Аргумент из литературы
Аргументы из литературы к сочинению ЕГЭ 2019. Изменение критериев оценивания аргументации в сочинении ЕГЭ по русскому 2019
В сочинении ЕГЭ изменились требования к аргументации. Теперь не обязательно приводить два аргумента, подтверждающих вашу позицию. Достаточно обосновать ее. Однако никто не запрещает Вам, как и в прошлые годы, строить свое обоснование(аргументацию) на основе литературы.
Как правильно приводить литературный аргумент?
1) Аргумент должен быть исчерпывающим, не должен представлять собой пересказ сюжета. Следует провести анализ ситуации и героя.
2) Аргумент должен доказывать конкретную позицию. То есть если ваша позиция звучит так: «Нужно бережно относиться к природе, потому что она дает человеку жизнь и только благодаря ей человек может существовать», то в аргументе можно показать:
а) героя произведения или просто ситуацию, при которой очевидно небрежное отношение к природе вредит самому человеку.
б) героя или ситуацию, в которой мы видим, как герой поистине бережно относится к природе, пользуется ее дарами, живет, благодаря природу за все дары.
*Не подойдет аргумент, в которой просто говорится о человеке и природе, (например, восторженные описания природы под авторством Пришвина) или аргумент, в котором герой плохо относится к природе без всяких последствий.
3) Аргумент должен включать в себя микровывод. Необходимо подытожить, к чему вел этот аргумент, что вы доказывали.
Если вы прочитали много:
1) Разберите произведения, которые вы хорошо знаете, подумайте, какие позиции могут доказывать поступки героев и ситуации, описанные в произведении.
2) Убедитесь, что вы хорошо помните название произведения, его автора и имени героев.
3) Учтите, в классической русской литературе, а именно в школьной программе, встречаются не все проблемы, которые могут попасться вам на экзамене. Например, сложно будет писать сочинение по проблеме компьютеризации, основываясь только лишь на произведениях Пушкина, Толстого, Лермонтова и т.д. Тут необходимы новые произведения, написанные гораздо позже.
4) Читайте зарубежную литературу. Можно использовать и произведения современных авторов.
Рекомендуем ознакомиться с оптимальным списк
rustutors.ru
это ПРО 100 : Литературный аргумент в задании 25
Оценка по критерию «Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме» – от 1 до 3 баллов. Максимум баллов (3) ставится за два аргумента в том случае, если первый из них взят из художественной, научной литературы или публицистики (2 балла), второй же независимо от источника оценивается 1 баллом. Если оба аргумента не имеют конкретных литературных источников, ученик получит 2 балла (по 1 баллу за каждый). Если экзаменуемый привел только один аргумент, он может получить от 1 до 2 баллов. Отсутствие аргументов оценивается 0 баллов.
Больше двух аргументов приводить не имеет смысла. Дополнительных баллов они не принесут, поскольку эксперты их учитывать не будут (по условиям задания оцениваются только первые два аргумента).
Правило целесообразности
Необходимо помнить, что любой приводимый пример нужен не сам по себе, а как довод, либо показывающий важность и значимость позиции автора исходного текста (в случае, когда вы с ним согласны), либо подтверждающий вашу позицию (если она не совпадает с позицией автора).
В любом случае аргумент не должен дублировать ситуацию, описанную в исходном тексте, и должен завершаться вашим выводом.
Баллы за литературный вкус
Что же такое литературный аргумент? Трактовка этого понятия в случае с ЕГЭ по русскому языку несколько отличается от широкого представления о литературе как о письменном авторском тексте.
Скажем, тексты таких популярных жанров, как авторская песня или авторская притча, будут оценены скорее всего одним баллом – как и фольклорные произведения (сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни и т. д.).
То же касается и примеров из современной массовой литературы – от Д. Донцовой до Б. Акунина. Хотя исследователи в области социологии чтения считают, что «результат» чтения не всегда напрямую связан с качеством текста и что к серьезным размышлениям можно прийти от чтива любого уровня, на литературные примеры в С1 это не распространяется.
Эксперты – люди разные, поэтому за апелляцию в сочинении к романам о Гарри Поттере вы можете получить как 2, так и 1 балл. Элемент субъективности в оценке неизбежен, и это надо иметь в виду.
Разработчики ЕГЭ исходят из предположения, что привлекаемые для аргументации литературные источники напрямую демонстрируют читательский уровень выпускника, поэтому наиболее надежным, признанным и авторитетным вариантом является русская классика, а затем – западноевропейская, входящая в школьную программу (Сервантес, Шекспир и др.). Аргументы из публицистической и научной литературы принимаются – но лишь в том случае, если автор сочинения указывает конкретный источник информации (газета, журнал, учебник…).
Имейте в виду, что использование классики при аргументации насущных проблем требует осторожности. Иначе легко оказаться на месте автора следующей фразы: «К сожалению, в мире падает интерес к образованию. В современной литературе есть пример на эту тему – “Недоросль” Фонвизина».
Если вы не книгочеи
К сожалению, многие выпускники читают мало и даже то, что читают, быстро выбрасывают из головы как неактуальное. Что делать в таком случае?
Первый вариант – не приводить литературный пример, сосредоточившись на аргументах другого типа. Вовсе не обязательно делать ставку на литературу, если вы в ней не сильны. Дополнительный балл – приобретение невеликое, а потерять на некорректной аргументации можно больше (за ошибки по критериям «Соблюдение фактологической точности в фоновом материале», «Соблюдение этических норм», «Соблюдение языковых норм» эксперты снимут до 4 баллов; об орфографии и пунктуации уж не говорю). В то же время высказывания ученых из интересующей вас области знания, известные вам статистические данные, законы природы, примеры из мира животных, пословицы и поговорки, интересные случаи из частной и общественной жизни могут быть удачными примерами, если они базируются на вашем твердом знании.
Второй вариант – заранее потратить некоторое время на изучение текстов, которые могут быть использованы для аргументации. Большинство педагогов рекомендуют в качестве опорных такие произведения, как «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Капитанская дочка» и «Медный всадник» А. С. Пушкина, «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери, рассказы А. П. Чехова. Могут быть и другие варианты. Например, один из моих учеников успешно использовал в качестве базового источника аргументации «Собачье сердце» М. А. Булгакова: этот текст он знал досконально.
Изобретать ли велосипед
Особо хочу предостеречь вас от приписок. Достаточно банальный прием – попытка выдумать литературный пример самому. «Не могут же эксперты знать всё!» – думает смекалистый ученик и сочиняет несуществующую книгу несуществующего автора. Вот только никаких бонусов хитрость не приносит. Наоборот, экзаменуемый напрашивается на снижение балла по критерию «Соблюдение фактологической точности в фоновом материале». Эксперт, взрослый человек с высшим филологическим образованием, в случае сомнения в достоверности текста имеет право это сделать. Если выпускник решит оспорить справедливость решения, ему придется предъявить на апелляции текст использованного произведения.
Напротив, многие выпускники в поисках подходящей цитаты изучают сборники афоризмов. Это удачный ход – но лишь в том случае, если в книге указан первоисточник (как, например, в «Крылатых словах» Н. С. Ашукина и М. Г. Ашукиной или в «Словаре современных цитат» К. В. Душенко). Фраза «ниоткуда», даже употребленная к месту, принесет вам стандартный 1 балл.
Часто выпускники пытаются минимизировать усилия по работе с аргументами и обращаются к готовым подборкам, которые широко распространены в Сети. Это книга В. Н. Александрова и О. И. Александровой «Энциклопедия аргументов», электронный учебник О. В. Волковой и Я. В. Алексеевой «ЕГЭ по русскому языку – без ошибок», а также сводная таблица неизвестного автора «Типичные проблемы текстов, предлагаемых для анализа на ЕГЭ». Подобные материалы могут быть неплохим подспорьем в подготовке к написанию сочинения, однако автоматически переписывать фразы из этих источников не следует. Хотите использовать пример – загляните в первоисточник и переформулируйте мысль своими словами.
Не повторяйте чужих ошибок
К сожалению, многие учащиеся пренебрегают правилом «Доверяй, но проверяй». В результате уже который год эксперты читают в сочинениях до боли знакомые фразы о том, как в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» «отец любимой руководит избиением шпицрутенами солдата», как в «Муму» И. С. Тургенева барыня «самодурно решает судьбы вверенных её судьбой людей», как жизнь Онегина «превратилась в безрадостное существование без слез, без жизни, без любви» и как в романе «Георгия Владимирова» «Генерал и его армия» «генерал Гудариан», сидя в Ясной Поляне в кабинете Толстого, размышляет над поступками героев «Войны и мира». Читают – и снижают ученику баллы по критерию «Соблюдение языковых норм» в первых двух случаях и по критерию «Соблюдение фактологической точности» – в третьем и четвертом (фраза «без слез, без жизни, без любви» совсем не из «Евгения Онегина»; фамилия автора романа «Генерал и его армия» – Владимов, а военачальника – Гудериан).
Итак, продумайте стратегию вашей аргументации. Чем лучше вы знаете материал, тем больше будет доверия к вашему мнению и тем более высокий балл вы получите.
Успехов на ЕГЭ!
Татьяна Воронцова,
кандидат филологических наук
Источник: Абитуриент
egepro100.blogspot.com
Банк аргументов из художественной и публицистической литературы
Как правильно понять исходный текст
Текст
1. О чем? ( Ты увидишь тему.)
2. Какие вопросы рассматривает автор? (Ты найдешь проблемы.)
3. Над каким вопросом автор рассуждает больше всего?
(Ты найдешь основную проблему текста.)
4. Зачем автор написал текст? (Ты определишь цель.)
5. Как автору удалось помочь тебе определить цель?
(Вот здесь ты увидишь роль языковых средств.)
6. Почему были использованы именно эти языковые средства?
7. Как сам автор отвечает на поставленные вопросы (проблемы)?
(Это поможет тебе понять авторскую позицию.)
Проблема, рассматриваемая автором, может быть
Общественно значимой
Социальной
Философской
Политической
Идеологической
Нравственной
Межнациональной
Морально-этической
Злободневной
Животрепещущей
Актуальной
Насущной
Острой
Важной
Серьезной
Острой
Спорной
Основной
Глубокой
Назревшей
Наболевшей
Первоочередной
Главной
Сложной и т.п.
Проблема может заставить читателя
— глубоко задуматься
— серьезно размышлять
— рассуждать вместе с автором
— лучше понять себя и окружающих (трагизм происходящего; красоту мира, природы, человека и т.п.)
— серьезнее относиться к …
— переосмыслить свое отношение к …
— по-иному посмотреть на …
— поделиться мыслями о …
— оценить истинный масштаб чего-либо
— открыто выразить свое отношение к …
— оценить собственную позицию
— заняться самовоспитанием и т.п.
— с горечью понять, что …
— заняться ее глубоким изучением
Автор может
— посвящать свою статью …
— эмоционально воздействовать на читателя
— делать читателя своим союзником
— образно воссоздать картину происходящего
— передать глубину проблем
— раскрыть сущность поставленных проблем
— заставить читателя задуматься над проблемой
— подчеркнуть остроту поставленной проблемы
— видеть глубину и актуальность поставленных проблем
— обращаться к традициям русской литературы (жизни и т.д.)
— пытаться понять, почему …
— выражать мнение большинства
— ставить ряд нравственных вопросов, требующих незамедлительного ответа
— приглашать к разговору о непростых проблемах нашей жизни
— говорить с тревогой о наболевших проблемах
— писать интересно и ново о старых проблемах
— призывать читателя к …
— «глаголом жечь сердца людей»
— открыто заявить о своей гражданской позиции
— стараться объяснить, почему …
— поднять в статье проблему, которая кажется ему наиболее интересной
— заставить переоценить отношение к …
— приглашать читателя к разговору о …
— убедительно доказывать, используя конкретные примеры
Авторская позиция может быть выражена
1. Четко и прямо :
В названии текста.
В отдельных предложениях текста.
Через ряд аргументов.
2. Через модальный план текста:
Риторические вопросы.
Риторические восклицания.
Порядок слов.
Оценочную лексику.
Лексические повторы.
Вводные слова.
Модальные частицы.
Языковые средства выразительности могут
1. Отражать
— позицию автора
— авторское отношение к чему-либо
— реальную картину происходящего
— авторское чувство (гнев, радость, горечь, восхищение).
2. Передавать
— эмоциональное состояние автора
— глубокую заинтересованность
— красоту мира (слова, природы и т.п.)
— ощущение радости жизни (тревоги, боль и т.п.)
3. Делать
— авторскую мысль более точной (полной, убедительной, наглядной)
— текст динамичным, выразительным
— выводы убедительными
— авторскую речь живой
4. Подчеркивать
— открытость чувств автора
— контрастность изображаемых явлений
— трагизм происходящего
— особое отношение автора к …
— типичность подобных явлений
— основную мысль
5. Помочь автору
— эмоционально воздействовать на читателя
— усилить положительное или отрицательное отношение
— образно воссоздать (описать) картину происходящего
— заинтересовать читателя
— эмоционально рассказать о герое ( о своем впечатлении и т.п.)
multiurok.ru
Аргументы «Смелость и трусость». К итоговому сочинению | Автор: «ЛвШ» | Просмотров: 12692 |
Аргументы «Цели и средства». К итоговому сочинению | Автор: «ЛвШ» | Просмотров: 18950 |
Аргументы «Равнодушие и отзывчивость». К итоговому сочинению | Автор: «ЛвШ» | Просмотров: 42895 |
Аргументы «Верность и измена». К итоговому сочинению | Автор: «ЛвШ» | Просмотров: 27059 |
Проблема раннего взросления на войне. Аргументы к сочинению ЕГЭ | Автор: «ЛвШ» | Просмотров: 69882 |
Проблема выбора профессии. Аргументы к сочинению ЕГЭ | Автор: «ЛвШ» | Просмотров: 73117 |
Проблема милосердия. Аргументы к сочинению ЕГЭ | Автор: «ЛвШ» | Просмотров: 39160 |
Проблема быстротечности времени. Аргументы к сочинению ЕГЭ | Автор: «ЛвШ» | Просмотров: 31158 |
Проблема природы гениальности. Аргументы к сочинению ЕГЭ | Автор: «ЛвШ» | Просмотров: 58775 |
Проблема стойкости человека в жизни. Аргументы к сочинению ЕГЭ | Автор: «ЛвШ» | Просмотров: 35529 |
litera.su
Литературные_аргументы
Литературные аргументы (25 задание ЕГЭ по русскому языку)
Скрипка Татьяна Владимировна, кандидат филологических наук, учитель русского языка и литературы ГКОУ РО общеобразовательный лицейинтернат «Педагогический», автор учебнометодических пособий издательства «ЛЕГИОН»
Проблема мастерства, настоящего искусства и псевдокультуры (текст Л.Мозгового)
Образец аргументации:
В качестве подтверждения своей точки зрения хочу вспомнить булгаковского мастера, который жил и творил в эпоху торжества пошлости и бездарности. Иван Бездомный, поэт-безбожник,отказался от своей поэмы о Христе, а его покровитель Берлиоз получил достойное воздаяние за неверие. М. А. Булгаков в своем знаменитом романе высмеял литераторов МАССОЛИТа,которые превратились в штампованных прозаиков и критиков, а искусство сделали производственным процессом.
Цену поэтическоговдохновенья знали А. С. Пушкин и М.Ю.Лермонтов, А. А. Ахматова и Б. Л. Пастернак, который писал:
Цель творчества – самоотдача, А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех.
Проблема культуры и цивилизации (текст В.Солоухина)
Автор вопрошает: как тяга к красоте, культ цветов может сочетатьсяу нас с грязью в подъездах?
«Мир спасет красота». С этой фразы начинаетсяразговор о творчестве Ф.М. Достоевского.Вопрос:какая красота? Конечно же, духовная. Ее
носителями являются героини многих романов писателя: Настасья
Филипповна, Сонечка, Дунечка, Настенька и другие.
Л. Н. Толстой в романе «Воскресение»,осуждая современную цивилизацию, говорит, что жители собрались в городе как будто для того, чтобы забивать камнями землю, дымить каменным углем и нефтью,
выгонять из него всех животных и птиц. Однако классик утверждает и
возможность возвращения заблудших душ к нравственным первоосновам. А. П. Чехов писал: «Правда и красота всегдасоставляли главное в
человеческойжизни и вообще на земле». Нет смысла оспаривать эту мудрую мысль.
Проблема истинного и ложного,
поверхностного знания, ведущего к неверному толкованию мыслей великих
(текст Г. Смирнова)
Публицист осуждает плоды новой русской образованщины. Вспомним мнимое обучение господина Журдена – героя комедии
французского драматурга Мольера «Мещанин во дворянстве», который с удивлением обнаруживает, что всю жизнь говорил прозой, берет уроки танцев и этикета. Однако все усилия сделать его более культурным человеком пропадают даром.
Вопиющим представляется невежество героя «Недоросля» Д.И. Фонвизина Митрофанушки, который из грамматики знает только «существительна» и «прилагательна», но не умеет их различать.
Просвещение и книги бранят в московских гостиных герои «Горя от ума» А.С.Грибоедова.
Автор «Евгения Онегина» с легкой иронией замечает: Мы все учились понемногу Чему-нибудьикак-нибудь…
И все же поверхностное образование позволяет Онегину судить об экономической системе страны, читать древних авторов, иметь представление о европейской истории и словесности.
Проблема значения науки в нашей жизни (текст В.Харченко)
Автор статьи уверенно заявляет, что занятия наукой не только приносят материальные плоды и доставляют удовольствие, но помогают пережить трудности, беды.
Действительно, мы можем привести немало примеров того, как наука помогла ученым-генетикамвыстоять в годы сталинских репрессий. Мощная фигураТимофеева-Ресовскогов романе Д. Гранина «Зубр» – пример человека, не сломленного жизненными испытаниями. Также вспоминаются герои произведения В. Дудинцева «Белые одежды» Дёжкин, Стригалёв, Посошков, которые, будучи настоящимиисследователями-биологами,сохраняют достоинство ученого в жестокий ХХ век. Со страстью генетики служат они науке, открывают тайны природы, и в этом заключается высшее оправдание их жизни.
Проблема роли поэта – носителя гениального сознания – в жизни общества (текст Е. Винокурова)
Поэт, как сейсмограф, компас общества, передает колебания эпохи. По нему мы определяем пути истории, силу ее подземных толчков. С. А. Есенин является идеальным инструментом для определения социальной и политической температуры, обнаженной совестью нации.
Как пророческий дар оценивали талант поэта А. С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов. О высоком общественном назначении стихотворца писал Н. А. Некрасов. Тайну поэтического труда воспели А. А. Ахматова и Б. Л. Пастернак.
Н. Матвеева верно сказала в своем стихотворении:
Когда потеряют значенье слова и предметы, На землю, для их обновленья, приходят поэты,
Их тоска над разгадкою скверных, проклятых вопросов — Это каторжный труд суеверных старинных матросов, Спасающих старую шхуну Земли.
Проблема роли науки в нашем обществе. Значение образования в формировании мировоззрения. Духовное удовлетворение, которое дает нам наука (текст А. Ф. Лосева)
Автор публицистической заметки убежден, что те знания, которые мы получаем в течение жизни, способствуют формированию в нас личности. Однако есть еще высокое наслаждение, которое, помимо материальных плодов и выгод, мы получаем от занятий науками.
В качестве литературных аргументов, подтверждающих значимость образования и науки в жизни каждого человека в частности и общества в целом, приведем примеры из классики. Еще М. В. Ломоносов в век Просвещения писал:
Науки юношей питают, Отраду старым подают,
Всчастливой жизни украшают,
Внесчастной случай берегут…
Оневежестве дворян сокрушались герои «Недоросля» Д. И. Фонвизина Правдин и Стародум. О пользе наук в своих пламенных монологах говорил герой комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» Чацкий.
Проблема роли книги в жизни человека, ее бессмертия, нравственного подвига человека. (текст В. Г. Лидина ).
Автор утверждает, что книга спасала человеческие души в условиях фашизма.
В романе Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту» в будущем мире пожарные сжигают признанные вредными книги, их заменяют «говорящие стены». Но уцелевшие после ядерной войны люди в лесах сохраняют знания, превращаясь в живые книги – они заучивают содержание произведений наизусть.
Проблема нравственного подвига человека в период Великой Отечественной войны поднимается в повести В. Быкова «Обелиск». Учитель Алесь Мороз продолжаетпри фашистском режиме учить детей. «Не будем учить мы, будут оболваниватьони», — заявляет герой, разделивший со своими учениками смерть.
Проблема трудности читательского выбора. Массовая литература («чтиво») и истинная, «живая» книга (текст В. Иванова)
Несмотря на засилье массовой литературы в наше время, вместе с В. Ивановым я убежденно заявляю: «Живая книга чудом пробивается к читателю. И диктат рынка ей не слишком большая помеха». «Человек узнает из книг то, что он уже знал о себе, но не знал, что знает».
Конечно, роль художественной литературы в жизни человека нельзя переоценить. М.Горький писал: «Всем хорошим во мне я обязан книгам». По кругу чтения мы, обычно, судим о человеке. Нам важно, какие книги являются для него настольными, на что он обращает внимание в книжном магазине.
Вспомним, какое значение мы придавали тому, что читали литературные герои. Так, пушкинская Татьяна Ларина была поклонницей французских романов, в годы Гражданской войны Елена Турбина из «Белой гвардии» М. А. Булгакова читала «Господина из СанФранциско», а лирическая героиня стихотворения М. И. Цветаевой «Книги в красном переплете» восхищалась произведениями Марка Твена.
Проблема качества книг. Деградация нации как следствие деградации искусства слова (текст Г. Измайлова)
Автор текста всерьез обеспокоен тем, что реклама книжной продукции осуществляется с помощью слогана: «Отправь голову в отпуск!» Поглощение так называемого «чтива» может привести к тому, что мы будем жить в «безголовой России».
Вопрос о том, что такое настоящая литература и подделка под нее стоял остро в каждую эпоху. Конечно, есть беллетристика, которую можно читать для развлечения. Но, естественно, при этом должна развиваться серьезная художественная литература, освещающая философские, нравственные проблемы.
Когда-тофранцузские романы, которые читала Т. Ларина, считались легкомысленной литературой, теперь многие из них стали классикой. Сейчас появилось много произведений массовой литературы: детективов, дамских романов, фэнтези. Среди них есть немало низкопробной продукции. Однако, безусловно, встречаются и качественные, интересные.
Кнут Гамсун писал: «Модная литература…. чужда моей душе и моему уму. Я ее не принимаю и чувствую, что она унижает литературу, которой отдано мое сердце, – литературу сугубо духовного плана, пред которой я мысленно преклоняю колени».
studfiles.net
Почему в сочинении по русскому стоит (и можно) использовать аргументы из сериалов
По школам ходит легенда, что аргументировать свою позицию можно только примерами из художественной литературы. Это неправда. Основатели курсов по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ LUDI разобрались, как и когда на экзамене можно использовать свою любовь к сериалам.
Специальная рассылка
Для тех, кому до школы остался год. Как подготовить ребёнка и себя к походу в первый класс
Учителя любят запугивать выпускников неадекватностью экспертов и говорят, что за аргументы не из литературных произведений баллов не дают. Некоторые заходят ещё дальше: якобы засчитываются только классические русские тексты: Пушкин, Лермонтов, Достоевский. Ну, вы поняли — никаких тебе Пелевиных, Кингов и уж тем более сериалов.
Обесценивается и личный опыт ученика: события из его жизни, просмотренные фильмы, знания о мире. По мнению учителей, у выпускников не хватает жизненного опыта, чтобы приводить такие примеры. Поэтому в школе заставляют писать сочинения, где оба аргумента опираются на художественную литературу.
Наверное, так мотивируют читать произведения из школьной программы. А ещё ограждают учеников от придумывания нелепых историй в попытке хоть чем-то аргументировать свою точку зрения — такое часто встречается на экзамене. Типичный случай: в сочинении про отношение человека к природе ученик иллюстрирует свою позицию словами «в детстве я часто гулял в парках, мне это нравилось, поэтому природу надо беречь». Звучит неубедительно и наивно — аргумент не засчитывают.
Не верьте, если вам говорят, что в качестве аргументов можно использовать только классическую художественную литературу. Это миф
К чему приводит этот миф
Если вы любите читать книги, анализируете их и хорошо запоминаете сюжет и имена персонажей, то легко найдёте два аргумента из литературных произведений. Но такое встречается нечасто. Обычно из головы вылетают детали, школьники начинают путаться. Так появляются ляпы, которые быстро распространяются в сети.
Допустим, вы ошиблись в имени автора или жанре произведения — при этом аргументы соответствуют проблеме и больше в них ошибок нет. Аргументы засчитают, но могут снизить максимальный балл (поставить не три, а два балла по этому критерию). Ещё один балл вы потеряете за фактическую ошибку.
Если не помните имя автора и напишете только фамилию, сохраните баллы за аргументы и фактическую точность (при отсутствии других ошибок, конечно), но можете потерять балл за этику.
Другой вариант — вы только примерно помните сюжет произведения. Или вовсе его не читали: обратились к кратким содержаниям, банкам аргументов или сочинениям в интернете. В этом случае аргумент обычно сильно искажает смысл произошедшего в произведении. За такое вы можете получить 0 баллов вместо четырёх (три за аргументы, один за фактическую точность).
Будьте осторожны: не пишите о том, чего не читали сами и знаете плохо. Банки литературных аргументов — это обман, чтобы набрать классы! Баллы это вам набрать не поможет
Какие аргументы можно использовать
В задании к сочинению на ЕГЭ говорится, что вы должны опираться в первую очередь на свой читательский опыт. Нет ни слова о том, что использовать можно только русские классические произведения. Не сказано и о художественной литературе. Это значит, что если один из двух аргументов будет из текстов (художественных, публицистических или даже научных), то вы получите максимальный балл — три. Это подтверждают критерии оценивания.
Сериалы редко опираются на текст, а потому примеры из них — это аргументы из жизненных наблюдений. За два аргумента из сериалов вы получите два балла из возможных трёх, зато не потеряете балла за фактические ошибки. Сравните:
Верьте угрозам школьных учителей, только если сильно любите рисковатьВ качестве аргументов из жизненных наблюдений подойдут также просмотренные фильмы и истории из жизни (необязательно вашей).
Эксперты оценивают сочинение по специальным критериям, и в них нет ни слова о том, что вы должны использовать в качестве аргументов только литературный материал. Впрочем, один аргумент из прочитанного ценится выше примеров из жизненного опыта (если в нём нет ошибок, конечно).
Как быть с итоговым сочинением
В требованиях к итоговому сочинению указано, что вы должны привести как минимум один аргумент из литературного материала. Этот критерий является одним из основных: если нет примера из литературы, вы получите незачёт.
Здесь поможет «Игра престолов» (смотрели её, кстати?). Можете приводить в пример события до третьего сезона включительно. Идеально — события первого сезона: они практически идентичны тому, что происходит в книгах. Только помните, что это не одна книга, а цикл романов. И не «Игра престолов», а «Песнь льда и огня».
Аргументы на любой вкус. Спасибо, Джордж!
В итоговом сочинении хотя бы один аргумент должен быть из литературы, но необязательно художественной — статьи, научные публикации, мемуары тоже подойдут. Если же вы совсем не любите читать, выбирайте фильмы и сериалы, которые достоверно передают описанное в книге. Скажем сразу: найти такое не так уж и просто. Легче и быстрее начать читать.
Вот вы мне скажете, что можно, а я за это 0 баллов получу
Бояться, что что-то пойдет не так, совершенно нормально. Результат экзамена влияет на поступление — а значит, и на ваше будущее. Вот какие есть варианты в этом случае.
1. Вы привели оба аргумента из сериалов, а по этому критерию всё равно получили ноль баллов. Подумайте, насколько корректно использованы примеры. Не ошиблись ли вы в имени персонажей? Соответствуют ли аргументы проблеме текста? Если вы уверены, что всё было в порядке, то смело подавайте на апелляцию.
2. Вам вообще не хочется связываться с апелляционной комиссией. Тогда начинайте читать тексты уже сейчас. Не доверяйте банкам литературных аргументов и кратким содержаниям: это быстро забудется, и на экзамене вам нечего будет сказать. Если нет времени читать большие произведения, обратитесь к рассказам. Чтобы сделать подготовку эффективной, воспользуйтесь нашим шаблоном для конспектирования прочитанного. Так вы научитесь выделять в текстах то, что потребуется на ЕГЭ, и лучше запомните персонажей.
3. Ну, вы помните. «Игра престолов».
Какие бы аргументы вы ни приводили, делайте это грамотно. Тогда шанс получить высокий балл будет гораздо выше. В помощь — наша памятка.
Как правильно приводить аргументы
- Подбирайте сильные примеры. Представьте, что вам нужно переубедить человека с противоположной позицией. Если он считает, что природой надо пользоваться, а не беречь её, ваши воспоминания о прогулках по паркам в детстве не помогут ему сменить точку зрения (в другом месте погуляете).
- Используйте только те аргументы, в которых уверены. Если вместо книги прочли краткое содержание, лучше приведите аргумент из сериала, фильма или собственного опыта.
- Не пересказывайте весь сюжет. Описывайте только то, что важно для подтверждения вашей позиции по этой проблеме. Для перепроверки задавайте себе вопрос: «Что именно в этом примере может убедить другого согласиться с моей позицией?».
- Конспектируйте прочитанное (и просмотренное), чтобы не потерять балл за фактические ошибки и сделать подготовку более эффективной. Не забывайте писать полное имя автора (или хотя бы инициалы) и правильно определять жанр произведения.
mel.fm