Кто выдвинул термин экология – Понятие экология. Предмет и объект экологии. Взаимосвязь с другими науками. Современная экология и ее структура. Задачи экологии. История развития.

Задания школьного тура олимпиады по экологии. 20 12 г. 7 – 8 классы Задание 1

Задания школьного тура олимпиады по экологии. 2012г. 7 – 8 классы
Задание 1. Задание включает 15 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.
1) Кто выдвинул специальный термин «экология»?

а) Ч Дарвин.

б) Э. Геккель.

в) Аристотель.

г) В.И. Вернадский.

2) Воздействие хозяйственной деятельности человека на организмы и на среду их обитания – это…

а) Антропогенные факторы среды.

б) Биотические факторы среды.

в) Абиотические факторы среды.

г) Техногенные факторы среды.

3) Как называются наземные растения, обитающие в местах с высокой влажностью и избыточной увлажненностью почвы?

а) Гидрофиты.

б) Мезофиты.

в) Гигрофиты.

г) Ксерофиты

4) Оболочка Земли, населенная живыми организмами:

а) биосфера

б) тропосфера

в) биогеоценозом

г) экосферой

5) Искусственные живые сообщества, созданные с целью максимального повышения продуктивности, – это…

а) Агроценозы.

б) Тропические леса.

в) Северные хвойные леса.

г) Урбоценозы.

6. Пухоеды – это:

а) Хищники.

б) Эктопаразиты.

в) Эндопаразиты.

г) Нет правильного ответа.

7. Выберите из перечисленных организмов те, которые участвуют в формировании торфа и угля:

а) Рыбы.

б) Фораминиферы.

в) Моллюски.

г) Растения.

8. В каком случае наиболее вероятно полное исчезновение одного из малочисленных видов или небольшой популяции?

а) Появление нового паразита.

б) Увеличение численности жертв.

в) Увеличение численности хищников.

г) Правильного ответа нет.

9.Заяц-беляк и заяц-русак, обитающие в одном лесу, составляют:

а) Одну популяцию одного вида.

б) Две популяции одного вида.

в) Две популяции двух видов.

г) Одну популяцию двух видов.
10) Озоновый слой в верхних слоях атмосферы:

а) задерживает тепловое излучение Земли

б) является защитным экраном от ультрафиолетового излучения

в) образовался в результате промышленного загрязнения

г) способствует разрушению загрязнителей

11. Чтобы выжить, человечество должно понимать, что биосфера формирует такие условия жизни, как:

а) Чистая вода, плодородная почва, пригодная для дыхания атмосфера.

б) Плодородная почва, магнитное поле Земли, кислород атмосферы.

в) Чистая вода, магнитное поле Земли, сила тяготения.

г) Плодородная почва, углекислый газ атмосферы, сила тяготения.

12. Среди рыб наибольшей плодовитостью отличаются те, у которых

икра:

а) Имеет крупные размеры.

б) Охраняется самкой.

в) Плавает в толще воды.

г) Закапывается в песок.

13.Аэрозоль — это:

а) Смесь воды — серной кислоты.

б) Твердые и жидкие частицы, находящиеся во взвешенном состоянии в атмосфере, обладающие малыми скоростями осаждения.

в) Токсичные вещества, выбрасываемые предприятиями в окружающую среду.

г) Все перечисленное.

14.Парой хищник — жертва могут являться:

а) Росянка и комар.

б) Гриб — трутовик и береза.

в) Актиния и рак-отшельник.

г) Тля и муравей.

15. Неустойчивой породой к высокой концентрации газовых выбросов является:

а) ель обыкновенная;

б) акация белая;

в) можжевельник обыкновенный;

г) береза повислая.
Задание 2. Задание включает 5 вопросов, с несколькими вариантами ответа.
1. В каких особо охраняемых природных территориях, расположенных в пределах России, обязательно выделяют зоны полного невмешательства:

а) Национальные парки.

б) Заказники.

в) Памятники природы.

г) Заповедники.

д)Парки

выбери ответ: 1)а,б 2) а,г 3) б,в,г 4) а, г, д
2. Какая из мер наиболее эффективна при охране редких видов животных и растений:

а) Охрана каждой особи в отдельности.

б) Охрана мест обитания.

в) Охрана мест размножения.

г) Охрана пищевых ресурсов этих видов.

д) Выращивание в искусственных условиях.


  1. выбери ответ: 1) а,б,г 2) в,г 3)а, б, д 4) б, в

3. Примерами конкуренции являются отношения между:

а) Хищниками и жертвами.

б) Паразитами и хозяевами.

в) Видами, использующими одни и те же ресурсы.

г) Особями одного вида.

д) Взаимоотношения между самцами в брачный период.


  1. выбери ответ: 1) в,г,д 2) а,б 3)а,б,д 4) в,г

4. Кролики, завезенные в Австралию, очень быстро размножались на этом континенте. Это объясняется:

а) благоприятными климатическими условиями

б) обилием пищи

в) отсутствием хищников и паразитов

г) отсутствием пищевых конкурентов

д) создание человеком благоприятных условий для их размножения


  1. выбери ответ: 1)а,б,д 2) а,в,д 3) а,б,в 4)б,в,

5. Для животных ресурсами являются:

а) вода

б) органические вещества

в) солнечная энергия

г) углекислый газ

д) кислород


  1. выбери ответ:1) а,б,в 2) а,д 3)а,в,д 4) а,б,д

Задание № 3. Задание на определение правильности суждений. Поставьте знак + рядом с номерами правильных суждений (10 суждений).

  1. Растения короткого дня – выходцы из северных районов.

  2. Кислород необходим растениям для дыхания.

  3. Лишайники являются примером симбиоза;

  4. Поселение крыс и мышей в жилищах было вызвано разрушением их естественных мест обитания человеком.

  5. Пресная вода менее обогащена кислородом, чем морская.

Задание № 4. Экологическая задача
Почему грибы считают важным компонентом биоценоза?

Из предложенных ответов выберите 4 наиболее верные. Объясните свой выбор


  1. шляпочные грибы являются симбионтами большинства высших растений;

  2. грибы используются для пищи человеком;

  3. плесневые грибы разрушают мертвые остатки растений и животных;

  4. грибы вместе с бактериями усваивают атмосферный азот, необходимый для питания растений;

  5. паразитические грибы контролируют численность некоторых организмов в биоценозе;

  6. грибы играют основную роль при образовании гумуса, что способствует лучшему развитию растений;

  7. грибы являются звеном в цепях питания в структуре биоценоза.

Ответы школьного тура олимпиады по экологии. 2012г. 7 – 8 классы:
Задание № 1. Каждый правильный ответ – 1 балл. Всего 15 баллов

1.б

2.а

3.в

4.а

5.а

6.б

7.г

8.а

9.в

10.б

11.а

12.в

13.б

14.а

15.в
Задание № 2. Каждый правильный ответ – 2балла. Всего 10 баллов


  1. 2 (а,г)

  2. 4(б, в)

  3. 1(в,г,д)

  4. 3(а,б,в)

  5. 4(а,б,д)

Задание № 3. Каждый правильный ответ – 1 балл. Всего 5 баллов

1(-), 2 (+), 3 (+), 4 (-), 5 (-)
Задание № 4. Всего 8 баллов

Экологическая задача

Почему грибы считают важным компонентом биоценоза?

Из предложенных ответов выберите 4 наиболее верные. Объясните свой выбор.

За каждый правильно выбранный ответ-1 балл,

За каждый обоснованный ответ – 1 балл.

Всего – 8 баллов.
Обоснование верных ответов: 1)потому, что симбиотические грибы улучшают водный обмен и минеральное питание растений; 3) что в целом приводит к разрушению сложных органических веществ почвы и увеличению плодородия; 5) паразитические грибы, как и любые хищники контролируют численность различных организмов; 7) грибы являются одними из основных редуцентов биоценоза, участвуя через пищевые цепи в круговороте веществ и энергии в любых биосистемах.

Максимальное количество баллов — 38 баллов

kak.znate.ru

Из предложенных ответов выберите 4 наиболее верные. Объясните свой выбор

Муниципальное образование «Гурьевский городской округ»

 

Всероссийская олимпиада школьников по экологии

(школьный этап)

 

2016-2017 учебный год

 

Класс

 

 

Максимальное количество баллов – 38 балла

Задание 1. (15 баллов) Тестовые задания с выбором одного ответа из четырех возможных.

Задание 2. (10 баллов) Тестовые задания несколько вариантов ответа из множественного выбора.

Задание 3. (5 баллов) Задание на определение правильности суждения

Задание 4. (8 баллов) Решение экологической задачи

Время выполнения –

120 минут

Общее время выполнения работы – 120 минут

Класс

Задание 1.Задание включает 15 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.

 

Кто выдвинул специальный термин «экология»?

а) Ч Дарвин.

б) Э. Геккель.

в) Аристотель.

г) В.И. Вернадский.

2) Воздействие хозяйственной деятельности человека на организмы и на среду их обитания – это…

а) Антропогенные факторы среды.

б) Биотические факторы среды.

в) Абиотические факторы среды.

г) Техногенные факторы среды.

Как называются наземные растения, обитающие в местах с высокой влажностью и избыточной увлажненностью почвы?

а) Гидрофиты.

б) Мезофиты.

в) Гигрофиты.

г) Ксерофиты

4) Оболочка Земли, населенная живыми организмами:

а) биосфера

б) тропосфера

в) биогеоценозом

г) экосферой

5) Искусственные живые сообщества, созданные с целью максимального повышения продуктивности, – это…

а) Агроценозы.

б) Тропические леса.

в) Северные хвойные леса.

г) Урбоценозы.

6. Пухоеды – это:а) Хищники. б) Эктопаразиты. в) Эндопаразиты. г) Нет правильного ответа.7. Выберите из перечисленных организмов те, которые участвуют в формировании торфа и угля: а) Рыбы.б) Фораминиферы. в) Моллюски.г) Растения.8. В каком случае наиболее вероятно полное исчезновение одного из малочисленных видов или небольшой популяции? а) Появление нового паразита. б) Увеличение численности жертв. в) Увеличение численности хищников. г) Правильного ответа нет.9.Заяц-беляк и заяц-русак, обитающие в одном лесу, составляют:
а) Одну популяцию одного вида.б) Две популяции одного вида. в) Две популяции двух видов.г) Одну популяцию двух видов.

 



10) Озоновый слой в верхних слоях атмосферы:

а) задерживает тепловое излучение Земли

б) является защитным экраном от ультрафиолетового излучения

в) образовался в результате промышленного загрязнения

г) способствует разрушению загрязнителей11. Чтобы выжить, человечество должно понимать, что биосфера формирует такие условия жизни, как: а) Чистая вода, плодородная почва, пригодная для дыхания атмосфера.б) Плодородная почва, магнитное поле Земли, кислород атмосферы. в) Чистая вода, магнитное поле Земли, сила тяготения.г) Плодородная почва, углекислый газ атмосферы, сила тяготения.12. Среди рыб наибольшей плодовитостью отличаются те, у которыхикра: а) Имеет крупные размеры. б) Охраняется самкой. в) Плавает в толще воды. г) Закапывается в песок.
13.Аэрозоль — это:
а) Смесь воды — серной кислоты.б) Твердые и жидкие частицы, находящиеся во взвешенном состоянии в атмосфере, обладающие малыми скоростями осаждения. в) Токсичные вещества, выбрасываемые предприятиями в окружающую среду. г) Все перечисленное.14.Парой хищник — жертва могут являться:

а) Росянка и комар.

б) Гриб — трутовик и береза.

в) Актиния и рак-отшельник.

г) Тля и муравей.

15. Неустойчивой породой к высокой концентрации газовых выбросов является:

а) ель обыкновенная;

б) акация белая;

в) можжевельник обыкновенный;

г) береза повислая.

 

Задание 2. Задание включает 5 вопросов, с несколькими вариантами ответа.

1. В каких особо охраняемых природных территориях, расположенных в пределах России, обязательно выделяют зоны полного невмешательства:

а) Национальные парки.

б) Заказники.

в) Памятники природы.

г) Заповедники.

д)Парки

выбери ответ: 1)а,б 2) а,г 3) б,в,г 4) а, г, д

 

2. Какая из мер наиболее эффективна при охране редких видов животных и растений:

а) Охрана каждой особи в отдельности.

б) Охрана мест обитания.

в) Охрана мест размножения.

г) Охрана пищевых ресурсов этих видов.

д) Выращивание в искусственных условиях.

1. выбери ответ: 1) а,б,г 2) в,г 3)а, б, д 4) б, в

 

3. Примерами конкуренции являются отношения между:

а) Хищниками и жертвами.

б) Паразитами и хозяевами.

в) Видами, использующими одни и те же ресурсы.

г) Особями одного вида.

д) Взаимоотношения между самцами в брачный период.

1. выбери ответ: 1) в,г,д 2) а,б 3)а,б,д 4) в,г

 

4. Кролики, завезенные в Австралию, очень быстро размножались на этом континенте. Это объясняется:

а) благоприятными климатическими условиями

б) обилием пищи

в) отсутствием хищников и паразитов

г) отсутствием пищевых конкурентов

д) создание человеком благоприятных условий для их размножения

2. выбери ответ: 1)а,б,д 2) а,в,д 3) а,б,в 4)б,в,

5. Для животных ресурсами являются:

а) вода

б) органические вещества

в) солнечная энергия

г) углекислый газ

д) кислород

3.выбери ответ:1) а,б,в 2) а,д 3)а,в,д 4) а,б,д

Задание № 3. Задание на определение правильности суждений. Поставьте знак + рядом с номерами правильных суждений (10 суждений).

1. Растения короткого дня – выходцы из северных районов.

2. Кислород необходим растениям для дыхания.

3. Лишайники являются примером симбиоза;

4. Поселение крыс и мышей в жилищах было вызвано разрушением их естественных мест обитания человеком.

5. Пресная вода менее обогащена кислородом, чем морская.

 

Задание № 4. Экологическая задача

Почему грибы считают важным компонентом биоценоза?

Из предложенных ответов выберите 4 наиболее верные. Объясните свой выбор

 

1) шляпочные грибы являются симбионтами большинства высших растений;

2) грибы используются для пищи человеком;

3) плесневые грибы разрушают мертвые остатки растений и животных;

4) грибы вместе с бактериями усваивают атмосферный азот, необходимый для питания растений;

5) паразитические грибы контролируют численность некоторых организмов в биоценозе;

6) грибы играют основную роль при образовании гумуса, что способствует лучшему развитию растений;

7) грибы являются звеном в цепях питания в структуре биоценоза.

 

Ответы школьного тура олимпиады по экологии. 2012г. 7 – 8 классы:

Задание № 1. Каждый правильный ответ – 1 балл. Всего 15 баллов

1.б

2.а

3.в

4.а

5.а

6.б

7.г

8.а

9.в

10.б

11.а

12.в

13.б

14.а

15.в

Задание № 2. Каждый правильный ответ – 2балла. Всего 10 баллов

1. 2 (а,г)

2. 4(б, в)

3. 1(в,г,д)

4. 3(а,б,в)

5. 4(а,б,д)

 

Задание № 3. Каждый правильный ответ – 1 балл. Всего 5 баллов

1(-), 2 (+), 3 (+), 4 (-), 5 (-)

Задание № 4. Всего 8 баллов

Экологическая задача


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

экология 7 — 8 класс

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ 2015 – 2016 УЧ.ГОД.

Школьный этап. 7-8 классы. Max – 28 баллов

Задание 1. Включает 15 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. Нужно выбрать 1 верный ответ. – 15 баллов

  1. Воздействие хозяйственной деятельности человека на организмы и на среду их обитания – это . . .

А) Антропогенные факторы среды;

Б) Биотические факторы среды;

В) Абиотические факторы среды;

Г) Технологические факторы среды.

2. Биогеоценоз – это совокупность взаимосвязанных…

А) организмов одного вида;

Б) животных одной популяции;

В) компонентов живой и неживой природы;

Г) совместно обитающих организмов разных видов.

3

. Устойчивость экосистемы повышается, если в ней. . .

А) увеличивается численность продуцентов;

Б) сокращается численность редуцентов;

В) сокращается численность хищников;

Г) увеличивается численность паразитов.

4. Оболочка Земли, населённая живыми организмами

А) биосфера;

Б) тропосфера;

В) биогеоценоз;

Г) экосфера.

5. За счёт какой энергии происходит круговорот веществ в биосфере Земли?

А) энергии земных недр;

Б) солнечной;

В) ветра;

Г) приливов и отливов.

6. Кто выдвинул специальный термин «экология»?

А) Ч.Дарвин.

Б) Э.Геккель.

В) Аристотель.

Г) В.И.Вернадский.

7. Какую роль в экосистеме играют организмы – разрушители органических веществ?

А) паразитируют на корнях растений

Б) устанавливают симбиотические связи с растениями

В) синтезируют органические вещества из неорганических

Г) превращают органические вещества в минеральные.

8.Что является структурным компонентом биосферы ?

А) биогеоценоз

Б) нижняя часть атмосферы

В) отделы растений и типы животных

Г) популяции растений и животных определенной местности.

9. В каких случаях наиболее вероятно полное исчезновение одного из малочисленных видов?

А) появление нового паразита

Б) увеличение численности жертв

В) увеличение численности хищников

Г) правильного ответа нет.

10. Парой хищник – жертва могут являться:

А) росянка и комар

Б) гриб-трутовик и берёза

В) актиния и рак-отшельник

Г) тля и муравей.

11. Что такое микориза?

А) вступление корней деревьев в сожительство с грибами

Б) сожительство водорослей и грибов

В) образования на корнях бобовых растений

Г) грибные болезни сельскохозяйственных растений

12. Какие растения не способны к фотосинтезу?

А) эпифиты

Б) растения паразиты

В) голосеменные

Г) бобовые

13. Озоновый слой в верхних слоях атмосферы:

А) задерживает тепловое изучение Земли

Б) является защитным экраном от ультрафиолетовых лучей

В) образовался в результате промышленного загрязнения

Г) способствует разрушению загрязнителей

14. Одним из признаков различий объектов живой и неживой природы – способность к:

А) разрушению

Б)самовоспроизведению

В) движению

Г) росту

15. Неустойчивой породой к высокой концентрации газовых выбросов является:

А) ель обыкновенная

Б) акация белая

В) можжевельник обыкновенный

Г) берёза повислая

Задание 2. Задание включает в себя 2 вопроса с несколькими верными ответами.

5 баллов

  1. Для животных ресурсами являются:

А) вода

Б) органические вещества

В) солнечная энергия

Г) углекислый газ

Д) кислород

2. Чтобы выжить, человечество должно понимать, что биосфера формирует такие условия жизни, как:

А) магнитное поле Земли

Б) углекислый газ атмосферы, силу тяготения

В) чистая вода, плодородная почва

Г) пригодную для дыхания атмосферу

Д) углекислый газ, солнечную энергию

Заданием 3. Определите правильные суждения. Правильные суждения отметить знаком +. – 3 балла

  1. Кислород необходим растениям для питания

  2. Кислород необходим растениям для питания

  3. Пресная вода менее обогащена кислородом, чем морская

  4. Споры грибов служат для размножения

  5. Вирусы могут существовать самостоятельно

  6. Лишайн6ики являются примером симбиоза

Задание 4. Объясните, какие известны жизненные формы растений, че они отличаются от экологических групп. В каких природных зонах господствуют деревья, низкорослые кустарники и кустарнички. – 5 баллов

studfiles.net

что это такое. Виды экологии.

Сегодня в обиходе очень модный и актуальный термин — экология! Но что подразумевают люди, употребляя это слово в своей речи, вписывая его в статьи, научные работы и «отрывая» от него заветный кусочек «эко», чтобы «приклеить» к чему-то важному, например: «экопродукты», «экокожа», «эколайф»?

На самом деле, «экология» — слово, состоящее из греческого «ойкос» — ‘дом’ и «логос» — ‘наука’. Получается, что дословно «экология» — это наука о доме. Но, конечно, само понятие намного шире, многогранней, интересней, чем кажется, если отталкиваться от этого определения. 

Если погрузиться в осмысление всего, что значит этот модный термин, то можно открыть для себя много нового и весьма интересного, особенно для человека, который нацелен на правильный (здоровый) образ жизни.

Экология: что это такое и что она изучает

Экология — это наука, изучающая взаимодействие живых организмов с окружающей средой. Исходя из перевода составного термина, это наука о доме. Но под словом «дом» в экологии понимают не то или, точнее, не только то жилище, в котором проживает конкретная семья, отдельный человек или даже группа людей. Под словом «дом» здесь понимается целая планета, мир — дом, в котором живут все люди. И, конечно, в разных разделах экологии рассматриваются отдельные «комнаты» этого «дома».

Экология изучает всё, что как-то взаимодействует или влияет на живые организмы. Это очень объёмная наука, которая затрагивает добрую сотню актуальных вопросов для человека и его жизни на земле.

Виды экологии

Как и некоторые другие науки, экология включает в себя множество различных разделов. Ведь уместить всё важное в одном направлении довольно сложно. Можно запутаться и так и не сделать нужных выводов, не найти решений для серьёзных проблем.

Стоит знать, что экология — это сравнительно молодая наука. Ей всего-то не более 200 лет. Однако на сегодняшний день наука стоит на одной ступени по степени важности с математикой, физикой, биологией и др. При этом некоторые научные сферы (ботаника, химия, микробиология) экология не просто затрагивает, а даже базируется на них.

Различают такие виды экологии:

  • экология биосферы — раздел, изучающий среду обитания человека и глобальные изменения в ней;
  • промышленная экология — направление, занимающееся изучением влияния на окружающую среду промышленных предприятий и процессов;
  • экология отрасли — каждая отрасль занимательна и интересна с точки зрения экологии;
  • сельхоз-экология — изучает влияние и взаимодействие сельского хозяйства с окружающей средой;
  • эволюционная экология — изучает процессы эволюции живых организмов и влияние их на среду обитания;
  • валеология — наука о качестве жизни и здоровье человека;
  • геоэкология — изучает геосферу планеты и её обитателей;
  • экология морей и океанов — направлена на изучение вопросов чистоты водной поверхности земли;
  • социальная экология — наука о чистоте социальной области;
  • экономическая экология — направлена на разработку алгоритмов рационального использования ресурсов планеты.

По сути, разделы этой науки всё время расширяются и множатся. Но абсолютно все ответвления сводятся к общей экологии, задачей которой является сохранить здоровую среду обитания и не дать погибнуть нашей планете раньше отведённого времени.

экология
Про экологию мысли и чистоту мировоззрения

Пока официально нет раздела в экологии, который бы был направлен на изучение влияния собственного мировоззрения человека на окружающую среду и собственное здоровье. Однако то, как думает и воспринимает окружающий мир человек, сильно влияет на его действия. Про экологию мысли забывать нельзя. Ведь только правильный ход мысли и глубокое понимание необходимости жить в ладу с природой, позволит сохранить наш «дом», не нанести ему ущерб. Человек с чистыми светлыми мыслями духовно здоров. Его физическое тело также более крепкое. А это тоже весьма важно для сохранения здоровья окружающей среды и создания комфортной экосистемы для каждого живущего на земле.

Термин и понятие экологии

Конечно, из всего написанного выше уже можно понять, что термин «экология» включает в себя огромный объём информации и «рассыпается» на важные элементы, грани которых составляют единую важную цель — изучение планеты и сохранение её здоровья. Но кто это всё придумал и почему это так важно? Стоит разобраться.

Кто ввел термин «экология»?

Впервые термин «экология» произнёс учёный-философ и естествоиспытатель Эрнст Генрих Геккель. Этому же немецкому философу принадлежит авторство таких биологических терминов, как онтогенез, филогенез, которые также имеют прямое отношение к экологии.

Что означает экология

Как уже можно догадаться, экология — понятие всеобъемлющее, заключающее в себя массу вопросов, связанных со средой обитания и её чистотой. Но почему мы так часто слышим составные слова с приставкой «эко» и понимаем это как чистоту, здоровье, безопасность? Ничего сложного! Ведь основной мыслью экологии как науки является поиск решений, позволяющих сохранить красоту и здоровье природы. Эколог — это человек, который изучает влияние любых процессов, веществ, вещей на мир окружающий и живые организмы. Поэтому, когда человек говорит экология, он подразумевает чистоту окружающей среды. Когда мы произносим любое слово с приставкой «эко», то подразумеваем, что это нечто чистое, безопасное и полезное для нашего здоровья. Исключением являются специфические термины, употребляемые в научной среде.

Экотоп — отдельный участок среды обитания живых организмов, претерпевший некоторые изменения в результате деятельности этих организмов.

Экосистема — среда взаимодействия группы живых организмов.

В остальных случаях слова с приставкой «эко» — это новые слова, составленные с заявкой на указание выгоды. Т. е., по сути, очень часто экопродукты, экоматериалы, экокультура — это всего лишь маркетинговый ход. Доверять слепо такой приставке не всегда стоит. Лучше внимательно присмотреться к вещи, которую пометили заветным зелёным листочком (эмблема экологически чистых товаров) и изучить состав. А уж потом делать выводы о чистоте и безопасности выбранного продукта.

экология

Где и кому нужна экология

Сегодня предмет экологии изучают в школе, средних и высших специальных заведениях, вне зависимости от профиля. Конечно, на отделениях ботаники, агрономии, зоологии и т. п. этому предмету уделяют куда больше внимания, чем, например, на экономическом факультете. Но практически в любой общеобразовательной программе есть раздел экологии. И это не случайно. Каждый человек должен быть экологически грамотен. Вы можете не быть юристом, но понимать, какая среда вас окружает, вам стоит. Можно не владеть понятиями медицины, но знать основы, как сохранить здоровье планеты важно. Где и как мы соприкасаемся с вопросами экологии? Ну, например, когда вы идёте выбрасывать мусор, вы уже становитесь «винтиком» в механизме системы, которая или нарушает общее благополучие окружающей среды или помогает сохранить здоровье планеты. Ведь надо знать, как правильно и куда выбросить мусор, чтобы минимизировать отрицательное влияние отходов на здоровье людей и экосреды. Когда человек закуривает сигарету, он также оказывает непосредственное влияние на формирование фона здоровья природы. Одна, казалось бы, сигарета, но может принести массу негативных перспектив и самому курильщику, и окружающему миру в целом.

Сегодня экологические отделы есть почти при каждом промышленном предприятии. Экологическая служба работает в каждом городе. В масштабах страны вопросы экологии решаются и обсуждаются в рамках серьёзных совещаний. Об экологии нашей планеты говорят, думают, спорят ученые и обычные люди. Каждый день, просыпаясь утром, мы соприкасаемся с разными сферами этой науки. Она интересна, многогранна и очень важна для каждого из нас и для всех людей в целом.

Экологические проблемы и их решение

Когда мы заговорили о приставке «эко», как о знаке чистоты, — это была позитивная «частица» темы. Есть и обратная сторона — негатив! Словосочетания «экологическая проблема», «экологическая катастрофа» нередко нас пугают в заголовках газет, интернет-СМИ, телепрограммах и радиосводках. Обычно под этими словосочетаниями «прячется» что-то страшное, угрожающее и грязное. Грязь здесь имеется в виду в прямом смысле слова. Например, выброс с какого-нибудь завода в море загрязняет водную среду и может нанести ущерб живым обитателям этой экосистемы. Это экологическая проблема, каких сегодня может быть масса. Когда мы говорим об истончении озонового слоя, мы подразумеваем экологическую катастрофу, к которой может привести это явление. Наука, которую мы здесь рассматриваем, как раз направлена на то, чтобы минимизировать риски возникновения экологических проблем и уж тем более не допустить развития целых катастроф в масштабах города, страны, планеты. Именно для этих целей была создана и развивается эта многогранная, интересная и невероятно важная наука.

Как предупреждаются и решаются проблемы экологии

Если есть наука, существуют и учёные, которые занимаются её развитием. Учёные-экологи трудятся над изучением разных вопросов экологии. Это и узкоспециализированные сферы, как например агроэкология, зооэкология, промышленный комплекс и экология общая, классическая. По всему миру создаются и успешно работают различные экослужбы. Например, в нашей стране есть такой орган, как экологическая полиция. Это служба, которая следит за соблюдением правил экологической безопасности в городах и других населённых пунктах. На каждом предприятии есть собственный отдел, который контролирует влияние работы предприятия на окружающую среду и сдаёт отчётность по этому поводу высшим органам.

В масштабах мировой науки постоянно ведутся разработки, направленные на оптимизацию различных процессов, для снижения рисков развития экологических проблем и предупреждения возникновения катастроф. Экоконтроль работает в сетевых продуктовых магазинах, чтобы не допустить попадания на столы некачественных продуктов.

Но каждому человеку следует помнить, что и он является важным звеном системы, так или иначе влияющей на чистоту и здоровье нашего «дома», нашей планеты. От того, как живет, как думает, как действует каждый человек, тоже зависит очень многое. Поэтому стоит уделить внимание этой науке хотя бы на уровне общего ознакомления с её основными понятиями и проблемами.

www.oum.ru

Кто выдвинул специальный термин «экология

Что свидетельствует о постоянном ухудшении земель?

а) рост числа рекультивируемых земель; б) ветровая и водная эрозия почв;

в) уменьшение использования в сельском хозяйстве пестицидов, токсикантов.

3)Экологический паспорт предприятия является…

а) комплектом технической документации предприятия

б) перечнем природоохранных мероприятий предприятия

в) основным нормативно-техническим документом, имеющим данные об использовании ресурсов и воздействии предприятия на окружающую среду

г) списочным составом работников предприятия

4) Обмен совокупность популяций разных видов организмов, обитающих на определенной территории?а) Экосистема. б) Биогеоценоз. в) Биоценоз. г) Популяция.

5) Как называется взаимовыгодное, но не обязательное сосуществование организмов?а) Хищничество. б) Протокооперация. в) Мутуализм. г) Аменсализм

6) Рациональное природопользование

а) Вовлекает в общественное потребление природные ресурсы с целью создания материальных благ и услуг.

б) Осуществляется физическими и юридическими лицами на основании разрешения уполномоченных государственных органов.

в) Связано с высокой материалоемкостью производства, истощением и деградацией природных систем, нарушением экологического баланса.

г) Связано с комплексным использованием ресурсов, безотходным и экологически чистым производством; воспроизводством и восстановлением ресурсов.

7)Экосистемы, предназначенные для отдыха людей, — это

а) селитебные зоны; б) рекреационные зоны; в) агроценозы; г) промышленные зоны.

8)Совокупность разнообразных форм деятельности человека по от­ношению к природе называется: а). Экологическая культура; б). Экологическое мышление;в). Экологическое сознание; г). Экологический нигилизм

9)Какие объекты относятся к особо охраняемым?а) социальные ценности; товароматериальные объекты; б) природные объекты имеющие научное, историко-культурное, оздоровительное, эстетическое и иное ценное значение; в) природные ресурсы, имеющие народно-хозяйственное значение.

10)К антропогенному загрязнению окружающей среды не относят:

а). Химическое б). Космическое в). Пылевое г). Тепловое

11). Последствием антропогенного загрязнения не является:

а). Парниковый эффект б). Кислотные дожди в). Озоновые дыры г). Землетрясение

Кто выдвинул специальный термин «экология

а) К. Рулье. б) Э. Геккел. в) А. Тенсли. г) В.И. Вернадский.

13)Главным свойством живых организмов является…

а) Способность к самовоспроизведению и передаче наследственной информации.

б) Способность к эволюции через адаптации к изменяющимся факторам окружающей среды.

в) Способность к обмену веществ, состоящему из взаимодополняющих процессов синтеза и распада веществ.

г) Рост и развитие, как усложнение организации при увеличении количества клеток, молекул и пр.

14)Особо охраняемое законом пространство, пребывание, в пределах которого очень строго ограничено или запрещено, называется…

а) национальным парком б) памятником природы в) заповедником г) заказником



3-net.ru

Кто выдвинул термин экология — Все карты мира

РАЗВЕРНУТЬ КАРТУ НА ВЕСЬ ЭКРАН!

Задания школьного тура олимпиады по экологии. 2012г. 7 – 8 классы

Задание 1. Задание включает 15 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.

1) Кто выдвинул специальный термин «экология»?

а) Ч Дарвин.

б) Э. Геккель.

в) Аристотель.

г) В.И. Вернадский.

2) Воздействие хозяйственной деятельности человека на организмы и на среду их обитания – это…

а) Антропогенные факторы среды.

б) Биотические факторы среды.

в) Абиотические факторы среды.

г) Техногенные факторы среды.

3) Как называются наземные растения, обитающие в местах с высокой влажностью и избыточной увлажненностью почвы?

а) Гидрофиты.

б) Мезофиты.

в) Гигрофиты.

г) Ксерофиты

4) Оболочка Земли, населенная живыми организмами:

а) биосфера                

б) тропосфера        

в) биогеоценозом

г) экосферой

5) Искусственные живые сообщества, созданные с целью максимального повышения продуктивности, – это…

а) Агроценозы.

б) Тропические леса.

в) Северные хвойные леса.

г) Урбоценозы.

6. Пухоеды – это:

а) Хищники.

 б) Эктопаразиты.

 в) Эндопаразиты.

 г) Нет правильного ответа.

7. Выберите из перечисленных организмов те, которые участвуют в формировании торфа и угля:

 а) Рыбы.

б) Фораминиферы.

 в) Моллюски.

г) Растения.

8. В каком случае наиболее вероятно полное исчезновение одного из малочисленных видов или небольшой популяции?

 а) Появление нового паразита.

 б) Увеличение численности жертв.

 в) Увеличение численности хищников.

 г) Правильного ответа нет.

9.Заяц-беляк и заяц-русак, обитающие в одном лесу, составляют:

а) Одну популяцию одного вида.

б) Две популяции одного вида.

 в) Две популяции двух видов.

г) Одну популяцию двух видов.      

10) Озоновый слой в верхних слоях атмосферы:

а) задерживает тепловое излучение Земли

б) является защитным экраном от ультрафиолетового излучения

в) образовался в результате промышленного загрязнения

г) способствует разрушению загрязнителей

11. Чтобы выжить, человечество должно понимать, что биосфера формирует такие условия жизни, как:

 а) Чистая вода, плодородная почва, пригодная для дыхания атмосфера.

б) Плодородная почва, магнитное поле Земли, кислород атмосферы.

 в) Чистая вода, магнитное поле Земли, сила тяготения.

г) Плодородная почва, углекислый газ атмосферы, сила тяготения.

12. Среди рыб наибольшей плодовитостью отличаются те, у которых

икра:

 а) Имеет крупные размеры.

 б) Охраняется самкой.

 в) Плавает в толще воды.

 г) Закапывается в песок.

13.Аэрозоль — это:

 а) Смесь воды — серной кислоты.

б) Твердые и жидкие частицы, находящиеся во взвешенном состоянии в атмосфере, обладающие малыми скоростями осаждения.

 в) Токсичные вещества, выбрасываемые предприятиями в окружающую среду.

 г) Все перечисленное.

14.Парой хищник — жертва могут являться:    

а) Росянка и комар.

б) Гриб — трутовик и береза.

в) Актиния и рак-отшельник.

г) Тля и муравей.          

   15. Неустойчивой породой к высокой концентрации газовых выбросов является:

а) ель обыкновенная;

б) акация белая;

в) можжевельник обыкновенный;

г) береза повислая.

Задание  2. Задание включает 5 вопросов, с несколькими вариантами ответа.

1. В каких особо охраняемых природных территориях, расположенных в пределах России, обязательно выделяют зоны полного невмешательства:

а) Национальные парки.

б) Заказники.

в) Памятники природы.

г) Заповедники.

д)Парки

  выбери ответ: 1)а,б   2) а,г   3) б,в,г  4) а, г, д

2. Какая из мер наиболее эффективна при охране редких видов животных и растений:

а) Охрана каждой особи в отдельности.      

б) Охрана мест обитания.

в) Охрана мест размножения.

г) Охрана пищевых ресурсов этих видов.                  

д) Выращивание в искусственных условиях.

  1. выбери ответ:  1) а,б,г    2) в,г      3)а, б, д      4) б, в

3. Примерами конкуренции являются отношения между:

а) Хищниками и жертвами.

б) Паразитами и хозяевами.

в) Видами, использующими одни и те же ресурсы.

г) Особями одного вида.

д) Взаимоотношения между самцами в брачный период.

  1. выбери ответ: 1) в,г,д     2) а,б      3)а,б,д         4) в,г

4. Кролики, завезенные в Австралию, очень быстро размножались на этом континенте. Это объясняется:

   а) благоприятными климатическими условиями

   б) обилием пищи

   в) отсутствием хищников и паразитов

   г) отсутствием пищевых конкурентов

   д) создание человеком благоприятных условий для их размножения

  1. выбери ответ: 1)а,б,д      2) а,в,д      3) а,б,в      4)б,в,

5. Для животных ресурсами являются:

а) вода                                    

б) органические вещества              

в) солнечная энергия

 г) углекислый газ                  

д) кислород

  1. выбери ответ:1) а,б,в  2) а,д   3)а,в,д    4) а,б,д

Задание № 3. Задание на определение правильности суждений. Поставьте знак + рядом с номерами правильных суждений (10 суждений).

  1. Растения короткого дня – выходцы из северных районов.
  2. Кислород необходим растениям для дыхания.
  3. Лишайники являются примером симбиоза;
  4. Поселение крыс и мышей в жилищах было вызвано разрушением их естественных мест обитания человеком.
  5. Пресная вода менее обогащена кислородом, чем морская.

Задание № 4. Экологическая задача

Почему грибы считают важным компонентом биоценоза?

Из предложенных ответов выберите 4 наиболее верные. Объясните свой выбор

  1. шляпочные грибы являются симбионтами большинства высших растений;
  2. грибы используются для пищи человеком;
  3. плесневые грибы разрушают мертвые остатки растений и животных;
  4. грибы вместе с бактериями усваивают атмосферный азот, необходимый для питания растений;
  5. паразитические грибы контролируют численность некоторых организмов в биоценозе;
  6. грибы играют основную роль при образовании гумуса, что способствует лучшему развитию растений;
  7. грибы являются звеном в цепях питания  в структуре биоценоза.

Ответы школьного тура олимпиады по экологии. 2012г. 7 – 8 классы:

Задание № 1. Каждый правильный ответ – 1 балл.  Всего 15 баллов

1.б

2.а

3.в

4.а

5.а

6.б

7.г

8.а

9.в

10.б

11.а

12.в

13.б

14.а

15.в

Задание № 2. Каждый правильный ответ – 2балла. Всего  10 баллов

  1. 2 (а,г)
  2. 4(б, в)
  3. 1(в,г,д)
  4. 3(а,б,в)
  5. 4(а,б,д)

Задание № 3. Каждый правильный ответ – 1 балл. Всего 5 баллов

1(-),  2 (+), 3 (+), 4 (-), 5 (-)

Задание № 4. Всего 8 баллов

Экологическая задача

Почему грибы считают важным компонентом биоценоза?

Из предложенных ответов выберите 4 наиболее верные. Объясните свой выбор.

 За каждый правильно выбранный ответ-1 балл,

За каждый обоснованный  ответ – 1 балл.

Всего – 8 баллов.

Обоснование верных ответов: 1)потому, что симбиотические грибы  улучшают водный обмен и минеральное питание растений; 3) что в целом приводит к разрушению сложных органических веществ почвы и увеличению плодородия; 5) паразитические грибы, как и любые хищники контролируют численность различных организмов; 7) грибы являются одними из основных редуцентов  биоценоза, участвуя через пищевые цепи в круговороте веществ и энергии в любых биосистемах.

Максимальное количество баллов —  38 баллов  



Source: nsportal.ru

Почитайте еще:

karta.uef.ru

Кто выдвинул специальный термин экология — Все карты мира

РАЗВЕРНУТЬ КАРТУ НА ВЕСЬ ЭКРАН!

Задания школьного тура олимпиады по экологии. 2012г. 7 – 8 классы

Задание 1. Задание включает 15 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.

1) Кто выдвинул специальный термин «экология»?

а) Ч Дарвин.

б) Э. Геккель.

в) Аристотель.

г) В.И. Вернадский.

2) Воздействие хозяйственной деятельности человека на организмы и на среду их обитания – это…

а) Антропогенные факторы среды.

б) Биотические факторы среды.

в) Абиотические факторы среды.

г) Техногенные факторы среды.

3) Как называются наземные растения, обитающие в местах с высокой влажностью и избыточной увлажненностью почвы?

а) Гидрофиты.

б) Мезофиты.

в) Гигрофиты.

г) Ксерофиты

4) Оболочка Земли, населенная живыми организмами:

а) биосфера                

б) тропосфера        

в) биогеоценозом

г) экосферой

5) Искусственные живые сообщества, созданные с целью максимального повышения продуктивности, – это…

а) Агроценозы.

б) Тропические леса.

в) Северные хвойные леса.

г) Урбоценозы.

6. Пухоеды – это:

а) Хищники.

 б) Эктопаразиты.

 в) Эндопаразиты.

 г) Нет правильного ответа.

7. Выберите из перечисленных организмов те, которые участвуют в формировании торфа и угля:

 а) Рыбы.

б) Фораминиферы.

 в) Моллюски.

г) Растения.

8. В каком случае наиболее вероятно полное исчезновение одного из малочисленных видов или небольшой популяции?

 а) Появление нового паразита.

 б) Увеличение численности жертв.

 в) Увеличение численности хищников.

 г) Правильного ответа нет.

9.Заяц-беляк и заяц-русак, обитающие в одном лесу, составляют:

а) Одну популяцию одного вида.

б) Две популяции одного вида.

 в) Две популяции двух видов.

г) Одну популяцию двух видов.      

10) Озоновый слой в верхних слоях атмосферы:

а) задерживает тепловое излучение Земли

б) является защитным экраном от ультрафиолетового излучения

в) образовался в результате промышленного загрязнения

г) способствует разрушению загрязнителей

11. Чтобы выжить, человечество должно понимать, что биосфера формирует такие условия жизни, как:

 а) Чистая вода, плодородная почва, пригодная для дыхания атмосфера.

б) Плодородная почва, магнитное поле Земли, кислород атмосферы.

 в) Чистая вода, магнитное поле Земли, сила тяготения.

г) Плодородная почва, углекислый газ атмосферы, сила тяготения.

12. Среди рыб наибольшей плодовитостью отличаются те, у которых

икра:

 а) Имеет крупные размеры.

 б) Охраняется самкой.

 в) Плавает в толще воды.

 г) Закапывается в песок.

13.Аэрозоль — это:

 а) Смесь воды — серной кислоты.

б) Твердые и жидкие частицы, находящиеся во взвешенном состоянии в атмосфере, обладающие малыми скоростями осаждения.

 в) Токсичные вещества, выбрасываемые предприятиями в окружающую среду.

 г) Все перечисленное.

14.Парой хищник — жертва могут являться:    

а) Росянка и комар.

б) Гриб — трутовик и береза.

в) Актиния и рак-отшельник.

г) Тля и муравей.          

   15. Неустойчивой породой к высокой концентрации газовых выбросов является:

а) ель обыкновенная;

б) акация белая;

в) можжевельник обыкновенный;

г) береза повислая.

Задание  2. Задание включает 5 вопросов, с несколькими вариантами ответа.

1. В каких особо охраняемых природных территориях, расположенных в пределах России, обязательно выделяют зоны полного невмешательства:

а) Национальные парки.

б) Заказники.

в) Памятники природы.

г) Заповедники.

д)Парки

  выбери ответ: 1)а,б   2) а,г   3) б,в,г  4) а, г, д

2. Какая из мер наиболее эффективна при охране редких видов животных и растений:

а) Охрана каждой особи в отдельности.      

б) Охрана мест обитания.

в) Охрана мест размножения.

г) Охрана пищевых ресурсов этих видов.                  

д) Выращивание в искусственных условиях.

  1. выбери ответ:  1) а,б,г    2) в,г      3)а, б, д      4) б, в

3. Примерами конкуренции являются отношения между:

а) Хищниками и жертвами.

б) Паразитами и хозяевами.

в) Видами, использующими одни и те же ресурсы.

г) Особями одного вида.

д) Взаимоотношения между самцами в брачный период.

  1. выбери ответ: 1) в,г,д     2) а,б      3)а,б,д         4) в,г

4. Кролики, завезенные в Австралию, очень быстро размножались на этом континенте. Это объясняется:

   а) благоприятными климатическими условиями

   б) обилием пищи

   в) отсутствием хищников и паразитов

   г) отсутствием пищевых конкурентов

   д) создание человеком благоприятных условий для их размножения

  1. выбери ответ: 1)а,б,д      2) а,в,д      3) а,б,в      4)б,в,

5. Для животных ресурсами являются:

а) вода                                    

б) органические вещества              

в) солнечная энергия

 г) углекислый газ                  

д) кислород

  1. выбери ответ:1) а,б,в  2) а,д   3)а,в,д    4) а,б,д

Задание № 3. Задание на определение правильности суждений. Поставьте знак + рядом с номерами правильных суждений (10 суждений).

  1. Растения короткого дня – выходцы из северных районов.
  2. Кислород необходим растениям для дыхания.
  3. Лишайники являются примером симбиоза;
  4. Поселение крыс и мышей в жилищах было вызвано разрушением их естественных мест обитания человеком.
  5. Пресная вода менее обогащена кислородом, чем морская.

Задание № 4. Экологическая задача

Почему грибы считают важным компонентом биоценоза?

Из предложенных ответов выберите 4 наиболее верные. Объясните свой выбор

  1. шляпочные грибы являются симбионтами большинства высших растений;
  2. грибы используются для пищи человеком;
  3. плесневые грибы разрушают мертвые остатки растений и животных;
  4. грибы вместе с бактериями усваивают атмосферный азот, необходимый для питания растений;
  5. паразитические грибы контролируют численность некоторых организмов в биоценозе;
  6. грибы играют основную роль при образовании гумуса, что способствует лучшему развитию растений;
  7. грибы являются звеном в цепях питания  в структуре биоценоза.

Ответы школьного тура олимпиады по экологии. 2012г. 7 – 8 классы:

Задание № 1. Каждый правильный ответ – 1 балл.  Всего 15 баллов

1.б

2.а

3.в

4.а

5.а

6.б

7.г

8.а

9.в

10.б

11.а

12.в

13.б

14.а

15.в

Задание № 2. Каждый правильный ответ – 2балла. Всего  10 баллов

  1. 2 (а,г)
  2. 4(б, в)
  3. 1(в,г,д)
  4. 3(а,б,в)
  5. 4(а,б,д)

Задание № 3. Каждый правильный ответ – 1 балл. Всего 5 баллов

1(-),  2 (+), 3 (+), 4 (-), 5 (-)

Задание № 4. Всего 8 баллов

Экологическая задача

Почему грибы считают важным компонентом биоценоза?

Из предложенных ответов выберите 4 наиболее верные. Объясните свой выбор.

 За каждый правильно выбранный ответ-1 балл,

За каждый обоснованный  ответ – 1 балл.

Всего – 8 баллов.

Обоснование верных ответов: 1)потому, что симбиотические грибы  улучшают водный обмен и минеральное питание растений; 3) что в целом приводит к разрушению сложных органических веществ почвы и увеличению плодородия; 5) паразитические грибы, как и любые хищники контролируют численность различных организмов; 7) грибы являются одними из основных редуцентов  биоценоза, участвуя через пищевые цепи в круговороте веществ и энергии в любых биосистемах.

Максимальное количество баллов —  38 баллов  



Source: nsportal.ru

Почитайте еще:

karta.uef.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *