Дозировка домашнего задания во 2 классе
Дозировка домашнего задания во 2 классе.
Вопрос о домашнем задании занимает одно из основных мест в процессе обучения учащихся. Этот вопрос напрямую связан со здоровьем ребёнка. Желание школы дать больше знаний часто приводит к резкому увеличению нагрузок, связанных с выполнением домашних заданий и в конечном результате приводит к ухудшению состояния здоровья детей. Медики справедливо бьют тревогу. Из этого исходит актуальность решения вопроса о доле домашних работ в общем объёме нагрузок школьника. Грамотный подход к объёму, дозировке домашних заданий может в какой – то степени сохранить здоровье учащихся. Кроме того, это положительно повлияет на развитие познавательного интереса учащихся, поможет сформировать у них самостоятельность, организованность, умение рационально использовать своё свободное время, ценить его.
Домашнее задание по содержанию включает в себя:
усвоение изучаемого материала по учебнику;
выполнение устных упражнений на заданное правило;
выполнение письменных заданий;
выполнение творческих работ;
наблюдения, изготовление схем, таблиц;
индивидуальные задания для слабых и сильных учащихся.
Рекомендуемое гигиенистами время приготовления уроков не должно превышать во втором классе 1,2 часа, в третьем и четвёртом – 1,5 часа. По нормам выполнение домашнего задания для учащихся 2-го класса не должно превышать двух часов.
При этом учитываются индивидуальные психофизиологические особенности детей. Объём домашнего задания по одному предмету должен составлять 1/4 — 1/5 часть всего времени, которое ученик затрачивает на подготовку уроков. Согласно современным педагогическим и гигиеническим требованиям в выходные, праздничные и каникулярные дни дети не должны получать домашние задания.
Необходим четкий ритм занятий. Для второклассника после 25 минут занятия – перерыв на 5 — 10 минут. Во время перерыва хорошо сделать несколько гимнастических упражнений, полезна специальная гимнастика для глаз.
Выполнение домашнего задания по одному из базовых предметов не должно занимать более 20 минут.
Литературное чтение:
выразительное чтение текста и ролевое чтение – не более 3 страниц текста.
выучить стихотворение наизусть – стихотворение объёмом не более 10 — 12 строк.
Подробный пересказ текста – текст объёмом не более 1 учебной страницы.
Краткий пересказ текста – если содержание произведения превышает 1 учебную страницу.
Большие по содержанию произведения прочитываются в несколько этапов (по количеству отведённых урочных часов в календарно-тематическом плане).
Иногда задаю выполнить задание творческого характера в рабочей тетради (в соответствии с объёмом прочитанного произведения).
Русский язык:
После проведения контрольных письменных работ, письменного задания не задаю, прошу устно повторить изученные правила или словарные слова.
Математика:
Для письменного выполнения задаю не более двух заданий: одно – содержащее задачу, второе – состоящее из 4 примеров, либо 2 уравнения, либо одно геометрическое задание.
После проведения контрольных письменных работ, письменного задания не задаю, прошу устно повторить изученные правила.
Познание мира:
Для закрепления темы задаю подготовить пересказ одной темы, изученной на уроке (соответственно календарно-тематическому планированию). По желанию детям предлагается найти дополнительный материал, соответствующий изучаемой теме.
На выходные дни домашнее задание задаю, но составленное расписание уроков позволяет его выполнить досрочно (т.е. в субботу нет предметов, предполагающих выполнение письменных заданий). Основная нагрузка приходится на понедельник, вторник и среду.
Рекомендации по выполнению домашних заданий:
1. Давать задание на дом с подробной консультацией по его выполнению.
2. Обратить внимание на выполнение устных предметов.
3. Научить работать с текстом, находить главную мысль прочитанного, составлять план ответа, отвечать на вопросы после прочтения текста, делать краткий пересказ.
4. Творческие задания по возможности задавать на несколько дней и не требовать их точного выполнения на следующий день.
5. Объём письменной домашней работы не должен превышать третьей части объёма работы, выполненной в классе.
6. По возможности домашнее задание, дозировка его объёма должны быть дифференцированными (кому- то из ребят легче выполнять задания по русскому языку, кому – то по математике, кто – то медленно читает, и от этого разное время тратится на выполнение домашних заданий).
infourok.ru
Статья «Дозировка домашнего задания во 2 классе»
Автор: Саттарова Виктория Владиславовна, учитель начальных классов 1-й квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» г. – к. Анапа
Дозировка домашнего задания во 2 классе.
Вопрос о домашнем задании занимает одно из основных мест в процессе обучения учащихся. Этот вопрос напрямую связан со здоровьем ребёнка. Желание школы дать больше знаний часто приводит к резкому увеличению нагрузок, связанных с выполнением домашних заданий и в конечном результате приводит к ухудшению состояния здоровья детей. Медики справедливо бьют тревогу. Из этого исходит актуальность решения вопроса о доле домашних работ в общем объёме нагрузок школьника. Грамотный подход к объёму, дозировке домашних заданий может в какой – то степени сохранить здоровье учащихся. Кроме того, это положительно повлияет на развитие познавательного интереса учащихся, поможет сформировать у них самостоятельность, организованность, умение рационально использовать своё свободное время, ценить его.
Домашнее задание по содержанию включает в себя:
усвоение изучаемого материала по учебнику;
выполнение устных упражнений на заданное правило;
выполнение письменных заданий;
выполнение творческих работ;
наблюдения, изготовление схем, таблиц;
индивидуальные задания для слабых и сильных учащихся.
Рекомендуемое гигиенистами время приготовления уроков не должно превышать во втором классе 1,2 часа, в третьем и четвёртом – 1,5 часа. По нормам выполнение домашнего задания для учащихся 2-го класса не должно превышать двух часов.
При этом учитываются индивидуальные психофизиологические особенности детей. Объём домашнего задания по одному предмету должен составлять 1/4 — 1/5 часть всего времени, которое ученик затрачивает на подготовку уроков. Согласно современным педагогическим и гигиеническим требованиям в выходные, праздничные и каникулярные дни дети не должны получать домашние задания.
Необходим четкий ритм занятий. Для второклассника после 25 минут занятия – перерыв на 5 — 10 минут. Во время перерыва хорошо сделать несколько гимнастических упражнений, полезна специальная гимнастика для глаз.
Выполнение домашнего задания по одному из базовых предметов не должно занимать более 20 минут.
Литературное чтение:
выразительное чтение текста и ролевое чтение – не более 3 страниц текста.
выучить стихотворение наизусть – стихотворение объёмом не более 10 — 12 строк.
Подробный пересказ текста – текст объёмом не более 1 учебной страницы.
Краткий пересказ текста – если содержание произведения превышает 1 учебную страницу.
Большие по содержанию произведения прочитываются в несколько этапов (по количеству отведённых урочных часов в календарно-тематическом плане).
Иногда задаю выполнить задание творческого характера в рабочей тетради (в соответствии с объёмом прочитанного произведения).
Русский язык:
Для выполнения домашнего задания задаю одно упражнение для письменного выполнения в тетради. Иногда, если письменное задание, небольшое по своему объёму, то задаю задание для устного выполнения (разгадать ребус, подобрать слова на заданное правило).
После проведения контрольных письменных работ, письменного задания не задаю, прошу устно повторить изученные правила или словарные слова.
Математика:
Для письменного выполнения задаю не более двух заданий: одно – содержащее задачу, второе – состоящее из 4 примеров, либо 2 уравнения, либо одно геометрическое задание.
После проведения контрольных письменных работ, письменного задания не задаю, прошу устно повторить изученные правила.
Познание мира:
Для закрепления темы задаю подготовить пересказ одной темы, изученной на уроке (соответственно календарно-тематическому планированию). По желанию детям предлагается найти дополнительный материал, соответствующий изучаемой теме.
На выходные дни домашнее задание задаю, но составленное расписание уроков позволяет его выполнить досрочно (т.е. в субботу нет предметов, предполагающих выполнение письменных заданий). Основная нагрузка приходится на понедельник, вторник и среду.
Рекомендации по выполнению домашних заданий:
1. Давать задание на дом с подробной консультацией по его выполнению.
2. Обратить внимание на выполнение устных предметов.
3. Научить работать с текстом, находить главную мысль прочитанного, составлять план ответа, отвечать на вопросы после прочтения текста, делать краткий пересказ.
4. Творческие задания по возможности задавать на несколько дней и не требовать их точного выполнения на следующий день.
5. Объём письменной домашней работы не должен превышать третьей части объёма работы, выполненной в классе.
6. По возможности домашнее задание, дозировка его объёма должны быть дифференцированными (кому- то из ребят легче выполнять задания по русскому языку, кому – то по математике, кто – то медленно читает, и от этого разное время тратится на выполнение домашних заданий).
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Справка о проверке уровня домашнего задания в начальных классах.
Справка о проверке уровня домашнего задания во 2-4 классах.
Цель: Определение объёма домашних заданий по всем предметам во 2-4 классах, ежедневной нагрузки с учётом школьного расписания.
Сроки: февраль-март 2017.
Цель домашнего задания:
формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, средство сближения обучения и самообразования.
Задачи домашнего задания:
способствовать овладению учащимися УУД;
развивать интерес к самостоятельной учебной деятельности;
научиться применять знания, как в стандартных, так и в новых условиях;
подготовиться к усвоению нового учебного материала;
формировать опыт творческой деятельности.
Иммануил Кант «Занятия в школе могут только вдолбить в ребёнка все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьёт только домашний самостоятельный труд.»
Для контроля уровня домашнего задания были использованы следующие методы: анкетирование учащихся 2-4 классов, сравнение объёма учебного материала, пройденного на уроке и заданного на дом.
Это сравнение показывает соответствие предмету и возрасту, как правило, уровень домашнего задания составляет 20-25% от выполненного на уроке. По русскому языку задаётся 1 упражнение, по чтению – 1-5 страниц, по математике – 1-2 задания, по окружающему миру – 1-2 задания.
По результатам проверки выявлено, что домашнее задание задаётся после каждого урока, за исключением тех случаев, когда проведён итоговый контроль по теме.
По форме и содержанию домашнее задание носит разнообразный характер:
— домашнее задание бывает как устное, так и письменное;
— согласуется с изученным материалом, с подробным инструктажом, если задание без образца;
— задание даётся в зависимости от типа урока на карточках, в рабочих тетрадях, творческие задания;
— по русскому языку и математике упражнения даются для закрепления тем и для подготовки к контролю знаний, по окружающему миру и литературному чтению задания для расширения кругозора, развития читательских навыков.
2.Объем домашних заданий
( На основании Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», Письма Минобразования России от 25.09.2000 года No 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» )
Домашние задания не задаются:
— учащимся начальных классов – на выходные дни,
— всем учащимся – на каникулярное время.
Домашние задания даются учащимся начальной школы с учётом возможности их выполнения в следующих пределах:
в 1 классе (со 2 полугодия) – до 1 ч.,
во 2 классе – до 1,5ч.,
в 3 — 4 классах – до 2 ч.
Результаты анкетирования во 2-4 классах «Выполнение домашних заданий».
2 «А»
2 «Б»
3 «А»
3«Б»
4 «А»
4 «Б»
Сколько времени ты тратишь на выполнение домашнего задания?
А) полчаса
Б)1 час
В)2 часа
Г) Более 2 часов
15%
56%
19%
9%
24%
42%
24%
8%
11%
61%
22%
6%
35%
24%
24%
17%
16%
52%
20%
12%
18%
24%
53%
18%
Обращаешься ли ты за помощью к родителям при выполнении
домашних заданий?
А) Нет, выполняю самостоятельно
Б) Иногда
В) Часто
4%
77%
19%
0%
56%
42%
0%
89%
11%
0%
71%
29%
8%
88%
4%
0%
65%
35%
Кто помогает тебе в выполнении домашнего задания?
А) Мама, папа, бабушка, дедушка.
Б) Друг, одноклассник
В) Никто
96%
0%
4%
85%
4%
8%
100%
0%
0%
100%
0%
0%
80%
8%
12%
100%
0%
0%
Проверяют ли у тебя родители выполнение домашних заданий?
А) да, проверяют.
Б) Нет, не проверяют.
В) только письменные работы.
96%
4%
0%
80%
0%
19%
72%
6%
22%
100%
0%
0%
60%
24%
16%
71%
24%
6%
Назови причины, по которым ты не выполняешь домашние задания.
А) Забываю выполнять
Б) Забываю записать в дневник
В) Не успеваю
Г) Не хочу
Д) Я их всегда выполняю
0%
4%
8%
0%
88%
0%
8%
8%
8%
76%
0%
0%
0%
0%
100%
35%
0%
6%
0%
59%
12%
0%
12%
4%
72%
0%
6%
18%
0%
82%
Всегда ли ты понимаешь, как надо выполнять домашнее задание?
А) Да
Б) Нет.
54%
46%
42%
54%
17%
83%
6%
94%
24%
76%
29%
71%
Домашние задания по какому предмету для тебя самые трудные?
Таких нет
Окруж. мир
Математика
Русский язык
Чтение
50%
4%
19%
27%
0%
0%
20%
40%
32%
8%
22%
28%
39%
17%
0%
17%
0%
65%
6%
12%
4%
52%
48%
36%
12%
6%
24%
35%
59%
0%
Домашние задания по какому предмету для тебя самые лёгкие?
Все лёгкие
Математика
Чтение
Русский язык
Окруж. мир
31%
27%
15%
23%
15%
0%
40%
36%
28%
8%
11%
28%
72%
28%
17%
6%
29%
53%
29%
24%
0%
28%
68%
40%
24%
0%
65%
24%
18%
24%
Время, затраченное учениками на выполнение домашних заданий
Класс2 «А»
2 «Б»
3 «А»
3 «Б»
4 «А»
4 «Б»
Норма
91%
92 %
94%
83 %
88%
82%
Выше нормы
9% (3 чел.)
8 % ( 2 чел.)
6 % (1 чел.)
17 % ( 3 чел.)
12% (3 чел.)
18% (3 чел.)
Наиболее трудные для выполнения предметы: окружающий мир в 4 «А» классе (52%), математика в 3 «Б» классе (65%), русский язык в 4 «Б» классе (59%). «Трудных предметов нет» во 2 «А» классе (50%)
Причины:
2 «А» класс – надо много писать, плохо считаю, делаю много ошибок, не понимаю, надо пересказывать.
2 «Б» класс – трудно писать, не понимаю, трудно решать задачи, надо пересказывать, учитель плохо объясняет.
3 «А» класс — не понимаю, сложные задания, надо много запоминать, надо много пересказывать, надо много писать, уходит много времени, не решали подобные задания.
3 «Б» класс – сложные задачи, не понимаю, плохо читаю, надо много писать.
4 «А» класс – не понимаю, тяжело, надо много делать, трудно пересказывать.
4 «Б» класс – не понимаю, надо много писать, надо учить наизусть, надо пересказывать.
На вопрос «всегда ли ты понимаешь, как надо выполнять домашнее задание?» получены следующие ответы: 29% — да, 71% — нет.
Самое большое количество детей, не понимающих, как надо выполнять домашнее задание в 3 «А» классе (83%), 3 «Б» классе (94%), 4 «А» классе (76%), 4 «Б» классе (71%)
74,3 % обучающихся при подготовке домашних заданий иногда обращаются к взрослым, 23.3 % часто прибегают к помощи родителей, 2.4% выполняют задания самостоятельно.
На вопрос «проверяют ли родители у вас домашнее задание?» 80 %обучающихся ответили: «Да, проверяют», 10% обучающихся ответили: «Только письменные работы», 10% «Нет, не проверяют» (больше всего 4 «А» — 24% и 4 «Б» — 24 %).
80% всех учеников всегда выполняют домашнее задание. Меньше всего постоянно выполняющих домашние задания в 3 «Б» классе (59%) Основная причина невыполнения – «забываю выполнить» (35%)
Рекомендации:
а) содержание и приёмы выполнения домашнего задания должны являться продолжением и закреплением классных заданий и упражнений;
б) успешность выполнения домашнего задания зависит от того, как подробно дан инструктаж по выполнению работы, домашнее задание должно быть по силе каждому ученику;
в) стараться, чтобы домашнее задание оставляло место для творчества;
г) должен обеспечиваться систематический контроль за выполнением домашних заданий.
Зам. директора по УВР Лабецкая М. П.
infourok.ru
«Нормирование и объём домашнего задания для начальной школы»
Выступление на педагогическом совете на тему:
«Основные положения о нормировании объема домашнего задания в начальной школе».
Подготовила: Рафекова Д.Р.
В положении Санпина о гигиенических требованиях к режиму образовательного процесса, в пункте 10.30. указано, что объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 — 3 классах — 1,5 ч, в 4 — 5 классах — 2 ч, в 6 — 8 классах — 2,5 ч, в 9 — 11 классах — до 3,5 ч.
Учителя, при осуществлении образовательной деятельности и нормировании домашнего задания должны придерживаться локального акта школы.
В нем может быть указано следующее.
1.Общие положения о домашнем задании
СанПиН 2.4.2.1178-02 (для общеобразовательных учреждений) устанавливает требование обучения детей в 1-м классе с соблюдением следующего требования — обучение без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся.
Для учащихся других классов домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1 классе (со второго полугодия) — до 1 ч, во 2-м — до 1,5 ч, в 3 — 4-м — до 2 ч, в 5 — 6-м — до 2,5 ч, в 7 — 8-м — до 3 ч, в 9 — 11-м — до 4 ч.
Домашние задания не задаются учащимся первого класса в первом полугодии, учащимся начальных классов — на выходные дни, всем учащимся — на каникулярное время.
В Письме Минобразования РФ от 22.02.1999 N 220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы» указано, что домашние задания даются обучающимся начальной школы с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: — в 1-м классе (со второго полугодия) — до 1 часа; — во 2-м — до 1,5 часа; — в 3 — 4-м — до 2 часов.
При этом учитываются индивидуальные психофизиологические особенности детей.
Для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели недопустимо давать домашние задания на понедельник.
1.2.Перегрузку учащихся могут вызывать:
-чрезмерно большое домашнее задание;
-чрезмерно трудное домашнее задание;
-несформированность у учащихся умений, необходимых для выполнения домашнего задания;
-неумение учащихся правильно оформить выполненное задание.
Основная причина перегрузки – объем домашних заданий, не согласованный с заданиями по другим предметам.
Необходимо предупредить излишнее увлечение домашними заданиями, которое может привести к перегрузке учащихся: исключить задания, рассчитанные только на механическую работу, слишком громоздкие задания, отнимающие много времени, но не дающие нужного положительного эффекта, а также задания, о приемах выполнения которых учащиеся не имеют ясных представлений. Постановка четкой цели каждого домашнего задания, отбор их видов и реальная оценка всех возможностей учащихся предупредит опасность перегрузки.
1.3.Время, затраченное на выполнение задания по одному учебному предмету, не должно превышать во 2 классе – 20 минут, в 3 и 4 классах – 30 минут.
Объем домашней работы не должен превышать 30 % объема работы, выполненной в классе.
Задания, помеченные звездочкой, на дом не задаются. Домашнее задание по каждому предмету должно быть строго регламентировано по объему и согласовано с заданиями по другим предметам.
2. Основные требования, предъявляемые к домашнему заданию
Необходимость домашнего задания должна быть обоснована. Если учитель может организовать работу так, что учащиеся осваивают весь необходимый учебный материал на уроке, он может отказаться от домашних заданий на какой-то период.
Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которые уже выполнялись учащимися на уроке самостоятельно. Домашнее задание должно быть посильным для большинства учащихся класса.
По степени трудности домашнее задание должно быть примерно равным или несколько легче тех, что выполнялись на уроке.
Содержание задания должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать, что и как делать.
Домашнее задание может быть фронтальным, дифференцированным или индивидуальным.
Младшим школьникам можно предлагать дифференцированные домашние задания, предполагающие выбор задания по своим силам и интересам.
Сохраняя основное содержание домашнего задания, можно частично индивидуализировать его цель, объем, способ выполнения.
Непременным условием успешного усвоения учащимися программного материала является подготовка школьников к выполнению домашней работы, руководство ею со стороны учителя.
Время сообщения домашнего задания не обязательно относить к окончанию урока. Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык.
Сообщение домашнего задания должно сопровождаться необходимым для младшего школьника инструктажем.
Работу по формированию умений выполнять задания, включенные в домашнюю работу, необходимо проводить на уроке.
В помощь учащимся учитель предлагает памятки по выполнению определенных видов домашней работы (как правильно решать задачу; как учить наизусть стихотворение; как подготовить план пересказа; как выполнять работу над ошибками и др.).
Методика проверки домашней работы учащихся должна .быть чрезвычайно гибкой, а формы её разнообразны поскольку задача учителя заключается в том, чтобы взять под контроль не только систематичность выполнения каждым учеником домашнего задания, но и степень самостоятельности ученика при его выполнении, а также уровень усвоения учебного материала в процессе домашней работы.
Домашние задания теряют смысл, если их регулярно не проверять. Проверка домашних заданий проводится учителем постоянно и, как правило, связывается с изучаемым материалом. В зависимости от содержания и задач урока, проверка домашнего задания может осуществляться как в начале (если тема урока является продолжением предыдущей), так и в середине или конце урока.
Выбор формы контроля зависит от степени связи домашнего задания, его вида и
цели с содержанием урока.
Возможные формы проверки:
· фронтальный контроль;
· выборочный контроль;
· взаимоконтроль учащихся при работе в парах;
· самоконтроль учащихся.
infourok.ru
Допустимые нормативы выполнения домашних заданий для учащихся образовательных учреждений
Одной из причин перегрузки учащихся в школе является большой объем домашнего задания. Современным школьникам достается колоссальная нагрузка в школе. Многие дети устают настолько, что с трудом могут выполнить домашнее задание дома самостоятельно. В некоторых случаях это приводит к тому, что дети игнорируют задания учителя или выполняют их частично. Вследствие этого у ребёнка появляются плохие отметки, он начинает отставать от программы.
Многие дети могли бы выполнять домашние задания за 1 час (максимум 2 часа). На практике этот вопрос для детей и многих родителей является мучительным, потому что дети вместе с родителями могут просидеть весь вечер, выполняя домашнюю работу. Родители задают себе вопрос: как уложиться в положенные 1-2 часа? Многие связывают это с тем, что учителя задают слишком много. Другие говорят, что педагоги задают очень сложные задания.
Давайте рассмотрим вопросы, которые чаще всего волнуют родителей при выполнении ребенком домашнего задания.
Существует ли документ, определяющий время, которое ребенок может потратить на выполнение домашнего задания?
Учитель при планировании заданий на дом для учащихся руководствуется следующим нормативным актом:
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 СанПин 2.42.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее — СанПиН).
В соответствии с гигиеническими требованиями обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением дополнительных требований. Одними из таких требований является обучение без балльного оценивания знаний обучающихся и обучение без домашних заданий (п.10.10 СанПиНа).
Санитарные правила устанавливают нормативные требования по времени выполнения к общему объему домашнего задания по всем предметам на следующий учебный день. Объем заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):
во 2 — 3 классах — 1,5 ч.,
в 4 — 5 классах — 2 ч.,
в 6 — 8 классах — 2,5 ч.,
в 9 — 11 классах — до 3,5 ч. (п.10.30 СанПиНа).
Следует отметить, что эти нормативы являются примерными. Очень многое зависит от психофизиологических особенностей ребенка, темпа его деятельности. Многие родители отмечают, что детям с трудом удается сосредоточенно выполнять задания на протяжении 30-40 минут. Дети могут отвлекаться на прием пищи, просмотр телевизора, компьютерные игры. Несмотря на установленные нормативы, бывают случаи превышения объема домашних заданий на несколько часов. Увеличение нагрузки не проходит бесследно: у детей может отмечаться большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням.
Правомерно ли задавать домашнее задание на каникулы или выходные дни?
Для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели недопустимо давать домашние задания на понедельник (Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 22февраля 1999г.№220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе»). Таким образом, учитель не должен задавать домашнее задание на выходные дни.
Прямого указания на запрет учителю задавать задание на время каникул нет. Такое условие может быть закреплено в Правилах внутреннего распорядка школы. В статье 31 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. существует указание на то, что ребенок имеет право на отдых. Каникулы — время отдыха, а не работы над домашним заданием. Положение о домашнем задании в соответствии с п. 2 ст. 30 ФЗ Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации разрабатывают самостоятельно.
Может ли домашнее задание содержать новый материал, который ребенок еще не изучал в школе?
В данном случае многое зависит от тех задач, которые ставит учитель. Если педагог хочет, чтобы ребенок закрепил дома материал, который был пройден на уроке, то учитель предлагает учащемуся соответствующий материал для закрепления изученного. Домашнее задание должно быть понятно каждому ученику, то есть все учащиеся должны точно знать, что делать и как делать. С другой стороны, необходимо стимулировать творческую, исследовательскую активность ребенка. При выполнении подобного рода заданий дети могут столкнуться с новым и ещё неизученным ими материалом для самостоятельного изучения и последующего обсуждения на уроке с учителем.
Имеет ли право учитель в первом классе задать на дом: прочитать отрывок из книги, выучить стихотворение, потренироваться в прописи при написании букв или их элементов, сделать упражнение в тетради и т.д.?
Многие дети, которые приходят в первый класс, достаточно хорошо готовы к обучению в школе. Некоторые родители даже настаивают на том, чтобы учитель задавал домашнее задание первоклассникам. В соответствии с СанПиНом это является недопустимым. Учитель может порекомендовать детям выполнить упражнение, но обязать делать домашнюю работу в 1 классе не имеет права. Многие дети с удовольствием выполняют несложные задания педагога, но делать они должны это исключительно по желанию.
Как определить сколько упражнений по русскому языку или примеров и задач по математике может задать на дом учитель?
Примерный объем домашних заданий, которые может задать учитель может содержаться в локальном акте образовательного учреждения (например, Положение о домашнем задании). Образовательные организации разрабатывают данное положение самостоятельно с учетом особенностей работы школы, методических рекомендаций.
Как должна быть организована подготовка домашнего задания в группе продленного дня?
При выполнении обучающимися домашних заданий (самоподготовка) следует соблюдать следующие рекомендации (нормативы СанПиН «Подготовка домашних заданий»):
— начинать самоподготовку в 15 – 16 часов, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности;
— предоставлять по усмотрению обучающихся очередность выполнения домашних заданий, рекомендуя при этом начинать с предмета средней трудности для данного обучающегося;
— предоставлять обучающимся возможность устраивать произвольные перерывы по завершению определенного этапа работы;
Выполнять домашние задания можно без особых усилий, если найти правильный, индивидуальный подход к ребенку. Необходимо учитывать особенности каждого ребенка.
Учитель обязан ознакомить родителей с нормативами времени, которое отводится на выполнение домашних заданий, с примерным режимом дня, с правильной организацией рабочего места. Учитель всегда должен помнить о разумном объеме домашних заданий, учитывая количество учебных предметов, которые учащийся должен приготовить на каждый день.
eduface.ru
Почему учителям и воспитателям следует проходить курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в учебном центре «Инфоурок» ?• Огромный каталог: 677 курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации;• Очень низкая цена, при этом доступна оплата обучения в рассрочку – первый взнос всего 10%, оставшуюся часть необходимо оплатить до конца обучения; • Курсы проходят полностью в дистанционном режиме (форма обучения в документах не указывается); • Возможность оплаты курса за счёт Вашей организации. • Дипломы и Удостоверения от проекта «Инфоурок» соответствуют всем установленным законодательству РФ требованиям. (Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 года). |
infourok.ru
2. Основные требования к организации домашней работы.
Объем домашнего задания регламентируется СанПин (29.12.2010 № 189 Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» п.10.30)
Организация домашней учебной работы – часть общей проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Содержание, характер, функции домашнего задания нельзя рассматривать в отрыве от содержания, характера и методов ведения урока. Именно на уроке создаются условия для успешного выполнения домашнего задания. Многие компоненты, этапы урока непосредственно связаны с последующим выполнением домашнего задания: проверка домашнего задания, задавание уроков на дом, самостоятельная работа учеников на уроке. Сочетание этих компонентов должно быть таким, чтобы на уроке ученик полностью подготовился к выполнению домашнего задания, чтобы урок и последующая самостоятельная учебная работа были единым процессом.
К содержанию и объему домашних заданий можно предъявить следующие основные требования:
Домашняя работа должна быть тесно связана с классным занятием, по своему содержанию быть логическим продолжением прошедшего урока, служить базой для подготовки следующего. Классная работа оказывает существенное влияние на домашнюю работу учащихся, готовит их к выполнению этой работы. В свою очередь, качество выполнения домашних заданий влияет на ход последующих классных занятий. Опыт организации домашних заданий показал, что тщательное планирование домашних заданий дает возможность правильно определить цель домашнего задания, его содержание и объем.
Домашние задания даются обучающимся начальной школы с учетом возможности их выполнения в следующих пределах:
— в 1-м классе (со второго полугодия по желанию ) — до 1 часа;
— во 2-м — до 1,5 часа;
— в 3 — 4-м — до 2 часов.
Примерный объем домашних заданий
для учащихся 2 — 4 классов
№ п/п | Учебный предмет | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
1 | Математика | Задача или 2 столбика примеров | Задача или 3 столбика примеров, но не более 16 | Задача и 2 выражения, или 2 задачи, или задача и 4 примера |
2 | Русский язык
| 15 — 17 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного дополнительного грамматического задания | 25 — 28 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного дополнительного грамматического задания | 35 — 37 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного дополнительного грамматического задания |
3 | Литературное чтение | не более 1 – 1,5 страниц | не более 2 – 2,5 страниц | не более 3 – 3,5 страниц |
4 | Окружающий мир | не более 1 – 1,5 страниц | не более 2 – 2,5 страниц | не более 3,5 – 3 страниц |
studfiles.net