Мероприятие для 8 класса по литературе – Учебно-методический материал по литературе (8 класс) на тему: Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 8 классов «Игра-соревнование «По страницам сказок Салтыкова — Щедрина». 2016 | скачать бесплатно

ЛИТЕРАТУРНЫЙ РИНГ Внеклассное (открытое ) мероприятие по литературе для 8 класса

ЛИТЕРАТУРНЫЙ РИНГ

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССОВ

Цель игры:

  1. Воспитание у учащихся бережного, внимательного отношения к родной литературе.

  2. Развитие интереса к осознанному изучению предмета.

  3. Воспитание чувства уважения к родной культуре.

  4. Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся и логического мышления.

Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор, компьютер, мелодии из фильма « Девушка-крестьянка», «Тарас Бульба»

Заранее подготовить небольшие призы всем участникам

Описание игры

ВНИМАНИЕ!!! На обсуждение каждого вопроса дается 1 минута. Ответы на блиц-вопросы даются сразу, без обсуждения. Каждый ответ оценивается от 0 до 1 балла.

Предварительная работа: инсценировка эпизода из литературного произведения

ВЕДУЩИЙ

1.Наш сегодняшний ринг посвящен литературе, поэтому здесь сегодня собрались самые умные и смелые. На литературном ринге встретятся команды 8 «А и 8 Б класса. Приветствуем, Команда 8 А класса « » , команда 8 Б класса « »

ВЕДУЩИЙ 2. ПУСТЬ ПОБЕДИТ СИЛЬНЕЙШИЙ

1***Итак, начнем. Первый конкурс называется «Разминка»

Каждой команде предлагаются 10 вопросов, кто больше ответит за 1 минуту, тот и победит. Если ответа нет, то нужно говорить – дальше.

ВЕДУЩИЙ 1. Воинское звание героя сказки С-Щедрина. (Генерал).

2. Крупное стихотворное произведение. (Поэма).

3. Имя и отчество Некрасова. (Николай Алексеевич).

4.Вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения. (Псевдоним).

5. Автор рассказа «Лошадиная фамилия». (А. П. Чехов).

6. Картина природы в художественном произведении. (Пейзаж).

7. Какими словами начинается сказка А.С.Пушкина «О царе Салтане…»?

(«Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»)

8.Человек, владеющий многими чзыками (полиглот)

9. Продолжи фразу из стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык»: «…но нельзя верить, чтобы такой язык….(НЕ БЫЛ ДАН ВЕЛИКОМУ НАРОДУ!»)

10.Герой какого произведения попал на Землю с другой планеты? (мал.принц)

1. Автор рассказа « Каштанка». (А.П. Чехов).

2. Момент наивысшего острого действия в художественном произведении. (Кульминация).

3. Дата рождения А.С. Пушкина: 1799 или 1796? (1799).

4. Продолжите фразу: « Немного лет тому назад,

Там, где сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры

струи … ( АРАГВЫ И КУРЫ),

Был монастырь

5.Назовите имя и отчество Тургенева. (Иван Сергеевич).

6.Разговор двух или более лиц. (Диалог).

7. Как звали няню А.С. Пушкина? (Арина Родионовна).

8 Назовите три роковые карты из повести Пушкина «Пиковая дама».

(Тройка, семерка, туз

9.)Заклинание маугли(Мы с тобой одной крови)

10.Без ног приходит, без языка рассказывает.

2*ВЕДУЩИЙ 2Жюри подсчитывает баллы, а мы идем дальше

Продолжается наша конкурсная программа, следующее испытание называется «Интерьер».

Назовите автора, из чьего произведения взято описание интерьера, укажите название произведения.

ВЕДУЩИЙ 1.

1.«Изба состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полАтей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок, лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая»

.

2.Я взбежал по маленькой лестнице, которая вела в светлицу, и в первый раз отроду вошел в (эту )комнату … Я увидел постелю, перерытую разбойниками; шкап был разломан и ограблен; лампадка теплилась еще перед опустелым кивотом. Уцелело и зеркальцо. «

ВЕДУЩИЙ 2.

3.«Вся комната его была заставлена и завалена какими-то ящиками, толстыми книгами незнакомой мне гражданской печати; всюду стояли бутылки с разноцветными жидкостями, куски меди и железа, прутья свинца»

4.«Я вошел в избу, или во дворец, как называли ее мужики. Она освещена была двумя сальными свечами, а стены оклеены были золотою бумагою; впрочем, лавки, стол, рукомойник на веревочке, полотенце на гвозде, ухват в углу и широкий шесток, уставленный горшками, — все было как в обыкновенной избе.»

ВЕДУЩИЙ 1.

5.«Светлица была убрана во вкусе того времени… Все было чисто, вымазано цветной глиною. На стенах — сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. Окна в светлице были маленькие, с круглыми тусклыми стеклами, какие встречаются ныне только в старинных церквах, сквозь которые иначе нельзя было глядеть, как приподняв надвижное стекло. Вокруг окон и дверей были красные отводы. На полках по углам стояли кувшины, бутыли и фляжки зеленого и синего стекла, резные серебряные кубки, позолоченные чарки всякой работы: венецейской, турецкой, черкесской. Берестовые скамьи вокруг всей комнаты; огромный стол под образами в парадном углу; широкая печь с запечьями, уступами и выступами, покрытая цветными пестрыми изразцами».

6. темные земляные стены начали понемногу озаряться. Они достигли небольшой площадки, где, казалось, была часовня; по крайней мере, к стене был приставлен узенький столик в виде алтарного престола, и над ним виден был почти совершенно изгладившийся, полинявший образ католической мадонны. Небольшая серебряная лампадка, перед ним висевшая, чуть-чуть озаряла его.

3****ВЕДУЩИЙ 2 : Прозу вы знаете хорошо. А также хорошо ли вы знаете поэзию? Следующий конкурс «Кто больше».

Команды по очереди цитируют наизусть отрывки из стихотворений . Та команда, которая остановится первой, проигрывает. Если называется автор , то ответ оценивается в 2 балла, если нет- то 1 балл.

ВЕДУЩИЙ 1 Чтобы не было путаницы, предлагаем вам записать на листочках первые строчки и распределить, кто какое стихотворение будет читать.

4**ВЕДУЩИЙ 2.*Члены жюри записывают правильные ответы, ну а команды дальше соревнуются между собой.

Следующий конкурс называется «Ты- мне, я –тебе». Каждая команда задаёт по три вопроса своим соперникам. Вопросы задаются по одному, на обдумывание вопрос даётся 30 секунд. Первым задает вопрос команда 8 Б класса.

5***ВЕДУЩИЙ 1. Ну а теперь мы проверим, как наши знатоки подготовили домашнее задание. Конкурс называется Пантомима. Каждая команда изображает без слов эпизод их художественного произведения. Другая команда-соперница старается угадать, что это за произведение?

ВЕДУЩИЙ 2

6****Ну, а теперь настало время показать свои актерские способности. Наши команды подготовили небольшие инсценированные эпизоды из художественных произведений.8 Б покажет отрывок из рассказа «Метель» А.С.Пушкина

7**ВЕДУЩИЙ 1. Ведущий: Домашнее задание команды подготовили хорошо, но команда без опытного капитана, как корабль без руля. Проверим знания капитанов по литературе. Итак, конкурс КАПИТАНОВ.

Капитаны по очереди выбирают вопрос и отвечают на него.

1.Кто из русских писателей и к какой пьесе дал эпиграф «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»?

2. Кто из русских писателей стал лауреатом Нобелевской премии

3. Назовите сборник рассказов А.С.Пушкина

4. Где происходит действие рассказов известного сборника Н.В.Гоголя

5.

6.

8***ВЕДУЩИЙ 2.А следующий конкурс проверит, как хорошо вы помните литературных герой. Итак, конкурс « Узнай литературного героя».

Назовите имя героя, название произведения и автора. Цена правильного ответа – 1 балл.

ВЕДУЩИЙ 1.

1 .Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели. С первого взгляда она не очень мне понравилась.

2.На другой день утром я только что стал одеваться, как дверь отворилась, и ко мне вошел молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым.

ВЕДУЩИЙ 2.

3. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза. 

4. Ему казалось лет за семьдесят. У него не было ни носа, ни ушей. Голова его была выбрита; вместо бороды торчало несколько седых волос; он был малого росту, тощ и сгорблен; но узенькие глаза его сверкали еще огнем.

5.(ОН) на первом месте сидел, облокотясь на стол и подпирая черную бороду своим широким кулаком. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого. ОН смотрел на меня пристально, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости. Наконец он засмеялся, и с такою непритворной веселостию, что и я, глядя на него, стал смеяться, сам не зная чему.

9****ВЕДУЩИЙ 1. Художественная литература – это удивительный мир, который переносит нас в разные уголки земного шара. Следующее задание для наших команд называется « Географические названия в литературе». Назовите как можно больше географических названий, встречающихся в художественных произведениях или связанных с биографией писателя.

10***ВЕДУЩИЙ 2.Последний конкурс проверит ваше красноречие . Конкурс «Рекламная пауза». Вы должны прорекламировать любое произведение современного автора так, чтобы мы захотели его прочитать. В конкурсе могут принимать участие несколько человек. Конкурс оценивается в 5 баллов.

ВЕДУЩИЙ 1.Наше литературный ринг подошел к концу. Спасибо вам за участие. А на память о нашем состязании небольшие призы. Слово предоставляется членам жюри.

6

multiurok.ru

Внеклассные мероприятия по литературе — 8 класс — Литература

© 2007 — 2018 Сообщество учителей-предметников «Учительский портал»
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

РАЗРАБОТКИ


8 класс


В категории разработок: 13

Фильтр по целевой аудитории

— Целевая аудитория -для 1 классадля 2 классадля 3 классадля 4 классадля 5 классадля 6 классадля 7 классадля 8 классадля 9 классадля 10 классадля 11 классадля учителядля классного руководителядля дошкольниковдля директорадля завучейдля логопедадля психологадля соц.педагогадля воспитателя

Урок – поэтический турнир по теме
«…Славлю жемчуг слова! Ведь оно жемчужницею сердца рождено…» Навои
(Мир идей и образов восточной лирики)

    

Целевая аудитория: для 8 класса

Мы пользуемся деньгами каждый день, чтобы расплачиваться за вещи, которые мы покупаем. Но что вы знаете о них?
В игре вас ждет встреча с любимыми литературными героями. Вам предстоит вспомнить, какими деньгами они пользовались.
Вам придется показать знание пословиц и поговорок о деньгах и богатстве, отвечать на вопросы о сокровищах и кладах, о благородных металлах.
В литературе описаны ситуации, когда товаром могут быть не совсем обычные вещи.
Речь пойдет об иностранной валюте, которой мы не пользуемся в обыденной жизни. Будете разгадывать ребусы о денежных единицах разных стран.
Желаю удачи!

  

Целевая аудитория: для 8 класса

Предлагаю к использованию литературную игру по феерии Александра Грина «Алые паруса», построенную по принципу телевизионной викторины «Умники и умницы».

Архив содержит сценарий мероприятия, презентацию к нему.

В сценарии вы найдёте не только подробную методику проведения игры, но и Приложение: вопросы и ответы викторины в текстовой форме; карточки для конкурса русского языка и блиц-вопроса; шаблон ордена Умника; бантики для обозначения выбранных дорожек. Анимированная презентация содержит вопросы и ответы каждого этапа и иллюстрации к произведению.

Переход от вопроса к ответу и с этапа на этап осуществляется по гиперссылкам. Навигация по слайдам презентации содержится в сценарии. Проводить игру можно по-разному: и как внеклассное мероприятие на параллель 8 классов (тогда выбирается один участник от класса), а можно в одном классе как итоговый урок после изучения «Алых парусов» (тогда выбирается трое участников из одного класса). Аналогично выбираются желающие стать теоретиками.

По итогам игры можно вручить призы, памятные дипломы или грамоты (на усмотрение организатора).

  

Целевая аудитория: для 8 класса

12 октября 2012 года состоялся городской конкурс чтецов для учащихся 7 – 8 классов, посвящённый 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года. В исторический сценарий конкурса чтецов, сопровождаемый мультимедийной презентацией, были включены стихотворения, предварительно выбранные учащимися и учителями. Сценарий конкурса чтецов можно использовать для проведения классных часов и внеклассных мероприятий, посвящённых Отечественной войне 1812 года.     

Целевая аудитория: для 8 класса

Данная презентация может быть использована учителями русского языка и литературы, а также классными руководителями при проведении внеклассных мероприятий, творческих вечеров, посвящённых биографическим и творческим датам жизни В.С. Высоцкого. По усмотрению учителей она может быть дополнена видео- и аудиофайлами.

   

Целевая аудитория: для 8 класса

На литературном материале прививается любовь к русскому языку; воспитается бережное отношение к нему; предупреждается употребление учащимися бранных слов, мата. В сценарии использованы отрывки из комедии Фонвизина «Недоросль», из повести Пушкина «Капитанская дочка», стихи М. Матусовского, М. Лисянского, В. Солоухина, Н. Гумилёва, И. Бунина, И. Тургенева, песня Б. Окуджавы «Пожелание друзьям»  

Целевая аудитория: для 8 класса


Сценарий внеклассного мероприятия «Ярмарка» может быть использован как итоговый урок в 8 классе по теме «Устное народное творчество», так и самостоятельное внеклассное мероприятие с целью популяризации народного творчества, например, в рамках предметной Недели.
«Ярмарка» — яркое по форме мероприятие, которое не только вызывает восторг у зрителей, но и создаёт условия для проявления таланта учащихся.   

Целевая аудитория: для 8 класса

В исследовательской работе учащегося и презентации «Тема родины в лирике самарских поэтов» рассматривается творчество Б. Сиротина, В. Осипова, Ю. Сизова. Для исследования взята широкая тема, но интересно было работать именно над этим материалом, т. к. его нет в школьной программе.
На презентации не только иллюстрации к стихотворениям, фотографии поэтов, но и много текстового материала, чтобы можно было его использовать в дальнейшей работе на уроках внеклассного чтения.

В презентации используется музыкальное сопровождение.

         

Целевая аудитория: для 8 класса

Материал, подобранный к литературной гостиной, может быть использован как во внеурочной деятельности по предмету, так и на уроке. Он сопровождается двумя презентациями: 1-я познакомит школьников с биографией поэта, 2-я — литературная викторина по поэме «Василий Тёркин»
 

Целевая аудитория: для 8 класса

Внеклассное мероприятие «Следствие ведут..» (по произведениям Артура Конан Дойла) направлено на развитие познавательного интереса к литературе как учебному предмету. Внеклассное мероприятие сопровождается демонстрацией презентации. Представленный материал можно использовать при организации внеклассной работы по литературе. Можно использовать при проведении Недели литературы в школе.

   

Целевая аудитория: для 8 класса

Конкурсы


Диплом и благодарность каждому участнику!

www.uchportal.ru

Открытое мероприятие по литературе для 8-11 классов. Литературная гостиная по теме «… и жизнь, и слёзы, и любовь».

Открытое мероприятие по литературе для 8-11 классов.

Литературная гостиная по теме «… и жизнь, и слёзы, и любовь».

Цели мероприятия: на примере творчества лучших мастеров слова дать возможность старшеклассникам увидеть и осознать гармонию чувств и слов, красоту человеческих отношений; пробудить стремление познать прекрасное; развивать потребность в реализации собственного творческого начала.

Оформление: аудио и видеозаписи, выставка произведений русских поэтов, портреты женщин, которым посвящены стихи.

Красные розы – символ любви, лепестки роз – символ слёз.

Содержание:

1. Слово учителя: Человек ждёт любви… К немногим любовь приходит, как пришла к Джульетте – под шум безудержного маскарада в маске «Печали»; как к Золушке – с двенадцатым ударом дворцовых часов… Она, может быть, приходила и к вам… Только никто не предупредил, в какое время и под какими парусами придёт корабль вышей любви. А сами вы не почувствовали… И всплеск вёсел был уже слишком далеко, чтобы вернуть уплывающий корабль.

Любовь слишком хрупка! Она боится грубого слова и неверного жеста.

Любовь – это поэзия, это музыка человеческого сердца, мелодия удивительная, прозрачная, как слёза.

Человек ждёт любви…

Но и любовь ждёт к себе тоже особого внимания, особых поступков, тонких созвучий слов.

Любовь ждёт особой музыки вашего сердца. Вслушайтесь в поэзию, в музыку любви. И пусть она затронет струны ваших сердец.

2. Звучит мелодия «В моей душе покоя нет»          д. 3 №11.

3. Чтец:  Я гитару настрою на лирический лад,

               И знакомой тропинкой уйду в звездопад.

               Быть красивой, как песня, попрошу я её,

               И гитара взорвётся, как сердце моё.

               К долгожданной гитаре я тихо прильну,

              Осторожно и бережно трону струну.

              И она отзовётся, призывно звеня…

              Добротою наполнит тебя и меня…

4. Чтец:    Наяву, во сне ль увидел, встретил

                  Девушку большой своей мечты.

                 Вился локон золотисто светел,

                  Были нежны милые черты.

                  Вот иду, иду я напевая.

                  И слова у песенки просты:

                —  Где ж ты, где ж ты, милая, родная,

                 Девушка моей, моей мечты?

5. Звучит песня: «Я спросил у ясеня»          д. №10.

6.  Слово учителя:  Человек мечтает найти свою любовь. Вед она – источник жизни и вдохновения. Именно в состоянии влюблённости многие учёные делали открытия, люди физического труда совершали невозможное, художники писали картины, поэты слагали стихи…

Айседора Дункан, Анна Керн, Лаура, Беатриче, Лилия Брик, Наталья Гончарова…. Им посвящали стихи великие поэты. Как красиво, нежно и восторженно писал Пушкин о Наталье Гончаровой! Ещё бы! Натали! Первая красавица России, избранница поэта, обручальная песнь его, его любовь, его жена, его Мадонна…

7.Чтец:  Не множеством картин старинных мастеров

              Украсить я всегда желал свою обитель,

                 Чтоб суеверно им дивился посетитель,

                  Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моём, средь медленных трудов

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель-

             Она с величием, он с разумом в очах –

              Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

             Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

8. Слово учителя: Но в жизни Пушкина была ещё одна женщина, которая, дожив до глубокой старости, до конца дней носила в сумочке поэтический подарок великого поэта. Этой женщиной была Анна Петровна Керн.

Двадцатилетний Пушкин впервые встретился с девятнадцатилетней А. Керн в доме президента Академии художеств А.Н. Оленина.

Звучит мелодия вальса, выходит пара, танцуют, затем расстаются. Д. 5, №15. Затем, учитель говорит под музыку…

Шли годы… Неожиданная, после шестилетнего перерыва, встреча с Керн произвела на поэта огромное впечатление. Сколько нежности, женственности заметил он в ней! Через несколько дней они долго гуляли, дыша прохладой и ароматом полей.

Снова встречается пара и под музыку, обходят сцену. Учитель говорит слова, выходит юноша и садится за стол, зажигает свечу и пишет.

Глубокой ночью после встречи с Керн Пушкин сидел за своим столом. Он писал… Рядом с листком бумаги лежал камешек, о который Керн споткнулась во время прогулки, которого она коснулась своей ножкой.

Горела свеча. В раскрытое окно влетали ночные бабочки и, опалённые пламенем, ложились на листок. А рядом с ними ложились пушкинские строки…

Тихо звучит вальс, на фоне музыки читается стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»

Великий Пушкин писал… А свеча всё горела. Свеча… В ней всегда какая-то тайна, какая-то загадка, что-то величественное… и вечное…

9. Чтец:  Свеча – от слова «Свет», своеобразный символ жизни. А воск, стекающий слезами, измеряет время и поэтических вдохновений, и любовных встреч..  Свеча… Она горела и в летнюю ночь у Александра Пушкина, и в зимнюю ночь у Бориса Пастернака…

10. Чтец: Читает стихотворение Пастернака «Зимняя ночь».

Звучит мелодия из песни телесериала «Бандитский Петербург», читается на фоне музыки.

11. Чтец: Падает, падает, падает, падает снег…

                Ночь замедляет свой последний разбег.

                В доме моём горит одиноко свеча.

                Сейчас ты уйдёшь навсегда, и погаснет она.

12. Слово учителя под музыку: — Мы погасили свечу. И дымка таинственности рассеялась. Резкие до боли картины пусть встанут теперь перед взором. И сердца пусть наполнятся другими эмоциями. Человек умеет, и восхищаться, и удивляться, и радоваться, и грустить, и страдать…

13. Отрывок из к/ф «Ирония судьбы или с лёгким паром», чтение стихотворения А. Кочеткова «Баллада о прокуренном вагоне».

14. Звучит романс « А на последок я скажу…» д. 3, №6.

15. Слово учителя: — Чтобы вам не грустить сейчас, мы расскажем о другой любви. Хотя и в ней есть страдания, но, надеемся, вы, слушая это стихотворение, улыбнётесь.

Говорят у любви нет возраста. И прийти она может очень рано.

16. Чтец: А. Барто «Первая любовь».

                      Каждый может догадаться-

                      Антонина влюблена!

                      Ну и что ж? ей скоро двадцать,

                     А на улице весна.

Только звякнет телефон,

Тоня шепчет: «Это он».

Стала ласковой и кроткой,

Ходит лёгкою походкой,

По утрам поёт, как птица.

Вдруг и младшая сестрица

Просыпается чуть свет.

Говорит: «Пора влюбиться!

Мне почти тринадцать лет!»

                   И Наташа на уроке оглядела всех ребят.

                   Юрка? Слишком толстощёкий, Петя – ростом маловат!

                   Вот Алёшка – славный малый. Я влюблюсь в него, пожалуй.

                   Повторяет класс по карте, где Иртыш, где Енисей,

                   А влюблённая за партой нежно шепчет: «Алексей…»

Алик смотрит огорчённо: «Что ей нужно от меня?»

Всем известно, что девчонок он боится, как огня.

Он понять её не в силах! То она глаза скосила,

То резинку попросила, то она вздыхает тяжко,

То зачем-то промокашку подаёт ему любя.

                 Алик вышел из себя!

                 Поступил он с ней жестоко –

                 Отлупил после урока.

                 Так вот с первого свиданья

                 Начинаются страданья.

17. Слово учителя: А когда взрослеет любовь, она становится серьёзней, романтичнее. 17. 18.Чтец: Я. Смеляков. «Хорошая девочка Лида».

Вдоль маленьких домиков белых

Акация душно цветёт.

Хорошая девочка Лида

На улице Южной живёт.

Её золотые косицы

Затянуты, будто жгуты.

По платью. По синему ситцу,

Как в поле, мелькают цветы.

И вовсе, представьте, неплохо,

Что рыжий пройдоха апрель

Бесшумной пыльцою веснушек

Засыпал ей утром постель.

Не зря с одобреньем весёлым

Соседи глядят из окна,

Когда на занятия в школу

С портфелем проходит она.

В оконном стекле отражаясь.

По миру идёт не спеша.

Хорошая девочка Лида.

Да чем же она хороша?

Спросите об этом мальчишку,

Что в доме напротив живёт.

Он с именем этим ложится

И с именем этим встаёт.

Недаром на каменных плитах,

Где милый ботинок ступал,

«Хорошая девочка Лида»,-

В отчаянье он написал.

Не может людей не растрогать

Мальчишки упрямого пыл.

Так Пушкин влюблялся, должно быть,

Так Гейне, наверно, любил.

Он вырастет, станет известным,

Покинет пенаты свои.

Окажется улица тесной

Для этой огромной любви.

Преграды влюблённому нету:

Смущенье и робость – враньё!

На всех перекрёстках планеты

Напишет он имя её.

На полюсе Южном – огнями,

Пшеницей – в кубанских степях,

На русских полянах – цветами,

И пеной морской – на морях.

Он в небо залезет ночное,

Все пальцы себе обожжёт,

Но вскоре над тихой Землёю

Созвездие Лиды взойдёт…

19. Слово учителя: О любви можно говорить бесконечно. Она не имеет границ во времени и в пространстве. Читайте стихи о любви, сами слагайте… Любите красиво, чисто, восторженно. Говорите о «чудных мгновениях» любви достойными словами. Учитесь этому у великих мастеров слова.

20. Чтец:  Жизнь, слёзы и любовь…

                 Слово я своё исполню:

                 Их рифмами наполню,

                 И не нужно лишних слов.

Ну и пусть

Будет нелёгким мой путь –

Рифмами сложены пусть

Будут слова моих муз.

                  И мой плот,

                   Свитый из лучших слов,

                  С нежным словом ЛЮБОВЬ

                  Пусть он, как ПАРУС, плывёт.

Звучит мелодия из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь».                  

infourok.ru

Внеклассное мероприятие по Литературе «Литературный ринг» 8 – 10 класс

Интеллектуальная игра «Литературный ринг»

для учащихся 8 – 10 классов.

Авторы: Юркова Л.Б., Бронских Л.В., Захарова Л.П., учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №3 г. Камышлова.

Описание игры. Игра состоит из нескольких раундов, в каждом участвует две команды. Право на ответ получает команда, которая первой подала знак (звонок) о готовности ответить. Победившая в раунде команда остается играть со следующей. Побеждает команда, выигравшая в большем количестве раундов.

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! В этом зале сегодня собрались друзья и поклонники Ее Величества Литературы. В Её честь здесь пройдет турнир Любопытных и Неленивых, Умных и Знающих. Пусть радость встречи с Великой литературой надолго запомнится Вам, её рыцари! Пусть сегодняшний день принесет новые победы, открытия, а с ними и новые знания. Пусть будут победители, а побежденных не будет, ведь сегодня праздник Литературы, праздник Книги и Знаний. А сейчас время представить рыцарей Её Величества Литературы, и я передаю слово учителю литературы Юрковой Л.Б,

Ведущий на сцене: Раз в апрельский вечерок

Девушки гадали,

Не бросали башмачок,

Духов вызывали.

Вы чувствуете, как в этом зале витают духи великих писателей, поэтов, драматургов и их персонажей? Любая книга – это тайна. Давайте заглянем вот в эту загадочную книгу.

( Гаснет свет. Открывается занавес. На сцене идет спиритический сеанс. Три девушки в длинных белых рубашках, с распущенными волосами склонились над столом, глядя на блюдце со свечой.)

Первая девушка: мы хотим услышать голос великого драматурга, писателя, сатирика! Мы вызываем тебя, о дух!

(Из-за занавеса выходит Н.В.Гоголь. Звучит музыка песни «Слышен звон бубенцов издалека».)

Гоголь: Русь, куда несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постараниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.

Так было и так будет всегда. Вечный вопрос и вечный ответ в ваших умных головах. Не посрамим же Русь – матушку!

Ведущий: Вы узнали этот голос? Вспомнили великие слова? О рыцари литературы, те, кто учится в 8 классе, пусть вам укажет путь великий Гоголь. В добрый час!

(Гоголь уводит учащихся 8-х классов в зал.)

Вторая девушка: Где ты, о дух гениального писателя, патриота своей Родины! Ты, чьи произведения олицетворяют литературу России. Мы вызываем тебя!

( Появляется Л.Н.Толстой и под музыку Баха говорит слова.)

Л.Н.Толстой: Чтобы быть приняту в число моих избранных читателей, я требую очень немногого; чтобы вы были чувствительны, т.е. могли бы иногда пожалеть от души и даже пролить несколько слез об вымышленном лице, которое вы полюбили, и от сердца порадоваться за него и не стыдились бы этого, чтобы вы были человеком понимающим, одним из тех людей, с которым, когда познакомишься, видишь, что не нужно толковать свои чувства и свое направление, а видишь, что он понимает меня, что всякий звук в моей душе отзовется в его.

Ведущий: Вы не могли не узнать этого писателя. Кто он?

Пусть десятиклассников ведет гений Толстого. Побед Вам!

(Толстой уводит учащихся.)

Третья девушка: Мы чувствуем легкую поступь светлого поэта, нежного сына своей матери и любящего сына России. Мы ждем тебя, о дух, приди!

(Выходит Есенин и говорит свои слова.)

Есенин: Правду нашу ласкать и корябать.

Роковая на ней печать.

Розу белую с черной жабой

Я хотел на земле повенчать.

Что такое поэзия? Во все времена это поиск связей между небом и землей, между людьми и вещами, между минувшим и будущим. Поэт – это открыватель часто незамечаемых связей, организатор гармонии… Поиск продолжается. Будут ли открытия, покажут творческие состязания. В добрый путь!

Ведущий: Не узнать его стихи невозможно. Пусть с нами, старшеклассниками, останется С.Есенин. Радости вам и удачи!

(Есенин уводит одиннадцатиклассников.)

Ведущий: Дорогие друзья! Сегодня мы рады приветствовать гостей из Лицея. Им наши аплодисменты. Желаем им успехов в сегодняшней игре.

Ведущий: На каждом состязании находятся гости-зрители, а также уважаемые эксперты. Позвольте представить жюри нашего литературного ринга.

Представление жюри.

А сейчас за игровые столы приглашаются команды 8а, 8б классов.

1й раунд. Играют команды 8-х классов.

Ведущий: Начинаем игру.

Рубрика1. Портрет литературного героя.

Назовите имя героя, название произведения и автора. Цена правильного ответа – 3 балла.

Молодой человек 17 лет отроду, из обедневшей дворянской семьи, прекрасно владеющий приемами одного из самых распространенных в 18 веке видов спорта – фехтования. Нашего молодого дворянина отличают такие качества, как верность, честность, смелость.

(Петр Гринев из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»). 3б

Рубрика 2. «Третий лишний».

Перед вами портреты исторических личностей: Екатерина 2, Емельян Пугачев, Степан Разин. Вспомните произведение, в котором один из этих персонажей является лишним.

(Степан Разин. А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»). 3б

Рубрика 3. Узнай произведение.

Какое произведение заканчивается словами:

И с этой мыслью я засну

И никого не прокляну.

Назовите автора.

(М.Ю.Лермонтов «Мцыри») 2б

Рубрика 4. Кто больше?

Назовите литературные произведения, в названии которых есть числительные.

(«Три мушкетера», «Двенадцать», «Белоснежка и семь гномов»,

«Два капитана», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»,

«Как мужик двух генералов прокормил», Три поросенка»,

«Три сестры», «Тысяча и одна ночь» и др.)

За каждого автора и произведение – 3б

Рубрика 5. Мудрые мысли.

Кто из классиков мог утверждать это: «Мы в ответе за тех, кого приручили?

(А. Экзюпери) 1б

Рубрика 6. Вспомним средства художественной выразительности.

Какое образное средство использует А.С.Пушкин в предложении:

«Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается младость».

(олицетворение) 1б

Рубрика 7. Рифма в помощь вам.

По рифме определите стихотворение и назовите автора.

……………………..сырой.

……………………..молодой,

………………………крылом,

………………………под окном.

(А.С.Пушкин «Узник») 2б

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА. ПОЕТ ТАМЕРЛАН АЛИЕВ.

2-й раунд. Играют команды 9-х классов.

Рубрика 1. Портрет литературного героя.

Этот молодой дворянин родился на брегах Невы. Получил хорошее по тем временам образование. Мог хорошо изъясняться по-французски, легко танцевать мазурку, непринужденно кланяться. Но, к сожалению, не мог он отличить ямба от хорея.

(Евгений Онегин из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин») 3б

Рубрика 2. Угадай произведение.

Какое литературное произведение заканчивается словами: «…Сюда я больше не ездок! Карету мне! Карету!»?

(А.С.Грибоедов «Горе от ума») 2б

Рубрика 3. Кто больше?

В заголовках каких литературных произведениях есть географические названия?

(«Тихий Дон» Шолохова, «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, «Бородино» Лермонтова, «Рассказ о Кузнецкстрое и людях Кузнецка» Маяковского, «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова, «Полтава» Пушкина, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя, «На Волге» Некрасова, « Севастопольские рассказы» Л.Толстого и др.)

(2б за название каждого произведения с указанием автора)

Рубрика 4. Мудрые мысли.

Кто из классиков мог утверждать это: «В человеке все должно быть прекрасно: и одежда, и лицо, и душа, и мысли».

(А.П.Чехов) 1б

Рубрика 5. Вспомним средства художественной выразительности.

Какое средство художественной выразительности используется А.С.Пушкин в отрывке из поэмы «Полтава».

Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно.

(метафора) 1б

Рубрика 6. Портрет поэта.

На экране портреты А.С. Пушкина художников Тропинина, Соколова и Кипренского. О портрете какого художника Пушкин сказал:

Себя, как в зеркале я вижу,

Но это зеркало мне льстит.

Оно гласит, что не увижу

Пристрастья важных аонид (муз).

Так, Риму, Дрездену, Парижу

Известен впредь мой будет вид.

(О.А.Кипренский) 2б

Рубрика 7. «Темная лошадка».

Какой конь не является литературным героем?

Карагез, Изумруд, Буцефал.

(Буцефал – конь А.Македонского) 2б

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ПАУЗА.

3-й раунд. Играют учащиеся 11-х классов.

Рубрика 1.Портрет литературного героя.

Разночинец-нигилист, отец которого был лекарем. Одевался в черный балахон с кистями. Для своих медицинских экспериментов ловил лягушек, отчего руки его были постоянно красными. А лицо его «выражало самоуверенность и ум»

(Базаров из «Отцов и детей» И.С. Тургенева) 3б

Рубрика 2. Третий лишний.

Кто из этих авторов творил под своим настоящим именем, а не пользовался псевдонимом? А.Ахматова, М.Цветаева, М.Горький.

Назовите настоящие имена двух других авторов.

(Ахматова – Горенко, Горький – Пешков) 3б

Рубрика 3.Узнай произведение

Назовите автора и произведение, которое заканчивается словами: «В белом венчике из роз – Впереди – Иисус Христос».

(А.Блок. «Двенадцать») 2б

Рубрика 4. Мудрые мысли.

Кто из авторов мог утверждать это: «Только влюбленный имеет право на звание человека».

(А. Блок) 2б

Рубрика 5. Назовите произведения и их авторов.

А). «За мной, читатель!

Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да обрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»

Булгаков. «Мастер и Маргарита».

Б). Небо – как колокол,

Месяц – язык,

Мать моя – Родина,

Я – большевик.

(Есенин)

В). Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей; вот вы женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей.

(Маяковский «Нате!») 6б

Рубрика 6. Вспомним средства художественной выразительности.

Какое образное средство использует Гоголь в отрывке из повести «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

У Ивана Никифоровича…. шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением.

( гипербола) 1б

Рубрика 7. Рифма в помощь вам.

По рифме определите произведение и назовите автора.

……………………..правил,

……………………..занемог,

……………………..заставил

……………………..не мог.

(А.С.Пушкин. «Евгений Онегин») 2б

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА.

4-й раунд. Заключительный.

Рубрика 1. Литературная путаница

Герои каких произведений встретились в этой сценке? Назовите авторов.

12б

Рубрика 2. Портрет литературного героя.

Герой какого произведения «проврется самым жестоким образом, так что, наконец, самому сделается совестно и наврет совершенно без всякой нужды; вдруг расскажет, что у него была лошадь какой-нибудь голубой или розовой шерсти и тому подобную чепуху, так что слушающие, наконец, все отходят, произнесши: «Ну, брат, ты, кажется, уж начал пули лить»?

(Ноздрев из «Мертвых душ» Н.В.Гоголя.) 3б

Рубрика 3. «Третий лишний»

А. Белый, М. Шолохов, Л. Толстой. Один из этих людей творил под псевдонимом. Кто? 2б

Рубрика 4. Кто больше?

В названиях каких произведений уже определен жанр?

За название произведения и автора – 2б

Рубрика 5.Вспомним средства художественной выразительности.

Какое средство художественной выразительности использует А.С. Пушкин в этом тексте?

И день настал. Встает с одра
Мазепа, сей страдалец хилый,
Сей труп живой, ещё вчера
Стонавший слабо над могилой. (Оксюморон) 2б

Рубрика 6. Рифма в помощь вам.

……………….не плачу,

……………….дым,

……………….охваченный,

……………….молодым.

(С. Есенин. Не жалею, не зову, не плачу…) 2б

Рубрика 7.Литература в критике

О ком критик Н.А. Добролюбов сказал: «Смерть явилась для нее избавлением»?

(О Ларисе Огудаловой из «Бесприданницы» А. Островского) 3б

Рубрика 8. Женщина – всегда загадка

Наташа Ростова, Татьяна Ларина, Соня Мармеладова. Что объединяет этих героинь? (Это нравственные идеалы писателей) 2б

Рубрика 9. Мудрые мысли.

Кто из великих утверждал это: «Добро всегда в душе нашей, и душа добра, а зло привитое…»? (Л.Н. Толстой) 3б

Ведущий: Давайте представим на минуту, что было бы, если бы не было такого вида искусства, как литература.

Страшно подумать даже, как оскудела бы наша жизнь, насколько примитивен и удручающим казалось бы все, окружающее нас. И если наивысшие достижения художественного гения – это праздник искусства, то повседневное чтение – это своеобразные будни художественного творчества, которые сопутствуют человеку в течение всей его жизни. И наша игра – подтверждение этому. А теперь слово жюри.

doc4web.ru

Внеклассное мероприятие по литературе для 8 -11 классов

МБОУ «СОШ № 1» Внеклассное мероприятие по литературе для 8 -11 классов

Тема «Чинов я пышных не искал…»

Подготовила:

Мифтахова С.Т.,

учитель русского языка и литературы

г. Нижневартовск

Цель представления:

  • дать представление о басне как художественном аналоге «мнения народного»;
  • познакомить с интересными фактами жизни Крылова — баснописца;
  • рассказать о его оригинальной жизненной позиции как человека и писателя; повторить и закрепить материал по теме;
  • развивать интерес к творчеству И.А.Крылова;

к изучению литературы

Эпиграфы

«Его басни переживут века…» К. Батюшков

«Его притчи — достояние народное и

составляет книгу мудрости самого народа.»

Н. В. Гоголь.

«Крылов – поэт русский, поэт России; мы думаем,

что для Крылова довольно этого, чтоб иметь право на бессмертие…»

В. Г. Белинский

Иван Андреевич Крылов, русский баснописец, родился в 1769 году в семье военного капитана. Когда отец ушёл в отставку, семья переехала в Тверь. Денег на обучение в семье не было, поэтому отец был очень рад, когда Ванюше предложили учиться вместе с детьми помещика Львова. Когда Ване исполнилось 9 лет, отец умер. Пришлось искать работу. В 11 лет уже работал в суде. Переписывал документы, разносил пакеты, чинил гусиные перья и потихоньку читал книги, которые остались после отца. Это были арабские сказки, произведения русских писателей, басни, стихи, за это начальник бил его. Мальчик любил бродить по торговым площадям, наблюдать за детьми, сидеть на берегу Волги, слушая разговоры людей. Придя домой, рассказывал маме что видел и изображал забавные сценки, которые тут же сочинял.

Издание басен Крылова в 19 веке

Современные издания басен Крылова

Конкурс «Блиц-опрос»

  • В каком городе родился и вырос Крылов?

(в Москве)

  •   Какое образование получил и почему?

(занимался самообразованием, т.к. семья бедствовала)

  • Кто был первым наставником Крылова в детстве?

(мама)

  •   любимый жанр творчества Крылова?

(басня)

  • Чьи басни стали для Крылова образцом?

(басни Эзопа)

  •   Как в народе прозвали Крылова?

(«дедушка»)

 

Что такое басня?

  • ( краткий поучительный рассказ в стихах с нравоучением)
  • Назовите основные черты басни.
  • аллегория – иносказание, мораль — нравоучение)
  •   Где установлен памятник Крылову?
  • (в Петербурге, в Летнем саду)

   

Крылатые выражения из басен Крылова, ставшие афоризмами и пословицами

« Попался, как ворона в суп!» («Ворона и курица»).

  • «А ларчик просто открывался» («Ларчик»).
  • «У сильного всегда бессильный виноват» («Волк и ягненок»).
  • «Оглянуться не успела, как зима катит в глаза», «Ты все пела? Это дело: так поди же попляши!» («Стрекоза и Муравей»).
  • «Избави Бог и нас от этаких судей» («Осел и Соловей»).
  • «А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь», «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» («Квартет»).
  • «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет» («Лебедь, Рак и Щука»).
  • «Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на Слона!» ( «Слон и Моська»).
  • «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку» («Кукушка и петух»).
  • «А Васька слушает да ест» («Кот и повар»).
  • «Хоть видит око, да зуб неймет» («Лисица и виноград»).
  • «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник» («Щука и Кот»).
  • «…И стой поры к Демьяну ни ногой» («Демьянова уха»).
  • «Слона — то я и не приметил» («Любопытный»).

УГАДАЙ БАСНЮ

«Ворона и Лисица»

«Слон и Моська»

«Квартет »

«Лиса и виноград»

«Стрекоза и Муравей»

«Лебедь, Рак и Щука»

«Свинья под Дубом»

«Волк и Ягненок»

Задание «Доскажи словечко»

  • «На ту беду …… близёхонько бежала».
  • «Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на …».
  • «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за …».
  • «Вороне где-то бог послал кусочек ……».
  • «Попрыгунья …… Лето красное пропела».
  • «Проказница-Мартышка, Осёл, Козёл да косолапый Мишка затеяли сыграть ……».
  • «Да Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а …тянет в воду».

C лава Крылова все будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа русского… Крылов поэт не для одних детей; с книгою его басен невольно забудется и взрослый и снова перечтет уж читанное им тысячу раз »  

В. Г.Белинский

Памятник И.А. Крылову в летнем саду Санкт — Петербурга

Спасибо

за урок

Поздравляем

победителей

Использованные источники

  • Е.Болдырева, Т.Кучина «Игры, конкурсы, олимпиады по литературе для 5-11 классов».-Ярославль: Академия развития,2007.
  • Н.Д.Ильина Предметная неделя литературы в школе., Ростов- на- Дону, «Феникс», 2007.

http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&text=%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0fccb1d22f2592f08aad729

kopilkaurokov.ru

Внеклассное мероприятие по литературе. Диспут для учащихся 8-9 классов

Внеклассное мероприятие

по литературе

Диспут для учащихся

8-9 классов

«Поговорим о нравственных ценностях»

Цель: осмыслить основные понятия нравственности, нравственных и безнравственных поступков.

Задачи: 1. Раскрыть и осмыслить понятие духовности.

2. Рассмотреть разницу между материальными и нематериальными

ценностями.

3.Развивать речь.

4.Развивать навык умения отстаивать свою жизненную позицию

5. Расширить кругозор.

6. Учить вести диспут.

Учитель. Сегодня у нас с вами необычное занятие. На занятии присутствуют ребята 8 и 9 классов. Поприветствуем друг друга аплодисментами. Теперь поприветствуем гостей. Сегодня у нас диспут. Что это такое? Как вы это понимаете?

(Диспут – это спор на определенную тему.)

Учитель. При споре мы, о каких правилах должны помнить?

(Уважаем друг друга в споре, с терпением выслушиваем и высказываем свое мнение)Учитель. Удачи всем! Начинаем наш диспут и я прошу одного представителя группы к доске.

(Звучит музыка С.Баха.) Представители каждой группы выходят к доске и читают стихотворение Николая Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!»

Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь.

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб.

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с неё узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от забот,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи

Учи и мучай дотемна.

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь.

Н. Заболоцкий

Учитель. Прозвучало стихотворение Н.Заболоцкого «Не позволяй душе ленится!». Спасибо, ребята! Занимайте свои места в группах. Скажите, кто же обязан трудиться и день и ночь?

( Душа.) – на доске появляется понятие.

Учитель. А что же такое душа? Как вы понимаете это слово?

Обсудите в группах. Можно свои мысли записать.

(Обсуждение в группах).

Выступление групп.

Учитель. Молодцы, ребята! Словарь Ожегова дает нам такое определение души: душа – это внутренний, психологический мир человека, его сознание.

Учитель. В стихотворении есть выражения, которые требуют пояснения и относятся к теме нашего диспута. У каждой группы свое выражение. Объясните, как вы понимаете это выражение.

Приложение 3

1 группа. «Гони ее от дома к дому,

Чтоб воду в ступе не толочь» (Кустова Вика)

(Заниматься совершенно бесполезным, ненужным делом;

зря тратить время)

2 группа. «Тащить с этапа на этап» (Разумов Дима)

(Как бы ни было трудно, мы должны стараться перебороть плохое в нашей душе.)

3 группа. «Держи лентяйку в черном теле» (Некрутова Ярослава)

(В большой строгости, в полном повиновении, всячески притесняя)

4 группа. «Чтоб жить с тобой по – человечьи» ( Корнилова Ольга)

(Жить по чести, помогая другим, не теряя своего человеческого

достоинства)

Учитель. Обсудите выражения в .группах.

Учитель. Теперь давайте рассмотрим жизненную ситуацию. Представьте себе, что вы нашли кошелек. Ведь денег всегда не хватает. Что вы сделаете с кошельком?

(Обсуждение в группах)

Учитель. Что вы при этом испытываете?

Учитель. А теперь другая ситуация. Предположим, что вы потеряли кошелек. Что вы испытываете при этом?

(Обсуждение в группах.)

Учитель. Еще ситуация: вы едете в автобусе и решили не покупать билет. Как вы себя чувствуете? Хорошо ли у вас на душе?

(обсуждение в группах)

Учитель. Какое чувство вас мучает?

Прочитайте высказывания известного педагога Василия Александровича Сухомлинского и прокомментируйте его.

(обсуждение в группах)

Приложение1

«Поступай, как должно, не для видимости, не потому, что кто-то увидит твои хорошие поступки и похвалит тебя, а по велению собственной совести. Быть настоящим чело­веком наедине со своей совестью значительно труднее, чем на глазах людей, оценивающих твои поступки, одобряющих добро и порицающих зло. Отчитываться перед своей совестью несравненно труднее, чем перед другим человеком». (Сухомлинский.)

«Совесть – вещь чрезвычайно тонкая, нежная и капризная. Нужно учиться повелевать своей совестью – тогда она становится мудрым и благородным стражем поступков». (Сухомлинский.)

Ответы групп.

Учитель. Мы видим, что у каждого существует внутренний мир, душа человека.

Также мы видим, что от совершения плохих поступков нас удерживает совесть. Мы испытываем терзания, сочувствие, проявляем уважение друг к другу. Какие это поступки? (нравственные) Значит, о чем мы будем говорить во время диспута? Тема диспута: «Поговорим о нравственных ценностях»

Учитель. Посмотрите на понятия. Найдите обобщающее слово для этих понятий.

(На доске: душа, совесть, честность, справедливость, доброта, трудолюбие) Приложение 2

Учитель. Все это можно назвать духовностью. Обсудите в группах, как вы понимаете понятие духовность.

(обсуждение в группах)

Выступление групп

Учитель. Послушайте, как дается понятие духовности в словаре Ожегова.

«Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными».

Учитель. Всем ли это понятно? Давайте, объясним, что такое материальные ценности?

(осязаемое- это то, что можно увидеть, потрогать, иными словами, то что можно воспринять органами чувств)

Учитель. А духовные ценности?

(то что мы не можем потрогать или воспринять органами чувств, но что тем не менее существует)

Учитель. У вас есть перечень ценностей. Выпишите десять ценностей, которые вы больше всего хотите достичь в своей жизни, разделив их на группы: материальные ценности в первый столбик, духовные во второй столбик.

Приложение 4

Слава

Деньги

Дружба

Достижения в спорте, искусстве, музыке и т. п.

Красивая внешность

Вкусная пища

Красивая одежда, предметы роскоши и т. п.

Хорошая семья

Хорошее отношение со стороны других людей

Хорошее образование

Хорошая работа

Уверенность в себе

Счастье и удовлетворенность

Ум

Самоуважение

Любовь и уважение семьи

Талант

Уважение друзей, коллег

Хорошее здоровье

(обсуждение в группах)

Ответы

Учитель. Всегда ли материальные ценности приносят радость?

Приведите примеры

Учитель. Сегодня мне очень хочется вспомнить всем вам известные слова великого писателя А.П.Чехова: «В человеке должно быть все прекрасно: и душа, и мысли, и одежда, и поступки».

Учитель. Как вы понимаете строку Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!»

Ответы детей

Учитель. Мне хотелось бы, чтобы вы на досуге подумали «Всегда ли

удача хороша для нашей души?»

Учитель. Сейчас мы с вами проведем тест «Насколько вы довольны жизнью?» Участвуют в нем все. Эта информация только для вас. Я предлагаю и гостям поучаствовать в тестировании. Я читаю вопрос, а вы записываете номер и слова «да» « нет».

ТЕСТ
«Насколько вы довольны жизнью?»

1. Другие одеваются лучше, чем вы?

2. Вы хотите жить в другом доме?

3. Хотели бы вы иметь высокооплачиваемую работу, но не приносящую морального удовлетворения?

4. Хотелось ли вам хоть раз выдавать себя за кого-то другого?

5. Гордитесь ли вы тем, что уже сделали в своей жизни?

6. Умеете ли вы ладить с друзьями?

7. У вас всегда хорошие отношения с близкими?

8. Находите ли вы общий язык со своими родственниками?

9. Вы удовлетворены взаимоотношениями с противоположным полом?

10. Вам нравится ваша внешность?

11. Хорошо ли вы спите?

12. Часто ли вы бываете разочарованы и озлоблены?

13. Нравится ли вам быть активным?

14. Вы легко расслабляетесь?

15. Думаете ли вы, что судьба к вам несправедлива?

Учитель. Теперь внимание!

Подсчет баллов:

в вопросах 1, 2, 3, 4, 12, 15 отрицательный ответ – 1 балл;

в вопросах 5,6,7,8,9,10,11, 14 положительный ответ – 1 балл.

Интерпретация результатов:

9 баллов и более: вы очень довольны своей жизнью. Вполне естественно, что существуют некоторые вещи, которые вам хотелось бы изменить, но в общем вы счастливы и удовлетворены тем, что имеете.

От 4 до 8 баллов: вы в основном довольны, хотя существует многое, что вам хотелось бы по возможности изменить.

3 очка и меньше: вы, несомненно, недовольны. Существует множество вещей, которые вы хотели бы изменить. Полное удовлетворение вызывают лишь некоторые аспекты вашего образа жизни.

Учитель. Всем спасибо, за участие в диспуте.

Мои пожелания тем, кто перестал радоваться каждому дню:

1.Задумайтесь над собой, отделите цели и желания истинные от пустых и незначащих.

2. Наблюдайте за людьми, учитесь видеть их своеобразие.

3. И самое главное — поверьте в себя!

www.metod-kopilka.ru

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе среди учащихся 7-8 классов – «Святая проза войны».

1. Звучит «Вставай, страна огромная!» (после первого куплета выходят ведущие)

Компьютер /Презентация/ хроники

ВЕД: Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война- священней нету слова.
В тоске и славе этих лет
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет…. (Твардовский)

ВЕД: Это было 22 июня. Сорок первый год. Война. И когда вдоль всей нашей западной границы гул моторов до отказа заполнил просторный солнечный мир от неба до земли, когда дрожала от грохота каждая травинка, 22 июня писатели Москвы собрались, как по боевой тревоге, на митинг.

ВЕД: Из резолюции митинга писателей Москвы (22 июня 1941 год).
«Каждый советский писатель готов все свои силы, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины».
Звучит музыка. 3. Минусовка «Бухенвальдский набат»-?

ВЕД: Многие из писателей сражались с оружием в руках, многие сражались пером. Они принимали участие в армейской печати, были командирами, политработниками и рядовыми бойцами. Перо было приравнено к штыку, поэзия надела фронтовую шинель и шагнула в бой.

ВЕД: Среди них — Александр Твардовский, Марк Лисянский, Михаил Светлов, Константин Симонов, Сергей Орлов, Юлия Друнина, Михаил Львов, Давид Самойлов, Семен Гудзенко, Булат Окуджава, Григорий Поженян и другие.

ВЕД: Говорят, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого до последнего дня войны не умолкали голоса поэтов и писателей. И пушечная канонада не могла заглушить его. Никогда к голосу поэтов так не прислушивались читатели.
ВЕД: Известный английский журналист Александр Верт, который всю войну провел в Советском Союзе, в книге «Россия в войне 1941-1945» писал: «Россия, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей, и таких поэтов, как Симонов и Сурков, читал во время войны буквально каждый»
ВЕД: Поэзия, проза как вид искусства, способный на быстрый эмоциональный отклик, в первые же месяцы и даже дни войны созданы произведения, которым суждено было стать эпохальным.
ВЕД: Ведущей темой литературы военных лет является тема Родины. Она часто соединяется с темой подвига, звучит в стихах о дружбе, любви и каждым поэтом осмысливается по-своему, рождая стихи разной тональности, разных ассоциаций, разных масштабов.
Звучит музыка. 7. Иоганн Себастиан Бах – Air From Suite №3 Bwv 1068
ВЕД: Вячеслав Кондратьев знал о войне не понаслышке – в 1939 году с первого курса института он был призван в армию, служил в железнодорожных войсках на Дальнем Востоке, а в декабре 1941 года был отправлен в действующую армию. Он воевал в качестве командира взвода под Ржевом на Калининском фронте.
ВЕЛ: После войны Кондратьев посетил места, где он сражался. Там ещё остались следы сражений – каски, гильзы, снаряды. Тогда он решил, что не написать про те сражения будет с его стороны почти подлостью. Он писал: «О своей войне рассказать могу только я сам».

ВЕД: Одним из самых лучших произведений Кондратьева на тему войны является его повесть «Сашка». Эта повесть отличается от всех других тем, что главная её тема это не сама война, как таковая, а судьба простого человека на этой войне. Таким человеком и является главный герой повести – простой солдат по имени Сашка.
ВЕД: на сцену приглашается ученица 7 б класса Кукаева Лия ____________________________________________________________________
ВЕД: Повесть фронтовика Виктора Платоновича Некрасова « В окопах Сталинграда» — одно из лучших произведений о войне, впечатляющий рассказ о том, что ему довелось пережить на фронте. После поражения наших войск под Харьковом и отступления полк лейтенанта Керженцева оказывается в Сталинграде, где в сентябре-ноябре 1942 года происходят решающие события в битве за город. В 1947 году повесть получила Сталинскую премию.
ВЕД: на сцену приглашается ученица 7 б класса Эвеева Зула _____________________________________________________________________
ВЕД: Теме героического подвига советского народа в Великой Отечественной
войне – одной из главных в творчестве выдающегося мастера литературы
социалистического реализма Михаила Александровича Шолохова – посвящены главы из романа “Они сражались за Родину” , рассказ “Судьба человека”, в которых автор стремится поведать миру суровую правду о том, какой огромной ценой оплатил советский народ право человечества на будущее.
ВЕД: . Весной 1946 года на охоте Михаил Шолохов встретил человека, который поведал ему свою печальную историю. Шолохова захватил этот рассказ, и он решил: «Напишу рассказ об этом, обязательно напишу». Через 10 лет, перечитывая рассказы Хемингуэя, Ремарка и других зарубежных писателей, Шолохов за семь дней написал рассказ «Судьба человека».
ВЕД: Рассказ о русском солдате, которого война подвергла страшным испытаниям, лишила дома и семьи, бросила в концлагерь. Но судьба не сломила его дух — он выжил, отстоял своё право быть человеком, сохранил способность любить…
ВЕД: на сцену приглашается ученик 7 в класса Будаев Александр

ВЕД: О романе “Они сражались за Родину” сам Шолохов сказал так: “В нем мне хочется показать наших людей, наш народ, источники его героизма… Я считаю, что мой долг, долг русского писателя — это идти по горячим следам своего народа в его гигантской борьбе против иноземного владычества и создать произведение искусства такого же исторического значения, как и сама борьба”.
В романе многогранно раскрыта судьба трех скромных рядовых людей — шахтера Петра Лопахина, комбайнера Ивана Звягинцева, агронома Николая Стрельцова. Очень разные по характерам, они связаны на фронте мужской дружбой и безграничной преданностью Родине.

ВЕД: на сцену приглашается ученица 7 в класса Кикильдеева Виктория

ВЕД: На крайнем западе нашей страны стоит Брестская крепость. Совсем недалеко от Москвы: меньше суток идет поезд. Здесь громко не говорят: слишком оглушающими были дни сорок первого года и слишком многое помнят эти камни. Сдержанные экскурсоводы сопровождают группы по местам боев, и вы можете спуститься в подвалы 333-го полка, прикоснуться к оплавленным огнеметами кирпичам, пройти к Тереспольским и Холмским воротам или молча постоять под сводами бывшего костела.
ВЕД: Крепость не пала. Крепость истекла кровью. Историки не любят легенд, но вам непременно расскажут о неизвестном защитнике, которого немцам удалось взять только на десятом месяце войны. На десятом, в апреле 1942 года. Почти год сражался этот человек. Год боев в неизвестности, без соседей слева и справа, без приказов и тылов, без смены и писем из дома. Время не донесло ни его имени, ни звания, но мы знаем, что это был русский солдат…
ВЕД: Своим мужеством, стойкостью Николай заставил восхищаться даже врагов. Плужников стал символом всех тех неизвестных солдат, которые боролись до конца и умирали, не рассчитывая на славу.
ВЕД: Борис Васильев «В списках не значился». Читает ученик_8а класса __________________
ВЕД: на сцену приглашается ____________________________________
ВЕД: на сцену приглашается ____________________________________

ВЕД: Борис Васильев : «Для меня женщина на войне – это самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений. А наши женщины шли на фронт и воевали на передовой рядом с мужчинами. Они стали солдатами. Они не только спасали, но и стреляли, бомбили, подрывали мосты, ходили в разведку, брали «языков». Они убивали врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю, на ее дом, на ее детей. Но и погибали сами.»
ВЕД: Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» в 1969 году, — одно из самых пронзительных по своей лиричности и трагедийности произведений о войне. Пять девушек-зенитчиц во главе со старшиной Васковым в мае 1942 года на далеком разъезде противостоят отряду отборных немецких диверсантов-десантников — хрупкие девушки вступают в смертельную схватку с крепкими, обученными убивать мужчинами.
ВЕД: Эти девочки мечтали о большой любви, нежности, семейном тепле – но на их долю выпала жестокая война, и они до конца выполнили свой воинский долг…
ВЕД: на сцену приглашается ученица 8 в класса Нармаева Айлана

ВЕД: Юрий Бондарев, в творчестве которого война занимает главное место, тоже был участником войны, артиллеристом, прошедшим долгий путь от Сталинграда до Чехословакии. Особенно дорог ему “Горячий снег”, потому что это Сталинград, а герои романа — артиллеристы.
ВЕД: «Горячий снег» – один из лучших военных романов того времени, идея которого рассредоточена среди всех персонажей, среди горящей природы и охваченного огнем Космоса.
ВЕД: Сам Бондарев в одном из интервью так скажет об этом произведении: «Некоторые говорят, что моя последняя книга о войне, роман «Горячий снег» – оптимистическая трагедия. Возможно, это так. Я же хотел подчеркнуть, что мои герои борются и любят, любят и гибнут, недолюбив, не дожив, многого не узнав. ВЕД: Но они узнали самое главное – прошли проверку на человечность, через испытание огнем».
ВЕД: на сцену приглашается ученица 8 в класса Сангаева
Музыка «Поклонимся великим тем годам»
ВЕД: Поэты и писатели находили заветные слова правды и веры, которые умножали нравственные силы, чувства, которые помогали воину разить врага, а в тылу переносить неимоверные тяготы.
ВЕД: Но сколько бы лет ни прошло со дня нашей Победы, стихи той поры останутся в строю. И долго будут жить, не старея, вдохновенные строки стихов, которые окрыляли в годы войны душу солдата.
ВЕД: для нашей Родины всегда будет святым день 9 Мая, и всегда люди мысленно будут возвращаться к маю 1945года. В те весенние дни был закончен великий путь, отмеченный многими жертвами. И наш человеческий дол – всегда помнить о тех, кто кого нет с нами, кто пал на войне.

prazdnovik.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *