Национальная система учительского роста
В последние годы система образования в России претерпевает серьезные изменения, которые затронули все направления учебно-воспитательного процесса. Одним из главных нововведений стала национальная система учительского роста (далее — НСУР) — усовершенствованная форма аттестации учителей, призванная:
Скачайте План-график проведения апробации
Скачать бесплатно в .pdf
- учредить новую парадигму педагогических должностей, отвечающих требованиям времени и в полной мере отражающих квалификационный уровень специалистов;
- обеспечить объективную систему оценки компетенций;
- упростить механизм проведения аттестационного оценивания.
Что такое национальная система учительского роста НСУР?
С целью выполнения президентской инициативы, озвученной по результатам заседания Госсовета 23.12.2015 г., и указа «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», предусматривающего осуществление ряда мер для вхождения нашей страны в десятку мировых лидеров по показателям образования, продолжается реализация проекта НСУР. В свете этого важно уточнить,
отвечает Валентина Андреева, кандидат исторических наук, профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Российского государственного университета правосудия
Следует отметить, что пока о данной инициативе, несмотря на проделанную работу, как о системе говорить преждевременно. Модель нового аттестационного комплекса продолжает дорабатываться, при этом для переходного периода характерны следующие показатели:
- Широко представлена концепция НСУР, в т.ч. и в документах, составленных на основании публичных докладов представителей Минобрнауки и Рособрнадзора.
- Содержание отдельных нормативных актов, в частности предусмотренных «дорожной картой» (приказ Минобрнауки № 703 от 26.07.2017), дополняется и меняется в соответствии с требованиями Общероссийского Профсоюза образования, что усложняет процесс трактовки нововведений.
Среди основных причин, определяющих необходимость внедрения НСУР, специалисты отмечают низкий показатель объективности актуального метода аттестационного оценивания учителей в общенациональном масштабе. Это не позволяет определить показатель качества образования по стране в целом, а значит — и выявить основные проблемы, чтобы наметить пути их решения.
Что касается концептуально значимых моментов, к особенностям национальной системы учительского роста, квалифицируемой как одно из приоритетных направлений в государственной стратегии развития, следует отнести следующие положения:
- В ходе аттестационного оценивания нового образца педагоги любого уровня смогут продемонстрировать не только соответствие квалификации, а актуальный уровень педагогического опыта и профессиональных знаний. Это значит, что молодые учителя, стремящиеся к стремительному карьерному росту, при наличии необходимых компетенций, подтвержденных в ходе оценивания, смогут быстро занять высокую квалификационную позицию независимо от стажа работы.
- Критерии аттестации будут сведены к единому знаменателю, что будет способствовать преодолению факта субъективности суждений при оценке профессионального уровня всех педагогов без исключения.
- Количество распорядительной и справочно-информационной документации для аттестации будет значительно уменьшено.
- НСУР предусматривает внедрение формулы стимулирования учителей к непрерывному повышению квалификационного уровня.
Новые возможности для карьерного роста
Попробуйте бесплатно! Учебная программа «Руководство развитием ОО» За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.
Иными словами, новая система оценивания позволит не просто констатировать профессиональную подготовленность педагога, а определить приоритетные пути его дальнейшего развития, способствовать широкому внедрению прогрессивных методов организации учебно-воспитательного процесса. Представители инициативной группы надеются, что благодаря этому основным образовательным фокусом снова станет личность учащихся, что гарантирует повышение эффективности учебной системы, а значит — и уровня образования в целом.
Национальная система учительского роста: презентация Минобрнауки
В официальной
Реализация модели НСУР позволит решить ряд проблем:
- Объективное дифференцирование квалификационных уровней педработников с учетом актуального уровня компетенций.
- Снижение профессиональной нагрузки учителей за счет упразднения части «бумажной» работы.
- Сохранение социальных гарантий для педагогов.
- Повышение уровня престижности педагогических профессий, снижение «социальной напряженности».
- Профессиональную поддержку молодых учителей и выпускников «советской школы», нуждающихся в помощи при переходе на новаторские педагогические методики (помимо реализации тьюторской модели сопровождения).
- Кадровое и методическое обеспечение системы дополнительного образования.
Согласно презентации национальной системы учительского роста, представленной Минобрнауки, государственная инициатива предусматривает введение профессионального уровневого стандарта, профессиональных конкурсов, наградной системы, возможность «вертикального» или «горизонтального» карьерного роста педагогических сотрудников, а главное — изменение процедуры аттестационного оценивания.
Изменение порядка аттестации педагогов согласно НСУР
Проведение аттестационной процедуры оценивания старого образца | Проведение аттестации педагогов согласно нормам НСУР |
Особенности:
|
Проведение аттестационной процедуры на выбор (согласно старому образцу или выставление Единой федеральной оценки — ЕФО). Для получения показателя ЕФО проводится объективная оценка компетенций педработника без необходимости предоставления бумаг. |
Оценивание педработников согласно модели НСУР будет проводиться в региональных центрах обработки информации по единым правилам. Учителям предложат выполнить ряд заданий, позволяющий оценить уровень профессиональной компетенции. Рекомендуемая частота квалификационного оценивания — один раз в 5 лет, но в случае получения низких результатов («двойки») необходимо пройти переаттестацию через год.
Единая федеральная оценка компетентности учителя будет формироваться по стобальной шкале. При этом при расчете конечного результата будет приниматься во внимание уровень знаний и умений по ряду направлений:
- Детская психофизиология (требуемый уровень компетенций определяется на уровне Федерации).
- Методика преподавания, требования к которой могут отличаться на региональном уровне. Данный этап тестирования предназначен для педработников первой и высшей категории.
- Знание предмета (актуально для педагогов высшей категории, требования разрабатываются на уровне региона). По данному пункту допускается учет мнения выпускников (оценивается согласно статистической выборке, максимально допустимый показатель — 10 баллов) при условии.
На основании результатов оценивания для учителей планируется составлять программы индивидуального профессионального развития с определением оптимальных способов и методов повышения педагогического мастерства, а также пересматривать актуальные ставки с целью реализации справедливой системы оплаты. Правовые механизмы регуляции качества труда педагогов пока останутся неизменными.
Введение должностей в национальной системе учительского роста
С целью установления актуальных уровней владения компетенциями сотрудников системы образования предусмотрена многокомпонентная система оценивания, определившая необходимость введения новых должностей в национальной системе учительского роста — «старший учитель» и «ведущий учитель». Разработчики проекта предлагают создать условия для двух направлений развития педработников — «горизонтального» и «вертикального», особенности реализации которых отражены в таблицах. Стоит отметить, что только «вертикальный» карьерный рост предусматривает возможность получения перехода на должностной уровень нового образца.
«Горизонтальная» модель градации учительских должностей согласно НСУР
Должность | Категория | Обобщенные трудовые функции |
Учитель | Выпускник педагогической программы | Профессиональная деятельность по обучению и воспитанию детей школьного возраста согласно программным требованиям. |
Первая категория | ||
Высшая категория |
«Вертикальная» модель градации учительских должностей согласно НСУР
Должность | Категория | Обобщенные трудовые функции |
Ведущий учитель |
Высшая категория Первая категория |
Координация работы участников образовательных отношений — учителей и старших учителей. |
Старший учитель | Проектирование и внедрение образовательных программ. | |
Учитель | Осуществление профессиональной деятельности, направленной на обучение и воспитание школьников. |
Вместе с тем Общероссийский Профсоюз образования уже обратил внимание на высокие риски возникновения социальных издержек, которые могут иметь место при переходе на новую систему классификации должностей педработников. Принципиальной позицией представителей органа стало сохранение за педагогами, занывших должности старших и ведущих учителей, актуальных социальных гарантий, предоставляемых трудящимся отрасли, в том числе и право на досрочное назначение пенсионных выплат по старости. Также учительский состав обратил внимание разработчиков НСУР на необходимость создания прозрачной системы, обеспечивающей равные права всех заинтересованных специалистов на получение нового должностного уровня по результатам конкурсных или иных испытаний.
Еще одним важным вопросом, вызывающим повышенный интерес со стороны педагогов, остается круг должностных обязанностей старших и ведущих учителей, который пока скрыт за обтекаемыми формулировками. У многих педработников вызывает опасение тот факт, что если на старшего учителя будут возложены обязанности по проектированию программного содержания, а на ведущего — координация педагогического состава, это спровоцирует частичное пересечение полномочий сотрудников, занимающих высшие должности согласно НСУР, и представителей администрации школы, а также рост бюрократической нагрузки на учебно-воспитательный процесс в целом. При этом важно понимать, что данный вопрос пока остается на повестке дня, как и определение показателей аудиторной нагрузки, порядок определения уровня заработной платы старших и ведущих учителей.
www.menobr.ru
реформа системы образования продолжается, Познавательные статьи – “Навигатор Образования”
О глобальных реформах в системе образования РФ сейчас говорят повсюду. Они затрагивают все направления, от дошкольных образовательных организаций и начальной школы до высших учебных заведений. Перестройка системы коснулась не только учебных программ, форм и методов преподавания, но и повышения уровня квалификации самих педагогов.
О глобальных реформах в системе образования РФ сейчас говорят повсюду. Они затрагивают все направления, от дошкольных образовательных организаций и начальной школы до высших учебных заведений. Перестройка системы коснулась не только учебных программ, форм и методов преподавания, но и повышения уровня квалификации самих педагогов.
Основная проблема педагогических кадров сегодня заключается в том, что многим педагогам старшего поколения, получившим профессиональное образование в советской школе, приходится учиться практически заново, осваивая современные технологии обучения. В то же время молодые учителя испытывают определенные неудобства из-за нехватки практического опыта.
Чтобы максимально эффективно решить эту проблему была создана система роста профессионального уровня педагогов, которая до 2020 года будет постепенно внедряться на всей территории РФ.
Что такое национальная система учительского роста?
Прежде всего, следует отметить, что национальная система учительского роста (НСУР) – более усовершенствованная форма аттестации учителей, которая должна более точно отображать качество преподавания и профессионализм специалистов в сфере образовательных услуг. Министр образования и науки РФ отмечает, что старые формы аттестации нуждаются в пересмотре, внедрении новых и обязательно единых федеральных требований к оценке профессионального уровня (ЕФОМ). Ранее работавшая система не имела единых критериев оценки, что, в итоге, не позволяло увидеть объективную картину, позволяющую судить о качестве преподавания.
Новая система предполагает и присвоение новых квалификационных категорий в соответствии со сферой образовательной деятельности педагога, которые будут отражены документально и в штатном расписании.
Основные задачи и цели НСУР
Надо отметить, что идея внедрения НСУР – задача, поставленная президентом В.В. Путиным перед профильным министерством еще в конце 2015 года, что подчеркивает ее особую значимость на самом высоком государственном уровне. Разработка системы находится под контролем президента РФ, так как повышение уровня образования и качества оказания услуг в этой сфере – стратегия развития государства.
Особенностью новой системы являются следующие составляющие:
- Аттестация, действовавшая ранее, позволяла лишь выявить уровень соответствия квалификации. Новый же метод позволит учителю любого уровня продемонстрировать свои знания и опыт. То есть, если специалист чувствует в себе силы и стремится к профессиональному и карьерному росту, то он может занять более высокую ступень вне зависимости от стажа работы;
- Второй, не менее значимый критерий – внедрение нормативно-правовой базы в систему учительского роста, что даст возможность упорядочить критерии оценки профессионализма, привести их к общему знаменателю;
- Наконец, третий важный момент – система учительского роста предусматривает использование различных методов стимулирования педагогов к повышению уровня квалификации.
С помощью новой системы можно будет не просто констатировать профессиональную подготовленность учителя. Благодаря специальным методическим разработкам, в ходе подтверждения своей квалификации преподаватели смогут осваивать новые методы воспитания и социализации учеников.
Другими словами, воспитание личности учащихся вновь возвращается в учебные заведения и займет главное место, наравне с образовательным процессом – и это также одна из задач, которую особенно подчеркнул В. Путин в данном им поручении.
Перспективы внедрения НСУР
Внедрение НСУР – не разовая акция, рассчитанная на популяризацию властей. Ее постепенное внедрение с 2017 по 2020 год, указывает на плановый характер и серьезный подход к выполнению задачи. Более того, на начальном этапе внедрения предстоит ее апробация сразу в тринадцати регионах Российской Федерации.
В настоящий момент утверждена «дорожная карта» по постепенному внедрению системы. Уже известны члены экспертной комиссии и списки участников – субъектов РФ. До 2020 года предстоит окончательно разработать новый набор оценочных требований, методических рекомендаций по повышению квалификационного уровня и т.д.
Не исключено, что в ходе внедрения национальной системы учительского роста придется вносить коррективы в уже существующие разработки. Как и в любом новом деле, новые горизонты открываются уже в пути. Но начало этого пути уже проложено, а это значит, что реформа образования вступила в самую активную фазу.
В плане разработанных мероприятий также стоит доклад министра образования и науки О. Ю. Васильевой о проделанной работе по разработке и внедрению НСУР президенту России, что еще раз подчеркивает особую важность развития и совершенствования системы образования.
Выбрав однажды профессию учителя, каждый педагог должен понимать – чтобы иметь право вести за собой учеников, он сам обязан постоянно учиться и стремиться к новым вершинам. Остается надеяться, что преобразования будут встречены с энтузиазмом рядовыми учителями, и особенно – молодыми педагогами, в руках которых – будущее страны.
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.fulledu.ru
Национальная система учительского роста как мотивирующий фактор непрерывного профессионального совершенствования педагога
Проект новой редакции
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА
(состав обобщенных трудовых функций и перечень трудовых действий
в соответствии с Национальной системой учительского роста)
Обобщенная трудовая функция А. Профессиональная деятельность по обучению и воспитанию обучающихся.
Трудовая функция 1. Профессиональная деятельность по обучению и воспитанию обучающихся в соответствии с федеральными образовательными стандартами общего образования и основными образовательными программами.
Трудовое действие 1. Планирование занятий.
Учитель.
Планирует проведение занятий в соответствии с требованиями основной образовательной программы (в том числе адаптированной) и с учетом отдельных индивидуальных особенностей обучающихся (в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и другими особыми образовательными потребностями).
Старший учитель (Первая категория).
Осуществляет вариативное планирование проведения занятий в соответствии с требованиями основной образовательной программы (в том числе адаптированной) и с учетом отдельных индивидуальных особенностей обучающихся (в том числе обучающихся с ОВЗ и другими особыми образовательными потребностями).
Ведущий учитель (Высшая категория).
Демонстрирует образцы лучшей практики планирования занятий в соответствии с требованиями основной образовательной программы (в том числе адаптированной), максимально учитывающей индивидуальные возможности обучающихся (в том числе обучающихся с ОВЗ и другими особыми образовательными потребностями).
Трудовое действие 2. Проведение занятий.
Учитель.
Проводит занятия в соответствии с разработанными учебными планами и рабочими программами учебных предметов с использованием разнообразных педагогически обоснованных методик обучения и воспитания обучающихся.
Старший учитель (Первая категория).
Проводит занятия в соответствии с разработанными учебными планами и рабочими программами учебных предметов с использованием эффективных методик обучения и воспитания, направленных на создание зоны ближайшего развития большинства обучающихся.
Применяет различные формы индивидуализации в организации индивидуальной и групповой учебной деятельности обучающихся, направленные, прежде всего, на учет особых образовательных потребностей обучающихся.
Ведущий учитель (Высшая категория).
Проводит занятия в соответствии с целями основной образовательной программы (в том числе адаптированной) с использованием инновационных методик обучения и воспитания обучающихся (в том числе обучающихся с ОВЗ и другими особыми образовательными потребностями) и создания зоны их ближайшего развития.
Трудовое действие 3. Воспитание обучающихся.
Учитель.
Осуществляет воспитание обучающихся в единстве урочной и внеурочной деятельности в рамках программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Старший учитель (Первая категория).
Организует воспитание обучающихся в единстве урочной и внеурочной деятельности, используя для этого эффективные методики и различные ресурсы, в рамках программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Ведущий учитель (Высшая категория).
Демонстрирует образцы лучшей практики формирования личностных образовательных результатов обучающихся, используя для этого все ресурсы образования и социума и, прежде всего, свои собственные личностные качества.
Трудовое действие 4. Использование ИКТ.
Учитель.
Педагогически обоснованно использует отдельные виды ИКТ при проведении занятий и организации своей профессиональной деятельности.
Старший учитель (Первая категория).
Использует ИКТ для созданий информационной образовательной среды, направленной на мотивирование обучающихся и достижение ими более высоких образовательных результатов.
Ведущий учитель (Высшая категория).
Демонстрирует образцы инновационного использования ИКТ в организации различных форм учебной деятельности обучающихся (в том числе преодоления учебных трудностей и учета особых образовательных потребностей обучающихся).
Трудовое действие 5. Оценка образовательных результатов обучающихся.
Учитель.
Осуществляет объективную оценку образовательных результатов обучающихся с точки зрения ФГОС и основной образовательной программы. Использует результаты оценки для корректировки и индивидуализации используемых форм и методов обучения и воспитания обучающихся.
Старший учитель (Первая категория).
Разрабатывает и использует эффективные средства (инструменты) объективной оценки образовательных результатов обучающихся для индивидуализации их обучения и воспитания.
Ведущий учитель (Высшая категория).
Разрабатывает и использует широкий спектр средств оценки образовательных результатов т учебной деятельности обучающихся (в том числе психолого-педагогических и социологических) для разработки индивидуальных траекторий их обучения и воспитания.
Трудовое действие 6. Организация взаимодействия обучающихся.
Учитель.
Организует взаимодействие обучающихся, направленное на соблюдение норм поведения и дисциплины. Корректирует нарушение принятых норм.
Старший учитель (Первая категория).
Организует взаимодействие обучающихся на основе усвоенных ими норм взаимного уважения и правил поведения в учебной деятельности.
Ведущий учитель (Высшая категория).
Демонстрирует образцы лучшей практики в поддержании норм уважительного отношения и поведения в учебной деятельности самими учащимися.
Трудовое действие 7. Создание инклюзивной и мотивирующей образовательной среды.
Учитель.
Создает условия для полноценного участия обучающихся с ОВЗ в урочной и внеурочной деятельности.
Старший учитель (Первая категория).
Создает инклюзивную и мотивирующую образовательную среду, обеспечивающую участие в урочной и внеурочной деятельности различных категорий обучающихся с ОВЗ и другими особыми образовательными потребностями.
Ведущий учитель (Высшая категория).
Демонстрирует образцы лучшей практики создания мотивирующей и инклюзивной образовательной среды, обеспечивающей участие всех обучающихся в урочной и внеурочной деятельности.
Трудовая функция 2. Взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся.
Учитель.
Организует и поддерживает уважительное взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся с соблюдением норм профессиональной этики.
Старший учитель (Первая категория).
Организует и поддерживает уважительное и этичное взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся, создает условия для возможного участия заинтересованных родителей (законных представителей) обучающихся в урочной и внеурочной деятельности обучающихся.
Ведущий учитель (Высшая категория).
Демонстрирует образцы создания партнерства с родителями (законными представителями) обучающихся в организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся.
Трудовая функция 3. Взаимодействие с коллегами.
Учитель.
Демонстрирует отдельные примеры эффективного сотрудничества с коллегами в вопросах обучения и воспитания обучающихся.
Старший учитель (Первая категория).
В рамках собственной профессиональной деятельности регулярно участвует в совместной деятельности с коллегами, направленной на повышение качества обучения и воспитания обучающихся.
Ведущий учитель (Высшая категория).
Демонстрирует и организует свою профессиональную деятельность как составную часть единой и совместной с коллегами образовательной деятельности.
Обобщенная трудовая функция В. Проектирование образовательных программ.
Трудовая функция 1. Проектирование образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Трудовое действие 1. Проектирует программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности в соответствии с основной образовательной программой.
Трудовое действие 2. Проектирует программы формирования (развития) универсальных учебных действий обучающихся.
Трудовое действие 3. Проектирует программы воспитания и социализации обучающихся.
Трудовое действие 4. Проектирует программы коррекционной работы с обучающимися (включая обучающихся с ОВЗ) и адаптированные образовательные программы (совместно с другими специалистами).
Трудовое действие 5. Проектирует индивидуальные учебные планы обучающихся.
Трудовое действие 6. Разрабатывает и осуществляет программы мониторинга образовательных результатов обучающихся.
Обобщенная трудовая функция С. Координация деятельности участников образовательных отношений по проектированию и реализации образовательных программ.
Трудовая функция 1. Координация профессиональной деятельности педагогов в процессе реализации основной образовательной программы.
Трудовое действие 1. Осуществляет методическую помощь коллегам в постановке целей и выбора адекватных методов обучения и воспитания обучающихся (в том числе испытывающих трудности в обучения).
Трудовое действие 2. Помогает коллегам в разработке и использовании образовательных ресурсов и технологий (включая создание цифровых образовательных ресурсов и ИКТ).
Трудовое действие 3. Помогает коллегам в создании мотивирующей образовательной среды образовательной организации и индивидуализации профессиональной деятельности на основе результатов мониторинга образовательных результатов обучающихся.
Трудовое действие 4. Осуществляет экспертизу профессиональной деятельности коллег, направленную на формирование рефлексивного отношения к собственной образовательной практике. Координирует разработку планов профессионального развития педагогов.
Трудовое действие 5. Координирует профессиональную деятельность педагогов, направленную на совместное решение проблем профессиональной практики.
Трудовое действие 6. Осуществляет методическое сопровождение в описании лучших образовательных практик педагогов и их подготовку к аттестации.
Трудовое действие 7. Поддерживает профессиональные стандарты профессиональной деятельности (в том числе этические). Осуществляет наставничество стажеров и молодых специалистов.
Трудовая функция 2. Координация разработки и реализации основной образовательной программы в образовательной организации.
Трудовое действие 1. Координирует участие всех участников образовательных отношений в процессе разработки основной образовательной программы образовательной организации.
Трудовое действие 2. Обеспечивает методическую помощь педагогам в проектировании отдельных образовательных программ (предметного обучения, формирования УУД, воспитания и социализации, коррекционной работы, адаптированных образовательных программ, индивидуальных учебных планов, планов внеурочной деятельности и программ дополнительного образования обучающихся).
Трудовое действие 3. Осуществляет мониторинг реализации ООП и оценку качества образования в образовательной организации.
Источник: стандартпедагога.рф/view_3/index.html?page=1
multiurok.ru
О становлении и развитии региональной системы учительского роста
Обратная связь
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: [email protected]
Мы в социальных сетях
Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам
ВКонтакте >
Что такое Myslide.ru?
Myslide.ru — это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.
Для правообладателей >
myslide.ru
Проект уровневого профессионального стандарта педагога и модель Национальной системы учительского роста (НСУР) | Мемуары о будущем
Опубликовано: 10 июля 2017 года
7 июля 2017 года стартовало общественное обсуждение нового проекта уровневого профессионального стандарта педагога и модели Национальной системы учительского роста, которое продлится до 20 августа.
«Мировой опыт показывает, что профессиональные стандарты внедряются, когда люди информированы о его содержании. Они именно тогда воспринимаются профессиональным сообществом, когда само сообщество принимает участие в их формировании», — отметил руководитель группы разработки профессионального стандарта, академик РАО, директор Центра образования № 109 города Москвы Евгений Ямбург.
«Общественное обсуждение — важный для нас способ получить обратную связь», — подчеркнул эксперт, напомнив, что профессиональный стандарт призван повысить престиж учительской профессии, стимулировать их качественную подготовку, обеспечив новые возможности профессионального роста.
Отдельный важный аспект, учтенный в проекте, касается реформирования системы оценки качества работы педагога. Разработчики отмечают, что национальная система учительского роста предусматривает создание единых подходов к аттестации педагогов и внедрению новых дифференцируемых должностей в зависимости от сложности выполняемых задач и степени ответственности. Оба проекта тесно связаны друг с другом.
«Разработанный проект может быть использован для создания новой модели аттестации педагогов», — выразил мнение Евгений Ямбург.
Оба документа подготовлены рабочей группой Ассоциации «Педагог XXI века», созданной не только для содействия в применении профессионального стандарта педагога, но и для вовлечения признанных экспертов в этой области, в том числе учителей года России, к оценке деятельности своих коллег и разработке новой модели аттестации.
Создать систему профессионального роста учителей впервые предложил президент России Владимир Путин в конце 2015 года. Заместитель министра образования и науки РФ Татьяна Синюгина в рамках межрегиональной конференции «Развитие единой системы оценки качества образования: опыт и перспективы» отметила, что «для того чтобы эта система заработала, необходимо доработать профессиональные стандарты педагога. Это позволит выделить уровни квалификации и построить модель роста от выпускника педагогического вуза до педагога-наставника».
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться на сайте, оставить свои замечания или предложения в соответствующем разделе. Рабочая группа Ассоциации «Педагог XXI века» обобщит все комментарии и учтет их в последующей работе над проектами.
По материалам: ria.ru
P.S.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации (по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 23 декабря 2015 г.) был разработан проект модели НСУР в части использования уровневого подхода к квалификации (профессиональным компетенциям) педагога и проведена соответствующая доработка профессионального стандарта педагога.
В рамках указанной доработки профессионального стандарта педагога была построена система уровней профессиональных компетенций, описывающих развитие профессиональной деятельности педагога на основе усложняющегося состава его профессиональных действий.
Доработанный проект профессионального стандарта педагога позволяет выделить основные уровни квалификации педагога и придать им характер развивающейся системы, построив на этой основе модель горизонтальной карьеры педагога от выпускника педагогической программы (начальный уровень квалификации) до педагога наставника (высший уровень квалификации).
Проект описываемой горизонтальной карьеры педагога показан на схеме 1.
Каждый новый уровень (ступень) квалификации, показанный на схеме, может соответствовать существующим в настоящее время категориям, присваиваемым педагогу (первая, высшая).
В рамках горизонтальной карьеры не предполагается занятие учителем новых должностей, а происходит последовательный рост его квалификации (при сохранении должности учителя), выполнение одной и той же трудовой функции, но с усложняющимся составом трудовых действий, позволяющих обеспечить более высокий уровень обучения, воспитания и развития обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями.
Комментарий: Обобщенная трудовая функция остается той же, состав трудовых действий ОТФ А1, ОТФ А2 и ОТФ А3 усложняется (состав приведен в тексте доработанного профессионального стандарта педагога).
Наряду с описанной выше моделью горизонтальной карьеры педагога, основанной на росте квалификации при сохранении той же должности — учитель, в рамках разработанного проекта НСУР предполагается дополнительно и иной вид учительского
роста — вертикальная карьера педагога , связанная с освоением необходимых уровней квалификации для выполнения дополнительных обобщенных трудовых функций: ОТФ В «Проектирование образовательных программ», ОТФ С «Координация деятельности участников образовательных отношений по проектированию и реализации образовательных программ».Такая вертикальная карьера учительского роста предполагает возможность занятия учителем, демонстрирующим необходимый уровень квалификации, новых должностей — старшего учителя и ведущего учителя.
Модель показана на схеме 2.
Вертикальная карьера учительского роста не предполагает прекращение педагогической деятельности и переход к управленческой деятельности, а основана на выполнении новых ОТФ В и ОТФ С, что требует новых уровней квалификации, необходимых для этого (и отличающихся от уровней квалификаций учителя, соответствующих первой и высшей категории).
Данная модель может быть распространена не только на учителя, но и на педагога дошкольного образования — воспитателя.
Представленный проект модели НСУР на основе уровневого подхода к квалификации педагога и требований профессионального стандарта прошел широкое общественное обсуждение и получил положительную оценку на Всероссийской конференции по обсуждению содержания профессионального стандарта педагога с привлечением более 400 участников из 41 субъекта Российской Федерации (20 декабря 2016 года, Москва).
См. также:
Loading …
Записи с теми же метками:
Комментарии: (0)bda-expert.com
№ | Новая модель аттестации педагогов в соответствии с НСУР | Идеи для организации системы методической работы с педагогами школы |
Образовательные программы (реализация – учитель; проектирование и реализация – старший учитель; управление проектированием и реализацией образовательных программ – ведущий учитель) | Анализ качества спроектированных педагогами школы программ по учебному предмету, курсу, модулю позволит провести внутреннюю дифференциацию и организовать систему наставничества и консультирования, систему постоянно действующих обучающих семинаров по проектированию образовательных программ. В то же время необходимо разработать внутреннюю систему оценки качества (ВСОКО) реализации образовательных программ, которая также позволит выявить лидеров в каждой предметной области, способных оказывать консультационную помощь менее опытным коллегам. | |
Вывод по п.1: НСУР позволит реанимировать систему наставничества, что положительно скажется на профессиональном развитии молодых педагогов и педагогов с небольшим стажем работы. | ||
Общественная оценка деятельности учителя, включая учет мнения родителей обучающихся и выпускников | При разработке и внедрении ВСОКО в школе всех участников образовательных отношений необходимо сделать субъектами оценки деятельности учителя, что позволит получить «взгляд со стороны» при оценке педагогической деятельности. Проблемой может стать психологическая неготовность педагога к учету мнения родителей и обучающихся, выпускников. Кроме того, мнение указанных участников образовательных отношений может быть некомпетентным. Соответственно, необходимо организовать следующую деятельность: — методическое обеспечение психолого-педагогической готовности учителя к общественной оценке; — создание инициативной группы общественности, которая будет входить в число участвующих во ВСОКО в школе; обеспечение системы обучения данной инициативной группы наряду с внутренними экспертами, занимающимися ВСОКО. Кроме того, при разработке критериев и показателей ВСОКО (в данном случае деятельности учителя) важно учесть мнение данной инициативной группы. | |
Вывод по п.2: НСУР позволит сделать мнение общественности о деятельности учителя официальным и компетентным; обесценить некомпетентные позиции о деятельности учителя, транслируемые в социальных сетях. Данный факт благоприятно отразится на социальном статусе педагога. | ||
Показатели внутреннего мониторинга | При подготовке педагога к аттестации большое значение имеет умение собирать и структурировать результаты своих педагогических достижений. Соответственно, необходимо запланировать такие формы методической работы, как портфолио, самопрезентация. Однако наиболее важным будет являться умение педагога вести самомониторинг. | |
Вывод по п.3: НСУР инициирует стабильное функционирование ВСОКО в школе, отражающей качество работы педагога. Важно обеспечить финансовую поддержку данному направлению, отразить в Положении о Системе оплаты труда критерии и показатели качества деятельности педагога. | ||
Профессиональные конкурсы | При разработке Программы профессионального развития педагогов необходимо определить перечень конкурсов 1 уровня, 2 уровня, 3 уровня (по нарастающей). При составлении индивидуальной карты профессионального развития каждый педагог определяет для себя, в каком конкурсе он будет участвовать в течение учебного года (уровень конкурса выбирается в зависимости от опыта и др. факторов). Обязательным является прохождение каждого из уровней. Участие в конкурсах одного и того же уровня возможно не более трех лет. | |
Вывод по п.4: НСУР инициирует педагогов к самопрезентации, к участию в конкурсах, что позволяет обеспечить постоянный профессиональный рост педагогов. | ||
Предметные компетенции | Развитие данных компетенций в школе возможно только через наставничество и самообразование, соответственно, в систему методической работы необходимо включить обязательное повышение предметной (не методической!) компетенции педагогов во внешней среде за счет участия в вебинарах, семинарах, мастер-классах, открытых уроках и т.п. Не реже одного раза в три года обеспечить прохождение педагогами курсов повышения квалификации именно предметного содержания. | |
Вывод по п.5: На данный момент большое внимание уделяется развитию методической компетентности педагогов. После окончания ВУЗа педагог имеет возможность развивать предметную компетенцию только самостоятельно или в рамках методического объединения (если таковое существует в школе. А как быть тем, кто является единственным предметником в школе?). Введение НСУР в тестирование педагогов вопросов предметного содержания позволит изменить данную ситуацию как внутри школы, так и во внешней среде (возможно, увеличится количество предметных курсов повышения квалификации). | ||
Методические компетенции | Данным компетенциям в системе методической работы школы всегда уделялось большое внимание. Однако необходимо акцентировать внимание на таких компетенциях, как «работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии», «работа в условиях реализации программ инклюзивного образования», «работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении». Указанные компетенции до сих пор являются проблемными для многих педагогов. | |
Вывод по п.6: Введение НСУР позволит расширить перечень методических компетенций педагогов, необходимых для организации эффективной деятельности на уроке. | ||
Психолого-педагогические компетенции | Данным компетенциям в системе методической работы уделялось недостаточно внимания в связи с отсутствием у администрации возможности создать условия для их развития. Один школьный психолог не в состоянии обеспечить методическое сопровождение развития психолого-педагогических компетенций педагогов. Самообразованием по данному направлению также занимались от случая к случаю. Соответственно, в Программе профессионального развития педагогов школы данному вопросу необходимо уделить особое внимание. Возможны такие формы работы, как индивидуальные и групповые тренинги, организованные приглашенными специалистами, разбор реальных психолого-педагогических ситуаций; курсы повышения квалификации и др. | |
Вывод по п.6: Введение НСУР позволит повысить психолого-педагогическую компетентность педагогов, которая на данный момент является одной из важных составляющих успешной деятельности учителя. | ||
Коммуникативные, включая ИКТ-компетенции | На данный момент материально-техническая база МАОУ СОШ № 213 «Открытие» соответствует всем современным требованиям. Соответственно, оперативной целью методической работы является обеспечение эффективного применения МТБ в учебном процессе. Такие формы работы, как практикумы для педагогов, мастер-классы, индивидуальные и групповые консультации позволят обеспечить применение компьютерной, периферийной и иной базы в полном объеме. Коммуникативные компетенции на данный момент невозможны без общения внутри групп, сетей, электронного документооборота. Данная работа также должна быть оперативно организована, проведено обучение и консультирование как педагогов, так и детей и их родителей. | |
Вывод по п.8: Введение НСУР инициирует всех участников образовательных отношений к построению системы оперативного обмена информацией, что возможно только с применением ИКТ-технологий. |
io.nios.ru
Модель национальной системы учительского роста (проект НСУР) и совершенствование профессионального стандарта «Педагог»
Китайгородская Г.В., ректор ГОУДПО «КРИРО»
О национальной системе учительского роста. Новая модель аттестации на основе применения единых оценочных материалов и минимализации профессиональных дефицитов у педагогов в рамках формирования национальной
ПодробнееПредполагаемый результат
профессиональной деятельности; обозначены особые условия допуска к работе; описаны обобщенные трудовые функции (А, В) и соответствующий им уровень квалификации; конкретизированы квалификационные требования
ПодробнееПРИМЕРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРАКТА
Московский городской психолого-педагогический университет ПРИМЕРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРАКТА Леонова Олеся Игоревна Координатор подгруппы рабочей группы по адаптации и внедрению отдельных профессиональных
ПодробнееПРИКАЗ от «23» ноября 2016 г. 135
Управление образования администрации Ангарского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 5» ПРИКАЗ от «23» ноября 2016 г. 135 О утверждении
ПодробнееVII. АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
VII. АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ 7.1. Мин РБ: 1) Составляет смету расходов на оказание государственной услуги по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных
Подробнее1 этап: Подготовительный (май-декабрь 2016г.)
Дорожная карга внедрения «Педагог (педагогическая деятельн основного общего, среднего общего образования) (учитель)» «Педагог дополнительна в МБОУ «Средней общеобразовательной школе 46» Цель: Обеспечение
Подробнее3. ФУНКЦИИ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
1 организация взаимопосещения уроков и иных профессионально значимых педагогических мероприятий по определенной тематике с последующим осуществлением анализа результатов; проведение открытых уроков для
ПодробнееУтверждено. Согласовано
Согласовано С педагогическим Советом Протокол 5 от 25.03.2016г. Утверждено Директор МКОУ «Светловская СОШ» О.Б.Титова Приказ 36 от 26.03.2016 г. План внедрения «Педагог (педагогическая деятельность в сфере
Подробнеегорода Губкина Белгородской области
Принято на заседании общего собрания коллектива МАДОУ «Детский сад комбинированного вида 2 «Ромашка» города Губкина Белгородской области Протокол от 2014 года Утверждаю Заведующий МАДОУ «Детский сад комбинированного
Подробнеев МДОУ «Благоевский детский сад»
Принят Утвержден на заседании педагогического совета, Приказом ДОУ от 21.04.2017 г. протокол 3 от 20.04.2017 г. 02-13/18 План внедрения профессионального стандарта в МДОУ «Благоевский детский сад» 2017
Подробнее. Общие положения. II. Цели и задачи отдела
. Общие положения 1.1. Организационно-методический отдел (далее по тексту Отдел) является структурным подразделением государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования
Подробнее4. Организация деятельности
— проводит педагогические эксперименты по проблемам методики обучения и воспитания учащихся и внедрение их результатов в образовательный процесс; — круглые столы, совещания и семинары по учебно-методическим
ПодробнееПрограммы. соответствия
2.Разработка, согласование и утверждение локальных правовых актов детского сада в области формирования кадровой политики, трудовых отношений с воспитателями, нормирования, оценки качества труда воспитателей.
ПодробнееПояснительная записка
Согласовано: Утверждаю: Председатель М Профсоюзного комитета «Ц.р.р.- д/ с 116» Шумакова А.К. «01» 03 2016г. приказ 10/1 от 01.03.2016г План внедрения профессионального стандарта «Педагог (педагогическая
ПодробнееДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ И ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР РАБОТНИКОВ
Подробнееdocplayer.ru