Нормы домашнего задания по математике в 5 классе – Организация домашнего задания в процессе обучения математике — Разное — Опыт работы пользователей — Образование, воспитание и обучение

Минобразования решило закрепить в законе нормативы выполнения домашнего задания школьниками

Министерство образования и науки РФ решило внести изменения в порядок организации обучения в школах. Для этого ведомство подготовило проект приказа, согласно которому, в частности, будет четко устанавливаться время, отведенное школьникам на выполнение домашнего задания, сообщает «Российская газета».

Министерство образования и науки вынесло на общественное обсуждение приказ, согласно которому будет четко установлено время, которое отводится на выполнение домашнего задания в школе.

 

Как поясняется в проекте приказа, который попал в распоряжение «РГ», в порядок организации обучения в школах должны быть внесены изменения. И одно из них касается времени, отведенного под домашние задания.

— При реализации учебных программ нужно учитывать, что объем домашних заданий по всем предметам должен быть таким, чтобы время на его выполнение не превышало во 2 — 3 классах — 1,5 часа, в 4 — 5 классах — 2 часа,  в 6 — 8 классах — 2,5 часа, в 9 — 11 классах — до 3,5 часа, — говорится в документе.

При этом учебные предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день. Отдельно в документе стоит пункт по первоклашкам.

«В первом классе обучение проводится без балльного оценивания знаний учащихся и домашних заданий», — подчеркивается в нем.

До конца общественного обсуждения осталось всего 13 дней.

Как рассказали «РГ» в министерстве, за последнее время к ним поступило много жалоб родителей на большой объем домашних заданий, чрезмерную нагрузку на ребенка, приводящую к стрессу и переутомлению. Поэтому ведомство решило внести изменения в порядок организации обучения в школах, прописав в нем требования, утвержденные СанПиН. Цель изменений — обратить особое внимание школ на объем допустимых нагрузок.

Текст документа опубликован на едином портале проектов нормативных правовых актов. В нем отмечается, что предложенные изменения соответствуют требованиям СанПиН (Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.4.2.2821-10), утвержденных в России еще в декабре 2010 года.

Согласно этим требованиям, выполнение домашнего задания не должно превышать во 2 — 3 классах 1,5 часа, в 4 — 5 классах — 2 часа, в 6 — 8 классах — 2,5 часа, в 9 — 11 классах — до 3,5 часа (в астрономических часах).

Эти же цифры приводятся в приказе Минобразования. «При реализации учебных программ нужно учитывать, что объем домашних заданий по всем предметам должен быть таким, чтобы время на его выполнение не превышало во 2 — 3 классах — 1,5 часа, в 4 — 5 классах — 2 часа, в 6 — 8 классах — 2,5 часа, в 9 — 11 классах — до 3,5 часа», — говорится в проекте приказа.

В нем также отмечается, что время, затраченное на выполнение задания по одному учебному предмету, не должно превышать во 2 классе — 20 минут, в 3 и 4 классах — 30 минут. Учебные предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день. Объем домашней работы не должен превышать 30% объема работы, выполненной в классе. Задания, помеченные особым значком повышенной сложности (*), на дом не задаются. Домашнее задание по каждому предмету должно быть строго регламентировано по объему и согласовано с заданиями по другим предметам.

Отдельно в документе стоит пункт по первоклассникам. «В первом классе обучение проводится без балльного оценивания знаний учащихся и домашних заданий», — подчеркивается в документе.

В настоящее время инициатива Минобразования проходит стадию общественного обсуждения. Оно завершится через 13 дней — 4 марта.

В министерстве объясняют, что выступить с инициативой их вынудили жалобы родителей на большой объем домашних заданий, чрезмерную нагрузку на ребенка, приводящую к стрессу и переутомлению. В связи с этим ведомство решило обратить внимание школ на объем допустимых нагрузок и внести изменения в порядок организации обучения, прописав в нем требования СанПиН.

При этом глава Минобразования ранее высказывал несогласие с мнением, что российские школьники сильно перегружены учебой. «Если сравнить нашу страну со странами ОЭСР, куда входят страны с наиболее развитыми системами образования, то мы увидим, что за счет большей продолжительности каникул и большего количества праздничных дней наши дети с 1 по 9 класс примерно на 15% проводят меньше времени в школе, чем их сверстники из других стран», — заявлял министр в ноябре 2014 года (цитата по РИА «Новости»). А если принять во внимание тот факт, что российские школьники учатся 11 лет, а в большинстве стран продолжительность школьного обучения составляет 12-13 лет, то в целом этот разрыв возрастает до 30%, утверждал министр.

Источники: http://www.newsru.com, http://www.rg.ru

shkola5sosva.ru

Готовят норму на выполнение домашнего задания — Восемь плюс один

Школьники слишком много времени проводят за подготовкой к урокам. Согласно последнему  исследованию Организации экономического сотрудничества и развития, российские дети — на втором месте в мире по длительности затраченного времени на домашние задания. В среднем у ребенка уходит на него около 10 часов в неделю.

Однако исследователи отмечают, что ситуация все же постепенно улучшается. В 2003 году, например, юные россияне занимались самоподготовкой 13 часов в неделю. Опережают россиян по домашней работе только китайцы — 14 часов в неделю. В Финляндии на самостоятельную подготовку уроков у детей уходит 3 часа в неделю, в Японии — 4, в Америке — 6.

Дмитрий Ливанов, 
глава Минобрнауки:
Мы в последнее время получаем довольно много обращений со стороны родителей, прежде всего о том, что дети перегружены домашними заданиями. И родители говорят, что дети, действительно, много времени, вплоть до позднего вечера, тратят на выполнение домашнего задания. Здесь, конечно, нужно учитывать, что это не более, чем рекомендации, потому что каждый ребенок уникален и учителя должны быть готовы к тому, что для каждого из ребят нужно все-таки индивидуализировать объемы домашнего задания. Нагрузка должна распределяться равномерно. То есть, чтобы не было так, что один день у ребенка вообще нет домашнего задания, а другой день он вынужден сидеть допоздна и потом не высыпается, возникает утомление, стресс и так далее.

Ведомство провело анализ и выработало рекомендации по ограничению времени, которое школьник тратит на выполнение домашнего задания. Как поясняют в Минобрнауки, рекомендованное предельное время для выполнения домашних заданий существовало всегда. Лимиты уже несколько лет прописаны в Санитарных нормах и правилах (СанПиН). Однако, поскольку с каждым годом количество жалоб от родителей о нечеловеческих нагрузках на детей прогрессирует, для наглядности нормативы решили продублировать и в специальном ведомственном приказе.

Маргарита Порошина,


мама ученицы 8 класса:
Не думаю, что если появится приказ, учителя будут задавать меньше. У них тоже есть программы и блоки, которые они должны выдать, поэтому огромное количества материала детям надо перерабатывать самим, иначе не успеют весь объём усвоить. Сначала надо опрограммы пересмотреть школьные. У меня дочь ежедневно на домашние задания тратит не менее 5 часов.

Настя К.,
ученица 7 класса:
Я с математикой — «не дружу», поэтому иногда приходится решать задачки больше часа в день, в выходные могу дольше посидеть за заданиями. По другим предметам делаю быстрее. Не скажу, что каждый день сижу по-долгу. Бывают дни, когда 2-3 часа уходит на подготовку, а бывает и за полчаса делаю.

В проекте приказа Минобрнауки говорится, в частности, что затраты времени на «домашку» не должны превышать: во 2-3 классах — 1,5 часа, в 4-5 классах — 2 часа, в 6-8 классах — 2,5 часа, в 9-11 классах — до 3,5 часа.  Особое внимание уделяется первоклашкам. Их рекомендуется вовсе освободить от домашних заданий. А на уроках не ставить «балльные» оценки.

Ирина Жукова,
учитель математики МБОУ СОШ №10, г.Куйбышева:


По идее, домашнее задание должно составлять не более одной трети от материала, что изучили на уроке. Мы пытаемся более гибко подходить к количеству задаваемого, стараемся не задавать перед праздниками и после контрольных. Но если появится такой приказ, то придётся вновь пересматривать расписание, считать — пересчитывать нормативы. Думаю, что это всё опять ляжет на плечи учителей и завучей.

До 4 марта проект документа будет  проходить общественное обсуждение. Пока большинство родителей новшество одобряют.

Екатерина Клинг,
педагог-психолог  Областного центра диагностики и консультирования:
Время выполнения домашнего задания ребёнком совершенно индивидуально. Если есть особенности развития, семейной ситуации, то нормы могут быть и другие. Важна помощь  со стороны родителей. Есть определённые плюсы в таком документе. Те родители, которые всегда помогают ребёнку, будут знать, сколько времени необходимо проводить  за выполнением домашнего задания. Видя нормативы, поймут, что большего требовать и не надо.  Если же увидят, что ребёнок не укладывается в отведённое время, то, возможно,  больше будут обращаться к специалистам за помощью, к тем же психологам и логопедам.

 

Сколько времени ваш ребёнок тратит на выполнение домашнего задания?

Ещё по теме:

А ты готов к труду и обороне?

8plus1.ru

Организация домашнего задания в процессе обучения математике

Разделы: Математика


Организация домашнего задания всегда была актуальной проблемой и продолжает оставаться таковой в настоящее время. Кроме того, специфика учебного заведения типа лингвистическая гимназия при сокращении по сравнению с обычными школами количества часов на изучение математики определяет еще большую значимость данного вопроса.

Важно и то, что в процессе домашней работы каждый ученик осуществляет самоконтроль, что предполагает умение анализировать свои знания, находить свои недочеты и ошибки и затем исправлять их. Это наиболее сложная деятельность учащихся, требующая особой заботы со стороны учителя.

В своей работе мы опирались на труды известных ученых и методистов. Общепринятыми основоположниками исследовательского метода являются классики педагогической науки Я.А.Коменский, Ж.Ж. Руссо, К.Д.Ушинский и др. Психология творческого мышления рассмотрена в трудах Л.С. Выгодского, Л.И. Божович. Концепция творческого развития саморазвития личности рассматривается в трудах Д.Б.Богоявленской, С.Л. Рубинштейн. Методикой организации домашних заданий занималась А.К. Громцева. Проблемы дифференцированных и вариативных домашних заданий является одной из составляющих Л.В.Степановой. Дозирование домашних заданий является одной из главных составляющих педагогических технологий В.М. Монахова.

Начиная с 2007 года, педагоги кафедры естественнонаучных дисциплин лингвистической гимназии под руководством профессора Родионова вплотную занимались вопросами организации домашнего задания, были проведены исследования по его объему и качеству.

Цель, объект, предмет и гипотезу нашего исследования

Цель исследования – реализация основных принципов организации домашнего задания и апробация видов и форм домашнего задания, способствующих развитию творческой самостоятельности учащихся.

Объект исследования – процесс организации домашнего задания в условиях лингвистической гимназии.

Предмет исследования – принципы организации домашнего задания, альтернативные виды и формы домашних заданий и условия их внедрения в педагогическую практику.

Гипотеза: организованная особым образом домашняя работа учащихся позволит повысить степень обученности учащихся и развить их творческую самостоятельность.

1. Безусловно, использование домашних заданий как формы самостоятельной работы учащихся сопряжено с рядом трудностей. Зачастую объем домашних заданий неоправданно завышается, не дифференцируется. Они не планируются, а используются стихийно и очень часто не соответствуют дидактической цели урока. Практический опыт позволяет нам говорить о том, что развивающая и воспитывающая возможности домашней учебной работы реализуются лишь при соблюдении определенных принципов реализации домашнего задания.

  • Целесообразность и педагогическая.
  • Обоснованность домашнего задания.
  • Развивающий характер.
  • Подготовленность учащихся к самостоятельному выполнению упражнений.
  • Оптимальный выбор объема домашнего задания.
  • Перспективное планирование.
  • Дифференцированный подход к формированию системы домашнего задания по математике.

Кратко раскроем содержание некоторых из них.

При задавании на дом нужно точно знать, какую цель преследует домашнее задание. По своим дидактическим целям домашние задания могут быть направлены:

  • на подготовку к усвоению нового учебного материала на предстоящем уроке;
  • на повторение и закрепление изученного на уроке;
  • на практическое применение полученных на уроке знаний;
  • на обобщение и систематизацию знаний, умений и навыков;
  • подготовку к экзаменам и др.

На дом должны даваться только необходимые задания, т.е. существенно важные для успешного усвоения учебного материала и в то же время те, что не могут быть выполнены в классе. Именно в этом специфика домашних заданий дающих им право на существование. Бывает, например, что для успешного усвоения новых знаний необходимо использовать большой дополнительный материал. Сюда можно отнести подготовку рефератов, докладов, создание презентаций .Сейчас, когда предметно ориентированная парадигма образования сменяется на личностно ориентированную, необходимо вспомнить С. Л. Рубинштейна, который отмечал, что “процесс накопления знаний и умений развивается учением, а процесс приобретения способностей – развитием.”

Творческие способности развиваются в творческой деятельности учащихся, которая предполагает самостоятельный поиск, пробы, оригинальное мышление в отношении знаний, являющихся новыми для школьников, создание проблемных ситуаций на уроке закладывает основу для проблемных домашних заданий, поиск оптимальных путей, приводящих к конкретному результату.

Например, написание математических сказок, сочинений.

Такие задания относятся к числу долговременных. Целесообразно предлагать ученикам несколько тем сочинений, предоставив им право выбора одной из них. Каждую тему необходимо прокомментировать, можно предоставить план. Данная форма домашнего задания эффективна в 5-6 классах. Создание столбчатых и круговых диаграмм эффективно при изучении темы “Проценты” 6 класс. Другая форма - заранее подготовленные учащимися задания, которые позволяют им улучшить свои знания, анализировать, прогнозировать свои ошибки, а в последствии не допускать их.. Создание “карточек-заданий” с ошибками.

Например: 7 класс, формула “Квадрат суммы”.

1 2 3
(с + 9)2 с2 +9с +81 с2 – 9с +81 с2 + 18с +81
(6 + 7y)2 49y2 + 42y + 36 49y2 + 84y + 36 49y2 – 84y +36
(9 + 5y)2 81 – 90y + 25y2 81 – 45y +25y2 81 + 90y + 25y2

При работе над ошибками в контрольной работе ребятам предлагается найти в учебнике задания, аналогичные тем, в которых допущена ошибка, и решить их. Аналогичная работа необходима и при подготовке к ЕГЭ.

  • На основе исследований педагогов, психологов, физиологов нами были разработаны рекомендации по оптимальному объему домашнего задания по математике В 5-6 классах (12-13 лет) в среднем – 35-40 минут, включается 1 задание алгоритмического типа и 1 неалгоритмического.
  • В 7–8-х классах (14–15) лет в среднем на выполнение домашнего задания ученик должен затрачивать 45 минут, выключается 1–2 задания алгоритмического типа и 1 развивающего характера. В качестве необязательного можно использовать и творческое задание.
  • В 9–11-х классах (14–15 лет) в среднем на выполнение домашнего задания ученик должен затрачивать 50 минут, включается 1–2 задания алгоритмического типа и 1 развивающего характера. Отдельным учащимся уже в обязательном порядке следует дать творческое задание. На этом этапе следует широко использовать домашние задания, рассчитанные на длительный срок.

Приведенные временные нормы домашнего задания даны в расчете на среднего ученика и носят предельный характер. В зависимости от профиля курса математики они могут быть увеличены за счет других предметов, либо сокращены в пользу профилирующих предметов.

В тех случаях, когда содержание домашних заданий включает те же элементы учебного материала, что и урок, ученик вторично воспроизводит и осмысливает материал, изложенный учителем. При этом интерес школьника снижается, так как нет новизны содержания, которая привлекла его внимание при первом восприятия. Отсюда вытекает необходимость внесения в домашнее задание творческих элементов, раскрытия новых сторон темы, не выделенных учителем на уроке. С другой стороны.

Для предупреждения перегрузки учащихся и правильной организации домашних заданий необходимо перспективное планирование системы домашней работы школьников, в который были бы четко определены ответы на вопросы: что задавать?, как задавать?, когда задавать на дом.? Опыт показывает, что домашние задания необходимо планировать так же, как и учебный материал, изучаемый на уроках.

Домашнее задание является одним из средств индивидуализации в дифференциации в обучении. Если домашнее задание используется для предъявления нового материала, для применения полученных знаний имеет смысл единое домашнее задание. В другой ситуации уместным будет дифференцированное домашнее задание. Для школьников, которые уже овладели навыками выполнения определенных заданий, повторное выполнение таких же – требование заниженное. Было бы лучше освободить этих ребят от обязательного домашнего задания и посоветовать им поработать над заданием повышенной трудности.

Приведем пример такого задания, обозначая буквой “А” обязательное для всего класса упражнение, а буквой “Б” его усложненный вариант творческого характера. . При работе над ошибками в контрольной работе ребятам предлагается найти в учебнике задания, аналогичные тем, в которых допущена ошибка, и решить их.

Приведем примеры такого задания, обозначая буквой “А” обязательное для всего класса упражнение, а буквой “Б” его усложненный вариант творческого характера.

  • А. Синусы двух острых углов треугольника равны соответственно 7/25 и 4/5. Найти синус и косинус третьего угла.
  • Б. Синусы двух углов треугольника равны соответственно 7/25 и 4/5. Найти синус и косинус третьего угла.

Решение первой задачи достаточно стандартно. При решении второй возникает неопределенность со знаками выражений для косинусов заданных углов. Необходимо рассмотреть три случая: а) α<90°, β<90°, этот случай совпадает с заданием А; б) α<90°, β>90°; в) α>90°, β<90°.

Профильная дифференциация домашнего задания как по уровню сложности, так и по форме и содержанию естественным образом вытекает из осуществления на практике профильной дифференциации обучения математике.

Предлагаю вашему вниманию некоторые виды организации домашнего задания. эффективность которых доказана нашими исследованиями.

Создание математических кроссвордов , диаграмм) призвано улучшить знания учащихся, выработать умение пользоваться учебной литературой, анализировать и обобщать прочитанное.

Отыскивание различных способов решения и доказательств теорем

Например, в 5–6-м классе можно предложить задания следующего типа:

  1. Начертить прямоугольник, ширина которого 1 клетка, длина 10 клеток и заштриховать 1/10 часть.
  2. Отметить две точки и соединить их линией.
  3. Нарисуйте квадрат, сторона которого 2 клетки. Заштрихуйте половину квадрата разными способами.

Пример 2. Для отыскивания новых доказательств используются карточки-задания, на которых пишут задания, а по необходимости делают чертёж, помещают комментарии или план доказательства.

Составление сборников задач. Сначала учащиеся по выделенной теме отыскивают интересные задачи, а потом оформляют их в единый журнал.

  • “Зашифрованное слово”. Этот вид работы позволяет учащимся самим прогнозировать ошибки и впоследствии не допускать их.
  • Создание “карточек-заданий” с ошибками.
  • Отрывной математический календарь.
  • Творческий отчет.
  • Портрет математического понятия.

Опыт работы показывает, что данный подход к организации домашнего задания позволяет добиться высоких результатов учащихся в изучении математики и успешной сдачи ЕГЭ. Увеличился процент учащихся, которые при проведении внутришкольного контроля, промежуточной и итоговой аттестации показали более широкий диапазон усвоения школьной программы. Анализ итоговой аттестации показывает положительную динамику результатов обучения: Таким образом, на основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  • соблюдая обобщенные нами принципы организации домашних заданий, учитель может сделать их развивающими и воспитывающими;
  • реализуя апробированные нами различные виды домашних заданий, можно добиться целесообразной и рациональной организации домашнего задания. Перспектива работы в данном направлении видится в переходе от репродуктивных к альтернативным видам домашних заданий, позволяющим перейти к творческому уровню освоения знаний.

Приложение, Приложение 1

Библиография:

  1. Алимов Ш.А. и др. Алгебра 7: Учебник для 7 кл. общеобразовательных учебных заведений. – М.: Просвещение, 2007.
  2. Алимов Ш.А. и др. Алгебра 8: Учебник для 8 кл. общеобразовательных учебных заведений. – М.: Просвещение, 2007.
  3. Алимов Ш.А. и др. Алгебра 9: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учебных заведений. – М.: Просвещение, 2007.
  4. Григорьева Т.Н. Творческие задания по геометрии для 7-ого класса// Математика в школе. – 1990. №3
  5. Дорофеев Г.В., Кузнецова Л.В., Суворова С.Б., Фирсов В.В. Дифференциация в обучении математике // Математика в школе. – 1990. № 4.
  6. Жилина Е.М. Математические сочинения при обучении школьников// Математика в школе. – 1995. № 3.
  7. Каплунович И.Я. Урок одной задачи // Математика в школе.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

названы новые нормы домашнего задания

Домашнее задание по всем предметам ученики 2-х классов должны выполнять не более 1 часа 12 минут, в 3-4-х классах - полтора часа, в 5-6-х - не более 2 часов, в 7-8-х - не более 2,5 часа, в 9-11-х - не более 3 часов. Время на выполнение определено Министерством образования согласно санитарным нормам и правилам. Эта информация появилась в инструктивно-методическом письме на Национальном образовательном портале.

Учителя должны учитывать объем домашних заданий школьника по другим дисциплинам за день. В письме Минобразования, которое касается всех предметов курса средней школы, подчеркивается: основной учебный материал должен быть усвоен на уроке. Особенно – самые сложные элементы содержания образования. Основная функция домашнего задания – закрепление приобретенных знаний и умений.

Дозировать объемы и объяснять порядок, приемы выполнения домашних должен учитель. Например, по географии не допустимо задавать на дом неизученный учебный материал, в том числе объекты географической номенклатуры. По информатике не задается домашнее с использованием компьютера, а по химии объем письменного домашнего задания рекомендован не больше 1/3 объема письменных заданий, выполненных на уроке.

Примерный объем домашних заданий для учащихся II-IV классов. Источник: Национальный образовательный портал

Не предусматриваются «домашки» по отдельным предметам. К примеру, это «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)».

Минобразования отмечает: важно избежать перегрузки учащихся. Задания повышенного уровня сложности (обозначенные «звездочкой») предложат для самостоятельного выполнения только по желанию школьников. Как и проектные задания по предметам исторического цикла.

www.kp.by

Организация домашних заданий по математике у младших школьников

Содержание

Введение

  1. Домашняя работа как одна из форм организации учебной деятельности

  2. Виды домашних работ по математике в начальных классах

  3. Примерные домашние задания учащимся по математике

Заключение

Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ

Домашняя работа по математике содействует вооружению учащихся умением самостоятельно овладевать знаниями, дает возможность учителю и родителям быть в курсе успехов школьника, помогает организовать свободное время детей дома, содействует воспитанию у них ценных качеств: трудолюбия, организованности, дисциплинированности, аккуратности.

Руководство домашней учебной работой учитель осуществляет через инструктирование учащихся и через проверку выполненной работы. Важно, чтобы ученику была ясна цель домашнего задания, тогда он может с увлечением проделать неинтересную, но нужную работу. Ученику необходимо знать, что ему задано на дом и как он будет выполнять это задание. Поэтому, предлагая задания на дом, нужно обязательно говорить, что надо сделать, и разъяснять, как это делать, переходя от подробной инструкции к более краткой.

Для правильной организации домашней учебной работы детей необходимо тесное сотрудничество учителя с семьей ученика, а также с воспитателем группы продленного дня. Надо разъяснять родителям и воспитателям, как оказывать учащимся разумную помощь в выполнении домашних заданий.

Проблема задавания домашних заданий по математике в начальных классах требует особого внимания. Учителя не всегда используют возможности выполнения домашнего задания как форму организации учебной деятельности учащихся. По этой причине домашняя работа как форма обучения не играет той роли, которая ей отведена.

1. Домашняя работа как одна из форм организации учебной деятельности

Домашняя работа учащихся при обучении математике необходима. В ходе домашней работы закрепляются формируемые навыки, создаются условия для тренировки детей в самостоятельном применении приобретенных под руководством учителя знаний.

Однако, изучая опыт, приходится констатировать, что одним из типичнейших недостатков в постановке обучения математике в начальных классах школы является перегрузка учащихся домашними заданиями. Перегрузка эта проявляется в двух формах:

а) задания на дом оказываются чрезмерно большими по объему;

б) задания оказываются чрезмерно трудными для детей, не могут быть выполнены ими без посторонней помощи.

Объем домашних заданий не должен быть слишком большим. Установлены примерные нормы времени на выполнение домашних заданий учащимся по всем предметам (русскому языку, чтению, а по математике нет домашних заданий) во втором полугодии I класса до 1 часа, во II классе - до 1,5 ч.; в III классе – до 2 ч. В первом классе в первое полугодие домашние задания разрешается давать только по чтению, в субботу домашние задания в начальных классах давать запрещается.

Чтобы избежать такого положения, необходимо, систематически работая над развитием у детей умений, связанных с вполне самостоятельным выполнением учебных заданий, время от времени проверять, какие задания могут быть ими выполнены самостоятельно и за какое время. Эта задача не требует проведения специальных проверок. Важно только иметь в виду эту цель при проведении обычных повседневных самостоятельных работ на уроке, фиксируя время, затраченное на выполнение того или иного задания, отмечая задания, с которыми успешно справляются все дети. Предлагая задание на дом, учитель должен быть уверен, что оно посильно и что оно потребует в среднем около 20 мин. Поскольку умения и навыки, связанные с выполнением самостоятельной работы, развиваются постепенно, задания на дом могут предлагаться, только начиная с того момента, когда существуют необходимые для этого условия. Иначе, как это и сейчас еще довольно часто бывает, задания на дом оказываются заданиями не для учащихся, а для их родителей. Именно такого рода злоупотребления домашними заданиями привели к специальному распоряжению МП РСФСР о запрещении домашних заданий для первоклассников в течение первого полугодия.

Важен вопрос о содержании заданий для самостоятельной работы учащихся при обучении математике.

Это могут быть задания всех тех видов, которые и в классе выполняются детьми в ходе самостоятельной работы: вычисления, сравнение выражений, решение уравнений, задания геометрического содержания (в частности, работы по вырезыванию каких-либо геометрических фигур, составлению геометрических орнаментов и пр.), это могут быть и текстовые задачи и др. Однако предлагаться они должны после соответствующей подготовки в классе.

В связи с этим возникает вопрос о том, в какой связи с материалом урока должны находиться задания для домашней работы детей. Этот вопрос следует решать в каждом конкретном случае по-разному. Пусть, например, на уроке рассмотрен новый, но относительно легкий вычислительный прием, причем на уроке учителю удалось обеспечить закрепление введенного приема. Учитель убедился, что дети поняли новый материал и могут справиться с аналогичными упражнениями самостоятельно. В этом случае вполне целесообразным будет ввести в домашнее задание упражнения именно того вида, которые разбирались на самом уроке. Домашняя работа учащихся будет естественным логическим продолжением работы, проведенной на уроке, и послужит закреплению приобретенных на нем знаний. Проверка этой работы на следующем уроке создаст условия для развития, совершенствования приобретенных знаний на основе применения их в несколько измененных условиях, на упражнениях новых видов.

Иное дело, если на уроке рассматривалось впервые какое-то новое, относительно трудное для восприятия детей понятие, правило, задача, для усвоения которых требуется длительная работа под руководством учителя. В этом случае, включив сразу же новый материал в упражнения для домашней работы детей, учитель допустил бы ошибку. Оказавшись недостаточно подготовленными к сознательному выполнению задания, дети либо выполнят его формально, либо обратятся за помощью к старшим. Помощь родителей в таких случаях нередко может оказаться не только не полезной, но даже вредной, если их пояснения не совпадут с тем подходом, который был избран учителем. Очевидно, в случае, когда новый материал еще не может быть включен в домашнее, содержанием этого задания должны стать упражнения из пройденного ранее. Отбирая упражнения для домашней работы, в этом случае особенно важно подумать, что из ранее пройденного может особенно понадобиться на следующем уроке (или на ближайших уроках), что может послужить основой для лучшего понимания рассматриваемых в данное время вопросов. В этой связи можно говорить о необходимости при составлении тематического плана планировать домашнюю работу детей.

Проверка домашней работы детей необходимо всегда, но формы ее осуществления могут быть весьма различны, и решение этого вопроса также требует учета конкретного содержания проверяемой работы, той цели, которую она преследовала.

Так, если домашняя работа детей не было органически связана с материалом предыдущего урока и не связана непосредственно с задачами данного урока, то коллективная проверка ее в классе могла бы только отвлечь внимание детей от главного. В таких случаях целесообразно ограничиться проверкой фактического выполнения задания учащимися (с помощью беглого просмотра тетрадей на уроке), а правильность выполнения заданных упражнений проверить во внеурочное время.

Если же домашняя работа детей была построена на материале, представляющим интерес в свете целей данного урока, то ее проверку можно использовать в качестве своего рода мостика между тем, что говорилось на предыдущем уроке, и тем, чему будет посвящен данный урок. В таких случаях часто бывает полезным не только проверить, скажем, правильность полученных ответов, но и прослушать объяснения выполненных действий, решения задач и т.п. при проверке домашнего задания в этом случае часто должны звучать вопросы вида: «Почему?», «Как рассуждал?», «Что узнал?», «Как проверил правильность решения?» и т.п.

Довольно часто используется выборочная проверка домашней работы детей, при которой проверяется только самое важное, особенно то, что может помочь перейти к материалу данного урока.

Если домашнее задание связано органически с той частью урока, которая была посвящена закреплению и совершенствованию приобретенных ранее знаний, то оно предлагается после этого этапа урока. Наконец, если задание для домашней работы не связано с материалом данного урока, но связано с материалом предыдущего, то оно может быть предложено в начале урока. То же относится и к проверке домашней работы – ее место определяется возможностью установления связи между вопросами, рассматривавшимися при выполнении домашнего задания, и теми, которые служат предметом рассмотрения на данном уроке.

Проверка домашней работы учащихся может сочетаться с текущей проверкой знаний учащихся. В этом случае устные ответы на вопросы, позволяющие выяснить сознательность выполнения учеником работы, выполнение задания, аналогичного тому, которое предлагалось на дом, могут служить хорошим материалом для оценки уровня усвоения материала учеником.

2. Виды домашних заданий по математике в начальных классах

Существует очень много видов домашних работ. Домашние задания могут быть общие, индивидуальные и групповые, когда группа учащихся выполняют какое-то задание, являющиеся частью общего классного задания. Например, групповое домашнее задание, при сборе числового материала одна группа узнает цены учебных принадлежностей, другая – цены продуктов, третья – цены игрушек и т.д. Групповые домашние задания содействуют воспитанию учащихся в духе коллективизма, формированию у детей чувства ответственности за порученное дело.

Индивидуальные домашние задания, например: на кормушке было 5 голубей. К ним подлетели 4 воробья и 2 синицы. Сколько всего птиц стало на кормушке?

Общие домашние задания. Придумать из геометрических фигур «Страну математиков». А также бывают такие виды домашних заданий, как:

- домашняя работа: геометрического содержания.

- домашняя работа на решение уравнений.

- домашняя работа творческого характера

- устная домашняя работа.

- домашняя работа исследовательского характера.

Учителя часто задают домашние задания не по пройденной теме, а по теме, которую прошли ранее. Учителям при задавании домашней работы следует учесть, чтобы они были аналогичными тем заданиям, которые решали на уроке, так как если задавать не соответствующие по сложности примеры дети будут затрудняться решать их. И надо обратить внимание на то, что класс делиться на три группы: сильных, средних и слабых учеников. Поэтому учителю нужно заранее готовить примеры, соответствующие по уровню их развития. Если слабому ученику задавать сложные задачи, то решить ему их не реально, а сильному ученику решать легкие задачи будет просто неинтересно.

3. Примерные домашние задания учащимся по математике в начальных классах

Числа от 1 до 100

Сложение и вычитание

Вычисли, представляя, где удобно, слагаемые или заменяя соседние слагаемые их суммой.

65 + 9 + 5 36 + 8+12 20 + 27 + 3 + 30

76 + 8 + 4 47 + 6 + 24 50+19+1+20

Вычисли, записывая решение столбиком

75 – 49 64 + 28 93-57 56+16

Числа от 1 до 100

Умножение и деление

(продолжение)

Легковое такси может взять 4 пассажира. Сколько пассажиров могут взять 3 такие машины? Составь 2 задачи, обратные данной, и реши их.

2·6 16:2 18:9 12:2·3 14:2·3

9·2 10:2 14:7 16:8·4 18:2·3

Порядок выполнения действий

Рассмотри выражения, установи порядок действий и выполни вычисления

76-27+9-10 80:8:5 75-(35-30)·7

43-(20-7)+15 21:7·9 60: (4+6) ·3

32+9·(19-16) 27:3·4 2·9 – 18:3

Умножение на 1

7·1 52·(48-47) 86·1 28:4·1

1·12 (62+24) ·1 1·27 1·8·3

89·1 (70-69) ·14 0·99 32-(0-57)

Круг. Окружность

Рассмотри на сколько равных частей разделен каждый круг. Назови, какие доли круги получились на каждом чертеже.

Сравни, какая доля больше: одна восьмая или одна четвертая; одна третья или одна шестая?

Числа от 1 до 100

Внетабличное умножение и деление

1) 60:3 100:5 2·40 80:8

10·4 30·3 6·0 5·20

2) 90 яиц разложили в 3 коробки поровну. Сколько яиц в 2 таких коробках?

Умножение суммы на число

100:50 7·2+7·8 30·3 - 10·4 8·9 – 48

60:10 4·6+6·6 20·4+60:3 56 - 7·6

70:10 3·8 - 7·2 40·2 – 90:3 63 - 8·7

Деление суммы на число

94 – (18+9) ·2 45 – 90:3 14·3 12·1

16+(14+7) ·9 76 – 80:2 5·16 12·0

Проверка деления

Вычисли и проверь решение умножением:

81:3 96:6 51:3 58:29

Проверка умножения

Вычисли и проверь решение делением:

27·3 32·2 17·5 16·6

Деление с остатком

В трех одинаковых тетрадях 54 листа бумаги. Сколько таких тетрадей получится из 90 листов?

Числа от 1 до 1000

Нумерация

8 сот. + 1 сот. 3 сот. · 3 1 тыс. – 1 сот.

9 сот. – 6 сот. 8 сот.:4 1 тыс. – 5 сот.

Сложение и вычитание

Приемы устных вычислений

Вычисли с устным объяснением:

300-200 400-300 90+80 160-70

900+100 800-500 60+70 150-90

Приемы письменного сложения и вычитания

Вычисли, используя запись столбиком, и сделай проверку.

208+629 356-238 846-37

Задача

В городе 156 школ, а детских садов на 30 меньше. Сколько детских садов в городе?

Единицы массы

Какие гири надо взять, чтобы получить 7 г? 80? 300г? 745? 900?

Задача

Какова длина одной стороны песочницы квадратной формы, если ее периметр равен 800 см?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Задавание домашней работы для учителя важно для того, чтобы учащиеся, выполняя домашнее задание, учились самостоятельно овладевать знаниями, и при этом закрепляли пройденную тему, также воспитание в них трудолюбия.

Для учащихся начальных классов особенно важно, чтобы учителя умели правильно задавать объем домашних заданий, с учетом того чтобы они были интересными для них, и не создавали трудностей при выполнении. Так как было констатировано то, что во многих семьях домашние задания вместо учащихся выполняли родители. И этим они не помогали своим детям, а наоборот вредили тем, что они становились ленивыми неорганизованными и не способными к самостоятельному выполнению математических упражнений.

Самым распространенным и самым эффективным видом домашних заданий по математике является групповые домашние задания, целью которых является воспитание в детях чувства ответственности и коллективизма.

И в заключении можно сказать, что самым главным при задавании домашних заданий является содержание заданий, нормы времени на их выполнение.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах.М., 1999.

  2. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. учеб. пособие. – М., 2002.

  3. Моро М.И. Карточки с математическими заданиями 4 кл. - М.: Просвещение, 1993.

  4. Стойлова Л.Т. Математика: учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 424 с.

  5. Якуба. Из опыта преподавания математики в 4-5 классах. М., 2002.

1

doc4web.ru

Рекомендации родителям по выполнению домашнего задания по математике (5 класс)

Рекомендации по выполнению домашних заданий

(вниманию учащихся и их родителей)

При выполнении письменного домашнего задания по математике вспомни, как правильно оформлять работу:

1. Между классной и домашней работами отступи 4 клетки (на пятой строке начинай следующую работу)

2. Между видами упражнений отступи 2 клетки вниз, не считая заглавную букву.

3. Между столбиками примеров, уравнений, равенств отступай 3 клетки вправо и пиши в четвертой.

4. Дату записывай посередине строки.

5. Все задания в работе пиши с отступом одной клетки слева от края тетради.

6. Запись «Задача № .» пиши посередине строки.

Решаем задачу:

· прочитай внимательно задачу, подумай;

· прочитай ещё раз условие задачи и ее вопрос;

· составь краткую запись или нарисуй схему;

· подумай, что известно из условия задачи, а что надо найти;

· подумай, что нужно узнать сначала, что потом, чтобы ответить на главный вопрос задачи;

· подумай, по какому плану будешь решать задачу;

· реши задачу;

· проверь ход решения, ответ.

· слово «Ответ» запиши с заглавной буквы под решением через одну клетку.

7. При решении примеров на порядок действий:

· запиши пример полностью;

· укажи карандашом цифрами в кружочке порядок действий;

· распиши выполняемые действия по порядку (применяя устные или письменные приемы

вычислений), отступив вниз одну клетку;

· запиши окончательное значение примера.

8. При решении задач геометрического типа помни, все чертежи выполняем простым карандашом по линейке. Измерения можно подписывать ручкой. Чертить фигуру следует лишь тогда, когда это требует условие задачи.

Слова «длина», «ширина» прямоугольника можно обозначить и если записать кратко латинскими буквами а и в.

Образцы выполнения заданий:

1. Задачи с краткой записью или схемой.

У продавца воздушных шариков 27 синих шариков, зелёных на 9 меньше, а белых столько, сколько синих и зелёных вместе. Сколько всего синих, зелёных и белых шариков у продавца?

Задача № 5

Синих – 24 ш.

Зеленых - ? на 9 ш. меньше? ш.

Белых - ?

1) 27 – 9 = 18 (ш) – зеленых.

2) 27 + 18 = 45 (ш) – синих и зеленых вместе или белых.

3) 45 + 45 = 90 (ш)- всего у продавца.

Ответ: 90 шариков было у продавца всего.

Из города А вышла колонна автомашин со скоростью 50 км/ч. Одновременно навстречу колонне из города В выехал автобус со скоростью 60 км/ч. Через сколько времени колонна автомашин встретится с автобусом, если расстояние между городами 330 км?

Задача № 9

50 км/ч 60 км/ч

А ? ч. ? ч. В

330 км.

1) 50 + 60 = 110 (км/ч) скорость сближения

2) 330 : 110 = 3 (ч) время движения

Ответ: через 3 ч колонна автомашин встретиться с автобусом.

2. Геометрическая задача:

Длина прямоугольника 12 см, его ширина равна 6 см. Вычислите периметр и площадь прямоугольника (если в задаче написано слово «начерти», то ученики чертят фигуру, если нет, то не чертят).

Образец краткой записи и решения задачи:

а (длина) – 12 см

в (ширина) – 6 см

Р (периметр) - ? см

S (площадь) - ? см2

Р = (12+6) · 2=36 (см)

S = 12 · 6=72 (см2)

Ответ: периметр - 36 см, площадь - 72 см2

3. Уравнения:

6

80 – ( 7 + х) = 53

7 + х = 27

х = 27 – 7

х = 20

80 – (7 + 20)=53

53 =53

Ответ: 20

советы родителям

1. Контролируйте процесс подготовки вашего ребёнка к уроку математики.

2. Обратите внимание на правильное и аккуратное оформление всех записей.

3. А главное, помните: какие бы отметки ребенок ни получил, всё же сейчас он готов заниматься – поддержите его в этом своей похвалой и одобрением.

4. Важно, чтобы ребенок чувствовал, что вы его продолжаете любить независимо от оценок, полученных в школе.

5. Радуйтесь каждый раз, когда заметите в его глазах интерес к знаниям, пусть даже при выполнении простых задач. Помните,- человеку нравится то, что у него получается.

6. Даже маленький успех, увеличенный родительским вниманием и одобрением, окрыляет, разжигает интерес, рождает желание решать более сложные учебные задачи.

infourok.ru

Каким должно быть домашнее задание и сколько времени дети должны на него тратить


Министерство образования рассказало о санитарных нормах, которым должно соответствовать домашнее задание школьников.

В инструктивно-методическом письме Министерства образования сказано, что основной учебный материал учащимся нужно усваивать на уроке. При этом объем «домашки» должен соответствовать санитарным нормам, пишет TUT.BY.

Так, первоклассники не должны получать домашнее задание весь учебный год. Во втором классе дети должны тратить на домашню подготовку 1,2 часа, в 3 и 4 классах – 1,5 часа, в 5 и 6 классах – 2 часа, в 7 и 8 классах – 2,5 часа, в 9-11 классах – 3 часа.

В документе также прописан примерный объем домашних заданий по математике, белорусскому/русскому языкам, литературному чтению и предмету «Человек и мир» ученикам 2-4 классов.

Предмет

2 класс

3 класс

4 класс

Математика

Задача или

2 столбика примеров

Задача или

3 столбика примеров

Задача и

2 выражения, или 2 задачи, или задача и 4 примера

Белорусский (русский) язык

15 — 17 слов (упражнение может включать не более одного дополнительного грамматического задания)

25 — 28 слов

(упражнение может включать не более одного дополнительного грамматического задания)

35 — 37 слов

(упражнение может включать не более одного дополнительного грамматического задания)

Литературное чтение

не более 1 — 1,5 страницы

не более 2 — 2,5 страниц

не более 3 — 3,5 страниц

Человек и мир

не более 1 — 1,5 страницы

не более 2 — 2,5 страниц

не более 3 — 3,5 страниц

— Задания повышенного уровня сложности домой задавать нельзя, их учащиеся могут самостоятельно выполнять только по своему желанию, — написано в документе.

Есть предметы, которые вообще не предполагают «домашки» — это ОБЖ и «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)». При этом детям не нужно думать об уроках на каникулах — на каникулы ничего не задается.

 

 

Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:

На вашем ресурсе это будет выглядеть так

Министерство образования рассказало о санитарных нормах, которым должно соответствовать домашнее задание школьников.

 

news.21.by

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *