Михаил случ – Случ Михаил Ильич — биография. Российский Педагог Директор СОШ №1060 Секретарь и Заместитель Руководителя Фонда Талант и Успех по Направлению Наука

Михаил Случ: У меня нет чувства, что лучший способ подготовки к жизни

В гимназии N 1060, где директором учитель математики, а теперь еще и победитель всероссийского конкурса «Учитель года-2010» Михаил Случ, первоклашки обязательно играют на флейте, а до седьмого класса ученикам не ставят оценки. При этом директор всех своих 400 учеников знает по именам и при встрече здоровается за руку.

Российская газета: Михаил Ильич, вы пришли в школу в 29 лет, в начале «лихих 90-х», когда из школ, наоборот, все бежали. Почему?

Михаил Случ: В школу я формально пришел 1 сентября 1992 года, а до этого, получив диплом Московского института стали и сплавов, занимался программированием. Хотя после школы я действительно сразу хотел поступать в МФТИ и заниматься математикой. Но не получилось. Получился МИСиС. И когда моя работа в сфере программирования стала приносить деньги и можно уже было «вздохнуть свободно», я решил искать что-то такое, что было бы мне действительно интересно.

РГ: Как вы относитесь к идее, что в школе нужны не выпускники педвузов, а специалисты из классических университетов — физики, химики, историки?..

Случ: Мне эта идея очень нравится. И не только потому, что я сам из таких. Но, увы, я вижу вокруг себя людей, готовых прийти в школу, но в силу жесткости системы, различных квалификационных требований они этого сделать не могут. Досадно. Наше образование устроено так, что дети выходят из школы достаточно рано, в «полубессознательном состоянии» поступают в педвуз и потом чуть ли не в таком же «приплывают» учителями на работу. Гораздо лучше, когда человек уже в относительно зрелом возрасте принимает сознательно такое решение. Но при этом он не должен снова учиться, чтобы получить второе высшее, уже специальное образование.

РГ: Нужно ли педагогические вузы превращать в факультеты классических университетов?

Случ: В этом есть смысл. А еще, мне кажется, будет правильнее, если студенты не с первого курса станут «бросаться» на Песталоцци или на Ушинского. Пусть сначала получат базовое образование по отдельной науке, а потом курсу к третьему решат для себя, кем быть: физиком-теоретиком, физиком-практиком или физиком-учителем.

РГ: У вузов огромные претензии к школьным математикам: мол, плохо готовят школьников, приходится на первом курсе давать школьную программу. Что скажете?

Случ: Это проблема не только математики, но и русского языка, и той же физики. Здесь дело в другом: внутришкольная аттестация, то, что мы сейчас уже называем «традиционными экзаменами», мне кажется, постепенно стала приводить к полному обесцениванию школьного образования, появлению огромного количества подготовительных курсов и фактически переноса школьного обучения на вузовские площадки.

РГ: А ЕГЭ по математике вас устраивает?

Случ: Кстати, Единый госэкзамен всю эту ситуацию с качеством вывел на новый открытый уровень. Это зеркало. Возможно, где-то оно кривовато, но гораздо лучше той «картины маслом в ярких красках», которая была до него.

То, что в этом году из КИМы по математике убрали тестовую часть «А», вроде бы здорово. Но есть тонкость. Если ответ закрыт (нужно выбрать один из четырех уже готовых), он может быть сколь угодно сложным. В случае же открытого ответа, когда решение нужно записать самому, уровень сложности определен количеством отведенных на него клеточек. Для решения некоторых задач, которые мне, возможно, хотелось бы видеть в ЕГЭ, этих клеточек не хватит.

РГ: В вашей школе преподают по Вальдорфской методике: все дети заняты творчеством, обязательно играют на музыкальных инструментах. А вы на чем играете?

Случ: А у меня нет слуха. Такой парадокс. Я не заканчивал ни музыкальную, ни художественную школу. Правда, когда работал учителем начальных классов, я, чтобы не травмировать детей своим пением, научился все-таки играть на флейте-дудочке. Так что я вовсе не подхожу под тот идеал, который описывал Ушинский: «Каждая мать может научить ребенка паре иностранных языков, декламации и игре на фортепьяно».

РГ: Вот языку-то как раз научить можете — ведь вы занимаетесь литературными переводами с немецкого.

Случ: И тем не менее я вряд ли смогу, как это было во времена Пушкина, не просто преподать биологию, но и научить школьника, скажем, что-то нарисовать.

РГ: Поговаривают, что в вашей школе слишком благостная атмосфера и дети оттуда выходят совершенно неподготовленные к реальной жизни. Это так?

Случ: Слышал я эти замечания. Но они больше относятся к какому-то элитному учебному заведению за высоченным забором, где имущественный ценз родителей не ниже определенного. В нашей же школе дети из совершенно разных социальных слоев, четверть — из многодетных семей. Со старшеклассниками мы устраиваем социальные практики в больницах и детсадах. Делаем театральные постановки для ребят с ограниченными возможностями. И после этого говорить, что наши дети не готовы к жизни? У меня нет чувства, что лучший способ подготовки к жизни — это лишение пряника или елки и «новость» о том, что Деда Мороза не существует. Не уверен, что для того чтобы растение закалялось, надо поливать его кислотными дождями.

РГ: Как попасть в вашу школу и станет ли это сложнее теперь, когда ее директор «под крылом» Большого хрустального пеликана?

Случ: Конечно, эта ситуация что-то усложнит, потому что для многих родителей подобные вещи являются значимыми. На мой взгляд, во многом абсолютно напрасно. Я не отношусь к числу людей, которые начинают знакомство с родителями с перечисления регалий школы или количества заслуженных учителей. Мне не кажется, что эти данные информативны. Я скорее предлагаю родителям составить какое-то личное ощущение и просто посмотреть на школу. К счастью, мы живем в Москве, где выбор школ велик и разнообразен. Каждый может найти ту, где ребенку будет хорошо и уютно.

РГ: Как вы думаете, звание «Учитель года» поможет вам в достижении каких-то целей?

Случ: Этот вопрос хорошо бы задать года этак через три. Отчитаюсь. Я, конечно, надеюсь. Честно могу сказать, когда шел на конкурс, одной из целей было получить некий плюс для развития своей школы. И странно, если бы это было иначе.

rg.ru

50 лет математическим классам: уроки и вызовы

В сентябре свое пятидесятилетие отметил первый математический класс, созданный на базе 57-й школы впервые в 1968 году. За полувековую историю легендарных матклассов его выпускниками стали известные ученые, экономисты и бизнесмены. Курс на инновации, цифровизацию экономики и развитие технологий открывает перед выпускниками математических классов новые возможности реализации своих талантов и способностей. Как воспользоваться богатым наследием и выйти на новый уровень развития с учетом новых задач, рассказал директор 57-й школы Михаил Случ.

— Как вы считаете, насколько сегодня одаренность школьников и их успехи, в частности в области естественных наук, востребованы в обществе и являются основанием для запуска механизмов «социального лифта»? Насколько проекты типа «Сириус» решают эту задачу?

 — Я уверен, что в общественном сознании математические и естественные науки переживают настоящий ренессанс. Конкурс в математические школы и классы в Москве сейчас огромный, а их количество значительно выросло за последние годы. Во многих городах существуют школы, классы, кружки, регулярно демонстрирующие высокие олимпиадные достижения, а значит, и создающие для учеников возможности поступления в лучшие вузы страны.

«Сириус» демонстрирует, что внимание к математическим и, шире, естественно-научным результатам находится в фокусе руководства страны. Проект запущен как раз для того, чтобы создавать социальные лифты, чтобы дать талантливым школьникам, прежде всего из регионов, доступ к лучшим педагогам, к лучшим практикам олимпиадной подготовки, чтобы дать ребятам возможности сориентироваться не только в школьном предмете, но и в его будущих приложениях, познакомить их с исследовательской деятельностью, с работой научных команд, с технологическим творчеством.

При этом «Сириус» реализует короткие интенсивные программы, естественным образом дополняя работу, которая ежедневно ведется в кружке или математическом классе. В этом смысле он хорошо дополняет практику СУНЦев, которые привлекают в старшие классы детей из регионов.

— Какова роль наследия российской математической школы в достижениях таких корпораций, как «Яндекс», Google, и других мировых лидеров в области технологий? Расскажите, пожалуйста, про ваших легендарных выпускников.

 — Многих выпускников 57-й школы можно назвать «легендарными»: десятки стали выдающимися учеными, добились успехов в бизнесе или искусстве. Я могу назвать только некоторых из них, работающих в упомянутых вами компаниях. Генеральный директор «Яндекса» Елена Бунина, выпуск 1993 года, профессор мехмата МГУ. Главным экономистом Microsoft стал в этом году еще один наш выпускник — Михаил Шварц. До этого он был главным экономистом Google Cloud, его статьи про устройство аукционов контекстной рекламы, являющихся главным источником прибыли и Google, и «Яндекса», написаны в соавторстве с еще одним нашим выпускником Михаилом Островским. Дмитрий Тейблюм был одним из первых разработчиков «Яндекса», Инна Кузнецова — вице-президентом IBM, и немало людей сегодня строят корпоративную карьеру, опираясь на ее книги. Андрей Гольдберг возглавляет научные проекты Amazon. Вадим Мошкович занимается агробизнесом, в этом году открыл одну из самых заметных школ в России.

Невозможно даже пытаться рассказать обо всех выпускниках, играющих серьезные роли в технологических компаниях, их просто очень много.

Но, конечно, российская математическая школа не сводится только к выпускникам 57-й. Действительно уже более пятидесяти лет — сначала в СССР, а теперь в России — работает сеть известных матшкол (только в Москве на слуху добрый десяток, а есть еще знаменитые 239-й, 30-й и лицей ФТШ в Санкт-Петербурге, 31-й лицей в Челябинске, СУНЦ НГУ и УрФУ и многие другие), обучающих тысячи сильных школьников, поступающих затем в ведущие вузы и создающих российскую математическую школу.

— Можно ли сегодня заложить основы конкурентоспособности будущих российских технологических стартапов на уровне школьной программы? Как воспитать новых героев науки и бизнеса?

 — Задача хорошей школы — воспитывать не только героев. Каждому, кто приходит учиться в школу, школа должна помогать. Помогать раскрыться талантам, развиться способностям. Школа должна рассказать о том, как разнообразен мир, помочь найти дело по душе.

При этом школьная программа, как и все образование, — довольно консервативная вещь. Не может программа обучения меняться с каждым дуновением моды. Мы, как и прежде, в математических классах хорошо учим математике, одновременно решая несколько задач: непосредственное обучение предмету, формирование учебных навыков, самоорганизация высокого уровня. С другой стороны, наличие огромного околошкольного сообщества позволяет знакомить детей с широким кругом самых современных профессий, технологий, наук. Эти два фактора — образованность и широкий круг интересов и, разумеется, вытекающая из этого определенная интеллектуальная смелость, раз уж речь идет о стартапах, — и создают основу конкурентоспособности наших учеников.

— Какие уникальные принципы, традиции и технологии обучения в легендарных матклассах необходимо сохранить и взять в будущее? Поделитесь, пожалуйста, секретами обучения в матклассах.

 — В наших математических классах обучение ведется как классическим способом (учитель в классе ведет урок), так и по системе Константинова, по листочкам. У нас работают замечательные учителя, и это нехитрый рецепт успеха для классического обучения — нужны «всего лишь» отличные учителя и заинтересованные дети. Система листочков предполагает, что каждый ребенок сам шаг за шагом проходит науку (так называемый матанализ), решая задачи, доказывая теоремы. Каждую задачу каждый ребенок решает, записывает, а потом показывает и рассказывает взрослому. Традиционно эти взрослые именуются студентами, хотя среди наших «студентов» кроме собственно студентов есть и аспиранты, и доценты, и профессора. Здесь важно все: и сами листочки, и контакт «студента» со школьником, и распределение времени между листочками. Традиционно у нас уделяется большое внимание умению записать решение, а это значит — выстроить свое рассуждение грамотно, четко, подробно. Недавно наш выпускник Александр Львовский, физик, профессор Оксфорда, выпустил учебник ядерной физики, основанный на принципе листочков, но он, конечно, не для школьников.

Важно сохранить традицию, при которой выпускники предыдущих лет — студенты, аспиранты, доценты, профессора — возвращаются работать в школу, помогая учителям. Где вы еще увидите профессиональных математиков, а то и по-настоящему выдающихся ученых, ведущих уроки в школе? А у нас уроки помогают вести профессора МГУ и ВШЭ — для тех школьников, которые видят свое будущее в науке, такое общение — незаменимый опыт. Здесь работает проверенная веками технология — передача знаний из рук в руки. Создать такую систему на пустом месте сложно и дорого, а традиция, когда в школу приходят бывшие ее ученики, сами учившиеся у выпускников, может существовать (и существует!) годы.

Может ли эта технология работать в других предметах? Хороший вопрос. У наших коллег есть опыт обучения по системе листочков программированию, это очень близкая область к математике. С другими предметами сложнее.

В то же время матклассам советского времени была свойственна своеобразная замкнутость на математике как таковой, если так можно выразиться. В современной школе серьезная математика нужна не только тем, кто собирается стать профессиональным математиком. Например, 57-ю школу закончили несколько известных экономистов: ректор РЭШ Рубен Ениколопов, профессор Boston College Надежда Маленко, уже упоминавшийся профессор Стэнфорда Островский, профессор Чикагского университета Константин Сонин. Тем, кто будет заниматься общественными науками, помимо сильной математической подготовки нужна серьезная база по социологии, антропологии, истории — тому, что у нас традиционно преподается в «гуманитарных» классах. Среди наших выпускников немало замечательных биологов, а сегодняшняя биология нуждается в науках о данных в не меньшей степени, чем в микроскопах. Сделать так, чтобы теорию вероятности и математическую статистику учили и будущие биомедики, и будущие социологи, и будущие математики, — вызов нового времени.

— Какие программы и инициативы способствуют повышению качества образования не только в специализированных, но и в обычных школах? Насколько эффективны школьные олимпиады с точки зрения повышения доступности высшего образования?

 — В масштабах страны позитивную роль сыграло введение единого экзамена. Это впервые позволило получить четкое, основанное на систематическом анализе данных представление о том, какой процент школьников усваивают какой объем программы. Однако у ЕГЭ есть существенный структурный недостаток: он заведомо ориентирован (и должен быть ориентирован!) на «среднестатистического» ученика. Наиболее одаренные ребята, школьники с ярко выраженными, но специфическими талантами оказываются жертвами массовости и универсальности ЕГЭ. И инструмент профильного ЕГЭ по математике решает эту проблему лишь отчасти.

Система олимпиад, дающих возможность поступать в вузы, — механизм, который компенсирует этот недостаток. Кроме того, как и предыдущие пятьдесят лет, олимпиады помогают школьникам, семьи которых далеки от науки, найти неожиданные, яркие стороны рутинного школьного предмета. Сейчас школы фактически содействуют участию школьников в олимпиадах, и это действительно открывает детям новые возможности. И запускаются механизмы социальных лифтов.

Что касается математических олимпиад как «спорта высоких достижений» — я отношусь к этому спокойно.

Да, очень важно, чтобы ученики школы демонстрировали высокие олимпиадные результаты. Это является важным маркером, это притягивает в школу новых сильных абитуриентов и заинтересовывает в сотрудничестве сильных педагогов.

При этом нужно отдавать себе отчет, что в успехах талантливого (тем более гениального) ученика школа «виновата» лишь отчасти. На высоком уровне очень серьезным фактором являются разного рода сборы и олимпиадные школы. Очень важны трудолюбие и тот же талант. Нашу школу закончили десятки победителей всесоюзных, всероссийских и международных олимпиад, но мы никогда не готовили ребят к олимпиадам специально.

— Какие инструменты и ресурсы необходимы сегодня школе для развития потенциала будущих выдающихся ученых, экономистов и бизнесменов? Какие инициативы и коллаборации с высшей школой и бизнесом наиболее перспективны?

Как я уже говорил, тесное сотрудничество с выпускниками — одна из основ нашей технологии обучения математики. Кроме того, в современном мире, когда профессии рождаются и умирают со скоростью, превышающей время создания нового направления в педагогических и даже исследовательских университетах, многие вещи ученики могут узнать только от реально работающих людей, для которых школа и преподавание не профессия, а единичный опыт. Кругозор, формирование представления о современном мире — такая же часть образования, как и методичное, последовательное освоение предмета, просто другой навык. Выпускники, родители учеников, просто приглашенные в школу люди могут дать школьникам очень много, могут подтолкнуть к развитию, могут зажечь интерес к областям, которые, возможно, попадут в школьную программу через годы.

presscentr.rbc.ru

«Наша программа принципиально бесплатна для родителей»


Почему сегодня важнее наладить работу с талантливым ребёнком на его малой родине, а не увозить его далеко от дома? Какую роль в этом будет играть Образовательном центре «Сириус»? Об этом, и не только, мы поговорили с Михаилом СЛУЧОМ, руководителем научного направления нового Центра.  

– Насколько новаторским является этот проект? Существуют ли его аналоги в нашей стране?
– Эта история началась, конечно же, не с белого листа: работа с детьми, одарёнными в разных направлениях, ведётся давно. Но новое начинание обладает некоторыми особенностями.

Во-первых, в нашем Центре будут интегрированы три направления: наука (естественно-научное направление), искусство и спорт. Это даст возможность детям, которые делают успехи в различных областях, начать взаимодействовать. Мы попытаемся сделать так, чтобы они друг у друга учились или, по крайней мере, учились с уважением относиться к деятельности другого.
Во-вторых, наш Центр принципиально бесплатен для ребёнка. Но при этом будут достаточно жёсткие и прозрачные критерии отбора для поездки в Сочи.

– Какие это критерии?
– Если говорить о физико-математическом направлении (с которого мы начинаем), то это победы или призовые места в предметных олимпиадах. Например, в Центр сможет попасть победитель не ниже регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников.

– Иначе говоря: талантливые дети отнюдь не всегда — из обеспеченных семей…
– Конечно. Это всё равно, как если бы в математическую школу принимали ребёнка по определённому финансовому цензу. В области работы с одарённостью тема денег имеет очень большое значение, потому что программы для талантливых, мотивированных детей и должны быть дорогими: нужны самые лучшие преподаватели, а если это спорт, то хорошее оборудование, амуниция, если исполнительское мастерство – то качественные инструменты, возможность репетировать и выступать с оркестром. И тут очень важно, что наша программа (а она будет с очень серьёзным участием не только государства, но и бизнеса), принципиально бесплатна для родителей. Регион платит за билет, а проживание и обучение – дело государства и Фонда.

Но такая история может существовать, развиваться и не вырождаться, только в том случае, если есть очень понятные критерии отбора. Для этого сформирован экспертный совет, который будет рассматривать возможности участия тех или иных детей, на основе принятых всеми достижений. 
А ещё будут учитываться не только индивидуальные достижения талантливого школьника, но и реальные заслуги той или иной школы. Центр непрерывного математического образования подготовил рейтинг физматшкол. И школы, занимающие высокие позиции в этом рейтинге, получат право организовать смены силами своих педагогов. Причём, туда приедут не только лучшие ученики этой школы, но и дети (и их учителя) из других регионов.
Кроме того, у нас будут организованы специализированные научные смены и «прикладные» смены, ориентированные на приложения математики. Для того чтобы попасть на них, помимо свидетельств об успехах в олимпиадах, нужно будет написать «входную» работу. Эти смены будут проводиться с участием IT-фирм и высокотехнологичных компаний. Входную работу проверят преподаватели, которые приедут в Сочи и будут вести занятия в рамках образовательных программ… Первой станет смена под руководством профессора мехмата МГУ, МФТИ и Независимого университета, лауреат Премии Президента для молодых учёных, возглавляющий крупное подразделение «Яндекса» Андрея Райгородского.

– Почему так важно собрать талантливых детей и заниматься с ними на нейтральной территории? Ведь есть другая модель: собрать детей из разных мест и привезти их в Президентские интернаты.
– Сейчас действительно бурно обсуждается тема Президентских лицеев-интернатов. Но наш Центр – это принципиально не СУНЦ (специализированный учебно-научный центр. — Ред.). Не только потому, что здесь – смены, а не постоянная учеба, но ещё и потому, что мы не стремимся вытащить ребёнка из его школы и переселить куда-то в другое место. Наша миссия состоит в том, чтобы физико-математическое образование развивалось на местах, чтобы талантливый школьник был замечен, получил дальнейший стимул для своего развития. Нам важно, чтобы педагог, способный воспитать победителя, призёра олимпиады в своей школе, повысил свою квалификацию в рамках программы нашего Центра, наладил взаимодействие с коллегами из других регионов и ведущих центров физико-математического образования. Эти учителя приедут в Сочи и вместе с педагогами знаменитой 57-й московской школы или не менее знаменитой 239-й из Санкт-Петербурга, будут работать совместно, таким образом повышая свой уровень. А в итоге, там, где появился один олимпиадник, возникнут условия для подготовки других.

Одна из наших целей – уменьшить число регионов, являющихся белыми пятнами в смысле работы с одарёнными детьми. И мы надеемся, что через год-два в таких регионах-аутсайдерах появится не один, а несколько олимпиадников.

– Как будет осуществляться взаимодействие математиков со спортсменами и музыкантами?
– Мы думаем над этим. Специфика Центра отличается от специфики знаменитых лагерей, таких, как «Артек» или «Орлёнок», где дети, в основном, отдыхают. У нас все ребята будут заниматься по своим профессиональным, довольно напряжённым программам. Но свободное время у них, конечно же, будет. Как будет происходить взаимодействие математиков-физиков со спортсменами и музыкантами? Мы планируем создавать точки совместной активности. Например, мы сформируем детский пресс-центр, театральную студию «проектного типа» (смена – театральный проект), проведём общие спортивные турниры (не думаю, что в турнире по настольному теннису музыканты и математики уступят хоккеистам), и это будет интересно всем. В этих точках ребята пересекутся, начнут взаимодействовать.
Другой механизм взаимодействия математиков со спортсменами и музыкантами будет осуществляться через знаковых педагогов, выдающихся деятелей в той или иной области. На программы будут приезжать не только преподаватели, но и специалисты мирового уровня. Например, в открытии Центра примет участие обладатель Филдсовской премии Станислав Смирнов. Он выступит не только перед математиками, но и с общедоступной лекцией перед всеми (как известно, признак гениальности – умение о сложном говорить просто). Цель – чтобы дети увидели ценность и важность других направлений.

Информационная служба портала

 

sochisirius.ru

«С первоклассниками здороваюсь за руку»

По логике Михаил Случ победить в конкурсе «Учитель года России» ну никак не мог. Во-первых, учитель из его школы Михаил Стародубцев уже стал лучшим в 2008 году. Ну кто второй раз отдаст «Хрустального пеликана» одному и тому же учебному заведению? Во-вторых, москвич. А Москва побеждала за последние четыре года дважды. Но вопреки закулисным расчетам Случ стал лучшим. А почему, думаю, вы поймете из интервью. — Михаил Ильич, в голове не укладывается: бородатый двухметровый дядя, выпускник Института стали и сплавов, программист вдруг пошел учителем в первый класс… — Время было такое. 1992 год. Школа была открыта, в том числе для бородатых дядей. — Школа — да, открыта. Но вам-то уже было 28 лет, занимались кооперативными делами, не до юношеской романтики. — Вспоминая сейчас, я тоже удивляюсь такому решению. С финансовой точки зрения это был сильный проигрыш. Мало того, я попал в школу, которой еще не было. Меня позвал известный московский педагог Анатолий Аркадьевич Пинский — это он придумал нашу школу. В начале 90-х на месте 1060-й были руины. Он уговорил московские власти отдать здание нам. Начался капитальный ремонт. Прежде чем стать учителем, я несколько месяцев был строительным рабочим, маляром. Мы в буквальном смысле создавали школу своими руками. ПЕРВОКЛАССНИК ПО КОЛЕНО — Первоклассники вам, наверное, до колена доходят… — Одна знакомая учительница была у меня на уроке. Потом говорит: это неплохо, то нормально, но одна вещь у тебя невозможная: дети, глядя на тебя, могут сломать шеи. Умоляю, держи дистанцию — три шага. Я урок запомнил и с тех пор держу дистанцию. — Школа № 1060 придерживается принципов Вальдорфской педагогики. Это главный секрет победы в конкурсе? — Главный секрет в том, что мы, как, наверное, и все школы, хотим быть обращены к ребенку. У нас довольно много искусства в расписании, есть иностранные языки. Анатолий Пинский в свое время сформулировал такой девиз для 1060-й: «Школа радости». — Я как-то смотрел в вашей школе ученический спектакль. Директор Пинский заразительно пел вместе со своими учениками. После его ухода руководить школой стали вы. Насколько сохранились традиции? — Полностью. Только у меня со слухом плохо, я участвую в подтанцовке. — Танцуете с учениками?! — Считаю это за честь. А еще у нас в школе принято здороваться за руку, не только между коллегами, но и между учениками и учителями. — И с первоклассниками? — Абсолютно. — И все у вас на флейте играют… — В начальных классах — конечно. Потом начинают играть на других инструментах. — А в вашей школе оценки ставят только с седьмого класса… — В начальной школе у нас нет оценок в обычном смысле слова. В пятом — шестом классах — зачетная система. Потом возникают оценки. — Как же родителям понимать, успешен ли их ребенок? — Не могу сказать, что безотметочная система — абсолютное благо. Ее можно довести до абсурда, и тогда ни ученик, ни родитель не будут понимать, на каком свете они находятся. С другой стороны, конечно, очень не хочется загонять всех в прокрустово ложе отметок. Тем более что шкала давно уже не слишком широка, она трехзначна. Когда человек получает четверку, тройку, он, бывает, и сам не понимает, что за этим стоит. Поэтому у нас есть регулярные встречи учителей и родителей, есть индивидуальные собеседования. Есть небольшая психологическая служба, которая тоже ведет собеседования с родителями. Есть тетради, которые играют в каком-то смысле роль дневников, куда учитель пишет свои комментарии о том, как ребенок учится, по возможности не превращающиеся в цифры. — На церемонии награждения был ваш младший сын, школьник. Старший, студент, тоже учился в вашей школе. Держали ребят под присмотром папы? — Мне кажется, что ни старший, ни теперь младший, если переходить на молодежный сленг, не парятся из-за того, что за ним кто-то присматривает в школе. Мне важно, что мои дети учатся в моей школе — это некоторый внутренний показатель того, что школа хорошая, что в ней происходит что-то правильное, что в ней комфортно. — В общем, благостная атмосфера. А потом ребята выходят в жизнь и сталкиваются с совсем не дружественной средой. Может, надо как-то их еще в школе готовить к реальности? — В школе тоже не только радость, есть слезы, есть неудачи. Но я не сторонник такой методики, мол, для того чтобы люди привыкали к кислотным дождям, их нужно поливать с утра, по возможности с пеленок, всякой дрянью, тогда они выйдут лысыми, но закаленными. Важно, чтобы человек, получая от жизни негативные импульсы, откатывался к некоторой стенке, которая его поддержит. Этой стенкой могут быть добрые воспоминания из детства.

На этот раз победителей конкурса «Учитель года России» двое — москвич Михаил Случ (на фото) и Андрей Гарифзянов из-под Тулы. Но статуэтка «Хрустального пеликана» была отлита одна. Случ с ней сфотографировался и отдал коллеге…

ЗАЧЕМ ЭТО НАДО — Два года назад в конкурсе победил учитель музыки из вашей школы Михаил Стародубцев. Наверняка эта победа принесла дополнительные хлопоты. Лучший учитель должен ездить на семинары, давать мастер-классы. Вы уже не можете нагружать его по полной. Но вместо того чтобы обходить соревнование стороной, теперь в нем участвовали вы. Неужели ради самоутверждения? — Понятно, что есть и честолюбивые аргументы. Но если серьезно — для той же самой школы. Мы находимся в здании довоенной постройки. Оно морально устарело, в нем нельзя развиваться. Мы набрали один первый класс в этом году, хотели два, да не смогли — некуда детей посадить. — То есть вы со Стародубцевым будете размахивать «Хрустальным пеликаном», чтобы получить новое здание? — Это одна из наших миссий. За победу в конкурсе, кроме статуэтки, мне вручили мультимедийный проектор. Вещь для школы полезная. Но стратегически дело не в сиюминутных выгодах. Если школа на хорошем счету, есть шанс, что она будет включена в разные программы оснащения техникой, в программы реконструкции — то есть в то, что выходит за рамки текущего бюджета. — Но вы понимали, что шансов победить у вас гораздо меньше, чем у Стародубцева? Представляете ситуацию: учитель стал лучшим в профессиональном конкурсе, а директор — нет? — Конкурс — это конкурс, и в какие-то моменты я говорил себе, что, может, ты и не пройдешь никуда, не беда. Я спокойно отношусь к поражениям. Единственное, что меня беспокоит, — проигрыш самому себе. — Как вы узнаете, что проиграли себе же? — В педагогике ощущаешь внутренне, когда ты провалил урок. Дело не в том, что другой учитель дал хороший урок, а ты — нет. А в том, что ты мог лучше, а не потянул. На конкурсе было задание — беседа с детьми. Она длилась всего 20 минут. И ты понимаешь: получилось, потому что был момент, когда все дети замерли, был момент, когда они начали спонтанно говорить. А ведь нужно понять их состояние — в зале множество незнакомых взрослых, жюри, идет онлайн-трансляция. — Не кажется ли вам, что вы все-таки были в разных весовых категориях с другими участниками? Вы — директор столичной школы, а многие из них — простые учителя из глубинки? — Конечно, преподавательская работа для меня совместительство. Сейчас я работаю только в двух классах — 8-м и 10-м. Но внутренне я считаю себя учителем, а потом директором. Ничего не имею против директоров, которые занимаются только административной работой, они прекрасные управленцы, отлично ориентируются в юридических вопросах или занимаются только туалетами. Но все-таки центр школы — это уроки, взаимоотношения между детьми и учителями. Мне важно не отойти далеко от этого нерва, от этого стержня. — Стержень — это учительство?.. — Скорее что-то, что возникает между ребенком и учителем. — Я бы не стал называть учителя стержнем. В современной школе он и должен играть некоторую подчиненную роль. Учитель не может быть самодостаточен, иначе будет сорок лет транслировать некий опыт, который был заложен в него в пединституте. Это неправильно, сейчас жизнь очень сильно меняется. ПРАВИЛА ПЕРЕВОДА — Я где-то читал, что вы занимаетесь литературными переводами… — Я много переводил с немецкого. Да, остался интерес прежде всего к прозаическому переводу, хотя я занимался и переводом современной немецкой поэзии. Это для меня внутренний хлеб. Хотя это только хобби. — Ваши переводы публиковали? — Я перевел книжку, которая, мне кажется, достойна публикации. Это автобиография Жака Люссерана. Родившись в 20-х годах прошлого века, он ослеп в 8 лет. Потом слепым прошел через французское Сопротивление, был узником Бухенвальда, выжил, стал профессором литературы. А потом он написал о себе книжку… — Где вы так хорошо выучили немецкий? — Нигде. Я учил в школе английский язык. Но потом, когда заинтересовался вальдорфской педагогикой, возник интерес к немецкому, и я его очень быстро выучил. Такое бывает в жизни, хотя я совершенно не полиглот. Потом много занимался синхронным переводом. Сейчас у меня не хватает языковой практики. Разве что когда был с учениками в Германии на геодезической практике… — Школа — на геодезической практике за границей? — Есть такая проблема. Обычная школа живет в ритме уроков. К этим урокам время от времени присоединяются экскурсии. Но все понимают, что мир несколько богаче, чем урок, чем экскурсия даже в очень уважаемый музей. Поэтому у нас был ряд международных проектов с другими школами. Один из проектов — геодезическая практика в Германии. Были проекты, когда ученики работали в детском доме, в детском саду, в больнице. По финансовым причинам делать подобные вещи часто не получается. Но один-два раза в школьной биографии мы стараемся, чтобы ребята участвовали в таком проекте. Это запоминается на всю жизнь… — Михаил Ильич, сложно попасть учиться в вашу школу? — Москва — большой город, есть из чего выбирать. А наша школа не является специализированной, с углубленным изучением каких-то предметов. Школа для всех и далеко не каждому родителю это интересно. Многим желательно, чтобы с первого класса шла подготовка к ЕГЭ, накачивали знаниями… — То есть конкурса в 1060-й нет? — Проблемы с приемом есть. Приоритет — у тех, у кого уже брат или сестра учатся у нас, и у тех, кто живет рядом. С остальными родителями, которые хотят к нам определить своих детей, беседую. Объясняю, что ребенку тяжело, если его будут возить с другого конца города. Но вот что точно — мы никогда не скажем, что Маша хуже, чем Петя, потому что она менее бегло читает и поэтому мы ее не берем. У нас в школе такого подхода нет.

Поделиться видео </>

Лучший учитель года-2010 Михаил Случ на радио «КП» 97,2 Fm.6 октября в прямом эфире радио «Комсомольская правда» 97,2 FM был лучший учитель России-2010 преподаватель математики из Москвы Михаилу Случ. Ведущие – Александр Милкус и Антон Челышев.Антонина ПАНОВА

www.kp.ru

Возвращаясь к 57 школе — hina_chleck

Сегодня при трепе в учительской сказали, что у 57 новый директор, и уже давно, — Михаил Случ, а я как-то упустила этот момент.

Новости с Мела https://mel.fm/novosti/719864-novym-direktorom-shkoly
==Новым директором столичной школы №57 станет Михаил Случ, который ранее возглавлял школу №1060, а также Юго-Западное окружное управление образования департамента образования Москвы. Об этом в интервью телеканалу «Москва 24» заявил заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Леонид Печатников.

«Нам очень с большим трудом удалось преодолеть вот все то, что происходило. Несмотря ни на что, 57-я школа осталась в топ-10. Качество образования в этой школе, по-видимому, серьезно не ухудшилось. В школе сформирован крепкий управляющий совет, его возглавляет профессор Владимир Александрович Мау, в порядочности и честности которого не может быть ни у кого никаких сомнений. У школы появляется новый директор, речь идет о Михаиле Ильиче Случе, который создавал и возглавлял известный «Сириус» в Сочи. На управляющем совете Исаак Калина (глава столичного департамента образования — прим. Агентства «Москва») представил нового директора, который буквально через месяц или два, просто закончив свои дела по предыдущему месту работы, приступит к исполнению обязанностей. Это человек очень авторитетный. И я абсолютно убежден, что школа №57 займет то место, которое она всегда занимала как замечательное общеобразовательное учреждение, куда родители стремились бы отдавать своих детей», — подчеркнул заместитель мэра. ==

Небезынтересная статья на Медузе — Зелье забвения
https://meduza.io/feature/2017/02/14/kak-57-ya-shkola-pytaetsya-spravitsya-s-posledstviyami-istorii-o-domogatelstvah-reportazh-sashi-sulim

Тезисно
==«Ситуация в школе, несомненно, улучшилась: дети больше не сталкиваются с той опасностью, которую представляли для них Меерсон и Давидович; но при этом в школе нет единства в оценке их действий», — сказал Сонин.

С ним согласен выпускник школы Григорий Самгин: по его словам, «большое количество людей внутри школы находятся в стадии отрицания произошедшего или вообще не высказываются на эту тему». Это, по мнению Самгина, приводит к замораживанию и замалчиванию, но не решению проблемы.

Такое поведение учителей Арман Туганбаев объясняет тем, что долгое время они не были готовы к публичным дискуссиям, которые представляются им «нападками и попытками развалить школу».
… «Ни прошлая, ни нынешняя администрация школы так и не сформировала общее видение проблемы. Каждый раз позиция формулировалась, избегая острых углов», — говорит Григорий Самгин. Он уточняет, что о виновности Меерсона и Давидовича говорят в основном выпускники и выпускницы; многие учителя до сих пор считают, что обвинения необъективны или лживы.==

Кстати, Медуза также говорит подразумевавшееся ранее: на пост директора прочили Бремзена + Лещинер мною подразумевался в кадровом резерве тоже; всплыл же сейчас Случ.

(Заводится новый tag — school-ное, надо к нему подверстать потом нужные записи задним числом).

Ich geschrieben, mit Hilfe Dreamwidth OpenID.

Current Music: Это учитель из нашей маршевой роты,— … идет подметать
Tags: school-ное, за общество

hina-chleck.livejournal.com

«Наша программа принципиально бесплатна для родителей»


Почему сегодня важнее наладить работу с талантливым ребёнком на его малой родине, а не увозить его далеко от дома? Какую роль в этом будет играть Образовательном центре «Сириус»? Об этом, и не только, мы поговорили с Михаилом СЛУЧОМ, руководителем научного направления нового Центра.  

– Насколько новаторским является этот проект? Существуют ли его аналоги в нашей стране?
– Эта история началась, конечно же, не с белого листа: работа с детьми, одарёнными в разных направлениях, ведётся давно. Но новое начинание обладает некоторыми особенностями.
Во-первых, в нашем Центре будут интегрированы три направления: наука (естественно-научное направление), искусство и спорт. Это даст возможность детям, которые делают успехи в различных областях, начать взаимодействовать. Мы попытаемся сделать так, чтобы они друг у друга учились или, по крайней мере, учились с уважением относиться к деятельности другого.
Во-вторых, наш Центр принципиально бесплатен для ребёнка. Но при этом будут достаточно жёсткие и прозрачные критерии отбора для поездки в Сочи.

– Какие это критерии?
– Если говорить о физико-математическом направлении (с которого мы начинаем), то это победы или призовые места в предметных олимпиадах. Например, в Центр сможет попасть победитель не ниже регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников.

– Иначе говоря: талантливые дети отнюдь не всегда — из обеспеченных семей…
– Конечно. Это всё равно, как если бы в математическую школу принимали ребёнка по определённому финансовому цензу. В области работы с одарённостью тема денег имеет очень большое значение, потому что программы для талантливых, мотивированных детей и должны быть дорогими: нужны самые лучшие преподаватели, а если это спорт, то хорошее оборудование, амуниция, если исполнительское мастерство – то качественные инструменты, возможность репетировать и выступать с оркестром. И тут очень важно, что наша программа (а она будет с очень серьёзным участием не только государства, но и бизнеса), принципиально бесплатна для родителей. Регион платит за билет, а проживание и обучение – дело государства и Фонда.
Но такая история может существовать, развиваться и не вырождаться, только в том случае, если есть очень понятные критерии отбора. Для этого сформирован экспертный совет, который будет рассматривать возможности участия тех или иных детей, на основе принятых всеми достижений. 
А ещё будут учитываться не только индивидуальные достижения талантливого школьника, но и реальные заслуги той или иной школы. Центр непрерывного математического образования подготовил рейтинг физматшкол. И школы, занимающие высокие позиции в этом рейтинге, получат право организовать смены силами своих педагогов. Причём, туда приедут не только лучшие ученики этой школы, но и дети (и их учителя) из других регионов.
Кроме того, у нас будут организованы специализированные научные смены и «прикладные» смены, ориентированные на приложения математики. Для того чтобы попасть на них, помимо свидетельств об успехах в олимпиадах, нужно будет написать «входную» работу. Эти смены будут проводиться с участием IT-фирм и высокотехнологичных компаний. Входную работу проверят преподаватели, которые приедут в Сочи и будут вести занятия в рамках образовательных программ… Первой станет смена под руководством профессора мехмата МГУ, МФТИ и Независимого университета, лауреат Премии Президента для молодых учёных, возглавляющий крупное подразделение «Яндекса» Андрея Райгородского.

– Почему так важно собрать талантливых детей и заниматься с ними на нейтральной территории? Ведь есть другая модель: собрать детей из разных мест и привезти их в Президентские интернаты.
– Сейчас действительно бурно обсуждается тема Президентских лицеев-интернатов. Но наш Центр – это принципиально не СУНЦ (специализированный учебно-научный центр. — Ред.). Не только потому, что здесь – смены, а не постоянная учеба, но ещё и потому, что мы не стремимся вытащить ребёнка из его школы и переселить куда-то в другое место. Наша миссия состоит в том, чтобы физико-математическое образование развивалось на местах, чтобы талантливый школьник был замечен, получил дальнейший стимул для своего развития. Нам важно, чтобы педагог, способный воспитать победителя, призёра олимпиады в своей школе, повысил свою квалификацию в рамках программы нашего Центра, наладил взаимодействие с коллегами из других регионов и ведущих центров физико-математического образования. Эти учителя приедут в Сочи и вместе с педагогами знаменитой 57-й московской школы или не менее знаменитой 239-й из Санкт-Петербурга, будут работать совместно, таким образом повышая свой уровень. А в итоге, там, где появился один олимпиадник, возникнут условия для подготовки других.
Одна из наших целей – уменьшить число регионов, являющихся белыми пятнами в смысле работы с одарёнными детьми. И мы надеемся, что через год-два в таких регионах-аутсайдерах появится не один, а несколько олимпиадников.

– Как будет осуществляться взаимодействие математиков со спортсменами и музыкантами?
– Мы думаем над этим. Специфика Центра отличается от специфики знаменитых лагерей, таких, как «Артек» или «Орлёнок», где дети, в основном, отдыхают. У нас все ребята будут заниматься по своим профессиональным, довольно напряжённым программам. Но свободное время у них, конечно же, будет. Как будет происходить взаимодействие математиков-физиков со спортсменами и музыкантами? Мы планируем создавать точки совместной активности. Например, мы сформируем детский пресс-центр, театральную студию «проектного типа» (смена – театральный проект), проведём общие спортивные турниры (не думаю, что в турнире по настольному теннису музыканты и математики уступят хоккеистам), и это будет интересно всем. В этих точках ребята пересекутся, начнут взаимодействовать.
Другой механизм взаимодействия математиков со спортсменами и музыкантами будет осуществляться через знаковых педагогов, выдающихся деятелей в той или иной области. На программы будут приезжать не только преподаватели, но и специалисты мирового уровня. Например, в открытии Центра примет участие обладатель Филдсовской премии Станислав Смирнов. Он выступит не только перед математиками, но и с общедоступной лекцией перед всеми (как известно, признак гениальности – умение о сложном говорить просто). Цель – чтобы дети увидели ценность и важность других направлений.

Информационная служба портала

 

sochisirius.ru

Л.Печатников: Новым директором школы №57 станет М.Случ — Агентство городских новостей «Москва»

НазадНовости / Л.Печатников: Новым директором школы №57 станет М.Случ

Л.Печатников: Новым директором школы №57 станет М.Случ

01.09.2017 18:40

Новым директором столичной школы №57 станет Михаил Случ, который ранее возглавлял школу №1060, а также Юго-Западное окружное управление образования департамента образования Москвы. Об этом в интервью телеканалу «Москва 24» заявил заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Леонид Печатников.

«Нам очень с большим трудом удалось преодолеть вот все то, что происходило. Несмотря ни на что, 57-я школа осталась в топ-10. Качество образования в этой школе, по-видимому, серьезно не ухудшилось. В школе сформирован крепкий управляющий совет, его возглавляет профессор Владимир Александрович Мау, в порядочности и честности которого не может быть ни у кого никаких сомнений. У школы появляется новый директор, речь идет о Михаиле Ильиче Случе, который создавал и возглавлял известный «Сириус» в Сочи. На управляющем совете Исаак Калина (глава столичного департамента образования — прим. Агентства «Москва») представил нового директора, который буквально через месяц или два, просто закончив свои дела по предыдущему месту работы, приступит к исполнению обязанностей. Это человек очень авторитетный. И я абсолютно убежден, что школа №57 займет то место, которое она всегда занимала как замечательное общеобразовательное учреждение, куда родители стремились бы отдавать своих детей», — подчеркнул заместитель мэра.

В 2016 г. в социальных сетях были опубликованы сообщения о том, что учитель истории из школы №57 на протяжении нескольких лет растлевал учениц. Позднее департамент образования Москвы подтвердил увольнение директора данного учебного заведения Сергея Менделевича после скандала вокруг этой ситуации.

Рубрика: Общество

Теги: Печатников , Школы , Образование

Ссылка на материал: https://www.mskagency.ru/materials/2700883

Поделиться

mskagency.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *