ранний (17-18 вв.), новый (19 ст.), поздний (20-21 вв.)
Понятие Нового времени появилось в эпоху Возрождения как синоним Ренессанса. Самостоятельное значение термин новое время приобретает во вт. пол. 16в. В работах французских писателей и гуманистов. Следующий шаг в осознании самобытности нового времени был сделан в искусстве 17в. Сейчас мы называем его иск-вом барокко. Он многое унаследовал от искусства Возрождения, но имел одно принципиальное отличие – «новый стиль» традиции стали восприниматься критически, а всё новое – положительно. Для большинства людей Новое время наступило лишь в 19в., связано с бурным развитием техники, промышленной революцией, урбанизацией, серией политических революций. Периодизация: 17-18в. – раннее новое время.Долгое время рассматривалось как переходная эпоха между феодальным средневековьем и капиталистическим Новым временем. Бурно развивалась мировая торговля, появлялись новые мануфактуры. В духовной сфере – становление новой буржуазно демократической идеологии. В 18в. происходит расцвет светской философии, названной Просвещением (Вольтер, Руссо, Дидро, Монтескье) Искусство развивалось под знаком 2-ух стилей : барокко и классицизма. К сер. 18 в. появляются направления рококо ( живопись, интерьер и мода) и сентиментализм (литература и живопись).
32. Белорусская культура в европейском контексте
Архитектура. Беларусь находится на духовной границе Восточной и Западной Европы, на разломе их культур и религий, что, естественно, сказалось на специфике белорусского зодчества. Первые города на территории Беларуси возникли в период раннего средневековья. Древнейшие из них Полоцк и Витебск. X век в Полоцке возведён первый крестово-купольный православный Софийский собор, который положил начало белорусскому монументальному искусству. Первый известный летописный восточнославянский зодчий монах Иоанн, который в XII веке возвел в Полоцке небольшой собор Спасо-Преображенского монастыря.
studfiles.net
Новое время: понятие и периодизация
Количество просмотров публикации Новое время: понятие и периодизация — 79
Страны Европы в XVI-XVUI вв.
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Раздел 4
Новое время было важнейшим этапом в процессе становления современной мировой цивилизации. В эту эпоху происходит переход общества от ʼʼтрадиционногоʼʼ типа к ʼʼиндустриальномуʼʼ. Термин ʼʼновая историяʼʼ появился в европейской политической мысли еще в эпоху Возрождения. Европейские мыслители-гуманисты, осмысливая пути развития человеческой цивилизации, предложили трехчленное деление истории на Древний мир, Средние века и Новое время. Это деление прочно закрепилось в историче-ской литературе. Что касается вопроса о хронологических рамках данного периода, то среди историков до сих пор нет единого мнения по этому поводу. Долгое время в отечественной историографии точкой отсчета Новой истории было
принято считать английскую буржуазную революцию 1640 года, явившуюся характерным примером кризиса ʼʼстарого порядкаʼʼ. При этом процесс разложения феодального общества начался гораздо раньше. В последнее время большинство историков придерживаются принципиально иной точки зрения. Οʜᴎ полагают, что начало нового периода мировой истории следует отнести к рубежу XV — XVI веков. В это время в жизни европейского общества происходили изменения глобального характера. В экономической сфере такие процессы, как активное развитие торговли, финансового и банковского дела-, появление и расширение мануфактурной промышленности, начавшийся процесс первоначального накопления капитала, постепенно стали входить в противоречие с традиционными устоями средневековой экономики. Меняется и социальная структура общества. Буржуазия и ʼʼновое дворянствоʼʼ, значительно разбогатевшие за эти годы, начинают играть все большую роль в политической жизни европейских государств. Революционные изменения происходят и в духовной сфере. Гуманизм, распространявшийся в Европе с XV века, рассматривал человека уже не как носителя всяческих пороков, обязанного всю жизнь искупать ʼʼпервородный грехʼʼ, а как свободную личность, обладающую огромными возможностями. Закономерным результатом развития гуманизма стала Реформация, разрушившая духовную монополию католической церкви в Европе. Идеологической основой этого процесса стал тезис о том, что человек не нуждается в посредничестве церкви для спасения своей души. На рубеже XV — XVI веков в значительной степени меняются представления европейцев о Земле. Достижения научной мысли, Великие географические открытия — все это расширяло кругозор людей, влияло на представления о своем месте в окружающем мире. Данные явления самым радикальным образом изменили образ жизни европейцев, ознаменовав начало Нового времени. Процесс трансформации европейской цивилизации проходил в тяжелой борьбе со старыми порядками, институтами (католическая церковь и др.), которые не желали уступать свои позиции. Эта борьба, протекавшая в виде религиозных войн, национально- освободительных движений, буржуазных революций,
длилась более двух с половиной столетий. Данный период должна быть обозначен как раннее Новое время.
Важной вехой в процессе становления и утверждения буржуазных отношений в качестве основы общественной жизни был конец XVIII века, ознаменовавший начало нового этапа в развитии мировой цивилизации/ К этому времени существенно возросла политическая и экономическая мощь буржуазии. В некоторых странах (Нидерланды, Англия) в ее руках находилась практически вся полнота власти. События последней четверти XVIII — начала XIX веков, прежде всего, Великая французская буржуазная революция, нанесли окончательный удар по пережиткам феодального строя в Европе. Бурные события этого периода были идеологически подготовлены широким просветительским движением, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ началось с конца XVII столетия. Политические, экономические, морально-этические идеи просветителей стали основой современного либерализма, именно просветители впервые открыто заявили о необходимости введения в общественную практику разделения властей, равенства граждан перед законом, создания механизма осуществления ʼʼестественныхʼʼ прав человека. Вторая половина XVIII века характеризуется окончательным утверждением капиталистического способа производства. В данный период процесс перехода от ʼʼтрадиционногоʼʼ к ʼʼиндустриальномуʼʼ обществу значительно ускорился, что было вызвано началом промышленного переворота в Европе. Мануфактура постепенно вытеснялась фабрикой. В развитии стран Европы и Северной Америки все очевиднее проявлялись такие факторы, как быстрая смена технических достижений и технологий, экономическая конкуренция, отчуждение человека от результатов труда, борьба трудящихся за свои права. Резко возросший слой наемных рабочих уже в XIX веке начинает оказывать значительное влияние на политику правящих злит. Центральной проблемой социального развития индустриальных стран становятся противоречия между буржуазией, получавшей огромные прибыли, и бесправным и эксплуатируемым рабочим классом. Борьба между этими социальными группами определяла характер развития капиталистических отношений на протяжении всего XIX века. Лишь к концу столетия рабочий класс
превратился в мощную, организованную политическую силу, с которой ни государство, ни буржуазия не могли не считаться. Успехи индустриальной цивилизации способствовали укреплению веры во всемогущество человеческих сил, в возможность преобразования окружающего мира по своему усмотрению, идею постоянного поступательного, прогрессивного развития цивилизации.
Важнейшим явлением Новой истории было распространение элементов Западной цивилизации на весь мир.
Размещено на реф.рф
Начало этому процессу положили еще Великие географические открытия, передавшие в руки европейцев огромные богатства. Европа утверждала свою гегемонию в мире путем открытой экспансии. Наиболее развитые страны проводили активные колониальные захваты, истребляя и угнетая местное население, навязывая ему свои политические, экономические и культурные нормы и традиции. К концу XIX века европейская цивилизация уже господствовала во всем мире. Обширные территории Азии и Африки, являвшиеся колониями европейских держав, использовались последними как источник сырья и рынок сбыта своей продукции.
Верхней границей периода новой истории считается рубеж XIX — XX веков, когда западная цивилизация подошла к своеобразной исторической развилке: ей предстояло либо найти путь постепенной адаптации к новым условиям, либо резко изменить вектор своего развития и перейти в принципиально новое качественное состояние.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, период Новой истории можно разделить на два крупнейших этапа: первый — с конца XV — начала XVI веков по вторую половину XVIII века, когда новые явления только зарождались и пробивали себе дорогу в жизнь, и второй — со второй половины XVin по начало XX веков, время ускоренного становления индустриального общества со своей специфической политической и социальной структурой.
referatwork.ru
Новое время кратко — Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени
— Культура нового времени кратко
— Философия Нового времени кратко
Проблемы периодизации
Новое время, кратко говоря – это длительный период в истории цивилизации и человечества, имеющий определенные временные рамки. Находится он между Средними веками и новейшим временем. Как и в случае с периодизацией Средних веков, в разных странах начало нового времени определяется по-разному.
Если брать советское время, то за начало была взята дата английской буржуазной революции 17 века. Европейские страны точкой отсчета нового времени считали открытие Америки Колумбом, захват Константинополя турками, Реформацию, Французскую революцию.
Еще более непонятно обстоят дела с определением окончания периода нового времени. Долгое время им считалась революция в России 1917 года. Позднее большинством ученых-историков было решено принять за дату окончания нового времени Первую мировую войну.Новое время кратко
Понятие нового времени, кратко говоря, появилось еще в XV веке, в эпоху Ренессанса (Возрождения). Тогда гуманисты предложили примерное деление истории на три периода: древний, Средние века и новое время. Таким образом, они хотели разграничить и упростить изучение человеческой цивилизации.
Новое время, кратко говоря, до сих пор является довольно условным понятием, поскольку все страны ступили в него в разное время. Споры же о временных рамках данного исторического периода продолжаются в современной историографии (науке, изучающей историю) до сих пор.
Историю нового времени иногда делят на два больших периода:
1. XVII – XVIII века;
2. XX век
Новое время – значение и влияние
Новое время явилось этапом больших перемен во всех сферах жизни: экономической, социальной, политической. Оно занимает более краткий период, если сравнивать его со Средними веками, и тем более, с древним миром, но в истории этот период имеет крайне важное значение. Знаменитые географические открытия, книга Николая Коперника изменили старые представления людей о Земле, расширили знания человека о мире.
Реформация, прошедшая по всем странам Европы, отменила власть римских пап над сознанием людей, и привела к появлению протестантского движения. Гуманисты эпохи Ренессанса добились появления множества университетов и привели к полному перевороту в сознании человека, объяснив его место в окружающем мире.
В эпоху нового времени, кратко говоря, человечество осознало, что живет на самом деле в небольшом пространстве. Географические открытия привели к сближению стран и народов. В Средние века все было иначе. Медленная скорость передвижения, невозможность пересечь океан приводили к тому, что даже о соседних странах не было достоверной информации.
Западная Европа в новое время осуществила экспансию, установив свое господство над большинством стран в Азии и Африки. Для народов этих стран новое время стало периодом жестокой колонизации со стороны европейских захватчиков.
Каким образом небольшим странам Западной Европы удалось в короткие сроки подчинить себе огромные территории в Африке и Азии? Для этого было несколько причин. Европейские страны вырвались далеко вперед в своем развитии. На Востоке жизнь поданных, их земли и имущество принадлежали правителю. Больше всего там ценились не личные качества человека, а интересы общины. Основой хозяйства было земледелие. На Западе все было по-другому. Превыше всего были права человека, его личные качества, стремление к выгоде и процветанию. Возникшие в Средние века города привели к появлению разнообразных ремесел и прорыву в развитии техники. В этом отношении страны европейские страны ушли далеко вперед от восточных.
Возникновение индустриального общества
Новое время, кратко говоря, привело к изменению политического строя во многих странах. Бурное развитие торговли, особенно в период знаменитых географических открытий, возникновение банковского дела, появление мануфактур стали все сильнее противоречить традиционной экономике и политическому строю. Появившийся новый класс, буржуазия, постепенно начинает играть значительную роль в государстве.
В XVIII веке сила буржуазии многократно возрастает. Во многих странах достигшие предела противоречия между капиталистическим способом производства и феодальным строем привели к буржуазным революциям. Такое произошло в Англии и Франции. Капитализм окончательно побеждает в Европе. Начинается промышленный переворот, и устаревшая мануфактура вытесняется фабрикой.
Большинство европейских стран в новое время переживают сложное время изменения форм власти, кризис абсолютной монархии. В результате изменений в политическом строе в наиболее прогрессивных странах возникает парламентская демократия. В этот же период начинает складываться современная система международных отношений.
Изменение в мышлении
Новое время, кратко говоря, это период своеобразного второго Возрождения. Реальность показывала, сколько на самом деле может сделать и изменить обычный человек. Постепенно в людском сознании формируется мысль – человек на самом деле может все. Появляется убеждение, что он может подчинить природу и изменить свое будущее.
Большое развитие получает философия. Происходит в буквальном смысле ее возрождение. Философии удалось сохранить за собой главенствующее положение среди наук. Философы нового времени искренне верили в то что общество нуждается в их идеях. Происходит формирование совершенно новой философии, проблемы которой остаются важными и сегодня.
Техника и производство
Новое время – период быстрого развития техники. Одно из важных изобретений того времени, которое сыграло огромную роль в развитии культуры – это книгопечатание. Появление печатного станка во много раз ускорило скорость создания книги. Раньше книги переписывали вручную, или создавали при помощи штампов, и этот процесс занимал огромное количество времени. Теперь все намного упрощалось.
В XVIII в Англии, где была большая сырьевая база, создаются первые прядильные, ткацкие и швейные станки. Развитие мореплавания, рост армий, появление легкой промышленности приводит к усилению роли машиностроения и металлургической промышленности. Европейцы научились в начале XVIII века выплавлять дешевый чугун и раскрыли секрет стали. В это же время братьями Мартенами была изобретена печь, позволяющая восстанавливать сталь из чугуна. В их честь она получила название мартеновской печи. В XIX веке была решена проблема с транспортировкой большого количества сырья и продукции – были изобретены паровоз и пароход.
Культура в Новое время
Расцвет европейской культуры происходит в XVII – XVIII веках. Благодаря трудам Галилео и Коперника создается новая картина мира – гелиоцентрическая. В науке на первое место выходит не авторитет ученого, а личный опыт и эксперименты.
Происходят большие изменения в искусстве. Появляются новые стили – барокко и классицизм.
В XVIII веке, как в свое время, в эпоху Ренессанса, появляется большая необходимость в просветителях. Появляется блестящая плеяда умов почти во всех областях искусства и науки. Это Вольтер, Ломоносов, Локк, Кант, Дидро, Руссо. Их общей объединяющей чертой была большая вера в науку и прогресс.
antiquehistory.ru
Чем отличается эпоха Возрождения от эпохи Нового времени
Эпоха Возрождения и Новое время относятся к наиболее значимым периодам в развитии человечества. Что характеризует их? Чем отличается эпоха Возрождения от эпохи Нового времени?
Эпоха Возрождения и эпоха Нового времени: периодизация и предмет сравнения
К эпохе Возрождения принято относить период между началом 14 века и первой половиной 17. Новое время начинается сразу же после нее. Сравнение эпохи Возрождения и эпохи Нового времени может быть осуществлено по разным критериям, но чаще всего исследователи сопоставляют данные периоды развития человечества по основным особенностям философской мысли. Распространение гуманитарных знаний, развитие культуры, экономики и общества в Европе способствовало тому, что именно философская мысль становилась одним из главных признаков того или иного периода развития государств. Поэтому мы будем сопоставлять именно ее особенности применительно к эпохе Возрождения и Нового времени.
к содержанию ↑Эпоха Возрождения: основные философские идеи
Эпоха Возрождения часто рассматривается как переходный период между Средневековьем и Новым временем с точки зрения подходов ученых и богословов к пониманию роли человека в мире. В философской мысли соответствующего периода развития европейской культуры центральное место принадлежит Богу и человеку. Значительное внимание ученых и мыслителей эпохи Возрождения уделено изучению вопросов сущности человека, его творчества, участия в жизни государства и общества.
В Средние века считалось, что творить дано Богу, и это не является прерогативой человека. В эпоху Возрождения взгляды мыслителей дополнились концепциями, предполагающими рассмотрение также и человека в качестве субъекта творчества. В философских подходах соответствующего периода преобладали идеи о том, что людям должна быть отведена значимая роль в развитии культуры, политики, в совершенствовании инфраструктуры и техники.
В философии эпохи Возрождения важное место занимает аспект эстетики. В Средневековье красота и изящество рассматривались как божественные явления. Считалось, что человек не вправе активно создавать их. Но в эпоху Возрождения взгляды философов и общества дополнились иными концепциями. Человек стал рассматриваться как самоценный субъект красоты и изящества, как носитель высоконравственных принципов.
Таким образом, основой развития общества эпохи Возрождения стало саморазвитие человека, реализация его потенциала — в аспекте науки, техники, организации самоуправления.
к содержанию ↑Эпоха Нового времени: особенности философских воззрений
К Новому времени принято относить период, начавшийся почти сразу после эпохи Возрождения — с середины 17 века — и продолжавшийся до начала 20 века.
Одним из тех мыслителей эпохи Нового времени, благодаря которым произошла эволюция философских идей в соответствующий период, стал Рене Декарт. Он является автором учения, оказавшего исключительно большое влияние на развитие культуры и общества Европы периода Нового времени. Одна из его самых известных книг — «Рассуждение о методе» — была написана в 1637 году, в самом начале рассматриваемой эпохи.
Философия, по Декарту, должна соответствовать критериям истины, быть обоснованной — даже для критиков и скептиков. «Я мыслю, значит, существую» — фраза, которая принадлежит Декарту. Таким образом, человек эпохи Нового времени — это субъект мыслящий, разумный. Основой его мышления должны быть, как посчитал Декарт, самые элементарные идеи, формирующиеся, как правило, интуитивно и достаточно легко обнаруживающиеся в сознании человека. Затем, на основе простых идей, в процессе дедукции уже могут выводиться более сложные концепции. Которые, в свою очередь, должны быть проверены на практике, с жизненным опытом, экспериментально.
С Новым временем фактически совпадает эпоха Просвещения. Одним из ее главных идеологических течений был рационализм. Вклад в развитие подобных концепций внесли Исаак Ньютон, Джон Локк и другие известные мыслители Нового времени. Человек рассматриваемой эпохи — это субъект не только творчества, но и рациональных принципов. Это человек не постулатов, но разумных доказательств.
Основой развития общества эпохи Нового времени стало совершенствование — благодаря рационализации и стремлению к разумному осмыслению вещей, принципов развития человека. Которое, в свою очередь, также способствовало дальнейшему научно-техническому прогрессу, развитию культуры, появлению новых перспективных идей реализации механизмов самоуправления и политической самоорганизации людей.
к содержанию ↑Сравнение
Главное отличие эпохи Возрождения от эпохи Нового времени с точки зрения философской мысли в том, что в первом из рассматриваемых периодов человек признавался субъектом творчества и эстетики, чему он научился у Бога, который является творцом человека. В Новое время творческое и эстетическое начало человека дополнилось рациональным знанием, сущность которого изучил Рене Декарт.
Определив, в чем разница между эпохой Возрождения и эпохой Нового времени с точки зрения их периодизации, а также особенностей философской мысли, зафиксируем выводы в таблице.
к содержанию ↑Таблица
Эпоха Возрождения | Эпоха Нового времени |
Соответствует периоду с начала 14-го по первую половину 17 века | Соответствует периоду с середины 17 столетия по начало 20-го |
Человек — носитель творческого и эстетического начала | Человек — носитель также рационального начала |
Развитие общества — результат саморазвития человека | Развитие общества — результат совершенствования подходов к саморазвитию человека посредством его рационального осмысления себя и окружающего мира |
thedifference.ru
1. ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДА НОВОГО ВРЕМЕНИ В КОНТЕКСТЕ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ
1. ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДА НОВОГО ВРЕМЕНИ В КОНТЕКСТЕ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ
Главной особенностью периода Нового времени в Европе было становление абсолютизма в период разложения традиционного общества в конце XV–XVI вв. с достижением его расцвета в XVII в.
Абсолютизм – форма правления, при которой верховная власть неограниченно принадлежит одному лицу – монарху. При абсолютизме пресекаются попытки старой феодальной знати сохранить свою независимость. Англия и Франция – первые государства Европы, где сложились абсолютные монархии в начале периода Нового времени. В Германии феодальная раздробленность сохранялась длительное время. Формирование единого национального государства в Италии также шло постепенно в течение всего периода Нового времени из—за наличия множества самостоятельных городов—республик.
В Швеции, Испании и Португалии процесс формирования абсолютистских государств в начальный период Нового времени шел более успешно, чем в других государствах Европы.
Особенности периода Нового времени в Азии
В Азии самыми сильными государствами в период Нового времени были Османская империя (в Передней Азии), империя Великих моголов в Индии, Цинская империя в Китае (сформированная маньчжурской династией Цин, правившей до 1911 г.), сегунат Токугавы в Японии, который утвердился в конце XVI – начале XVII вв. после победы Иэлсу Токугавы, сегуна, над удельными князьями Японии.
В первой половине XVII в. правительство сегуна Иэмицу Токугавы приняло ряд мер для изоляции Японии от внешнего мира. Были изданы указы о высылке из страны европейцев и запрещении христианства. Политика «закрытия» страны была вызвана желанием властей предотвратить вторжение в Японию европейцев и стремлением сохранить старые традиции и феодальные порядки.
Аналогичную политику проводили и цинские императоры в Китае, когда в 1757 г. специальным указом все порты, кроме Гуанчжоу, были объявлены закрытыми для внешней торговли. Причиной «закрытия» Китая были опасения властей в том, что контакты китайских торговцев с иностранцами могли подорвать традиционные устои общества. Но изоляция Китая не спасла от вторжения европейцев в дальнейшем и зависимости от стран Запада.
Наиболее активно в начале периода Нового времени шло проникновение европейцев в Индию, ее южную часть, где не было единого государства, а преобладали мелкие княжества, управляемые раджами. Первыми начали захватывать приморские города Индии (Диу, Гоа, Бомбей) португальцы, затем за ними последовали англичане, голландцы.
Особенности периода Нового времени в Африке и Америке
В Африке к началу периода Нового времени не было таких сильных и крупных государств, как в Европе, поэтому европейцы сравнительно легко захватывали те земли, где имелись месторождения серебра, золота, другие природные богатства. Наиболее активно европейцы проникали в Северную Африку, которая ближе находилась к Европе. Здесь после распада Арабского халифата образовалось несколько мелких государств.
В Америке до открытия ее Колумбом существовало несколько государств – майя, инков, ацтеков, которые были покорены в XVI в. испанцами и португальцами. В этих государствах существовали древние традиционные общества, были развиты различные ремесла и даже цветная металлургия. Земледелие было примитивным, с применением мотыжной обработки.
Колонизация Америки, в ходе которой была уничтожена древняя культура индейцев, продолжалась до середины XVII в. А к концу XVIII – началу XIX вв. большинство индейского населения Америки оказалось феодально—зависимым от европейских колонизаторов – испанцев, португальцев, французов и др.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru
проблемы периодизации, характеристика, отличительные черты
Человеческая культура сравнима, пожалуй, с безбрежным седым океаном. В её глубинах таятся неисчислимые сокровища мысли, уникальные шедевры музыки и живописи, архитектуры и кинематографии, достижения науки и техники, великие географические открытия и ещё много всего того, что определило наш духовный облик на сегодняшний день. Человечество на своём веку знало немало цивилизаций, оставивших значительный отпечаток в судьбе потомков или же канувших в Лету без следа. Каждое время выдвигало своих героев, своих духовных вождей и обладало своими уникальными характеристиками.
На смену мрачному Средневековью приходит интереснейшая эпоха, которую принято называть Новым временем. А культура нового времени стала определяющим моментом в истории наших предков и во многом предопределила современный расклад событий.
Проблемы периодизации
Само понятие «новое время» достаточно условно и расплывчато. Ведь оно включает в себя не только определённые временные рамки, но и принципиально новый уровень мышления, новый взгляд на мир, расширение культурного, интеллектуального пространства. Культура нового времени основывается на идеалах гуманистов Ренессанса. Именно им принадлежит идея делить человеческую историю на древний, средний и новый периоды. В качестве точки отсчёта за основу периодизации ими брался принцип новаторства в культурной сфере, а не только в социально-экономической. Объяснялся такой подход достаточно просто: после разгула инквизиции, гонений на науку, засилья Церкви во всех сферах государственной и частной жизни Возрождение с его прогрессивными взглядами и первыми ростками демократии, идеалом гармоничного человека, всплеском научно-технической мысли, открытием и освоением новых земель воспринималось образованными людьми как глоток свежего живительного воздуха. И культура нового времени в полной мере соответствует такой идеологии. Но далеко не все страны, существовавшие на тот момент, находились на одинаковом уровне культурно-экономического развития, не все народы были в равной степени цивилизованы. Да и в сама Западная Европа, наряду с утверждением гуманизма и просвещения, Реформацией, порой отбрасывалась на десятилетия в прошлое кострами инквизиции, показательными судами ведьм и т.д. В России процветало крепостное право. Собор Парижской Богоматери во Франции, как и бессмертный роман Гюго, стали одним из символов, весьма показательных, этого времени, отразив, с одной стороны, высокие достижения, полёт творческой мысли и духа человека, а с другой – его страх перед непонятным, неведомым и рабские черты души. Тем не менее, эпоха нового времени доказала: именно с её наступлением Европа становится не только политическим, но и духовным центром мира и распространяет своё интеллектуальное, политическое и техническое влияние на другие страны и народы. Европейская цивилизация становится самой развитой и сильной на тот момент.
В научных кругах нет единого мнения по вопросу периодизации.
- Одни историки предлагают за начало эпохи принять английскую революцию 1640-го года, когда народ и буржуазия под руководством Кромвеля посягнули не только на власть, но и жизнь монарха, казнив короля Карла Стюарта.
- По мнению других, эпоха и культура нового времени более отвечают такой точке отсчёта, как Реформация 1517-го года и деятельность Лютера.
- Третьи группы учёных в качестве главенствующих называют дату открытия Америки, захват османами столицы Византии Константинополя, Французскую революцию в 1789-м году.
- Окончанием нового времени и наступлением Новейшей истории западные историографы называют завершение Первой мировой войны, а в советской науке считался Семнадцатый год и восстание большевиков.
Новое время – новая культура
Грандиозность эпохи Нового времени в полной мере нашла отражение в его художественной культуре. Помимо политических переделов мира, войн и революций, художественная культура нового времени вместила в себя новые веяния, которые пришли в европейское сознание с близким знакомством с жизнью Африканского материка и Индии с её своеобразной философией, открытием Америки и бытом, культурой, мифологией, искусством её коренных народов, тесными соприкосновениями с Востоком и мусульманской религией.
Искусство в Новом времени воспринимается не как развлечение, отдых от трудов праведных (умственных и физических), а как важнейшая форма творческой деятельности. Напряжённый поиск в этой области привёл к созданию в мировом искусстве таких стилей и направлений, как пышное барокко с его внешней эффектностью и стилизацией под античность, строгий классицизм с присущим ему прославлением разума и рассудительности, сентиментализм, прославляющий превосходства сердца, чувств над рационализмом, реализм с пристальным вниманием к человеческой душе, её поискам и метаниям, падениям и взлётам, и, наконец, так называемые декадентские течения.
Сам характер эпохи, динамичный и драматический, породил это разнообразие стилей и направлений, которые не просто сменяли друг друга, но сосуществовали и даже боролись как в пределах творчества одного Мастера, так и в рамках целых художественных школ. Главное, что в центре всего был Человек, Личность. Через него, как через призму, велось изучение Времени и отображение его в архитектуре, скульптуре, живописи и т.д. И все культурно-художественные веяния эпохи отразили борьбу людей за социальную справедливость и духовность, достойное существование их в свободном обществе.
fb.ru
ЗНАЧЕНИЕ ПЕРИОДА НОВОГО ВРЕМЕНИ
Главная » История нового времени » 2. ЗНАЧЕНИЕ ПЕРИОДА НОВОГО ВРЕМЕНИ
2. ЗНАЧЕНИЕ ПЕРИОДА НОВОГО ВРЕМЕНИ
Значение периода Нового времени для развития человеческого общества в целом весьма велико. В период Нового времени в Европе складывались прочные абсолютистские государства, имеющие национальные границы, одну господствующую религию (религию монарха), одну коренную национальность. При этом в границах своего государства абсолютизм мог сдерживать разрушительные войны «всех против всех». Одновременно под влиянием изменений в экономической жизни менялся и состав общества: росла численно и усиливала свое влияние на политическую жизнь государств буржуазия, начался упадок земельной аристократии, ослабление крестьянства.
С ростом буржуазии происходил рост предпринимательства, традиционные методы ведения хозяйства начали уступать место капиталистическому укладу, стал развиваться капитализм. Главным содержанием периода Нового времени стало постепенное разрушение традиционного общества и зарождение черт нового, индустриального, для которого характерен рост промышленного производства.
Значение периода Нового времени велико также благодаря Великим географическим открытиям, совершенным испанцами, португальцами, англичанами и др. Великие географические открытия стали возможными в европейских странах. Они диктовались как экономическими, так и научными целями в познании Земли. Открытие Нового Света (Америки) и первые кругосветные путешествия повлияли на экономическое развитие европейских стран. Приток в Европу большого количества драгоценных металлов и различных товаров способствовал развитию мануфактур и торговли, а далее – разрушению традиционных методов ведения хозяйства и развитию капитализма. В результате промышленного переворота в Европе начался быстрый рост фабричного производства с увеличением численности рабочих и собственников этих производств – фабрикантов, заводчиков.
Реформа церкви
Развитие нового европейского общества привело к осознанию необходимости реформы церкви. У многих верующих обмирщение сознания и осознание своего достоинства привело к отрицанию роли церкви и священников как посредников между Богом и человеком. Верующие начали выступать за реформу церкви, за право самим общаться с Богом, молиться и читать Библию на родном языке. При этом возникло движение протестантов. В результате Европа оказалась расколотой религиозными войнами, а далее происходило ослабление позиций теологии, она постепенно уступила господствующее место наукам о природе и человеке. В XVIII в. в Европе началась научная революция, которая привела европейское общество к осознанию того, что решающим средством оценки истинности знаний являются разум и эксперимент. Образованные люди Европы начали рассматривать мир как действующую без постоянного вмешательства Бога или нечистой силы машину, научились искать объяснение причин и закономерностей явлений и процессов с помощью математики и законов механики.
Период Нового времени имеет весьма большое значение как период с частыми революциями в Европе и Америке, которые подготовили фундамент будущих правовых государств, где права личности регламентировались не традициями, а законом. Причины революций были различны: несовпадение интересов разных слоев населения, столкновение различных мировоззрений, стремление к национальной и государственной независимости. Так было в Нидерландах, Англии, английских колониях в Северной Америке и во Франции. Революции начинались тогда, когда правительства запаздывали с реформами.
Лекция, реферат. 2. ЗНАЧЕНИЕ ПЕРИОДА НОВОГО ВРЕМЕНИ — понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.
referatwork.ru