Подготовка к огэ по литературе 2018 с нуля самостоятельно – Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА, 9 класс) по теме: Подготовка к ОГЭ по литературе. | скачать бесплатно

Содержание

ОГЭ по литературе в 2018 году

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ по литературе в 2018 году»

Статья на тему «ОГЭ по литературе в 2018 году»

учителя русского языка и литературы

Михайловой Е.С.

В статье рассказывается об изменениях в модели ОГЭ по литературе и критериях оценки работ

В 2018 году внесены изменения в модель основного государственного экзамена по литературе и критерии оценки работ. Если в прошлом году инструкция по выполнению экзаменационной работы и критерии оценки имели некоторые расхождения, то теперь они приведены в соответствие. Инструкции к работе в целом и отдельным заданиям более полно, последовательно и чётко отражают требования критериев, дают ясное представление о том, какие действия и в какой последовательности должен выполнять экзаменуемый, что значительно облегчает процесс сдачи экзамена.

В нынешнем году при подготовке к сдаче ОГЭ по литературе учителю следует обратить внимание учеников на следующие особенности.

Внесены изменения в содержание экзамена: в кодификатор включены произведения XXI века, внепрограммные произведения, в том числе стихотворения, известных авторов, а также произведения малоизвестных авторов.

Обновлены критерии оценивания. Введен принцип отсекающего требования по первому критерию, который считается главным. Т.е. если по первому критерию (для первой части экзамена это соответствие ответа заданию и сопоставление произведений в заданном направлении анализа, а для второй части – соответствие сочинения теме и ее раскрытие) эксперт оценил работу 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. При этом по другим критериям в «Протоколе проверки ответов на задания» выставляется 0 баллов. Аналогично по критерию 2.

По второму критерию оценки выполнения заданий первой и второй частей экзамена «Привлечение текста произведения для аргументации» будет учитываться уровень анализа текста (глубокий или поверхностный). Поэтому необходимо стараться, чтобы при выполнении всех заданий для аргументации суждений тексты произведений не привлекались на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании, т.е. без анализа важных для выполнения заданий (раскрытия темы) фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п. В сочинениях о лирике необходимо привлекать не менее двух стихотворений.

В 2018 году особое внимание уделяется критерию «Логичность» (отсутствие логических и речевых ошибок) при оценивании выполнения заданий первой части экзамена и критерию «Композиционная целостность и логичность» при оценивании сочинения. Все части сочинения должны быть логически связаны, в смысловых частях не должно быть нарушений последовательности и необоснованных повторов.

Необходимо обратить внимание на требование к объёму сочинения. Рекомендуемый объём составляет 200 слов, включая служебные. Если сочинение содержит менее 150 слов, то такая работа оценивается 0 баллов. Тем не менее для первой части экзамена требования к объёму ответов 5-8 предложений являются условными.

При выполнении всех заданий необходимо опираться на авторскую позицию, формулировать свою точку зрения, правильно использовать теоретико-литературные понятия для анализа произведений.

Для сдачи экзамена отводится 235 минут, из них 120 минут рекомендуется уделить ответам на задания первой части экзамена.

Для оказания помощи учителям в организации повторения курса литературы и проверки знаний учащихся 9-х классов, а также для оказания помощи учащимся в самостоятельной подготовке к ОГЭ по литературе издано пособие: Е.А. Зинина, Л.В. Новикова. ОГЭ. Литература. Типовые экзаменационные задания : 20 вариантов. – М:БИНОМ. Лаборатория знаний (Редакция «Поколение V»), 2018. — 160 с.

multiurok.ru

Учитель словесности: ОГЭ по литературе

2017-2018 у.г.

Методические рекомендации по оцениванию ОГЭ по литературе.
Справочник.
Материалы для подготовки.
Шкала перевода баллов в отметки ОГЭ 2018.
Проект КИМ ОГЭ по литературе 2018 года.
Справка о планируемых изменениях в КИМ ОГЭ 2018.
Вебинары и презентации по русскому языку и литературе издательства «Легион».
Роль выразительных средств в тексте.
Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ для учителей по литературе.
Вопросы ОГЭ по литературе на сайте ФИПИ.
Материал для подготовки к ОГЭ по литературе.
http://4ege.ru/gia-in-9/
http://hallenna.narod.ru/GIA.html 
http://mogu-pisat.ru/ !!!
http://testedu.ru/  Тесты
Материалы для подготовки.
Готовимся к экзаменам по литературе. Практические рекомендации.
Вебинары по литературе: итоговое сочинение, ЕГЭ, ОГЭ.
Видеолекции по литературе: ОГЭ, ЕГЭ, итоговое сочинение.
В следующем году в девятых классах на экзаменах по русскому языку и литературе впервые будет введена устная часть.
Опубликован проект КИМ ОГЭ  по литературе 2017 года.
Глава Рособрнадзора рассказал о планах развития итоговой аттестации по русскому языку и литературе.
Методические материалы для председателей и членов РПК по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2016.
Проект расписания ОГЭ-2016.
Проект КИМ ОГЭ по литературе   2016 года.
ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе: демоверсии 2016 года в сравнении с прошлогодними.
Открытый банк заданий ОГЭ.
Справочные материалы для подготовки к ГИА по литературе в 9 классе (литературоведческие термины и понятия в соответствии с требованиями кодификатора).
Тесты по литературе
ЭОР для подготовки  к государственной итоговой аттестации. Список сайтов.
http://www.textologia.ru/literature/gia-literatura/?q=890
Рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения в 2015 году основного государственного экзамена (ОГЭ).
Демоверсии, спецификации, кодификаторы ОГЭ по литературе — 2015.
Справка о планируемых изменениях КИМ основного государственного экзамена (ОГЭ) в 2015 году.
Открытый банк заданий ГИА-9 на сайте ФИПИ
Рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения ГИА-9 в 2014 году
Справка о планируемых изменениях КИМ ГИА для выпускников 9 кл. 2014 года
Образовательный портал «Сдам ГИА»
ГИА. Проект контрольных измерительных материалов по литературе — 2014.  Демонстрационный вариант
Ваш гид по литературе
К уроку литературы
ИнтерГуру
ГИА. Контрольные измерительные материалы 2013 года. Планируемые изменения в КИМ – 2013. Перевод баллов в отметки – 2013
Аналитический отчет о результатах ГИА  2012 г.
ФИПИ
Моё образование ЕГЭ, ГИА
Капканы ЕГЭ ГИА
ЕГЭ портал, ГИА
Клуб учителей литературы 9 класс
Подготовка к ЕГЭ и ГИА
Тесты по литературе
Диагностическая работа по литературе в формате ГИА
Тесты и задания по литературе для 9-11 классов
Смирнова. От теории литературы – к практике школьного анализа (методические разработки для 8–11-х классов)
 Ванюшева. Методика работы с текстовой информацией на уроках литературы
Храмцова. Анализ поэтического текста в 5–11-х классах

lanasvet1991.blogspot.com

План и материалы подготовки к ОГЭ по литературе 2018 года

Настоящая Политика конфиденциальности определяет, каким образом Центр подготовки к ЕГЭ и ОГЭ Годограф собирает, использует, хранит и раскрывает информацию, полученную от пользователей на веб-сайте godege.ru («Сайт»). Данная политика конфиденциальности относится и к Сайту, всем поддоменам Сайта и всем продуктам и услугам, предлагаемым Центр подготовки к ЕГЭ и ОГЭ Годограф .

Эта страница содержит сведения о том, какую информацию мы или третьи лица могут получать, когда Вы пользуетесь нашим Сайтом. Мы надеемся, что эти сведения помогут Вам принимать осознанные решения в отношении предоставляемой нам информации о себе.

Настоящая Политика конфиденциальности распространяется непосредственно на этот Сайт и на информацию, получаемую с его помощью. Она не распространяется ни на какие другие сайты и не применима к веб-сайтам третьих лиц, которые могут содержать упоминание о нашем Сайте и с которых могут делаться ссылки на Сайт, а так же ссылки с этого Сайта на другие сайты сети Интернет.

Получаемая информация

Когда Вы посещаете Сайт, мы определяем IP адрес, имя домена с которого Вы к нам пришли (например, «yandex.ru») и страну регистрации данного ip , а так же фиксируем все переходы посетителей с одной страницы Сайта на другую.

Сведения, которые мы получаем на Сайте, могут быть использованы для того, чтобы облегчить пользование Сайтом. Сайт собирает только общую информацию, которую Ваш браузер предоставляет добровольно при посещении Сайта.

Сайт применяет стандартную технологию «cookies» («куки») для настройки стилей отображения Сайта под параметры экрана монитора. «Куки» представляет собой данные с веб-сайта, который сохраняет на жестком диске Вашего же компьютера. В «cookies» содержится информация, которая может быть необходимой для настройки Сайта, — для сохранения Ваших установок вариантов просмотра и сбора статистической информации по Сайту, т.е. какие страницы Вы посетили, что было загружено, имя домена интернет-провайдера и страна посетителя, а также адреса сторонних веб-сайтов, с которых совершен переход на Сайт и далее.

Также данную технологию использует установленные на Сайте счетчики компании Yandex/Rambler/Google и т.п.

Технология «Cookies» не содержит никаких личных сведений относительно Вас. Чтобы просматривать материал без «cookies», Вы можете настроить свой браузер таким образом, чтобы она не принимала «cookies», либо уведомляла Вас об их посылке (настройки браузеров различны, поэтому советуем Вам получить справку в разделе «Помощь» и выяснить как изменить установки браузера по «cookies»).

Кроме того, Сайт использует стандартные возможности (журналы) веб-сервера для подсчета количества посетителей и оценки технических возможностей хост-сервера, рейтинги и счетчики посещаемости от сторонних организаций (yandex.ru, top100.rambler.ru, top.mail.ru и др.). Мы используем эту информацию для того, чтобы определить сколько человек посещает Сайт и расположить страницы наиболее удобным для пользователей способом, обеспечить соответствие Сайта с используемыми Вами браузерам, и сделать содержание Сайта максимально полезным для посетителей. Мы записываем сведения по перемещениям на Сайте, но не об отдельных посетителях Сайта, так что никакая конкретная информация относительно Вас лично не будет сохраняться или использоваться Администрацией Сайта без Вашего согласия.

Также мы можем собирать личную идентификационную информацию от пользователей, когда пользователь посещает наш Сайт, регистрируется на Сайте, оформляет заказ, заполняет формы и в связи с другой активностью на Сайте. Пользователя могут попросить при необходимости указывать имя, электронный адрес, номер телефона, данные кредитной карты. Пользователи могут, однако, посещать наш Сайт анонимно. Мы собираем личную идентификационную информацию пользователей, только если они добровольно предоставляют нам такую информацию. Пользователи всегда могут отказаться в предоставлении личной идентификационной информации, за исключением случаев, когда это может помешать пользоваться отдельными функциями Сайта.

Как мы используем собранную информацию

Центр подготовки к ЕГЭ и ОГЭ Годограф может собирать и использовать личную информацию пользователей для следующих целей:
— Для улучшения обслуживания клиентов. Предоставляемая вами информация помогает нам реагировать на запросы клиентов более эффективно;
— Чтобы персонализировать пользовательский опыт. Мы можем использовать информацию для определения кто из посетителей Сайта наиболее заинтересован в услугах и ресурсах предоставляемых на нашем Сайте;
— Для улучшения нашего Сайта. Мы можем использовать обратную связь, которую Вы предоставляете, чтобы улучшить наши продукты и услуги;
— Для обработки платежей. Мы можем использовать информацию о пользователях при оформлении заказа для оформления платежей и только для этого. Мы не делимся этой информацией с третьими лицами, за исключением тех случаев, когда необходимо для предоставления услуг;
— Чтобы отправлять пользователям информацию, которую они согласились получать на темы, которые, как мы думаем, будут представлять для них интерес;
— Чтобы отправить периодические сообщения электронной почты, которые могут включать новости компании, обновления, информацию о продуктах и услугах и т.д. Если пользователь хотел бы отказаться от получения последующих писем, мы включаем подробное описание инструкции по тому, как отписаться в нижней части каждой электронной почты или пользователь может связаться с нами через наш Сайт.

Как мы защищаем вашу информацию

Мы принимаем соответствующие меры безопасности по сбору, хранению и обработке собранных данных для защиты их от несанкционированного доступа, изменения, раскрытия или уничтожения Вашей личной информации (имя пользователя, пароль, информация транзакции и данные, хранящиеся на нашем Сайте).

Общий доступ к личной информации

Мы не продаем, не обмениваем или не даем в аренду личную информацию пользователей. Мы можем предоставлять общие агрегированные демографические данные, не связанные с личной информацией, нашими партнерами и рекламодателями для целей, описанных выше. Мы можем использовать сторонних поставщиков услуг, чтобы помочь нам управлять нашим бизнесом и Сайтом или управлять деятельностью от нашего имени, например, проведение рассылки или статистические и иные исследования. Мы можем делиться этой информацией с этими третьими лицами для ограниченных целей при условии, что Вы дали нам соответствующие разрешения.

Изменения в политике конфиденциальности

Центр подготовки к ЕГЭ и ОГЭ Годограф имеет право по своему усмотрению обновлять данную политику конфиденциальности в любое время. В этом случае мы опубликуем уведомление на главной странице нашего Сайта и сообщим Вам об этом по электронной почте. Мы рекомендуем пользователям регулярно проверять эту страницу для того, чтобы быть в курсе любых изменений о том, как мы защищаем личную информацию, которую мы собираем. Используя Сайт, Вы соглашаетесь с принятием на себя ответственности за периодическое ознакомление с Политикой конфиденциальности и изменениями в ней.

Ваше согласие с этими условиями

Используя этот Сайт, Вы выражаете свое согласие с этой политикой. Если Вы не согласны с этой политикой, пожалуйста, не используйте наш Сайт. Ваше дальнейшее использование Сайта после внесения изменений в настоящую политику будет рассматриваться как Ваше согласие с этими изменениями.

Отказ от ответственности

Помните, политика конфиденциальности при посещении сторонних Сайтов третьих лиц, не подпадает под действия данного документа. Администрация Сайта не несет ответственности за действия других веб-сайтов.

Как с нами связаться

Если у Вас есть какие-либо вопросы по политике конфиденциальности, использованию Сайта, или иным вопросам, связанным с Сайтом, пожалуйста, свяжитесь с нами по адресу: Центр подготовки к ЕГЭ и ОГЭ Годограф

godege.ru переулок Васнецова 9 строение 2, 5 этаж г. Москва
+7 (495) 970-99-66
[email protected]

godege.ru

Помогут ли готовые ответы на ОГЭ по литературе 2018

ОГЭ по литературе – экзамен, который после 9-го класса можно сдавать по выбору. Такое решение принимают немногие, хотя, казалось бы, бонусы у ОГЭ по литературе есть – заданий совсем мало.

Требуется этот экзамен в основном тем, кто планирует поступление в профильные гуманитарные классы. И, возможно, уже знает, что в 11-м классе придется сдавать литературу и в форме ЕГЭ.

Конечно, для сдачи литературы лучше бы хорошо разбираться в программных произведениях – анализировать придется именно их. Но что делать, если от волнения все смешалось не только в доме Облонских, но и в вашей голове? Ответ будет особенно очевиден для хитрецов и любителей обойти систему – искать готовые ответы, конечно же.

Нюансы ответов на ОГЭ по литературе

Экзамен по литературе имеет важное отличие от всех остальных ОГЭ – в нем нет тестовой части, которая так мила любителям готовых ответов. То есть все задания здесь требуют развернутого, хотя бы в объеме 3–5 предложений, ответа.

Конечно, никто вам не запрещает слово в слово переписать ответы, которые вы получите. И даже сочинение! Но где вероятность, что кто-то не решил воспользоваться такими же ответами? Вашу хитрость сразу раскроют, а результаты блестяще написанного экзамена аннулируют. Поэтому потрудиться все же придется – вы всегда можете узнать основную суть из ответов и попытаться сформулировать ее своими словами. Возможно, получится не так красиво, но зато реалистично.

Всего в рамках ОГЭ по литературе вам потребуется выполнить 4 задания. Первые три представляют собой анализ прозаического или лирического произведения на выбор. В двух заданиях достаточно написать 3–5 предложений, в третьем – 5–8. Кстати, учитывается только один вариант выполнения задания, так что даже если вам в руки попадут ответы на оба, не спешите бодро переписывать – баллов вам это не прибавит. Последнее задание представляет себой сочинение на одну из четырех предложенных тем.

Для тех, кто не осилил школьную программу, есть хорошая новость – если в задании не оговаривается, можно пользоваться аргументами из современной русской литературы. Вполне вероятно, что она вам интереснее 19-го или 20-го века. Другая хорошая новость в том, что можно пользоваться полными текстами произведений. Если вы быстро читаете – вполне реально успеть перечитать нужный отрывок, чтобы вспомнить необходимую вам информацию. Так что, как видите, подсказок довольно много и без учета готовых ответов.

Доверять ли ответам

Где же скачать ответы? Буквально где угодно. Вы наверняка сами видели все сайты и группы в соцсетях, предлагающие безвозмездную или не очень помощь. Запретить вам скачивание ответов никто не может, но стоит ли оно того? Вы можете потерять и время, и деньги, а получить в итоге совсем не то, чего ждали.

Просто задумайтесь – откуда в сети могут взяться настоящие ответы на ОГЭ? Да, в ФИПИ тоже работают люди, а значит, не стоит списывать со счетов человеческий фактор – утечка данных могла произойти. Но шанс – буквально один на миллион. Скорее всего, под видом готовых ответов вам пришлют старые КИМы или же обыкновенные тренировочные варианты этого года, которых у вас и так должно быть огромное количество.

Так что лучше доверяйте своим знаниям, они надежнее. В конце концов, литературу вы изучали не один год, что-то должно было запомниться.

www.examen.ru

Комплекс материалов для подготовки к ОГЭ по литературе 9 класс

НАЧАЛЬНАЯ
ШКОЛА
ОСНОВНАЯ
И СРЕДНЯЯ
ОБОБЩЕНИЕ
ОПЫТА
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
В БЛОГАХ…

еще… КОММЕНТАРИИ
еще… Большое спасибо за вашу работу. Благодарю Вас, Светлана Анатольевна, за внимание к работе и её оценку. Всего Вам… Обидно,но что мы сможем сделать??? Говорить о том, что наши мозги стоят больше??? Рада буду,если кому-то пригодится,Татьяна Михайловна! Рада,что коллеги это понимают! Благодарю за поддержку,Татьяна Михайловна!

Комплексы методических разработок

• 9 класс
• презентация
17.09.2017
Комплекс содержит материалы для подготовки выпускников 9-х классов к ОГЭ по литературе. Предлагаются некоторые материалы для написания сочинений по различным направлениям по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и других писателей.
Цель: подготовка обучающихся к успешной сдаче ОГЭ по литературе.
Ресурсы выполнены в программе Microsoft Power Point.© Елена Владимировна Щербакова Елена Владимировна Щербакова

Понравилось? Сохраните и поделитесь: Загрузка началась… Понравился сайт? Получайте ссылки
на лучшие материалы еженедельно! Подарок каждому подписчику!
Рекомендации:

Порядок вывода комментариев: По умолчаниюСначала новыеСначала старые

GOR154 #1 | 18.09.2017 | 17:58 | 0

Благодарю за помощь ,Елена Владимировна! Готовимся к ОГЭ!


Успехов Вам в подготовке, Марина Юрьевна!


GOR154 #3 | 18.09.2017 | 19:23 | 0

Спасибо,Елена Владимировна!


Нужный и полезный комплекс создан Вами, Елена Владимировна! Добротная помощь учителю и учащимся!


Спасибо Вам, Надежда Андреевна, за оценку комплекса разработок.


Елена Владимировна, спасибо за помощь. Что-то использовала в прошлом году, девочка сдала на отлично. В этом году снова сдаём. Использую Ваш комплекс с благодарностью.


Галина Геннадьевна, спасибо Вам за добрый комментарий! Успешной подготовки к экзамену!


Благодарю! Надеюсь  на лучшее. Девочка читающая.


Главное, чтобы дети читали! На экзамене всё вспомнится!


easyen.ru

Темы сочинений к ОГЭ по литературе

 

«Слово о полку Игореве»

1. Каково авторское отношение к князю Игорю? (По повести «Слово о полку Игореве»).
2. Почему поэма, рассказывающая о поражении Игоря в сражении с половцами, заканчивается прославлением  князя? (По повести  «Слово о полку Игореве»).
3. Как раскрывается патриотическая тема в «Слове о полку Игореве»?
4. Каковы гражданские и нравственные уроки «Слова о полку Игореве»?
5. Образ автора в «Слове о полку Игореве».

М.В. Ломоносов

1. Как в «Оде на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» воплощено представление М.В. Ломоносова об идеальном историческом деятеле?
2. Какие ценности утверждаются М.В.Ломоносовым в «Оде на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»?

Г.Р. Державин

1. Каковы представления Г.Р. Державина о сущности поэтического творчества?
2. Какие «уроки» властителям дают в своих стихотворениях М.В. Ломоносов и Г.Р. Державин? (На примере одного стихотворения каждого из поэтов).
3. Над какими философскими вопросами заставляет задуматься поэзия Г.Р. Державина? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
4. На какие проблемы откликается поэзия Г.Р. Державина?
5. В чём, с Вашей точки зрения, состоит своеобразие Г.Р. Державина как поэта? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).

Д.И. Фонвизин

1. Смысл названия комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
2. Можно ли считать Стародума выразителем авторских идей? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»).
3. Как в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» раскрывается тема воспитания?
4. Каковы цели и средства сатиры в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
5. Какова роль положительных персонажей в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
6. Какие качества объединяют Скотинина, Простакову и Митрофана? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»).
7. Что могло дать основание писателю В.Ф. Одоевскому назвать пьесу «Недоросль» «трагедией»? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»).
8. Каково значение последнего явления в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

Н.М. Карамзин

1. Что позволяет отнести повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» к сентиментализму?
2. Почему повесть Н.М. Карамзина называется «Бедная Лиза»? 
3. Какие нравственные проблемы ставит Н.М. Карамзин в повести «Бедная Лиза»?
4. Как в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» раскрывается тема социального неравенства?
5. Каково отношение автора к Лизе? (По повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»).
6. Каково отношение автора повести к Эрасту (По повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»).

В.А. Жуковский

1. Каковы основные темы и мотивы романтической поэзии В.А. Жуковского?
2. Как сюжет баллады В.А. Жуковского «Светлана» связан с её основной идеей – «верой в Провиденье»?
3. Романтические мотивы в балладах В.А. Жуковского (На примере одной из баллад по Вашему выбору).

А.С. Грибоедов

1. Почему А.С. Грибоедов заменил первоначальное название своей комедии «Горе уму» на «Горе от ума»?
2. Современность звучания комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
3. Каковы причины столкновения Фамусова и Чацкого? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
4. Против чего и во имя чего борется Чацкий? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
5. В чём Чацкий принципиально противоположен Молчалину? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).

6. В чём суть противопоставления Чацкого и Репетилова? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
7. Значение женских образов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». 
8. Черты нравственного идеала в образе Софьи (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
9. Как в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» раскрывается тема семьи?
10. Какое содержание вкладывают в понятие «ум» герои комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?
11. Что объединяет представителей фамусовского общества? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
12. Особенности языка комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

И.А. Крылов

1. Мастерство И.А. Крылова в создании басенных образов. (На примере не менее двух басен по Вашему выбору).
2. Кого и за что высмеивает И.А. Крылов в своих баснях? (На примере не менее двух басен по Вашему выбору).
3. Какие нравственные пороки обличаются в баснях И.А. Крылова? (На примере не менее двух басен по Вашему выбору).
4. Как в баснях И.А. Крылова отражается народная мудрость? (На примере не менее двух басен по Вашему выбору).

А. С. Пушкин

1. Тема любви в поэме А.С. Пушкина «Цыганы».
2. Особенности конфликта в поэме А.С. Пушкина «Цыганы».
3. В чём противоположны жизненные позиции Алеко и старого цыгана? (По поэме А.С. Пушкина «Цыганы»).
4. Как в творчестве А.С. Пушкина отобразилось расставание поэта с романтизмом? (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору).
5. Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина (На примере 2-3-х произведений по Вашему выбору).
6. Тема любви в лирике А.С. Пушкина (На примере 2-3-х произведений по Вашему выбору).
7. Мир природы и мир человека в лирике А.С. Пушкина (На примере 2-3-х произведений по Вашему выбору).
8. Как в лирике А.С. Пушкина раскрывается тема дружбы? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
9. Над какими философскими вопросами заставляет задуматься лирика А.С. Пушкина? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
10. Как в лирике А.С. Пушкина развивается тема свободы? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
11. Какие нравственные ценности утверждаются в лирике А.С. Пушкина? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
12.  Как раскрывается тема любви в «Повестях Белкина»? (По одной из повестей из цикла А.С. Пушкина «Повести Белкина»).
13. Как в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» раскрывается тема «маленького человека»?
14. В чём сила и слабость характера Самсона Вырина? (По повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»).
15 . Какие авторские идеалы нашли отражение в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?
16. Почему русский бунт в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» назван «бессмысленным» и «беспощадным»?
17. Чем интересна личность Пугачева автору и главному герою романа «Капитанская дочка»?
18. Роль женских образов в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
19. Общее и различное в семейных укладах Мироновых и Гринёвых (по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).
20. Различия в мировоззрении Петра Гринёва и Алексея Швабрина (по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).
21. Что позволило В.Г. Белинскому назвать роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни»? 
22. В чём проявляется противоположность натур Онегина и Ленского? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).
23. Почему дружба Онегина и Ленского привела к трагической развязке? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).
24. В чём состоит особенность авторского отношения к Онегину и Ленскому? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)
25. Почему В.Г. Белинский назвал Евгения Онегина «эгоистом поневоле»? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).
26. Как изменяется главный герой романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?
27. Почему А.С. Пушкин называет Татьяну своим «милым идеалом»? (По роману в стихах «Евгений Онегин»).
28. Почему отношения Татьяны и Онегина складываются драматически? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).
29. Как в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» раскрывается проблема нереализованных возможностей личности?

М.Ю. Лермонтов

1. Мастерство М.Ю. Лермонтова в изображении природы. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
2. Как в лирике М.Ю. Лермонтова проявляется отношение поэта к Богу? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
3.  Как в лирике М.Ю. Лермонтова связаны тема любви и мотив одиночества? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
4. Как в лирике М.Ю. Лермонтова раскрывается тема предназначения поэта и поэзии?  (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
5. Как в лирике М.Ю. Лермонтова проявляется трагизм его мировоззрения? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
7. Как в произведениях М.Ю. Лермонтова раскрывается тема русской истории? (На примере стихотворения «Бородино» и поэмы «Песня про …купца Калашникова»).
8. Образ царя в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
9. Как в «Песне про… купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова раскрывается тема чести и достоинства человека? 
10. Каково отношение автора поэмы к Калашникову и Кирибеевичу? (По поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»).
11. Как смысл эпиграфа к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» связан с образом главного героя?
12. «Три дня свободы» (по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»).
13. Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» проявляются важнейшие черты романтизма?
14. Какой смысл вкладывает М.Ю. Лермонтов в название своего романа «Герой нашего времени»?
15. Какую роль в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» играют авторские предисловия?
16. Почему Печорин одинок и несчастлив? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
17. Тема дружбы и особенности её звучания в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
18. Почему дуэль Печорина и Грушницкого оказалась неизбежной? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
19. Почему многие из окружения Печорина называют его «странным»? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
20. Зачем М.Ю. Лермонтов нарушает хронологическую последовательность в расположении глав романа «Герой нашего времени»?
21. Какую роль в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» играют женские образы?
22. Как раскрывается тема судьбы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?

Н.В. Гоголь

1. Почему повесть Н.В. Гоголя называется «Шинель»?
2. Образ «маленького человека» и тема сострадания в повести Н.В. Гоголя «Шинель».

3. Как в повести Н.В. Гоголя «Шинель» соотносятся реальность и фантастика?
4. Каким предстает в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» губернский город?
5. Сатирическое изображение чиновников в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
6. Почему легкомысленный хвастун Хлестаков не был разоблачён опытным городничим? (По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»).
7. Роль женских образов в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
8. Хлестаков и его слуга Осип в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
9. Как Вы понимаете слова Н.В. Гоголя о том, что смех — единственное «честное, благородное лицо, действовавшее»  в комедии «Ревизор».
10. Почему «Мёртвые души» Н.В. Гоголь назвал поэмой?
11. Роль авторских отступлений в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
12. Какие человеческие пороки обличает Н.В. Гоголь в поэме «Мёртвые души»?
13. Как в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» раскрывается внутренняя сущность Чичикова? 
14. Как проявляется характер Чичикова в общении с помещицей Коробочкой? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»).
15. Почему помещиков, которых посещает Чичиков, можно назвать «мёртвыми душами»? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»).
16. Образ Плюшкина и его роль в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
17. Почему афера Чичикова закончилась разоблачением? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»).
18. Как «Повесть о Капитане Копейкине» связана с общей проблематикой поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»?
19. Тема дороги в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
20. Как в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» реализуется принцип «смеха сквозь слёзы»? 

Ф.И. Тютчев

1. Какое воплощение в лирике Ф.И. Тютчева получила мысль о «всеобщей одушевлённости природы»? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
2. Над какими философскими вопросами размышляет Ф.И. Тютчев в своих произведениях? (На примере 2-3-х стихотворений по Вашему выбору).
3. Почему Ф.И. Тютчева принято называть «поэтом мысли»? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
4. Почему Ф.И. Тютчева называют поэтом-романтиком? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).

А.А. Фет

1. Как показана взаимосвязь мира человека и мира природы  в лирике А.А. Фета? (На примере 2-3-х стихотворений по Вашему выбору).
2. Почему А.А. Фета можно назвать поэтом-философом? (На примере 2-3-х стихотворений по Вашему выбору).
3. Как связаны темы любви и природы в лирике А.А. Фета? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
4. Почему А.А. Фета называют поэтом мгновения? (На примере не менее двух стихотворений поэта по Вашему выбору).

Н.А. Некрасов

1.  Какой предстает Муза в лирике Н.А. Некрасова? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
2. Как в поэзии Н.А. Некрасова раскрывается тема страданий народа? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
3. В чём состоит смысл спора о народе в стихотворении  Н.А. Некрасова «Железная дорога»?
4. Какое значение образ дороги обретает в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога»?
5. Социальная проблематика лирики Н.А. Некрасова. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).

Л.Н. Толстой

1. Как в произведениях Л.Н. Толстого раскрывается тема духовного роста личности? (На примере одного произведения по Вашему выбору).
2. Что более всего ценит в человеке Л.Н. Толстой? (На примере одного произведения по Вашему выбору).
3.  Какова нравственная проблематика рассказа Л.Н. Толстого «После бала»? 
4. Когда и почему любовь Ивана Васильевича к Вареньке «пошла на убыль»? (По рассказу Л.Н. Толстого «После бала»).
5. Как связаны между собой нравственные и социальные проблемы в рассказе Л.Н. Толстого «После бала»?
6. Какую роль в раскрытии проблематики рассказа Л.Н. Толстого «После бала» играет приём контраста?

Ф.М. Достоевский

1. Какие проблемы ставит в своей прозе Ф.М. Достоевский? (На примере одного произведения по Вашему выбору).
2. Каким предстаёт внутренний мир героя прозы Ф.М. Достоевского? (На примере одного произведения по Вашему выбору).

М.Е. Салтыков-Щедрин

1. Какие пороки обличает в своих сатирических сказках М.Е. Салтыков-Щедрин?  (На примере одной-двух сказок по Вашему выбору).
2. Каковы основные сатирические приёмы, использованные в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина? (На примере одной-двух сказок по Вашему выбору).
3. Каким предстаёт образ народа в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина? (На примере одной-двух сказок по Вашему выбору).
4. Смысл финала сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик».
5. Кого и за что осмеивает М.Е. Салтыков-Щедрин в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»?
6. В чём заключается философский смысл сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»?

И.С. Тургенев

1. Каким предстаёт мир человеческой души в прозе И.С. Тургенева? (На примере одной из повестей по Вашему выбору).
2. Какую роль в рассказах И.С. Тургенева играют описания природы? (На примере одной из повестей по Вашему выбору).
3. Какие проблемы поднимает в своей прозе И.С. Тургенев? (На примере одной из повестей по Вашему выбору).
4. Как раскрывается тема любви в произведениях И.С. Тургенева? (На примере одной из повестей по Вашему выбору).

А.П. Чехов

1. Над чем и над кем смеётся А.П. Чехов? (На примере одного-двух произведений по Вашему выбору).
2. Как в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон» сочетаются смешное и грустное?
3. Почему А.П. Чехова называют мастером художественной детали? (На примере одного произведения по Вашему выбору).
4. Человек и среда в рассказах А.П. Чехова (На примере одного-двух рассказов по Вашему выбору).
5. Каким предстаёт «маленький человек» в произведениях А.П. Чехова? (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
6.  Почему рассказ А.П. Чехова называется «Смерть чиновника»?
7. Как в рассказе А.П. Чехова «Тоска» раскрывается тема одиночества?

А.А. Блок

1. Что Вас привлекает в поэзии А.А. Блока? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
2. Лирический герой стихотворений А.А. Блока. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).

С.А. Есенин

1. Фольклорные традиции в поэзии С.А. Есенина (На примере 2-3-х стихотворений по Вашему выбору).
2. В чём особенности изображения природы в лирике С.А. Есенина? (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору).
3. Какой предстает Родина в стихотворениях С.А. Есенина «Береза», «Пороша», «Гой ты, Русь, моя родная…»?
4. Каким предстаёт внутренний мир лирического героя в стихотворениях С.А. Есенина? (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору).

И.А. Бунин

1. Какие проблемы поставлены в прозе Бунина? (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
2. Почему прозу И.А. Бунина называют лирической? (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
3. Мир человеческой души в рассказе И.А. Бунина «Танька».
4. Каким видится мир главной героине рассказа И.А. Бунина «Танька»?
5. Каким предстаёт образ родной земли в рассказе И.А. Бунина «Косцы»?

В.В. Маяковский

1. Тема поэта и поэзии в лирике В.В. Маяковского. 
2. Каким предстает лирический герой поэзии В.В. Маяковского?
3. Какие ценности утверждаются в поэзии В.В. Маяковского? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
4. В чём состоит смысл названия стихотворения В.В. Маяковского «Прозаседавшиеся»?
5. Как соотносятся реальное и фантастическое в стихотворении В.В. Маяковского «Необычайное приключение…»?

А.Т. Твардовский

1. Что сделало Василия Тёркина поистине народным героем? (По поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»).
2. Какие качества народного характера нашли воплощение в образе Василия Тёркина? (По поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»).
3. Изображение народного подвига в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».
4. В чём смысл сопоставления Тёркина со старым солдатом? (По поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин», глава «Два солдата»).
5. Какие черты характера Тёркина противопоставлены разрушительной силе войны? (По поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»)
6. Какую роль в поэме «Василий Тёркин» А.Т. Твардовского играет изображение военных будней?

В.И. Шукшин

1. Смысл названия рассказа В.М. Шукшина «Срезал».
2. Каково авторское отношение к главному герою рассказа В.М. Шукшина «Чудик»?
3. Как складываются отношения Василия Князева с окружающими его людьми и почему? (По рассказу В.М. Шукшина «Чудик»).
4. В чём Вы видите особенности героев рассказов В.М. Шукшина? (На примере одного-двух произведений по Вашему выбору).

М. Шолохов

1. Почему рассказ М.А. Шолохова называется «Судьба человека»?
2. Тема подвига в повести М.А. Шолохова «Судьба человека».
3. Как проявляет себя Андрей Соколов в ситуации нравственного выбора? (По рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»).
4. Что помогает Андрею Соколову перенести испытания судьбы? (По рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»).
5. Какую роль сыграла в судьбе Андрея Соколова встреча с Ваней? (По рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»).

А.И. Солженицын

1. В чём заключается смысл названия рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор»? 
2. Какой смысл вкладывает А.И. Солженицын в понятие «праведник»? (По рассказу «Матрёнин двор»).
3. Какие черты народного характера воплощает в себе образ Матрёны? (По рассказу А.И. Солженицына «Матрёнин двор»).
4. Какие нравственные проблемы, поставленные А.И. Солженицыным в рассказе «Матрёнин двор», актуальны сегодня?
5. Как раскрывается проблема материальных и духовных ценностей в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор»?
6. Образ повествователя в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор».

Поэзия, проза, драматургия второй половины XX века

1. Как осмыслены взаимоотношения человека и природы в русской прозе XX века. (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
2. Как в литературе XX века о войне раскрываются её трагические и героические стороны? (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
3. Творчество какого поэта второй половины XX века Вам интересно и почему? (На примере не менее двух стихотворений одного из поэтов по Вашему выбору).
4. Как в произведениях русской литературы ХХ века утверждается ценность человеческой личности? (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
5. Тема душевного бескорыстия в русской литературе второй половины XX века. (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
6. Как раскрывается тема нравственного долга человека в русской прозе второй половины ХХ века? (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
7. Тема родной земли в русской литературе второй половины XX века. (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
8. О чём заставляет задуматься современная проза? (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
9. Тема подвига в литературе о Великой Отечественной войне. (На примере одного из прозаических произведений по Вашему выбору).
10. Война в лирике русских поэтов второй половины XX века. (На примере одного из поэтов по Вашему выбору). 
11. Какие социальные проблемы раскрываются в русской прозе второй половины XX века? (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
12. Как в лирике одного из поэтов второй половины ХХ века раскрывается тема любви? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).

 

 

literarus.ru

Подготовка учащихся к ГИА-2018 по литературе (ОГЭ и ЕГЭ).

Подготовка учащихся к ГИА-2018 по литературе (ОГЭ и ЕГЭ).

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора. Новый образовательный стандарт ориентирует учителя на достижение этой цели, определяет задачи, которые призван решать школьный предмет – литература. Учителю, с одной стороны, необходимо сохранить фундаментальность литературного образования, с другой – внедрять компетентностный подход в преподавании литературы.

В связи с этим перед учителем стоит проблема: как организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте по литературе? Кроме того, введение ОГЭ и ЕГЭ сегодня повышает требования к учителю литературы, особенно в старших классах.

Сегодня ОГЭ и ЕГЭ по литературе по праву считается одним из самых сложных, и это неудивительно, ведь объем знаний должен быть очень велик. Ученик должен хорошо помнить практически все произведения, начиная с пятого класса, их содержание, героев и, конечно, основной смысл. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по литературе проводится постепенно – на протяжении всего школьного курса. Но наиболее активно готовить к экзаменам учитель должен на старшей ступени школы. Для достижения положительного результата учителем должна быть выработана система подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Именно об этом пойдет речь сегодня.

ОГЭ по литературе.

  • Задания государственной итоговой аттестации (ОГЭ) по литературе в 9 классе разработаны таким образом, что знания теоретико- и историко-литературного характера проверяются не впрямую, а через умение применить их для анализа литературного произведения и создания собственного текста, отражающего понимание прочитанного.

ОГЭ с ее разнообразным содержанием побуждает учителей словесности искать и апробировать новые методические решения, делать акценты на том, что раньше могло казаться необязательным, организовывать учебную деятельность так, чтобы она привела к победе ученика, а, следовательно, и его учителя. Сегодня очевидно для всех, что подготовку к сдаче экзаменов нужно начинать в среднем звене.

При изучении любой темы на любом этапе урока необходимо включать упражнения по отработке языковых понятий:

• найти изобразительные средства в предложении или тексте;

• определить функцию или значение изобразительных средств;

• определить художественную значимость и необходимость изобразительных средств в данном контексте;

• подобрать синонимы и антонимы к данным тропам.

Для того чтобы совместить изучение учебного материала и подготовку к выполнению творческой части, на уроке используются тексты малой формы. Работа с ними не занимает много времени, но позволяет развивать речь учащихся, акцентировать внимание на изобразительно-выразительных средствах, используемых автором, находить тему и проблему в тексте, а в старшем звене обсуждать проблемы, поставленные автором, подбирать аргументы к сочинению-рассуждению.

Использование новых форм уроков литературы (моделирующих) способствуют

отработки приема сопоставления. Одной из особенностей урока моделирующего характера является включение в него нескольких (обычно 3-х) литературных произведений. Подбор произведений осуществляется на основе смежности тем, образов, проблем и прочих аспектов. А значит , подобные уроки дают отличную возможность для подготовки к заданиям С2-С4.

Приведу примеры подобных уроков.

1. Функция серого цвета в произведениях Н. Гоголя «Шинель» , А.Чехова » Цветы зла» , Т. Толстой «Кысь».

2. Образ дерева в лирике М.Лермонтова, Ф.Тютчева, А.Ахматовой….

Сегодня большинство учеников имеют ноутбуки или планшетные компьютеры, поэтому учителю достаточно поделиться с ними ссылкой той или иной страницы. Все, можно приступать к работе.

Но есть и проблемы…Наиболее успешно учащиеся выполняют задания, проверяющие фактические знания или точность формулировок, понятий, хуже – задания, требующие размышлений над текстом. Существенно ниже результаты выполнения заданий повышенного уровня сложности, требующих развернутого ответа ограниченного объема, которые проверяют умение обобщать литературные явления и факты, рассматривать их в литературном контексте.

Причины недостаточно высокого уровня выполнения экзаменационной работы по литературе могут быть связаны с неблагоприятными условиями, в которых оказалось в последние десятилетия школьное литературное образование. При достаточно объемном содержании предмета количество учебных часов, отведенных на его изучение, резко уменьшилось, что привело к неоправданному сокращению времени, отводимого на изучение художественных текстов. 

ЕГЭ по литературе.

Более чем по какому-либо другому предмету по литературе успех обеспечивается системной работой, начиная со  среднего звена: подавляющая часть заданий ориентирована на выявление филологической и речевой    компетентности.

Любая подготовка начинается с осознания необходимости «предмета», его назначения, конкретных задач, содержания, структуры. В целом содержание и структура экзаменационной работы должны проверить знания учащихся содержания курса истории русской литературы, а также необходимый комплекс умений по предмету:
*   умение воспринимать и анализировать художественный текст в его жанрово-родовой специфике;
*   выделять смысловые части художественного текста;
*   выделять и формулировать тему, проблематику произведения, давать   характеристику героев;
*   характеризовать особенности сюжета, элементов композиции, роль изобразительно-выразительных средств в произведении;
*   сопоставлять литературные факты и явления;
*   выделять позицию автора в произведении;
*   выражать свое отношение к прочитанному в форме письменного   высказывания на литературную тему.

Подготовка к экзамену по литературе предполагает повторение учащимися как вновь изученного, так и ранее пройденного материала , содержание которого определено обязательным минимумом по предмету. В соответствии с этим школьникам предлагаются проверочные работы и формы контроля, различные по содержательной направленности, полноте охвата литературного  материала и характеру оценки результатов.

Типология проверочных работ, используемых в системе подготовки к экзамену вы можете видеть на слайде.

Все проверочные работы можно разделить на три типа:


—   работы, проверяющие знакомство учащихся с содержанием
    произведений, входящих в круг обязательного чтения;
—  работы, проверяющие глубину освоения литературных произведений и
    знаний о литературе;
—  работы, выявляющие качество речевых умений и навыков, формируемых
   в процессе изучения литературы.

1.Задания первого типа проверяют знакомство учащихся с кругом обязательного чтения и охватывают изученный курс литературы, в основном произведения, предназначенные для текстуального изучения. Эти работы предполагают свободно конструируемые, хотя и краткие ответы.

Вопросы, входящие в состав этих проверочных работ, двух видов. Один из них – на узнавание произведения по отрывку, по высказываниям писателей и критиков. Другой вид заданий – вопросы, проверяющие знание тематики, героев, понимание взаимосвязи событий сюжетного развития.

Из приведенных примеров видно, что каждое задание состоит из двух вопросов. Причем один из них рассчитан на воспроизведение элементарных сведений о литературном произведении (авторство, название, герои), а другой предполагает осмысление отдельных сторон  его содержания и формы (тема, проблема).

2.Работы второго типа направлены на выявление глубины освоения изученных произведений и знаний о литературе. Они имеют комплексный характер и соответствуют аналитической деятельности, которая формируется у учащихся на уроках литературы. Основу этой деятельности составляют умения воспринимать, анализировать, оценивать литературные произведения, которые находят свое проявление в истолковании его художественных особенностей и идейного замысла.

Учащимся предлагаются фрагменты изученного произведения и вопросы, направленные на объяснение изображенного. Проверяются умения выделять и истолковывать художественные особенности текста, умение объяснять мотивы поведения, характеры или отношения героев, а также истолковывать общий смысл фрагмента как части целого произведения (его связь с проблематикой и роль в композиции).
3.Работы третьего типа направлены на проверку главным образом уровня развития школьников в процессе изучения литературы.


Как правило, ЕГЭ по литературе выбирают увлеченные этим предметом учащиеся. Но иногда этот выбор обусловлен лишь необходимостью иметь результат ЕГЭ по литературе для поступления в определенный вуз. Все это свидетельствует о разной мотивации учащихся в выборе данного экзамена, следовательно, и о неодинаковой степени вовлеченности в литературу. Для этого учителю приходится адаптировать и дифференцировать свои методы и приемы работы по подготовке к экзамену. Уместнее, на мой взгляд, сочетать индивидуальную работу с групповой, когда «сильный» ученик подтягивает менее подготовленного, где осуществляется совместный филологический поиск в работе с литературными материалами. А если учитывать то, что в 2014 году перед нами поставлена задача по «возрождению» итогового сочинения по литературе в новом контексте требований, то данные приемы работы будут актуальны не только для группы учащихся, сдающих ЕГЭ по литературе, но и для всех выпускников.

В заключение хотелось бы отметить, что существует много различных методик по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ помогающих педагогу в работе. Но очень важны не просто теоретические основы, а опыт самих учителей, накопленный на практике!

Закончить хотелось бы пословицей, пришедшей в связи с этим в голову: «Век живи — век учись» — это о нас,об учителях!

kopilkaurokov.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *