Вариант 2 ЕГЭ русский | Школьные файлы SchoolFiles.net
Вариант 2Часть 1
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1)22 марта 1993 года информационные агентства всего мира передали сенсационную новость: неизвестный инженер-робототехник Рудольф Гантенбринк сделал самое выдающееся открытие десятилетия. (2)Гантенбринк, которого Немецкий археологический институт, расположенный в Каире, взял на работу для исследования возможности установления в Великой пирамиде системы вентиляции, заслал в южную вентиляционную шахту погребальной камеры созданного им дистанционно управляемого робота. (3) пройдя шестьдесят пять метров, что составляло примерно половину пути, робот послал видеоизображение, на котором отчётливо просматривалась дверца с весьма таинственной пустотой за ней.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Немецкий инженер Рудольф Гантенбринк создал специального робота для исследования вентиляционных шахт в Великой пирамиде, и это изобретение прославило учёного.
3) Инженер-робототехник Рудольф Гантенбринк, исследуя вентиляционную шахту Великой пирамиды с помощью управляемого робота, сделал удивительное открытие: в шахте существует дверца.
4) Робот Рудольфа Гантенбринка, проделав половину пути в одной из шахт Каира, прислал оператору чёткое видеоизображение.
5) В марте 1993 года весь мир облетела сенсационная новость о том, что неизвестный инженер-робототехник Рудольф Гантенбринк создал радиоуправляемого робота.
2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Напротив, Следовательно, По всей видимости, И, Вероятно,
РАБОТА, -ы, ж.р.
1) Нахождение в действии, деятельность чего-н., процесс превращения энергии одного вида в другой. Р. машины.
2) Занятие, труд. Физическая р.
3) Служба, занятие на каком-н. предприятии, учреждении как источник заработка. Поступить на работу.
4) мн. Производственная деятельность по созданию, обработке чего-н. Оросительные работы.
5) Продукт труда, готовое изделие. Печатные работы.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
облегчИт аэропОрты опломбировАть нАчата дОнизу
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишит
schoolfiles.net
Ответ: Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно
НОД На тему: «Дружба живет среди нас»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр Развития Ребенка детский сад «Россиянка» НОД На тему: «Дружба живет среди нас» Составитель: Воспитатель 1 категории гр. 7: Александрова
ПодробнееДЕНЬ РОССИИ. ПРОГУЛКА ПО ПЕТЕРБУРГУ
ДЕНЬ РОССИИ. ПРОГУЛКА ПО ПЕТЕРБУРГУ 2017 Ведущий. Здравствуйте, ребята! Рада всех видеть в нашем красивом зале.12 июня все русские люди празднуют День России. А, на день рождения всегда приходят гости.
ПодробнееСтихотворение И.А.Бунина «Вечер»
Уже при жизни И.А. Бунина называли «последним русским классиком». В лучших традициях русской классической литературы Иван Бунин писал о. 934566534156 Настоящая работа ставит своей целью показать, как возможно
ПодробнееКлассный час. Классный час
Выполнила: Юрасова О.Н. Приветствие. Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые взрослые! Меня зовут Ольга Николаевна. Я работаю учителем и учу таких же детей, как вы.сегодня я проведу у вас классный час.
ПодробнееКонсультация для родителей. Тема ОСЕНЬ
Консультация для родителей Тема ОСЕНЬ 1.Поговорите с ребенком о том, какое время года наступило. Можно задать ему вопросы и предложите дать на них полные ответы. Объясните, как нужно отвечать на ваши вопросы.
Подробнее8 июля «День семьи, любви и верности»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Николаевская начальная школа детский сад» 8 июля «День семьи, любви и верности» разработала: воспитатель детского сада Телешенко Н. В. (для детей младшей
ПодробнееТема: «Осенние краски»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок» с. Быков НОД по художественно эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группе Тема: «Осенние краски»
ПодробнееСочинение на тему встреча с литературным героем
Сочинение на тему встреча с литературным героем Главная Сочинения на тему для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 1 Сочинение на тему: одной из которых является создание идеального литературного героя, При первой
ПодробнееСочинение грушницкий и его роль в романе
Сочинение грушницкий и его роль в романе Сочинения по русской литературе Юнкер Грушницкий вторая контрастная фигура, поставленная Цель его жизни сделаться героем романа. Возможно, это предчувствие и сыграло
ПодробнееАвтор:Епихина Наталья В Храме
Автор:Епихина Наталья В Храме не б с ветвей благодати Твоей М Умыться росой и забыться. И слов Твоих мудрых ручей, Пусть радуя слух, струится. Я душу раскрою словам, И притчи Твои буду слушать, Твою я
ПодробнееУТРЕННИК ко дню ПОБЕДЫ
УТРЕННИК ко дню ПОБЕДЫ Ведущий. Ребята, мы собрались в этом зале, чтобы отметить великий и радостный праздник День Победы. Вся страна в эти дни ликует! Каждый год как радостный праздник люди встречают
А.Н.Шевченко «Уйди, война, с моей земли».
В рамках подготовки к 70-летию Победы в нашем детском саду большое внимание уделяется произведениям о войне местных авторов. В нашем небольшом хуторе живут творческие люди, которые являются членами районного
ПодробнееОктябрь год ШКОЛЬНЫЕ ВЕСТИ
Октябрь 2 2016год ШКОЛЬНЫЕ ВЕСТИ С Днем учителя! Учитель — это тонкая работа Он — скульптор, он — художник, он — творец Не должен ошибаться ни на йоту, Ведь человек — труда его венец. Дорогие, милые учителя!
ПодробнееСчастье жить в мирной стране
Управление образования, спорта и туризма администрации Советского района г.минска Счастье жить в мирной стране Барташевич Полина Максимовна Государственное учреждение образования «Гимназия 15 г. Минска»
ПодробнееНевежина Татьяна Юрьевна, воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 25 г. Липецка КОНСПЕКТ ЛОГОРИТМИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «Путешествие по временам года». Невежина Татьяна Юрьевна, воспитатель г. Липецк 2016 КОНСПЕКТ
Подробнее«Ах, село, моё село!» Ход мероприятия.
«Ах, село, моё село!» Цель: расширять представления детей о России как стране, в которой они живут. Задачи: воспитывать чувство гордости за Родину, чувство сопричастности к еѐ судьбе, поддерживать интерес
ПодробнееБарбара Пихлер КРАСКИ БАЙКАЛА
Барбара Пихлер Mag. a phil. Барбара Пихлер из г. Зальцбург (Австриия), социальный работник при Caritas für Menschen in Not (Oberösterreich), отдел «Помощь беженцам», хорошо известна нашим студентам-переводчикам
Верн любил приключения! И однажды Верну захотелось приключений. Он вспомнил волшебный камень дракона. Ещё у него была фотография этого камня. И он решил отправиться за камнем. Однажды рано утром он пошёл
ПодробнееРЕПОЗИТОРИЙ ГГУ ИМ.Ф.СКОРИНЫ
КТО,ЧТО, ЧТО ЗА Придаточные изъяснительные с союзными словами осложняются добавочными оттенками значений: а) сосредоточивают внимание на субъекте или объекте действия. Примеры: Мне очень бы хотелось знать,
Подробнее«Мы будущие защитники Родины»
«Мы будущие защитники Родины» Цель: Создать в детском саду радостную атмосферу праздника, воспитать чувство уважения к Российской армии, любви к Родине; способствовать закреплению навыков выполнения основных
ПодробнееПЕСНИ НАШЕЙ ПОБЕДЫ!!!
ПЕСНИ НАШЕЙ ПОБЕДЫ!!! НЕСОВМЕСТИМЫ ДЕТИ И ВОЙНА Слова М. Садовского, музыка О. Хромушина. Играют дети всей земли в войну, Но разве о войне мечтают дети? Пусть только смех взрывает тишину На радостной безоблачной
Подробнееdocplayer.ru
Подготовка к ЕГЭ. Задание 16
Задание 16
1. Снежок (1) выпавший ночью (2) и тающий у нас на глазах (3) делает недалеко расположенный холм (4) ещё более скользким.
2. Боец (1) быстро подхватив ружьё (2) и (3) вложив ногу в узкое стремя (4) сел в седло.
3. Работая (1) над текстом комедии Я. Б. Княжнина (2) В. А. Пашкевич проявил себя (3) удивительно одарённым (4) музыкантом
4. Создателями произведений, как правило, анонимных, в Древней Руси выступали (1) искренне заботившиеся о судьбах своей родины (2) люди (3) мыслившие (4) во вселенских масштабах.
5. За полем (1) засеянным (2) только что зацветшею (3) рожью (4) виднелась небольшая деревенька.
6. Принципы реализма и народности (1) воспринятые Модестом Петровичем Мусоргским в молодые годы (2) проявились в правдивом отражении жизненных явлений и в глубинной народности музыкального языка (3) ставшего для композитора (4) главным на всю жизнь.
7. За полем (1) засеянным (2) рожью (3) только что зацветшею (4) виднелась небольшая деревенька.
8. Нет ни одного русского живописца, который (1) побывав у моря (2) не пытался бы изобразить морскую стихию (3) пронизанную лучами (4) восходящего солнца.
9. Cтроители Воскресенского собора на Истре (1) повторив план, топографию и размер храма в Иерусалиме (2) возвели в Подмосковье (3) отличающийся особой красотой и оригинальностью (4) памятник архитектуры XVII столетия.
10. Несколько лет подряд я проводил летние месяцы вдали от наполненного суетой и грохотом (1) города, в тихой деревушке (2) затерявшейся (3) среди густого соснового леса (4) издававшего смолистый аромат.
11. У низенькой полуоткрытой двери дремал (1) опираясь (2) на ружьё (3) солдат (4) одетый в мундир Преображенского полка и треуголку.
12. Арагва (1) обнявшись с (2) шумно вырывающейся из полного мглою ущелья (3) речкой (4) тянется серебряной нитью и сверкает, как змея своей чешуёй.
13. Среди развалин древнего Херсонеса (1) висит (2) раскачиваясь над морем (3) колокол (4) установленный на невысоких прочных столбах.
14. Отец Фёдор (1) выбравшись из фиолетового тумана (2) напущенного автомобилем (3) пришёл в совершенное расстройство и проделал остаток пути пешком.
15. Строители Воскресенского собора на Истре (1) повторив план, топографию и размер храма в Иерусалиме (2) возвели в Подмосковье (3) отличающийся особой красотой и оригинальностью (4) памятник архитектуры XVII столетия.
16. Когда на село (1) расположенное в долине (2) легла широкая прохладная тень от горы (3) закрывающей запад (4) народ собрался у белой старинной церкви.
17. Не растерявшийся и в этой ситуации Остап (1) уклонился вправо (2) отыскивая глазами лодку (3) с сидящим в ней (4) верным Ипполитом Матвеевичем.
18. Вскидывается мелкая рыбёшка (1) оставляя после себя на сонной воде (2) медленно разбегающиеся (3) колечки (4) похожие на шлепки дождевых капель.
19. Вечером заря жёлто-зелёной лентой перехватила свод (1) отделяя (2) уходящий день от (3) выбегающей из-за гор (4) ночи.
20. Пройдя в (1) отлично оборудованный (2) музей (3) экскурсанты осмотрели различные диковины: от древних тибетских мечей до музыкального механизма европейских часов (4) относящихся к эпохе барокко.
21. Остап неслышно приблизился (1) к укрытому листами фанеры (2) стулу и (3) разобрав прикрытие (4) вспорол плоскогубцами обшивку.
22. Искусствоведы убеждены, что (1) работая над образом поэта Николая Алексеевича Некрасова (2) художник Крамской использовал (3) созданные им ранее (4) этюды и даже автопортреты поэта.
23. Остап неслышно приблизился (1) к укрытому листами фанеры (2) стулу и (3) разобрав прикрытие (4) вспорол плоскогубцами обшивку.
24. Типичный памятник ярославского зодчества — церковь Ильи Пророка — представляет собой (1) хорошо освещенный (2) изнутри (3) храм (4) окружённый крытыми галереями.
25. Тяжёлая навесь снега согнула гибкие берёзы и тополя (1) образовав (2) причудливые арки (3) походившие (4) на невиданные зимние грибы.
26. Паниковский (1) перебирая ногами (2) ухватился за кузов, потом налёг на борт животом, перевалился в машину и (3) стуча накрахмаленными манжетами (4) упал на дно автомобиля.
27. Прижимаясь к самой дороге (1) вокруг меня зеленел лес (2) изредка уступая место (3) поросшим осокой (4) полям.
28. В святые дни женщины (1) собравшись кружками (2) в белых платках (3) повязанных на голову (4) сидели на земле и завалинках хат, в тени от косых лучей солнца, и степенно разговаривали.
29. Шагая по пахучему лиственному покрову (1) шумно рассыпающемуся под ногами (2) мы углубляемся в (3) покрытые лесом (4) горы.
30. По берегам тёмных речушек (1) заваленных (2) буреломом (3) распускаются первые весенние цветы (4) поражающие яркостью красок.
31. Снег (1) выпавший ночью (2) и (3) ещё не изборождённый полозьями (4) лежал ровными синевато-розовыми пеленами.
32. За полем (1) засеянным (2) только что зацветшею (3) рожью (4) виднелась небольшая деревенька.
33. За полем (1) засеянным (2) рожью (3) только что зацветшею (4) виднелась небольшая деревенька.
34. Знаменитая «Голубка» Пикассо (1) созданная несколькими штрихами (2) и (3) изображённая на чёрном фоне (4) в 1949 году стала символом мира.
35. Пройдя не один десяток вёрст (1) и (2) почувствовав сильную усталость (3) я прилёг в тени густой ветлы (4) сиротливо стоявшей на берегу степного пруда.
36. Поезд (1) ныряя в (2) прорубленные в скалах (3) тоннели (4) мчался вперёд.
37. Полные энтузиазма (1) мы (2) едва распаковав чемоданы (3) и наскоро позавтракав (4) собрались в холле гостиницы.
38. Дорога шла через поле (1) засеянное яровыми (2) и (3) поворачивая вправо (4) углублялась в лес.
39. Молодые мастера живописи (1) руководимые И. Н. Крамским (2) вышли из состава Академии (3) отказавшись участвовать в конкурсе на получение золотой медали (4) и организовали «Артель художников» — первую общественную организацию художников в России.
40. Путешествие и чтение — занятия родственные: как (1) путешествуя (2) мы узнаём новое, видим, как вновь и вновь открывается (3) манящая нас (4) даль, так и от книги к книге мы идём, как путник от горизонта к горизонту.
41. Двое рыбаков возились с лодкой (1) привязанной к корме (2) одного из баркасов (3) нагруженных (4) дубовой клёпкой и сандалом.
42. Россия начала XX столетия (1) обуреваемая революционными страстями (2) и (3) раздираемая идеологическими и социальными противоречиями (4) подарила миру Серебряный век.
43.Симонов (1) выудив из межоконья плавленый сыр или обрезки ветчины (2) ставил пластинку и начинал свой холостяцкий пир (3) на аккуратно расстеленной (4) газете.
44. Игрушечные промыслы (1) возникшие ещё в древности (2) существуют уже не одно столетие (3) исчезая (4) и вновь возрождаясь.
45. Лошади (1) вытянувшие чёрные головы (2) и (3) согнувшиеся над ними всадники (4) показывались на мгновение на белом фоне неба.
46. К вечеру дед Трофим (1) надев тулупчик (2) вышел из избы и появился на пороге только через пару часов с вязанкой дров; покрытый (3) сизым инеем (4) он был похож на Деда Мороза.
47. Отважен был пловец (1) решившийся в такую ночь (2) пуститься через пролив на расстояние двадцать вёрст (3) и важная должна быть причина (4) побудившая его к этому.
48.Никита (1) с трудом выпрямляя ноги (2) и (3) ссыпая с них снег (4) поднялся, и тотчас же мучительный холод пронизал его тело.
49.Николай Иванович (1) будучи от природы крепким и здоровым человеком (2) в тот день ни с того ни с сего почувствовал себя плохо и (3) немедленно прервав совещание (4) и (5) вызвав автомобиль (6) уехал к себе домой.
50. На берегу реки (1) склонившись над самой водой (2) росла старая ива; сгорбленная и поникшая (3) она будто скорбела – так, как скорбят матери (4) по погибшим на войне (5) сыновьям.
51. Отважен был пловец (1) решившийся в такую ночь (2) пуститься через пролив (3) на расстояние двадцати верст, и важная должна быть причина (4) его к тому побудившая!
52.Привлечённые запахом (1) цветущей в парке (2) акации (3) мы остановились (4) наслаждаясь ароматом.
53.Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.
54.Ровный белый свет уличного фонаря (1) наполняя комнату (2) причудливыми бликами (3) придавал зимнему пейзажу (4) поразившее нас (5) очарование.
55.Сова ухнула (1) нарушив тишину ночного леса (2) и (3) захлопав крыльями (4) полетела во тьму.
54.Земля (1) размякшая под дождём (2) поддавалась лопате легко, ход получался широким, и в него (3) захватывая с собой кусочки прелых листьев (4) потекла вода.
55.Старички принялись обсуждать последние события (1) значительно поджимая губы (2) и (3) обменявшись мнениями (4) стали пить чай.
56.Я без особого труда дотянулся до перил (1) покрытых слоем пыли (2) и (3) убедившись в их надёжности (4) стал медленно подниматься по лестнице.
57.Ребята из нашего класса столпились около школьной ограды (1) что-то обсуждая (2) и я (3) заинтересованный (4) подошёл поближе.
58. Старика радовал и обнадёживал (1) рано проснувшийся в девочке (2) интерес ко всем профессиям (3) входившим (4) в круг отцовских дел и предприятий.
59. Шиповник (1) покрытый множеством острых игл (2) стоял на опушке (3) повернувшись большими цветами (4) к солнцу. 60. Фёдор Иванович вошёл ко мне в кабинет, что-то спросил и тут же (1) не дожидаясь ответа (2) подошёл ко мне и бесцеремонно заглянул в (3) лежавшую передо мной (4) книгу.
infourok.ru
К вечеру дед Трофим (1) надев тулупчик (2) вышел из избы и появился на пороге только через пару часов с вязанкой дров; покрытый (3) сизым инеем (4) он был похож на Деда Мороза
34. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Отважен был пловец (1) решившийся в такую ночь (2) пуститься через пролив на расстояние двадцать вёрст (3) и важная должна быть причина (4) побудившая его к этому.
35. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Никита (1) с трудом выпрямляя ноги (2) и (3) ссыпая с них снег (4) поднялся, и тотчас же мучительный холод пронизал его тело.
36. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Николай Иванович (1) будучи от природы крепким и здоровым человеком (2) в тот день ни с того ни с сего почувствовал себя плохо и (3) немедленно прервав совещание (4) и (5) вызвав автомобиль (6) уехал к себе домой.
37. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
На берегу реки (1) склонившись над самой водой (2) росла старая ива; сгорбленная и поникшая (3) она будто скорбела – так, как скорбят матери (4) по погибшим на войне (5) сыновьям.
38. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Возвращая первоначальную красоту и великолепие (1) Шуваловскому дворцу в Санкт-Петербурге (2) реставраторы согласовывали этапы своей работы со специалистами (3) готовившими открытие в его залах музея Карла Фаберже (4) прославившегося созданием уникальных ювелирных изделий.
39. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Во время представления один пожилой господин в маске (1) старательно танцуя (2) толокся на одном месте с солидным выражением на лице (3) часто и мелко (4) семеня ногами (5) и (6) почти не сдвигаясь с места.
40. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Будто (1) окружённый синим воздухом (2) он быстро приближался (3) по привычке своей торопливо и шумно влетая (4) в класс (5) и потом долго и увлечённо говорил.
41. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Охваченный порывом радости (1) и (2) затрепетавший от переизбытка чувств (3) он (4) увидев (5) возлюбленную перед собой (6) остановился и замер.
42. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Она взглянула (1) легко улыбнувшись (2) на (3) сидевшую в углу (4) приятельницу, которая (5) оставив чистку гребешка (6) тоже слушала с вниманием нового проповедника.
studopedia.net
Николай Чудотворец читать онлайн, Грешнов Михаил Николаевич
Грешнов Михаил
Грешнов Михаил
Николай Чудотворец
Грешнов Михаил Николаевич
НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ
I
Учитель-пенсионер Николай Иванович Волин вышел на прогулку, как обычно, в восемь часов. Четвертый год он не работает — оставил школу и превратился в свободного человека. У него масса времени, с которым он не знает, что делать. Время осаждает его с утра до вечера и даже ночью, когда не спится. Школа перешла от него к дочери, тоже учительнице, Ольге Николаевне. Живут они вдвоем. Жену Николай Иванович похоронил, когда девочке шел пятый год. Сейчас Ольге — двадцать один.
Сельцо Битюжное, из сорока четырех дворов, лежит на холме и состоит из двух улиц — центральной и боковой. На центральной улице клуб, магазин и бригада, с широким двором и навесом, под которым прячутся от дождя сеялки, бригадная автомашина. Школа и домик Николая Ивановича в начале улицы, на холме, а внизу протекает речка — Зеленая. Тут же, между холмами, лес: черемушник да калина.
В лесу Николай Иванович знает каждую мочажину и тропинку. Он и сейчас идет по улице, к лесу. Не спешит, да и спешить ему не к чему. Останавливается у бригадных ворот. Раньше здесь был колхоз «Заря», а теперь — бригада. Основная власть на селе — бригадир Лапшин, бывший ученик Николая Ивановича. Как раз он вышел из бригадного дома.
— Отдыхаете? — спрашивает у Николая Ивановича.
— Отдыхаю, Сережа.
— Все в лес? — Бригадир знает привычки старого учителя.
— Хожу-брожу. Гербарий Оленьке делаю.
Учитель еще поговорил бы с бригадиром, но тому недосуг: поправляет подпругу на лошади — едет в правление, в Жарове.
Перейдя мост через Зеленую, Николай Иванович сворачивает с дороги в гущину леса. Нужно нарвать горицвета. Растет горицвет на Круглой Поляне. Спуститься в ложок, потом подняться на Скальную Гриву — тут и Поляна.
Покой и сонная зелень обступают учителя. Тропинка петляет среди деревьев — его тропинка, Николая Ивановича. Он протоптал ее. Умрет — а тропинка, след его на земле, останется. Но еще много дней Николай Иванович будет ходить сюда так, как сейчас.
Спустился в ложок. Здесь сырее, выше трава. А вот и подъем на Скальную Гриву. Там и тут встречаются полянки-латочки. Старик пробирается от одной полянки к другой и вдруг останавливается. Впереди голоса — женский, взволнованный, и мужской, внешне спокойный, но и в нем проскальзывает тревога:
— Неужели застряли, Бин?
— Потерпи, Лола, пока не знаю причины.
— Я боюсь…
— Чего ты боишься?
— Кто-нибудь обнаружит нас.
— Место заброшенное. И неполадка, я думаю, пустячная.
— В каком мы году, Бин?
— В тысяча девятьсот семьдесят пятом.
— О, Бин…
Странные звуки, будто железо царапает о железо. И опять:
— Бин…
— Что, Лола?
— Вдруг это надолго?
— Не знаю. Что-то с ведущим контуром.
Голоса — впереди и чуть в стороне от тропинки. Николай Иванович сделал два-три шага, раздвинул кусты. Сперва он ничего не понял: увидел что-то голубое с золотом и двоих, наклонившихся, как ему показалось, над выпуклым зеркалом.
— Помоги мне выправить. — Мужчина упирался в зеркало руками, как если бы хотел приподнять его.
Женщина тоже уперлась руками в зеркало — руки ее были голыми до плеч, тонкими и нежными.
— Тяжело, Бин… — пожаловалась она.
— Надо ее поставить нормально, Лола, — сказал мужчина и опять потянул за край зеркала. Шевельнулись кусты.
Тут Николай Иванович рассмотрел, что они стоят возле машины.
Видимо, машина потерпела аварию — свалилась на кусты и стояла накренившись. Выпуклое зеркало — это крыша машины, отшлифованная до блеска и отражавшая небо. Мужчина пытался выправить машину, стоял спиной к Николаю Ивановичу. Женщина, наоборот, — лицом. Старалась помочь мужчине стянуть машину с кустов, от усилия закусила губу.
— Тяжело… — опять пожаловалась она.
— Совершенно необходимо поставить машину нормально. Так она не улавливает силовых линий магнитного поля.
— Знаю, Бин, но что я могу поделать?
— Ну-ка, еще раз, вместе, — сказал мужчина.
Тут глаза женщины встретились с глазами Николая Ивановича.
— Бин… — произнесла она.
Мужчина почувствовал страх в ее голосе, обернулся. Теперь они оба глядели на Николая Ивановича. Учитель отметил твердые черты лица мужчины, капли пота на лбу. Лицо женщины было нежнее. Николай Иванович назвал бы его красивым, если бы его не портил страх.
Целую минуту они смотрели друг на друга — незнакомцы и Николай Иванович. За это время учитель заметил в одежде и в них самих много странностей. Легкое платье женщины в золотых блестках, волосы перехвачены обручем, который замыкался под подбородком тонким, еле видимым жгутом. Такой же обруч был на голове мужчины. Руки у него тоже были обнажены до,плеч, каждый мускул на них как литой. Одежда у обоих из легкой отсвечивающей ткани — сиреневой у мужчины и серой у женщины. Оба высокие, разгоряченные, видимо, непривычной работой машина, скособоченная, не поддалась их усилиям.
— Не могу ли я быть полезен? — спросил Николай Иванович и в знак приветствия незнакомцам снял с головы шляпу.
Незнакомцы не отвечали.
— У вас — авария?.. — спросил Николай Иванович.
К счастью, он не посчитал их за диверсантов, не кинулся вызывать милицию. Николай Иванович от природы был кротким, доверчивым человеком, и первое, что пришло ему в голову, было вполне поддающимся объяснению: вездеход на воздушной подушке потерпел аварию, и пассажиры нуждаются в помощи. Он охотно поможет им.
Мужчина поднял руку ко лбу, отер пот над бровями.
— Да… — сказал он. — У нас авария.
Втроем они стянули машину с кустов, поставили ее на землю.
— Вот так! — сказал удовлетворенно Николай Иванович. Куда же вы едете?
Ни появление Николая Ивановича, ни то, что он, засучив рукава, помог путешественникам стянуть машину с кустов, не привели их так в замешательство, как этот простой вопрос. Но и ответ, в свою очередь, не менее ошеломил Николая Ивановича, когда мужчина сказал:
— Мы едем… посмотреть мамонтов.
— Мамонтов?.. — переспросил Николай Иванович.
— Меня зовут Бин, — словно решившись на что-то, сказал мужчина. — Ее, — кивнул на спутницу, — Лола. Давайте знакомиться, как ваше имя?
— Николай Иванович, — ответил учитель. — Но… при чем тут мамонты?
— Мы едем в прошлое, — сказал Бин. — Из будущего.
— Значит, это… это… — пролепетал учитель, оглядывая машину, — сверкавшую золотом и стеклом, — машина времени?
Бин кивнул утвердительно, Лола участия в разговоре не принимала.
— И вы издалека? — спросил Николай Иванович.
— Из две тысячи семьсот пятьдесят восьмого года.
— О!.. — только и произнес Николай Иванович.
Горел ослепительный день, пели птицы, две цветные бабочки летели одна за другой над поляной. Ничто не походило на сон. И эти двое не походили на сон. Какой сон, если Николай Иванович помнит до мельчайших подробностей, как он сегодня утром вставал и завтракал, разговаривал с Ольгой, с бригадиром Сергеем. И все-таки он сказал:
— О, господи… — хотя в бога не верил и вел на селе атеистическую пропаганду.
Лола спросила:
— Что вы сказали?
— Так, игра слов… — Николай Иванович смешался. И тут же сказал: — Как хорошо вы говорите по-русски.
— Мы не говорим по-русски, — сказала Лола. — Это лингвист-переводчик, — она показала на вмонтированный в головной обруч прибор наподобие микрофона. — С таким же успехом нас будут понимать пещерные люди…
Сказав последнюю фразу, она смутилась, однако Николай Иванович не понял ее бестактности — он был несказанно поражен.
— Однако, — пробормотал он, — что же мы стоим здесь? Пойдемте ко мне — будете гостями.
— Извините, — ответил Бин. — Надо исправить поломку. — Он нагнулся к машине.
— Скажите, — спросила Лола Николая Ивановича, — как сейчас называется эта местность?
— Алтайский край, — ответил Николай Иванович.
— Слышишь, Бин? — воскликнула Лола.
На протяжении следующего получаса Лола разговаривала с учителем. Они отошли в тень старой березы — солнце поднялось выше, и стало жарко. Бин копался в открытом моторе. Машина не походила ни на одну из современных машин. Это был эллипсоид — капля воды, как можно видеть ее на оконном стекле. Утолщенная впереди и опадающая назад. Сходство с каплей придавала ей выпуклая крыша — не то стекло, не то зеркало,- отражавшая небо, деревья. Ниже, по окружности эллипсоида, было смотровое стекло, широкое спереди, суживавшееся к задней части машины. Ни колес, ни каких-либо опор Николай Иванович не заметил — стекло упиралось в днище машины. Собственно, это была кабина, с откидными сиденьями, приборным щитом и мотором, похожим на авиационный — сквозь стекло видно, что он сконструирован в виде звезды; Бин последовательно рассматривал все его пять лучей.
Лола с нетерпением поглядывала на Бина. Это не мешало ей отвечать на вопросы Николая Ивановича и задавать вопросы ему.
Вот что узнал от нее Николай Иванович. Лола и Бин — биологи. В Зоологическом Парке Планеты они восстанавливают виды животнцх,. существовавших на Земле во все времена. Сейчас 1они возрождают фауну ледниковой эпохи: в Парке есть шерстистые носороги, саблезубые тигры. Нет мамонтов. Но они привезут мамонтов — оплодотворенные яйцеклетки и вырастят их искусственно. Конечно, это будет нелегко сделать, но они с Бином справятся. Смогли же они вырастить четырех мегатериев. За ними пришлось съездить подальше — в третичный период!.. «Как называется у вас эта местность, Алтайский край?» спросил Николай Иванович. «Чуть-чуть по-другому, — ответила она, — Алтаа — корень, как видите, проследить м …
knigogid.ru
Дверь нашего редакционного кабинета распахивается, и на пороге появляется пожилой, но ещё крепкий человек в кепке с неизменной улыбкой на лице. Это Николай Иванович Сушинов, один из той «маститой» когорты газетных «внештатников», которая не одно десятилетие была «костяком» «Сокольской правды». За годы сильно поредела старая гвардия районных газетчиков (многих нет уже на этом свете) — время неумолимо ко всему.
И Николай Иванович постарел, но остался творческим человеком, многогранное дарование которого ценили и будут ценить земляки. В его картинах — небро-ская северная природа, в статьях и зарисовках — русское неравнодушие, в житейских делах — неподдельная увлечённость. А чего стоит тонкий сушиновский юмор. Не зря журналист Алфей Шабанов в одной из своих зарисовок назвал Николая Ивановича самородком, бесподобным в своём самобытном остроумии. — А чьё влияние было самым сильным? — Пожалуй, Александра Рачкова. Я посвятил ему картину, которая хранится в фонде нашего музея. Александр Николаевич феноменально играл на гармошке, был весельчак, уважаемый многими. Иногда он с Рубцовым состязался в игре на гармошке и переигрывал. Гордился, что закончил институт, в котором учился Ленин… — А эта история с кепкой каши — вымысел? — Нет, всё так и было. Я только фамилии действующих лиц изменил. Кстати, по этому рассказу к какой-то дате в нашем педучилище был поставлен спектакль. — А про кресты с немецкого кладбища — правда? — Мы жили на улице Новой в двухэтажке. Когда возили на кладбище покойных фашистов, мы с рогатками сидели за забором. Процессию сопровождали конвоиры со штыками наголо. Мы из рогаток стреляли в фашистов, которые закапывали своих единомышленников. На месте захоронения ставили таблички с именами умерших. Как только процессия уезжала, мы эти таблички срывали и тащили домой — печки топить. — Действительно, детство без детства… — А вот ещё случай помню. У нашего дома был противопожарный пруд. Глубокий — метра три. В 43-м году в нём утопилась женщина с двумя детьми. От голода, от безысходности. Тела потом вылавливали граблями. Вот жизнь какая была… Артём КУЛЯБИН Новые статьи: Похожие статьи: |
www.spsokol.ru
Николай Иванович Пирогов
Чудесным доктором звали в народе Николая Ивановича Пирогова (1810-1881). «Чудеса», которые на протяжении полувека творил этот замечательный врач и ученый, были проявлением не только его высокой одаренности. Всеми помыслами и исканиями Пирогова руководила любовь к людям, к своей родине.
Пирогов был одним из самых крупных деятелей медицины прошлого века. Его научные труды по анатомии человеческого тела и новаторство в хирургии принесли ему всемирную известность.
Николай Иванович Пирогов родился в Москве. Сын небогатых родителей, внук крепостного крестьянина, он вынужден был из-за бедности оставить учение в частном пансионе. Случай помог ему. У Пироговых часто бывал известный московский врач, профессор университета Е. О. Мухин, который направил его экзаменоваться на медицинский факультет Московского университета.
Несмотря на тяжелое материальное положение, Пирогов блестяще окончил университет. Для подготовки к дальнейшей научной деятельности он отправился в г. Юрьев (ныне г. Тарту). Здесь в хирургической клинике университета Пирогов проработал пять лет.
Быстро росла практика хирурга, ее опережала слава. Молодой ученый уже настолько превзошел своих сверстников глубиной и разносторонностью знаний и блестящей операционной техникой, что смог по праву в 26 лет стать профессором хирургической клиники Юрьевского университета.
За короткий срок Пирогов написал замечательные научные труды по анатомии для хирургов. Он создал топографическую анатомию. В 1837-1838 гг. издал атлас, в котором были даны все сведения, нужные хирургу для того, чтобы во время операции безошибочно отыскать и перевязать любую артерию. Ученый выработал правила, как следует хирургу идти ножом с поверхности тела в глубину, не нанося излишнего повреждения тканям. Этот не превзойденный до сих пор труд поставил Пирогова на одно из первых мест в мировой хирургии. Его исследования стали основой всего последующего развития этой науки.
В 1841 г. молодого ученого пригласили на кафедру хирургии Медико-хирургической академии в Петербурге. Это было одно из лучших учебных заведений страны. Здесь по настоянию Пирогова была создана специальная клиника, которая называлась «Госпитальная хирургическая». Пирогов стал первым в России профессором госпитальной хирургии.
Стремление служить своему народу, истинный демократизм были главными чертами характера великого ученого. Большой гуманист, он всего себя отдавал людям, шел туда, где было всего труднее.
Когда в 1853 г. началась Крымская война и по всей стране разнеслась молва о героических защитниках Севастополя, Пирогов решил, что его место не в столице, а в осажденном городе. Он добился назначения в действующую армию. Вслед за ним туда поехала группа врачей и студентов-медиков.
Пирогов работал почти круглосуточно, спасая героев Севастополя. Во время войны врачи вынуждены были прибегать очень часто, даже при простых переломах, к ампутации (удалению) конечностей. Пирогов впервые применил гипсовую повязку. Она избавила многих солдат и офицеров от калечащей операции. Это открытие было плодом наблюдательности хирурга. Однажды в мастерской скульптора Николай Иванович заметил, как быстро застывает гипс, которому художник придает задуманную форму. Хирург тут же решил использовать гипс при переломах костей и при других повреждениях.
Еще за шесть лет до обороны Севастополя, в 1847 г., Пирогов участвовал в военных действиях на Кавказе. Тогда в ауле Салты впервые в истории войны было сделано 100 операций, во время которых раненых усыпляли эфиром, чтобы избавить их от излишних страданий. Такое состояние искусственного сна называется наркозом (от греческого слова, обозначающего «оцепенение»). В Севастополе было успешно проведено под наркозом уже 10 тысяч операций.
Во времена Пирогова еще не знали о том, что инфекцию от человека к человеку передают микробы. Врачи не понимали, отчего, например, происходит нагноение раны после операции. Проницательный русский хирург начал применять во время операций обеззараживающие вещества. Неудивительно, что раненые, которых лечил Пирогов, реже страдали от инфекции.
Но главная заслуга Пирогова во время Крымской войны была не столько в оказании непосредственной помощи раненым, сколько в организации четкой военно-медицинской службы. Он создал также новую форму медицинской помощи на войне — предложил использовать труд сестер милосердия, как их тогда называли, предвосхитил создание международной организации Красного Креста.
Народ знал и любил Пирогова. Хирург часто добивался успеха там, где другие врачи опускали руки. Однажды Пирогова пригласили к постели раненого героя итальянского народа Гарибальди. Никто из самых знаменитых врачей Европы не мог отыскать засевшую в его теле пулю. Извлечь пулю и вылечить Гарибальди удалось только Пирогову.
Вскоре после возвращения из Севастополя в столицу Пирогов ушел из Медико-хирургической академии и целиком посвятил себя педагогической и общественной деятельности. Он был назначен попечителем Одесского, а потом Киевского учебного округа. Пирогов опубликовал целый ряд педагогических сочинений. Они вызвали огромный интерес у передовых людей того времени, революционных демократов. Главной целью статей Пирогова о воспитании молодого поколения, по его собственным словам, была забота «о соглашении школы с жизнью, о свободе научного исследования, о возбуждении в учащихся уважения к человеческому достоинству и к истине». Великий ученый смело заявил, что все сословия и все национальности, включая и самые малые, имеют право на образование. Именно поэтому такое сочувствие вызвали его статьи в некрасовском «Современнике». Мысли, заключенные в них, поддерживали Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов. А. И. Герцен приветствовал Пирогова из далекого изгнания.
Передовые взгляды ученого на школу и воспитание вызвали злобные выпады царских чиновников, и ему пришлось уйти в отставку.
В мае 1881 г. Москва торжественно отмечала 50-летие научной и общественной деятельности Пирогова. В этот день ему преподнесли адрес от Петербургского университета, написанный великим физиологом И. М. Сеченовым. За любовь к Родине, испытанную тяжелым бескорыстным трудом, з*а стойкость и независимость убеждений истинно честного человека, за талант и верность принятым на себя обязательствам И. М. Сеченов назвал Н. И. Пирогова самым почетным, по его мнению, именем — «славный гражданин своей земли».
Талант и великое сердце сделали имя ученого-патриота бессмертным.
www.examen.ru