Многозначность слова железный – Дописать слова поясняющие многозначность данных слов слова корзина, иголки ,железный, ледяной ,дремлет ,ручка? Пожайлуста очень надо!!!

Многозначность слова в русском языке

Слово многозначно, поговорим об этом с позиции лингвиста. Традиционно начнём обсуждение многозначности слова в русском языке со стихов, стихов замечательной поэтессы Марины Цветаевой. Итак, стихотворение «Поэт»:

Поэт – издалека заводит речь.

Поэта – далеко заводит речь.

Мы видим, что в каждой строке почти одни и те же слова, но передают смысл они очень разный. Эта разница достигается, преимущественно, с помощью различия значений глагола заводить. В первой строке он означает «начинать», а во второй – «уводить очень далеко».

 

Многозначность от омонимии  отличается именно тем, что разные значения одного слова сохраняют некоторую общность. Это свойство обнаружится, если мы попытаемся объяснить значения. Например, в разных значениях глагола заводить присутствует смысл «движение».

Значения у слова могут быть прямыми и переносными. Важными  отличительными признаками прямого значения являются конкретность и реальность. В переносном значении слово отвлечено от конкретных предметов и перенесено на обозначение чего-то более абстрактного. Для понимания вопроса обсудим прилагательное ровный.

Ровной может быть дорога. В данном случае мы представляем себе дорогу без рытвин и ухабов, т.е. формируем в своей голове конкретный зрительный образ. Одобрительно высказываясь о чьём-нибудь характере, мы тоже говорим – ровный, но в этом случае имеем в виду качества, которые нельзя ни увидеть, ни потрогать, т.е. значение слова переносное.

Разность значений слова проявляется в его сочетаемости. В одном значении слово имеет одно окружение, а в другом — другое.  Допустим, если значение слова конкретно и вещно, то и от смысла единиц, которые сочетаются с данным словом, требуется вещность. Например, железный гвоздь, железная подкова. То же слово в переносном, отвлечённом значении должно сочетаться со словами, имеющими абстрактный смысл: железная воля, железный характер.

Нужно подчеркнуть ещё одну особенность. Многозначное слово очень часто и синтаксически ведёт себя по-разному. Всё зависит от того, в каком значении оно употребляется. Допустим, когда глагол идти  мы используем в его прямом смысле, то обычно указываем направление движения: иду на работу, иду в магазин, иду домой. Но если мы говорим о часах, то указание места является бессмысленным: нельзя сказать, например, «Мои часы идут на работу». Однако при этом очень важно подчеркнуть, как именно идут часы: точно, хорошо или плохо.

В значении «быть к лицу» глагол идти должен иметь обязательное дополнение в дательном падеже без предлога: Костюм вам идёт. В значении «расходоваться» этот глагол употребляется с дополнением в винительном падеже с предлогом на: На костюм идёт три метра.

В разных значениях слово может иметь и разных «родственников». Допустим, если говорится о глухом человеке, то этот его физический недостаток называется глухотой, а если речь идёт о глухом согласном звуке, то употребляют другое название свойства – глухость. А вот этому прилагательному в значении, которые проявляются в сочетаниях глухая стена, глухой лес, нельзя поставить в соответствии ни то, ни другое существительное. Вполне понятно, что не говорят «глухота стены» и «глухота леса», а говорят лесная глушь.

Вконтакте

Facebook

Pinterest

Одноклассники

Мой мир

LiveJournal

Google+

sebulfin.com

МНОГОЗНАЧНОСТЬ СЛОВА — Юнциклопедия

Слово в языке может иметь не одно, а несколько значений. Вот перед нами стихотворение М. Цветаевой «Поэт». Оно начинается так:

Поэт — издалека заводит речь.

Поэта — далеко заводит речь.

Заметьте: в каждой строке почти одни и те же слова, но смысл они передают очень разный. Достигается эта разница главным образом с помощью различия значений глагола заводить. В первой строке он значит «начинать», а во второй — «ведя, направить куда-нибудь очеиь далеко, не туда, куда надо».

Многозначность отличается от омонимии (см. Омонимы) тем, что разные значения одного слова сохраняют некоторую общность — это обнаружится, если мы попытаемся истолковать значения. Например, в разных значениях глагола заводить присутствует смысл «движение». Вот толкования этих разных значений (по словарю Ожегова): «Заводить (завести). 1. Ведя (т. е. заставляя двигаться), доставлять куда-нибудь мимоходом, по пути. Заводить детей в школу. 2. Ведя, направлять куда-нибудь очень далеко, не туда, куда следует. Заводить в болото. Такие рассуждения могут далеко завести. 3. Оттаскивая (здесь также, правда в «скрытом виде» присутствует смысл «движение») в сторону конец чего-нибудь, ставить. Заводить невод. 4. Приводить в движение, пускать в ход (механизм). Заводить часы. Заводить мотор».

Значения слова бывают прямые и переносные. Конкретность, реальность — вот важный отличительный признак прямого значения.

Говоря ровная дорога, мы представляем себе дорогу без рытвин и ухабов, гладкую (конкретный зрительный образ), а хваля чей-нибудь характер и называя его ровным, имеем в виду качества, которые нельзя ни увидеть, ни потрогать рукой. Представление свойства «ровный» в этом случае отвлечено от конкретных предметов и перенесено на обозначение чего-то более абстрактного (поэтому и называют: переносное значение).

Разность значений слова проявляется в его сочетаемости: в одном значении у слова одно окружение, в другом — иное. Если значение конкретно, вещно, то и от смысла единиц, сочетающихся с данным словом, требуется вещность: железный гвоздь, железная подкова. То же слово в переносном, отвлеченном значении сочетается со словами, которые имеют абстрактный смысл: железная воля, железный характер.

Многозначное слово часто и синтаксически ведет себя по-разному — в зависимости от того, в каком значении оно употребляется. Например, когда глагол идти используется в его прямом смысле, то обычно указывают направление движения: иду домой, идут из леса. Если же говорят о часах, то указание места бессмысленно (нельзя сказать «Мои часы идут домой»), зато важно отметить, как часы идут хорошо, плохо, точно и т. д. В значении «быть к лицу» этот глагол должен иметь обязательное дополнение в дательном падеже без предлога: Платье вам идет-, в значении «расходоваться» идти употребляется с дополнением в винительном падеже с предлогом на: На костюм идет три метра и т. д.

В разных значениях слово нередко имеет разных «родственников». Если мы говорим о глухом человеке, то этот его физический недостаток называется глухотой; если же речь идет о глухом согласном звуке, то употребляют другое название свойства — глухость А этому прилагательному в значении, проявляющемся в сочетаниях глухая стена, глухой лес, нельзя поставить в соответствие ни то, ни другое существительное: не говорят «глухота стены», «глухота леса», говорят лесная глушь.

yunc.org

Многозначность слова — Словарь Филолога

Слово в языке может иметь не одно, а несколько значений. Вот перед нами стихотворение М. Цветаевой «Поэт». Оно начинается так:
Поэт — издалека заводит речь. Поэта — далеко заводит речь.
Заметьте: в каждой строке почти одни и те же слова, но смысл они передают очень разный. Достигается эта разница главным образом с помощью различия значений глагола заводить. В первой строке он значит «начинать», а во второй — «ведя, направить куда-нибудь очень далеко, не туда, куда надо».
Многозначность отличается от омонимии (см. Омонимы) тем, что разные значения одного слова сохраняют некоторую общность — это обнаружится, если мы попытаемся истолковать значения. Например, в разных значениях глагола заводить присутствует смысл «движение». Вот толкования этих разных значений (по словарю Ожегова): «Заводить (завести). 1. Ведя (т. е. заставляя двигаться), доставлять куда-нибудь мимоходом, по пути. Заводить детей в школу. 2. Ведя, направлять куда-нибудь очень далеко, не туда, куда следует. Заводить в болото. Такие рассуждения могут далеко завести. 3. Оттаскивая (здесь также, правда в «скрытом виде» присутствует смысл «движение») в сторону конец чего-нибудь, ставить. Заводить невод. 4. Приводить в движение, пускать в ход (механизм). Заводить часы. Заводить мотор».
Значения слова бывают прямые и переносные. Конкретность, реальность — вот важный отличительный признак прямого значения.
Говоря ровная дорога, мы представляем себе дорогу без рытвин и ухабов, гладкую (конкретный зрительный образ), а хваля чей-нибудь характер и называя его ровным, имеем в виду качества, которые нельзя ни увидеть, ни потрогать рукой. Представление свойства «ровный» в этом случае отвлечено от конкретных предметов и перенесено на обозначение чего-то более абстрактного (поэтому и называют: переносное значение).
Разность значений слова проявляется в его сочетаемости: в одном значении у слова одно окружение, в другом — иное. Если значение конкретно, вещно, то и от смысла единиц, сочетающихся с данным словом, требуется вещность: железный гвоздь, железная подкова. То же слово в переносном, отвлеченном значении сочетается со словами, которые имеют абстрактный смысл: железная воля, железный характер.
Многозначное слово часто и синтаксически ведет себя по-разному — в зависимости от того, в каком значении оно употребляется. Например, когда глагол идти используется в его прямом смысле, то обычно указывают направление движения: иду домой, идут из леса. Если же говорят о часах, то указание места бессмысленно (нельзя сказать «Мои часы идут домой»), зато важно отметить, как часы идут хорошо, плохо, точно и т. д. В значении «быть к лицу» этот глагол должен иметь обязательное дополнение в дательном падеже без предлога: Платье вам идет; в значении «расходоваться» идти употребляется с дополнением в винительном падеже с предлогом на: На костюм идет три метра и т. д.
В разных значениях слово нередко имеет разных «родственников». Если мы говорим о глухом человеке, то этот его физический недостаток называется глухотой; если же речь идет о глухом согласном звуке, то употребляют другое название свойства — глухость А этому прилагательному в значении, проявляющемся в сочетаниях глухая стена, глухой лес, нельзя поставить в соответствие ни то, ни другое существительное: не говорят «глухота стены», «глухота леса», говорят лесная глушь.

Метки:Речь, Синтаксис, Слова

slovarfilologa.ru

Многозначные слова

I- Многозначные слова

1. Определить многозначное слово.

А) Торговец.

В) Ёрш.

С) Сыр.

D) Пиала.

Е) Известь.

Правильный ответ: В.

2. Определить многозначное слово.

А) Невеста.

В) Мёд.

С) Заложить.

D) Медиана.

Е) Небо.

Правильный ответ: С.

3. Многозначные слова бывают среди всех частей речи, кроме:

А) Числительных.

В) Прилагательных.

С) Существительных.

D) Наречий.

Е) Глаголов.

Правильный ответ: А.

4. Укажите многозначное число:

А) Договор.

В) Делигат.

С) Лингвистика.

D) Компания.

Е) Интерьер.

Правильный ответ: D.

5. Укажите многозначное число:

А) Ровесник.

В) Расчётчик.

С) Незаурядный.

D) Планета.

Е) Акварель.

Правильный ответ: Е.

6. Укажите многозначное число:

А) Экспонат.

В) Полотно.

С) Стадион.

D) Фестиваль.

Е) Натюрморт.

Правильный ответ: В.

7. Укажите многозначное число:

А) Тетрадь.

В) Апельсин.

С) Телевизор.

D) Кнопка.

Е) Велосипед.

Правильный ответ: D.

8. Укажите многозначное число:

А) Пиджак.

В) Рукав.

С) Вестибюль.

D) Брошюра.

Е) Каникулы.

Правильный ответ: В.

9. Укажите многозначное число:

А) Пурга.

В) Гравий.

С) Цикада.

D) Колокольчик.

Е) Флейта.

Правильный ответ: D.

10 Укажите многозначное слово:

А) Изморозь.

В) Плато.

С) Человек.

D) Конкурс.

Е) Кисть.

Правильный ответ: Е.

11. Укажите ряд многозначных слов:

А) Очертание, планёр, пороша.

В) Колокольчик, перо, хвост.

С) Сувенир, флора, циновка.

D) Гантель, брошюра, лексикон.

Е) Айсберг, бакен, кроссворд.

Правильный ответ: В.

12. Укажите ряд многозначных слов:

А) негодование, невзгоды, пурга.

В) вестибюль, доверие, каталог.

С) конкурс, космос, обаяние.

D) кнопка, кисть, хлеб.

Е) циновка, жюри, изморозь.

Правильный ответ: D.

13. Укажите ряд многозначных слов:

А) мираж, натюрморт, комиссия.

В) мираж, каникулы, ровесник.

С) меркнуть, недруг, территория.

D) игла, перо, земля.

Е) поликлиника, санаторий, творчество.

Правильный ответ: D.

14. Укажите ряд многозначных слов:

А) телевизор, планер, партер.

В) стадион, фойе, антракт.

С) персонаж, телеграмма.

D) делегат, интерьер, космос.

Е) колонна, полотно, акварель. Правильный ответ: Е.

15. Фразеологизм имеет значение «мало»:

А) Хоть пруд пруди.

В) Кот наплакал.

С) Яблоку негде упасть.

D) На всю глотку.

Е) Во все лопатки.

Правильный ответ: В

16. Фразиологизм имеет значение «много»:

А) Сломя голову.

В) В час по чайной ложке.

С) Слово в слово.

D) Тьма-тьмущая.

Е) Кот наплакал.

Правильный ответ: D.

17. Фразиологизм имеет значение «точно»:

А) Держать в голове.

В) Хоть пруд пруди.

С) Заткнуть за пояс.

D) Вилами по воде писано.

Е) Комар носа не подточит.

Правильный ответ: Е.

18. Фразиологизм имеет значение «Быстро»:

А) Куры не клюют.

В) Черепашьим шагом.

С) В мгновение ока.

D) Вилами по воде писано.

Е) Яблоку негде упасть.

Правильный ответ: С.

19. Фразиологизм имеет значение «медленно»:

А) Сложить руки.

В) Черепашьим шагом.

С) Ловить ворон.

D) На скорую руку.

Е) Шевелить мозгами.

Правильный ответ: В.

20. Фразиологизм имеет значение «Запомнить»:

А) Сесть в калошу.

В) Заткнуть за пояс.

С) Зарубить на носу.

D) Прикусить язык.

Е) Наложить вето.

Правильный ответ: С.

21. Фразиологизм имеет значение «Фантазировать»:

А) Обвести вокруг пальца.

В) Метать гром и молнии.

С) Вилять хвостом.

D) Витать в облаках.

Е) Кот наплакал.

Правильный ответ: D.

22. Фразиологизм «витать в облаках» обозначает:

А) Сдерживающая сила.

В) Любимое дело.

С) Уязвимое место.

D) Постоянная угроза.

Е) Двигательная сила.

Правильный ответ: С.

23. Фразиологизм «Тёртый калач» обозначает:

А) Рассеянный человек.

В) Сомнительный человек.

С) Умный человек.

D) Глупый человек.

Е) Бывалый человек.

Правильный ответ: Е.

24. Фразиологизм «тёмная лошадка» обозначает:

А) Сомнительный человек.

В) Жадный человек.

С) Глупый человек.

D) Бывалый человек.

Е) Умелый человек.

Правильный ответ: А.

25. Фразеологизм имеет значение «проголодаться»:

А) Заморить червяка.

В) Положить зубы на полку.

С) Сыграть в ящик.

D) Заварить кашу.

Е) Держать язык за зубами.

Правильный ответ: В.

26. Найти фразеологизм:

А) Сабуров с трудом удерживался, чтобы не клевать носом при генерале.

В) И скучно и грусно и некому руку пожать.

С) И дым отечества нам сладок и приятен.

D) Каштанка металась то взад, то вперёд.

Е) И жить торопится и чувствовать спешит.

Правильный ответ: А.

27. Найти фразеологизм:

А) Каштанка завиляла хвостом и отошла в сторону.

В) Отвязав козу, бабка пустила её в огород.

С) Девочка сидела, сложив руки на коленях.

D) Бабушка не любила сидеть сложа руки.

Е) Засучив повыше рукава, мама месила тесто.

Правильный ответ: D.

28. Найти предложение с фразеологическим оборотом:

А) И скучно и грусно и некому руку подать.

В) Девочка сидела, сложив руки на коленях.

С) Сломя голову Иван бежал по коридору в столовую.

D) Засучив повыше рукава, мама месила тесто.

Е) Каштанка завиляла хвостом и отошла в сторону.

Правильный ответ: С.

29. Фразеологизм «бить баклуши» имеет значение:

А) Лежать.

В) Бегать.

С) Спать.

D) Трудиться.

Е) Бездельничать.

Правильный ответ: Е.

30. Многозначные – это слова:

А) Разные по значению, но одинаковые по звучанию.

В) Разные по значению, но одинаковые по написанию.

С) Близкие по своему значению.

D) Имеющие противоположные значения.

Е) Имеющие свойство употребляться в разных значениях.

Правильный ответ: Е.

31. Слово земля в значении суша:

А) За рекой простирается земля соседнего района.

В) Тщательная обработка земли – залог урожая.

С) Земля движется вокруг Солнца.

D) Вахтенный матрос увидел землю.

Е) Он хотел увидеть чужие земли.

Правильный ответ: D.

32. Слово тяжёлый в значении неуживчивый:

А) Тяжёлое наказание.

В) Тяжёлая обязанность.

С) Тяжёлый чемодан.

D) Тяжёлые шаги.

Е) Тяжёлый характер.

Правильный ответ: Е.

33. Слово идти в значении наступать:

А) Сон не идёт.

В) Идти к намеченной цели.

С) Лёд идёт по реке.

D) Идти за своим учителем.

Е) Часы идут хорошо.

Правильный ответ: А.

34. Имя прилагательное употреблено в прямом значении в варианте:

А) Железная дисциплина.

В) Железное здоровье.

С) Железный порядок.

D) Железный характер.

Е) Железная руда.

Правильный ответ: Е.

35. Укажите однозначное слово:

А) Глаз.

В) Обморок.

С) Море.

D) Вечер.

Е) Авангард.

Правильный ответ: В.

36. Укажите однозначное слово:

А) Веер.

В) Облепиха.

С) золотой.

D) Базар.

Е) Автограф.

Правильный ответ: В.

37. Укажите однозначное слово:

А) Насморк.

В) Уход.

С) Имя.

D) Жаворонок.

Е) Десятка.

Правильный ответ: А.

38. Укажите однозначное слово:

А) Насекомое.

В) Работа.

С) Деталь.

D) История.

Е) Туча.

Правильный ответ: А.

39. Укажите однозначное слово:

А) лабиринт.

В) Школа.

С) Инструмент.

D) Нить.

Е) Ботаника.

Правильный ответ: Е.

40. Укажите многозначное слово:

А) Автобаза.

В) Область.

С) Лаванда.

D) Глина.

Е) Забияка.

Правильный ответ: В.

41. Укажите многозначное слово:

А) Автобус.

В) Туча.

С) Ладонь.

D) Завиток.

Е) Глобус.

Правильный ответ: В.

42. Укажите многозначное слово:

А) Ландыш.

В) Инвалид.

С) Детёныш.

D) Поток.

Е) Парта.

Правильный ответ: D.

43. Укажите многозначное слово:

А) Иней.

В) Дефис.

С) Математика.

D) Лагерь.

Е) Бакен.

Правильный ответ: D.

44. Укажите многозначное слово:

А) Диаметр.

В) Матрос.

С) Иностранец.

D) Бархан.

Е) Машина.

Правильный ответ: Е.

45. Укажите многозначное слово:

А) Желудок.

В) Вареники.

С) Насекомое.

D) Кактус.

Е) Спутник.

Правильный ответ: Е.

46. Укажите многозначное слово:

А) Интеграл.

В) Жаргон.

С) Василёк.

D) Школа.

Е) Ромашка.

Правильный ответ: D.

47. Лексикология – это:

А) Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.

В) Система знаков, с помощью которых устная речь передаётся на письме.

С) Система правильного написания слов.

D) Раздел науки о языке, в котором изучается его словарный состав.

Е) Раздел науки о языке, в котором изучаются правила произношения звуков и звукосочетаний.

Правильный ответ: D.

48. Омонимы – это:

А) Слова, имеющие одно и то же значение и принадлежащие к одной и той же части речи.

В) Слова, которые одинаково звучат и пишутся.

С) Слова одной части речи с противоположным лексическим значением.

D) Устойчивые сочетания слов.

Е) Одинаковые слова, похожие по звучанию, но различные по значению.

Правильный ответ: В.

49. Общеупотребительные – это:

А) Слова, употребляемые жителями той или иной местности.

В) Слова, известные всем.

С) Слова, вошедшие в русский язык из других языков.

D) Новые слова, возникающие в языке.

Е) Слова, связанные с особенностями работы людей.

Правильный ответ: В.

50. Слова, имеющие одно лексическое значение:

А) Флаг, акробат, айсберг.

В) Автомат, грамота, журавль.

С) Календарь, караван, литера.

D) Лавр, папирус, линейка.

Е) Лучина, праздник, ручка.

Правильный ответ: А.

51. Слова, имеющие несколько лексических значений:

А) Аккорд, вокализ, девиз.

В) Фонема, гипотеза, палеолит.

С) Император, кафтан, кашпо.

D) Календарь, караван, литера.

Е) Авеню, ботфорты, жалюзи.

Правильный ответ: D.

52. Слова, имеющие несколько лексических значений:

А) Авеню, ботфорты, жалюзи.

В) Аккорд, вокализ, девиз.

С) Мотоцикл, электровоз, монорельс.

D) Император, кафтан, кашпо.

Е) Зеркало, праздник, ручка.

Правильный ответ: Е.

53. Устаревшие слова:

А) Космонавт, Интернет, инвестиция.

В) Комфорт, мольберт, хоккей.

С) Аршин, бремя, кафтан.

D) Октава, праздник, палитра.

Е) Пальто, сумка, книги.

Правильный ответ: С.

54. Устаревшие слова:

А) Октава, праздник, палитра.

В) Пальто, сумка, книги.

С) Княжич, колчан, коробейники.

D) Космонавт, Интернет, инвестиция.

Е) Комфорт, мольберт, хоккей.

Правильный ответ: С.

55. Определите предложение, в котором встречаются диалектизмы:

А) В Москву переведён через моё содейство.

В) Настал день, назначенный для судного поединка.

D) Здесь тягостный ярем до гроба все влекут.

Е) –Откуда дровишки?

-Из леса вестимо,

Отец, слышишь рубит,

А я отвожу.

Правильный ответ: Е.

56. Определите предложение, в котором встречаются устаревшие слова:

А) О, если б я нищ был! Как миллиардер.

В) Люблю я пышное природы увяданье.

С) Уходим мы, чтоб возвратиться, приходим, чтоб снова уйти.

D) О, как мучительно тобою счастлив я.

Е) Шуми, шуми, послушное ветрило…

Правильный ответ: Е.

57. Определите предложение, в котором встречаются устаревшие слова:

А) Всё море – как жемчужное зерцало.

В) О как мучительно тобою счастлив я.

С) Уходим мы, чтоб возвратиться, приходим, чтоб снова уйти.

D) Люблю я пышное природы увяданье.

Е) О, если б я нищ был! Как миллиардер.

Правильный ответ: А.

58. Профессиональные слова музыкантов:

А)Фланг, контратака, фронт.

В) Солист, ария, концерт.

D) Фюзеляж, пропеллер, шасси.

Е) Электровоз, тендер, букса.

Правильный ответ: В.

59. Профессиональные слова железнодорожников:

А) Солист, ария, концерт.

В) Фланг, контратака, фронт.

С) Электровоз, тендер, букса.

D) Фюзеляж, пропеллер, шасси.

Е) Бульдозер, экскаватор, бетон.

Правильный ответ: С.

60. Определите строку слов, объединённых в тематическую группу:

А) Машина, чайник, пылесос.

В) Книга, яюлоко, диван.

С) Кровать, диван, стул.

D) Игла, окно, свет.

Е) Компьютер, лейка, книга.

Правильный ответ: С.

61. Определите тематическую группу слов:

А) Помидор, шоколад, книга.

В) Свекла, земля, вода.

С) Капуста, конфета, лпмпа.

D) Яблоко, слива, вишня.

Е) Лук, чеснок, печка.

Правильный ответ: D.

62. Главный редактор «Толкового словаря русского языка» в четырёх томах, автор орфографического словаря, которым и сегодня пользуются школьники:

А) Д.Н. Ушаков.

В) Л. В. Щерба.

С) В. И. Даль.

D) М. В. Ломоносов.

Е) А. Х. Востоков.

Правильный ответ: А.

63. Укажите ряд, состоящий из многозначных слов:

А) Хохот, шезлонг.

В) Телевизор, фужер.

С) Телеграмма, телезритель.

D) Съедобный, утомление.

Е) Съёмка, ручка.

Правильный ответ: Е.

64. Укажите ряд, состоящий из многозначных слов:

А) Велосипед, мотоцикл, трамвай.

В) Автобус, пианино, гитара.

С) Дорога, лист, стол.

D) Снегоход, снегирь, снегурочка.

Е) Гипотенуза, ом, бином.

Правильный ответ: С.

65. Укажите фразеологизмы, выражающие удивление, недоумение, изумление.

А) Как вкопанный; подумать только! Вот так штука!

В) Задерживать взгляд; глаза разбегаются; смотреть в рот.

С) Войти в положение; делать упор; смотреть в оба.

D) Под горячюю руку; Рвать и метать; дальше некудв!

Е) Не поздоровится; зарубить на носу; брать на пушку.

Правильный ответ: А.

66. Укажите, в каком варианте содержится правильный ответ:

Слова многозначные:

А) Имеют несколько лексических значений.

В) Не имеют переносного значения.

С) Обозначают одно и то же, отличаются оттенком значений.

D) Одинаковы по звучанию и написанию, но разные по значению.

Е) Имеют одно лексическое значение.

Правильный ответ: А.

67. Укажите, в каком варианте слова профессиональные:

А) Негатив, фиксаж, закрепитель.

В) Барышник, лопатник, приказчик.

С) Колчан, диван, сундук.

D) Родник, зелёный, чаща.

Е) Кровать, кукла, свекла.

Правильный ответ: А.

68. Укажите диалектные слова:

А) Зной, жара, пекло.

В)Красивый, стол, сидеть.

С) Горят щёки от мороза,светиться от счастья.

D) Ответить, отозваться, откликнуться.

Е) Курень, полуночник, шелоник.

Правильный ответ: Е.

69. Укажите, в каком варианте профессиональные слова:

А) Аккорд, вокализ, мольберт.

В) Заставить комнату мебелью, заставить работать.

С) Метель, пурга, буран.

D) Отечество, родина, отчизна.

Е) Гиппопотам, бегемот.

Правильный ответ: А.

70. Укажите, в каком варианте профессионализмы – морские термины:

А) Половой, конка, приказчик.

В) Втулка, комбайн, ключ.

С) Квадрат, эскадра, тральщик.

D) Целинник, первопроходец.

Е) Июнь, июль, август.

Правильный ответ: С.

71. Укажите, в каком варианте правильный ответ:

Фразеологизмы – это…

А) общеупотребительные слова

.В) лексический состав языка.

С) устойчивые сочетания слов.

D) устаревшие слова.

Е) словосочетания.

Правильный ответ: С.

72. Укажите, в каком варианте правильно указан фразеологический синоним к слову зазнаваться.

А) Задирать нос.

В) До корней волос.

С) Как рыба в воде.

D) Врезаться в память.

Е) Повесить голову.

Правильный ответ: А.

73. Укажите лексическое значение фразеологического оборота задирать нос.

А) Бездельничать.

В) Прочитать книгу до конца.

С) Быстро убегать.

D) Зазнаваться.

Е) Помнить долго.

Правильный ответ: D.

74. Укажите, какое словосочетание является синонимом фразеологического оборота за тридевять земель.

А) Сильно плакать.

В) лодырничать.

С) Очень много говорить.

D) Быстро возвратиться.

Е) Находиться далеко.

Правильный ответ: Е.

75. Укажите, какое словосочетание является синонимом фразеологического оборота до корне волос.

А) Уехать очень далеко.

В) Легко держаться в воде.

С) Опечалиться очень.

D) Покраснеть сильно.

Е) Бежать очень быстро.

Правильный ответ: D.

76. Укажите, какое словосочетание является синонимом фразеологического оборота пасть духом.

А) Разувериться в чём-либо.

В) Очень много работать.

С) Отсутствие аппетита из-за сильных неприятностей.

D) Родительский долг,, по отношению к детям,выполненный до конца.

Е) Бездельничать.

Правильный ответ: А.

77. Лексическое значение фразеологического оборота не терять головы.

А) Быстро возвратиться.

В) Легко держаться в воде.

С) Уехать очень далеко.

D) Купить очень дёшево.

Е) Быть серьёзным осмотрительным.

Правильный ответ: Е.

78. Укажите, какое словосочетание является синонимом фразеологического оборота на вес золота.

А) Очень темно.

В) Будь внимателен.

С) Попасть в некдобное положение.

D) Стремиться выполнить српзу два дела.

Е) Стоить очень дорого.

Правильный ответ: Е.

79. Укажите, в каком варианте имеется фразеологический оборот:

А) Над деревней носятся белые снежинки, падая на истоптанную землю.

В) Он с утра до вечера бил баклуши.

С) Лёд трогается каждую весну.

D) Вокруг темень.

Е) На другой день Лиза проснулась очень рано. Правильный ответ: В

80. Укажите, в каком варианте имеется фразеологический оборот:

А) Оба, Фамусов и Чацкий, бросили друг другу перчатку.

В) Влажный ветерок набегает лёгкой волной.

С) Кротко синеет майское небо.

D) Хорошие словари стареют, потому что стареет язык.

Е) Первый том словаря Д. Ушакова вышел в 1935году.

Правильный ответ: А.

81. Укажите, в каком варианте имеется фразеологический оборот.

А) Господин был встречен трактирным слугою, или половым.

В) Слышится сдержанный, неясный шёпот ночи.

С) Крепкий свежий запах стесняет дыхание.

D) Нельзя было рассмотреть, какое у него было лицо.

Е) Ни зги не видно, ночь вокруг.

Правильный ответ: Е.

82. Укажите, в каком варианте имеется фразеологический оборот.

А) Мы с отцом крепко дружили, но были у нас и размолвки.

В) Моя бабушка послужила моделью для образа Томирис.

С) Театр уж полон.

D) В этот день ни свет ни заря поднялись дети.

Е) Музыкальный театр поставил оперу «Ер-Таргын» и привёз её в город на Неве.

Правильный ответ: D.

83. Укажите, в каком варианте даны профессиональные слова, связанные со столярным делом.

А) Штабс-капитан, ротмистр, хорунжий.

В) Граница, рубеж, предел.

С) Красивый, великолепный.

D) Правда, ложь.

Е) Фуганок, стамеска, зубило.

Правильный ответ: Е.

84. Укажите, в каком варианте дан фразеологический оборот со значением «быстро».

А) Остаться пустым звуком.

В) Умыть руки.

С) Выводить на чистую воду.

D) Во все лопатки.

Е) Взять отстающего на буксир.

Правильный ответ: D.

85. Укажите, вкаком варианте указаны диалектизмы.

А) Кочет, петух.

В) Компьбтер, космонавт, менеджер.

С) Пила, фуганок, долото.

D) Скальпель, премьера, эксперт.

Е) Засека, ракита, площадь.

Правильный ответ: Е.

86. Укажите, в каком варианте указаны профессионализмы, связанные с музыкальным искусством.

А) Вахтёр, привратник, швейцар.

В) Ложа, портер, амфитеатр.

С) Увертюра, октава, аккорд,вокализ.

D) Нотариус, презумция невиновности, иск.

Е) Яхта, парусник, бриг.

Правильный ответ: С.

87.Укажите, в каком варианте дан фразеологический оборот со значением «БЫСТРО»

А) Собак гонять.

В) Водить за нос.

С) Лодыря корчить.

D) Заправлять арапа.

Е) Во весь дух.

Правильный ответ: Е.

88. Синоним к слову безукоризненный.

А) Безупречный.

В) Осмотрительный.

С) Устойчивый.

D) Незыблимый.

Е) Ординарный.

Правильный ответ: А.

89. Синоним к слову фаворит.

А) Мечтатель.

В) Модник.

С) Франт.

D) Любимец.

Е) Фантазёр.

Правильный ответ: D.

90. Синоним к слову франт.

А) Протеже.

В) Баловень.

С) Утопист.

D) Модник.

Е) Кумир.

Правильный ответ: D.

91. Синоним к слову протеже.

А) Модник.

В) Щёголь.

С) Утопист.

D) Ставленник.

Е) Франт.

Правильный ответ: D.

92. Синоним к слову щёголь.

А) Франт.

В) Фантазёр.

С) Кумир.

D) Утопист.

Е) Протеже.

Правильный ответ: А.

93. Синоним к слову абсолютный.

А) Безусловный.

В) Бессмысленный.

С) Авторитетный.

D) Нелепый.

Е) Исправный.

Правильный ответ: А.

94. Синоним к слову апатия.

А) Соответствие.

В) Пунктуальность.

С) Влияние.

D) Подобие.

Е) Равнодушие.

Правильный ответ: Е.

95. Синоним к слову банальный.

А) Совершенный.

В) Бессознательный.

С) Бесталанный.

D) Заурядный.

Е) Флегматичный.

Правильный ответ: D.

96. Синоним к слову достоверный.

А) Принципиальный.

В) Прирождённый.

С) Прозорливый.

D) Дальновидный.

Е) Безошибочный.

Правильный ответ: Е.

97. Слова, имеющее одно лексическое значение:

А) Аккорд, вокализ, декламатор.

В) Лавр, папирус, линейка.

С) Календарь, караван, литера.

D) Автомат, грамота, журавль.

Е) Лучина, праздник, ручка.

Правильный ответ: А.

98. Устаревшие слова даны в варианте:

А) Комфорт, мольберт, хоккей.

В) Барышник, брадобрей, боярин.

С) Космонавт, Интернет, инвестиция.

D) Октава, праздник, палитра.

Е) Пальто, сумка, книги.

Правильный ответ: В.

99. Синоним слова доминировать.

А) Преобладать.

В) Реорганизовать.

С) Преобразовать.

D) Утрировать.

Е) Реформировать.

Правильный ответ: А.

100. Синоним слова преобладать.

А) Утрировать.

В) Реорганизовать.

С) Реформировать

D) Преобразовать.

Е) Доминировать.

Правильный ответ: Е.

101. Синоним к слову тождественный.

А) Привилигированный.

В) Адекватный.

С) Ориентировочный.

D) Ординарный.

Е) Рентабельный. Правильный ответ: В

102. Синоним к слову адекватный.

А) Рентабельный.

В) Ориентировочный.

С) Ординарный.

D) Привилегированный.

Е) Идентичный.

Правильный ответ: Е.

103. Синоним к слову идентичный.

А) Ориентировочный.

В) Тождественный.

С) Рентабельный.

D) Ординарный.

Е) Привилегированный.

Правильный ответ: В.

104. Слова, имеющие несколько лексических значений:

А) Флаг, акробат, айсберг.

В) Путь, гребень, ручка.

С) Авеню, ботфорты, жалюзи.

D) Аккорд, вокализ, девиз.

Е) Император, кафтан, кашпо.

Правильный ответ: В.

105. Заимствованные слова:

А) Журавль, зубило, кафтан.

В) Аршин, ботфорты, боярин.

С) Гамма, жалюзи, километр.

D) Китель, княжич, коробейник.

Е) Веретено, грамота, девиз.

Правильный ответ: С.

106. Синоним, употребляющийся в официальной речи:

А) Просить.

В) Умольть.

С) Взывать.

D) Клянчить.

Е) Ходатайствовать.

Правильный ответ: Е.

107. Глагол, употребляющийся в разговорной речи:

А) Просить.

В) Клянчить.

С) Взывать.

D) Декларировать.

Е) Ходатайствовать.

Правильный ответ: В.

108. Определите предложение, в котором встречаются диалектизмы:

А) Здесь тягосный ярем до гроба все влекут.

В) В Москву переведён через моё содейство.

С) Восстань, пророк, и вождь,и внемли.

D) По базам мычали, не наевшись молодой травы, коровы.

Е) Настал день, назначенный для судного поединка.

Правильный ответ: D.

109. Укажите строку, в которой все слова являются исконно русскими:

А) Браслет, ласточка, сестра, овраг.

В) Свеча, солнце, утюг, тулуп.

С) Кружево, зонтик, сестра, свеча.

D) Ребёнок, сказка, шуба, зонтик.

Е) Кружево, корзина, невод, зодчий.

Правильный ответ: Е.

110. Профессиональные слова военных:

А) Электровоз, тендер, букса.

В) Бульдозер, экскаватор, бетон.

С) Фюзеляж, пропеллер, шасси.

D) Солист, ария, концерт.

Е) Фланг, контратака, фронт.

Правильный ответ: Е.

111.

Переносное жилище кочевников, главным образом Средней Азии и Казахстана:

А) Юрта.

В) Шалаш.

С) Вигвам.

D) Чум.

Е) Палатка.

Правильный ответ: А.

112. Определите строку с омонимами:

А) Сражаться мечом – мечи дальше.

В) Длинная коса – косить траву.

С) Пилю дрова- железная пила.

D) Почитать книгу – почитать отца.

Е) Почитать старых людей – почёт ветеранам.

Правильный ответ: D.

113. Начало и конец – лексическое значение фразеологизма:

А) Открыть Америку.

В) Сказка про белого бычка.

С) Альфа и омега.

D) Аннибалова клятва.

Е) Ни вашим ни нашим.

Правильный ответ: С.

114. Определите фразеологизм к словам проучить, наказать.

А) Зарубить на носу.

В) Засучив рукава.

С) Игра не стоит свеч.

D) Зуб на зуб не попадает.

Е) Намылить шею.

Правильный ответ: Е.

115. Определите фразеологизм к словосочетанию очень любить.

А) Души не чаять.

В) Яблоку негде упасть.

С) Как свои пять пальцев.

D) Себе дороже.

Е) Положа руку на сердце.

Правильный ответ: А.

116. Раздел языкознания, который изучает слова и их значение:

А) Пунктуация.

В) Фонетика.

С) Синтаксис.

D) Морфология.

Е) Лексикология.

Правильный ответ: Е.

www.sesiya.ru

Методическая копилка: 12. Многозначность слова.

12. Многозначность слова. (1ч.)

Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».

Одна и та же вещь нередко служит нам для разных целей. За столом можно обедать, но можно и учить уроки или играть в шахматы. Мылом моют руки, лицо, им же стирают, а иногда, например в полевых условиях, намыливают щёки, чтобы побриться.

В языке, как в хорошем хозяйстве, средства используются экономно. Одно и то же слово может иметь разные смыслы. Это свойство слова называетсямногозначностью. Современные развитые языки насчитывают по несколько сотен тысяч слов. Но если бы каждое слово в этих языках имело только одно значение, то это число возросло бы в несколько раз! Обычному человеку овладеть этим громадным запасом было бы неимоверно трудно – труднее, чем освоить разные значения одних и тех же слов.

Вот перед нами стихотворение Марины Цветаевой «Поэт». Оно начинается так:
Поэт издалека заводит речь.
Поэта далеко заводит речь.

Заметьте: в каждой строчке почти одни и те же слова, но смысл они передают очень разный. Достигается эта разница главным образом с помощью различия значений глагола заводить. В первой строке он значит «начинать», а во второй «ведя, направить куда-нибудь очень далеко, не туда, куда надо».

Многозначность слова отличается от омонимии (о ней шла речь в предыдущем номере нашего журнала) тем, что разные значения одного слова сохраняют некоторую общность.

Это обнаруживается, как только мы обратимся к словарным описаниям многозначных слов или же сами попытаемся истолковать их (хотя бы приблизительно). Например, в разных значениях глагола заводить присутствует объединяющий их смысл – движение. Вот толкования этих значений (по словарю С.И.Ожегова): 1. Ведя [то есть заставляя двигаться], доставить куда-нибудь мимоходом, по пути. Заводить детей в школу. 2. Ведя, направить куда-нибудь очень далеко, не туда, куда следует. Заводить в болото. 3. Оттащив [здесь также в скрытом виде присутствует смысл движения] в сторону конец чего-нибудь, поставить. Заводить невод. 4. Привести в движение, пустить в ход (механизм). Заводить часы.

Значения бывают прямые и переносные. Конкретность – вот важный отличительный признак прямых значений. Говоря, например, ровная дорога, мы представляем себе дорогу без рытвин и ухабов, гладкую (конкретный зрительный образ), а хваля чей-нибудь характер и называя его ровным, имеем в виду качества, которые нельзя ни увидеть, ни потрогать рукой. Сравните такое же соотношение прямых и переносных значений в словах холодный (ветер и взгляд), острый (нож и ум),горькое (лекарство и чувство), блестящая (лента и идея).

Разность значений слова проявляется в его сочетаемо-сти: в одном значении у слова одно окружение, в другом – иное. Если значение конкретно, вещно, то и от смысла языковых единиц, которые сочетаются с этим словом, требуется конкретность, вещность: железный гвоздь, железная крышка. То же слово в переносном, отвлечённом значении сочетается со словами, которые имеют абстрактное значение: железная воля, железный характер.

В разных значениях слово имеет разных «родственников». Если мы говорим о глухом человеке, то этот его физический недостаток называется глухотой; если же речь идёт о глухом согласном звуке, то употребляют другое название свойства – глухость (например: глухость конечного согласного в слове пруд). А этому же прилагательному в значении, которое реализуется в сочетаниях глухая стена, глухой лес, нельзя поставить в соответствие ни то, ни другое существительное: не говорят глухота стены или глухость леса, – говорят лесная глушь.

Многозначное слово часто и в предложении ведёт себя по-разному в зависимости от того, в каком значении оно употребляется. Например, когда глагол идти используется в его прямом смысле, то обычно указывается направление или место движения: иду домой, охотник идёт из леса, мы идём по улице. Если же говорят о часах, то указание места или направления движения бессмысленно: нельзя сказать «Мои часы идут домой». Зато важно отметить, как идут часы: хорошо, плохо, точно и т.д. В значении «быть к лицу» этот глагол должен иметь обязательное дополнение в дательном падеже без предлога: Платье вам идёт, а в значении «расходоваться» идти употребляется с дополнением в винительном падеже с предлогом наНа костюм идёт три метра ткани. А есть ещё такое значение глагола идти (разговорное), где вообще никакие зависимые слова невозможны: «Я завтра утром вам позвоню, хорошо? – Идёт!»

Слово и его значения исторически изменчивы. У некоторых слов разные значения не сосуществуют вместе, в одно время, а как бы сменяют друг друга.

Получается, что исторически слово многозначно, а в каждый данный момент развития языка оно имеет только одно значение.
Например, слово щепетильный в XVIII веке и начале XIX века означало совсем не то, что сейчас. Мы говорим: «Уж очень он щепетилен!», имея в виду педантичную строгость, исключительную корректность того, о ком идёт речь, в отношениях с людьми, в обращении, в выполнении обязанностей и т. п. В старое же время существовали щепетильные лавки, где торговали щепетильным товаром, то есть мелким, разным по ассортименту (мы бы сейчас назвали этот товар галантереей и парфюмерией).

В строках Пушкина: «Всё, чем для прихоти обильной торгует Лондон щепетильный…» – присутствует именно это, старинное, значение, а не современное (Лондон щепетильный, то есть речь идет о Лондоне и лондонцах, торгующих, как сказали бы сейчас мы, галантереей и парфюмерией). Уже в пушкинские времена появилось и переносное (но ещё не наше, не современное) значение прилагательного щепетильный. Говорили: щепетильно одетый господин, значит молодой человек, модный, франтоватый. Лишь к концу ХIХ столетия это слово начинает употребляться в том смысле, который привычен для нас.

Слово обыденный лет полтораста назад значило «построенный или совершённый за один день»: обыденный дом, обыденный путь (то есть путь, пройденный за день). С середины ХIХ века это слово начало менять свое значение и стало употребляться в смысле «обычный, обиходный». Этот смысл уже близок к современному употреблению слова: сейчас оно значит «обыкновенный, заурядный».

(Вестник Олимпиады «Светозар», N3)

kopilka13.blogspot.com

0:Частота слова и многозначность — Викиверситет

Полисемия (из гр. poly — много, sema — знак)- способность слова иметь одновременно несколько значений. Явление полисемии, или многозначности, относится к числу важнейших проблем семасиологии и постоянно находится в центре внимания лингвистов.
Многозначность слов проявляется в их способности к семантическому варьированию, т.е. изменению значения в зависимости от контекста. Например, слово «взять» имеет до 50 значений, но вне контекста мы их не воспринимаем. Вне связи с другими словами глагол «взять» воспринимается лишь с одним, основным значением — «схватить». Лишь употребление этого слова в речи раскрывает все богатство его значений. Например, у А.С. Пушкина «взять» встречается в таких значениях: 1) захватить рукой, принять в руку — …И каждый взял свой пистолет; 2) получить что-нибудь в свое пользование — В награду любого возьмешь ты коня; 3) отправляясь куда-нибудь, захватить с собой — С собой возьмите дочь мою; 4) заимствовать, извлечь из чего-нибудь — …надписи, взятые из Корана; 5) овладеть чем-нибудь, захватить что-нибудь — «Все возьму», — сказал булат; 6) арестовать — Швабрин! Очень рад! Гусары! возьмите его!; 7) принимать на службу, на работу — Хоть умного себе возьми секретаря и т.д.

Изучение полисемии позволяет выделить в многозначных словах основные, или первичные, значения, которые характеризуются наибольшей частотностью и минимальной зависимостью от контекста; и неосновные, вторичные, значения, менее частотные и всегда обусловленные контекстом. С другой стороны, полисемия реализуется в появлении у многозначных слов, наряду с их основным (прямым) значением, переносных (образных) значений. Переносные значения всегда вторичны, однако «далеко не всякое неосновное значение можно квалифицировать как переносное, ибо не любое из них основывается на ассоциации сходства, создающей эффект образности».

Разные значения слов образуют сложное семантическое единство — семантическую структуру слова. Развитие в слове переносных значений связано с уподоблением одного явления другому; названия переносятся на основе внешнего сходства предметов (их формы, цвета и т.д.), на основе производимого ими впечатления или по характеру их движения. В таких случаях источником полисемии могут быть метафоры, метонимии, синекдохи. Закрепившиеся в языке переносные значения слов нередко утрачивают образность (усики винограда, бой часов, колено трубы, спинка стула), но могут и сохранить метафорический характер, экспрессивную окраску (вихрь событий, буря страстей, искра чувства, тень улыбки, голос разума, лететь навстречу, светлый ум, железная воля).

Изучение многозначности лексики имеет важное значение для стилистики. Наличие различных значений у одного и того же слова объясняет особенности употребления его в речи, влияет на его стилистическую окраску. Так, различные значения слова могут разойтись стилистически. Например, слово «дать», стилистически нейтральное в сочетаниях дать книгу, дать совет и т.п., приобретает разговорную окраску в восклицаниях, призывающих к осуществлению чего-нибудь или содержащих угрозу (Мишка, открыв клавикорды, играл на них одним пальцем… — Тетенька, я полегоньку, — сказал мальчик. — Я те дам полегоньку. Постреленок! — крикнула Мавра Кузьминична, замахиваясь на него рукой. — Л. Т.). Со значением «ударить» этот глагол используется в просторечии [- Смотрю, — рассказывает егерь, — этот самый Мишка (олень) стоит возле меня, голову нагнул, глаза кровью налились, и собирается дать мне (Пришв.)]. Глагол дать употребляется и в выражениях, имеющих профессиональную окраску (Дав лошадям шпоры, полковник с есаулом понеслись галопом к площади. — Н.О.).

Полисемичное слово может иметь разную лексическую сочетаемость. Например, слово низкий в своем основном значении «ма

ru.wikiversity.org

Многозначность слова в русском языке

Слово многозначно, поговорим об этом с позиции лингвиста. Традиционно начнём обсуждение многозначности слова в русском языке со стихов, стихов замечательной поэтессы Марины Цветаевой. Итак, стихотворение «Поэт»:

Поэт – издалека заводит речь.

Поэта – далеко заводит речь.

Мы видим, что в каждой строке почти одни и те же слова, но передают смысл они очень разный. Эта разница достигается, преимущественно, с помощью различия значений глагола заводить. В первой строке он означает «начинать», а во второй – «уводить очень далеко».

Многозначность от омонимии  отличается именно тем, что разные значения одного слова сохраняют некоторую общность. Это свойство обнаружится, если мы попытаемся объяснить значения. Например, в разных значениях глагола заводить присутствует смысл «движение».

Значение слова рытвина в словаре Ожегова — Slovariki.org

В толковом словаре Ожегова слово рытвина, -ы, ж. углубление, выбитое
колесами или промытое водой.
http://www.slovariki.org/word/30590

Значения у слова могут быть прямыми и переносными. Важными  отличительными признаками прямого значения являются конкретность и реальность. В переносном значении слово отвлечено от конкретных предметов и перенесено на обозначение чего-то более абстрактного. Для понимания вопроса обсудим прилагательное ровный.

Ровной может быть дорога. В данном случае мы представляем себе дорогу без рытвин и ухабов, т.е. формируем в своей голове конкретный зрительный образ. Одобрительно высказываясь о чьём-нибудь характере, мы тоже говорим – ровный, но в этом случае имеем в виду качества, которые нельзя ни увидеть, ни потрогать, т.е. значение слова переносное.

Разность значений слова проявляется в его сочетаемости. В одном значении слово имеет одно окружение, а в другом — другое.  Допустим, если значение слова конкретно и вещно, то и от смысла единиц, которые сочетаются с данным словом, требуется вещность. Например, железный гвоздь, железная подкова. То же слово в переносном, отвлечённом значении должно сочетаться со словами, имеющими абстрактный смысл: железная воля, железный характер.

Нужно подчеркнуть ещё одну особенность. Многозначное слово очень часто и синтаксически ведёт себя по-разному. Всё зависит от того, в каком значении оно употребляется. Допустим, когда глагол идти  мы используем в его прямом смысле, то обычно указываем направление движения: иду на работу, иду в магазин, иду домой. Но если мы говорим о часах, то указание места является бессмысленным: нельзя сказать, например, «Мои часы идут на работу». Однако при этом очень важно подчеркнуть, как именно идут часы: точно, хорошо или плохо.

В значении «быть к лицу» глагол идти должен иметь обязательное дополнение в дательном падеже без предлога: Костюм вам идёт. В значении «расходоваться» этот глагол употребляется с дополнением в винительном падеже с предлогом на: На костюм идёт три метра.

В разных значениях слово может иметь и разных «родственников». Допустим, если говорится о глухом человеке, то этот его физический недостаток называется глухотой, а если речь идёт о глухом согласном звуке, то употребляют другое название свойства – глухость. А вот этому прилагательному в значении, которые проявляются в сочетаниях глухая стена, глухой лес, нельзя поставить в соответствии ни то, ни другое существительное. Вполне понятно, что не говорят «глухота стены» и «глухота леса», а говорят лесная глушь.

Вконтакте

Facebook

Pinterest

Одноклассники

Мой мир

LiveJournal

Google+

xn—-7sbbhnalk3aocq1b4e.xn--p1ai

Author: alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о