Кто такой дирижер – Профессия Дирижер. Описание профессии. Кто такой Дирижер. Описание профессии

Дирижёр — это… Что такое Дирижёр?

ДИРИЖЁР (ДИРИЖИ́РОВАНИЕ) (от франц. diriger — управлять, руководить) — музыкант, управляющий коллективом при разучивании и исполнении муз. произведения с помощью движения рук. С появлением форм коллективного музицирования потребовался руководитель, способный организовать и руководить совместным исполнением музыки. Управление ансамблем приобретало разные формы, но главной стала темпо-ритмическая организация исполнения. В 16—17 вв. получила распространение система шумного дирижирования, устанавливающая темп при помощи ударов баттуты (палки, трости). С проникновением в оркестр клавесина (органа) как исполнителя партии генерал-баса, в известной степени объединяющего фактуру других партий, разучивание произв. вошло в обязанности клавириста (клавир). Он становится руководителем коллектива (капеллы) — капельмейстером. Темп устанавливался посредством ритмически определенного исполнения аккордов генерал-баса и сопутствующих движений головы или свободной руки. В ситуации концерта такой способ не всегда себя оправдывал, поэтому возник второй руководитель — скрипач (отсюда название концертмейстер), к-рый мог играть стоя, был лучше виден, мог прекращать игру (поскольку в оркестре было неск. скрипачей), а движением смычка или постукиванием ему было легче навести порядок в игре ансамбля. Подобным образом осуществлялось руководство исполнением опер. Система двойного дирижирования существовала, пока клавесин оставался в оркестре. С его исчезновением и с увеличением состава оркестра, усложнением оркестровой фактуры и ритмики, а также по мере распространения романтической свободы трактовки темпа, руководство оркестром с помощью концертмейстера оказалось неэффективным. Примерно ко 2-й четв. 19 в. возник новый тип Д.-музыканта, полностью освобожденного от игры на инструменте, к-рый пластическими движениями рук с палочкой осуществлял руководство совместным исполнением. В наше время Д. пользуется пластическими движениями, имитирующими общепонятные бытовые жесты (подбрасывание и падение, тянущиеся и отрывистые движения разной интенсивности, удары, поглаживание, колебание и т. п.). Это облегчает совместную игру или пение, показывает характер исполнения, а условные направления движений рисуют метрику такта. Но тактирование — только первоначальная задача, более важной является осуществление образного и волевого воздействия на исполнителей, выразительными движениями рук, головы, взглядом заставляющими их играть согласно замыслу дирижера, передающего оркестру (хору) свое понимание произв., свое соотношение темпов или кульминаций, свое индивидуальное образное видение — интерпретацию произв.

Первоначально (в 19 в.) Д. обычно являлись композиторы, к-рые играли в концертах не только свои сочинения, но и произв. др. авторов. Однако далеко не все из них были способны выполнять разнообразные задачи, стоящие перед дирижером. Композиторское Д. дожило до 20 в. Среди Д.-композиторов — Рубинштейн, Чайковский, Глазунов, Рахманинов, Стравинский, Хачатурян и др.

Совр. понимание задач Д. и взгляд на иск-во, как на самостоятельную профессию, пришло не сразу. Обучение Д. как отд. муз. специальности началось в России только в 20-х гг. 20 в. Имея многие общие черты, оно сейчас разделено по родам коллективов: Д. симфонического оркестра и оперы, Д. хора, Д. духового оркестра, Д. оркестра нар. инструментов и т. д.

Лит.: Глинский М. Очерки по истории дирижерского иск-ва // Муз. современник. 1916. № 3; Тимофеев Ю. Руководство для начинающего дирижера. М., 1932; Багриновский М. М. Дирижерская техника рук. М., 1947; Птица К. Б. Очерки по технике дирижирования хором. М., Л., 1948; Каперштейн М. М. Вопросы дирижирования. М., 1965; Пазовский А. М. Записки дирижера. М., 1966; Кондрашин К. П. О дирижерском иск-ве. Л.; М., 1970;

Иванов-Радкевич А. П. О воспитании дирижера. М., 1973; Мусин И. А. О воспитании дирижера. Очерки. Л., 1987; Его же. Техника дирижирования. СПб., 1995.

humanities_dictionary.academic.ru

Дирижер. Все о музыке

Дирижером называют человека, который управляет игрой оркестра или ансамбля, пением хора или оперной труппы. С первого взгляда может показаться, что дирижер абсолютно ничего не делает, только стоит и размахивает руками, а оркестр (или хор) исполняют музыку сами, на самом деле все не так. От дирижера зависит то, как будет исполнена музыка. Благодаря ему все инструменты оркестра вступают и заканчивают играть вместе, дирижер показывает, в какой динамике следует играть ту или иную часть произведения, он показывает вступления отдельных групп инструментов.

Перед дирижером на специальной подставке (пульте или пюпитре) лежит партитура, где расписаны партии каждого инструмента оркестра.

Инструмент дирижера

У дирижеров оркестра в руках находится специальный инструмент (дирижерская палочка). Этот инструмент был не всегда, создал его великий дирижер Л. Шпор только в 19 веке. До этого времени в руках у дирижера находилась довольно большая и увесистая палка, которой он стучал по сцене, отбивая ритм. Оркестр ориентировался на стук и не сбивался с ритма и темпа. Кроме того, дирижер стоял спиной к музыкантам, а лицом к зрительному залу. В то время концертные залы посещали только самые знатные люди, поэтому поворачиваться к ним спиной считалось крайне неприличным и неуважительным. Все изменилось в начале 19 века.

Реформа дирижирования

Великий музыкант, исполнитель и дирижер Р. Вагнер, на премьере своего произведения повернулся лицом к оркестру (в этот день он держал в руках дирижерскую палочку, а не палку).

С этого момента искусство дирижирования стало развиваться, появилась целая система знаков, при помощи которых дирижер «давал указания» музыкантам. Крупнейшими дирижерами, которые развивали искусство дирижирования, были Вагнер, Лист, Берлиоз, Рахманинов. Зал был возмущен, этот поступок вызвал настоящий скандал, тем не менее, за Вагнером последовали все дирижеры, так как такое положение позволяло лучше управлять игрой музыкантов.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Дирижёр — это… Что такое Дирижёр?

Дирижёр (от фр. diriger — управлять, направлять, руководить) — руководитель разучивания и исполнения ансамблевой (оркестровой, хоровой, оперной и т. д.) музыки, которому принадлежит художественная трактовка произведения, осуществляемая под его управлением всем ансамблем исполнителей.

История

Как самостоятельный вид музыкального исполнительства дирижирование сложилось в первой половине XIX века, однако ещё на египетских и ассирийских барельефах встречаются изображения человека с жезлом в руке, руководящего группой музыкантов. В древнегреческом театре корифей руководил хором, отбивая ритм ногой, обутой в сандалию с железной подошвой. Вместе с тем уже в Древней Греции было распространено управление хором с помощью так называемой хейрономии (от др.-греч. xeir — рука и др.-греч. nomos — закон, правило), которое перешло затем и в практику церковного исполнительства в средневековой Европе; этот вид дирижирования предполагал систему условных движений рук и пальцев, с помощью которых дирижёр указывал певчим темп, метр, ритм, воспроизводил контуры мелодии — её движение вверх или вниз и т. д.[1].

С усложнением многоголосия и развитием оркестровой игры становилась всё более необходимой чёткая ритмическая организация ансамбля исполнителей, и в практику постепенно входил способ дирижирования с помощью «баттуты» — палки, изготовлявшейся из различных материалов, в том числе и из золота, служившей для отбивания такта. Самое раннее изображение управления ансамблем (церковным) с помощью баттуты относится к 1432 году

[1].

Баттута изначально представляла собою достаточно массивную трость; руководитель оркестра отбивал такт, ударяя ею об пол, — такое дирижирование было и шумным, и небезопасным: Ж. Б. Люлли во время дирижирования наконечником трости нанёс себе рану, оказавшуюся смертельной. Однако уже в XVII веке существовали и менее шумные способы дирижирования; так, в ансамбле исполнением мог руководить один из его участников, чаще всего скрипач, который отсчитывал такт ударами смычка или кивками головы.

С появлением в XVII веке системы генерал-баса, обязанности дирижёра перешли к музыканту, исполнявшему партию генерал-баса на клавесине или органе; он определял темп рядом аккордов, но мог также делать указания глазами, кивками головы, жестами, или даже, как например И. С. Бах, напевая мелодию или отстукивая ритм ногой. В XVIII веке генерал-басу всё чаще помогал первый скрипач — концертмейстер, который задавал тон своей игрой на скрипке, а мог, прекратив игру, использовать смычок в качестве баттуты. В XVIII веке распространилась практика двойного и тройного дирижирования — при исполнении сложных вокально-инструментальных сочинений: так, в опере клавесинист управлял певцами, а концертмейстер оркестром; третьим руководителем мог стать первый виолончелист, игравший басовый голос в оперных речитативах, или хормейстер; в отдельных случаях число дирижёров могло доходить до пяти

[1].

По мере отмирания системы генерал-баса (во второй половине XVIII века) возрастало значение скрипача-концертмейстера; и в XIX веке такой способ дирижирования сохранялся при исполнении несложных сочинений, в частности в бальных и садовых оркестрах; он используется нередко и в настоящее время при исполнении старинной музыки.

XIX век в истории дирижирования

Развитие и усложнение симфонической музыки, постепенное расширение состава оркестра уже в конце XVIII века требовали освобождения дирижёра от участия в ансамбле; дирижирующий концертмейстер вновь уступал своё место человеку, стоящему перед оркестром. При этом в качестве баттуты могла использоваться трубка из кожи, набитая шерстью, или рулон нот. В начале XIX века в руке дирижёра появилась небольшая деревянная палочка. В Вене дирижёрскую палочку первым использовал Игнац фон Мозель в 1812 году; в 1817 году с помощью палочки управляли оркестром К. М. Вебер в Дрездене и Л. Шпор во Франкфурте-на-Майне[1].

На протяжении веков композиторы по общему правилу сами исполняли свои произведения: сочинение музыки входило в обязанности капельмейстера, кантора, в иных случаях и органиста; постепенное превращение дирижирования в профессию началось в последние десятилетия XVIII века, когда появились композиторы, регулярно выступавшие с исполнением чужих сочинений. Так, в Вене с 1771 года в публичных благотворительных концертах Музыкального общества, которыми сначала руководил Флориан Леопольд Гассман, а затем на протяжении многих лет Антонио Сальери, часто исполнялись сочинения ушедших композиторов или современников, которые по тем или иным причинам лично участвовать в концертах не могли. Практика исполнения чужих сочинений в конце XVIII века распространилась в оперных театрах; чужими операми нередко дирижировали Йозеф Мысливечек, пропагандировавший, в частности, творчество К. В. Глюка, и Джованни Паизиелло.

Если в XVIII веке композиторы-дирижёры выступали в основном со своими оркестрами (капеллами), исключение составляли лишь оперные композиторы, ставившие и исполнявшие свои сочинения в разных городах и странах, то в XIX веке и на концертной эстраде появились гастролёры, выступавшие как с собственными, так и с чужими сочинениями, дирижируя чужими оркестрами, как, например, Гектор Берлиоз и Феликс Мендельсон, позже Р. Вагнер[1].

Доподлинно не установлено, кто первый, пренебрегая приличиями, повернулся спиной к публике, лицом к оркестру, Г. Берлиоз или Р. Вагнер, но в искусстве управления оркестром это был исторический поворот, обеспечивший полноценный творческий контакт дирижёра с артистами оркестра. Постепенно дирижирование превращалось в самостоятельную профессию, не связанную с композиторским творчеством: управление разросшимся оркестром требовало специальных навыков и специальной одарённости. «Для дирижирования, — напишет позже Феликс Вейнгартнер, — требуется не только способность полностью понимать и чувствовать музы­кальное художественное творение, но и особая техническая лов­кость рук, её трудно описать и ей едва ли можно научиться… Эта специфическая способность зачастую никак не связа­на с общей музыкальной одарённостью. Случается, что какой-нибудь гений лишен этой способности, а посред­ственный музыкант наделён ею»[2]. Среди первых профессиональных дирижёров, получивших международное признание, — Ганс фон Бюлов и Герман Леви; Бюлов стал первым в истории дирижёром, гастролировавшим вместе с оркестрами, в том числе с Берлинским филармоническим[3].

«Большая пятёрка»: Бруно Вальтер, Артуро Тосканини, Эрих Кляйбер, Отто Клемперер, Вильгельм Фуртвенглер

Дирижирование в XX веке

Со второй половины XIX века в Европе доминировала немецко-австрийская школа дирижирования, что не в последнюю очередь было обусловлено преобладанием немецко-австрийской симфонической музыки в концертном репертуаре; на рубеже веков её представляла прежде всего так называемая «послевагнеровская пятёрка»: Ганс Рихтер, Феликс Мотль, Густав Малер, Артур Никиш, Феликс Вейнгартнер, — а в дальнейшем дирижёры следующего поколения: Бруно Вальтер, Отто Клемперер, Вильгельм Фуртвенглер, Эрих Кляйбер и нидерландский дирижёр немецкой школы Виллем Менгельберг. Сложившаяся в эпоху романтизма, эта школа вплоть до середины XX века сохраняла те или иные черты, присущие романтическому направлению в музыкальном исполнительстве.

Чувствуя себя сотворцом исполняемого сочинения, дирижёр-романтик порою не останавливался перед внесением тех или иных изменений в партитуру, прежде всего касающихся инструментовки (некоторые исправления, внесённые романтиками в поздние сочинения Л. ван Бетховена, и сейчас принимаются дирижёрами), тем более не видел большого греха в отступлении, на своё усмотрение, от обозначенных в партитуре темпов и т. д. Это казалось оправданным, поскольку далеко не все великие композиторы прошлого в совершенстве владели оркестровкой, а Бетховену, как предполагалось, глухота мешала ясно представить себе звуковое сочетание, — в то же время возросшая значимость дирижёров-профессионалов нередко побуждала здравствующих композиторов советоваться с ними или вносить в партитутру исправления после неправильного, но впечатляющего исполнения.

Те вольности, которые позволяли себе в отношении партитур Вагнер, а затем Ганс фон Бюлов, осуждались нередко и их современниками. Так, Феликс Вейнгартнер значительную часть своей книги «О дирижировании» посвятил полемике с Бюловом[4]. Дирижёрские вторжения в партитуры постепенно уходили в прошлое (в первой половине XX века критике за такие вторжения подвергались главным образом Виллем Менгельберг и Леопольд Стоковский), но долго ещё сохранялось стремление адаптировать сочинения давно ушедших композиторов к восприятию современной аудитории: «романтизировать» сочинения доромантической эпохи, исполнять музыку XVIII века полным составом симфонического оркестра XX столетия… Всё это ещё в начале XX века вызвало «антиромантическую» реакцию в музыкальных и околомузыкальных кругах. Значительным явлением в музыкальном исполнительстве второй половины XX века стало движение «аутентистов». Бесспорной заслугой этого направления, представленного Густавом Леонхардтом, Николаусом Арнонкуром и целым рядом других музыкантов, является освоение стилистических особенностей музыки XVI—XVIII веков — тех особенностей, которыми дирижёры-романтики в большей или меньшей степени были склонны пренебрегать.

Современность

Поскольку не все завоевания «аутентистов» являются бесспорными, большинство современных дирижёров при обращении к музыке XVIII века (музыку более отдалённых времён неаутентисты исполняют редко) ищут свою «золотую середину» между романтизмом и «аутентизмом», нередко при этом подражая и способам дирижирования того времени — управляют оркестром, сидя за фортепиано или со скрипкой в руке.

В настоящее время многие дирижёры отказываются от использования палочки — вообще или в медленных частях сочинений (без палочки ещё в первой половине XX века дирижировал Леопольд Стоковский). Те же, кто не отказывается, держат её, как правило, в правой руке. Самая сильная (первая) доля такта обозначается движением правой руки вниз, самая слабая (последняя) — движением правой руки вверх, остальные (если они имеются) распределяются между ними, образуя так называемую метрическую сетку. Кроме такого определения темпа и ритма, дополнительными движениями рук, головы, всего корпуса, а также мимикой дирижёр указывает характер исполнения музыки как для ансамбля в целом, так и для его отдельных групп и участников.

Профессия дирижёра и в настоящее время остается преимущественно мужской, однако в XX веке стали появляться и дирижёры-женщины: на рубеже столетий открытыми концертами в Гётеборге дирижировала Эльфрида Андрее, Надя Буланже дебютировала как дирижёр в 1912 году, Жанна Эврар возглавила собственный Парижский женский оркестр в 1930 г., известностью пользовались Сара Колдуэлл (первая женщина, дирижировавшая в Метрополитен Опера) и более 50 лет работавшая с крупнейшими оркестрами СССР Вероника Дударова.

Примечания

Ссылки

См. также

dic.academic.ru

ДИРИЖЕР — это… Что такое ДИРИЖЕР?

Вы пришли в оперный театр. Спектакль еще не начался, но в оркестровой яме — так называется помещение, расположенное внизу перед сценой — уже собрались музыканты. Они настраивают свои инструменты, и шум стоит невообразимый. Кажется, что из этого хаоса звуков не может получиться стройное, согласное и красивое звучание. А ведь еще будут певцы-солисты и хор… Для того, чтобы управлять этим большим музыкальным коллективом, и существует дирижер (французское diriger — управлять, направлять, руководить). Дирижер не просто следит, чтобы все играли согласно. Он тщательно продумывает замысел композитора — характер звучания музыки. Он разучивает произведение с исполнителями, указывает, когда нужно вступить тому или иному инструменту, быстро или медленно, громко или тихо должен тот играть. Дирижер нужен в опере и в симфоническом оркестре, в хоре и в ансамбле песни и пляски — везде, где музыку исполняет большой коллектив. Хором руководит дирижер-хоровик — хормейстер. Когда-то очень давно ансамблем исполнителей руководил музыкант, игравший на клавесине или органе. Он исполнял свою партию и одновременно определял темп, подчеркивал ритм. Потом клавишный инструмент перестал принимать участие в исполнении оркестровых произведений, и руководство перешло к первому скрипачу. И сейчас кое-где можно увидеть, что небольшим инструментальным ансамблем руководит скрипач. Но состав оркестра со временем все увеличивался, и скоро скрипачу стало не под силу. играя самому, управлять таким большим коллективом. В начале XIX века сложилось понятие дирижера оркестра, близкое нашему. Правда, а то время дирижер еще стоял лицом к публике, так как считалось неприличным поворачиваться к ней спиной. Поэтому приходилось стоять спиной к оркестру и дирижировать, не видя оркестрантов. Первыми от этого неудобного и для оркестра и для дирижера положения отказались немецкие композиторы Феликс Мендельсон и Рихард Вагнер. В начале же XIX века композиторы и дирижеры Карл Мария Вебер, Людвиг Шпор и другие применили впервые для дирижирования небольшую деревянную палочку. Сделали они это совершенно независимо друг от друга. Новый способ дирижирования так понравился, что палочка стала верной помощницей дирижера. Рассказывают, что когда замечательный русский композитор Александр Константинович Глазунов приехал в Англию, где должен был дирижировать, то, не зная английского языка, он выучил всего одну фразу. С ней он и обратился к оркестрантам: «Господа, прошу вас сыграть то, что я нарисую концом своей палочки». Сейчас некоторые дирижеры отказываются от палочки. Дирижер — это душа оркестра. Так же как, например, различные пианисты, исполняя одну и ту же пьесу, играют ее по-разному, так и дирижер может подчеркнуть в произведении его классически ясные или романтически взволнованные темы, может выделить одни черты и смягчить, затушевать другие. Поэтому дирижер должен быть широкообразованным музыкантом: знать историю музыки, историю других искусств, безукоризненно разбираться в стиле произведения, свободно ориентироваться в эпохе, в которую оно было создано. Дирижер должен обладать великолепным слухом, владеть каким-то (а лучше — какими-то) музыкальным инструментом. В XX веке всемирно известны такие дирижеры, как Леопольд Стоковский, Артуро Тосканини, Вилли Ферреро, Герберт фон Караян. Выдающимися советскими дирижерами были Николай Семенович Голованов и Самуил Абрамович Самосуд. Советское дирижерское искусство прославили Герой Социалистического Труда народный артист СССР Евгений Александрович Мравинский, а в следующих поколениях народные артисты СССР Геннадий Рождественский и Евгений Светланов.

Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990.

dic.academic.ru

что это значит в музыке, особенности профессии.

Среди музыкантов есть много разнообразных профессий. Среди них выделяется специальность дирижер кто этоэто мы сейчас узнаем.


История профессии

Само слово «дирижер» является французским и будет переводиться как вид действия, связанного с руководством и управлением. Самые первые упоминания о дирижерах были сделаны еще в Древнем Египте. Так, имеются барельефы, которые изображают человека с жезлом перед музыкантами.

  • В Древней Греции дирижер управляет хором. Его называли корифей. Он такт отбивал ногой. Несколько позднее, у этого музыканта появился специальный жезл – баттута
  • Уже в 17 веке дирижер начинает использовать скрипичный смычок.
  • В наши дни дирижер управляет при помощи палочки или рук.

Особенности специальности

Из всех музыкальных специальностей, именно дирижер будет достаточно сложной специальностью.

 Это связано с тем, что именно он будет знать и уметь следующее:

  • несет ответственность за то, как прозвучит та или иная композиция во время выступления;
  • должен быть знатоком различных музыкальных произведений;
  • обязан знать, какими способностями будет обладать каждый музыкант или хорист, которые входят в его оркестр или хор;
  • должен уметь правильно распределить партии, согласно возможностей других специалистов.

Именно от того, насколько профессионалом будет этот специалист, зависит то, как будет звучать выбранное музыкальное произведение.

Какими профессиональными навыками должен обладать?

Для того чтобы быть профессиональным дирижером, необходимо иметь следующие навыки:

  • идеальный музыкальный слух и чувство ритма;
  • развитую интуицию и врожденную музыкальность;
  • в совершенстве знать нотную грамоту;
  • отличную память;
  • пальцы должны быть хорошо развиты;
  • хорошую координацию движений;
  • обязательным является получение академического музыкального образования;
  • хорошее знание не только технических характеристик, но и истории создания и использования инструментов;
  • обладать лидерскими качествами;
  • быть хорошим организатором;
  • допускается использовать свой собственный стиль управления коллективом;
  • должна быть обширная подборка музыкального репертуара;
  • очень хорошо помогает наличие творческой фантазии;
  • не помешает наличие такого навыка, как коммуникабельность.

К чему стоит приготовиться, решив стать дирижером?

Стоит сказать, что дирижеры относятся к редкой и специфической профессии. Однако это не мешает им находить свою нишу в мире музыки. Но все же об этом стоит позаботиться еще во время учебы в консерватории. Все дело в том, что новичка не поставят руководить оркестром или хором, а потому нужно успеть набраться достаточно опыта, чтобы быстрее освоиться.

Кроме того, наличие опыта сразу повышает значимость в лице нанимателей. Если говорить о карьере, то тут все зависит от разрядов. Например, достигнуть 9 или13 разряда потребуют массу работы над собой и расширением своих возможностей. Не помешает талант и длительный стаж работы.


Теперь вы знаете о профессии дирижер кто это, какие требования ему предъявляются и что должен знать и уметь.

oksait.ru

Кто такой дирижер?

Слово «дирижер» — слово французского происхождения и обозначает оно — направлять, руководить. Классический пример.

 

Представьте оркестровую яму, музыканты… Каждый настраивает свой инструмент, оркестр гудит, звуки издаются, но эту какофонию музыкальным произведением не назовешь. Каждый дудит и играет свое. Но вот появляется человек. Легкий взмах руки и все заиграли стройно и слаженно.

 

Да, такова роль дирижера. Следить, чтобы все музыканты оркестра играли согласно нот, и более того, играли так, как дирижер трактует замысел композитора. Дирижер — голова оркестра, а музыканты — как части тела, если можно выразиться образно.

 

Дирижер — руководитель оркестра. Он вместе с музыкантами занимается разучиванием произведения. Во время исполнения, он показывает, какому инструменту и где нужно вступать, с какой силой играть. Дирижер задает темп, убыстряет его. Одним словом, он направляет весь ход его исполнения и как бы вкладывает в него свою душу.

 


 

Что интересно, такую роль среди музыкантов обязательно кто-то должен на себя взять. Даже в небольшом коллективе, даже если нет отдельного человека, кто-то среди исполнителей будет выполнять функции дирижера. Он, конечно, не будет выделяться, выходить на авансцену, но будет руководить исполнением едва заметными, но понятными всем музыкантам, кивками головы или движениями рук.

Если проследить историю того, как получилось так, что дирижировать стал отдельно взятый человек, то мы увидим следующую закономерность. Раньше эту роль исполнял органист, позже скрипач, когда же оркестры или ансамбли начали разрастаться до больших размеров, стало целесообразным кому-то уже не играть в оркестре, а только управлять им.

Дирижер — это мозг и душа оркестра или ансамбля. Он трактует произведение, он знает возможности оркестра, распределяет партии, он вдохновляет музыкантов, он берет на себя порою и все организационные моменты. Задач много, но самая главная — это передача художественного замысла произведения.

mlife.com.ua

Дирижёр — Википедия

Дирижёр (от фр. diriger — управлять, направлять, руководить) — руководитель разучивания и исполнения ансамблевой (оркестровой, хоровой, оперной и т. д.) музыки. Именно дирижёру принадлежит художественная трактовка произведения, он же призван обеспечить как ансамблевую стройность, так и техническое совершенство исполнения. Хотя те или иные формы управления группами музыкантов существовали ещё в глубокой древности, в самостоятельную профессию, требующую специальных навыков и специальной одарённости, дирижирование превратилось лишь во второй половине XIX века.

История

Как самостоятельный вид музыкального исполнительства дирижирование сложилось в первой половине XIX века, однако ещё на египетских и ассирийских барельефах встречаются изображения человека с жезлом в руке, руководящего группой музыкантов. В древнегреческом театре корифей руководил хором, отбивая ритм ногой, обутой в сандалию с железной подошвой[1]. Вместе с тем уже в Древней Греции было распространено управление хором с помощью так называемой хейрономии (от др.-греч. χείρ — рука и νόμος — закон, правило), которое перешло затем и в практику церковного исполнительства в средневековой Европе; этот вид дирижирования предполагал систему условных движений рук и пальцев, с помощью которых дирижёр указывал певчим темп, метр, ритм, воспроизводил контуры мелодии — её движение вверх или вниз и т. д.[1]

С усложнением многоголосия и развитием оркестровой игры становилась всё более необходимой чёткая ритмическая организация ансамбля исполнителей, и в практику постепенно входил способ дирижирования с помощью баттуты — палки, изготовлявшейся из различных материалов, в том числе и из золота, служившей для отбивания такта. Самое раннее изображение управления ансамблем (церковным) с помощью баттуты относится к 1432 году[1].

Баттута изначально представляла собою достаточно массивную трость; руководитель оркестра отбивал такт, ударяя ею об пол, — такое дирижирование было и шумным, и небезопасным: Ж. Б. Люлли во время дирижирования наконечником трости нанёс себе рану, оказавшуюся смертельной[2]. Однако уже в XVII веке существовали и менее шумные способы дирижирования; так, в ансамбле исполнением мог руководить один из его участников, чаще всего скрипач, который отсчитывал такт ударами смычка или кивками головы[1].

С появлением в XVII веке системы генерал-баса обязанности дирижёра перешли к музыканту, исполнявшему партию генерал-баса на клавесине или органе; он определял темп рядом аккордов, но мог также делать указания глазами, кивками головы, жестами, или даже, как например И. С. Бах, напевая мелодию или отстукивая ритм ногой[1]. В XVIII веке генерал-басу всё чаще помогал первый скрипач — концертмейстер, который задавал тон своей игрой на скрипке, а мог, прекратив игру, использовать смычок в качестве баттуты[3]. В XVIII веке распространилась практика двойного и тройного дирижирования — при исполнении сложных вокально-инструментальных сочинений: так, в опере клавесинист управлял певцами, а концертмейстер оркестром; третьим руководителем мог стать первый виолончелист, игравший басовый голос в оперных речитативах, или хормейстер; в отдельных случаях число дирижёров могло доходить до пяти[4].

По мере отмирания системы генерал-баса (во второй половине XVIII века) возрастало значение скрипача-концертмейстера; и в XIX веке такой способ дирижирования сохранялся при исполнении несложных сочинений, в частности в бальных и садовых оркестрах; он используется нередко и в настоящее время при исполнении старинной музыки[4][5].

XIX век в истории дирижирования

Развитие и усложнение симфонической музыки, постепенное расширение состава оркестра уже в конце XVIII века требовали освобождения дирижёра от участия в ансамбле; дирижирующий концертмейстер вновь уступал своё место человеку, стоящему перед оркестром[4]. При этом в качестве баттуты могла использоваться трубка из кожи, набитая шерстью, или рулон нот[1]. В начале XIX века в руке дирижёра появилась небольшая деревянная палочка. В Вене дирижёрскую палочку первым использовал Игнац фон Мозель в 1812 году; в 1817 году с помощью палочки управляли оркестром К. М. Вебер в Дрездене и Л. Шпор во Франкфурте-на-Майне[4].

На протяжении веков композиторы по общему правилу сами исполняли свои произведения: сочинение музыки входило в обязанности капельмейстера, кантора, в иных случаях и органиста; постепенное превращение дирижирования в профессию началось в последние десятилетия XVIII века, когда появились композиторы, регулярно выступавшие с исполнением чужих сочинений. Так, в Вене с 1771 года в публичных благотворительных концертах Музыкального общества, которыми сначала руководил Флориан Леопольд Гассман, а затем на протяжении многих лет Антонио Сальери, часто исполнялись сочинения ушедших композиторов или современников, которые по тем или иным причинам лично участвовать в концертах не могли[6][7]. Практика исполнения чужих сочинений во второй половине XVIII века распространилась и в оперных театрах: чужими операми нередко дирижировали К. В. Глюк, Джованни Паизиелло и Йозеф Мысливечек, пропагандировавший, в частности, творчество К. В. Глюка[8][9].

Если в XVIII веке композиторы-дирижёры выступали в основном со своими оркестрами (капеллами), исключение составляли лишь оперные композиторы, ставившие и исполнявшие свои сочинения в разных городах и странах, то в XIX веке и на концертной эстраде появились гастролёры, выступавшие как с собственными, так и с чужими сочинениями, дирижируя чужими оркестрами, как, например, Гектор Берлиоз и Феликс Мендельсон, а позже Р. Вагнер[4].

Доподлинно не установлено, кто первый, пренебрегая приличиями, повернулся спиной к публике, лицом к оркестру, Г. Берлиоз или Р. Вагнер, но в искусстве управления оркестром это был исторический поворот, обеспечивший полноценный творческий контакт дирижёра с артистами оркестра[4]. Постепенно дирижирование превращалось в самостоятельную профессию, не связанную с композиторским творчеством: управление разросшимся оркестром, интерпретация всё более усложняющихся сочинений требовали специальных навыков и специальной одарённости, отличной в том числе и от одарённости музыканта-инструменталиста[10][11]. «Для дирижирования, — писал Феликс Вейнгартнер, — требуется не только способность полностью понимать и чувствовать музыкальное художественное творение, но и особая техническая ловкость рук, её трудно описать и ей едва ли можно научиться… Эта специфическая способность зачастую никак не связана с общей музыкальной одарённостью. Случается, что какой-нибудь гений лишён этой способности, а посредственный музыкант наделён ею»[12]. Среди первых профессиональных дирижёров, получивших международное признание, — Ганс фон Бюлов и Герман Леви; Бюлов стал первым в истории дирижёром, гастролировавшим вместе с оркестрами, в том числе с Берлинским филармоническим[13].

Дирижёрское искусство в России

До XVIII века дирижирование в России было связано главным образом с хоровым исполнением, и в первую очередь — церковной музыки[14]. Для руководителей церковных хоров, регентов, вырабатывались определённые приёмы дирижирования, о которых говорится, в частности, в «Мусикийской грамматике» Н. П. Дилецкого, относящейся ко второй половине XVII века[14].

Первыми оркестровыми дирижёрами были музыканты из крепостных, руководившие частными капеллами; так, наиболее известный среди них, Степан Дегтярёв, управлял оркестром Шереметевых[14]. На протяжении XVIII и XIX веков в России, как и в Западной Европе, дирижирование, как правило, было связано с композиторским творчеством: известными дирижёрами в своё время были Иван Хандошкин и Василий Пашкевич, в XIX веке — Милий Балакирев и Антон Рубинштейн[14].

Первым профессиональным дирижёром (не являвшимся композитором) можно считать Николая Рубинштейна, который с начала 60-х годов XIX века был постоянным дирижёром симфонических концертов в Москве, гастролировал в качестве дирижёра в Петербурге и других городах, был первым в России исполнителем многих сочинений как русских (прежде всего П. И. Чайковского), так и зарубежных композиторов[14][15]. Но если Рубинштейн за рубежом был известен в первую очередь как выдающийся пианист, то Василий Сафонов стал первым русским музыкантом, получившим международное признание, уже в начале XX века, именно в качестве дирижёра[16][17].

Дирижёр в XX веке

«Большая пятёрка»: Бруно Вальтер, Артуро Тосканини, Эрих Кляйбер, Отто Клемперер, Вильгельм Фуртвенглер

Престиж профессии дирижёра особенно вырос в начале XX века; широко распространившееся преклонение перед человеком, стоящим за пультом, дало повод Теодору Адорно написать: «…общественный авторитет дирижёров в большинстве случаев намного превышает реальный вклад большинства из них в исполнение музыки»[18]. Те же соображения в 20-х годах вызвали к жизни попытки создать оркестры без дирижёра, и первый такой оркестр, Персимфанс, был создан в Москве в 1922 году[19][20]. Однако идея себя не оправдала: как сам Персимфанс, так и другие оркестры, созданные по его образцу, оказались недолговечными[20][19].

Со второй половины XIX века в Европе доминировала немецко-австрийская школа дирижирования, что не в последнюю очередь было обусловлено преобладанием немецко-австрийской симфонической музыки в концертном репертуаре; на рубеже веков её представляла прежде всего так называемая «послевагнеровская пятёрка»: Ханс Рихтер, Феликс Мотль, Густав Малер, Артур Никиш, Феликс Вейнгартнер, — а в дальнейшем дирижёры следующего поколения: Бруно Вальтер, Отто Клемперер, Вильгельм Фуртвенглер, Эрих Кляйбер и нидерландский дирижёр немецкой школы Виллем Менгельберг[1]. Сложившаяся в эпоху романтизма, эта школа вплоть до середины XX века сохраняла те или иные черты, присущие романтическому направлению в музыкальном исполнительстве[21].

Чувствуя себя сотворцом исполняемого сочинения, дирижёр-романтик порою не останавливался перед внесением тех или иных изменений в партитуру, прежде всего касающихся инструментовки (некоторые исправления, внесённые романтиками в поздние сочинения Л. ван Бетховена, и сейчас принимаются дирижёрами[22]), тем более не видел большого греха в отступлении, на своё усмотрение, от обозначенных в партитуре темпов и т. д.[23]. Это считалось оправданным, поскольку далеко не все великие композиторы прошлого в совершенстве владели оркестровкой, а Бетховену, как предполагалось, глухота мешала ясно представить себе звуковое сочетание[24][25]. Очень часто сами композиторы после первого прослушивания вносили исправления в оркестровку своих сочинений, но не все имели возможность их услышать[26].

Те вольности, которые позволяли себе в отношении партитур Вагнер, а затем Ганс фон Бюлов, осуждались нередко и их современниками. Так, Феликс Вейнгартнер значительную часть своей книги «О дирижировании» посвятил полемике с Бюловом[27]. Дирижёрские вторжения в партитуры постепенно уходили в прошлое (в первой половине XX века критике за такие вторжения подвергались главным образом Виллем Менгельберг и Леопольд Стоковский), но долго ещё сохранялось стремление адаптировать сочинения давно ушедших композиторов к восприятию современной аудитории: «романтизировать» сочинения доромантической эпохи, исполнять музыку XVIII века полным составом симфонического оркестра XX столетия… Всё это ещё в начале XX века вызвало «антиромантическую» реакцию в музыкальных и околомузыкальных кругах[28]). Значительным явлением в музыкальном исполнительстве второй половины XX века стало движение «аутентистов». Бесспорной заслугой этого направления, представленного Густавом Леонхардтом, Николаусом Арнонкуром и целым рядом других музыкантов, является освоение стилистических особенностей музыки XVI—XVIII веков — тех особенностей, которыми дирижёры-романтики в большей или меньшей степени были склонны пренебрегать[5][29].

Видео по теме

Современность

Поскольку не все завоевания «аутентистов» являются бесспорными, большинство современных дирижёров при обращении к музыке XVIII века (сочинения более отдалённых времён неаутентисты исполняют редко) ищут свою золотую середину между романтизмом и «аутентизмом», нередко при этом подражая и способам дирижирования того времени — управляют оркестром, сидя за фортепиано или со скрипкой в руке[5][29].

Исполнение симфонической музыки требует от современного дирижёра, помимо музыкальной одарённости, специально тренированного слуха (для дирижёра, как считал Бруно Вальтер, важнее абсолютного слуха восприимчивость к оттенкам динамики, к звуковым пропорциям между отдельными голосами[30]) и чувства формы, основательной музыкально-теоретической подготовки и широких знаний в области музыкальной литературы[31]. Более того, писал Бруно Вальтер, «только крупная исполнительская личность может понять и раскрыть великое в творчестве другого»[32]. Для оперного дирижёра необходимы ещё и драматургическое чутьё и хорошая осведомлённость в области вокальной технологии[31]. Как художественный руководитель музыкального коллектива дирижёр должен быть психологом, педагогом, обладать организаторскими способностями и лидерскими качествами[31][11].

В настоящее время многие дирижёры отказываются от использования палочки — вообще или в медленных частях сочинений; без палочки ещё в первой половине XX века дирижировали Василий Сафонов (с начала 20-х годов)[1] и Леопольд Стоковский. Лео Гинзбург отмечал, что в научной литературе с годами всё меньше внимания уделяется мануальной технике: она очень индивидуальна и на практике нередко опровергает любые теории[33]. Здесь можно обозначить лишь общие контуры: самая сильная (первая) доля такта обозначается движением правой руки вниз, самая слабая (последняя) — движением правой руки вверх, остальные (если они имеются) распределяются между ними, образуя так называемую метрическую сетку. Кроме такого определения темпа и ритма, дополнительными движениями рук, головы, всего корпуса, а также мимикой дирижёр указывает характер исполнения музыки как для ансамбля в целом, так и для его отдельных групп и участников[31]. В своё время Рихард Вагнер вызывал негодование публики тем, что симфоническими сочинениями дирижировал наизусть; в XX веке выступления в концертах без партитуры на пульте и даже без пульта стали нормой: «Хороший дирижёр, — говорил Ганс фон Бюлов, — держит партитуру в голове, а плохой — голову в партитуре»[34][35]. Если дирижёр не может оторваться от партитуры, писал Ф. Вейнгартнер, он не более чем отбиватель такта и не имеет права претендовать на звание артиста[35]. Для Вагнера и Бюлова и для их многочисленных последователей важен был зрительный контакт с оркестром; с другой стороны, и Вейнгартнер в своё время напоминал, что публика «должна слушать музыку, а не удивляться хорошей памяти дирижёра»[36], и часто можно наблюдать, как дирижёр перелистывает партитуру, почти не заглядывая в неё — не отрывая взгляда от оркестра; многие, во всяком случае, считали и считают демонстративное дирижирование наизусть дурным тоном[31][35].

Сфера применения дирижёрского искусства уже в XX веке существенно расширилась: к концертной эстраде и музыкальному театру добавились кинематограф, радио, телевидение и студия звукозаписи[37]. При этом в кино, как и в драматическом театре, дирижирование носит прикладной характер, а на радио, телевидении и в студии утрачивается непосредственный контакт со слушателями: «Создаётся, — пишет Лео Гинзбург, — своеобразная продукция промышленного порядка»[37].

Профессия дирижёра и в настоящее время остаётся преимущественно мужской, однако в XX веке стали появляться и дирижёры-женщины: на рубеже столетий открытыми концертами в Гётеборге дирижировала Эльфрида Андрее; успешным дирижёром была Надя Буланже; Жанна Эврар возглавила собственный Парижский женский оркестр в 1930 году[38]. В СССР первой женщиной-дирижёром стала Вероника Дударова, впервые вставшая за пульт в 1944 году[39].

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 Рацер, 1975, с. 252.
  2. Beaussant P. Lully ou Le Musicien du Soleil. — Paris: Gallimard/Théâtre des Champs-Élysées, 1992. — P. 789.
  3. ↑ Рацер, 1975, с. 252—253.
  4. 1 2 3 4 5 6 Рацер, 1975, с. 253.
  5. 1 2 3 Паршин А. А. Аутентизм: вопросы и ответы // Музыкальное искусство барокко. Сборник 37. — М.: МГК, 2003. — С. 221—233.
  6. Штейнпресс Б. С. Антонио Сальери в легенде и действительности // Очерки и этюды. — М.: Советский композитор, 1979. — С. 137.
  7. Кириллина Л. В. Бетховени и Сальери // Старинная музыка : журнал. — 2000. — № 2 (8). — С. 15—16.
  8. Рыцарев С. Кристоф Виллибальд Глюк. — М.: Музыка, 1987. — С. 67.
  9. Бэлза И. Ф. Мысливечек // Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1974. — Т. 17.
  10. ↑ Адорно, 1999, с. 99.
  11. 1 2 Гинзбург, 1975, с. 614—615.
  12. ↑ Вейнгартнер. Дирижёр, 1975, с. 184.
  13. ↑ Гинзбург, 1975, с. 187.
  14. 1 2 3 4 5 Рацер, 1975, с. 254.
  15. Корабельникова Л. З. Рубинштейн Н. Г. // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1978. — Т. 4.
  16. ↑ Гинзбург, 1975, с. 164.
  17. Корабельникова Л. З. Сафонов В. И. // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1978. — Т. 4.
  18. ↑ Адорно, 1999, с. 95.
  19. 1 2 Рацер, 1975, с. 255.
  20. 1 2 Ямпольский И. М. Персимфанс // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1978. — Т. 4.
  21. ↑ Гинзбург, 1975, с. 186.
  22. ↑ Гинзбург, 1975, с. 381—390.
  23. ↑ Вейнгартнер. О дирижировании, 1975, с. 167—176.
  24. Вагнер Р. Отчёт об исполнении Девятой симфонии Бетховена в Дрездене в 1846 году. — Л. М. Гинзбург. Дирижёрское исполнительство: Практика. История. Эстетика. — М.: Музыка, 1975. — С. 135—137.
  25. ↑ Гинзбург, 1975, с. 390—391.
  26. ↑ Гинзбург, 1975, с. 391—392.
  27. ↑ Гинзбург, 1975, с. 186—187.
  28. ↑ Гинзбург, 1975, с. 389.
  29. 1 2 Аутентичное исполнительство // Большая российская энциклопедия. — М.: Большая российская энциклопедия, 2005. — Т. 2. — С. 496—497.
  30. ↑ Бруно Вальтер, 1975, с. 324.
  31. 1 2 3 4 5 Рацер, 1975, с. 255.
  32. ↑ Бруно Вальтер, 1975, с. 318.
  33. ↑ Гинзбург, 1975, с. 7.
  34. Давтян А. О. Исторические анекдоты. — ОЛМА Медиа Групп, 2012. — С. 165. — 304 с.
  35. 1 2 3 Вейнгартнер. О дирижировании, 1975, с. 177.
  36. ↑ Вейнгартнер. О дирижировании, 1975, с. 176.
  37. 1 2 Гинзбург, 1975, с. 6.
  38. Poulet Christian. Jane Evrard. Сайт ристиана Пуле. Проверено 17 сентября 2015.
  39. ↑ Дударова В. Б. // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1975. — Т. 2.

Литература

  • Адорно Т. В. Дирижёр и оркестр // Т. В. Адорно. Избранное: Социология музыки. — М.- СПб: Университетская книга, 1999. — С. 95—106.
  • Вальтер Б. «Я» и «другой» // Л. М. Гинзбург. Дирижёрское исполнительство: Практика. История. Эстетика. — М.: Музыка, 1975. — С. 317—341.
  • Вейнгартнер Ф. Дирижёр // Л. М. Гинзбург. Дирижёрское исполнительство: Практика. История. Эстетика. — М.: Музыка, 1975. — С. 182—186.
  • Вейнгартнер Ф. О дирижировании // Л. М.Гинзбург. Дирижёрское исполнительство: Практика. История. Эстетика. — М.: Музыка, 1975. — С. 165—182.
  • Гинзбург Л. М. Дирижёрское исполнительство: Практика. История. Эстетика. — М.: Музыка, 1975. — 496 с.
  • Каюков В.А. Дирижёр и дирижирование. — Москва: ДПК Пресс, 2014. — С. 48-52. — 214 с. — ISBN 978-5-91976-055-9.
  • Мусин И.А. Техника дирижирования. — Ленинград: Музыка, 1967. — С. 27-33. — 352 с.
  • Рацер E. Я. Дирижирование // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1975. — Т. 2. — С. 251—255.
  • José Antonio Bowen. The Cambridge Companion to Conducting. — Cambridge University Press, 2003. — С. 3-5. — 346 с. — ISBN 0521527910.
  • Emily Freeman Brown. A Dictionary for the Modern Conductor. — Scarecrow Press, 2015. — С. 33-34, 156. — 432 с. — ISBN 0810884011.

wiki2.red

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *