Литература 11 рф – 11.. 2018-2019

Содержание

Итоговое сочинение в 11 классе

ового сочинения (изложения) — 2016-2017 учебный год.

итогового сочинения.

оветы.

«Самостоятельность написания итогового сочинения».

порядок проведения итогового сочинения и изложения.

о сочинения.

Правила заполнения бланков итогового сочинения и изложения.
Ученические сочинения — 2017.
Примеры ученических сочинений.
Материалы к выпускному сочинению.
Вебинар Т.В.Скрипки «Итоговое выпускное сочинение новые направления и подходы».
Вебинары по литературе: итоговое сочинение, ЕГЭ, ОГЭ.
Видеолекции по литературе: ОГЭ, ЕГЭ, итоговое сочинение.
Видеолекции по русскому языку: ОГЭ, ЕГЭ, итоговое сочинение.
Мастер-класс «Учимся читать тему сочинения и отбирать необходимый материал для её раскрытия».
Клише для итогового сочинения (2016-2017).
Что прочесть к итоговому?
Вебинары по русскому языку: ЕГЭ, ОГЭ, итоговое сочинение.
Подготовка к итоговому сочинению по литературе: специфика направлений. 5 презентаций.
Видеоподготовка к итоговому сочинению 2016 — 2017 у.г.
Методические рекомендации по написанию итогового сочинения — 2017.
Итоговое сочинение — 2017. Беседы о жанре школьного сочинения.
Итоговое сочинение — 2017. Вступление, основная часть, заключение, переходы.
Как скрепить (соединить) части итогового сочинения.ю
Итоговое сочинение. Темы, примеры, презентации.
Итоговое сочинение — 2017. «Опыт и ошибки»: темы, выводы, цитаты. тексты.
Итоговое сочинение — 2017. «Победа и поражение»: темы, выводы, цитаты, тексты.
Итоговое сочинение — 2017. «Честь и бесчестие»: темы, выводы, цитаты, тексты.
Итоговое сочинение — 2017. «Разум и чувства»: логическая схема.
Итоговое сочинение — 2017. «Разум и чувства»: темы, выводы, цитаты, тексты.
Итоговое сочинение — 2017. «Дружба и вражда»: темы, выводы, цитаты, тексты.
Итоговое сочинение — 2017. Направления, темы и аргументы. 6 видеоуроков.
Итоговое сочинение в 11 классе. Видеоуроки Юлии Красовских
Цикл видеоуроков по подготовке к итоговому сочинению от репетитора Юлии Красовских.
Примерные темы — 2017.
Примерные темы к итоговому сочинению 2017 года.
Методика подготовки к итоговому сочинению.
Подготовка к домашнему сочинению-допуску по повести М.Горького» Фома Гордеев» (тематическое направление 4: Опыт и ошибки).
Конспект урока по направлению «Разум и чувства», Бунин.
Сочинение по направлению «Разум и чувство», анализ.
Список литературных произведений по всем направлениям 2017.
Литературные произведения и варианты тем — 2017.
Регламент проведения итогового сочинения.
Памятка для школьников.
Итоговое сочинение — 2017. Презентация.
Презентация о подготовке к итоговому сочинению.
Материалы к сочинению по направлению «Разум и чувство».
Методические материалы по подготовке к итоговому сочинению в 2016–2017 учебном году.
«Разум и чувства». Методические материалы.
Направление «Разум и чувства».   Ещё
Материалы для подготовки к итоговому сочинению. (Направление «Разум и чувство»).
Презентация по направлению «Честь и бесчестие»
Направление «Честь и бесчестие».
«Честь и бесчестие». Методические материалы.
«Честь и бесчестие» ещё.
«Честь и бесчестие». Обзор.
Вебинар Востриковой О.В. «Итоговое сочинение — 2017. «Дружба и вражда».
Вебинар Востриковой О.В. «Итоговое сочинение — 2017. «Опыт и ошибки».
Вебинар Востриковой О.В. «Итоговое сочинение — 2017. «Победа и поражение».
Вебинар Востриковой О.В. «Итоговое сочинение — 2017. «Разум и чувства».
Итоговое сочинение в 11 классе: объявлены направления тем на 2016-2017 у.г.
Особенности формулировок тем итогового сочинения 2016/17 учебного года.
Обернихина Г.А. «Учим писать сочинение».
Методические рекомендации «В помощь учителю».
Этапы работы над сочинением.
Тема и основная мысль сочинения.
Итоги выпускного сочинения 2015 — 2016 у.г. Сочинение будет продолжаться в том же виде, без изменений еще как минимум два года.
ЕГЭ по литературе — 2016: подготовка к экзамену.
Итоговое сочинение 2016.
«Школьное сочинение. Это уровень ребенка девяти-десяти лет, а не семнадцатилетнего абитуриента вуза».
Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения). 2015-2016.
Все темы сочинений 3 февраля 2016 года.
Все темы сочинений 2 декабря 2015 года.
Правила заполнения бланка регистрации и бланков записи для участников итогового сочинения.
Т. Я. Еремина. КАК ГОТОВИТЬ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ? МАСТЕРСКАЯ ПОСТРОЕНИЯ ЗНАНИЙ И ТВОРЧЕСКОГО ПИСЬМА В 11 КЛАССЕ .
Каким быть выпускному сочинению?
Ташлыков С.А. Сочинение: секреты жанра: Учебное пособие.
Подготовка к написанию итогового сочинения по литературе на допуск к ЕГЭ в 11 классе. 2015 – 2016 учебный год. Методические материалы по подготовке к написанию работы.
Документы: проведение итогового сочинения.
Критерии оценивания итоговых сочинений в НИУ ВШЭ.
8 уроков по подготовке к Итоговому сочинению.
Методические рекомендации по подготовке выпускников 11 класса к итоговому сочинению в 2015 – 2016 учебном году.
Время.
Дом.
Любовь.
Путь.
Год литературы.
Готовые сочинения по направлениям 2015 и 2016 г.г.
Учимся писать сочинение.
Схема сочинения на тему «Дом».
Список произведений, в которых вы найдёте аргументы по всем направлениям сочинения-2016.
ЭОР для подготовки  к государственной итоговой аттестации. Список сайтов.
ВРЕМЯ. Приглашаю к обсуждению первого направления итогового сочинения.
«Для выпускного сочинения школьнику необходимо уметь рассуждать».
Вебинар «Итоговое сочинение: типичные ошибки и пути их преодоления».
Вебинар «Итоговое сочинение по литературе в 2015 году: накапливаем опыт работы».
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования.
Вебинар «Cочинение? Легко! Перезагрузка. Итоговое сочинение: надпредметный характер, жанры, тематические направления, контроль».
Рекомендуемые критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы высшего образования.
Вебинар «Готовимся к ЕГЭ по литературе и пишем итоговое сочинение».
Вебинар «Cочинение? Легко! Перезагрузка. Итоговое сочинение: надпредметный характер, жанры, тематические направления, контроль. Дом. Любовь».
Вебинар «Cочинение? Легко! Перезагрузка. Итоговое сочинение: надпредметный характер, жанры, тематические направления, контроль. Время. Путь».
Вебинар: «Сочинение? Легко! Перезагрузка». Подготовка к сочинению.  Ведущая: Светлана Игоревна Красовская, доктор филологических наук, профессор, заведующая редакцией русского языка и литературы издательства «Просвещение».
Вебинар «Сочинение глазами школьного учителя. Год литературы в России».
Н.В.Барковская «Подготовка к итоговому сочинению».
Жанры итогового сочинения.
М.А.Алексеева «Аспекты работы с концептом «Дом» в рамках итогового сочинения».
Алгоритм написания итогового сочинения по литературе: для «слабых» или для всех?
Материалы по написанию сочинения в рамках направления «Путь».
Методические материалы для написания сочинений по направлению «Дом». Ещё
Мотив пути в русской литературе.
ТЕМА ЛЮБВИ В ЛИТЕРАТУРЕ.
Материалы в помощь учителям при подготовке к итоговому сочинению по направлению «Год литературы».
Рекомендации по написанию выпускного сочинения по всем направлениям.
Категория времени в литературе.
Тема дома в русской литературе XIX и XX века.
Материалы в помощь учителям при подготовке к итоговому сочинению по направлению «Время».
Тема дома и семьи в русской литературе XIX века. (Материалы к выпускному сочинению.)
Любовь. (Материалы к написанию выпускного сочинения.)   Ещё    Ещё
Тема Дома. (К выпускному сочинению.)
Год литературы в России. (Рекомендации по написанию выпускного сочинения.)
Примерные темы выпускных сочинений по направлениям.
Направления итогового сочинения в 11 классе в 2015-2016 учебном году.
Даты проведения итогового сочинения в 2015-2016 учебном году .
О новых направлениях итогового сочинения по литературе 2015-2016 у.г.
Примеры сочинений
О проверке школьных итоговых сочинений в вузах.
«Так называемое «итоговое сочинение» (или «путинское», чего уж там!) ничем не отличается от тех, написанных еще до введения всяких там ЕГЭ».
Круглый стол «Как готовить к сочинению не только школьников, но и учителей».
Выступление учителя словесности Надежды Шапиро на конференции «Итоговое сочинение как метапредметный результат обучения».
Выступление Ирины Добротиной на конференции «Итоговое сочинение как метапредметный результат обучения».
Выступление Натальи Беляевой на конференции «Итоговое сочинение как метапредметный результат обучения».
Выступление Виктора Дронова на конференции «Итоговое сочинение как метапредметный результат обучения».
Презентация Светланы Красовской «Итоговое сочинение: работа над ошибками».
«Что увидели учителя, прочитав сочинения 11-классников».
«Внимая ужасам войны» (из опыта подготовки  к  итоговому сочинению по литературе в 11 классе).
Все темы сочинений 3 декабря 2014
Сочинение в среднем звене
Сергей Волков: «Сочинение теперь как такой сигнальный маячок: читайте с детьми книги, разговаривайте с ними, учите их выражать и доказывать мысли»
Видеолекции «Подготовка к выпускному сочинению»
«Только уникальным шарлатанам и пошлякам (оценочное суждение) подобает выдавать в школу такие темы».
Андрей Нарушевич «Итоговое сочинение в 11 классе»
Андрей Георгиевич Нарушевич «Подготовка учащихся к итоговому выпускному сочинению в 11 классе»
Татьяна Владимировна Скрипка «Готовимся к новому сочинению по литературе в 11-м классе. «Сквозные» темы, мотивы, образы в русской литературе XIX — XX вв.»
Татьяна Скрипка «Тематические тесты по литературе как эффективное средство подготовки к сочинению»
Татьяна Скрипка «Художественные произведения второй половины ХХ века как материал для учебно-тренировочных тестов»
«Система подготовки к итоговому сочинению в 11 классе»
Фоксфорд. Подготовка к итоговому сочинению в 11 классе
Наборы небольших худ. произведений для аргументов  ещё
Т.Егораева «Итоговое сочинение в 2014-2015 учебном году»
Сайт ВИРО. «Итоговое сочинение»
«Методические рекомендации по алгоритму написания итогового сочинения (изложения) для учителей русского языка и литературы»
Вебинары «Итоговое сочинение по литературе»
Структура сочинения. Презентация
Темы сочинений с апробации 20 ноября 2014
Готовые сочинения.
Курс дистанционный «Подготовка к сочинению».
Презентации курса «Подготовка к выпускному сочинению»
Как написать сочинение на тему «Чем люди живы?»
Как написать сочинение на тему «Спор поколений: вместе и врозь»
Как написать сочинение на тему «Человек и природа»
Как написать сочинение на тему «Уроки, заданные человечеству войной»
Итоговое сочинение 2015
Примерный алгоритм выпускного сочинения.
Экспресс-программа по подготовке к выпускному сочинению.
Сочинение? Легко! 10-11 классы.  Светлана Красовская, Мстислав Шутан, Елена Певак, Виктория Моисеева, Татьяна Неретина.
Пишем сочинение вместе
Важное о сочинении для учеников
Методические рекомендации по написанию сочинения по направлению «ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЕ»
Материалы для написания сочинения «Чем люди живы».
Н.Беляева «Методическое обеспечение итогового сочинения (изложения) в 2014-2015 у.г.
Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения).
Видеолекция Светланы Красовской «Итоговое сочинение: спорные вопросы, узкие места и подготовительная работа»
Красовская Светлана «Экзаменационное сочинение: тематические направления, литературные аргументы, критерии оценивания».
Видеолекция «Школьное сочинение: современные методические подходы»
Натан Тамарченко КАК УЧАТ В ШКОЛЕ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ И КАК ЭТО СТОИЛО БЫ ДЕЛАТЬ?
Рекомендации по написанию выпускного сочинения по направлению «Вопросы, задаваемые войной».
Имя Лермонтова на карте России.
«Печально я гляжу на наше поколенье».
Выпускное сочинение по литературе в 11 классе. Комментарий разработчиков
5 примеров сочинений по Лермонтову
Сочинение «Черты романтизма в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»
Вопросы, заданные человечеству войной. Практикум «Пишем сочинение вместе»
Готовые сочинения
«Дрофа»: вебинары
Материалы к выпускному сочинению 2015 года по направлению «Человек и природа»
Материалы к написанию сочинения «Человек и природа» (По рассказу Николая Почивалина «На природе»).
Рекомендации по написанию сочинения
ВОПРОСЫ, ЗАДАННЫЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ ВОЙНОЙ. Свободное размышление учителя.
Утверждены критерии оценки итогового сочинения.
Особенности формулировок тем итогового сочинения для выпускников организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования
Утвержденные Рособрнадзором Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования
Письмо Рособрнадзора № 02-651 от 01.10.2014 «О документах по организации и проведению итогового сочинения (изложения)»
Проект рекомендуемых критериев оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы высшего образования
Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения)
Технический регламент проведения итогового сочинения (изложения)
Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования
Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
Чем люди живы? (На материале произведений М.Горького).
Рекомендации по написанию сочинений по пятому направлению «Вопросы, заданные человечеству войной».
Рекомендации по написанию третьего блока сочинений «Человек и природа в отечественной и мировой литературе».
Подготовка к первому направлению тем итогового сочинения 2014-2015.
Произведения, которые можно использовать при написании сочинения 2014-2015 года.
Рекомендации по написанию сочинений по второму направлению «Вопросы, заданные человечеству войной».
Проект критериев оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего  образования.
Презентация Егораевой Г.Т. посвящена подготовке к итоговому сочинению в 11 классе.
Ученические сочинения по тематическим направлениям 2015 года ещё   ещё  ещё
Данная презентации с семинара Бузиной Е.В. содержит информацию об итоговом сочинении, об изменениях, касающихся ЕГЭ и ОГЭ, а также ссылки на полезные интернет-ресурсы.
Лев Айзерман: «Весь год я слышу бодрые «уря-уря»: в школу возвращается сочинение…Нас захлестнёт поток пустословия, штампов, безликости»
Сергей Кравцов: «Критериев для проверки сочинения будет не больше 10»
В Министерстве образования и науки РФ опровергли информацию о том, что в сочинениях выпускников не будет учитываться грамотность.
«Сочинение – экзамен не по литературе (для этого есть ЕГЭ по литературе) и не по русскому (есть ЕГЭ по русскому) – это межпредметный экзамен».
Сергей Волков: «Работа над критериями идет, ошибки всех сортов будут подчеркиваться, грамотность будет учитываться при выставлении зачета»
Выпускные сочинения — зачем и о чем?
«Теперь учителя будут готовить школьников к написанию сочинения на темы, вписывающиеся в парадигму этих направлений»
«То, что нам сегодня предлагают под названием “сочинение”, ни в коем случае нельзя отождествлять с тем сочинением, которое мы писали когда-то»
Тематические направления итогового сочинения в выпускных классах на учебный год 2014/2015
Сергей Волков: «Направления тем сочинения, которое в этом году будут писать 11-классники, планируется обнародовать 27 августа 2014».
Сайт «Всё о выпускном сочинении»
Ещё раз об итоговом сочинении на основе литературных произведений в 11 классе.
В 2015 году планируются изменения в порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования
СОЧИНЕНИЕ КАК ДОПУСК К ЕГЭ
Перечень направлений тем для итогового сочинения на 2014/15 учебный год будет утвержден до сентября
«Система обучения сочинениям в 5-8 классах». Под ред. Т.А.Ладыженской
Блог «Как научиться писать сочинения и рефераты»
Дмитрий Ливанов: «В декабре 11-классники напишут сочинение. Оно будет оцениваться по двухбалльной шкале: зачет или незачет»
Темы итоговых сочинений по литературе в 10 классе (2013-2014 у.г.)
Тралкова Н.Б. «Сочинение на литературную тему как учебная задача»  
Мастер-класс Ирины Минераловой «Слова в русской литературе: пишем сочинение вместе»
«Через несколько дней базовая модель итогового сочинения будет предъявлена педагогическому сообществу для широкого обсуждения»
Критерии оценивания сочинения по литературе для обучающихся 10-х классов Санкт-Петербурга
Михаил Павловец: «Только что с очередного заседания рабочей группы при МОН по возвращению сочинения»
Сергей Волков, Михаил Павловец, Марат Алимов «УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ»
Итоговое сочинение по литературе в 10 классе  Москва
Галина Ребель «Выпускное сочинение по литературе: перезагрузка»
Сергей Волков о первом заседании рабочей группы МОН по введению итогового сочинения
Первое заседание рабочей группы по введению итогового сочинения состоялось
Проект «Возвращение выпускного сочинения: общественные консультации»
Оксана Смирнова о сочинении     ещё     ещё  ещё     ещё      ещё    ещё   ещё                   
Опять о школьном выпускном сочинении
«В результате учителя русского языка и литературы сошлись на том, что вводить сочинение как выпускной экзамен нецелесообразно»
«Но сказать президенту о том, что возврат к сочинению — плохая идея, никто не решится»
Главный изъян идеи возвращения экзаменационного сочинения по литературе»Я для себя знаю, для чего я прихожу в класс. Но государство не знает, для чего оно посылает учителей литературы в классы»
«Школьники не читают, не пишут, да и говорить толком не умеют не в последнюю очередь потому, что этого не умеют и их учителя»
Заседание Общественного совета при МОН: возвращение по поручению президента сочинения как итогового экзамена
«За основу сочинения школьники смогут выбрать одну из 100 книг, рекомендованных к прочтению Президентом Путиным»
«Ввести сочинение в систему аттестации учащихся десятых классов в 2013/2014 учебном году – с такой инициативой выступили педагоги столицы».
Сергей Волков о выпускном сочинении
«Количество нынешних учителей, которым НЕ НА-ДО, достигло критической массы»
«Чтобы человек успешно написал сочинение в 11 классе, его надо начинать готовить к этому с пятого»
Ирина Лукьянова: «Выпускное сочинение, как я его помню, — совершенно мертворожденный жанр с огромным количеством формальных требований»

lanasvet1991.blogspot.com

Выпускное сочинение по литературе

07.01.2019 — Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро ( в течение 3-4 часов). Узнать подробнее  >>

 

16.12.2018 —  Ребята, на Форуме создан пост, где размещены сочинения по сборнику И.П.Цыбулько. Смотрите работы, выставляйте свои сочинения! Ссылка >>

 

16.09.2017 — Сборник рассказов И.Курамшиной «Сыновний долг», в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

 

09.05.2017 — Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей! Подробнее >>

 

16.04.2017 — В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц! Подробнее >>

 

16.04.2017 — На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ  работа по написанию  нового блока сочинений по текстам ОБЗ. Смотреть вот здесь >>

 

25.02 2017 — На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБЗ. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

 

28.01.2017 — На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>

 

28.01.2017 — Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.

 

22.01.2017 — Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе всего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел! Количество участников ограничено.

 

15.01.2017ВАЖНО!!! На сайте размещены 35 аудиозаписей из ОБЗ ФИПИ для написания сжатого изложения на реальном экзамене в 2017 году >>

ВСЕ НОВОСТИ (архив новостей сайта) >>

 

xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai

У ЛИТЕРАТУРНОЙ КАРТЫ РОССИИ — Литература 11 класс (2012 год). Часть 2 — Произведения школьной программы

Литература 11 класс (2012 год). Часть 2

*У ЛИТЕРАТУРНОЙ КАРТЫ РОССИИ

Варлам Тихонович Шаламов (1907-1982)

родился в Вологде, в семье, тесно связанной с православием: отец его был не просто священником, но и церковным и общественным деятелем, происходившим из потомственной священнической семьи. В.Т. Шаламов учился в вологодской гимназии. В 1926 году поступил на факультет советского права Московского университета, участвовал — скорее как слушатель, «сочувственник» — в дискуссиях поэтов, в спорах ЛЕФа и РАППа, втянулся в политиканскую возню: он наивно, ради успеха отвергнутых историей сил, взялся распространять известное письмо В. И. Ленина к XII съезду ВКП(б). И был арестован (впервые — в 1929 году на пять лет, вторично — в 1937 году). После освобождения в 1951 году жил на Колыме до 1953 года.

В отличие от заданно-пропагандистской, прагматичной поэзии о лагере, о Колыме, вроде песни Ю. Алешковского «Товарищ Сталин, вы большой ученый», песен А. Галича и др., Варлам Шаламов пишет в «Колымских рассказах» о лагере не языком присяжного «антисталиниста», а как художник-гуманист, исследующий лагерь как предельно опасную среду, опасную натиском на человека страшных стихий зла, скрытого в обществе, человеке, в безумном часто мире. Это — репортажи из ада.

Сущность спора Шаламова и Солженицына при взаимном уважении, согласии относительно ужаса несвободы состояла в том, что Солженицын постоянно «благодарил» тюрьму как школу воспитания («Благословляю тебя, тюрьма, что ты была в моей жизни» и др.), благодарил ее за то, что она стерла всяческие иллюзии, направила его на истинный путь в литературе, ускорила обретение себя. В. Шаламов говорил о тюрьме и лагерном беспределе совершенно иначе: «Даже часу не надо человеку быть в лагере. Лагерь — отрицательная школа жизни целиком и полностью. Ничего полезного, нужного никто оттуда не вынесет, ни сам заключенный, ни его начальник, ни его охрана.” Каждая минута лагерной жизни — отравленная минута». Он был убежден, что есть вещи, которых «человек не должен знать, не должен видеть», что ХХ век с его лагерным опытом поставил под сомнение многие ценности, даже спасительную веру в Бога. «Веру в Бога я потерял давно», — заметит он, добавив, что нигде не прибегал к его помощи.

Писатель не очень-то верил и в воспитательную силу слова: «Есть какая-то глубочайшая неправда в том, что человеческое страдание становится предметом искусства, что живая мука, кровь, боль выступают в виде картины, стихотворения, романа. Это — всегда фальшь, всегда… Хуже всего то, что для художника записать — это значит отделаться от боли, ослабить боль — свою, внутри, боль. И это тоже плохо» («Из черновых записей 70-х годов»).

К концу 90-х годов в полной мере обозначился главный смысл «новой прозы» Шаламова (так называл он свои «Колымские рассказы»): это поединок слова с абсурдом, исследование той «экзистенциальной и художественной силы, которая побеждает абсурд», способ донести запредельный ужас, состояния внечеловеческие, зачеловеческие, не добавив ничего «художественного», и при этом остаться в сфере высокого искусства.

Один из лучших рассказов Шаламова «Сентенция» посвящен как раз такой победе культуры над перевернутым миром, возвращению памяти, психологической атмосферы восхождения к слову. Герой рад тому, что вспомнил — из многих забываемых слов — слово «сентенция». 

Новеллы Шаламова, впрочем, как и стихотворения, пронизанные запредельной, ледяной мерзлотой, окутанные белой мглой, близкой символу смерти, богаты метафорами, игрой смыслов, противопоставлений «холода» и «тепла», небытия и жизни, прочности и «таянья» души, особых ритмов созерцания, раздумья, также соучаствующих в победе слова над абсурдом.

 

Евгений Иванович Носов (1925-2002)

свои детские годы провел в родном селе Толмачеве, на берегах Сейма, главной «текучей воды», как говорили в старину о реках Курщины. Из Курска, где работал слесарем, котельщиком, молотобойцем его отец, будущий писатель в 18 лет ушел на фронт. А когда вернулся с фронта с тяжелым ранением, полученным под Кенигсбергом, когда пришел в школу в 10 класс, то ученики… приняли его, в гимнастерке, с медалями и орденами, за нового учителя. Подлинной школой для Носова, автора книг «На рыбачьей тропе» (1958) и «Тридцать зерен» (1961), стали, наряду с опытом работы в газете, Высшие литературные курсы в Москве, на которых он учился в 1960—1962 годах вместе с В. Астафьевым, поэтом-ивановцем  В. Жуковым, драматургом из Петрозаводска П. Борисковым, мастером детской прозы из Тулы И. Панькиным…

Зрелые рассказы 70-80-х годов — «В чистом поле за проселком», «Объездчик», «Шуба», «Пятый день осенней выставки», «За долами, за лесами», повесть «И уплывают пароходы, и остаются берега» — ввели Носова, певца курской, вологодской деревни, Стрелецкой степи и Кижей, в круг писателей «деревенской» темы. Но для него малая деревенская родина, Сейм с травянистыми берегами, усыпанными гусиными перьями, Десна с ее сенокосными лугами — это скорее лирические величины, нравственные ценности. «А человек в нем остался», — напишет он о герое повести «Моя Джомолунгма», исковерканном войной фронтовике на тележке, потерявшем обе ноги: «остаться человеком» в ХХ веке не так-то просто.

Именно о человеке, об остающейся в нем нравственной силе, о его чувстве Родины, говорит и особый, «негромкий» военный эпос Евгения Носова. Его повести «Красное вино победы» (быт госпитальной палаты в 1945 году), «Шопен, соната № 2» (открытие памятника павшим) и «Усвятские шлемоносцы» (эпическая фреска о проводах на фронт в 1941 году) — это война без войны.

В этом эпосе нет сражений, нет геройств, нет подвигов, он говорит о человеке, еще только идущем на войну, как Касьян, или уже выпавшем из ее смертного водоворота, как от ран умирающий ездовой Копешкин («Красное вино победы»). Но как очевидна в этом эпосе именно «завязь характеров», молчаливое восхищение автора тем, что после всех испытаний человек в них остается человеком, не теряет образа Родины в памяти.

 

Василий Дмитриевич Федоров (1918-1984)

родился в Кемерове, в многодетной рабочей семье, но вырос в деревне Марьевка Кемеровской области: ее он и стал считать своей родиной. Поэт даже написал поэму «Марьевская летопись» (1946) о своем труде — пастуха, водовоза, пахаря.

Многие годы Федоров работал в Новосибирске на авиационном заводе. В силу обстоятельств поэт был вынужден создавать пафосную, натужно-оптимистическую лирику, превращать поэмы — он автор многих поэм, среди которых есть и поэма с необычным, шокирующим сюжетом «Женитьба Дон-Жуана» (1973—1977) — в растянутые оды. Но исключительная честность, убежденность, что истинная поэзия обязана быть смелой, новаторской, «левой», но «не левее сердца», долг перед людьми, отдавшими Родине в годы Великой Отечественной войны силы, красоту, цветение молодости, всегда уберегали его от фальши.

 

За красоту Людей живущих,

За красоту времен грядущих

Мы заплатили красотой —

так обозначил он весь крестный путь России.

 

Поэма «Проданная Венера» (1956), где и прозвучали эти знаменитые слова, содержит, причем во всем сюжете, на всех уровнях текста, один взыскательный вечный вопрос. Прекрасен в поэме портрет деревенской красавицы Наташи Граевой, стыдливой, смущаемой в юности восторгами, но в годы войны отдавшей все цветение жизни тяжелым трудам, делу Победы. Ее поэт видит такой:

 

…с темными горшками,

Перекаленными в печах,

С шестипудовыми мешками

На перекошенных плечах.

При встрече На дороге пыльной

Ее глаза несли мне весть,

Что от работы непосильной

Вся свяла, не успев расцвесть…

 

На фоне этой судьбы участь другой «Венеры» — картины Тициана, проданной в годы индустриализации, в дни строительства Магнитки и Кузнецкстроя, в обмен на зарубежные станки, моторы, уже не столь трагична. Эта тициановская Венера тоже может «обижаться»: ведь утрата ее — тоже убыль красоты России, пусть и временная, возместимая. Перед ней еще можно оправдаться. А вот когда перед совестью поэта является постаревшая Наташа Граева, когда она с укором смотрит на него, то всякая сухая диалектика, риторика оправданий куда-то испаряется:

 

Вы перед вечной оправдались,

Попробуйте перед земной…

 

Не заключена ли в этих словах вся судьба России, вечно жертвующей многим, спасающей красоту времен грядущих ценой многих не расцветших жизней? Как оправдать эти жертвы?

Василий Федоров был моральной опорой, неофициальным лидером русской гражданственной поэзии, противостоявшей и «эстрадной» поэзии, и отчасти внесоциальной «тихой» лирике. Далеко не все равноценно, удачно в лирике его учеников — например, выходца из смоленского села Заболотье Владимира Фирсова (р. 1937). Но нередко и в их поэзии являлись — в духе В. Федорова, помнившего, что «сердца — это высоты, которых отдавать нельзя», — памятные поэтические обобщения, полные острой тревоги, воли защитить русский народ, вечно виноватый, от тех или иных злобных обвинений:

 

Мы виноваты…

А по чьей вине

На каждого Ивана — по войне,

На каждую могилу — по кресту

Иль по звезде, чтоб видеть за версту?!

 

Владимир Алексееввич Солоухин(1924-1997)

родился в селе Алепине Владимирской области в крестьянской семье, учился в индустриальном техникуме, а после службы в полку специального назначения в Кремле (1942—1946) поступил на поэтический семинар Литературного института. В родном Алепине писатель и был похоронен.

Свой литературный путь начал как журналист «Огонька», автор поэтических сборников «Разрыв-трава» (1956), «Журавлиха» (1959), «Имеющий в руках цветы» (1962) и др. Но подлинным открытием своего, солоухинского, философско-лирического художественного мира стали его «Владимирские проселки» (1957) — в жанровом плане это очерки и дневник пешего путешествия по Владимирскому Ополью, от Юрьева-Польского до древнего Суздаля, города-памятника, — и сенсационные художественно-исторические очерки «Письма из Русского музея» (1966) и «Черные доски» (1969).

«Я шел по родной земле, я шел по своей тропе», — скажет о себе Владимир Солоухин. Эта тропа к малой родине, протоптанная им, потом разветвилась, «разбежалась» в русской прозе на множество подобных же путешествий «по родным проселкам». Он убедил, что тропа, даже тропинка к малой родине, к стране детства не беднее любой «магистрали». «Солоухинская тропа» до сих пор поражает радостью первооткрывателя, свежестью восторгов, богатством эмоциональных впечатлений.

«А однажды подняли глаза и остановились завороженные… Далеко над рожью сверкнула белизной островерхая башенка с голубой луковкой, а рядом пять башенок и пять луковок вместе, а левее — высокая тонкая колокольня. А еще левее розоватые, как бы крепкие стены монастыря — тоже все в башенках… Кроме полутонов участвовали в создании сказочной картины три основных цвета — зелено-золотой — ржаного поля, темно-голубой — небесного фона и сверкающий белый — многочисленных суздальских церквей», — писал Солоухин о своем вхождении в Суздаль, о подъеме души, открывшей это сокровище русской истории.

В «Письмах из Русского музея» Солоухин запечатлел свое духовное восхождение к величию русской иконы, к чудесным творениям двух «Моцартов русской церковной живописи» — Дионисия и Андрея Рублева. «Висит несомненный шедевр, который хоть в Эрмитаж, хоть в Лувр… Под иконой — табличка: «Село Кривое»”. Не какой-нибудь народный примитив, не экзотика, не африканская маска, не глиняный божок.. По сказочной жар-птице на каждое северное село», — писал он о своем паломничестве в деревни и монастыри Вологодчины.

Владимир Солоухин был истинным хранителем духовных ценностей России, ее памятников — от усадьбы Г. Р. Державина Званка, Оптиной пустыни до храма Христа Спасителя в Москве. Не потеряли своего значения и его задушевные книги «Времена года: Картины русской природы» (1964), «Третья охота» (1967), книга о радости сбора грибов, третьей — после ружейной и после рыбной ловли — охоты.

Нельзя не оценить — и весьма высоко — и творческий путь поэтов всех республик России, в те 50-80-е годы уже не просто активно учившихся у мастеров русской культуры всех эпох. Всероссийский читатель давно расслышал их самобытные голоса. Замечательный башкирский поэт Мустай Карим (1919-2005) сказал от имени всей плеяды народных поэтов и прозаиков Башкортостана, Татарии, Дагестана, Калмыкии, Кабардино-Балкарии, Чувашии, Удмуртии, Коми и др.:

 

Не русский я, но россиянин. Зваться

Так навсегда, душа моя, гордись!

Пять жизней дай! Им может поравняться

Моей судьбы единственная жизнь.

 

Это высокое чувство семьи единой, умножающее силу всхожести таланта, силу родной почвы, никогда не сглаживало яркой национальной специфики поэтических голосов. Прежде всего собратьев Мустая Карима, балкарца Кайсына Кулиева (1917-1985), бывшего бойца-парашютиста в годы войны, певца «раненого камня», и аварца Расула Гамзатова (192З-200З), проза и песни на стихи которого (особенно его классическое стихотворение-реквием «Журавли», поэма «Горянка» и книга прозы «Мой Дагестан» в переводе В. Солоухина) вошли в духовный мир всей России. Всероссийский читатель благодаря переводам на русский язык осознал как часть общего пространства культуры и интеллектуальную поэму «Бунт разума» (1987) калмыка Давида Кугультинова (1922-2006), и творческие искания мастера верлибра чуваша Геннадия Айги (1934-2006), ученика М.А. Светлова, и роман «Чудесные мгновения» (1981) кабардинца Алима Кешокова (1914-2001), и прозу нивха Вл. Санги (р. 1935) и чукчи Ю. Рытхэу (1930-2008), и языческие поэмы манси Ю. Шесталова (р. 1937).

Все они по-своему выразили подъем национального самосознания, волю своих народов к осмыслению своего прошлого, своего неповторимого лица и судьбы в изменчивом мире. Эти поэты вписали на литературную карту России и «Севера доверчивый простор», и степи, и Урал, где Европа сходится с безбрежной Азией, и, конечно, Кавказ. Строки Кайсына Кулиева:

 

Когда я говорю с горами,

Я с целым миром говорю.

Мне внемлет дерево, и камень,

И свет, рождающий зарю.

Я говорю с нависшей где-то

Вершиною, что так бела,

Как будто совесть мира это

И лишь такой она была, —

 

могут быть по праву оценены и сейчас как призыв сберегать чудесное общее пространство нашей культуры. «Вражды между народами не бывает, бывает она между амбициозными властолюбцами или кровавыми злодеями, — говорил в 2004 году мудрый аксакал башкирской культуры Мустай Карим. — Вот они-то, поджидая время хаоса, вседозволенности и безнаказанности, затевают кровавые побоища».

Прочтите вслух хотя бы одно — из последних лирических автопортретов — стихотворение Мустая Карима из цикла «В неправедности дни душа моя безгласна» (2004):

 

Стареют радости мои,

И обновляются тревоги…

На изнурительной дороге,

Душа, об отдыхе моли!..

Добро, содеянное мной,

На дно уходит. А всплывают

Мои ошибки. Так бывает

Нередко на тропе земной.

Мир косо на меня глядит:

Не задержался ль я на свете?

Меня обходит даже ветер,

Волос моих не шевелит,

А теребит ковыль в степи. ..

…И это, старина, стерпи.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что объединяет военные повести Е. Носова с произведениями, воссоздающими картины мирной деревенской жизни? Как в творчестве писателя представлены народные характеры и судьбы?

2. В чем суть полемики между В. Шаламовым и А. Солженицыным применительно к «лагерной» теме?

3. Чем отличалась поэзия В. Федорова от «громкой», эстрадной, и «тихой» лирики 60-70-х годов?

4. Что является объектом словесной живописи В. Солоухина? Как в его произведениях воплощена идея духовной жизнеспособности нации?

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Военный эпос. «Лагерная» проза. Гражданственная поэзия. Жанр путевых заметок. Словесная живопись.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Штовский Е. Варлам Шаламов. М., 1991.

2. Чалмаев В.А. Храм Афродиты: Творческий путь и мастерство Е. Носова. М., 1972.

3. Шевелева ИМ. «Не левее сердца»: Литературный портрет поэта В. Федорова. М., 1990.

4. Цветов ГА. Художественно-публицистическая проза Вл. Солоухина // Жанрово-стилевые поиски советской литературы 70-х годов. Л., 1981.

scribble.su

Выпускное сочинение по литературе в 11 классе

07.01.2019 — Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро ( в течение 3-4 часов). Узнать подробнее  >>

 

16.12.2018 —  Ребята, на Форуме создан пост, где размещены сочинения по сборнику И.П.Цыбулько. Смотрите работы, выставляйте свои сочинения! Ссылка >>

 

16.09.2017 — Сборник рассказов И.Курамшиной «Сыновний долг», в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

 

09.05.2017 — Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей! Подробнее >>

 

16.04.2017 — В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц! Подробнее >>

 

16.04.2017 — На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ  работа по написанию  нового блока сочинений по текстам ОБЗ. Смотреть вот здесь >>

 

25.02 2017 — На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБЗ. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

 

28.01.2017 — На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>

 

28.01.2017 — Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.

 

22.01.2017 — Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе всего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел! Количество участников ограничено.

 

15.01.2017ВАЖНО!!! На сайте размещены 35 аудиозаписей из ОБЗ ФИПИ для написания сжатого изложения на реальном экзамене в 2017 году >>

ВСЕ НОВОСТИ (архив новостей сайта) >>

 

xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai

Литература

  • Интегрированный урок английского языка и литературного чтения на тему «Здравствуй, праздник Новый год», “Merry Christmas” 2018

    Автор: Кононенко Марита Владимировна

    Задачи урока: отработка произносительных навыков, закрепление знания ЛЕ по теме «Праздники» и отработать их в устной речи, сравнение традиции празднования Рождества и Нового года в России и в англоговорящих странах, формирование лексических навыков чтения и говорения, знакомство с новыми словами, формирование навыков устной речи, сравнительная деятельность.

  • Изучение “деревенской прозы” на уроках литературы в 11-м классе на примере рассказов Б.П.Екимова “Последняя хата”, “Не надо плакать” 2018

    Автор: Щербинина Ольга Викторовна

    Главные задачи школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека. Поэтому и обращаюсь на уроках литературы в 11-м классе к “деревенской прозе”. Село всегда было символом нравственной жизни, национальных корней человека. Можно сказать, “деревенская проза” полемична по отношению к представителям современной молодежи о подлинных ценностях жизни, что побуждает спорить с писателем и всматриваться, вчитываться в незнакомую жизнь.

  • Вечные темы в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» 2018

    Автор: Лохова Екатерина Александровна

    Цель урока: выяснение и понимание учащимися сущности идейных расхождений между взглядами героев романа И.С.Тургенева. Задачи: проанализировать образы-персонажи романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» посредством сопоставления высказываний Е.В.Базарова и П.П.Кирсанова на темы: отношение к нигилизму, аристократии, народу, природе, искусству; провести наблюдение над умением данных героев вести спор.

  • Литературная гостиная «Писатель, влюблённый в тундру» (к юбилею писателя Пэли Пунуха (1894–1971) 2018

    Автор: Петрова Лидия Николаевна

    В сценарии представлены биография писателя Пэли Пунуха (Синицына Тимофея Петровича), его непростая учительская и драматическая жизненная судьба, страницы рассказов, повестей, стихи и песни, посвящённые его малой родине. В статье отражена тематика произведений писателя, реалистически рисующих суровую жизнь ненцев, бурные события, связанные с преобразованиями в тундре — новый мир, который надолго его увлёк как педагога и помог становлению в нём писателя.

  • О развитии литературы и литературных направлениях первой половины XIX века 2018

    Автор: Миргородская Татьяна Николаевна

    Большую значимость в развитии национальной и духовной жизни русского народа имела литература. Она стала не только средством познания жизни, но и мощным оружием в борьбе за ее переустройство, освобождение и независимость человека.

  • Отражение нравственного облика Сергия Радонежского в изобразительном искусстве 2018

    Автор: Ишмаева Людмила Альбертовна

    Цели урока: создать условия для историко-культурного и духовно-нравственного образования обучающихся; научить школьников через язык живописи понимать авторскую позицию, идею полотна; способствовать решению задач нравственного воспитания школьников; вызвать у детей понимание необходимости нравственного самосовершенствования на примере образа Сергия Радонежского.

  • Привлечение лингвистического материала на уроках литературы 2018

    Автор: Стогний Алеся Михайловна

    Привлечение лингвистического материала на уроках литературы является одним из важных аспектов реализации межпредметных связей: изучение русского языка совершенствует литературные знания школьников, а хорошее знание текстов художественных произведений не может не отразиться на качестве знаний учащихся по русскому языку.

  • Образ Петра. Становление личности в эпохе (по роману А.Н.Толстого «Пётр Первый») 2018

    Автор: Гаврилюк Людмила Владимировна

    Цели урока: познакомить с творчеством А.Н.Толстого; показать становление царя-реформатора; раскрыть закономерность и своевременность его появления и необходимость реформ; рассмотреть связь содержания произведения с социокультурным аспектом эпохи; совершенствовать навык самостоятельной исследовательской работы; выявить качества Петра,позволяющие и сегодня быть символом России.

  • Поэтика романов Э.М.Ремарка о первой мировой войне 2018

    Автор: Лунина Наталия Валериевна

    Первая половина XX века – одно из самых драматических периодов в истории развития европейской цивилизации. Две мировые войны, кризис и падение монархических династий, революционные движения, экономические кризисы и депрессии, фашистский террор, антифашистская борьба потрясли все классы и слои общества. Всё это нашло отражение в произведениях большинства западноевропейских и американских писателей того периода.

  • Урок литературы по теме «Золотой век русской литературы. 9-й класс 2018

    Автор: Лыткина Татьяна Алексеевна

    Презентация знакомит учащихся с одним из литературных направлений в литературе – романтизмом.

  • Урок литературы «Страдания ребёнка и мировое зло» 2018

    Автор: Смородова Елена Николаевна

    Данный урок является вторым из шести запланированных. Его небезосновательно можно считать основным в цепочке уроков по роману «Братья Карамазовы», так как именно на этом уроке в ходе анализа глав «Надрыв в избе», «У Илюшиной постельки», «Бунт», «Похороны Илюшечки. Речь у камня» формируются основные положения, заложенные Ф.М.Достоевским в самом романе.

  • Философское осмысление лирики природы в поэзии Тютчева 2018

    Автор: Лазарева Галина Александровна

    Цель урока: определить место Тютчева в истории русской поэзии, показать своеобразие его лирики; развивать у обучающихся навыки интерпретации лирического произведения.

  • Сценарий мастер-класса «Развитие навыков смыслового чтения через опорный инструментарий» 2018

    Автор: Туляева Наталья Александровна

    Цель мастер-класса: формирование навыков смыслового чтения и исследовательских умений на основе анализа лирического произведения и использование опорного инструментария: ключевых слов, схемы, рисунка.

  • Политический и лирический центр «Слова о полку Игореве». Вопрос об авторстве. 8-й класс 2018

    Автор: Ниверчук Ольга Сергеевна

    На уроке анализируется «Плач Ярославны» и «Золотое слово Святослава» – идейный центр «Слова о полку Игореве», сопоставляются образы Ярославны у разных художников, обсуждается проблема авторства «Слова…» и образ автора; развиваются навыки работы с художественным текстом, мышление учащихся, способность пользоваться различными источниками для получения информации, вырабатывать свою точку зрения; воспитывается интерес к истории страны, чувство патриотизма, сострадания, сопереживания.

  • Электронный журнал «Шолоховский вопрос»: споры об авторстве романа «Тихий Дон» 2018

    Автор: Бушкова Лариса Геннадьевна

    Михаил Шолохов в 23 года написал один из величайших русских романов XX века, шедевр русской словесности — роман о судьбах казачества во время гражданской войны «Тихий Дон». Ещё при жизни он стал легендой. Но была и другая легенда… Это легенда о плагиате «Тихого дона» — тоже своего рода шедевр: одна из самых абсурдных, одна из величайших — по масштабности распространения сравнима с эпидемией — и одна из самых живучих мистификаций литературной жизни XX века.

  • Роман Мастера о Понтии Пилате. Конспект урока по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» 2018

    Автор: Фатыхова Моника Рудольфовна

    Урок литературы в 11-м классе позволит учащимся совершенствовать имеющиеся навыки анализа эпизода в контексте произведения, а также читательские навыки. Он позволит закрепить полученные в ходе изучения курса литературы основные теоретические понятия. На уроке также закрепляется умение грамотно и аргументированно отвечать на поставленный проблемный вопрос, давать характеристику литературным героям, формулировать проблемы, поставленные автором, находить пути раскрытия авторской идеи.

  • Наедине с природой. Анализ рассказа И.С. Тургенева «Лес и степь» 2018

    Автор: Гулимова Татьяна Олеговна

    Урок литературы проводится в 11-м классе при изучении творчества И.С.Тургенева. На уроке используется комплексный анализ текста, проходит групповая работа, анализируются репродукции картин известных русских художников. Учитель применяет видеоматериалы. Итогом урока является эссе.

  • «Эхо прошедшей войны» (урок по рассказу Б.Васильева «Экспонат №») 2018

    Автор: Баркова Ольга Михайловна

    Цели урока: создание учебной ситуации с целью вызвать учащихся на диалог, позволяющий каждому выразить свою точку зрения; организация работы по развитию умения анализировать литературное произведение, видеть авторскую позицию, составлять собственное мнение о нём; воспитание патриотизма, гуманизма, сострадания, формирование чуткого отношения к людям; развитие способностей учащихся к самостоятельной аналитической, оценочной работе.

  • Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» для учащихся 8–9-х классов по теме «Жизнь и творчество А.С.Пушкина» 2018

    Автор: Рындина Инна Владимировна

    Цель игры: активизация познавательной деятельности учащихся. Задачи: формирование у учащихся чувства партнерства; развивать дружеские отношения в детском и взрослом коллективе, связанные общим делом; применять полученные ранее знания в нестандартных условиях; расширение кругозора школьников; стяжать любовь к русской классической литературе.

  • Технологическая карта интегрированного урока русского языка, литературы и истории по теме «Русь и Золотая Орда. Политическая, экономическая зависимость и культурное влияние Золотой Орды на Русь» в 6-м классе в соответствии с требованиями ФГОС ООО 2018

    Автор: Науменко Людмила Ивановна

    Цели урока: сформировать общее представление о взаимоотношениях Руси с ханами Золотой Орды; раскрыть последствия ордынского ига и его влияние на политическое, экономическое и культурное развитие Руси; сформировать представления учащихся о важных исторических событиях древней Руси, о подлинности описываемых в летописях и исторических источниках событий, содействовать развитию интереса к истории своего Отечества, к истории развития русского языка, литературы, культуры в целом.

  • Тематическое планирование уроков по изучению творчества Александра Блока в 11-м классе: профильный уровень 2018

    Автор: Краснова Наталья Николаевна

    Проблема изучения творчества Александра Блока в профильном классе связана прежде всего с многообразием поэтического наследия поэта Серебряного века. Погружение в мир образов невозможно без анализа поэтической «Я-концепции» любого автора. У А.Блока особенно ярко выражена индивидуальность лирического героя. Предлагаемая система уроков позволит учителю подчеркнуть широту восприятия мира блоковского героя через сравнение с концепциями других поэтов.

  • Повесть Н.В. Гоголя «Нос». Композиция, сюжет, герои, идейный замысел. Приемы комического в повести 2018

    Автор: Калашникова Анна Александровна

    Урок расширяет понимание учащимися нравственных ценностей. В начале урока формулируются проблемные вопросы. Анализ повести строится по главам с постоянным обращением к тексту. Завершается урок творческой работой в группах. К уроку учащиеся должны были подготовить выразительное чтение отрывков, которые на уроке предложены для инсценирования, а также выписать из текста цитаты, характеризующие майора Ковалева и его отдельно существующий нос.

  • Урок литературы в 10-м классе по стихотворению А.А.Блока «Шаги Командора» 2018

    Автор: Алексеева Елена Георгиевна

    Урок по стихотворению А.Блока проводится после изучения трагедии А.С.Пушкина «Каменный гость». При изучении трагедии Пушкина заходит разговор о вечных темах и образах в литературе. Учащиеся узнают о том, что каждый писатель, обращаясь к образу Дон Жуана, создает особый характер, показывает свое видение и понимание героя, акцентирует внимание на тех проблемах, которые интересны ему, актуальны в его эпоху. Еще одна важная цель – установление связей между двумя веками русской литературы.

  • Идейно-художественное своеобразие поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник». 10-й класс 2018

    Автор: Соболева Екатерина Витальевна

    Цели и задачи урока: раскрыть идейное и художественное своеобразие поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник»; проследить развитие образа Петра Первого в творчестве А.С.Пушкина; развивать умение работать с информацией, обобщать ее и систематизировать; развивать творческие способности учащихся через выразительное чтение, умение анализировать поэтический текст.

  • Сказки Саши Черного 2018

    Автор: Бондарь Олеся Борисовна

    Что мы знаем о Саше Черном? Что знают о нем школьники? Практически ничего не слышали, ничего не читали, ничего не знают. Тогда и появилась идея познакомиться с творчеством писателя. Так появилась мастерская «Сказки Саши Черного». В ходе работы учащиеся знакомятся с текстами сказок Саши Черного. В ходе работы учащиеся составляют высказывания, аргументируют ответ с помощью цитирования, домашнее задание – сочинение-рассуждение.

  • Урок-проект «Образ русского богатыря Добрыни Никитича. Правда и вымысел». 7-й класс 2018

    Автор: Пигулева Галина Владимировна

    В наше время популярна экранизация художественных произведений. Учащиеся сравнивают тексты былин о Добрыне Никитиче и содержание фильма «Последний богатырь» и приобретают опыт оценки таких работ. В то же время обращение к современному и популярному среди молодёжи фильму мотивирует учащихся к изучению русских былин. В процессе работы дети осваивают такие понятия, как: прообраз, аллегория, художественный вымысел.

  • Внеклассное чтение. Герой нашего времени. 9-й класс 2018

    Автор: Еремеева Алла Станиславовна

    Цель учебного занятия: формирование концептуальных представлений учащихся о теме «Герой нашего времени», формирование таких личностных качеств, умение вести диалог.

  • Исследовательская работа «Тайна твоего имени» 2018

    Автор: Крупчикова Елена Анатольевна

    Проект был создан с целью активизации практической деятельности подрастающего поколения, а также привлечения внимания школьников к истории возникновения и значения своего имени.

  • Проект «Азбука блокадного Ленинграда». 9-й класс 2018

    Авторы: Лозовская Дарья Анатольевна, Филиппова Татьяна Владимировна

    Цель проекта: формирование у учащихся чувства уважения к героическим страницам истории; развитие творческих способностей и навыков проектной деятельности. Задачи: изучить документы и фотографии военных лет, познакомиться с музыкальными и художественными произведениями о блокаде Ленинграда; создать альбом «Алфавит блокадного Ленинграда» на основе собранного материала.

  • Использование некоторых образовательных технологий на уроках литературы 2018

    Автор: Крупчикова Елена Анатольевна

    Учителю новые технологии позволяют лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности. А также это возможность для самореализации, осуществления собственных идей. Важную роль играют уроки с применением игровых технологий.

  • xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Author: alexxlab

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *