Медицина 18 века в европе – МЕДИЦИНА В XVIII ВЕКЕ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ 

МЕДИЦИНА В XVIII ВЕКЕ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ 

 
Новое время в истории обычно датируют со времен буржуазных революций в Европе — в Нидерландах, Англии, позже во Франции, условно с 40-х гг. XVII в. Для нового класса — молодой буржуазии из ремесленников и торговцев требовался более смелый подход к изучению природы, причин социальных и биологических явлений, не обремененный гонениями церкви. В идеологическом отношении это сказалось на развитии механистического, стихийного материализма, новых практически значимых, прагматически ценных открытий и новых знаний мира. Как отмечалось, великие географические открытия в прошлом веке раскрыли границы мира, знаний о жизни разных народов, открыли пути к новым рынкам и новым завоеваниям. Пришла пора использования достижений науки и новых знаний. Феодализм, естественно, не уступал своих позиций без поддержки инквизиции, религии. Но он терял свои ресурсы и уже уходил в историю.
В развитии материализма, особенно благодаря философам Франции, первостепенная роль принадлежала врачам-материалистам. Леруа (1598—1679 гг.) не признавал принципиальное отличие души и тела, выступал против дуализма, даже отступлений от материализма Декарта, решительно встал на сторону Гарвея в его учении о кровообращении и против схоластических догм и ошибок Галена. Ж.О. Ламетри (1709-1751 гг.) пропагандировал исключительно опытный путь развития естественной медицины, В своей знаменитой книге «Человек-машина» он создал целую программу перестройки

физиологической науки на основе изучения опытов. Выдающийся врач и философ-материалист П.Ж. Ка- банис (1757-1808 гг.), являясь крупным администратором в период Франиузской революции, закрывал университеты схоластического направления, создавая вместо них общенародные школы, в том числе госпитальные, подобные русским госпитальным школам. Ж. Корви- зар ратовал за клиническое обучение у постелей больных, выступал против витализма (рис. 6.1) Штата и так называемого флогистона. Как философ Кабанис (рис. 6.2} признавал высокое предназначение медицины, объединяющей социальные, психологические, методологические процессы. Он писал: «Медицина, охватывая, с одной стороны, науки естественные — физику, химию, с другой, науки общественные — этику и историю, должна будет объединить все отрасли человеческих знаний, образуя закономерную систему познания законов природы, служащую усовершенствованию человеческого рода». Он, особенно в книге «Отношение между физической и нравственной природой человека», доказывал физическое происхождение психики человека. Кабанис, как и другие врачи (философы-материалисты), не мог избежать вульгарно механистических представлений. Ему, например, принадлежит фраза: «мозг выделяет мысль подобно тому как печень желчь». Эти взгляды врачей (философов-матер нал и-

стов) затем широко и спекулятивно использовались вульгарными материалистами — Молешотом, Бюхнером, Фогтом и др.
Материалистические воззрения и опытное направление благотворно сказались на ряде направлений медицины. Прежде всего нужно сказать о возникновении самостоятельной дисциплины — патологической анатомии.

В (761 г. профессором Падуанского университета Джованни Баттиста Морганьи (1682—1771 гг.) написана книга «О местоположении и причинах болезни, открываемых анатомом» (рис. 6.3). В ней ученый пытался установить связь клинических проявлений болезней и анатомических изменений. По существу он сделал шаг к изучению о локализации болезней, Морганьи подробно описал проявления многих заболеваний на основе вскрытия 700 трупов, пологая, что каждая болезнь имеет свое морфологическое проявление.
Развитием положений Д.Б. Морганьи были исследования французского врача Ксавье Биша (1771-1802 гг.). Он, как Морганьи, не только описывал анатомический субстрат болезней, но стремился изучить глубинные изменения — в тканях. По существу, он создал учение о тканях и их поражениях, выделив 21 вид тканей. Таким образом, болезненный процесс Биша локализовал не в органе, а в тканях, из которых состояли органы. Он не был сторонником механистического материализма, считая, что «наука об органических телах должна употреблять совершенно иные приёмы, нежели наука о телах неорганических».
В описываемый период произошел сдвиг и в развитии физиологии, прежде всего благодаря А. Галлеру, о котором уже упоминалось в критическом плане (о нервном духе в нервах), Йиржи Прохаске (1749—
1820 гг.) и чуть позже Франсуа Ма- жандн (1783-1855 гг.). А. Галлер был убежденным сторонником теории преформизма, которая полагала, что все части тела заложены в оплодотворенном яйце, и развитие зародыша — лишь количественный рост этого образования. Однако, несмот
ря на спои ошибки или заблуждения, А. Галлер одним из первых стоял у истоков того направления, которое позже И.П. Павлов назовет нервизмом. На опытах АЛ’аллер доказал, что нервы являются проводниками раздражения и носителями чувствительности в организме. Не зная о существовании нервных ганглиев и тончайших нервных окончаниях в мышцах, Галлер утверждал, что сокращение сердца зависит от «причины, лежащей в самом сердце».
Профессор анатомии и физиологии в Болонье Л. Галь ванн (1737— 1798 гг.) и профессор А. Вольта (1745—1828 гг.) вместе со своими учениками изучали, так сказать, биологическую энергию, физические явления, электричество в организме, создав ряд приборов, которые успешно использовались в исследованиях. Заметный вклад в изучение физиологии нервной системы внес чешский ученый Йиржи Прохаска. Развивая идеи Декарта о рефлексе, он исследовал роль передних и задних корешков спинного мозга (см. его сочинения «О строении нервов», 1779), развивал представления о рефлекторной дуге и роли нервов как посредников между внешней средой и организмом. Работы А. Галлера и Й, Прохаска определили путь дальнейших изысканий функций нервной системы, в особенности исследований Чарльза Белла и Ф. Мажанди. Ч. Белл разработал новые
экспериментальные приёмы (снабжение спинного мозга и пр.) исследования нервов; отказавшись от традиционных методов, он предложил применять к объектам изучения раздражение и, в частности, установил, что раздражение задних корешков никакого отношения к движениям не имеет, а раздражение передних корешков вызывает двигательную реакцию.
Франсуа Мажанди подтвердил работы Ч. Белла о функциях передних и задних корешков спинного мозга. Он активно способствовал развитию всех разделов физиологии, подчеркивал значение фактов, лаже недооценивал роль теоретических обобщений (рис. 6,4),
Клиническая медицина все более опиралась на эксперименталь-

ные исследования и разрабатываемые самими клиницистами методы диагностики и лечения. Среди крупных величин этого периода следует прежде всего назвать Леопольда Ауенбруггера lt;1722-1809 гг.) и Рене Лаэннека (1781-1826 гг.). Венский врач Л. Ауенбруггер разработал и широко внедрил в клинику метод перкуссии (рис 6.5). Этот метод он описал в сочинении «Новый способ, как путем выстукивания трудной клетки человека обнаружить скрытые внутри грудной полости болезни» (1761). В этом методе он опирался не только на наблюдения Гиппократа, который тоже пытался выстукивать больных, но и на анатомо-физиологические данные своего времени, развивал нс просто анатомо-локалистическое, но и клинико-физиологическое направление в медининс. Метод Ауенбруггера нс встретил поддержки у коллег, наоборот, его, как и Р. Лаэннека, считали чуть ли не сумасшедшим. Лишь йотом перкуссия получила всеобщее признание. Ж. Корвизар после длительных проверочных испытаний метола (более 20 лет) издал на французском языке сочинение Ауенбруггера, сопроводив его приложениями — историями болезни.

Рене Лаэннек, клиницист, патологоанатом, преподаватель в медицинской школе в Париже, разработал метод аускультации, также вспомнив о советах Гиппократа выслушивать легкие и сердце человека {рис. 6.6). Результаты аускуль-

тапии Р. Лаэннек сравнивал с патологоанатомическими изменениями, способствуя таким образом, развитию и клиники, и патологической анатомии. Для выслушивания тонов сердца он использовал сконструированный им стетоскоп. Особенно тщательно он исследовал легкие и сердце, подробно описав натологоанатомическую картину при эмфиземе, бронхоэктазах, туберкулезе. Кстати, именно Лаэннек первым предложил термин «туберкулез». Свои наблюдения над болезнями грудной полости он описал в 1809 г, в сочинении «О посредственной аускультации при распознавании болезней легких и сердца, основанном, главным образом на этом новом опыте исследования». Работы Ауенбрупера и Лаэннека требовали дальнейших исследований, в особенности при установлении происхождения тонов сердца, разных звуков при перкуссии, словом продолжения клинико-анатомических и физиологических исследований.

Философскую поддержку своим материалистическим суждениям врачи получили в концепциях стихийно-материалистического характера в конце XVII—XVII[ вв, у философов-материалис- тов Д. Дидро, Ж.Л, Д’Алламбера, П.А. Гольбаха, которые были соратниками врачей-материалистов А. Леруа, Ж. Ламетри, П. Ка- баниса. Не случайно К. Маркс, оценивая французский материализм в своей книге «Святое семейство», писал: «механический французский материализм примкнул к физике Декарта, в противоположность его метафизике. Его ученики были по профессии антиметафизики, а именно — физики. Врач Леруа кладет начало этой школе, в лице врача Кабаниса она достигает своего кульминационного пункта, врач Ламетри является ее центром»1.
В 40-х гг. начал распространяться марксизм, который большое внимание уделял развитию естествознания; его принципы были изложены в «Манифесте Коммунистической партии», в котором, по словам В.И. Ленина, получило обоснование «Новое миросозерцание, последовательный материализм», материалистическая диалектика.
Однако представители витализма,’начиная с упомянутого уже Шталя, не сдавали своих позиций. Его отголоски можно увидеть в трудах даже известных медиков — А. Галлера, его ученика У. Куллена, особенно Дж. Броуна и Ф. Бруссе. Куллена можно также отнести к основателям нервизма. В 1777 г. он выдвинул положения о так называемом нервном принципе, как особом состоянии, подчиняющем через нервную систему все функции организма, которое
Маркс К.. Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 2. — С. 140.

приводит организм к состояниям стении (возбуждения) и атонии. Именно с избытком этих процессов и должен бороться врач. Почти такие же воззрения пропагандировал Дж. Броун, заложив основы своего учения о возбуждении, разная степень которого определяет здоровье, В соответствии с этими взглядами все болезни Дж. Броун делил на стенические и астенические. Лечение их должно быть направлено на повышение или понижение этих состояний.
Ф. Бруссе признавал особую силу в организме, которая вызывает разные химические и физические процессы и нуждается во внешних раздражениях и тепле. Болезненное раздражение, поражая части тела, распространяется по нервам. Именно раздражение является причиной заболеваний, из которых главные — болезни желудочно-кишечной системы. Для уменьшения такого, можно сказать, патологического раздражения Бруссе широко применял кровопускания, пиявки. В свое время шутили, что своим лечением он пролил больше крови, чем все наполеоновские войны.

Особенно явно дух витализма и спиритуализма проявлялся в учении Ф. Месмера (1734-1815 гг.). Он выдвинул представление о так называемом животном магнетизме, который можно направлять приемами психологического внушения, поглаживанием рукой, словом, воздействием каких-то сконцентрированных волн». Месмеризм, несмотря на противодействие ученых кругов, получил некоторое распространение, так же как и другие учения, действующие до сих пор, в том числе гомеопатия, С. Ганеман учил, что болезнь имеет нематериальное происхождение, зависит от жизненной силы. Следовательно, врач должен направить все усилия, имеются в виду душевные, на ликвидацию какого-либо патологического процесса в теле. Чем больше душевных сил вложит врач в лечение, тем больший эффект получит. Это положение, возможно, не вызывало бы сомнения с позиций большой роли психотерапии. Но Ганеман имел в виду другое — направление внимания врача не на симптомы расстройств нервной и психической сфер, а на действие ничтожных разведений лекарств, подобных симптомам болезни (подобное лечат подобным — «similia similibus curantar»). Именно самые минимальные концентрации лекарств, достигаемые огромным трудом и душевными усилиями медиков, вызывают максимальное «потенцирование» и. следовательно, лечебный эффект.
Однако опытное, экспериментальное направление медицины, в том числе клинической, обогащалось новыми открытиями и наблюдениями. Здесь не грех еше раз вспомнить о Б. Рамашшнк. за-

дожившем основы гигиены труда, системного изучения влияния на здоровье профессиональных условий (рис. 6.7). В описываемый период книга Рамаццини «О болезнях ремесленников» получила широкое распространение, была переведена на ряд языков, в том числе в России. Все большее признание подучают и труды клиницистов, вставших на путь опыта наблюдения.
Кроме того, нужно вновь упомянуть о Лейденской клинической шкоде во главе с Г. Бургаве, подчеркивавшим значение наблюдения врачей у постели больных (рис. 6.8). В «Введении в клиническую практику» он писал: «Клинической называется медицина, которая: а) наблюдает больных у их ложа; 6} там же изучает подлежащие применению средства; в) применяет эти средства».
Начало XIX в. — время выдающихся открытий в медицине и биологии, воспринятых и врачеванием. Обо всем в кратком учебнике рассказать невозможно, но важнейшие завоевания стоит упомянуть.
Немецкий врач и химик Веллер впервые вне организма синтезировал органическое вещество — мочевину в кристаллах. Немецкий химик Либих, продолжая такие работы, создал целое учение о химии пищевых продуктов, заложив основы органической химии, становившейся все в большей степени союзницей медицины — это направление даже стали называть биологической химией. Разрушались последние ба-

стионы витализма, все более очевидным становилось справедливым положение о единстве организмов, высказанное когда-то Гиппократом.
Но особо следует сказать о трех великих открытиях нового времени, о которых, как новом этапе развития науки и прежде всего естествознания, писал Ф. Энгельс: «Познание взаимной связи процессов, совершающихся в природе, двинулось гигантскими шагами вперед… Во-первых, благодаря открытию клетки… Во-вторых, благодаря открытию превращения энергии,.. Наконец, в-третьих, благодаря впервые представленному Дарвином связному доказательству того, что все окружающие нас теперь организмы… возни юл и в результате длительного процесса развития»1.
Большая заслуга в создании клеточного учения, помимо известных Шлейлена и Шванна, принадлежит чешскому ученому Яну Пуркинье (1787— 1S69 гг.), который путем микроскоп ирования, изучив клеточные структуры ткани различных животных и человека, растений, установил общность элементарных (клеточных) составных частей животных и растений. Это положение было развито учеником известного физиолога И. Мюллера (рис, 6.9), Т. Шванном (1810—1882 гг.) (рис. 6.10). В своей монографии «Микроскопические исследования и соответствия в структуре и росте животных и растений (1839) он доказал, что все
Энгельс Ф. Диалектика природы, — М., 1950. — С. 156-Ь7.

живые организмы состоят из клеток, имеющих однотипную (по строению) структуру (рис.6.11). В свою очередь ботаник Шлейден развивал положение о том, что ключом к объяснению жизнедеятельности ткани, органов, организмов в целом является жизнедеятельность клеток. Клетку он рассматривал как «Маленький своеобразный организма.
Ни Пуркинье, ни Шлейден, ни Шванн не смогли ответить на вопрос: если клетки представляются однообразными структурами и даже маленькими организмами, то как и откуда происходит в природе разнообразие видов животного мира, включая человека, и сортов растения.
На этот вопрос дал ответ Чарльз Дарвин (рис. 6.12) в своем учении о происхождении видов путем естественного отбора или сохранения благоприятельственных пород в борьбе за существование. Именно так называлась книга Ч. Дарвина, вышедшая в свет в 1859 г., после того как ученый совершил ряд путешествий, в том числе кругосветное, изучая жизнь животных. Им была создана теория эволюции, основанная на трех принципах — изменчивость, наследственность и выживание. Так, по Дарвину, происходит наследование приобретаемых свойств.
Конечно, до сих пор некоторые положения учения Дарвина подвергаются сомнению, особенно о происхождении человека от обезь
яны. Однако другой, более убедительной альтернативы наука, кроме фантастических предположений, пока не предъявила, и теория Дарвина, которая имеет прямое отношение к медицине, не только к ее биологическому аспекту, но и социальному, остается величайшим достижением науки. На ее базе создано целое учение — соци- ал-дарвинизм, о котором речь впереди.
Следует отметить, что до Дарвина вариант материалистической эволюционной теории разработал французский естествоиспытатель Жан Ламарк (1744-1829 гг,). В своей теории он связал влияние действий и привычек животных с изменением их организации и структуры, Ламарк писал: «Внешние обстоятельства влияют на форму и организацию животных, т.е., становясь резко различными, внешние обстоятельства изменяют соответственным образом и форму животных и даже их организм»1.
Закон сохранения и превращения энергии первоначально открыт М.В. Ломоносовым и затем независимо от него французским физиком Лавуазье. Кроме этого фундаментального открытия, Лавуазье доказал, что воздух — неоднороден, а состоит из азота и кислорода. Оба ученых установили роль кислорода в горении и дыхании. Закон превращения энергии подтверждали в своих исследованиях англичанин Джоуль и немецкий ученый Гельмгольц. Их работы положили начало изучению теплового баланса в организме, когда была установлена связь между механическим движением и теплотой.
В разных областях биологии и медицины, особенно в физиологии, заметный след в это время (первая половина XIX в.) оставил немецкий естествоиспытатель Иоганнес Мюллер (1801—1858 гг,). Его опыты относились к исследованию деятельности практически всех систем и тканей организма и везде он вносил новые факты и знании. Мюллер особенно известен сформулированным им законом «специфической энергии органов чувств». Качество и свойство ощущений, чувств не зависит, — утверждал И. Мюллер, — от свойств и особенностей внешнего мира и внешних раздражителей: они заложены в самом нервном субъекте, раздражитель лишь выявляет и вызывает их. Таким образом, специфическая энергия органов чувств не является продуктом влияния среды и эволюции, а результатом действия какой-то жизненной силы. Философ Л. Фейербах оценил взгляды И. Мюллера как «физиологический идеализм», который неизбежно вел к агностицизму.

www.med24info.com

Развитие медицины в Европе в XVIII веке

Новое время в странах Запада стало временем научных открытий, которые больше всего затронули такие сферы, как химия, астрономия и механика. Огромный темп развития новых знаний о физическом мире, повышение престижа естествознания среди богатого и знатного населения, а также представителей среднего класса, образования научных предприятий, все эти факторы повлияли и на развитие медицины на Западе.

Некоторые медики того времени применяли науку и опыт естествознания для того чтобы установить причину возникновения болезней. При этом наиболее подходящими средствами являлись теории по механики и химии. Отметим, что с этого момента и берет начало своего развития иатрохимия и иатромеханика. Что касается старой гуморальной науки, которая всегда относилось к таким громким именам, как Гиппократ и Гален, то она стала испытывать некоторую критику в свой адрес.

Но несмотря на то что медицина того времени в Европе потерпела изменения в области теории, практика медицины почти не изменилась. Принятые способы излечения недугов оставались неизменными, люди также использовали в качестве лечения диеты, очистительные процедуры и так далее. Образование нового режима в Европе привело к развитию знаний о разнообразных лекарствах. В европейских странах появились новые лекарства, например, кора хинного дерева.

Пожалуй, самый оптимальный на сегодня материал для отделки санузлов — керамическая плитка. На этом сайте предлагают великолепную коллекцию плитки от одного из лучших отечественных производителей уралкерамика лагуна купить можно достаточно недорого, исходя из положения нынче на рынках.

euromednews.ru

Медицина XVIII-XIX века: шокирующая и непредсказуемая

Поражают темпы развития современной медицины, особенно в последние 50 лет. Сегодня трудно представить, что на протяжении многих столетий людям приходилось терпеть не только болезненные и бесполезные, но и, чаще всего, вредные процедуры, которые медицина XVIII-XIX века считала нормой. Теперь мы только удивляемся, как наши предки могли додуматься до «методов лечения», широко применявшихся в те времена. Многие из них возникли в переломные кризисные периоды, когда лихорадило, казалось, все человечество, и приходилось искать способы выживания. Некоторые из стали великими открытиями и действительно послужили на добро. Но были и воистину шокирующие.

Шокирующая медицина XVIII-XIX века

В 1700-х годах в Западной Европе пытались не только лечить, но и воскрешать умерших, причем не какими-то божественными силами, а посредством так называемой табачной клизмы. Стало распространенной практикой только что отошедшему в мир иной человеку вдувать в прямую кишку… табачный дым — с целью реанимации. Эту процедуру нередко использовали также для спасения утопающих.

Почему же лекари решили проводить «анальные ингаляции» табачным дымом, почему решили, что именно таким образом можно спасти человека? Объяснение простое. К тому времени Колумб уже открыл Америку, а коренные американцы применяли табак во многих случаях жизни, считая его своего рода панацеей, лекарством от всего на свете. Европейские доктора, побывавшие в Новом Свете, перенимали «опыт» и, вернувшись на родину, начинали практиковать это «лекарство» при лечении всех болезней, от головной боли до раковых опухолей.

Дымовую клизму сначала применяли в качестве реанимирующего средства, но она получила такое широкое распространение, что доктора стали прописывать ее при грыжах, головных болях, респираторных заболеваниях, спазмах в животе, брюшном тифе, холере.

Еще один шокирующий метод лечения связан с женской истерией. Ранее эта особенность считалась психическим отклонением, присущим исключительно женщинам. И диагноз, и методы лечения в течение нескольких сотен лет были неизменными. Как правило, полагали, что причиной истерии слабого пола являются стрессы, депрессии и сексуальные проблемы.

Медицина XVIII века в Западной Европе узаконила 75 симптомов, среди которых значились бессонница, потеря аппетита, слабость, одышка, раздражительность, мышечные спазмы, чрезмерная тяга к сексу. Но самое интересное, что когда заходила речь о лечении, то истерию лечили именно «сексом». Врач делал массаж таза, а потом стимулировал гениталии, пока женщина не испытывала множественные оргазмы. Врачи были довольны: пациентки платили немалые деньги, болезнь не была смертельной, а «уход» требовался постоянно.

Говоря о шокирующей медицине, нельзя не упомянуть о Anthropodermic bibliopegy — медицинской практике, которая, как свидетельствует история медицины XVIII века, предполагала использование в быту человеческих останков.

В 1878 году преступника, убийцу Джорджа Парротта приговорили к казни через повешение, но он сбежал. Тогда его поймали местные жители и посадили на столб. После вскрытия череп отдали пятнадцатилетней девочке, которая хотела стать врачом и проходила нечто вроде практики у патологоанатомов. Так вот, из черепа преступника она сделала дверную ручку, пепельницу и пенал для ручек. Кожу с бедер, груди и лица отправили в Денвер, на кожевенный завод, где из нее изготовили обувь. Сегодня ботинки, остатки черепа и маска хранятся в Вайомингском музее.

Научное сообщество экспериментировало и над людьми, и над своими препаратами. Интересно отметить: новые вещества, запущенные в массовое производство, могли оказывать губительное воздействие на человеческий организм, но это никоим образом не останавливало изготовителей.

Например, в 40-х годах XIX столетия в штате Мэн, США, был широко распространен так называемый успокоительный сироп. Рекламный слоган гласил: «Успокоит любого, даже слона!» Продукт был предназначен прежде всего для беспокойных младенцев и детей. В его составе были порошкообразный опиум, сульфат морфина, водный раствор аммиака и карбонат натрия. Смесь практически мгновенно сокращала сердцебиения, вызывая депрессивное состояние.

К началу XX века сироп уже пользовался репутацией убийцы детей, тем не менее вплоть до 1930 года он красовался на полках аптек. Компания даже изменила состав, чтобы «усовершенствовать» препарат. Новое вещество называлось «Героин». Рекламисты утверждали, что вещество служит заменителем морфина и не вызывает привыкания. Ев самом же деле новое «лекарство» было в разы сильнее, чем морфин, и приводило к наркомании. Эти последствия проявились практически сразу, и тем не менее «лекарство» продавали на протяжении десяти лет.

 

 

gosindex.ru

Медицина XVII—XVIII столетия

XVII—XVIII века стали эпохой открытий в области нормальной и патологической анатомии и физиологии. Открыто кровообращение, система лимфоциркуляции и дыхание. Зародились такие науки, как гистология и эпидемиология. Возникли школы ятрохимиков и ятромехаников, пытающиеся с различных сторон объяснить все процессы в организме. Впервые появилось клиническое преподавание.

Анатомия и физиология в XVII—XVIII столетиях

Величайшим достижением физиологии стало открытие Гарвеем в начале XVII века – кровообращение. Галлер, Боррели, Гамбергер изучили роль легких в процессах дыхания. Азелли, Рюдлек, Пекэ, Масканьи и ряд других ученых описали лимфатические сосуды и доказали их связь с системой кровообращения. Активно изучалась физиология пищеварения. 

 

После изобретения микроскопа стала развиваться анатомия тканей – гистология. Строение многих органов было описано Мальпиги. Левенгук отрыл клетку и описал кровяные тельца и сперматозоиды. А ведущим деятелем патологической анатомии стал Рюйш.

Ятрохимики и ятромеханики

В XVII—XVIII веках существовало две научных школы, во многом враждовавшие между собой. Это были ятрохимики и ятромеханики (ятрофизики). Ятрохимики считали, что в основе всех процессов, происходящих в организме человека, лежат химические реакции. К известным деятелям этой школы относились Ван Гельмонт, Сильвий ле Боэ и Томас Виллис.

 

По их мнению, телом посредством ферментов управляют жизненные начала – археи. Для излечения заболевания необходимо было успокоить и укрепить соответствующего архея. Отравления вызываются химическими веществами, но управляются духами. Большое распространение ятрохимия получила в Англии и Германии.

 

Представителями ятромехаников являлись Борелли, Бургав, Сталь, Глиссон и другие. Они объясняли все происходящие явления в организме с точки зрения физики и механики. Движущими силами организма они считали упругость и притяжение, которые возникали из-за действия на клетки духов крови и нервной системы. По их мнению, все заболевания возникают из-за расстройства нервного сока или крови.

 

Таким образом, и та, и другая школы многие явления пытались объяснить при помощи мистицизма, витализма и алхимии. Лишь позже Бальиви доказал преимущества опытной медицины над теориями о духах. Он предположил регуляцию организма посредством кровообращения и отделений, что уравновешивает отправления. Ему также принадлежат открытия регуляции сердечной деятельности головным мозгом и изучение действия многих лекарственных препаратов.

Открытие новых заболеваний

Большое количество исследователей в разных странах Европы и остального мира, открытие больниц и клинического преподавания послужило мощным толчком к развитию медицины. Описаны многие новые и изучены уже известные заболевания. Известными врачами и деятелями науки являлись Бургав, Штолль, Сиденгам и другие. А Соважем впервые предложена классификация известных заболеваний, которую он изложил в своей книге «Нозографии».

 

Совершенствовались такие методы диагностики, как исследование пульса и аускультация. Научились более эффективно лечить такие болезни, как сифилис и оспа. Определенные успехи были достигнуты и в хирургии.

 

www.letopis.info

Медицина периода утверждения и развития капитализма в Западной Европе Французский материализм XVIII века и его роль в распространении материалистического понимания болезни

В XVIII веке Франция стала центром развития и распространения материализма и атеизма. В эпоху развития капиталистических отношений в передовых странах Европы и развертывания первых буржуазных революций в связи с техническим прогрессом и развитием естествознания типичной формой прогрессивной философии явился материализм механистического и метафизического характера. Этот материализм боролся с идеализмом и средневековой схоластикой. Мыслители, отражавшие интересы и настроения революционной тогда французской буржуазии, подрывали политическую и идеологическую надстройку феодального общества. Материалистическая философия XVIII века послужила теоретической основой идейного движения, явившегося прологом французской буржуазной революции, победившей в конце XVIII века. Французские материалисты развивали учение о том, что природа материальна, вечна, неповторима и неуничтожима, бесконечна и подчиняется своим объективным законам.

Материализм XVII—XVIII веков был связан с развитием механико-математических наук. Энгельс говорил, что с каждым составляющим эпоху в области естественных наук открытием материализм неизбежно должен изменять свою форму. Французский материализм обобщил успехи естествознания XVII и XVIII веков и накануне французской буржуазной революции 1789 г. явился теоретическим оружием борьбы революционной буржуазии против феодальной идеологии, носил боевой и прогрессивный характер. Французские материалисты выступали борцами за научный прогресс, против религии, против идеалистической метафизики.

К. Маркс отмечал, что в разработке основных положений французского материализма XVII—XVIII веков существенную роль сыграли врачи-материалисты Леруа, Ламетри и Кабанис, потому что их тесная связь с естествознанием и знакомство с медициной облегчали им материалистическое понимание природы и приводили их к материализму в философии. В «Святом семействе» К. Маркс писал: «Механистический французский материализм примкнул к физике Декарта в противоположность его метафизике. Его ученики были по профессии антиметафизики, а именно физики. Врач Леруа кладет начало этой школе, в лице врача Кабаниса она достигает своего кульминационного пункта, врач Ламетри является ее центром. Декарт был еще жив, когда Леруа перенес декартовскую конструкцию животного на человека (нечто подобное в XVIII веке сделал Ламетри) и объявил душу модусом тела, а идеи — механистическими движениями. Леруа думал даже, что Декарт скрыл свое истинное мнение. Декарт протестовал. В конце XVIII века Кабанис завершил картезианский .материализм в своей книге «Соотношение физического и нравственного  в   человеке» ‘.

Леруа (1598—1679) был ближайшим учеником Декарта. Леруа быстро понял прогрессивность открытия Гарвея. Выдержав в 1640 г. жестокую борьбу в защиту учения о кровообращении, он защищал материалистическое ядро этого учения против догм и схоластического представления о жизни. Леруа в Нидерландах издал книгу «Основания физики». В ней Леруа порвал с дуализмом Декарта и встал на материалистические позиции, не признавая принципиального отличия души от тела человека.

Ж. О. Ламетри (1709—1751) был одним из зачинателей французского материализма. После опубликования в 1745 г. первой философской работы «Естественная история души» Ламетри подвергался преследованиям католического духовенства и феодальных властей во Франции и эмигрировал в Нидерланды, где издал свое главное философское произведение «Человек—машина» (1747). В этой книге Ламетри провозгласил программу изучения жизненных процессов путем опытов и эвал к перестройке физиологической науки на материалистических основах. Гонимый за свои убеждения и в Голландии, Ламетри эмигрировал в Германию. Он активно боролся за материализм в медицине и резко критиковал идеалистические системы XVIII века.

Науки о живой природе в XVIII веке были ареной ожесточенной борьбы между ‘материализмом и идеализмом. В прямой связи с религиозными взглядами на божественный акт творения органического мира стояла широко распространенная среди ученых XVIII века теория преформизма, согласно которой все признаки живых существ недообразованы в половых клетках их родителей. В ответ на попытки передовых материалистов истолковать жизненные процессы на основе природных закономерностей, реакционные ученые выдвинули виталистическое учение о сверхъестественном, нематериальном «жизненном принципе», о таинственной «жизненной силе». Виталисты отрицали даже возможность изучения некоторых сторон жизнедеятельности организма, например силы мышц, скорости движения крови и т. п. Идеалистическая философия Лейбница и Канта на Западе оказала влияние на развитие науки, в особенности медицины.

В XVIII веке были созданы идеалистические системы ван Гельмонта, Шталя, позднее Броуна. Эти системы задержали развитие медицины в Западной Европе, сохранили сзое влияние в особенности на ход развития клинической медицины XIX века. Особой популярностью пользовался немецкий врач Шталь (1660—1734), долго преподававший медицину в Иене и Галле, ярый противник материализма в медицине, утверждавший, что жизненные явления, здоровье и болезни человека нельзя объяснять на основании законов механики, физики и химии. Разделяя идеалистическую философию Лейбница, Шталь утверждал, что основой жизни является душа, которой как высшему началу подчинены все жизненные процессы. Анатомию Шталь считал ненужным и даже вредным предметом. Болезненный процесс представляет, по Шталю, ряд движений, совершаемых душой для удаления из тела проникших в него и приносящих ему вред веществ. Болезнь оказывается полезной. Лихорадка полезна, так как помогает душе изгнать вредную влагу из организма. В терапии Шталь рекомендовал выжидательный метод. Лекарства должны оказать помощь движениям, совершаемым душой. Роль врача, по Шталю, совпадает с ролью священника: его главное назначение — поддерживать душевную «добродетель», понимаемую в чисто религиозном духе. Материалист Ламетри высмеивал Шталя: «Говорить, будто „душа» является единственной причиной всех наших движений, пристало скорее фанатику, чем; философу… Шталь наделяет душу абсолютной властью, у него она создает все, вплоть до геморроя».

Отечественный врач А. М. Шум-лянский в своем сочинении «Мнение одного истинолюбца о поправлении наиполезнейшей для людей науки» (1787) также отвергал широко распространенные в XVIII веке медицинские системы как «не имеющие естественного порядка, будучи основаны не на познании тела человеческого, но на воображении сочинителей» и писал: «Не познав самого не будут знать действие в изменении физиологии, а и того менее в состоянии будут понять оных повреждения или причины оного в патологии».

П. Ж. Кабанис (1757—1808) был видным деятелем французской буржуазной революции, участником в реформах больничного дела и медицинского образования во Франции. После революции 1789 г. Кабанис в больничной комиссии Конвента предложил ряд мер по улучшению больничного дела и медицинского образования во Франции. Вместе с Фуркруа Кабанис был активным участником изменения медицинского образования во Франции. В 1793—1794 гг. революционные органы закрыли остававшиеся схоластическими медицинские факультеты французских университетов и вскоре взамен их создали медицинские школы при крупных больницах, чтобы, проводя обучение студентов у постели больного, подготовить врачей, умеющих лечить, а не только блистать на словесных диспутах. Кабанис так определял задачи новых школ: «Учащиеся будут изучать анатомию на вскрытиях, химию, производя опыты, фармацию, приготовляя лекарства, практическую медицину, наблюдая лично и осуществляя уход за больными».

Кабанис хорошо понимал и задачи, стоявшие перед медицинской наукой на рубеже XVIII и XIX веков. В 90-х годах XVIII века Кабанис писал: «Все в нынешнем состоянии медицины предвещает ее приближение к большой революции. Быстрые улучшения, имевшие место… во многих отраслях естественных наук, предуказывают нам, что должно произойти и что произойдет с медициной». Несколько позднее, в 1804 г., в произведении «Революция и реформа медицины» Кабанис писал: «Медицина, охватывая, с одной стороны, науки естественные — физику и химию, с другой, науки общественные — этику и историю, должна будет объединить все отрасли человеческих знаний, образуя закономерную систему познания законов природы, служащую к усовершенствованию человеческого рода». Последнее. Кабанис считал задачей врача — философа и законодателя.

Позднее эти мысли Кабаниса послужили основой для высказываний социалистов-утопистов о враче как естественном законодателе и устроителе социального строя.

В своем указанном К. Марксом главном философском труде «Отношение между физической и нравственной природой человека» (1802) Кабанис утверждал физиологическое происхождение психической жизни человека. Вместе с тем он доказывал и обратное влияние психики на физиологические функции. Кабанис материалистически трактовал понятие души как способности мозга преобразовать ощущения и чувства в идеи. Решая материалистически основной вопрос философии, Кабанис утверждал первичность «физической природы» человека и вторичность его «моральной природы», т. е. сознания.

Главное внимание Кабанис обратил на изучение процесса человеческого мышления, выводя его исключительно из физиологической природы человека. Головной мозг Кабанис рассматривал как специальный орган, предназначенный для производства мысли.

Во взглядах Кабаниса наряду с рациональным требованием физиологического обоснования процессов мышления выступает вульгаризаторская тенденция, требующая сведения процесса познания к чисто физиологическим процессам. Кабанис недоучитывал специфические особенности живой природы. В связи с этим он выступал против материалистического положения о том, что ощущения являются единственным источником теоретического мышления. Наряду с чувствительным познанием внешних предметов Кабанис признавал и внутреннюю чувствительность. Разрешение вопроса об отношении сознания к бытию Кабанис сводил к одной физиологии. Кабанис вульгаризировал идеи французского материализма XVIII века, отбросив их воинствующий дух. В философии Кабаниса выветрились боевые атеистические взгляды материалистов XVIII века, появились агностические сомнения в возможности познания истины. Не преодолев ограниченности механистического материализма своей эпохи, Кабанис в конце жизни перешел на позиции пантеизма. В своих высказываниях Кабанис отражал механистический характер современного ему материализма и вследствие этого давал неверные аналогии. Его сравнение, что мозг выделяет мысль подобно тому, как печень — желчь, было в середине и второй половине XIX века использовано вульгарными материалистами (Молешотт, Бюхиер, Фогт и др.) для обоснования тождества психического и физического.

studfiles.net

Тема 2. Медицина нового времени (середина XVII – XVIII век)

1. Основные достижения мировой медицины

Термин «Новое время» в современной исторической науке подразумевает период утверждения и развития капиталистиче­ских отношений. Капиталистический способ производства развивается в странах Западной Европы, где совершились первые буржуазные революции: в Нидерландах (XVI в.), Англии (середина XVII в.), Франции (конец XVIII в.). Особое влияние на развитие новых экономических и политических отношений в мире оказала английская буржуазная революция, это условно и определяет рубеж между средневековьем и Новым временем.

Капиталистическое производство нуждалось в развитии естественно-научных знаний (механики, физики, химии). В XVII в. происходит первая научная революция – появляется современная (экспериментальная) наука. В Париже в 1666 г. открыта французская Академия наук, в Германии – Академия Леопольдина. Философы-просветители XVII – XVIII вв. – Ф. Бэкон, Д. Дидро, Ж. Д’Аламбер, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо – провозгласили знания, науку превыше всего. Они утверждали, что главное предназначе­ние человека – познавать мир, преобразовывая его. Философ­ские воззрения на опытное направление в развитии естествен­ных наук благотворно сказались на развитии медицины.

Выдающиеся естественно-научные открытия ХVΙΙ –ХVΙΙΙ вв. (см. табл. 1) оказали определяющее влияние на становление современной (научной) медицины.

Преимущественное развитие получили морфологические науки: нормальная анатомия, патологическая и топографиче­ская анатомия, гистология (до клеточной теории) и клиническая медицина1.

Таблица 11

Выдающиеся естественно-научные открытия и достижения XVII – хviii вв.

Дата

Автор и краткие

сведения о нем

Содержание открытия

1628

Уильям Гарвей (1578 – 1657), английский врач, основоположник современной физиологии и эмбриологии

Опубликовал «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных». Положил начало зарождению эмбриологии как науки, дал новое научное объяснение системы кровообращения

1665

Роберт Гук (1635 –1703), английский естествоиспытатель, экспериментатор

Опубликовал труд «Микрография, или физиологическое описание мельчайших тел, исследованных с помощью увеличительных стекол», в котором впервые описал растительные клетки на срезе пробки, обнаруженные при помощи микроскопа собственной конструкции с увеличением в 30 раз (ранее были известны микроскопы братьев Захария и Ганса Янсеных (около 1590 г.), Галилео Галилея, Антони Ливенгука. Благодаря микроскопу исследователь Марчелло Мальпиги в 1661 г. открывает капилляры.

1665

Фредерик Рюйш (1638 – 1731), голландский анатом, хирург

Защитил диссертацию (1665). В совершенстве владел техникой приготовления анатомических препаратов, изобрел оригинальный метод бальзамирования трупов. Создал первый анатомический музей

Продолжение таблицы 1

1735

Карл Линней

(1707 – 1778), шведский врач и натуралист

Научный труд «Система природы» 12 раз переиздавался при жизни автора. Впервые предложил основы классификации «трех царств природы» – растений, животных и минералов. Впервые отнес человека к классу млекопитающих (отряд приматов). Его труды способствовали формированию идей Ж. Ламарка и Ч. Дарвина

1756

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765), русский ученый, академик Петербургской АН (1745)

Вывел закон сохранения массы вещества в химических реакциях

1761

Джованни Баттиста Морганьи (1682 –1771), итальянский анатом и врач

Опубликовал классическое шеститомное исследование «О местоположении и причинах болезни, открываемых посредством рассечения». Положил начало патологической анатомии как науке. Создал первую научно обоснованную классификацию болезней

1774

Лавуазье Антуан Лоран (1743 –1794), французский химик

Независимо от М.В. Ломоносова пришел к открытию закона сохранения массы вещества в химических реакциях

1786

Гальвани Луиджи Алоизио (1737 –1798), итальянский физик, физиолог, врач и естествоиспытатель

Открыл гальваническое («животное») электричество («Трактат о силах электричества при мышечном движении»)

Метод преподавания у постели больного связан с именем итальянского врача, профессора Падуанского университета Джованни Баттисты Монтано (1489 – 1552). Он утверждал, что «учить можно не иначе, как посещая больных».

В конце XVII – начале XVIII вв. клинический метод преподавания внедряется в клинике, принадлежащей Лейден­скому университету. Клиникой руководил врач, химик и педагог Герман Бурхааве (1608 – 1668), на русском языке его часто называют Бургав. В книге «Введение в клиническую практику» он подчеркивал значение врачей у постели больного. Бурхааве возглавлял кафедры медицины и ботаники, химии, практической медицины, был ректором университета. Научная клиническая школа, созданная Г. Бурхааве, сыграла исключитель­ную роль в развитии европейской и мировой медицины, послужила развитию такой клинической дисциплины, как терапия.

Основоположниками хирургии как самостоятельной клинической дисциплины считаются немецкий врач Лаврентий Гейстер (1683 – 1758) и самый знаменитый хирург Франции Жан Луи Пти (1674 – 1750). До конца ХVΙΙ в. хирургия счита­лась в Европе ремеслом, а не наукой. Первой страной, где хирурги были признаны наравне с врачами, явилась Франция. Ж.Л. Пти вышел из сословия цирюльников, участвовал в военных походах он был известен своими трудами по хирургии костей и суставов, ранений и ампутаций.

XVIII век явился периодом становления акушерства и гинекологии (учение о женских болезней) в Англии, Голландии, Германии, Франции, России и других странах. Впервые акушерские клиники создаются в Париже в первой половине XVII в. Видным деятелем французской акушерской школы был Франсуа Морисо (1673 – 1709).

Лечение детских болезней в основном было связано с практикой родовспоможения и лечения женских болезней. Наибольший вклад в изучение детских болезней внесли английские врачи. Томас Сиденгам описал ряд таких заболеваний, как скарлатина, коклюш, краснуха, рожа. Его деятельность столь велика, что он получает прозвище «английский Гиппократ». У. Кагаран составил труд «Опыт вскармливания и уход за детьми от рождения до 3 лет». Г. Амстронг написал «Очерк о наиболее опасных детских болезнях». Но как самостоятельная клиническая дисциплина педиатрия сформировалась только в XIX в.. То же можно сказать и о психиатрии, которая как самостоятельная клиническая дисциплина начала развиваться в начале XIX в., хотя первая клиника для лечения душевнобольных открывается в XVIII в. во Франции под руководством врача Филиппа Пинеля, впервые создавшего для психических больных человеческие условия содержания (снял с больных цепи, разработал систему их лечения), определившего основные направления изучения психических болезней.

Стоматология – от греческого «стома» – рот, «логос» – наука – учение о болезнях органов полости рта и челюстно-лицевой области, методах их диагностики, лечения и профилактики. Как самостоятельная отрасль медицины зубоврачевание выделяется в значительной степени благодаря деятельности французского хирурга Пьера Фошара (1678 –1761). В своем капитальном труде «Зубная хирургия или лечение зубов» (1728) он описал около 130 заболеваний зубов и болезней полости рта. Он же является родоначальником ортодонтии (раздел стоматологии, посвященный профилактике и лечению зубочелюстных аномалий при помощи ортопедических средств).

Гигиена как наука сформировалась лишь в ХIX в., но как область эмпирических знаний она зародилась еще в глубокой древности и в начале Нового времени совершила новый виток развития: это и борьба с эпидемиями, и борьба за сохранение здоровья населения, учет численности населения, смертности и т.п.

Появляются новые методы и первые приборы физического обследования больных: термометрия (Д.Г. Фаренгейт, А.Ф. Реомюр, А. Цельсий), перкуссия (от лат. выстукивать). Развитие этого метода принадлежит венскому врачу Леопольду Ауэнбруггеру (1722 – 1809). В 1761 г. он опубликовал статью «Новый способ, как путем выстукивания грудной клетки человека обнаружить скрытые внутри грудной полости болезни». Л. Ауэнбруггер писал: «Я предлагаю найденный мною новый способ для обнаружения заболеваний груди. Он состоит в выстукивании грудной коробки человека, которое в силу изменившегося звучания тонов дает представле­ние о внутреннем состоянии ее». Большинство европейских врачей встретили метод перкуссии пренебреже­нием и насмеш­ками, а автора объявили сумасшедшим. И только в Х1Х в. перкуссия была признана врачами как диагностический метод.

Рене Лаэннек (1782 – 1826) – патологоанатом, клиницист и преподаватель медицинской школы в Париже, создал метод посредственной аускультации (от лат. выслушивать). Р. Лаэннек выслушивал сердце и легкие, прикладывая к грудной клетке больного воронку из плотного картона. В дальнейшем появляется знаменитая «трубочка доктора», изготавливаемая из дерева или кости. Все это позволило услышать тоны сердца яснее и подробно описать использование метода аускультации при диагностике болезней легких и сердца.

Таким образом, можно сказать, что в Новое время были сделаны выдающиеся естественно-научные открытия: закон сохранения массы вещества в химических реакциях; явление гальванического («животного») электричества; развивались морфологические науки: нормальная анатомия, патологическая анатомия, топографическая анатомия, гистология. Начинается дифференциация клинических дисциплин – терапии, хирургии, акушерства и гинекологии. Закладываются основы профилак­тики: эмпирической гигиены, микробиологии, социаль­ной гигиены и общественной медицины.

studfiles.net

Становление и развитие медицины в Западной Европе в 18-19 веках

  1. Характеристика Нового времени. Основные черты Западноевропейской культуры. Буржуазная культура.

  2. Понятия: рационализм, сциентизм, технократизм, секуляризация, инновация.

  3. Создание и значение для развития медицины клеточной теории. Роль Я. Шлейдена, Т. Шванна.

  4. Теория Р. Вирхова: основные положения, недостатки, значение.

  5. Возникновение и становление патологической анатомии в Западной Европе. Роль Д. Б. Морганьи. Основные направления в патологии в Новое время: солидарное, гуморальное, витализм.

  6. История создания и внедрения в клинику первых методов физической диагностики: перкуссии, аускультации, термометрия и др.

  7. Внедрение клинического преподавания в европейских университетах. Роль Германа Бургаве и других профессоров Падуанского и Лейденского университетов.

  8. История создания метода общего обезболивания: эфирного, хлороформного наркоза. Роль У. Мортона, Ч. Т. Джексона, Дж. Симпсона.

  9. Развитие хирургии в 19 веке в Западной Европе. Эмпирический и научный этап антисептики. Роль И. Земмельвейса, Дж. Листера. Становление и развитие асептики. Развитие полостной хирургии.

Тема 9. Медицина в Древнерусском и Московском государствах. Становление научной медицины и медицинского образования в России в XVIII веке. Медицина России XIX века. Ведущие анатомо-хирургические школы.

Цели: показать особенности становления научной медицины и медицинского образования в России в 18 веке. Изучить медицину в России в 19 веке, ведущие анатомо-хирургические школы и их современное значение.

Основные термины и понятия: аптекарская канцелярия, костоправные и госпитальные школы, лекари, травники, монастырские больницы, повивание, оперативная и топографиче ская анатомия, эфирный наркоз, материализм, естествознание, медицинское попечительство.

Компетенции: ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-5, ПК-3, ПК-31.

План семинара:

  1. Истоки научной медицины в России: народная медицина, связь с традициями, современное значение. Христианство и медицина. Медицинское попечительство, благотворительность.

  2. Зарождение элементов государственной медицины в Московском государстве, аптекарский приказ (1620 г.). Первые медицинские школы и доктора медицинских наук (XVIII в.).

  3. Реформы в области здравоохранения, медицины и медицинского образования в XVIII в. Медицина приказов общественного призрения. Роль М. В. Ломоносова, Академии наук, Московского университета в становлении медицинской науки.

  4. Вклад отечественных ученых XVIII века в развитие медицины (С.Г. Зыбелин, Н. Амбодик, Д.Самойлович и др.).

  5. Условия и особенности формирования научной медицины в первой половине XIX века. Развитие анатомии и хирургии. Роль отечественных ученых в создании единого анатомо-физиологического направления (Е.О.Мухин, П. А. Загорский, И.Ф.Буш, И.В. Буяльский и др.).

  6. Н.И.Пирогов, его вклад в развитие медицины, современное значение.

  7. Развитие отечественной хирургии в связи с внедрением в практику обезболивания, антисептики и асептики, роль отечественных ученых (Н.В.Склифосовский, Н.И.Иноземцев, А.А.Бобров, П.И.Дьяконов, С.И. Спасокукоцкий и др.).

Основная литература:

  1. Сорокина Т.С. История медицины. М.,2000.

  2. Лисицын Ю.П. История медицины. М., 2004.

  3. БМЭ.

  4. Заблудовский П.Е. История отечественной медицины. М., 1981.

  5. Мультановский М.П. История медицины. М., 1961.

  6. Лекционный материал.

Темы рефератов, литература:

studfiles.net

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *