Подготовте рассказ о работе археологов и этнографов
Краткое описание:Археолог — это учёный, который изучает быт и культуру древних цивилизаций по сохранившимся останкам их жизнедеятельности. В основные задачи работы археолога входит проведение раскопок для поиска источников исследования. Археологию зачастую сравнивают с работой детектива. Это творческая профессия, так как приходится использовать воображение и абстрактное мышление, чтобы воссоздать первозданную картину мира прошлого. Ученые-археологи работают как бы с отдельными элементами мозаики, которую нужно собрать воедино, чтобы разрешить загадку. Иногда на полное раскрытие тайны какой-либо древней культуры или археологического памятника уходят годы.История профессии:Профессия археолога была популярна ещё в Древнем Риме и Греции. Уже тогда люди знали о каменном, бронзовом и железном веках, проводили раскопки и находили древние архитектурные памятники. В эпоху Возрождения проводились многочисленные раскопки, основной целью которых было добывание античных скульптур. Археология как наука сформировалась только в начале ХХ века и сегодня представляет собой разделы, изучающие различные области культур и эпох.…
Социальная значимость профессии в обществе:Археология в современном мире является очень важной наукой, которая позволяет нам приоткрыть завесу тайн древних цивилизаций, позволяет изучить культуру и быт различных эпох, а также знакомит с останками древних животных и растений. Зачастую археологи в своих исследованиях сотрудничают с другими отраслями науки, это помогает оптимизировать методы исследования и анализа объектов. Работа археолога крайне востребована на сегодняшний день, так как не отрыто ещё очень много тайн и загадок древних народов и цивилизаций нашей планеты.
Массовость и уникальность профессии:Основной род деятельности археолога — это проведение раскопок с целью поиска памятников старины и других исторически значимых объектов. Археологи также находят себе применение в музеях, где занимаются обеспечением сохранности найденных при раскопках предметов, знакомят посетителей с находками и результатами их исследования, организуют выставки и подготавливают экскурсии.
Риски профессии: Так как деятельность археолога связана с частыми раскопками в различных климатических условиях, необходима хорошая физическая подготовка и выносливость, а также отсутствие аллергических реакций на различные органические материалы. Из-за длительных археологических экспедиций человек данной профессии также должен быть эмоционально подготовлен, спокоен и уравновешен, ведь работа может быть как индивидуальной, так и в команде.
Где получить профессию:Археологию изучают в ВУЗах на исторических специальностях. Работа по специальности археолога требует обязательное наличие высшего академического образования. Это, в свою очередь, позволяет руководить археологическими раскопками и осуществлять археологический надзор
Прости только про археологов
iotvet.com
Археология — предмет, что изучает, разделы, история, дисциплина, понятия, термины, методы, вики — WikiWhat
Что изучает археология
Многие предметы, которыми пользовались люди в древности, теперь находятся под толстым слоем земли. Чтобы их найти, необходимо провести раскопки. Орудия труда, украшения, оружие, клады, древние захоронения — все эти и другие вещественные источники помогают восстановить жизнь людей в далёком прошлом, о котором часто нет никаких письменных сведений.
Как работают археологи
Археология — самостоятельная наука. Главное занятие археологов — раскопки, позволяющие извлечь из земли вещественные памятники жизни людей в древности.
Без научных открытий археологов невозможно представить жизнь людей в далёком прошлом. Найденные предметы переходят в собственность музеев и становятся доступными для людей.
Раскопки
Раскопки — очень тяжёлая работа. Археологи буквально по крупицам перебирают большие массы земли в поисках памятников прошлого. Иногда для обследования местности используют авиацию. Археологам приходится вести работы в самых разных условиях. Раскапывать могильник, обследовать обжитую в древности пещеру, работать в местах, где ведётся строительство, спускаться на морское дно в затонувший город или корабль — и это далеко не всё, что их может ожидать.
Археологи не выбирают места раскопок наугад. Они знают, какие территории могли использовать люди для своих поселений в древности. Подсказки можно найти и в трудах древних писателей. В них могут быть сведения о том, где проходили сражения, строились крепости, располагались не существующие теперь города. Это помогает археологам определить, где проводить раскопки.
Раскопками с целью добычи древностей нередко занимаются люди недобросовестные: коллекционеры, желающие пополнить личную коллекцию, грабители, продающие найденные предметы для собственного обогащения. В таких случаях бесценные свидетельства прошлого бесследно исчезают для науки. По российским законам это считается преступлением.
Изучение находок
см. Исторические источники#Изучение исторических источников
Поиск остатков прошлого — только начало работы, затем археологи приступают к изучению находок. Важнейшая задача — определить, к какому времени относятся те или иные археологические находки. При исследовании учёные обращают внимание на всё: форму, цвет, возраст предмета, материал, из которого он изготовлен, и другие характеристики. Анализ предметов и почвы, в которой они находились, проводят в лаборатории. Там же принимают меры к сохранению находок.
Важные сведения можно получить, сравнивая предметы, найденные в одном месте, с подобными им. Необходимо сделать всё, чтобы находки стали такими историческими источниками, которые помогают раскрывать тайны прошлого. Например, найденные археологами каменные наконечники стрел позволяют судить и об орудиях охоты, и о местах расселения древних охотников.
Примеры археологических раскопок
При раскопках Кумранского поселения (рис. 1), расположенного на западном побережье Мёртвого моря в Израиле, археологами были найдены рукописи, большая часть которых написана на древнееврейском языке (иврите). Эти находки имеют огромную ценность для исторической науки. Самые древние рукописи датированы II в. до н. э.
В Южной Италии в древности существовал город Помпеи (рис. 2). Он располагался у подножия вулкана Везувий. В 79 г. при извержении вулкана город был засыпан слоем пепла по самые крыши. Несколько столетий спустя уже ничто не напоминало о когда-то находившемся здесь городе. В 1748 г. начались его раскопки, обнаружились храмы, рынки, жилые дома и многое другое.
Раскопки Карфагена (рис. 3) позволили заглянуть в глубь времён. Карфаген — древний город в Северной Африке, в районе современного г. Туниса. Основан финикийцами в 825 г. до н. э. Когда-то это было могущественное государство на Средиземном море, покорившее Северную Африку и даже земли в Европе.
Глиняные сосуды — амфоры, найденные археологами при раскопках Карфагена (рис. 4) имеют узкое горло, заострённое или закруглённое дно и две ручки. В них перевозили и хранили вино, оливковое масло, зерно. Древние греки и римляне широко использовали их в хозяйстве. Обычно на таких сосудах ставилось клеймо — знак, указывающий имя гончара и место, где они были изготовлены. Такие амфоры археологи находят, как правило, на затонувших кораблях, в поселениях и погребениях. Материал с сайта http://wikiwhat.ru
В Великом Новгороде археологи обнаружили мостовые, относящиеся к 938 г. (рис. 5) Вдоль всей улицы жители укладывали брёвна, а сверху на них настилали деревянные плахи Срубы домов, обнаруженные при раскопках в Великом Новгороде (рис. 6), помогают узнать, как жили наши предки в X в., какой утварью и орудиями труда пользовались и о многом другом
Найденные археологами во время раскопок серпы (рис. 7) позволили учёным прийти к выводу, что в Древней Руси при изготовлении серпов применяли такую же технику, как и в XIX-XX вв.
Петра (рис. 8) — город, существовавший с конца 2-го тысячелетия до н. э. по XV в. н. э. в Южной Иордании. Здесь археологи обнаружили под слоем земли остатки храмов, театров и даже жилища в пещерах.
Горгиппия (рис. 9) — древний город в Боспорском государстве на восточном берегу Чёрного моря (современная Анапа). Здесь были раскопаны городские кварталы, обнаружены бытовые предметы, погребения. Время, к которому археологи относят найденные предметы, — приблизительно IV-III вв. до н. э. На месте этого древнегреческого города сегодня создан Анапский археологический музей-заповедник.
Картинки (фото, рисунки)
На этой странице материал по темам:Наука изучающая древние предметы сооружения это
Что модно найти в поселении при раскопках
Археологические находки орудий труда при раскопках
Занятие археологов позволяющие извлечь из земли вещественные памятники это
Законспектировать археология
Что изучает наука археология?
Почему городские власти разрешают проводить земляные работы, как правило, только в присутствии археологов?
Археология как профессия. Археология. В начале
Археология как профессия
У археологии до сих пор есть аура романтики и впечатляющих открытий, что, возможно, объясняет, почему вы выбрали этот курс, для которого прежде всего и предназначена эта книга. Довольно скоро вы узнаете, что археология, часто бывая увлекательной и иногда ею занимаются в далеких местах, является высокотехничной наукой, эффектные открытия в которой очень редки и малочисленны. Действительно, иногда сообщения о таких открытиях, как захоронение правителей племени мочика в Сипане или Улубурунское кораблекрушение, появляются на первых страницах газет, но факт остается фактом: большинство археологов трудятся вдалеке от глаз общественности, часто на непривлекательный и монотонных памятниках и над туманными проблемами. Конечно, такой персонаж, как Индиана Джонс, не подходит для археологии. И никогда не подходил. Индиана Джонс — полная выдумка, персонаж, созданный по мотивам рассказов о хорошо известный первый археологах начала ХХ века, открытия и приключения которых действительно были больше, чем жизнь. Сегодняшний археолог очень далек от профессора Джонса и работает далеко от академических залов. Так какие же качества создают хорошего археолога в наши дни узкоспециализированных исследований и широкого выбора специальностей для карьеры? Свойства характера настолько же важны, как и академическая подготовка, иначе вы не состоитесь как археолог. У этой профессии есть свои уникальные достоинства. Деньги к ним не относятся (см. вставку «Практика археологии»).
Если решено стать археологом
Многие становятся археологами почти случайно. Небольшой опыт полевых работ во время учебы мог заинтересован, и им захотелось нечто большего. Археологами становятся не так, как священниками, медсестрами или военными, — в этих случаях нужна большая изначальная заинтересованность. Вы можете облегчит себе путь в специальность, получая при этом удовольствие.
Почти все, кто сейчас работают в археологии, либо сталкивались с ней в школе, либо заинтересовались ею, выбрав вводный курс по археологии в качестве изучаемого предмета в колледже или университете. Многим повезло — им попался хороший преподаватель — из тех, что зажигает интерес к специальности, о которой они раньше ничего не знали. Итак, что же делать, если в вас пробудился интерес к прошлому?
ПРАКТИКА АРХЕОЛОГИИ
ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА, ТРЕБУЕМЫЕ ОТ АРХЕОЛОГА
Любому человеку, который желает стать археологом, нужно нечто намного большее, чем диплом университета. Вот некоторые необходимые качества.
• Энтузиазм, даже страсть к археологии и прошлому — это главное для всякого, кто выходит в поле. Археология держится на энтузиазме, лучшие археологи это те, у кого есть нечто вроде «жара в груди», что дает им силы преодолевать практические препятствия и рутину, доставать деньги и выполнять свою работу. Личная харизма порождает хороших руководителей-археологов, при условии что у них есть терпение заниматься мелочами.
• Бесконечное терпение при полевых и других работах, когда требуются медленные, методичные, часто повторяющиеся действия. Иногда приходится иметь дело с трудными людьми.
• Внимание к деталям. В археологии много мелочей и деталей — нужно не пропустить крохотные особенности каменного орудия или глиняного черепка, нужно неделями изучать крохотные обломки прошлого, анализировать компьютерные данные. Как раскопки, так и иные изыскания, не говоря уже о лабораторной работе, требуют величайшего терпения и желания скрупулезно копаться в мелочах.
• Адаптируемость, способность адаптироваться к длительным путешествиям, приспособиться к некомфортным условиям работы в поле и к примитивным условиям жизни. Нужно быть готовым проходить большие расстояния и суметь проявить смекалку в нелегких, а порой и экстремальных условиях. Представьте, например, что ваш «Лэнд Ровер» вышел их строя в нескольких сотнях километров от ближайшей станции техобслуживания.
• Развитые организационные навыки, потому что в археологии большую роль играют логистика и организация полевых команд, ведение архивов, даже кухонь в лагере. Организационные способности — большое достоинство.
• Восприимчивость к иным культурам и формам существования, а также умение общаться просто необходимы. Многие археологи-практики, добившиеся успеха, много времени уделяют работе и общению с коренными американцами и другими народами. Для этого необходимо терпение и восприимчивость, которые в конечном счете окажут несомненную пользу, и не только в профессиональном плане. Это одна из причин того, почему знание основ антропологии так важно для археолога.
• Также необходима приверженность этическим нормам археологии. Не стремитесь стать профессионалом, если вы не готовы соблюдать нормы, некоторые из которых изложены в главе 2.
• Чувство юмора действительно очень важно. Потому что многие археологи воспринимают самих себя слишком серьезно. Вам не приходилось работать целую неделю над статьей, и вдруг ваш компьютер выходит из строя. А вы не сохранили текст. Подобные случаи с завидным постоянством случаются во время полевых исследований. Именно поэтому и требуется чувство юмора, потому что и в профессиональной деятельности довольно редко все идет так, как было задумано.
Самыми важными чертами являются энтузиазм и преданность. Они помогут вам пройти почти через что угодно.
Первое — выбирайте как можно больше курсов по археологии, читаемых разными преподавателями. Начните с фундаментального курса, в котором наиболее полно раскрыты и систематизированы применяемые методы и теории. (Если он не отобьет у вас охоту продолжать, значит, вы на правильном пути, так как такие курсы не отличаются увлекательностью.) Затем, чтобы понять, какие основные вопросы вас в археологи интересуют, а какие — нет, выберите ряд курсов, охватывающих целые области. Не забывайте, что если вы нацелены на аспирантуру, то нужно понять, какой из областей будет посвящена тема вашей будущей диссертации.
Второе — старайтесь получить как можно более широкие познания по общей биологической и культурной антропологии, чтобы сузить область своих интересов и понять, интереснее ли вам люди настоящего или прошлого. Если вы будете продолжать свой путь к тому, чтобы стать профессионалом, то никогда не пожалеете о потраченном на это времени.
Третье — посещайте как можно больше курсов по родственным дисциплинам. Это разовьет в вас понимание мультидисциплинарного характера археологии. Например, одна из самых интересных и важный проблем в археологии — возникновение сельского хозяйства, и приблизитыся к ее разрешению можно только исходя из мультидисциплинарной перспективы. Большинство проектов в рамках управления культурными ресурсами носят мультидисциплинарной характер.
И последнее — набирайтесь опыта работы в поле и в лабораториях, будучи еще на студенческой скамье. Такой опыт, особенно общего характера, полезен для тех, кто претендует на аспирантуру. И еще даже более важно то, что это позволит вам испытать трудности и реалии работы в поле и в лаборатории до того, как это станет вашей работой (а аспирантуру следует рассматривать именно как работу).
Если вы побеспокоитесь о том, чтобы получить опыт работы в археологии, будучи студентом, то вы будете хорошо подготовленными для аспирантуры и продолжения профессиональной карьеры.
Опыт полевых работ
«Как мне принять участие в раскопках?» — нам часто задают этот вопрос, особенно студенты младших курсов. Хорошая новость заключается в том, что сейчас есть больше возможностей поработать в поле, чем раньше. При условии, что вы приложите некоторые усилия для того, чтобы найти их. Начните с посещений занятий курса полевых работ, если ваш факультет предложит такой, используйте свои личные контакты, обратитесь к доске объявлений (см. раздел «Практика археологии»).
Карьерные возможности в археологии
Сейчас не лучшее время становиться академическим археологом, так как мест немного, а конкуренция высока. Но замечательное время, чтобы подумать о карьере археолога в государственном или частном секторах, на долю которых выпадает большая часть исследований в Северной Америке.
Академическая археология. Эта область находится на грани исчезновения. Еще поколение назад почти все археологи были членами академических институтов или работали в исследовательских институтах и музеях. Чисто академическая археология до сих пор доминирует при подготовке как студентов, так и аспирантов. Многие молодые люди, поступающие в учебные заведения, имеют твердое намерение стать «традиционным» ученым. Но рост в академической карьере сейчас очень медленный. Некоторые программы сокращаются (Цейтлин — Zeitlin, 1997).
ПРАКТИКА АРХЕОЛОГИИ
ВОЗМОЖНОСТИ ПОУЧАСТВОВАТЬ В ПОЛЕВЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Таких возможностей много, если побеспокоиться и поискать их. Вот некоторые варианты:
Добровольное участие в раскопках или изысканиях, проводимых вашим собственным институтом. Спросите своих преподавателей, когда они увидят, что у вас серьезные намерения, то вполне могут пригласить на работу в поле или в лабораторию.
Добровольная работа в поле, которую спонсируют местные или национальные организации, такие, как историческое общество, музей или государственное агентство. Многие наши студенты работали интерном в Национальной службе парков и в других организациях. Полезным источником информации может быть Интернет, а также доска объявлений на вашем факультете. Перечень источников информации смотри в конце главы.
Посещение полевых школ. Многие институты спонсируют летние кредитные полевые школы. Самые лучшие школы пользуются большой популярностью, попасть в них можно на конкурсной основе. Полевые школы полезны, так как в них совмещаются раскопки, лабораторные работы, академическое обучение. Дух товарищества в таких заведениях может запомниться надолго. Очень часто опыт прохождения такой школы помогает получить квалификацию, позволяющую получить работу на лето в исследовательском институте или частной компании. Американское археологическое общество (полезные адреса смотри в конце главы) делает рассылки, в том числе и на ваш факультет. Выбирайте полевую школу осторожно! Не все они одинаковы и вам следует посоветоваться с преподавателями, прежде, чем принять решение. Предупреждаю, остерегайтесь полевых школ, которые предлагают поучаствовать в раскопках в далеких странах, особенно в восточном Средиземноморье, они берут высокую плату и используют студентов в качестве неквалифицированной рабочей силы, там вы ничему не научитесь. Прежде, чем подписать документы, настаивайте на том, чтобы вам дали сведения о предыдущих учениках и свяжитесь с ними.
Участие в профессиональных раскопках за границей. Американский археологический институт и Британский археологический совет (см. полезные адреса) предоставляют списки профессиональных раскопок, куда приглашают серьезных добровольцев. Иногда они обеспечивают дешевым или даже бесплатным жильем.
Добровольное участие в раскопках в рамках проектов по управлению культурными ресурсами. Именно здесь многие наши студенты получают первый опыт полевой работы. Сначала это добровольная, а потом оплачиваемая работа. Безусловно стоит разузнать о частных компаниях, работающих в этой области в вашем районе, а также проконсультироваться у своих преподавателей, у которых может быть такая информация.
Большинство археологических исследований в Северной Америке и многих частях Европы сейчас проводится в рамках УКР-проектов, многие из которых проводятся в соответствии с требованиями закона. Это означает, что все больше и больше (конечно же не все) академических археологических проектов американских университетов проводятся вне США, а в Европе, Центральной Америке и в Андах. В таких общеизвестных областях, как изучение Центральной Америки, существует жесткая конкуренция на редкие академические должности и еще больше претендентов на академические должности в археологии Северной Америки.
Только 35 % американских археологов работают в академических проектах, и это число сокращается с каждым годом (Цейтлин — Zeitlin, 1997). Вывод прост: если вы хотите стать академическим археологом, готовьтесь к сверхузкой специализации или к работе в областях, где и так слишком много специалистов, а свои многочисленные навыки оставьте про запас.
Работу в музеях найти трудно, особенно чисто исследовательскую. Работа в музеях хороша и требует особых навыков по консервации, организации выставок, сохранении коллекций.
Управление культурными ресурсами и общественная археология. Для людей, желающих сделать карьеру в области сохранения и управления археологическими ресурсами, здесь предлагаются почти неограниченные возможности (Грин и Доршук — Green and Doershuk, 1998). Самые великолепные возможности для археолога находятся в общественной археологии и частном секторе, где решаемые проблемы намного сложнее, чем традиционные академические задачи.
Если вы интересуетесь общественной археологией или УКР, то у вас есть выбор: работать в государственной или негосударственной организации, занятой УКР-проектами. Эти организации могут быть некоммерческими, закрепленными за музеем или университетом, или коммерческими, оперирующими исключительно в частном секторе. Последние могут быть разными по организации и размеру. Крупные компании могут предложить хорошие возможности и перспективы, особенно для начинающих археологов. Большая часть деятельности общественной археологии осуществляется государственными компаниями, хотя имеются и частные фирмы.
Если вы выбираете общественный сектор, то у вас будут возможности работать во многих федеральных государственных агентствах, таких как Национальная служба парков и Бюро земельного управления. Много археологов работает в археологических проектах, осуществляемых по заказам штатов или исторических обществ. Например, историческое общество штата Огайо часто нанимает археологов.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru
Современная археология | Журнал Популярная Механика
В представлении обывателей археолог — это человек с лопатой и кисточкой, который копается в земле. Однако, несмотря на то что в полевом сезоне большинство археологов действительно «обрабатывают» землю, современная археология использует многочисленные достижения науки и техники. «Популярная механика» собрала некоторые из них.
Очень много для науки сейчас может дать химический и изотопный анализ находок. Наглядный пример того, сколько может рассказать обычный кусок металла, — находка в 2013 году в Великом Новгороде овальных медных слитков весом в 13 и 18 кг. Такие слитки характерны для Европы, но не для Руси. Ранее было известно, что медь на Русь завозили через Новгород, как правило, в виде лома, причем везли его в обыкновенных бочках, а здесь была медь в слитках. Масс-спектрометрический анализ соотношения изотопов свинца-207 и свинца-204 в слитках позволил установить происхождение медной руды, из которой были выплавлены эти слитки. Оказалось, что ближе всего по изотопному составу руда восточноальпийского происхождения. Таким образом, археологам удалось не только обнаружить новый, неизвестный по письменным источникам вид сырья, которое завозили на Русь, но и проследить всю цепочку «медного трафика» от месторождения до Великого Новгорода — и узнать много нового об экономических связях Руси и Европы.
Еще один интересный пример — анализ костей жителей Ярославля XIII века. Сотрудники Института археологии РАН провели изотопный анализ коллагена из костей более 300 человек и около 120 домашних животных. В исследовании определялось соотношение изотопов C12 и С13, а также N14 и N15. Скорость их накопления различна у растений и животных, и их соотношение позволяет установить, какой пищей в основном питались жители — растительной или животной. Исследование показало, что различие в диете между мужчинами и женщинами практически отсутствует, и жители города питались смешанной растительно-животной пищей с достаточным количеством белка. Для сравнения ученые провели анализ останков из курганного могильника того же времени, в котором хоронили сельских жителей (оказалось, что крестьяне питались в основном растительной пищей).
Археологи имеют дело с предметами, изготовленными из самых разных материалов — металла, дерева, кости и др. Для поиска, датировки и исследования этих предметов применяется широкий диапазон научных методов.
Деревянная шкала
Этот вспомогательный метод археологии, пожалуй, самый изящный и удивительный из всех появившихся в XX веке. Он позволяет с точностью до года установить дату рубки найденного в раскопе бревна. Дело в том, что каждый год деревья, как известно, становятся толще на одно годовое кольцо. Его толщина зависит от климатических факторов — температуры, солнечной освещенности, количества осадков. В результате годы роста дерева оставляют в кольцах уникальную последовательность. Изучая бревна — от растущих ныне до самых древних найденных деревьев, можно составить единую шкалу: если сравнивать с ней найденные стволы (нижние венцы срубов домов, плахи мостовых), не составит проблемы установить год порубки того или иного дерева. А значит, и дату постройки дома или настила мостовой — с точностью до года!
Особенно важна дендрохронология в новгородских раскопках. Грунт там сохраняет всю органику, а значит, и дерево. Более того, новгородцы примерно каждые четверть века перестилали мостовые — старые «уходили в землю». Археологи при раскопках обнаруживают многоярусные конструкции. Каждый ярус мостовой датирует достаточно тонкий слой земли, а дату настила можно узнать по дендрохронологическим данным. Таким образом мы можем очень точно датировать почти любую находку, попавшую в новгородскую землю.
Нам сверху видно все
Аэрофотосъемка пришла на помощь археологам давно. Еще до Великой Отечественной войны с самолета была открыта целая цивилизация — археолог Сергей Толстов обнаружил в пустыне Каракалпакии (ныне территория Узбекистана) множество крепостей Древнего Хорезма, могущественной культуры, которая до тех пор была известна почти исключительно по письменным источникам. Находок было столько, что раскопки длились более полувека. Первая аэрофотосъемка знаменитого Стоунхенджа, позволившая увидеть новые детали памятника, была проведена еще в первых годах XX века с воздушного шара. Сейчас для поиска новых памятников археологии энтузиасты и профессионалы используют в том числе и спутниковые снимки. Однако и старая добрая аэрофотосъемка никуда не делась. Недаром в топ-10 крупнейших открытий 2014 года в археологии вошли два, сделанных с самолета.
Первое — это тот же Стоунхендж. Исследование прилегающей к памятнику территории при помощи всех возможных методов дистанционного зондирования — от георадаров (это тоже уже рутинный метод поиска крупных объектов под землей) до лазерного авиационного сканирования — дало возможность обнаружить следы еще семнадцати археологических объектов рядом со Стоунхенджем. Судя по всему, известный на весь мир памятник — лишь малая часть обширного ритуального комплекса древних обитателей Британии. Второе открытие было сделано всего в 100 км от Стамбула, где располагалась византийская Никея. Снимок поверхности озера Изник, сделанный с самолета, показал археологу Мустафе Сахину ясные контуры фундаментов базилики V века.
Более того, сейчас археологи начинают активно использовать беспилотники — в первую очередь для максимально точной и строго вертикальной фотофиксации раскопов.
Древние каменные постройки хорошо видны с воздуха.
Глядя на кости
Любые раскопки приносят много биологического материала — костей, древесины, пыльцы, прочих останков животных и растений. Изучение их позволяет узнать очень и очень много о том, как жили наши предки, чем они питались, что выращивали (и даже какие друг другу дарили цветы). Иногда удается сделать удивительные открытия. Так, при раскопках на городище в Великом Новгороде в 2003 году был найден череп обезьяны. Сперва археологи предположили, что это была ручная мартышка кого-то из офицеров испанской «Голубой дивизии», воевавшей в Новгороде на стороне немецко-фашистских войск и стоявшей неподалеку. Однако проведенный радиоуглеродный анализ показал, что этому черепу около тысячи лет. А значит, эта обезьянка развлекала не господ испанских офицеров меньше ста лет назад, а новгородского князя — в XI—XII вв./bm9icg===>еках!
Генетика
Удешевление генетических методов исследования резко увеличило частоту их использования в археологии. Так, уже сейчас проводятся работы по полному секвенированию останков, с тем чтобы «поймать» фрагменты микроорганизмов, заражавших наших предков, — и точно установить, чем наши предки болели. К генетике относится и еще одно из топ-10 открытий в археологии за 2014 год. Исследователи из Еврейского университета в Иерусалиме и Института эволюционной антропологии Макса Планка придумали оригинальный способ изучать эпигенетику (способы работы генов) неандертальцев. Оказалось, к примеру, что ряд генов, отвечающих за форму тела и идентичных у нас и неандертальцев, работали совсем иначе: они обладают высокой экспрессией у современного человека и слабо экспрессировались (то есть почти не работали) у неандертальцев. Именно благодаря этому у неандертальцев были толстые руки, более широкие коленные и локтевые суставы, а также более короткие ноги и руки, чем у нас.
Аэрофотосъемка помогает составлять планы раскопок древних поселений.
Изучение митохондриальной ДНК, передающейся только по материнской линии, тоже часто помогает узнать много нового. Так, в топ-10 археологических открытий 2014 года была включена работа по изучению мтДНК останков девушки возрастом 13 000 лет, найденных на полуострове Юкатан. Эта работа подтвердила, что останки принадлежат древнейшему на американском континенте человеку.
Водолазная техника
Подводная археология — это отдельная тема, не очень стыкующаяся с образом археолога с лопатой. Однако даже в этой области есть совсем необычные исследования. Самое известное из них в нашей стране — работы на Великом мосту в Великом Новгороде. Дело в том, что Новгород издревле располагался на обоих берегах Волхова, который не замерзает. И с самого основания города в нем существовал постоянный мост, на котором кипела жизнь — торговали, ловили рыбу, казнили, дрались «стенка на стенку». В результате на дне сформировался настоящий культурный слой. И только раз в году, когда сходит лед с Ильменя, а вода остается еще более-менее прозрачной, археологи-водолазы ведут там самые настоящие раскопки — только вместо лопаты они пользуются струей воды и помпой. При этом археолог-водолаз работает практически лежа и должен проявлять чудеса ловкости. Попробуйте толстой водолазной перчаткой захватить тонкий рыболовный крючок или монетку-чешуйку — новгородское пуло!
Используют водолазы и локационное оборудование — чаще всего сонары. К примеру, те же опоры древнего Великого моста сначала были обнаружены локационным методом, а потом уже к ним спустился водолаз. При помощи сонаров было сделано и одно из десяти крупнейших открытий в археологии 2014 года — найден корабль «Эребус» из экспедиции адмирала Франклина, который в середине XIX века отправился искать северо-западный проход из Тихого океана в Атлантический и пропал. Между прочим, для мировой науки это открытие посчитали настолько важным, что официальное объявление о нем сделал канадский премьер-министр.
Топ-10 археологических открытий 2014 года
Журнал Американского археологического института Archaeology ежегодно составляет списки десяти самых важных открытий в археологии (в американском ее понимании). Девонширский клад Любитель ходить с металлоискателем по Девонширу обнаружил клад, состоящий из 22 000 (!) древнеримских монет. Даты чеканки находок находятся в интервале от 260 до 340 годов нашей эры. По словам ученых, эта денежная масса либо частное накопление, либо зарплата римских легионеров, либо денежная транзакция — системы электронных платежей Римская империя, к сожалению, не знала. Храм Будды В непальском поселении Лумбини, где, по преданию, был рожден Будда, обнаружены следы буддийского храма VI века до н.э. Это древнейший буддийский храм, известный науке. Возможно, даже прижизненный. Базилика под водой Сразу три открытия из десятки связаны с водой и подводными исследованиями. В данном случае аэрофотосъемка озера Изник в 100 км от Стамбула дала возможность увидеть на его дне фундаменты византийской базилики. «Эребус» Франклина В 2014 году наконец-то удалось обнаружить флагманский корабль «Эребус» адмирала Франклина, который в 1845 году попытался найти северо-западный проход из Атлантики в Тихий океан, однако его суда вмерзли в лед, а экипажи погибли от голода и холода. Находку удалось сделать при помощи сонаров. На самом деле это открытие было сделано еще в 2007 году и тоже методами подводной археологии, когда в подводной системе пещер Хойо-Негро на полуострове Юкатан нашли почти неповрежденный скелет 15−16-летней девочки-подростка — она получила имя Найя. Тем не менее в 2014 году опубликовали данные разнообразных исследований останков. По костному материалу определили возраст — 12−13 тысяч лет, а изучение митохондриальной ДНК показало: Найя — предок современных американских индейцев. Генетика неандертальцев Еще одно событие в десятке важнейших наглядно показывает разницу между тем, что вкладывают в слово «археология» в разных странах. В Европе это открытие относится к области антропологии и генетики. Группа немецких и израильских ученых нашла способ изучения эпигенетики неандертальцев и выяснила, какие гены в их геноме экспрессировались не так, как у нас, из-за чего суставы у неандертальцев были толще, а руки и ноги — короче. Самая большая гробница В древнем Амфиполисе (около 100 км от Салоник) археолог Димитрис Лазаридис четыре десятилетия назад обратил внимание на холм. Если в мультике «дыра — это нора, а нора — это Кролик», то у археологов всхолмление — это руины или погребение. Однако только в 2014 году удалось расчистить вход в огромнейшую древнегреческую гробницу. Судя по всему, самую большую из известных: работы продолжаются. Крепость Харальда Синезубого Современному человеку легендарный король Дании и Норвегии известен разве что по названной в честь него технологии беспроводной передачи данных Bluetooth. Однако в 2014 году недалеко от Копенгагена археологи обнаружили остатки некоего сооружения, которое предварительно определили как крепость, выстроенную в X веке этим викингом. Расширение Стоунхенджа Исследование окрестностей Стоунхенджа всеми возможными методами современной археологии — от лазерного сканирования до георадаров — выявило вокруг одного из самых знаменитых памятников истории еще 17 археологических комплексов на площади в 5000 квадратных миль. Так что Стоунхендж — всего лишь часть огромного ритуального сооружения. Мумии до фараонов Нет, это открытие совсем не связано с древним Египтом. И вообще, ничего нового тут не раскопали. Просто археолог Стивен Бакли из Йоркского университета проанализировал состав льняных погребальных обертываний Бадарийской неолитической культуры южного Египта (ок. 4500 года до н. э). Согласно работе Бакли, уже тогда еще не древние египтяне пропитывали погребальные ткани составом, очень похожим на тот, что использовался при мумификации в классическом Древнем Египте — даже в мумиях фараонов.
Статья «Не только лопатой» опубликована в журнале «Популярная механика» (№11, Ноябрь 2015).www.popmech.ru
Профессия | Молодежный кадровый центр
Археолог — это историк, изучающий быт и культуру древних людей по различным артефактам. От греч. archaios — древний и logos — учение.
Археолог – это историк, изучающий быт и культуру древних людей по различным артефактам.
Археология – прикладная часть истории, наряду с источниковедением.
Артефакт в археологии (от лат. artefactum – искусственно сделанное) – это созданный или обработанный человеком предмет.
Артефакты также называют вещественными источниками. К ним относятся постройки, орудия труда, домашняя утварь, украшения, оружие, угли древнего костра, кости, имеющие следы воздействия человека и др. свидетельства человеческой деятельности.
Если же на артефактах есть письмена, они именуются письменными источниками.
Вещественные источники (в отличие от письменных) молчаливы. Они не содержат упоминаний об исторических событиях, а многие были созданы задолго до появления письменности. Задача археолога – создать картину прошлого по найденным фрагментам, опираясь на уже имеющиеся знания и находки, с учетом расположения находок. Сам по себе осколок кувшина или рукоятка ножа мало о чём говорят. Их невозможно рассматривать вне контекста, т.е. в отрыве места, обстановки, глубины залегания, предметов, найденных по соседству и пр.
Археолог отыскивает свидетельства прошлого, а затем исследует их в лаборатории, классифицирует, реставрируют, если нужно, и т.д.
Археология использует данные и методики других дисциплин: гуманитарных (этнография, антропология, лингвистика) и естественных (физика, химия, ботаника, география, почвоведение). Например, чтобы установить время создания или использования предмета, учитывают, в каком слое он лежал (каждый слой почвы соответствует определённому временному периоду), используют стратиграфический, сравнительно-типологический, радиоуглеродный, дендрохронологический и др. методы.
Археолог не имеет права на фантазии. Все его выводы должны опираться на чёткие доказательства.
Археологи обычно специализируются на определённых регионах и исторических периодах. Например, учёный может стать экспертом по эпохе палеолита в Средней Азии, если он год за годом изучает находящиеся там стоянки людей каменного века.
По методам поиска археологию можно разделить на виды:
- Полевая – поиск артефактов с помощью раскопок на суше;
- Подводная – поиск под водой;
- Экспериментальная – реконструирование предметов прошлого (орудий труда, оружия и пр.
Во время полевых раскопок археолог пользуется киркой и лопатой, лупой и кисточкой, ножом и спринцовкой. А также георадаром, теодолитом – при планировании раскопок, фотоаппаратом – для документирования своих находок, и др. техническими возможностями.
Для работы под водой нужно также уметь погружаться с аквалангом и пользоваться приборами для подводных раскопок.
Археологу ещё во время экспедиции нужно как можно подробнее описать каждый обнаруженный предмет – это важно для дальнейшего анализа. Для тех же целей нужно уметь зарисовать находку, сфотографировать. А в некоторых случаях прямо в полевых условиях учёные проводят первичную реставрацию (консервацию) артефакта, потому что солнечный свет и свежий воздух могут разрушить украшение, пролежавшее в земле тысячу лет. Если вовремя его не укрепить, оно рассыплется, не доехав до лаборатории.
В экспериментальной археологии воссоздание предмета происходит с использованием материалов и технологий, типичных для исследуемой эпохи. В ходе эксперимента учёные стараются повторить образ жизни люди древности. Они осваивают ремёсла и восстанавливают забытые технологии. Воссоздавая неизвестную технологию, археолог опирается на данные раскопок, строит гипотезы, проводит эксперименты. Здесь не обойтись без инженерных способностей.
Работа археолога – это не только напряженный интеллектуальный труд. Она требует физической силы и аскетизма. Мужчины-археологи часто бородаты, потому что в экспедициях – в зное и пыли, вдали от цивилизации – бриться не рекомендуется.
Но для настоящего археолога археологические находки – источник очень сильных эмоций.
Рабочее место
Археолог может работать в научно-исследовательских институтах (например, в Институте археологии Российской Академии наук), а также преподавать в вузах. Его академическая карьера, как и у других учёных, выражается в первую очередь в научных открытиях, написанных трудах и учёных званиях.
Дополнительно:
Интервью с заведующим кафедрой археологии ИГУ, профессором Г.И.Медведевым ко Дню археолога
www.profirk.ru
Введение. Увлекательный мир истории. Археология
Придумайте предложения с различными значениями слова «история».
Когда читаешь книги о прошлом разных стран, можно найти много интересных историй о жизни людей, истории науки и техники, памятниках архитектуры, о людях которые занимались историей, собирали и сохраняли по крупицам полезные знания, чтобы мы могли узнать кто мы такие, откуда все произошло.
Почему и зачем нужно знать всеобщую историю?
Чтобы знать больше о мире, о народах, которые проживают в разных странах, чтобы лучше понимать их.
Какие исторические источники вы можете обнаружить в своем доме? О чем они могут рассказать?
Монеты, фотографии, записные книжки. Я могу узнать об истории моей семьи из старых записных книжек, по фотографиям. Могу узнать год чеканки монет, какие символы на них изображены.
Найдите доп. материал и расскажите о работе археологов. Почему археологию называют «наукой лопаты»?
Археологами называют ученых, которые изучают быт и культуру древних людей по остаткам строений, обломках древней посуды, монетам, украшениям, костям людей и домашних животных и т.д. основная задача археолога — проведение раскопок. Археология — наука, которая позволяет нам приоткрыть завесу тайн древних цивилизаций, позволяет изучить культуру и быт различных эпох, а также знакомит с останками древних животных и растений.
Археологи сначала занимаются изучением письменных источников и территории, так как все находки скрыты под землей. Археологи ищут в архивах места поселений людей, места сражений, расспрашивают местное население. Также читают и легенды, они могут рассказать об реальных событиях.
Когда археологи находят интересные места, они занимаются там раскопками. Это очень тяжелый и ответственный момент их работы. Сначала снимают верхний слой земли при помощи техники или лопаты. Делят территорию раскопок на квадраты. Далее вооружаются совками и ножами, так как велика опасность повредить хрупкие находки. Кисточками аккуратно расчищают землю вокруг находки, находку фотографируют и осторожно помещают в контейнер для перевозки. Потом находки изучают в лабораториях, помещают в музеи. Поэтому археологию называют «наукой лопаты».
Труд археологов важен для истории, они позволяют узнать: какими были люди, как жили, какая у них была культура и прочее. Археологи находили целые города, например, благодаря археологу Шлиману нашли древнюю Трою, и люди узнали, что Троя – это не миф, этот город существовал. Что была и троянская война, в которой по мифам принял участие легендарный герой Ахиллес.
Помогают исторические карты. На примере одной из карт определите, какую информацию можно из нее получить.
Карта на стр. 45 на ней я могу увидеть границы древнеегипетского государства. Оно размещается рядом с двумя морями: Красным морем и Средиземным. Также, недалеко размещается Мертвое море. Территория государства размещается вдоль реки Нил, она окружена Ливийской, Аравийской и Нубийской пустынями. Само государство разделено на две части: Южный Египет, со столицей в Фивах, и Северный Египет, со столицей в Мемфисе. Можно сделать вывод о том, что река Нил играет важнейшую роль в развитии государства, которое окружено пустынями, в котором люди часто страдают от засухи.
Объясните, чем занимаются историки, что они изучают.
История – наука о прошлом. А историки – это люди, которые изучают прошлое человечества. Они воссоздают и подробно, на сколько позволяют технологии и находки, описывают жизнь народов, отдельных людей, различных стран в разные времена. Благодаря их труду, мы знаем, что первый алфавит изобрели финикийцы, бумагу и порох – китайцы. История делится на периоды: история первобытного общества, древнего мира, средневековья, нового времени, новейшего времени. Историки изучают эти периоды, некоторые из них занимаются изучением военного дела, некоторые – экономической жизни, некоторые — политики, а некоторые изучают целый период.
resheba.me
Как работает археологическая экспедиция — Юнциклопедия
Перед началом работ археологической экспедиции ее участники изучают литературу того района, где предполагаются исследования: исторические источники, труды по географии, зоологии, ботанике, климатологии, а также сказки и легенды, связанные с этим местом. Затем они отыскивают сам памятник. Довольно часто он открывается случайно, особенно при земляных работах, иногда и при естественном размыве почвы. Есть, правда, и памятники археологии известные издавна, но их не так много.
Первый полевой этап работы археологов — разведка, когда проводится сплошное обследование района, на карту-план условными археологическими обозначениями заносятся все памятники; тогда же проводится предварительное обследование главного объекта, включая обмер, сбор подъемного материала и шурфовку, т. е. проведение небольших земляных работ. Шурфовка и полученный при этом материал позволяют иногда установить толщину (глубину) и насыщенность так называемого культурного слоя (слой земли, в котором встречаются остатки деятельности человека).
Много интересных памятников археологи открыли с помощью аэрофотосъемки. Это этрусский город Спина, кельтские памятники в Англии, древние дороги и места римских военных лагерей в Сирийской пустыне, русла древних каналов в Средней Азии. Иногда аэрофотосъемка обнаруживает археологические памятники, находящиеся под водой на глубине до 7 м. Так были открыты портовые сооружения финикийского города Тара, оказавшегося затопленным водами Средиземного моря. Погребенные под землей крепостные рвы, стены укреплений, дворцов и других сооружений обнаруживают методом электроразведки.
По окончании разведки начинаются раскопки. Слой за слоем снимают археологи. Каждый такой слой, он называется шток, равняется примерно 18—20 см. Это чуть меньше лезвия лопаты. Чтобы работа шла успешнее, археологи разбивают памятник на участки (раскопы), стороны которых обычно ориентируются по сторонам света. В ходе работы, когда выявляются те или иные архитектурные и вещевые остатки, к имеющемуся раскопу прирезаются новые участки. На больших по площади памятниках, таких, как Помпеи, Херсонес, Ольвия, закладывались несколько раскопов, которые постепенно сливались в один, общий, открывающий зачастую огромные участки города, городища или большого некрополя.
Собранный во время раскопов материал отправляется в институт, где его очищают, реставрируют и изучают. Для сохранения открытых археологических объектов их либо закрепляют, либо реставрируют, но иногда и вновь закапывают для сохранения и изучения в будущем.
Исследование некрополя имеет свою специфику. Тщательно расчищенные костяки и сопровождающий его материал, состоящий из оружия, орудий труда, мебели, посуды, ювелирных изделий, после внимательного изучения, фотографирования, составления чертежей и схем отправляются в лабораторию для реставрации и очистки. Часто в лабораторию отправляют и череп для антропологического восстановления скульптурного портрета. Методика восстановления по черепу и костям подлинного портрета давно умершего человека была разработана археологом-антропологом профессором М. М. Герасимовым. Благодаря этому методу мы имеем возможность видеть подлинные портреты Ивана Грозного и Андрея Боголюбского.
Каждый найденный предмет археологи тщательно описывают; составляют они и описание всех сторон жизни и деятельности людей той эпохи, к которой относится памятник.
В своей работе археологи все чаще используют методы, применяемые в различных естественных науках, расшифровывая с их помощью информацию, заключенную в самых разнообразных материалах, и воссоздавая таким образом картину жизни древнего человека, экономику и технологию древности. Широко применяют археологи и разнообразные физические, химические и даже математические анализы, такие, например, как дендрохронология, когда по годичным кольцам дерева можно с большой точностью производить датировку деревянных сооружений или предметов. Применяют они и метод датировки с использованием распада радиоактивного углерода C-14 (изотопа углерода с атомным весом 14), метод так называемых ленточных глин, с помощью которого устанавливается время отступания ледников.
yunc.org