Ломоносов и мгу – Открытие Московского университета. Московский университет имени Ломоносова: история :: SYL.ru

Содержание

История Московского университета

Университет сегодня

Сегодня Московский университет — крупнейший классический университет России, в котором обучается более 45 тысяч человек из всех регионов страны (на разных формах обучения). В МГУ 40 факультетов (за последние 20 лет создан 21 факультет), 15 научно-исследовательских институтов, около 750 кафедр, отделов и лабораторий, Медицинский научно-образовательный центр, Научная библиотека, 4 музея, Ботанический сад, Научный парк, филиалы в Севастополе, Ташкенте, Астане, Баку, Душанбе, Ереване.

Федеральным законом от 10 ноября 2009 г. № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» Московскому университету предоставлено право самостоятельно устанавливать образовательные стандарты и выдавать дипломы о высшем образовании собственного образца.

Попечительский совет МГУ возглавляет Президент РФ В.В. Путин.

МГУ осуществляет обучение по собственным образовательным уникальным 6‑летним образовательным стандартам, реализуемым в двух формах: интегрированная магистратура (нормативный срок обучения 4 года в бакалавриате и 2 года в магистратуре) и специалитет (нормативный срок обучения 6 лет). Особенностью интегрированной магистратуры является непрерывная подготовка студентов (на протяжении 6 лет обучения) по выбранному направлению, что является гарантией качественной подготовки специалистов в избранной области. В условиях перехода страны на двухуровневую систему высшего образования план приема в бюджетную магистратуру МГУ позволяет продолжить обучение в магистратуре всех выпускников МГУ (бакалавров), способных и готовых к дальнейшему обучению.

В МГУ реализуется 228 основных образовательных программ высшего образования (специалитет, бакалавриат, магистратура), в том числе 139 программ на основе собственных образовательных стандартов.

В Московском университете реализуются Межфакультетские учебные курсы — семестровые курсы лекций, читаемые для студентов вне зависимости от факультета, на котором они обучаются, ведущими профессорами и преподавателями МГУ, другими признанными специалистами в своей области, способными ярко и увлекательно показать связи между различными областями знания: наукой, искусством, политикой, культурой, общественными и социальными процессами. Ряд межфакультетских учебных курсов читается в дистанционном онлайн формате через Интернет на основе специально подготовленных видеозаписей лекций, дополненных различными заданиями, обеспечивающими промежуточную проверку знаний учащихся. Освоение межфакультетских курсов является неотъемлемым элементом обучения студентов в Московском университете и входит в учебный план студентов.

МГУ является инициатором и организатором олимпиад для талантливой молодежи («Покори Воробьёвы горы», «Ломоносов» и др.), возглавляет олимпиадное движение в России. Ежегодно олимпиадным движением в стране охвачено более 700 тысяч школьников.

В последние годы в МГУ проводятся следующие олимпиады: Олимпиада школьников «Ломоносов», Всероссийская Интернет-олимпиада «Нанотехнологии — прорыв в будущее», Всероссийский турнир юных физиков, Олимпиада школьников «Государственный аудит», Олимпиада школьников «Покори Воробьевы горы!», Олимпиада школьников «Турнир имени М.В. Ломоносова», Московская олимпиада школьников, Открытая олимпиада школьников по программированию и другие.

Студенты Московского университета — неоднократные победители российских и международных олимпиад по различным предметам, а его выпускники — востребованные на современном рынке труда специалисты.

Активно работает Студенческий совет МГУ — представительный орган студенческого самоуправления Московского университета, способствующий эффективному образовательному процессу, воспитательной работе, профессиональному становлению студенчества. Работа Студенческого совета МГУ нацелена на поддержание творческой инициативы обучающейся молодежи, вовлечение ее в научную жизнь университета, а также на помощь в организации и проведении культурно-массовых, спортивных и досуговых мероприятий. Среди студенческих инициатив особое место занимает участие в назначении стипендий и материальной помощи, контроле обеспечения качества образования, получаемого студентами МГУ.

Большую роль в образовательном процессе в Московском университете играет международное сотрудничество. Ежегодно на включенное обучение в зарубежные вузы-партнеры направляется около 500 студентов и столько же приезжают в МГУ на включенное обучение. География международного сотрудничества охватывает 130 стран из всех регионов мира.

Общая численность научно-педагогических работников МГУ — около 10 тысяч человек, в том числе, более 5 тысяч профессорско-преподавательского состава и более 4 тысяч научных работников. 80% научно-педагогических работников имеют ученые степени кандидата и доктора наук.

В соответствии с принятым в 2016 году законом «О внесении изменений в пункт 4 «Закона о науке и государственной научно-технической политике» Московскому университету предоставлено право самостоятельно формировать диссертационные советы и присуждать ученые степени кандидата наук и доктора наук.

МГУ имени М.В.Ломоносова — ведущий научный центр страны, в составе которого сформировались крупные научные школы, работали и работают Нобелевские лауреаты, лауреаты Государственных премий СССР и России. Из 18 Нобелевских лауреатов — наших соотечественников одиннадцать являлись выпускниками или профессорами Московского университета.

Эффективно работает аналитическая информационная система «Наука-МГУ» («ИСТИНА»),созданной специалистами нашего университета, в которой собирается и анализируется информация об основных достижениях ученых МГУ (публикациях всех видов, учебных курсах и др.).

Московский университет успешно выполняет Программу развития до 2020 года. В Программе зафиксированы такие приоритетные направления развития Московского университета, как космические исследования, стратегические информационные технологии, комплексные исследования человека, био- и нанотехнологии, рациональное природопользование и др.

Специалистами Московского университета созданы спутники («Университетский-Татьяна», «Университетский-Татьяна-2», «Ютсат» (в сотрудничестве с индийскими университетами), «Вернов» и «Нуклон». 28 апреля 2016 года с космодрома «Восточный» запущен спутник «Ломоносов» — настоящая космическая лаборатория для изучения экстремальных явлений в нашей Вселенной.

МГУ располагает самым мощным в России и СНГ супервычислителем. Суммарная пиковая производительность университетского суперкомпьютерного комплекса превышает 4,5 петафлопса.

МГУ ведет активное научно-техническое сотрудничество с различными зарубежными компаниями. Со многими из них МГУ имеет масштабные долговременные отношения: создаются совместные лаборатории, проводятся специальные конкурсы и учебные программы. Среди таких компаний с мировой известностью — Intel, Google, Procter & Gamble, Schlumberger, LG Chem, HP, Samsung, Elsevier.

МГУ в фотографиях

В Московском университете ведется большое строительство: за последние 10 лет удвоена территория кампуса, построено около 1 млн кв. м учебных и научных площадей. Открыты Интеллектуальный центр — Фундаментальная библиотека, Медицинский научно-образовательный центр, Шуваловский и Ломоносовский корпуса, новое студенческое общежитие, Университетская гимназия. Идет работа по созданию научно-технологической долины «Воробьёвы горы» — университетского кластера, объединяющего на одной территории корпуса для научных исследований и реализации инновационных проектов, для культурно-просветительской деятельности, а также современные спортивные площадки.

Во всех международных университетских рейтингах МГУ всегда признается лучшим среди университетов России.

www.msu.ru

«Вклад Михаила Васильевича Ломоносова в Московский Государственный Университет»

Департамент образования города Москвы

Юго-Западное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Центр образования № 2006

Социальный проект посвященный  

открытию Академии Мудрых Сов

«Вклад Михаила Васильевича Ломоносова в Московский Государственный Университет»

Цель проекта: Изучить роль Ломоносова в  создании МГУ

Задачи:

  1. Познакомиться с истории МГУ;
  2. Исследовать биографию М.В. Ломоносова;
  3. Познакомиться с научной деятельностью М.В. Ломоносова;
  4. Сравнить структуру МГУ во время Ломоносова и в настоящее время;
  5. Оценить вклад Ломоносова в развитие МГУ.

Гипотеза: Если бы образование в России развивалось без участия Ломоносова, университет подобный МГУ не мог бы существовать.

Актуальность: МГУ им. М.В. Ломоносова, знает каждый, но его историю и вклад Михаила Васильевича в его создание знают немного. История МГУ и самого Ломоноса является национальным достоянием и её должен знать каждый

Авторы проекта: ученики 10 «Г» класса: Куренков А., Попов М., Кузнецова А., Сария Т., Пичугина О.

Руководитель проекта: классный руководитель 10 «г» класса Маслова Ольга Андреевна.

История Московского университета.

Московский университет по праву считается старейшим российским университетом. Он основан в 1755 году. Учреждение университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765). В 1940 году, в дни празднования 185-летнего юбилея, университету было присвоено имя М.В.Ломоносова

Михаил Васильевич Ломоносов. 

А.С.Пушкин справедливо писал о титане русской и мировой науки XVIII столетия: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник…». В деятельности М.В.Ломоносова отразились вся мощь, красота и жизнеспособность российской науки, вышедшей на передовые рубежи мирового научного знания, успехи страны, сумевшей после преобразований Петра 1 значительно сократить отставание от ведущих держав мира и войти в их число. М.В.Ломоносов придавал огромное значение созданию системы высшего образования в России. Еще в 1724 году при Петербургской Академии наук, основанной Петром 1, были учреждены университет и гимназия для подготовки в России научных кадров. Но академическая гимназия и университет с этой задачей не справились. Поэтому М.В.Ломоносов неоднократно ставил вопрос об открытии университета в Москве. Его предложения, сформулированные в письме к И.И.Шувалову, легли в основу проекта Московского университета. И.И.Шувалов, фаворит императрицы Елизаветы Петровны, покровительствовал развитию русской науки и культуры, помогал многим начинаниям М.В.Ломоносова.

Развитие университета.

После ознакомления с представленным И.И.Шуваловым проектом нового учебного заведения Елизавета Петровна подписала 25  января 1755 года (в День св. Татьяны по православному церковному календарю) указ об основании Московского университета. Церемония торжественного открытия занятий в университете состоялась в день празднования годовщины коронации Елизаветы Петровны 26 апреля  1755 года. С тех пор эти дни традиционно отмечаются в университете студенческими празднованиями, к ним приурочены ежегодная научная конференция «Ломоносовские чтения» и дни научного творчества студентов. В соответствии с планом М.В.Ломоносова в Московском университете были образованы 

3 факультета: философский, юридический и медицинский. Свое обучение все студенты начинали на философском факультете, где получали фундаментальную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Образование можно было продолжить, специализируясь на юридическом, медицинском или на том же философском факультете. В отличие от университетов Европы в Московском не было богословского факультета, что объясняется наличием в России специальной системы образования для подготовки служителей православной церкви. Профессора читали лекции не только на общепризнанном тогда языке науки — латыни, но и на русском языке.

Деятельность университета.

Просветительская деятельность Московского университета способствовала созданию на его базе таких крупных центров отечественной культуры, как Казанская гимназия , Академия художеств в Петербурге , Малый театр и др. В XVIII веке в стенах Московского университета учились и работали замечательные деятели русской науки и культуры. Только для университетской библиотеки к 1815 году удалось собрать 7,5 тысяч книг. К 20-м годам XIX столетия число студентов превысило 500 человек. В первой половине XIX века Московский университет занимал ведущее место в общественной жизни России. Активной была и издательская деятельность университета, которая не ограничивалась печатанием только научных трудов. В университетской типографии впервые увидели свет «Сонеты» А.Мицкевича, «Записки охотника» И.С.Тургенева.

Экскурсия в Московский Государственный университет.

     

       

Результат работы: Вклад М.В. Ломоносова для МГУ и для российского образования оценить не возможно. Именно он предложил проект для создания Московского университета, сегодняшнего МГУ. Московский Государственный Университет стал визитной карточной российского образования и города Москвы.  Каждый гражданин России должен знать историю этого учебного заведения и историю Михаила Васильевича. Ломоносов сочетал в себе качества учёного и преподавателя, и именно благодаря такому синтезу смогла зародиться идея Московского Государственного Университета.

Московский университет!

Науки пристань много лет!

Как Древний Пантеон,

Известен всему свету он.

Как Пирамиды

И как сады Семирамиды,

Великолепен и красив!

Тебе сей стих.

О! Храм науки!

Какие муки тебя не видеть даже день.

Высотки в полдень тень,
Как след любимой.

Ты — неповторимый.

О! Милый сердцу уголок.

Для юности урок.

Я без тебя себя не представляю.

Служить науке вечно я желаю.

nsportal.ru

Главная — Ломоносов

Итак, вам нужно организовать конференцию

1

Сделайте страницу
мероприятия

Напишите название, укажите даты проведения и регистрации, вставьте описание, приложите файлы.

Чтобы увеличить аудиторию, анонсируйте мероприятие в календари на других сайтах.

2

Настройте форму регистрации
и сбор докладов

Добавьте к форме создание доклада. Участник заполнит отдельную анкету, из которой автоматически сформируется PDF.

Вставьте готовую форму подачи заявки на любой другой сайт.

3

Откройте регистрацию
и начинайте собирать заявки

Из поданных докладов можно автоматически собрать сборник в PDF.

Все заявки сохраняются в таблицу, которая затем скачивается в формате Эксель.

Добавьте к подаче заявки тестирование. Есть открытые и закрытые вопросы, процентный вес ответов, ограничение времени на ответ и обратный отсчет.

4

Общайтесь
с участниками

«Ломоносов» — это социальная сеть. Люди указывают в профилях ФИО, город, контакты и образование.

К профилям участников привязаны имейлы, так что вы можете делать рассылку прямо со страницы просмотра заявок.

5

Составьте программу
мероприятия

Есть телеграм-бот @confer_bot, чтобы смотреть программы мероприятий. Добавьте его себе, и он подскажет,что делать дальше.

Готовая программа легко вставляется на любой другой сайт.

Сервисом пользуются уже в 8 странах

  • 288

    Участвующих организаций в 8 странах и 205 городах

  • 324 003

    Зарегистрированных пользователей

  • 275

    Мероприятий каждый месяц

Готовы начать?

Заполните анкету о мероприятии. Модератор проверит ее и расскажет,что делать дальше.

Расскажите о сервисе друзьям и коллегам

Научная сеть «Ломоносов»

lomonosov-msu.ru

М.В. Ломоносов и Московский университет. Газетный мир Московского университета

М.В. Ломоносов и Московский университет

Из доклада ректора МГУ академика И.Г. Петровского на торжественном собрании, посвященном 250-летию со дня рождения М.В. Ломоносова, 20 ноября 1960 г.

(Печатается с небольшим сокращением)

Московский государственный университет отметил 250-летнюю годовщину рождения Михаила Васильевича Ломоносова, того, кто, по его собственным словам, «первый причину подал к основанию помянутого корпуса» (т. е. Московского университета) и тем содействовал «приращению наук, следовательно, к истиной пользе и славе отечества».

В истории науки не раз бывало, что заслуги тех людей, которые современникам казались очень большими, не выдерживали проверку временем. С Михаилом Васильевичем Ломоносовым дело обстояло совсем по-другому. В России его времени не было научной общественности. Связь с зарубежной наукой была слабой… В этих условиях научные работы М.В. Ломоносова не могли быть оценены по достоинству. Только потом, через многие десятки лет, после того как Б.Н. Меншуткин, С.И. Вавилов и другие стали изучать его научные труды, слова великого Ломоносова засияли ярким светом.

Празднуя 250-летнюю годовщину рождения Ломоносова, мы вместе с тем празднуем и рождение первого русского университета, нашего Московского университета, рождение русской самостоятельной науки.

Ломоносов родился 19 ноября 1711 г. вблизи Холмогор Архангельской губернии.

Вместе с отцом Ломоносов плавал по Белому морю. Суровые условия Севера воспитали в будущем ученом твердость характера, выносливость, упорство в достижении намеченной цели, закалили его здоровье.

Ломоносов страстно хотел учиться. Поступить в Холмогорскую школу он не мог как сын крестьянина и, чтобы получить знания, отправился в Москву и поступил там в Славяно-греко-латинскую академию, выдав себя за сына дворянина.

В очень тяжелых условиях Ломоносов сделал поразительные успехи в науках. В конце 1735 г. в Славяно-греколатинскую академию пришло сенатское предписание: учеников «в науках достойных» отправить в Петербургскую академию наук. В числе отобранных оказался Ломоносов.

Вскоре после прибытия Ломоносова в Петербург Академия наук снаряжала большую экспедицию в Сибирь. Для экспедиции понадобился химик, знающий горное дело. Чтобы подготовить таких химиков, решено было послать в Германию трех студентов Академии. Среди отобранных был Ломоносов. Ломоносов попал в Марбург к философу, физику и математику Христиану Вольфу, который к этому времени достиг большой славы во всей Европе. Под руководством Вольфа Ломоносов прошел очень хорошую научную школу.

В 1745 г. Ломоносов был произведен в профессора химии, что означало его избрание академиком. Несмотря на то что конференция Академии еще до этого признала, что поданные Ломоносовым труды «достойны профессорского звания», правитель канцелярии Академии Шумахер решил послать их Леонарду Эйлеру, надеясь на его отрицательный отзыв, что позволило бы Шумахеру выдвинуть профессором своего ставленника. Но Эйлер не оправдал ожиданий Шумахера. Он прислал в Академию благоприятный отзыв о трудах Ломоносова.

Вклад Ломоносова в науку действительно грандиозен.

Ломоносов открыл закон сохранения материи, который составляет одну из важнейших вех в развитии науки.

Ломоносов заложил основы новой в то время науки – физической химии. Он читал лекции по физической химии, проводил опыты. Он мечтал о математической химии. Он разрабатывал основы молекулярно-кинетической теории теплоты.

Наблюдая прохождение Венеры по солнечному диску, Ломоносов открыл атмосферу на Венере.

Много новых для того времени идей и наблюдений содержится в труде Ломоносова «О слоях земных». Он отрицал неизменность земной поверхности и писал: «Твердо помнить должно, что видимые телесные на земле вещи и весь мир не в таком состоянии были с начала от создания, как ныне находим, но великие происходили в нем перемены». В то время нужно было большое мужество, чтобы высказать такую мысль, противоречащую церковному учению.

Ломоносов первым понял политическое и экономическое значение освоения Северного морского пути. Он впервые занялся разработкой физической и экономической географии России, будучи во главе географического департамента Академии наук.

Ломоносов верил в русский народ. Он писал: «Честь российского народа требует, чтобы показать способность и остроту его в науках и что наше отечество может пользоваться собственными своими сынами не только в военной храбрости и в других военных делах, но и в рассуждении высоких знаний».

В то же время Ломоносов был совершенно чужд национальной ограниченности. Он хорошо знал иностранные языки – латинский, немецкий, французский. Он глубоко уважал тех иностранцев, которые честно трудились для развития науки в России, которые без предубеждения относились к русскому народу.

Ломоносов – первый русский историк, выступивший против нормандской теории происхождения Русского государства.

Ломоносов много сделал для развития русского литературного языка. Он разработал теорию стихосложения, в которой заменил простой счет слогов настоящим размером, учитывающим свойственные русскому языку ударные слоги. Он сам был крупным поэтом и широко использовал поэзию для пропаганды передовых научных взглядов, материалистических теорий и открытий.

Не менее чем в развитии науки велика заслуга Ломоносова в создании высшей школы.

Ломоносов много сделал для академического университета, но видел, что эти его усилия не могут дать достаточных плодов. Нужно было создавать новый университет. В связи с этим он выдвинул мысль о создании университета в Москве.

Университет был открыт в здании аптеки на Красной площади, на том месте, где теперь установлена памятная доска об этом. Однако очень скоро этого помещения оказалось недостаточно. Ученые университета выдвинули предложение о строительстве университета на Воробьевых (ныне Ленинских) горах. Но это предложение не было тогда принято.

Только при Советской власти оказалось возможным осуществить давнюю мечту профессоров университета и соорудить на Ленинских горах величественное здание Московского университета – подлинного Дворца науки.

Ломоносов отстаивал доступность образования для всех сословий. Он писал: «В Университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей сын он в том нет нужды». Среди первых студентов университета не было ни одного дворянина.

Ломоносов заботился о том, чтобы студенты университета получили хорошее общее образование. Обучение в университете было по его плану построено так, что все студенты должны были сначала пройти курс философского факультета, в котором они изучали «языки латинский, греческий, российский, по выбору французский или немецкий, историю, географию, древности, чистую математику, физику и логику». Только после окончания философского факультета они могли продолжать обучение на юридическом или медицинском факультете.

С основанием Московского университета русская наука и образование получили возможность полным голосом говорить на родном языке.

Ломоносов требовал демократичности и публичности образования. В университете ежегодно устраивались публичные диспуты студентов университета, профессора читали научно-популярные лекции для населения, на ежегодных публичных актах делались доклады на самые широкие темы…

Ломоносовское требование «публичности» получило свое наиболее полное отражение в широких мероприятиях Московского университета по распространению знаний в народных массах.

С ломоносовским требованием «публичности» связано и создание университетской библиотеки, которая уже в первые годы– своего существования широко распахнула двери для всех «любителей чтения книг». Нужно упомянуть и об университетской типографии, которая уже в XVIII в. была крупнейшим центром русского просветительства и книгоиздательства.

Ломоносов был инициатором и создания в университетской гимназии «художественных классов», из которых впоследствии образовалась Петербургская академия художеств.

В 1753 г., еще до открытия Московского университета, Ломоносов просил разрешить выехать в Москву. Об этом сделана следующая запись в журнале Канцелярии Академии наук: «Советнику и профессору господину Ломоносову пашпорту для отъезда в Москву дать не можно для того что по определению Его Высокографского Сиятельства Академии наук господина Президента никого из профессоров от Академии наук без ордера Его Сиятельства отпускать в Москву не велено».

При такой зависимости от канцелярии Академии сам Ломоносов не мог быть на открытии своего детища: чиновники и в 1755 г. снова не пустили его в Москву. Не читал он в Московском университете и лекций. Но его кровные связи с университетом неоспоримы. Видимой связью между Ломоносовым и созданным им Московским университетом были ученики Ломоносова – Н.Н. Поповский и А.А. Барсов, переведенные им из Петербурга в Москву. Поповский преподавал философию, а затем русскую словесность.

Ломоносов всю свою жизнь был великим тружеником науки. Уже на смертном одре он говорил: «Жалею только, что покидаю несовершенным то, что задумал и для пользы Отечества, для приращения наук».

Московский университет не только носит имя Ломоносова. Он является ломоносовским по своему духу. Ученые университета творчески развивали и развивают принципы, положенные Ломоносовым в основание университета. Его замечательные прогрессивные традиции, проникнутые духом подлинного патриотизма и заботой о благоденствии страны и народа, получили возможность своего полного развития только после Великой Октябрьской социалистической революции, когда народ взял власть в свои руки и использует ее для всеобщего блага.

Доступность образования для всех трудящихся законодательно закреплена в Конституции СССР и реально обеспечена соответствующими мероприятиями Советского правительства.

В результате осуществления этих мероприятий наша страна стала страной с самым высоким в мире уровнем образования, в частности высшего образования.

Требование хорошей общенаучной базы также получило свое наиболее полное выражение в условиях Советской власти. Советская высшая школа наиболее сильна именно широкой общенаучной подготовкой студентов всех специальностей.

За годы Советской власти университет дал стране более 65 тысяч специалистов, которые трудятся в самых различных областях знания, в народном хозяйстве, культурно-просветительных учреждениях, учебных заведениях, государственном аппарате, научных учреждениях. До революции университет более чем за 150 лет подготовил около 40 тысяч студентов.

За последние 15 лет Московский университет подготовил через аспирантуру 2500 кандидатов наук. Сейчас в аспирантуре нашего университета свыше 8 процентов всего числа аспирантов всех высших учебных заведений СССР.

Университет вырастил много крупных ученых. В настоящее время пятую часть всех членов Академии наук СССР составляют воспитанники Московского университета.

Три последних президента Академии наук СССР – воспитанники и профессора Московского университета.

Однако не все заветы Ломоносова осуществлены Московским университетом. Так, Ломоносов придавал большое значение взаимовлиянию и взаимосвязи различных наук. Но нам до сих пор не удается добиться настоящего взаимодействия и органической связи отдельных наших факультетов, хотя они ведут много комплексных научных исследований и должны быть более тесно связаны между собой. К сожалению, наши факультеты все еще живут разобщено. Наша задача – устранить этот недостаток.

Московский университет высоко чтит память своего великого основателя. В университете ежегодно проводятся ломоносовские чтения – научные конференции, на которых подводятся итоги научных исследований ученых. Лучшие из этих исследований ежегодно награждаются премиями имени М.В. Ломоносова…

В наше время наука стала непосредственной производительной силой и оказывает огромное влияние на развитие страны.

Московский университет. 1961. 24 ноября

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

Статья «М.В. Ломоносов и основание Московского Университета»

«Московские Ведомости» № 12 от 12 января 1905 г.

М.В. Ломоносов и основание Московского Университета 1755-12 января 1905

Полтораста лет минуло с тех пор, как просвещенный русский государственный деятель, при помощи человека, про которого Пушкин сказал, что он «сам был первым русским университетом», положил в первопрестольной Москве основание первому рассаднику высшего образования в России….

Юный царедворец (Иван Иванович Шувалов, родился в 1727 году), несмотря на выпавший на его долю «случай», оставался человеком простым и доступным, каковым его сделало воспитание, данное ему его матерью Татианой, в весьма скромных материальных условиях. Вероятно, влиянию матери обязан был Иван Иванович и любовью своею к просвещению. Сохранились его письма, в которых он мечтает об устройстве в России гимназий и народных училищ. Весьма скоро сблизился с Ломоносовым, который был вдохновенным борцом за распространение просвещения в России. Весьма вероятно, что первую мысль об основании Университета в Москве подал Ивану Ивановичу именно Ломоносов. По крайней мере, в одной позднейшей записке своей Михаил Васильевич говорит о себе, что он «первый причину подал к основанию помянутого корпуса» (то есть университета)…. Начались бесконечные обсуждения и прения.

И.И. Шувалов, немало читавший и обладавший большим здравым смыслом, во многом не соглашался с Ломоносовым. Последнему хотелось перенести целиком в Россию иностранные образцы, с которыми он сжился и которые полюбил на месте. Шувалов же рассуждал с точки зрения простого русского человека, которому иностранные образцы были чужды и во многом казались неприменимыми к русской жизни. Сохранилось, например, любопытное указание на то, что Ломоносов хотел во что бы то ни стало «вполне удержать образец Лейденского университета с его вольностями». Какие «вольности» имел при этом ввиду Ломоносов? Полагаю, что главным образом полную свободу преподавания… Весьма возможно, что Ломоносов имел в виду, кроме этого, свободу обучения, то есть, что студент мог легко менять предметы и профессоров и держал в течение прохождения курса очень мало экзаменов… Шувалов отнесся к этим «вольностям» отрицательно, назвав их «несовместными вольностями» и признав их мало пригодными для России. На этой почве происходили очень продолжительные и горячие споры, потому что, как рассказывал Шувалов И.Ф. Тимковскому много лет спустя, «Ломоносов тогда много упорствовал в своих мнениях».

Не мало споров возбудил также вопрос о том, где, в каком месте Москвы быть зданию Университета. Явилось предположение расположить его в самом конце города, близ Земляного вала, у Красных ворот…, ему противополагалось другое, что Красные ворота слишком далеки от наиболее заселенной части города, и что Университет непременно должен быть по возможности ближе к самому ядру города. Это последнее мнение восторжествовало. Было приобретено место в самом центре города, у Воскресенских ворот, где теперь воздвигнуто здание Городской Думы. Здесь долгое время и помещался Университет.

Затем дебатировался вопрос, устроить ли гимназию при самом Университете или отдельно от него. Ломоносов был безусловным сторонником первого…Доводы свои он выражал образно, говоря, что «без гимназии Университет, как пашня без семян».

Он (Шувалов) набросал черновик препроводительной бумаги, доношения в Сенат и, разумеется, все-таки тотчас же послал свой набросок Ломоносову… Письмо Ломоносова к Шувалову по поводу основания Московского Университета (без числа) было писано летом 1754 года. Вот оно.

«Полученным от вашего превосходительства черновым доношением Правительствующему сенату к великой моей радости я уверился, что объявленное мне словесно предприятие подлинно в действо произвести намерились к приращению наук, следовательно к истинной пользе и славе отечества. При сем случае довольно я ведаю, сколь много природное ваше несравненное дарование служить может и многих книг чтение способствовать. Однако и тех совет вашему превосходительству не бесполезен будет, которые сверх того университеты не токмо видали, но и в них несколько лет обучались, так что их учреждения, узаконения, обряды и обыкновения в уме их ясно и живо, как на картине, представляются. Того ради, ежели Московский Университет по примеру иностранных учредить намеряетесь, что весьма справедливо, то желал бы я видеть план, вами сочиненный. Но ежели ради краткости времени или ради других каких причин того не удостоюсь, то уповая на отеческую вашего прев-ва ко мне милость и великодушие, принимаю смелость предложить мое мнение о учреждении Московского Университета кратко вообще.

  1. …Того ради не смотря на то, что у нас ныне нет довольства людей ученых, положить в плане профессоров и жалованных студентов довольное число. Сначала можно приняться теми, сколько найдутся. Со временем комплект наберется. Остальную часть порожних мест сумму полезнее употребить на собрание университетской библиотеки, нежели сделать ныне скудный низкий план по скудости ученых, после, как размножатся, оный снова переделывать и просить о прибавке суммы.

  2. Профессоров в полном университете меньше двенадцати быть не может в трех факультетах. В юридическом три: 1. Профессор всей юриспруденции вообще, который учить должен натуральные и народные права, также и узаконения римской древней и новой империи. 2. Профессор юриспруденции российской, который, кроме вышеписанных должен знать и преподавать внутренние государственные права. 3. Профессор политики, который должен показывать взаимные поведения, союзы и поступки государств и государей между собой, как были в прошедшие века и как состоят в нынешнее время.

В медицинском три же: 1.Доктор и профессор химии. 2.Доктор и профессор натуральной истории.3.Доктор и профессор анатомии.

В философском шесть: 1.Профессор философии.2. физики.3.оратории.4.поэзии.5.истории.6.древностей и критики.

При университете необходимо должна быть гимназия, без которой университет, как пашня без семян. О ее учреждении хотел бы я кратко здесь вообще предложить, но времени краткость возбраняет».

В этих предположениях, то есть на самом письме, Шувалов сделал лишь три небольшие поправки, соединив философию с физикой и ораторию с поэзией. К последней кафедре древностей и критики он, кроме того, приписал «и геральдику».

Ответ Шувалова не сохранился, но нельзя сомневаться в том, что Ломоносовым был представлен обещанный план, который и составил проект университетского устава. Даже все предположения из приведенного письма вошли в этот проект устава, который при дополнении от 19 июля 1754 года был представлен И.И. Шуваловым в Правительствующий Сенат.

Императрица Елизавета Петровна утвердила устав Московского Университета 12 января 1755 года, в Татьянин день. Была ли это случайность или нет? …Не является ли таким образом «Татьянин день» данью сыновней благодарности любимой матери?…

Вскоре Ломоносов был огорчен вмешательством в дела создавшегося Московского Университета нового лица. Первым куратором Университета был И.И. Шувалов, но в непродолжительном времени таковым был назначен бывший учредитель и первый президент Академии Наук Лаврентий Блументростi, вероятно, в память его прежней деятельности. В феврале 1755 года он был вызван в Петербург для совещания по вопросам, касавшимся дальнейшего устройства Университета, и тут произошли у него недоразумения с Ломоносовым, который не любил его и приравнивал его к ненавистному советнику академической канцелярии Шумахеру. …Неприятности эти длились, однако, к счастью для Ломоносова, недолго, так как Блументрост скончался в Петербурге уже 27марта 1755года. После этого влияние Ломоносова установилось в прежней мере и сохранились данные о его участии в приглашении профессоров, о печатании его сочинений на счет Московского Университета и в университетской типографии, о заботах его о Московских студентах, приезжавших в Петербург, и так далее.

Из приведенных документов видно, какую выдающуюся роль играл М.В. Ломоносов при основании Московского Университета… Великий русский грамматик вверил Москве и ее Университету свою теорию литературного языка. Ломоносов говорил: «Словесные науки в России не дадут никогда прийти в упадок российскому слову. Как не быть ныне Вергилиям и Горациям? Великая Москва, ободренная пением нового Парнаса, веселится своим сим украшением и показывает оное всем городам российским, как вечный залог усердия к отечеству своего основателя, на которого бодрое попечение и усердное представительство твердую надежду полагают российские музы о высочайшем покровительстве»…

Благоговейно вспоминая дело Ломоносова, мы призываем на помощь свободному и широкому развитию русской литературы и русских университетов и те великие народные силы, которыми создан Ломоносов….

А.В. Половцов

i Блументрост Лаврентий Лаврентиевич (1692-1755) – лейб-медик Петра I, первый президент СПб Академии наук, куратор Императорского Московского университета.

www.journ.msu.ru

МГУ имени М. В. Ломоносова

Координаты: 55°42′11″ с. ш. 37°31′50″ в. д. / 55.703056° с. ш. 37.530556° в. д. (G)55.703056, 37.530556

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (МГУ) — ведущий и крупнейший вуз Москвы, центр отечественной науки и культуры, один из старейших университетов России. МГУ включает 9 научно-исследовательских институтов, 40 факультетов и более 300 кафедр. В Университете обучается более 36 тыс. студентов, около 4 тыс. аспирантов и 10 тыс. слушателей подготовительных отделений, итого, в общей сложности около 50 тыс.чел. На факультетах и в научно-исследовательских центрах работают 4 тыс. профессоров и преподавателей, около 5 тыс. научных сотрудников. Вспомогательный и обслуживающий персонал насчитывает примерно 15 тыс. человек. С 1992 года ректором МГУ является доктор физико-математических наук, академик Виктор Антонович Садовничий.

Университет сегодня

Главное здание МГУ

Первый учебный корпус МГУ

Здание МГУ на Моховой

В 2008 году МГУ занимает 70-е место в Академическом рейтинге университетов мира и 183-е место в мировом рейтинге университетов по версии Times Higher Education[1].

Университет имеет в своём распоряжении более 600 зданий и сооружений, включая Главное Здание на Ленинских (Воробьёвых) горах. Их общая площадь около 1 млн м². Только в Москве территория, занимаемая МГУ, составляет 205,7 га. Новая территория Университета, выделенная Правительством Москвы и составляющая 120 га, начиная с 2003 года активно застраивается. В 2005 году было построено грандиозное здание Интеллектуального Центра — Фундаментальной библиотеки. 1 сентября 2007 года мэр Москвы Ю. М. Лужков и ректор МГУ В. А. Садовничий торжественно открыли сразу два крупных и значимых для университета здания. Был открыт Первый учебный корпус МГУ на Ломоносовском проспекте, в который переехали три факультета: Исторический, Философский и Факультет государственного управления. Также было открыто два корпуса Медицинского центра, состоящего в общей сложности из 5 зданий, в которых разместятся: поликлиника, клиника со стационаром на 300 мест, аналитический и диагностический центры, а также учебный корпус факультета Фундаментальной медицины. Окончательное открытие состоялось 1 сентября 2008 года, в Медицинский центр должен переехать факультет Фундаментальной медицины. 23 января 2009 года состоялась торжественная церемония открытия 1-й части 3-го гуманитарного корпуса, в котором в ближайшее время будет размещен экономический факультет, 2-я, элипсоидная часть, для лекционных аудиторий, будет построена в ближайший год. Также в настоящее ведется строительство 4-го гуманитарного корпуса для юридического факультета.

Работают филиалы в Севастополе (Украина), Пущино, Черноголовке, Астане (Казахстан), Ташкенте (Узбекистан). С 1988 года функционировал филиал в Ульяновске, преобразованный в 1995 году в Ульяновский государственный университет. В феврале 2009 года состоялось торжественное открытие филиала МГУ в Баку. В церемонии закладки фундамента здания Бакинского филиала МГУ приняли участие президент Азербайджана Ильхам Алиев, ректор МГУ имени Ломоносова Виктор Садовничий, министр образования и науки России Андрей Фурсенко, ректор Бакинского филиала МГУ Наргиз Пашаева, первая леди Азербайджана, Посол Доброй Воли ООН Мехрибан Алиева.


При университете действуют:

Институты

История становления и развития Московского Университета

Основание Московского Университета в 1755 году

Создание университета было предложено Шуваловым и Ломоносовым. Декрет о создании университета был подписан императрицей Елизаветой Петровной 12 (23) января 1755 года. В память о дне подписания указа ежегодно 25 января в университете отмечается Татьянин день. Первые лекции в университете были прочитаны 26 апреля 1755 года.

Здание Московского Университета (слева) у Воскресенских ворот на Красной площади.
Гравюра нач. XIX века.

Фасад старого здания университета. Рис. О.Бове

Изначально университет располагался в здании Главной аптеки (бывший Земский приказ) на месте Государственного исторического музея на Красной площади. При Екатерине II университет переехал в здание на противоположной стороне Моховой улицы, построеное в период между 1782 и 1793 годами по проекту Матвея Казакова. Впоследствии, после Московского пожара 1812 года, здание было восстановлено архитектором Доменико Жилярди.

Московский Университет в XVIII веке

В XVIII столетии в составе университета были три факультета: факультет философии, факультет медицины, и факультет права. В 1812 году при университете был создан колледж для подготовки будущих студентов. В 1779 году Михаил Херасков основал Благородный пансион, преобразованный в гимназию в 1830 году. Университетская пресса была основана Николаем Ивановичем Новиковым в 1780-х годах. При университете издавалась наиболее популярная газета Российской империи — Московские ведомости.

Московский Университет в XIX веке

Университет в 1820 г.

В 1804 году медицинский факультет было разделён на клиническое (терапия), хирургическое отделение и отделение акушерства. В 1884—1897 годах медицинский факультет на частные пожертвования и при финансовой поддержке правительства построил современный медициснкий кампус длиной 1.6 км. на Девичьем Поле, между Садовым кольцом и Новодевичим монастырём. Здание было спроектировано Константином Михайловичем Быковским. Консультантами проекта были такие университетские доктора, как Николай Склифосовский и Фёдор Эрисман. Этот кампус и вообще медицинское образование были выведены из состава университета в 1918 году. В настоящее время на Девичьем поле располагаются Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова и другие государственные и частные институты.

Московский Университет в XX веке

Университетский кампус

Главное здание МГУ

Главное здание МГУ

Центральная часть (сектор «А») имеет 36 этажей. Здесь размещены ректорат и общеуниверситетские службы и организации, молодёжный совет, механико-математический, географический, геологический факультеты, музей землеведения, лаборатории и общеуниверситетские аудитории, библиотеки, предприятия питания.

От центральной части расходятся 18-этажные корпуса общежитий (сектора «Б» и «В») с башнями до 24-го этажа. От этих секторов, в свою очередь, расходятся 9-этажные сектора «Г», «Д», «Е» и «Ж», также занятые общежитиями и гостиницей. В боковых башенках («И», «К», «Л», «М») размещаются служебные квартиры профессоров и преподавателей.

Знаменитые выпускники

Среди выпускников университета есть лауреаты Нобелевской премии, лауреаты премии Филдса, крупные политики, в том числе руководители страны.

Недоучившиеся

  • Бальмонт, Константин Дмитриевич (отчислен в 1886 году из-за участия в студенческих волнениях).
  • Белинский, Виссарион Григорьевич (отчислен в 1832 году «по ограниченности способностей» и из-за «слабого здоровья»).
  • Буковский, Владимир Константинович (отчислен в 1961 году за антикоммунистическую деятельность).
  • Бухарин, Николай Иванович (исключён в 1911 году за участие в революционной деятельности).
  • Волошин, Максимилиан Александрович (исключён за подстрекательство к беспорядкам).
  • Королёва, Лидия Георгиевна (покинула университет в 1937 году).
  • Лермонтов, Михаил Юрьевич (ушёл в 1832 году, проучившись два курса).
  • Островский, Александр Николаевич (покинул университет в 1843 году).
  • Полозкова, Вера Николаевна
  • Потёмкин, Григорий Александрович (отчислен из гимназии университета в 1760 году «за леность и нехождение в классы»).

Названия Московского Университета

Награды Московского Университета:
Орден Ленина, Орден Трудового Красного Знамени, Орден Октябрьской Революции

Московский Университет до 1917 года именовался Императорским Московским университетом. Далее названия менялись следующим образом:

  • I-й Московский государственный университет (1917 — сентябрь 1930)
  • Московский государственный университет (сентябрь 1930 — 20 октября 1932)
  • Московский государственный университет имени М. Н. Покровского (20 октября 1932 — 11 ноября 1937)
  • Московский государственный университет (11 ноября 1937 — 7 мая 1940)
  • Московский ордена Ленина государственный университет имени М. В. Ломоносова (7 мая 1940 — 7 мая 1955)
  • Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственный университет имени М. В. Ломоносова (7 мая 1955 — 22 января 1980)
  • Московский ордена Ленина, ордена Октябрьской Революции и ордена Трудового Красного Знамени государственный университет имени М. В. Ломоносова (22 января 1980 — 1991)

С 1991 года полное название Университета официально употребляется без именования трёх его орденов — Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (МГУ имени М. В. Ломоносова/МГУ).

Примечания

См. также

Ссылки

Официальные ресурсы

Сообщества

Дополнительная информация

Факультеты Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова

 

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Легенды МГУ. Ломоносов и основание Московского Университета. : msu

Ломоносов.

Подборка университетских Мифов и Легенд про основание Московского Университета и про Михайло Васильича Ломоносова — основателя нашего Универа.

В чистоте лучины угасало
Жирное наваристое сало
И лишался света обитатель –
Рослый незадачливый читатель….

И не мог прочесть он даже
Строчки
В темноте густой
Немецкой ночки…

Рвал с досады платье и волосья!
Эх, — как давно,
Однако,
Это было!?! –
— Ведь это ж был Михайло Ломоносьев,
Всех наук — Первейшее светило!

(из студенческого фольклора)

Именно таким – высокорослым и упорным аскетичным увальнем, простоватым и добродушным, но несгибаемым в своем устремлении к Высшему Знанию, фанатиком Познания этого Мира, страдающим вплоть до рванья собственных волос от досады из-за невозможности прочесть современные ему научные книги и приблизиться к постижению Истины из-за наступившей темноты, — запечатлится в Вечности основатель нашего Универа Михайло Ломоносов в Легендах Московского и Марбургского Университетов.

Внимание, предупреждение: Информация, изложенная ниже в Легендах и Мифах, базируется на университетском фольклоре и может не соответствовать действительности!

Легенда 1-я.

Михаил Ломоносов приходит в Москву из Холмогор с рыбным обозом.

Пожалуй, самая известная Легенда Московского Университета, и даже не Легенда, почти что быль. На эту тему я уже писал, но как-нибудь обязательно перепишу подробнее с учетом поступивших дополнений.

http://zhivoi.livejournal.com/80829.html

Одна из самых базовых Легенд Московского Университета, из тех, на которых держится Мироздание. Если Вы имеете какое-то отношение к Московскому Университету и до сих пор не сталкивались с этой Легендой, то Вам следует серьезно задуматься в мировоззренческом плане, в правильном ли месте Вы находитесь?

Для остальных продолжу.

Легенда 2-я.

Ломоносов – сын Петра 1-го.

Легендами окутаны не только приход Ломоносова в Москву, его годы учебы в Германии и основание Московского Университета, но и само рождение основателя МГУ Михайло Васильевича Ломоносова.

Согласитесь, это довольно странно – никому не известный юноша из поморов (да еще и эдакая пародийно-великовозрастная детина, уже не очень юная, простоватая и без изысканных манер) приходит с Севера с обозом селедки в Москву, и, ни с того ни с сего, его начинают обучать разным наукам, посылают учиться в Германию за госсчет, а затем он становится ведущим ученым России ?!? Странновато для 18-го века, не правда ли?

В Легендах Московского Государственного Университета этому странному факту есть объяснение!

Говорят, что на самом деле Ломоносов – сын основателя Российской Империи и Великого Правителя России Петра Первого!

Если верить этой Легенде, то получилось там примерно так: во время Северной Войны Россия нуждалась в корабельном лесе и в навыках поморов, а также в поддержке русского Севера против шведов, так что то ли в 1709 то ли в 1710 году Петр Первый посетил Русский Север, и в том числе Холмогоры.

И, когда он посещал Холмогоры, то увидел мать Ломоносова. Это была высокорослая и прекрасная Русская Женщина Севера. Петр Петрый в нее влюбился, и им устраивали тайные свидания. Ну и вскрости после того, как результат этой тайной любви, в 1711 году родился и сам Ломоносов.

Об этом факте знали некоторые сподвижники Петра 1-го, так что, когда Михайло Ломоносов появился в Москве, то ему стали покровительствовать, возможно, надеясь использовать сына Петра в будущем в политических целях, но до этого не дошло.

Да и сам Ломоносов во многом похож на Петра – такой же высокрослый, огромный и сильный как черт, решительный и прямой, смелый и упорный как лось, если уж чего решил.

Так что, может он и вправду был сыном Петра 1-го, но кто ж теперь разберет?

Легенда 3-я.

Ломоносов обладал сверхъестественными способностями.

Впрочем, предыдущей Легенде в какой-то мере противоречит Легенда о том, что Ломоносов обладал сверхъестественными способностями и что он, в частности, чувствовал своего рода мистическую связь с собственным отцом-помором, нечто вроде телепатического контакта. Если эта Легенда верна, то, как мне кажется, это все-таки косвенный аргумент в пользу родства с собственным отцом-помором, впрочем, может это и не аргумент вовсе, кто ж его разберет – Мистика – сфера тонкая!

Так вот, рассказывают, что, когда Ломоносов уже учился в Германии, то его отец отправился в очередной раз с поморами на рыбалку на огромной лодке под парусом, около какого-то мыса они попали то ли в бурю то ли в сильное течение, в итоге не справились с управлением, налетели на скалы, и много поморов тогда погибло, в том числе и официальный папа Михаила Ломоносова (не Петр Первый!).

И, вот ведь Мистика, но Ломоносов, хоть и был в это времени в Германии за тысячи миль от родного Поморья, в эти самые минуты, когда папа его умирал, почувствовал эту трагедию и даже видел все в своем Видении – и место крушения, и бурю, и погибающих людей, и в точности знал, где, как и когда отец его погиб.

И лишь через несколько месяцев до него дошли письма из России, в которых сообщались о трагической гибели отца, о чем он, впрочем, уже и так знал!

Легенда 4-я. Невероятно скормная жизнь Ломоносова в Марбурге.

Эту Легенду, наверное, все знают, тем не менее, приведу ее для полноты картины.

Говорят, что в Германии Ломоносов был стеснен в средствах и жил потому невероятно бедно – питался он одним хлебом и квасом, и умудрялся жить, в переводе на русские деньги, всего на полторы копейки в день – покупал на пол-копейки хлеба, на пол-копейки квасу, на пол-копейки чернил, съедал хлеб, выпивал квас и учился, учился, учился! Впрочем, иногда эту историю рассказывают также про его жизнь в Москве, а не в Марбурге.

Легенда 5-я. Альтернативня версия, противоречащая предыдущей Легенде. Живя в Марбурге, Ломоносов активно участвует в кутежах и пьяных драках.

Впрочем, этой Легенде противоречат Марбургско-МГУшные истории о том, что все там было не совсем так, Ломносов, конечно, был очень умным парнем, но широкой разгульной души человек, а куда ж русскому человеку без этого!

Учился он очень много, но не забывал и о культурном досуге – частенько с другими русскими студентами участвовал в попойках и пьяных драках. Бойцом он был великолепным, как и его друзья, так что русских студентов в Марбурге все знали и побаивались.

В некоторых версиях Легенды говорится, что за это его и выгнали из Марбурга.

В этой связи историю про его скромную жизнь на полторы копейки в день пересказывают по-другому:

Якобы, спустя много лет немолодого уже Ломоносова юные студенты, восхищенные его Жизненным Подвигом, восторжено спросили о том, правда ли, что он в молодости жил всего на полторы копейки в день: покупал на пол-копейки хлеба, на пол-копейки квасу, на пол-копейки чернил……

На что он ответил ностальгически: «Ооооо, да! Как сейчас, это помню….. Вот купишь, бывало, на пол-копейки хлеба, на пол-копейки квасу, на пол-копейки чернил…. все это вместе тщательно перемешать, добавить дрожжей и сахара, поставить в теплое место и дать настояться! УУУууух! Сила!»

Впрочем, это уже, конечно, анекдот, а не Легенда, и тут мы немного отклонились от темы…

Легенда 6-я. Ломоносов находит свою Любовь, исходя из соображений экономии дополнительных полчаса на занятия наукой.

Вернемся, однако, назад к более официозной версии о том, что Ломоносов был прекрасным и дисциплинированным студентом и все свое время тратил на науку.

Одна из МГУ-шно-Марбургских Легенд про Михайло Васьевича гласит, что, как это ни парадоксально звучит, но Любовь своей жизни – немецкую девушку по имени Лисхен, он нашел или, вернее даже, обрел…. из-за того, что пытался съэкономить немного дополнительного времени!

В те времена Ломоносов, повторюсь, жил бедно, но несмотря на постоянный голод и нищенствование, постоянно учился в Университете либо проводил свое время за научными исследованиями и чтением книг. Тем не менее, — организм молодой, могучий, бурлящий энергией, потенция гигантская, и, так сказать, Матушка-Природа своего требовала! Однажды Ломоносову пришлось серьезно задуматься над решением Полового Вопроса, так как эта постоянная неудовлетворенность отвлекала его от занятий Наукой, и это уже невыносимо мешало делу.

Но тут перед ним встала очевидная проблема – девушки, — они ведь такие, — требуют внимания, времени и тп…. Вот заведешь себе девушку — этак ведь придется ходить на свидания, тратить каждый день туда-обратно по полчаса и более до центра Города, гулять по Городу и тп…. Это ж сколько времени пропадет, которое можно было бы потратить ан Науку! Нет, так не пойдет!

Каждый, кто учился в МГУ и хотел стать настоящим ученым, хорошо поймет, о чем тут речь, примерно так рассуждал и молодой Ломоносов, ситуация казалась безысходной, но тут он вдруг обратил внимание на дочку собственной квартирной хозяйки! А что? Пусть и не писаная красавица, зато человек хороший, многого не требует, а главное – всегда под боком, никаких свиданий назначать не надо, не надо тащться в центр Города и ждать, досточно пойти в соседнюю комнату и попытаться договориться… Это ж сколько времени можно съэкономить для занятий учебой и Наукой! Окрыленный такой гениальной идеей, Михайло сразу же стал подкатывать к дочке квартирной хозяйки, которую, впрочем, уговаривать долго не пришлось, — ну какая женщина в здравом уме откажет такому Легендарному Красавцу, Богатырю и Гениальному Мыслителю, каким был наш Михайло Ломоносов?!? Нету таких!

Потом получилась так, что Ломоносова из Марбурга выгнали, в Европе началась большая война, он долго скитался по разным странам, попадал в смертельно опасные приключения, добрался-таки до России, где ему тому пришлось непросто, и, уже став знаменитым ученым, не забыл о симпатичной и дружелюбной подружке своей молодости – привез повзровлевшую уже Лисхен в Россию, и, несмотря на всякие политические и религиозные препоны, настоял на своем и женился-таки на этой женщине! Она стала ему хорошей женой и душевной подругой Жизни до конца жизни, поддерживая его во всяких непростых жизненных перепитиях

Удивительные штуки иногда вытворяет с человеком Любовь!

Легенда 7-я. Ломоносов служит в Личной Гвардии Фридриха Великого.

После того, как Ломоносова выгнали из Марбурга, он превратился в бродячего студента и поучился еще в других местах в Германии, но потом решил вернуться в Россию. В Европе тем временем начались войны, и в частности, вовсю залютовал великий прусский полководец Фридрих Великий.

Ломоносов долго бродяжничал по разным государствам (это было еще до объединеения Германии), стараясь двигаться на Восток в сторону России.

Говорят, однажды он попал на территорию, оккупированную Фридрихом Великим. Прикинуться «ветошью» не удалось – завидев такого огромного и сильного молодца, венные рекруты Фридриха Великого забрали его ….. в самые суперэлитные спецвойска того времени – в Личную Гвардию Фридриха Великого. Ломоносов не стал упрямничать и акцентировать внимание пруссаков на том, что он русский (а с Россией у Пруссии тогда были плохие отношения), и пошел служить в личную гвардию Фридриха.

В какой-то момент, дигаясь вместе с действующей армией, он подобрался ближе к России, сбежал и, старясь двигаться по ночам и тайком, добрался-таки до России.

Так что Великому Нашему Ученому и Поэту помимо других многочисленных приключений в его бурной и насыщенной жизни удалось как бы между прочим побывать также крутейшим спецназовцем одного из элитнейших военных подразделений той эпохи.

Легенда 8-я. Дарую Вас, Матушка, Университетом!

Легендарная история про непростые взаимоотношения Ломоносова и Графа Татищева во время основания Московского Университета.

Хотя решающую роль в основании нашего Университета сыграли Её Величество Елизавета Великая и Великий Гений Земли Русской Михайло Васильевич Ломоносов, была в этом еще одна важная персона, сыгравшую роль, может быть, не столь значимую, но зато весьма символическую и во многом определившую образ нашего Универа и студенческие традиции России на века. Так, по крайней мере, получаться, если верить Легендам МГУ.

Так вот, а звали того человека Граф Татищев. Он был вхож в придворные круги, часто общался с Елизаветой, вместе с Ломоносовым разрабатывал проект Московского Университета и осуществлял своего рода великосветскиий патронаж, и, как бы сейчас сказали, пиар этого, весьма инновационного по тем временам, проекта.

Так вот, и, если верить Легенде, получилось так, что Ломоносов давно уже разработал и расписал Проект в подробностях, и основать МГУ могли бы еще в 1754 году, но Граф Татищев чего-то затянул свою часть работы, и дело пришлось перенести на начало 1755-го. В итоге он принес проект на подпись Елизавете в Татьянин День, 25 Января 1755-го года.

Поговаривают, что дело тут было вовсе не в медлительности Графа Татищева, а затянул он проект вполне сознательно. Если верить данной Легенде, то Граф был замечательным сыном, он очень любил свою маму, а маму его звали Татьяна (по другой версии Легенды, она еще и родилась в Татьянин День!). И, как любящий сын, он хотел сделать своей маме незабываемый подарок на День Ангела (по другой версии – на День Рождения). Поэтому он и затянул подписание проекта основания Московского Университета специально на Татьянин День.

По Легенде, вечером того дня, придя на празднование к своей маме, он подал ей копию Указа об основании Московского Университета со словами: «Дарую Вас, Матушка, Университетом!

Миф о Втором Присшествии Ломоносова.

Среди поверий Московского и Марбургского Университетов приходилось слышать такой Миф.

Говорят, что будет Второе Присшествие Ломоносова, которое сильно перевернет Мир!

Приход Михайло Ломоносова в этот мир серьезно изменил геополитическую обстановку на планете, окончательно (после нескольких десятилетий активной и решительной деятельности Петра Первого) превратив Россию в серьезную научно-техническую державу, создав институт самовоспроизводства русской научной и технологической элиты в лице Московского Университета. Научная, идустриальная и военая мощь России прирастали, достигнув своего пика во времена СССР, явившего миру невиданные доселе успехи интеллектуально-технического плана: преобразование природы, выход Человечества в Космос, создание высокоразвитой цивилизации с достойным уровнем жизни в регионах с совершенно дичайшим климатом, победу над многими заболеваниями, высочайший уровень образования и массового интереса к науке и технике.

Сейчас, спустя 20 лет после коллапса Советского Союза, увы, приходится признать, что тенденции стали как раз обратны: русская наука стремительно деградирует, образовательный потенциал РФ диффузно размывается и падает, а талантливые молодые люди мечтают не о космических путешествиях и уставленных колбами лабораториях, а о том, как бы попасть на должность с хорошей взяткоемкомстью и распилить «поток». При демократах наука в России превратилась в деятельность для маргиналов и фанатиков, и долго удастся ли ей удержаться в таком качестве, пока не понятно!

Неужели всё окончательно потеряно?!? Неужели это так? Неужели Россия и русская наука окончательно канут в Лету!?!

Нет! Есть еще Надежда на спасение русской науки и на Спасение России как высокотехнологеской страны! – Ибо вскоре придет в этот мир Второй Ломоносов!

Что это будет за человек и как его распознать?

Верьте, человек этот обязательно придет, а отличитеьные черты Ломоносова Второго Присшествия будут такие:

1) Он должен быть русским
2) Он должен быть огромного роста, 2 метра примерно!
3) Он должен быть из провинции, из глубин русского народа,
4) С юности он должен проявить изумительную тягу к науке.
5) Он должет иметь непосредственное отношение к Московскому Университету – учиться, рабртать либо стажироваться в МГУ.
6) Он должен иметь непосредственное отношение к Марбурскому Универстету – учиться, стажироваться либо работать в Университетпе Марбурга.
7) Из Марбурга его должны выгнать.
8) Он долженпоплутать по Германии и вообще много времени провести за границей.
9) Он должн послужить в Бундесфере либо в каких-то немецких спецвойсках
10) Он должен влюбиться в немку по имени Лисхен, пртащить ее в Россию и на ней жениться

И, когда «Второй Ломоносов» вернется в Россию, наука и образование в России возродятся из Пепла, Здравый смысл восторжествует, а Россия вновь станет Великой научной и технологической Державой.

Миф об ожившем Каменном Ломоносове.

В верованиях Московского Университета есть еще такой Миф. Говорят, что Каменный памятник Михаилу Васильевичу Ломоносову преред входом в ГЗ однажды оживет, сойдет в пьедестала, зашагает в сторону Ломоносовского Проспекта, пересечет его и пойдет дальше, на новую, строющуюся территорию Московского Университета.

К памятнику Ломоносову часто приходят студенты отметить свой выпускной. Так вот, «Ломоносов» оживет тогда, когда среди получивших диплом МГУ к нему попрощаться с Универом придет окончившая МГУ девственница.

Злые языки поговаривают, что девственницы МГУ уже заканчивали, а Ломоносов так и не ожил, так это или нет – неизвестно, так как проверить данную информацию не представялется возможным в виду ее полной деликатности и конфиденциальности.

Опубликовано в Сообществах

МГУ

http://community.livejournal.com/msu

Университеты Мира

http://community.livejournal.com/world_univers/profile

Легенды МГУ

http://community.livejournal.com/msu_legends/

Русской Городской Легенды

http://community.livejournal.com/urban_legend_ru/profile

Городских Легенд и фотографий

http://community.livejournal.com/ru_urban_legend/profile

Фольклора

http://community.livejournal.com/ru_folklore/profile

и

Постфольклор

http://community.livejournal.com/postfolklore/profile

msu.livejournal.com

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *