложения ОГЭ. Напоминаем, что орфографические, пунктуационные и другие ошибки не учитываются. Для них существует отдельная шкала критериев, по которой максимально можно набрать 10 баллов. Она распространяется не только на изложение, но и на сочинение, поэтому существует отдельно.

Как вы видите, критерия всего три. По каждому из них ниже дан комментарий.

Критерии оценивания сжатого изложенияБаллы
ИК1 Содержание изложения  
  Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы 2
  Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,
но
упустил или добавил 1 микротему
1
  Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,
но
упустил или добавил более 1 микротемы
0
ИК2 Сжатие исходного текста  
  Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста 3
  Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста 2
  Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста 1
  Экзаменуемый не использовал приемов сжатия текста 0
ИК3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения  
  Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
— логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
— в работе нет нарушений абзацного членения текста
2
  Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
но
допущена 1 логическая ошибка,
и/или
в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста
1
  В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но
допущено более 1 логической ошибки,
и/или
имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста
0
  МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ЗА СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ  7

 

Комментарий к ИК1:

Вы должны разделить текст вашего изложения на три и только три абзаца, так как в исходном тексте микротемы всегда три — так же должно быть и у вас. Вы должны передать всю главную информацию, кратко, можно своими словами, но всю, ничего не упустив.

Комментарий к ИК2:

Неважно, сколько приемов сжатия вы используете — всего один или все три. Главное — использовать их на протяжении всего текста.

Комментарий к ИК3:

Логическая ошибка — это ошибка, делающая текст непонятным или двусмысленным. Существует множество видов таких ошибок. Мы не будем вдаваться в подробности и просто покажем такие ошибки на примерах:

Она облокотилась спиной на стену (нельзя «облокотиться спиной», можно только рукой).
За хорошую учебу и воспитание детей родители обучавшихся были награждены (выглядит так, как будто учились родители, а не дети).

Нарушение абзацного членения текста: не нужно писать первым абзацем то, что в тексте было в конце — вот, что это такое.

yagramotniy.ru

«Ребенок исправляет свою же ошибку, а его наказывают – это непедагогично!»

— Будь то диктант или контрольная работа по математике, за исправления снижают баллы, — рассказывает мама четвероклассницы Наталья. – Заметила как-то, что дочь из-за этих исправлений рыдает над тетрадкой. Иногда из-за невнимательности делает ошибки, потом исправляет, но оценка уже ниже. Учитель говорит, что такая мера воспитывает в ребенке культуру письма.

Но если копнуть глубже… По сути, ребенок заметил и исправил свою же ошибку. И его за это наказали. Получается, с детства у ребенка формируют страх и нежелание признавать-исправлять ошибки. И если в школе это касается только грамматических или арифметических огрехов, то во взрослой жизни такой подход может затронуть и жизненные ситуации. Возможно, такой метод уже устарел и пора его как-то реформировать?

Писем на эту тему нам пришло много. В каких-то родители рассказывали, что педагоги слишком придираются к исправлениям, в других — как ребенок, сделав ошибку или исправление, выбрасывает старую тетрадь и заводит новую, в слезах переписывая работу. Родители не знают, как правильно реагировать: хвалить или ругать ребенка за исправления? Ведь школа, получается, ругает…

— Всегда ли за исправления в системе образования снижались оценки? –спросили мы у специалистов Национального института образования.

— По предметам «Русский язык» и «Беларуская мова» в контрольных работах (диктантах, изложениях, сочинениях) исправления учитывались всегда,- рассказывает заведующая лабораторией гуманитарного образования Национального института образования, доктор педагогических наук Анна Волочко. — В частности, в «Нормах оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Русский язык» указано: при оценке контрольного диктанта «два исправления на месте орфограммы (пунктограммы) считаются за ошибку». Если в работе меньше 5 исправлений не на месте орфограммы (пунктограммы), оценка не снижается. При 5 – 7 исправлениях – минус 1 балл. Если исправлений больше 7– минус 2 балла.

А как к исправлениям относятся в системе образования других стран?

— Например, в соседней России при наличии в контрольном диктанте более пяти исправлений оценка снижается на 1 балл, а отличная оценка не выставляется, если в работе три и более исправлений. Похожие правила и в Казахстане. Если в контрольном диктанте больше пяти исправлений, оценка снижается на 1 балл, но при этом такое снижение не должно привести к неудовлетворительной оценке работы ученика. При наличии трех и более исправлений отличная оценка не выставляется.

 

За исправления в работах по математике оценка не снижается

К примеру, школьник написал сочинение. Оно прекрасное, но исправлений много. Соответственно, оценку учитель снизит. Возможно, в следующий раз во главу угла школьник будет ставить не содержание, а грамотность…

— Сочинения и изложения оцениваются двумя отметками: первой — содержание и речевое оформление, второй – орфография, пунктуация и грамматика. При этом исправления влияют только на выставление второй отметки. То есть силы, вложенные учеником в содержание работы, будут в любом случае оценены по достоинству.

Кстати, если исправления есть в работе по математике, по правилам снижать оценку учитель за это не должен. Почему? Как пояснили специалисты Национального института образования, в нормативных документах о снижениях оценки за исправления в заданиях по математике ничего не сказано!

— Имеет ли значение при оценке работы, как именно сделано исправление: аккуратно карандашом, ручкой, замазано корректором?

— Критерием для педагогов служат «Метадычныя рэкамендаці па фарміраванні культуры вуснага і пісьмовага маўлення ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі», где указано: «Усе запісы ў сшытках робяцца шарыкавай ручкай з пастай сіняга або фіялетавага колеру акуратна, разборлівым почыркам, выпраўленні памылковага напісання направільнае выконваюцца без выкарыстання карэктара». То есть исправлять ошибки рекомендуется обычной ручкой.

— И все-таки, что в плане педагогики дает такое отношение к исправлениям, ведь фактически каждое из них чревато снижением оценки?

— Исправление ошибок прививает у ученика культуру письма, вырабатывает умение предвидеть «ошибкоопасное» место в слове или орфограмме, позволяя применять на практике орфографические и пунктуационные правила. Как результат, у школьника формируется правописная зоркость, а вместе с тем аккуратность и собранность.

 

«Школа акцентирует внимание на том, что сделано плохо»

Как исправления в школьных тетрадях и снижение за это оценки выглядят с точки зрения психологии, нам рассказала психолог, семейный консультант Центра успешных отношений Оксана Бланк:

— В советской педагогике снижение оценки, в том числе из-за исправлений, было серьезным стимулом «взяться за ум», но по большей части это срабатывало из-за страха получить наказание. С точки зрения психологии это неэффективно. И все же в процессе обучения внимание до сих пор акцентируется на ошибках – взять то же выделение ошибки красной ручкой.

Обратите внимание, когда человек анализирует свои поступки, чаще он заостряет внимание на том, что сделал плохо. Заметила, когда спрашиваю клиента, что бы он хотел изменить к лучшему, ему бывает очень тяжело это сформулировать, поскольку он зациклен на ошибках. Разумеется, у нас есть профессиональные педагоги, которые скажут: здесь, Федя, ты справился замечательно, а здесь ошибся, давай постараемся в следующий раз этой ошибки избежать. Даже при несовершенной системе образования такой подход вполне бы мог компенсировать многие ее недостатки. Но ведь надо понимать, что у педагога целый класс учеников, подойти к каждому индивидуально очень сложно. И поэтому зачастую школьник получает просто оценку, по которой родители сделают вывод, как учится их ребенок, а сверстники, особенно в младших классах, насколько Федя хороший или плохой мальчик.

Да, добиваясь идеальных работ, педагоги готовят детей в том числе к поступлению в гимназии, где требования очень высокие. Но есть и другая сторона медали. К психологам все чаще приводят детей с неврозами. Дети чувствуют себя несовершенными. Боятся, что главным при том же поступлении в гимназию может оказаться не уровень знаний, а чистота выполненной работы. В результате из-за стресса зацикливаются настолько, что на экзамене даже не понимают, в чем суть задачи, начинают делать ошибки и исправления. А ведь есть и темперамент, и индивидуальные особенности. Они не учитываются. К примеру, леворукие дети из-за особенной манеры письма часто пишут неаккуратно и делают исправления.

Увидев и исправив свою ошибку, ребенок ее осознает. Это отличная работа над собой! Срабатывает момент самокритики, и в следующий раз ребенок будет стараться избегать этих ошибок сам. Внимательные педагоги и родители должны в этом помочь. К примеру, из всей строчки неуверенных крючков, которые старается вывести тот же первоклашка, обвести в кружок самый красивый, а не подчеркнуть все неправильные. Тогда у ребенка будет мотивация. В следующий раз красивых крючков станет больше. И на это тоже обязательно надо обратить внимание. Но даже если это произойдет не сразу, оценивать ребенка словами вроде «непонятливый», «бестолковый» ни в коем случае нельзя, иначе в дальнейшем, когда ошибок будет много, ребенок опустит руки со словами: «Ну я же все равно бестолковый».

(с) Ольга Ивашенко, Комсомольская правда в Беларуси

psycenter.by

За сколько ошибок ставят четыре, пять с минусом, три, два, см, конец.

Департамент образования города Москвы.
1)«5» («отлично») уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения;

2)«4» («хорошо») — уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройден- ному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование не- рациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении матери- ала;

3)«3» («удовлетворительно») — достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4—6 ошибок или 1 0 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному
материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;

4)2(«плохо») — уровень выполнения требований ниже удовлетворительного; наличие более 6 ошибок или 1 0 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу, нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
___
Вводится оценка «за общее впечатление от письменной работы». Сущность ее состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привле- кательность, чистота, оформленность и др.). Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится.
Таким образом, в тетрадь (и в дневник) учитель выставляет две отметки (например, 5/3): за правильность выполнения учебной задачи (отметка в числителе) и за общее впечатление от работы (отметка в знаменателе). Снижение отметки «за общее впечатление от работы» допус- кается, если:
— в работе имеется не менее 2 неаккуратных исправлений;
— работа оформлена небрежно плохо читаема, в тексте много зачеркивании, клякс, неоправданных сокращений слов; отсутствуют поля и красные строки.
2
Данная позиция учителя в оценочной деятельности позволит более объективно оценивать результаты обучения и «развести» ответы на вопросы: «Чего достиг ученик в освоении предмет- ных знаний? » и «Каково его прилежание и старание? «

otvet.mail.ru

«Ребенок исправляет свою же ошибку, а его наказывают – это непедагогично!»

«Оценки за исправления снижали всегда»

— Будь то диктант или контрольная работа по математике, за исправления снижают баллы, — рассказывает мама четвероклассницы Наталья. – Заметила как-то, что дочь из-за этих исправлений рыдает над тетрадкой. Иногда из-за невнимательности делает ошибки, потом исправляет, но оценка уже ниже. Учитель говорит, что такая мера воспитывает в ребенке культуру письма.

Но если копнуть глубже… По сути, ребенок заметил и исправил свою же ошибку. И его за это наказали. Получается, с детства у ребенка формируют страх и нежелание признавать-исправлять ошибки. И если в школе это касается только грамматических или арифметических огрехов, то во взрослой жизни такой подход может затронуть и жизненные ситуации. Возможно, такой метод уже устарел и пора его как-то реформировать?

Писем на эту тему нам пришло много. В каких-то родители рассказывали, что педагоги слишком придираются к исправлениям, в других — как ребенок, сделав ошибку или исправление, выбрасывает старую тетрадь и заводит новую, в слезах переписывая работу. Родители не знают, как правильно реагировать: хвалить или ругать ребенка за исправления? Ведь школа, получается, ругает…

— Всегда ли за исправления в системе образования снижались оценки? – спросили мы у специалистов Национального института образования.

— По предметам «Русский язык» и «Беларуская мова» в контрольных работах (диктантах, изложениях, сочинениях) исправления учитывались всегда,- рассказывает заведующая лабораторией гуманитарного образования Национального института образования, доктор педагогических наук Анна Волочко. — В частности, в «Нормах оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Русский язык» указано: при оценке контрольного диктанта «два исправления на месте орфограммы (пунктограммы) считаются за ошибку». Если в работе меньше 5 исправлений не на месте орфограммы (пунктограммы), оценка не снижается. При 5 – 7 исправлениях – минус 1 балл. Если исправлений больше 7– минус 2 балла.

А как к исправлениям относятся в системе образования других стран?

— Например, в соседней России при наличии в контрольном диктанте более пяти исправлений оценка снижается на 1 балл, а отличная оценка не выставляется, если в работе три и более исправлений. Похожие правила и в Казахстане. Если в контрольном диктанте больше пяти исправлений, оценка снижается на 1 балл, но при этом такое снижение не должно привести к неудовлетворительной оценке работы ученика. При наличии трех и более исправлений отличная оценка не выставляется.

Родители считают, что педагоги слишком придираются к исправлениям.Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

За исправления в работах по математике оценка не снижается

К примеру, школьник написал сочинение. Оно прекрасное, но исправлений много. Соответственно, оценку учитель снизит. Возможно, в следующий раз во главу угла школьник будет ставить не содержание, а грамотность…

— Сочинения и изложения оцениваются двумя отметками: первой — содержание и речевое оформление, второй – орфография, пунктуация и грамматика. При этом исправления влияют только на выставление второй отметки. То есть силы, вложенные учеником в содержание работы, будут в любом случае оценены по достоинству.

Кстати, если исправления есть в работе по математике, по правилам снижать оценку учитель за это не должен. Почему? Как пояснили специалисты Национального института образования, в нормативных документах о снижениях оценки за исправления в заданиях по математике ничего не сказано!

— Имеет ли значение при оценке работы, как именно сделано исправление: аккуратно карандашом, ручкой, замазано корректором?

— Критерием для педагогов служат «Метадычныя рэкамендаці па фарміраванні культуры вуснага і пісьмовага маўлення ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі», где указано: «Усе запісы ў сшытках робяцца шарыкавай ручкай з пастай сіняга або фіялетавага колеру акуратна, разборлівым почыркам, выпраўленні памылковага напісання на правільнае выконваюцца без выкарыстання карэктара». То есть исправлять ошибки рекомендуется обычной ручкой.

— И все-таки, что в плане педагогики дает такое отношение к исправлениям, ведь фактически каждое из них чревато снижением оценки?

— Исправление ошибок прививает у ученика культуру письма, вырабатывает умение предвидеть «ошибкоопасное» место в слове или орфограмме, позволяя применять на практике орфографические и пунктуационные правила. Как результат, у школьника формируется правописная зоркость, а вместе с тем аккуратность и собранность.

За исправления в работах по математике оценка не снижается.Фото: Юлия Лоза

«Школа акцентирует внимание на том, что сделано плохо»

Как исправления в школьных тетрадях и снижение за это оценки выглядят с точки зрения психологии, нам рассказала психолог, семейный консультант Центра успешных отношений Оксана Бланк:

— В советской педагогике снижение оценки, в том числе из-за исправлений, было серьезным стимулом «взяться за ум», но по большей части это срабатывало из-за страха получить наказание. С точки зрения психологии это неэффективно. И все же в процессе обучения внимание до сих пор акцентируется на ошибках – взять то же выделение ошибки красной ручкой.

Обратите внимание, когда человек анализирует свои поступки, чаще он заостряет внимание на том, что сделал плохо. Заметила, когда спрашиваю клиента, что бы он хотел изменить к лучшему, ему бывает очень тяжело это сформулировать, поскольку он зациклен на ошибках. Разумеется, у нас есть профессиональные педагоги, которые скажут: здесь, Федя, ты справился замечательно, а здесь ошибся, давай постараемся в следующий раз этой ошибки избежать. Даже при несовершенной системе образования такой подход вполне бы мог компенсировать многие ее недостатки. Но ведь надо понимать, что у педагога целый класс учеников, подойти к каждому индивидуально очень сложно. И поэтому зачастую школьник получает просто оценку, по которой родители сделают вывод, как учится их ребенок, а сверстники, особенно в младших классах, насколько Федя хороший или плохой мальчик.

Да, добиваясь идеальных работ, педагоги готовят детей в том числе к поступлению в гимназии, где требования очень высокие. Но есть и другая сторона медали. К психологам все чаще приводят детей с неврозами. Дети чувствуют себя несовершенными. Боятся, что главным при том же поступлении в гимназию может оказаться не уровень знаний, а чистота выполненной работы. В результате из-за стресса зацикливаются настолько, что на экзамене даже не понимают, в чем суть задачи, начинают делать ошибки и исправления. А ведь есть и темперамент, и индивидуальные особенности. Они не учитываются. К примеру, леворукие дети из-за особенной манеры письма часто пишут неаккуратно и делают исправления.

Увидев и исправив свою ошибку, ребенок ее осознает. Это отличная работа над собой! Срабатывает момент самокритики, и в следующий раз ребенок будет стараться избегать этих ошибок сам. Внимательные педагоги и родители должны в этом помочь. К примеру, из всей строчки неуверенных крючков, которые старается вывести тот же первоклашка, обвести в кружок самый красивый, а не подчеркнуть все неправильные. Тогда у ребенка будет мотивация. В следующий раз красивых крючков станет больше. И на это тоже обязательно надо обратить внимание. Но даже если это произойдет не сразу, оценивать ребенка словами вроде «непонятливый», «бестолковый» ни в коем случае нельзя, иначе в дальнейшем, когда ошибок будет много, ребенок опустит руки со словами: «Ну я ж все равно бестолковый».

Есть вопросы о школе? Присылайте по адресу: 220005, Минск, а/я 192 или по электронной почте: [email protected] с пометкой «Педсовет».

www.kp.by

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *