Как учиться на чужих ошибках? | Психология
Все они достигли успеха благодаря каким-то качествам, решениям и поступкам, которые все остальные тщательно рассматривают, раскладывают по полочками и растирают и выпаривают в ретортах, чтобы получить свой философский камень — то бишь рецепт универсального успеха. Но тем не менее этот путь не особенно приводит к ожидаемому результату: много из ваших друзей, спящих в обнимку с биографией Джобса, продали в прошлом году свой стартап хотя бы за сто тысяч долларов? У меня — ни одного!
Весь парадокс ситуации заключается в том, что, следя за успешными людьми, никто особо не обращает внимание на неудачников и их ошибки — а секрет кроется именно здесь! В статистике есть такое определение «Ошибка выжившего» — когда статистики ищут закономерности в одной группе, так называемых «выживших», забывая о другой — не менее важной, группе «погибших».
Чтобы доказать свое утверждение, приведу знаменитый исторический пример. Во время Второй мировой войны в США было создано специальное ведомство, которое, помимо прочего, занималось проблемой безопасности бомбардировщиков — их было настолько легко сбить, что в лучшем случае половина возвращалась обратно. Изучая вернувшиеся бомбардировщики, военные решили, что надо укрепить броней места, прошитые пулями — крылья, носовую часть и прочие.
Но тут в дело вмешался математик, изучил проблему и объяснил, что нужно искать места, где уцелевшие бомбардировщики не были повреждены — именно это самые уязвимые места, ведь самолеты вернулись обратно только потому, что туда не попали! Ими оказались бензобак и кабина пилота — которые закрыть броней было гораздо проще, нежели крылья. Таким образом, этот вывод математика — даже не инженера! — спас жизни множества пилотов, и этот принцип используется в военной технике до сих пор.
Точно так же в жизни мы видим только вершину айсберга — только тех, кто добился успеха, стараясь не обращать внимание на неудачников, опасаясь заразиться их неудачами. Хотя пословица гласит, что умные люди учатся на чужих ошибках, в научной литературе публикуются результаты только успешных экспериментов, а если бы был каталог неуспешных, ученые могли бы снова и снова не повторять ошибок предшественников.
И вот признаюсь, я решила рискнуть и составить список ошибок, которые приводят людей к жизненному краху, не только профессиональному, но и личному — на примере моих знакомых и их историй из жизни.
1. Ориентироваться на чужое мнение, даже самых близких людей, а не на собственные желания. По-моему, это классический пример — хотел быть художником, но родители сказали, лучше быть юристом, денежнее и престижнее. В результате человечество имеет еще одного посредственного и печального юриста, вместо того чтобы иметь хорошего и счастливого художника.
2. Пытаться быть всегда хорошим. Вытекает из предыдущего пункта. Вежливость — это замечательно, но тот же популярный Стив Джобс был редким хамлом. Победителей не судят!
3. Тратить время на неинтересную работу. К сожалению, жизнь слишком коротка, чтобы каждый день с ненавистью тащиться туда, где тебе не нравится — даже если за это хорошо платят.
4. Ставить перед собой нереальные цели. В последнее время я замечаю, как люди выбиваются из сил, стараясь выплатить ипотеку за квартиру в двести-триста квадратных метров, теряя на этом здоровье и жизненные силы — лишь бы не стать хуже других. Это касается многих вещей; об этом уже миллионы раз говорилось, что деньги и вещи еще никого не сделали счастливее, но тем не менее пятые Айфоны по-прежнему лидируют в списке желаний.
5. Не отстаивать собственные интересы, считая их второстепенными. Семейные психологи говорят, что все проблемы в семье происходят оттого, что один член семьи позволяет себе лишнее, а другой молчит и терпит.
7. Давать людям третий шанс. Второй шанс еще можно дать — но уже с некоторыми ограничениями. Но в третий раз прощать изменившего или запившего мужа — это уже непростительная ошибка!
8. Делать гадости людям. Я не особенно верю в карму и в высшие силы, но замечаю, что люди, которые обманывали других, совершали подлости и предавали, рано или поздно оказываются в одиночестве. Благодаря тем, кто не совершает предыдущую ошибку и не дает им второй/третий шанс.
9. Винить в своих неудачах других. Подлые партнеры, мужики-козлы, невнимательные работодатели и неблагодарные дети — вот кто виноват в том, что жизнь рванула под откос.
10. Думать, что кто-то придет и решит все твои проблемы. Типичная ошибка девушек, ждущих принца — проблемы накапливаются, принц не приходит, либо приходит и приносит с собой массу других проблем.
Разумеется, этот список далеко не полный — зато каждый из нас может его дополнить и расширить, и возможно, это позволит нарастить броню и подстелить соломку именно в том самом месте!
shkolazhizni.ru
450. Можно ли учиться на чужих ошибках?
Когда мы только начинаем свой жизненный путь, мы познаем мир со слов родных и близких. Именно они говорят нам, что соседский мальчик попал в аварию, перебегая дорогу, или то, что они в детстве пробовали на спор засунуть в рот лампочку и не смогли вытащить ее обратно без посторонней помощи, обращая наше внимание на серьезные последствия этих необдуманных поступков. Мы учимся на чужих ошибках и уже не повторяем их. На таком принципе строится любое обучение: нам говорят то, что уже известно и проверено методом сотен проб и ошибок, а мы применяем уже готовые сведения на практике и не повторяем путь их создателей. Поэтому я считаю, что человек может и должен учиться таким образом.
Примеры, подтверждающие данную мысль, можно найти в романе Толстого «Анна Каренина». Константин Левин видит, как спился и деградировал его брат Николай. Из доброго и порядочного человека он превратился в ничтожного и отталкивающего пьяницу, дни которого сочтены. Младший брат оказался умнее: он тщательно следил за здоровьем, занимался гимнастикой, избегал вина и продажных женщин, занимался хозяйством вдали от суетного и порочного городского мира. Чтобы понять, что невоздержанное и безответственное поведение в сочетании со спиртным губит душу и тело человека, Константин не пробует этого сам, ему достаточно проанализировать ошибки брата и постараться их не повторить, что он и сделал, как мы знаем.
Другой пример мы можем найти в романе Достоевского «Преступление и наказание». Мармеладов стал алкоголиком и пустил по миру семью. Его родная дочь Соня вынуждена была продавать свое тело, чтобы прокормить приемных детей отца и его больную жену. Хоть проститутки и известны, как женщины, увлекающиеся спиртным и изрядно им злоупотребляющие, Соня к нему не притрагивалась. Такое горе, как у нее, нередко заливают алкоголем, чтобы забыть, но девушка твердо усвоила, что пьянство – источник бед и пороков. Не зря автор говорил, что грязное занятие не запятнало ее душу: она делала это, чтобы выжить, но на ошибках отца научилась не примиряться с пороком и не благоволить ему. Поэтому Соня смогла выбраться из омута нищеты, в отличие от Мармеладова, и зажить честной и добродетельной жизнью.
Можно ли учиться на чужих ошибках? Конечно же, да, даже нужно. Без учета опыта предыдущих поколений человечество не сможет двигаться вперед и развиваться, ведь навсегда останется на одних и тех же граблях. Постигая мир, мы не должны пробовать на себе все глупости и нелепости, их и так в изобилии совершали до нас. Мы обязаны учесть этот горький опыт других людей и двигаться дальше, протаптывая тропинку прогресса для наших потомков.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!literaguru.ru
Как учиться на чужих ошибках и опыте
Дата публикации . Опубликовано в Жизнь
Как известно, мудрый человек способен учиться не только на собственном опыте, но и на чужом. Какое-то время назад мне не очень верилось в это утверждение, и все стены на своем пути я пробивала собственной головой, прежде чем понять, что их можно было просто обойти или, отойдя немного назад, увидеть дверь. Голова у меня не казенная, и набивать на ней шишки – трудозатратно и утомительно, поэтому я попробовала найти другой подход, который позволил бы перенимать чужой опыт для решения задач, которые стоят передо мной.
Внешние источники опыта лично для себя я разделяю на те, что далеко от меня и те, что находятся рядом. В первую категорию попадает чей-то опыт, изложенный в книгах, услышанный в историях, увиденный в фильмах. Я понимаю и признаю его ценность, но сегодня больше хочу сосредоточиться на второй категории – том, что происходит рядом с нами. У каждого из нас есть окружение, которое является не иссякающим источником житейской мудрости, полезного опыта и материала для анализа. Я люблю быть активным участником событий, быть в центре происходящего, но это не мешает мне оставаться наблюдателем – изучать и оценивать происходящее, анализировать действия людей и приходить к определенным выводам. Именно об этом я и хочу поговорить с вами – о том, как учиться у своего окружения.
Практически на любой вопрос, который у вас возникает, можно найти ответ в своем окружении, жизнях людей, которых вы знаете и тех, с кем случайно встречаетесь. Наблюдатель во мне очень интересуется жизнями других людей, так как видит в них возможность научиться чему-либо, не совершая шагов по собственным граблям и, зачастую ему это удается. В частных случаях, коих может быть великое множество, имеет смысл глубоко анализировать какого-то одного человека, но, на мой взгляд, объективные результаты можно получить, если рассматривать большое количество людей в разрезе той проблемы/задачи, которая вас интересует. Как бы мы ни любили изобретать велосипед, который до нас уже изобрели тысячи и миллионы раз, это часто оказывается огромной тратой времени, и того же понимания, которое мы обретаем в итоге, можно достичь, просто посмотрев вокруг себя.
Как учиться на чужом примере?
Анализируйте окружающих! Что занимает ваш ум прямо сейчас? Какую цель вы ставите перед собой? Ваше окружение может ответить на любые вопросы, обращенные к самому себе: «как стать успешным?», «как избежать разочарования в отношениях?», «как реализовать себя в творчестве?» и т.д. Подумайте:
Что объединяет успешных людей? Напрягите память и наберите пять-десять человек, которые, на ваш взгляд, успешны – из тех, кого вы знаете. Это могут быть родственники, преподаватели, коллеги, начальник, друзья, знакомые. Проведите между ними параллели и определите, что в их жизненной позиции, мышлении и привычках является общим. Те черты, которые проявляются во всех успешных людях, являются ключами к вашему успеху.
Что объединяет «неудачников»? Каждый из нас знает людей, у которых ничего не получается, которые не могут реализовать себя и добиться желаемого в жизни. Проанализируйте их поведение, решения, которые они принимают, их настрой и начните следить за собой. Если в вас проявляются схожие черты, фиксируйте это, и заменяйте их на привычки успешных людей. Поделитесь своими наблюдениями об успешных людях с теми, кто сейчас попадает в категорию «неудачников» — возможно, вы сможете помочь им.
Что общего у тех, чьи отношения успешны? Можно прочитать сотни книг и статей о том, как построить счастливые прочные отношения, но гораздо эффективнее научиться этому на живом примере. Подумайте о тех, чьи отношения складываются удачно, тех, кто продолжительно счастлив вместе и выделите общее в этих парах. Список этих характеристик можно применять как план к действию в собственных отношениях.
Что общего у тех, кто счастлив? В вашем окружении есть счастливые, удовлетворенные люди?
Что их объединяет? На этот вопрос вам стоит ответить, если вы стремитесь к счастью. Что объединяет тех, чье творчество востребовано?
Что объединяет тех, кто несчастен?
Продолжать список вы можете сами, в зависимости от того, чему хотите научиться, не стучась собственной головой. Разумеется, я не умаляю значимости собственного опыта, приобретенного вами, но, на мой взгляд, очень многое можно понять, поняв свое окружение, сэкономив собственное время и силы. Учиться на чужих ошибках и положительных примерах необходимо особенно тем, кто хочет очень многое успеть за свою жизнь. Если все проверять на собственном опыте, ее может просто не хватить на задуманное.
Ну, и напоминаю вам простейший алгоритм, который универсален почти для любой методики, и который помогает учиться на чужом опыте: Анализ → обработка информации → выводы → постановка целей → видение перспективы (составление плана).
Источник
www.vitamarg.com
Дурак учится на своих ошибках, умный — на чужих, а мудрый использует
ВЕТЕРАН Автор:23 декабря 2015 10:40
Текста много, но прочитать интересно и полезно…
Чтобы показать, как один неверный выбор может изменить всю жизнь, фотограф Трент Белл (Trent Bell) попросил заключенных тюрьмы штата Мэн, отбывающих длительные сроки, написать письма самим себе в прошлое.
Ссылки по теме:
Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:
Новости партнёров
fishki.net
Всегда ли лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих?
Наличие ошибок – непременное условие для получения жизненного опыта, без которого человек никогда не повзрослеет и не сможет развиваться, ведь без учета своих неудач, поражений и неправильных поступков он не исправится и не станет лучше. Нравится нам или нет, шишки, ссадины и шрамы – закономерности бытия, согласно которым существует цивилизация. Конечно, приятно учиться на чужих ошибках, чтобы уберечь себя от их последствий. Но всегда ли лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих? Будет ли это так же эффективно?
Выдающиеся писатели и мыслители на протяжении всего исторического процесса задумывались над этой темой так же, как и я сегодня задумываюсь над этим письменным столом. Мне вспоминается роман Михаила Шолохова «Тихий Дон», где главный герой Григорий Мелихов, пережив многочисленные потрясения и боевые походы под разными знаменами, наконец, осознает, что война, на чьей бы стороне она не была, это гибель ни в чем неповинных людей и опустошение земель. Он начинает свой жизненный путь, не задумываясь о сущности ратных подвигов. Молодой казак – отличный боец и, что называется, в рубашке родился. Он отлично видел, как война калечит его односельчан нравственно и духовно, но ему нужен был собственный опыт, чтобы понять это. Без него он не нашел бы правды, которую искал. На чужих ошибках такие вещи не осознать.
Михаил Булгаков тоже коснулся этой темы в своем романе «Мастер и Маргарита». Понтий Пилат, один из самых сложных его героев, совершает фатальную ошибку, которая определила ход мировой истории в последующие столетия. Он отдал распоряжение о казни проповедника Иешуа, понимая, что руки его будут запятнаны кровью невинного человека. За это решение Пилат понес суровую кару, ожидая прощения и терзаясь муками совести не одну тысячу дней. Какой урок вынес римский чиновник? Свою роковую ошибку он точно исправить не смог, да и случаев ему больше не представится. Нет, его опыт не был столь поверхностным и буквальным, это не мораль в басне. Герой осознал, что он — не бог, и не может выносить приговоры, где решается вопрос жизни и смерти. Его власть – всего лишь земная. Но он, похоже, единственный владыка, который понял свое бесправие и принял его. Это прозрение можно почувствовать лишь ценой опыта, ведь иные власть имущие умирают, так и не узнав истину. Взамен иллюзии они отдали душевный покой и независимость. Пилат, в отличие от них, пережив испытания, стал свободным. Чужие ошибки не помогли бы ему это сделать.
Таким образом, я делаю вывод, опираясь на опыт великих русских писателей, что чужие ошибки не всегда могут нам помочь. Свой опыт гораздо полезнее, ведь чужой мы можем истолковать неправильно, так как не знаем того, что знает этот человек. Кроме того, кардинальные изменения могут совершить в нас только собственные выводы и уроки, которые мы получили.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!literaguru.ru
Можно ли научиться на чужих ошибках? | Мир вокруг нас
В первую очередь определимся со словом «ошибка» без философского подхода к определению специальных понятий, терминов и дефиниций. Обыденное и житейское понимание слово «ошибка» — это какое-либо неправильное действие человека, сделанное не так, как следовало бы, по мнению самого ошибающегося или окружающих его людей.
А как нужно сделать, кто может точно сказать? Большое значение в судьбе человека играют его мировоззрение, моральные принципы и психологическая природа, которые определяют его взаимодействия с окружающим миром. А как формируются мировоззрение и моральные принципы человека? В большей степени воспитанием, в ходе которого и приобретаются навыки житейской мудрости.
В отличие от врожденных житейских понятий общественного сознания, характер человека, зависимый от смешения четырех типов темперамента (холерического, меланхолического, сангвинического и флегматического) не бывает врожденным, а формируется в процессе обучения и воспитания. Он связан с условиями жизни человека и проявляется в его поступках и действиях.
Как мы знаем, формирование человеческого сознания проходило на всех этапах становления человеческого общества. И на всех этапах развития существовали какие-то правила поведения человека в разных жизненных ситуациях. Появились законы, обуславливающие поведение человека в обществе, описанные в этнографической и религиоведческой литературе.
В системе понятий, определяющих отношения людей, появляются принципы социального поведения в обществе: не убивай, не воруй, не прелюбодействуй и т. д. Но в каждом обществе наряду с горизонтальными связями существуют вертикальные, которые по национальным или иным признакам напоминают о родовых связях и обычаях в форме разных мифологических сказаний и пословиц.
Но кто может сказать человеку, как правильно поступить, когда сосед ворует, а его никто не наказывает за это; другой прелюбодействует и ведет развратный образ жизни, а ему все сходит с рук. Иное дело у инков, у которых воров практически не было, а супружеская неверность каралась сурово. «Прелюбодея» ждала мучительная и позорная смерть от поражения стрелами. И первую стрелу пускал в детородный орган соблазнителя сам муж-«рогоносец»!
Большинство житейских ошибок связываются с любовью, которая у женщин, по наблюдениям разных психологов, вспыхивает быстро, но так же быстро и гаснет. У мужчин же чем быстрее любовь возникла, тем дольше она продержится. Любовь — как наркотик, и не длится вечно. Эксперты объясняют это биологическими факторами, когда естественные любовные химикалии испаряются после 18 месяцев.
Английский эксперт Сара Литвинофф утверждает, что люди глупеют от любви. В данном случае можно поверить на слово. Практически все без исключения оказывались в ситуации, когда природа требует продолжения рода человеческого, а наука почти откровенно приравнивает состояние влюбленности к легкому сумасшествию.
Геродот, например, рассказал о том, как власть, принадлежавшая ранее дому Гераклидов, перешла к роду Креза. Гераклид Кандавл был очень влюблен в свою жену и, как влюбленный, считал, что обладает самой красивой женщиной на свете. И вот «сдуру» или будучи под любовным влиянием Кандавл похвастался красотой своей жены перед своим телохранителем Гигесом, который увидел ее обнаженной.
И Гигес любовался, как она вошла и сняла одежды. Как ни в чем ни бывало, женщина хранила молчание. Но когда наступил день, она велела своим слугам позвать к ней Гигеса. Гигес пришел и услышал такие слова: «Или ты убьешь Кандавла и, взяв меня в жены, станешь царем лидийцев, или сейчас же умрешь, так как увидел то, что тебе не подобает». Мораль тут, видимо, такова, что полностью раздетой женщину мог видеть только муж. И Гигес овладел царством.
Ошибка ли это? Или специально придуманная история оправдания женской неверности, послужившая своеобразной тропинкой на трон с использованием расположения жены обладателя этого трона? Например, мать первой русской царицы Анны, императрица Феофано, была женой двух византийских императоров — Романа II Молодого (959−963) и Никифора II Фоки (963−969), убитых своими последователями.
Жизнь человека подчинена природным законам, и вне общественного сознания отдельный представитель человечества существовать не может. Поэтому он и должен подчиняться законам общественного самоуправления, положений, включающих и моральные нормы поведения в обществе. Но поведение каждого человека, реагирующего на изменения в быту, будет зависеть от сложившегося характера, когда он пребывает в тоске и печали меланхолика или ревнивой ярости холерика.
В том, что «ошибающихся» людей Бог накажет, мы сами увидеть не можем, а поверить в это сложно, видя, как человек украл миллион, а его никто не преследует. Можно ли воровство в данном случае назвать ошибкой? Расхожая фраза: «Хочу любить и быть любимым». А почему нет, когда никто не любит страдать и один из способов защитить свое сердце от боли — это поступать так, как тебе хочется?
Для того чтобы учиться на чужих ошибках, надо, по крайней мере, признавать и на психологическом уровне осознавать наличие каких-то существующих правил, которые нарушаются. Но как может осознать человек, ошибается сосед или нет, когда он не признает или не осознает, в силу своего воспитания, каких-либо правил. Может быть, тот живет по другим законам и правила у него другие.
И выходит так, что учиться человек может только на своих ошибках, получив негативные последствия. Когда он осознает объективную реальность и будет думать, что это конкретное его действие, поддающееся измерению, послужило причиной для изменений в состоянии жизни.
shkolazhizni.ru
Как учиться на чужих ошибках
У каждого из нас есть окружение, которое является не иссякающим источником житейской мудрости, полезного опыта и материала для анализа.
Как известно, мудрый человек способен учиться не только на собственном опыте, но и на чужом. Какое-то время назад мне не очень верилось в это утверждение, и все стены на своем пути я пробивала собственной головой, прежде чем понять, что их можно было просто обойти или, отойдя немного назад, увидеть дверь.Голова у меня не казенная, и набивать на ней шишки – трудозатратно и утомительно, поэтому я попробовала найти другой подход, который позволил бы перенимать чужой опыт для решения задач, которые стоят передо мной.
Внешние источники опыта лично для себя я разделяю на те, что далеко от меня и те, что находятся рядом. В первую категорию попадает чей-то опыт, изложенный в книгах, услышанный в историях, увиденный в фильмах. Я понимаю и признаю его ценность, но сегодня больше хочу сосредоточиться на второй категории – том, что происходит рядом с нами.
У каждого из нас есть окружение, которое является не иссякающим источником житейской мудрости, полезного опыта и материала для анализа.
Я люблю быть активным участником событий, быть в центре происходящего, но это не мешает мне оставаться наблюдателем – изучать и оценивать происходящее, анализировать действия людей и приходить к определенным выводам. Именно об этом я и хочу поговорить с вами – о том, как учиться у своего окружения.
Практически на любой вопрос, который у вас возникает, можно найти ответ в своем окружении, жизнях людей, которых вы знаете и тех, с кем случайно встречаетесь. Наблюдатель во мне очень интересуется жизнями других людей, так как видит в них возможность научиться чему-либо, не совершая шагов по собственным граблям и, зачастую ему это удается.
В частных случаях, коих может быть великое множество, имеет смысл глубоко анализировать какого-то одного человека, но, на мой взгляд, объективные результаты можно получить, если рассматривать большое количество людей в разрезе той проблемы/задачи, которая вас интересует.
Как бы мы ни любили изобретать велосипед, который до нас уже изобрели тысячи и миллионы раз, это часто оказывается огромной тратой времени, и того же понимания, которое мы обретаем в итоге, можно достичь, просто посмотрев вокруг себя.
Как учиться на чужом примере? Анализируйте окружающих!
Что занимает ваш ум прямо сейчас? Какую цель вы ставите перед собой? Ваше окружение может ответить на любые вопросы, обращенные к самому себе: «как стать успешным?», «как избежать разочарования в отношениях?», «как реализовать себя в творчестве?» и т.д. Подумайте:
• Что объединяет успешных людей? Напрягите память и наберите пять-десять человек, которые, на ваш взгляд, успешны – из тех, кого вы знаете. Это могут быть родственники, преподаватели, коллеги, начальник, друзья, знакомые.
Проведите между ними параллели и определите, что в их жизненной позиции, мышлении и привычках является общим. Те черты, которые проявляются во всех успешных людях, являются ключами к вашему успеху.
• Что объединяет «неудачников»? Каждый из нас знает людей, у которых ничего не получается, которые не могут реализовать себя и добиться желаемого в жизни. Проанализируйте их поведение, решения, которые они принимают, их настрой и начните следить за собой.
Если в вас проявляются схожие черты, фиксируйте это, и заменяйте их на привычки успешных людей. Поделитесь своими наблюдениями об успешных людях с теми, кто сейчас попадает в категорию «неудачников» — возможно, вы сможете помочь им.
• Что общего у тех, чьи отношения успешны? Можно прочитать сотни книг и статей о том, как построить счастливые прочные отношения, но гораздо эффективнее научиться этому на живом примере. Подумайте о тех, чьи отношения складываются удачно, тех, кто продолжительно счастлив вместе и выделите общее в этих парах. Список этих характеристик можно применять как план к действию в собственных отношениях.
• Что общего у тех, кто счастлив? В вашем окружении есть счастливые, удовлетворенные люди? Что их объединяет? На этот вопрос вам стоит ответить, если вы стремитесь к счастью.
• Что объединяет тех, чье творчество востребовано?
• Что объединяет тех, кто несчастен?
Продолжать список вы можете сами, в зависимости от того, чему хотите научиться, не стучась собственной головой. Разумеется, я не умаляю значимости собственного опыта, приобретенного вами, но, на мой взгляд, очень многое можно понять, поняв свое окружение, сэкономив собственное время и силы.
Учиться на чужих ошибках и положительных примерах необходимо особенно тем, кто хочет очень многое успеть за свою жизнь. Если все проверять на собственном опыте, ее может просто не хватить на задуманное.
Ну, и напоминаю вам простейший алгоритм, который универсален почти для любой методики, и который помогает учиться на чужом опыте: Анализ → обработка информации → выводы → постановка целей → видение перспективы (составление плана).
mensby.com