Многозначные слова правило – Многозначные слова — примеры, что это такое и чем они отличаются от однозначных слов

Содержание

Слово и его значения — урок. Русский язык, 5 класс.

Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей, цветов и трав, — в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.

 

К.Паустовский.

Любой язык состоит из множества слов. Изучать язык, не зная слов, нельзя.

Слово — это единица языка, которая называет понятия (душа), предметы (табурет), лица (девочка), действия (читать), состояния (скучно), признаки (светлый), оценки (хорошо).

Все слова русского языка образуют его словарный состав, или лексику.

Лексика — от греч. lexis «слово, выражение».

Раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка, называется лексикологией.

Слово — центральная значимая единица языка.

Внешняя оболочка слова — звуковая, а внутренняя оболочка — это смысл этого слова.

Из слов строятся словосочетания и предложения.

 

Каждое слово самостоятельной части речи имеет лексическое и грамматическое значения:

СЛОВО = лексическое значение + грамматическое значение

  

Слово

Лексическое значение

Грамматическое значение

 Наше представление о предмете (признаке, действии). Содержание слова.Форма слова, которая определяется по его окончанию.
Из-за ОСТРОВА показался русский крейсер.Часть суши, окружённая со всех сторон водой.Имя существительное, 2-го склонения, мужского рода, в родительном падеже, единственном числе.
Река ЗАРОСЛА камышом.Покрыться какой-либо растительностью.Глагол, в прошедшем времени, женском роде, единственном числе. 

 

Лескическое значение слова объясняется (толкуется) в толковых словарях русского языка.

Словарь В.И. Даля:

КОЗА — домашнее животное, из разряда жвачных, причисляемое к мелкому домашнему скоту.

 

С. И. Ожегов:

КОЗА — рогатое жвачное животное с длинной прямой шерстью.

Сегодня мы чаще обращаемся к «Словарю русского языка»  Сергея Ивановича Ожегова.

Способы толкования лексического значения слова

 Способ 1. Изображение предмета (рисунок, фотография…)

РАДУГА — 

 

Способ 2. Перечисление признаков предмета (действия).

Пример:

РАДУГА, -и; ж.
Разноцветная дугообразная полоса на небесном своде.

Способ 3. Подбор синонимов.

Пример:

БОЛТЛИВЫЙ — говорливый, многоречивый, многоглаголивый, неугомонный, разговорчивый, словообильный…

Способ 4. Включение в толкование однокоренных слов.

Пример:

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ — выражающий вопрос.

Однозначные и многозначные слова

Слова, у которых имеется только одно лексическое значение, называются однозначными: 

Пример:

ТРОЛЛЕЙБУС, -а; м. Вид городского безрельсового транспорта, многоместная машина с электрической тягой.

Слова, имеющие несколько лексических значений, между которыми не потеряна смысловая связь, называются многозначными: 

Пример:

ЛАПА, -ы; ж. 1. Ступня или вся нога у животных и птиц. 2. Ветвь хвойного дерева.

В толковом словаре можно узнать, является слово однозначным или многозначным. Разные значения многозначного слова помещаются в одной и той же статье толкового словаря и нумеруются подряд.

Пример:

КОТЕЛОК, -лка; м. 1. Уменьш. небольшой котёл. 2. Твёрдая мужская шляпа с округлой тульей и небольшими полями.

Правильно понять лексическое значение многозначного слова можно в его сочетании с другими словами или в предложении.

Пример:

Слово УРОК — многозначное. Разные значения этого слова раскрываются в сочетаниях: УРОК русского языка; пора садиться за УРОКИ; это послужит тебе хорошим УРОКОМ.

Прямое и переносное значение слова

Прямое значение — это первоначальное, исходное значение слова.

Пример:

Слово ЗВЕЗДА в своём прямом, первичном значении обозначает небесное тело, которое ночью видимо как яркая, светящаяся точка: В небе сияли ЗВЁЗДЫ.

Переносное значение — вторичное значение, возникшее на основе прямого.

Наименование может быть перенесено по сходству (метафора) или по смежности (метонимия).

Пример:

Слово ЗВЕЗДА имеет переносное значение: яркий, выдающийся, известный человек — ЗВЕЗДА экрана.

В словарях переносное значение слово идёт с пометкой перен.Прямое значение слова часто можно определить без сочетания с другими словами, переносное значение раскрывается только в словосочетании и предложении:

Пример:

чистый воздух, чистая рубашка, чистый взгляд.

Слова — средства художественной выразительности

Эпитет — это образное использование прилагательного или наречия.

Пример:

Мёртвый стелется кустарник,
Травы тлятся, не горят,
И сквозит на крае неба
Обожжённых елей ряд.
Ф. Тютчев

 

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.
Ф. Тютчев

Удачный эпитет усиливает выразительность речи, делает высказывание более точным, ярким, подчёркивает индивидуальный признак предмета, явления, действия.

 

Эпитеты, встречающиеся в произведениях устного народного творчества, называются постоянными:

Пример:

Из того ли-то из города из Муромля,
Из того села да с Карачирова,
Выезжал удаленькой дородний добрый молодец,
Он стоял заутрену во Муромли…

У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно,
А й черным-черно, как черна ворона…

Метафора — это перенос значения слова с одного предмета (признака, действия) на другой на основе их сходства. Метафору также называют скрытым сравнением.

Пример:

Так, детство можно назвать утром или весной жизни, так как все эти три понятия ассоциируются по общему их признаку начало: жизни, суток, года.

Метафора украшает речь, делает её более красочной и яркой. 

Олицетворение — это изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Пример:

О чем ты воешь, ветер ночной,

О чем так сетуешь безумно?

 

Ф. Тютчев

Обрати внимание!

Каждое из этих художественных средств выразительности основано на переносном значении слова!

Пример:

Очень часто в одном слове соединяются несколько художественных средств выразительности:

Лиловый букет удивлённых фиалок

Похож на лиловый закат…

Удивлённые (фиалки) — олицетворение + эпитет.

Источники:

Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н. «Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений». – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 280 с.

Гаврилина М., Пиель Е. «Русский язык. Теория». Экспериментальный учебник для 5-9 классов. 1997. – 393 с.

www.yaklass.ru

Прямое и переносное значение слов. Видеоурок. Русский язык 2 Класс

На этом уроке мы узнаем, что слова имеют прямое и переносное лексическое значение. Научимся различать в контексте прямое и переносное значение многозначных слов, поймём, зачем слова используются в переносном значении. Ознакомимся с правилами работы с толковым словарём.

Прямое и переносное значение слова

У каждого слова есть основное лексическое значение.

Например, парта – это школьный стол, зелёный – цвет травы или листвы, есть – это значит принимать пищу.

Значение слова называется прямым, если звучание слова точно указывает на предмет, действие или признак.

Иногда звучание одного слова переносится на другой предмет, действие или признак на основании сходства. У слова образуется новое лексическое значение, которое называется переносным.

Рассмотрим примеры прямого и переносного значения слов. Если человек скажет слово море, у него и его собеседников возникает образ большого водного пространства с солёной водой.

 

Рис. 1. Чёрное море (Источник) 

Это прямое значение слова море. А в сочетаниях море огней, море людей, море книг

мы видим переносное значение слова море, которое обозначает большое количество чего или кого-нибудь.

 

Рис. 2. Огни города (Источник) 

Золотые монеты, серьги, кубок – это предметы, сделанные из золота.

Это прямое значение слова золотой. Переносное значение имеют словосочетания: золотые волосы – волосы с блестяще-жёлтым отливом, золотые руки – так говорят об умении хорошо что-то делать, золотое сердце – так говорят о человеке, который делает добро.

Слово тяжёлый имеет прямое значение – иметь значительную массу. Например, тяжелый груз, ящик, портфель.

 

Рис. 6. Тяжёлый груз (Источник) 

Переносное значение имеют следующие словосочетания: тяжёлая задача – сложная, которую непросто решить; тяжёлый день – трудный день, требующий усилий; тяжёлый взгляд – мрачный, суровый.

Девочка скачет

и температура скачет.

В первом случае – прямое значение, во втором – переносное (быстрое изменение температуры).

Мальчик бежит – прямое значение. Время бежит – переносное.

Мороз сковал речку – переносное значение – обозначает, что вода в реке замёрзла.

 

Рис. 11. Река зимой (Источник)

Стена дома – прямое значение. О сильном дожде можно сказать: стена дождя. Это переносное значение.

Прочитайте стихотворение:

Это что же там за диво?

Солнце светит, дождь идёт,

У реки большой красивый

Мост из радуги встаёт.

Если солнце ярко светит,

Дождик льётся озорной,

Значит, этот дождик, дети,

Называется грибной!

Грибной дождь – переносное значение.

Как мы уже знаем, слова с несколькими значениями являются многозначными.

Переносное значение является одним из значений многозначного слова.

Определить, в каком значении употреблено слово, можно только из контекста, т.е. в предложении. Например:

На столе горели свечи. Прямое значение.

Его глаза горели от счастья. Переносное значение.

Можно обратиться за помощью к толковому словарю. Первым всегда даётся прямое значение слова, а затем – переносное.

Рассмотрим пример.

Холодный –

1. имеющий низкую температуру. Вымыть руки холодной водой. С севера дул холодный ветер.

2. Перен. Об одежде. Холодное пальто.

3. Перен. О цвете. Холодные оттенки картины.

4.  Перен. Об эмоциях. Холодный взгляд. Холодная встреча.

 

Закрепление знаний на практике

Определим, какие из выделенных слов употреблены в прямом, а какие в переносном значении.

За столом сказала мать:

– Хватит

языком болтать.

А сынишка осторожно:

– А болтать ногами можно?

 

Рис. 16. Мама и сын (Источник) 

Проверим: болтать языком – переносное значение; болтать ногами – прямое.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море,

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

 

Рис. 17. Птицы осенью (Источник)

Проверим: синее море – прямое значение; разноцветный убор деревьев – переносное.

Ветерок спросил, пролетая:

– Отчего ты, рожь, золотая?

А в ответ колоски шелестят:

Золотые нас руки растят.

 

Рис. 18. Рожь (Источник)

Проверим: рожь золотая – переносное значение; руки золотые – переносное значение.

Запишем словосочетания и определим, в прямом или переносном значении они употребляются.

Чистые руки, железный гвоздь, тяжелый чемодан, волчий аппетит, тяжелый характер, олимпийское спокойствие, железная рука, золотое кольцо, золотой человек, волчья шкура.

Проверим: чистые руки – прямое, железный гвоздь – прямое, тяжелый чемодан – прямое, волчий аппетит – переносное, тяжёлый характер – переносное, олимпийское спокойствие – переносное, железная рука – переносное, золотое кольцо – прямое, золотой человек – переносное, волчья шкура – прямое.

Составим словосочетания, запишем словосочетания в переносном значении.

Злой (мороз, волк), чёрные (краски, мысли), бежит (спортсмен, ручей), шапка (мамина, снега), хвост (лисы, поезда), ударил (мороз, молотком), барабанит (дождь, музыкант).

Проверим: злой мороз, чёрные мысли, бежит ручей, шапка снега, хвост поезда, ударил мороз, барабанит дождь.

На этом уроке мы узнали, что у слов есть прямое и переносное значение. Переносное значение делает нашу речь образной, яркой. Поэтому переносное значение очень любят использовать писатели и поэты в своих произведениях.

На следующем уроке мы узнаем, какая часть слова называется корнем, научимся выделять её в слове, поговорим о том, каковы значение и функции этой части слова.

 

Список рекомендованной литературы

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. – М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. – М.: Дрофа.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. Openclass.ru (Источник).
  2. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник). 
  3. Sch25-apatity.ucoz.ru (Источник).   

 

Рекомендованное домашнее задание

  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012. Ч.2. Выполни упр. 28 С. 21.
  • Выберите правильный вариант ответа на такие вопросы:

1. Словарный состав языка изучает наука:

А) фонетика

Б) синтаксис

В)лексикология

2. Слово употреблено в переносном значении в обоих словосочетаниях:

А) каменное сердце, строить мост

Б) жар солнца, каменное издание

В) золотые слова, строить планы

3. В каком ряду слова являются многозначными:

А) звезда, искусственный, каменный

Б) единственный, жалюзи, жокей

В) каменистый, кафтан, композитор

  • * Используя полученные на уроке знания, придумай 4-6 предложений со словами поле и дать, где эти слова используются в прямых и переносных значениях.

 

interneturok.ru

примеры и употребление :: SYL.ru

Невозможно придумать отдельное название для каждого явления или предмета, иначе люди бы просто не смогли выучить ни один иностранный язык. Безусловно, каждая лексическая система подвижна, она изменяется, но новые слова входят в употребление далеко не сразу. Именно поэтому в уже известных обозначениях появляются новые смыслы, то есть многозначность.

Типы слов по количеству значений

Однозначность и многозначность – одни из основных характеристик лексических единиц любого языка. К первой из них относятся термины, такие как «диффузия», «скальпель», «микроскоп», «интроспекция», а также абстрактные понятия, например: «справедливость», «радость», «страсть» и т. д.

Особое место занимают многозначные слова в русском языке. Примеры таких лексических единиц можно найти повсюду. Рассмотрим, например, слово «корень». Среди его значений можно отметить: подземную часть дерева; одну из морфем; основу чего-либо, первопричину. Но это далеко не все толкования данного понятия.

Следует отметить, каким образом в языке появляется многозначное слово. Примеры подобной трансформации появляются тогда, когда понятие прочно закрепилось в лексической системе. Так, слово «голова» первоначально толковалось как часть тела. Затем начали возникать дополнительные значения, например: городской голова – мэр, голова как отдельная особь животного в сельском хозяйстве.

Образность в многозначности

Как правило, именно образность имеет ключевое значение, когда появляются новые многозначные слова в русском языке. Примеры употребления уже известных понятий в новой смысловой окраске можно встретить в каждом произведении художественной литературы. Авторские произведения зачастую строятся на различных средствах выразительности. Так, например, пышные и густые волосы в рассказе О. Генри «Дары волхвов» называются водопадом. Хвост павлина чаще всего сравнивается с веером, а хищная улыбка – со звериным оскалом.

В тексте достаточно просто найти многозначное слово, примеры его употребления. Гораздо сложнее выявить, какое из толкований является первоначальным. При исследовании данного вопроса необходимо выяснить происхождение слова, а также время его появления в языке. Например, понятие «спутник» существует в русской лексике уже много столетий и обозначает человека, который идет по тому же маршруту. Однако лишь тогда, когда человечество стало заниматься астрономией, спутник стали воспринимать и как космическое тело, которое движется по орбите вокруг более крупного объекта.

Метафора

Образность – один из главных способов, благодаря которому можно получить новое многозначное слово. Примеры метафорического переноса, из-за которого возникает полисемия, — понятия «игла», «гроза». Так, первое слово обозначает как принадлежность для шитья, так и хвойное покрытие у деревьев; гроза может быть не только природным явлением, но и какой-то бедой, которая вот-вот произойдет.

Метафорический перенос имеет определенные правила построения, чтобы образовалось многозначное слово. Примеры, упомянутые выше, доказывают, что прямое и второстепенные толкования взаимосвязаны друг с другом ассоциативно. Так, метафорический перенос осуществляется по сходству каких-либо признаков: внешности, функций, поведения, вкуса, месторасположения.

Метонимия

Еще один способ появления полисемии – перенос по смежности, то есть метонимия. При таком переносе значения учитываются пространственно-временные связи объектов, а также взаимосвязь действия и последующего результата. Выясним, как же данным способом образуются многозначные русские слова. Примеры метонимического переноса представлены в таких понятиях, как «золото», «набор», «экономика». Так, первое слово обозначает и материал, из которого создаются ювелирные украшения (то есть средство), и готовую продукцию (результат). Под набором может подразумеваться действие (набор солдат в армию), а также определенная группа предметов (набор инструментов). Экономика является не только отраслью хозяйственной деятельности, но и наукой, изучающей ее.

Синекдоха

Синекдоха – это средство выразительности, которое позволяет осуществлять перенос по смыслу с частного на целое и наоборот. Благодаря ему также образуются слова с многозначным значением. Примеры синекдохи – понятие «рука» как часть тела и как надежный человек, на которого можно положиться. Данный тип переноса относится к общеязыковым. Как правило, все указанные выше средства выразительности выполняют экспрессивную функцию, добавляя новый оттенок значения к слову. Полисемия в отношении конкретной лексической единицы появляется не сразу. Новое значение должно закрепиться в языке, стать употребляемым.

Многозначность в английском языке

В английском языке особенно развита полисемия. При этом сложнее определить, какое из толкований понятия было первоначальным, а какое появилось позже. Выясним, как входит в английский язык многозначное слово. Примеры таких лексических единиц: bat, mean, fire. Поговорим о них подробнее.

Рассмотрим понятие bat. Как известно, его можно перевести как «летучая мышь» и как «бита». Слово mean — это не только «значить», но и «жадный, грубый». Fire переводится не только как «огонь», но и как «уволить». Следует отметить, что выбор верного значения данных понятий невозможен без контекста. Только в нем каждое слово раскрывается с нужным смыслом. Так происходит в каждом языке мира.

www.syl.ru

Какие слова являются многозначными, а какие однозначными?

Проверьте всё сами <a rel=»nofollow» href=»http://www.gramota.ru/» target=»_blank» >ЗДЕСЬ</a>, не полагайтесь на мнение отвечающих, у которых нет особого желания копаться в словарях. Вот начало проверки: <a rel=»nofollow» href=»http://www.gramota.ru/slovari/dic/?word=�����&all=x» target=»_blank» >звать</a>, правильно – многозначное; <a rel=»nofollow» href=»http://www.gramota.ru/slovari/dic/?lop=x&bts=x&zar=x&ag=x&ab=x&sin=x&lv=x&az=x&pe=x&word=�����������» target=»_blank» >наклониться</a>, ошибка – однозначное; <a rel=»nofollow» href=»http://www.gramota.ru/slovari/dic/?lop=x&bts=x&zar=x&ag=x&ab=x&sin=x&lv=x&az=x&pe=x&word=�������» target=»_blank» >человек</a>, ошибка – многозначное (указываются четыре значения) ; <a rel=»nofollow» href=»http://www.gramota.ru/slovari/dic/?lop=x&bts=x&zar=x&ag=x&ab=x&sin=x&lv=x&az=x&pe=x&word=������» target=»_blank» >падать</a>, правильно – многозначное. Надеюсь, если нажали на синенькие гиперссылки, понятно, как проверять. Никакого хитрого правила для различения однозначных и многозначных слов нет. Все знают, что однозначное слово имеет одно лексическое значение, а многозначное – от двух и более, а вот назвать или вспомнить все значения многозначных слов (даже если их только 2) не каждому удаётся. Вот Вам показалось, что слово красный однозначное, так как вы вспомнили только одно его значение – цвет, а в словарь насчитывает <a rel=»nofollow» href=»http://www.gramota.ru/slovari/dic/?lop=x&bts=x&zar=x&ag=x&ab=x&sin=x&lv=x&az=x&pe=x&word=�������» target=»_blank» >8 значений этого прилагательного. </a> Так что единственный способ выполнить проверку до конца – каждое слово проверить по словарю. P.S. Предыдущий отвечающий явно перепутал многозначные слова с омонимами и их разновидностями.

Запомните! «Многозначный» это «много значений», а «однозначный» значит «одно значение».

Многозначное — это слово пишется одинаково, а ударение разное. / / Пример: замок — это то, чем занирают дверь, а замок — это старинное большое здание. Лук — растение и оружее для стрельбы стрелами. Иголка — для шитья и иголка у ёжика.

красный — многозначное. красный флаг, красная девица, красный террор.. . серый — многозначное. серое сукно, серое существование, серый человек

Словарь Ожегова — ответ на ваш вопрос. Звать (Многозначное) 1Именовать, называть 2Голосом, сигналом просить приблизиться 3Приглашать куда-нибудь Наклониться (однозначное) 1Клонясь, сгибаясь, опуститься, направиться книзу Человек (Многозначное) 1 Дворовый слуга, служитель, лакей, а позднее официант, слуга 2 Живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда Первый (многозначное) 1Жидкое блюдо (суп, бульон) , с которого начинают обед 2) Первый — Лучший из всех в каком-нибудь отношении, отличный 3) Первый — Первоначальный, самый ранний; происходящий, действующий раньше всех других 4) Первый — один Падать (Многозначное) 1 Понижаться 2 Приостанавливаясь в развитии, становиться хуже, беднее 3 Приходиться на чью-нибудь долю, выпадать Два (Однозначное) Смеяться (многозначное) 1 — Говорить в шутку, несерьезно 2 Издавать смех Бороться (Многозначное) 1) Стремиться уничтожить, искоренить 3) Бороться — Сражаться или состязаться, стремясь победить 4) Бороться — Нападая, стараться осилить в единоборстве 5) Бороться — Добиваться чего-нибудь, преодолевая препятствия, трудности Усилитель (Однозначное) Генератор (Однозначное) Нос (Многозначное) 1 Орган обоняния, находящийся на лице человека, на морде животного 2 Передняя часть судна Смотреть (многозначное) 1 Иметь попечение, заботиться о ком-чем-нибудь 2видеть 3 Брать пример с кого-нибудь, считаться с кем-нибудь Влажный (однозначное) Пропитанный влагой, мокрый, сырой Серый (многозначное) 1 Болезненно бледный 2 Малокультурный, необразованный 3 Пасмурный Медведь (многозначное) Крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и толстыми ногами 2) Медведь — О неуклюжем, неповоротливом человеке Новый (Многозначное) 1 Недостаточно знакомый, малоизвестный 2Впервые созданный или сделанный Красный (многозначное) 1 Наиболее ценных пород, сортов чего-нибудь 2Относящийся к революционной деятельности 3Хорошего, яркого, светлого Гора (Многозначное) 1Гористая местность 2Нагромождение, куча, множество Настолько (однозначное) В такой мере, степени Настойчивость (Однозначное) Смелость (Однозначное) Настоящий (Многозначное) Этот, данный 2Действительность, существующая сейчас, теперь 3 Подлинный, действительный, не поддельный Язык (Многозначное)

однозначные слова-это слова, которые имеют одно значение, многозначные-два и более

Проверьте всё сами ЗДЕСЬ, не полагайтесь на мнение отвечающих, у которых нет особого желания копаться в словарях. Вот начало проверки: звать, правильно – многозначное; наклониться, ошибка – однозначное; человек, ошибка – многозначное (указываются четыре значения) ; падать, правильно – многозначное. Надеюсь, если нажали на синенькие гиперссылки, понятно, как проверять. Никакого хитрого правила для различения однозначных и многозначных слов нет. Все знают, что однозначное слово имеет одно лексическое значение, а многозначное – от двух и более, а вот назвать или вспомнить все значения многозначных слов (даже если их только 2) не каждому удаётся. Вот Вам показалось, что слово красный однозначное, так как вы вспомнили только одно его значение – цвет, а в словарь насчитывает 8 значений этого прилагательного. Так что единственный способ выполнить проверку до конца – каждое слово проверить по словарю. P.S. Предыдущий отвечающий явно перепутал многозначные слова с омонимами и их разновидностями.

touch.otvet.mail.ru

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова.

13 ноября  5»А» класс

14 ноября  5 «?» класс

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова.

Цель. Знать значения слов, уметь пользоваться толковым словарём, уметь определять однозначность, многозначность слова,знать о прямом и переносном значении слов.

Наглядность. Слайд, толковый словарь  Ожегова.

Ход урока

1.Орг м

2. Проверка дом зад

Что изучает лексика? Что такое лексическое значение слова? Где разъясняется лексическое значение слова?

3. Берёза, карандаш, грач, врач, лето- однозначные слова( правило)

Корень,  ручка, нос, земля, краска – многозначные слова (правило)

4. Рассматриваем рисунки, с 41. Слайд (многозначность слова  ЗЕМЛЯ)

5.Упр 97, с 41( работа со словарём)

Упр 98,с 41( устно)

6. Прямое и переносное значение слова  (  с 44 )

Человек идёт. Дождь  идёт. ( Где прямое, а где переносное значение слова?)

 Упр 102,с 45, Упр101 Стих. Абая «Осень».Прочитать, найти  слова в переносном значении.

Выполняем задание  по развитию речи, с 45  Р.

Упр 106(устно). Упр 107(устно) с 46

7.Дом задание. Упр 103,с46. Выучить «Осень», с.44. Знать правила

8.Итоги урока.  Что нового мы сегодня узнали на уроке? Примеры.

9. Выставление оценок.

Просмотр содержимого документа
«Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова.»

13 ноября 5»А» класс

14 ноября 5 «Ә» класс

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова.

Цель. Знать значения слов, уметь пользоваться толковым словарём, уметь определять однозначность, многозначность слова ,знать о прямом и переносном значении слов.

Наглядность. Слайд, толковый словарь Ожегова.

Ход урока

1.Орг м

2. Проверка дом зад

Что изучает лексика? Что такое лексическое значение слова? Где разъясняется лексическое значение слова?

3. Берёза, карандаш, грач, врач, лето- однозначные слова( правило)

Корень, ручка, нос, земля, краска – многозначные слова (правило)

4. Рассматриваем рисунки, с 41. Слайд (многозначность слова ЗЕМЛЯ)

5.Упр 97, с 41( работа со словарём)

Упр 98,с 41( устно)

6. Прямое и переносное значение слова ( с 44 )

Человек идёт. Дождь идёт. ( Где прямое, а где переносное значение слова?)

Упр 102,с 45, Упр101 Стих. Абая «Осень».Прочитать, найти слова в переносном значении.

Выполняем задание по развитию речи, с 45 Р.

Упр 106(устно). Упр 107(устно) с 46

7.Дом задание. Упр 103,с46. Выучить «Осень», с.44. Знать правила

8.Итоги урока. Что нового мы сегодня узнали на уроке? Примеры.

9. Выставление оценок.

12 ноября 5 класс

Антонимы. Синонимы

Цель. Уметь подбирать антонимы и синонимы к словам, развивать мыслительную деятельность, обогащать словарный запас учащихся, воспитывать культуру речи.

Наглядность. Словари синонимов и антонимов.

Ход урока

  1. Орг м

  2. Проверка дом задания

Что такое омонимы? Примеры. Назвать однозначные и многозначные слова. Примеры многозначных и однозначных слов.

  1. Новая тема.

Синонимы. Антонимы.

Работа с учебником. Чтение лингвистического текста,стр 49,53. Что такое синонимы, антонимы?

СИНОНИМЫ- СЛОВА, БЛИЗКИЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ, НО РАЗНЫЕ ПО НАПИСАНИЮ.

Н/Р: Луна- месяц, ученик- школьник, дорожка- тропинка, смелый- мужественный.

СИНОНИМЫ — СЛОВА ОДНОЙ ЧАСТИ РЕЧИ.

Работа со слайдами. Записать предложения, подчеркнуть синонимы и антонимы

  1. Упр 112,стр 49 Упр115, выразительное чтение стихотворения, найти синонимы

Упр 120 Прочитать текст, озаглавить его, определить тему, найти антонимы.

  1. Итоги урока. Что нового узнали на уроке? Назовите синонимы, антонимы. Понравился ли вам урок?

  2. Дом задание: Упр 114 (2 ПРЕДЛ),СТР49. Упр.126, стр 56. Выучить правила

  3. Выставление оценок.

kopilkaurokov.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *