Толковый словарь Ожегова — значение слова КОСТЮМ
КОСТЮМ, -а, м. 1. Одежда, платье. Рабочий к. Вечерний к. (выходной). Театральные костюмы. 2. Мужское (пиджак и брюки) или женское (жакет и юбка или брюки) верхнее платье. || уменьш. костюмчик, -а, м. || прил. костюмный, -ая, -ое-
Смотреть значение КОСТЮМ в других словарях
Костюм — м. франц. одежда, одеянье, платье; отличительная одежда, театральная, маскарадная и пр. ировать кого, одевать, рядить, наряжать в какую особенную одежду известного века,……..
Толковый словарь Даля
Костюм М. — 1. Одежда человека. 2. Полный комплект мужской или женской одежды. 3. Маскарадная или театральная одежда.
Толковый словарь Ефремовой
Костюм — костюма, м. (фр. costume). 1. одежда человека (книжн.). История костюма. 2. Полный комплект мужского платья. Пиджачный костюм. 3. Женское верхнее платье, состоящее из жакета и юбки………
Костюм — -а; м. [франц. costume]
1. Одежда, платье. Рабочий к. Домашний к. Купальный к. Спортивный к. Национальный к. Выставка костюма.
2. Верхнее платье, состоящее из пиджака, брюк,……..
Толковый словарь Кузнецова
Костюм — Название этого предмета одежды было заимствовано из французского, где находим costume («костюм»), восходящее к латинскому consuetudine.
Этимологический словарь Крылова
Высотно-компенсирующий Костюм — вид высотного снаряжения летчиков, представляющий собой комбинезон, конструкция которого обеспечивает возможность создания внешнего давления на тело человека; предназначен……..
Большой медицинский словарь
Высотно-компенсирующий Костюм — индивидуальное снаряжение пилота длязащиты от вредного действия перепада давления в случае разгерметизациикабины путем создания регулируемого внешнего давления………
Большой энциклопедический словарь
Противоперегрузочный Костюм — вид летного снаряжения, предназначенный для повышения устойчивости организма к воздействию перегрузок; представляет собой одежду типа комбинезона, конструкция которого……..
Большой медицинский словарь
Противочумный Костюм — (син. противочумная одежда) комплект специальной одежды, используемый персоналом медицинских учреждений при работе в условиях возможного заражения возбудителями……..
Большой медицинский словарь
Защитный костюм — (a. survival suit, protective gear; н. Schutzanzug, Schutzkleidung; ф. costume de protection; и. traje protector) в горной промышленности — специальная одежда для защиты от вредного воздействия среды горноспасателей,……..
Высо́тно-компенси́рующий Костю́м — вид высотного снаряжения летчиков, представляющий собой комбинезон, конструкция которого обеспечивает возможность создания внешнего давления на тело человека; предназначен……..
Медицинская энциклопедия
Противоперегру́зочный Костю́м — вид летного снаряжения, предназначенный для повышения устойчивости организма к воздействию перегрузок; представляет собой одежду типа комбинезона, конструкция которого……..
Медицинская энциклопедия
Противочу́мный Костю́м — (син. противочумная одежда)
комплект специальной одежды, используемый персоналом медицинских учреждений при работе в условиях возможного заражения возбудителями……..
Посмотреть еще слова :
Перевести КОСТЮМ на язык :
slovariki.org
Значение слова «одежда»
Одежда
1. Совокупность изделий, надеваемых человеком, призванных защищать его от неблагоприятных климатических воздействий и выполняющих не только утилитарные, но и эстетические функции. Включает комплекс предметов: белье, легкое и верхнее платье, головные уборы, обувь, перчатки, чулки и др. Украшения и прическа дополняют одежду. В современном мире одежда в определенной степени является проявлением человеческой индивидуальности.
2. Совокупность изделий, которыми покрывают тело (пальто, платье и т. д.). Первые предметы одежды обнаружены у людей неолита. Это были шкуры животных, наброшенные на плечи, юбки из пучков травы. Пояс, один из древних элементов одежды, служил для крепления оружия и необходимых в походах предметов. Обувь появилась намного позже одежды. Для нее использовали куски шкур животных, войлок, лыко, древесную кору. Головные уборы также возникли позже и, защищая голову от жары и холода, уже в древние времена служили знаком, указывающим на социальное положение: существовали головные уборы вождей, жрецов и др.
Одежда всегда была приспособлена к климатическим условиям местности. Поэтому в разных регионах она резко отличается формой и материалом. Одежда жителей зоны тропических лесов — набедренная повязка, передник, накидка на плечи. В холодных арктических областях одежда закрывает все тело и к тому же она сделана из меха. У народов Сибири, например, в приполярной зоне (у эскимосов, чукчей, ненцев), одежда глухая, без разреза, надеваемая через голову, в таежной полосе (у эвенков, якутов и др.) — распашная, имеющая разрез спереди.
С развитием человеческого общества происходило изменение форм и видов одежды. Появилась одежда мужчин и женщин, девушек и замужних женщин; возникла будничная, праздничная, свадебная, погребальная и другие виды одежды. Разделение труда привело к созданию разнообразных видов профессиональной одежды. Развитие промышленного производства, науки и техники способствовало формированию новой одежды, которую ценили прежде всего за ее функциональность, рациональность, экономичность.
Одежда, возникшая первоначально как средство защиты тела от неблагоприятных климатических и атмосферных воздействий, под влиянием различных исторических и экономических условий, национальных особенностей, претерпела множество изменений, достигла большого многообразия видов и форм и стала предметом прикладного искусства. Ее развитие сопровождалось развитием различных художественных стилей и их частным проявлением — модой.
Одежда Древнего Египта относится к числу древнейших одежд. Рельефные изображения и фрески, скульптура древней цивилизации дают представление об эстетическом идеале человеческой красоты, основных типах и формах одежды. Идеальный образ древнего египтянина — высокий рост, широкие плечи, узкие талии и бедра, крупные черты лица; для женского облика характерны стройные пропорции, правильные, тонкие черты лица.
Одеждой мужчин был драпированный передник — схенти. Его носили и фараоны, и земледельцы. Размеры схенти были различны, форма прямоугольная или треугольная. Женская одежда — калазирис — прямая рубашка на лямках состояла из прямоугольного куска материи (ткани или трикотажа), обернутого вокруг фигуры и закрывавшего тело от груди до щиколоток. Форма платья была одинаковой и для царицы, и для рабыни. Сословные различия в одежде выражались в качестве тканей и наличии украшений. В период Нового царства (около 1580-1090 гг. до н. э.) достижения в изготовлении тончайших тканей привели к распространению плиссированной одежды. Классовые различия в одежде стали более заметными. Аристократический костюм этого времени характеризуется тонкими тканями, обилием золотых и эмалевых украшений. Калазирис, который носили женщины, стали носить и мужчины. Видоизмененный мужской калазирис — это узкая и длинная одежда, выполненная из сложенного вдвое прямоугольного полотнища ткани с прорезом для головы, сшитого по бокам по линии проймы. Сверху надевали одну или несколько плиссированных юбок, а на плечи покрывало. Жрецы по-прежнему носили одежду древних форм — треугольный передник схенти и леопардовую шкуру, наброшенную на одно плечо. Для воинов был предписан передник и кожаный нагрудник. Обувь у египтян была очень простой — сандалии, состоящие из кожаной подошвы и нескольких охватьшающих ногу ремней. Женская обувь не отличалась от мужской.
И мужчины, и женщины носили парики из овечьей шерсти или из растительных волокон, предохраняющие голову от жары. Знать надевала длинные парики с многочисленными косичками, крестьяне — маленькие парики или шапочки из льняной ткани, женщины высших сословий украшали головы сложными прическами. Мужчины брили бороды, но надевали иногда искусственные, обычно из шерсти, покрывая их лаком. Знаком могущества фараона была золотая борода в форме треугольника или куба, ее крепили на ушах, подобно дужкам современных очков.
Одежда древних жителей Арабского Востока отличалась от египетской. В жаркой и сухой Аравийской пустыне бедуины укрывались от зноя и песка покрывалом. Это был четырехугольный кусок ткани белого или голубого цвета, украшенный по краю каймой или бахромой. И мужчины, и женщины укутывались покрывалом, прикрепляя его на лбу тесьмой и перекидывая через голову назад, закрывая спину, плечи, а при необходимости и всю фигуру. Под покрывалом мужчины бедуины носили рубаху, широкую и длинную. Она состояла из двух полотнищ, сшитых по плечам, и открытых по боковым сторонам; подвязывали рубаху на талии шнурком. Позже арабы заимствовали ту или иную О. у покоренных народов. Позаимствованные азиатские штаны стали единственной частью одежды общей для всех арабов. В Азии и Египте арабы носили штаны, белую рубаху с длинными, широкими рукавами и узорчатый кафтан, подвязанный пестрой шалью на талии, а сверху распашной халат, подпоясанный кушаком. На ноги надевали сразу две-три пары башмаков из сафьяна красного, желтого и других цветов. Голову украшала чалма или шапка из черных смушек.
Одежда скифов, живших в 7-2 вв. до н.э. в Северном Причерноморье, шилась из выделанных звериных шкур, мехом внутрь. Использовались также войлочные, льняные, конопляные материалы. Мужчины носили короткие кафтаны, перетянутые поясом. Кафтаны украшали меховой оторочкой и узорным шитьем. Длинные штаны из кожи или толстой ткани, тоже украшенные вышивкой, заправляли в низкие кожаные сапожки, перехваченные у щиколоток ремнями. На голове скифы носили кожаные или войлочные шапки, похожие на башлык. Кроме коротких кафтанов носили и длинные в виде полушубков, украшенные золотыми бляшками. Парадную одежду скифской знати шили из дорогих тканей и украшали множеством золотых нашивных бляшек с тисненными изображениями зверей, птиц, цветов, воинов и богов. Во время боя царь и дружинники облачались в металлические доспехи. Голову укрывал бронзовый шлем, верхнюю часть тела защищал панцырь из железных пластин, нашитых на кожаную основу. На ноги надевали бронзовые поножи. Поножи и шлемы скифы покупали у греков, с которыми вели торговлю.
Об одежде скифских женщин сведений мало. Носили они длинные, со складками по линии горловины платья, перехваченные поясом, широкие рукава присбаривали у запястьев. Верхнюю одежду с длинными рукавами накидывали на плечи, подобно плащу, и застегивали на груди. Кроме того, женщины носили кафтан с узкими рукавами.
Самая древняя греческая одежда возникла под египетским влиянием и представляла тяжелую драпировку, скрывающую человеческое тело. Кусок ткани, сколотый на плечах, подпоясывался под грудью, а иногда еще по талии или по бедрам, образовывая напуск. Эта одежда называлась пеплос. По канонам того времени платье не кроили. Кроеного костюма в нашем понимании древние греки не знали. Основой античного костюма был прямоугольный кусок ткани, задрапированный на теле и закрепленный на плече фибулой. Позже появился другой вид мужской и женской одежды — хитон, вытеснивший пеплос. Мужской хитон делали из одного куска; вырезали по поперечному сгибу ткани отверстие для головы; боковые стороны сшивали, оставляя отверстия для рук. Хитон подвязывали поясом, формируя напуск и равномерно распределяя складки вокруг торса. Поверх хитона надевали гиматий — своего рода плащ, длина которого могла быть до колен, до щиколоток или до пола. Греки носили еще хламиду. Она тоже имела прямоугольную форму, но была меньшей длины, чем гиматий, скреплялась пряжкой на одном плече. Свободные концы хламиды спадали красивыми складками — фалдами, оставляя одну руку открытой. Края одежды украшали орнаментальными полосками. Такую хламиду юноши-спартанцы надевали прямо на тело, ею прикрывались воины в походах.
Женская одежда по форме была похожей на мужскую: те же хитон и гаматий. Разнообразие достигалось за счет различных деталей: хитон мог быть с отворотами у горловины, с застежкой или без нее, с драпировками в передней части, ниже линии плеч. Кроме сандалий, греки носили мягкие кожаные полусапожки и высокие сапоги, состоящие из подошвы и кожаных голенищ, закрывавших ногу сзади, а спереди стянутых шнуровкой. Пальцы и в сандалиях, и в сапогах были открыты. Гречанки носили сандалии и мягкие туфли; бедняки, как правило, надевали постолы — туфли, шитые из кожи.
Одежда римлян, как и греков, представляла драпировки из шерстяной ткани или льняного полотна. Римскую тунику носили и мужчины, и женщины. Туника — рубаха с короткими, иногда длинными рукавами, круглым или квадратным вырезом горловины. Поверх нижней туники мужчины надевали верхнюю одежду — тогу, которая стала национальной одеждой римлян. Тога состояла из куска ткани, вырезанного в виде полукруга или эллипса, и сложно драпировалась, окутывая фигуру. По тому, как была выполнена драпировка, судили о владельце тоги — о его культуре и образовании. Способы ношения тоги, приемы ее драпировки были важными предметами обучения. Тога была официальной одеждой, ношение которой вменялось в обязанность. Это был символ зрелости и принадлежности к римской империи. Иностранцы и рабы не имели права носить тогу. Знатные римлянки надевали поверх туники столу из тонкого полотна, похожую на широкую юбку, а сверху — плащ, напоминавший мужскую тогу.
В византийской одежде встречаются все основные предметы римской одежды. Сохранилась античная верхняя одежда — тога, пенула и т. д. и нижняя одежда — туника (изменились только названия). Эти виды одежды мало отличались от римской, но их форма преобразилась: исчезли мягкие античные драпировки, одежда стала жесткой, цилиндрической формы. Этому способствовали жесткие парчевые ткани и многочисленная вышивка. С приходом христианской религии античная красота и гармония человеческого облика уступили место новому типу красоты — духовному. Одежда удлиняется, полностью закрывая тело. Голова и лицо становятся центром духовного облика человека. Следует отметить, что византийский костюм оказал значительное влияние на костюм средневековой Европы и, особенно, средневековой Руси. Закрытая одежда соответствовала идеям христианства, а художественная отделка тканей была образом подражания для изготовления одежды знати.
Западно-европейская одежда. Примитивный крой, появившийся в глубокой древности на Востоке и давший основные типы накладной (без застежки) и распашной одежды, бытовал в европейском костюме до X-XI вв. Возникшее разделение мужской и женской одежды потребовало другого кроя. К началу XII в. в крое платья уже проектируется три шва — боковые и средний шов спинки. Эти швы дают возможность подогнать верхнюю часть лифа по фигуре, а нижнюю часть значительно расширить. Особенно интенсивно развивается конструирование одежды в XIII-XIV вв. Развитие навыков черчения привело в XIV-XV вв. к созданию в Западной Европе всех видов кроя, существующих и ныне. Совершенствованию кроя способствовало также постижение пластических свойств тканей и зависимости формы одежды от расположения нитей на той или иной ее части. В результате возник удлиненный силуэт одежды, характерный для костюма феодалов и горожан. Мужской костюм этого времени состоял из рубашки, узкой безрукавной куртки, к которой привязывали тесемками узкие, длинные, обтягивающие ноги штаны-чулки — шоссы. Женское платье обрело предельно высокую линию талии, остроугольный (удлиняющий и утончающий фигуру) глубокий вырез, отделанный широким воротником, узкие длинные рукава, драпированную юбку, которая сзади переходила в длинный шлейф. И женский, и мужской костюмы к середине XV в. всецело подчинялись канонам готического стиля. Удлиненные пропорции силуэта одежды, высокий конусообразный головной убор, остроносая обувь делали фигуру зрительно гибкой и динамичной. Крестьянская одежда также находилась под влиянием готического стиля, но грубые ткани, из которых ее шили, делали одежду мешковатой. Костюм крестьянки состоял из рубашки, узкого платья и чепца из толстой шерстяной или холщевой ткани.
В Италии к концу XV в. (эпоха Возрождения) силуэт костюма сильно изменился. Общей особенностью мужской и женской одежды сделалась спокойные крупные формы с устойчивыми пропорциями. Для женской одежды стали характерны естественно располагающаяся линия талии, пышные рукава, широкая юбка со свободными складками.
С XVI в. образцом одежды стал испанский костюм на жестких прокладках и металлических частях. Каркасный костюм носили и мужчины, и женщины. У мужчин весь костюм — верхняя куртка и короткие штаны — имел слой ваты и простегивался конским волосом, костюм набивали также сеном, опилками. Гладкую или узорчатую ткань натягивали на выстеганную прокладку. Короткая куртка со съемной баской была похожа на панцирь. Высокий стоячий воротник заканчивался узким белым рюшем у горловины. В XVI в. полоску рюша непомерно увеличивают, превращая ее в громадный белый воротник, заставляющий держать голову постоянно откинутой назад. Плотный или гофрированный воротник (во Франции — это фреза, в Испании — горгера) был так велик, что напоминал мельничий жернов. Такие воротники стоили иногда дороже всего костюма. Поверх плотных, обтягивающих ногу трико, надевали громоздкие шарообразные штаны, состоящие из отдельных половинок. Верхней мужской одеждой являлся плащ, подбитый мехом. Головным убором служил плоский, низкий берет, а с середины XVI в. — высокая шляпа.
В женской одежде основой каркасного костюма был корсет и юбка на плотном чехле с металлическими или деревянными обручами. В таком костюме и худую, и полную фигуру с помощью корсета доводили до общепринятых норм. Одежда высоко закрывала женскую фигуру, грудь забинтовывали, чтобы не было никаких признаков женственности. Такая же как у мужчин высокая фреза удлиняла пропорции женской фигуры.
Для XVII в. стал характерным новым художественный стиль-барокко, пришедший на смену искусству Возрождения. Дворянский мужской костюм этого времени состоял из короткой свободной курточки — брасьер с короткими рукавами, из-под которых спускались рукава рубашки, перехваченные лентами; поверх коротких штанов-шоссе надевали широкие, как юбка, штаны-рэнгравы, отделанные по низу бахромой. В 60-х гг. того же века вместо полуприлегающией куртки (жюстокор) появилась длинная куртка с рукавами до локтя, ее носили с узкими до коленей брюками — кюлотами из бархата, шелка, шерсти. Верхнюю О., короткую, свободного силуэта, представляли плащи без рукавов, напоминающие накидки, или с рукавами, те и другие — на яркой подкладке. Мужской костюм дополняли чулки белого, голубого, красного цветов с вышивкой или узором. Обувью служили сапоги с отворотами, полузакрытые туфли с бантами, пряжками. Головные уборы — широкополые шляпы, украшенные страусовыми перьями. Прически в начале XVII в. делали из собственных длинных волос, а в конце века их заменили огромные парики.
Женский дворянский костюм менялся не так часто, как мужской. Парадность женской одежды в первой половине XVII в. усиливалась введением пышных рукавов и юбки, большого белого воротника, отделанного кружевом. В основе юбки оставался каркас. Но во второй половине того же века каркасная юбка вышла из моды, ее заменила прямая неширокая юбка, спадающая мягкими складками. Верхнее платье (роб) из парчи, распашное спереди и сильно приталенное, стали шить с длинными шлейфами. Длину шлейфа определяло общественное положение; его имели право носить только дворянки.
Знатные дамы почти не носили головных уборов. Их прически часто менялись: от гладких, с косами, с локонами и узлом до высоких причесок фонтаж, состоявших из комбинаций локонов и крахмальных наколок. В конце XVII в. высокие прически дополняли проволочным каркасом, на котором укрепляли драпировки из шелкового газа, кружева, а так же ленты и искусственные цветы. XVIII в. характеризуется утверждением стиля рококо, который завершил развитие стиля барокко. В этот период образование единых форм европейского городского костюма протекало особенно интенсивно. В 1770 г. появился узкий, прилегающий к бедрам фрак, родиной которого была Англия. Скошенные полы, узкие рукава и небольшой стояче-отложной воротник фрака придавал мужскому костюму изысканный вид. Под фрак надевали укороченный жилет. Штаны — узкие кюлоты, обувь — плоские туфли с пряжкой и низкими каблуками. Фрак и кюлоты делали из одной ткани, а жилет — белый с богатой вышивкой цветным шелком. Во второй половине того же века увеличилось количество видов верхней одежды, возникли прообразы пальто XIX-XX вв. — редингот (типа длинного сюртука) и каррик (одежда с двумя или тремя широкими воротниками, покрывавшими плечи). Головные уборы — небольшие шляпы с полями, узкими спереди и загнутыми с боков. Парики завивали в боковой части, сзади их укладывали косичкой с бантом.
В женской аристократической одежде XVIII в. по-прежнему использовали каркас в форме корзины, покрытой полотняным чехлом — нижняя юбка-панье, но теперь на его основе был создан женский костюм, отвечающий эстетическим вкусам рококо: платье с крупными формами и низким декольте, обилием кружевных оборок, драпировок, складок и рюшей. Материалом служили легкие ткани (тафта, тонкий атлас). Светлые тона одежды гармонировали с белыми чулками и изящной светлой обувью на высоких изогнутых каблуках. XVIII в. был веком расцвета женских причесок и париков. В 70-80-х гг. прически стали очень высокими (до 35 см) и сложными, их украшали парусными лодками и фрегатами, корзинами цветов и т. д.
Процесс образования единого европейского городского костюма завершился в XIX в. Развитие массового производства одежды привело к тому, что модные костюмы стали достоянием широких слоев города, а со второй половины XIX в. — и деревни. Первенство в области женской моды оставалось за Францией. Англия сохраняла первенство по созданию моды мужского костюма. Мужской костюм делового человека первой половины XIX в. делали из шерстяной ткани, он состоял из редингота, жилета и длинных панталон. Каждодневной одеждой служил также фрак. Его носили со светлыми панталонами и жилетом. Неотъемлемыми элементами костюмов были шляпа-цилиндр и перчатки. С 1850 г. обязательной частью мужского гардероба светского человека и буржуа стал однобортный сюртук — визитка. Его носили с брюками из черной ткани в серую полоску. Фрак превратился в парадную одежду — знак привилегии богатых людей. Повседневной одеждой стал прямой пиджак. Пиджак, жилет и брюки образовали классический костюм, который вошел в моду с 1860 г. Шили костюм преимущественно из одной ткани темных тонов. Головными уборами были фетровая шляпа — «котелок» с небольшими полями, вытеснивший цилиндр, а летом — соломенная шляпа — канотье. В женской одежде в начале XIX в. с утверждением стиля ампир появились легкие прозрачные платья на плотных чехлах, а затем платья из тяжелых, плотных тканей, придававшие силуэту линейную четкость. Женское платье начали делать без корсета, оно становится мягким, открывает руки и шею.
В XX в. технический прогресс и развитие швейной промышленности открыли новый этап в истории одежды. На небольшие приемы вместо фрака стали надевать смокинг — однобортный пиджак с шелковыми лацканами. С распространением езды на автомобиле и мотоцикле появилась спортивная одежда — короткие брюки, куртки, цветные рубашки, кепи. В период войны (1914-1918) в мужскую одежду вошли закрытые пиджаки типа френча, краги, заменившие голенища сапог, брюки-галифе. К 50-м гг. одежду стали делать более легкой и мягкой. Появились цельнокроеный рукав, узкие внизу брюки. Начали широко использовать формы спортивного костюма. На рубеже 60-70-х гг. с появлением практичных синтетических материалов вошли в моду сделанные из них разнообразные по форме пиджаки, куртки, пуловеры, брюки, рубашки и т. д.
В женском костюме в начале века (1910 г.) вычурность и асимметрия уступили место плавности линий. В военные годы в употребление вошла практичная повседневная одежда — ансамбль из блузки и юбки, укороченное платье без корсета. В 20-е гг. была создана удобная и простая по силуэту О., не требующая специальной подгонки по фигуре. Платья шили в виде короткой рубашки (нередко с низко расположенным поясом) с отделкой вышивкой. Важнейшей частью такого костюма стали чулки.
В 70-е гг. в женской одежде произошло изменение стиля. Длина юбок резко меняется — от короткой, до середины бедер (мини), к средней, доходящей до середины голени (миди), или очень длинной, до щиколоток (макси). Широко используются заменяющие юбку брюки. С середины 60-х гг. изменения произошли и в обуви: появились модели спортивного стиля с широким каблуком средней высоты. Наиболее модной зимней обувью стали так называемые русские сапожки. В начале 70-х гг. в моду вновь вошла обувь на подошве-платформе.
Место законодателя мод по-прежнему занимает Франция, где сложились основные современные центры моделирования одежды, носящие имена своих создателей — художников-предпринимателей (Г. Шанель, К. Диора, П. Кардена, А. Куррежа). С ними успешно конкурируют фирмы Великобритании (М. Куант), Италии (Валентино, сестер Фонтана), а также крупнейшие фирмы США и Японии.
Русская одежда. Самые ранние сведения о древнерусской одежде восходят к эпохе Киевской Руси. Одежда древних славян формировалась под влиянием культуры скифов: костюм представляли те же виды одежды (рубаха и штаны), он имел те же формы, схожими были и применяемые украшения. Браслеты, бусы, гривны, серьги и колты имели самобытную форму и отличались высоким художественным исполнением. С принятием христианства (конец X в.) в быт князей вошел византийский костюм как официальная торжественная одежда, для которой было характерно некоторое своеобразие покроя. Основной одеждой стал кафтан или свита. Кафтаны киевской знати шили из аксамита, бархата, шелка, украшали вышивкой. Поверх кафтана надевали плащ корзно, отороченный золотой каймой. Корзно набрасывали на одной плечо и застегивали пряжкой — фибулой на другом. Головной убор — шапки с меховым околышем. Княжеская женская О. также была близкой византийской, но ее шили из более мягких тканей. Это были кафтаны, корзно и конусообразные шапки. Кафтаны делали с широкими рукавами, из-под которых виднелись более удлиненные украшенные рукава нижней рубахи. Поверх нижней рубахи надевали поневу — юбку с запахом. Обувь князей и бояр, как мужскую, так и женскую, представляли мягкие сапоги без каблука из цветной кожи с вышитыми носочной и нижней частями.
Крестьянский мужской костюм состоял из холщевой рубахи, шерстяных штанов и лаптей с онучами. Эту простую одежду дополнял узкий пояс, украшенный фигурными металлическими бляшками. У горожанок и крестьянок главной частью костюма были холщевые и шерстяные рубашки, нередко с набивным рисунком. Головной убор — убрус — полотняный белый или красный платок, сложенный треугольником и заколотый под подбородком. Концы платка свисали на грудь и были богато украшены вышивкой.
С XVI в. одежда теперь уже Московской Руси значительно отличалась от предыдущей многообразием видов и форм. В основе мужского костюма оставались рубаха и штаны (порты). Но разрез горловины рубахи переместился с середины в левую сторону переда, появилась рубашка-косоворотка. Поверх рубахи надевали зипун — распашную одежду с застежкой встык. Зипун носили все: бояре как домашнюю одежду, горожане и крестьяне — мужчины и женщины — как повседневную. Поверх зипуна надевали кафтан, который имел несколько вариантов и был повседневной одеждой, домашней и выходной. Длина кафтанов варьировалась от коленей до щиколоток. Верхней одеждой в этот период были армяк, охабень, ферязь. Головным убором служил колпак. Знатные бояре носили шубы и высокие горлатные шапки из меха чернобурых лисиц. Боярыни и княжны поверх рубашки из тонкого белого холста надевали вторую, цветную, нередко из шелковой ткани. Распространение получили сарафаны, телогреи, летники. Головные уборы — кокошники, кички с сорокой и др.
С конца XVII в. в связи с реформами Петра I ускорилось проникновение в Россию общеевропейского костюма. Европейское платье прочно вошло в быт русской аристократии. У крестьянства и большей части городского населения оставалась традиционная русская одежда. Процесс европеизации костюма городского населения заметно усилился в XIX в.
Народная одежда создается простым людом и существует в быту ряда поколений, соответствуя их внешнему облику, образу жизни и характеру труда. Уходя корнями в глубокую древность, народная одежда продолжает существовать и в последующие исторические периоды, отражая специфику национальной культуры. В странах Европы народная одежда была распространена вплоть до начала XX в., а во многих странах Африки, Азии и Южной Америки сохраняется в быту и в настоящее время.
Народная одежда различается по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрастной принадлежности, зависит от семейного положения потребителя.
В западно-европейской народной одежде, при всем многообразии ее форм, можно выделить общие элементы. В Великобритании, Франции, Испании, Италии, Швейцарии, Австрии такими элементами мужского костюма были узкие короткие штаны, белая или цветная рубаха с длинными широкими рукавами, различные по покрою жилеты, короткие суконные куртки. Головные уборы — суконные шляпы с небольшими полями, вязаные шапочки или береты. Народы юго-восточных областей Европы (болгары, словаки, хорваты, румыны, венгры и другие) носили узкие длинные штаны из белого или темного сукна, украшенные вышивкой или аппликацией. У народов, живших в горных местностях, своеобразной частью мужского костюма была широкая короткая (до колен) юбка — клетчатая у шотландцев, желтая или коричневая у ирландцев, белая у греков и албанцев. Неотъемлемой частью мужского костюма повсеместно был широкий пояс с орнаментом (кожаный, вязаный или тканый).
Женский европейский народный костюм состоял из белой рубахи различного покроя с короткими или длинными рукавами, короткого лифа-корсажа со шнуровкой, широкой юбки, собранной у талии в сборки, и фартука — нарядного, с ярким орнаментом. Головными уборами были разнообразные чепцы, соломенные шляпы и платки. Девушки обычно надевали головные уборы в виде обруча или повязанную вокруг головы ленту. Мужская и женская обувь представляла собой кожаные башмаки или туфли, которые носили с хлопчатобумажными и шерстяными носками или обмотками (онучами). У некоторых народов мужчины носили также сапоги. В Португалии и Италии бытовала обувь на деревянной подошве, полностью деревянной была обувь во Франции, Нидерландах, из цельного куска кожи (типа поршней) — на Балканском полуострове.
Русская народная одежда отличалась от западно-европейской некоторым своеобразием. Мужские рубахи-косоворотки носили поверх нешироких штанов, у талии перехватывали поясом, ворот и подол украшали вышитым или тканым узором. Женский костюм южных областей состоял из рубахи и поневы (украинцы называли ее плахта), а северных — из рубахи и сарафана. Одежду украшали ткаными или вышитыми узорами, тесьмой, лентами, вставками кумача. Общерусские головные уборы — венцы, перевязки и ширинки у девушек, кокошники и сороки, полностью закрывающие волосы, — у замужних женщин. Верхняя одежда у мужчин и женщин была разнообразной: шубы или короткие полушубки из овчины, суконные кафтаны в талию, поддевки из фабричной ткани со сборами, с застежкой на левой стороне. Тулуп из овчины в виде расширенного книзу халата надевали в дорогу. Носили сапоги с голенищами, собранными гармошкой; с XIX в. распространились валенки; крестьяне носили обувь, плетеную из лыка — лапти.
Национальная одежда народов Северного Казказа и Закавказья имеет много общего в покрое, но различна по длине, цвету, отделке. Основной частью мужского костюма была длинная распашная черкесска, скроенная в талию, обычно без ворота. Под нее надевали бешмет. Головной убор — папаха из меха. Женская одежда — длинное в талию платье, с узким лифом и широкой юбкой.
Для одежды народов Средней Азии характерны туникообразная рубаха, штаны и распашной халат у мужчин, у женщин — длинные шаровары и туникообразная рубаха ниже колен. Головные уборы — тюбетейка, чалма и меховая шапка.
Для национальной О. китайцев, корейцев, монголов и др. народов Азии характерны куртка, штаны и халат с запАхом на правую сторону. Халат с широкими рукавами (кимоно) — национальная мужская и женская одежда японцев. У народов Южной и Юго-Восточной Азии была распространена нешитая одежда — кусок ткани (дхоти, саронг), которым мужчины обертывали нижнюю часть тела, или всю фигуру (сари у женщин). Форма этой одежды создавалась за счет драпировки материала.
Современная одежда. В основу классификации одежды положены ее защитные функции, определяющие назначение изделия. В связи с этим одужду делят на три класса (см. Бытовая одежда, Спортивная одежда, Производственная одежда).
(Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)
|
* * *
существует три основных разновидности одежды.
Одежда запашная — тип несшитой одежды, т.е. это кусок ткани, обертываемый вокруг тела (например, запашная юбка, распространенная на Украине).
Одежда накладная — тип одежды, надеваемой через голову.
Одежда распашная — тип наплечной одежды с разрезом спереди.
(Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)
how-to-all.com
Значение слова «костюме»
Лексическое значение: определение
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
- Толковые Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
- Энциклопедические В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
- Отраслевые Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
- Этимологические и заимствований Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон. Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
- Глоссарии устаревшей лексики Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз. Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
- Переводческие, иностранные Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
- Фразеологический сборник Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике. Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
- Определение неологизмов Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление. Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
- Прочие 177+ Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.
Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.
how-to-all.com
Значение слова «прозодежда»
Лексическое значение: определение
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
- Толковые Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
- Энциклопедические В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
- Отраслевые Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
- Этимологические и заимствований Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон. Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
- Глоссарии устаревшей лексики Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз. Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
- Переводческие, иностранные Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
- Фразеологический сборник Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике. Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
- Определение неологизмов Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление. Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
- Прочие 177+ Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.
Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.
how-to-all.com
Значение слова Одежда в 10 словарях (Даль, Ожегов, Ефремова и др.)
ж. одежа, одежь; одежка, одеженка, одежища; одеянье, одёва, одёвка, все, чем человек одевается, платье, облаченье, окрута; или кроме шапки, рукавиц и обуви. Одежда руская, наша народная; французская старая, круглый, обычно шитый кафтан, штаны, чулки и башмаки; французская или немецкая, фрак или разрезной сзади сюртук, чего старики наши не любят. Без одежи, вскочишь, да побежишь, а без одежи, посидишь. Не в той одеже, а по тому ж мосту. Одежу платят, а шкура сама зарастает. По одежке тяни ножки. Протягивай ножки по одежке, живи по достатку. По росту прибирай одежку. Постройка крытая, а одежа шитая. На убогом дери одёжу, у богатого рожу. Всей одежи — шапка да онучи! Одежа наизнанку — либо пьян, либо бит будешь. Семьдесят ооежек — а все без застежек? (качан). | Покров, покрывало, покрышка; ухитка: сплошная устилка чего. Одежда престола, в алтарь. Одежда мебели, стен, обои. Одежда рва, вала, застилка крутостей, боков и откосов )дерном, камнем. Одежина ж. одеж(в)ище ср. одна штука одежи ( немец. Kleidungsstueck). Одежная дача, все нужное на одежду. Одежные и обувные деньги. Одежный человек, твер. нарядный, богатый одеждою. Одежник, гардероб, шкаф или целая комната для одежи. Оденый (одейный?), оден м. арх. хорошо, чисто одетый, богатый одеждою. Одеждити кого, церк. одеть. Аще видишь нага, одежди. Одежить и одежить что, сев. одеть, надеть; | покрыть одеялом пли попоной, скутать. Приукутайте, приодежьте его, песня, приоденьте. Одёжь кафтан. Одежся или одежись, на дворе холодно.
ОДЕЖДА, -ы, ж. 1. Совокупность предметов, к-рыми покрывают, облекают тело. Верхняя, нижняя о. Мужская, женская, детская о. 2. Покрытие проезжей части дороги .(спец.). Асфальтовая дорожная о. || прил. одежный, -ая, -ое (к 1 знач.).
Ударение: оде́жда ж.
- Совокупность предметов (из ткани, меха, кожи и т.п.), которыми покрывают тело или надевают на него.
- Часть таких предметов, исключая белье, обувь, головные уборы; платье.
- То, что надето на ком-либо или во что одет кто-л.
ОДЕ́ЖДА, одежды, ·жен. (·книж. ).
1. только ед. Совокупность предметов (из ткани, меха, кожи), которыми покрывают, одевают тело. Дорожная одежда. Производственная одежда. Форменная одежда. «Торопливо сдернув с себя одежду, бросился в холодную и сырую постель.» А.Тургенев. «И ветер тихий мимолетом твоей одеждою играл.» Тютчев.
| То же, не считая белья, обуви и головных уборов; платье. Верхняя одежда (пальто, шуба). Готовая одежда.
2. только мн. То, что надето на ком-нибудь, во что одет кто-нибудь (·поэт. ·книж. ). «Чужбины прах с презреньем отряхаю с моих одежд.» Пушкин. «Женщина босая, в лоскутках выцветших на солнце одежд.» М.Горький.
3. Покрытие проезжей части дороги (тех.). Одежда дороги. Асфальтовая одежда. Гудроновая одежда.
платье, одежа, одеяние, облачение, наряд, костюм, туалет, убранство, убор, тряпки, прикидон, обмундирование, покров, одежды, шкура, одежонка, мундир, покрытие, форма, шмотье, экипировка, хламида, сбруя; амазонка, багряница, ливрея, бурнус, вицмундир, епанча, виссон, фелонь, бешмет, бушлат, хитон, брезентовка, власяница, армяк, архалук, камзол, стихарь, бриджи, казакин, малахай, кацавейка, безрукавка, шушун, ряса, пальто, габа, лакоста, клифт, брюки, лохмотья, камлея, лоскут, куртка, полуфрак, полушубок, однорядка, пурпур, кожух, юбка, малица, понева, дхоти, визитка, штаны, сермяга, хаки, трико, черкеска, опашень, жупан, ветровка, саронг, сари, блуза, салоп, рубашка, мантия, смокинг, кафтан, чуйка, дерюга, фрак, варенка, бурка, рубище, свитка, балахон, бекеша, ватник, варка, липа, халат, джубба, чоха, сарафан, пудрмантель, кебайя, жилет, ползунки, чапан, макферлан, паранджа, кебеняк, подир, топ, иматисма, азям, туника, килт, кентон, порфира, чекмень, пончо, неглиже, ротонда, левитон, милоть, одежка, пеплум, реглан, риза, епендит, сутана, зипун, понтоп, ферязь, вретище, кимоно, телогрея, поддевка, подрясник, полувер, кофта, кухлянка, жакет, парки, роба, редина, водолазка, прикид, шмотки, чадра, свита, тога, упаковка, шуба, кунтуш, гардероб, сак, вар, шинель, спецовка, ризы, сафари, капот
сущплатье, одежа, одеяние, облачение, наряд, костюм, туалет, убранство, уборто, во что одеваются, то, что носят поверх белья
азям, амазонка, армяк, архалук, багряница, балахон, безрукавка, бекеша, бешмет, блуза, брезентовка, бриджи, брюки, бурка, бурнус, бушлат, ватник, ветровка, визитка, виссон, вицмундир, власяница, водолазка, вретище, габа, гардероб, дерюга, джубба, дхоти, епанча, епендит, жакет, жилет, жупан, зипун, иматисма, казакин, камзол, камлея, капот, кафтан, кацавейка, кебайя, кебеняк, кентон, килт, кимоно, кожух, костюм, кофта, кунтуш, куртка, кухлянка, левитон, ливрея, лохмотья, макферлан, малахай, малица, мантия, милоть, мундир, наряд, неглиже, облачение, обмундирование, одежа, одежка, одежонка, одеяние, однорядка, опашень, пальто, паранджа, парка, пеплум, платье, поддевка, подир, подрясник, покров, покрытие, ползунки, полувер, полукафтан, полуплащ, полуфрак, полушубок, понева, понтоп, пончо, порфира, прозодежда, пудрмантель, пурпур, реглан, редина, риза, роба, ротонда, рубашка, рубище, ряса, салоп, сарафан, сари, саронг, сафари, свита, свитка, сермяга, смокинг, спецовка, спецодежда, стихарь, сутана, телогрея, тога, трико, тряпка, туалет, туника, убор, убранство, униформа, фелонь, ферязь, форма, фрак, хаки, халат, хитон, хламида, чадра, чапан, чекмень, черкеска, чоха, чуйка, шинель, шмотки, шмотье, штаны, шуба, шушун, экипировка, юбка
оде́жда,
оде́жды,
оде́жды,
оде́жд,
оде́жде,
оде́ждам,
оде́жду,
оде́жды,
оде́ждой,
оде́ждою,
оде́ждами,
оде́жде,
оде́ждах
glosum.ru
Значение слова «наряд»
Лексическое значение: определение
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
- Толковые Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
- Энциклопедические В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
- Отраслевые Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
- Этимологические и заимствований Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон. Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
- Глоссарии устаревшей лексики Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз. Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
- Переводческие, иностранные Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
- Фразеологический сборник Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике. Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
- Определение неологизмов Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление. Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
- Прочие 177+ Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.
Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.
how-to-all.com
Значение слова «брюки»
Брюки
(голл. broek) — верхняя поясная одежда; состоит из двух передних и двух задних половинок, соединенных боковыми и шаговыми швами и средним швом. Верх Б. обычно оформляется поясом. Вплоть до XVIII в. брюки состояли из двух частей, порозень надевавшихся на ноги и скреплявшихся на поясе шнурком. Считают, что брюки имеют восточное происхождение. Римляне познакомились с ними только во II в. до н. э. через германцев, но сами больше пользовались гамашами. В XII в. в повседневный обиход вошли мужские чулки-штаны, которые были скорее чулками. В XV-XVI вв. в обиходе появились разнообразные штаны, имеющие разнообразные, иногда невероятные формы. На изготовление штанов уходило порой несколько метров шелка. В это же время в Испании, Франции и Англии вошли в моду короткие штаны — узкие или широкие, на них по окружности делали продольные прорези. В XVII в. брюки стали широкими до колен и выглядели как юбки. Из множества видов Б. можно выделить следующие, отличающиеся своей конструкцией: испанские штаны, кюлоты, панталоны, бриджи, плундры, галифе, рейтузы, джинсы, современные брюки.
Современные брюки разнообразны по форме и покрою. Они могут быть частью костюма или самостоятельным видом как мужской, так и женской одежды. Чаще встречаются прямокроенные брюки, состоящие из передней и задней частей. Их варианты по длине обусловили такие разновидности: брюки-гольф (длиной до икр и на манжете), бермуды (длиной до колен), шорты (длиной до середины бедра).
По ширине современные брюки, могут быть разными: расширенными на отдельных участках или по всей длине, или, наоборот, по всей длине обуженными. Различают брюки расширенные к низу («клеш»), расширенные в средней части («бананы») и равномерно расширенные брюки по всей длине — шаровары. Излишнюю ширину шаровар по линии талии и низа собирают на резинку. Шьют также юбки-брюки. Длина у них может быть разная. Излишнюю ширину закладывают в складку, идущую вдоль среднего шва задней и передней частей брюк. В 1980 г. в моду вошли длинные плотно облегающие брюки-леггинсы (иногда их называют лосины), и короткие — типа велосипедных шорт.
Для Б. используют все виды тканей: хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые и смесовые, а также трикотажные полотна, замшу и кожу, облегающие брюки часто шьют из эластичных материалов типа лайкры.
(Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)
|
* * *
в России это слово появилось в Петровскую эпоху вместе с голландскими матросами и первоначально означало матросские штаны. Брюки как таковые, вошли в мужскую моду около середины 19 в. Это та самая деталь мужской одежды, за возможность носить которую женщины боролись долгие годы 20 в. В начале 20 в., когда был изобретен велосипед, элегантные дамы, несмотря на скандальные ситуации, стали ездить на нем в пышных брючках до колен. В 1911 г. парижские дома моделей предложили модели юбки-брюк: они были длинными и широкими и скорее напоминали юбку, но появление женщин в этом наряде на улице вызывало шквал негодования. Популяризации брюк способствовала кинозвезда Марлен Дитрих. Однако, несмотря на то, что женщина включилась в активную жизнь и в работе и в спорте, брюки на ней в течение всего нашего века были поводом для скандалов. В 70-е годы в Лос-Анджелесе возникла женская мода на джинсы, и они завоевали весь мир; брюки превратились в модный элемент женской одежды, хотя боролись с ними долго и страстно. Сегодня в моде брюки различной длины, всевозможных силуэтов и покроев.
Брюки-гольф — короткие, чуть ниже колен брюки, чаще всего клетчатые, с притачными манжетами, застегнутыми на пуговицы. В 20-30-х годах 20 в. были распространены как одежда для игр и туризма.
Брюки-клеш — первоначально матросские брюки с раструбом, стали элементом мужской и женской моды во второй половине 20 в.
Брюки (или штаны) оксфордские — очень широкие брюки обычно из серой шерстяной фланели. Пользовались популярностью в 20-е годы в Англии. Названы по г. Оксфорду, известному своим университетом.
Брюки тренировочные — появились в 30-е гг. 20 в. — сначала в виде широких брюк, потом, с появлением эластичных материалов, они приобрели «стройную форму».
(Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)
how-to-all.com